В чем действенная сила молитвы. Действенна ли сила молитвы? Сила молитвы — в словах, обращённых ко Всевышнему

Молитва — не чародейство, а способ справляться с жизненными неурядицами, не прибегая к агрессии, алкоголю и другим деструктивным вещам. Опора на ту силу любви и доверия, которые не доступны в суете обыденной жизни. А именно такие состояния и способны творить чудеса! В статье собраны удивительные истории очевидцев. Молитва — это обращение к невидимому миру, Богу, Святым людям, ангелам, диалог с ними. В чем же сила молитвы? В чем смысл разговора с теми, кого не видишь? Каким образом слова помогают? Почему молитвы так распространены уже тысячи лет?

Напишу о том, как психология отвечает на эти вопросы. Вы можете быть совсем не религиозным человеком, скептиком, атеистом, но психика есть у каждого. Поэтому для молитвы нет разницы, кто её произносит. Если слова идут от сердца, то они меняют наше состояние.

1.Молитва снимает тревогу, дает возможность рационально действовать, сохранять рассудочное поведение в стрессовой ситуации.Мозг так устроен, что на сложный вызов среды, формирует доминанту, очаг возбуждения, который угнетает все остальные. Ваш ребенок заболел? Вы охвачены страхом за него, трудно сосредоточиться, вы переживаете. А нужно действовать, принимать решения. Или — напротив — ждать, когда врачи сделают свою работу. Молитва позволит ослабить мозговую доминанту. Молитвенное обращение, речевое действие поможет сохранять спокойствие в нелегкую минуту. А освободившиеся ресурсы мозг направит на решение проблемы.

2. Чтение молитвы помогает гармонизировать гормональный фон, избежать нарушений телесного благополучия. При сильном эмоциональном потрясении в кровь выбрасывается адреналин, гормон страха и стресса. Мышцы напрягаются, сильнее сердце, учащается ритм дыхания. Мы готовы к драке или бегству. Но не всегда можно ударить или убежать. И тогда напряжение начинает угнетать наш организм, постоянно находится в сверхмобилизации без истощения сил невозможно. Важно суметь расслабиться, успокоиться, чтобы сохранить здоровье. Моя знакомая рассказывала, как её ребенок тяжело заболел коклюшем. Он задыхался так, что оказался в реанимации. Она собрала волю в кулак, делала все необходимое, не позволяя себе страдать и плакать. Сын выжил и стал поправляться. А мать оказалась в больнице с язвой на нервной почве. Молитва же помогает рассеять напряжение и сохранить здоровье.

«Папа сильно заболел. Врачи никаких прогнозов не давали, только разводили руками: «80 лет, что вы хотите!». Мне сестра звонит и, плача в трубку, рассказывает, как нашему папочке плохо. И я подошла к иконе Матронушки и стала молиться. Молиться не умею, говорила, что в голову приходило, просила отвести болезнь и продлить жизнь папочке. У меня такого никогда не было, я как-то вся ушла в молитву. Словно уже не дома, а где-то парю, вижу себя со стороны, потом толчок и я осела на пол. Как будто проснулась, очнулась, если хотите. В горле все пересохло, голова была тяжелая, но на сердце стало спокойно. Папа не сразу пошел на поправку, еще какое-то время он находился на грани, потом сестра позвонила и сказала, что папе стало лучше. После этого он прожил еще 5 лет».

3. Молитва включат гармонизирующие состояния доверия, любви, контакта с всемогущей силой.Замечательная история, приведенная ниже, демонстрирует, как это состояние может приходить изнутри психики, во сне. Как много сил дает теплота, любовь, ласковый свет! Как мы нуждаемся в этом в самые тяжелые и трудные моменты жизни!

«У меня есть подруга, добрый и чистый человек. Однажды она мне рассказала о сне, который ей всегда снился в трудные минуты отчаяния и безнадежности. Она закончила институт, поступила в аспирантуру и решила выйти замуж за своего единственного любимого мужчину, которого любила с 8 класса. Родители были категорически против: беден, без образования, национальность не подходит. Да и его родители мечтали о другой жене. Но молодые поженились и стали жить у родителей приятельницы. Даже рождение внука не примирило родителей с этим браком. Бесконечные скандалы, требования развестись и выгнать мужа. Он и сам уходил из дома. Где он был неделями, она не знала. Каждый раз, когда она уходила гулять с ребенком, родители собирали вещи их и ребенка, говорили: «Уходи из дома и не приходи, пока не разведешься». Приятельница говорила, что находилась практически на грани безумия и отчаяния. И в этот момент ей снился один и тот же сон: она входит в пустую комнату, стены которого состоят из ласкового света и комната пронизана каким-то любящим светом. Утром она просыпалась как будто обновленная, спокойная, веселая. Проходило время — сыпались неприятности. И когда наступал край отчаяния, ей опять снился волшебный сон о комнате, в которой так светло и так много любви к ней. Сейчас они с мужем замечательно живут, вырос сын-умница».

4. Молитва концентрирует на важной задаче, подключая к решению глубокие уровни психической организации. Это может выглядеть как чудо. Чудо и есть.

«Напишу я, как я поверила в силу слова и молитвы. У меня сыну исполнялось 18 лет, начались комиссии в армию. Он высокий очень, сколиоз есть, плоскостопие, артрит, пролапс клапана сердца — всё равно годен. Я очень боялась армии. Надо знать моего сына. Он такой, слабый морально, никогда не дрался. Были у нас проблемы некоторые в детстве с особенностями развития — родился он с травмой головы и долго не говорил. А потом начал заикаться. Сильное заикание нам сняли, но какие-то заминки в речи всё равно порой проскальзывали. К ним и привязался невропатолог на комиссии, и дали ему направление на обследование в отделение неврозов. Я шла возле церкви, зашла и поставила свечки, просила: «Пусть моего сына не забирают. Если есть шанс какой-то, то отведи, Господи! У меня, кроме него, никого нет». Я боялась, что его затравят. Боялась за него, очень. При этом ни денег, ни связей, чтоб откосить, у меня не было. Сына положили в больницу, а я не могла долго приехать, работала тогда без выходных. Звоню ему, а он вдруг начинает заикаться на каждом слове, чего не было никогда. При этом сам пугается и говорит — я не понимаю, что со мной. Я приезжаю к нему, а он уже просто мычит, даже на слове мама, и дальше сказать не может. До слёз. При этом он не косит и не придуривается, нет в нём такой хитрости. Я ко врачу. Тот сам говорит: «Мы ничего понять не можем, у него спазмы, начало челюсть сводить, потом шею». Его кололи, успокаивающие разные, он как зомби. Я себя проклинала, думаю: «Вот, сама нагадала, сама сына подставила своими словами». В церковь опять ходила, прощения просила. Сын настолько не мог ничего уже говорить, что перестал и пытаться, молчал. Приеду к нему, уйдём в парк, гуляем, молчим. Пытается что-то сказать, оба плачем. Выписали его без улучшения, выписку нам не дали, отправили в военкомат. Призыв за это время прошёл, перенесли на весну. Он в техникуме учился, я ходила, просила, чтоб не спрашивали его, письменно всё отвечал. Потом, понемногу стал приходить в себя и заикание уменьшилось. Весной пошёл в военкомат, приносит военный билет, годен условно. После этого заикание стало резко проходить, и сейчас он не заикается совсем».

Есть выражение «Кто в окопе не лежал, кто детей не рожал — тот в Бога не верит». Действительно, в обыденной жизни мы мало думаем о чем-либо сверхъестественном, погружены в суету и проблемы. Но в тяжелых ситуациях, когда встает вопрос жизни и смерти, когда тревога неопределенности невыносима, мы ищем сил и поддержки у невидимого мира. Даже если раньше он был не очень нам интересен.

Василий Петров, муж моей двоюродной бабушки, прошел войну танкистом. Рассказывал, как на фронте тайно плавили олово и лили себе крестики, как молились, чтобы выжить. Многие ветераны, их близкие говорили о том же. Молитва помогала справляться с чудовищной тревогой перед лицом смерти.

«Моя бабушка в войну вымолила деда. Каждый вечер она и четверо девочек вставали на колени и молились. Деда направили с самого начала войны сразу в бой, от полка осталось только пять раненых человек, которых привезли во фронтовой госпиталь. Главврач как-то к нему подошел и предложил остаться у него санитаром, который с места боя подбирает раненых. «Так у тебя есть шанс выжить», — сказал деду главврач, -«Иначе как только вас немного вылечим, сразу в бой, из которого ты уже не сможешь вернуться». Дед дошел до Берлина, получил два ордена Красного знамени, вернулся в деревню, в которой практически не осталось мужиков».

«Мне мой свекор рассказывал, как молились на фронте. И молитву, 50 псалом Давида «Живый в помощи Вышняго», переписанную от руки показывал. Вся старенькая, затёртая. Он считал,что она его на фронте спасла…»

Все о религии и вере - "сила слов молитва" с подробным описанием и фотографиями.

О силе молитв служителей Церкви

Молитва своими словами

Краткие молитвы.

Часто спрашивают: как нужно молиться, какими словами, на каком языке? Некоторые даже говорят: “Я не молюсь, потому что не умею, не знаю молитв”. Для молитвы не нужно никакое специальное умение. С Богом можно просто беседовать. На богослужении в Православной Церкви мы употребляем особый язык – церковнославянский. Но в личной молитве, когда мы остаемся наедине с Богом, нет нужды в каком-то особом языке. Мы можем молиться Богу на том языке, на каком говорим с. людьми, на каком думаем.

Молитва должна быть очень простой. Преподобный Исаак Сирин говорил: “Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного”.

Вспомним притчу о мытаре и фарисее: “Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! будь милостив ко мне, грешному!”” (Лк. 18:10-13). И эта краткая молитва спасла его. Вспомним и разбойника, который был распят с Иисусом и который сказал Ему: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое” (Лк. 23:42). Одного этого было достаточно, чтобы он вошел в рай.

Молитва может быть предельно краткой. Если вы только начинаете свой молитвенный путь, начните с очень коротких молитв – таких, на которых вы сможете сосредоточиться. Богу не нужны слова – Ему нужно сердце человека. Слова вторичны, первостепенное же значение имеет то чувство, настроение, с которым мы приступаем к Богу. Приступить к Богу без чувства благоговения или с рассеянностью, когда во время молитвы наш ум блуждает на стороне, гораздо опаснее, чем сказать в молитве неправильное слово. Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Как иногда говорят, такая молитва не поднимется выше потолка комнаты, в которой мы молимся, а ведь она должна достичь небес. Поэтому очень важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито. Если мы не способны сосредоточиться на длинных молитвах, которые содержатся в книгах Православной Церкви – молитвенниках, попробуем свои силы в молитвах кратких: “Господи, помилуй”, “Господи, спаси”, “Господи, помоги мне”, “Боже, милостив буди мне, грешному”.

Одни подвижник говорил, что, если бы мы могли со всей силой чувства, от всего сердца, всей душой сказать одну только молитву “Господи, помилуй”,– этого было бы достаточно для спасения. Но проблема заключается в том, что, как правило, мы не можем сказать этого от всего сердца, не можем сказать этого всей нашей жизнью. Поэтому, чтобы быть услышанными Богом, мы бываем многословны.

Будем помнить, что Бог жаждет нашего сердца, а не наших слов. И если мы будем обращаться к Нему от всего сердца, то непременно получим ответ.

Церковные молитвы.

Молиться можно везде – на дороге, дома, на работе. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе – христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.

О силе молитв служителей Церкви.

Особой силой обладает молитва священнослужителя, человека, который принял таинство священства.

Хорошо бы помнить, что Бог скорее услышит вас (христиан), когда о вас и за вас будут с вами молиться служители Церкви. Молитвы, воссылаемые к Богу служителями Церкви, особенно святы пред Ним и доступны к Нему. Яко же некие многоценные бисеры приемлет их Господъ, как кадило благовонное, приятны Ему.

Мы, христиане, знаем, как скоро Бог слышит молитву служителей Церкви, когда они молятся Ему при совершении святых Тайн. При освящении, например, даров хлеба и вина священник говорит: и сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей, честную кровь Христа Твоего, и по слову его молитвы тотчас хлеб претворяется в Тело, а вино в Кровь Христову. И такую могущественную силу имеет эта молитва только в устах служителей Церкви: никто, кроме них, не имеет власти совершать святые Таинства.

Если так скоро и непреложно Бог слышит служителей Церкви при совершении ими святых Таин, то, без сомнения, и во всех других случаях, и во всякое другое время, и во всяком другом месте Он скорее слышит их молитву.

Молитвы тех, кого Господь допускает к Своему святому престолу, без сомнения святее и доступнее к Нему. От кого Господь всегда с любовью принимает дары и жертвы духовные, от тех Он с особенной любовью всегда выслушивает и всякую просьбу. Да, устам служителей Церкви преимущественно внимает Бог и по их преимущественно молитве нисходит благодать свыше, объявляется милость Божия; преимущественно благословляющей рукой священнослужителя подается вам благословение Господне; через них преимущественно все от вас принимает и все подает Господь. Отчего это? Откуда у служителей Церкви такая благодать и сила? Отчего так святы и доступны Богу их молитвы? Не от собственной их святости и силы,- они не святее других, хотя должны быть святее. От святости и благодати Того, Кого они собой представляют, когда молятся, – святую Церковь, которой они служат. А кто составляет славу святой Церкви? Господь Иисус Христос, всегда с ней неразлучно пребывающий Своей благодатью. Следовательно, о ком служители Церкви совершают молитву, о том молится вся Церковь, о том ходатайствует Сам Иисус Христос, единый ходатай Бога и человеков (1 Тим. 2, 6). Иисус Христос обещал всегда быть там с молящимися, где их соберется двое или трое во имя Его (см.: Мф. 18, 20). Тем более Он бывает со всей Церковью, молящейся в лице служителей ее, и их устами Он молится тогда, их руками Он приносит приношения. Да, когда служители Церкви о вас и за вас молятся с вами, то это все равно что Сам Иисус Христос со всей Своей Церковью молится о вас и за вас Отцу Своему. Молящимися устами священника Сам Иисус Христос подает вам милость Божию. Вот чья благодать льется из уст служителей Церкви, когда они совершают молитвы церковные, и вот чья сила исходит от их десницы, когда они благословляют молящихся во имя Божие. Вот отчего святы и доступны Богу молитвы служителей Церкви: в лице их Сам Сын Божий молится Своему Богу. Итак, христиане, молитесь непрестанно, но соединяйте молитвы свои с молитвами служителей Церкви; просите их, чтобы они с вами о вас всегда молились: тогда будете получать от Бога всякую милость, тогда будет исполняться вся, яже ко спасению ваши прошения; не мы, служители Церкви, молящиеся о вас и за вас, но Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистой Своей Матери и всех святых будет спасать и миловать вас.

Сила молитв служителей Церкви основана на силе самой Церкви, на том, что церковная молитва – истинный путь к спасению, конечно, для тех, кто ищет спасения, стремится к нему очищением своего сердца. Поэтому нужно верить в силу молитв Церкви.

Когда во время богослужений вы не в храме, мысленно пребывайте в нем, вспоминайте о нем и духом будете в нем за совершаемым священнодействием, молитвой.

Канонические молитвы.

Канонические молитвы, или так называемые «готовые молитвы» на все случаи жизни, вы без какого-либо труда можете найти в любом Молитвослове. Канонические сборники молитв устроены очень удобно: в них есть Утренние и Вечерние молитвы, молитвы Господу, молитвы Богородице и молитвы святым. В некоторых, расширенных, Молитвословах содержатся также акафисты, тропари, кондаки и величания на Праздники Господни, праздники Богородицы, святых и икон Божией Матери. Какой Молитвослов выбрать, зависит только от вас. Поначалу лучше всего остановить выбор на самом простом, небольшом Молитвослове.

Как пользоваться Молитвословом? Разумеется, можно просто-напросто найти в оглавлении ту или иную молитву: как правило, из заголовков сразу видно, на какой случай молитва предназначается («о живых», «о усопших», «от недугов», «от страха» и т. д.).

Но не это, наверное, самое главное. Если обобщить весь многовековой опыт Православной Церкви, в сущности, сразу станет очевидно, что молиться можно любому святому, перед любой иконой, только бы ваша молитва шла от души!

В книге «Учитесь молиться!» митрополит Антоний Сурожский писал:

У нас есть богатый выбор молитв, которые были выстраданы подвижниками веры и рождены в них Духом Святым. Важно отыскать и знать их достаточное число, чтобы в нужный момент найти соответствующие молитвы. Речь идет о том, чтобы выучить наизусть достаточное количество значительных для нас отрывков из псалмов или из молитв святых; каждый из нас более чуток к тем или другим отрывкам. Отметьте себе те отрывки, которые глубоко вас трогают, которые для вас осмысленны, которые выражают нечто – о грехе, или о блаженстве в Боге, или о борьбе, что вы уже знаете опытно. Заучите эти отрывки наизусть, потому что в какой-то день, когда вы так пали духом, так глубоко отчаялись, что не можете вызвать в своей душе ничего личного, никаких личных слов, вы обнаружите, что эти отрывки всплывут на поверхность и предстанут вам, как подарок Божий, как дар Церкви, как дар святости, восполняя упадок наших сил. Тогда-то нам дей ствительно нужны молитвы, которые мы заучили так, что они сделались частью нас самих.

К сожалению, слишком часто мы плохо улавливаем смысл канонических молитв. Человек неискушенный, взяв в руки Молитвослов, как правило, многие слова в нем не понимает. Ну, что, например, означает слово «созижди»? Или слово «имам»? Если вы обладаете врожденным словесным чутьем, то «перевести» непонятные слова вам будет не так уж сложно. Слово «созижди» – явно производное от слова «созидание», то есть сотворение, создание; «созижди» означает «создай, сотвори». А «имам» – старинный вариант слова «имею», и корень у них один. Только после того, как вы разберетесь со смыслом молитвенных текстов, можно приступать и непосредственно к молитве, иначе ваше обращение к высшим силам будет для вас всего лишь набором непонятных слов. И эффекта от подобной просьбы, к сожалению, ожидать не приходится.

Молитва своими словами.

Довольно часто можно услышать такой вопрос: возможно ли молиться своими словами? Разумеется, можно! Ведь все мы – очень разные. Кому-то легче читать «готовые молитвы», а кто-то просто не способен в настоящее время в полной мере осознать смысл канонических молитв, и поэтому не может ими пользоваться.

Вот что говорят о молитвах своими словами представители Русской Православной Церкви.

Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть, и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова. Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спа си меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».

Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях. Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели: «Господи, помоги им».

Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря

Хорошо иногда на молитве сказать несколько слов своих, дышащих горячей верой и любовью ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом, не все быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, – сказать от сердца и свое благое слово; к чужим же словам мы как-то привыкаем и хладеем.

Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Иногда, чтобы адресовать Богу свою горячую просьбу, нет нужды прибегать к словам. Молитва может быть безмолвной. Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример. Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились. Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо».

Краткое молитвенное призывание

А еще на протяжении дня можно молиться краткими молитвенными призываниями. Прежде всего, это Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного ». Данную молитву в православии именуют «молитвой устойчивости». Отчего пошло подобное название? Дело в том, что в Иисусовой молитве человек всецело отдается на милость Божию, под Его покров и заступничество. По мнению большинства православных подвижников Иисусова молитва в нескольких словах суммирует всю премудрость Евангелий.

Довольно эффективны молитвы-обращения за помощью и защитой к святому, имя которого вы носите. Обращаться к своим святым покровителям лучше всего несколько раз в день. Для этого также существует коротенькая молитва.

Молитва, обращенная к святому, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

За покровительством к Богородице мы обращаемся в следующей молитве:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Если сложно запомнить сразу молитву, можно просто время от времени повторять про себя:

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Иные популярные молитвы:

Как молиться в дни поминовения. Молитвы об усопших

Девять заповедей блаженства

О молитве: Краткие молитвы, Церковные молитвы, О силе молитв служителей Церкви, Канонические молитвы, Молитва своими словами

О молитве: Как нужно молиться и каких ошибок избегать, Молитвенное правило, Из каких молитв должно состоять молитвенное правило мирянина, Когда совершать свое молитвенное правило, Как подготовиться к молитве, Как совершать дома свое молитвенное правило, Что делать при рассеянии на молитве, Как заканчивать свое молитвенное правило, Как научиться молитвенно проводить день, Как принудить себя к молитве, Что нужно для успешной молитвы

О молитве: Положение тела при молитве, Молитва перед иконами, Молитва за ближних, Молитва за усопших, Молитва за врагов, Семейная молитва, Практические советы и молитвы на разные случаи жизни, Подведем итоги разговору о молитве

Общие тропари. Ангелу Хранителю, Апостолам, Архангелу, Бессребреникам, Всем святым

Тропари Б-В. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам

Тропари О-П. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам

Тропари Р-Я. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам

Молитвы о здравии младенцев

Молитвы о развитии ума у детей

Молитвы в печали о детях, где они находятся и живы ли

Молитвы в болезнях младенцев

Молитвы спасении от насилия

Православные информеры для сайтов и блогов Все молитвы.

ЧУДОДЕЙСТВЕННАЯ СИЛА МОЛИТВЫ

У каждого живущего на земле народа, есть специальные слова, которые передаются из поколения в поколение и с которыми человек обращается к высшим силам. Это слова молитвы. Просить о том, чего хочешь всем сердцем, просить о помощи в самом трудном деле – вот для чего предназначены молитвы.

Молитва воздействует на окружающий мир и человека самым непосредственным образом. Умение молиться составляет настоящее искусство для души и разума, и мы расскажем, как сделать молитву действенной, т.е., как обрести молитвенный дар. Человек используя слова молитвы, многократно усиливает энергию желания, и эта энергия обретает силу, которая недостижима без молитвы. Слова, в которых нет чувства уверенности, никогда не обретут силу молитвы. Помните, что без искренней веры молитва будет оставаться набором слов.

Молитва – дыхание нашей души

Молитва – это обращение к Высшим силам, это восхваление или благодарность, просьба, которая идет от человека к Божеству. Когда мы просим о прощении, то признаемся в грехах и очищаемся, когда восхваляем Господа – радуемся миру, тому, что живем, дышим, любим; когда просим об исполнении желаний – заглядываем в сокровенные глубины собственного Я. Молитва помогает человеку вернуться к самому себе – такому, каким он был задуман, почувствовать себя в мире, ощутить на себе его движение, энергию.

Люди, которые искренне веруют, знают, что молитва обладает чудодейственной силой, потому что Бог не может оставить ее без ответа. Созданная им Вселенная совершенна и может существовать без чьей-либо помощи, а вот человек отнюдь не совершенен, хотя, и создан по образу и подобию Божьему. Отведав яблока с Древа познания, человечество попало в водоворот грехов и сейчас уже не способно гармонично управлять миром, который достался ему в дар. Но Верховный Создатель мудр и с любовью относится к своему детищу. Он не может бросить нас на произвол судьбы и поэтому помогает, прислушиваясь к нашим молитвам и просьбам. В противном случае человек снова превратит Вселенную в первородный хаос, ведь он уже не раз являл миру свой “талант” разрушителя.

Искренние просьбы верующих доходят до Бога, и Он отводит от человечества беду. Человек создан Богом и, значит, содержит в себе частицу Его мудрости. Вот почему человек видит зло, нищету, ненависть и просит Бога о справедливости. Молитва – это наша связь с Богом, наш разговор с ним.

Дыхание соединяет человека с миром. Прерывается эта связь – и жизнь останавливается. Молитва – дыхание нашей души, она соединяет нас с Богом. Когда эта связь обрывается, Бог нас не слышит, душа страдает и накапливает желания.

Понимая значение молитвы, мы должны серьезнее относиться к ее составлению. Молитва – это великое искусство, недаром верующие говорят: “сотвори молитву”. Бессвязные слова вряд ли будут понятны Богу. Поэтому обратимся к шедеврам признанных мастеров веры. Перед вами правила истинной молитвы, которые при условии четкого им следования донесут вашу просьбу до Создателя.

Основные правила истинной молитвы

Во-первых, важно правильно сформулировать в молитве свое желание. Не нужно перечислять все свои проблемы и просить помощи по каждой из них. Бог сам увидит то, в чем вы нуждаетесь, и даст вам это. Молитва должна содержать просьбу о поддержке, о придании сил и возможностей для самостоятельного исполнения желания.

Во-вторых, необходимо настроиться на состояние молитвы. Молитва – это своего рода медитация. На время молитвы ваши душа, ум и тело должны не обращать внимания на окружающее и настроиться на общение с Богом.

Душа. Чтобы наш запрос дошел до Бога, он должен быть наполнен энергией, иначе вы не будете услышаны. Человек обладает очень мощными энергетическими запасами, но большинство из нас растрачивает их понапрасну, занимаясь пустыми мелкими делами. Мы не любим ближних, как нам было завещано, а ведь любовь – это энергия, мы страшимся расплаты за свершенные грехи, но ведь страх – это потеря энергии. Мы негодуем, злимся, и капля за каплей сила нас покидает. Когда мы пытаемся творить молитву, она получается слабой и безжизненной. Следовательно, прежде чем произнести молитву, нужно освободиться от злости, ненависти, греховных мыслей, зависти. Нужно попросить прощения у ближних наших и самим их простить. После такого очищения в вашей душе освободится много энергии, которая отразится в молитве. Люди верующие говорят: “Быть злопамятным и молиться – то же самое, что сеять в море и ждать жатвы”.

Ум. В молитве должны принимать участие не только душа, но и разум. Основная задача разума – вникнуть в текст молитвы. Вы должны внимательно прочитать молитву, понять и прочувствовать каждое слово, вникнуть в смысл молитвы и затем передать это знание свое душе. Если вы будете бубнить слова своего послания к Высшим силам, то ваша душа, не сможет включиться в работу, она просто вас не поймет. А ведь Бог живет в душе человека, а не в словах. “Потому как не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание” – говорят верующие.

Тело. Человеку привыкшему молится несложно настроить свою душу на общение с Богом. Однако тому, кто только вступает на этот путь, необходимо соблюдать определенный ритуал для создания нужного настроя.

Дополнительные правила истинной молитвы

Время. Лучше всего произносить молитвы утром до начала работы и вечером после нее, когда вы можете сосредоточиться.

Место. Во время молитвы лучше всего уединиться, найти тихое место, где никто не будет вам мешать. “Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне” (Матфей. 6:6).

Положение тела и молитвенные жесты. Некоторые положения тела и жесты содействуют молитве и помогают добиться внутренней сосредоточенности. Это крестное знамение, поклоны (земной и поясной) и молитвенное сложение рук. Все это благоприятствует укреплению чувства смирения, благоговения, преклонения. Молиться можно стоя, на коленях, сидя, лежа. Главное, чтобы вам было удобно, чтобы вы ощущали радость, легкость и могли на время молитвы забыть о своем теле. Православные священники советуют: “Лучше молиться сидя и думать о боге, чем на коленях и думать о ногах”.

Дыхание. Дыхание способно успокоить тело и умиротворить чувства. Таким образом, человек готовится к молитве. Перед началом молитвы сделать два-три глубоких вдоха и выдоха, а потом, как только дыхание войдет в обычный ритм, забыть о нем.

Во время молитвы. Начинающему необходимо произносить молитвы вслух или вполголоса. Это помогает сосредоточиться. При этом голос должен меняться в зависимости от молитвы: восхваления следует произносить громко и радостно; просьбы – смиренно и скромно, а покаяние – с чувством сокрушения, стыдясь совершенного греха.

Порядок молитв. Вначале необходимо поблагодарить и восславить Бога, затем попросить прощения за грехи и под конец упомянуть о своих прошениях.

Молитва не должна превращаться в повседневный, рутинный ритуал. Искренняя, чистосердечная молитва, исполненная веры и любви к Богу, способна творить чудеса. История знает немало примеров того, как истинная молитва была услышана Господом.

Перед вами одна из Древнейших и красивейших русских легенд о силе пламенной молитвы.

На том месте, где теперь расположен город Санкт-Петербург, раньше проживало племя Ижора. Это были мирные люди, рыболовы и охотники. Однако им не суждено было жить в мире: шведские и немецкие рыцари вторгались на их территорию, грабили и убивали людей, сжигали поселения. Был в этом племени очень уважаемый человек – старейшина одного из родов – Пелгусий. Денно и нощно он молил Господа спасти его народ от набегов иноземных захватчиков. И вот однажды Пелгусий отправился ловить рыбу. Когда он подошел к морю, то сквозь висевший над водой туман увидел ладью, в которой сидели святые Борис и Глеб. До Пелгусия долетели слова, сказанные Борисом: “Греби, Глебе, поспешим на помощь нашему родственнику князю Александру”. Пелгусий проследил, к какому месту пристала ладья, и бросился с сообщением в Новгород. Так князь Александр, прозванный позднее Невским, был заранее оповещен о том, что шведы наступают на его земли.

Шведы были повержены и набеги прекратились. Так пламенная молитва Пелгусия спасла целое племя.И в наше время мы знаем немало примеров того, как молитва помогает достичь желаемого. Здесь уместно будет вспомнить о Георге Мюллере, который известен тем, что основал в Англии несколько больших благоустроенных приютов для сотен сирот и беспризорных детей.

Задумав новое дело, он не стал обращаться к людям с просьбами о помощи, а начал усиленно молиться Богу об успехе задуманного. В результате у него появлялись необходимые средства для совершения дела.

Горячая и слезная молитва всегда будет услышана Господом, ведь не может погибнуть зерно, брошенное в благодатную почву.

Пусть ваша вера станет плодородной землей, на которой смогут взойти, и прорасти семена ваших желаний.

Чтобы удача повернулась к вам, перед началом всякого дела произносите молитву предначинательную.

Эту молитву читают дважды. Первый раз, когда родители дают имя ребенку, второй раз утром, в день крещения ребенка в церкви.

Господи, Отец Вседержитель!

Язык – проветчик, зубы – межа, глаза – вода, лоб – бор, веди меня.

Для скорой и выгодной продажи читайте такую молитву.

“Да воскреснет Бог”.

Чтобы ваша жизнь в доме наладилась и любое дело спорилось, нужно Божье благословение.

От порчи вам поможет такая молитва.

Молитва Святому Вонифатию Милостивому.

При помощи этой молитвы и вере в чудо, которое она свершает, человек может исцелиться от неизлечимой болезни, избежать бед, резко изменить свою судьбу в лучшую сторону.

Поистине много может усиленная молитва (Иак 5:16). Это подтверждается множеством примеров. Апостол Иаков дает при­мер из Священной истории Ветхого Завета: по молитве пророка Илии небо не давало дождя в течение трех с половиной лет. Для народа Божия это означало испытание голодом.

Имея перед собой яркий пример сильной молитвы, я стою перед ним в сознании собственной немощи. И чтобы это сознание не стерлось во мне со временем, Церковь ежедневно напоминает мне о грехах против молитвы. Ежедневное вечернее правило содержит в себе молитву ко Пресвятому Духу. В ней верующий просит прощения у Бога: Прости, Господи, Царю Небесный, аще стоя на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся… или о молитве не радих . Ум мой отходит от молитвы, направляясь к лукавству мира сего, потому что мирское сильнее, чем духовное, затрагивает мой ум. Я нерадиво отношусь к молитве, потому что хотя и знаю, как много может молитва, но это знание не стало силой, преобразующей жизнь, не стало опытом. И поэтому когда мне нужно решить какую-то задачу, я прежде всего подбираю мирские средства для ее решения. Я стараюсь делать дело, а молиться о деле приходит в голову, только если дело не получается. Молитве в данном случае отводится роль соломинки, за которую хватается утопающий. А ведь он видит, что хватается за соломинку, то есть за что-то крайне некрепкое, ненадежное, но поскольку другого выхода у него нет, хватается за то, что есть.

Конечно, такое отношение к молитве образцовым никак не назовешь. Далекое от образцового положение дел надо как-то исправлять. Но как? Кто может усилить нашу немощную молитву? Есть ряд условий, при которых молитва может стать сильнее. Православная мистико-аскетическая традиция большое место уделяет условиям, способствующим внимательной молитве, в которой участвует весь человек. Отцы-исихасты подчеркивают важность психофизического единства человека молящегося и специально говорят о первой стадии освоения молитвенного делания как о стадии устной молитвы, то есть молитвы, совершаемой не только “про себя” , но и проявляющейся во внешней речи, то есть телесно. Однако и молитва, совершаемая вслух (велегласно), может быть вполне бездушной. Даже молясь на весь храм, диакон может незаметно перейти с одной молитвы к совершенно другой и вместо Многая лета возгласить Вечную память .

Для того, чтобы сохранить внимание во время молитвы, практикуется краткословная молитва. Наиболее известная ее формула - это молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного . Краткословная молитва помещается в одной простой фразе, и ум за несколько ее слов просто не успевает утомляться, то есть краткословная молитва не требует от молящегося каких-то особых интеллектуальных усилий, что позволяет разуму долго и активно участвовать в молитвенном делании. Однако практика Иисусовой молитвы также не всегда является примером живой сильной молитвы. Повторяя по много раз молитву Иисусову, человек может постепенно перейти к механическому воспроизведению слов этой замечательной молитвы. Один из афонских подвижников ХХ века уподобляет механическое повторение Иисусовой молитвы тиканью часового механизма. В такой молитве жизни не больше, чем в часах.

Еще один усилитель молитвы можно увидеть в том, чтобы стараться молиться как можно чаще и продолжительнее (в конечном счете - молиться непрестанно). Но и это условие усиления молитвы само по себе не приводит к достижению искомого результата. Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает продолжительную молитву, совершаемую внешним образом, с обильным дождем, который падает с неба и разбивается о железную крышу, под которой хранятся зерна. Зерна не получают влаги, не прорастают и не приносят богатый урожай. Этот образ святителя Игнатия говорит о том, что внешние приемы по усилению молитвы могут не дать результата.

Церковный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий называет еще одно непременное условие успеха в молитве - это борьба со страстями. Действительно, много может молитва праведного, бесстрастного.И стало быть, путь к праведности - это путь к сильной молитве. Но многое зависит от того, как понимается праведность. В истории Церкви есть пример ереси, содержание которой целиком мистико-аскетическое. Ересь мессалианства - ересь “молящихся”, которые считали, что 15-летней борьбы со страстями достаточно для того, чтобы стать бесстрастными навсегда, и что для бесстрастного человека молитвенное делание есть такое богообщение, которое заменяет собой таинства.

Православная установка радикально отличается от мессалианской: борьбе со страстями и покаянию в грехах на земле нет конца. Это значит, что продолжительные аскетические подвиги способствуют очищению сердца от страстей, но не гарантируют бесстрастия. Отвержение мессалианства означает еще и то, что церковная соборная молитва, церковное богослужение - это не первоначальный этап в молитвенном делании; церковная молитва - это пожизненная школа для всех верующих. Личная молитва верующего усиливается от того, что она, как маленькая струйка, входит в поток молитвы собравшихся в храме Божием (протоиерей Глеб Каледа).

Все эти приемы, усиливающие молитву (молитва вслух, краткословная, частая и продолжительная, соборная) будут плодотворными только при соблюдении определенного условия: между небом (Богом) и землей (человеком) не должно быть железного занавеса. Человек молящийся не должен закрываться от небесного дождя железной крышей. Когда молитвенник открывается Небу, он получает дождевую воду жизни вечной, как Небесный дар, и это приносит обильный плод. Одних усилий человека для того, чтобы молитва стала сильной, мало. Нужно, чтобы усилия человека были умножены силой Божией. Сильная молитва может быть именно результатом содействия (синергии ) Бога и человека.

Сильной молитвы нет без силы Божией. Само богооткровенное библейское представление о Боге связано с образом Силы. То слово, которое в переводе Ветхого Завета мы читаем как Бог (на языке оригинала Эль, Элоах, Элогим ), буквально означает ‘Си­ла’ или ‘Силы’ (во множественном числе, то есть Сила в высшей степени). Бог воспринимался ветхозаветным человеком как Сила по преимуществу, Сила всепобеждающая. И в православном богословии это учение о Боге как о Силе нашло свое особенное выражение. В ХIV веке подвижник и великий богослов Православной Церкви святитель Григорий Палама сформулировал учение о нетварных Божественных энергиях. Согласно этому учению, Бог открывается в мире как нетварные силы (dЪnamij ) и нетварные действия (™nљrgeia ), причем сила Божия непосредственно и есть Сам Бог. И человек может достичь единства с Богом не по сущности, как учат об этом пантеисты, и не по личности, что означало бы растворение личности человека в Личности Бога . Соединение Бога и человека возможно как прямое и непосредственное, и возможно оно именно в энергии, в силе, в действии, и это соединение на языке догматики называется синергия - содействие.

Синергийная молитва немыслима без Бога, Который действует Собою в молящемся, и немыслима без человека, без его усилий. В древнем Патерике есть одна история, которая хорошо иллюстрирует это утверждение. К великому подвижнику Антонию пришел человек с просьбой помолиться за него. Авва ответил ему: “Ни я, ни Бог не сжалится над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться”. Молитва, усиленная синергией, возможна как совместное действие двух: Бога и человека. Сила молитвы имеет место тогда, когда сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор 12:9). Это таинственное изречение Апостола дает надежду всем, кто ищет усиления своей молитвы. Апостол Павел свидетельствует, что даже обессиленный, немощный человек, если он эту свою немощь осознает и исповедует перед Богом, если он открывает свое сердце для того, чтобы Бог вошел в него Своею силой, вошел в него как сила, укрепляющая немощь человеческую, то Бог действительно посещает такого человека и творит в нем и через него чудные дела Свои. Эта немощь человека, молящего Бога о подании силы, и есть та нищета духовная, о которой говорил Господь наш Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5:3). Человек, ощущающий себя духовно нищим, просит о духовном даре, и если он взыскует самого главного - Самого Бога, Самого Дарителя и Дар, Саму Силу всепобеждающую - тогда Господь сходит с Небес на землю сердца такого человека как благодатный дождь, наполняет его жизнью и делает молитвы его действенными и сильными.

). Это подтверждается множеством примеров. Апостол Иаков дает при­мер из Священной истории Ветхого Завета: по молитве пророка Илии небо не давало дождя в течение трех с половиной лет. Для народа Божия это означало испытание голодом.

Имея перед собой яркий пример сильной молитвы, я стою перед ним в сознании собственной немощи. И чтобы это сознание не стерлось во мне со временем, ежедневно напоминает мне о грехах против молитвы. Ежедневное вечернее правило содержит в себе молитву ко Пресвятому Духу. В ней верующий просит прощения у Бога: Прости, Господи, Царю Небесный, аще стоя на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся… или о молитве не радих . Ум мой отходит от молитвы, направляясь к лукавству мира сего, потому что мирское сильнее, чем духовное, затрагивает мой ум. Я нерадиво отношусь к молитве, потому что хотя и знаю, как много может , но это знание не стало силой, преобразующей жизнь, не стало опытом. И поэтому когда мне нужно решить какую-то задачу, я прежде всего подбираю мирские средства для ее решения. Я стараюсь делать дело, а молиться о деле приходит в голову, только если дело не получается. Молитве в данном случае отводится роль соломинки, за которую хватается утопающий. А ведь он видит, что хватается за соломинку, то есть за что-то крайне некрепкое, ненадежное, но поскольку другого выхода у него нет, хватается за то, что есть.

Конечно, такое отношение к молитве образцовым никак не назовешь. Далекое от образцового положение дел надо как-то исправлять. Но как? Кто может усилить нашу немощную молитву? Есть ряд условий, при которых молитва может стать сильнее. Православная мистико-аскетическая традиция большое место уделяет условиям, способствующим внимательной молитве, в которой участвует весь человек. Отцы-исихасты подчеркивают важность психофизического единства человека молящегося и специально говорят о первой стадии освоения молитвенного делания как о стадии устной молитвы, то есть молитвы, совершаемой не только “про себя” , но и проявляющейся во внешней речи, то есть телесно. Однако и молитва, совершаемая вслух (велегласно), может быть вполне бездушной. Даже молясь на весь храм, диакон может незаметно перейти с одной молитвы к совершенно другой и вместо Многая лета возгласить Вечную память .

Для того, чтобы сохранить внимание во время молитвы, практикуется краткословная . Наиболее известная ее формула – это молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного . Краткословная молитва помещается в одной простой фразе, и ум за несколько ее слов просто не успевает утомляться, то есть краткословная молитва не требует от молящегося каких-то особых интеллектуальных усилий, что позволяет разуму долго и активно участвовать в молитвенном делании. Однако практика Иисусовой молитвы также не всегда является примером живой сильной молитвы. Повторяя по много раз молитву Иисусову, человек может постепенно перейти к механическому воспроизведению слов этой замечательной молитвы. Один из афонских подвижников ХХ века уподобляет механическое повторение Иисусовой молитвы тиканью часового механизма. В такой молитве жизни не больше, чем в часах.

Еще один усилитель молитвы можно увидеть в том, чтобы стараться молиться как можно чаще и продолжительнее (в конечном счете – молиться непрестанно). Но и это условие усиления молитвы само по себе не приводит к достижению искомого результата. Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает продолжительную молитву, совершаемую внешним образом, с обильным дождем, который падает с неба и разбивается о железную крышу, под которой хранятся зерна. Зерна не получают влаги, не прорастают и не приносят богатый урожай. Этот образ святителя Игнатия говорит о том, что внешние приемы по усилению молитвы могут не дать результата.

Церковный писатель протоиерей называет еще одно непременное условие успеха в молитве – это борьба со страстями. Действительно, много может молитва праведного, бесстрастного.И стало быть, путь к праведности – это путь к сильной молитве. Но многое зависит от того, как понимается праведность. В истории Церкви есть пример ереси, содержание которой целиком мистико-аскетическое. Ересь мессалианства – ересь “молящихся”, которые считали, что 15-летней борьбы со страстями достаточно для того, чтобы стать бесстрастными навсегда, и что для бесстрастного человека молитвенное делание есть такое богообщение, которое заменяет собой таинства.

Православная установка радикально отличается от мессалианской: борьбе со страстями и покаянию в грехах на земле нет конца. Это значит, что продолжительные аскетические подвиги способствуют очищению сердца от страстей, но не гарантируют бесстрастия. Отвержение мессалианства означает еще и то, что церковная соборная молитва, церковное богослужение – это не первоначальный этап в молитвенном делании; церковная молитва – это пожизненная школа для всех верующих. Личная молитва верующего усиливается от того, что она, как маленькая струйка, входит в поток молитвы собравшихся в храме Божием (протоиерей Глеб Каледа).

Все эти приемы, усиливающие молитву (молитва вслух, краткословная, частая и продолжительная, соборная) будут плодотворными только при соблюдении определенного условия: между небом (Богом) и землей (человеком) не должно быть железного занавеса. Человек молящийся не должен закрываться от небесного дождя железной крышей. Когда молитвенник открывается Небу, он получает дождевую воду жизни вечной, как Небесный дар, и это приносит обильный плод. Одних усилий человека для того, чтобы стала сильной, мало. Нужно, чтобы усилия человека были умножены силой Божией. Сильная молитва может быть именно результатом содействия (синергии ) Бога и человека.

Сильной молитвы нет без силы Божией. Само богооткровенное библейское представление о Боге связано с образом Силы. То слово, которое в переводе Ветхого Завета мы читаем как Бог (на языке оригинала Эль, Элоах, Элогим ), буквально означает ‘Си­ла’ или ‘Силы’ (во множественном числе, то есть Сила в высшей степени). Бог воспринимался ветхозаветным человеком как Сила по преимуществу, Сила всепобеждающая. И в православном богословии это учение о Боге как о Силе нашло свое особенное выражение. В ХIV веке подвижник и великий богослов Православной Церкви святитель Григорий Палама сформулировал учение о нетварных Божественных энергиях. Согласно этому учению, Бог открывается в мире как нетварные силы и нетварные действия, причем сила Божия непосредственно и есть Сам Бог. И человек может достичь единства с Богом не по сущности, как учат об этом пантеисты, и не по личности, что означало бы растворение личности человека в Личности Бога . Соединение Бога и человека возможно как прямое и непосредственное, и возможно оно именно в энергии, в силе, в действии, и это соединение на языке догматики называется синергия – содействие.

Синергийная молитва немыслима без Бога, Который действует Собою в молящемся, и немыслима без человека, без его усилий. В древнем Патерике есть одна история, которая хорошо иллюстрирует это утверждение. К великому подвижнику Антонию пришел человек с просьбой помолиться за него. Авва ответил ему: “Ни я, ни Бог не сжалится над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться”. , усиленная синергией, возможна как совместное действие двух: Бога и человека. Сила молитвы имеет место тогда, когда сила Божия в немощи совершается (см. ). Это таинственное изречение Апостола дает надежду всем, кто ищет усиления своей молитвы. Апостол Павел свидетельствует, что даже обессиленный, немощный человек, если он эту свою немощь осознает и исповедует перед Богом, если он открывает свое сердце для того, чтобы Бог вошел в него Своею силой, вошел в него как сила, укрепляющая немощь человеческую, то Бог действительно посещает такого человека и творит в нем и через него чудные дела Свои. Эта немощь человека, молящего Бога о подании силы, и есть та нищета духовная, о которой говорил Господь наш в Своей Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (). Человек, ощущающий себя духовно нищим, просит о духовном даре, и если он взыскует самого главного – Самого Бога, Самого Дарителя и Дар, Саму Силу всепобеждающую – тогда Господь сходит с Небес на землю сердца такого человека как благодатный дождь, наполняет его жизнью и делает молитвы его действенными и сильными.

«Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков !» – так принято начинать молебен в Православной Церкви. Этим возгласом, произнесенным от нашего имени священником, мы сразу свидетельствуем, что нет для нас никого выше Бога, и ничего ценнее общения с Ним. И что мы полностью доверием Ему, даже если то, что сейчас с нами происходит, скорбно и мучительно. Он знает, какими путями привести нас в Вечную Радость. Он открыл нам, что «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). И не только сказал об этом, но и Сам стал Человеком, чтобы разделить с нами боль. Есть ведь что-то безнравственное, когда призываешь страдать и терпеть других, сам будучи не причастен страданию. Никогда не сможет понять до конца страдание другого тот, кто сам не пережил ничего подобного. Тот Бог, в Которого мы верим, поймет любого, потому что о страдании знает не со стороны. Каждый раз, осеняя себя крестным знамением или взирая на Святое Распятие, вспоминаем, что пережил Он для того, чтобы разделить с нами горький путь нашей жизни. И если на молебен собрало нас общее горе, то общее оно не только для нас, молящихся, но и для Того, к Кому обращаемся с молитвой.

Обычно после возгласа всеми участниками молебна поется молитва «Царю Небесный…» Она обращена к Святому Духу. Когда на 50-й день по Воскресении Христовом Святой Дух сошел на учеников Господа, родилась Церковь – единство верующих во Христа. До начала молебна нас объединяла общая цель, общая боль или общая радость. Теперь объединяет Дух Святой, Дух Истины, подлинный Утешитель всех ищущих утешения и помощи.

Затем обычно поются тропари, то есть краткие песнопения-молитвы тем, кому заказан молебен: Господу, Богородице, Святым…. Тропари бывают разные, но предваряются они обычно песнопением «Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне». Этот стих из 117 псалма повторяется четырежды, чередуясь с четырьмя другими стихами. Не буду приводить и объяснять их все, но один из них бывает особенно созвучен чаяниям многих молящихся: «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня» (Пс.117:17) Ведь часто на молебен приходят те, кто находится между жизнью и смертью. Как важно услышать им из уст священнослужителя такое уверение! «Не умру, но жив буду…!»

После тропарей поются запевы, или краткие молитвенные обращения к тем, кому сложится молебен. «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе», «Иисусе Сладчайший, спаси нас», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и др.

Нас часто спрашивают, кому молиться в том или ином случае. «У меня такая вот беда, а кому молиться, не знаю! Подскажите, пожалуйста». По большому счету все наши молитвы, все наши молебны обращены только к Богу. Только Он может спасти нас, только от Него исходит сила, укрепляющая, исцеляющая, очищающая и обновляющая нас. А как же святые? Они – сомолитвенники наши. Заказывая молебен тому или иному святому, мы просим, чтобы он помолился вместе с нами, помолился за нас. Никогда никакого святого не просим мы «спаси» или «помилуй». Это не в их власти. «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», «Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас» и т. д. Только так обращаемся мы ко святым угодникам, прося их помощи. Потому что их молитва имеет несравненно большую силу, чем наша, ведь святые – это те, кто сумели стать подлинными друзьями Божиими, кто жизнью своей подтвердил свою веру и любовь. Они действенно молятся о нас.

Только для Пресвятой Богородицы делается исключение. Обращаясь к Ней, мы говорим: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Такое исключение понятно каждому, кто понимает, какое особое значение имеет подвиг Девы Марии в деле нашего спасения. Степень Ее близости к Богу столь велика! Вспомните, в Кане Галилейской Ей удалось упросить Иисуса Христа совершить чудо, которое совсем не входило в Его намерения. Кто когда из святых имел такое дерзновение!

Пропев запевы, мы подходим к важнейшей части молебна – чтению Евангелия. Тут хочется добавить: чтение Евангелия должно быть важнейшей частью всей нашей жизни. Богослужебным Уставом для каждого молебна предлагается свое чтение. Так, если обращаемся с просьбой к Господу Иисусу Христу, то звучат такие слова из Евангелия от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят…» (Мтф. 7:7,8). Если молебен благодарственный, то вспоминаем о десяти прокаженных, из которых только один исцеленный Господом возвратился, чтобы поблагодарить Его. Евангельский отрывок молебна о болящих напоминает об одном из чудесных исцелений, совершенных Господом. А когда служим молебен об умножении любви, перечитываем одно из самых радостных откровений о том, как любит нас Бог, о том, что не мы избрали Его, а он избрал и привлек нас к Себе. Наша любовь к Нему была бы невозможна, если бы прежде Он не возлюбил нас. Любя Его, мы в меру наших сил лишь отвечаем на Его любовь.

За Евангелием следует Сугубая ектения. «Сугубая», то есть усиленная. Каждое прошение сопровождается троекратным пением хора или народа «Господи помилуй». Здесь же читаются и записки с именами тех, о ком мы молимся. Записок порой бывает много, и священник долго произносит десятки и сотни имен людей, подавляющее большинство которых он не знает. Не бессмысленно ли это долгое перечисление имен? Нет, не бессмысленно! За каждым именем – человеческая душа, личность, жизнь. Каждого, чье имя произносится на молебне, знает и любит Господь. Так стоит ли напоминать Богу о тех, кого Он и без нас помнит? Мы не напоминаем, конечно. Мы свидетельствуем, что и нам дороги эти люди, что мы вверяем их и себя милосердию Божию. Любовь Божия, Его Благой Промысел о нас не отменяет нашей необходимости любить друг друга, помнить и заботиться друг о друге. Тот, кто может все, неоднократно говорил обращавшимся к Нему за помощью: «По вере вашей будет вам». Он же сказал нам словами Апостола Иакова: «… молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного…» (Иак. 5:17). Сотворив нас свободными, Он желает, чтобы мы не пассивно ожидали Его помощи себе и друг другу, но тоже прилагали усилия, в том числе и молитвенные. «По вере вашей будет Вам…». Молитва, особенно совместная, – выражение и подтверждение нашей веры.

Не всегда есть у человека возможность участия в молебне. Многие приходят в церковь, заказывают молебен, пишут записку с именами тех, о ком просят помолиться, оставляют пожертвование и уходят. Имеет ли смысл такая молитва? Конечно, если сами мы не можем, пусть помолятся о нас другие. И это немало. Ведь даже желание, чтобы о нас помолились, уже некий начаток молитвы. Но, если это возможно, намного лучше прийти на молебен самому.

«Не умру, но жив буду….» Но ведь умру же! Даже если совершенно здоров, все равно не избежать мне смерти. Даже если здоров… А молебен чаще всего собирает тех, кто очень даже нездоров. Или их близких. Часто ли случается, что после молебна болезнь уходит и возвращается здоровье? Случается, но, честно скажем, не часто. Это все-таки чудо, а чудеса, мы верим, возможны, но не часты.

Всем нам суждено когда-то умереть, за исключением тех, кто доживет до второго пришествия Господа. Но к нам, верующим, обращены слова святителя Иоанна Златоуста, которые мы слышим ежегодно в конце Пасхальной утрени: «…Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть!… Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! ….Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! …» . Тот святой, кому принадлежат эти слова, умирая произнес: «Слава Богу за все».

Скорби и болезни временны. Они закончатся. Вечная жизнь, вечная радость не закончатся никогда, если в этой временной жизни не отчаемся и не утратим веру, не угасим любовь. Вот для того, чтобы нас не одолело уныние, чтобы умножилась вера и любовь, собираемся мы вместе на общую молитву, просим помощи Божией. И не будем сомневаться, что обязательно получим ее.

Loading...Loading...