Где находится свято пантелеимонов монастырь. Свято-пантелеимонов монастырь. Скит Старый или Нагорный, Русик

Расположен в 15 км от Кареи на юго-западной стороне Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник - св. вмч. Пантелеймона.
Настоятель - архимандрит Иеремия.
Занимает девятнадцатое место в святогорской иерархии.
Братство составляет 80 монахов.

Монастырь св. вмч. Пантелеймона находится на берегу залива. Современный монастырь св. вмч. Пантелеймона связан с тремя центрами: монастырем Пресвятой Богородицы Ксилургу, монастырем Фессалоникийца и, наконец, с монастырем Святого Пантелеймона.

Основание монастыря

Согласно старому русскому преданию, распространенному в XVI веке, монастырь Божией Матери Ксилургии был основан святым равноапостольным Киевским князем Владимиром (960–1015 гг.) после принятия христианства на Руси (998 г.).

Монастырь упоминается в документах, начиная с XI века. Обитель была расположена между монастырями Ватопед и Пантократор, и населена в основном русскими монахами. По этой причине монастырь стали называть Монастырь Россикон (или Русик). В связи со значительным ростом численности монахов в 1169 году Священный Кинот, после соответствующих ходатайств настоятеля Лаврентия, дал разрешение на основание второй обители в монастыре Фессалоникийца, который к тому времени оказался брошенным греческими монахами. Располагался этот монастырь на старой дороге, соединяющей Карею с нынешним монастырем. Это место еще называли «Нагорный» или «Старый Русик». На новом месте, на прекрасной возвышенности, в густом лесу братство русского монастыря находилось 700 лет.

Одновременно русским инокам выделялись кельи в Карее. Что же касается прежнего места нахождения монастыря (Ксилургу), то оно не осталось заброшенным, там был построен скит, посвященный Пресвятой Богородице. Как следует из подписей на церковных документах настоятеля Лаврентия - «игумена св. Пантелеимона Фессалоникийца», - монастырь был посвящен св. Пантелеймону.

История Пантелеймоновского монастыря: ранний период

О раннем периоде деятельности монастыря сохранилось мало сведений. Причина этого, скорее всего, кроется в том, что сильный пожар в XIII веке уничтожил не только имущество, но и все документы. В XIII веке связи монастыря Фессалоникийца с Русью, страдающей от монголо-татарского нашествия, были прерваны. Изредка сюда, спасая от уничтожения, удавалось вывозить из Руси иконы, рукописи и церковную утварь. В результате, братия монастыря пополнялась в основном греками. Подтверждение этому можно найти в монастырских актах, которые игумен монастыря подписывает по-гречески.

Подробнее

Неоднократно помощь приходила из Византии. Здесь особенно заметна роль императоров Андроника II (1282–1328 гг.), Иоанна V (1341–1376 гг.) и Мануила II (1391–1425 гг.) Палеологов. Здесь речь шла о передаче монастырю денежных средств и земельных наделов с соответствующими грамотами на право владения. Позднее разностороннюю поддержку обители деньгами и дарением подворий на протяжении 142 лет оказывали сербские правители.

Сербский король Стефан Урош IV Душан после посещения в 1345 году Святой Горы, помимо разносторонней экономической поддержки монастыря, содействовал назначению игуменом сербского богослова Исаии.

В 1509 году сербская княгиня Ангелина обратилась к великому князю Василию III с предложением стать ему покровителем монастыря Фессалоникийца: «…Все остальные монастыри имеют своих ктиторов, а этот ждет твоей милости». Поскольку мать Василия III Софья являлась представительницей последней византийской династии Палеологов, великий русский князь поддержал это обращение и стал официальным покровителем монастыря Фессалоникийца.

В ХV веке ежегодную значительную помощь обители оказывали валашские воеводы.

Пантелеймон в период испытаний

После освобождения России от татаро-монгольского ига (середина XV века), число русских монахов вновь существенно превысило всех остальных, находящихся в монастыре.

Период турецкого владычества подверг монастырь Фессалоникийца серьезным испытаниям. Иногда обитель оказывалась полностью заброшенной. В 1574–84 годах монахи были вынуждены покинуть монастырь, и помощь в размере 500 рублей, посланная Иваном Грозным, так и не нашла получателя. В 1591 г. русский патриарх Иов, а в 1592 году великий князь Федор Иванович разрешают сбор пожертвований в России в пользу монастыря Фессалоникийца.

Однако и в последующие годы ситуация не изменилась к лучшему. В письме Вселенского патриарха Кирилла I Лукариса (1620 г.) отмечается, что «… монастырь находится в тяжелом положении, долги растут и по этой причине монахов сажают в тюрьму. Церковь и стены, окружающие монастырь, разрушены. Отцы лишены даже самого необходимого».

Это вынудило Священный Кинот в конце XVII века взять русский монастырь под свою опеку.

К концу XVIII века монастырь после краткого периода подъема вновь обеднел и был вынужден отдать в залог многие свои земельные владения и часть церковной утвари. Известный путешественник и паломник В. Г. Григорович-Барский во время первого своего посещения монастыря (1727–1728 гг.) встретил здесь только двух монахов русских и двух болгар, а во время второго (1744 г.) - вообще не встретил никого. Это было следствием непрерывной череды войн России с Турцией, когда приток россиян на Святую Гору практически прекратился.

В результате, в монастыре снова обосновались греки, которые решили оставить старые здания и переселиться к небольшой Воскресенской церкви, построенной в 1667 году епископом Христофором Иерисским на берегу моря, где сегодня находится нынешний монастырь св. вмч. Пантелеймона или Русик.

История на новом месте русской обители начинается с 1765 года.

Монастырь св. Пантелеймона в первые годы своего основания придерживался идиоритмического устройства, но в 1803 году специальной грамотой Вселенского патриарха Каллиника был объявлен общежительным.

Основную помощь в строительстве нынешнего монастыря в конце XVIII и начале XIX века оказал господарь Молдовлахии Иоанн Каллимах (1758–1761 гг.) и его преемник Скарлат Каллимах (1773–1821 гг.). Жизнь Скарлата Каллимаха оказалась тесно связанной с монастырем св. Пантелеймона. Находясь на должности переводчика у турецкого султана Махмуда II (1785–1839 гг.) он сильно заболел. И исцелиться от тяжелой болезни ему удалось только после того, как он приложился к мощам св. вмч. Пантелеймона. Мощи эти были доставлены из обители в Константинополь игуменом Саввой Пелопоннесским, первым игуменом монастыря Св. Пантелеймона. После своего чудесного выздоровления и назначения на место валашского господаря (1809–1819 гг.) в знак благодарности Скарлат Каллимах начинает финансировать строительство Соборного храма, часовен, келий, гостиницы и больницы. Конец жизни греческого благотворителя был трагичным: разъяренная турецкая толпа в 1821 году повесила его вместе с Вселенским патриархом Григорием V.

Отмечая благотворительность и большие заслуги семьи Каллимах перед обителью, которая продолжалась вплоть до начала Греческой Национально-освободительной революции 1821 года, Вселенский патриарх Каллиник V в 1806 году специальным указом переименовал монастырь Св. Пантелеймона в Каллимахидон (монастырь Каллимахов).

Важно, что обитель Фессалоникийца сохранилась, но впоследствии получила название Старый Русик и сегодня принадлежит монастырю Св. Пантелеймона как скит.

Русская Православная Церковь и Русик

С началом Национально-освободительной войны 1821 года монастырь снова пришел в упадок. Но, начиная с 1840 года, монастырь вновь начал принимать монахов из России, число которых настолько возросло, что они стали составлять большинство. В 1875 году русские монахи впервые в этот период истории монастыря избрали Макария Сушкина настоятелем, и монастырь стал полностью русским. К концу XIX века число монахов Пантелеймонова монастыря составляло около 2 000 человек (при общей численности афонской общины 10 000 человек).

В XIX - начале ХХ века Русская Православная Церковь была надежной опорой обители.

Для приюта русских богомольцев, посещающих Святой Афон, монастырь имел подворья в Одессе и Константинополе. Через одесское подворье монастырь ежегодно посещало до 30 тысяч человек. В качестве контрольной меры использовалось рекомендательное письмо от соответствующего епархиального начальства.

Существенную помощь и поддержку монастырю, помимо Священного Синода, оказывали русское правительство и императорская семья (в размере около 100 тысяч золотых рублей ежегодно). В 1845, 1867 и 1881 годах монастырь посетили Их Императорские Высочества, соответственно, Великий Князь Константин Николаевич, Великий Князь Алексей Александрович, Великий Князь Константин Константинович.

Монастырь вел активную научную и просветительскую деятельность, издавал журнал «Собеседник» и имел собственную типографию со штатом в 30 человек.

Пантелеймон: новейшая история

После революции 1917 года помимо того, что сюда полностью прекращает поступать всяческая материальная помощь и поток монахов из России, коммунистические идеологи не допускали даже мысли о связях с Афоном, а страны-гаранты международного статуса Афона крайне подозрительно относились ко всем новоприбывающим из России. И незначительное пополнение продолжалось только за счет русских эмигрантов, проживавших в Западной Европе. Коммунистическая власть в России конфисковала все имущество Пантелеймонова монастыря (подворья, лавки и т. д.). Более того, она сделала все возможное для того, чтобы президент Турции Кемаль Ататюрк в 1924 году передал подворье монастыря св. Пантелеймона в Константинополе «дружественному советскому государству» в обмен на широкую экономическую, военную и политическую поддержку.

Подробнее

Тяжелое экономическое положение монастыря Св. Пантелеймона еще более усугубилось сильными пожарами 1927 и 1968 годов.
Лишь в 1948 году патриарху Алексию, в рамках празднования 500-летия со дня провозглашения Патриаршества в России, удается установить контакты с представителями Греческой Церкви, приглашенными на юбилейные торжества. Один из вопросов, интересовавших русского патриарха, касался разрешения на прибытие на Афон русских монахов. И только в 1970 году архимандрит Авель и монах Виссарион получают разрешение советских и греческих властей прибыть на Святую Гору. Архимандрит Авель сумел не только завоевать доверие и уважение греческой монашеской братии (дело для того времени непростое), но и стать в 1975 году, после довольно долгого перерыва, игуменом монастыря Св. Пантелеймона. Начиная с 1979 года и по настоящее время настоятелем монастыря является архимандрит Иеремия, которому в октябре 2014 года исполняется 99 лет.

Пантелеймон сегодня

В настоящее время в монастыре проводится капительный ремонт полуразрушенных сооружений монастыря. Для реставрационных работ сюда прибыла группа реставраторов из Санкт-Петербурга, Киева, Владимира, а также перечислены значительные средства благотворителями России и Украины. Российское правительство выделило 1 млрд. рублей на восстановительные работы. Оказывалась и оказывается существенная помощь и греческим правительством.

Монастырский собор

С архитектурной точки зрения монастырь отличает отсутствие укреплений, характерных для других афонских монастырей. Многоэтажные здания, предназначенные для многочисленной братии, окружают старый компактный центр - квадратное здание с главным Соборным храмом, который начали строить в 1812 году и завершили в 1821. Посвящен Соборный храм святому Пантелеймону и напоминает своим видом прочие афонские соборы.

Подробнее об архитектуре монастыря

Стены собора сооружены из тесаных прямоугольных камней, а над крышей возвышаются 8 похожих на луковки куполов с характерными крестами. Такими же куполами располагают и часовни монастыря. Изнутри монастырь расписан в XIX веке фресками, выполненными русскими художниками. Русской работы является и богато декорированный иконостас храма. В соответствии с указом 1875 года, песнопения во время службы ведутся на двух языках - греческом и церковнославянском. Эта традиция сохраняется и по сей день.

Напротив входа в собор находится трапезная монастыря - отдельно стоящее посреди двора прямоугольное здание, заложенное в 1890 году и расписанное фресками в 1897 году. В трапезной могут одновременно присутствовать около 800 человек.

Над фасадом трапезной возвышается звонница, на которой висит множество русских колоколов разных размеров (длина окружности одного из них составляет 8,70 метра, а вес - 13 тонн).

Часовни, кельи и церкви

Кроме собора, на территории монастыря и за его пределами находится ряд часовен. На территории монастыря это прежде всего часовня Успения Богородицы, в которой ранее служба велась на греческом языке. Есть также часовня св. Митрофана Воронежского со службой на церковнославянском языке. В северном крыле монастыря находятся часовни Вознесенская, св. Сергия, св. Димитрия, Архангельская, св. Герасима, свв. Константина и Елены, равноапп. свв. Владимира и Ольги и разделенная на два храма часовня св. Александра Невского и Покровская с богато украшенным интерьером, множеством отделанных золотом переносных икон и позолоченным иконостасом.

В южном крыле располагаются две часовни - св. Саввы и св. Николая.

За пределами монастыря находятся еще две часовни. Одна - свв. московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа - на кладбище, другая - Преображенская - в нынешнем архонтарике.

У монастыря есть также 5 келий - св. Евфимия, свв. Бессребреников, Живоносного Источника, св. Стефана и св. Георгия. Келии св. Стефана и св. Георгия находятся в Карее, причем келья св. Георгия является представительством монастыря.

Кроме того, монастырю св. Пантелеймона принадлежат также общежительное подворье Хромицы или Хромитиссы, неподалеку от Уранополиса, общежительный скит Ксилургу или Богородицы недалеко от монастыря Пантократор, Старый Русик, Новая Фиваида или Гурноскит и Палеомонастиро (Старый Монастырь), который в настоящее время закрыт.

Всего церквей в монастыре св. вмч. Пантелеймона 25. Вне монастыря в разных местах монастырской земли, в скитах и при келиях - до 40 церквей.

Монастырские святыни

В Соборном храме находятся несколько частей Животворящего Древа Креста Господня и части свв. мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, св. прмч. Стефана Нового, св. прмц. Параскевы, св. вмц. Марины, св. Иосифа Обручника, св. апостола Фомы, прп. Симеона Столпника, св. мчч. Георгия Победоносца, Димитрия Мироточивого, Иакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феодора Тирона, сщмч. Харалампия. Здесь же находится значительная часть от камня, отваленного от Гроба Господня, из которого сделан семисвечник.

По просьбе греческих властей чудодейственные мощи св. Пантелеймона были доставлены в Константинополь в 1744 году, где тогда свирепствовала чума. Святой целитель в который раз показал свою силу - жители города были спасены от смертельной опасности.

В том же году с аналогичной просьбой к монастырю обратился молдавский господарь Иоанн Николау, когда эпидемия чумы свирепствовала в Молдавии. После совершения чуда и исцеления больных, правитель Молдавии назначил ежегодное пособие монастырю, которое отправлялось на Афон и после его смерти.

В часовне Покрова Пресвятой Богородицы хранятся мощи св. вмч. Пантелеймона, св. Иоанна Предтечи, св. апп. Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомученика Стефана, свв. Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, Космы и Дамиана, Кирилла, Трифона и многих других. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона вмч. и целителя Пантелеймона и икона сщмч. Харлампия, замечательный священный потир и драгоценное печатное Евангелие - подарки великого князя Константина Николаевича, посетившего монастырь в 1845 году.

Библиотека

Очень богата монастырская библиотека, расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. Здесь хранится около 1 320 греческих и 600 славянских рукописей, а также много листов пергаментных и бумажных кодексов. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются Евангелие и шестнадцать Речей Григория Богослова. Кроме отдела рукописей в библиотеке содержится более 20 000 печатных книг на греческом и русском языках, в том числе и весьма ценные старые издания.

Монашеский быт

В монастыре соблюдаются правила, издревле установленные святыми отцами для общежительной братии: ничего не считать своим, но все иметь общее. Богослужения продолжительные. Они начинаются в обыкновенные дни с полуночи, а в воскресные дни, двунадесятые праздники и праздники великих святых совершаются всю ночь. Кроме того, инокам назначено келейное правило, состоящее из поясных и земных поклонов. Братиям, посвященным в великую схиму, назначено более продолжительное келейное правило. Частое исповедание и постоянное открытие старцам сердечных помыслов стоит во главе афонской иноческой жизни.

Смирение считается основной ее добродетелью. Святых Христовых Таин, по древнему обычаю, вся братия причащается еженедельно по субботам, или в случающийся на седмице праздник. В будни, в свободное от Богослужения время, братия занимается трудами, назначаемыми применительно к силе и способностям каждого.

Большей частью трапеза состоит из выращенных овощей. Рыба предлагается только по праздникам. В понедельник, среду и пятницу трапеза бывает один раз в день и без масла. Исключения - праздничные дни.

В обители устроены синодики, в которые вписываются имена братии и благодетелей на вечное поминовение на проскомидии Божественной Литургии, а в одной из церквей учреждено на вечное время неусыпаемое чтение Псалтыри по усопшей братии и благодетелях, и о здравии и спасении живых. По сообщению древних путеводителей братство монастыря Св. Пантелеймона насчитывало около 3 000 человек, в настоящее время в монастыре около 80 монахов.

Описание:

Монастырь св. Пантелеимона расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В XVIII в. монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX ― начало XX вв. В 1912 г. братия монастыря насчитывала до 1800 человек. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х гг. в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. На настоящий момент их вместе с послушниками ― более 100 человек.

Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, расположенный в виде прямоугольной застройки центр, с главным соборным храмом св. Пантелеимона, где хранится глава св. вмч. Пантелеимона и других святых.

Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на верхнем этаже большого братского корпуса, хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. Пантелеимона и икона священномученика Харалампия.

Третий храм освящен в честь святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм в честь святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен (параклисов). В одной из них, между Пантелеимоновским и Покровским соборами, хранятся мощи святых Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

Близ монастыря находится так называемая костница ― усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

К Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Успения Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Кромница (Крумица).

С 1979 г. по 2016 г. игуменом обители был .

2 октября 2016 г. в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре состоялись выборы нового игумена обители. Новым настоятелем иеродиакон Евлогий (Иванов).

14 октября 2016 г. за Божественной литургией в Пантелеимоновом монастыре иеродиакона Евлогия в сан иеромонаха.

Интронизация новоизбранного игумена обители иеромонаха Евлогия с возведением в сан архимандрита 23 октября 2016 г.

О. Евлогий (в миру Иванов Михаил Николаевич) родился 12 октября 1958 г. в Челябинской обл. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой лавре 25 ноября 1985 г. Рукоположен во иеродиакона 23 декабря 1986 г. там же. Поступил в Пантелеимонов монастырь 15 мая 1988 г. Послушание проходил на подворье монастыря в Стамбуле.

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон ― http://afonit.info .

Всем паломническим и туристическим организациям, занимающимся отправкой паломников на Святую Гору Афон:

1. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь паломнику, желающему посетить обитель и поклониться ее святыням, предоставляет бесплатное проживание в обители в течение суток при наличии свободных мест. За время своего суточного пребывания в монастыре паломник может участвовать во всех монастырских богослужениях и трапезах, отдохнуть в монастырском архондарике, поклониться хранящимся в монастыре святыням (в том числе честной главе святого великомученика и целителя Пантелеимона и другим мощам), оставить поминальные записки, посетить достопримечательности монастыря и монастырскую лавку.

2. Забронировать место в монастырском архондарике можно как лично, так и через паломническую организацию или турфирму, переслав свои паспортные данные (по специально установленной форме) в Паломническую службу Пантелеимонова монастыря на электронный адрес: [email protected] .

3. Если паломник пожелает остаться в монастыре более чем на одни сутки, то он должен в своей заявке на посещение монастыря, направленной в адрес Паломнической службы обители, указать дни своего пребывания на послушании.

4. Если паломник намерен посетить другие афонские монастыри, скиты и келлии, то о своем ночлеге там он должен позаботиться самостоятельно, предварительно забронировав себе место в этих обителях.

5. Паломник сам или через туристические фирмы должен позаботиться о получении визы для въезда в Грецию. Паломническая служба Пантелеимонова монастыря не занимается оформлением таких виз и их продлением.

Страна: Греция Дочерняя организация:

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки.

Наиболее известными, сохранившимися и по сей день в ведении Свято-Пантелеимонова монастыря, являются: скит Успения Богородицы «Панагия Ксирургу» (основан в Х веке), скит Старый (или Нагорный) Русик (основан в 1169 г.), скит Крумица (XVI-XVII вв.), скит Новая Фиваида (XIX в.)

Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу)


Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу) - общежительный скит, принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю. Он находится на восточной стороне Святой Горы Афон на расстоянии одного часа пути от Кареи.

По преданию, это – это древнейшая русская православная обитель в мире, основанная еще в 860-е годы дружинниками киевского князя Оскольда, принявшими крещение после неудачного похода на Константинополь.

Однако точные исторические сведения об основателе Ксилургийской обители не сохранились. Одни предполагают, что это были греки, другие - что славяне.

То обстоятельство, что старейшими насельниками Святого Афона были греки, а славянские племена явились туда позднее, в XI веке, по-видимому, говорит в пользу греческого происхождения основателя обители.

Но если принять во внимание другое обстоятельство, а именно: почему именно в этой обители первоначально поселились русские и почему она была уступлена им во владение, то не менее достоверным окажется и второе предположение - о славянском происхождении скита. Не случайна и связь самого названия скита – «Древодел» - с его возможными основателями, поскольку только русские изначально обустраивали свои жилища и храмы из дерева, а греки – из камня.

Посвящен скит Успению Богородицы и в обиходе назывался просто «Богородица». Ксилургу известен в истории Святой Горы знаменитым актом 1143 года - описью его имущества при передаче Протатом новоизбранному игумену Христофору. Переходя из Богородичной обители в новую, более обширную - Пантелеимонову, отцы-ксилургийцы просили афонских старцев оставить за ними и прежнюю обитель ради того, как они говорили, «что в ней мы постриглись и много потрудились и издержались над ее охранением и устроением и что в ней скончались родители и сродники наши». Протат пошел им навстречу, и в 1169 году ксилургийцы получили свой старый монастырь в полную собственность.

В древности скит «Богородица» был подобен маленькому монастырю с единственным Соборным храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Потом, в 1820 году, здесь появился параклис (храм в братском корпусе) во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 году был построен новый двухэтажный братский корпус с большим параклисом во имя Святых Кирилла и Мефодия.

Скит Старый или Нагорный, Русик

Скит Старый, или Нагорный, Русик - вторая по времени основания (после скита Ксилургу) обитель русского иночества на Афоне. Основан в XII веке, когда в 1169 году по просьбе братии русской монашеской общины во главе с игуменом Лаврентием святогорцы уступили ей запустелый Нагорный монастырь с храмом во имя святого Пантелеимона.

В течение нескольких столетий его не забывали своими даяниями сербские цари, молдавские и валахские господари, русские самодержцы - Иван Грозный и династия Романовых.

Старый Русик считается местом, с которым связано основание первого на Святом Афоне Русского монастыря Святого Пантелеимона, который в XVII веке был перемещен к морю, где и находится поныне.

В начале 19 в. начался период упадка Нагорного Русика, который продолжался вплоть до 1868 г. Тогда на его территории были построены храмы Святого великомученика и целителя Пантелеимона и Почаевской иконы Божией Матери. Храмы и основные строения скита были обустроены благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века. Здесь стало проживать около 20 монахов, после смерти которых скит опять опустел.

Исторические события, связанные с Первой Мировой Войной и революцией 1917 г., наложили тяжелый отпечаток на судьбу всего русского монашества на Святом Афоне. Старый Русик опустел и превратился в развалины.

В последнее десятилетие Старый Русик усилиями братии Свято-Пантелеимонова монастыря и жертвователей из России начал немного обновляться, но еще требует неотложной реставрации.

Крумица

Крумица (также можно встретить название «Кромица», «Кромница», «Крумница») - небольшой скит от Свято-Пантелеимонова монастыря. Расположен недалеко от материковой границы Афона, соседствует с монастырем Хиландар.

Один из известных русских скитов, получивший расцвет в 17-19 веках, но пришедший в упадок после 1917 года. Изначально на Крумице существовала только одна малая келия с церковью Рождества Богородицы. При о. Макарии – игумене Свято-Пантелеимонова монастыря (конец 19 в.) – там был построен скит с церковью во имя преподобного Платона Студийского и святой мученицы Татианы. Эта церковь была устроена на деньги тамбовской купчихи Татьяны Васильевны Долговой, в память ее почившего супруга Платона, чем и объясняется столь сложное название храма.

В период расцвета численность братии стала возрастать, и в 1882 году был освящен новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Были построены новые здания, с трапезной и кельями для братии. Количество монахов-тружеников достигало в лучшие дни 100 человек.

Сейчас в Крумице проживает всего несколько монахов. Скит известен далеко за пределами Афона своими виноградниками и огородами, благодаря которым Свято-Пантелеимонов монастырь питает монастырскую братию и многочисленных паломников.

Новая Фиваида

Скит Новая Фиваида принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю и находится на живописных горных склонах над морем рядом с территорией сербского монастыря Хиландар.

Своим появлением скит Новая Фиваида обязан священно-архимандриту Макарию (Сушкиину) – первому русскому игумену Пантелеимонова монастыря, избранному на этот пост в 1875 г. С его именем связан период всестороннего расцвета обители. Именно по его благословению в 1880 году начинает строиться этот огромный по тем временам и прекрасный скит.

Весьма примечательна идея, которая заложена в названии скита. Фиваида - колыбель христианского монашества, местность в Египте (близ Фив, отсюда и название), заселенная иноками на заре христианской эры. Жители Фиваиды обитали не в каком-нибудь могучем монастыре, а в отдельных хижинах, сохраняя тем самым полноту своего ухода из мира, из общества и даже общины. Они селились поодиночке или небольшими братствами близ источников, в пещерах, у заброшенных могил. И не случайно единодушным решением монастырской братии на землях Новой Фиваиды дозволено было селиться тем из русских иноков, которых гнали со своих земель монашествующие греки, желая окончательно вытеснить русское монашество со Святой Горы. Монастырь доставлял нуждающимся все необходимое: муку, масло и т.п.

В 1883 году здесь освятили первую церковь, куда фиваидцы сходились по праздникам и воскресным дням. Посвящение ее тоже было символичным - во имя святых преподобных Отцов Афонских. Стараниями инока Игнатия построены больница и храмы во имя святых великомучеников Пантелеймона и Артемия, а на иждивение живущего в этом ските иеромонаха Антония - двухэтажная кладбищенская церковь: вверху во имя живоначальной Троицы, а внизу в честь святых апостолов Петра и Павла. Последняя церковь освящена летом 1891 года. В воскресные и праздничные дни в храмы Новой Фиваиды стекались насельники, после служб проводилась всеобщая трапеза, для которой отстроили отдельный корпус.

Через какие-то десять лет на неприступном склоне вырос настоящий монашеский город, в нескольких каливах и келиях которого в разные годы подвизалось до 400 насельников. Управлял Новой Фиваидой эконом, назначаемый монастырем. К концу 19 века скит стал поистине славным и знаменитым.

Благолепное и тихое бытие Новой Фиваиды нарушилось, когда на Афоне в 1912 году вспыхнула своя собственная смута. Все началось с книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа», где автор описывал личный молитвенный опыт, обращая особое внимание на мистическое содержание Имени Божия. Идеи автора, впоследствии осужденные духовными властями как еретические, овладели некоторыми святогорцами. Распространение учения о. Илариона, не подозревавшего, впрочем, что он стал его основоположником, началось именно в Новой Фиваиде, где некогда спасался и сам автор книги. Легко представить, что у анахоретов, вообще склонных к мистике, положение о том, что в «молитвенно призываемом Имени Божием присутствует Сам Бог», нашло самый горячий отклик. Даже слишком горячий... Афонцы разделились, а по окончании смуты, когда имяславцы были удалены со Святой Горы, скит стал пустеть.

Новый тяжкий период для всего русского монашества на Святом Афоне связан с началом Первой мировой войны и Октябрьским переворотом 1917 г., когда всякая связь с большевистской Россией была утрачена. В обителях начался голод, монахи стали покидать скиты, в том числе и Новую Фиваиду, стремясь найти прибежище в Свято-Пантелемоновом монастыре. В 1920-е годы, когда курс греческого государства на эллинизацию Афона поставил препоны притоку русского монашества, стал приходить в упадок и сам монастырь. Пантелеймоновцы унесли из Новой Фиваиды все, что сумели, а остальное вверили открытому небу. С тех пор монашеская жизнь в этом скиту угасла.

Сегодня скит вступил в период постепенного возрождения – усилиями Свято-Пантелеимонова монастыря там на постоянной проживают несколько монахов, проводятся работы по воссозданию храмов и строений.

Свято-Пантелеимонов монастырь (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

Россикон - так называют греки Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, и в этом названии легко угадать связь с Россией. И действительно, обитель - уголок Руси на греческой земле, единственный русский монастырь на Святой горе. Неудивительно, что его очень любят отечественные паломники и туристы: они почитают долгом помолиться в кафоликоне монастыря, который так напоминает владимирские храмы, поклониться мощам святого целителя Пантелеимона и побеседовать с русскими насельниками обители. Несмотря на официальное 19-е место в традиционной иерархии афонских монастырей, Свято-Пантелеимонов - старинный и крупный монастырь, некогда владевший подворьями по всей Российской империи.

Немного истории

История Свято-Пантелеимоновой обители восходит к 11 веку, однако первоначальный монастырь назывался Фессалоникийским, хотя и был освящен во имя святого Пантелеимона. Первая русская община появилась в этой области еще раньше, в 10 веке. Насельники обитали тогда в Богородичном ските, и лишь в 12 столетии переехали в тогдашний Фессалоникийский монастырь, который с тех пор стал называться Свято-Пантелеимоновым. В то время здесь подвизался святой Савва Сербский. Во времена турецкого владычества обитель испытывала трудности с финансированием, а количество русских монахов уменьшилось. В 18-19 веках под руководством преподобного Герасима монастырь вновь переживает расцвет, и число русских послушников доходит до тысячи. Сегодня здесь живут 50 монахов.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь - уголок Руси на Афоне

Что посмотреть

Свято-Пантелеимонов монастырь расположен на юго-западном побережье полуострова Афон, прямо у береговой линии. Впервые увидев его каменные крепостные стены, за которыми возвышаются нарядные белоснежные храмы и церкви, невольно вспоминаешь о граде Китеже: кажется, так же некогда отражался сказочный город в водах Светлояра, как дрожат на синей глади моря монастырские купола. В отличие от большинства прибрежных монастырей Афона, Свято-Пантелеимонова обитель практически не поднимается над уровнем моря, словно приглашая путешественника сойти с лодки прямо под ее гостеприимные своды.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона. В его стройном классическом облике перекликаются черты северных русских храмов и византийские традиции: в частности, приземистые луковки посажены на световой барабан с узкими и высокими окнами. В интерьерах обязательно стоит увидеть фрески и резной иконостас (здесь также явно прослеживаются русские черты) и поклониться древней иконе и мощам целителя Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь особенно славится своим колокольным ансамблем, составленным из подаренных обители русскими царями колоколов. Крупнейший из них весит 13 т и достигает в диаметре 2,7 м.

В границах монастыря располагаются целых 15 церквей - рекордное число для Афона. Здесь хранятся особо почитаемые реликвии, в числе которых чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» и мощи многочисленных апостолов, святых и мучеников: ступня Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Крестителя и другие святыни. Ценнейшая библиотека обители содержит более 20 тыс. печатных книг и около 1300 манускриптов, почти половина из которых написана на старославянском языке.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

Года (под одним из актов, хранящихся в Великой Лавре, стоит подпись Герасима «монаха милостию Божией пресвитера и игумена обители Росов»).

Первоначально обитель Россов, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, располагалась в дремучей дубраве на восточном склоне Святой Горы и носила название «Богородица» (другое название – Ксилургу , по-русски: Древоделя, что связано с основным занятием насельников обители).

Нагорный Руссик

В связи с увеличением численности насельников монастырь был переведен на новое место – в окруженную горами красивую лощину, где располагалась пришедшая к тому времени в упадок и находящаяся в полуразрушенном состоянии древняя славянская обитель Фессалоникийца с главным храмом во имя святого великомученика Пантелеимона.

Сохранился Акт Освященного собора Святой Горы Афон (Прота Иоанна и других игуменов), датированный годом, о передаче навечно игумену Ксилургу Лаврентию и его монахам монастыря святого великомученика Пантелеимона и о подтверждении их права собственности на Ксилургу. С тех пор обитель стала именоваться Нагорным Русиком.

Loading...Loading...