Суть психоанализа и его определения. Классический психоанализ з. Фрейда

Какие тайны скрывает наша психика? Почему говорят, что «все мы родом из детства»? Почему мы упорно наступаем на одни и те же грабли и никак не можем выбраться из заколдованного круга не устраивающих нас отношений? Откуда берутся сновидения и о чем они пытаются нам рассказать?

На эти и многие другие вопросы, касающиеся психической жизни человека, дает свои ответы созданный в начале XX века и подорвавший до основания психологию сознания психоанализ.

Революционные взгляды Зигмунда Фрейда, блистательного ученого начала XX века, не только перевернули науку психологию, но и оказали огромное влияние на всю западную культуру. Между тем, нельзя сказать, что выбор области деятельности, которой Фрейд позже будет предаваться со всей, свойственной лишь великим талантам страстью, был сделан им осознанно.

Зигмунд Фрейд (1856 г.рож.) происходил из бедной еврейской семьи, и поэтому, даже блестяще окончив гимназию в Вене, он не имел возможности заниматься чем-либо, кроме медицины и права – таковы были негласные антисемитские правила тех времен. Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета. С самого начала он больше хотел заниматься научными изысканиями, но денежные затруднения вынудили его к началу практики. Фрейд успел поработать и как хирург, и как терапевт, и как домашний врач, но свой выбор остановил на психиатрии и невропатологии.

Фрейд был необычайно работоспособен: его наследие составляет 24 тома научных сочинений. Он постоянно развивал и пересматривал свои взгляды, с горячностью утверждая и подтверждая практическими исследованиями истинность своих догадок и озарений. Вокруг Фрейда собрался круг молодых врачей, многие из которых в последствии развили собственные представления и создали собственные школы психологической мысли. С ним было нелегко ладить – он тиранично требовал от соратников преданности и лояльности и деспотично изгонял тех, кто осмеливался критиковать его теорию, или предлагать новые, по мнению Фрейда ошибочные, взгляды на психику. Возможно, еврейское происхождение, которое автоматически делало его человеком низшего класса, и необходимость отстаивать свое мнение, с юности воспитали в Фрейде «бойцовские» качества и умение противостоять большинству.

В последние годы своей жизни Фрейд боролся с постоянной болью, вызванной тяжелейшей болезнью – раком лица. За 15 лет он перенес тридцать три операции, но не переставал работать: проводить исследования, читать лекции, издавать труды. Чем большую известность получали его воззрения, тем больше критики слышалось в его адрес, и с тем большей силой Фрейд парировал доводы своих оппонентов. В 1933 году нацисты сожгли груду его книг, на что Фрейд с юмором отреагировал, заметив, что это – прогресс, что в средние века сожгли бы его самого. В 1938 году, после захвата фашистами Австрии, Фрейду было разрешено уехать в Англию, где он и скончался годом позже.

История возникновения психоанализа

В начале своей карьеры Зигмунду Фрейду посчастливилось работать с такими выдающимся учеными, как известный европейский физиолог Эрнст Брюкке, успешно практикующий гипноз врач Иосиф Брейер и знаменитый невролог Жан-Мартен Шарко. (Да-да, тот самый Шарко, душ имени которого применяют и сегодня для лечения нервно-психических расстройств). Некоторые идеи и мысли, зародившиеся в этот начальный период деятельности, в последующем нашли развитие в научных трудах Фрейда.

В частности, внимание молодого ученого и практикующего врача Зигмунда Фрейда привлек тот факт, что некоторые симптомы, проявлявшиеся у больных истерией, никак нельзя было объяснить с точки зрения физиологии. Например, человек «терял чувствительность» в какой-то одной области своего тела, хотя нервная проводимость в соседних областях оставалась здоровой. Другим примером, что не все происходящие в психике процессы можно объяснить реакцией нервной системы или актом сознания человека, стало наблюдение за поведением людей подвергшихся гипнозу. Сейчас каждому понятно, что человеку, находящемуся в гипнотическом состоянии, можно внушить приказание выполнить какие-то определенные действия, и после пробуждения человек неосознанно будет стремиться исполнить приказанное. Если спросить у человека, почему он хочет выполнить это действие, то он приведет вполне логичные обоснования. То есть психика сама «придумывает» объяснения поступкам, даже если объективной нужды в этих поступках нет. Во времена Фрейда понимание, что сознательными действиями человека могут управлять скрытые от сознания причины, было настоящим открытием. До Фрейда понятий «бессознательное» или «подсознательное» вообще не существовало! Эти наблюдения и послужили толчком к развитию психоанализа – то есть анализу психики человека с точки зрения её движущих сил, причин и последствий, влияния предыдущего опыта на последующую жизнь и на нервно-психическое здоровье.

Основные положения психоанализа

Вся теория психоанализа базируется на утверждении Фрейда о том, что в природе психической (душевной) жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждая мысль, желание, чувство или поступок имеют свою причину — сознательное или бессознательное намерение. Предшествующие события и переживания оказывают влияние на последующие. Даже если какие-то душевные переживания, по мнению человека, ничем не обоснованы, существуют скрытые связи, устанавливающие одно сознательное событие с другим.

Поэтому психику человека можно разделить на три области: сознание, предсознание, бессознательное.

  • Области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были в сознании и никогда не будут ему доступны. Также сюда из сознания вытесняются переживания, чувства и мысли не прошедшие «цензуру», то есть воспринимаемые человеком как запрещенные, грязные, не имеющие права на жизнь. Бессознательное не подчинено времени. Ранние детские воспоминания, если они вдруг снова попадают в сознание остаются такими же яркими, как и в момент их зарождения.
  • Предсознание – это часть бессознательного, которая легко может стать доступной сознанию.
  • Сознание включает то, что мы осознаем в каждый момент времени нашей жизни.

Главными действующими силами психики, по мнению Фрейда, являются инстинкты – напряжения, направляющие организм к определенной цели. Среди инстинктов существует два основных:

  • Либидо (от лат. «желание») – энергия жизни;
  • Агрессивная энергия или инстинкт смерти.

В психаналитической теории рассматривается большей частью «либидо», в своей основе имеющее сексуальное природу. Либидо – живая энергия, возникновение, количество, перемещение и распределение которой может объяснить наблюдаемые расстройства психики или особенности в поведении, мыслях и переживаниях человека.

В личности человека, согласно психоанализу, представлено три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) – это все, заложенное в человеке изначально – наследственность и инстинкты. Ид не подчиняется законам логики, в нем все хаотично и неорганизованно. Однако Ид, вне сомнения, оказывает влияние на Эго и Супер-Эго. Ид — это слепой король, власть которого безгранична, но который вынужден полагаться на подчиненных в исполнении своей воли.

Я (Эго) – это та часть личности, которая непосредственно контактирует с окружающими. Эго развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать себя личностью. Эго питается соками Ид, защищая его, как кора защищает дерево. Взаимодействие Эго и Ид можно представить на примере сексуальной потребности: Ид осуществило бы разрядку этой потребности прямой сексуальной деятельностью, Эго призвано решить, когда и в каких условиях такая деятельность будет уместна. Эго сдерживает или перенаправляет инстинктивное Ид, обеспечивая физическое и душевное здоровье, а также безопасность личности.

Сверх-Я (Супер-Эго) – в свою очередь развивается из Эго. Супер-Эго – это хранилище моральных норм и законов, это ограничения и запреты, накладываемые на личность. По мнению Фрейда у Супер-Эго есть три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Ид, Эго и Супер-Эго призваны совместно добиваться одной цели: поддерживать равновесие между стремлением к увеличению удовольствия и опасностью неудовольствия.

Энергия, рожденная в Ид, находит свое выражение в Эго, а Супер-Эго определяет границы Эго. Поскольку требования Ид, Супер-Эго и внешней реальности, к которой личность должна приспособиться, часто противоречивы, в личности неизбежно возникают конфликты.

Решение внутриличностных конфликтов может проходить несколькими способами:

  • Сновидения;
  • Сублимация;
  • Компенсация;
  • Блокирование с помощью «механизмов защиты»

В сновидениях могут находить выражения желания, которые не были исполнены в реальной жизни. Повторяющиеся сновидения могут указывать на какую-либо нереализованную потребность, которая является препятствием к свободному самовыражению человека и его дальнейшему психологическому росту.

Сублимация – это перенаправление энергии либидо на социально одобряемые цели. Часто в качестве таких целей выступают творчество, интеллектуальная или социальная деятельность. Сублимацию можно назвать успешной защитой. Сублимированная энергия создает то, что принято называть цивилизацией.

Возникающую вследствие неудовлетворенного желания тревожность можно разрешить непосредственным обращением к проблеме. В таком случае энергия, не находящая выхода, направляется на преодоление трудностей, на уменьшение их последствий, на компенсацию нехватки чего-либо. Ярким примером органической компенсации может служить развитие идеального слуха у слабовидящих или слепых людей. Психика человека может поступить также: например, при недостатке способностей и сильном желании непременно добиться успеха в выбранной деятельности у человека могут развиться беспримерная работоспособность или чрезмерная напористость.

Например, такая ситуация как потеря любви и признания, при невозможности вновь получить одобрение, может вызывать сильную тревогу и беспокойство – создавать непереносимое напряжение. Это напряжение может найти выход в снах, или быть направлено на творчество: создание стихов, рисование картин и так далее. Или в такой ситуации человек прямо может стараться завоевать расположение и направлять свои усилия на получения одобрения от кого-либо – всем известны случаи, когда неуспехи в личной жизни некоторыми людьми компенсируются чрезвычайно успешной карьерой.

Но в других случаях возникающее напряжение искажается или отвергается с помощью таких механизмов защиты как репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия, гиперкомпенсация.

В приведенном нами примере с потерей любви, механизмы защиты можно проиллюстрировать так:

  • Репрессия (подавление): – Была любовь? Не помню…
  • Отрицание: – Да не было никакой любви!
  • Рационализация: – Я любила (любил) не того человека, это было ошибкой.
  • Реактивное образование (искажение потребности): – Лучший мой мужчина – это мой кот!
  • Изоляция: – Любовь – это не для меня.
  • Проекция (приписывание другим своих мыслей и чувств): – Никто никого не любит, никто не умеет любить по-настоящему… (Читаем: меня никто не любит…)
  • Регрессия (переход на более ранние стадии развития): – У меня теперь есть только одна любовь – вкусная еда.
  • Гиперкомпенсация (чрезмерная компенсация) – Я за свободные сексуальные отношения без ограничений!

Психоанализ – это гениальная попытка Зигмунда Фрейда понять и описать те составляющие психической жизни, которые в дофрейдовский период казались непостижимыми.

Словом «психоанализ» со времен его создания и до настоящего времени называют:

  • процедуры исследования психических процессов;
  • метод лечения невротических нарушений;
  • научную дисциплину.

Психоаналитическая практика

Пожалуй, при слове «психоанализ» у многих в голове всплывет картинка, часто анекдотично используемая в кинематографе:

Безучастный с абсолютно нейтральным выражением лица, порою бородатый (чтобы уж совсем не было видно никаких эмоций), аналитик сидит за своим столом, а пациент располагается в полулежащем кресле или на кушетке чуть ли не спиной к аналитику и что-то там рассказывает о своей жизни. Аналитик иногда отпускает реплики, но в целом не препятствует и не форсирует поток речи пациента. По характеру происходящего видно, что пока пациент изливает душу, психоаналитик погружен в свои собственные мысли и не слишком следит за процессом.

Смысл всего этого действа не очень-то понятен, и часто люди искренне удивляются за что психоаналитикам «платят такие деньги!».

На самом деле процедура психоанализа внешне выглядит почти также, за исключением того, что в момент рассказа пациента аналитик предельно сосредоточен — ведь именно в этот момент он в «режиме реального времени» проводит анализ всего, что доверяет ему пациент. Клиент во время психоанализа действительно располагается не напротив аналитика, а чуть в стороне, но так, чтобы при желании он мог повернуть голову и увидеть выражение его лица. Эмоции на лице аналитика обязательно есть, и эти эмоции должны показывать человеку: «я принимаю все, что Вы говорите, я не осуждаю, не морализирую, не выношу приговор».

Главной задачей аналитика является высвобождение подсознательных мыслей и чувств так, чтобы с ними можно было работать сознательно. Для этого и создается атмосфера расслабленности и доверия с одной стороны и полного нейтралитета с другой. Правило нейтралитета заключается еще и в том, что в психоанализе запрещены любые личные контакты пациента и аналитика: никаких рукопожатий, не говоря уж о большем. Пациент не должен знать подробности личной жизни психоаналитика, достаточно того, что он знает его профессиональные данные.

Цель психоанализа – высвободить заблокированную энергию и позволить ей свободно реализовываться, делая человека свободнее и счастливее. Считается, что путем осознания причин подавленных влечений и осознания наличия комплексов, можно, хоть и не без труда, найти приемлемые формы выражения Ид, а также сделать Эго человека сильным, самостоятельным и более независимым от Супер-Эго.

Труды Фрейда и психоанализ и сегодня нередко подвергаются критике, но введенные им понятия Оно (Ид), Я (Эго) Сверх-Я (Супер-Эго), либидо, сублимация, защитные механизмы сегодня понятны не только ученым, практикующим психологам, психотерапевтам и психиатрам, но и просто культурно образованным людям. Психоанализ находит свое отражение в литературе и искусстве, включая кинематограф, в антропологии, этнографии, педагогике и социологии.

Дата создания: 24.07.2013
Дата обновления: 24.07.2013

"Термин "психоанализ" сейчас, к сожалению, стал, как говорится, "трендом и брендом", это слово употребляют многие и вкладывают в него разный смысл: причем разночтения и недопонимания случаются как среди обывателей, так и среди профессионалов..."

В жизни все не так, как на самом деле.

Станислав Ежи Лец

Термин "психоанализ" сейчас стал, как говорится, "трендом и брендом": это слово употребляют многие и вкладывают в него разный смысл: причем разночтения и недопонимания случаются как среди обывателей, так и среди профессионалов. Кто-то, говоря о психоанализе, имеет в виду целое философское учение, кто-то – конкретную прикладную психотерапевтическую методику, кто-то – метод лечения психических (!) заболеваний… Один главный редактор весьма известного в свое время крупного печатного холдинга организовал в одной из своих газет рубрику "Психоанализ" и говорил, что помещает туда материалы обо всем, чего совершенно не понимает сам. Так что, как говорится, сколько людей – столько и мнений. Но чтобы вести адекватную и продуктивную беседу – желательно определиться с формулировками.

Если пересмотреть много соответствующих словарей и энциклопедий, можно вычленить основные варианты определения психоанализа:
- учение
- психотерапевтическая практика
- теоретическое направление в психологии и пограничных дисциплинах, восходящее к идеям З.Фрейда
- особая методология исследования психики
И прочие направления, течения, школы и т.п.

Любопытно, что сам Фрейд дал в свое время психоаналитической методике такое емкое определение, как "прочистка дымохода" (1895). Потом он говорил о психоанализе, как о "теории бессознательных душевных процессов" (1928) и о "методе, уничтожающем иллюзии" (1911). И наконец, в пору своей профессиональной зрелости Фрейд ввел понятие "психологии бессознательного" (1933 г.)

С семантической точки зрения психоанализ – это анализ некоего "психо". С анализом как таковым всё проще: согласно философской энциклопедии, АНАЛИЗ (от греч.- разложение, расчленение) - процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения)". А вот с "психо" все уже достаточно неоднозначно.

Как известно, "психо" по-гречески означает… "душа". И здесь мы имеем настоящий парадокс: подавляющее большинство тех, в чьей профессии имеется корень "психо" – психиатры, психологи, психоаналитики и психотерапевты – по большому счету как раз не базируются на понятии души в его религиозном и можно даже сказать – привычно-обывательском смысле. Однако это не мешает тем же психологам заниматься "наукой о душе", психиатрам – "врачевать душу", психотерапевтам – осуществлять "терапию души", а психоаналитикам – соответственно, эту самую "душу" исследовать и разбирать на составляющие.

В обывательском словаре термин "душа" довольно прочно оккупирован теологией: в ней это слово означает нечто оторванное от "бренного тела", от реальной действительности и реальной материи, то, что в принципе не допускает никакого анализа и требует скорее веры, чем знаний. И естественным образом любое "врачевание" этой души – исключительно удел священников. А реалистические концепции в таких науках, как психология, психиатрия и психотерапия (вкупе с психоанализом), обычно подразумевают под словом "психо" скорее совокупность основных механизмов поведенческих реакций человека (а иногда и животных).
В общем можно сказать, что "психо" – это не столько "душа", сколько "душевная деятельность" человека. Все его эмоции, ощущения, всё взаимодействие с окружающей средой. Всё то, как человек общается, думает, чувствует, живет и т.п.

В современном психоанализе можно выделить три направления:
- теоретическое
- прикладное
- клиническое.

Прежде всего - несколько слов о теоретическом психоанализе. Как известно, самая практичная вещь – это хорошая теория, а лучшая теория – та, которая успешно применима на практике.
В свое время в старой редакции БСЭ было написано о психоанализе – "умозрительное учение". Однако в реальности Зигмунд Фрейд оказался бОльшим материалистом, нежели Карл Маркс и его последователи. И вовсе не потому, что Фрейд обращался к сексуальной сфере человеческой душевной деятельности; а потому, что опирался на то, что мы сейчас называем бессознательным.
Представители религии (а равно и коммунистической идеологии), говоря о душе, духовности, душевных потребностях и т.п., категорически отрицали общность души и тела. Господствовали утверждения, что "душа – чиста и возвышенна, а тело низменно и грязно". Однако вся наша "душевная деятельность" - продукт нашей телесной сущности, нашего организма и нервной системы в частности, и основного органа – головного мозга. И душа соотносится с телом, с организмом примерно так же, как в компьютере софт соотносится с хардом: без программного обеспечения даже самый современный и мощный компьютер будет мертв и превратится в бесполезную железяку.

Психоаналитическая теория оказалась в опале и у представителей религии, и у приверженцев коммунистической идеологии как раз за то, что не разъединяла душевные и телесные потребности, а наоборот, не представляла одно без другого. Не случайно одним из любимых психоаналитических символов до сих пор является айсберг. Его надводная часть – это то, что мы видим и слышим у других людей и осознанно замечаем у себя, а подводная часть, куда более массивная – это собственно бессознательное: эмоции, телесные реакции, желания, потребности и мысли. И пусть его не видно снаружи, но оно всё равно составляет основную массу нашего "психо".

Таким образом, еще один материалистический аспект теории Фрейда состоял в том, что нельзя изменить поведенческие и телесные потребности человека, влияя на его "душу" – а точнее, идеологию.
Кроме того, психоаналитическая теория фактически развенчала один из самых распространенных мифов человечества: что человек разумный, он же гомо сапиенс – якобы всегда разумный, руководствуется разумом и должен всегда вести себя разумно. (Здесь уточним, что для многих тоталитарных режимов "разумно" – значит так, как укажут сверху). Однако по фрейдовской теории человек в своем поведении руководствуется опять же в основном бессознательным.

Приземленность и физиологичность психоанализа провоцировала его запрет и в религиозных кругах, и при советском строе. Один из моих учителей, ныне покойный В.Е.Рожнов, в те времена заведовавший кафедрой психотерапии при ЦОЛИУВ, был коммунистом (это было необходимо для должности заведующего кафедрой). Но при этом ухитрился читать на этой кафедре психоаналитический курс… под названием "Критика психоанализа Фрейда". И надо сказать, что под критическим "соусом" можно достаточно глубоко изучить предмет. Недаром среди учеников Владимира Евгеньевича немало грамотных психоаналитиков: включая, смею надеяться, и вашего покорного слугу.

Однако академический фрейдовский психоанализ - и тот не мог в свое время охватить всей глубины нашего "психо", всех аспектов человеческих эмоций, поступков и прочей душевной деятельности. Собственно говоря, не на пустом месте психоаналитическая наука развивается до сих пор, разрабатывая все новые методы изучения бессознательного. Вообще это очень большая и сложная область психики. Недаром еще тот же В.Е.Рожнов во время чтения курса рассказывал некую легенду, что к Фрейду однажды пришел Сальвадор Дали и предложил свои услуги по иллюстрированию фрейдовских работ. Фрейд отказался. Однако Дали идею не оставил, и якобы некоторые его картины навеяны, что называется, напрямую творчеством Фрейда. И что в принципе такое течение в искусстве, как сюрреализм, своей хаотичностью, сложностью и "не-для-всех-проницаемостью" хотя бы частично отражает мир так, как его воспринимает наше бессознательное: в причудливых сочетаниях, объединениях и разрывах.

Что касается клинического психоанализа - это форма психотерапии для лечения неврозов и вообще любой психотерапевтической помощи, касающейся работы с бессознательным. Цитируя известного психотерапевта и психоаналитика, моего коллегу, ректора ВЕИП и председателя российского отделения ЕКПП М.М.Решетникова – "Все, кто работает с переносом и сопротивлением, являются нашими коллегами – психоаналитиками".

Можно ли как-то локализовать, где конкретно находится "область нашего бессознательного"? Как опять же известно из школьного курса, мозг человека делится на доли: затылочная, теменные, лобная, и у каждой доли – свои функции и задачи. Если управление неосознаваемыми, не подчиненными интеллектуальному контролю функциями организма локализуется в мозге – можно ли сказать, где именно?

На уровне анатомии – нет. Анатомически невозможно отделить зону "бессознательной деятельности мозга" от "сознательной". Они обе расположены в коре головного мозга, в какой-то степени перемешаны, и провести между ними четкую границу на уровне той же анатомии невозможно.

Собственно, это основная причина того, что профессионально неграмотно говорить вместо "бессознательного" – "подсознание".

Да, обывателю может быть удобнее, если он полагает, что зона бессознательного находится "под" сознанием: то ли в любом случае хочется его контролировать, то ли сказать себе, что оно ну так глубоко, ну так, что его контролировать только поэтому невозможно. Если мы вспомним аналогию с айсбергом, то на нем зона бессознательного действительно "под" сознанием, но только потому, чтобы наглядно показать: ее вообще не видно, как подводную часть айсберга. А де-факто она не под и не над сознанием, а как бы вместе с ним, и при отсутствии проблем – в содружестве и в сотрудничестве с сознанием. Работа областей сознания и бессознательного локализована в одной и той же коре головного мозга, в одном и том же анатомическом субстрате.

Прикладной психоанализ обычно несколько вне терапии: он используется, можно сказать, для повышения психологический и психоаналитической грамотности. Возьмем пример: наверняка читатели сходу назовут множество советских (да и российских) фильмов, смотря которые, так и хотелось когда-то сказать "Не верю": потому, что герои в них были оторваны от реальной жизни и совершали неестественные с точки зрения человеческой психологии поступки. В то время как в средненьком зарубежном "боевике", не претендующем на особую психологичность, поступки героев были достаточно выверены и более-менее обоснованы. Безусловно, я далек от так называемого "низкопоклонства перед западом", но при этом какие-то азы психоанализа как "теории поступков и ощущений" во многих так называемых цивилизованных странах преподают еще в школе. И люди, причастные к созданию тех же фильмов, так или иначе эту грамотность используют. А без знания этого и апелляции к этому в реальности то же искусство получается оторванным от жизни.

Великий сатирик Аркадий Райкин часто упоминал, что наш человек с трибуны говорит одно, дома на кухне – другое, думает третье, а поступает по-четвертому. Надо сказать, что подобная поведенческая специфика в той или иной мере характерна для всех людей, и чем сложнее человеческое психо – тем ощутимее может оказаться этот расхождение. Но вот как и по каким принципам одно вытекает из другого и третье соотносится с четвертым – и может помочь разобраться теория психоанализа.

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Результат психоанализа во многом зависит от условий, в которых проходят встречи с аналитиком. Они всегда чётко определены (аналитики называют эти правила "сеттингом"): пациент приходит в одно и то же место, в заранее определённое время и делает это от трёх до пяти раз в неделю. Условия проведения психоанализа 5 раз в неделю по 50 минут на кушетке — таковы требования классического психоанализа (Фрейд работал сначала с пациентами 6 раз в неделю).

Современный психоанализ не предъявляет столь жёстких требований к сеттингу — сегодня достаточным считается проведение 3-х сессий (посещений) в неделю по 50 минут (однако, чем выше частота, тем выше эффективность).

Допускается также проводить 2 сессии в неделю не на кушетке, а в кресле (лицом-к-лицу). Посещение реже 3-х раз в неделю формально считается не психоанализом, а психоаналитической психотерапией.

Выбор конкретного сеттинга зависит от возможностей пациента и показаний. Все несостоявшиеся встречи оплачиваются независимо от причины, по которой были пропущены. Аналитики уверены, что такая стабильность и чёткость условий помогают пациенту почувствовать свою ответственность за работу, развивают его внутренний аналитический процесс, который не должен зависеть от внешних или внутренних помех.

Пациент во время сессии лежит на кушетке, и это помогает ему перестать контролировать внешнюю реальность — ведь он не может следить за реакцией аналитика (тот сидит у него в изголовье), а только слышит его голос. И возникает ощущение, что ты разговариваешь одновременно с реальным человеком, с самим собой и с фантазийным образом аналитика, который у тебя возникает. Если гипноз не годится для самопознания посредством исследования своего бессознательного, т.к. оставляет Вас в бессознательном состоянии — как же человеку познать своё бессознательное, оставаясь в сознательном состоянии?

Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову.

Можно рассказывать о своём прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, рассказывать о своих опасениях и страхах. Запретных тем нет. Можно говорить без опасений — потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика — а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик нигде не пересекается в реальной жизни пациента — это важное требование психоанализа, и, конечно же, существует профессиональная этика).

Можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ — а психоаналитик только психоаналитик. И, естественно, если пациент может говорить всё, что приходит ему в голову, он может говорить все, что он думает и о своём психоаналитике.

Психоанализ — это реальные переживания в нереальной ситуации, ситуации безопасности и доверия, которая никогда не встречается в реальной жизни (ведь психоаналитик существует только в той комнате, в которой ведёт приём, ведь реально он не существует).

Метод свободных ассоциаций — основное открытие Фрейда. С одной стороны — это естественная потребность любого человека, говорить то, что приходит ему в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишён такой возможности — небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку).

Маленький ребёнок, который только научился говорить, всегда говорит все, что ему приходит в голову. До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью, не приучают его скрывать свои мысли. Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить утраченную в далёком детстве способность говорить все, что приходит в голову.

Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как в детстве и как реально происходит в реальной жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову — могут иметь и другие причины.

Это значит можно поговорить о том, почему Вам трудно говорить. В конце концов, сама жизнь учит нас, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что приходит в голову (говорить, что у тебя на уме).

Только в кабинете психоаналитика можно говорить все, что думаешь не думая (легче это делать лёжа на кушетке — ведь когда Вы никого не видите, значит никого нет…).

Важно, ещё то, что говорить оказывается возможным — потому что Вас слушают. Но психоаналитик не только внимательно слушает, он сообщает Вам о своём понимании и проверяет у Вас, насколько правильно Вас понял (и интерпретирует, выражая своё видение Вашей ситуации — это основная составляющая психоанализа).

Конечно психоаналитик, также как случайный попутчик внимательно Вас слушает. Но психоаналитик не выйдет из купе и не сойдёт с поезда на следующей станции, как случайный попутчик, оставив своего собеседника со своими переживаниями и тяжёлыми мыслями, зря растревоженными воспоминаниями, не дав ему договорить, и так не успев ничего сказать.

Психоаналитик едет с Вами до той же станции, до которой едете Вы: он всегда в своём кабинете — и если Вы с ним договорились, что он будет принимать вас по вторникам и пятницам в 19:40 — Вы неизменно будете его обнаруживать в этом кабинете в назначенное время в течение месяцев и лет (при необходимости) — такое постоянство очень важно, что кардинально отличает психоаналитика от эфемерного случайного попутчика, исчезающего через несколько станций.

Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение — эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик — это ещё не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают — этого ещё не достаточно.

Разучившись говорить правду (прежде всего самому себе), человек репрессировал многие свои чувства, желания и убеждения — потеряв часть себя. Благодаря возможности говорить правду, психоаналитик становится этой утерянной частью, которую пациент получает назад, выслушивая, в свою очередь, психоаналитика

Перенос и контрперенос

Согласно основному правилу психоанализа пациент должен говорить все, что он думает и чувствует, все, что приходит ему в голову, даже то, о чем сообщать неприятно, стыдно или больно (это и есть свободные ассоциации). Пытаясь следовать этому правилу, он начинает испытывать различные чувства к аналитику (этот феномен в психоанализе называется "переносом").

Пациент проецирует на него свои бессознательные желания, чувства и конфликты и переживает их с новой силой. Например, он может злиться на аналитика, потому что тот (как ему кажется) долго молчит. Но в результате анализа этих чувств обнаруживает, что его злость на самом деле была направлена на собственную мать, которая когда-то, в детстве, наказывала его молчанием за любую провинность.

Перенос прежних конфликтных взаимоотношений и фантазий из прошлого в психоаналитический кабинет позволяет вспомнить, пережить и переосмыслить то, что было вытеснено в бессознательное на разных этапах жизни. Таким образом, только в психоанализе идёт работа с переносом, ни в психотерапии, ни в психиатрии, ни в любой разновидности психологии терапевт не становиться объектом для переноса !

Он как бы заходит внутрь игры, становиться производным психики пациента, на разных этапах психоанализа пациент может относиться к аналитику как к отцу, сестре или матери и воссоздаёт отношения, которые складывались между ними. Само по себе это не очень ценно. Но ценно то, что в безопасных условиях "психической лаборатории", можно изменить сложившиеся способы и паттерны мышления и эмоций.

Психоаналитик находиться не только внутри игры, но также частично снаружи процесса и поэтому может наблюдать и интерпретировать и исправлять сложившуюся ситуацию терапии.

Но не менее важно для результата работы, чтобы и аналитик улавливал эмоции, которые возникают у него в ответ на переживания пациента (такие реакции называются "контрпереносом"). Это помогает ему понимать даже самые глубокие бессознательные переживания пациента и интерпретировать их, то есть преобразовывать бессознательное в осознаваемое.

В результате психоанализа пациент с удивлением открывает, что кто-то может к нему тепло относиться, искренне помогать ему, верить в него. В конечном счёте, он начнёт строить свою жить, обладая этим новым опытом.


Если вы чувствуете некоторую напряженность, вас что-то тревожит или просто накопилась физическая и моральная усталость, тогда попробуйте хоть чуть-чуть отвлечься от повседневных проблем и уделите немного времени самоанализу. Иногда с помощью нехитрых психологических техник можно самостоятельно найти причины душевного дискомфорта, решить внутренние проблемы, снять излишнюю тревогу.

Несуществующее животное

Возьмите лист бумаги и быстро, без особых раздумий нарисуйте животное, несуществующее в природе. Выкладывайте на бумагу все, что придет вам в голову. А теперь внимательно начинайте рассматривать каждую деталь: его голову, ноги, руки, части тела, хвост, рога, крылья (если они есть).

Какие они? Если голова повернута вправо – вы нацелены на будущие планы, если влево – все время оборачиваетесь на прошлое. Если какая-то деталь выделяется слишком сильно, то в этой сфере вы имеете соответствующую особенность.
Например, большой рот – вы болтливы, огромные уши – вам важно мнение окружающих, крупная голова – вы человек рациональный, цените мысль и дело.
Рога, когти, иглы – вы пытаетесь от чего-то или кого-то защититься, или же в вас накопилось много раздражения и .
Перья – вы склонны к самоукрашению и демонстративному поведению.
Грива, шерсть, подобие прически, косички – говорят о вашей чувственности, желании подчеркнуть свой пол, свою сексуальную роль.
Большие, крупные лапы – вы «крепко стоите на ногах» в жизненном смысле, руководствуетесь делом и уверены в завтрашнем дне.
Если ножки маленькие или их нет , то вы «порхаете по жизни», у вас нет четких планов на будущее.
Крылья, щупальца, длинные пушистые хвосты, роскошная грива – это признаки «самораспространения», у вас много интересов и вы хотите во всем поучаствовать, везде себя показать.
Поднятый «трубой» хвост – вы уверены в себе и своих действиях, хвост опущен, поджат – вы сомневаетесь в своих поступках, чего-то стесняетесь.

Чем больше деталей в вашем рисунке, чем четче и красочнее он прорисован, тем больше в вас энергии, и оптимистичного настроя. Когда же ваше «животное» нарисовано штрихами, как набросок, у него отсутствуют части тела, линии слабые, легкие – это означает, что вы очень устали, потеряли чувство уверенности в себе и хотите самоустраниться от жизненных проблем.

Напишите себе письмо

Если вас беспокоит какая-либо проблема или ситуация, вы не можете найти выход, сформировать свое поведение в ней или отношение к ней, «пишите письма». Для начала приготовьте пять разных листов бумаги: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Конечно, дома под рукой таких листов может не оказаться, поэтому можно воспользоваться соответствующими цветами карандашей или фломастеров, вместо белого – возьмите обычную черную ручку.

На белом листе вы должны описать ситуацию максимально сухо и формально, пусть это будет похоже на сводку происшествий в газете или протокол следователя. Например, «такого-то числа произошло такое-то событие…»

На коричневом смело опишите все свои негативные мысли и эмоции по этому поводу – действуйте так, как будто вы безнадежный пессимист и нытик.

Желтая страница предназначена для положительных – будьте на ней отъявленным оптимистом, напишите все самое радостное и хорошее от ситуации, даже если ваши откровения будут походить на «бред сумасшедшего».

На зеленом листе вы творчески выражаете свою проблему – это может быть стих, эпиграмма или рисунок.

И, наконец, синий лист – здесь вы должны примерить роль мудреца – сделайте четкие и серьезные выводы, постарайтесь дать себе советы и наставления. В итоге на синем листе и будет решение вашей проблемы, а остальные просто помогли вам взглянуть на ситуацию с разных точек зрения.

Анализ сновидений

Мир – это работа нашего подсознания, которое, как огромный конвейер, поглощает все наши дневные переживания, впечатления, мысли, перерабатывает их и выдает обратно в ночных картинах. В сюжетах своих снов вы сможете найти ваше истинное отношение к проблеме и открыть пути ее решения, которые уже начало прорабатывать ваше бессознательное. Поэтому попробуйте запомнить или запишите сновидения за последний период вашей жизни (1-2 недели). А теперь поработайте с ними.

Попробуйте проассоциировать какой-либо объект вашего сна: человека, ситуацию, обстановку, место или предмет. Что самое первое приходит вам на ум, когда вы думаете о нем, на что это похоже, с чем это связано в ваших фантазиях или, наоборот, в реальной жизни? Главное – не пытаться следовать логике и не «притягивать за уши» одно к другому. «Плывите» свободно, пусть ваши мысли будут и вовсе абсурдны – самое ценное, что это именно ваши мысли и именно так работало ваше бессознательное, когда маскировало нечто важное под картинкой сна. Такой метод «свободных ассоциаций», предложенный Фрейдом , очень эффективно вытаскивает на поверхность все необходимое для понимания, что скрывает наш заботливый разум.

Когда снов накопилось достаточное количество (от 5-10 и до бесконечности…), разберите их по частям – как конструктор. Выделите основные, значимые на ваш взгляд или повторяющиеся: ситуации, персонажей, предметы. А теперь внимательно проследите за их судьбой, как они меняются в последующих снах, что с ними происходит.
Если это человек: как он выглядит, как себя ведет, что говорит, что с ним происходит, как вы к нему относитесь?
Если это ситуация или событие , тогда какие эмоции вы испытываете каждый раз, кто еще в ней появляется или уходит, как она заканчивается?
Если это предмет, обстановка или какое-либо место , то в каких событиях он участвует, нет ли рядом с ним постоянно еще кого-нибудь или чего-нибудь, что изменяется со временем?

Повторяемость снов свидетельствует о том, что проблема не выявлена или не решена, что ее корни вам не видны и лежат глубже, чем вы можете увидеть. И в вашу задачу входит распутать это клубок и дойти до истины. Обращайте внимание на людей и – в сновидениях они могут олицетворять аспекты вашей личности, символизировать ваши нереализованные желания, перевоплощаясь в них, вы можете совершать поступки, которые не свойственны вам по жизни.

Например, вы видите, как на вашего брата набрасывается лев – а на самом деле вы просто обиделись на него, и в вас сидит скрытая агрессия. Периодически возвращайтесь к своим снам, перечитывайте их, сравнивайте, смотрите с точки зрения уже новых событий в вашей жизни.

Проверьте уровень самооценки

Ответьте на десять вопросов и узнайте, как вы относитесь к себе. Выберите утверждение, более близкое вам. В скобках указаны баллы, после каждого вопроса выписывайте их, а потом просуммируйте.

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало
говорить или делать что-то?
а) очень часто (1),
б) иногда (3).

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии (5),
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора (1).

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда (5),
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств (1),
в) в сложной ситуации главное – не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить (3).

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное (3),
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его (4),
в) обидитесь, но не подадите вида (1).

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да (1),
б) нет (5),
в) не знаю (3).

6. Вы выбираете в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам (5),
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся (3),
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче (1).

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в
которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да (1),
б) нет (5),
в) не знаю (3).

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да (1),
б) нет (5),
в) иногда (3).

9 Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да (5),
б) нет (1),
в) не знаю (3).

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета: красный, желтый и голубой, какой вам ближе всего?
а) голубой (1),
б) желтый (3),
в) красный (5).

Результаты.

50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, вы любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». У вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации.

37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая , вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

  • Тема 16. Характеристика мнемической деятельности
  • 1. Длительность сохранения
  • Виды памяти и их особенности
  • Тема 17. Мышление как высший психический познавательный процесс
  • Основные формы мышления
  • Тема 18. Понятие интеллекта в психологии
  • . Основные виды умственных операций
  • Тема 19. Общая характеристика речи
  • Тема 20. Воображение и его виды. Роль воображения в психической деятельности
  • . Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
  • Воображение и творчество
  • Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса
  • Тема 21.Основные понятия психологической диагностики.
  • Тема 22. Классификация современных психодиагностических методов и методик
  • Тема 23. Этические аспекты и основные принципы в работе психолога-психодиагноста
  • 1.Ответственность:
  • 2. Компетентность:
  • Тема 24. Требования к построению психодиагностических методик
  • Тема 25. Диагностика когнитивной сферы.
  • Тема 26. Диагностика психологической готовности к школе
  • Тема 27. Диагностика мотивационной сферы и направленности личности
  • Тема 28. Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • 2 Модель Терстоун многофакторная
  • Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • Методика исследования интеллекта д. Векслера
  • Тема 29. Диагностика психофизиологических особенностей человека.
  • Тема 30. Диагностика межличностных отношений в коллективе.
  • Тема 31. Диагностика межличностных отношений в семье
  • Принципы и методы диагностики межличностных отношений в семье.
  • Методики изучения и оценки межличностных отношений в семье (опросник для родителей (асв) Анализ семейного воспитания э.Г.Эйдемиллер, тест-опросник родительского отношения а.Я.Варга, в.В.Столин).
  • Использование рисуночных методик в диагностике внутрисемейных отношений. Кинетический рисунок семьи (крс) в. Хьюлса, с.Кауфмана. Проблема интерпретации данных.
  • Тема 32. Интерпретативные проективные методики.
  • . Интерпретативные проективные методики.
  • Тема 33. Экспрессивные (рисуночные) проективные методики.
  • Дом. Дерево. Человек (Дж. Буком).
  • Тема 34. Импрессивные (методики предпочтения) и аддитивные проективные методики.
  • Тема 35. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты
  • Тема 36. Диагностика черт и типов личности
  • Тема 37. Психодиагностика характера
  • Тема 38. Диагностика профессиональной направленности.
  • Тема 39. Диагностика самосознания и самооценки.
  • Тема 40. Диагностика эмоциональной сферы личности Особенности методик исследования эмоциональной сферы человека.
  • Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.
  • Тема 41. Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы.
  • Тема 42. Организация психологической консультации.
  • Тема 43. Оценка деятельности психолога-консультанта.
  • Виды деятельности психолога-консультанта
  • Оценка деятельности психолога-консультанта
  • Тема 44. Этапы психологического консультирования.
  • Тема 45. Техники психологического консультирования.
  • Встреча клиента в психологической консультации.
  • Начало беседы с клиентом.
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций.
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации.
  • Тема 46. Супервизия как вид профессионального сотрудничества.
  • Работа супервизора состоит в анализе представляемого материала (предварительно или по ходу наблюдения) и заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым.
  • Материалом для данного варианта супервизии являются доклады, аудио-, видеозаписи сессий (индивидуальной, семейной, групповой), проведенной или проводимой супервизируемым.
  • Виды и формы супервизии
  • 1. Самый простой и распространенный - это групповое обсуждение:
  • 2. Балинтовские группы
  • 3. Ролевая игра
  • 4. Парная супервизия на группе.
  • 5. Супервизия по принципу «Миланской школы» семейной психотерапии.
  • 6. Супервизия по принципу «Аквариум».
  • 2 Групповая супервизия с супервизором (или несколькими супервизорами).
  • 3 Один на один, супервизия с равным коллегой.
  • Тема 47. Личностно-центрированный подход в психологическом консультировании.
  • Перцепционная или субъективная система взглядов
  • Почему люди ведут себя неадекватно
  • Тема 48. Экзистенциальный подход в психологическом консультировании.
  • Построение консультативного процесса.
  • Кратко о психоанализе
  • 2.) Работа психолога с механизмами защиты:
  • 1.Изменение представлений о переносе и контрпереносе
  • 2. Толкование сновидений
  • Тема 50. Индивидуальный стиль консультирования и феномен «спасательства» в консультативной практике.
  • 1.Проблема выбора стиля ведения консультирования.
  • 2. Зависимость стиля консультирования от личности психолога-консультанта.
  • 3. Побуждающий и провоцирующий стиль. Поддержка и «подталкивание» клиента.
  • 2.Консультативное пространство: опека, манипулирование, конфронтация, вдохновение.
  • 3.Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.
  • Тема 51. Групповое консультирование и психотерапия.
  • I.D.Yalom (1985) выделяет 3 важнейших этапа психотерапевтической группы –
  • 4 Основные стадии развития группы (Кочюнас):
  • Тема 52. Психологическая помощь в добрачный период.
  • Тема 53. Психологическая помощь на этапе выбора брачного партнера.
  • 1.Социально-демографич.Хар-ки членов семьи (соиограмма, генограмма)
  • Тема 54. Диагностика в семейном консультировании и требования к проведению.
  • Тема 55. Помощь психолога-консультанта семье, находящейся в ситуации развода.
  • Тема 56. Виды психотерапевтического вмешательства в консультировании.
  • I этап - идентификация (опознание) неадаптивных мыслей
  • II этап когнитивной психотерапии - отдаление
  • III этап терапии - проверка истинности неадаптивной мысли
  • Виды игровой психотерапии: Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:
  • Тема 57. Индивидуальная и групповая психотерапии в консультировании семьи.
  • Тема 58. Понятие бизнес-консультирования, его цели, задачи и методы.
  • Тема 59. Оказание психологической помощи по телефону, этика телефонного консультирования.
  • Тема 60. Техники оказания психологической помощи по телефону.
  • Кратко о психоанализе

    1) в узком смысле слова - психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии . Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество.

    В теорет. плане классический психоанализ реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам "ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной среде .

    Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от Фрейда учениками - А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

    Концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

    Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на "жизнь его чувств" и поведение. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, "первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире". В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

    Длительное время в философии доминировал принцип антропологического рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе "cogito ergo sum" ("мыслю, следовательно, существую"). Человек в этом плане выступал как "человек разумный". Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор,

    З. Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов.

    Самый нижний и самый мощный слой - "Оно" (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это "Я" (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - "Сверх-Я" (Super Ego) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой - неосознанными осуждаемыми "Оно" и нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Таким образом, оказывается, что собственное "Я" - сознание человека не является "хозяином в собственном доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.

    Человек - это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

    Драматизм человеческого существования усиливается у Фрейда тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в "инстинкте смерти", противостоящем "инстинкту жизни". Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

    Фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

    Основоположник психоанализа австрийский врач - психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.) , "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.) , ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека - бессознательное.

    Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда.

    Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений", с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений - чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. Выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос.

    Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи "сверх-Я". Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

    Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

    Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов . Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества.

    Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза.

    Психодинамическая теория

    Исторический период, в который была создана: 1890-1939 гг.

    Фрейд создавал свою теорию на основе естественно­научных знаний, а обоснование эмпирической валидности теории выводил из клинических наблюдений над клиента­ми в процессе терапии.

    Определение личности. Личность есть генетически обус­ловленный результат динамического бессознательного вза­имодействия всех его составляющих: ид, эго, суперэго, подчиняющийся законам природы наравне с другими жи­выми организмами.

    Структура личности.

    1. Ид (оно) - примитивные, инстинктивные, врожден-. ные аспекты личности. Является посредником между пси­хическими и соматическими процессами в организме.

      Эго (Я) - отвечает за принятие решений. Пытается удовлетворить желания Ид через соотнесение их с обстоя­тельствами внешнего мира.

      Суперэго (сверх-Я) - морально-этический компо­нент личности. Состоит из двух подсистем - совести и его-идеала. Суперэго формируется в процессе социализа­ции. Процесс формирования можно считать полностью законченным, когда родительский контроль заменяется са­моконтролем.

    Основные тезисы, ключевые концепции и принципы.

      Уровни сознания, инстинкты являются движущей силой человеческого поведения; основными инстинк­тами являются инстинкты жизни - Эрос и смерти -Танатос.

      Наиболее мощными из числа жизненных инстинк­тов являются сексуальные инстинкты.

      Источником инстинктов является потребность, ко­торая вызвала существующее на данный момент со­стояние организма.

      Развитие личности проходит пять психосексуаль­ных стадий: оральную - 0-18 мес, анальную - 1,5-3 года, фаллическую - 3-6 лет, латентную - 6-12 лет, генитальную - пубертат (половое созре­вание).

      Следствием неадекватной разрядки сексуальной энер­гии является тревога.

      Источник первичной тревоги лежит в неспособности новорожденного справиться с внутренним и внешним возбуждением.

      Виды тревоги: реалистичная, невротическая, мораль­ная.

      Основной психодинамической функцией тревоги яв­ляется помощь человеку в избегании осознанного вы­явления у себя неприемлемых инстинктов и импуль­сов и поощрение их удовлетворения приемлемыми способами в удобное время.

    Осуществлению данной функции помогают защит­ные механизмы эго: вытеснение, проекция, замеще ние, рационализация, реактивное образование, рег­рессия, сублимация,отрицание.

    Основные положения относительно природы человека.

      Все проявления человеческой активности биологи­чески детерминированы, то есть подчинены определенным законам и детерминированы инстинктивным силам, в ча­стности, агрессивным и сексуальным. Отсюда следует, что Фрейд рассматривал людей механистически.

      Иррациональность играет важную роль в поведении человека, поскольку люди подчиняются неконтролируе­мым инстинктам, находящимся по большей мере вне сфе­ры сознания.

      Фрейд считал, что изучение человека возможно толь­ко как единого целого - поведение человека невозможно понять вне динамического взаимодействия всех его состав­ляющих: Ид, Эго, Суперэго.

      Несмотря на длительный временной отрезок, в кото­рый была создана теория, Фрейд никогда не меняла свое­го основного направления - конституционализма: Ид - в теории представляет собой врожденную конституциональ­ную основу личностной структуры и развития, то есть то, чем является человек, представляет собой результат гене­тически наследуемых факторов.

      Фрейд больше, чем иные исследователи, придержи­вался идеи неизменности, считая, что взрослый человек есть результат опыта раннего детства. Иначе: структура личности взрослого есть психосексуальная стадия, на ко­торой произошла фиксация.

      Фрейд склонен был придерживаться мнения о пре­валировании субъективности, но это не является ключе­вым положением его теории.

      Поскольку Фрейд при объяснении причин поведе­ния придерживался традиционной модели изучения внут­реннего мира индивида, то он может быть причислен к теоретикам, проповедующих проактивный взгляд на при­роду человека. Однако проактивность Фрейда весьма ог­раничена и может быть охарактеризована как умеренный уклон в сторону проактивности, поскольку с его позиции индивидуумы не являются проактивными полностью: они реактивны в той мере, в какой их инстинкты направляеттся на внешние объекты, а последние, в свою очередь,выступаю в качестве стимулов, провоцирующих определенный тип поведения.

    8. Фрейд занимал гомеостатическую позицию: в психодинамической теории человек, в основном, побуждаем ид к «удовлетворению инстинктов» и никогда не ищет возкможностей для нарушения данного гомеостатического баланса.

    9. Поскольку Фрейд рассматривал человека как биологически детеминированный организм, настаивая на том,что человек подчиняется законам природы наравне с другими живыми организмами, мы можем сделать вывод о том, что Фрейд придерживался мнения о научной познаваемости сущности человека.

    Применение:

      психоаналитическая терапия - исследование бес­сознательного с целью осознания скрытых мотивов, управляющих поведением;

      антропология, криминалистика, искусство и любая другая сфера, в которой возникает необходимость в объяснении человеческого поведения.

    Основные понятия и идеи фрейдизма

    Психоанализ (от греч. psyche -душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом д л я диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическ ую доктрин у, направленн у ю на изуч е ние скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В дейс тв ии таких вытесненных "комплексов " видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий) , и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе (" анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий) , а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному (" либидо ") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

    Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

    1. психоанализ - как метод психотерапии;

    2. психоанализ - как метод изучения психологии личности;

    3. психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

    Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировоззренческой системе.

    В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид) , Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

    Под Оно (ид) понималась на и более примит и вная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

    Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

    Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

    Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго) , которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид) , но в противовес сверх-Я (супер-эго) , то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов"" - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

    Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, " преисподнюю " психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций ". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо . Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что " сценарий " сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

    Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

    Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

    В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Танатос как антипод Эросу) , по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Танатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

    Особенности построения консультативного процесса: цели, консультаия и его процедуры. Согласно точке зрения Фрейда (возникшей на основе исследования истерии) функция невротического симптома состоит в защите личности пациента от неприемлемой для нее бессознательной тенденции мышления и в то же время в некотором удовлетворении этой тенденции. Из этого следовало, что при исследовании аналитиком бессознательной тенденции, ее раскрытии и информировании пациента о ней (то есть когда он делает бессознательное сознательным) исчезает raison d"etre симптома и, соответственно, сам симптом. При этом возникают две трудности:

    - прежде всего обнаруживается, что часть психики пациента препятствует этому процессу и оказывает сопротивление аналитику, когда последний пытается раскрыть бессознательную тенденцию. Легко догадаться, что это та же самая часть психики пациента, которая ранее отвергла бессознательную тенденцию и тем самым способствовала появлению данного симптома.

    - даже если удастся преодолеть это препятствие, и аналитик сможет сделать вывод о характере этой бессознательной тенденции, привлечь к ней внимание пациента и предоставить ему исчерпывающую информацию о ней, то и в этом случае чаще всего не удается справиться с симптомом. Осознание этих трудностей имело большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане стало очевидным, что пациент неоднозначно осознает бессознательную тенденцию: он может получить от аналитика интеллектуальное представление о ней, не осознавая ее «реально».

    Для объяснения данного явления Фрейд прибег к образной аллегории. Он представил психику в виде карты . Первоначальная бессознательная тенденция находилась в одной области этой карты, а новая информация о ней, сообщаемая пациенту аналитиком, - в другой. Лишь в том случае, если оба эти впечатления можно было «собрать вместе» (независимо от того, что при этом имелось в виду), бессознательная тенденция «реально» становилась сознательной. Этому препятствовала сила внутри пациента, своего рода барьер, очевидно, то же самое «сопротивление», которое противодействовало попыткам аналитика исследовать бессознательную тенденцию и способствовало возникновению симптома. Преодоление этого сопротивления было важной предпосылкой «реального» осознания пациентом бессознательной тенденции. В этом месте появлялся и практический результат: наша главная задача как аналитиков заключается не столько в исследовании данной бессознательной тенденции, сколько в устранении оказываемого пациентом сопротивления.

    Техники психоанализа.

    Метод свободных ассоциаций

    Показание: наличие у клиента неосознаваемой им про­блемы.

    Цель: осознание проблемы.

    Алгоритм:

      клиент в свободном порядке высказывает возникаю­щие у него мысли по поводу его переживаний;

      анализ последовательности и содержания высказы­ваний;

      анализ блоков;

      осознание неосознанной проблемы.

    Анализ сновидений (с позиции Фрейда)

    Показание: прояснение скрытых от сознания пережи­ваний.

    Цель: интерпретация подавленных переживаний в при­емлемой для сознания форме.

    Алгоритм:

      рассказ клиентом значимого для него сновидения из прошлого («вспомнившегося») или настоящего;

      инициирование специалистом клиента к свободному ассоциированию по поводу содержания рассказанного им сновидения;

      раскрытие латентного содержания сновидения и его интерпретация специалистом;

      осознание клиентом событий, спровоцировавших сно­видение и раскрытие их подлинного значения.

    Loading...Loading...