Как быстрее запомнить иностранные слова. Списки или словари высокочастотных слов. Не игнорируем технический прогресс

Мы учим английский язык всю жизнь, знаем правила, но все равно не можем грамотно ответить иностранцу и без мук посмотреть сериал в оригинале. Почему так?

Мы решили разобраться в этой несправедливости и нашли способ, как лучше изучать иностранные слова. Существует универсальная формула запоминания, предложенная немецким психологом Германом Эббингаузом. И она работает.

Почему мы забываем

Мозг бережет нас от перегрузок и постоянно избавляется от ненужной информации. Именно поэтому все новые слова, которые мы учим, сначала попадают не в долгосрочную, а в краткосрочную память. Если их не повторять и не использовать - они забываются.

«Кривая забывания» Эббингауза показывает, что уже через 1 час после заучивания мы забываем более половины информации. А через неделю помним лишь 20 %.

Как помнить все

Чтобы новые слова не вылетали из головы, нужно постараться «поместить» их в долгосрочную память. Зазубривание в этом случае неэффективно, так как мозг не успевает быстро осмыслить информацию и выстроить прочные ассоциативные связи. Чтобы помнить дольше - процесс запоминания лучше растянуть на несколько дней, а то и недель. При этом повторять достаточно по разу.

Практиковать интервальные повторения можно с помощью самодельных карточек или специальных приложений типа: Anki (Android, iOS) и SuperMemo (Android, iOS)

Еще 12 секретов запоминания новых слов

  • Учите осознанно . Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.
  • Определитесь со списком слов, которые нужны для поддержания разговора . Их всего около 300–400. Запоминайте их в первую очередь.
  • Учтите, что лучше запоминаются слова в начале и в конце списка («эффект края»).
  • Переключайте внимание с выбранной темы на другую. Знайте, что похожие воспоминания смешиваются (принцип интерференции) и превращаются в «кашу».
  • Учите противоположное . Если запоминаете day, то рассмотрите и night. Антонимы запоминаются быстрее и проще.
  • Стройте свои «чертоги памяти» . Суть метода в том, что нужно связать заучиваемые слова с конкретным местом. Например, прогуливаясь по комнате, ассоциируйте новые слова с отдельными деталями в интерьере. Повторите несколько раз и покиньте помещение. После восстановите в памяти комнату и вместе с тем выученные с ее подсказками слова.
  • Используйте прием «слова-гвозди» . Суть метода в присоединении заучиваемого слова к уже известному для запоминания. Так, когда вы думаете о «гвозде», вы сможете вспомнить и другое слово. Например, в считалочке: «Раз, два, три, четыре, сосчитаем дыры в сыре», слова «четыре» и «в сыре» связаны друг с другом.
  • Ассоциируйте новые слова с уже известными вам . Например, слово heel (пятка) можно запомнить, вспомнив Ахилла и его ахиллесову пяту. А слово look (смотреть) можно выучить, если вспомнить, как трудно смотреть, когда режешь лук.
  • Сочиняйте рассказы . Если вам нужно запомнить слова в определенном порядке, попробуйте выстроить их в импровизированный рассказ. Важно, чтобы все слова были связаны между собой по сюжету.
  • Пользуйтесь диктофоном. Произносите слова под запись, а потом прослушайте их несколько раз. Этот метод особенно подходит тем, кто лучше воспринимает информацию на слух.
  • Оживляйте и визуализируйте. Пользуйтесь мимикой, когда изучаете эмоции. Двигайтесь, когда учите слова на спортивную тематику. Таким образом вы задействуете еще и мышечную память.
  • Не учите язык по словарю и школьным учебникам. Если вы любите «Игру престолов», попробуйте учить слова по этому сериалу. Так намного интереснее.

Современные методы обучения предлагают максимально быстро выучить язык, где главным показателем качества знаний остается богатство словарного запаса. У каждого человека свой тип мышления и памяти. Одним достаточно посмотреть на новое слово, чтобы его запомнить, другим приходится упрямо сидеть и зазубривать его, как некогда в детстве - таблицу умножения.

Метод взаимодействия ощущений

Полезный метод, который крайне полезно применять параллельно с другими техниками запоминания. Суть его сводится к тому, что каждое иностранное понятие следует не просто запоминать, а чувствовать его, представляя, что оно из родного языка. Это правило позволит максимально свободно общаться на иностранном языке и «не лезть за словом в карман», долго размышляя над ответом. Благодаря этому методу нужные ассоциации сами всплывут в голове в нужный момент.
Пример: при запоминании английского cup нужно представлять в воображении чашку и повторять про себя это слово на иностранном.
Кстати, если само значение вылетает из головы, cup можно запомнить как образ: чашка, в которую капает вода из-под крана со звуком "кап". Таким образом, метод ассоциаций поможет запомнить слово, а метод взаимодействия – закрепить его в подсознании.

Сочинение историй

Данный метод запоминания предлагает сочинить небольшую историю в целях лучшего закрепления. Главное правило здесь – не слишком напрягаться, воображая – история может быть простой и нелепой, но яркость и запоминаемость.

К примеру, almost ("почти") можно представить так: жила-была девушка Алла, которая однажды хотела кинуться с моста, но ей помешал прохожий, вцепившись ей в ногу. Так у неё почти удалось совершить задуманное. Перед вами нелепая история, которая точно не даст забыть ни слово, ни его значение. Если несколько раз повторить историю в разное время про себя – она легко запомнится. Этот метод подходит для слов, к которым не удается подобрать простую ассоциацию.

Метод фонетических ассоциаций

Известно, что во всех языках мира есть слова или их части, которые совпадают по звучанию. С точки зрения метода фонетических ассоциаций, запоминание слов с разным значением можно сделать удобным. Чтобы запомнить слово, похожее по значению на другое, достаточно связать два этих значения воедино. Эта техника поможет запомнить самые сложные значения за максимально короткое время, главное - время от времени повторять ассоциации. И, конечно, записывать выученное в специальный словарь.

К примеру, требуется запомнить английское plumber (сантехник, водопроводчик). Нужно представить сантехника, причем представить очень ярко – в своем синем комбинезоне, с желтой каской. Слово plumber при некотором рассмотрении может показаться русским «пломбиром». Далее следует очень ярко представить сантехника, который жадно ест подтаявший, текущий по рукам пломбир. Готово! Яркая ассоциация подобрана и наверняка не вылетит из памяти.

Стикеры

Обклеивание стикерами окружающего пространства поможет лучше окунуться в языковую среду и скорее привыкнуть к языку.

Это интересный и необычный способ для креативных людей, у которых домашние не будут против, если все предметы в доме будут обклеены наклейками со странными надписями. Данный метод основывается на закономерности, что большинство людей на земле – визуалы, которые лучше запоминают зрительную информацию.

Работа со слухом

Как недавно стало ясно из практики англо-русских школ, для русскоязычных учеников отчего-то самой большой проблемой является восприятие иностранной речи на слух.

Одним из методов устранения этой особенности является самостоятельная надиктовка изучаемого текста или отдельных слов на диктофон и последующее их прослушивание. При этом стоит уделить особое внимание правильному произношению. Если непонятно, как произносится слово, обратитесь к знатокам и грамотным источникам, ведь искажение одного звука может поменять значение всей фразы.

Интеллектуальные карты

Метод предлагает использовать мозговой штурм. Для начала требуется взять обобщённое понятие – например, фрукты – и перечислять все фрукты на данном языке, выписывая их. Чем больше времени получится потратить на одно такое перечисление, тем лучше эти слова отложатся в голове.


Все «отсортированные» понятия стоит выписывать и сохранять, чтобы в свободную минуту просматривать, повторяя. Это хороший способ перевести сразу несколько понятий в активный словарь.

Мобильные приложения

Легкий способ повторения и изучения слов - приложения для мобильного телефона, смартфона или планшета. Важное преимущество, что приложения можно использовать в любой удобный момент: в дороге или во время перерыва на работе.

Переводчик Google - хороший словарь, который знает 90 языков. Для работы с ним нужно ввести слово на иностранном. Переводчик даст несколько вариантов перевода, которые при желании можно прослушать. Все переведенные материалы можно сохранять и синхронизировать с другими гаджетами.

Яндекс.Переводчик – удобный словарь от разработчиков Яндекса. Приложение позволяет переводить отдельные слова, фразы, предложения и текстов онлайн и оффлайн. Оффлайн-режим подразумевает автономную работу с шестью языками, а с использованием интернета станут доступны более 90 языков. Все бесплатно.

Memrise – поможет выучить иностранное слово как онлайн, так и оффлайн. Мобильное приложение позволяет учить не только новые слова, но и различные термины, столицы. Есть бесплатная и платная версии.

Найти подельника

Найдите знакомого, который изучал или изучает этот же язык и начните практиковать изучение с ним. Товарищ, который сможет подправить произношение, построение фраз – это практически личный репетитор.

Если таковых среди знакомых нет, можно найти по интернету специальные сообщества, практикующие подобный метод изучения языка. Даже если в вашем городе не проходят неформальные встречи желающих говорить на иностранном – интернет поможет расширить границы и , например, по скайпу. Изучать язык подобным, живым образом не только крайне полезно, но и весело!


Создание привычек – ключ к тому, что драгоценное знание не потеряется и будет занимать то место, на которое его много лет назад положили. Существует несколько важных пунктов, которые следует соблюдать, дабы изучение языка стало наиболее эффективным.

Мать учения

Пополняя свой словарный запас, словно копилочку - монетами, не стоит забывать, что если не практиковать повторение языка, со временем слова забываются. Одно дело запомнить, другое – надолго задержать в голове. Для этого существуют простые, но обязательные правила, которые требуется соблюдать всем желающим запомнить накрепко новые слова: повторяйте их через час, перед сном и на следующее утро, а личный словарь пролистывайте не реже раза в месяц.


Регулярность и сосредоточенность

Практика показывает, что наиболее эффективным методом изучения иностранных языков является регулярность. Не стоит делать себе установку «выучить 100 за день» - лучше постепенно, каждый день, знакомиться с 10 новыми иностранными понятиями и надёжно их запоминать. Не следует распыляться на несколько языков одновременно, особенно если требуется знания в совершенстве. Постоянное переключение на другой язык не запрещено, но помните, что это снизит эффективность занятий.

photo tumblr.com

ТРИ НАУЧНО ОБОСНОВАННЫХ МЕТОДА, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ

Учишь-учишь эти слова, а толка никакого! Через пару дней всё забывается.

Используйте научный подход к запоминанию! Представляем вам три научно обоснованных методики, которые позволят быстро и надолго запоминать иностранные слова.

СКОЛЬКО СЛОВ НУЖНО ЗНАТЬ?

Для начала разберемся, сколько слов нужно выучить, чтобы начать понимать большую часть иностранной речи, да и самому высказывать свои мысли. Пятилетний ребенок, проживающий в англоговорящей стране употребляет 4 000 – 5 000 слов, а выпускник университета – около 20 000 слов. Однако человек, изучающий английский язык, как иностранный, владеет словарным запасом в объеме всего 5 000 слов, несмотря на несколько лет обучения.

Но есть и хорошие новости : словарного запаса в 2 000 слов достаточно для того, чтобы понимать 80% иностранной речи. К данному выводу пришли исследователи на основании анализа Брауновского корпуса (Brown Corpus).Лингвистическим корпусом называют совокупность текстов на различные темы.

Интересно, что после того, как вы выучили 2 000 слов, пополнение словарного запаса на каждую последующую 1 000 слов позволяет увеличить объем понимаемого текста всего на 3-4%.

КАК БЫСТРО ЗАПОМНИТЬ СЛОВО?

Первый вопрос, который интересует всех, как быстро запомнить иностранные слова?

Ученые пришли к выводу, что быстрее запоминается информация, которая имеет эмоциональную окраску . Соответственно, хорошей идеей является изучение слов посредством игр, загадок, фильмов. Понравилась песня – не поленитесь посмотреть перевод непонятных слов. Эти слова навсегда будут ассоциироваться с понравившейся песней, а значит, оставят эмоциональный след в памяти.

Отличный прием – мнемоника. Создавайте красочные ассоциации – это позволит запомнить даже труднопроизносимые слова. Пример использования: слово weather похоже на русское слово ветер, строим в голове пару ветер-погода, навсегда запоминаем, что weather переводится погода. Существуют специальные справочники, в которых можно найти различные мнемонические приемы для запоминания английских слов. Однако лучше придумывать подобные ассоциации самостоятельно, поскольку наши ассоциации и эмоции строго индивидуальны.

КАК ТАК ЖЕ БЫСТРО НЕ ЗАБЫТЬ СЛОВО?

Итак, вы выучили пару сотен слов, но через неделю в памяти осталось порядка десяти из них. В чем проблема? Это объясняется существованием краткосрочной и долгосрочной памяти. Механизмы краткосрочной памяти позволяют сохранять информацию на 15-30 минут, затем же, заметив, что данная информация не находит применения, мозг избавляется от нее, как от чего-то ненужного. Как же дать понять мозгу, что эти слова нам очень даже нужны? Ответ – многократное повторение. Тут как с собакой Павлова: лампочка загорается – слюна выделяется. Однако выделяется она только после 5-10 раз повторений цепочки еда + свет. Если при зажигании света перестать подавать еду, в мозгу собаки разрушится ассоциация зажигающейся лампочки с едой, и слюна перестанет выделяться.

Так сколько же раз нужно повторить слово, чтобы оно стабильно перешло из кратковременной в долговременную память?

Немецкий психолог Герман Эббингауз разработал Кривую забывания, которая характеризует объемы потерянной информации с течением времени при отсутствии повторения. В течение первых 20 минут после изучения слов мы будем помнить уже 60%, а в течение 1 часа мы потеряем более 50% информации. Затем с течением времени будет стираться все больше информации, и к 3 дню в памяти останется лишь 20% информации. Таким образом, если пропустить хотя бы один день в повторении – забытых слов уже не вернешь.

Вывод очевиден: без повторения никуда . Используйте слова в речи, придумывайте рассказы с использованием новых слов, играйте на своем смартфоне в карточки хотя бы по паре минут в день – все это позволит сохранить изученные слова. Иначе время, затраченное на их первоначальное изучение, просто уйдет впустую.

Предлагаем использовать следующий график повторений:

  • Через 10-15 минут после изучения слов;
  • Через 50-60 минут;
  • На следующий день;
  • Через 1 день;
  • Через 2 дня.

Вот после этого большая часть информации закрепится на всю жизнь.

КАК БЫСТРЕЕ ВЫРАЖАТЬ МЫСЛИ?

Очень хочется, чтобы иностранные слова лились из уст, не требуя чрезмерного напряжения мозга и нескольких минут на формулирование фразы. Существует возможность ускорить формирование иностранной речи – это развитие мышечной памяти. Под мышцами здесь подразумеваются мышцы нашего артикуляционного аппарата. Эти мышцы, как и мышцы ног при катании на велосипеде или мышцы пальцев рук пианиста, обладают памятью, позволяющей совершать автоматизированные движения практически бессознательно.

Для того, чтобы мышечная память сформировалась, важно при изучении слов произносить их вслух, делая движения языком и губами. Также полезно одновременно представлять образ изучаемого предмета. Со временем вы уже не будете задумываться, какое слово произнести – мышцы сделают это автоматически.

Таким образом, правильная организация работы мозга по формированию краткосрочной, долгосрочной и мышечной памяти позволит быстро и надолго пополнить свой словарный запас.

Удачи в обучении!

Нескучный английский для детей и взрослых!

Самое сложное для большинства из нас в освоении нового языка - не просто запоминать новую лексику, но и пользоваться ею в нужный момент. То есть каждое слово нужно сделать «своим» настолько, чтобы его употребление было привычным.

Предлагаю восемь простых работающих способов, с которыми вы не просто запомните нужные слова, но и по-настоящему освоите их, создадите активный словарный запас.

Только давайте договоримся сразу - «я знаю слово» равняется следующей комбинации:

  • Я знаю его значение на иностранном языке (смысл).
  • Я могу его совершенно правильно произнести (фонетика).
  • Я могу написать его без ошибок (орфография).
  • Я знаю, с какими словами его можно комбинировать и в каком стиле общения оно уместно (смысл).
  • Я знаю, как перевести его на родной язык.

Если отсутствует хотя бы один компонент - вы проделали дурную работу, верните пирожок на полку и начните все сначала. Тем, кто злодея не боится и готов сражаться с лексическими чудовищами, - простые и эффективные советы.

1. Ведите собственный «словарь»

Всем нам знакомы эти тетради еще со школы: слово-транскрипция-перевод. Для эффективного запоминания схему придется немного поменять. Помимо слова и транскрипции, используйте не перевод, а синоним или объяснение на иностранном языке.

Для новичков, у которых словарный запас бедноват и кому синоним только усложнит жизнь, хорошо вместо перевода использовать условное изображение. Что-то можно нарисовать самостоятельно, для других предметов и понятий использовать готовые картинки - например, наклейки. Так вы уберете «вмешательство» родного языка, и перестроить мышление на восприятие иностранного будет проще.

Лайфхак: графические символы хороши на любом этапе - они становятся отличным подкреплением для запоминания. Проверено: если рядом со словом на доске нарисовать даже очень условное изображение, на следующей паре студенты намного быстрее его вспоминают.

2. Посмотри - произнеси - закрой - напиши

Именно такую цепочку действий придется проделать, когда вы столкнетесь с новым для себя словом: внимательно изучить его написание; произнести вслух - громко и четко; затем закрыть рукой и написать по памяти. После этого обязательно проверить себя и убедиться, что вы воспроизвели слово на бумаге верно.

Для начала выучивайте таким образом по пять слов, постепенно их количество можно увеличивать до десяти. Запомнив очередную группу, напишите все слова вместе, чтобы закрепить результат.

Лайфхак: произносить слова стоит как можно более разнообразно - разным тоном голоса, с разной громкостью, одни петь, другие «чеканить». Мозг быстрее запоминает все необычное, и таким образом вы поможете ему усвоить информацию.

3. Группируйте слова, чтобы их выучить

Пытаться запомнить отдельные слова - нерациональное занятие. Создавайте из них группы и цепочки по наиболее удобному для вас принципу. Это могут быть несколько слов одной части речи, группа синонимов, несколько слов одной тематики, слова разных частей речи, которые обычно употребляются вместе.

Например, для английского очень актуальны такие сочетания, как глагол и предлог, причастие и предлог, прилагательное и существительное.

Лайфхак: каждую группу выписывайте на отдельный лист бумаги и оформляйте по принципу интеллект-карты или с использованием элементов скрайбинга. Получившийся шедевр можно разместить на видном месте - так же как и стикеры со словами, о которых ниже.

4. Пишите орфографические диктанты

Для тех, кто учит язык в группе, подобное упражнение входит в число привычных. Если не входит - спросите преподавателя почему. Посвящать таким заданиям слишком много времени нерационально, но хотя бы пару минут в течение каждого урока - вполне оправданно.

Если же речь о самостоятельном изучении языка, устроить себе подобную проверку тоже несложно. Просто используйте диктофон, чтобы записать 10–15 слов с паузами после каждого, а потом воспроизведите запись, пытаясь написать слова, которые сами себе надиктовали.

Лайфхак: надиктовывайте слова на родном и на иностранном языке вперемежку, так вы натренируете мозг быстро переключаться с одного языка на другой.

5. Составляйте предложения с новой лексикой

Как только вы получили список новых слов (или составили его самостоятельно), сразу используйте их для того, чтобы письменно составить несколько предложений. Старайтесь употребить сразу 2–3 слова в каждом из них, чтобы облегчить запоминание. Те предложения, которые вам особенно удались и понравились, можно распечатать или написать крупнее и прикрепить на видном месте, чтобы лучше запомнить.

Лайфхак: предложением или историей можно завершить оформление ваших полотен, на которых вы группировали слова. Чем более дурацкая история - тем лучше она запоминается. А еще полезно и интересно пытаться запихнуть в одно предложение как можно больше слов.

6. Играйте в игры

Игр со словами очень много на любой вкус. Для групповых занятий отлично подойдут скраббл и его аналоги, а для индивидуального закрепления - кроссворды. Кроме того, есть огромное количество компьютерных игр, построенных по тому же принципу, что и скраббл, - используйте их, чтобы учить лексику во время ожидания в очередях или в общественном транспорте.

Лайфхак: не ограничивайтесь классикой. Общение в чате РПГ - тоже хорошая лексическая практика, если ваши партнеры говорят на иностранном языке. Но в этом случае поставьте целью за один сеанс игры употребить все слова из списка активной лексики. Наверняка вам надолго запомнится попытка ввернуть слово «одухотворенный» или «пастернак» в обсуждение стратегии игры.

7. Размещайте новые слова на виду

Старая добрая методика написания слов на стикерах или обычных листах бумаги, а затем развешивания их по стенам и другим поверхностям может быть вполне эффективной. Главное, чтобы слово было написано четко и крупно, то есть бросалось в глаза. Так оно обязательно запомнится, пусть и бессознательно, и в нужный момент всплывет в памяти.

Лайфхак: используйте стикеры разного цвета, размера, формы и меняйте их местоположение раз в два дня. В противном случае слова «примелькаются», и вы их не запомните. А еще лучше - привлеките к этому занятию детей, и пусть они меняют местами ваши ценные бумаги без предупреждения.

8. Повторяйте изученное регулярно

Какую бы технологию вы ни использовали, без постоянных повторений не обойтись. Как вы его организуете - зависит от вас, главное, определить периодичность. Один из самых лучших периодов - две недели. За это время не накопится слишком большой объем новых слов, а предыдущие не успеют забыться.

Лайфхак: повторяйте пройденное каждый раз в новых условиях. Сегодня отправьтесь в парк, через две недели устройтесь в гостиной, а еще через две - читайте записи в метро. Смена обстановки улучшает запоминание, и мозг работает эффективнее.

Самое главное - не превращайте процесс учебы в рутину и получайте удовольствие от каждого действия, будь то проговаривание нового слова смешным голосом или попытки изобразить соответствующую картинку рядом со словом «эффективность». Комбинируйте разные способы из описанных выше или используйте их все - и успех непременно будет на вашей стороне.

От редакции

Верите ли вы в экспресс-методы изучения иностранных языков? Вопрос, можно ли выучить новый язык за пару месяцев, довольно спорный. Тем не менее почему бы не проверить на практике? Рекомендуем книгу Бенни Льюиса «Свободно говорить на иностранном языке за 3 месяца» : .

Чтобы иметь физическую возможность хорошо запоминать иностранную лексику, важно уделять время развитию своих умственных способностей. Что такое когнитивная база и как ее развивать, объясняет преподаватель и эксперт в области эффективных технологий обучения Нина Шевчук : .

Когда слова учить надо, но вы постоянно откладываете это дело на потом и находите отговорки, лишь бы ничего не учить, это не что иное, как самосаботаж. Как избавиться от него, рассказывает психолог Оксана Юсупова : .

Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его.

Первые упоминания об эффективности применения методов, аналогичных МФА, встречаются еще в литературе конца прошлого века. В 70-х годах нашего столетия подробным изучением применения ассоциаций в процессе овладения языком занимался профессор Стенфорского университета Р. Аткинсон. Он и его коллеги предлагали группе студентов, изучающих русский язык, запоминать слова, применяя "Keyword method" ("метод ключевых слов"), в то время как контрольная группа запоминала те же самые слова традиционными методами. "Ключевые слова" у Аткинсона - это не что иное как слова, являющиеся фонетическими (звуковыми) ассоциациями к запоминаемым словам, слова-созвучия. Многочисленные эксперименты Аткинсона и его коллег доказали высокую эффективность применения этого способа запоминания иностранных слов. Метод фонетических ассоциаций как метод запоминания иностранных слов становится все более и более популярным в мире.

Теперь рассмотрим подробнее, в чем же именно заключается метод звуковых ассоциаций. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) "смотреть" будет русское слово "лук". Сюжет может быть таким: "Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу "ЛУК". Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, а не были оторванными друг от друга, то есть собственно для запоминания. Созвучное слово не обязательно должно полностью совпадать с иностранным, достаточно созвучной части. Например: MESH (меш) ПЕТЛЯ, ЯЧЕЙКА (сети). Созвучными могут считаться слова: "мешок", или "мешать", или "мешкать" - как вам больше нравится. В зависимости от выбранного созвучия сюжеты могут быть такими: "ПЕТЛЯ МЕШает выбраться" или "МЕШок завязали ПЕТЛЕЙ" или "ЗаМЕШкался в ПЕТЛЕ". Важно, чтобы остальные (вспомогательные) слова в сюжете были по возможности нейтральными, не вызывающими ярких образов. Таких слов должно быть как можно меньше. Это необходимо для того, чтобы при вспоминании не перепутать их с нужными, то есть с теми словами, которые вы запоминали. Нужные слова (слово-созвучие и слово-перевод), наоборот, необходимо всеми возможными способами выделить, сделать на них акцент. Если не получается сделать смысловой акцент, то хотя бы интонационный.

При помощи МФА можно запомнить много слов за один присест. А самое главное этот метод поможет вам избавиться от бесконечных повторений запоминаемых слов - достаточно один раз подобрать звуковую ассоциацию к слову и составить сюжет. Подробнее о нюансах применения этого метода вам расскажут конкретные примеры. ДИВОНА на языке дари (это язык, на котором говорят в Афганистане) значит "ДУРАК". Наиболее близкое по звучанию русское слово к слову "дивона" - "диван". Слово-созвучие не обязательно должно полностью совпадать с запоминаемым иностранным словом, главное, чтобы оно могло послужить своеобразным ключом, при помощи которого мы смогли бы отыскать в нашей памяти необходимое слово. Но ключом оно может послужить, только если мы составим сюжет из этих двух слов, так, чтобы актуализация одного слова из сюжета влекла за собой вспоминание другого. При этом, как вы уже знаете, чем сюжет более необычный и яркий, тем он лучше запоминается. Для слов "диван" и "дурак" сюжет может быть таким: "Дурак упал с ДИВАНА". Важно обязательно произносить вслух как запоминаемое слово, так и слово-созвучие. Прежде всего это необходимо делать для того, чтобы ваша память своим естественным ходом запечатлела, чем слово-созвучие похоже на запоминаемое и чем отличается. Как правило для этого достаточно произнести оба слова 2-3 раза.

Вот еще пример: ARRESTO - ОСТАНОВКА по-итальянски. Созвучное слово "арест" (как раз тот случай, когда запоминаемое слово и слово-созвучие имеют общее происхождение, но с течением времени значения этих слов разошлись). Самый простой сюжет таков: На ОСТАНОВКЕ кого-то АРЕСТОвали. Здесь лучше не уточнять кого конкретно, чтобы при воспроизведении не перепутать запоминаемое слово с этим лишним словом. В таких случаях можно пользоваться местоимениями, а при оживлении сюжета представлять, что дело происходило с каким-нибудь вашим знакомым, а еще лучше с вами самим. При этом, если вы составите сюжет про самого себя: "На остановке меня арестовали", - то к нему будет легко применить метод соощущения для повышения эффективности запоминания.

Наверняка запоминаемые слова, созвучия и сюжеты вы будете фиксировать на бумаге. В таком случае не поленитесь выделять на письме запоминаемое слово, перевод и ту часть слова-созвучия, которая напоминает запоминаемое. Для этого вы можете использовать различный размер, курсив, подчеркивание и т.п. Это также способствует лучшему запоминанию (за счет взаимодействия зрительной и слуховой памяти).

Вообще же наилучший эффект при запоминании иностранных слов достигается при одновременном применении МВВО и МФА.

Часто для запоминания иностранного слова приходится подбирать не одно, а два созвучных слова. Это необходимо, когда слово достаточно длинное, а в родном языке нет похожего слова. В этом случае иностранное слово надо разбить на две части и подобрать созвучное слово к каждой из его частей (слова по возможности должны быть короткими и содержать как можно больше общих звуков с запоминаемым). Например, для английского слова NAPKIN (нэпкин) - САЛФЕТКА подбираем два созвучных слова: "НЕПтун" (или "НЕПоседа" или "Н.Э.П.") и КИНул. Остается составить сюжет, например, "НЕПтун КИНул в меня САЛФЕТКУ". При этом в сюжете первое и второе созвучные слова должны обязательно следовать одно за другим, и между ними не должно быть никаких слов. Хорошо, если, оживляя сюжет и представляя его как кадр из фильма, вы воспользуетесь преувеличением ассоциаций. Например, представите, что в вас кинули огромной салфеткой, такой огромной, что она накрыла вас с головой. Не забывайте также использовать и метод соощущений.

Часть людей, подбирая ассоциацию к этому слову предпочтут более длинную, но и более фонетически точную ассоциацию составленную из двух слов: ФОнтан и ГЕТры. И соответствующий сюжет: "Забыл в ФОнтане ГЕТры". Другая же часть людей предпочтет менее фонетически точную, но зато более короткую ассоциацию "фагот" (здесь "а" безударная и слышится почти "о") и соответствующий сюжет, составленный из слов "забыть" и "фагот".

Надо заметить, что этот метод недаром носит название фонетических или звуковых ассоциаций. Необходимо подбирать ассоциацию именно к звучанию, а не написанию слова (ведь во многих языках звучание и написание слов очень сильно отличаются). Поэтому прежде всего, еще до подбора созвучия убедитесь, что вы произносите слово правильно. Для запоминания правописания слов существуют другие методы.

Нельзя не сказать также и о том, что в силу чисто анатомических различий в произнесении звуков на разных языках, запоминаемое слово и слово-созвучие никогда не будут звучать совершенно одинаково, даже если, казалось бы, полностью совпадают, как в случае с английским словом "look " и его русским созвучием "лук". Достаточно заметить, что звук "л" в русском и английском языках произносится совершенно по-разному. Поэтому произношение, строго говоря, надо заучивать отдельно. Метод же фонетических ассоциаций отлично помогает запомнить значения слов. Метод фонетических ассоциаций незаменим в условиях нехватки времени: при подготовке к экзамену, к туристической поездке или командировке, то есть в любой ситуации, когда за небольшой промежуток времени надо запомнить большое количество слов. С его помощью не составляет труда запоминать 30-50 слов в день, что, согласитесь, совсем не плохо (это как минимум 11тысяч слов в год). При этом самое важное то, что этот способ позволяет избежать утомительной зубрежки (что просто невозможно при традиционных методах заучивания иностранных слов) и даже может превратить запоминание иностранных слов в увлекательный, творческий процесс.

Если вам пришелся по душе этот метод и вы хотите отработать его применение на практике, то можете попробовать выполнить следующее упражнение. Надеюсь, вы сможете по достоинству оценить преимущества ассоциативного метода. Чуть дальше вы найдете вариант ассоциаций к словам из этого упражнения, а также некоторые комментарии к ним.

Упражнение: Перед вами слова на различных языках. Подберите к ним звуковые ассоциации и составьте сюжеты для запоминания.

а) Вот 8 итальянских слов. Они читаются так же как и пишутся.

ARIA - ВОЗДУХ
FAGOTTO - УЗЕЛ
BURRO - МАСЛО
FRONTE - ЛОБ
GALERA - ТЮРЬМА
GARBATO - ВЕЖЛИВЫЙ
LAMPO - МОЛНИЯ
PANINO - БУЛОЧКА

б) Вот 8 английских слов с примерной транскрипцией и переводом.

BULL (бул) - БЫК
CONCEAL (консил) - СКРЫВАТЬ, УТАИВАТЬ
NUZZLE (мазл) - МОРДА
LIP (лип) - ГУБА
DESERT (дэзэрт) - ПУСТЫНЯ
HILL(хил) - ХОЛМ
SMASH (смэш) - РАЗБИВАТЬСЯ (вдребезги)
PIGEON (пиджин) - ГОЛУБЬ.

Если у вас по каким-то причинам пока не получилось подобрать звуковые ассоциации к иностранным словам или возникли трудности с составлением сюжета - посмотрите, как это можно было бы сделать.

а) Итальянские слова:

ARIA - ВОЗДУХ. "Когда поешь АРИю набираешь много воздуха".
FAGOTTO - УЗЕЛ. "ФАГОТ связали в узел". (Такой сюжет обязательно надо представить.)
BURRO - МАСЛО. "БУРенка дает масло"./ "БУРатино поскользнулся на масле"." Масло БУРОго цвета". Из предложенных сюжетов можно выбрать любой. В каждом есть свои преимущества. Первый хорош тем, что близок к теме "масло". Второй самый динамичный и смешной. Третий безликий, не вызывающий ярких образов и незапоминающийся, на мой взгляд, но i может кому-то понравиться своей краткостью.
FRONTE - ЛОБ. "На ФРОНТЕ получил ранение в лоб". (Конечно, в русском языке тоже есть близкое слово - "фронтальный", но не всем понятно его значение, тем более, что оно означает "передний", "лобный" (в медицине), но все же не "лоб".)
GALERA - ТЮРЬМА. "На ГАЛЕРАх уплыли из тюрьмы", или "На ГАЛЕРке было (страшно, неуютно...) как в тюрьме". В слове "галера" больше одинаковых подряд звуков с запоминаемым. Зато заядлому театралу, скорее, придется по душе, а значит, и лучше запомнится второй сюжет.
GARBATO - ВЕЖЛИВЫЙ. Ключевое слово "ГОРБАТЫЙ" (реально мы произносим его "гАрбатый"). Яркий сюжет с этими словами придумать сложно. Однако возможны такие морализаторские высказывания сюжет:"Надо быть вежливыми с ГОРБАТЫМИ. Или: "Все ГОРБАТые - вежливые". А кто-то не поленится и сочинит целую историю для того, чтобы сюжет стал ярче и лучше запомнился: "Мальчику надоело быть вежливым и уступать места в транспорте. Тогда он притворился ГОРБАТым, и место теперь уступают ему". Конечно, слишком много лишних слов, но значимые слова достаточно четко выделены.
LAMPO - МОЛНИЯ. "ЛАМПа вспыхнула как молния". Или "Молния светила очень долго, как ЛАМПа". Мне больше нравится второй сюжет, так как он необычнее и нереальнее, а значит, лучше запомнится.
PANINO - БУЛОЧКА. Созвучное слово "ПиАНИНО". Вариантов сюжета может быть множество. Главное, при их составлении не забывать о правилах. И НЕ составлять сюжеты типа: "Булочка лежала на ПиАНИНО". Намного лучше, если вы представите, как она с него упала. И, конечно, совсем хорошо, если вы для запоминания иностранных слов научитесь придумывать более оригинальные сюжеты, например, такой: "ПиАНИНО приходилось время от времени подкармливать булочками".

б) Английские слова:

BULL - БЫК. Созвучных слов может быть несколько: БУЛка, БУЛЫЖНИК, БУЛавка, БУЛьтерьер, БУЛьвар, БУЛтыхнуться и т.д. Лучше использовать то слово, которое первым пришло в голову, учитывая, конечно, что при этом оно должно быть ярким. Сюжетов, соответственно, может быть еще больше, и выбор сюжета я оставляю на ваше усмотрение.
CONCEAL - СКРЫВАТЬ. "КОНСУЛ скрывал важные факты". Можно запоминаемое слово разбить на две части и придумать созвучие к каждой из них: "КОНь" и "СИЛьный". "Скрывал КОНь, что СИЛьный".
MUZZLE - МОРДА. "ИзМАЗаЛ всю морду". Здесь хорошо бы использовать свои реальные воспоминания о том, как какое-нибудь знакомое вам животное измазало морду, вспомните, как оно при этом выглядело. Вообще же, когда сюжет переплетается с личным опытом, он запоминается особенно хорошо, поскольку актуализируются не воображаемые, а реальные ощущения.
LIP - ГУБА. "ЛИПкая губа""сЛИПлись губы". Мне кажется, что второй вариант немного лучше, так как в нем присутствует действие. Можно применить метод соощущений: представить, что пытаетесь разжать губы и не можете.
DESERT - ПУСТЫНЯ. "ДЕЗЕРТир сбежал в пустыню". В качестве ассоциативного напрашивается также слово "десерт", его, конечно, тоже можно использовать, если запомнить, что по-английски слово "desert" произносится со звуком "З", а не "С", поэтому в качестве звуковой ассоциации все же лучше использовать "дезертира", чтобы не ошибиться в произношении. Ударение в этом и многих других словах следует запоминать отдельно, так как не всегда удается подбирать такое созвучное слово, в котором и ударение падает на нужный слог.
HILL - ХОЛМ. "ХИЛый с трудом взбирается на холм".
SMASH - РАЗБИВАТЬСЯ (вдребезги). "Разбился вдребезги, а ему все СМЕШно". / "Разбил все вдребезги и теперь ему стало СМЕШно".
PIGEON - ГОЛУБЬ. "Голубь ПИл ДЖИН".

Loading...Loading...