Проект "мир семян" для старшей группы. Проект все начинается с семечки
Структурное подразделение д/с «Ромашка» муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16
города Болотного Болотнинского района Новосибирской области
подготовительной группа «Почемучки»
Познавательно – исследовательский проект
«Все начинается с семечки»
Автор проекта: Старцева И.П.
воспитатель подготовительной группы
Болотное, 2016
Вид проекта: познавательно- исследовательский
Тип проекта: групповой, исследовательский, среднесрочный
Продолжительность: месяц (15 сентября-15 октября)
Участники: воспитатель, дети, родители
Проблема: Однажды в уголке природы ребенок увидел новые семена. И они его очень заинтересовали. Он их стал рассматривать. Некоторые семена ему были известны, а некоторые – для него были загадкой. Он задумался, что же можно из них вырастить и как это сделать? Ему было не все понятно. С этими вопросами он подошел ко мне. Я предложила всем ребятам, с родителями искать информацию о растениях, семенах, о том, как из маленького семечка вырастают такие полезные, вкусные, красивые плоды.
Актуальность: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Ребёнок с раннего детства исследует и открывает для себя окружающий мир, но видит не всё, иногда не замечает главного. Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка. С помощью наблюдений, рассматривания, бесед, проектно-исследовательской деятельности, развивающих игр, мы помогаем детям войти в реальный современный мир и познать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка. Дети усваивают все прочно и надолго, когда слышат, видят и делают сами, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы нашей группы.
Мир растений удивительный и многообразный. Дети, почти не имеют представления о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Эти все вопросы и привёли нас к созданию проекта «Всё начинается с семечки».
Цель проекта: формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности, системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян, воспитание любви к природе.
Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:
Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Основные формы реализации проекта:
-игровая деятельность
-работа с познавательной литературой
-составление схемы жизненного цикла растений
-продуктивная деятельность
-чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений, фольклора
-изготовление альбома «Что нам осень подарила»
- изготовление коллекции семян
-работа с родителями
-экскурсия в библиотеку
-прослушивание песен
-просмотр презентаций, мультфильмов
-экспериментирование
-выставка поделок «Волшебные семена»Источники информации:
-научная литература
-книги
-интернет ресурсы
-библиотека
-видео и аудиозаписи
Список литературы
Плешаков А.А. От земли до неба. Москва «Просвещение»2016 .
Николаева С.Н. Юный эколог, Москва Мозаика-Синтез.2010
Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение», 1982.
Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2010.
Арбекова Н.Е.Развиваем связную речь у детей 5-6 лет.ООО»Издательство Гном»
Федиенко В.В.,Волкова Ю.С.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЭН» 2015
Ульева Е.А. Изучаем времена года. Осень. Москва Вако,2014
Ликум А.Все обо всем. Москва.Компания «Ключ-С»Филологическое общество «СЛОВО» АИСТ,1995.
Форма защиты проекта
-Мультимедийная презентация.
-Публичное выступление.
-Выставка поделок «Волшебные семена»
Реализация проекта
I этап: Подготовительный
Подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах; детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала, сбор семян с помощью родителей для создания коллекции, подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.
II этап: Основной
Речевое развитие:
Чтение: сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко», «Колосок», Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», «Большая жизнь маленькой семечки», «Приключение пшеничного зернышка», «Муравей и пшеничные зерна», «Как игорошина колыбельку искала», Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла» , Дмитриев Ю. «Необычные путешественники», Д.Кагородов «Лесная сказка»,
Разучивание с детьми стихотворений.
Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Я.Райнис «Дедушка и яблоньки», Н.Кончаловский «Веселый огород».
Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.
Познание:
Беседы с детьми: «Первые всходы», «Что ты знаешь о семенах», «Что растет в огороде?», «Что растет в саду?»,»Для чего нужны семена?», «Как вырастить из семян овощи?»
Развлечение «Знатоки» Занятие «Мы сажаем семена»
Занятие «Тыква - золотая голова»
Занятие «Подсолнух»
Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян подсолнечника и тыквы», «Посадка проросших семян тыквы и подсолнечника», «Вода и семена», «Солнце и растение». «Рассматривание семян через лупу», наблюдение за жизненным циклом подсолнечника и тыквы. .Рассказы «Как путешествуют семена», «Удивительные семена».
Рассматривание альбома «Что нам осень подарила», альбом «Коллекция семян».Экскурсии в библиотеку.
Просмотр мультфильмов:«Аист», «Дюймовочка», «Чиполлино». Развивающие мультфильмы «Времена года»
Просмотр учебных фильмов: «Развитие растения из семени», «Как растут цветы».
Просмотр презентаций: «Такие разные семена», «Планета семенная», «Подсолнух», «История тыквы», «Семейство тыквенных»
Настольная игра «Времена года».
Дидактические игры: «Отгадай, чей домик», «От какого растения семечко», «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Кто больше всех назовет овощей и фруктов», «Что вырастили люди».
Художественно-эстетическое развитие:
Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде».
Рисование нетрадиционной техникой платиллинография «Тыква « (коллективная работа).
Нетрадиционное рисование «Подсолнечник» .Рисование схема « Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».
Лепка «Овощи и фрукты».
Слушание аудиозаписей:Песенки «Семечки», «Урожайная».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик!», «Не лезь, заяц, в огород»
Пальчиковые гимнастика: «Заяц и кочан капусты»»
Физминутка «Жил один садовник».
Дыхательная гимнастика «Синьор-помидор»
Работа с родителями
Консультация: «Проектная деятельность». Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» Знакомство с темой проекта. Подготовка родителей к совместной работе: выполнение заданий: : подбор семян для составления коллекции в группе; подбор сказок, книг, сочинение с детьми стихотворений про семена и растения, изготовление поделок из семян на тему «Волшебные семена».
Этап итоговый.
Продукт проекта: презентация «Все начинается с семечки», изготовление альбома для просмотра «Коллекция семян», схема «Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Заключение. Выводы.
Работа над проектом была очень увлекательна. Много интересного и полезного узнали мы из специальной и детской литературы, русского народного фольклора; из видеофильмов, мультфильмов; из экскурсии в библиотеку. Мы занимались продуктивной и исследовательской деятельностью. Активное участие в образовательной деятельности принимали и родители: семья Котович Алексея сочинили стихотворение «Арбузное семечко», другие родители нашли и принесли сказки, изготовили совместно с детьми поделки для выставки «Волшебные семена». Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
По окончании проекта мои дети показали хорошие результаты:
1.С помощью познавательно – исследовательской работы у детей сформировались знания о произрастании плодов.
2.Дети познакомились с разнообразием посевного материала.
3.У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру.
4.Дети владеют навыками продуктивной деятельности; расширенным словарным запасом, навыками связной речи.
Программное содержание
Образовательные задачи: продолжать развивать у детей умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия. З акрепить знания о взаимодействии живой и неживой природы. Формировать представления о том, что человек часть природы, и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитательные: воспитывать культуру трудовой деятельности.
Словарная работа: бархатцы, петуния, семянка,прорастить, рассада,агроном.
Материалы и оборудование: фартуки, контейнеры с землей, лейки с водой, картинки с изображением бархатцев и петунии, семена растений на 2х пластиковых тарелочках, разрезная картинка с частями растения, опорная схема посадки семян.
Ход деятельности.
Организационный момент.
Психогимнастика «Цветы»
(Проводится под музыку Чайковского)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки, вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.
В: Сегодня мы с вами превратимся в ученых – агрономов. Кто-нибудь из вас знает кто такой агроном? Агроном- специалист по выращиванию растений. Какие вы знаете растения? (ответы детей) Что нужно растениям для быстрого роста? (ответы детей) Как вы думаете, растения- живые или нет (ответы детей) Правильно, растения- живые. Они растут, дышат, питаются. Какие вы знаете растения, растущие на клумбах? (ответы детей).
Отгадайте загадки:
На стебле зеленом
Рос красный бокал,
Нектаром он бабочек
Всех угощал. (тюльпан)
Что за чудо на поляне
В дивном белом сарафане
И зелёная рубашка
С жёлтым пятнышком. (ромашка)
Этот бархатный ковёр
Будет ярок до тех пор,
Пока осень, холода
Не нагрянут к нам сюда.
Ярко-рыжие головки
Лето всё без остановки
Так цветут, что во садах -
Красотища - просто "ах". (бархатцы)
В нашем парке есть газоны,
Расцвели там...патефоны!
Пурпурный, белый, цвета вишни...
Вот только музыки не слышно. (петуния)
Д/И: части растения.
Дети показывают с помощью картинок (корень, стебель, листья, бутон, цветок.) макет растения.
Послушайте, что я вам расскажу о растениях, семена которых мы будем сегодня сажать.
У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.А ещё мало кто знает, что это лекарственное растение, например отвар из цветков лечит простуду, а ванны с цветками бархатцев имеют успокаивающее свойство.
Цветы петунии напоминают воронку. По размеру и форме их делят на мелко- и крупноцветные, махровые и простые. Спектр расцветок очень широк – от чисто белого, светлых тонов жёлтого, розового до насыщенных красных, синих и фиолетовых. Часто встречаются разновидности петуний сочетающих различные оттенки и имеющие пёстрый рисунок цветов. Края лепестков могут быть гладкими и бахромчатыми.
Д/И: части цветка.
Дети показывают с помощью картинок (лепестки, пестик, тычинки.).
В: Кто знает из чего вырастают бархатцы и петуния? (ответы детей)
Рассматривание и посев семян бархатцев.
Ребята, сегодня мы посеем семена растений в землю, будем ухаживать за ними и наблюдать.
Рассмотрите, какие семена бархатцев. Возьмите лупы и рассмотрите семена, положив их на белые полоски бумаги (дети рассматривают семена). Семена бархатцев - э то сильно сплюснутая, продолговатая семянка. Цвет плодов чёрный или коричневатый, нижний конец почти белый.
А теперь рассмотрим семена петунии. Семена петуниималенькие и круглые. Чем они отличаются (бархатцы – тонкие, продолговатые, темно-коричневые, маленькие; петуния - круглые, коричневые и маленькие.) А чем похожи семена? (в каждом семени прячется будущее растение). Воспитатель рассказывает детям что, перед посевом лучше отобрать семена, которые не пригодны для проращивания (проверяют). Для этого берём ёмкость с водой и бросаем туда немножко семян. Полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются.
Упражнение для глаз «Глазки»
(снятие зрительного напряжения)
Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Быстро, быстро поморгай –
Отдых глазкам своим дай!
Чтобы зоркими нам быть –
Нужно глазками крутить. (Вращать глазами по кругу.)
Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле. (Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.)
Дети вместе с воспитателем проводят опыт, выбирают семена для посева.
Воспитатель спрашивает детей, что нужно для посева семян.(ответы детей).
С помощью воспитателя, дети на дно укладывают дренаж – мелкие камушки (это обеспечит сток воды). Затем дети вместе с воспитателем заполняют контейнер землёй.
Контейнер заполняется землёй так, чтобы до края оставалось немного места. В этом случае вода при поливе не будет выливаться из контейнера.
Посев семян.
В: Мы будем сажать цветочные семена, из них вырастет рассада, которую мы потом рассадим в каждый стаканчик и они у нас зацветут, если, конечно, сажать их будете с любовью. Как вы думаете, что значит с любовью?
Ответы детей: аккуратно брать семя, слегка присыпать землёй, можно сказать ему что-нибудь ласковое.
В: Правильно, а какие ласковые слова вы будете говорить? (Ответы детей).
В: Ребята, а что вырастет из семян, кто знает?
Ответы детей: рассада.
Показать детям опорную схему посадки семян и вместе обсудить последовательность действий.
В: Семена надо разложить на поверхности подготовленной почвы на небольшом расстоянии друг от друга, а затем засыпать их мелко просеянной землёй и полить.
Воспитатель предлагает детям подумать, куда можно поставить контейнеры с посадками. Дети называют разные места в группе (шкаф, батарея, подоконник, стол). Их предложения обсуждаются, выявляется, насколько это место соответствует оптимальным условиям для роста семян. В результате приходят к единому выводу, что лучшее место – подоконник, рядом с батареей, где есть свет, тепло и постоянно свежий воздух.
Воспитатель показывает рисунок, на котором нарисован поникший цветок.
Дети, как вы думаете, что могло случиться с этим прекрасным цветком?
(ответы детей: не было дождей, забыли полить, сильно пекло солнце.)
Что необходимо для цветка, чтобы он нормально рос и развивался? (ответы детей: почва, вода, воздух, свет, тепло).
А почему цветы красивые и приятно пахнут? (воспитатель подводит детей к ответу: привлекать насекомых, которые пьют у них нектар, и опыляют растения)
Физминутка «Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Игра «Какого растения не стало?»
На стол выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
В: Ну, что ж, будем ждать, когда прорастут семена. Зато потом, какие красивые будут наши цветы на подоконниках. Ребята, а когда наши цветы будут цвести красиво и радовать нас, кого мы ещё можем порадовать ими. (Ответы детей, подвести детей к тому, чтобы подарить цветы мамам.)
В: Я очень рада что вы научились делать такое важное доброе дело. Но давайте помнить
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты
Дети: Мы не будем рвать цветы
Это капли красоты.
Пусть они растут, цветут
Радость нам они несут.
Итог занятия.
Актуальность проблемы : Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, растущие рядом, животных, которые обитают рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, плоды и ягоды, вселяет в них чувство гордости и победы. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, сеют семена овощных культур, осенью убирают, используют их в различных целях. Но ни разу не задумывались: как самим вырастить семена. Данный проект позволит детям вырастить семена моркови и свеклы на своем огороде.
Идея проекта
: вырастить семена своими руками
Вид проекта
: познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта
: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта
: май – сентябрь
Цель
: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе выращивания семян.
Задачи
:
1) Образовательные:
- Организовать деятельность детей, направленную на выращивание семян моркови и свеклы.
- Способствовать знакомству детей с овощными культурами, строением, особенностями выращивания, уходом, сбором урожая.
- Организовать деятельность детей, направленную на формирование понятия о культурных растениях.
- Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности в процессе наблюдения за ростом и созреванием семян, умения анализировать, делать выводы.
2) Развивающие:
- Способствовать развитию воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Создать условия для формирования интереса к опытнической и исследовательской деятельности в процессе выращивания семян.Организовать работу по закреплению умения передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3) Воспитательные:
Создать условия для формирования трудовых навыков, взаимопомощи.
- Способствовать развитию умения правильного безопасного труда на огороде.
- Способствовать совместному творчеству родителей и детей.
- Организовать деятельность детей, направленную на воспитание бережного отношения к природе.
- Способствовать воспитанию чувства гордости за выращенные семена.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Выставка детских работ.
Сбор семян. Подведение итогов эксперимента.
Название итогового мероприятия :
Продукты проекта :
для детей – семена, рисунки, аппликация, поделки , ведение календаря.
для воспитателей — презентация, оформление стендов.
для родителей — совместная с детьми выставка работ из овощей «Дары осени»
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с разнообразие посевного материала.
Дети продолжат работу по выращиванию растений и уходу за ними, в процессе созревания семян. С помощью опытнической работы дети получат необходимые сведения, способствующие росту растений (влияние влаги, света, тепла, наличие плодородной почвы).
Научаться умению анализировать, делать выводы, использовать практические знания в выращивании овощей.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, чувство гордости за выращенные семена. Дети научатся фиксировать свои наблюдения в календаре наблюдений за развитием и ростом свеклы и моркови, созреванием семян.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Интеграция образовательных областей:
познание, социально — коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическая культура
Педагогические принципы:
- системность;
- наглядность;
- доступность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Описание проекта «Вырастим семена»
- Подготовка материала для деятельности детей, (подбор овощей: свеклы и моркови, для посадки на огороде)
- Поисковая работа: подбор литературных произведений об овощах, фруктах, о способах их произрастания, подбор иллюстративного материала репродукций картин, открыток, фотографий, посвященный садово– огороднической деятельности
- Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
- Слушание музыки; песен по теме проекта.
- Чтение произведений художественной литературы по теме.
- Подготовка материала для изобразительной деятельности.
- Договориться с родителями, по сбору материала
Реализация проекта
Познавательная, социально – коммуникативная области
1.НОД ФЦКМ «Овощи». Программное содержание: Организовать деятельность, направленную на обобщение представлений о многообразии овощей, формированию умения обобщать по существенным признакам, пользуясь при этом простейшей моделью.
2. Беседы с детьми:«Чем полезны овощи?», «Витамины и здоровый организм», «Зачем овощи заготавливают на зиму?» «Если бы не было овощей…?»
Программное содержание: Способствовать развитию представлений, знаний детей об овощах, их пользе и значимости в жизни людей.
Художественно – эстетическая область
3. НОД Рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде», с использованием нетрадиционной техники рисования.
Программное содержание:
Способствовать развитию умения передавать красоту увиденного в коллективной работе;
Материал: альбомные листы, акварельные краски.
4. НОД Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». Программное содержание:
Организовать работу по закреплению умения детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое; красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображение по цвету.
Способствовать развитию художественного вкуса.
Материал: ваза с овощами и фруктами, лист бумаги голубого цвета, цветная бумага
5. НОД Лепка «Корзина с овощами»
Программное содержание: Способствовать развитию умения детей передавать форму и характерные особенности овощей при лепке с натуры, использовать знакомые приемы, сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как она передана в лепке.
Материал: корзина с овощами, пластилин, дощечки для лепки, стеки
Музыка. Пение песен: «Огородная» муз. Т. Можжевелова, «Урожай» муз Ю. Слонова, слова В. Малкова
Программное содержание:
Создать условия для эмоционального восприятия музыки и песен
Рассматривание репродукции картин.
«Натюрморт с кабачками и корзиной» (А. Куприн) и «Картофель» (Ван Гог);
Программное содержание:
Организовать деятельность детей направленную на развитие умения описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки. Способствовать развитию умения проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях, развитию чувства цвета, композиции.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
– заучивание и чтение стихотворений Ю. Тувим « Овощи», Е. Благининой «Приходите в огород»; И.Токмакова «Про растения», О.Емельянова «Что растёт на огороде».
– чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники» «Как человек приручил растения»
– чтение рассказа В. Куприн. «Отцовское поле»
– чтение русских народных сказок «Вершки и корешки», «Пых»,
Отгадывание загадок об овощах.
Составление описательных рассказов об овощах.
Деятельность детей
Подготовка моркови и свеклы к посадке.
Посадка овощей.
Каждодневный уход за растениями: полив, рыхление, опрыскивание.
Сбор семян.
Наблюдение за ростом растений и созреванием семян моркови и свеклы.
Ведение календаря фиксации развития и роста растений.
– рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде»
– аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»,
– лепка «Корзина с овощами»
– подвижные игры «Собери все овощи», «Собираем урожай», «Сад и огород»
– дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»– настольные игры: «Сложи картинку (овощи)», лото «Овощи и фрукты»
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Наш огород».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления альбома.
4.Консультации для родителей: «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
«Витамины на нашем столе», «Как научить ребенка употреблять овощи».
5.Совместное изготовление поделок из овощей «Дары осени».
Завершающий этап
- Сбор семян
- Выставка детских работ
- Выставка совместной работы детей и родителей из овощей «Дары осени»
План – график работ
Выводы:
Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты: дети вырастили хорошие семена. Наблюдая за ростом растений, рассуждали, делали самостоятельные выводы, видели их постепенный рост и зарисовывали в дневнике наблюдений. При совместной деятельности детей и родителей была организована выставка «Дары осени». Работы приняли участие в международном конкурсе «Осенняя фантазия» и заняли I место.
Заключение
Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребёнка, стимулирует его познавательную активность, повышает интерес к новому и интересному. Выращенные семена будут использованы как материал для проекта «Свекла и морковь для салатов и борщей»
Список литературы:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. Москва, УЦ «Перспектива», 2013 г.
- В.А. Деркунская « Проектная деятельность дошкольников» М.: Центр педагогического образования, 2013г.
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014г.
- А.И. Иванова «Методика организации Экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Изд. ТЦ Москва, 2003г.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
" ЧУДО - СЕМЕЧКО".
Познавательно-исследовательский проект с детьми подготовительного дошкольного возраста.
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский.
Участники проекта:
Воспитанники группы № 5, родители воспитанников, воспитатель Псарева Любовь Борисовна
Актуальность темы проекта:
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Цель проекта:
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.
Предполагаемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.
Проектная идея
Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай огурцов выращенных самими дошкольниками.
Реализация познавательно - исследовательского проекта через различные виды деятельности:
Художественно-творческая деятельность
Лепка (сюжет по мотивам сказки Пых «Во саду ли, во городе» (грядка с огурцами), используя пооперационные карты
Рассказ воспитателя о выращивании овощей на грядках.
Художественно - речевая деятельность
Отгадывание загадок с использованием поделок, стихи об овощах, заучивание пословиц об овощах.
Рассматривание иллюстрации по темам занятий, беседа по ним, характеристика овощей из сказок.
Творческое рассказывание - придумывание историй, героями которых являются поделки (работа в парах, ведение диалога).
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра: «На даче»
Игра-драматизация: «Чудесное лукошко»
Настольно-печатная игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, во городе», «Чудесный мешочек».
Пальчиковые игры: " Капуста", " У дороги яблонька стоит", «Мы делили апельсин» .
Словесные игры: «Бывает- не бывает», " Подбери слово", «Про что сочиним».
Познавательная деятельность:
Чтение художественной литературы;
Трудовая деятельность:
Совместная деятельность взрослого и ребёнка (посадка семян);
Самостоятельная деятельность детей (поливка, рыхление почвы);
Рассматривание рассады, фотографий, иллюстраций;
Двигательно – игровая деятельность
Подвижные игры: «Овощи и фрукты», «Сапоги - скороходы», " Туннель", «Сбей мяч».
Принципы реализации проекта
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблемных ситуации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип интеграции реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к труду.
Принцип доступности.
Принцип постепенности.
Принцип системности.
Этапы реализации проекта:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.
4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых.
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
С помощью родителей собрали коллекцию семян.
Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке»
Алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом»
Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.
Изготовили героев инсценировки «Сказки огурца».
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Дети под руководством воспитателей посадили семена огурца.
Условия проращивания семян:
Завернули семена в кусочек х\б ткани и положили в пластиковый контейнер с крышкой, который поместили в теплое место.
Дети наблюдали за ростом растений, как только семена проросли мы их высадили в почву. Дети вели дневник, где делали зарисовки.
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
Проводились развивающие беседы по данной теме.
III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в виде парника.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов. Дети с большим удовольствием попробовали огурцы выращенные своими руками.
Все этапы проекта зарисовывались детьми и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
Была организована выставка детских работ.
Создан фильм «Огород на подоконнике».
Коллектив группы смастерил украшения и оформил зал для создания праздничной атмосферы.
Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русско – народные игры посвящённые данной теме. Показали чему они научились за время проекта.
Родители поделились летними наблюдениями и показали свои домашние задания.
Завершился праздник угощением свежими огурцами выращенными детьми.
" Выращивание семян".
Цели и задачи:
Выявить свойства земли, на сколько вода необходима для растений. Определить роль солнечного света в жизни растений. Выяснить насколько растения нуждаются в уходе.
Материалы и оборудование:
Земля, вода, проростки семян, 2 контейнера, совок.
Дети с помощью совка берут землю и пересыпают её в контейнер. Они наблюдают, что земля имеет вес, черный цвет, что она сыпучая. Потом мы берём проростки семян и сажаем их в землю. В процессе эксперимента первый контейнер с семенами поливаем водой, а второй контейнер не поливаем. Первый контейнер с семенами получает солнечный свет, а второй закрыт коробкой. В первом контейнере семена получают уход, во втором нет. Что получилось? Мы наблюдаем, что семена за которыми мы ухаживали, поливали, рыхлили землю проросли и начали расти. А семена за которыми мы не ухаживали, не поливали не рыхлили землю не проросли.
По окончанию работы дети сделали вывод: если не ухаживать за растениями, не поливать, прятать от солнца, они погибнут.
Чтобы наши семена не погибли мы их полили водой, поставили на солнечное место и они тоже начали расти.
Воспитатель выясняет, какое настроение у детей от проделанной работы и почему.
Радостное, потому что они сами вырастили огурцы.
Гордые, потому что они помогли семечке прорости.
Рады, потому что они дали семечке жизнь.
Взаимодействия с родителями воспитанников:
Для достижения положительных результатов в развитий ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей, многие приобрели книги с образцами поделок.
Анкетирование " Как мы проводим время с ребёнком после детского сада?" ;
Беседа с родителями о важности выращивания растений для всестороннего развития личности ребёнка, успешной подготовки к школьному обучению;
Консультация " Совместные занятия с детьми дома";
Подбор книг;
Совместное творчество - выставка работ;
Практическое занятие для родителей совместно с детьми.
Музыкально - театрализованная деятельность:
Праздник «Весёлый огород»
Литература
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу.
Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка.
Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе.
Экологический проект «От семечка до семечка».
Старшая группа.
Тип проекта:
По доминирующему методу: познавательно-исследовательский, творческий.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: долгосрочный, полугодовой.
По характеру контактов: в рамках одной возрастной группы.
По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.
Цели проекта:
Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой;
Развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий (посадка, уход за растениями, сбор урожая) ;
Развитие у детей представлений о растениях, об их отношении к теплу, свету и влаге.
Задачи проекта:
Расширение представлений детей о различных растениях, об их значении в жизни человека: оздоровительном, хозяйственном; об их взаимосвязи и взаимозависимости с окружающей средой.
Развитие у детей познавательной активности, психических процессов.
Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.
Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Участники проекта:
Воспитатель: Попова Светлана Валерьевна, дети старшей группы.
Актуальность проекта:
Проблема экологического образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект: «От семечка до семечка». Через самостоятельную практически - исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, обогатить свои знания о растительном мире. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, трудовую, продуктивную. Этот проект позволяет раскрыть детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений человека и природы, и стать непосредственными участниками всего происходящего.
Подготовительный этап:
Подготовить природный материал для детской деятельности (овощи: огурец, помидор, болгарский перец; землю и стаканчики для рассады, подготовить грядку для высадки рассады) ;
Подобрать детскую и педагогическую литературу, иллюстрации, дидактические игры и др.
Провести с детьми цикл наблюдений за растущими растениями и цветами в группе, обсуждать наблюдаемые явления, трудиться и фотографировать последовательность работы по данному проекту;
На основе наблюдаемого провести различные виды НОД, расширяющие представления детей о растениях (овощи) и личное участие в трудовой деятельности.
Ожидаемый результат:
Результат работы по данному проекту - выпуск для детей и родителей газеты экологического содержания «От семечка до салата», а также проведение с детьми дидактических игр и трудовой деятельности. У детей сформируется умение различать особенности роста различных растений и ухода за ними. Расширятся представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т. д.) и через самостоятельную поисковую и познавательно-исследовательскую деятельность дети получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность. Овладение детьми основами эстетической и экологической грамотности при взаимодействии с природой.
Реализация проекта:
Деятельность познавательного цикла:
Наблюдение за растениями, растущими в группе - бальзамин, герань, фиалка и др.; выращивание рассады.
Рассматривание иллюстраций «На огороде», репродукций картин «Первая зелень» - И. Левитана, «Цветы и плоды» - И.Хруцкого;
Беседа «Растения - нам добрые братья»; "Где прячутся витамины?"
Исследовательская деятельность - «Живые семена», «Семена проснулись», «Первые проростки».
Трудовая деятельность - "Рассаду на грядку", "Уход за растениями", "Прополка грядки с овощами ", "Сбор урожая", "Готовим салат".
Чтение, заучивание:
- «Зачем луку луковица»;
Загадывание загадок о растительном мире, об овощах;
Чтение детям «Удивительная грядка» Ю. Коваль,инсценирование русской народной сказки "Репка".
Деятельность детей:
Рисование "Нарисуй отгадку", аппликация "Твой любимый витамин".
Продуктивная деятельность: «Овощи, фрукты» - лепка.
Пальчиковая гимнастика «Урожай»;
Развивающие игры «Что где растет? », «Во саду ли, в огороде»,"Из чего, что сделано?" и др.
Формирование эмоционально-положительного настроя.
Вызвать у детей интерес к семенам и росткам растений; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о них. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки. Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к семенам и росткам как к живым существам, воспитывать привычку заботиться о них в ходе активной деятельности. Помочь детям осознать такие категории как сочувствие, доброта, любовь к ближнему. Сформировать представления: о жизни семян как живых существ (растут, развиваются, могут быть здоровыми, больными); о строении (корень, стебель, цветы, плоды); о развитии ростков; о влиянии света, тепла, воды; об изменении жизнедеятельности в разные времена года; о роли человека в жизни растений; о экологически грамотном поведении, общении человека с растением. Воспитывать у детей умения сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем - в содействие.
Методические и практически приемы:
Нахождение семян в плодах.
2.Посадка семян в землю.
Фотографирование во время посадки семян, во время ухода за ними и т. п. Учить видеть «настроение» ростков, от чего это зависит. Труд с целью - помочь. Театрализованная деятельность сказки "Репка". Высадка на грядку. Сбор урожая.
9.Приготовление салата.
Конспект трудовой деятельности детей старшей группы
«Приготовление осеннего салата»
Цели и задачи:
Закреплять у детей навыки пользования столовым ножом, кухонной доской;
Соблюдать технику безопасности во время работы;
Мыть руки перед работой и овощи, надевать фартуки и косынки, колпаки.
Воспитывать желание помогать взрослым, поощрять выполнение трудовых поручений;
Получать радость от совместного труда и выполненной работы.
Предварительная работа:
Беседа «Из чего приготавливают салаты? Какие овощи можно положить в салат? » Д. игра "Из чего что сделано?"
Объяснение правил техники безопасности пользования ножом.
Показ нарезания продуктов.
Материалы:
Фартуки и косынки.
Кухонные доски и столовые ножи, миска для нарезанных овощей; салатник.
Овощи : болгарский перец, лук, огурцы и помидоры, выращенные на грядке.
Размещение оборудования:
В центре группы размещены столы так, что бы было удобно наблюдать за работающими (сначала - за работой воспитателя, а после за работой детей).
Ход работы:
Воспитатель собирает детей в кружок
Ребята, вы помогаете дома своим родным? - ответы детей.
А как вы помогаете? - ответы детей.
А вы хотели бы научиться готовить, чтобы помогать маме? - ответы детей.
Воспитатель сообщает тему занятия:
Сегодня мы научимся готовить осенний салат. Я буду поваром, а вы станете моими помощниками - поварятами. Нам придётся пользоваться ножами, напомните мне, как нужно правильно пользоваться ножом.
Дети отвечают, воспитатель уточняет и обобщает ответы детей:
Нож передают лезвием к себе, режут им только на кухонной доске, нож берут только после того как скажут «Приступить к работе». Нарезают овощи на доске и кладут в миску.
Воспитатель предлагает подготовить пальчики для работы, проводится пальчиковая игра «Салатик»:
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .
Теперь наши пальчики готовы к работе, а как вы, ребята, думаете, что ещё нужно повару сделать перед работой? - ответы детей.
Правильно, нужно обязательно вымыть руки с мылом.
Детей приглашают вымыть руки и надеть фартуки и косынки.
Дети проходят за рабочие столы. Воспитатель объясняет, как правильно нарезать овощ и положить в пустую миску. Уточняет, всё ли понятно детям, нет ли вопросов.
После этого предлагает приступить к работе.
В ходе работы воспитатель оказывает помощь, подбадривает, хвалит детей.
Когда овощи нарезаны, ребёнок заправляет салат маслом и солью в салатнике. Салат уносят и ставят на стол. Дети в это время моют руки, снимают фартуки. Воспитатель приглашает детей за стол и желает приятного аппетита.
После еды чтение стихотворения:
Нашинкуем мы капустки
И морковочки потрем.
Майонезиком запрвим
Или маслица нальем.
Поперчим мы все, посолим,
Чуть-чуть уксуса нальем.
Если с луком вы не в ссоре
Значит, и его кладем.
Можно свеколки добавить
Иль огурчик потереть,
А затем на стол поставить
И в одно мгновенье съесть.