Успенский собор кто построил. Московский Кремль: Патриарший Успенский собор

Говорят, что у каждого города, основанного в древности или в средневековье, есть свое тайное имя. По легенде, его могли знать лишь несколько человек. В тайном имени города был заложен его ДНК. Узнав «пароль» города, враг без труда мог завладеть им.

«Тайное имя»

Согласно древней градостроительной традиции, в начале рождалось тайное имя города, затем находилось соответствующее место, «сердце града», которое символизировало Древо мира. Причем не обязательно, что пуп города должен находиться в «геометрическом» центре будущего города. У города почти как у Кощея: «…смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».

Интересно, что древние и средневековые градостроители всегда оставляли подсказки. Любовь к ребусам отличала многие профессиональные гильдии. Одни масоны чего стоят. До профанации геральдики в эпоху Просвещения роль этих ребусов выполняли гербы городов. Но это в Европе. В России до XVII века вообще не было традиции зашифровывать суть города, его тайное имя, в гербе либо другом каком-то символе. Например, Георгий Победоносец перекочевал на герб Москвы с печатей великий московских князей, а еще раньше - с печатей Тверского княжества. Отношения к городу это никакого не имела.



«Сердце града»

На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем». Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или «Васильев-град».

Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.

В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?

Перестройка

Храм-образец в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году князем Святославом Всеволодовичем на месте на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Видимо, этому месту уделялось какое-то повышенное внимание. А строительство такого же храма в Москве, возможно, должна была подчеркнуть какую-то преемственность.

Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина - ветхость сооружения. Хотя полторы сотни лет для каменного храма не Бог весть какой срок. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора. Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм. Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но те, по загадочным причинам, категорически отказываются от строительства.

Аристотель Фьораванти

Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софьи Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!

С точки зрения тогдашней традиции - еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.

Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.

Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.

Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софьи Палеолог. Об это немного подробнее.

Софья и«латинская вера»

Как известно, в жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV.

Через несколько дней после их прибытия Фома умер, приняв перед смертью католичество. История не оставила нам сведений о том, что Софья перешла в «латинскую веру», однако вряд ли Палеологи могли оставаться православными, живя при дворе папы Римского. Другими словами, Иван III, скорее всего, посватался католичке. Причем, о том, что Софья перешла перед свадьбой в Православие, не сообщает ни одна летопись. Венчание происходило в ноябре 1472 года. По идее, оно должно было происходить в Успенском соборе. Однако незадолго до этого храм был разобран до фундамента, чтобы начать новое строительство. Это выглядит очень странно, поскольку примерно за год до этого было известно о грядущей свадьбе. Удивительно и то, что венчание произошло в специально построенной возле Успенского собора деревянной церкви, которую снесли сразу же после обряда. Почему не был выбран другой кремлевский собор, остается тайной.

Что же произошло?

Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик - Фьораванти. Что же это могло быть?
Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ - это святые мощи.
Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, Софья привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.

Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского.

Успение Пресвятой Богородицы — главный праздник, связанный с почитанием Божией Матери, которое исстари было широко распространено на Руси. Храмы, освященные в честь этого великого события, занимают в древнерусской культуре особое место: строили их чрезвычайно часто, а облик зданий, как правило, отличался единством архитектурного образа.

Успенский собор Московского Кремля , выдающийся памятник древнерусской архитектуры, некогда главный храм Московского государства и место коронации царей, выстроенный итальянским архитектором Аристотелем Фъораванти в 1470-е годы. Собор очень известная .

Успенский собор имел своего предшественника. Древнейший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был заложен в Москве по настоянию митрополита Петра в августе 1326 года.


Саша Митрахович 04.01.2017 13:25


История Успенского Собора Московского Кремля начинается со Святителя Петра, митрополита Руси. Святитель Петр, первый глава Русской Церкви, обосновавшийся в Москве, был похоронен в еще не достроенном храме. Впоследствии большинство преемников митрополита, следуя как его примеру, так и давней традиции обретать вечный покой при кафедральном соборе, захоранивались здесь же. Ко второй половине XV . . .


Саша Митрахович 04.01.2017 13:38


Собор выполнен в технике смешанной кладки: основные объемы возведены из тщательно отесанных белокаменных блоков с внутренней забутовкой, а наиболее сложные конструктивные элементы (арки, своды, барабаны и столпы) сооружены из кирпича. Размер кирпича 28x16x7 см. Престолы собора освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя великомученика Димитрия Солунского, в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
В настоящее время нижний свет собора состоит из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий, верхний свет — из одиннадцати окон. В соборе три входа-портала, главный — западный.
На фресках XVII века представлено 249 композиций, количество изображенных фигур —2066.


Саша Митрахович 04.01.2017 15:36

Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

Из истории Успенского собора

Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.

В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире . Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду . А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911-1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» . Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.

Архитектура Успенского собора Московского Кремля

Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке. Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире . В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится "как един камень". Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его "величеством и высотою, и светлостью и пространством". Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.

Убранство Успенского собора Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец, люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими".

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482-1515 гг. Заново храм был расписан в 1642-1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. В двух следующих ярусах - Житие Богоматери. В нижней части – изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию "Страшный Суд." Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы , другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире . В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и "Святой Георгий", "Троица"и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма. Перед ним находятся моленные места. Царское расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место - у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, – третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства - один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту - Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно - прикладного искусства. Среди достопримечательностей – серебряное паникадило с цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

Успенский собор Московского Кремля как усыпальница

С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже - и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.

Посетив Соборную площадь , Вы увидите Успенский собор Московского Кремля – уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.

История Успенского Собора начинается со Святителя Петра, митрополита Руси.

Святитель Петр, первый глава Русской Церкви, обосновавшийся в Москве, был похоронен в еще не достроенном храме. Впоследствии большинство преемников митрополита, следуя как его примеру, так и давней традиции обретать вечный покой при кафедральном соборе, захоранивались здесь же.

Ко второй половине XV столетия первый Успенский собор заметно обветшал, да и молодое Русское государство, объединявшееся тогда железной рукой великих князей Московских, нуждалось в новом архитектурном творении, которое бы явилось символом могущества новой державы. Не меньшее желание прославить Церковь имели и митрополиты всея Руси.

Но как и многие великие начинания величественный Успенский собор, каким видим его мы сейчас, построился не с первой попытки. Много раз за свою историю Успенский собор перестраивался и реставрировался.


Саша Митрахович 04.01.2017 13:38


Сохранившиеся свидетельства о возведении первого в весьма необычны — ни одно древнерусское строительство не удостоилось такого подробного описания в летописях.

Предварительные работы при возведении Успенского собора начались осенью 1471 года, когда управлявший в то время Русской Церковью митрополит Филипп повелел готовить камень для будущей постройки. Возможно, на это решение повлиял большой пожар, пронесшийся огненным вихрем по Кремлю годом раньше и повредивший древнее здание.

Впрочем, один лишь пожар вряд ли мог стать главной причиной столь мощной перестройки. Одновременно были проведены обмеры Успенского собора во Владимире, выбранного в качестве образца для московского храма-тезки, после чего мастеровые приступил к рытью котлована и возведению новых фундаментов. Закладка фундаментов в апреле 1472 года сопровождалась большим торжеством, в котором приняли участие и глава Церкви, и глава государства.

На начальном этапе строительные работы, которыми руководили зодчие Кривцов и Мышкин, шли одновременно с разборкой стен старого Успенского собора. Дело в том, что новый соборный храм, хотя и возводился на том же самом месте, что и его предшественник, заметно превышал его своими размерами.

29 мая 1472 года состоялась торжественная церемония — эксгумация, или, говоря церковным языком, обретение мощей захороненных в прежнем соборе митрополитов. Внимательный летописец, описав состояние обнаруженных мощей, ядовито заметил в адрес горе-современников, почитавших только угодников с нетленными мощами: «Занеже кой толко не в теле лежить, тот у них и не свят, а того не помянуть, яко кости наги истачають исцелениа».

К концу весны 1474 года здание поднялось до уровня сводов. Наверное, в великокняжеских и митрополичьих покоях уже подумывали о скором освящении храма, но 20 мая произошла беда: из-за слишком большой нагрузки северная стена рухнула, «утянув» за собой своды, часть столпов, хоры и половину западной стены. Согласно некоторым сведениям, здание не выдержало произошедшего тогда в Москве землетрясения.

По счастливой случайности, никто не пострадал. Разрушение строящегося храма вызвало решительные действия Ивана III. Он велел разобрать завалы и отправил в Италию посольство с целью приглашения оттуда авторитетного архитектора. Одновременно Иван III обратился за мастерами и во Псков, зодчие которого особенно славились на Руси в XV столетии.

Через год в Москву прибыл известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.


Саша Митрахович 04.01.2017 14:01


Архитектор Успенского собора в Московском кремле - Аристотель Фьораванти - родился около 1415 года в Болонье. До 1473 года в основном работал в Италии, также выполнял заказы знаменитого венгерского короля Матьяша Корвина

В Москве Фьораванти, по сути, заново начал строительство : новшества итальянца обнаруживаются уже в принципах закладки фундаментов. При этом новое здание имеет чуть меньшие размеры и ориентировано несколько иначе, чем собор 1472 года.

Фьораванти, как и его предшественники, опирался на образец — Успенский собор Владимира (существует предание, согласно которому архитектор, приехавший во Владимир познакомиться с прототипом, воскликнул, глядя на местный собор: «Наши строили!»).

Однако он не копировал план владимирского храма, а использовал многие приемы, не известные доселе русскому зодчеству: кованые внутристенные и проемные железные связи, облегченные своды и т. д. Присущее Фьораванти совершенное знание строительной техники, рационализм его планировочно-пространственного мышления наложили особый отпечаток на облик Успенского собора, формы которого воспроизводились в большинстве значительных церковных построек XVI — начала XVII веков.

Возведение нового кафедрального храма митрополии всея Руси было успешно завершено, и 12 августа 1479 года состоялось его освящение.


Саша Митрахович 04.01.2017 14:11

Завершение строительства и торжества, связанные с его освящением 12 августа 1479 года, сопровождались порядочным скандалом. Страсти разгорелись из-за спора о том, как правильно производить сам чин освящения — совершая крестный ход по часовой стрелке вокруг храма или против нее.

С точки зрения Ивана III, митрополит Геронтий, возглавлявший тогда Русскую Церковь, нарушил правила: «Не по солнечному восходу ходил митрополит со кресты около церкви», — записал летописец о недовольстве великого князя. Интерес книжника, отметившего данный казус, понятен: размолвка произошла на самом высшем уровне, причем недовольство исходило от светской власти, которая, по идее, должна полагаться в решении канонических и обрядовых вопросов на власть духовную.

Иван III долго оставался непреклонен, споры, то затихая, то возобновляясь с новой силой, продолжались более двух лет, при этом другие московские церкви, созданные на средства великого князя, стояли неосвященными.

Русское же духовенство в массе своей заняло сторону митрополита, не приняв доводов великого князя: «А по великом князе мало их, един владыка Ростовский князь Асаф да архимандрит Чюдовский Генадей». Но только решительный шаг Геронтия, заявившего, что он готов отказаться от кафедры, и уехавшего в Симонов монастырь, заставил великого князя осенью 1481 года смириться


Саша Митрахович 04.01.2017 14:22


Несмотря на сложности с освящением храма, сразу превратился в культовый и политический центр Московской державы. Именно здесь находились перенесенные из старого Успенского собора мощи святителей, считавшихся главными заступниками княжества.

Сюда в напряженные осенние дни 1480 года, когда на реке Угре решался вопрос о том, быть или не быть независимости молодого государства, направляется Иван III к «Пречистой Госпожи Богородици и ко святым чюдотворцем, прося помощи и заступлениа православному хрестьяньству».

4 февраля 1498 года в Успенском соборе состоялось венчание на великое княжение наследника престола Дмитрия, внука Ивана III, объявленного соправителем при деде. Обряд венчания подготовили чрезвычайно пышный, за его основу приняли византийский императорский церемониал. Подобное событие произошло впервые в истории великого княжества Московского.

В качестве кафедрального храма единого Русского государства Успенский собор становился и местом рукоположения глав Церкви, сначала митрополитов, впоследствии — Патриархов. Именно здесь в 1589 году состоялась первая патриаршая хиротония в русской истории: митрополит Иов был рукоположен Константинопольским Патриархом Иеремией II, став «святейшим Патриархом царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия».

Когда с середины XVI века в России начали собираться сословно представительные учреждения — земские соборы, Успенский храм был выбран местом их открытия. По предположению советского историка Л. В. Черепнина, первый земский собор 1549 года начался церковной службой именно в Успенском кафедральном соборе, а затем продолжил свою работу в царских палатах. Обычно этот первый сословный съезд называют «Собором примирения», ибо съехавшиеся на него представители сословий должны были обсудить важнейшие проблемы самых разных слоев общества, накопившиеся за время боярского правления при малолетнем Иване Грозном.

Вообще, западная сторона собора, наряду со сводами, оказалась самой слабой частью во всем здании. По причине неравномерной осадки фундаментов она находилась в аварийном состоянии на протяжении всего XVII века. А своды храма, угрожавшие падением, были разобраны «до единого кирпича» еще в 1624 году. На следующий год мастера Д. Талер и Б. Огурцов заново сложили их по измененному рисунку, учтя образовавшиеся в верхнем ярусе деформации. Ко всему прочему, тонкие полутораметровые стены собора дали трещины и начали расходиться в верхних своих ярусах.

Непростым было экономическое положение Успенского собора в трудный «бунташный» XVII век. В то же время считается, что к 1670-м годам храм сумел полностью оправиться от разорения предшествующего времени, главным из которых являлась Смута, разразившаяся в начале столетия. Как всегда, большую роль сыграла поддержка верхов государства.

На протяжении XVIII—XIX веков — как правило, в связи с очередными коронационными торжествами — собор неоднократно приводился в порядок и ремонтировался. Реставрационные работы затрагивали как внешний его облик (замена облицовки, чистка стен, перекладка оконных проемов), так и внутреннее убранство.

Реставрационные работы проводились в течение 1882 года. Их основной задачей являлось восстановление главного иконостаса собора, укрепление его деревянных конструкций и создание нового серебряного оклада, вывезенного французами в Отечественную войну 1812 года.

3 января 1918 года Успенский собор вместе с принадлежащими ему реликвиями и ценностями был национализирован. Правда, богослужения продолжались в нем еще несколько лет — духовный центр соседствовал с оплотом советской власти.

Еще при Иване Калите на том месте, где в XII веке стояла деревянная церковь.

За 100 лет собор обветшал, и в 1472 году, при Иване III, решили возвести новый Успенский собор. Сначала его строили русские зодчие, но через 2 года почти законченный храм рухнул. Поговаривали, что известь была не клеевита, и белый камень не прочен. Тогда по совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти.

Первым делом он отправился снимать мерки с Успенского собора во Владимире, так как не был знаком с традиционной русской архитектурой и крестово-купольной системой, когда все пространство храма представляет собой крест с куполом в центре. Вернувшись, архитектор сразу приступил к строительству. И уже через 4 года, 12 августа 1479 года, Успенский собор освятили.

Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.

Что есть что в церкви

Успенский собор получился необычным: внешне похож на русский храм, но конструктивно выстроен иначе - словно русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: вместо привычных квадратных столпов - круглые столпы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. А высота сводов 40 метров делает храм похожим на парадный зал.

Внешний вид храма поражал москвичей: он казался огромным, но смотрелся «яко един камень». Все линии его были четкие, а закомары будто вычерчены по циркулю.

По указу Михаила Федоровича артель из 150 иконописцев расписала Успенский собор, создав 250 сюжетных композиций и более 2 000 отдельных фигур. А иконостас создали в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.

Последний раз купола собора позолотили при Иване IV по технологии, которую больше не используют. Это золочение на отлив, или ртутное, при котором золото соединяют в сплаве со ртутью. При нагревании ртуть испаряется, а золото закрепляется на поверхности и приобретает теплый оттенок. Но мастера-золотильщики после нескольких лет работы со ртутью умирали.

В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.

Путеводитель по архитектурным стилям

Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Также в Успенском соборе с 1498 года проходила церемония венчания на царство, а до этого «венчали на царство» в Успенском соборе Владимира.

Этот пышный церемониал как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которую подносили как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I (в 1721 году он принял уже императорский титул).

А первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) состоялась 7 мая 1724 года тоже в Успенском соборе Московского Кремля. При коронации использовали корону, скипетр, державу, мантию, императорскую цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих атрибутов изготовили специально для церемонии.

В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они грабили и рушили все, что могли достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и вывезли из храма около 300 кг золота. Серебро удалось отбить, а после окончания войны из него отлили центральную люстру церкви.

В советское время службу в соборах Московского Кремля запретили, но в 1990 их вернули православной церкви. Сейчас в Успенской соборе музей, а по престольным праздникам проходят богослужения. При этом каждый раз перед службой собор освящают заново.

Кремль: мини-путеводитель по территории

В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV. Вероятно, создали это чудо новгородские резчики, так как трон богато украшен затейливой резьбой. А 12 барельефов на стенках Царского места иллюстрируют «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий - шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. Отсюда и второе название трона. Да и шатровая сень Царского места по форме напоминает шапку Мономаха.

А вдоль стен Успенского собора стоят гробницы русских митрополитов и патриархов. Храм начал служить усыпальницей с 1326 года, когда в нем погребли митрополита Петра. Всего в соборе 19 захоронений.

Говорят, что... ...по заказу Ивана III Аристотель Фиорованти соорудил тайник в центральной главе Успенского собора. После окончания строительства храма и кремлевских подземелий архитектор исчез. По официальной версии, на него напали разбойники. А по народному преданию, Иван III потребовал Фиорованти раскрыть тайну получения философского камня, но тот отказался. Взбешенный царь приказал замуровать архитектора в одном из подземелий, и тогда Фиорованти проклял весь его род. В ту же ночь молния ударила в отстроенный недавно Успенский собор. Храм загорелся. Пожар с трудом потушили, но бедствия следовали одно за другим. Тогда Иван III велел вскрыть темницу, где замуровали архитектора, но его там не оказалось - лишь оборванная цепь и перстень царя Соломона. С тех пор бродит по призрак великого зодчего.
...шапку Мономаха византийские императоры в XII веке даровали Владимиру Мономаху как наследнику и преемнику империи - отсюда и название. Но на самом деле шапку привез из Золотой Орды Иван Калита, и значилась она в завещаниях как «шапка золотая». Сейчас регалия хранится в , и на ней нетрудно заметить восточный ковровый орнамент. Крест и соболья оторочка добавились одновременно с созданием легенды о шапке Мономаха. При этом состоящая из золота, жемчуга и драгоценных камней шапка имеет еще и большую ценность. В 1812 году, когда французы грабили сокровищницы Кремля, ее, рискуя жизнью, спрятал местный дьяк, и регалия сохранилась.
...с Успенским собором и митрополитом Филиппом Колычевым связано появление выражения «Филькина грамота».
В 13 лет Филипп ушел в Соловецкий монастырь и впоследствии стал его игуменом. Он пользовался славой праведника, и в 1566 году Иван IV решил поставить его Московским митрополитом. Филипп потребовал отменить опричнину. Царь сначала разгневался, но затем поставил условие: он будет слушать советы митрополита по государственным делам, но тот не лезет в опричнину и в царский домовой обиход. Филипп принял митрополитство.
На несколько месяцев казни и бесчинства опричников прекратились, затем все снова пошло по-прежнему. Филипп пытался остановить беззакония, ходатайствовал за опальных, и царь стал избегать встреч с митрополитом.
Тогда Филипп начал слать Ивану IV письма-грамоты, в которых просил опомниться. Царь унизительно называл их «Филькиными грамотами» и уничтожал.
А однажды, в воскресный день, во время обедни, в Успенский собор в сопровождении опричников и бояр явился царь. Посетители были одеты в шутовскую, якобы монашескую одежду. Иван IV подошел к Филиппу и остановился возле него, ожидая благословения. Но митрополит сказал, что в этом одеянии не узнает царя.
Разгневанный правитель вышел из собора и велел провести следствие о злых умыслах митрополита. Под пытками монахи Соловецкого монастыря оклеветали своего бывшего игумена. После этого Филиппа во время службы в Успенском соборе окружили опричники. Они объявили о лишении сана, сорвали с Филиппа митрополичье облачение, погнали из храма метлами, бросили в дровни и отвезли в темницу в Богоявленском монастыре. Затем его увезли в тюрьму дальнего Тверского Отроч монастыря. Через год Иван IV послал туда Малюту Скуратова, и царский опричник собственноручно задушил Филиппа.
Позже царь Федор Иоаннович приказал похоронить святителя в Соловецком монастыре. А в 1648 году Филиппа причислили к лику святых, так как обнаружили, что его мощи исцеляли больных.
В 1652 году царь Алексей Михайлович распорядился перевезти мощи святого Филиппа в Москву. Их поставили в Успенском соборе Кремля, а на месте их встречи за Москвой установили дубовый крест с памятной надписью. Местность вокруг впоследствии стали называть «крестовской заставой». Сам крест стоял до 1929 года, после чего его перенесли в стоящую рядом церковь Знамения в Переяславской слободе. Там он находится до сих пор. А старое имя местности сохранилось в названиях Крестовский переулок и Крестовский рынок.

Loading...Loading...