Правильное поведение оратора в процессе выступления кратко. Организационный момент в аудитории. Организационный момент в аудитории

Восприятие оратора аудиторией

Есть известная поговорка - «по одежке встречают, по уму провожают». Если бы это было всегда так... Эта поговорка верна только применительно к продолжительному общению, а встреча с аудиторией таковым не является. Отсюда огромная роль первого впечатления для оратора.

Что надо знать о первом впечатлении?

Во-первых, первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается, ему хочется поддаться.

Во-вторых, первое впечатление может быть далеко от истины, ошибочно.

В-третьих, первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится.

В-четвертых, оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора.

В-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ.

В-шестых, у вас не будет шанса второй раз произвести первое впечатление.

Ораторская индивидуальность

Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора

Любая аудитория запоминает в первую очередь оратора, а уже во вторую - то, что он сказал. Информация накрепко привязана к личности оратора: понравился оратор – понравится и то, что он проповедует.

В ораторе аудитория хочет видеть прежде всего личность, индивидуальность, непохожесть на других

Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Именно индивидуальность ораторской манеры - тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью - идеи этой личности.

Риторические позиции оратора в ходе выступления

В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию – то есть выбирает для себя роль, в которой он будет выступать. Таких риторических позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые.

1. Позиция информатора

Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.

2. Позиция комментатора

Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок.

3. Позиция собеседника

Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.

4. Позиция советчика

Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты».

5. Позиция эмоционального лидера

Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

Есть и риторические позиции коммуникативного самоубийства , которых рекомендуется всячески избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос), позиция просителя («потерпите, я скоро закончу»).

Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал.

Внешний вид оратора

Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому им материалу.

Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине - убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию.

Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики и др.). Повышают доверие очки в темной оправе.

Манера выступления

П. Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора - манера заставляет забыть о внешности.

Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в манере выступления оратора:

· оратор не должен выглядеть: уставшим; спешащим; недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.); избыточно возбужденным;

· оратор не должен демонстрировать: беспомощность, нерешительность;

· оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).

Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям.

Энергичность изложения

Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. «Будьте энергичны, - советовал Д. Карнеги. - Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». «Ничем не умеряйте вашу энергию», - советовал он.

Физическая бодрость, подвижность

Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории.

Уверенный внешний вид

Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. «Имейте уверенный внешний вид - он действует на слушателей положительно», - призывал ораторов П. Сопер. Необходимо выше держать подбородок; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Д. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты».

Дружеский, интимный тон

Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере.

Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших личных проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории.

Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».

Расположение в аудитории

Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее.

Трибуны, возвышения, эстраду рекомендуется по возможности использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с возвышения, считает П. Сопер.

Движение

Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться

Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.

Ходить необходимо преимущественно не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом».

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться - это очень отвлекает слушателей.

Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор.

Приближайтесь к слушателям

Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом), наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения - подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею.

Взгляд

Смотрите на аудиторию

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится («даже не взглянул!»), пренебрегает нами.

1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально.

2. В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

4. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией.

5. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

6. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

Позы и жесты

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут.

Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности;

Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней.

Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы».

Когда вы взойдете на кафедру, на вас устремится множество глаз. Поэтому внешний облик оратора, его поведение имеет перво­степенное значение для настроения аудитории, для установления кон­такта и восприятия выступления.

Взойдя на кафедру, не забудьте сообщить название темы доклада. Можно это сделать с помощью следующих слов «Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется доклад на тему…». Закончить доклад целесообразно словами «Это все что мне хотелось сообщить Вам по данной теме. Спасибо за внимание». Эти слова как бы подводят итог вашему выступлению и помогают избежать той неловкой паузы, которая образуется, когда вы произносите последние слова своего выступления.

Волнение пройдет вскоре после того, как вы начнете говорить, а так как первые фразы вы заучили, то основная забота состоит в том, чтобы не выпалить их сразу, а произнести членораздельно и достаточно громко. Кстати, начинать можно с не­большой акцентированной паузы. Вообще, чтобы знать как вы укладываетесь в отведенное для вашего доклада время, необходимо чтобы перед вами лежали часы. Тогда это позволит вам регулировать темп вашего выступления. Не делайте страшного лица, напротив, подарите слушателям легкую улыбку. Вообще же театральность, всякие маски нарочитой торжественности или строгости, веселья или развяз­ности - неуместны.

Многие полагают, что оратор должен стоять на кафедре неподвиж­но. Большинство выступающих страшится сойти с места. Одни держатся за конспект, другие - стесняются, а многие просто не знают, что выходить из-за кафедры можно и что это совсем не плохо.

Целесообразно делать это при каждой возможности. Нужно ходить не только возле доски, если вы пользуетесь ею, чтобы всем было видно написанное, но и подходить вплотную к тому плакату, на который вы ссыла­етесь, а то и просто сойти с кафедры, постоять или неторопливо пройтись и произнести несколько фраз на ходу. Это уже высший класс, полезный для дела - выступление оживляется. Известно, что В.И.Ленин часто выходил из-за кафедры к слушателям и большая часть его выступлений проходила в движении.

Еще одной распространенной ошибкой студентов во время доклада является, то что они так увлекаются пояснениями к изображенным на доске иллюстрациям, что поворачиваются спиной к аудитории. Другой распространенной ошибкой является использование указательного пальца вместо указки. Если указка отсутствует, то в качестве нее может быть использована ручка, карандаш, кусок мела и т.п.

2.8.3 Об ораторском искусстве

Работа докладчика требует специальных знаний, кропотливого сбора материалов и его глубокого анализа, тщательной подготовки выступления, продумывания, как высказать мысли понятными фразами, логично, аргументировано.



Такая речь должна быть грамматически правильной, четкой, живой и достаточно громкой, идти в спокойном повествовательном тоне. Конечно, талант и одаренность оратора ценились и будут це­ниться всегда. Выражение им личных чувств - воодушевления, искрен­ней увлеченности - делают выступление особенно интересным. У од­них это все от рождения, другие достигают того же систематической работой над собой.

Хорошо, если своим выступлением вы кого-то заинтересуете, увлечете, может быть, в чем-то убедите или переубедите. Но убеж­дение слушателей достигается не столько чувствами, сколько доказательными, разумными доводами. По­этому слова, докладчика должны быть преимущественно значащими, адек­ватными существу вопроса, произноситься просто, без театральности.

Есть особенности более существенные для практики. Это общая устремленность к объективности и доказательности, с рациональным дроблением целого на четко анализируемые элементы, предметность, точность, однозначность и сжатость выражения мысли за счет ис­пользования понятийного аппарата, известных терминов, установив­шихся рациональных форм, оборотов и аббревиатур, не явных, но подразумеваемых и домысливаемых поло­жений и подробностей, удаление вспомогательных и неинформативных слов, использование многих обычных слов в специальном смысле, и все это в органической связи с цитатами, математическим аппаратом, условными обозначениями и символами, графическим и табличным материалом.

Опытный докладчик излагает свои доводы неторопливо, а в особо сложных местах делает паузы, чтобы слушатели успевали все понять, а если нужно, то и записать. Докладчик расчетливо чере­дует трудный материал с более простым, сознательно идет на пов­торы, приводит дополнительные объяснения формул и графиков, тер­пимо относится к уточняющим вопросам сместа по ходу изложения.

Заметим, что использование иллюстративных материалов не только улучшает понимание вопроса и экономит время, ноеще и подключает к слуху зрение, что способствует прочности усвоения (напомним, что примерно 60% относится к визуальному типу и только 2% к аудиальному).

Чтобы полноценно передать аудитории трудную для восприятия информацию очень важно внутреннее органическое желание докладчика вести рассказ не вообще, в пространство, а людям, сидящим в ауди­тории, как собеседникам. Личная заинтересованность, искреннее уст­ремление к слушателям передается очень, легко. Больше того, тут же устанавливается обратная связь и докладчик ощущает, как его воспри­нимает зал. На однойиз страниц "Скучной истории" А.П.Чехов срав­нивает аудиторию с многоголовой гидрой, которую докладчик должен по­бедить и очень тонко повести за собой, уговорив все сто пятьдесят голов!

Условиями образования обратной связи являются лич­ная увлеченность выступающего предметом сообщения, глубокое владе­ние материалом. Когда такой специалист говорит и одновременно думает о существе вопроса, то внешне он может казаться абсолютно спокойным. Речь течет плавно, на лице - ни тени волнения, а то и улыбка. Но в действительности выступающий находится в сильнейшем напряжении. Отдельные "головы" выступающий может быть и видит, но не различает и разго­вариваеткак бы с одной коллективной головой, с аудиторией. И ауди­тория увлекается.

Для начинающих докладчиков можно посоветовать один простой прием. Так как невозможно поддерживать зрительный контакт с большим количеством людей, составляющих аудиторию, то можно выделить из нее одного внимательно слушающего человека или небольшую группу людей и поддерживать визуальный контакт с ними. Это позволит вам отслеживать реакцию аудитории на ваше выступление.

Говорить надо ясно и заботиться о понимании. Мы уже отмечали, что желательно делить доклад на части, отдель­ные вопросы. Вообще нужно как-то выделять, подчеркивать окончание одного подраздела и начало следующего. Одна­ко внутри такого подраздела желательная насыщенность информацией и предельная последовательность изложения. Предупреждайте слушателей о подходе к трудномуили особо важному вопросу. При каждой возможности следует переходить от описания объектов в статике к динамике, процессам, эволюции, функциональным взаимосвязям, тогда слушателю интересно, понятно и он следит за мыслью докладчика, не отвлекаясь.

Иногда понимание совсем нового материала происходит постепен­но по мере привыкания и повторных рассмотрений тех же вопросов с различных точек зрения.

Некоторые докладчики с целью привлечения внимания аудитории при­меняют развлекательные материалы, не имевшие прямого отношения к теме доклада. Рассказывают всякие истории, анекдоты. Здесь очень важно соблю­дать меру, притом минимальную, особенно в отношении юмора.

Падение интереса провоцируется неоправданными повторами, длин­нотами, многословием при объяснении какой-то трудности, сообщением банальных истин, уже известных данных, плохо аргументированными или бездоказательными положениями, плохой подготовкой к выступлению, небрежно исполненными иллюстративными материалами, а также замедленным темпом речи, ее вялостью, обилием специальных терминов.

Кстати, слишком быстрая или бурная речь тоже нехорошо: слушатель не успевает осмысливать сказанное и постепенно отклю­чается от восприятия доклада.

Поддержанию внимания слушателей способствуют все мероприятия, направленные на нарушение монотонности. Нужно равномерно распределять демонстрацию иллюстративных материалов, время от времени можно обращаться к кому-нибудь из слушате­лей с вопросами («Все понятно?», «Я не ошибся?» и т.д.), менять темп и громкость речи, больше перемещаться у доски, выходить к слушателям из-за кафедры.

Упражнение 1. Каждое нижеприведенное понятие разделите на 6-7 составляющих, т.е. проблем. Выберите из них три проблемы в рамках темы, которую вы хотели бы осветить. По каждой из этих проблем напишите свой тезис и в качестве репетиции расскажите на базе этих тезисов, какой теме будет посвящено ваше будущее выступление.

«Рыночная экономика в России»; «Студенческая семья»; «Рост разводов в современном обществе»; «Положение пенсионеров в стране»; «Реформа коммунальной сферы»; «Проблема платного здравоохранения»; «Проблема платного образования»; «Современная мода»; «Алкоголь в России»; «Современная реклама»; «Компьютер в нашей жизни».

Упражнение 2. Составьте план-конспект вашего выступления на тему «Психологическая и физическая подготовка к выступлению». Используйте правила подготовки конспекта.

Ваше мнение

Почему слушателям нравится, когда оратор выступает без конспекта?

Упражнение 3. Начните свое выступление с одного из нижеприведенных приемов. Затем продолжите, выбрав тему из предложенных.

Приемы: Обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту, противоречиям; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; цитирование знакомого; цитирование, упоминание мнения знаменитости; исторический эпизод; ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; риторический вопрос.

Темы выступлений для выполнения задания: «За что я люблю наш техникум, вуз»; «За что я люблю отдых в палатке (на байдарке, на юге, на турбазе, “дикарем”)», «Друг познается в беде».

Образец. Тема «За что я люблю свой город?».

Прием: «Обращение к событию, времени, месту».

«Каждый из нас живет в своей квартире, на улице, в районе. Но мы все с вами живем в одном городе - Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного?».

Прием: «Возбуждение любопытства».

«Я был в двух десятках городов - и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно, наконец, понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?».

Прием: «Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям».

«Москвичи убеждены, что лучший город страны - это Москва, петербуржцы - что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал претендовать на звание "третьей столицы". Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев».

Прием: «Демонстрация какого-либо предмета».

«Вот у меня в руках старый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись: "Воронеж". Это один из первых значков нашего города - сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно те так».

Прием: «Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами».

«У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень любим наш Воронеж. Его действительно есть за что любить».

Прием: «Цитирование знаменитости, исторический эпизод».

«Великий русский царь, реформатор России Петр I не случайно выбрал Воронеж для строительства флота - ему понравилось место, где расположен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И не ошибся - корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на Воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом».

«Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно - Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом».

Прием: «Риторический вопрос».

«Кто из нас не любит свой родной город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит свой город за что-то свое, особенное, важное для него».

Упражнение 4. Предложите начало выступления, построенное на антитезе (противопоставление двух противоположных мыслей или образов); сформулируйте проблему выступления.

Образец. Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и... - Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся.

1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а... 2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а... 3. Наука воздействует на наш разум, а... 4. Одним учеба доставляет радость, другим... 5. Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие...

Упражнение 5. Придумайте начало к следующим концовкам

  • 1. … правильно говорят в народе: семь раз отмерь, один раз отрежь; … людским речам вполовину верь; … кто про кого за глаза говорит, тот того боится; … у кого что болит, тот о том говорит; … сперва подумай, а потом скажи; … по речи узнают человека; … слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
  • 2. … Я думаю, что на примере этой истории мы все убедились еще раз в правильности русской поговорки: петь хорошо вместе, а говорить порознь; … слово - серебро, молчание - золото; … говорить, не думая, что стрелять, не целясь; … не просящему не дают: … кто языком штурмует, немного навоюет.

Ваше мнение

Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно?

Упражнение 6. Закончите фразы, данные ниже.

1. Иван Грозный как оратор отличался тем, что... 2. А. В. Луначарский как оратор отличатся тем, что... 3. И. И. Мечников как оратор отличался тем, что... 4. Д. И. Менделеев как оратор отличался тем, что... 5. К. А.Тимирязев как оратор отличался тем, что... 6. В. И. Ленин как оратор отличался тем, что... 7. И. В.Сталин как оратор отличался тем, что... 8. Н. С. Хрущев как оратор отличался тем, что... 9 Ф.Кастро как оратор отличается тем, что... 10. М. С. Горбачев как оратор отличается тем, что... 11. В. В. Жириновский как оратор отличается тем, что... 12. А. В. Лебедь как оратор отличался тем, что... 13. В. В. Путин как оратор отличается тем, что...

Упражнение 7. Что надо делать в следующих случаях?

1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7.С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

Ваше мнение

Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ваших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?

Задания по теме «подготовка к публичному выступлению».

Какие утверждения правильные?

Опытные лекторы предпочитают выступать экспромтом.

Опытные лекторы предпочитают выступать по плану-конспекту.

Заучивание выступления наизусть - лучшая форма подготовки.

Надо иметь при себе записи, но пользоваться ими как можно реже.

При подготовке выступления надо сначала почитать по теме.

При подготовке выступления надо сначала записать собственные мысли, а потом читать.

Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомыми до выступления.

Наиболее эффективна подготовка к выступлению за один раз - это обеспечит целостность выступления.

Тема выступления должна быть увлекательной и не раскрывать основной проблемы.

  • 10. Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ.
  • 11. Слушатели не должны ощущать структуру выступления, так

как это будет отвлекать их внимание.

Слушатели должны ощущать структуру выступления, они привыкли к трехчастной композиции.

План выступления оратору лучше написать на доске.

Слушателей раздражает, когда оратор говорит во-первых, во-вторых, в-третьих...

Важную информацию надо располагать в начале фразы.

Важную информацию надо располагать в середине фразы.

Важную информацию надо располагать в конце фразы.

Задавая вопросы, мы приобретаем опыт публичных выступлений.

Надо репетировать выступление целиком.

Выступление лучше репетировать перед зеркалом.

Задания по теме «Начало выступления»

Какие утверждения правильные?

Оратор должен позаботиться о свежем воздухе в аудитории.

Лучше выступать на ярком фоне.

Лучше выступать с трибуны.

Лучше выступать стоя рядом с трибуной.

Нельзя, чтобы за спиной во время выступления были движущиеся предметы или люди.

Эффективно выступление на фоне букета с цветами.

Если впереди есть свободные места, всех слушателей с задних рядов надо пересадить вперед.

Если слушатели сели в задние ряды, надо подойти к ним.

Оратор может сидеть за столом во время выступления.

  • 10. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть развернутым.
  • 11. В высокообразованной аудитории вступление должно быть

развернутым.

Зачин нужен в малоподготовленной аудитории.

Зачин нужен в тех случаях, когда аудитория не знает лектора.

В завязке обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

В зачине обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

Возбуждение любопытства - универсальный способ привлечения внимания.

17. Обращение к конфликту, борьбе - универсальный способ привлечения внимания.

18. Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в любой аудитории.

Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в компетентной аудитории.

Эффективно начинать выступление с шутки.

Задания по теме «Поведение оратора в аудитории».

Какие утверждения правильные?

  • 1. Около 50% информации в публичной речи передается через зрительный канал.
  • 2. Около 25 % информации в публичной речи передается через зрительный канал.

Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

Позиция советчика - лучшая ораторская позиция в любой аудитории.

Позиция советчика - лучшая ораторская позиция в подготовленной аудитории.

  • 7. Внешность оратора должна быть привлекательной в пределах нормы.
  • 8. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору.
  • 9. Очки снижают доверие к оратору.
  • 10. Энергичным должно быть выступление от начала до конца.
  • 11 Энергичными должны быть отдельные части выступления.
  • 12. Двигаться по аудитории надо как можно меньше.
  • 13. Двигаясь по аудитории, не следует заходить вглубь аудитории.
  • 14. Не следует задерживаться в аудитории после завершения выступления.
  • 15. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться.

Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого человека во время выступления.

Смотреть надо на отдельные секторы зала, не задерживая взгляд на отдельных людях.

Жесты должны быть немногочисленными и разнообразными.

  • 19. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоциональными.
  • 20. Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления.

Наилучший темп речи в публичном выступлении - средний.

Громкость выступления должна быть такой, чтобы оратор чувствовал, что он говорит громче, чем в обычной речи.

n. Поговорка - «по одежке встречают, по уму провожают» верна только применительно к продолжительному общению, а встреча с аудиторией таковым не является.

Первое впечатление 1. Сильное, яркое, хорошо запоминается. 2. Может быть далеко от истины, ошибочно. 3. Устойчиво (долго хранится). 4. Оцениваются и запоминаются индивидуальные качества оратора. 5. Основа первого впечатления зрительный образ. 6. Не будет шанса второй раз произвести первое впечатление.

n В первую очередь запоминают оратора, во вторую - что он сказал. n Информация привязана к личности оратора: n понравился оратор – нравится то, что он проповедует.

Индивидуальность оратора n В ораторе аудитория хочет видеть личность, . n Д. Карнеги: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите» . n Индивидуальность ораторской манеры важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью – её идеи.

Риторические позиции оратора в ходе выступления n 1. Информатор n изложение материала, сопровождающееся предупреждением о n n n n возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация. 2. Комментатор аудитория основное знает, но ждет дополнительных сведений и оценок. 3. Собеседник оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных» , обращается к аудитории с просьбой высказать мнение, широко использует вопросы. 4. Советчик слушатели хорошо подготовлены в базовой области, оратор лишь «расставляет акценты» . 5. Эмоциональный лидер в аудитории приподнятое настроение, оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В этой позиции оратор чувствует себя свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

Риторические позиции коммуникативного самоубийства которых рекомендуется всячески избегать: n наставник (оратор нравоучителен, категоричен); n трибун (преувеличенный пафос), n проситель («потерпите, я скоро закончу»). Только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений занимая поочередно разные позиции, но перед выступлением нужно продумать, какие из них, где и когда вы будете занимать.

Внешний вид оратора n Привлекательная, Внешность - в пределах нормы. Излишняя привлекательность отвлекает от содержания, снижает доверие к материалу. n Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно; очень модно одетые женщины оцениваются отрицательно. n Костюм (платье) не должны плотно облегать фигуру. n Лучше без украшений, убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Одежда должна соответствовать возрасту оратора, несоответствия в ту и другую сторону раздражают.

Снижают доверие к оратору: n одежда ярких, насыщенных цветов; n слишком модная одежда (несерьёзность); n избыток украшений; n кокетливые детали женской одежды (кружева, воланы и др.). Повышают доверие очки в темной оправе.

Манера выступления П. Сопер: манера выступления важнее, чем внешность оратора - манера заставляет забыть о внешности. Что не должен делать оратор: : n выглядеть: уставшим; спешащим; недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.); избыточно возбужденным; n демонстрировать беспомощность, нерешительность; n ни в коем случае нельзя извиняться за свою миссию («извините, что задерживаю вас» , «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).

Энергичность изложения. Физическая бодрость, подвижность. Выступление должно быть энергичным от начала до конца. Это передается слушателям, держит их в напряжении и повышает доверие к информации. Д. Карнеги советовал: «Будьте энергичны. Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы. Ничем не умеряйте вашу энергию» . Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме.

Уверенный внешний вид n Уверенность передается аудитории, она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. n «Имейте уверенный внешний вид - он действует на слушателей положительно» (П. Сопер). n Подбородок держать выше; стоять прямо, не наклоняясь; смотреть в глаза слушателям. n «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги. . . Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты» (Д. Карнеги).

Расположение в аудитории n Оратору лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не посреди нее. n Трибуны, возвышения, эстраду по возможности использовать как можно меньше. n Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свою официальность, своё превосходство, что противоречит правилу «интимности общения» , которое эффективно в публичном речевом воздействии. n Если слушателей менее 75 человек, следует разговаривать с ними внизу, а не с возвышения, считает П. Сопер.

Движение n Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться. Неподвижным n n ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии. Ходить надо не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно тем, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом» . Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор.

Приближайтесь к слушателям n Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя), наклоняйтесь к слушателям. n Если вы выступаете с возвышения подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею.

Взгляд оратора n Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно. n Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится («даже не взглянул!»), пренебрегает нами.

Взгляд n n n Смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. В большой аудитории разбить слушателей на секторы и переводить взгляд с одного на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов. Не выступать, глядя в «пространство» , это вызывает недоверие и раздражение слушателей. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

Позы n Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки n n n раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку. Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного «выставлена» , живот подтянут. Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности; Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы» .

Жесты n Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). n Открытые позы и жесты, то есть демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, стремление убедить. n Руки слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Движения рук - в сторону слушателей: ладони раскрыты к слушателям (ладони должны быть им видны). n Риторические жесты: руки должны слегка сходиться и расходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению.

Жестикуляция n Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам. n Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными. n Жесты необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же (или один и тот же) - это раздражает аудиторию. n Жестикулируйте обеими руками.

n Нельзя теребить одежду, украшения, дотрагиваться до n n часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности, а такие жесты называются навязчивыми: они очень отвлекают слушателей, а речь оратора делают монотонной и невыразительной. Не делайте резких, порывистых движений локтями. Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца Не шевелите открыто пальцами. Делайте жесты только выше пояса; жесты ниже пояса воспринимаются слушателями как выражение неуверенности, растерянности.

Громкость, темп и интонация n Голос выступающего должен быть энергичным и отражать энергию выступающего. В голосе должен быть напор, в нем должно чувствоваться усилие, некоторый призыв следовать за мыслью. n Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Необходимо иметь в виду, что если оратор говорит слишком тихо, аудитория делает вывод о его неуверенности, если слишком громко - о его агрессивности. И того, и другого надо постараться избежать. П. Сопер давал такой совет: «говорите громче, чем это, по вашему мнению, нужно» . Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что говорите громче обычного; в подавляющем большинстве случаев этой громкости будет достаточно.

Интонация К интонации выступления предъявляются следующие требования. n Во-первых, она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления. n Во-вторых, интонация должна соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично - и ваша интонация будет естественна. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к его словам. n Используйте средний темп речи, обычно это оптимальный темп. n Следует избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. n Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность.

Приемы борьбы с волнением во время выступления n Оратор может иметь три причины для волнения: n 1. Боязнь незнакомой аудитории. n В таком случае рекомендуется несколько раз наедине произнести n n n вслух фразу: «Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать» и после этого выходить на трибуну. Говорите громче, чем обычно, или громче, чем вы собирались - это тоже хорошо помогает справиться с волнением. Найдите знакомые или просто симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они вас поддержат. 2. Ощущение плохой, недостаточной подготовки. В этом случае вы сами виноваты. Но что-то можно сделать: имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо, что у вас написано в конспекте. 3. Творческая взволнованность (сумею ли хорошо выступить? поймут ли? как выступить наилучшим образом?). Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

Приёмы борьбы с волнением n n n n n повысьте эмоциональность речи; повысьте громкость речи; повысьте энергичность и темп речи; дышите ртом и носом одновременно; шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног; возьмитесь за стул, трибуну, край стола; зажмите в кулак монету; возьмите мел, указку; пишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины, цитаты);

Сосредоточиться на содержании n Сосредоточьте усилия на содержании, на смысле выступления. Форма как бы отступает на второй план, идет за содержанием, это облегчает оратору его задачу. «Не беспокойтесь о том, как вы выглядите, позабудьте о личных ощущениях: сосредоточьтесь на одном - донести ваши мысли до слушателя» (П. Сопер). n Не извиняйтесь за мелкие оговорки, их слушатели не зафиксируют, не придадут им значения, если вы сами на них не укажете; вообще, меньше извиняйтесь - извинение усиливает волнение.

Реакция оратора на организационнотехнические неполадки и помехи 1. Шум из соседнего помещения или с улицы, чужие голоса – игнорировать, говорить громче, подойти ближе, послать слушателя с просьбой устранить помеху. Если шум продолжается и аудитория обращает на него внимание - прокомментировать, лучше в юмористическом плане.

2. В дверь заглядывают посторонние. n Попросить слушателя повесить записку «Лекция» или выйти и сказать, чтобы не заходили. n Если заглядывающие обращаются к вам с просьбой кого-либо позвать или отпустить, лучше сделать паузу и сказать: «Пожалуйста, не мешайте нам, мы работаем» и затем продолжить свою речь.

3. Слушатели опаздывают, все время входят новые слушатели в аудиторию. n. Одиночных опоздавших лучше не замечать; группа - ждать, пока они сядут, пригласить пройти. n. Пошутить: «Вы извините нас, пожалуйста, что мы без вас начали» Но не показывать недовольства.

4. Душно - сделать перерыв на 10 минут, проветрить или сократить выступление. 5. Вышел из строя микрофон - объявить перерыв, найти техника, вызвать организатора. Починить невозможно спуститься в зал, подойти к слушателям и закончить выступление за 2 - 3 минуты. 6. Погас свет - поступать, как при отключении микрофона: объявить перерыв для устранения неполадки либо за 2 минуты закончить выступление.

Неполадки в деятельности оратора n Мелкие оговорки не надо исправлять - все равно поймут, не надо привлекать к ним внимание. Если это искажает смысл - «Простите, я оговорился. Я, конечно, имел в виду. . . » . Не преувеличивать ущерб, который могут нанести оговорки, сосредоточиться на выражении мысли, на ее понятности для аудитории. n Если вы заметили, что-то пропустили, продолжайте дальше, не возвращайтесь назад, закончите мысль. А потом, если без опущенного никак нельзя, - « 0 чем я еще забыл упомянуть, так это о. . . » или «Я хочу вернуться сейчас к. . . » . n Но прежде чем возвращаться, надо подумать - нужно ли это делать? Если факт не понадобился, может, он не был нужен?

Помехи в поведении слушателей n Со стороны слушателей оратор может ожидать целый ряд типовых помех, которые могут затруднить его работу. Что это за помехи?

1. Активная реакция на отвлекающие внешние факторы n Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимания на какието неожиданные события в помещении. n «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека» (Д. Карнеги).

1. В аудиторию залетел воробей n Во-первых, не замечать, сколько это можно. n Во-вторых, переждать «активные действия» , сделать паузу – аудитории надоест, и сами слушатели примут какие-то меры. n В-третьих, использовать метод «подключения» обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе» . Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо. n В-четвертых, подойти поближе к слушателям это будет мешать им отвлекаться.

2. Слушатели переговариваются Не принимать на свой счет - скорее всего, это не связано с лекцией и с оратором. Лучше не замечать как можно дольше. Подойти поближе, пристально посмотреть, некоторое время говорить, обращаясь к ним и после паузы (неожиданной), задать вопрос – «Вы согласны? Вы не согласны? » .

3. Кто-то зевает в лицо оратору Не относить это к себе - может, слушатель просто устал. Реагировать не стоит, пока не поняли, что это заметили другие и реагируют на это. В таком случае лучше сказать: «Да, что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать - может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату? » .

4. Слушатели встают и уходят Не показывайте, что это вас задевает. У людей могут быть разные причины для того, чтобы уйти. Не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Товарищи, если кому -то нужно срочно уйти, пожалуйста, только потихоньку, выходите» .

5. Реплики несогласия с места n Реплики тривиальные - сделать вид, что не слышали или не поняли. n Настаивают на своей точке зрения - вступить в дискуссию, но формально: «Я понял нашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас (или несколько позже) приведу еще дополнительные аргументы» . n Возражение важное и не связано с личными амбициями - сказать: «Я вернусь к вашему замечанию, но если разрешите - немного позже» и обязательно сдержать обещание. n Несогласие высказано в резкой, категоричной форме - лучше в дискуссию не вступать: «Я понял вашу точку зрения. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав» .

6. Грубые, провокационные выкрики, реплики n Люди с невысокой культурой, которые хотят показать, что оратор не так уж хорош, умен и компетентен. Хотят показать себя, выделиться, обратить на себя внимание («комплекс Моськи»). Как вести себя с такими людьми? n Разовую реплику лучше не заметить. n Если нельзя, не показывайте, что это вас задело или обидело, показывайте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да!. . Ну тут уж ничего не добавить! (пауза). Ну, а мы все-таки пойдем дальше. . . » n Можно сказать иронически: «Да, я понимаю ваши проблемы. . . Но, простите, нам нужно идти дальше. . . » .

Третий прием – не ответить n «Я понял ваш вопрос. . . (хотя это был и не вопрос вообще, но это поставит нарушителя в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно на этой проблеме остановиться. . . » n Не надо ставить провокатора на место - это уже перебранка, ему только этого и надо. Но на любые реплики других людей отвечайте подчеркнуто вежливо и корректно - это покажет, что вы его осуждаете.

4. n Похвалить, найти в реплике рациональное зерно и использовать ее, чтобы рассказать дополнительно что-либо интересное. n Эффективен «отложенный ответ»: «Я понял вашу мысль (вопрос, идею)и отвечу вам, но если позволите - в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону» . А в конце, когда время вашего выступления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще вопрос, надо отвечать на него? » Люди крикнут: «Не надо, все ясно!» - «Ну не надо, так не надо. Благодарю за внимание» .

5. Отложить ответ n Попросить провокатора минуточку подождать. «Минуточку, я только закончу мысль. . . » Через минуты 2 - 3, не меньше, обратиться к провокатору: «Так что вы хотели сказать? Ничего? Ну, тогда мы пойдем дальше!» n Можно признать: «Да, в том, что вы говорите, есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно» .

6. Если реплика очень грубая n «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!» Как правило, второй раз в обстановке всеобщего внимания грубость он сказать не сможет. «Ну тогда идем дальше» .

Резко выраженное несогласие можно перевести в личную плоскость. n На лекции, посвященной общению в семье, слушательница возмущенно выкрикнула, «Так что же, мужу, по-вашему, и вообще никаких замечаний делать нельзя? » n «Я понимаю ваши проблемы, - ответил лектор. - Я уверен, что вашему мужу обязательно надо делать замечания» . n Ответ потонул в общем хохоте аудитории, засмеялась и задавшая вопрос слушательница, .

Оратор – одновременно и автор своего выступления, и его исполнитель, и импровизатор. Он – и просто человек, который делится с другими людьми своими знаниями и мыслями, объясняет другим то, что им трудно понять самим. Впечатление о личности оратора существенно влияет на эффективность его воздействия на аудиторию, поскольку он является в аудитории «центральной фигурой».

Мнение аудитории о личности оратора, во многом, основано на первом впечатлении. На что в первую очередь необходимо обратить внимание?

Что касается внешнего облика, то, как мы все понимаем, необходимо позаботиться о том, чтобы одежда была удобной и приятной, не стесняла движений, не доставляла чувства неловкости. Желательно, чтобы костюм не привлекал особого внимания аудитории, не вызывал ни зависти, ни насмешки. При этом известно, что слушатели рассматривают выступающего внимательно и критически только при первой встрече и перестают интересоваться его внешним видом, как только ему удается заинтересовать их содержанием выступления. Например, подчеркнутое пренебрежение, с которым относился к своему костюму известный выдающийся ученый-оратор В. О. Ключевский ничуть не мешало успеху его блестящих лекций по русской истории. Тем не менее, далеко не каждый лектор обладает талантами Ключевского, поэтому при выборе одежды рекомендуется следовать определенным правилам.

Рекомендуется сводить к минимуму воздействия всех посторонних раздражителей. Это значит, что одежда не должна ни противоречить нормам сегодняшней моды, которая кажется естественной и прочной, ни слишком увлекаться ею. Другими словами рекомендуется избегать экстравагантности, с осторожностью относится к ярким цветам одежды, к их необычному сочетанию, а ораторам-женщинам – остерегаться излишеств в косметике и украшениях.

К своей осанке и движениям, так же как к костюму, не следует относиться с безразличием. Держаться надо прямо и свободно, не застывать в одной позе, время от времени менять свое положение. Но ни в коем случае нельзя ходить взад-вперед, делать бесцельные движения, возиться со своими пуговицами, галстуком, прической. Чем меньше внимания привлекает выступающий сам по себе, его внешность и поведение, тем больше внимания остается для его слов.

Манеры человека представляют собой комплекс индивидуальных особенностей, который очень трудно описать и невозможно предписать. Однако для большинства авторитетных ораторов характерны определенные черты поведения и стиль отношений со слушателями. Это, прежде всего, простота, совершенное отсутствие какой бы то ни было искусственности, а также:

  • непринужденность, но не развязность;
  • приподнятость, но не взвинченность;
  • уверенность, но не апломб;
  • дружеский, но не панибратский тон;
  • твердость, но не деспотичность,
  • и, наконец, стойкое терпение.

Большое значение для работы с аудиторией имеет так называемый «кредит доверия», который уже в самом начале выступления обеспечивает оратору его успех в работе со слушателями. Есть несколько способов добиться этого.

1- мы делаем первый шаг на пути к формированию отношений доверия, когда создаем у аудитории впечатления о себе, как о человеке знающем и опытном. А это значит – когда предстаем перед ней хорошо подготовленными к выступлению. Аудитория чувствует, когда оратор «скользит по поверхности», и чаще всего слушатели утрачивают доверие к тому оратору, который не подумал достаточно о них или о ситуации, чтобы представить хорошо подготовленное сообщение.

2- благоприятное впечатление производят на аудиторию те ораторы, которые имеют «неисчерпаемый запас вспомогательного и подкрепленного материала», особенно по сравнению с теми, кто дает только минимум голых фактов.

3- считается полезным показать нашу непосредственную причастность к тому, о чем мы говорим. Кроме большего признания со стороны аудитории глубины наших знании, это принесет еще и уважение с их стороны, и их удовлетворение от нашей личной заинтересованности в сообщаемом материале.

4- величина кредита доверия, который мы сможем завоевать, частично зависит от нашего умения перекинуть «мост» между собой и аудиторией. Чем в большей степени слушатели почувствуют наше небезразличие к тем вопросам, которые волнуют и их, тем выше вероятность создать у них положительное представление о нас лично. В то же время, чем более отличающегося от слушателей человеком мы предстанем, тем труднее нам будет расположить их к себе.

5- хотим мы этого, или нет, но слушатели будут выносить оценочные суждения о нас, как о личности. Поэтому, планируя свою речь, хорошо бы спросить себя, что мы можете сделать, чтобы в ходе выступления показать свою честность, трудолюбие, силу характера и др., т.е. черты характера, на которые можно положиться и которые вызывают уважение у большинства слушателей.

6- важно также не демонстрировать при выступлении собственного превосходства над слушателями и чрезмерного самомнения, которые всегда производят на аудиторию отталкивающее впечатление. Оратор должен завоевать авторитет у слушателей – как профессионал – своими знаниями и способностями, а доверие ― как человек – своими нравственными качествами. Все это слушатели умеют понимать и ценить.



Необходимо также овладеть разговорным стилем речи. К пяти компонентам разговорного стиля относят: энтузиазм, экспрессивность речи, беглость, контакт глаз и спонтанность.

Энтузиазм – это воодушевленное отношение к теме сообщения. Если во время выступления не удается достичь воодушевленности естественным образом, необходимо убедить себя, что тема сообщения и общение со слушателями нас действительно волнует. Если мы будем убеждены в том, что можем сообщить аудитории нечто заслуживающее внимания, то почувствуем и продемонстрируем искреннюю воодушевленность и энтузиазм. Хорошо известно, что оратора, который выглядит воодушевленным и говорит с энтузиазмом, будут слушать, а его идеи запомнят лучше.

Важнейшим признаком энтузиазма является экспрессивность речи – голосовые контрасты в высоте звука, громкости, темпе и стиле, которые влияют на то, какой смысл извлекают слушатели из произносимых вами фраз. Полное отсутствие экспрессивности речи ведет к монотонности – звучанию голоса, при котором высота, громкость и темп остаются постоянными, так что слова, идеи или фразы не отличаются заметным образом друг от друга. Хотя немногие люди говорят по-настоящему монотонным голосом, многие значительно ограничивают свои возможности, используя только два-три уровня высоты и сохраняя громкость и темп относительно неизменными. Полная или почти полная монотонность не только убаюкивает аудиторию, но, что более важно, уменьшает вероятность того, что мы будем поняты.

Ораторы, отличающиеся энтузиазмом и экспрессивностью речи, обычно, произносят свою речь в спонтанной манере . Спонтанность придает нашему выступлению естественность, и лекция воспринимается как оживленный разговор, несмотря на то, что была тщательно подготовлена. Как же можно добиться того, чтобы наша продуманная и отрепетированная речь выглядела спонтанной? Существует следующая рекомендации для этого: усвойте идеи речи и не запоминайте слова.

Эффективное произнесение речи отличается беглостью - отсутствием колебаний и таких речевых помех, как звуки или слова типа «э», «так», «понимаете» и «как бы» Беглости можно добиться за счет осознанного восприятия своей речи и тренировки. Важно научиться слышать свои речевые помехи или, попросив кого-нибудь послушать нас, обратить внимание на эти помехи

Зрительный контакт при выступлении предполагает направление взгляда оратора на разные группы людей во всех частях аудитории на протяжении всего выступления. Если мы смотрим на людей, а не в свои записи или в потолок, пол или окно, то каждый слушатель в аудитории будет чувствовать свою причастность к выступлению. Зрительный контакт помогает также достигать более высокую эффективность нашей речи, поскольку:

1) помогает аудитории сосредоточивать свое внимание на речи. Если оратор не смотрит на слушателей во время своего выступления, маловероятно, что они станут следить за ним взглядом. Это нарушение взаимного зрительного контакта часто мешает аудитории сосредоточиться на сообщении оратора;

2) растет доверие аудитории к оратору. Зрительный контакт воспринимается как признак искренности. Ораторов, которые не способны сохранять зрительный контакт со слушателями, почти всегда воспринимают как неуверенных в себе, а нередко как неискренних или нечестных;

3) видим, как аудитория реагирует на нашу речь. Следя за поведением аудитории, мы можем определить, что нам нужно изменить в своем выступлении: что-то добавить к нему или убрать. Становясь более опытными, ораторы могут полнее и лучше использовать информацию, которую они получают о слушателях посредством поддержания с ними зрительного контакта.

При выступлении рекомендуется также обращать особое внимание на жесты. Они, как средство передачи мысли, возникли давно, гораздо раньше слова. Однако до сегодняшнего дня жесты являются одним из важнейших инструментов человеческого общения. Они – язык, понятный всем.

Многие начинающие ораторы задаются вопросами: «Что делать со своими руками?», «Как сделать так, чтобы руки не выдавали волнения?». На эти вопросы не надо искать ответов: на проблему надо посмотреть с другой стороны. Лучше поставить вопрос следующим образом: «Как руки могут мне помочь?» Вот некоторые советы:

· не держите руки в карманах, вряд ли это говорит о хороших манерах; к тому же, держа руки в карманах, мы не сможем научиться пользоваться ими, в то время как с помощью рук можно показать размеры предмета, подчеркнуть важность сказанного, указать на какие-либо предметы;

· около 90% жестов необходимо делать выше пояса; жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи;

· локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса; меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета;

· пальцы рук должны занять такое положение, как будто вы держите грейпфрут; неопределенное положение ладоней будет говорить об отсутствии силы и способности вести за собой.

· жестикулировать лучше обеими руками.

Жесты – первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими, хотя злоупотреблять ими – не стоит.

Loading...Loading...