Примус своими руками с медной трубкой. Как сделать примус своими руками: подробное описание хода работ

Примусом называют небольшой прибор, использующийся для нагрева маленьких предметов или приготовления еды, который является просто незаменимой вещью на даче. Кстати, изготовленный примус своими руками практически ничем не отличается от своего заводского прототипа – на нем также можно готовить и осуществлять разнообразные процессы накаливания деталей. Зачастую такие самодельные примусы пользуются огромной популярностью среди заядлых рыболовов, которые просто не представляют свою рыбалку без вкусной и ароматной ухи на природе. Также не стоит забывать о любителях туристических походов, для которых данное приспособление является просто незаменимой вещью, помогающей выжить даже в самых экстремальных условиях отдыха. Итак, обзаведясь всем необходимым, можно смело приступать к рабочему процессу по созданию примуса.

Изначально нужно подготовить пивные банки, тщательно обработав их при помощи наждачной бумаги таким образом, чтобы с них сошел весь рисунок и краска. После чего, сделав от края каждой банки отступ в 2 сантиметра, необходимо отрезать донышки. В донышко банки помещают стекловату, а затем накрывают вторым дном банки. Делается это таким образом, чтобы кромки донышка, которое расположится сверху, как можно плотнее поместились внутрь нижнего. Теперь их нужно хорошо сжать между собой. В итоге они должны обязательно очень плотно соединиться. Для дополнительной фиксации можно воспользоваться обычной изолентой. Если изоленты под рукой не окажется, ее можно заменить с помощью скотча. Взяв канцелярскую кнопку, имеющую длинное жало, в средине верхней части получившейся конструкции проделывают пять отверстий. Также дополнительные дырочки делаются по всему периметру круга за ободком, на который обычно ставят пивную банку.

Заранее подготовленный бензин или керосин медленно и осторожно наливают наверх так, чтобы он попал внутрь приспособления через пять проделанных в центре отверстий. В процессе надо следить за струей – она должна быть медленной и равномерной. Кроме того, лить горючее лучше всего в виде небольших порций до тех пор, пока внутри изготовленного прибора не начнет ощущаться болтающаяся жидкость. Из проволоки делается специальная конструкция, на которую потом можно будет ставить, например, подходящий по размерам казан. Для этого на проволоке, имеющей длину около 60 сантиметров, от конца одной и второй стороны делают отметки по 25 сантиметров. После чего ее загибают вниз так, чтобы она напоминала букву «П». Ее переворачивают вниз спинкой и еще раз сгибают вперед, сделав с двух сторон имеющихся изгибов отступы по 10 сантиметров.

Теперь кончики усиков, которые торчат прямо вниз, необходимо опустить, благодаря чему приспособление станет более устойчивым. Использовав зажигалку, рекомендовано обязательно хорошо прогреть донышко прибора. Как правило, делать это лучше всего, когда примус установлен на земле или металлическом листе. Зажигалка подносится сверху, а затем поджигается. Над примусом устанавливается конструкция из проволоки. Для проверки сверху можно, к примеру, поставить кастрюлю с обычной водой и посмотреть, как быстро она закипит. Конечно же, данный примус нуждается в постоянном наличии керосина или бензина, поэтому отправляясь в поход на длительный срок, необходимо позаботиться, чтобы с собой была дополнительная емкость с топливом. В ином случае, выгоревшее топливо может не только оставить всю команду без еды, но и сильно испортить весь боевой настрой.

Кстати, если в хозяйстве нет пивных банок, можно собрать так называемый дровяной примус. Чтобы его сделать, берется большая чурка, в которой проделывается сквозной канал. Для облегчения процесса древесину рекомендовано расколоть на несколько частей. Уже расколотые половинки слаживаются вместе и плотно стягиваются при помощи прочной проволоки. Далее чурка устанавливается на костровище. А вот чтобы обеспечить нормальный поток воздуха, ее необходимо поместить на камни, а под низ настелить солому и ветки. Теперь можно смело разжигать огонь и пользоваться самодельным примусом, который по своей функциональности практически ничем не уступает своей предыдущей самодельной версии, и уж тем более примусу фабричной сборки. Так что, потратив немного времени и сил, можно обзавестись этим нужным для хозяйства и выездов на природу прибором.

Эта статья — не о том, как что-либо сделать.
Эта статья — просто информация о недавнем времени, уже основательно забытом. И о вещах, основательно забытых, но до боли знакомых обитателям того недавнего прошлого.

Конечно, попав во времена Ильфа и Петрова, попаданец через три минуты разговора выдаст себя как агента Чемберлена. Проколется на бытовых мелочах. Эта статья не поможет ему стать для окружающие своим в период между Мировыми Войнами, но, возможно, ему удастся продержаться в разговоре до четырех минут. Или даже пяти.

Итак — вопрос про то, что тогда даже знали малые дети: чем отличается примус, керосинка и керогаз…

Итак, главное — все три прибора работают на керосине. И только на керосине. Если поднять инструкции ко всем трем — категорически запрещается заливать бензин, да и что-либо иное горючее тоже.

Примус — единственный из всех приборов, который работает на избыточном давлении, механически создаваемом в резервуаре.
Давление по тонким трубкам прогоняет керосин около горящей горелки, там керосин превращается в пары и на выходе пары горят в этой же горелке. То есть в примусе горит не керосин — горят пары керосина, выходящие под давлением полторы-две атмосферы.
Как результат — примус шумит . Шумит очень даже знатно, не так громко, как пылесос, но разбудит точно.

Но при этом — хоть жиклер в горелке и очень узкий (постоянно приходится прочищать специальной игрой), но скорость выхода керосина дает значительный объем газа и греет примус хорошо. То есть примус компактные размеры сочетает с большой тепловой мощностью, именно поэтому полно переносных туристских примусов.
Но избыточное давление не только создает достаточный объем газа, но и взрывоопасность — если резервуар разгерметизируется, то керосин оттуда хлещет сильной тонкой струей и, как правило, сразу загорается.
И поэтому же потушить примус просто задув огонь нельзя. Нужно стравить давление и подождать, пока он сам погаснет.

Ну и возни при запуске примуса много. Ведь нужно разогреть систему трубок, чтобы керосин там испарялся — а уже потом примус разжигать. То есть для этого нужно иметь еще и спирт (жидкий или кусочек сухого спирта для туристов).
Примусы работают с 1892 года.


Теперь про керосинку.

Керосинка по устройству — та же керосиновая лампа. Тут тоже есть фитиль, который погружен в банку с керосином и поджигается сверху. Поэтому в керосинке, в отличии от примуса, горят не пары керосина, а сам керосин. Конечно, в жидком состоянии он гореть не будет, но керосиновые пары образуются непосредственно в нижней части пламени — в фитиле, который капиллярами поднимает керосин из бака.

Из всех трех устройств керосинка — самая безопасная. Не опаснее керосиновой лампы, гасить можно просто задуванием, а зажигание не требует танцев с прогревом.

Однако, не все так радужно.
Во-первых — чтобы это все работало, требуется фитиль — расходный материал. И чтобы обеспечить нужный объем тепла — фитиль должен быть очень широкий. И как правило — фитиль не один, а два-три. И за всеми тремя нужно следить, чтобы не погасли и не коптили, это куча органов управления. Но все равно — готовит керосинка медленнее всех остальных. При этом по теории она должна быть более экономичной (теплота сгорания керосина не тратится на его предварительно испарение), но на практике все наоборот. Из-за медленного нагрева очень много уходит просто в воздух, и чтобы вскипятить чайник, керосина понадобится поболее, чем для примуса.

Керосинка — самая старая конструкция, она базируется на конструкции керосиновой лампы 1853 года.


И последнее — про керогаз.

Керогаз — это некий гибрид керосинки и примуса. Он сочетает преимущества как примуса, так и керосинки. И недостатки обоих он тоже собрал.

Принцип действия керогаза в том, что он берет керосин так же через фитиль, но фитиль сам при этом не горит (только во время розжига), а горят пары керосина, получаемые в специальном резервуаре с двойными перфорированными стенками.
Вот на картинке снизу видно, как выглядит современный керогаз изнутри.

Белая полоска в нижней части — это фитиль.
Двойные перфорированные стенки резервуара видны сверху.
Старинные керогазы были посложнее конструкцией, они так не открывались, а внутренний сосуд заталкивали вверх дном в неподвижно закрытый нижний. То есть сначала керогаз нужно было разобрать, открыть кран подачи керосина, подождать пока керосин пропитает фитиль, поджечь фитиль в нескольких местах — и только потом вставлять внутренний сосуд.

Вот на этой схеме конструкция отечественного керогаза более-менее понятна, но конструктивно это могло выглядеть очень по разному.
Главное же — наличие испарительной камеры — газосмесителя, внутри которой и происходит горение. Как видно из фотографии — отверстия для доступа воздуха расположены выше фитиля, поэтому кислород до фитиля не доходит и фитиль, фактически, не расходуется.

Когда был придуман керогаз я не нашел. Но в СССР он появился в 30-х годах прошлого века и поначалу стал очень популярен.
Он расходовал немного керосина, а тепла давал много. Разжигать его было легче чем примус и он не взрывался.
Но потом выяснились и недостатки.
Керогаз для запуска нужно было разбирать. А внутри он был весь в керосиновой копоти.
То есть описываю ситуацию по-другому: При использовании примуса руки пачкаются только когда доливается керосин (это можно и аккуратно) и когда прочищается жиклер, ну и изредка — глобальная чистка. Когда используется керосинка (в которой тоже немало копоти), то эту копоть постоянно очищать не надо, а в большинстве случаев — и касаться руками при розжиге. Когда же используется керогаз, то при каждом запуске его нужно было наполовину разобрать — при этом разбирать и вынимать самые закопченные части (и очень желательно еще и почистить). Руки гарантировано будут грязные и вонять керосином. А вымывать такую копоть сложно (да и мыло денег стоит). Ну и советский человек в состоянии «и так сойдет». Поэтому там, где использовался керогаз, еда постоянно попахивала керосином.

Кроме того — на практике керогазы часто становились очагами пожаров. Уж слишком большой объем керосиновых паров был внутри почти замкнутого объема в керогазе.

Поэтому такой популярности, как примус, керогаз не получил. А там и газовые печи подоспели.
Однако, это в СССР. Но ведь я не зря дал картинку с подписью «современный керогаз», именно такими уставлены многие страны в Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд). Желающие могут купить керогаз в Америке , цены вменяемые, да и выбор большой.
Видно, что там конструкция немного иная, чем в СССР, все-таки 50 лет прошло, усовершенствовали.

Сейчас эти все перечисленные тонкости уже забылись.
И «примусом» называют все компактное, в котором горит керосин. И если посмотреть предложения туристических магазинов, то зачастую на керосинках висит бирочка «примус». Увы и ах — нет насоса — нет примуса, принцип действия иной.

Если попаданец оказался во времени, когда уже появились керосиновые лампы (то есть в продаже уже есть керосин для населения), но еще нет примуса — то примус можно было бы придумать.
Однако, примус достаточно сложное устройство, а ведь чтобы получать прибыль, оно должно быть еще и технологичным в производстве. Я не верю, что обыкновенный попаданец сможет освоить такое производство на местных технологиях, это задача не на один год.
Что же касается керогазов, которые по конструкции слегка проще примусов, то тут вопрос другой — а когда они в реальности появились? Я подозреваю, что временной зазор тут был крайне мал, просто слишком долго они набирали популярность.


Нагревательный прибор необходим каждому из нас. Особенно если он имеет маленький размер, то его можно использовать не только дома, но также на природе, что несомненно понравится любителям походов, кэмпинга, рыбалки и так далее. Мини горелка с легкостью поместится в сумке или рюкзаке. Мини горелка будет полезна тем, кто берет с собой в поход лишь самые необходимые вещи, поскольку она по своему размеру меньше обычных спичек.

Делаем мини примус в видео:

Для того, чтобы изготовить мини горелку или примус в домашних условиях, нам понадобятся впитывающие салфетки или губка, баночка от звездочки, шило, бензин для зажигалок или медицинский спирт, наждачная бумага или металлическая губка.


Поскольку мы изготовим горелку из баночки от звездочки, то она получится очень маленькой, а это значит, что ее можно назвать микро горелкой.

Первое, что нам необходимо сделать, это проделать шилом отверстия по кругу блестящей линии баночки. Расстояние между отверстиями должно быть равно примерно 2 мм.


После того, как все отверстия проделаны, нам необходимо взять наждачную бумагу или металлическую губку и зачистить поверхность баночки.


Когда баночка очищена от краски, следует взять впитывающую салфетку, вдавить нижнюю часть баночки в салфетку и вырезать круг по получившемуся последствием вдавливания контуру. Ту же самую процедуру необходимо проделать дважды, чтобы получить два ровных кружочка. Кружочки нужно вставить в баночку.


Далее необходимо залить в нижнюю часть баночки бензин для зажигалок или медицинский спирт. Когда спирт будет залит достаточным объемом, остается закрыть крышечку.


Мини примус или горелка готова. Благодаря использованной впитывающей салфетке или губке бензин или медицинский спирт не будет вытекать и не испарится быстро.


Внимание!!! Сохраняйте правила безопасности при использовании мини примуса или горелки. Не Открывайте горелку, пока не погасите огонь, а также не держите поблизости легковоспламеняющиеся средства.

В заключении приведем небольшую информацию, которая будет полезна при эксплуатации мини горелки: при использовании бензина для зажигалок, горелка будет гореть примерно 2 минуты 30 секунд. Если же использовать в качестве горючего 96 процентный медицинский спирт, то горелка будет гореть примерно 4 минуты 10 секунд. Высота огня горелки составляет примерно 11 сантиметров.


nik34 прислал:

Давненько мы не вспоминали про такой вид энергии, как тепло. Компенсируем этот пробел - представляем простейший самодельный примус, который может работать практически на любом виде жидкого топлива. А сделать его можно буквально в течение десятка минут.

Итак: когда-то давно, лет так дцать назад, попала мне в руки прелюбопытнейшая статья по изготовлению примуса. Первый опытный образец был изготовлен и подарен соседу по столу во время распития сами знаете чего. Далее было изготовлены другие образцы и тоже подарены или про…, ну вы поняли. Статья взята из журнала «Моделист конструктор» №5 за 1991 год.



Из статьи в журнале почти все понятно. От себя могу добавить то, что длинна медной трубки (я брал и от холодильника, та что теплообменник), и от тракторов (не знаю откуда). Длинна около 40 сантиметров. В нее вставлен асбестовый шнур, с запасом по краям около 10 см. Далее трубку аккуратно огибаем вокруг куска трубы или деревяшки.

Отверстие под форсунку я делал сверлом или тонким шилом. Диаметр на глаз, начиная с маленького подбирается экспериментально. Поддон делал раза два, потом просто немного наклонял примус, обливал змеевик горючим и поджигал.

Заправочную горловину делал сбоку вверху бака - обычная гайка, в нее вкручивается болт с прокладкой из бензостойкой резины или паронита. Во время работы болт чуть ослаблял, вроде как для подсоса воздуха, но работало и без этого. Тушится - гасится пламя и конструкция охлаждается, чтобы прекратить испарение горючки. Выходят из сопла без огня горючие газы и с сигаретой в это время лучше не подходить, пока не остынет, так как были прецеденты. Я обычно тушил в реке или водой (по этой причине последний образец находится на дне реки Десна и показать его вживую не могу, извините).

Примус небольшой, жрет не много (зависит от сопла, время года и горючки). Если класть в рюкзак просто так, может вонять горючкой. Советую сделать из какой-то банки из жести для него коробку с крышкой. Из топлива - всё кроме дров. На соляре не пробовал.

Видео: пример изготовления подобной горелки

Loading...Loading...