Занятие 6 звук и буква ш. Конспект занятия «Звук и буква Ш. Ивенская Венера Минвалиевна

Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
– обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на различные виды контроля;
– закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”;
– закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;
– обучение звуко-слоговому анализу слогов, слов;
– обучение печатанию.

Коррекционно-развивающие:
– автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах;
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– улучшение общей моторики и координации движений;
– развитие дыхания и голоса;
– развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать благородные чувства к маме – самому дорогому человеку.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальные пеналы со схемой предложения, “Волшебный сундучок” с предметными картинками: кувшин, шапка, шуба, шишки, машина, мишка, мышка, кошка;
“Пуговица”, слоговые домики;
Символы гласных звуков;
Мяч;
Дидактический материал “Эмоция радости”;
Буква Ш;
Тетради, простые карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сколько рисунков у вас в группе?
– Кого вы, ребята, рисовали? – Папу, маму.
– Это семья? – Да.
– Дружная семья? – Да.
– У нас с вами тоже дружная семья.

Давайте возьмемся за руки и сделаем круг. – Движение по кругу.

– Скажите, ребята, а какой праздник приближается в марте? – 8 Марта. Женский день.
– Мы будем поздравлять своих мам.

Я хочу. Чтобы вы поздравили свою маму ласково. Обнимите себя руками и скажите: “Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником!” (Каждый ребенок проговаривает эту фразу.)

– Молодцы!
– А сейчас на занятие в кабинет.
– Займите свои места.
– Слушайте внимательно, думайте, правильно отвечайте.
– Чтобы у нас было вот такое настроение (показ “эмоции радости”), споем песенку – четко произносите гласные по символу звука.

2. Введение в тему.

– Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю; запомните слова с этим звуком.

Шимпанзе – артист бывалый:
Шуток знает он немало,
И с шарманкою своей
Целый день смешит детей.

Ребята! Шарманка – это музыкальный инструмент.

– Догадались? – Это звук Ш.

Упражнение перед зеркалом.

– Произнесите звук Ш перед зеркалом.

Выполняем упражнение “Чашечка”: широкий язык в форме чашечки поднять к верху, края языка прижаты к верхним зубам.

Произносим Ш-Ш-Ш...

Характеристика звука Ш.

– Ребята, есть ли преграда, когда мы произносим звук Ш? – Да.
– Значит, какой звук Ш – гласный или согласный?
– Дрожит ли при произношении звука горлышко? – Нет.
– Звук звонкий или глухой? (Проверим ладошкой.)
– Запомните: звук Ш – согласный, глухой всегда твердый, шипящий.
– Повторим. (Все вместе повторяем.)

3. Основная часть.

Развитие фонематического слуха.

– Выполним упражнение:

“Хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком Ш:

Са-ша, жу-ши-ша-сы-ща-щу-жи-ши.

– А теперь слово со звуком Ш: “Цепочка слов” – кушетка, жаворонок, самовар, шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, мышеловка, сковорода, лягушка.
– Игра “Пуговица” – звук в слове (в начале, в середине, в конце)
– Определяем место звука Ш в каждом слове:

шляпа, подушка, ландыш, машина, шорты, карандаш.

Закрепление правильного произношения звука Ш.

“Повторим чистоговорки”: (внимательно слушаем и повторяйте после меня).

Ша-ша-ша-наша Маша хороша. Шу-шу-шу-шубу новую ношу. Шо-шо-шо-Шура пишет хорошо.

Звуковой анализ слова:

– Произнесем слово КАМЫШ.
– Назовем звуки по порядку.
– Назовем согласные звуки: (К, М, Ш) – 3 звука.
– Назовем гласные звуки: (А, Ы) – 2 звука.
– Если в слове 2 гласных звука – сколько будет слогов в слове? – Два.
– Назовите первый слог? – КА.
– Назовите второй слог? – Мыш.
– Молодцы!
– Игра “Домики” – определение слогов в слове.

Шуба, шапка, шарф, шахматы, камыш, малыш, погремушка – сколько?

Физкультминутка. “Встали и отдохнем”.

Игра с мячом. Подберем слова к слову МАМА – какая?

Добрая, нежная, самая лучшая, самая чуткая, самая красивая.

– Молодцы! Наши мамы лучше всех!

Знакомство с буквой Ш: рассматривание, обведение контура в воздухе, печатание.

– Звук Ш обозначается вот такой буквой Ш.

Вертикально три палочки я положу,
А внизу четвертую ровно провожу.

(Показ буквы Ш.)

– На что похожа буква Ш? – Ответы детей. (Забор, подсвечник, расческа.)
– Из каких элементов состоит буква. – Ответы детей. (Из палочек.)
– Напишите букву Ш в воздухе, на спине соседа.
– Выложите букву Ш из палочек.
– Построим из пальцев рук букву Ш.

Мы сейчас удивлены –
Три пальца вверх устремлены.
У основанья пальцев рядом
Указательный положим прямо.
Да, постройка хороша
Она похожа на букву Ш

– Построим из пальцев рук слово ШУМ.
– Молодцы!

4. 3аключительная часть.

Печатание буквы Ш в тетради.

(Проверить правильность посадки, положение тетради, как держит карандаш.)

– Подготовим руки к работе.
– Взяли карандаши.

Катаем между ладошками,
потом между большим пальцем и указательным,
между большим пальцем и средним,
между большим пальцем и безымянным,
между большим пальцем и мизинцем.
И наоборот.

– Покрутим карандаш в одну сторону, в другую сторону.

И еще раз покатаем между ладошками.

– А теперь открываем тетради и печатаем букву Ш – сверху вниз и слева направо.
– Вторая строчка? – ответ детей.

Недостающие элементы буквы Ш.

– Отложите тетради на угол стола.
– Ребята! В волшебном сундучке есть чудесные картинки.

Вы берете картинку, составляете предложение и выкладываете схему предложения.

Дети составляют предложения. Логопед подходит к каждому ребенку, слушает составленное предложение, оказывает помощь, кому требуется. По ходу спрашивает основные правила о предложении:

1. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)

2. Как пишутся слова в предложении? (Отдельно.)

3. Какой знак ставиться в конце предложения? (Точка.)

– Молодцы!

5. Итог занятия

– Какой звук мы сегодня повторяли?

(Ответ детей – звук Ш.)

– Звук Ш какой? – Согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.
– Ребята, какую букву вы научились писать? – Ш.
– Найдите букву Ш и прикрепите на вагончик паровозика.
– Молодцы! Поработали отлично!

Домашнее задание:

Вспомните слова, в которых звук Ш в начале, в середине, в конце.

Кто больше? А завтра проведем соревнование на знатока звука Ш.

– Всем спасибо за занятие.

Кузнецова Лилия
Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш»

Звук и буква Ш.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

Уточнение и закрепление знаний о букве Ш. Подведение детей к самостоятельному анализу звука Ш. Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Учить составлять звуковые схемы слов типа Крош. Познакомить с буквой Ш. Учить читать слоги и слова с буквой Ш. Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать: мимику, мелкую и общую моторику; фонематическое восприятие; графо – моторные навыки; внимание; мышление; воображение. Развивать навыки коммуникации.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: картинки со сказочными героями и другие картинки со звуком Ш, наборы для составления звуковых схем, таблицы с буквами, интерактивная доска, счетные палочки, ручки, таблица для прокладывания дорожки по букве Ш.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Посмотрите ребята, сколько у нас сегодня гостей. Они хотят с вами познакомиться. – Назови своё имя и первый звук своего имени.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята! Сегодня к нам пришли гости из страны Смешарии. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадки.

Я зайка-Смешарик,

Похожий на шарик.

Красив и хорош.

Мое имя… (Крош.)

Я девочка-хрюшка,

Бараша подружка.

Нет краше и лучше

В Смешарии… (Нюши.)

Экспериментов он любитель,

Домика с рогами житель.

Он - ученый главный наш.

Назови его… (Лосяш.)

Они пришли к нам не просто так. Смешарики принесли нам новый звук. Называем еще раз тех, кто к нам пришел: Крош, Нюша, Лосяш.

Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах?

Звук Ш пришёл сегодня к нам на занятие.

3. Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно произносить звуки, сначала подготовимся, сделаем гимнастику.

1. «Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

3. «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

4. «Согрей – заморозь ладошку»

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

4. Характеристика звука.

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко “молчит”.

Произнесем звук [Ш]. Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

Есть ли у него мягкий братик?

Запомните, звук [Ш] всегда твердый!

5. Развитие фонематического слуха.

1). Игра со Смешариками. (Интерактивная доска) («Ищем звуки в словах со Смешариками» - Матыкина И. А.)

Назови картинки.

В каком слове «спрятался» звук Ш?

2). Определить место звука в слове. (Картинки Сказочные герои)

В какую группу их можно объединить? (Сказочные герои)

3). Звуковой анализ слова.

Игра «Живые звуки» - Крош.

Физкультминутка.

Я – попрыгун веселый, Крош! (прыжки, руки на пояс)

Со мной от скуки не умрешь. (движения указат. пальцем влево – вправо)

Друзей веду в поход я смело, (шагаем на месте)

Под силу мне любое дело! (сгибание рук к плечам)

Не страшен гром, огонь, потоп, (хлопки в ладоши)

Да Ежик медлит: «Стоп да стоп!» («Пружинки»)

6. Знакомство с буквой.

Звук “ш” на письме обозначается буквой Ш.

На что похожа эта буква?

На что похожа буква Ш

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала пишем сверху - вниз, потом слева-направо.

1). Составление буквы Ш из счётных палочек.

2). «Прочитай слова на шариках из Смешарии».

3).«Помоги Лосяшу добраться до домика.

7. Игра «Большой-маленький».

(Задание от Бараша – картинки в конверте со звуком Ш)

Превратить большие предметы в маленькие.

С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

Что вам больше всего понравилось?

И вы очень понравились Смешарикам, поэтому они решили подарить вам свои раскраски.

Публикации по теме:

«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия. Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж. Задачи:.

Конспект фронтального занятия «Звук [Ц] и буква Ц. Цыпленок Цып» Задачи: 1. Познакомить детей с новым согласным звуком – Ц; его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука.

Конспект занятия по развитию речи «Звук [И] и буква И» Конспект занятия по развитию речи 17.10.17 9 группа Подготовила: Жирнова А. Л. «Звук и буква И» Цели: Коррекционно-образовательные: формировать.

Конспект занятия «Звук [Х] и буква Х» Конспект занятия «Наш город» звук и буква «Х» Коррекционно-образовательные задачи: -закрепление знаний о букве и звуке «Х», -формирование.

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3. Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

  • Игра «Классификация»

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

— Шарик лопнул,

— Воздух вышел,

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

(Погладить голову)

— Она красивая как все мышки.

(Погладить лицо)

— У неё большие ушки,

(Погладить ушки)

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

(Погладить щёчки)

— У неё острый носик,

(Погладить нос)

— У неё зубастый ротик.

(погладить губы)

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9. Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

— Шарфик

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

— И носочки,

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

(О. Крупенчук)

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— большую/заглавную «Ш»;

— маленькую/строчную «ш»;

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— ша – Маша

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

— Шу – Шура

— ОШ – ШО

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11. Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12. Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш . Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш и получить сертификат к аттестации ?

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Научить правильно произносить звук [Ш].

2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

4. Учить преобразовывать слова.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»;

дом - мак - кот...

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ш].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

Шесть мышат

В камышах шуршат.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «молчит».

Символ звука: змея шипит: ШШШШШ...


Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:

ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове ([Ш]):

каранда..., малы.., ланды..., камы...

Задание 8 . Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:

ША: -ры, -кал, -лун...;

ШИ: -на, - ло...;

ШУ: -ба, -ра...;

ШО (ШЕ): -рох, -пот...

Задание 9 . Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?

Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.

Чашка - шашка, мишка - ..., фланг - ..., дар - ..., губы - ..., Гарик -...

Задание 11 . Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):

ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове». Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:

шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].

Задание 13 . Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком. (Шапка)

Растет на суше,

Голова из плюша. (Камыш)

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.

Задание 15 . Выучить чистоговорки:

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - помогите малышу.

Ши-ши-ши - на поляне малыши.

Шо-шо-шо - говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш - дайте карандаш.

Ош-ош-ош - у меня нож.

Иш-иш-иш - у меня малыш.

Уш-уш-уш - теплый душ.

Ашка-ашка-ашка - летит букашка.

Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.

Ишка-ишка-ишка - маленькая мышка.

Задание 16 . Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).

Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.

Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.

Задание 17 . Знакомство с буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами -

Не хватай ее руками.

О.Гофман

На что похожа буква Ш?

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Игры с буквой.

Задание 18 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:

шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:

мышка - мишка - мушка - мошка - кошка - кашка - Пашка - пышка - пушка - душка - Дашка - Даша.

Чтение предложений, нахождение предлога:

Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу.

Кошка под шкафом. Кот за шкафом.

МАДОУ «Детский сад №6» г.Черняховск Калининградская обл.

Воспитатель Сомкина Марина Васильевна

Конспект занятия по подготовке к обученнию грамоте в подготовительной группе

Тема: звук [ш] , буква Ш.

Цель: Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова Шуша. Познакомить с буквой Ш . Развивать слуховое внимание, память, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: символы звуков «А», «О», «У», «И», «Ш», цветные магниты, «Волшебный мешочек»; магнитные буквы: Ш, У, А …Игрушка: мышка Шуша. Предметы: со звуком «Ш» и без него; фишки для звукового анализа, звуковые линейки; «Игры для Тигры».

Ход занятия

    Орг.момент:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно

долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Давайте поиграем: я показываю букву, а вы по - очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете, кто же к нам пришел.

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (Мышка)

Воспитатель достает мышонка.

Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями, он вам что-то подарит.

Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

Верно, это звук [ш].

Ребята, наш гость Шуша - шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шу – шу – шу. “Кошка!!!”, – пищит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

Ребята, как шуршал Шуша?

Верно, все вместе произнесем: шу – шу – шу.

Назовите первый звук?

Давайте произнесем его.

Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

Правильно, звук [ш] согласный.

А звук [ш] твердый или мягкий?

У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

Какие звуки живут в синем домике? (Согласные твердые звуки).

В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный и ВСЕГДА твердый).

Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).

Д/и «Есть или нет».

Мышонок принёс с собой разные предметы, но не знает есть в их названии звук «Ш» или нет? Если в названии предмета есть звук Ш вы «пошипите», если нет, то вы молчите.(Достаю по 1 предмету и дети определяют наличие звука в словах).

Мышонок приготовил для вас интересную игру: «Где спрятался звук?» - «Игры для Тигры» - определение звука «ш» в начале, середине или конце слова.

Динамическая пауза с мышонком.

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мышонок прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Почитаем, поиграем

Нужно прочесть слог и добавить до слова

ША …(шапка, шахматы…)

ШУ….(шуба, шутка…)

ШО…(шорты, шов…)

ШИ …(шипы, шина…) Пишем И, а слышим Ы. Буква Ш не любит, чтобы после неё стояла буква Ы (пропедевтическая работа).

«Зажигаем огоньки»

Мышонок Шуша приготовил для вас последнее задание. Он принес разноцветные огоньки (синие, красные, зеленые).

Звуковой анализ слова (Шуша). Откройте столько окошек, сколько звуков в слове Шуша.

Назовите первый звук (Какой огонёк мы зажжём? Почему?...

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Подарит вам картинки, в которых вы найдёте любимую букву мышонка Шуши (Ш).

Loading...Loading...