Роберт дилтс фокусы языка pdf. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. Переформирование при помощи фрейма «даже если»

»: ищется слово или фраза, описывающая приблизительно то же качество или действие, но с другой оценкой. Например: вороватость – домовитость, лгун – дипломатичный, наглость – настойчивость, доносчик – социально активный, раздражительность – эмоциональность.

Клиент: - Жена должна быть послушной.
Оператор: - Вам нравятся безвольные женщины?

Клиент: - Я поступаю совершенно непоследовательно.
Оператор: - Хорошо, когда ты способна вести себя как настоящая женщина.

В первом варианте был сделан негативный рефрейминг: послушная => безвольная. Во втором – позитивный: поступать совершенно непоследовательно => способность вести себя как настоящая женщина.

3. Последствия

Рассматривается последствия использования данного убеждения.
Понятно, что пользование убеждением приводит к последствиям. Или может привести.

Клиент: - Я совершенно не способен бросить курить.
Оператор: - Это хороший способ оправдать свою раннюю смерть.

Иногда последствия описываются в гротескном виде.


Оператор: - Я уже представляю себе, как она повязывает тебе салфеточку на шею и кормит с ложечки манной кашкой: «За маму, за папу, за хороший секс». Она может подтирать тебе попку и мыть твою пипиську по вечерам. Это так эротично. Правда, это максимум сексуального опыта, который ты получишь в этой ситуации.

4. Разделение

Дробим элементы убеждения на части.


Оператор: - Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?

5. Объединение

Обобщение части убеждения.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Ты что, никогда ничего не мог изменить?

Играя с размерами рамок, можно довести утверждение до абсурда:

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - А так же никогда не уйти в отпуск, не выехать из города и остаться навсегда в этом кабинете.

6. Аналогия

Поиск аналогии, которая придаст убеждению другой смысл.
Здесь может использоваться прямая аналогия, притча, анекдот и т.п. Короче, любая метафора или ассоциация .


Оператор: - Это всё равно, что сказать, что все художники - лжецы, потому что их картины не похожи на действительность.

7. Изменение размера фрейма

Меняем рассматриваемую продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы убеждение сменило смысл или стало абсурдным.
Практически, это рефрейминг контекста. Но контекст позволяется менять только в размерах. Например, расширив временную рамку, можно предложить Клиенту взглянуть на ситуацию из будущего.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - На пенсии вы будет с удовольствием рассказывать внукам о сегодняшних деньках.

Точно так же можно взглянуть на ситуацию из прошлого.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Наверно в школе вам тоже казалось, что это никогда не закончится?

Можно уменьшить временную рамку.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - То есть сегодня ты домой не вернёшься?

Или увеличить количество людей.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Сколько народу думало так же. Но действительность оказалась намного интересней.

8. Другой результат

Смещение фокуса внимания на другой результат
Клиенту сообщается, что кроме намерения убеждения есть и ещё другой результат. О котором тоже стоит подумать.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Так же можно подумать о том, как вам стать действительно самостоятельным.

Другой вариант – смещение фокуса внимания на другие результаты действия.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - А вы не думали о том, что когда она заботится о вас, она не заботится о себе?

9. Модель мира

Предлагаем «правильное» убеждение на замену, ссылаясь на авторитетов.
Приводится пример других вариантов убеждения, ссылаясь на других людей. Обычно в предложении будет присутствовать: "а вот я считаю", "древние верили", "учёные установили", "немцы считают, что", "мой сосед утверждает", "народная мудрость говорит". По видимому, эффективность фокуса языка в большой степени зависит от авторитетности для Клиента той группы людей, на которую ссылается Оператор.

Клиент: - Самое важное в жизни – это не зависеть ни от кого!
Оператор: - А многие люди считают, что самое важное – это любовь.

Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Но психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться.

10. Стратегия реальности

У человека есть определённые стратегии проверки «реальности» - чтобы разделять «фантазии» от «действительности».
Для убеждений это будет связано, в первую очередь, с обоснованностью вывода - то есть с историей создания. Плюс, с внутренними стратегиями проверки «реальности». Так что мы получаем два паттерна в одном: в первом случае мы обращаемся к событиям, приведшим к появлению данного убеждения, во втором случае – к его внутреннему представлению.


Оператор: - Это ты вычитала в журнале «Лиза» или подружки подсказали?

Клиент: - Замуж можно выходить только один раз и по любви.
Оператор: - Как именно ты узнаёшь, что это действительно так?

11. Противоположный пример

Ищем исключение из правил.
Оператор может как сам предложить исключение из правил:

Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Если Билл Гейтс не там запятую поставит – он что, неудачник теперь?

Но так же можно попросить найти исключения и самого Клиента.

Клиент: - Мужчины всегда лгут!
Оператор: - Вспомни, наверняка же был хоть один случай, когда мужчина сказал правду.

12. Иерархия критериев

Предлагаем более важную цель.

К: - Я поступаю совершенно непоследовательно.
О: - Что для тебя важнее: делать по правилам или достигать нужного результата?

13. Применение к себе

Критянин говорит, что все критяне лжецы.
Апория Евбулида «Лжец».
Правило, применяемое по отношению к другим людям, должно работать и по отношению к автору убеждения. А так же и к самому убеждению.
Если человек сообщает о правиле для других людей, то очень хочется применить это правило и к нему тоже.

Клиент: - Люди постоянно обманывают.
Оператор: - Зачем вы сейчас пытаетесь обмануть меня?

Клиент: - Муж должен быть откровенным со мной.
Оператор: - Тогда вам просто необходимо рассказать ему о вашем любовнике.

В первом случае сделано обобщение относительно людей, которое просто «возвращается» Клиенту. Во втором случае сообщается о требовании «быть откровенным» к конкретному человеку, и это требование тут же применяется к Клиенту.

14. Метафрейм

Создаём убеждения относительно убеждения.

Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Именно такие убеждения порождают слюнтяев и нытиков.

Клиент: - Люди всегда обманывают.
Оператор: - Пока вы в это верите, вряд ли вы сможете устанавливать доверительные отношения.

Схема

Как работают паттерны фокусов языка

Провокативные формат

Есть довольно интересный формат раскручивания убеждений – провокативный. В нём фокусы языка подаются в рамке «я поддерживаю твою позицию». И, точно так же, задача провокативных фокусов языка - смотивировать на изменение убеждения. То есть мы придумываем «прямой» фокус языка, а потом подаём его в формально «поддерживающей упаковке». Для этого мы используем невербальные «кавычки». Кавычки позволяют перевернуть смысл слова: «он такой «умный» будет восприниматься как «он такое глупый». В разговоре для создания кавычек чаще всего используется сарказм и ирония.

Подробнее о провокативном методе в моей книжке «Провокативный подход» .

Провокативные формат часто оказывается более эффективным за счёт того, что мы на одном уровне поддерживаем позицию клиента, а на другом – демонстрируем неэффективность (ложность, неэкологичность) его нынешнего убеждения. То есть разделяем информацию для сознательного и бессознательного. Что уже вызывает необходимый для изменения транс .

При этом провокативные фокусы языка удобнее применять для работы с общими утверждениями, вроде «никто не может», «вообще сложно», «я не способен», «я не достоин».

Либо предполагать, что у фразы именно общий смысл. Например «Я не способен принять решение» можно воспринимать и как «Я не способен принять конкретное решение» и как «Я не способен принимать решения вообще». И если в прямом подходе сначала бы выяснялось, какой именно смысл человек вкладывает во фразу, при провокативном удобнее выбрать именно общий вариант. Понятно, что в большинстве случаев мотивация прекратить «не принимать решения вообще» скорее всего будет намного сильнее, чем мотивация перестать откладывать принятие отдельного решения.

Например, подобранный «противоположный пример» подаётся как «поддерживающий».

Клиентка: - Я не могу сама принимать решения.
Оператор: - Ну, для женщины это нормально. За неё должен решать мужчина: отец, муж, сын, внук. Они же всегда готовы это сделать за тебя. «Дорогой, что мне надеть сегодня?» «Надень ту кофточку, что моя мама подарила на Новый год. Что-то ты её совсем не носишь.»

Неприемлемые последствия преподносятся как замечательные.

Фрэнк Фарелли: - Твой муж может с нетерпением ждать длинного-длинного брака. Ну, если ты выживешь. Но если у тебя всего три года осталось. Когда у тебя будет церебральная аневризма или дисфункция сердечная - это другие слова для паралича. Ты можешь сказать, что для него уже не слишком рано искать тебе замену.
Клиентка: - Я думаю, что он умрёт раньше.
Фрэнк Фарелли: - Может уже пора начать планировать похороны? Не надо никаких дорогих гробов - только кремация. Знаешь, это было бы здорово - чтобы двух курильщиков кремировали. Гори, дитя, гори. И тебя тогда можно будет схоронить в коробочке из под сигарет. «Она хотела, чтобы её пепел поместили в коробочку из под сигарет». Да, это очень очаровательно.

В «стратегии реальности» мы можем предположить, что убеждение подсказал «наиболее сведущий в этом и авторитетный человек».

Клиентка: - Я не могу найти себе подходящего мужчину.
Оператор: - Наверняка, это тебе мама сказала. Мамы - они всегда готовы поддержать. Сказать то, что никто другой тебе точно не скажет, открыть глаза: «Он тебя не достоин». И так про каждого твоего мужчину. При этом только искренняя поддержка. Мамы всегда хотят для дочерей самого-самого лучшего.

  • истинность;
  • полезность;

Соответственно, если мы покажем, что оно эти критерии нарушает или есть убеждения, которые лучше под эти правила подходят – то у человека появится сильная мотивация это убеждение изменить.

Истинность

Истинность предполагает, что убеждение правильно описывает реальность - не противоречит другим убеждениям, подтверждается «фактами». В карте этого человека.

Правда, тут есть одна хитрая штука - убеждения обладают сволочным свойством работать как фильтры восприятия. То есть человек начинает замечать и интерпретировать события в соответствии со своими убеждениями. А если не получается – начинает сам организовывать события так, чтобы они убеждениям соответствовали. Например, если мужчина верит, что «все женщины стервы» - то он будет себе подбирать именно стерв (чтобы это для него не обозначало). А если они ведут себя недостаточно стервозно – провоцировать их на более стервозное поведение. А если не ведутся – он найдёт способ оценить их поведение как «стервозное».

Наиболее простым, но при этом зачастую одним из наиболее эффективных способов, можно считать поиск исключений из общего правила , описываемого убеждением («Контекст применения»). Например, можно даже не стараться самому, а предложить Клиенту самому найти эти исключение :
- Знаете ли Вы людей, которые всё-таки честно заработали много денег?
Можно не прямо просить Клиента найти исключение, а спровоцировать его на это.
- Я никому не нужна.
- Зачем тебе меняться – прими себя такой, какая ты есть на самом деле.
Естественно, вариант исключения может предложить и Оператор . Он может прямо обратить внимание на несоответствие убеждения реальности:
- Меня никто не любит.
- Ну почему же – психологи любят таких клиентов.
Сослаться на авторитетное мнение:
- Блондинки – ду-у-уры.
- А по проведённым исследованиям в блондинки оказались даже умнее курящих шатенок, которые вроде как считаются самыми умными.
Так же он может сообщить о своём опыте, опыте знакомых, научно подтверждённых данных или о том, что "известно, что…". Понятно, что предлагаемый вариант должен попадать в карту Клиента. При чём исключение может касаться только одного из возможных прочтений его убеждения или представлений. Например, для предложенных ниже вариантов раскручивания убеждения "много денег честно заработать невозможно" строятся на неопределённости местоимения "много", а так же неопределённость по людям, месту, времени и т.д.
- Много денег честно заработать невозможно.
- А как же известные артисты или художники – вы считаете что они эти деньги своровали?
Естественно, можно не разукрупнять, а наоборот, укрупнять контекст:
- Много денег честно заработать невозможно.
- Ни в одной стране за все времена ни один человек не заработал денег честно?
Контекст можно сделать откровенно гротескным:
- Я не могу заставить мужчину быть откровенным со мной.
- О, это очень просто! Для этого достаточно его привязать к батарее и первая же иголка, загнанная под его ногти, сделает его максимально откровенным. Так же неплохо работает утюг, поставленный на какое-нибудь нежное место. Поверь, практически сразу после включения утюга в сеть, мужчина расскажет тебе всё, что ты хотела бы от него услышать. И даже больше.
В этом примере использовано множественность смысла глагола "мочь". Клиент, вероятнее всего, имеет в виду моральную возможность или наличие эффективных поведенческих паттернов , Оператор – физическую возможность. К тому же здесь обыгрываются различные смыслы глагола «заставить».
Можно начать сомневаться в авторе или источнике этого убеждения: «Учёные установили? Какие, британские?» Так же можно оспорить факты , на основе которых сделан вывод: «Ты считаешь, что два примера достаточно?» Или показать, что на основе этих фактов можно сделать другое вывод : «А я бы предположил, что ты просто ещё не встретил подходящую тебе женщину».

Это всё различные варианты «Причины»

Так же можно показать противоречивость убеждения , применив правило к нему самому.
- Все люди лгут.
- Вы нелогичны, так как получается, что вы сейчас солгали.
Ещё один вариант – применить убеждение к самому человеку или близким ему людям.
- Все бабы шлюхи.
- Да как ты смеешь называть свою мать шлюхой!

А это варианты «Применения к себе».

Полезность

Ещё один важный критерий работающего убеждения – полезность. То есть мы предполагаем, что убеждение «не просто так», а выполняет некую полезную функцию, для чего-то служит. И, следовательно, должно быть эффективным для реализации этой функции.
- Я неспособен быть счастливым.
- Если вы действительно хотите быть счастливым, то вам стоит думать о счастье по-другому.
- У меня не получается создать долгосрочные отношения ни с одной женщиной.
- Ну если ты действительно хочешь долгосрочных отношений, наверно стоит как раз думать, что ты на это способен – так получится с большей вероятностью.

На полезность как раз ориентированы фокусы языка, работающие с целью – «Намерение», «Иерархия критериев» и «Другой результат». То есть мы либо показываем не полезность данного убеждения, либо предлагаем более полезное (эффективное, работоспособное).

Можно намекнуть, что использование данного убеждения имеет под собой «аморальное» основание – делается намёк, что человек на самом деле преследует совершенно другие, при этом весьма «нехорошие», цели.
- Семья – это рабство.
- Чтобы так думать, нужно иметь очень извращённое представление о людях.
- Состоявшемуся мужчине должно быть больше сорока лет.
- Ты об этом думаешь при беседе с любым мужчиной, или только если оцениваешь, подходит он тебе в содержатели или нет?
- Замуж можно только один раз и по любви.
- Признайтесь – вы просто боитесь серьёзных отношений и придумываете способ их избежать.
- Без денег невозможно быть счастливым
- Видимо для вас победа - это проигрыш вашего оппонента.
Можно предложить более важную цель (ценность , критерий) Здесь предполагается, что стремление к более важной цели или ценности будет более эффективно (полезно, важно и т.д.).
- Семья – это рабство.
- Может вам лучше подумать о том, как построить близкие отношения, которые давали бы вам свободу?

Экологичность

Это довольно просто – приемлемость последствий использования убеждения . Соответственно, если убеждение неэкологично, или можно предложить более экологичное убеждение.
- Семья – это рабство.
- Пока вы так думаете, никаких других отношений вы построить и не сможете.
- Меня никто не любит.
- Это хорошее убеждения для избегания отношений.
- Трудно найти хорошую работу.
- Думая так, ты действительно никогда не сможешь найти достойную работу.
Но можно фокусироваться и на хороших последствиях или на отсутствии плохих . Это хорошо подходит к убеждениям с «должен», «обязан», «вынужден» и «не могу»:

Практически, это паттерн метамодели «причина-следствие».

Я должен много работать?
- Что произойдёт, если ты будешь работать чуть меньше?
Ещё мы можем показать Клиенту, что данное утверждение конфликтует с другими ценностями , убеждениями или моральными принципами .
- У меня не хватает времени на семью.
- Ну тут что-либо одно – либо карьера, либо семья.

Способы воздействия

С тем, что нужно получить в результате раскручивания убеждения, вроде как разобрались. А что именно делать? Есть основные способы обработки информации : укрупнение, разукрупнение, аналогия и оценка из метапозиции.

Укрупнение

Укрупнение, как понятно из названия, предполагает увеличение. При этом укрупнять можно двумя способами: перейти к более общей категории или расширить диапазон. Переход от «мальчика» к «людям» – это как раз переход от меньшей категории к большей (объединение, индукция) : трамвай – транспорт, стул – мебель, собаки - животные. А вот если мы что-то делаем больше, шире, выше, большего количества, массивнее и протяжённее – это увеличение диапазона (расширение) : два человека – много человек, один метр провода – километр провода, пять килограмм – тонна.
Если мы меняем убеждение, то нам нужно либо увеличить контекст – по времени, людям, размеру, - или увеличить какую-то часть убеждения.
- Только тяжелый труд может привести к успеху.
- То есть абсолютно все успешные люди тяжело трудились?
- Жена должна слушаться мужа.
- Тебя возбуждают безвольные женщины?
Или перейти к ценности более высокого уровня:
- Любовь делает людей зависимыми.
- Может лучше подумать о том, как не остаться в одиночестве?
Можно перейти на более высокий нейро-логический уровень - например от уровня способности на уровень личностного своеобразия, от уровня личностного своеобразия – на уровень миссии и т.д.
- Я не умею говорить красиво.
- То есть вы - человек, который не умеет разговаривать?
- Я – неудачник.
- Твоя цель в жизни – потерпеть неудачу где только можно?

Разукрупнение

При разукрупнении мы поступаем наоборот – сужаем, укорачиваем, уточняем и уменьшаем количество, - при работе с диапазоном (сужение ). И переходим к включённой категории при работе с категориями (разделение, дедукция )
- Успех – это удача.
- Да, если ты можешь сделать хоть что-то – это большая удача!
Логический уровень можно не только повышать, но и понижать:
- Успех – это удача.
- Да. Если способен сделать хоть что-то – это большая удача!

Аналогия

Аналогия – сдвиг "по горизонтали", искажение. Например, можно переместить всё в другое время или место, применить убеждение к другим людям (абдукция ).
- Не на что надеяться.
- Если бы так думал Робинзон Крузо, он бы не дождался спасения.
Сюда так же относятся ассоциации и метафоры и т.д.
- В трудные времена нужно себе во всём отказывать.
- Это всё равно что во время шторма предложить матросам расслабиться и не обращать внимание на ситуацию.
Точно так же, можно поискать аналогичную категорию в другой иерархии (традукция ):
- Семья – это рабство!
- Когда люди объединяются ради достижения общей цели, они подчиняются определённым правилам. Но вы же не скажете, что альпинисты в связке, идущие к вершине – это рабы?

Мета

Выход на новый уровень или выход за пределы. Например, убеждение об убеждении:
- Семья – это рабство.
- Шикарное ограничивающее убеждение!
Или выяснение внутреннего представления:
- Как именно ты внутри себя представляешь это утверждение?
Анализ структуры убеждения:
- Её непоследовательность раздражает меня
- Каким образом её поведение влияет на ваши чувства?

Фокусы языка и SCORE

Посмотрев внимательно, можно заметить, что все фокусы языка можно вполне удачно описать как применение способов действия к точкам SCORE .


Причины

История образования убеждения. Исследуем факты, правила вывода на основе этих фактов, автора вывода (если это сделал не сам Клиент) и источник, из которого была почёрпнута сия мудрость.

Убеждение

Само убеждение, как целиком, так и по частям.

Контекст

Контекст применения убеждения.

Цель

Для какой цели это убеждение используется и что получается в результате использования.

Эффекты

Последствия использования убеждения.

При этом четыре фокуса языка – «объединение», «разделение», «аналогия», «метафрейм», - как раз описывают как делать. Остальные, по-видимому, должны больше фокусироваться на том, к чему эти применить или что нужно получить в результате воздействия.
«Переопределение» - это аналогия, применённая к одному из слов в убеждении.
«Модель мира» - предлагается более «правильное» убеждение, с ссылкой на весомое мнение: «А вот психологи считают, что...». То есть это аналогия, применённая ко всему убеждению.
«Применение к себе» - применяем структуру убеждения к самому себе. То есть это метапозиция по отношению к убеждению.
«Другой результат» - аналогия, применённая к цели.
«Последствия» - любой способ действия, применённый к эффектам.
И так далее.
Получается вот такая схема.

Соответствие паттернам


Структура

В результате мы получаем схему, в которой все паттерны фокусов языка получаются воздействием укрупнения, разукрупнения, аналогии и метапозиции на элементы опыта: причины, убеждение, контекст, цель и эффекты. И хотя формально их получается теперь 20, запомнить намного проще: четыре действия и пять точек «приложения силы». Плюс ещё три цели воздействия, но они связаны с точками SCORE : при воздействии на причины, убеждение и контекст нам нужно показать, что убеждение не истинно или предложить более правильное убеждение, при воздействии на цель показать, что убеждение не эффективно или предложит более эффективное убеждение, а при работе с эффектами постращать плохими последствиями (или наоборот хорошими – для ограничивающих убеждений) или предложить более экологичное убеждение.

В таблице пример конструирования фокусов языка для раскручивания убеждения "Любые отношения заканчиваются враждой" .

Причины

Что именно произошло, что ты поверил в это?

Абсолютно все твои отношения заканчивались враждой?

А если бы твои отношения заканчивались хорошо, во что бы ты верил?

Ты же понимаешь, что твой личный опыт не стоит распространять на всех?

Убеждение

Познакомился с человеком в самолёте, вышли - и теперь враги?

Ты веришь, что всё заканчивается плохо?

Все вещи, которые у тебя когда либо были, ломались и ты в ярости разбивал их на мелкие кусочки?

Твоя привязанность к этому убеждению тоже когда-то закончится враждой.

Контекст

Были ли у тебя какие-то отношения, которые закончились нормально?

Если бы все в это верили, старых друзей бы не существовало.

В детском саду ты тоже в это верил?

Не существует правил без исключений.

Цель

Наверно, для тебя очень важно поддерживать хорошие отношения с людьми.

Думаю, важнее найти женщину, с которой ты бы хотел прожить жизнь…

Лучше думать о том, как поддерживать хорошие отношения, чем о том, как их плохо закончить.

Страх потери говорит о том, что ты действительно хочешь иметь это.

Эффекты

Что случится, если вдруг какие-то отношения закончатся хорошо?

Так ты накопишь огромное количество врагов.

Наверняка ты подбираешь женщин, с которыми готов порвать так, чтобы можно было долго и упорно их ненавидеть.

Вера в то, что любые отношения должны заканчиваться, приводит к абсолютному одиночеству.

Текущая страница: 2 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Карта и территория

Краеугольным камнем «Фокусов языка» и подхода к языку, принятого в НЛП, является положение о том, что «карта не тождественна территории». Этот принцип был впервые сформулирован основателем общей семантики Альфредом Кожибски (1879–1950). Он отражает фундаментальные различия между нашими «картами мира» и самим миром. Философия языка Кожибски оказала сильнейшее влияние на развитие НЛП. Труды Кожибски в области семантики вместе с синтаксической теорией трансформационной грамматики Наума Хомского образуют ядро «лингвистического» аспекта нейро-лингвистического программирования.

В своем главном труде Science and Sanity (1933) Кожибски высказывает мнение о том, что прогресс нашего общества в немалой степени предопределен наличием у человека гибкой нервной системы, способной создавать и использовать символические репрезентации, или карты. Язык, к примеру, тоже является разновидностью карты или модели мира, которая позволяет суммировать или обобщать наш опыт и передавать его другим, тем самым спасая их от необходимости совершать те же ошибки или заново придумывать то, что уже изобретено. По утверждению Кожибски, именно эта способность к языковым обобщениям объясняет прогресс человека по сравнению с животными, однако ошибки в понимании и употреблении подобных механизмов являются причиной множества проблем. Ученый предполагал, что человека необходимо учить правильно пользоваться языком, и за счет этого можно предотвратить ненужные конфликты и недоразумения, порождаемые путаницей между картой и территорией.

В частности, «закон индивидуальности» Кожибски гласит, что «не существует двух полностью идентичных людей, или ситуаций, или этапов какого-либо процесса». Кожибски отметил, что сумма нашего уникального опыта намного превосходит запас слов и понятий и это приводит к попыткам отождествить или «перепутать» две и более ситуации (то, что в НЛП получило название «обобщения» или «двусмысленности»). Слово «кот», к примеру, употребляется по отношению к миллионам различных особей этого вида, к одному и тому же животному в разные периоды его жизни, к нашим мысленным образам, иллюстрациям и фотографиям, метафорически – по отношению к человеку («еще тот кот») и даже к сочетанию букв к-о-т. Таким образом, когда кто-либо произносит слово «кот», далеко не всегда очевидно, имеет ли в виду говорящий четвероногое животное, трехбуквенное слово или двуногого человекообразного.

По мнению Кожибски, чрезвычайно важно учить людей тому, как осознавать и расширять свои языковые возможности, чтобы достигать большего успеха в общении и по достоинству оценивать уникальность повседневных переживаний. Он стремился к созданию инструментов, которые помогали бы людям оценивать свой опыт, ориентируясь не на традиционные значения слов, но скорее на уникальные факты, присущие каждой конкретной ситуации. Кожибски был сторонником того, чтобы люди не торопились с непосредственными реакциями и обращали внимание на уникальные свойства каждой ситуации и ее альтернативные интерпретации.

Идеи и методы Кожибски являются одним из «китов», на которых основывается НЛП. В 1941 г. Кожибски впервые назвал «нейролингвистику» важной областью научного поиска, связанной с общей семантикой.

В НЛП принято считать, что у каждого из нас есть собственная картина мира, основанная на внутренних «картах мира», которые формируются с помощью языка и сенсорных репрезентативных систем как результат нашего повседневного опыта. Именно эти «нейролингвистические» карты в большей степени, чем сама действительность, определяют то, как мы интерпретируем и реагируем на окружающий мир, какой смысл придаем нашему поведению и опыту. Как говорил шекспировский Гамлет, «Нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым»3
Перевод М. Л. Лозинского. – М.: «Детская литература», 1965.

В книге «Структура магии» (том I) Бэндлер и Гриндер указывают на то, что различия между людьми, эффективно и неэффективно реагирующими на окружающий мир, являются в значительной степени функцией их внутренней модели мира:

Люди, которые реагируют творчески и эффективно справляются со своими трудностями… – это те, кто обладает полной репрезентацией, или моделью собственной ситуации, в рамках которой в момент принятия решения они видят широкий спектр возможностей. Другие же воспринимают самих себя как обладающих лишь немногими возможностями, ни одна из которых не является для них привлекательной… Мы обнаружили, что окружающий их мир не является ограниченным или лишенным альтернатив. Но эти люди закрывают глаза на существующие возможности, которые кажутся недоступными в их моделях мира.

Обнаруженное Кожибски различие между картой и территорией подразумевает, что наши поступки определяются скорее внутренними моделями реальности, чем самой реальностью. Следовательно, необходимо постоянно расширять наши «карты мира». По словам великого ученого Альберта Эйнштейна, «наше мышление создает такие проблемы, которые невозможно решить с помощью мышления того же типа».

В НЛП утверждается, что, если ты способен обогатить или расширить свою карту, в той же самой реальности ты увидишь больше альтернатив. В конечном итоге ты станешь более мудрым и удачливым во всем, что бы ты ни делал. Первичной целью НЛП является создание инструментов (таких, как паттерны «Фокусов языка»), которые помогали бы людям расширять, обогащать и дополнять свои внутренние карты действительности. В НЛП считается, что чем богаче твоя «карта мира», тем больше возможностей тебе откроется при решении любой задачи, возникающей в реальности.

С точки зрения НЛП не существует единственной «верной», или «правильной», «карты мира». Каждый из нас обладает собственной уникальной картой, или моделью, мира, и ни одна карта не отражает реальность «вернее», или «правильнее», другой. Скорее дело в том, что те из нас, кто успешнее справляются со своими проблемами, обладают такой «картой мира», которая позволяет им видеть величайшее множество перспектив и возможностей выбора. Такие люди богаче и шире воспринимают мир, организуют его и реагируют на него.

Опыт

Наши «карты мира» могут быть противопоставлены сенсорному опыту, т. е. процессу ощущения, переживания и восприятия мира вокруг нас, а также нашим внутренним реакциям на этот мир. Наш «опыт» созерцания заката солнца, спора с кем-либо или проведенного отпуска относится к личному восприятию и участию в этом событии. В НЛП принято полагать, что опыт складывается из информации, поступающей из внешнего окружения и воспринимаемой с помощью органов чувств, а также ассоциативных воспоминаний, фантазий, ощущений и эмоций, которые возникают внутри нас.

Термин «опыт» также используется в отношении аккумулированного знания в нашей жизни. Информация, прошедшая через органы чувств, постоянно кодируется, или «пакуется», с помощью уже имеющегося знания. Таким образом, наш опыт является сырьем, из которого мы создаем собственные карты, или модели, мира.

Сенсорный опыт – это информация, воспринятая через органы чувств (глаза, уши, кожу, нос и язык), а также знание о внешнем мире, которое порождается этой информацией. Органы чувств представляют собой устройства, с помощью которых люди и животные воспринимают окружающий мир. Каждый сенсорный канал функционирует как своего рода фильтр, который реагирует на широкий спектр раздражителей (световые и звуковые волны, физический контакт и т. д.) и обладает своими особенностями в зависимости от вида этих раздражителей.

Обеспечивая первичный контакт с окружающим миром, органы чувств являются своеобразными окнами в мир. Через них проходит вся информация о нашем физическом существовании. Поэтому в НЛП придается большое значение сенсорному опыту и считается, что он является для человека первичным источником знания о внешнем окружении и основным строительным материалом для создания моделей мира. На сенсорном опыте основаны успешное обучение, общение и моделирование.

Сенсорный опыт можно противопоставить другим формам опыта, таким как фантазии и галлюцинации, которые скорее продуцируются человеческим мозгом, чем воспринимаются органами чувств. В дополнение к опыту, полученному посредством органов чувств, человек обладает информационной системой, состоящей из опыта, порожденного внутренним миром, – такого, как «мысли», «убеждения», «ценности», «самоощущение». Эта внутренняя система знаний создает набор «внутренних» фильтров, которые сосредоточивают и направляют наши чувства (а также опускают, искажают и обобщают сведения, поступающие через органы чувств).

Сенсорный опыт является первичным способом получения новой информации об окружающей действительности для расширения наших «карт мира». Нередко фильтры уже сформированного знания отметают новую и потенциально значимую сенсорную информацию. Одна из задач НЛП – помочь людям научиться воспринимать больший объем сенсорного опыта за счет расширения того, что Олдос Хаксли называл «понижающим клапаном» сознания. Основатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бэндлер постоянно напоминали своим ученикам о необходимости «использования сенсорного опыта» взамен умозрительного планирования, или «галлюцинаций».

В основе большинства техник НЛП на самом деле лежат навыки наблюдения, позволяющие максимально увеличить объем непосредственного сенсорного опыта в той или иной ситуации. В НЛП считается, что для успешного изменения необходима способность «прийти в чувство». Для этого мы должны научиться снимать внутренние фильтры и получать непосредственный сенсорный опыт из окружающего мира. В действительности одним из наиболее важных навыков в НЛП считается способность войти в состояние «аптайм» (uptime ). Так называется состояние, в котором все наше сенсорное восприятие сфокусировано на внешнем окружении «здесь и сейчас». Состояние «аптайм» и как следствие возросший объем сенсорного опыта позволяют нам более полно воспринимать жизнь и получать от нее удовольствие, равно как и от окружающего нас множества возможностей познания.

Таким образом, наш «опыт» может быть противопоставлен «картам», «теориям» или «описаниям», созданным по поводу этого опыта. В НЛП подчеркивается различие между первичным и вторичным опытом. Первичный опыт относится к той информации, которую мы действительно воспринимаем посредством наших органов чувств. Вторичный опыт связан с вербальными и символическими картами, создаваемыми нами с целью отражения и упорядочения первичного опыта. Первичный опыт является функцией нашего непосредственного восприятия окружающей территории. Вторичный опыт получен из наших внутренних карт, описаний и интерпретаций восприятия и существенно урезан, искажен и обобщен (рис. 1). При непосредственном восприятии мы не испытываем неловкости или противоречивых мыслей по поводу того, что ощущаем и чувствуем.



Рис. 1. Сенсорный опыт является сырьем, из которого мы создаем наши модели мира


Именно первичный опыт придает нашему существованию красочность, осмысленность и уникальность. Первичный опыт неизбежно оказывается богаче и совершеннее, чем любая карта или описание, которые мы способны сделать на его основе. Люди, удачливые в делах и получающие удовольствие от жизни, обладают способностью воспринимать большую часть информации непосредственно, не пропуская ее через фильтры того, что они «должны» испытывать или ожидают испытать.

С точки зрения НЛП наш субъективный опыт является для нас «реальностью» и обладает правом приоритета перед любыми теориями или интерпретациями, с которыми мы его соотносим. В НЛП не ставится под сомнение субъективная валидность любого опыта, даже если он выходит за рамки обыденных представлений (например, «спиритический» или «опыт прошлых жизней»). Можно оспаривать теории и интерпретации, связанные с причинно-следственными связями или социальным контекстом, но опыт сам по себе является существенной информацией о нашей жизни.

В приемах и упражнениях НЛП опыту придается большое значение. Деятельность, основанная на НЛП (в особенности научный поиск), имеет тенденцию «руководствоваться опытом». Если воспринимать что-либо непосредственно, не засоряя переживание оценками или умозаключениями, наши впечатления окажутся намного богаче и ярче.

Подобно другим моделям и понятиям НЛП, «Фокусы языка» помогают нам осознать те фильтры и карты, которые блокируют и искажают восприятие мира и его потенциальных возможностей. Осознав существование этих фильтров, мы можем освободиться от них. Цель паттернов «Фокусов языка» – помочь людям обогатить свои перспективы, расширить «карты мира» и воссоединиться со своим опытом.

В общих чертах паттерны «Фокусов языка» можно охарактеризовать как изменение языковых фреймов (от англ. frame – рамка), влияющее на убеждения и ментальные карты, на основании которых эти убеждения построены. Эти паттерны позволяют людям «помещать в рамки» свое восприятие тех или иных ситуаций или переживаний, по-новому «расставлять в них знаки препинания» и оценивать их с других точек зрения.

Как язык создает фреймы для опыта

Слова служат не только для воспроизведения нашего опыта. Часто они помещают его в своеобразную рамку, в которой одни аспекты выдвигаются на передний план, а другие служат им фоном. Рассмотрим, например, соединительные слова «но», «и/а» и «даже если». Когда мы связываем свои идеи или переживания с их помощью, слова заставляют нас фокусировать внимание на различных аспектах одних и тех же переживаний. Фраза «Сегодня светит солнце, но завтра будет дождь» вызывает в нас озабоченность завтрашним дождем, при этом мы практически не учитываем тот факт, что сегодня солнечно. Если связать эти же утверждения словом «а»: «Сегодня светит солнце, а завтра будет дождь», то смысловое ударение падает в равной степени на оба события. Если же сказать «Сегодня светит солнце, даже если завтра будет дождь», то наше внимание будет сфокусировано на первом утверждении, а второе останется на заднем плане (рис. 2).



Рис. 2. Определенные слова устанавливают фреймы для наших переживаний, выдвигая различные их аспекты на передний план


Установление языковых фреймов и рефрейминг такого типа не зависят от содержания самих выражений. К примеру, в утверждениях «Я счастлив сегодня, но знаю, что это ненадолго», «Я счастлив сегодня и знаю, что это ненадолго», «Я счастлив сегодня, даже если знаю, что это ненадолго» смысловое ударение сдвигается таким же образом, что и в замечаниях о погоде. Справедливо это и в случае утверждений: «Я хочу достичь результата, но и у меня есть проблемы»; «Я хочу достичь результата, даже если у меня есть проблемы».

Структуру, которая встречается в речи человека вне зависимости от контекста, мы называем паттерном. К примеру, есть люди, привычным для которых стал паттерн постоянного пренебрежения позитивной стороной своего опыта. В этом им помогает слово «но».

Подобный тип языкового фрейма может сильнейшим образом повлиять на то, как мы интерпретируем конкретные утверждения и ситуации и реагируем на них. Задумайтесь над следующим утверждением: «Ты сможешь делать все, что захочешь, если готов хорошенько потрудиться для этого»4
Мы благодарим за этот пример Терезу Эпштейн.

Эта фраза способна внушить человеку уверенность в себе и своих силах. В ней соединены в причинно-следственную цепочку два значимых элемента нашего опыта: «делать все, что хочешь» и «хорошенько потрудиться». «Делать все, что хочешь» – вещь, безусловно, привлекательная. Не настолько желанной кажется вторая часть – «хорошенько потрудиться». Тем не менее, связывая их так, чтобы «делать все, что хочешь» оказалось на переднем плане, мы создаем предпосылки для сильнейшей мотивации, ведь мечта или желание соединяются с ресурсами, необходимыми для своего осуществления.

Обратите внимание на то, что произойдет, если изменить порядок слов: «Если ты готов хорошенько потрудиться, ты сможешь делать все, что захочешь». Несмотря на то что утверждение состоит из тех же самых слов, его воздействие стало слабее, так как готовность «хорошенько потрудиться» закономерно выдвинулась на передний план. Теперь фраза напоминает скорее попытку уговорить кого-то не лениться, чем позитивное утверждение «ты можешь делать все, что захочешь». Во втором варианте возможность делать все, что хочется, кажется наградой за усердный труд. В первом утверждении готовность потрудиться помещена во фрейм внутреннего ресурса, необходимого для того, чтобы «делать все, что захочешь». Эта незначительная разница может оказать существенное влияние на то, как будет воспринято и понято сообщение.

Переформирование при помощи фрейма «даже если»

Умение распознавать вербальные паттерны позволяет нам создавать языковые средства, которые могут помочь нам повлиять на смысл наших переживаний. Примером такого инструмента является переформирование при помощи фрейма «даже если». Этот паттерн заключается в простой замене слова «но» на фразу «даже если» в любом предложении, где слово «но» уменьшает или «обесценивает» позитивное переживание.

Задание

Попробуйте использовать его по следующей схеме:

1. Найдите утверждение, в котором позитивное переживание «обесценивается» словом «но».

Пример: Я нашел выход из проблемной ситуации, но она может повториться вновь.

2. Замените «но» на «даже если» и посмотрите, на чем сфокусируется ваше внимание.

Пример: Я нашел выход из проблемной ситуации, даже если она может повториться вновь.

Эта структура позволяет нам удерживать внимание на позитивных моментах, сохраняя при этом взвешенную точку зрения. Данный прием оказался очень эффективным в работе с теми, кто склонен к использованию паттерна «да, но…».

2
ФРЕЙМЫ И РЕФРЕЙМИНГ

Фреймы

Фрейм, или психологическая «рамка», связан с общей направленностью, определяющей наши мысли и действия. В этом смысле фреймы относятся к когнитивному контексту того или иного события или переживания. Как видно из самого названия, фрейм устанавливает рамки и ограничения при взаимодействии человека с окружающим миром. Фреймы оказывают огромное влияние на то, как мы интерпретируем отдельные переживания и события, как реагируем на них, поскольку выполняют функцию «расстановки акцентов» в этих переживаниях и направляют наше внимание. Неприятное переживание, к примеру, может охватить нас целиком, если воспринимать его во фрейме пяти минут непосредственно после события. Однако на фоне всей прожитой жизни это же переживание может показаться вполне банальным. Фреймы придают большую продуктивность взаимодействию, поскольку определяют то, какая информация и какие темы соответствуют или не соответствуют его цели.

Повседневным примером использования фреймов является «временной фрейм». Поместив встречу или выполнение упражнения во фрейм десяти минут, мы в значительной мере предопределяем объем того, что нам удастся сделать в этом временном промежутке. Временные ограничения определяют объекты внимания, темы и предметы, уместные для обсуждения, а также тип и меру приложенных усилий. Совсем иную динамику задаст для той же встречи или выполнения упражнения временной фрейм размером, скажем, в час или в три часа. Краткосрочные фреймы заставляют нас концентрироваться на актуальных задачах, тогда как более долгосрочные фреймы открывают возможность параллельно развивать отношения. Если для деловой встречи установить лимит 15 минут, разговор будет почти наверняка ориентирован на конкретные задачи и едва ли превратится в исследовательский мозговой штурм без определенного итога.

В НЛП наиболее часто употребляются такие фреймы, как фрейм «результат», фрейм «как если бы» и фрейм «обратная связь в противовес ошибке». Основной задачей фрейма результата, к примеру, является концентрация и удержание внимания на цели или желаемом состоянии. Устанавливая фрейм результата, мы неизбежно определяем ценность любой деятельности или информации для достижения конкретной цели или состояния (рис. 3).



Рис. 3. Фреймы направляют внимание и влияют на интерпретацию событий


Фрейм результата целесообразно противопоставить фрейму проблемы (табл. 1). Фрейм проблемы основное значение придает тому, что «неправильно» или «нежелательно», а не тому, что «желательно» или «необходимо». В этом случае внимание человека фокусируется на нежелательных симптомах и поиске их причин. Фрейм результата, напротив, заставляет сосредоточиваться на желаемых результатах и последствиях, а также на ресурсах, необходимых для их достижения. Таким образом, фрейм результата подразумевает, что человек ориентируется на решение проблемы и позитивное будущее.


Таблица 1

Фрейм результата в сравнении с фреймом проблемы


Применение фрейма результата подразумевает такие действия, как замена формулировки проблемы на формулировку цели, а описаний с использованием «негативных» слов – на «позитивные» описания. С точки зрения НЛП любую проблему можно воспринять как вызов или возможность измениться, «вырасти» или научиться чему-нибудь. При таком подходе все «проблемы» предполагают благоприятный исход. Если человек говорит: «Моя проблема заключается в том, что я боюсь неудачи», – можно предположить, что скрытая цель говорящего – получить уверенность в том, что он достигнет успеха. Точно так же, если проблема в том, что «прибыль падает», вероятным желаемым результатом является рост прибыли.

Часто люди непреднамеренно формулируют результат в негативной форме: «Я хочу перестать стесняться», «Я хочу бросить курить» и т. д. Подобным образом мы концентрируем внимание на проблеме и, как это ни парадоксально, в скрытой форме высказываемся «в ее пользу». Неотъемлемой частью мысли «Хочу перестать быть трусом» является утверждение «быть трусом». Устанавливая фрейм результата, мы спрашиваем себя: «Чего ты хочешь?» или «Что бы ты чувствовал, если бы не был таким трусом?»

Безусловно, в ходе поиска решения проблемы важно исследовать симптомы и их причины. Однако не менее важно делать это в контексте достижения желаемого состояния. В противном случае исследование симптомов и причин не приведет ни к какому решению. Если же информация собирается в связи с результатом или желаемым состоянием, решения могут найтись, даже если сама проблема останется не до конца изученной.

Другие фреймы НЛП используют тот же принцип. Фрейм «как если бы» заставляет нас действовать так, будто желаемое состояние или результат уже достигнуты. Фрейм «обратная связь в противовес ошибке» дает возможность интерпретировать видимые проблемы, симптомы или ошибки как обратную связь, которая помогает вносить коррективы, ведущие к желаемому состоянию, а не как неудачу.

Вероятно, основная функция вербальных паттернов «Фокусов языка» – помочь людям научиться переключать внимание: 1) с фрейма проблемы на фрейм результата, 2) с фрейма ошибки на фрейм обратной связи и 3) с фрейма невозможности на фрейм «как если бы». Описанные выше ситуации с женщиной-полицейским, психиатром, доктором, тренером и т. д. являются иллюстрациями изменения фрейма, в котором происходит восприятие некоторых обстоятельств или событий. Психиатр, доктор, заботливый дядя, мать и тренер – каждый из них помог своему партнеру изменить восприятие «проблемной» или «ошибочной» ситуации так, чтобы она находилась во фрейме результата или обратной связи. Переключение внимания с проблемы на результат позволило героям открыть для себя новые возможности. (Даже то, что женщина-полицейский выдала себя за мастера из телеателье, является метафорическим способом переключения на фреймы результата и обратной связи: в этом случае акцент был сделан на «ремонт», а не на «избавление» от ненужных вещей.)

Роберт Дилтс

Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП

Предисловие

Это книга, написать которую я готовился много лет. Она рассказывает о магии языка, основанной на принципах и определениях нейро-лингвистического программирования (НЛП). Впервые мне довелось столкнуться с НЛП около двадцати пяти лет назад, на занятиях по лингвистике в Калифорнийском университете (Санта-Крус). Эти занятия вел один из создателей НЛП Джон Гриндер. К тому времени они с Ричардом Бэндлером только что закончили первый том своей основополагающей работы «Структура магии». В этой книге им удалось смоделировать языковые паттерны и интуитивные способности трех наиболее успешных психотерапевтов в мире (Фрица Перлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона). Этот набор паттернов (известный как «метамодель») позволил мне – третьекурснику-политологу, не имевшему никакого практического опыта в области психотерапии, – задавать такие вопросы, которые мог бы задать опытный психотерапевт.

Масштаб возможностей метамодели и самого процесса моделирования произвел на меня огромное впечатление. Я почувствовал, что моделирование можно широко применять во всех сферах человеческой деятельности, будь то политика, искусство, менеджмент, наука или педагогика (Modeling With NLP, Dilts, 1998). Использование этих приемов, на мой взгляд, могло привести к существенным переменам не только в психотерапии, но и во многих других областях, в которых задействован процесс коммуникации. Поскольку в то время я занимался политической философией, мой первый практический опыт моделирования заключался в попытке применить лингвистические фильтры, использовавшиеся Гриндером и Бэндлером при анализе работы психотерапевтов, в целях выделения определенных паттернов в «Диалогах» Платона.

Исследование оказалось одновременно увлекательным и информативным. Несмотря на это я чувствовал, что дар убеждения Сократа невозможно объяснить с помощью одной лишь метамодели. То же касалось и других явлений, описанных НЛП, таких как предикаты репрезентативной системы (описательные слова, указывающие на конкретную сенсорную модальность: «видеть», «смотреть», «слушать», «звучать», «чувствовать», «касаться» и т. п.). Эти языковые особенности позволяли проникнуть в суть сократовского дара, но не могли охватить полностью все его измерения.

Я продолжал изучать труды и высказывания тех, кому удалось повлиять на ход истории, – Иисуса из Назарета, Карла Маркса, Авраама Линкольна, Альберта Эйнштейна, Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга и др. Со временем я пришел к выводу, что все они использовали один базовый набор паттернов, с помощью которых оказывали влияние на суждения окружающих. Более того, паттерны, закодированные в их словах, продолжали влиять на историю и определять ее даже спустя годы после смерти этих людей. Паттерны «Фокусов языка» – это попытка расшифровать часть важнейших лингвистических механизмов, которые помогали этим людям убеждать других и оказывать влияние на общественное мнение и системы убеждений.

В 1980 г. в ходе общения с одним из основателей НЛП Ричардом Бэндлером я научился распознавать эти паттерны и выделять их формальную структуру. Во время семинара Бэндлер, мастерски владеющий языком, представил нам нелепую, но паранойяльно твердую систему убеждений и предложил попытаться заставить его изменить эти убеждения (см. главу 9). Несмотря на все усилия, членам группы не удалось достичь никакого результата: система Бэндлера оказалась неприступной, поскольку была построена на том, что я позднее определил как «мысли-вирусы».

Я слушал всевозможные вербальные «фреймы», спонтанно создаваемые Бэндлером, и вдруг обнаружил, что некоторые из этих структур мне знакомы. Несмотря на то что Бэндлер для большей убедительности применял эти паттерны в «негативном» аспекте, я осознал, что именно такие структуры использовали Линкольн, Ганди, Иисус и др., чтобы способствовать позитивным и радикальным социальным изменениям.

По существу, данные паттерны складываются из вербальных категорий и особенностей, с помощью которых наш язык позволяет формировать, изменять или преобразовывать базовые убеждения человека. Паттерны «Фокусов языка» можно охарактеризовать как новые «вербальные фреймы», оказывающие влияние на убеждения и ментальные карты, на основе которых строятся эти убеждения. За два десятилетия, прошедшие со времени их открытия, эти паттерны заслужили право называться одним из наиболее продуктивных методов эффективного убеждения, созданных НЛП, и, вероятно, являются наилучшим средством изменения убеждений в процессе общения.

Этот учебник является одним из самых популярных в нашей стране произведений Роберта Дилтса – тренера и практика НЛП. Несмотря на то что автором книги является настоящий мастер нейролингвистического программирования, эта книга будет полезна не только для тренировки навыков общения или для создания внутреннего психологического равновесия, но и для развития творческих способностей и креативного мышления.

Описание

Название: Фокусы языка изменение убеждений с помощью НЛП (Sleight Mouth Magic Conversational Belief Change)

Дата выхода книги: 1999

Этот учебник является одним из самых популярных произведений Роберта Дилтса тренера и практика НЛП. Несмотря на то, что автором книги является настоящий мастер нейролингвистического программирования, эта книга будет полезна не только для тренировки навыков общения или для создания внутреннего психологического равновесия, но и для развития творческих способностей и креативного мышления.

Основой написания «Фокусов языка» послужила концепция, которая в НЛП называется фреймингом (от английского frame - рамка) - это создание различных психологических и языковых обрамлений для любого утверждения для изменения оттенка восприятия этого убеждения. Но фрейминг не связан только с тем, что иногда называют словесной эквилибристикой. Фокусы языка помогают нам менять фокусировку и по-разному смотреть на объекты. Можно сказать, что в названии книги присутствует игра слов: «фокусы языка» как фокусы (трюки, магия - 1) и как фокусировка (аналогия из оптики, ракурс, концентрация на конкретных деталях -2).

Именно этот учебник Дилтса стал основой второго урока по развитию творческого мышления на нашем сайте. 14 фокусов языка, взятых у Дилтса, помогут вам найти нужный ракурс рассмотрения любого объекта или ситуации для того, чтобы продолжить дальнейшие творческие этапы процесса латерального мышления.

На нашем сайте присутствуют материалы, которые близки по тематике с данной книгой. Ниже приведен список страниц с этими материалами.

В нейролингвистическом программировании существует специальная концепция для поиска нужного фокуса, которая называется фрейминг. Фрейм (англ. - рамка) - контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи.

В попытке определить все возможные интерпретации одного и того же явления Дилтс нашел не менее 14 различных способов изменить фокус нашего зрения.

  1. Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).
  2. Аналогия: замена данной фразы другой, похожей на данную, но новая фраза должна менять смысл исходного суждения.
  3. Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
  4. Противоположный пример: поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.
  5. Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
  6. Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.
  7. Последствия: внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.
  8. Другой результат: переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.
  9. «Разделение» (англ. chunkdown): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
  10. «Обобщение» (англ. chunkup): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
  11. Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
  12. Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
  13. Стратегия реальности: переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.
  14. Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.

Об авторе

Роберт Дилтс (Robert Brian Dilts) является одним из признанных корифеев современного НЛП. Он входил в число первых студентов Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера - основателей нейролингвистического программирования. Его профессиональные навыки находят применение во многих областях: моделирование человеческого совершенства, создание компьютерных программ, касающихся взаимодействия человека и компьютера, бизнес-консультации, проведение тренингов и лекций по практической психологии и многое другое.

Он является одним из первых разработчиков НЛ. Начинал он еще в 1975 году, став одним из первых учеников Джона Гриндера и Ричарда Бендлера. Роберт учился также у Милтона Эриксона и у Грегори Бейтсона. Теперь же Роберт Дилтс — основатель одного из лучших Университетов НЛП в мире и организатор большого числа международных конференций в Санта-Крузе.

Кроме важных приложений НЛП в таких областях, как образование, творческое мышление и лидерство, личным вкладом Роберта в НЛП являются разработанные им технологии изменения стратегий мышления и системы убеждений, а также развитие такой области знаний, которая впоследствии получила название «системное НЛП». Вот лишь некоторые разработанные им технологии и модели: реимпринтинг, интеграция конфликтующих убеждений, лингвистические приемы «Фокусы языка», стратегия грамотного письма, методика избавления от аллергии, нейрологические уровни, цикл изменения убеждений, приемы генеративного НЛП и многое другое.

Роберт Дилтс автор многочисленных технологий, книг и статей. Он выпустил около 50 книг по нейролингвистическому программированию, среди которых: «Изменение убеждений с помощью НЛП», «Моделирование с помощью НЛП», «НЛП: навыки эффективного лидерства», «стратегии гениев», «Убеждения. Пути к здоровью и благополучию», «Фокусы языка» и другие. А самым значительным его творением является «Энциклопедия НЛП» в двух томах, которую он написал совместно с Дж. Делозье.

Loading...Loading...