Правление княгини ольги на руси. Из жития святой великой княгини ольги

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890 - 11 июля 969), правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история — мудрой.

Ольга происходила из славного рода Гостомысла (правителя Великого Новгорода ещё до князя Рюрика). Родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в 12 км от Пскова выше по реке Великой, в языческой семье из династии князей Изборских. Имена родителей Ольги не сохранились.

В 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 13 лет, она стала супругой великого князя Киевского Игоря. Согласно преданию, князь Игорь занимался охотой. Однажды, когда он охотился в псковских лесах, то выслеживая зверя, он вышел к берегу реки. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее сначала за юношу. Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это не юноша, а девица. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Красота Ольги уязвила сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Однако целомудренная девица, уразу­мев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пристыдила его мудрым увещанием. Удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы, и не стал её домогаться.

Игорь был единственным сыном новгородского князя Рюрика (+879). Когда отец умер, княжич был ещё очень молод. Перед смертью Рюрик передал правление в Новгороде своему родственнику и воеводе Олегу и назначил его опекуном Игоря. Олег был удачным воином и мудрым правителем. В народе его прозвали Вещим . Он завоевал город Киев и объединил вокруг себя многие славянские племена. Олег любил Игоря как родного сына и вырастил из него настоящего воина. А когда настала пора искать ему невесту, в Киеве устроили смотрины красивых девиц, чтобы среди них найти девушку, достойную княжеского чертога, но ни одна из них

не по­любилась князю. Ибо в сердце его уже давно был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту прекрасную лодочницу, которая перевезла его через реку. Князь Олег с великой честью привез Ольгу в Киев, и Игорь вступил в с нею в брак.

В 903 году стареющий Олег, женив молодого княжича на Ольге, стал усердно приносить жертвы богам, чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег, столько людей и быков заживо спалил, ждал, что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его бывшего коня.

Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. А ну как Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену, третью? Гарем заведёт. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у Него сына-наследника.

И вот на двадцать четвертом году совместной жизни родился у князя Игоря наследник - Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии - для христианского Бога. Понеслись счастливые годочки. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани (он стал первым правителем в истории России, который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили, в урочище, с помощью почетной «размычки». Нагнув два молодых, гибких дуба, привязали за руки и ноги, и отпустили…

Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня жестоко отомстила древлянам, проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет».

Месть княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией. Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой.

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь), где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

Крещение Ольги

Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником.

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» — на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду.

Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич, Креститель Руси, перенес (в 1007 году) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Скорее всего, в княжение Владимира (970-988) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Икона святой равноапостольной княгини Ольги

Память равноапостольной Ольги празднуется православными и католическими и другими западными церквами.

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич. Ольга первой из русских князей официально приняла христианство и была канонизирована Русской православной церковью еще в домонгольский период. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира, который продолжил ее дело. Она не вела завоевательных войн, а направила всю свою энергию на внутреннюю политику, поэтому на долгие времена народ сохранил о ней добрую память: княгиня провела административно-налоговую реформу, которая облегчила положение простых людей и упорядочила жизнь в государстве.

Великая княгиня Ольга

Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА (890-969)

Из цикла «История государства Российского».

О том, когда родилась и какого происхождения была великая княгиня Ольга Александровна, ученые спорят до сих пор. Одни прослеживают ее род от правившего в Болгарии князя Бориса, другие считают ее дочерью . А монах Нестор, автор , утверждает, что киевская княгиня Ольга была простого рода, и говорит о деревеньке под Псковом как о месте ее рождения. Достоверно подтвержденные факты составляют лишь очень краткую биографию княгини Ольги.

По наиболее известной легенде, Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой во время охоты на переправе через реку. Князь принял ее за юношу и попросил перевезти на другой берег. Ольга отличалась не только красотой и чистыми помыслами, но и умом. Она покорила князя настолько, что он через некоторое время вернулся и женился на ней.

Когда князь Игорь покидал Киев, уводя дружину в очередной поход, именно Ольга занималась всеми политическими делами, принимала послов, говорила с наместниками. Основываясь на этом, можно сказать, что правление Ольги, которая при Игоре занималась проблемами внутренней жизни страны, фактически началось еще до гибели мужа.

После убийства князя Игоря в 945 г. древляне отправили к княгине посольство с предложением стать женой их князя Мала. Посольство встретили по приказу Ольги с честью, однако позже гостей сбросили в специально вырытую яму и живьем закопали. Затем Ольга отправила Малу требование прислать самых достойных послов, чтобы прийти с великой честью в земли древлян. На этот раз для гостей истопили жаркую баню, где их и сожгли. Но на этом месть Ольги не была окончена. Послы княгини сообщили древлянам, что княгиня хочет справить на могиле Игоря тризну и просит приготовить мед, а после этого выйдет за Мала. Древляне согласились. Ольга прибыла в их земли с малой дружиной. Древляне во время тризны опьянели от собственного меда и были убиты дружинниками княгини.

Через год древляне были разбиты, а Коростень, их главный город, - сожжен. Взятие хорошо укрепленного Коростеня не обошлось без хитрости. Ольга потребовала с каждого двора дань - трех голубей и трех воробьев. Жители выполнили это желание княгини, а она приказала дружинникам привязать к лапкам птиц легко воспламеняющийся трут и выпустить на волю. Люди, которым удалось бежать из горящего города, были убиты. На уцелевших была наложена тяжкая дань.

Следующим важным решением после усмирения древлян стала замена полюдья на погосты (области). Для каждого погоста княгиня установила урок, размер которого был фиксированным. Налоговая реформа Ольги помогла упорядочить систему сбора податей и укрепить авторитет Киева. Пока сын княгини Ольги и Игоря, Святослав , был ребенком, она пользовалась всей полнотой власти. Но правление Ольги на Руси не закончилось, когда Святослав повзрослел, поскольку князь большую часть времени проводил в военных походах.

Заслуживает внимания и внешняя политика княгини Ольги, которая осуществлялась посредством дипломатии. Княгиня смогла укрепить связи с Византийской империей и Германией. В 957 г. она отправилась в Константинополь. По одной из версий, поездка Ольги в Царьград имела своей целью брак Святослава. Благодаря тесным контактам с греками княгиня прониклась христианской верой и приняла крещение из рук императора Константина 7-го и патриарха Феофилакта. При крещении ей было дано имя Елена. Византийский император не остался равнодушен к красоте и уму русской княгини и предложил ей руку и сердце. Ольга смогла отклонить его предложение, не нанеся обиды. В отличие от матери Святослав остался язычником, хоть и не препятствовал обращению в христианскую веру других. Ольга оказала сильное влияние на сына Святослава -

Тоже только и ждали случая пограбить Русскую землю. Но княгиня Ольга , мать Святослава, оказалась женщиной очень умной, притом твердого и решительного нрава, к счастью, были и между боярами опытные военачальники, преданные ей.

Прежде всего княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам за смерть мужа. Вот что говорят предания об этой мести. Древляне, убив Игоря, порешили уладить дело с Ольгой: выбрали из среды своей двадцать лучших мужей и послали к ней с предложением выйти замуж за князя их Мала. Когда они прибыли в Киев и княгиня Ольга узнала, в чем дело, то сказала им:

– Люба мне ваша речь, мужа своего мне не воскресить. Хочу вам завтра оказать почет перед людьми моими. Идите теперь в ладьи ваши; завтра я пришлю за вами людей, а вы скажите им: не хотим ни верхом ехать, ни пешком идти, несите нас в лодках, вас и понесут.

Когда на другой день утром к древлянам пришли от Ольги люди звать их, они отвечали так, как она научила.

– Нам неволя, князь наш убит, а княгиня наша хочет выходить за вашего князя! – сказали киевляне и понесли древлян в лодке.

Послы же сидели спесиво, гордясь высокою честью. Принесли их на двор и бросили с лодкою в яму, которую раньше вырыли по приказу Ольги. Наклонилась княгиня к яме и спросила:

– Хороша ли вам честь?

– Честь эта нам хуже Игоревой смерти! – отвечали несчастные.

Месть княгини Ольги древлянам. Гравюра Ф. Бруни

Княгиня Ольга приказала засыпать их живых землею. Затем отправила послов к древлянам сказать: «Если вправду вы просите меня, то пришлите за мною самых лучших мужей ваших, чтобы с великою честью я пришла к вам, иначе не пустят меня киевляне».

Прибыли новые послы от древлян. Ольга, по тогдашнему обычаю, приказала приготовить для них баню. Когда они вошли туда, их по приказу княгини заперли и сожгли вместе с баней. Тогда послала она опять сказать древлянам: «Я уже иду к вам, приготовьте побольше меду – хочу сотворить на могиле моего мужа тризну (поминки)».

Древляне исполнили ее требование. Княгиня Ольга с небольшой дружиной пришла к могиле Игоря, плакала по муже своем и приказала своим людям насыпать высокий могильный холм. Затем стали править тризну. Древляне сели пить, отроки (младшие дружинники) Ольгины услуживали им.

– Где же наши послы? – спрашивали древляне у княгини.

– Идут с дружиною мужа моего, – отвечала Ольга.

Когда древляне опьянели, княгиня велела своей дружине рубить их мечами. Много их было изрублено. Ольга поспешила в Киев, стала собирать дружину и на следующий год пошла на Древлянскую землю; при ней был и сын. Древляне думали было сразиться в поле. Когда обе рати сошлись, маленький Святослав первый бросил копье, но слаба была еще его детская рука: копье едва пролетело между ушей коня и упало к ногам его.

– Князь уже начал! – крикнули воеводы. – Дружина, вперед, за князем!

Древляне были разбиты, бежали и укрылись в городах. Княгиня Ольга хотела приступом взять главный из них – Коростень, но тут все усилия были напрасны. Отчаянно оборонялись жители: знали они, что ждет их, если сдадутся. Целое лето простояла киевская рать под городом, а взять его не могла. Где сила не берет, там иной раз умом да сноровкою можно взять. Послала княгиня Ольга сказать коростенцам:

– Чего вы не сдаетесь? Все города уже сдались мне, платят дань и спокойно возделывают нивы свои, а вы, видно, хотите досидеться до голодной смерти?!

Коростенцы отвечали, что они опасаются мести, а дань они готовы дать и медом, и мехами. Княгиня Ольга послала сказать им, что она уже достаточно отомстила и требует от них лишь малой дани: по три голубя и по три воробья с каждого двора. Обрадовались осажденные, что так дешево могут отделаться от беды, и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам своим привязать к ногам птиц куски трута (то есть тряпок, пропитанных серою) и, когда смеркнется, зажечь трут и пустить птиц. Воробьи полетели под крыши в свои гнезда, голуби в свои голубятни. Жилища в то время были все деревянные, крыши соломенные. Скоро Коростень запылал со всех концов, все дома охватил пожар! В ужасе кинулся народ вон из города и попадал прямо в руки врагов своих. Старшин княгиня Ольга взяла в плен, а простых людей – одних велела избить, других отдала в рабство дружинникам своим, а на остальных наложила тяжелую дань.

Многих пленных древлян Ольга принесла в жертву богам и велела похоронить вокруг могилы Игоря; затем справила тризну по мужу, причем в честь покойного князя происходили воинственные игры, как требовали обычаи.

Если Ольга и не была так хитра, а древляне так просты и доверчивы, как говорит предание, то все-таки в народе и в дружине верили, что дело было именно так: хвалили княгиню за то, что она хитро и жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Суровы были в старину нравы наших предков: кровавой мести требовал обычай, и чем ужаснее мститель мстил убийцам за смерть своего родича, тем большей похвалы заслуживал.

Усмирив древлян, княгиня Ольга с сыном и дружиной пошла по их селам и городам и установила, какую дань должны они платить ей. На следующий год обошла она с дружиною и другие свои владения, делила земли на участки, определяла, какие подати и оброки должны были жители платить ей. Умная княгиня, как видно, ясно понимала, сколько зла было от того, что князь и дружина брали дани, сколько вздумается, а народ не знал вперед, сколько он обязан уплатить.

Княгиня Ольга в Константинополе

Самым же важным делом Ольги было то, что она первая из княжеской семьи приняла христианство.

Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии "Святая Русь" С. Кириллова, 1993

Датой крещения княгини Ольги в Константинополе большинство источников считают осень 957 года.

По возвращении в Киев сильно хотела Ольга крестить и своего сына Святослава в христианскую веру.

– Вот познала я истинного Бога и радуюсь, – говорила она сыну, – крестись, познаешь и ты Бога, будет радость и в твоей душе.

– Как я приму один иную веру? – возражал Святослав. – Дружина станет смеяться надо мною!..

– Если ты крестишься, – настаивала Ольга, – все за тобою последуют.

Но Святослав оставался непреклонен. Не лежала душа воителя-князя к крещению, к христианству с его кротостью и милосердием.

Княгиня Ольга была самой первой правительницей, которая приняла христианство. Причем это произошло еще до крещения Руси.

Правила она государством от безвыходности, так как мужа ее, князя Игоря убили, а его наследник, их сын Святослав был еще слишком мал, чтобы управлять. Правила она с 945 по 962 год .

После убийства князя Олега, его место очень хотел занять древлянский князь Мал. В его планах было жениться на княгине Ольге и захватить Киевскую Русь. Он посылал ей кучу подарков и украшений через своих послов.

Ольга была очень умна и хитра. Первых послов Мала, приплывших на лодке, она приказал пронести вместе с лодкой над пропастью, послов бросили в пропасть и они были погребены заживо.

Вторую партию послов Ольга сожгла в бане. Затем она сама поехала к князю древляней, якобы чтобы выйти замуж, в тот день было напоено и умертвлено более 5000 древлян.

Правление княгини Ольги.

Деятельность княгини Ольги.

Ольга была воодушевлена мыслью о том, что ей необходимо отомстить древлянам за смерть своего мужа.

Она собралась в военный поход. Это был 946 год. Осада древлян продолжалась почти все лето. В этом случае Ольга показала силу могучей Руси. После осады она отправила послание о том, что они отступают, но просят жителей дать им с каждого древлянина по голубю и по три воробья. Затем птицам привязали зажженный трут и выпустили. Так был полностью сожжен город Искоростень.

Внутренняя политика и реформы княгини Ольги.

Ольга систематизировала сбор податей с населения. Она организовала специальные места для сбора дани, которые назывались погостами. Княгиня активно занималась градостроительством и облагораживанием территории.

Все земли, которые были во власти княжны были ею поделены на административные единицы. Каждой единице был присвоен свой управляющий – тиун.

Внешняя политика княгини Ольги.

Так как Ольга все таки была женщиной, в походы она ходила нечасто. Она развивала торговлю своим умом и сообразительностью. Ольга была сторонником мирного решения возникших конфликтов. Скандинавы и немцы шли работать наемными работниками в войска русичей.

Великая княгиня Ольга

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине.

Послы везли с собой богатые подарки.

Мал надеялся на малодушие "невесты" и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал.

Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти.

В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели.

Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что "невеста" отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря.

Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников.

Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян.

Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает.

Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов.

Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии.

Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу.

Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.

История России / Княгиня Ольга /

Правление княгини Ольги (кратко)

Правление княгини Ольги – краткая характеристика

Мнения исследователей расходятся, когда дело касается даты, а также места рождения княгини Ольги.

Древние летописи не дают нам точной информации, была ли она из знатного рода или же из простой семьи. Некоторые склоняются к тому, что Ольга была дочерью великого князя Вещего Олега, другие же, утверждают, что род её идёт от болгарского князя Бориса. Автор летописи «Повесть временных лет» прямо говорит, что родина Ольги – это небольшая деревня под Псковом и что она «из рода простого».

По одной из версий князь Игорь Рюрикович увидел Ольгу в лесу, где он охотился на дичь.

Решив переправиться через небольшую реку, князь попросил помощи у проходящей на лодке девушки, которую он принял вначале за юношу. Девушка же оказалась чистой помыслами, красивой и умной.

Позже князь решил взять её в жёны.

Княгиня Ольга после смерти мужа (а также во время правления в Киеве Игоря) от древлян, проявила себя твёрдой и мудрой правительницей Руси. Она занималась политическими вопросами, управлялась с дружинниками, наместниками, жалобщиками, а также принимала послов. Очень часто, когда князь Игорь отправлялся в военные походы, то его обязанности полностью ложились на плечи княгини.

После того как в 945 году Игорь был убит за повторный сбор дани, Ольга жестоко отплатила им за смерть мужа, проявив невиданную хитрость и волю.

Трижды она убивала древлянских послов, после чего собрала войско и пошла на древлян войной. После того как Ольга не смогла взять главный город Коростень (при этом остальные поселения были полностью разрушены), она потребовала от каждого дома по три воробья и три голубя, а затем велела своим воинам прикреплять к лапкам птиц трут, подпаливать его и отпускать птиц.

Горящие птицы летели в свои гнёзда. Так и был взят Коростень.

После усмирения древлян княгиня занялась налоговой реформой. Ею были отменены полюдья и поделены на области земли, для каждой были установлены «уроки» (фиксированная подать). Основной целью реформ было упорядочение системы дани, а также укрепление государственного авторитета.

Также во время княжения Ольги появились первые каменные города, а её внешняя государственная политика осуществлялась не при помощи военных методов, но дипломатией.

Таким образом, были укреплены связи с Византией и Германией.

Княгиня сама решила принять христианство, и хотя её крещение не повлияло на решение Святослава оставить Русь языческой, её дело продолжил Владимир.

Умерла Ольга в 969 году в Киеве, а в 1547 году её канонизировали в святые.

Интересные материалы:

Образование

Политика княгини Ольги. Внешняя и внутренняя политика Ольги

Великая княгиня Ольга Александровна правила в Киевской Руси после кончины своего мужа Игоря Рюриковича и до совершеннолетия сына Святослава. Приняла христианство с именем Елена.

История не сохранила информацию о дате рождения княгини, но в Степенной книге сообщается, что умерла она предположительно в восемьдесят лет. Безупречная и мудрая политика княгини Ольги сделала ее известной исторической личностью практически по всему миру.

Жизненный путь

Достоверной информации о месте ее рождения нет.

Летописцы и современные историки выдвигают разнообразные предположения на этот счет. Максимально приближенным к правде является утверждение Нестора Летописца в «Повести временных лет», что она родом из простой семьи, которая проживала в небольшой деревне Выбуты, расположенной на Псковской земле. Но где бы Ольга ни родилась и к какому бы племени она ни принадлежала, мудрость ее политики и деяний являются неотъемлемой частью славянской истории.

До смерти Игоря практически никакой информации о княгине нет.

Кончина мужа выдвинула ее на первое место в жизни Киевской Руси, потому как Святославу было три года, и в князья он, разумеется, не годился. Она приняла на себя управление государством, находившимся в то время в крайне трудном положении, и на протяжении 19 лет полностью справлялась со всеми проблемами. Внешняя и внутренняя политика Ольги создала единую державу с международным авторитетом.

Месть древлянам

Первой местью княгини стало захоронение древлянских послов заживо. Причиной тому послужило их предложение сосватать ее за своего князя Мала. После этого она живьем сожгла в бане знатных древлян, которые прибыли вслед за первыми.

В третий раз Ольга опоила 5 тысяч их соплеменников на тризне мужа, после чего ее небольшая дружина всех перебила. Завершающим этапом мести стало сожжение города Искоростеня.

В этих деяниях, кроме жестокой мести, присутствует и свой глубокий смысл. Ольга должна была показать как доброжелателям, так и недругам, что она не слабая женщина, а сильный правитель. «Волос долог, а ум короток», — так говорили о женщинах в те времена.

Поэтому она была вынуждена наглядно продемонстрировать свою мудрость и осведомленность в воинских делах, для того чтобы предотвратить возникновение каких-либо заговоров за ее спиной. Вторично княгиня не захотела выходить замуж, она предпочла остаться вдовой.

Таким образом, стало понятно, что внешняя и внутренняя политика Ольги будет мудрой и справедливой. По сути, эта кровавая месть была направлена на упразднение власти династии Мала, подчинение древлян Киеву и подавление знати из соседних княжеств.

Видео по теме

Реформы и внедрение христианства

После мести древлянам княгиня установила четкие правила для сбора дани.

Это способствовало предотвращению вспышек недовольства, в результате одной из которых убили ее мужа. Рядом с большими городами были введены погосты. Именно в этих административно-хозяйственных ячейках власти и собирали дань.

Внешняя и внутренняя политика Ольги всегда была нацелена на централизацию управления государством, а также объединение и укрепление русских земель.

С именем Ольги связывают строительство не только церкви Святого Николая, но и Софийского храма в Киеве.

Внешняя и внутренняя политика Ольги характеризует ее не как беззащитную женщину, а как сильного и разумного правителя, который твердо и уверенно держит в своих руках власть над целой страной. Она мудро обороняла свой народ от недоброжелателей, за что люди ее любили и уважали.

Кроме того, что властительница обладала большим количеством уже названных положительных качеств, она еще была внимательна и щедра к малоимущим людям.

Внутренняя политика

Пока государыня была у власти, в Киевской Руси царил мир и порядок.

Внутренняя политика княгини Ольги была тесно переплетена с устроением духовной и религиозной жизни русского народа.

Одним из самых главных ее достижений было введение организованных пунктов для сбора дани, на которых позже, после принятия правительницей христианства, на местах погостов стали возводить первые церкви и храмы. С тех времен началось развитие каменного строительства. Первыми такими зданиями стали загородный терем и городской дворец, принадлежащие государыне.

Остатки их стен и фундамента были раскопаны археологами только в начале 70-х годов XX века.

Внутренняя политика княгини Ольги неразрывно связана с усилением обороны страны. Города тогда буквально обрастали дубовыми и каменными стенами.

Отношения с соседними княжествами

Особого внимания заслуживает внешняя политика Ольги.

Таблица, приведенная ниже, содержит основные деяния княгини.

Когда правительница наладила положение дел внутри Киевской Руси, она принялась за укрепление международного престижа своей страны. Внешняя политика княгини Ольги была дипломатичной, в отличие от ее мужа.

В начале своего правления она приняла христианство, а ее крестным отцом стал византийский император.

В основном, внешняя политика княгини Ольги была направлена на улучшение отношений с Византией.

И это у нее хорошо получалось. Ради чего часть русской дружины участвовала совместно с византийской армией в боевых действиях, одновременно сохраняя независимость своего государства.

В 968 году Киев подвергся нападению со стороны печенегов. Обороной города руководила сама княгиня, благодаря чему он был избавлен от осады.

Во времена правления Ольги были сформированы условия, создававшие преимущество ведения мирной внешней политики перед военной, если в таковой была необходимость.

Попытки установления взаимоотношений с Германской империей

Со временем дружеские отношения с Византией стали ослабевать, и Ольга решила найти сильного союзника.

Свой выбор она остановила на Германии.

В 959 году княгиня отправила русское посольство к Оттону I с прошением предоставить священников для внедрения христианства на киевских землях, а также с предложением дружбы и мира.

Он откликнулся на призывы Ольги, и в 961 году к ней прибыли несколько священнослужителей во главе с Адальбертом.

Правда, свою деятельность развернуть на киевской территории им так и не удалось, так как в конце своей жизни Ольга уже не имела такого влияния, как раньше.

В 964 году власть перешла к Святославу, который кардинально изменил тактику государственной политики.

Причем, нужно сказать, не в лучшую сторону.

Игорь Тычинин

Великая княгиня Ольга наиболее узнаваемый персонаж начальной истории Руси. Известные факты ее биографии многим хорошо знакомы. Особенно, ритуальная месть за убийство мужа, князя Игоря. Путешествие в Константинополь. Крещение в православие, крестный отец император Константин Багрянородный. Недопонимание с сыном, Святославом, непримиримым язычником. Воспитание внуков: Ярополка, Олега и Владимира. Да и многое другое.
Тем не менее, летописная биография Ольги содержит много тайн и недомолвок.
Начать хотя бы с ее происхождения, возраста при замужестве с Игорем и при рождении Святослава.
Или еще. Почему при осуществлении мести древлянам Ольгой никак не пострадал древлянский князь Мал. Каким образом, его дочь Малуша, будучи вроде бы рабыней, оказалась ближайшей к Ольге прислужницей (ключницей, крупная должность при дворе монархов любого уровня). И родила сыну Ольги Святославу великого сына Владимира. А сын Мала, Добрыня оказался наставником Владимира.
Была ли Ольга легитимной правительницей или опекуншей при своем сыне Святославе? Как получилось, что ее сын Святослав решил перенести столицу Руси из Киева в Болгарию? И почему у него сложились непростые отношения с матерью? Наконец, крестила Ольга своих внуков или нет? И многое, многое другое. Но ограничимся этими вопросами.
По летописям Ольга вышла замуж за Игоря в 903 году. Сын Святослав у Ольги и Игоря родился в 943 году. Игорю в момент свадьбы было от 26 до 38 лет, согласно разным летописям. Соответственно, Святослава он родил в возрасте от 66 до 78 лет.
Сколько лет было Ольге при выходе замуж, мы не знаем. Можно допустить наиболее вероятный разброс от 12 до 15 лет. Тогда Святослава она родила в возрасте от 52 до 55 лет. В принципе это возможно, правда, в наше время. Во времена Ольги и Игоря рожали в гораздо более раннем возрасте. Допустим, до Святослава у Ольги и Игоря рождались только девочки. Но о них точно должно было быть известно. Остается допустить, что на свет появлялись и девочки, и мальчики, но все они умирали в младенчестве, или мы о них почему-то не знаем. И только Святославу, последней попытке родителей, повезло. Тем не менее, все эти выкладки вызывают глубокие сомнения.
Тем более что в деятельности Ольги и Игоря есть еще одна странность. Их опекун, великий князь Олег умер в 915 году (через 12 лет после их свадьбы). Но, придя к власти, Игорь (а вместе с ним и Ольга) никак себя не проявляли лет 25. Что они делали, непонятно. Видимо, накапливали силы для последующего рывка в 40-х годах Х века. Но более логичным выглядело бы то, что и Ольга и Игорь, родились попозже, лет этак на 30. Тогда никаких разночтений сообщения летописей не вызывали бы. Они и вовремя женились, и вовремя бы родили сына, и вовремя бы начали проявлять себя во главе Руси.
Снялась бы и еще одна неясность. Вспыхнувшая любовь императора Константина к 60, а по ряду данных и к 70-летней Ольге во время приема в Константинополе. В этом случае она бы была молодой, цветущей женщиной лет 30.
Ну а теперь несколько слов о месте рождения Ольги. Это город Плесков. Под этим названием известен Псков на северо-западе Руси и Плиска в Болгарии. Второй вариант выглядит экзотично, однако он более вероятен, если обратить внимание на решение Святослава перенести свою столицу в Болгарию. Возможно, не без влияния с детства рассказов матери о своей родине.
Теперь о мести Ольги. Давно замечено, что все те ужасы, которые она обрушила на древлян, не были ничем необычным, не страшным. Это известная языческая процедура, казалось бы давно утерянная. Другое дело, что в период мести она предстает молодой, решительной женщиной, брызжущей энергией.
Другое дело, судьба Мала, князя древлян. Чаще всего считают, что после гонений Ольги он превратился в Малко Любечанина. Весьма странного, уединенного, но в покое живущего человека. Не надо забывать о том, что Мал сватался к Ольге после убийства его подданными ее мужа. Может быть, это сыграло свою роль, но вряд ли. Сватовство также вытекало из типичного языческого ритуала.
Больше того, похоже, Ольга отказала не только Малу. Из одного известного устного предания следует, что Ольга многих князей женихов перевела, «которого загубит … горазд хитра была».
Но перед Ольгой стояла чрезвычайно важная проблема. Пока ее муж был не похоронен должным образом, сын ее, не важно, ребенок ли, или взрослый был лишен отцовского покровительства. Наоборот, Мал, убив князя соседнего племени, приобретал сакральную силу, а также и его женщин, и его детей. Но Ольга, частично следуя общим правилам, пошла наперекор им. Или все-таки не пошла. И летописи преподносят нам красивую, а порой и кровавую, ужасную сказку. Есть ли основания для такого вывода? Возможно есть. Но вряд ли среди них есть следующее основание. Смотрите. От кого конкретно после всех перипетий начального периода истории Руси пошел род русских великих князей? Правильно, от Владимира Святого. А кем был Владимир Святой по отношению к нашим героям Игорю и Ольге и, внимание, к Малу? Да, внуком он был, вот кем. Внуком по отношению ко всем троим. Напомним, к Игорю — внуком по отцовской линии, к Малу – внуком по женской линии через дочь Мала Малушу, мать Владимира.
И говорить это может о многом. Вариантов развития событий много. Например, такой. Ольга все-таки стала, или почти стала, номинально женой Мала в соответствии с языческими традициями, поэтому Мал и сохранил жизнь. Но супружество это было Ольге поперек горла, чтобы уйти от следования языческим законам, она крестится, принимает христианство. Становится свободной женщиной. Но какой ценой. Вокруг ведь одни язычники, могут ведь, и учинить расправу. А ценой венчания, почему нет, сына Святослава с дочерью Мала Малушей. Так на свет рождается Владимир. При этом и Мал, отказавшись от своих языческих прав, удаляется на почетный покой. Это один из вариантов, можно придумать и другие, но не будем этого делать.
Ну а что же тогда представляли знаменитые три мести Ольги. Все они, конечно, были. Только Ольга тут не очень причем. Разве, что следила, чтобы правильно все было сделано, чтобы прежде, чем заранее подготовленных «смертников» поместили в яму, не забыли поместить дубовых углей. И чтобы перед тем, как жечь в бане других выбранных для этой цели людей (в летописи «послов») их не забыли напоить медом. И, наконец, чтобы число кончающих самоубийством дружинников умершего вождя при насыпании кургана было не меньше 5000. Учет и контроль, только и всего.
Следующий вопрос, была ли Ольга самостоятельной правительницей, или руководила страной от имени сына. По летописям она однозначно была регентшей при сыне, на деле вопрос спорный.
В первую очередь, о ее гораздо большей роли говорит иерархия правящего слоя Руси, описанная Константином Багрянородным. В своем произведении «О церемониях» он описывает прием русской архонтиссы с приближенными в своем дворце и ценность подарков гостям на приеме. В определенной степени это отражает иерархию русского двора. Так вот после Ольги в этой иерархии поставлен ее племянник. А люди Святослава таятся аж на 11 месте, получая скудное вознаграждение.
В списке есть и 6 архонтисс, которые по табели о рангах находятся выше Святослава. Высказывалось мнение, что это жены из гарема Игоря. Подбрасываю версию, что это могли быть дочери Игоря и Ольги. И она взяла их с собой в Константинополь в надежде подыскать жениха. Почему нет.
Тут важен и такой любопытный момент. При жизни Игоря, в его договоре с Византией, Святослав поставлен на второе место, до Ольги. А через несколько лет после смерти Игоря Святослав в табели занимает уже 11-е место, точнее, его люди (послы), но это дела существенно не меняет.
И говорит это, как минимум, о том, что Ольга не была регентшей при Святославе. Она совершенно самостоятельная, легитимная великая княгиня. А Святослав пока вообще отодвинут от власти.
Теперь несколько слов о крещении Ольги. В ПВЛ оно описано удивительным образом. Ясно, что далеким от жизни.
Из сообщения ПВЛ следует, что император Константин Багрянородный влюбился в Ольгу во время ее визита вежливости в Константинополь. Стал звать замуж, и это при живой жене, христианнейший государь. Ольга стала отговариваться тем, что она язычница. Тут же ее крестят, император посаженный отец.
После чего приставания продолжаются, но теперь у Ольги есть железобетонный аргумент их отвергнуть. Брак между крестным и крестницей по канонам христианства запрещен. Император раздосадован, Ольга его перехитрила. А мы понимаем, что весь этот рассказ народная выдумка летописца, что чести ему не прибавляет. Но в любой выдумке всегда есть хоть горсточка правды, иначе ее бы вообще не возникло.
Нам кажется, что такие горсточки имеются. Ольга крестилась не только из любви к христианству, у нее были и какие-то политические цели.
Одной из целей могло стать стремление избежать брака с императором. Но с каким? Явно не с Константином. Тогда с кем? Нам кажется, что с князем, а возможно и каганом, т.е. императором Малом, женой которого она должна была стать по языческим законам.
При этом, судя по всему, крещение прошло не гладко. Известно, что Ольга вернулась в Киев раздосадованной. Отсюда эти недомолвки с Константином в народной легенде. Что-то в крещении Ольги императору не понравилось. Может быть, ее стремление задвинуть сына подальше и не крестить его.
И еще. Из этого отрывка, каким бы фантастическим он не был, явно следует, что Ольга после гибели Игоря была молодой, красивой женщиной. И все эти сказки об ее 40-летнем браке с Игорем и о рождении Святослава в бабушкином возрасте надо решительно отбросить.
Теперь об отношениях Ольги и Святослава. Почему они были плохими? Считается потому, что Ольга стала христианкой, а Святослав креститься не пожелал и остался язычником. Но в этом ли все дело? Мы видим, что Ольга, развязавшись с Малом, который претендовал на престол, еще и решительно отодвинула от него сына. И не факт, чтобы она не сделала этого, если бы он крестился. Вряд ли это сильно понравилось молодому и энергичному князю.
Кстати, если летопись права и Ольге действительно было много лет во время рождения Святослава, то он мог быть и не ее сыном, а сыном одной из других жен Игоря. Это сразу бы многое объяснило. Но это уже чересчур, так редактировать ПВЛ мы не собираемся.
Одно ясно, что характеры у Ольги и Святослава были мощные. И чтобы искры от столкновения их не спалили всю Русь, Святослав Русь покинул. И в Киев не возвращался, разве что приехал при последних днях матери. И то, это не факт. Если внимательно присмотреться к русской истории этого периода. Святослав вообще не был Киевским князем. Он был русским князем вне Киевской Руси, которую он оставил матери, а сам решил создать какую-то новую Русь. Русь, которой бы мать не касалась, причем столицу ее образовать на родине матери, в Болгарии, может быть, в отместку за свою опалу на родине.
И последнее. Крещение внуков. Очень сомнительно, чтобы бабушка христианка не крестила внуков, имея в стране, напомним, речь идет о Киевской Руси, полную власть.
Другое дело, что Владимир, скорее всего, еще при отце на родине (похоже, Владимир — старший сын Святослава) был отправлен в Новгород, гораздо более языческий, чем Киев.
Скорее всего, он мог остаться некрещеным. Вполне возможно, утверждать тут нельзя ничего, что после смерти Ольги, Ярополк и Олег, боясь отца, вернулись к язычеству. А после его гибели обратно возвратились к вере бабушки.
Таково наше видение ряда тайн, связанных с великой княгиней Ольгой. Постепенно, думается, они будут раскрываться. И если здесь удалось отгадать, хоть малую часть из них, было бы здорово.

Copyright: Игорь Тычинин, 2016
Свидетельство о публикации №216122401723

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Рецензии

Написать рецензию

Первая встреча князя Игоря с Ольгой, Василий Кондратьевич Сазонов

  • Годы жизни: около 878 г. – 945 г.
  • Отец и мать: Рюрик, имя матери неизвестно.
  • Супруга:Ольга.
  • Дети:Святослав Игоревич.

Игорь (≈878 – 945 гг.) – князь Киевской Руси.

В 912 году после смерти отца Игорь принимает власть.

Игорь был первым русским князем, о котором упоминалось в западных источниках.

У Игоря была жена Ольга, которая родила ему сына Святослава.

Древляне, воспользовавшись сменой власти, решили не выплачивать дань. Но Игорь усмирил бунт, и дань была выплачена.

В 913 году Игорь пошел в поход на побережье Каспийского моря.

Но к нему можно было подойти только через территории, принадлежавшие хазарам. Князь Игорь пообещал им половину добычи за то, что они пропустили его войско.

Игорь сдержал свое обещание, но хазары стали претендовать и на другую половину. В результате произошла битва, и князь потерял большую часть своего войска.

Во времена правления Игоря на русские земли впервые напали печенеги.

В 915 году с ними был заключен мирный договор. До 920 года печенеги на русские земли больше не нападали.

В 941 году Игорь совершил поход на Царьград . Византийцы уничтожили большую часть русского флота греческим огнем.

Игорь Рюрикович

В сентябре 941 года после ряда поражений Игорь вернулся в Киевскую Русь.

В 944 году Игорь решил собрать второй поход, чтобы смыть позор из-за своих поражений. Князь собрал войско русичей, славян, варягов и печенегов и пошел на Византию. Император Роман I Лакапин узнал об огромном войске Игоря и послал послов с дарами и предложением заключить мирный договор. Князь принял дары и развернул войско.

В 944 году Киевская Русь и Византия заключили военно-торговый договор.

Игорь больше не воевал, а за данью отправлял дружину боярина Свенельда.

Это вызвало недовольство, т.к. дружина Свенельда богатела, а дружина Игоря нет.

Дружинники Игоря уговаривали его самого отправиться за данью. В результате он согласился и осенью 945 году отправился за данью к древлянам. Игорь обнаружил недостачу и решил собрать дань повторно. Древлян возмутило такое поведение Игоря, и они убили все войско Игоря и его самого.

Вдова Ольга, по преданиям, во время своего правления отомстила за смерть мужа.

Княгиня Ольга правила древнерусским государством с 945 по 960 г. Она первая из древнерусских правителей приняла христианство, когда все ее подданные еще пребывали в язычестве.

  1. Происхождение
  2. Правление и смерь Игоря
  3. Древляне и месть Ольги
  4. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Происхождение

«Повесть временных лет» поведала, что Ольга стала суженой Игоря в возрасте 10-ти лет.

Князь имел несколько жен, но уважал более других Ольгу за ее мудрость. По поводу происхождения Ольги есть несколько исторических версий.

  • Есть легенда, что она была простой варяжской крестьянкой из-под Пскова, понравившейся князю.
  • Некоторые летописи свидетельствуют, что она происходила из легендарного рода Гостомысла и называлась Прекрасна, но Олег Вещий дал девушке свое имя.
  • Некоторые историки считают ее дочкой Олега, отдавшего дочь за князя Игоря.
  • В рукописи XV века сообщается о ее болгарском происхождении – она была привезена Олегом из города Плиски.

Установить точное происхождение Ольги историкам не удалось.

Правление и смерь Игоря

По данным летописи, князь Игорь был не особо деятельным правителем.

Историческую известность он приобрел благодаря своей трагической смерти. Игорь вступил на княжение в 912 году. После ряда набегов на селения древлян, а так же обложением непомерной данью, те решили не платить новому князю, пришлось их покорять. Князю удалось победить древлян и уличей в 914 году.

В 920 году разразилась война с печенегами, но ее итоги неизвестны.

Слава Олега вызывала у князя Игоря желание прославиться тоже, поэтому он два раза ходил походом в Византию.

Как звали жену князя Игоря «Слово о полку Игореве»?

Первый в 941 окончился поражением князя – византийцы были предупреждены о нападении и сожгли суда нападающих прямо в море. Сам князь с остатками дружины и без славы бежал в Киев.

В 944 состоялся другой поход, в состав войска входили многие славянские племена, в качестве наемников выступали печенеги.

Чтобы избежать измен Игорь взял от них заложников и направил свою рать двумя путями – по суше на конях и по морю на ладьях. Византийского императора опять предупредили булхары. Император, узнав о количестве приближающихся войск, отправил послов к Игорю с предложением мира и щедрой дани. Стороны заключили мир и подписали выгодные соглашения о торговле. В этих договорах впервые упоминается словосочетание «русская земля».

Осенью 945 году по настоянию недовольной дружины князь выдвинулся за данью к древлянам.

Дань была получена, но по пути домой князю этого показалось мало. Часть дружины с данью поехала в Киев, а Игорь возвратился к древлянам и выдвинул новые требования. Древляне возмутились и перебили дружину. Они казнили Игоря, привязав к стволам молодых деревьев, которые разорвали его.

Похоронили князя около Искоростеня в высоком кургане.

Древляне и месть Ольги

После казни Игоря древляне отправили к вдове сватов, чтобы она стала супругой древлянского князя.

Ольга закопала сватов живыми вместе с ладьей, на коей гости приплыли. После этого вдова стала пенять древлянам, что прислали незнатных сватов, она попросила приехать лучших. Новых знатных гостей Ольга сожгла, заманив в баню, чтобы они помылись перед визитом к великой княгине. Потом вдова поехала к древлянам справить тризну на могилке мужа. На тризне Ольга напоила гостей крепким вином и велела всех порубить. В летописях говорится о 5.000 погибших древлян, присутствующих на тризне.

В 946 году Ольга отправилась в поход против древлян и одержала верх в бою.

Последним пал Искоростень – древлянская столица. Осада длилась лето, потом княгиня велела осажденным дать ей дань в виде домашних голубей.

Обнадеженные и измученные осадой древляне выполнили странную просьбу, в надежде умилостивить врагов. Ольга велела прикрепить к лапам птиц подожженную паклю и отпустить их.

Голуби полетели домой в Искоростень, и город сгорел. Подлинность этой легенды отвергается многими историками – они называют это красивой легендой. Княгиня установила на завоеванных территориях новую дань и вернулась в Киев.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

На момент гибели Игоря его сыну Святославу было всего три года. После мести убийцам мужа Ольга официально правила до совершеннолетия сына.

Фактическое ее правление продлилось и позже – князь Святослав не любил государственных дел, предпочитая проводить время в многочисленных военных походах. В период правления Ольги на Руси стали строить из камня, до этого использовали древесину. Княгиня уделяла много времени благоустройству Киева, Новгорода, Пскова и других подвластных ей земель.

В 955 году Ольга крестилась именем Елена в Константинополе.

По легенде случилось это так. По прибытии в Константинополь Ольга получила предложение о замужестве от самого императора Константина VII. Умная княгиня мягко отклонила это предложение, сославшись на то, что нельзя христианину венчаться с язычницей. Император был вынужден признать ее правоту, предложив женщине креститься. Ольга согласилась, крестили ее патриарх и сам император.

Потом Ольга повторно отвергла притязания императора, заметив, что негоже крестному отцу на крестнице жениться.

Отдельные историки доказывают, что это легенда. Они утверждают, что Ольга посетила Константинополь, будучи уже истовой христианкой. Крестил же ее намного раньше состоящий всегда при ней священник Григорий. Но большинство историков склоняются к тому, что все же Ольга крестилась осенью 957 в Константинополе.

Как бы ни было, но Ольга склоняла к крещению и сына Святослава, тот наотрез отказался.

При жизни матери креститься другим Святослав не запрещал, но насмехался над этим чужеземным обычаем. Вероятнее всего, князь боялся прослыть зависимым от матери и потерять уважение своей дружины. После смерти матушки Святослав казнил своего единственного младшего брата Глеба за приверженность к христианству.

Похоронена Ольга по христианскому обычаю в 969 году.

Внук Владимир Святославович в 1007 году перенес прах княгини в новую церковь Святой Богородицы (Киев). Великая княгиня Ольга причислена к лику святой равноапостольной, кроме нее в христианстве этого удостоены только 5 женщин. Память об Ольге православная церковь празднует 11 июля, святая почитается как защитница новообращенных христиан и вдов.

Loading...Loading...