Упражнения для развития речи ребенка. Логопедические занятия для детей дома

Человек, говорящий чисто и правильно, уверен в себе, не боится новых знакомств, открыт для окружающих. Нечеткая речь становится причиной комплексов, затрудняет процесс общения. В дошкольном возрасте правильная речь – показатель готовности ребенка к школе. Родителей этот вопрос должен волновать с рождения малыша.

Этапы развития речи

Специалисты выделили стадии развития речи дошкольников:

  • 3-4 года . Малыш называет форму, цвет предмета, величину, дает качественные характеристики. Используются обобщающие слова: овощи, одежда, мебель. Ребенок дает односложные ответы на вопросы взрослых, составляет по картинкам короткие предложения, пересказывает любимые сказки.
  • 4-5 лет. Дети употребляют в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов, для характеристики действий применяются глаголы и существительные. Малыш ориентируется во времени суток, местоположении предметов, описывает настроение людей. Совершенствуются навыки общения через диалог. Ребенок отвечает на вопросы и задает их, пересказывает небольшие рассказы и составляет короткие истории по картинкам.
  • 5-6 лет. В правильной форме употребляются все части речи. Ребенок в верной последовательности пересказывает небольшие литературные произведения, составляет рассказы. Происходит непринужденное общение с взрослыми.
  • 6-7 лет . У детей богатый словарный запас, в речи используются синонимы и антонимы. Вырабатывается культура общения. Ребенок легко составляет рассказы, самостоятельно передает содержание услышанного произведения.

Описанные этапы усреднены. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. И если у малыша есть проблемы с формированием речи, то понадобятся специальные средства развития речи дошкольников.

Игры для развития речи

Для ребенка лучший вариант – развитие речи через игру. И у любящего родителя найдется хотя бы 15 минут в день для коротких занятий с чадом. Специалисты рекомендуют использовать игры, которые формируют словарный запас, развивают логику, помогают овладевать навыками связной речи. Ознакомьтесь с некоторыми из таких игр и включайте их в свою развивающую копилку.

«Угадай, что звучит»

Игра подходит для детей 2-3 летнего возраста. Понадобится ширма, барабан, молоточек и колокольчик. Покажите ребенку музыкальные инструменты, назовите и попросите повторить. Когда малыш запомнит все названия, дайте послушать, как они звучат. Лучше, чтобы ребенок сам постучал молотком, побил по барабану и позвенел колокольчиком. Затем поставьте ширму и за ней поочередно используйте каждый инструмент. Ребенок при этом отгадывает, что именно звучит. Следите, чтобы малыш четко произносил названия.

«Волшебный мешочек»

Игра подойдет для самых маленьких, но будет интересна и детям до 4 лет.

Необходимый материал: любой мешочек, игрушечные звери-детеныши, например, утенок, лягушонок, гусенок, поросенок, тигренок.

Игрушки сложите в мешочек и предложите ребенку вынуть одну и назвать ее громко. Задача — добиться, чтобы ребенок четко и ясно называл всех животных.

«Кто что делает»

Игра для детей с 4 до 6 лет. Она поможет пополнить словарный запас глаголами. Для игры нужны тематические карточки с изображением предметов. Здесь настоящий простор для фантазии. Показывать ребенку можно все, что угодно – вещи и предметы, которые используются в обычной жизни.

Упражнения на развитие речи

Используйте разнообразные методы развития речи дошкольника. Зарекомендовали себя упражнения, которые можно проводить и дома, и на занятиях.

«Беседа по картинке»

Упражнение подойдет для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Пригодится любая сюжетная картинка. Заниматься можно во время чтения книги или собирания пазла. Главное, чтобы у малыша не было ощущения, что идет урок.

Задавайте ребенку разные вопросы, чтобы разговорить его. Используйте фразы: «Как ты думаешь?», «Встречал ли ты что-то подобное?». При затруднениях помогите ребенку составить предложение, покажите наглядно, какой рассказ может получиться по картинке.

«Большой-маленький»

Упражнение для малышей 2,5-5 лет. Используйте книжки с картинками или игрушки. Вместе с ребенком рассмотрите иллюстрации и спросите, что он видит:

— Посмотри, кто это?

— Мальчик и девочка.

— Какой мальчик?

— Маленький.

— Да, мальчик младше девочки, а она его старшая сестра. Девочка высокая, а мальчик ниже ее ростом. Какая у девочки косичка?


Ни для кого ни секрет, что умение красиво говорить , правильно и логично отстаивать свою точку зрения необходимо каждому человеку, ну а уж публично выступающему, вдвойне. Умение убеждать людей-дар от природы или приобретенное умение и как добиться успехов в убеждении собеседника? Вот пожалуй один из самых насущных вопросов на сегодняшний день, который рано или поздно встает перед каждым, кто пришел в инфобизнес , кто пришел в профессию, связанную с необходимостью выступать перед аудиторией. Уверенно говорящий собеседник всегда располагает к себе с ним приятно общаться, хочется быть максимально открытым в такой беседе.
Развивать навыки красивой речи необходимо всегда. Делать это можно как самостоятельно так и посещая тренинги, вебинары по ораторскому мастерству.

Сегодня я хочу поговорить о доступных для каждого упражнениях по технике речи. Самое главное для успешного их использования в своей практике-это желание и регулярное практическое применение. Результат, поверьте мне, не заставит себя ждать.

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

Уж казалось бы, знаем этот прием со школьной скамьи. А вот применяем ли его? Почему? Да потому, что нам кажется этот прием скучным и неинтересным. Так вот я предлагаю этот комплекс упражнений делать "шутя". Покривляйтесь перед зеркалом, пошутите над собой любимой или любимом во время этого упражнения. И процесс не покажется вам таким скучным! Самый простой комплекс я приведу в данной статье, надеюсь, что Вам он будет полезен.

Повторять каждое упражнение необходимо не меньше десяти раз. Кстати, эта гимнастика способствует расслаблению, что очень важно перед важным выступлением на публике: 1.Поднимите бровки вверх. 2.Сдвиньте бровки к центру. 3.Втяните обе щечки. 4.Надуйте щечки одновременно, а затем по очереди. 5.Понадавливайте на щеки языком. 6.Проводите языком по кругу за закрытыми губами. 7.Пощелкайте языком. 8.Надавливайте языком губы по очереди верхнюю и нижнюю. 9.Покусывайте кончик язычка. 10.Вытяните губки в трубочку и улыбнитесь, но без зубов. 11.Вытяните губки в трубочку, широко улыбнитесь. 12.Широко откройте рот, а затем закройте. 13.Широко откройте рот, закройте сначала наполовину, и только потом полностью.

Но еще раз напомню, заменяя любое упражнение на "кривляние" перед зеркалом вы подарите себе кучу эмоций и будете делать артикуляционную гимнастику с удовольствием.
Упражнение 2.Скороговорки.
Возьмите любую подборку скороговорок , и начните ежедневно произносить их, начиная с медленного темпа и постепенно убыстряя его, так чтобы скороговорки вы произносили не "съедая" звуки и слоги, постепенно скорость их прочтения будет достаточно быстрой, а произношение четки, правильным. Пусть этот процесс так же доставит вам удовольствие. Для этого можете поэкспериментировать с пробкой от шампанского-читайте скороговорки с пробкой, зажатой во рту и без нее.
Ниже привожу подборку скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

3) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

11) Течет речка, печет печка.

12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

Так же вы можете найти различные подборки скороговорок в Группе В Контакте и в Одноклассниках.

Упражнение 3. Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет.
Очень интересное упражнение. Когда я делала его впервые, то мне оно не казалось очень простым. Многие могут описать простой предмет лишь двумя тремя словами, а необходимо процесс описания растянуть на 4-5 минут, при этом не повторяться. Очень интересное упражнение-развивает воображение и логику и ассоциативное мышление.Параллельно вы учитесь избегать мусорные слова, нежелательные повторы, следите за своей речью. Превратите данное упражнение в этакий энерджайзер речи и вы непременно получите заряд энергии.
Упражнение 4.Чтение вслух.
Чтение вслух хорошо отрабатывать на произведениях стихотворной формы. Вы можете использовать стихи любимых вами поэтов. Попробуйте прочитать одно и то же стихотворение по разному: с разными эмоциями, например, или в различном темпе или, делая акцент на какой-либо части речи, и вы увидите как по- разному заиграет текст в вашем исполнении всякий раз.
Упражнение 5.Пересказ.
Для пересказа хорошо использовать басни или притчи или любой жанр прозы, любимый вами.Здесь же поупражняйтесь в выделении ключевых слов. Можете выписать их из текста, они послужат вам замечательным ориентиром-шпаргалкой при пересказе.Возьмите любую статью из журнала, понравившуюся вам и перескажите ее, например, добавляя частицу не к каждому глаголу, который вы произносите в процессе пересказа. Думаю, что вы непременно улыбнетесь.

Конечно, упражнения приведенные мною в данной статье-не догма, и должна вам сказать, что на самом деле много различных упражнений и приемов существует. Но иногда под ногами лежит то , что мы не замечаем, а ведь приемы описанные в данной статье использовать очень несложно и вы можете это делать как дома, так и на работе во время обеденного перерыва, к примеру, или во время приготовления обеда или прогуливаясь с ребенком на детской площадке.Главное, чтобы процесс работы над речью доставлял Вам удовольствие.

С Вами была Елена Клейменова.Всяческих благ.

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит "чувство баланса": говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" и т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка" и т.д.), дом и квартира ("дом", "дверь", "замок", "лестница", "комната" и т.д.), мебель ("стол", "стул", "диван", "кровать" и т.д.), овощи и фрукты ("капуста", "картошка", "морковка", "апельсин", "банан", "яблоко" и т.д.), домашние животные и их детеныши ("корова/теленок", "лошадь/жеребенок", "свинья/поросенок" и т.д.), дикие животные ("волк", "лиса", "заяц" и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка ("идет", "сидит", "стоит", "бежит", "прыгает" и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди ("читает", "пишет", "стирает" и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов ("желтый", "красный", "синий", "зеленый" и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний ("сладкий", "соленый", "холодный", "горячий", "больно", "вкусно" и т.д.), названия некоторых понятий ("большой", "маленький"; "много", "мало" и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, "Покажи нужную картинку!", "Послушай загадку, покажи отгадку!", "Найди предмет по цвету" и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: "На морковку", "Дай пить", "Маша бай-бай", "Даня куп-куп", "Мишка топ-топ", "Где мама?", "Кто там?", "Вот большой дом", "Что это?", "Это красная машинка", "Это большой кубик" и т.д. Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.


Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам" — ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

Елена Янушко специалист по раннему развитию

Обсуждение

Главное - это разговаривать со своим ребенком часто, причем разговаривать правильно (не сюсюкаться и не коверкать слова), а также можно включать обучающие видеозанятия (мы, например, постоянно смотрели видео Логошкола Дома)

Комментировать статью "Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься"

Группа Раннего МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ для детей от 2 х лет. ГБОУ ДО ЦДТ " Строгино " В составе Ансамбль Гусляров Веселый Перезвон (Победителя Международных Дополнительная информация и запись на занятия по телефону 8-916-435-26-02 Анастасия Андреевна Кубарева.

В новом году для детей я придумала ещё больше развлечений и образовательных программ, на этих 2 -х часовых занятиях ваш ребенок получит знания в таких направлениях как: математика, развитие речи, окружающий мир, разовьет свои сенсорные навыки...

Если ребенку 3 года,а развитие на 1,5 лет как с ним заниматься? Скачала с интернета развитие ребенка на наш возраст и на по-младше и сравнивала,что умеет делать,а что нет. Ну и найдите дефектолога для сопровождения ваших занятиЙ и консультаций.

Обсуждение

Сама была так же озабочена. Скачала с интернета развитие ребенка на наш возраст и на по-младше и сравнивала,что умеет делать,а что нет. Допустим: ребенок к 4годам умеет: Назвать свое имя,фамилию,возраст,город где живет и так.далее. И увидите на какой возраст ребенок развит. Дома сами,с помощью спец. догоните.У нас при возрасте 3,9г. было четко 3года,хотя должно было быть уже больше на 4г.

Дома сами определитесь, что ребенок понимает, к каким развивашкам готов, с чем играет, как. Если в ДР-поспрашивайте у персонала. Нанизывалки, крупные кубики, мячик, а там и сами сообразите, успехов!

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. По ряду причин хотим заниматься дома с участием друзей по площадке, но своих идей хватит недели на две в лучшем случае.

Обсуждение

На две недели?
В вашем возрасте достаточно двух занятий в неделю. По 40 мин. Не более. Во всех развивалках занятия проходят одинаково в течении месяца полтора. Дети не сразу соображают как и что нужно делать. Пока освоят и закрепят навык, уже найдете еще массы занятий.
Можно по очереди ходить в разведку на пробные занятия и делиться опытом в течении месяца.
Мне самой очень не понравилась школа семи гномов. Дети лучше осваивают те же знания на практике чем по картинкам. К примеру: можно бесконечно показывать на картинках яблоки, груши, огурцы, но попробовать и потрогать гораздо информативнее.
В этом плане методика Монтессори интереснее. [ссылка-1] тут можно почитать. Игрушки можно создавать из подручных материалов.

ОТКРЫВАЕМ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ от 1 года до 5 лет. адрес Москва, ул.Новосибирская, д.11 вопросы и запись по телефону Цвет, форма, размер,окружающий мир, развитие речи, развитие математических представлений.... 2. Для деток 2 - 3 лет ритмопластика.

Детские центры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева Оплата за месяц за 16 занятий по 30 минут 2200 рублей. Занятия проходят в отрезке с У нас проводятся занятия " Вместе с мамой " для детей от 1 года до 3 лет по методике...

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.

Развитие речи детей раннего возраста.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель : развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель : развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы -

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали - и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки - тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

5. Игры - подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра - «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда - «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху - «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно - «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

О-о-о (разболелся зуб,удивление).

У-у-у (гудит поезд).

И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

6. Пальчиковые игры .

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники - самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира - это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача - сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Я призываю Вас - любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.

Loading...Loading...