Что такое инцидент? В чем состоит отличие инцидента конфликта от его повода? Открытый конфликт
По поводу понятия «инцидент» и его места и роли в структуре и динамике социального конфликта у исследователей нет единого мнения. Многие считают, что инцидент - это и есть начало открытого противоборства, что, на наш взгляд, не в полной мере соответствует действительности. Для того чтобы разобраться в сути проблемы, приведем несколько вариантов определения понятия «инцидент».
«Инцидент - случай или происшествие, как правило, неприятное, затрагивающее интересы одной или обеих враждующих сторон и используемое ими для развязывания конфликтных действий» .
«Инцидент - столкновение, которое служит «детонатором» конфликта, поводом для перехода его субъектов к открытым конфликтным действиям» .
«Инцидент - начальный этап в динамике открытого конфликта, характеризующийся прямым противоборством сторон» .
«Инцидент - первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон» .
«Инцидент - столкновение противодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие сторон» .
Приведенные определения демонстрируют различия в понимании данного понятия. В первых двух определениях инцидент трактуется как «случай», «происшествие», «повод», «детонатор» конфликта. В последующих трех - как «начальный этап в динамике конфликта».
Обосновывая свою точку зрения, В. П. Ратников указывает: «Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но, во всяком случае, повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало» .
Уяснить сущность рассматриваемого явления можно, обратившись к этимологии слова «инцидент», означающего (от лат. тсШет (тсШеМи) случающийся) случай, происшествие (обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение . Таким образом, инцидент уже в силу своей «случайности» не может быть началом открытой стадии конфликта, так как последний предполагает осознанные и целенаправленные действия.
Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Он может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Но даже когда инцидент провоцируется кем-либо (противостоящей стороной (сторонами), «третьей силой» и т. д.), главной целью «провокации» является создание основания для повода. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены боснийскими террористами в августе 1914 г. было хорошо спланированной акцией. Однако для мировой общественности и для находившихся в состоянии конфронтации Австро-Германского блока и Антанты это событие было случайным инцидентом, который стал формальным поводом для начала Первой мировой войны, и хотя объективные противоречия и напряженность в отношениях между Антантой и Германским военным блоком существовали уже много лет, именно эти противоречия стали истинной причиной войны, а не сам инцидент.
Повод и инцидент - разные явления. Повод, по нашему мнению, следует рассматривать не как конкретное событие, а в качестве субъективно созданной ситуации, основанием для которой могут быть реальные или вымышленные события. Что же касается инцидента, то следует согласиться с Е. М. Бабосовым и А. В. Дмитриевым, что инцидент используется в качестве предлога для начала конфликта. Поэтому инцидент - это еще не конфликт, а лишь случай, который может быль использован в качестве предлога для начала противоборства сторон.
По мнению А. Р. Аклаева, инцидент неизбежно вызывает ответные действия . Данное утверждение, на наш взгляд, также требует определенных уточнений. Если конфликтная ситуация полностью «созрела» и обе находящиеся в состоянии конфронтации стороны только и ждут (ищут) повода, то это непременно приведет к взаимному противоборству. Но возможны варианты, когда одна или обе стороны не готовы к конфликту или одна из сторон не желает вступать в открытую схватку в силу различных обстоятельств. В таких случаях инцидент не приведет к конфликту. Например, политический режим Саакашвили в Грузии на протяжении 2003-2008 гг. неоднократно провоцировал различные инциденты на границе с Абхазией и Южной Осетией. Но до 8 августа 2008 г. военного конфликта удавалось избежать, пока не началась полномасштабная агрессия грузинских войск.
Инцидент также может стать поводом для эскалации уже существующего конфликта и его перехода в новую, более острую форму противоборства. Например, случайная гибель или преднамеренное убийство одного из лидеров конфликтующей стороны может стать поводом для начала открытых боевых действий.
Итак, инцидент - это случай (происшествие), который в условиях сформировавшейся конфликтной ситуации может стать формальным поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
Одним из главных условий успешного разрешения любого конфликта является разделение (разграничение) инцидента и реальной причины противоборства - объекта (предмета) конфликта. Существуют конфликты, в которых такое разграничение инцидента (повода) и причины (объекта) является вполне очевидным. Но есть конфликты, для анализа которых необходимо содействие специалистов. Необходимо учитывать, что существуют конфликты, в которых инцидент как таковой (как повод) отсутствует. Это имеет место в тех случаях, когда одна из сторон нападает «без объявления войны» (например, нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г.). Особенность таких «безынцидентных» конфликтов, на наш взгляд, состоит в следующем:
- 1) в них отсутствует конфликтная ситуация как таковая, нет, как правило, и напряженности в отношениях между потенциальными сторонами предполагаемого конфликта (вернее, потенциальной стороной ощущает себя лишь будущий агрессор);
- 2) агрессор рассчитывает прежде всего на фактор внезапности, поэтому до нападения тщательно скрывает свои намерения;
- 3) агрессор обычно уверен в своей победе и поэтому рассматривает своего противника не как «дееспособного» субъекта (сторону) конфликта, а в качестве «жертвы», объекта нападения;
- 4) односторонняя агрессия может трансформироваться в реальный конфликт (противоборство) только в том случае, если предполагаемая «жертва» сумеет дать агрессору достойный отпор и станет отстаивать свои интересы, т. е. если выбранный агрессором объект нападения «трансформируется» из «жертвы» в субъект (сторону) конфликта.
В «нереалистическом» конфликте (в котором нет реального объекта) инцидент может выполнять роль несуществующего объекта. В таком конфликте инцидент (повод) выдается за объект (причину), и решить такой конфликт весьма непросто.
Конфликт в целом может состоять из одной или нескольких конфликтных ситуаций. Можно дать следующее определение понятию ʼʼконфликтная ситуацияʼʼ.
Конфликтная ситуация- конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств.
Конфликтная ситуация имеет систему содержательных характеристик (временные, пространственные и содержательные границы) и элементную структуру.
Элементами конфликтной ситуации являются:
1. Стороны (участники) конфликта. Типичными сторонами конфликта являются сами личности, социальные группы, организации. Актуальными в конфликтном взаимодействии выступают как статусные, социально-ролевые, так и психологические характеристики участников конфликта.
2. Интересы и цели.
3. Принципы и позиции сторон. Как цели и интересы, так и принципы сторон должны быть противоречивыми и существенно значимыми для них.
4. Существенные противоречия между интересами и целями участников конфликта. Противоречия бывают как реальными, так и воображаемыми, надуманными, существующими лишь в голове человека. Значимость интересов и целей должна быть также субъективно преувеличенной.
5. Объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из сторон. Это конкретное материальное или духовное благо.
6. Повод и инцидент конфликта. Повод конфликта - конкретное действие со стороны одного или нескольких настоящих или будущих участников конфликта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ другая сторона воспринимает как агрессивную атаку на свои интересы. Повод обычно лежит на поверхности, поскольку представляет собой явное или скрытое конкретное действие, выражающее притязания на нечто, принадлежащее другому, попытку несанкционированного присвоения чего-либо другого либо нанесение ущерба чести и достоинству личности. Поводом конфликта служит явление, способствующее его возникновению, но не определяет появление конфликта с крайне важно стью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться искусственно, как говорят, ʼʼна пустом местеʼʼ. Так, к примеру, поводом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами. Инцидент конфликта - столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод повода конфликтной ситуации в конфликт.
Конфликтная ситуация и инцидент вместе образуют конфликт, однако конфликтная ситуация возникает до инцидента. Она может создаваться как объективно (вне воли и желания людей), в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений оппонирующих сторон. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Инцидент, таким образом, полностью зависит от ситуации. Существенно и то, что конфликтная ситуация и инцидент бывают либо спровоцированными, заранее спланированными, либо спонтанными, стихийно возникшими.
Объективно возникшие конфликтная ситуация и инцидент могут прекратиться, получить дальнейшее развитие только в результате изменения объективных обстоятельств. Субъективно возникшие ситуация и инцидент могут закончиться как в силу объективных перемен, так и по инициативе оппонирую-
щих сторон. К тому же случайный конфликт менее подвержен урегулированию, чем заранее предусмотренный.
Конфликтная ситуация нередко возникает, обостряется и переходит в фазу инцидента из-за того, что совместно работающие люди не желают слушать и слышать друг друга, не всегда владеют навыками выражать свою мысль, отношение к тому или иному факту ясно и четко.
7. Причины возникновения конфликта. Это реальное противоречие между субъектами конфликта͵ претендующими на какое-либо материальное или духовное благо одновременно. Причину конфликта нередко путают с его поводом. Причина всегда находится глубже. Причина конфликта обычно одна, поводов же к конфликту она может порождать какое угодно количество.
8. Условия протекания конфликта. Конфликт существенно зависит от внешних условий, в которых он возникает и развивается. Важной составной частью этих условий выступает социально-психологическая среда, представленная обычно личными социальными группами с их специфической структурой, нормами, ценностями и т. д.
9. Образы конфликтной ситуации. У каждого участника конфликта имеются определенные представления о себе (мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), о противоположных сторонах и среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность, определяют конфликтное поведение участников. Отношения образов и реальности весьма сложны и допускают случаи серьезного расхождения. Исходя из этого, выделяют следующие четыре случая:
Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками; конфликта как социально-психологического явления пока нет;
Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринимаемого конфликта);
Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);
Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками (случай адекватно воспринимаемого конфликта).
Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью сложности и неопределенности. Именно ʼʼнеопределенностьʼʼ исхода является необходимым условием возникновения конфликта.
Весьма полезно иметь представление о возможных искажениях образа конфликтной ситуации. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделили основные типы искажений образа конфликтной ситуации ее участниками.
Искажение конфликтной ситуации в целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта͵ но и ситуации в целом. Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, происходит схематизация ситуации. Уменьшается перспектива восприятия ситуации, предпочтение отдается принципу ʼʼздесь и теперьʼʼ, последствия, как правило, не просчитываются. Восприятие ситуации происходит в категоричных, полярных оценках по типу ʼʼчерное-белоеʼʼ, ʼʼвсе или ничегоʼʼ.
Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.
А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписывают социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, демократии, конституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели - как возвышенные и достойные реализации, в связи с этим субъект уверен в своей правоте, а оппонент закономерно должен прийти к выводу, что первый прав.
Б. Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, лесть и т. д.). В случае если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.
Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.
А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность позиции, ее целесообразность. Целевая составляющая рассматривается в русле ʼʼя прав, в связи с этим я должен победитьʼʼ. Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:
- ʼʼя все делаю правильноʼʼ (самоподдержка; я - истина в последней инстанции);
- ʼʼя вынужден так делатьʼʼ (возложение ответственности на обстоятельства);
- ʼʼпо-другому в этой ситуации невозможно поступитьʼʼ (это единственно верное решение);
- ʼʼон сам виноват, что мне приходится так действоватьʼʼ (возложение ответственности на другого);
- ʼʼвсе так делаютʼʼ (размывание ответственности).
Б. Позиция оппонента воспринимается как ошибочная, бездоказательная, нормативно неподкрепленная. По этой причине цель противостоящей стороны состоит в том, чтобы заставить оппонента уступить или проиграть. Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:
- ʼʼэто подлые поступки, удары ниже поясаʼʼ (действиям приписывается аморальное, противоправное содержание);
- ʼʼон делает только то, что мне во вредʼʼ (нейтральные действия рассматриваются как агрессивные);
-- ʼʼон намеренно так поступаетʼʼ (непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные).
Исксокение восприятия личностных качеств.
А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные и привлекательные черты, которые пропагандируются среди окружающих, в т.ч. и в среде оппонента. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминания, указания о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Акцентирование только положительного в самом себе позволяет выдвигать постулат ʼʼхорошие люди совершают хорошие поступкиʼʼ.
Б. Личность оппонента. Происходят усиление и гиперболизация негативных черт и свойств личности оппонента. Срабатывает эффект поиска ʼʼсоринки в чужом глазуʼʼ. Усиливает-
ся поиск всего негативного и непривлекательного. В оппоненте игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдываются высмеивание недостатков (в том числе природного свойства), допущение оскорблений в его адрес. Принимается и поддерживается точка зрения, что ʼʼплохие люди действуют плохими методамиʼʼ. В отношении оппонента формируется ʼʼобраз врагаʼʼ.
Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации, в частности, состояние стресса, высокий уровень негативных эмоций, низкий уровень информированности участников друг о друге, неумение предвидеть последствия, доминирование в сознании оппонента ʼʼагрессивной концепции средыʼʼ, негативная установка на оппонента͵ фактор времени и др.
Иллюзия ʼʼвыигрыша - проигрышаʼʼ: ʼʼНаши потребности абсолютно несовместимы, только один из нас может победитьʼʼ. Иллюзия состоит по сути в том, что результат, при котором один выигрывает, а другой проигрывает, воспринимается как неизбежный, хотя на самом деле существует альтернатива взаимовыгодного решения.
Иллюзия ʼʼплохого человекаʼʼ: Индивид рассуждает следующим образом: ʼʼМой конфликт - это прямой результат некомпетентности, грубости, глупости или других недостатков партнера; он должна быть разрешен только в том случае, в случае если тот их признает и исправитʼʼ. Поскольку мы считаем конфликт прямым следствием личных недостатков другого, мы снимаем с себя ответственность за собственный вклад в создание проблемы. Мы успокаиваем себя, считая, что виноват другой человек, а мы - лишь невинная и несчастная жертва.
Иллюзия ʼʼкамня преткновенияʼʼ: ʼʼНаши разногласия непримиримы, соглашение невозможноʼʼ.
Другими наиболее типичными случаями искажения являются:
- иллюзия ʼʼсобственного благородстваʼʼ (каждый оценивает свою способность к сотрудничеству выше, чем у оппонента);
- ʼʼвсе ясноʼʼ (предельное, благодаря чему упрощение ситуации утверждает истинность одной и ложность позиции противоположной стороны).
Тема: Конфликт и конфликтные ситуации.
2. Понятие конфликта; динамика его развития.
3. Стили поведения педагога в конфликтной ситуации.
Способы разрешения конфликтов.
4. Управление конфликтными ситуациями.
Литература.
1. Гребенюк О.С. Общая педагогика.- Калининград.:1996, с77-105.
2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.:2001,
3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- М.: 2000.,
5. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М.: 1999.
6. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликт.- М.: 1992.
7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.:2001., с.1006-119.
8. Сергеева В.П. Классное руководство: планирование и организация работы от А до Я.- стр.56-58.
9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… .- стр.64-90.
10. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.-
1. Понятие конфликтной ситуации.
«Конфликтная ситуация – это ситуация, в которойучастники (оппоненты) отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объекта конфликта».
Оппоненты (участники, субъекты конфликта- противники в споре)- отличаются друг от друга позицией, «силой», рангом (т.е. социальными характеристиками). Каждый оппонент имеет свои цели и интересы. У каждого – свои мотивы и своё отношение к объекту конфликта и друг к другу. У них уже сложены определённые отношения друг с другом.
Объект конфликта - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию; это то, по поводу чего возникло(ли) непонимание или раздражение.
Конфликтная ситуация:
Цели - ОП- ОБ КОН -ОП- - Цели
Мотивы ПО- ЪЕ ФЛИ -ПО- -Мотивы
Интересы НЕ- КТ КТА -НЕ- -Интересы
НТ-1 -НТ-2
О Т Н О Ш Е Н И Я.
Среди потенциально конфликтных ситуаций выделяют-
(виды потенциально конфликтных ситуаций):
Ситуации деятельности;
Ситуации поведения;
Ситуации отношений.
Ситуации ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (конфликтные) - возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и не учебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникать в случае отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя, и пр.
Ситуации ПОВЕДЕНИЯ (конфликтные) – возникают в связи с нарушением правил поведения при условии, когда учитель, не выяснив мотивов и не вникнув в ситуацию, делает поспешный и ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся.
Ситуации ОТНОШЕНИЙ (конфликтные) – возникают тогда, когда затрагиваются эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности; когда деловые отношения подменяются межличностными; когда даются отрицательные оценки не поступку, а личности ученика.
Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? –НЕТ! Конфликтные ситуации имманентно (т.е. внутренне, объективно) присущи всему процессу обучения и воспитания.
Сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать, например, право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий; право учащихся распоряжаться своим свободным временем; право и учащихся и учителей на чувство собственного достоинства, и т.п. Другими словами, возможность конфликтных ситуаций заложена … в должностных функциях учителя (!).
Конфликтная ситуация может существовать долго, НЕ переходя в открытый конфликт.
В то же время, конфликтная ситуация – это своеобразный сигнал (звонок, набат) какого-то непонимания или нарушения. Поэтому, не замечать этот сигнал – конфликтную ситуацию – нельзя!
Надо стремиться ПРОЖИВАТЬ конфликтную ситуацию НЕ доводя её до конфликта.
Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента.
Инцидент - действие, в основе которого лежит формальный повод для непосредственного столкновения участников. Повод - это конкретное событие, которое служит толчком к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и планироваться заранее, но повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало. Следовательно, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии является сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между ними. Конфликтная ситуация не является простым следствием возникающих противоречий и представляет собой следующий процесс:
внешняя ситуация -> «определение ситуации» -> конфликтная ситуация
Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, субъект начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя таким поведением ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две характеристики перехода: факторы, обусловливающие восприятие ситуации как конфликтной; способы перехода к конфликтному взаимодействию.
Главным признаком, на основании которого субъект определяет ситуацию как конфликтную, рассматривается воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. То есть конфликт - это не просто свойство ситуации, а скорее выводы, делаемые на ее основе. Конфликтная ситуация несет в себе угрозу для участника взаимодействия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы добиться желаемой цели, если речь идет о стороне, выступающей как активное начало; обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия.
Если ситуация уже определена как конфликтная, дальнейшее представление о ней будет формироваться с учетом этого определения. В зависимости от того, какой вклад вносит сама внешняя ситуация в возникновение конфликтов и какую роль играют в этом субъективные факторы, все конфликты можно условно расположить в следующем континиуме. На одном его полюсе будут находиться конфликты, вызываемые исключительно внешними причинами: ситуация объективно оказывается столь конфликтогенна, что индивидуальные особенности субъектов фактически не имеют значения, и ситуация вызывает у них одинаковую реакцию. Теоретически можно допустить, что все субъекты будут воспринимать эту ситуацию как конфликтную. На противоположном полюсе, напротив, будут располагаться конфликтные ситуации, вызванные исключительно субъективными факторами: сами по себе они не содержат никакого конфликтогенного начала, но порождены субъективной склонностью людей видеть в таких ситуациях конфликт. Чем ближе к «ситуационному» полюсу, тем больше конфликты вызываются факторами самой ситуации и тем меньшую роль играют индивидуальные особенности субъектов. И наоборот, чем ближе к «личностному» полюсу, тем большее значение приобретает «человеческий» фактор и меньшее объективные особенности ситуации.
Размер конфликта, по М. Дейчу, определяется степенью предполагаемого различия результатов, получаемых стороной при ее выигрыше или выигрыше другой стороны. Выигрыш понимается как получение удовлетворяющего результата. Речь идет о том, что в данном конфликте важно то, как соотносятся возможный выигрыш и проигрыш каждой из сторон. Чем острее конфликт, тем меньше вероятность его конструктивного разрешения. При лом он имеет тенденцию к расширению, если стороны представлены крупными социальными единицами, если затрагиваются существенные и глобальные вопросы или если конфликт затрагивает принципы. В целом, согласно М. Дейчу, конфликты «здесь и теперь», которые локализованы в терминах отдельных, ограниченных действий и их последствий, легче разрешаются конструктивно, чем конфликты, которые определяются в терминах принципов, прецедентов или прав, когда проблемы растянуты во времени и в пространстве и восходят к общим законам личностей, групп, рас или другим большим социальным единицам или категориям.
К факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, по мнению С. Бордман и С. Горовиц, относят такие индивидуальные характеристики, как атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личную кооперативную или конкурентную ориентацию, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения.
В конфликтах, с которыми сталкивается социальный работник, личностные особенности их субъектов приобретают большое значение. Дж. Рубин, говоря об особенностях разрешения конфликтов, подчеркивает такой фактор, как стремление «сохранить лицо», который означает, что люди в конфликте стремятся избежать демонстрации своих слабостей. Человек обладает особенностями, которые не дают возможности прогнозировать его поведение в ситуации конкретного взаимодействия с тем или иным оппонентом. Эту психологическую особенность К. Креч и У. Крачфилд называют терпимостью к несогласию.
В конкретных ситуациях, сталкиваясь с иными позициями, субъект часто входит в противоречие со своими абстрактными представлениями и отвергает возможность свободного проявления других взглядов. Этот фактор, как правило, интерпретируется через социокультурный контекст. Общий контекст позволяет «говорить на одном языке», что облегчает процесс коммуникации и понимания. Отсюда следует, что интергрушювые различия усиливают социальные противоречия. К факторам ситуации обычно относят общий психологический климат, который мог ослаблять или ужесточать конфликт, наличие социальных норм регулирования, «третьих сил», заинтересованных в усилении или уменьшении конфликта. Например, семейный конфликт, связанный с конкретными разногласиями супругов, потенциально будет легче поддаваться конструктивному урегулированию, если он возникает на общем благоприятном фоне, чем при наличии материальных и бытовых трудностей, проблем в воспитании ребенка. Значительное влияние при этом будут оказывать «третьи лица» -ближайшее окружение или иные заинтересованные люди.
После стадии инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т.д. Конфликт вступает в следующий этап - происходит его эскалация (нарастание).
Эскалация конфликта - ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между субъектами, используются все возможности для победы в противоборстве. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др. На этой стадии практически невозможны переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Поэтому могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и цели. В процессе эскалации конфликта возможно изменение ценностных ориентации: ценности - средства и ценности - цели могут меняться мес-иши. Можно выделить следующие основные моменты, характеризующие этап эскалации конфликта: создание образа врага; демонстрация силы; применение насилия; расширение и углубимте конфликта.
Конфликты исключительно многообразны по источникам происхождения, движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом. Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях, однако ход этого превращения, способ осмысления процесса, характер его представления в сознании действующего субъекта будут развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в аргументации, выдвижении притязаний и обосновании своих требований. Линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, образуют поле мотивации и могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям. Здесь уже не важен вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания конфликта соответствует «действительным» потребностям, интересам и ценностям. Дело в том, что если линии аргументации (мотивации) возникают и разрабатываются, то они становятся реальностью, выражаемой в мотивировании конфликтной ситуации.
В конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположной стороной. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех ее уровней: потребностей, ценностей и интересов.
Мотивация -система побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих ее направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий, а также совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности.
Мотив - с одной стороны, побудительная причина к какому-либо действию, система доводов в пользу чего-либо, с другой -осознанное побуждение к деятельности, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
Мотивацию как психическую деятельность можно рассматривать как процесс и как результат. Мотивация как процесс в контексте конфликтологии есть осмысление индивидом конфликтной ситуации, оценка различных моделей поведения в конфликте, предполагаемых результатов. Мотивация как результат в контексте конфликтного взаимодействия есть относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение индивида в конфликте.
С точки зрения места локализации мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация связана с содержанием деятельности, решением какой-либо задачи. Ее специфический смысл побуждение индивида к действию с целью укрепить его состояние уверенности и независимости. Внешняя мотивация обусловлена внешними по отношению к индивиду обстоятельствами.
С точки зрения осознаваемости мотивы бывают осознаваемыми и неосознаваемыми. Осознаваемый мотив - мотив-цель, направляющий деятельность индивида.
Неосознаваемый мотив - скрытый от осознания индивидом побудитель деятельности.
Работа по осознанию как собственных мотивов, так и партнеров по конфликтному взаимодействию исключительно важна и вместе с тем требует не только интеллектуального и жизненного опыта, но и личного мужества. С некоторой долей условности можно сказать, что осознание мотивов деятельности - это и специальная деятельность, имеющая свой мотив: самопознание и самоусовершенствован ие.
Обычно конфликтное взаимодействие полимотивировано, поэтому полезно в множественности мотивов выделять ведущие мотивы и мотивы-стимулы. Ведущий мотив - главный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию. Мотив-стимул - второстепенный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию.
Мотивы в конфликте - это побуждения к вступлению в него, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Тем не менее, в конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как в большинстве случаев они пытаются их скрывать. Несмотря на то, что темперамент и характер оказывают значительное влияние на мотивацию поведения людей в возникновении и разрешении конфликтов, их реакция на внешние стимулы имеет более сложную природу. Окончательное решение принимает личность. Уровень личностного развития - еще один фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта. Личность развивается и совершенствуется в процессе социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человек корректирует свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, для чего он держит под контролем проявления своего темперамента и характера. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают, когда поведение человека определяют только темпераментные черты характера, а личность не участвует в этом процессе или не в состоянии «совладать с собой». Психологи находят, что уровень личностного развития индивида проявляется, в частности, в его самооценке, которая может быть завышенной, заниженной и адекватной. От них зависит и соответствующий уровень притязаний каждого человека на собственное признание.
При завышенной самооценке человека индивид намеренно подчеркивает свое превосходство над другими и, как правило, имеет постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной самооценкой потенциально конфликтны, так как поведение человека с завышенной самооценкой формирует у него комплекс превосходства. У людей с заниженной самооценкой и притязаниями много неудач, а следовательно, и переживаний. Поведение человека с заниженными притязаниями формирует у него комплекс неполноценности, несамостоятельности, зависимости от других. При адекватной самооценке у людей больше удач и меньше конфликтных ситуаций во взаимодействии с другими. У них даже в конфликтном взаимодействии формируется комплекс самодостаточности. Во время конфликтов им не надо ни возвышаться, ни унижаться перед другим участником конфликта. Такие люди потенциально не конфликтны.
На мотивацию индивида в конфликтном взаимодействии большое влияние оказывает ориентация участника конфликта на манипулирование человеком. Американский психолог Э. Шостром исследовал этот вид конфликтного взаимодействия и выделил среди его участников такие типы, как актуализаторы и манипуляторы. Манипуляторы обычно потенциально конфликтны, что совсем не характерно для актуализаторов. Последних характеризуют честность, прозрачность намерений, искренность, аутентичность, отзывчивость, интерес к партнеру, свобода, спонтанность, открытость, доверие. Они глубоко верят в других и в себя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникающие конфликты.
На мотивацию конфликтного взаимодействия большое влияние оказывает локус субъективного контроля, открытый американским психологом Дж. Роттером. В соответствии со своей научной концепцией Роттер делит людей на экстерналов и интерналов. Экстерналы полагают, что всё, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, случая и т.п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чревато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми. Интерналы считают, что всё происходящее с ними есть результат их собственных усилий. В собственных неудачах они обвиняют главным образом себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки. В конфликтах они способны видеть свою причастность и брать ответственность за это на себя.
Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.
Первая формула конфликта: Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия (первопричина конфликта)
Инцидент – повод для конфликта.
Конфликт – открытое противоборство.
Разрешить конфликт – это значит:
а) устранить конфликтную ситуацию;
б) исчерпать инцидент.
К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента, так как часто невозможно устранить конфликтную ситуацию по объективным причинам. Поэтому, чтобы избежать конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.
Пример 1: между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой один употребил какие-то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», - заявил руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?
Анализ ситуации: конфликт здесь – жалоба; конфликтная ситуация – несложившиеся отношения; инцидент – случайно высказанные неудачные слова. Заставив извиниться руководитель исчерпал инцидент, но конфликтная ситуация осталась, так как обидчик не считал себя виноватым, но должен был извиниться. Пострадавший, понимая фальшивость приносимого извинения, не улучшил своего отношения к обидчику.
Пример 2: 17-летний молодой человек хорошо учится, среди однокурсников слывет «ходячей энциклопедией», но в остальном ничем не выделяется. Однажды приходит из техникума с плохим настроением. Причина – никто из сокурсников не сказал ему о месте и времени встречи для совместного похода на дискотеку.
Анализ ситуации: Для подростков характерно желание самоутвердиться и обратить на себя внимание. В ход идут экстравагантные одежды, прически, поведения, превосходство в физической силе и т.п. Способ самоутверждения, выбранный героем этой ситуации, включает элемент превосходства над другими, а это не очень нравится сокурсникам, в этом состоит конфликтная ситуация. Инцидентом является случай с дискотекой.
Вторая формула конфликта: Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Разрешить конфликт по этой формуле – значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.
Пример 1 : Некоторые курильщики выходят покурить на балкон. Один из них, живущий на 7-м этаже, курил сигарету, периодически поплевывая вниз. Докурив, он сплюнул последний раз и удалился. Волею случая плевок попал в соседа, который жил на 6-м этаже. Он поднял голову, но никого не увидел. Решив, что это может быть только Леха с 8-го этажа, он поднялся и позвонил в дверь лехиной квартиры. Дверь открыл Леха, только что вышедший из ванны. Сосед накинулся на него с руганью, тот ничего не мог понять. Однако, разозлившись, ответил ему тем же. Завязалась ссора, закончившаяся дракой.
Анализ ситуации: Здесь проявляется эскалация конфликтогенов. Конфликт возник помимо воли участников (до злополучного плевка никто из них не собирался драться).
Первая конфликтная ситуация – бескультурное поведение курильщика.
Вторая конфликтнаяситуация – низкий имидж Лехи: плохая репутация приводит к тому, что при всяком происшествии неопределенность будет толковаться не в его пользу.
По способу разрешения конфликты подразделяются на:
- продуктивные (конструктивные)
- непродуктивные (деструктивные).
Деструктивные конфликты – это конфликты, разрушающие межличностные связи, резко снижающие эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.
Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения:
Стратегии поведения в конфликте | Условия применения стратегии |
Избегание (уход) – отсутствие тенденций к достижению собственных целей; стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. | ▪ Необходимо ослабить напряженную обстановку; ▪ вы хотите выиграть время; ▪ вы знаете, что не сможете разрешить конфликт в свою пользу |
Компромисс – взаимные уступки, согласие на частное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны | ▪ Вы готовы к уступкам, чтобы договориться; ▪ вы хотите прийти к соглашению быстро; ▪ вы предпочитаете получить хоть что-то, чем всё потерять; ▪ вас может устроить временное решение |
Приспособление (конформизм) – принесение в жертву собственных интересов ради другого | ▪ Жертвуете малым, ради большого; ▪ вас особенно не волнует то, что происходит; ▪ вы хотите сохранить мир с оппонентом |
Соперничество (конфронтация) – стремление к превосходству, максимальная настойчивость в удовлетворении собственных интересов | ▪ вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения; ▪ вы чувствуете, что нет другого выбора и вам нечего терять; ▪ для вас очень важен исход, цена вопроса велика, выгоды больше чем ущерб |
Сотрудничество – соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны; поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон | ▪ вы сможете выиграть только тогда, когда выиграет ваш партнер; ▪ решение проблемы важно для обеих сторон; ▪ у вас взаимосвязанные отношения; ▪ у вас есть время поработать над возникшей проблемой; ▪ вы способны изложить суть интересов и выслушать друг друга; ▪ вы обладаете равной властью и на равных ищете решение проблемы |
Последствия конфликтов:
1) функциональные (положительные):
Проблема решена, приемлемым для 2-х сторон путем;
Стороны расположены к сотрудничеству;
Конфликт привел к росту сплоченности группы.
2) дисфункциональные (отрицательные):
Неудовлетворенность, плохое психологическое состояние;
Текучесть кадров;
Снижение производительности труда;
Нежелание сотрудничать в будущем;
Представление об оппоненте как о враге;
Прекращение общения между конфликтующими сторонами;
Большое значение придается победе, а не решению проблемы.