Браун потери кораблей во второй мировой войне. Vi. английские потери на средиземном море. Перл-Харбор с немецким акцентом

Итоги участия Великобритании во Второй мировой войне были неоднозначными. Страна сохранила свою независимость и внесла заметный вклад в победу над фашизмом, в тоже время она утратила роль мирового лидера и вплотную приблизилась к потере колониального статуса.

Политические игры

Британская военная историография часто любит напоминать, что пакт Молотова-Риббентропа 1939 года фактически развязал руки германской военной машине. При этом на Туманном Альбионе обходят стороной Мюнхенское соглашение, подписанное Англией совместно с Францией, Италией и Германией годом раньше. Результатом этого сговора стал раздел Чехословакии, который по мнению многих исследователей, и был прелюдией ко Второй мировой войне.

30 сентября 1938 года в Мюнхене Великобритания и Германия подписали еще одно соглашение – декларацию о взаимном ненападении, что явилось кульминацией английской «политики умиротворения». Гитлеру довольно легко удалось убедить британского премьера Артура Чемберлена, что Мюнхенские договоренности будут гарантией безопасности в Европе.

Историки считают, что Британия возлагала большие надежды на дипломатию, с помощью которой рассчитывала перестроить испытывающую кризис Версальскую систему, хотя уже в 1938 году многие политики предостерегали миротворцев: «уступки Германии лишь подстегнут агрессора!».

Вернувшись в Лондон у трапа самолета Чемберлен произнес: «Я привёз мир нашему поколению». На что Уинстон Черчилль, в то время парламентарий, пророчески заметил: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну».

«Странная война»

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. В этот же день правительство Чемберлена направляет Берлину ноту протеста, а 3 сентября Великобритания как гарант независимости Польши объявляют Германии войну. В течение последующих десяти дней к ней присоединяется всё Британское Содружество.

К середине октября англичане переправляют на континент четыре дивизии и занимают позиции вдоль франко-бельгийской границы. Впрочем, участок между городами Мольд и Байель, являющийся продолжением линии Мажино, находился далеко от эпицентра военных действий. Здесь союзниками было создано более 40 аэродромов, однако вместо бомбардировок германских позиций английская авиации занялась разбрасыванием агитационных листовок, взывающих к нравственности немцев.

В последующие месяцы во Францию прибывает еще шесть британских дивизий, но к активным действиям ни англичане, ни французы приступать не спешат. Так велась «странная война». Руководитель британского Генштаба Эдмунд Айронсайд следующим образом охарактеризовал ситуацию: «пассивное ожидание со всеми волнениями и тревогами, которые из этого вытекают».

Французский писатель Ролан Доржелес вспоминал, как союзники спокойно наблюдали за перемещением немецких поездов с боеприпасами: «очевидно, главная забота высшего командования заключалась в том, чтобы не беспокоить противника».

Историки не сомневаются, что «странная война» объясняется выжидательной позицией союзников. И Великобритания, и Франция должны были понять, куда обратится Германская агрессия после захвата Польши. Не исключено, если бы вермахт после Польской кампании сразу начал вторжение в СССР, то союзники могли поддержать Гитлера.

Чудо у Дюнкерка

10 мая 1940 года согласно плану «Гельб» Германия начала вторжение в Голландию, Бельгию и Францию. Политические игры закончились. Вступивший в должность премьера Соединенного Королевства Черчилль трезво оценил силы противника. Как только немецкие войска взяли контроль над Булонью и Кале он принял решение эвакуировать оказавшиеся в котле под Дюнкерком части британского экспедиционного корпуса, а вместе с ними остатки французских и бельгийских дивизий. 693 английских и около 250 французских кораблей под командованием английского контр-адмирала Бертрама Рамсея планировали переправить через Ла-Манш около 350 000 солдат коалиции.

Военные эксперты слабо верили в успех операции под звучным называнием «Динамо». Передовой отряд 19-го танкового корпуса Гудериана находился в считанных километрах от Дюнкерка и при желании без труда мог разгромить деморализованных союзников. Но случилось чудо: 337 131 солдат, большинство из которых были англичанами, практически без помех добрались до противоположного берега.

Гитлер неожиданно для всех остановил наступление немецких войск. Гудериан назвал это решение чисто политическим. Историки разошлись в оценке спорного эпизода войны. Кто-то считает, что фюрер хотел поберечь силы, но кто-то уверен в тайной договоренности между британским и германским правительством.

Так или иначе, после Дюнкеркской катастрофы Британия оставалась единственной страной избежавшей полного поражения и способной противостоять, казалось бы, непобедимой немецкой машине. 10 июня 1940 года положение Англии стало угрожающим, когда на стороне нацистской Германии в войну вступила фашистская Италия.

Битва за Англию

Планы Германии по принуждению Великобритании к капитуляции никто не отменил. В июле 1940 года массированной бомбардировке германских ВВС подверглись прибрежные конвои и морские базы Британии, в августе люфтваффе переключились на аэродромы и авиационные заводы.

24 августа немецкая авиация нанесла первый бомбовый удар по центру Лондона. По некоторому мнению, ошибочно. Ответная атака не заставила себя ждать. Через сутки к Берлину вылетел 81 бомбардировщик британских ВВС. До цели добрались не более десятка, однако и этого хватило чтобы привести Гитлера в ярость. На совещании немецкого командования в Голландии было решено всю мощь люфтваффе обрушить на Британские острова.

В течение нескольких недель небо над британскими городами превратилось в кипящий котел. Досталось Бирмингему, Ливерпулю, Бристолю, Кардиффу, Ковентри, Белфасту. За весь август погибло не менее 1000 британских граждан. Однако с середины сентября интенсивность бомбардировок стала снижаться, в связи с эффективным противодействием британской истребительной авиации.

Битву за Англию лучше характеризуют цифры. Всего в воздушных сражениях было задействовано 2913 самолетов британских ВВС и 4549 машин люфтваффе. Потери сторон историками оцениваются в 1547 сбитых истребителей королевских ВВС и 1887 немецких самолетов.

Владычица морей

Известно, что после результативной бомбардировки Англии Гитлер намеревался начать операцию «Морской лев» по вторжению на Британские острова. Однако желаемого превосходства в воздухе достигнуто не было. В свою очередь военное командование рейха скептически отнеслось к десантной операции. По мнению немецких генералов, сила германской армии заключалась именно на суше, а не на море.

Военные эксперты были уверены, что сухопутная армия Британии была ничем не сильнее сломленных вооруженных сил Франции, и у Германии были все шансы взять верх над войсками Соединенного Королевства в наземной операции. Английский военный историк Лиддел Гарт отмечал, что Англии удалось удержаться только за счет водной преграды.

В Берлине осознавали, что немецкий флот заметно уступал английскому. К примеру, ВМС Британии к началу войны имели семь действующих авианосцев и еще шесть на стапеле, тогда как Германия так и не смогла оснастить хотя бы один свой авианосец. В морских просторах наличие палубной авиации могло предрешить исход любого сражения.

Немецкий подводный флот смог нанести серьезный урон только торговым судам Британии. Однако потопив при поддержке США 783 немецкие подлодки, британские ВМС выиграла битву за Атлантику. Вплоть до февраля 1942 года фюрер надеялся покорить Англию с моря, пока командующий кригсмарине адмирал Эрих Редер окончательно не убедил его оставить эту затею.

Колониальные интересы

Еще в начале 1939 года комитет начальников штабов Великобритании стратегически одной из важнейших задач признал защиту Египта с его Суэцким каналом. Отсюда особое внимание вооруженных сил Королевства к Средиземноморскому театру военных действий.

К сожалению, воевать англичанам пришлось не на море, а в пустыне. Май-июнь 1942 года обернулся для Англии, со слов историков, «позорным поражением» под Тобруком от африканского корпуса Эрвина Роммеля. И это при двукратном превосходстве британцев в силе и технике!

Переломить ход Североафриканской кампании англичане смогли лишь в октябре 1942 года в битве у Эль-Аламейна. Снова имея значительный перевес (к примеру, в авиации 1200:120) британский экспедиционный корпус генерала Монтгомери сумел разгромить группировку из 4 немецких и 8 итальянских дивизий под командованием уже знакомого Роммеля.

Черчилль по поводу этого сражения заметил: «До Эль-Аламейна мы не одержали ни одной победы. После Эль-Аламейна мы не понесли ни одного поражения». К маю 1943 британские и американские войска заставили капитулировать 250-тысячную итало-германскую группировку в Тунисе, что открывало путь союзникам в Италию. В Северной Африке англичане потеряли около 220 тысяч солдат и офицеров.

И снова Европа

6 июня 1944 года с открытием Второго фронта британским войскам представилась возможность реабилитироваться за постыдное бегство с континента четыре года назад. Общее руководство союзными сухопутными войсками было возложено на опытного Монтгомери. Тотальное превосходство союзников уже к концу августа подавило сопротивление немцев во Франции.

В ином ключе разворачивались события в декабре 1944 года под Арденнами, когда немецкая бронетанковая группировка буквально продавила рубежи американских войск. В арденнской мясорубке армия США потеряла свыше 19 тысяч солдат, британцы не более двух сот.

Подобное соотношение потерь привело в стане союзников к разногласиям. Американские генералы Брэдли и Паттон угрожали уйти в отставку, если Монтгомери не оставит руководство армией. Самоуверенное заявление Монтгомери на пресс-конференции 7 января 1945 года, что именно британские войска спасли американцев от перспективы окружения, поставили под угрозу проведение дальнейшей совместной операции. Только благодаря вмешательству главнокомандующего союзными силами Дуайта Эйзенхауэра конфликт был улажен.

К концу 1944 года Советский Союз освободил значительную часть Балканского полуострова, что вызвало в Британии серьезную обеспокоенность. Черчилль не желавший терять контроль над важным Средиземноморским регионом предложил Сталину раздел сферы влияний, в результате чего Москве досталась Румыния, Лондону – Греция.

Фактически с молчаливого согласия СССР и США Великобритания подавила сопротивление греческих коммунистических сил и 11 января 1945 года установила полный контроль над Аттикой. Именно тогда на горизонте британской внешней политики отчетливо замаячил новый противник. «В моих глазах советская угроза уже заменила нацистского врага», – вспоминал Черчилль в мемуарах.

Согласно 12-томной «Истории Второй мировой войны», Великобритания вместе с колониями потеряла во Второй мировой войне 450 000 человек. Расходы Британии на ведение войны составили более половины иностранных капиталовложений, внешний долг Королевства к концу войны достиг 3 млрд. фунтов стерлингов. По всем долгам Великобритания рассчиталась только к 2006 году.

Статистика говорит

I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА




Не считая напряженных и важных действий мелких и вспомогательных кораблей, эти цифры говорят, что одни только крупные корабли итальянского флота за годы войны совершили 43207 выходов в море, что составило 48939 дней плавания, а пройденное расстояние достигло 11815815 миль.

II. ЭСКОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А. ОБЩАЯ СТАТИСТИКА

До перемирия итальянский флот обеспечил сопровождение огромного, почти немыслимого, числа торговых судов на следующих направлениях:

Прибрежные воды Итальянского полуострова и Далмации

Между полуостровом и островами Сицилией, Сардинией, а с ноября 1942 года и Корсикой

Между полуостровом и Тунисом для обеспечения перевозок крайне важных сельскохозяйственных удобрений

Вдоль побережья Триполитании и Киренаики (позднее и Туниса) для доставки грузов из Италии Кроме того, итальянский флот обеспечил перевозку за море большого количества снабжения и личного состава армии (обратные переходы не включены)



Для выполнения этой работы пришлось отправить



Потери грузов и личного состава при этих перевозках указаны ниже. В скобках даны потери процентах отправленного.



Однако, если большая часть груза пошла на дно, то люди, так и не прибывшие в порты назначения, в основном были спасены.

После перемирия итальянский флот продолжал эскортную деятельность, что отражено в таблице:



Кроме этих конвоев, итальянский флот перевозил на своих собственных военных кораблях грузы и личный состав.



Б. ПЕРЕВОЗКИ В АФРИКУ



Приведенные цифры можно разбить по следующим графам:




В указанные грузы входили 28466 итальянских и 32299 германских танков и грузовиков.

В. ПЕРЕВОЗКИ В АЛБАНИЮ И ГРЕЦИЮ

Во время кампании в Албании и Греции итальянский флот также выполнял перевозки людей и техники. В таблицу не включены обратные переходы и перевозки в Далмацию для захвата и оккупации Югославии.




До апреля 1941 года были перевезены 15951 танк и грузовик, а также 87092 лошади и мула.

III. РАЗЛИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ ФЛОТА

Всего до перемирия 19 госпитальных судов итальянского флота совершили 623 похода, перевезя 281260 раненых и больных в Италию из различных заморских портов. За это время они подверглись 36 атакам самолетов и подводных лодок. При этом были потоплены:

Следует добавить, что германское госпитальное судно «Грац» было потоплено подводной лодкой возле берегов Киренаики 5 декабря 1942 года.

Разведывательные гидросамолеты флота совершили 31107 вылетов, проведя в воздухе 125943 часа. 230 самолетов были потеряны.

Для обороны портов было поставлено 174500 метров сетей, более 300 аэростатов, установлено около 2000 орудий. Всего было поставлено 54457 мин.

Радиостанции флота до перемирия передали) радиограммы общим объемом 71000000 слов.

До перемирия в доках было отремонтировано 7608 кораблей.

Итальянские морские базы до перемирия подверглись не менее чем 2030 авианалетам.

IV. ПОТЕРИ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА

а. Потери до перемирия

В общие потери включены корабли, активно действовавшие в составе итальянского флота и потопленные или погибшие по разным причинам в период с 10 июля 1940 года по 3 сентября 1940 года (включая потопленные корабли, которые были позднее подняты).



Сюда включены следующие вражеские корабли, которые были захвачены и вошли в строй под итальянским флагом: Франция - 1 подводная лодка, 1 корвет, 8 тральщиков; Югославия - 1 эсминец, 6 канонерок.

б. После перемирия

С момента перемирия до конца Второй Мировой Войны итальянский флот потерял много кораблей, ранее входивших в состав действующего флота. Во многих случаях их можно разделить на следующие группы:

Корабли, погибшие в первые дни после перемирия в боях против германских кораблей, самолетов, артиллерии, и погибшие позднее в боях на стороне союзников (Колонка А).

Корабли, погибшие потому, что в день перемирия не смогли покинуть контролируемые немцами или японцами порты, где они находились. В большинстве случаев эти корабли были затоплены собственными экипажами (Колонка Б).



в. Корабли, не состоявшие на активной службе

Помимо всех этих кораблей, итальянский флот потерял те корабли, которые ко дню перемирия находились на верфях, достраиваясь и проходя оснащение.



Б. Причины гибели

393 корабля итальянского флота погибли по следующим причинам:



V. НЕМЕЦКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ


Германский флот, согласно официальным спискам, опубликованным Британским Адмиралтейством, потерял, начиная с октября 1941 года, когда он впервые появился на Средиземном море, до 8 сентября 1943 года, следующие корабли:

1 эсминец

38 подводных лодок

5 катера-охотника несколько торпедных катеров и тральщиков, точное число которых установить не удалось.

Всего же немцы потеряли около 50 судов общим водоизмещением примерно 30000 тонн.

VI. АНГЛИЙСКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Начиная с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года британский флот потерял на Средиземном море следующие корабли (Грубая ложь. Приведен список британских потерь до самого конца войны. См. приложение переводчика. А.Б.):



VII. ПОТЕРИ ФЛОТОВ ОСТАЛЬНЫХ СОЮЗНИКОВ

Потери остальных флотов союзных держав, сражавшихся против итальянского флота, официально не публиковались. По этой причине приведенные данные, собранные из нескольких источников, могут оказаться неполными, и действительные потери могут быть больше. В любом случае, сюда включены корабли, потопленные на Средиземном море с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года.

До перемирия между Францией и Италией французский флот потерял только одну подводную лодку «Морзе». Позднее, под флагом Свободной Франции погиб 1 эсминец, «Леопард», и 2 подводные лодки, «Нарвал» и «Суффлер» («Леопард» выброшен на берег штормом. А.Б.).

Поэтому французский флот потерял 4 корабля водоизмещением 5048 тонн. Корабли, затопленные в Тулоне сюда не включены, так как это небоевые потери.

Греческий флот потерял не менее 56 кораблей водоизмещением около 30000 тонн. 1 линкор («Килкис»); 4 эсминца; 10 эскортных миноносцев; 4 подводные лодки; 1 госпитальное судно; 4 тральщика; 3 военных танкера; 5 торпедных катеров и примерно 20 мелких кораблей (Линкор - это на самом деле броненосец постройки начала века: Эскортные миноносцы - такие же старые угольныё дестроеры.).

Среди захваченных югославских судов были: 5 эсминцев; 4 эскортных миноносца; 3 тральщика; 3 подводные лодки; много мелких и вспомогательных кораблей. 1 эсминец был затоплен собственным экипажем. 1 подводная лодка погибла в бою. Всего югославский флот потерял не менее 30 кораблей водоизмещением 18000 тонн.

Голландия потеряла эсминец «Исаак Свирс».

Официальный список американских потерь показывает 1 эсминец, 3 мелких корабля, 2 морских транспорта и 12 десантных кораблей. Сюда следует добавить транспорты, принадлежавшие американской армии, данными о которых мы не располагаем.

Корабли канадского, австралийского, новозеландского и индийского флотов тоже принимали участие в войне на Средиземном море. Их потери не известны, если не считать 2 канадских корветов водоизмещением 1450 тонн.

Из этих данных следует, что флоты остальных союзных держав, сражавшихся на стороне Британии на Средиземном море с 10 июня 1940 года по 8 сентября 1943 года потеряли не меньше 111 кораблей водоизмещением 84126 тонн. Однако в действительности эта цифра должна быть гораздо выше.

VIII. СРАВНЕНИЕ ПОТЕРЬ

А. Сравнение потерь итальянского и британского флотов

а. Классификация потерь

Имея все приведенные выше цифры, можно сравнить потери, понесенные флотами до 8 сентября 1943 года. Отсюда исключены частично затопленные корабли, которые были позднее подняты. Также сюда не включен 61 десантный корабль итальянского флота водоизмещением 732 тонн, так как нет официальной британской статистики по кораблям этого типа.



Сравнение этих цифр говорит, что британский флот потерял больше надводных кораблей (137 против 112) и значительно большего тоннажа (примерно на 72% больше, чем итальянцы). С другой стороны, итальянский флот потерял больше подводных лодок и значительно больше мелких и вспомогательных кораблей. Они погибли в основном во время нескольких эвакуации и при налетах на итальянские порты. Всего же британский флот потерял 412000 тонн боевых кораблей против 269000 итальянских, что на 53% больше.

б. Причины потерь



Отсюда можно видеть, что итальянский флот потерял от корабельного оружия (снарядов, торпед, мин и пр.) гораздо меньше кораблей, чем противник. От авиации же итальянцы потеряли гораздо больше и по количеству, и в процентном отношении.

IX. ПОТЕРИ ТОРГОВЫХ СУДОВ




* Итальянские суда, вернувшиеся в Италию или построенные

** Иностранные суда, захваченные или купленные

*** Суда, захваченные или построенные немцами, переданные итальянцам, но оставшиеся под германским флагом

X. ИТАЛЬЯНСКИЕ КОРАБЛИ, ПОСТРОЕННЫЕ ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ

За время войны с 10 июня 1940 года по 8 сентябри 1943 года флот ввел в строй следующие корабли:




К началу войны итальянский флот имел боевые корабли общим водоизмещением 500589 тонн и вспомогательные суда водоизмещением 189011 тонн; всего - 689600 тонн. Сюда входили 4 линкора, не принадлежавшие к действующему флоту, но позднее переведенные туда. Поэтому за время войны было построены корабли, общим водоизмещением примерно 20% первоначального состава флота. За этот же период было построено 60 торговых судов общим водоизмещением 305733 тонны.

XI. ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА

Во время войны личный состав итальянского флота понес тяжелые потери (сюда не включены потери Республики Сало).



Раненых было около 8000 человек. Эти потери составили примерно 15% от 190000 человек, призванных служить во флоте. Погиб также 121 офицер, служивший наблюдателем на самолетах-разведчиках. Это составило примерно 50% офицеров, откомандированных туда. Среди экипажей потопленных кораблей потери составили:

30% матросов

50% офицеров

75% командиров кораблей

100% адмиралов

XII. ТОЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТЕРЬ

Переводчик счел необходимым дописать это небольшое приложение, так как статистика потерь, приведенная автором, фальшива от начала до конца. Как нетрудно заметить, не только советская пропаганда живописала «победы русского оружия при Аустерлице». Обратите внимание на расхождение с текстом самой книги. Брагадин описывает «Куин Элизабет» и «Вэлиант» как constructive total loss (красивый термин, не правда ли?), а вот «Кавур» - совсем даже наоборот. Подтасовки с периодом потопления - до и после перемирия, особенно же - приписание себе немецких заслуг. Но, если быть до конца объективным, то англичане тоже грешат подобным, хотя и в меньшей степени. Уж очень они не любят включать тот самый constructive total loss в потери. Вот не sunk, и все! И еще. Обратите внимание, что можно сделать, имея в своем распоряжении три сотни самолетов, два десятка субмарин и десяток торпедных катеров. Всего лишь! Я говорю о немцах.



Потоплены немцами

Авианосцы: Ark Royal, Eagle Линкор: Barham Легкие крейсера: Coventry, Calcutta, Galatea, Penelope (*), Southampton, Glouchester, Fiji, Hermione, Naiad, Spartan (*)

Крейсера-заградители: Abdiel, Latona, Welsman

Эсминцы: Dainty, Defender, Diamond, Eclipse, Inglefield (*), Greyhound, Hasty, Hereward, Imperial, Intrepid,Ithuriel, Maori, Sikh, Zulu, Jackal, Jersey, Jaguar, Kashmir, Kingston, Kipling, Janus (*), Nestor, Gurkha, Lance, Legion, Lively, Laforey (*), Loyal (*), Lightning, Martin,

Panter, Partridge, Porcupine, Quail (*),

Эскортные миноносцы: Tynedale, Dulverton, Grove,Puckeridge, Airedale, Btean, Holcomfae, Heythrope, Southwold, Derwent, Hurworth(*), Alderham (*), Rockwood

Потопленыитальянцами:

Тяжелый крейсер: York

Легкие крейсера: Calypso, Cairo, Manchester, Bonaven-ture, Neptune Эсминцы: Waterhen, Escort, Fearless, Gallant (+), Hostile, Hyperion, Bedouin, Mohawk, Juno, Kandahar, Khartoum, Pakenham, Quentin (+)

Эскортные миноносцы: Eridge.

Причины гибели не установлены, или иные причины:

Эсминцы: Broke, Arrow, Havock (?)

Broke - потоплен французами

Arrow - погиб при взрыве боеприпасов

Как можно видеть, причина гибели 1 эсминца точно не установлена.

* - потоплен после капитуляции Италии

Потоплен совместно с немцами

Не установлено, кем потоплен

XIII. ПОТОПЛЕНИЕ КРЕЙСЕРА «ХЕЛЛИ»

Из книги Cervi «The hollow Legions», London 1972.

Губернатором Эгейских островов летом 1940 года был Де Веччи. Его резиденция находилась на Родосе. Начиная с июня 1940 года англичане стали использовать греческие территориальные воды и греческие порты для заправки своих кораблей. Это вынудило Муссолини объявить Греции войну. Итальянские агенты сильно преувеличили масштабы судоходства южнее Дарданелл, но Муссолини поверил их донесениям и решил это пресечь. Он приказал 20-25 августа 1940 года провести негласное патрулирование между Дарданеллами и Эгейским морем. Цель - торговые суда. Подводные лодки должны были атаковать их без предупреждения и невзирая на флаг.

Однако нельзя было атаковать нейтральные суда и военные корабли. Этот приказ был совершенно секретным. Адмирал Каваньяри написал письмо Де Веччи. Изложив директиву дуче, он предложил выбрать лучшую из подводных лодок для этой операции. 14 августа Де Веччи прибыл на Лерос и выбрал подводную лодку «Дельфи-но» лейтенанта Айкарди. Де Веччи не показал Айкарди письмо Каваньяри и проинструктировал его устно. Айкарди потом заявил, что его не проинформировали о сроках патрулирования и запретах, а просто указали на корабли, идущие вблизи Тиноса и Спроса. Айкарди сразу вышел в море. В 8.00 15 августа 1940 года он торпедировал и потопил крейсер «Хелли» возле Тиноса. Айкарди заявил, что, когда он выходил в атаку на 2 торговых судна, стоящие в гавани Тиноса, то заметил за кормой «Хелли», который намеревался атаковать его. Лучше ему было этого не говорить. «Хелли» в это время стоял на якоре при флагах расцвечивания по случаю церковного праздника, проходившего в известном храме на Тиносе. Понятно, что действия Айкарди не встретили одобрения в Риме. В ноябре 1940 года он был отстранен от командования лодкой и больше в море не выходил. А в декабре 1 940 года был смещен и Де Веччи.

IX. ПОТЕРИ ТОРГОВЫХ СУДОВ

* Итальянские суда, вернувшиеся в Италию или построенные

** Иностранные суда, захваченные или купленные

*** Суда, захваченные или построенные немцами, переданные итальянцам, но оставшиеся под германским флагом

Из книги Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова автора Акунин Борис

Конец торговых республик Главный прирост территорий, однако, Москве дали не соседние княжества, а торговые республики, которые властолюбивый объединитель прибирал к рукам одну за другой.О присоединении сильнейшей из них, Господина Великого Новгорода, речь пойдет

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Охрана торговых путей Другою заботой киевских князей была поддержка и охрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам. С появлением печенегов в южно-русских степях это стало очень трудным делом. Тот же император Константин, описывая торговые плавания Руси в

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Земская мысль в торговых классах Но, погасая в правящих и привилегированных слоях, идея земского собора некоторое время еще держалась в небольших кучках тяглого земства, оставшихся с закрепощением владельческих крестьян под защитой закона. В заявлениях высшего

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА IX Об ограничении торговых сношений Истинная польза народа требует, чтобы он без важных причин не устранял ни одного народа от торговли со своею страной. Японцы торгуют лишь с двумя нациями: китайской и голландской, и китайцы выручают с них по тысяче процентов на

Из книги Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания автора Патянин Сергей Владимирович

Из книги Трагедии Финского залива автора Платонов Андрей Валерьевич

Приложение V. Потери кораблей и судов противника на Балтике в 1941 году Примечания: Кроме указанных кораблей, на германских и шведских минах подорвались и погибли три тральщика, три минных заградителя и 14 судов. Схеме проводки конвоя 24–25 августа. 1 - поврежденный

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии. 1938-1939 автора Фляйшхауэр Ингеборг

Новый импульс к оживлению торговых отношений Вопрос о расширении германо-советских торговых отношений опять выдвинулся на передний план интересов посольства. Сразу же после объявления о назначении Анастаса Микояна народным комисса­ром внешней торговли германский

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Регулирование имущественных и торговых отношений Несмотря на высокое развитие торговой экономики, коммерческих связей в афинском обществе, политика демократии (возможно, именно потому, что стремилась удовлетворить социальный интерес большинства) пыталась сдержать

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Русы на торговых путях Евразии О степени развития государства свидетельствует также уровень торговли и ремесла. Русский каганат как торговое государство знали арабо-персидские географы школы Джайхани и «Худуд аль-алам»: они сообщают о том, что главным занятием русов

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Новгород и Ганза автора Рыбина Елена Александровна

СПИСОК ТОРГОВЫХ АКТОВ НОВГОРОДА Торговые договоры№ п / п. Дата …… Содержание документа - Публикация - № по Янину{5}1. 1191/1192 …… Договор с немецким купечеством и готами - ГВНП № 28 - 12. 1259/1263 …… Договор с немецким купечеством - ГВНП № 29 - 33. 1268 …… Проект мирного торгового

Из книги Гении и злодеи Росии XVIII века автора Арутюнов Саркис Арташесович

О ТОРГОВЫХ КОРАБЛЯХ Все корабли, с которых в Петербурге ведется разгрузка товаров, невелики по размерам. Да и порт пока невелик.Недавно русские судовладельческие общества постигла беда. Всего за одну ночь в Финском заливе погибло тридцать русских торговых кораблей. А

Из книги Русь древняя и настоящая (историко-аналитический очерк-сборник) автора Коллектив авторов

Суммарные людские потери Руси, России и СССР от нашествий, войн и набегов иноземцев в период с 1-го по 1995 год (по данным таблиц 36,37,38 и 39) и потери от междуусобных войн, эпидемий и голода 1. Людские потери Руси, России и СССР в войнах с иноземцами, только убитыми с 400 по 1945 г. - 27

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

На торговых путях Аргументом за существование настоящей Биармии считается то, что викинги действительно могли использовать Северную Двину как дополнительный путь к Волжскому торговому пути и Пути из варяг в греки. Захоронения пермского края богаты на серебро

На этих ребят можно положиться! Подводники добиваются успеха в любой ситуации – «стальным волкам» нет равных на морском просторе, подводные лодки способны достать любого врага, даже там, где их появление считается невозможным. Всякий раз, встреча с невидимым подводным убийцей оборачивается тяжелейшими потерями и спутывает все карты противника.


Но случается, что от результатов атак субмарин зависит не только судоходство в заданном квадрате, но и судьба целого мира. Предлагаю Вашему вниманию небольшую подборку любопытных случаев, имевших место в годы Второй мировой войны – многие из представленных сюжетов стали (или могли бы стать) краеугольным камнем современной .

«Нельсон». Катастрофа национального масштаба

30 октября 1939 года подводная лодка U-56 под командованием Вильгельма Цана обнаружила западнее Оркнейских островов британский линкор в окружении большого числа эсминцев.
Происходило что-то явно необычное. Субмарина подползла поближе, командир Цан хищно вглядывался в перископ – Так и есть! Три башни главного калибра перед надстройкой, это же линкор «Нельсон» - мощный современный корабль водоизмещением 40 тысяч тонн.

Торпедные аппараты, пли!

В борт «Нельсона» с глухим лязгом вонзились три торпеды, но, увы, взрыватели ни у одной из них не сработали. Осечка! Никем не обнаруженный, Вильгельм Цан поспешно увел лодку в сторону открытого моря. Шайзе, проклятые торпеды G7e - ведь победа была практически у него в руках!

Как стало известно позднее, в тот день на борту «Нельсона» находился Уинстон Черчилль.

Потеряв своего великого национального лидера, Великобритания могла капитулировать уже в 1940 году – и неизвестно как бы сейчас выглядела карта мира. Что касается линкора «Нельсон», то всего через месяц он подорвался на минах, выставленных в заливе Ив лодкой U-31, и выбыл из строя до августа 1940 года.


Взрыв погребов боезапаса британского линкора «Бархэм» (торпедирован в Средиземном море подлодкой U-311, 25 ноября 1941 года)

Трагедия семьи Сэлливан

13 ноября 1942 года по океану медленно двигалась процессия из трех крейсеров – «Джюно», «Хелена» и «Сан-Франциско» возвращались на базу в Эсперито Санто для экстренного ремонта. Особенно тяжко приходилось тяжелораненому «Сан-Франциско» - корабль осел в воду носом на 4 метра и с трудом развивал 13-узловой ход. Но сердца моряков согревались надеждой – вчерашний бой казался страшным сном, а впереди был долгожданный отдых.

Надежда оборвалась в один миг – около 11 утра в борт «Джюно» ударила торпеда. Взрыв вызвал детонацию артиллерийских погребов: крейсер разлетелся на куски и затонул в течение следующих 20 секунд. Командир японской подлодки I-26 от удивления расширил глаза: все произошло так быстро…

Из 623 человек экипажа крейсера спаслось всего 10.

В целом, потопление USS Juneau (CL-52) не было выдающимся достижением подводников – к тому времени «Джюно» уже был порядочно поврежден, да и сама потеря легкого крейсера никак не сказалась на боеспособности ВМС США. Гибель крейсера могла остаться незамеченной, если бы не одна связанная с кораблем легенда:

На «Джюно» служили пять матросов – родные братья Джордж (27 лет), Фрэнсис (26), Джозеф (24), Мэдисон (23) и Альберт (20).

…В то утро Томас Сэлливан собрался на работу, когда в дверь его дома постучали. «У меня о ваших ребятах» - сказал морской офицер. «Который из них» - переспросил Томас. «Я сожалею», - ответил офицер, - «Все пятеро».

Одновременная потеря пяти сыновей стала самой страшной трагедией в американских семьях за годы войны. «Сэлливан бразерс» превратились в национальных героев, а Минобороны США разработало директиву «Sole Survivor» с целью защитить от призыва членов семей, уже потерявших на войне своих близких.

Вот такую кашу сумела заварить никому неизвестная японская лодка I-26.

Ритуал мести

19 июня 1944 года, в полнолуние, американский флот совершил Великий обряд мести: подводная лодка USS Cavalla (SS-244) потопила авианосец «Сёкаку».

С «Парящим журавлем» у американцев имелись давние счеты – ведь это он входил в боевое ядро японского соединения, напавшего на Перл-Харбор в декабре 1941 года. И вот, авианосная громадина водоизмещением 32 тысячи тонн навечно скрылась под водой, унеся на дно Марианской впадины 1273 человека своего экипажа.

Сам ритуал оказался на удивление прост: во время своего первого боевого похода (всего через 19 дней после вступления в строй), малышка «Кэвелла» заметила крупный авианосный корабль противника – в это время «Сёкаку» обеспечивал посадочные операции, потому не мог изменять свой курс и идти противолодочным зигзагом. Идеальная мишень!

Выпустив веером шесть торпед, «Кэвелла» бесследно растворилась в толще воды. Далекие взрывы глубинных бомб, сбрасываемых эсминцами эскорта, лишь ободрали краску на её надстройке.


USS Cavalla (SS-244) сохранилась в виде памятника в штате Техас. Однако, она совсем не похожа на ту легендарную "Кэвеллу", что попила японский авианосец - после войны лодка прошла обширную модернизацию по программе GUPPY, что полностью изменило её облик.

«Сёкаку» погиб, а «Кэвелла» продолжила свою службу – до конца войны субмарина записала на свой счет еще один эсминец и два плоскодонных судна, а однажды вернулась на базу не одна – за кормой «Кэвеллы» шла на буксире поврежденная британская лодка HMS Terrapin.

31 июля 1945 году, когда сияющий флот победителей нескончаемым потоком втягивался в Токийскую бухту, малышка «Кэвелла» нахально проследовала за всеми и гордо встала между рядов величественных линкоров и авианосцев. А что, она имела на то право!

Гибель левиафана

Случай, конечно, уникальный: подводной лодке «Арчер Фиш» - жалкой «лоханке» надводным водоизмещением 1,5 тысячи тонн удалось потопить самый крупный боевой корабль, принимавший участие во Второй мировой войне – японский супер-авианосец «Синано» полным водоизмещением 70 тысяч тонн!

Как стало известно уже после окончания войны, USS Archer Fish (SS-311) поначалу не планировала никого топить – во время своего шестого боевого похода субмарина патрулировала у южного побережья о. Хонсю, готовясь вылавливать из воды пилотов сбитых «Суперкрепостей». 27 ноября 1944 года на лодку поступил роковой приказ: «В ближайшие 48 часов налетов Б-29 не ожидается. В вашем секторе отсутствуют другие корабли и подлодки ВМС США – расслабьтесь и займитесь свободной охотой».

Это был воистину царский подарок для экипажа подводной лодки – в этом районе, прозванном американцами «Хит Парад», всегда был велик шанс встретить крупную цель. И они её встретили!

До сих пор потопление «Синано» вызывает массу споров:
С одной стороны, «Синано» - жестокий эксперимент на тему: как быстро погибнет корабль при неподготовленном экипаже, негерметизированных переборках и отсутствии средств борьбы за живучесть. По свидетельствам очевидцев, «Синано» вышел с верфи недостроенным, а его «экипаж» ступил на палубу всего за несколько дней до первого выхода в море. В итоге, вода медленно перекатывалась по палубам и проникала в отсеки - авианосец, изначально не получивший критических повреждений, медленно затонул спустя 7 часов.

С другой стороны, налицо все признаки настоящего морского боя – эскорт из трех эсминцев, противолодочный зигзаг, попытки контратаковать лодку, 14 сброшенных глубинных бомб. Также, имеются свидетельства о том, что одна из попавших в авианосец торпед повредила цистерну авиатоплива (на счастье японцев - порожнюю).
Еще неизвестно, смог бы «Синано» продержаться целых 7 часов, будь он в боеспособном состоянии – с подготовленным экипажем, полным авиакрылом и запасом авиатоплива на борту. В похожей ситуации, авианосец «Тайхо» (торпедирован 19 июля 1944 года подлодкой «Альбакор») был уничтожен объемным внутренним взрывом паров бензина, спустя 6 часов после нападения американской лодки.

Первая жертва войны

Еще один примечательный сюжет – потопление британского авианосца «Корейджес» немецкой подлодкой U-29, случившееся 17 сентября 1939 года. Как обычно, 626-тонная лоханка «разделала под орех» корабль водоизмещением 22 тысячи тонн: получив мощный удар из-под воды, «Корейджес» повалился на борт и затонул спустя всего 15 минут после атаки. Жертвами кораблекрушения стали 518 членов экипажа авианосца.

Но главная «фишка» всей этой истории – «Корейджес» стал первым боевым кораблем, потопленным во Второй мировой войны. Также, «Корейджес» стал первым британским авианосцем, потерянным в ходе боевых действий (но не последним! – в течение следующих двух лет немецкие У-боты пустят на дно «Игл» и «Арк Ройал»).


«Ядерный чемоданчик» крейсера «Индианаполис»

…Они опоздали всего на четверо суток. Крейсер USS Indianapolis (CA-35) успел доставить компоненты ядерной бомбы «Малыш» на авиабазу Тиниан (Марианские острова).

История крейсера «Индианаполис» похоже на жуткую теорию заговора: с Тиниана крейсер перешел на Гуам, где получил новый приказ, удививший офицеров своей бессмысленностью: следовать без эскорта на Филиппины, в залив Лейте. Но зачем? Зачем гонять тяжелый корабль по океану? Зачем зря рисковать? Ведь Япония капитулирует со дня на день, большая часть Императорского флота лежит на дне, и никаких подходящих целей для 8-дюймовых орудий на Филиппинах нет.

Но командование ВМС было непреклонно – срочно выйти на «учения» в открытый океан.

Согласно одной из конспирологических гипотез, командование флота пребывало в страхе перед неизвестным грузом на борту «Индианаполиса». Разумеется, моряки ничего не знали про Манхэттенский проект, а высокая секретность и нашивки химических войск на униформе офицеров, сопровождавших «груз», окончательно убедили адмиралов, что крейсер перевозил бактериологической . Чума, а может, что похуже?

Теперь «Индианаполису» нельзя возвращаться в Перл-Харбор или Сан-Франциско. Надо срочно избавляться от зараженного корабля! Отправьте его на край Земли, без эскорта, а если он погибнет в пути – тем лучше.

И обреченный крейсер пошел туда, где под сводами волн двигался невидимый убийца – японская субмарина I-58. Последний торпедный залп во Второй мировой войне достиг своей цели – «Индианаполис» вздрогнул и провалился в бездну. В результате кораблекрушения погибли 883 моряка – потопление «Индианаполиса» стала самой большой потерей по количеству жертв в истории ВМС США.

Примечательно, что крейсер и подлодка I-58 имели шанс «встретиться» еще неделей ранее – увы, патрульная «Каталина», случайно отклонившаяся с курса из-за сбоя навигационной аппаратуры, вспугнула лодку, заставив её отказаться от атаки. «Индианаполис» прошел мимо. Теперь город Нагасаки был обречен.

Золото крейсера «Эдинбург»

Торпедирован крейсер «Эдинбург»!

Это сообщение заставило вздрогнуть адмиралов по обеим сторонам Земли – «Нет! Только не «Эдинбург»! На борту корабля находится драгоценный груз – 93 ящика со 465 слитками золота. Плата за британские военные поставки за период лето-осень 1941 года.

Крейсер все еще держался на плаву, но два метких выстрела с подлодки U-456 сделали своё дело: «Эдинбург» потерял ход и опасно накренился на левый борт. Расстояние до Мурманска составляло 187 миль, но шанс на успешную буксировку под огнем противника стремился к нулю.

Пока в кабинетах шли споры о планах спасательной операции, к месту катастрофы прорвались немецкие корабли – крейсеру удалось отбиться, потопив один из эсминцев Кригсмарине, но новое торпедное попадание стало для него смертельным. Подоспевшие британские эсминцы сняли экипаж и добили обреченный крейсер. Все было кончено. Море навечно поглотило сокровища!

По своей боевой эффективности подлодка U-456 стала поистине «золотой» - противнику был нанесен ущерб размером в 5,5 тонн драгоценного металла. Теперь даже уничтожение в ответ 30 немецких У-ботов не смогло бы компенсировать союзникам горечь потери. Фантастическая эффективность.

Золото крейсера «Эдинбург» будет поднято только спустя 40 лет – в 1981 году, но это уже совсем другая история.

Перл-Харбор с немецким акцентом

Другая удивительная история связана с секретным визитом субмарины U-47 в главную базу британского флота Скапа-Флоу (Шотландия). Уже сам факт проникновения вражеской лодки в одну из наиболее охраняемых гаваней в мире может вызвать немое удивление. Даже сюда проникли!

Сегодня это кажется фантастикой: Каким образом командир Гюнтер Прин смог провести свой У-бот узким проливом Кирк-Сауд? Как удалось миновать противолодочные заграждения и заслоны из затопленных судов и блокшивов в незнакомых водах, не имея лоцманских карт и точных навигационных данных? Ночью, при сильном встречном течении. На примитивной субмарине, без радаров и гидролокаторов.

Еще больше вопросов вызывает поведение англичан: U-47 несколько часов шла в надводном пложении, но так осталась незамеченной с берега.


Экипаж линкора "Шарнхорст" приветствует U-47 после возвращения из боевого похода

Результатом стал погром: маленькая U-47 «грохнула» линейный корабль HMS Royal Oak. В ту ночь с 13 на 14 октября 1939 года погибло 833 британских моряка, в том числе командующий флотом метрополии контр-адмирал Генри Блэгрув.

Феерическая победа. Под звуки пальбы зенитных орудий «невидимка» U-47 спокойно покинула Скапа-Флоу знакомым маршрутом и благополучно вернулась на базу в Вильгельмсхафен.

Опасаясь повторения новых рейдов немецких субмарин, британцы не придумали ничего лучше, чем перегородить пролив Кирк-Саунд каменной дамбой. По крайней мере, У-боты не умели ползать по земле, и это внушало Британскому Адмиралтейству некоторое чувство облегчения.


"Барьер Черчилля" в Скапа-Флоу

Спасение рядового Райана

2 сентября 1944 года субмарина USS Finback (SS-670) приняла сигнал «Мэйдэй» с терпящего бедствие самолета «Эвенджер». Через четыре часа лодка прибыла в район катастрофы и приступила к поискам выживших членов экипажа. Операция увенчалась успехом – подводники смогли обнаружить и поднять из воды спасательный плотик с испуганным долговязым пилотом. Спасенным оказался Джордж Герберт Уокер Буш, будущий 41-й Президент США.

Вступление фашистской Италии в войну привело к тому, что вооруженная борьба распространилась почти на все Средиземное море. В ней приняли участие, с одной стороны, военно-морские силы Англии и Франции, развернутые еще в начале войны в западной и восточной частях театра, а с другой - итальянский флот, опиравшийся на систему баз в центральной и восточной части Средиземного моря.

Таблица 8. Соотношение сил флотов на Средиземном море на 10.6 1940 г.

Класс кораблей

Союзники

Соотношение

Линкоры и линейные крейсеры

Авианосцы

Тяжелые крейсеры

Легкие крейсеры

Эсминцы и миноносцы

Подводные лодки

Для обеспечения действий своих флотов на Средиземном море стороны располагали значительными воздушными силами: Италия имела свыше 1,5 тыс., Франция (без авиации южной части метрополии) - около 250, Англия - свыше 200 самолетов {446} . Английские ВВС могли быть усилены за счет самолетов с авианосцев, находившихся в Средиземном море.

Таким образом, английский и французский флоты имели значительное превосходство на море (за исключением легких сил и подводных лодок), а Италия располагала преимуществом в авиации.

Однако уже через две недели, к июлю 1940 г., когда потерпела поражение Франция, это соотношение сил коренным образом изменилось. По условиям перемирия французский флот должен был выйти из состава сил англо-французской коалиции, и Англия теперь для действий в Средиземном море могла рассчитывать только на силы своего флота. Более того, перед английскими военно-морскими силами возникла новая задача - нейтрализовать вишистский флот.

Судьба кораблей, оставшихся под юрисдикцией правительства Виши, пока была неясной. К 22 июня - моменту капитуляции Франции - часть ее флота оказалась на базах в Англии и в Александрии (Египет), некоторые корабли находились в удаленных районах (Дакар, остров Мартиника). Главные силы флота располагались в Мерс-эль-Кебире (Северная Африка). Не исключалась возможность их захвата Германией для использования против Англии. Исходя из этого предположения, английское адмиралтейство отдало распоряжение о захвате, выводе из строя или уничтожении французских кораблей. Действуя по приказу из Лондона, командующий английским Средиземноморским флотом адмирал Каннингхэм 3 июля 1940 г. предъявил командующему французской эскадрой в Александрии (1 линкор, 4 крейсера, 3 миноносца и подводная лодка) адмиралу Р. Годфруа ультиматум разоружить корабли {447} , который немедленно был принят.

Тем же утром были предприняты акции против французских кораблей, стоявших в английских базах Плимут, Портсмут и Фалмут (2 линкора, несколько миноносцев и подводных лодок), - операция «Катапульта». Отряды английских солдат силой захватили их, а французские моряки были интернированы.

Драматично развернулись события в Мерс-эль-Кебире. Утром 3 июля английская эскадра в составе 2 линкоров, линейного крейсера, авианосца, 2 крейсеров и 11 эсминцев под командованием адмирала Дж. Сомервилла внезапно появилась у берегов Алжира. Командующему французской эскадрой адмиралу М. Жансулю был направлен ультиматум - перейти на сторону англичан или затопить свои корабли. В случае отказа Сомервилл грозил применить силу. Однако Жансуль отклонил ультиматум и попытался вывести эскадру в море. Английские корабли открыли по ней артиллерийский огонь. Линкор «Бретань» был взорван, а линкоры «Прованс», «Дюнкерк», получив тяжелые повреждения, выбросились на берег. На кораблях было убито 1297 и ранен 351 человек. Линейный крейсер «Страсбург» и три эсминца, воспользовавшись туманом, прорвались и ушли в Тулон {448} . В последующие дни самолеты с английского авианосца вновь атаковали французские корабли, которые в результате повреждений надолго вышли из строя.

8 июля другой английский отряд нанес удар по новому французскому линкору «Ришелье», находившемуся в Дакаре. Корабль получил тяжелые повреждения.

Принятые меры устранили опасную для Великобритании возможность захвата вишистских кораблей противником.

В сложившихся к лету 1940 г. условиях итальянский флот должен был выполнять следующие задачи: обеспечение перевозок из Италии в Ливию для усиления своих соединений в Северной Африке, блокада центральной проливной зоны Средиземного моря, срыв английских перевозок на Мальту, охрана и оборона побережья, подступов к портам и базам.

Английский флот, в свою очередь, обеспечивал безопасность конвоев на Мальту с запада и с востока, а в отдельных случаях - из Гибралтара в Александрию, прикрывал и поддерживал соединения правого фланга английской армии в Северной Африке, препятствовал вражеским перевозкам из Италии в Ливию.

Для решения этих задач английский и итальянский флоты неоднократно выходили в море как отдельными группами, так и главными силами. При этом командование английского флота проявляло большую настойчивость и решительность, чем итальянского, предпочитавшего уклоняться от боя. Морская авиация использовалась как для нанесения ударов по кораблям, так и для разведки.

Боевые действия итальянского флота начались летом 1940 г. с постановки минных заграждений в Тунисском проливе и на подходах к своим базам, с развертывания подводных лодок (из 80 лодок первой линии на боевое патрулирование в море вышло 46, то есть около 60 процентов), а также с налетов итальянской авиации на Мальту, в гавани которой стояли корабли и транспорты английского флота. Но эти боевые действия не дали ощутимых результатов.

В октябре 1940 г., когда итальянские войска вторглись в Грецию, перед английским флотом встала задача обеспечить защиту коммуникаций между Египтом и Грецией при перевозках войск и боевой техники. Стало очевидно, что в ближайшее время целесообразно провести давно задуманную операцию по уничтожению главных сил итальянского флота, сосредоточенных в Таранто. Английская разведка установила, что оборона итальянской базы, особенно ПВО, недостаточно сильна, корабли в базе расположены скученно, представляя выгодную цель для атаки с воздуха.

В операции против военно-морской базы Таранто участвовал почти весь английский Средиземноморский флот (5 линкоров, авианосец, 8 крейсеров и 22 эскадренных миноносца). Вечером 11 ноября 1940 г. он закончил развертывание сил. Главный удар осуществляла авианосная группа, состоявшая из авианосца «Илластриес» и восьми кораблей непосредственного охранения (4 крейсера, 4 эсминца). Она заняла позицию в 170 милях от Таранто - у острова Кефалиния. Для отвлечения внимания противника от района Таранто английское командование направило группу кораблей (3 крейсера и 2 эскадренных миноносца) в Отрантский пролив.

Авиация действовала двумя волнами. В первой из них было шесть пикирующих бомбардировщиков и шесть торпедоносцев, которые поднялись в воздух в 20 часов 40 минут. Бомбардировщики нанесли удар по нефтебакам, гидросамолетам и кораблям. Вслед за ними подошли на малых высотах самолеты-торпедоносцы, которые сбросили торпеды на линейные корабли. Через час после взлета самолетов первой волны на бомбежку вылетели самолеты второй волны - пять торпедоносцев и три бомбардировщика. Они также атаковали линейные корабли.

В результате попаданий торпед и бомб линкор «Кавур» затонул, линкор «Джулио Чезаре» сел на грунт, линкор «Литторио», получив три торпедных попадания, тоже сел на грунт. Бомбами были повреждены авиаматка, тяжелый крейсер и эсминец. Потери итальянского флота оказались весьма значительны. Английская авиация за время удара потеряла только два самолета-торпедоносца. В результате налета на военно-морскую базу в Таранто за Англией утвердилось превосходство в крупных надводных кораблях на Средиземном море. Это позволило британскому адмиралтейству перебросить часть своих морских сил в Атлантику.

Удар по итальянским кораблям в Таранто не означал, однако, полного разгрома итальянского флота. Поэтому значительные силы английского флота были оставлены в Средиземном море. Группа кораблей использовалась для обеспечения проводки конвоев. Другая группа была выделена в эскадру прибрежного действия, которая систематически оказывала огневую поддержку английским войскам на приморском фланге в Северной Африке. В некоторых случаях к решению этой задачи привлекались и главные силы Средиземноморского флота, базировавшиеся в Александрии. Так, 3 января 1941 г. английская эскадра в составе трех линкоров, авианосца и флотилии эскадренных миноносцев нанесла мощный артиллерийский удар по итальянским войскам и оборонительным сооружениям в районе Бардии. Это ускорило капитуляцию итальянской группировки.

В январе 1941 г. в боевых действиях на Средиземноморском театре приняла участие немецкая авиация. Германское командование направило сюда, чтобы помочь Италии в борьбе против английского флота, пикирующие бомбардировщики и эскадрилью самолетов «Кондор» для постановки мин в Суэцком канале. На остров Сицилия из Норвегии были переброшены части 10-го авиакорпуса, имевшие опыт боев против английского флота (около 140 бомбардировщиков, 22 истребителя и разведывательных самолетов). 10 января немецкая авиация нанесла мощный удар по английской эскадре в районе Мальты, в результате которого авианосец «Илластриес» получил серьезное повреждение. На следующий день нападению подвергся английский конвой, шедший с Мальты в Александрию, и был потоплен крейсер «Саутгемптон».

29 января в Суэцком канале немецкая авиация сбросила на парашютах магнитные мины, на которых в начале февраля подорвались и вслед за тем затонули четыре судна. Английское командование вынуждено было на 14 дней закрыть канал. До июня 1941 г. движение по нему прекращалось в общей сложности на 66 суток. Это существенно ограничило темпы и объем перевозок грузов и подкреплений для английских войск в Египте.

В результате активных действий германской авиации в центральной части Средиземного моря были созданы благоприятные условия для обеспечения коммуникаций и усиления группировки немецко-итальянских войск в Северной Африке. Однако значительной активности эта группировка не проявила. Стратегия Германии весной 1941 г. строилась на том, что наземные и морские операции крупного масштаба в районе Северной Африки и Ближнего Востока должны были начаться предположительно осенью 1941 г.

В обстановке, когда командование вермахта завершало развертывание сил на Балканах, а флот Англии начал перевозки войск в Грецию, перед итальянским флотом была поставлена задача сорвать английское судоходство в восточной части Средиземного моря и одновременно обеспечить свои перевозки в Ливию.

Итальянское командование произвело перегруппировку сил флота и выделило для решения этой задачи специальную эскадру в составе нового линейного корабля «Витторио Венето», 8 крейсеров и 13 эскадренных миноносцев. Воздушное прикрытие эскадры в море должны были осуществлять немецкие и итальянские истребители берегового базирования. В ночь на 27 марта 1941 г. корабли эскадры, выйдя в море из портов Южной Италии, взяли курс на остров Крит. Об этом вскоре стало известно английскому командованию. В море вышла и английская эскадра в составе 3 линейных кораблей - «Уорспайт», «Бархэм» и «Вэлиант», авианосца «Формидебл», 4 крейсеров и 13 эскадренных миноносцев. Боевые возможности английского соединения значительно превосходили возможности итальянских сил. Кроме того, английские корабли имели радиолокационные станции, что давало им преимущество в ведении ночного боя.

На рассвете 28 марта передовые крейсерские отряды противников завязали артиллерийский бой. Английская авианосная авиация неоднократно предпринимала атаки против итальянских кораблей. Одна из атак оказалась успешной - торпеда, сброшенная с самолета, нанесла тяжелое повреждение итальянскому линкору, который только к вечеру смог восстановить свой ход. После этого итальянская эскадра предприняла попытку оторваться от противника и отойти в свои базы. Продолжавшиеся до темноты атаки английской авиации привели к серьезному повреждению итальянского крейсера «Пола», в помощь ему были выделены два крейсера и два эскадренных миноносца. У мыса Матапан этот отряд внезапно встретился с главными силами английского флота. Английские линкоры с короткой дистанции открыли огонь из орудий главного калибра. Вскоре были потоплены все пять итальянских кораблей.

Всего в этом бою итальянские силы потеряли три крейсера и два эсминца, а их линкор получил тяжелые повреждения и требовал длительного ремонта. Английский флот потерял только один самолет.

Бой у мыса Матапан оказал существенное влияние на ход войны в Северной Африке. Английский Средиземноморский флот, нанеся новый тяжелый урон итальянским военно-морским силам, смог активизировать свои действия по срыву немецко-итальянских перевозок в Африку. 21 апреля 1941 г. английский флот нанес сильный удар по базе Триполи, через которую снабжались итало-немецкие войска, готовившиеся к наступлению на Египет.

Действия английского флота были облегчены тем, что в апреле - мае 1941 г. немецкое командование стало перебрасывать свою авиацию со Средиземноморского театра на Балканы, а затем к границам Советского Союза.

Тем не менее английские военно-морские силы не успели воспользоваться создавшимися для них благоприятными условиями. Вторжение Германии в Грецию резко изменило общую стратегическую обстановку на театре. Английскому флоту пришлось перейти от наступательных действий к оборонительным. В тот день, когда английские линкоры обстреливали Триполи, часть греческой армии капитулировала и над английскими войсками, находившимися в Греции (58 тыс. человек), нависла угроза разгрома. Военно-морским силам была поставлена задача обеспечить их эвакуацию в Египет. С 24 по 29 апреля эвакуация была завершена. После этого флоту пришлось принять участие в обороне острова Крит и в эвакуации английского гарнизона.

В боевых действиях на коммуникациях в Средиземном море стороны понесли заметные потери в транспортном флоте: итало-немецкий торговый флот потерял 239 судов общим тоннажем около 418 тыс. брт, а транспортный флот Англии и ее союзников - 144 судна общим тоннажем около 457 тыс. брт.

Итальянский военно-морской флот потерял до июня 1941 г. 6 крейсеров, 33 эскадренных и эскортных миноносца, 17 подводных лодок. За это же время получили тяжелые повреждения все 6 итальянских линкоров (в том числе 2 только что вступивших в строй). Потери английского флота за этот же период составили 6 крейсеров и 8 эскадренных миноносцев. Греческие ВМС потеряли броненосец и 6 эскадренных миноносцев. Многие корабли были повреждены. Основной урон крупные надводные корабли как английского, так и итальянского флотов понесли от ударов авиации.

В ходе боевых действий на Средиземном море заметно возросла роль военно-воздушных сил в борьбе с кораблями противника, в особенности авианосной авиации, что способствовало дальнейшему повышению ее удельного веса в составе воюющих флотов. Успеху боевых действий флотов, особенно ночью и при малой видимости, содействовала и высокая эффективность средств радиолокации.

Таким образом, в военных действиях на Средиземноморском театре с 10 июня 1940 г. до лета 1941 г. воюющие стороны не смогли достичь поставленных целей. Фашистская Италия, стремившаяся установить господство на Средиземном море и захватить выход из него через Суэцкий канал, терпела поражение. Гитлеровская Германия была вынуждена посылать ей на помощь свои силы с других театров. Англия, хотя и нанесла существенный урон итальянскому судоходству в Средиземном море, не полностью блокировала перевозки войск и грузов противника из Италии в Северную Африку и фактически лишилась кратчайших средиземноморских коммуникаций.

Вооруженная борьба в Северо-Восточной Африке и в бассейне Средиземного моря, несмотря на ограниченность масштабов, выявила возможность применения на этом театре войны всех родов сухопутных войск, авиации и сил флота. Ход борьбы показал, что боевые действия на территориях, удаленных от баз снабжения, тем более на территориях слаборазвитых государств, в большой степени зависят от надежности морских и воздушных сообщений. Нарушение их даже на короткое время резко снижало боеспособность армий.

В боевых действиях флотов обеих сторон выявились особенности, послужившие развитию военно-морского искусства. Впервые в практике морских боев была применена атака кораблей противника на стоянке в базе силами авианосной авиации. Выявилось, что решающими условиями в борьбе за морские сообщения при почти равном соотношении надводных сил являются превосходство в воздухе и умелое взаимодействие боевых кораблей с авиацией. Боевые действия ночью велись успешнее благодаря средствам радиолокации, которыми были оснащены корабли английского флота.

Поражение итальянских вооруженных сил нельзя объяснять, как это теперь делают некоторые буржуазные английские историки, только решительностью действий британского командования. Анализ событий на Средиземноморском театре показывает, что действия стран оси после разгрома Франции происходили здесь в прямой зависимости от развертывания приготовлений фашистской Германии и ее союзников к нападению на СССР. Постепенно нарастая, эти приготовления неизбежно сковывали резервы фашистских государств и в конечном счете позволили Англии достичь на Средиземноморском театре боевых успехов. В известной мере эти успехи объяснялись и тем, что английские армия и флот сражались на данном театре преимущественно с таким противником, который имел низкую боеспособность.

Особенно заметными были неудачи итальянских захватчиков в Греции и Эфиопии. Здесь впервые во второй мировой войне фашистские войска были обращены в бегство. Пример греческого и эфиопского народов, героически сражавшихся с захватчиками, показал, что агрессор может быть не только остановлен, но и изгнан с оккупированных территорий.

Loading...Loading...