День святой ольги и елены 24 июля. День святой Ольги: история праздника, традиции и поздравления. Почему Княгиня Ольга считается святой

24 ИЮЛЯ - ДЕНЬ СВЯТОЙ ОЛЬГИ. ИМЕНИНЫ У ВСЕХ НОСЯЩИХ ЭТО ИМЯ. А так как в крещении святая Ольга получила имя ЕЛЕНА, то еще и ИМЕНИНЫ У ЕЛЕН, КОТОРЫЕ РОДИЛИСЬ С 9 ИЮНЯ ПО 24 ИЮЛЯ. Утверждению христианства на Руси при святом равноапостольном великом князе Киевском Владимире предшествовало княжение великой княгини Ольги, которую в древности называли корнем правоверия. В период ее правления на Руси успешно насаждались семена веры Христовой. По словам летописца, святая равноапостольная Ольга «по всей Рустей земли первая разорительница кумирским требищам и правоверию основание». Равноапостольная Ольга родилась в Псковской земле, ее родословная восходит к Гостомыслу. Иоакимовская летопись сообщает, что святая Ольга принадлежала к роду древне-русской княжеской династии Изборских. Она родилась в языческой семье в селении Вытубы неподалеку от Пскова, стоящем на реке Великой. Ей были присущи уже в юности глубокий ум и исключительная в языческой среде нравственная чистота. Богомудрой, мудрейшей в роде называют святую княгиню древние авторы, и именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли такой богатый плод семена христианской веры. Святая Ольга отличалась и внешней, телесной красотой. Когда ее увидел во время охоты в северных лесах будущий Киевский князь Игорь, он воспылал к ней нечистой похотью и стал склонять ее к плотскому греху. Однако мудрая и целомудренная девица стала вразумлять князя не быть рабом своих страстей. «Вспомни и подумай,- сказала она,- что ты князь, а князю для людей должно быть, как правителю и судии, светлым примером добрых дел». Она так мудро беседовала с Игорем, что князь устыдился. Когда Игорь утвердился в Киеве, он решил выбрать себе жену среди самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. Тогда он вспомнил об Ольге и послал за ней своего опекуна и родственника князя Олега. В 903 году святая Ольга стала женой князя Игоря. С 912 года, после смерти князя Олега, Игорь стал править в Киеве единовластно. Он успешно осуществил несколько военных походов. В правление Игоря, лояльно относившегося к христианской религии, вера Христова распространилась в Киеве настолько, что христиане составляли значительную часть общества. Именно поэтому мирный договор с греками, заключенный незадолго до смерти князя Игоря, утверждался двумя религиозными общинами Киева: христианами и язычниками. В 945 году князь Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя и желая укрепить свое положение, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Но Ольга, тогда еще язычница, отвергла предложение древлян. Хитростью заманив в Киев старейшин и всех знатных мужей древлян, она мучительной смертью отомстила им за смерть мужа. Ольга еще неоднократно мстила древлянам, пока они не покорились Киеву, а их столица Коростень не была дотла сожжена. Как язычница, она не могла взойти тогда до заповеди о прощении и любви ко врагам. После смерти князя Игоря она успешно управляла государством и укрепила власть Киевского великого князя. Великая княгиня объезжала Русскую землю с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа. При ней Русская земля была разделена на области, или волости, во многих местах она поставила погосты, ставшие административными и судебными центрами. Богомудрая Ольга вошла в историю и как великая созидательница культуры Киевской Руси. Она решительно отказалась от вторичного брака, сохраняя великокняжеский престол для подраставшего сына Святослава. Много трудов приложила святая княгиня Ольга для укрепления обороны страны. Ко времени правления Ольги историки относят установление первых государственных границ России- на западе, с Польшей. История не сохранила имен первых христианских наставников святой Ольги, вероятно потому, что обращение блаженной княгини ко Христу связывали с Божественным вразумлением. Один из древних текстов говорит об этом так: «О дивство! Сама не ведущи Писания, ни закона христианскаго и учителя о благочестии не слыша, а нравом благочестия усердно поучашася и веру христианскую от всея души возлюби. О неизреченнаго Промысла Божия! Не от человек блаженная научашася истине, но свыше учителя име Божию Премудрость». Ко Христу святая Ольга шла через поиски Истины, ища удовлетворения для своего пытливого ума; древний автор называет ее «богоизбранной рачительницей премудрости». Преподобный Нестор-летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг- Христа». В 955 году княгиня отправилась в Константинополь, где была с почетом принята императором Константином VII Багрянородным (913-959) и Патриархом Феофилактом (933 - 956). По свидетельству летописи, вскоре она приняла святое Крещение с именем Елена- в честь святой равноапостольной царицы Елены (1327; память 21 мая). Восприемником ее стал сам император Константин. Патриарх Феофилакт наставил русскую княгиню в истинах Православной веры и дал ей заповеди о сохранении церковного Устава, о молитве, посте, милостыне, соблюдении чистоты. «Она же, наклонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая »,- пишет преподобный Нестор. Святая Ольга вернулась в Киев, взяв с собой святой крест, иконы, Богослужебные книги. Здесь началось ее апостольское служение. Она привела ко Христу и святому Крещению многих киевлян, предпринимала попытки повлиять на сына, убежденного язычника, малодушно боявшегося осуждения дружины. Но князь Святослав остался глух к призывам матери. Не принуждая сына, святая Ольга молилась со смирением: «Воля Божья да будет. Аще Бог хощет помиловати рода моего и земле русския, да возложит им на сердце обратитися к Богу, яко же и мне Бог дарова». Святая Ольга построила в Киеве, на могиле князя Аскольда, храм во имя Святителя Николая, заложила деревянный храм во имя Святой Софии Премудрости Божией. Затем с проповедью святой веры святая княгиня отправилась на север. По пути она сокрушала идолов и на местах языческих капищ устанавливала каменные кресты, от которых для вразумления язычников происходили многочисленные чудотворения. При впадении в реку Великую реки Псковы святая Ольга увидела «луч Трисиятельного Божества » - знамение попечения Божия о Руси. Блаженная княгиня поставила на том месте крест и основала храм во Имя Святой Живоначальной Троицы. Она пророчески возвестила о том, что здесь будет воздвигнут «град велик». Исторически достоверно, что святая равноапостольная Ольга явилась основательницей Пскова. По возвращении в Киев она отправила много золота и серебра на постройку псковского храма. В конце жизни блаженная Ольга претерпела много скорбей. Святослав, не принявший святое Крещение, покинул престарелую мать и переселился в город Переяславец на Дунае. Кроме того, он мешал ее мероприятиям по утверждению Христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, в числе которых был князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая княгиня, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди. 24 июля 969 года святая Ольга преставилась ко Господу, завещав не устраивать по себе тризны, а совершить погребение по-христиански. Через 19 лет внук святой княгини Ольги святой равноапостольный великий князь Владимир принял Крещение. Он построил в Киеве каменный храм в честь Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), куда были перенесены нетленные мощи святой равноапостольной Ольги. Над ее гробницей было устроено оконце, которое открывалось само, если к мощам подходили с верою. По вере христиане сподоблялись видеть светозарные мощи святой княгини и получать от них исцеления. Русский народ чтит святую равноапостольную Ольгу как основоположницу христианства на Руси, обращаясь к ней словами преподобного Нестора: «радуйся, русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения». МОЛИТВА СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. МОЛИТВА ВТОРАЯ О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяла еси святое Крещение, и положила еси начало просвещению земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосерднаго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, татися же в путях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смеротоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворения воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судеях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исполняти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на Небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

В древние времена родные и близкие обязаны были следить за тем, чтобы беременная женщина не брала в руки швейную иглу, вязальные спицы или крючок, так как считалось, что тем самым она не даст ребенку появиться на свет или оставит на его лице большое родимое пятно.

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

Народные приметы на 24 июля

Народное название :

Ольга-сеногнойка, именины Ольги и Елены, Евфимия-Стожарница.

Обычаи

С давних времен считается, что именно этот день наиболее всего подходит для охоты, поэтому ранним утром следует обкурить ружье, называющимся в народе «адамова голова», и перед выходом из дома произнести особый заговор.

Если верить приметам, то к одежде людей, имеющих дурные намерения, в лесу незаметно прицепляется маленький красный цветок стожара, который вечером может вспыхнуть и сжечь весь дом. Таким образом, лесные духи мстят за причиненный их убежищу вред.

Людям, рожденным 24 июля, за свою жизнь суждено пройти всевозможные испытания. Кроме того им настрого запрещено мыться в день своего рождения, брать деньги в долг, хлеб, соль, назначать свадьбу. За праздничным столом ни в коем случае не должно сидеть гостя. Все это не относится к именинницам по имени Ольга, так как именно этой святой посвящен день.

Приметы

  • Заприметили, что пиявки поднялись на поверхность воды, значит, вскоре поднимется сильный ветер, начнется ураган или буря.
  • Если пауки не двигаясь сидят в центре своих паутин, то в ближайшее время пойдет дождь.
  • Увидели, что ночью на небе ярко сияют звезды - охота на медведя будет удачной.

В этот день празднуют именины :

Толкование снов 24 июля

  • Сновидение, в котором вы надевали на себя крест или крестились перед образом какого-то святого, считается плохим знаком и может предвещать скорую смерть.
  • Если во сне вы запрягали лошадей, то наяву вам придется хорошенько потрудиться, чтобы добиться желаемых результатов.
  • Приснилось, что украшаете новогоднюю елку - вам предстоит долгая и крайне увлекательная жизнь, наполненная яркими впечатлениями.
  • Срубали в ночных грезах сосну или ель - вероятно, что совсем скоро вы заболеете и будете вынуждены отложить все свои дела.
  • Жадно пили воду - ваше новое любовное приключение принесет одни лишь страдания и разочарования.
  • Пригрезилось, что держите в своей руке зажженный факел , значит, в реальности вам посчастливится одержать победу над давним недоброжелателем.
  • Увидели во сне грязных детей - кто-то подвергнет вас публичному унижению.
  • Сон, в котором фигурировала лилия, распустившаяся посреди пруда, предрекает легкую грусть.

Талисманы

Если вы не хотите быть ввязанным в большой конфликт или стать его причиной, то носите при себе

Все читали «Повесть временных лет» летописца Нестора и знают со школы, что Ольга — жена князя Игоря, которая жестоко отомстила древлянам за его смерть. Кроме того, Ольга очень много сделала для крещения Руси, можно сказать, подготовила почву. А ее внук Владимир - крестил Русь.
Но обо всем по порядку.

История жизни княгини Ольги

Как произошло знакомство Ольги и Игоря? На этот счет существуют несколько легенд. По одним источникам, Ольга родом из Пскова из простой семьи. Когда Игорь охотился, заблудился. Вышел к реке, а там у челна встретил девушку-подростка. Попросил ее переправить на другой берег. Был поражен ее умом и сообразительностью. Уже на следующий день князь прислал сватов к родителям девушки.

Известный же историк В. Татищев выводит ее родословную от новгородского князя, легендарного Гостомысла.

Но все источники склоняются к одному - не по годам мудра была княгиня и «красотою лепа». Кроме того, она обладала даром предвидения. И в те давние времена какова была участь женская? Ждать мужа с поля брани, из различных военных походов. Ольга не раз предсказывала Игорю исход сражения. Князь собирал дань с древлян, но показалось ему мало, и он вернулся с малой дружиной к ним еще. Древляне от такой наглости князя разозлились, подстерегли его в лесу и жестоко убили: привязали к двум деревьям, разорвали на части. К тому же его еще и не погребли.

Ольга была неутешна. Она осталась с трехлетним сыном Святославом.

Но древляне р ешили «задружить» с Киевом, и посватали Ольгу своему князю Малу. И это через год после зверского убийства Игоря. Княгиня им не отказала. Древляне выслали своих послов с дарами в Киев. Ольга же приказала их сбросить в яму и заживо закопать. Других послов - сожгла. Позже пошла с войском на древлян и перебила их множество, летопись утверждает - более пяти тысяч человек.

Ольга так и не вышла больше замуж. Хотя к ней сватались многие, в том числе и Византийский император Багрянородный. Осталась верна памяти мужа.

Она приняла христианство в Константинополе, и ее нарекли новым именем Елена. Однако дружина и народ оставались при ней язычниками. Не смогла она убедить и собственного сына Святослава.

Княгиня, по сути, правила государством до совершеннолетия Святослава, отражая набеги кочевников и подчиняя завоеванные земли. Даже после того, как Святослав принял управление страной, она была негласной правительницей.

Ольгу многие называли хитрой и святой. Святослав до самой ее кончины испытывал к ней почтение и уважение, прислушивался к советам. Предчувствуя свою скорую кончину, Ольга запретила ему ехать в дальний поход, сын остался и был до последнего вздоха с ней.

Многое, что не смогла осуществить Ольга, продолжил ее внук князь Владимир, которого потом прозвали Красным Солнышком. Уже в его княжение ее стали почитать как святую, а позже Владимир перенес ее мощи в Киевскую Десятинную церковь.

Приметы и традиции Дня памяти святой княгини Ольги

24 июля по народному календарю временем страды и гроз. В этот день молились святой княгине Ольге, чтобы помогла закончить жатву, дала хорошую погоду.

К 24 июля торопились собрать рожь и сено в стога, потому что утренние росы уже не способствовали сохранности покосов.

Погода в этот день была влажной и жаркой. Совсем как у нас сейчас. А если гремел гром - быть хорошему улову.

Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей - «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий.

Равноапостольная княгиня Ольга

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении - Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе - сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, - пишет летописец, - и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» - купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» - на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа».

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», - повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 - 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 - 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».

Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами - началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова - славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии - Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают».

Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет». Он же к тому еще и сердился на мать... Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано». И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания».

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает Взоры на Запад - Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.

В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», - так повествуют летописи о миссии Адальберта.

Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства - Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии - восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!» Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, - я ожидаю скорой кончины - отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».

«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.

Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.

Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.

Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) - Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу - Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен - премудрость. Сама Пресвятая Богородица - Дом Премудрости Божией - благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве - матери городов Русских - явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси - святую равноапостольную Ольгу.

Христианское имя святой Ольги - Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

Молитвы

Тропарь равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене, глас 1

Кpила́ми богоpазу́мия впеpи́вши твой ум,/ возлете́ла еси́ пpевы́ше ви́димая тва́pи,/ взыска́вши Бо́га и Твоpца́ вся́ческих,/ и, Того́ обpе́тши, па́ки pожде́ние Кpеще́нием пpия́ла еси́,/ дpе́ва живо́тнаго наслажда́ющися, нетле́нна во ве́ки пpебыва́еши,// О́льго пpисносла́вная.

Кондак равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене, глас 4

Яви́ся днесь благода́ть всех Бо́га,/ просла́вльши в Руси́ О́льгу Богому́друю,/ моли́твами ея́, Го́споди,/ лю́дем пода́ждь// грехо́в оставле́ние.

Величание равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене

Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная княги́не О́льго,/ я́ко зарю́ у́треннюю в земли́ на́шей возсия́вшую/ и свет ве́ры Правосла́вныя// наро́ду своему́ предвозвести́вшую.

Молитва первая равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене

О, свята́я равноапо́стольная вели́кая княги́не О́льго, первоуго́днице Росси́йская, те́плая о нас пред Бо́гом хода́таице и моли́твеннице! К тебе́ прибега́ем с ве́рою и мо́лимся с любо́вию: бу́ди нам во всем ко бла́гу помо́щница и споспе́шница и, я́коже во вре́менней жи́зни тща́лася еси́ просвети́ти пра́отцы на́ша све́том святы́я ве́ры и наста́вити я́ твори́ти во́лю Госпо́дню, та́ко и ны́не, в Небе́сней пребыва́еши све́тлости, благоприя́тными твои́ми к Бо́гу моли́твами вспомоществу́й нам в просвеще́нии ума́ и се́рдца на́шего све́том Ева́нгелия Христо́ва, да преспева́ем в ве́ре, благоче́стии и любви́ Христо́ве. В нищете́ и ско́рби су́щия уте́ши, бе́дствующим пода́ждь ру́ку по́мощи, оби́димыя и напа́ствуемыя заступи́, заблу́дшия от пра́выя ве́ры и ересьми́ ослепле́нныя вразуми́ и испроси́ нам у Всеще́драго Бо́га вся блага́я и поле́зная жи́зни вре́менней и ве́чней, да та́ко благоуго́дне зде пожи́вше, сподо́бимся насле́дия благ ве́чных в безконе́чном Ца́рствии Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О празднике читателям "Вестей" рассказал Владыка Павел

24 июля Святая Церковь молитвенно чтит образ великой женщины, необычайной личности, которая обладала не только мужеством и несокрушимой волей, но и воистину государственным умом - это святая равноапостольная (то есть равная по значению апостолам в распространении, насаждении христианства) княгиня Ольга.

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

  • Фотогалерея: 24 июля - День Ольги


Житие княгини Ольги

Первая встреча князя Игоря с Ольгой. В. К. Сазонов. 1824 г.

"Именно ей, согласно Промыслу Божьему, выпала честь сделать выбор и определить дальнейшую судьбу государства. Если открыть летописи и исторические сведения, то там можно найти много хронологических неточностей, но большинство фактов ее жизни не оставляют места для сомнений. Не углубляясь в детали, обратим свое внимание на главные факты ее жизни", - отметил митрополит.

Родилась будущая княгиня недалеко от Пскова и имя у нее было скандинавское - Хельга, в русском произношении - Ольга (Вольга), что в переводе означает "светлая", "священная". И хоть происходила она из забытого рода Изборских князей, но была простой, ничем не приметной девушкой.

Поэтому очень интересен момент ее знакомства с ее будущим мужем Киевским князем Игорем.

Молодой князь был на охоте в Псковской области и, желая перебраться через реку, он увидел, что кто-то плывет в лодке по реке. Подозвав к берегу, он увидел, что это девушка необычайной красоты. Переправившись на другой берег, князь расстался с ней, но в памяти остался и прекрасный образ, и умные речи. И когда наступило время выбирать невесту и собрали всех девушек, то ни одна князю не понравилась. И он посылает в Псковскую область своего сродника за той прекрасной девицей, что так и осталась в его сердце и душе. Так Ольга становится великой русской княгиней.

Почему княгиню Ольгу называли хитрой

"Надо сказать, что в начале своего правления она запомнилась жесткой правительницей. Когда ее муж, князь Игорь, вернувшись с похода, вскоре был убит древлянами, Ольга осталась с малолетним сыном Святославом на руках", - напомнил Владыка Павел.

Она своим хитрым умом расставила ловушки, в которые попались древляне. Ее месть древлянам была страшной: первых послов, пришедших к ней просить милости за убийство она закопала живьем, вторые были сожжены живьем в бане. Когда княгиня приехала в земли древлян на могилу мужа, пять тысяч человек были убиты войском Ольги.

Древляне, желая умилостивить княгиню, прислали ей в дар птиц, которых она отпустила обратно, привязав к их ногам горящие пакли. Птицы вернулись в свои дома, и город был сожжен. Тех, кто уцелел - продали в рабство.

После этого уже никто не смел думать, чтобы поднять на нее руку, а она управляла государством, даже когда ее сын Святослав вырос, его интересовали только войны.

"Когда мы читаем это в летописях, мы должны понимать, что на тот момент она была язычницей, а по языческим меркам такое поведение было весьма закономерным, - пояснил митрополит Павел. - И вместе с тем, княгиня Ольга входит в историю как создательница государственности. Она укрепила власть Киевского князя, ввела централизованную форму правления, объезжая свои земли и подавляя мелкие бунты".

Также она ввела систему "погостов" - финансово-административные и судебные центры, которые были опорой в ее власти на отдаленных землях и способствовали этническому и культурному объединению народа. Именно при Ольге проходит административная реформа, разрабатывается система налогообложения. Она становится основательницей каменного строительства на Руси. На то время это были неслыханные успехи и нововведения.

Почему княгиню Ольгу называют святой

Святая княгиня Ольга. Икона

"При этом как правительница она отличалась милосердием, награждая добрых, злым же она внушала страх. Была щедра к нищим и убогим. Ко времени ее правления относится и установление границ Киевской Руси, которая становилась великой державой. И видя на примере Византии, что помимо государственной жизни, необходимо заботиться и религиозной, духовной жизнью, Ольга начинает искать мудрость и она нашла что искала - это был Иисус Христос. Будучи язычницей, но живя чистой и целомудренной жизнью, она душой и сердцем принимает Бога и идет к Нему уже без колебаний. Отправившись вместе со своим флотом в Константинополь, показывая свое военное могущество и с определенной дипломатической миссией, княгиня Ольга желает посмотреть и службу христианскую. Именно в Константинополе она решает окончательно стать христианкой", - рассказал настоятель лавры.

Согласно одной легенде, настолько понравилась византийскому императору Константину княгиня Ольга, что захотел он взять ее в жены. Но Ольга не была склонна к такому браку и ответила, что он христианин, а она язычница и не может быть такого брака. И когда Ольга приняла святое крещение, а крестил ее патриарх Константинопольский Феофилакт и восприемником был император Константин, то на повторный вопрос императора о замужестве она ответила, что теперь она его крестная дочь и уже не может вступить с ним брак. Восхитившись разумом великой княгини, император одарил щедро ее.

При крещении ее нарекли именем Елена: так как в то время имя Ольга было языческим, то ее крестили в честь матери императора Константина Елены.

"Теперь, когда княгиня Ольга прославлена как святая и равноапостольная, можно называть этим именем детей", - добавил Владыка Павел.

Вернувшись в Киев с иконами и дарами, Ольга начинает свое апостольское служение. Строится храм святителя Николая над могилой Аскольда, первого князя-христианина. Отправляясь по городам и весям с проповедью Слова Христова, она везде уничтожает языческие символы и воздвигает кресты.

По преданию, однажды Ольга увидела со стороны востока три светлых луча, которые исходили с неба. Это видение послужило началом особого почитания Святой Троицы. И недалеко от того места, где было видение, был воздвигнут храм в честь Пресвятой Троицы.

В 960 году в Киеве освятили храм Святой Софии, а главной святыней в этом храме стал крест, который Ольга получила при крещении в Константинополе. К сожалению, храм построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, а на его месте Ярослав Мудрый воздвиг храм великомученицы Ирины, а святыни Ольгинского храма были перенесены в ныне стоящий каменный храм Святой Софии. Но после завоевания Киева литовцами крест княгини Ольги был похищен и судьба его неизвестна.

"Стоит ли говорить о том, что Ольга встречала яростное сопротивление язычников, эта борьба была как тайной, так и явной. Мало кому нравилось, что строились храмы и уничтожались языческие капища. Она уговаривала сына Святослава принять христианство, но он оставался язычником, и многие недоброжелатели пытались повлиять на Ольгу через ее сына. Княгиня молилась день и ночь за сына, за людей, но так и не смогла осуществить свое желание - восстановить в Киеве митрополию, которая была при Аскольде. Сын во главе с воинством одерживал победу за победой и мечтал об огромной державе. Княгиня Ольга радовалась успехам сына, но вместе с тем понимала, что при всей отваге и многочисленности не справиться ему с империей ромеев. Кроме всего прочего сын Святослав препятствовал утверждению христианской веры. Она учила вере православной внуков, среди которых был и будущий князь Владимир, но боялась их крестить, чтобы не вызвать гнев сына", - с сожалением констатировал митрополит Павел.

В последние годы своей жизни ей приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызывать бурю антихристианских настроений. Будучи уже тяжело больной, она просила сына Святослава принять веру православную, не совершать над нею языческих ритуалов, а чтобы ее священник погребал ее тело согласно христианскому обряду. Просила передать золоту Константинопольскому патриарху, чтобы помолился за упокой души, а милостыню раздать нищим. Сын все обещал исполнить, кроме принятия христианской веры. Исповедавшись и причастившись, великая княгиня Ольга упокоилась в 969 году, до последнего момента жизни прося Господа о даровании просвещения всей стране.

"Плакали за упокоившейся княгиней и князья с боярами и простой люд. Сын Святослав исполнил ее завещание, как и обещал. Но окончательно исполнит ее завещание - примет веру православную и крестит всю Русь - уже ее внук, князь Владимир. При князе Владимире мощи святой Ольги будут перенесены в Десятинный храм и положены в саркофаг", - отметил настоятель лавры.

Чудеса святой Ольги

"Все, кто приходил к гробнице с верою и просьбой о помощи, получали просимое, а многие видели свет, исходящий от мощей. Сбылось ее пророчество о злой кончине сына Святослава, который был убит печенежским князем. Из его черепа была сделана чаша, из которой пили во время пиров. Сбылось ее пророчество о Святой Руси. Взошел Свет Христов над Русью благодаря ее внуку, князю Владимиру. А канонизирована святая княгиня Ольга была в 1547 году на соборе. Святая Ольга всеми своими делами, поступками, проповедью прославила Бога, а Бог прославил Свою труженицу, благодаря которой зародилась вера православная на Руси, среди язычников", - рассказал митрополит Павел.

Святая Ольга: в чем помогает

Перед иконой святой Ольги молятся об утешении вдов и об укреплении новообращенных христиан. Святая княгиня стала первой русской правительницей-христианкой, поэтому ей молятся о распространении православной веры, об укреплении оборонной мощи страны.

Православная молитва княгине Ольге также помогает:

  • уберечь и себя, и детей от беды,
  • в удачном замужестве,
  • в возвращении мужа в семью.

Особое покровительство святой получают матери сыновей и вдовы.

Икона святой Ольги способна защитить ваше жилище от злоумышленников и людей с нечистыми помыслами. Кроме того, именную икону также необходимо иметь дома всем женщинам, носящим это имя.

Святая Ольга: молитва

Икона святой Ольги. Фото: olga-zarya.info

О помощи

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Об исцелении

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Служба равноапостольной княгине Ольге

Величание княгине Ольге

Loading...Loading...