Как умирают колдуны. Смерть ведьмы и колдуна

Известно, что занимаясь магией, женщине приходится развивать свою астральную сущность - именно эта энергия помогает при различных ритуалах и заклинаниях. Когда приходит время умирать, астрал не отпускает душу, пока ведьма не передаст силу кому-нибудь.

Когда близкие или знакомые видят, как умирает ведьма, вряд ли кто-нибудь захочет идти по её стопам, взяв от неё силу. Встречаются, впрочем, такие люди, которые учились у неё колдовству и, желая стать сильнее, дотрагиваются до руки умирающей.

Часто говорят, что ведьмы творят только зло, и поэтому не могут умереть спокойно. Но что можно считать злом, а что добром? Эти понятия весьма относительны. Волк, убивая какое-то животное хочет всего лишь поесть, но его называют злым. Человек уничтожает в войнах себе подобных, а его объявляют героем. У ведьм свои понятия о добре и зле, не всегда совпадающие с общепринятыми. Они общаются с миром духов, с нечистью, у них другие моральные устои и совсем другая жизнь. Возможно, некоторые из женщин, занимающихся магией, в начале своего пути отреклись от христианства и стали жить по иным законам, которые включают в себя использование сил стихий и вообще природы.

Обвиняя ведьму в грехах, люди просто стараются снять вину с себя. Ведь это они приходят к чародейке и просят навести порчу на врага или заговорить от разных напастей. Это ведь тоже не вяжется с проповедями священников, которые говорят, что всё в мире - и счастье, и неприятности - зависит только от желания Бога и нельзя Ему противиться. Колдунья, выполняя просьбы людей, неизбежно задействует низшую силу, которая со временем берёт всё большую власть над ней. В конце жизни происходит борьба между астралом и той субстанцией, которую называют душой. Видя, как умирают ведьмы, люди думают, что это наказание за тёмные дела, совершённые при жизни, а это просто борьба энергий.

Низшая энергия, которая сильно развилась и окрепла за время жизни ведьмы, не отпускает от себя более тонкую душу, считая, что без неё не сможет существовать. В большинстве случаев так и получается - душа отрывается от тела и улетает в высший мир, а астрал погибает, но не сразу, он способен ещё в течение долго времени жить отдельно от тела, превращаясь в призрак. Поэтому в доме умершей чародейки невозможно жить - случаются внезапные смерти живущих здесь, убийства и самоубийства. Избавиться от этого можно, пригласив священника, чтобы тот провёл определённый обряд, который изгонит дьявола или колдуна.

Когда ведьма чувствует, что скоро умрёт, она старается найти человека, который принял бы из её рук волшебную силу и, тем самым, избавил её от мучений на смертном одре. Желательно, чтобы это была молодая незамужняя девушка, кровная родственница. Колдунья обучает её всем секретам своего ремесла, а при смерти держит за руку и энергия перетекает к молодой ведьме. Если такого не происходит, то умирание протекает несколько суток и очень мучительно. Низшая сила не хочет отпускать душу и старается удерживать её в теле. Иногда астрал настолько развит, что и после ухода души способен поддерживать видимость жизни в теле.

В результате тело без души остаётся жить, но сильно изменяется - получается та самая злобная баба яга, о которой говорится в русских сказках. Чтобы такого не произошло, нужно знать, как облегчить смерть ведьмы. Знающие люди советуют разобрать потолок над постелью старой женщины. Тогда смерть наступает достаточно быстро и избавляет ее от мучений.

Обычно нельзя хоронить колдунью на общем кладбище, её не отпевает священник, а чтобы тело не встало из гроба и не стало зомби, его кладут лицом вниз, в некоторых случаях протыкают осиновым колом. Но это худший из вариантов, потому что энергию колом не проткнёшь, она высвободится и будет существовать в виде призрака в жилье ведьмы.

Если находится ученица ведьмы, или просто смельчак, решивший взять силу у колдуньи, он может долго болеть, пока не уравновесится дар ведьмы с душой и астралом взявшего. Если энергия у человека и своя достаточно развита, бояться нечего, он станет только сильнее, но слабому лучше этого не делать. Вполне может получиться так, что энергия колдуньи возьмёт верх над душой человека и подчинит его себе. В таком случае ученик потеряет свою индивидуальность, а станет только продолжением чародейки. Поэтому в погоне за волшебной силой, лучше всего десять раз подумать - нужна ли она, и не превратится ли потом жизнь во что-то непотребное.

Люди, которые присутствовали при умирании ведьмы, говорят, что это очень тяжёлое зрелище. Впечатление такое, что в ней борются две силы, которые тянут ее в разные стороны. Поэтому идеально было бы передать волшебный дар подготовленному человеку, который способен принять и справиться с ним.

Смерть ведьмы происходит очень тяжело, если некому передать волшебную силу. Родственники, видя мучения старой женщины, разбирают потолок над её постелью, чтобы душе было легче покинуть тело. Говорят, в таком случае чародейка прекращает мучится и быстро умирает.

Существует множество народных примет, которые известны с давних времён. Многие из них связаны с поведением птиц. Синичка считается хорошей и доброй птичкой, поэтому и приметы, связанные с ней сулят бл...

Умирали и ведьмы, и колдуны страшно, так как считалось, что им черт не дает умирать. Потому ведьма и колдун перед смертью старались передать свои знания другому, так как оставить их при себе - грех. В случае трудной смерти поднимали «кочет», передние стропила крыши, вбивая под него клин или «конь снимали» («конек» - украшение на передних стропилах крыши). Считалось, что, если заглянуть сквозь это отверстие внутрь избы, можно было увидеть, как черти терзают душу колдуна.

Ни в коем случае нельзя было встретиться с умирающим ведьмаком взглядом. Если считалось, что встретиться с остановившимся взглядом любого покойника - очень опасно, поскольку мертвый мог «увести за собой» (и именно поэтому практически у всех народов погребальный обряд требовал, чтобы покойникам закрывали глаза или вообще лицо), то посмотреть в глаза умирающего колдуна - просто смертельно. Во взгляде чародея сосредоточена сила, способная навредить не только людям, но и действующая не хуже любого природного катаклизма, от которого может произойти какое-нибудь стихийное бедствие.

Так, С. Максимов приводит рассказ о некоем колдуне из Орловской губернии Брянского уезда, дочь которого, повинуясь взгляду умершего, положила в его гроб свежей сжатой ржи. Тотчас же после похорон грянул гром, откуда ни возьмись явилась черная грозовая туча с градом - и выбила все посевы. С тех пор каждый год в день похорон этого колдуна стало постигать «Божье наказание» (самое удивительное, как пишет фольклорист, что действительно в 1883, 1884 и 1885 годах град при грозе побивал хлеб лишь в одной этой деревне), так что крестьяне наконец решили миром разрыть могилу и вынуть гнилой сноп. И только тогда, как утверждали в деревне, всё успокоилось.

После смерти колдуна от его трупа распространялся страшный смрад, и тело в тот же день разлагалось.

Еще в народе считали, что если над колдуном или ведьмой три ночи подряд читать Псалтырь, то каждую ночь умерший чародей будет подыматься из гроба и стараться схватить отчитывающего его. Если не испугаться, стоять в кругу, обведенном стальным ножом, и продолжать чтение молитв, то на третью ночь ведьмак умрет по-настоящему и никогда уж больше не будет пугать живых. Этот сюжет хорошо нам известен из повести «Вий» Н. В. Гоголя.

Погребали колдунов и ведьм по христианскому обряду, как и прочих умерших естественной смертью крестьян, но иногда хоронили их поздно вечером. Это бывало тогда, когда родственники умершей, боясь «посещения ее из могилы», просили священника прочитать над нею «заклятые молитвы», а потому желали, чтобы было поменьше народа при исполнении этого обряда.

Часто ведьма после смерти приходила по ночам к своим домашним и занималась хозяйством, как при жизни. Чтобы избавиться от этих ужасных посещений ведьмы, ее прибивали к гробу колом или по крайней мере осиновыми кольями прибивали крышку к гробу. Также поступали и с начавшими «гулять» по ночам колдунами.

А главу эту нам бы хотелось закончить украинской сказкой «Остап купеческий сын отчитывает панночку», в которой рассказывается, как именно умирали ведьмы и как именно их отчитывали.

«В некотором государстве жил-был купец, у него был сын Остап. Выучился Остап грамоте и нанялся к одному богачу r работники. Хорошо он работал на него три года, получил за все это время жалованье и собрался домой.

Идет он дорогою, а навстречу ему нищий плетется - и хром, и слеп, и просит святой милостыньки Христа ради. Купеческий сын отдал убогому все заработанные деньги и пришел домой ни с чем; а тут несчастье - отец помер, надо хоронить да долги платить. С ног парубок сбился, но управился с делами и даже отцово дело продолжать стал: за торг принялся.

Вскоре прослышал он, что двое его дядьёв нагружают корабли товарами и хотят за море ехать. «Дай, - думает, - и я поеду! Авось дядья возьмут меня с собою» Пошел к ним проситься.

Дядья обещали. «Приходи, - говорят, - завтра!» - а назавтра чуть свет распустили паруса и уехали одни, без племянника.

Остап запечалился, но мать его была умная женщина и говорит ему:

Не кручинься, сыночка! Ступай на рынок, найми себе приказчика - только постарей выбирай; старые люди - бывалые, на все догадливые. Как наймешь приказчика, изготовь корабль и поезжайте вдвоем за море. Бог не без милости!

Остап купеческий сын послушался, побежал на рынок, а навстречу ему седой старичок:

Куда спешишь, добрый молодец?

Иду, дедушка, на рынок, хочу нанять приказчика.

Найми меня!

А что возьмешь?

Половину барыша.

Купеческий сын согласился и принял старика в приказчики.

Изготовили они корабль, нагрузили товарами и отвалили от берега. Ветер был попутный, корабль ходкий, и прибыл Остап в чужестранное государство в то самое время, как дядьёвы корабли в пристань входили.

В том государстве обмерла у царя дочь, а была она страшной ведьмой. Вынесли ее в церковь и каждую ночь посылали к ней по одному человеку на съедение. Много народу погибло, царь-отец с дочкой-ведь-мой сделать ничего не может: сила ее чар была больно страшная.

«Что же делать? - думает царь. - Этак, пожалуй, и царство мое не устоит». Думал-думал и выдумал: вместо своих людей посылать к дочери приезжих из иных земель. По его указу какой бы купец ни явился у пристани - должен наперед перебыть ночь в церкви, а потом, коли уцелеет, - может и покупать, и продавать, и назад ехать.

Вот новоприезжие купцы сошлись на пристани и стали судить да рядить, кому прежде в церковь идти. Кинули жребий, и доставалось на первую ночь идти старшему дяде, на вторую ночь - младшему дяде, а на третью ночь - Остапу купеческому сыну.

Дядья испугались и давай просить своего племянника:

Голубчик Остапушка! Переночуй за нас в церкви; что хочешь - то и возьми за послугу, спорить не будем.

Постойте, я спрошусь у дедушки.

Пошел к старику.

Так и так, - говорит, - дядья пристают, просят за них потрудиться. Как ты, дедушка, присоветуешь?

Ну что ж - потрудись; только пусть они за то по три корабля тебе дадут.

Остап купеческий сын передал эти слова своим дядюшкам, они согласилися:

Ладно, Остап! Шесть кораблей - твои.

Когда наступил вечер, старичок взял Остапа за руки, привел в церковь, поставил возле гроба и начертил круг:

Стой крепко, из-за черты не выходи, читай Псалтырь и ничего не бойся!

Сказал и ушел, а Остап купеческий сын остался один в церкви, развернул книгу и начал псалмы читать. Как только пробило двенадцать часов - подымается крышка с гроба, встает царевна и подходит прямо к черте. «Я тебя съем!» - грозит, рвется вперед, кричит на разные голоса, и по-собачьи, и по-кошачьи, а переступить черты не может. Остап читает, на нее не смотрит. Вдруг петухи запели, и царевна бросилась в гроб как попало, только платье ее через край повисло.

Поутру посылает царь своих прислужников: «Ступайте в церковь, приберите кости» Прислужники отперли двери, заглянули в церковь - а купеческий сын стоит живой перед фобом да все Псалтырь читает.

На другую ночь было то же самое; а на третий день вечером взял старик Остапа за руку, привел в церковь и говорит: «Как только ударит двенадцать часов, ты, не мешкая, полезай на хоры. Там стоит большой образ Петра-апостола, стань позади него - ничего не бойся!»

Купеческий сын принялся за Псалтырь и читать стал, как и в прежние ночи. Ровно в двенадцать часов видит - крышка с фоба подымается. Он тогда поскорей на хоры и стал позади большого образа Петра-апостола. Царевна выскочила да за ним. Прибежала на хоры, искала-искала, все углы обошла - не могла найти. Подходит к образу, глянула на лик святого апостола и задрожала; вдруг от иконы глас раздался: «Изыди, окаянный!»

В ту же минуту злой дух оставил царевну, пала она перед иконою на колени и начала со слезами молиться.

Остап купеческий сын вышел из-за образа, стал с нею рядом, крестится да поклоны кладет.

Поутру приходят в церковь царские прислужники, смотрят - Остап купеческий сын и царевна стоят на коленях и Богу молятся. Побежали они к царю и доложили о чуде произошедшем.

Царь обрадовался, поехал сам в церковь, привез царевну во дворец и говорит купеческому сыну: «Ты мою дочь и все царство избавил; возьми ее за себя замуж, а в приданое жалую тебе шесть кораблей с дорогими товарами».

На другой день их перевенчали; весь народ пировал на свадьбе - и бояре, и купцы, и простые крестьяне.

Через неделю после того собрался Остап купеческий сын домой ехать; распростился с царем, взял молодую жену, сел на корабль и велел выходить в море. Бежит его корабль по морю, а вслед за ним двенадцать других плывут; шесть кораблей, что царь подарил, да шесть кораблей, что у дядьев выслужил.

На половине пути говорит старичок Остапу купеческому сыну:

Когда ж станем барыши делить?

Хоть сейчас, дедушка! Выбирай себе шесть кораблей, какие полюбятся.

Это не все; надо и царевну поделить.

Что ты, дедушка, как ее делить?

Да вот разрублю надвое: тебе половина да мне половина.

Бог с тобой! Этак она никому не достанется; лучше бросим жребий.

Не хочу, - отвечает старик, - сказано - барыши пополам, так тому и быть!

Выхватил меч и рассек царевну надвое - поползли из нее разные гады и змеи. Старик перебил всех гадов и змей, сложил царевнино тело, сбрызнул раз святою водою - тело срослось, сбрызнул в другой - царевна ожила и сделалась краше прежнего.

Не так уж важно, верите ли вы , или , в сверхъестественные силы. Даже лучше, если вы относитесь к неверующим, здоровый скептицизм еще никому не мешал…

Деревня Забурово — долго, мучительно долго умирал колдун. Он был стар и сам желал смерти, но она все не приходила. Почему? Об этом то и шепталась вся деревня: колдун не может умереть, пока не передаст кому-нибудь свои дар. Для этого ему достаточно прикоснуться к человеку… Но никто из близких не хотел такой «подарок». Вот и маялся старый колдун.
В конце концов, он сдался, перестал умолять сыновей подойти к нему. А скоро показал глазами на потолок над собой и велел разбирать его…
В народе существует поверье, что, когда ведьма или колдун умирают и никак не могут умереть, следует разобрать крышу или хотя бы угол дома над тем местом, где стоит кровать умирающего. И еще нужно отомкнуть в доме все замки и запоры, распахнуть двери. Это вроде бы поможет колдуну умереть.
Сыновья согласились, и позвав соседей начали разбирать кровлю. Уже почти закончили, когда услыхали из дома смех старика. Почуяв неладное, спустились с крыши. А из сеней выходит внучка колдуна Маша. Она призналась, что ей стало жалко дедушку, который стонал и все просил воды. Вот и принесла ему чашку. А старик в избе все смеялся…
Как говорит исследователь А. Горбовский, который записал эту историю, родные после возили девочку в церковь, отчитывали молитвами. Но не помогло. Она приняла дар. И сейчас колдунью Машу хорошо знают не только в окрестных селах, к ней приезжают и из города, и даже из области.
Не всякого выберет колдун в качестве своего преемника. Но даже если выбор сделан, это еще не означает, что этот человек сможет совладать с необычным «подарком». Для некоторых это может обернуться сущим бедствием.

Вот еще один случай, хранящийся в архивах исследователей феноменов такого рода.
…За глаза Марфу Петровну называли колдуньей и как огня боялись ее «недоброго глаза». Стоило колдунье посмотреть на какого-то малыша на улице, тот начинал капризничать и болеть. Сама она умерла в 86 лет. Но как! Все близкие вынуждены были уйти из дома, потому как вещи там взбесились. А соседи даже вызвали милицию – в квартире стоял неимоверный грохот, мало ли что.
Но, как видно, старая колдунья не смогла при жизни передать кому-то свое колдовское наследство. Когда Марфу Петровну хоронили, она лежала в гробу вся в синяках – отметки от домашнего светопреставления. Но и на улице, стоило вынести тело к автобусу, началось непонятное. Неожиданно похолодало, налетел ураганный ветер, началась пурга.
Рассказывала жительница Амурской области Александра Ч. (внучка Марфы Петровны):
–На кладбище когда я подошла к могиле, чтобы повесить венок, неожиданно ощутила, что кто-то схватил меня двумя руками за ноги у щиколоток. Несмотря на ветер и холод, меня кинуло в пот. Старалась оторвать от земли ноги, уйти, но неведомая сила не пускала. Нелепая ситуация продолжалась с минуту, но мне тогда показалось, что это длилось вечность. Сейчас уже не припомню, как возвращалась домой. С того времени и начало твориться что-то необъяснимое.
Однажды, писала я ночью дипломную работу. Вдруг слышу, кто-то скребется во входную дверь. Я подумала – это наша кошка. Открыла, а там никого. Тут за спиной начала скрипеть раскладушка. Я к ней, а в лицо дует странный ветерок, даже волосы колышутся. Я поправила их и тут получила такую затрещину, что даже искры с глаз посыпались. А дома, как вы понимаете, никого. С того времени я боюсь спать без света…
Еще один случай. Как-то летней ночью сидела и шила себе новое платье – с утра собралась лететь к своей подруге в Запорожье. На улице жарко, поэтому окна открыты, но шторы задернуты. Вдруг вижу боковым зрением, какие-то огоньки и тени замелькали между штор. Я почему-то поначалу не испугалась, говорю:
«Заходи, Хозяин, веселее будет!» Это я так, значит, домового пригласила… Тут на стуле передо мной возникло серое дымчатое облако. Оно поерзало, будто устраиваясь поудобнее, и вдруг из него на меня уставился светящийся глаз величиной с блюдце. Представляете, что со мной было?..
Такого рода «недоразумения» преследуют Александру Ч. постоянно. Она полагает, что подхватила эту «заразу» на кладбище – много лет назад, когда хоронила бабушку-колдунью.
Если верить сообщениям, временами поступающим к нам от исследователей такого рода явлений, заразиться «чертовщиной» возможно иногда без всякого участия ведьм и колдунов. Достаточно просто зайти на кладбище.

…Невероятные события начали происходить в квартире Стефы Григайтене (г. Вешвеле, Литва) после того, как она возвратилась с местного кладбища после дня поминовения усопших.
Тем же вечером в спокойной до этого квартире что-то стало поскрипывать, постукивать… По ночам шум усилился. А в скором времени и вовсе стало происходить невероятное. Без видимых причин начала опрокидываться мебель, слетала с полок посуда.
Некоторые «чудеса» носили отнюдь не безобидный характер. На глазах у хозяйки с печки слетела и… пропала бесследно кастрюля с готовящимся мясом. Сорванный невидимой силой, остро отточенный нож, пролетел по комнате и воткнулся у самых ног оторопевшей женщины …
Дальше – больше. У Григайтене на ногах и боку начали появляться странные раны. Врач, который осматривал пораженные места, сказал, что это похоже на трофическую язву. А местный экстрасенс пояснил: такое может быть, когда сверхъестественная сила поглощает энергию человека…
Слух о «невидимке» быстро облетел городок. В гости к Стефе, среди прочих любопытных, наведались и журналисты. Они осмотрели место происшествия, опросили очевидцев.
Свидетели рассказали, что на их глазах с кастрюль слетали крышки, поворачивались на месте стулья, а одного мужика взбесившийся стол с разгону прижал к стене. Во время импровизированного эксперимента «духу» задавались вопросы, а тот весьма охотно объяснялся с любопытными при помощи стука.
К примеру, задавался вопрос: «Сколько человек сидит в комнате?» Или: «У скольких из них золотые часы?» И невидимка ни разу не ошибся…
Местные жители думают, что в доме Стефы Григайтене поселился дух девушки, которая некогда тоже жила в этом доме, но несколько лет назад покончила с собой, из-за несчастной любви и была похоронена на том самом кладбище, которое Григайтене посетила в день поминовения.
Любопытные журналисты зашли к настоятелю местного костела с просьбой от Григайтене освятить ее квартиру, заодно поинтересовались, действительно ли, с точки зрения священнослужителя, дух девушки-самоубийцы мог выжечь язвы на коже несчастной Стефы, а заодно умыкнуть кастрюлю с мясом? Но ксендз отказался от всяких комментариев.
Специалисты называют подобные аномальные проявления — . Но это лишь слово, которое ничего не объясняет, потому что суть явления остается загадкой.
Такое явление не только до сих пор не изучено, но даже как бы официально не существует.
Уместно будет сказать, что полтергейсты происходят не только у «рядовых граждан». Невидимая сущность буйствовала и в квартире летчика-космонавта В. Аксенова, и у ученого-физика действительного члена Академии энергоинформационных наук О. Добровольского. Но не оказало ни какого влияния на «официальные круги» и не заставило их изменить свое демонстративно скептическое отношение к полтергейсту.
Мы не станем здесь рассматривать все особенности известных полтергейстов и все гипотезы, их объясняющие.
И упомянули мы это пока никем не объяснимое явление только в связи с тем, что им часто сопровождается так называемый «дар колдуна». Но ни в коем случае не следует вешать клеймо «колдуна» на людей, в чьих домах бушует «шумный дух». Прежде всего эти люди жертвы не изученного еще явления.
Как же можно защититься от него? Увы, универсального совета нет.
Так что же делать, если дома начнутся чудеса? Практика показала, что бороться с ними так же бесполезно, как с насморком. Надо попросту перетерпеть, и через какое-то время все само пройдет.
Впрочем, несколько лет назад, когда в одной московской квартире происходило нечто подобное, ее хозяин, перепробовавший все способы и вконец отчаявшись, повесил на все стены таблички с надписью: «Потусторонним вход воспрещен!» Шутка сработала, и полтергейст прекратился.
Делаем вывод: даже в безвыходных ситуациях юмор – бывает действенным оружием.
Будем верить, что подобные «подарки» нам с вами не достанутся…

281

Колдун/ведьма, умирая, хочет передать свою силу другим людям

Ведьма у них в селе была, она на кого из людей посмотрить, тот хвораеть. Животных много гибло. А умирала она целую неделю. Уже и крышу открыли и крест на нее положили, а она никак не умреть. Повторяла все одно: «Возьми, возьми». Вот у нас Рай-ка-то и взяла, правда, ведьмой не стала. Только тогда ведьма и померла, когда отдала свой «дар».

Про бабу Танюшу, по прозвищу Чечетка, ходили слухи, что она и в самом деле колдунья. Когда она умирала, возле неё стояли её дети и родственники. Она протянула руку, сжала её в кулак и стала кричать: «Нате, возьмите!» Но никто не решался к ней подойти. Наконец, одна из дочерей подошла к ней, взяла что-то у неё из руки.

Потом она (дочь) вышла в сени и зашвырнула то, что у неё было в руке, на чердак.

Записано в с. Луговатка Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Титовой М.М.,1924 г.р. Запись Титовой Н.В., 1999 г. АКТЛФ

В селе был дед, колдун, который у сына родного творил: как сеять - лошади дохнут. А ведь тогда лошадь - это было всё. Поехал тогда сын в прибыток, а там дед был и говорит: «Найдите место во дворе, где лошадь жеребилась, и раскопайте послед*, который дед-колдун закопал». Нашли этот послед. Тогда дед-колдун залез напаличку* и кричал не своим голосом: «Что вы надо мной сделали? Вы у меня всё нутро вынули». Пошла я к ним в гости на Рождество. И вот он всё кричал: «Нате! Нате!» И никто у него не брал. А потом пришла дочь: «Пап, давай!» И выломали доски, где труба, и тогда колдун стал умирать.

Записано в с. Запрудское Каширского р-на Воронежской обл. от Еренковой Евдокии Николаевны, 1941 г.р., Запись Большаковой Е., Самойлович Е., 2004 г. АКТЛФ

В одном селе Воронежской области жила женщина, которую все считали ведьмой, колдуньей. Её все боялись и обходили её дом стороной. Когда она состарилась, то заболела. Но никто к ней не подходил, так как знали, что прежде чем умереть, старуха должна передать свою силу кому-нибудь.

Но родители одной маленькой девочки оставили ребёнка, гуляющего, одного. Когда девочка проходила мимо дома старухи, та позвала её и попросила у неё воды. Когда девочка подавала ей воду, то старуха прикоснулась к ней и, отдав свою силу, умерла.

Когда девочка выросла, то за ней стали замечать странные вещи. Говорят, что она превращалась в собаку и гонялась за людьми, и кого она кусала, тот тяжело заболевал.

Записано в с. Терновое Острогожского р-на Воронежской обл. от Сотниковой Е.И., 1932 г.р. Запись Алёхиной Н., 2002 г. АКТЛФ

Когда я была маленькой, то мама запрещала мне ходить на ту сторону пруда. Да и не только мне, а и все боялись туда ходить, всех предостерегали, так как на той стороне пруда жила ведьма. Она вечно делала какие-то пакости людям. А, когда пришло время умирать, она не умирала (По преданию ведьмы должны перед смертью передать кому-то своё мастерство, а жила она одна) Ей уж за сто перевалило, а она всё жила, мучалась.

Вся иссохлась. Многие, кто был на той стороне пруда, говорят, что видели её. Она, словно призрак, ходит до сих пор, не может умереть.

Записано в с. Красновка Таловского р-на Воронежской обл. от Варнавской Варвары Николаевны, 1917 г.р. Запись Арсентьевой Е.А., 1998 г. АКТЛФ

У меня бабка в Матрёновке рассказывала, дом у них есть, там колдунья умерла. А они, колдуны, когда умирают, им плохо. Они мечутся и кричат: «Возьмите! Возьмите!» И никак она не умирала. И кто-то сказал, что надо матицу* пошевелить. Три дня она умирала, силу свою отдать хотела, чтобы с чистой душой на тот свет уйти, а никто не брал. И только когда матицу потрогали, она умерла. А в этом доме, где она умирала, теперь скот всё время болеет и умирает. Наверное, это её сила в доме осталась.
Записано в с. Борщёвские Пески Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Матрёны Ильиничны, 1928 г.р., уроженки с. Соловец Эртильского р-на Воронежской обл. Запись Грязновой А., Свеженцевой П., 2005 г. АКТЛФ

Ведьмы тяжело умирают, долго - по 3-4 дня, по неделям. Они кричат: «Нате!» (силы свои отдают). Люди говорят: «Воткни в стенку».
Записано в с. Щучье Эртильского р-на Воронежской обл. от Полянских Анны Алексеевны, 1922 г.р., переехала из г. Караганда. Запись Нашатырёвой С. и Дюжаковой С., 2005 г. АКТЛФ

Говорят, что на Чижовке в переулке жила ведьма. Все её боялись. Она сидела по вечерам около дома и что-то шептала. Может, это от старости губы шевелились. Но все считали её колдуньей.

И вот, когда она умирала, а, говорят, колдунья умереть не может, то кричала: - Нате, возьмите, нате, возьмите!

Всё боялись подойти. И тогда одна женщина подошла, взяла её за руку и говорит: -Ну что, ну что, давай, давай, давай. Колдунья посмотрела на неё и умерла.
С тех пор эту подошедшею женщину считали колдуньей. Записано в г. Воронеже от Шевцовой Клавдии Ильиничны, 1930 г.р., уроженки Новой Усмани. Запись Л.Горожанкиной, И.Назаровой, И.Шевелёвой, Ю.Яковлевой, 1993 г. АКТЛФ

Умирал как-то старик, а рядом мальчик оказался. Он ему веник подарил.

Мальчик принёс веник домой, да он не знал, что старик колдуном был. И ночью стала к мальчику нечистая сила являться, и жуткие вещи творились, пока родители к бабкам не обратились, те и рассказали в чем тут дело. Веник и сожгли. Больше, вроде, к нему никто не приходил.

Записано в г. Воронеже от Никулиной Ольги, 1981г.р. студентки ВГАУ ветеринарного факта. Запись Груздовой Н., 2001 г. АКТЛФ

И что тебе рассказать-то? Даже не знаю.

Ну вот, помню, когда с дедом твоим познакомились, он тогда с девкой другой гулял. Ох, и злющая она была, а мать её - та ведьма. Но я молодая была, ума не было. Ну, предложение мене твой дед сделал, я и согласилась. А мать мене той девки-то и сказала: «Тебе это боком выдет». Ну, вот... свадьбу сыграли, картохи объедались, в дом мужа пошли. Только спать улеглись - вдруг грохот, сверху упало что-то, посыпалось - это банка упала, немножко до постели до нашей не достала. Страсть как страшно. Деду-то Пашке тогда 26 было - ему ничего, а мне-то 18, ох, я испугалась. А потом поняла - это та колдунища нас прибить хотела.

А года через 2 она умирать начала. Долго мучилась, пока дочь досиделась. Ведьма ведь силу свою пока не передаст кому, умереть не может. Да и Нинка (дочь) не хотела грех на душу брать. Ох, та кричала, как зверь загнанный. Но пришлось Нинке к матери подойти, а та ей что-то сказала, за руку взяла, и тут же умерла. Вот страсть-то какая.

Записано от Бородиной Марии Алексеевны, 1930 г.р. в с. Троицкое Липецкой обл. Запись Батраковой В.Е., 2001 г. АКТЛФ

Ведьма не может умереть, пока не сделают отверстие в потолке

Лет 50 назад на Непочетовке дом стоял, старый дом, заброшенный дом давно, но жила в нем старуха, звали Галей. Никто с ней не разговаривал, никто не ходил, только баба Настя, соседка, изредка захаживала. Жила эта старуха одна, детей у нее не было.

Говаривали, будто ведьма она, ведьмачит. Она по молодости ходила, всё землю в мешочках с кладбища таскала. А как умирал кто, ходила у родных умершего выпрашивала воду, в которой мертвого-то купали. В церковь эта баба Галя не ходила никогда. Один год, помню, падёж был, умирали коровы, половина стада повымерла. На нее все грешили. Ну, а что ж оно, люди думают, а никто ж ничего не докажет. Бабы говорили, что некому было ведьмачество-то свое передать. Бабе Насте она б его не отдала

Та уж старая стала, а больше и некому, никто к ней не ходил, ее боялись все.

Стала умирать эта ведьма, начала кричать. Прибежала соседка - баба Настя, что делать

Не знает. А ведьма кричит и кричит. Ну, местные и подсказали, что надо батюшку позвать.

А она кричит: «Не надо батюшку!». Тут знающие это дело говорят: «А вы крышу-то раскройте, она и умрет. Небо ей покажите».

Ну что ж делать, полезли мужики крышу раскрывать, сами чуть не умерли, дом-то старый, крыша ветхая. Мужик один упал, ногу сломал. Раскрыли, значит, крышу. Говорят, увидела бабка эта небо голубое и умерла сразу. Правду говорят, тяжело они, ведьмочки, умирают, мучаются. Господь их за это и наказывает.

Записано в с.Шишовка Бобровского р-на Воронежской обл. от Мягковой А.Т. 1918 г.р. Запись Тереховой А., Сионской А. 2007 г. АКТЛФ

Это было где-то около тридцати лет назад. В нашем селе жила колдунья Акулька. Она и добрые дела творила и злые: и порчу могла навести, и от сглазу вылечить. Были такие, которые её ненавидели, и такие, которые были ей благодарны. Но расскажу я не об этом, а о том, как она умирала, ох, и страшная у неё была смертушка. Говорят, что колдуны перед смертью обязательно должны передать свои навыки и умения кому-то; своим детям, племянникам или ученикам, а потому, как Акульку за её деяния с родного хутора изгнали давным-давно, родные от неё отреклися, замуж её брать мужики боялись, в общем, оказалась она одинока ко дню смерти, некого было научить всему, что она умела, да и охотников не нашлось перенять у неё силушку нечистую. Так вот, когда умирала она, рядом не оказалось никого, а у неё начала выходить сила нечистая, её корёжило всю, билася она то об пол, то об стены. Если б кто прорубил бы потолок в её хате, вся нечисть бы ушла через трубу, а так как некому было это сделать, она своим горбом билась об потолок, пока не пробила его, благо хата её соломенная была. Людей, живших по соседству, всю ночь страх брал от звуков, доносившихся из дома колдуньи, а утром нашли её изуродованное тело на полу, всё вокруг в крови было замарано, а в потолке дыра.

Так вот, тогда поговаривали, что это кто-то расправился с Акулькой за её злодеяния, а апосля узнали о том, что надобно было бы ей передать своё колдовство, и она померла бы в покойствии.

Записано в с.2-е Селявное Лискинского р-на Воронежской обл. от Неврюевой Татьяны Стефановны, 1938 г.р. Запись Мешковой Л., 1997 г. АКТЛФ

Я бы никогда не поверила, что есть ведьмы, если бы не видела своими глазами. Вечерами жители нашей деревни видели огромную свинью. Я ее тоже видела несколько раз. Свинья как свинья, только уж слишком большая. Откуда она взялась, никто не знал. Она появлялась после 12 ночи, приставала к людям, которые возвращались домой, после 12 ч. Никто старался не выходить за околицу. Однажды ночью собрались мужики, кто посмелее, и пошли на окраину. Поймав свинью, они ее сильно избили и оставили подыхать. Наутро придя туда, свиньи не нашли. В этот же день одна женщина зашла в дом, она не сразу узнала свою соседку - она лежала на кровати вся в синяках, ушибах, ссадинах, с перебитой головой, с переломанными руками и ногами. На вопрос: «Что с тобой случилось?» она ответила: «Я упала в погреб». Женщина позвала других баб и мужиков. Мужики, увидев соседку, рассказали бабам о том, что они вчера ночью поймали свинью, сильно избили, а на утро она пропала. Бабы начали понимать, что их соседка - ведьма. На ведьму пришла посмотреть вся деревня. Я тоже там была. Женщина лежала, мучалась, но умереть не могла. Она всё время говорила «На, возьми». Но никто ничего не говорил ей в ответ. Пришла старушка из другой деревни и сказала, что она не умрет, пока не передаст кому-то свое ведьмовское дело или пока не сделают в потолке 7 дыр. Мужики принялись делать дыры, и, когда сделали последнюю 7-ую дыру, ведьма испустила свой дух.

Записано в с. Верхнее Турово Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Назарьевой Пелагеи Николаевны, 1934 г.р. Запись Турбиной Е. В., 2003 г. АКТЛФ

Колдун/ведьма, умирая, хочет передать свою силу другим людям

Ведьма у них в селе была, она на кого из людей посмотрить, тот хвораеть. Животных много гибло. А умирала она целую неделю. Уже и крышу открыли и крест на нее положили, а она никак не умреть. Повторяла все одно: «Возьми, возьми». Вот у нас Рай-ка-то и взяла, правда, ведьмой не стала. Только тогда ведьма и померла, когда отдала свой «дар».

Про бабу Танюшу, по прозвищу Чечетка, ходили слухи, что она и в самом деле колдунья. Когда она умирала, возле неё стояли её дети и родственники. Она протянула руку, сжала её в кулак и стала кричать: «Нате, возьмите!» Но никто не решался к ней подойти. Наконец, одна из дочерей подошла к ней, взяла что-то у неё из руки.

Потом она (дочь) вышла в сени и зашвырнула то, что у неё было в руке, на чердак.

Записано в с. Луговатка Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Титовой М.М.,1924 г.р. Запись Титовой Н.В., 1999 г. АКТЛФ

В селе был дед, колдун, который у сына родного творил: как сеять - лошади дохнут. А ведь тогда лошадь - это было всё. Поехал тогда сын в прибыток, а там дед был и говорит: «Найдите место во дворе, где лошадь жеребилась, и раскопайте послед*, который дед-колдун закопал». Нашли этот послед. Тогда дед-колдун залез напаличку* и кричал не своим голосом: «Что вы надо мной сделали? Вы у меня всё нутро вынули». Пошла я к ним в гости на Рождество. И вот он всё кричал: «Нате! Нате!» И никто у него не брал. А потом пришла дочь: «Пап, давай!» И выломали доски, где труба, и тогда колдун стал умирать.

Записано в с. Запрудское Каширского р-на Воронежской обл. от Еренковой Евдокии Николаевны, 1941 г.р., Запись Большаковой Е., Самойлович Е., 2004 г. АКТЛФ

В одном селе Воронежской области жила женщина, которую все считали ведьмой, колдуньей. Её все боялись и обходили её дом стороной. Когда она состарилась, то заболела. Но никто к ней не подходил, так как знали, что прежде чем умереть, старуха должна передать свою силу кому-нибудь.

Но родители одной маленькой девочки оставили ребёнка, гуляющего, одного. Когда девочка проходила мимо дома старухи, та позвала её и попросила у неё воды. Когда девочка подавала ей воду, то старуха прикоснулась к ней и, отдав свою силу, умерла.

Когда девочка выросла, то за ней стали замечать странные вещи. Говорят, что она превращалась в собаку и гонялась за людьми, и кого она кусала, тот тяжело заболевал.

Записано в с. Терновое Острогожского р-на Воронежской обл. от Сотниковой Е.И., 1932 г.р. Запись Алёхиной Н., 2002 г. АКТЛФ

Когда я была маленькой, то мама запрещала мне ходить на ту сторону пруда. Да и не только мне, а и все боялись туда ходить, всех предостерегали, так как на той стороне пруда жила ведьма. Она вечно делала какие-то пакости людям. А, когда пришло время умирать, она не умирала (По преданию ведьмы должны перед смертью передать кому-то своё мастерство, а жила она одна) Ей уж за сто перевалило, а она всё жила, мучалась.

Вся иссохлась. Многие, кто был на той стороне пруда, говорят, что видели её. Она, словно призрак, ходит до сих пор, не может умереть.

Записано в с. Красновка Таловского р-на Воронежской обл. от Варнавской Варвары Николаевны, 1917 г.р. Запись Арсентьевой Е.А., 1998 г. АКТЛФ

У меня бабка в Матрёновке рассказывала, дом у них есть, там колдунья умерла. А они, колдуны, когда умирают, им плохо. Они мечутся и кричат: «Возьмите! Возьмите!» И никак она не умирала. И кто-то сказал, что надо матицу* пошевелить. Три дня она умирала, силу свою отдать хотела, чтобы с чистой душой на тот свет уйти, а никто не брал. И только когда матицу потрогали, она умерла. А в этом доме, где она умирала, теперь скот всё время болеет и умирает. Наверное, это её сила в доме осталась.

Записано в с. Борщёвские Пески Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Матрёны Ильиничны, 1928 г.р., уроженки с. Соловец Эртильского р-на Воронежской обл. Запись Грязновой А., Свеженцевой П., 2005 г. АКТЛФ

Ведьмы тяжело умирают, долго - по 3-4 дня, по неделям. Они кричат: «Нате!» (силы свои отдают). Люди говорят: «Воткни в стенку».

Записано в с. Щучье Эртильского р-на Воронежской обл. от Полянских Анны Алексеевны, 1922 г.р., переехала из г. Караганда. Запись Нашатырёвой С. и Дюжаковой С., 2005 г. АКТЛФ

Говорят, что на Чижовке в переулке жила ведьма. Все её боялись. Она сидела по вечерам около дома и что-то шептала. Может, это от старости губы шевелились. Но все считали её колдуньей.

И вот, когда она умирала, а, говорят, колдунья умереть не может, то кричала: - Нате, возьмите, нате, возьмите!

Всё боялись подойти. И тогда одна женщина подошла, взяла её за руку и говорит: -Ну что, ну что, давай, давай, давай. Колдунья посмотрела на неё и умерла.

С тех пор эту подошедшею женщину считали колдуньей. Записано в г. Воронеже от Шевцовой Клавдии Ильиничны, 1930 г.р., уроженки Новой Усмани. Запись Л.Горожанкиной, И.Назаровой, И.Шевелёвой, Ю.Яковлевой, 1993 г. АКТЛФ

Умирал как-то старик, а рядом мальчик оказался. Он ему веник подарил.

Мальчик принёс веник домой, да он не знал, что старик колдуном был. И ночью стала к мальчику нечистая сила являться, и жуткие вещи творились, пока родители к бабкам не обратились, те и рассказали в чем тут дело. Веник и сожгли. Больше, вроде, к нему никто не приходил.

Записано в г. Воронеже от Никулиной Ольги, 1981г.р. студентки ВГАУ ветеринарного факта. Запись Груздовой Н., 2001 г. АКТЛФ

И что тебе рассказать-то? Даже не знаю.

Ну вот, помню, когда с дедом твоим познакомились, он тогда с девкой другой гулял. Ох, и злющая она была, а мать её - та ведьма. Но я молодая была, ума не было. Ну, предложение мене твой дед сделал, я и согласилась. А мать мене той девки-то и сказала: «Тебе это боком выдет». Ну, вот... свадьбу сыграли, картохи объедались, в дом мужа пошли. Только спать улеглись - вдруг грохот, сверху упало что-то, посыпалось - это банка упала, немножко до постели до нашей не достала. Страсть как страшно. Деду-то Пашке тогда 26 было - ему ничего, а мне-то 18, ох, я испугалась. А потом поняла - это та колдунища нас прибить хотела.

А года через 2 она умирать начала. Долго мучилась, пока дочь досиделась. Ведьма ведь силу свою пока не передаст кому, умереть не может. Да и Нинка (дочь) не хотела грех на душу брать. Ох, та кричала, как зверь загнанный. Но пришлось Нинке к матери подойти, а та ей что-то сказала, за руку взяла, и тут же умерла. Вот страсть-то какая.

Записано от Бородиной Марии Алексеевны, 1930 г.р. в с. Троицкое Липецкой обл. Запись Батраковой В.Е., 2001 г. АКТЛФ

Ведьма не может умереть, пока не сделают отверстие в потолке

Лет 50 назад на Непочетовке дом стоял, старый дом, заброшенный дом давно, но жила в нем старуха, звали Галей. Никто с ней не разговаривал, никто не ходил, только баба Настя, соседка, изредка захаживала. Жила эта старуха одна, детей у нее не было.

Говаривали, будто ведьма она, ведьмачит. Она по молодости ходила, всё землю в мешочках с кладбища таскала. А как умирал кто, ходила у родных умершего выпрашивала воду, в которой мертвого-то купали. В церковь эта баба Галя не ходила никогда. Один год, помню, падёж был, умирали коровы, половина стада повымерла. На нее все грешили. Ну, а что ж оно, люди думают, а никто ж ничего не докажет. Бабы говорили, что некому было ведьмачество-то свое передать. Бабе Насте она б его не отдала

Та уж старая стала, а больше и некому, никто к ней не ходил, ее боялись все.

Стала умирать эта ведьма, начала кричать. Прибежала соседка - баба Настя, что делать

Не знает. А ведьма кричит и кричит. Ну, местные и подсказали, что надо батюшку позвать.

А она кричит: «Не надо батюшку!». Тут знающие это дело говорят: «А вы крышу-то раскройте, она и умрет. Небо ей покажите».

Ну что ж делать, полезли мужики крышу раскрывать, сами чуть не умерли, дом-то старый, крыша ветхая. Мужик один упал, ногу сломал. Раскрыли, значит, крышу. Говорят, увидела бабка эта небо голубое и умерла сразу. Правду говорят, тяжело они, ведьмочки, умирают, мучаются. Господь их за это и наказывает.

Записано в с.Шишовка Бобровского р-на Воронежской обл. от Мягковой А.Т. 1918 г.р. Запись Тереховой А., Сионской А. 2007 г. АКТЛФ

Это было где-то около тридцати лет назад. В нашем селе жила колдунья Акулька. Она и добрые дела творила и злые: и порчу могла навести, и от сглазу вылечить. Были такие, которые её ненавидели, и такие, которые были ей благодарны. Но расскажу я не об этом, а о том, как она умирала, ох, и страшная у неё была смертушка. Говорят, что колдуны перед смертью обязательно должны передать свои навыки и умения кому-то; своим детям, племянникам или ученикам, а потому, как Акульку за её деяния с родного хутора изгнали давным-давно, родные от неё отреклися, замуж её брать мужики боялись, в общем, оказалась она одинока ко дню смерти, некого было научить всему, что она умела, да и охотников не нашлось перенять у неё силушку нечистую. Так вот, когда умирала она, рядом не оказалось никого, а у неё начала выходить сила нечистая, её корёжило всю, билася она то об пол, то об стены. Если б кто прорубил бы потолок в её хате, вся нечисть бы ушла через трубу, а так как некому было это сделать, она своим горбом билась об потолок, пока не пробила его, благо хата её соломенная была. Людей, живших по соседству, всю ночь страх брал от звуков, доносившихся из дома колдуньи, а утром нашли её изуродованное тело на полу, всё вокруг в крови было замарано, а в потолке дыра.

Так вот, тогда поговаривали, что это кто-то расправился с Акулькой за её злодеяния, а апосля узнали о том, что надобно было бы ей передать своё колдовство, и она померла бы в покойствии.

Записано в с.2-е Селявное Лискинского р-на Воронежской обл. от Неврюевой Татьяны Стефановны, 1938 г.р. Запись Мешковой Л., 1997 г. АКТЛФ

Я бы никогда не поверила, что есть ведьмы, если бы не видела своими глазами. Вечерами жители нашей деревни видели огромную свинью. Я ее тоже видела несколько раз. Свинья как свинья, только уж слишком большая. Откуда она взялась, никто не знал. Она появлялась после 12 ночи, приставала к людям, которые возвращались домой, после 12 ч. Никто старался не выходить за околицу. Однажды ночью собрались мужики, кто посмелее, и пошли на окраину. Поймав свинью, они ее сильно избили и оставили подыхать. Наутро придя туда, свиньи не нашли. В этот же день одна женщина зашла в дом, она не сразу узнала свою соседку - она лежала на кровати вся в синяках, ушибах, ссадинах, с перебитой головой, с переломанными руками и ногами. На вопрос: «Что с тобой случилось?» она ответила: «Я упала в погреб». Женщина позвала других баб и мужиков. Мужики, увидев соседку, рассказали бабам о том, что они вчера ночью поймали свинью, сильно избили, а на утро она пропала. Бабы начали понимать, что их соседка - ведьма. На ведьму пришла посмотреть вся деревня. Я тоже там была. Женщина лежала, мучалась, но умереть не могла. Она всё время говорила «На, возьми». Но никто ничего не говорил ей в ответ. Пришла старушка из другой деревни и сказала, что она не умрет, пока не передаст кому-то свое ведьмовское дело или пока не сделают в потолке 7 дыр. Мужики принялись делать дыры, и, когда сделали последнюю 7-ую дыру, ведьма испустила свой дух.

Записано в с. Верхнее Турово Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Назарьевой Пелагеи Николаевны, 1934 г.р. Запись Турбиной Е. В., 2003 г. АКТЛФ

Раньше часто жили ведьмы. У одной ведьмы смертельно заболел муж. Он должен был умереть, но грехи жены не пускали его на тот свет. Из дальней деревни шел незнакомый стародавний дед. Он посоветовал: «Снымыте тылину над кимнатой (спальней)». Так и сделали. «Ведьмич» (муж ведьмы) лежал в комнате в самом углу. Над ним сняли доски крыши. Он вздохнул несколько раз и умер с просветленным лицом. А этого советчика - деда больше никто никогда не видел. Люди на всякий случай побрызгали это место святой водой.

Записано в с. Фоменково Петропавловского р-на Воронежской обл. от Кобцевой Натальи Дмитриевны, 1930 г.р. Запись Гитман З., Бондаревой Г., Садчиковой С., 2003 г. АКТЛФ

В одной деревне жила одинока бабушка. Все в деревне считали ее ведьмой. Она умирала страшной смертью, так как никому не передала свое умение. Всю ночь в деревне слышали страшные крики. Всю ночь ее било спиной о потолок, пока она его не пробила. И тогда вся чернота вышла через пробитую дыру, и бабка умерла. А утром в доме нашли ее изуродованный труп.

Записано в г. Воронеже от Мешковой Ларисы Львовны, 1971 г. р. Запись Хохолкиной Н., 2002 г. АКТЛФ

В одной деревне жила бабка. И все знали, что она - колдунья. Как известно, колдуны и ведьмы не могут умереть, не передав своего колдовства кому-нибудь.

Вот пришло время ей умирать. А так как все знали, что она ведьма, её боялись, и никто к ней не приходил. Три дня она не могла умереть, всё лежала и страшно кричала. Никто не хотел взять её колдовство. Один мужчина пожалел её и говорит: «Что ж вы не поможете ей умереть, ведь нельзя, чтоб человек так мучился!» И он залез на крышу её дома и разобрал её, выдернув какую-то балку или матицу. По поверью, это даёт возможность колдунам умирать. Только он её выдернул, как бабка тут же испустила дух.

Записано в г. Воронеже от Мозговой Прасковьи Антоновны 1915 г.р. Запись Аношиной Е.А., 1997 г. АКТЛФ

Это ж... Это ж она умерла. А у яго, у Вити проводы. А у внука у етта проводы. У Вити у етого. И мы пришли с оттудова, с проводов. Прохорова, Волокова да я. И вот. Кала их, кала угла показалась что-то как белое. А тада я вижу - это собачка. Лохматая. Я грю: «Глянька! Женщины!» Я грю: «У нас собаки такой-то никада не было!» А потом у меня стук в голове. Я вспомнила, что Витька рассказывал. Говорить: «При"деть. То вакошко открыить, то калитки позакрыить». Заходила йона.

Я тада отодвинулась эта скамейки, гварю: «Садись, Нестеровна!» Она ж Нестеровна, её звали. Она прыг на скамейку. Волохова и Вольгушка. Этты. Вообще обасрались. Она посидела, посидела. Я говорю: «Ну ладно, иди теперь». Она слезла и пошла по дороге, опять к йим. Ну, она что-то знала. Она было выйдеть. Что-то в руке держить, особенно когда солнце всходить. Выходить, держить в руке. Креститься, с руки и по сторонам. А что у ней было, что она знала.

Ну, дак када она умирала. Она ж, говорять, долго умирала. Она ж Полине Когдратовой передала, что во в первой хате у нас. Полина кода пришла, говорять, а Федоровна к ей, дочка", не подходила. Не стала подходить. А Полина подходила.

Ну, у нее ж топор лежал, под этим. Под гробом же.

Ну, под гроб это топор ложут, чтоб она.

Быстрей дух ушел.

Дух ушел, это вон отрывают половицы под потолком. И топор ложут.

А ето я не слышала. Фёдоровна ж тада говорила, что Полина. Полина её с горя выручила.

Записано в г. Воронеже от Т.И. Мишиной, 1946 г.р., уроженки с. Кулаги Суражскогор-на Брянской обл. Запись Коваленко М.А. 2008 г. АКТЛФ

Отказ колдуна от христианских погребальных служб

Умер колдун. Он перед смертью сказал, чтоб по нём никаких служб не делали - «За упокой». Он сам отказывался от этого. А когда начали его отпевать, пригласили молящихся, то в комнате запрыгали стулья. Лично я не присутствовала при этом. Случилось это несколько лет назад. Мы его знали. Рассказывали люди, что он был колдун.

Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Иванова Мария Ивановна, 1939 г.р. Запись Телковой О., Букши М., 2005 г. АКТЛФ

Колдун умирает только после проведения христианского погребального обряда

Ходили часто к всяким ведьмам привораживать, отвораживать. Вот у одной бабы муж был, ушел он от нее, так она поехала его приворожить в соседнее село. А ведьма сказала, что еще до нее побывали у нее. Муж к ней вернулся, и зажили они опять счастливо. Недавно умирал у нас один дед, дед Филипп, вот он вроде не колдун, а умереть никак не мог. Пока батюшка не пришел и не пособоровал его, он не умер.

Записано в с.Шишовка Бобровского р-на Воронежской обл. от Мягковой А.Т. 1918 г.р. Запись Тереховой А., Сионской А. 2007 г. АКТЛФ

Уехала в Москву к дочери, долго она умирала. Это ж надо кому-то передать. Колдовство-то. И звонила с Москвы к нам: «Пусть Наташка тут.. .эт самое.. .(она тоже сейчас немножко знает) ... Пусть немножко почитает, чтоб я померла.» Ну, эта Наташка чёт вроде почитала. Ну, и померла бабака та. Дочь звонила, говорит: «Спасибо тебе, отмучилась, а то никак».

Записано в с.Нижняя Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Варвары Михайловны Долгих 1931 г.р., уроженки с.Чкалова Дубенского р-на г.Саранска Мордовии. Запись сделана студ. М.Коваленко и О.Головнёвой в 2008г. АКТЛФ

Явление колдуна после смерти

Стоял дом старинный, и там на стене появился образ мёртвого колдуна. Чего только не делали. Стену белили, а он всё равно появлялся.

Записано в с. Грязцы Эртильского р-на Воронежской обл. от Слащёвой Натальи, 1969 г.р. Запись Грязновой А., Свеженцевой П., 2005 г. АКТЛФ

Иду я как-то ночью от бабушки, но уже было часов двенадцать или начало первого. Прохожу мимо дома бабки Феклы, которая умерла уже год назад, а там слышатся шаги, и поет кто-то. А дом ведь пустой и никто там не живет. У меня сердце в пятки ушло. Бежала так, что чуть в ров не свалилась на другой улице. Пришла домой еле живая, рассказываю маме, а она говорит, что бабка Фекла при жизни колдуньей была, а теперь душа ее успокоиться не может.

Записано в г. Белгороде от Щербининой Натальи Владимировны, 1984 г.р. Запись Кишкиной И. АКТЛФ


Похоронили ведьму у нас в деревне. Что ведьма, так-то все знали, дом её подальше обходили. Да и хоронить-то самые смелые мужики вызвались. Закопали её на кладбище, да оно у нас место-то святое, не принимает, стало быть, её, крест падает и всё тебе. Тогда решили перенести её могилу за кладбище, долго спорили, вот, мол, охота выкапывать да закапывать. Но решили-таки перенести. Только после того, как это сделали, стали слухи по деревне ходить, что, мол, ведьма в белых одеждах летает. Не знали, верить или нет. Да я вот только не верил, пока вот что со мной не случилось.

Шёл я с работы, да только задержался там с ребятами, да так, что 12-й час ночи на дворе стоял. Вдруг, вижу белое что-то, как будто летит навстречу. Ну, думаю, уже мерещится, спать больше надо. Да нет, она всё ближе и как будто женщина, и волосы чёрные, длинные да распущенные. Тут я понял, что ведьма это наша, только как будто помолодела. А сама улыбается так мне, примостилась потом сзади, на пятки наступает и говорит: «Вань, спи, спи, Вань» - и так много раз. Я бежать хотел, а ноги как одеревенели. Но есть Бог. Дополз я до дома. Только неделю потом болел, бредил. А её потом снова потревожить пришлось, кол осиновый в грудь вбить.

Записано с. Дмитряшевка Хлевенского р-на Липецкой обл. от Дедова Ивана Николаевича, 1941 г.р. Запись Берегудовой О.В., 1997 г. АКТЛФ

Ведьму хоронят на кладбище, но отдельно от всех

В селе есть одна часть, она называется Липея. Она называется так, потому что раньше там жила одна ведьма. Она сейчас захоронена в кладбище, но отдельно от всех. Ходит давняя история, что эта ведьма у нас всех губила домовых, а домовые потом душили людей. Мне вот соседка рассказывала, баба Оля, что за ее сестрой гонялся домовой вокруг дома и убил, зарезал.

Запись сделана в с. Никольское 2 Воробьевскогор-на Воронежской обл. от Сорокина Сергея, 1989 г.р., из с.Манино Калачеевскогор-на Воронежской обл. Запись Фоминой Е., Сорокиной И., Обуховой Е., 2001 г. АКТЛФ

Loading...Loading...