Самовоспитание это что такое самовоспитание: определение. Что такое самовоспитание

И самоконтроль. Для каждого человека наиболее ценными достижениями являются его личные достижениям и успехи. Именно поэтому первоочередное значение в самовоспитании имеет раскрытие индивидуальных умений и талантов личности. Мотивом к действию являются примеры самовоспитания из жизни великих людей. Например: Михаил Ломоносов. В этом случае человек раскроется наиболее полно и проявит свой индивидуальный внутренний мир.

Понятие — самовоспитание

Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание. Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина. Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни. В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины » читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.

Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.

Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:

  • всестороннее познание себя;
  • постоянное совершенствование положительных качеств;
  • развитие умений и навыков, творческих способностей.

Зачем человеку заниматься самовоспитанием

Сущность самостоятельного воспитания – тема научных работ многих философов, психологов, педагогов. По мнению ученых, движущей силой формирования человека является его душа. В развитии личности задействовано несколько факторов:

  • самообразование;
  • сила воли;
  • определенная .

Это важно! По мнению Эриха Фромма – немецкого психоаналитика, нравственное воспитание и формирование личности – это стремление стать тем человеком, которым вы изначально являетесь. Главная цель и объект усилий – собственная суть.

Психологи отмечают особую роль самовоспитания в . Постоянная работа над собой и собственным характером помогает добиться следующих результатов:

  • успешное преодоление жизненных трудностей – это укрепляет волю и закаляет характер;
  • работа над собственными негативными чертами характера способствует развитии
  • занимаясь самовоспитанием, человек учится контролировать эмоции, это значительно повышает эмоциональную устойчивость;
  • нравственное воспитание и развитие себя помогает и четко следовать выбранному жизненному пути.

Профессиональное самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из , возникающих с другими людьми и внутри себя. Необходимо понимать, что познание самого себя – это в большинстве случаев неприятный процесс, но необходимый. Разбираясь в собственных отрицательных качествах, человек проходит через ряд неприятных эмоций – обида, агрессия, вина, но именно в этом заключается элемент самосовершенствования.

Для чего необходимо самовоспитание личности:

  • человек и помогает ощутить счастье другим людям;
  • возникает радость преодоления, в результате появляется желание помогать другим;
  • человек творчески самовыражается и .

Используемые методы самовоспитания

Психологи выделяют конкретные методы самовоспитания, с помощью которого можно контролировать и корректировать работу над собой.

Основные методы самовоспитания:

  • самообязательство – постоянное проговаривание и напоминание самому себе обязательств формирует привычку неукоснительно следовать им;
  • эмпатия – нравственное воспитание и развитие требуют от человека умения видеть себя на месте других людей, это помогает понять – как вас воспринимают окружающие;
  • самопринуждение – помогает искоренить нехватку волевых качеств и воспитать волю. О том как можно воспитать волю подробно читайте в книге Келли Макгонигела «Сила воли» ;
  • самонаказание – воспитание и самовоспитание предполагают наказание за несоблюдение установленных правил, система наказаний продумывается вместе с обязательствами;
  • самокритика – без внутреннего противоречия невозможно добиться успеха;
  • самоубеждение – каждый проступок необходимо проговаривать вслух, таким образом, уделяется особое внимание моментам, которые следует дополнительно проработать;
  • самоанализ – данный метод предполагает ведение личного дневника и подготовку отчетов.

С чего начать самовоспитание и работу над собой

Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира. Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.

Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:

  • осознание, что перемены в себе необходимы;
  • достаточная решимость, чтобы ежедневно меняться;
  • мотивация и вера в собственные силы и успех;
  • правильный выбор методов.

Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.

Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание. Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их.

В чем заключается проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания занимает умы ученых со времен античности. Идея формирования и развития личности появилась тысячелетия назад, за это время она изменилась, но вечные истины остались неизменными. В своих трудах Аристотель, Платон и Сократ отмечают ценность становления человека как личности. Проблема самовоспитания заключается в том, что человеку свойственно формировать ложные ценности и терять время наследование им. Однако обществу необходимы талантливые люди, которые смогли сформировать истинные, высокие ценности.

Великие люди добившиеся успеха в самовоспитании

Многи занимались личностным ростом – это отличный пример того, как работа над собой позволяет преодолеть жизненные трудности, непростую судьбу. Среди таких людей музыканты, руководители стран, писатели и художники. Вот несколько таких великих личностей.

  • Демосфен – преодолел слабый голос и нервный тик, стал прекрасным оратором и влиял на многие политические процессы;
  • Петр I – сам о себе Петр говорил – «царь с мозолями на руках», монарх стремился во всем быть примером для подданных;
  • Антон Павлович Чехов – великий писатель, который преодолел разорение и благодаря постоянной работе над собой развил уникальный талант и творческий потенциал;
  • Франклин Рузвельт – президент Соединенных Штатов Америки, который с детства занимался саморазвитием, стремился к глубоким и всесторонним знаниям;
  • Альберт Эйнштейн – знаменитый физик, который по мнению врачей отставал в умственном развитии и отличался медлительностью, только в результате тяжелой работы над собой Эйнштейн развил в себе талант ученого и невероятную силу мышления.

Михаил Васильевич Ломоносов – его биография является прекрасным примером личностного развития – смотрите на видео.

Успех в жизни во многом зависит от собственных усилий и настойчивости. Читайте книги, которые мотивируют, и следуйте – развивайтесь как личность.

Каждый человек мечтает стать лучше. А для чего?

- чтобы добиться какой-либо цели;

- чтобы выглядеть более респектабельно в глазах других людей;

- чтобы быть уверенным в любой ситуации;

- чтобы легче справляться с теми трудностями, негативом, которые встречаются на нашем жизненном пути.

Самовоспитание помогает контролировать свои эмоции, вызывая нужные, оказывая тем самым воздействие на ту или иную черту нашего характера.

Для этого надо четко понимать положительные и отрицательные черты своего характера, поставить перед собой четкую, конкретную цель – чего вы хотите достичь. И анализируя подробно все это, нужно понять, что вам мешает, какие черты характера надо откорректировать, а какие развить.

Работа над собой - это самое сложное. Как правило, мы видим в чужом глазу соринку, а в своем и бревна замечать не хотим. И пока мы не найдем то самое «бревно» в своем характере, поступках, привычках, мы не сможем добиться поставленной цели.

Занимаясь самовоспитанием, постоянно обучаясь, тренируясь вы сможете развить в себе такие черты характера, как самообладание, выдержка, вы сможете управлять своим психологическим состоянием, вызывая необходимое в той или иной ситуации.

Также не надо забывать, что под «лежачий камень» вода не течет. Надо активно действовать в этом направлении. Нужно постоянно осознавать, что вам мешает добиться цели. Анализировать и учится управлять, исправлять теми качествами, которыми мы обладаем.

Нужно научится вовремя успокаиваться, или наоборот, стараться найти те моменты, которые помогут вам войти в возбужденное состояние, и именно это вам поможет в достижении именно этой цели.

В этом вы убеждались не раз, когда приходили на экзамен, и от возбуждения не могли ничего вспомнить. Так как ваша память тренировалась тогда, когда вы были в спокойном состоянии. У вас не получается сосредоточится, успокоится. И соответственно вы не можете извлечь из памяти нужный материал.

Воспитав в себе самообладание человек сможет успокоится, как говорится «взять себя в руки», и соответственно вспомнить ту информацию, которая ему нужна, воспользоваться своей памятью.

Или можно привести другой пример, когда состояние возбуждения очень сильно помогало. В основном это нужно спортсменам. Интересный и поучительный пример по этому поводу приводит А. В. Алексеев в своей книге «Себя преодолеть».

«Шло первенство СССР среди юниоров по стендовой стрельбе. Одна из девушек перед последней серией оказалась на втором месте, проигрывая лидеру 5 мишеней. И вышла стрелять эту последнюю серию, что называется, опустив руки.

Я подошел к ней и посчитал пульс. Как и следовало ожидать, он был 88 ударов в минуту, в то время как при оптимальном боевом состоянии у этой спортсменки сердце должно биться (в этом можно было не раз убедиться раньше) приблизительно 120 раз в мин.

Дай-ка мне ружье! - как бы с трудом сдерживая гнев, приказал я девушке.

Зачем? - с недоумением, даже с испугом спросила она.

Дай! - резко повторил я.

Она нерешительно вручила мне оружие.

А теперь видишь ту березку? - указал на березку, стоящую метрах в двадцати в стороне от линии огня.

Вижу… - все еще ничего не понимая, проговорила девушка.

Так вот, быстро туда и обратно!

Быстро!!! - тоном, не терпящим возражения, приказал я.

И девушка побежала. Когда она вернулась, ее пульс был около 130 ударов в мин. Она была возбуждена и даже сердита.

Вот так и держись! - приказал я, возвращая ей ружье. Только тут она поняла, что к чему. И, сумев удержать на протяжении всей серии это, оптимальное для нее, возбуждение, отыграла проигранные мишени и выиграла золотую медаль».

Вызывая часто то или иное психическое состояние, то это у нас превращается в черту характера, закрепляясь в нашем сознании. Осознанное направление своего развития, четкое осознание своих слабых и сильных черт, конкретные задачи – это очень важная основа для достижения поставленных перед нами целей.

ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО В ГРУППЕ поменяйте ТОЧКА на.))

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Самовоспитание
САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.

Список случайных тегов:
,
Терминальный порог - Терминальный порог — достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например, при очень высокой яркости светового раздражителя ощущение света приобретает характер болевого.
,
Естественный эксперимент - Естественный эксперимент — экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в l910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого–педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.
,
Метод близнецов - Метод близнецов — психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства монозиготных, имеющих идентичный набор генов, близнецов и дизиготных, имеющих в среднем только 50% одинаковых генов. В силу этого признаки, вариативность которых существенно определяется наследственностью, должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных, близнецов.

САМОВОСПИТАНИЕ (англ. self- development ) - формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. Самовоспитание как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте . Однако предпосылки самовоспитания можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения , наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для самовоспитания можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям .

В подростковом возрасте решающую роль в самовоспитании начинает играть самооценка . Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам (см. Комплекс неполноценности ). В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам. С. невозможно без адекватного анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С. способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности - процесс непрерывный, не имеющий предела, С. - дело всей жизни человека. См. Развитие психики .

САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная деятельность, направленная на возможно более Полную реализацию себя как личности, г-«выработка человеком у себя таких личностных качеств, кои представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных.

Самовоспитание - относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению , самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности1 оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.

Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

Самовоспитание - что это?

Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы. Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к . Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

Психология самовоспитания

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в., в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека - своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня ;
  • истинное следование своему пути в жизни.

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя. Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине. Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды - в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство : проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание - за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.

Проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

  1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
  2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» - любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
  3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
  4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
  5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
  6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

Книги о самовоспитании

Какое значение имеет самовоспитание - об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

  1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
  2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
  3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
  4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
  5. «Законы победителей» Б.Шефер
  6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
  7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич
Loading...Loading...