Развитие по женскому типу. Эмбриональное развитие человека. Нормальное начало полового развития и определение его задержки

Биологические и социальные факторы, оказывающие влияние на идентификацию пола находятся в такой близкой зависимости, что в них сложно разобраться. Когда у родителей рождается ребенок, в теперешнем времени уже известно наперед какого пола он будет, а если бы мать не знала этого до родов. Какая бы тогда у нее была жажда разузнать пол малыша поскорее. Это происходит потому, что родители по-разному относятся к детям, в зависимости от их половой принадлежности. Таким образом, поведение мамы и папы, дает стимул ребенку узнать о себе больше, идентифицировав себя по полу.

После зачатия, происходит процесс формирования у эмбриона половых признаков. Соединившись, женская и мужская клетки объединяют свои хромосомы, по 23 от сперматозоида и яйцеклетки в новый организм. Получается в сумме 46 хромосом. Женская клетка несет в себе всегда Х-хромосому, а мужской сперматозоид или У, или Х. Таким образом женский код - это XX, а мужской XY - мужской.

Далее в развитии эмбриона занимает место этап становления половых желез. Это происходит на шестой недели беременности. До этого срока определение плода невозможно. Эмбрион мужского пола возникает в случае присутствия мужской хромосомы. Здесь обязательно должен иметь место антиген H-Y антиген, отвечающий за мужской генетический код. Отсутствие этого антигена говорит о том, что пол ребенка будет женский.

Появление половых органов происходит после этапа формирования половых желез с помощью гормонов. Данный этап берет свое начало на 8-9 неделе беременности. Когда количество тестостерона вырабатывается больше, пол определяется как мужской. И в женском, и в мужском организме есть гормоны обоих полов, однако, большее количество определенного гормона говорит о конкретной половой принадлежности.

Процесс внутриутробного развития плода предполагает воздействие на него андрогенов (гормоны, играющие определяющую роль в возникновении вторичных половых признаков как у одного, так и у другого пола, например грубость голоса, «растительность» на лице и всем теле. Как у всех мужчин, усиление секреции пота, удлинение полового члена, становление лица и скелета тела по мужскому типу, увеличение простаты в размерах и количества ее секрета). Если андрогены не произвели достаточного влияния на плод, тогда на свет появится девочка. В первом периоде происходит закладка полового органа. Затем идет создание половой ориентации мозга. Идет этап формирования мужского или женского гипоталамуса.

Закладка наружных органов

На седьмой неделе органы, присущие определенному полу претерпевают изменения под влиянием половых гормонов.
У женского плода стероидные гормоны формируют половые губы, а у мужского - половой член. Половой бугорок преобразуется в пенис у мужчин и в клитор у женщин.
В начале 3-его месяца происходит раскрытие влагалищной щели у девочек и увеличение длины полового члена у мальчиков. 11-12 недели - это период, когда можно точно отличить один пол от другого по половым признакам, у плода с хромосомами ХУ происходит зарастание срединного шва.

Закладка внутренних органов:

  1. Начальные 6 недель беременности эмбрион мужского и женского полов отличить невозможно;
  2. Лишь спустя 8 недель беременности яички эмбриона с половыми признаками мальчика выделяют тестостерон и ингибитор мюллеровых протоков, приводящий к исчезновению самих протоков. В случае отсутствия мужских гормонов мюллеровы протоки (двойной канал с соединенной дистальной частью, которая появляется после окончания второго месяца развития эмбриона внутри матери из желобков, выполняющих разграничительную роль эпителия) начинают преображаться в женские органы. Вольфовы протоки же (структуры у плода, впоследствии развивающиеся в мужские половые органы, находящиеся внутри) прекращают свое существование.
  3. По истечении 9 месяцев беременности в женском плоде мюллеров проток превращается в фаллопиевы трубы, а в мужском плоде - железы переходят в мошонку.

Видео как формируется пол ребенка

Вопрос о том, как зарождаются мальчики и девочки, интересовал человечество давно. Этому давались различные объяснения. Например, Аристотель считал, что главное - как ласкают друг друга мужчина и женщина, кто более страстен во время полового акта. Если более страстен мужчина, то рождается мальчик, если женщина, - то девочка.

Несмотря на бурное развитие биологии в XIX - первой половине XX в., тайна появления на свет ребенка определенного пола была раскрыта лишь во второй половине XX в. генетиками.

Как известно, носителем наследственных свойств является хромосомный аппарат. В каждой клетке человека содержатся 23 пары хромосом: 22 пары так называемых аутосом, одинаковых у мужчин и женщин, и одна пара половых хромосом, которая у них различается. У женщин это две Х-хромосомы (паттерн XX), у мужчин одна Х- и одна Y- хромосомы (паттерн XY), т. е. мужской генетический пол является гетерогаметным, а женский - гомогаметным.

В процессе созревания каждая половая клетка утрачивает половину своего хромосомного набора (остается лишь по одной хромосоме из каждой пары). Зрелая мужская половая клетка - сперматозоид - содержит 22 аутосомы и одну половую хромосому -Хили Y(поэтому есть сперматозоиды двух видов - более крупные, с круг-">п типикон, содержащие Г-хромосому, и менее крупные, с овальной головкой содержащие Х-хромосому). Женская половая клетка - яйцеклетка - содержит 22 аутосомы и одну половую хромосому, все-гдаХ. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом восстанавливается полный набор хромосом: по 22 пары аутосом и пара половых хромосом. Однако пары половых хромосом могут быть разными. Если яйцеклетка оплодотворяется Х-сперматозоидом, то в зародышевой клетке (зиготе) образуется пара из двух Х-хромосом, т. е. женская, и тогда в дальнейшем развитие плода идет по женскому типу. Если же яйцеклетка оплодотворяется У-сперматозоидом, то в зиготе образуется мужская пара половых хромосом и развитие плода идет по мужскому типу.

Вообще-то зародыш изначально запрограммирован на то, чтобы развиваться в особь женского пола, о чем говорил французский биолог Альфред Жост еще до открытия генетикой Х- и 7-хромосом. Однако присутствие 7-хромосомы останавливает развитие еще не дифференцированных половых органов плода и направляет их развитие но мужскому типу.

Гипоталамус, в котором расположены половые центры, не только дифференцируется под влиянием зародышевых гормонов, но и сам является психоэндокринным органом; его пренатальная программа, ориентированная на мужское и женское поведение, определяет характер реакции на половые гормоны пубертатного периода, а эта реакция в свою очередь вызывает соответствующее полодиморфи-ческое поведение.

В период полового созревания выделяется большое количество гормонов, окончательно определяющих биологические различия по полу. За этот период у мальчиков уровень тестостерона увеличивается в 18 раз, а у девочек уровень эстрадиола - в 8 раз. При отсутствии или недостатке в соответствующий критический период зародышевых андрогенов половая дифференциация автоматически, независимо от хромосомного пола, происходит по женскому типу (Л.Л. Либерман, 1966; В.Б. Розен и др., 1991).

Установлено, что вероятность рождения мальчика тем выше, чем моложе родители (С. Stern, 1960). Так, у матерей 18-20 лет отношение родившихся мальчиков к девочкам было 120:100, а у матерей 38-40 лет - 90:100. Имеет значение и то, какая по счету беременность: у первородящих мальчики рождаются чаще; чем выше порядковый номер родов, тем ниже вероятность рождения сына. Кроме того, если к моменту овуляции сперматозоид уже находится в половых путях женщины, больше вероятность рождения девочки, если же он попадает туда после овуляции, возрастает вероятность рождения мальчика (Э. Бауст, 1872). Уже в XIX в. было замечено, что беременность мальчиком продолжается на неделю дольше, чем беременность девочкой.

Различия в быстроте развития мужского и женского организмов видны уже на стадии эмбриона. У девочек развитие скелета идет быстрее. После рождения они на 1-2 недели опережают мальчиков по формированию костного состава. В то же время по длине и весу мальчики при рождении больше девочек на 2-3 % (J. Tanner, 1978).

Д. Басс (D. Buss, 1989), а также Д. Кенрик (D. Kenrick, 1987), придерживающиеся биосоциального, или эволюционного, взгляда, полагают, что такие черты, как мужская доминантность и женская заботливость, могли появиться путем естественного отбора и эволюции. С их точки зрения, мужчин выбирали за черты, связанные с доминантностью и социальным статусом, а женщин - за черты, указывающие на высокие репродуктивные возможности и умение заботиться о потомстве. Предполагается, что такие черты положительно влияют на репродуктивный процесс и, следовательно, начинают чаще встречаться в популяции. Исследования выбора партнера действительно показывают, что женщин сильнее влечет к мужчинам, которые кажутся доминантными, а мужчины тянутся к внешне привлекательным и молодым женщинам, причем эти различия проявляются в различных культурах.

В. А. Геодакян (1965, 1972) видит целесообразность наличия двух полов в их специализации по двум главным альтернативным направлениям эволюционного процесса: консервативному (сохранение свойств вида) и прогрессивному (приобретение видом новых свойств). Мужской пол реализует «прогрессивную» тенденцию, а женский-«консервативную», обеспечивая неизменность потомства от поколения к поколению. Женский под филогенетически более устойчивый (ригидный), но зато онтогенетически более пластичный. Мужской пол - филогенетически менее устойчивый (более пластичный), но онтогенетически ригидный. Мужской пол - это передовой отряд популяции, берущий на себя функцию столкновения с новыми условиями существования. Если они достаточно сложны, то формируются новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству.

Эти представления соответствуют данным российских биологов, обнаруживших более высокую генетическую обусловленность ряда морфологических и физиологических характеристик у лиц мужского пола и большую зависимость этих признаков от средовых влияний у женщин (Б. А. Никитюк, 1974, 1976).

Теория функционализма (взаимодополнительности двух полов) также подчеркивает положительную функцию дифференциации половых ролей. Придерживающиеся этой теории считают, что в современной семье супруги выполняют две различные роли: инструментальную и экспрессивную.

Инструментальная роль мужчины состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром: это работа и обеспечение семьи. Экспрессивная роль женщины проявляется в установлении гармонии и внутреннего эмоционального климата семьи: она связана в первую очередь с заботой о детях и выполнением домашних дел.

Келли. Основы современной сексологии. Изд. Питер

Перевели с английского А. Голубев, К Исупова, С. Комаров, В, Мисник, С. Панков, С. Рысев, Е. Турутина

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 1

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 3

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 4

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 5

Гормоны и развитие плода. Половые железы зародыша, чьи хромосомы запрограммированы на формирование женских признаков, автоматически разовьются в яичники. Однако если гонады запрограммированы на развитие по мужскому типу, для формирования яичек необходим еще один процесс, контролируемый SRY -геном, нормально расположенным в Y -хромосоме. Значительный объем исследовательских данных указывал на существование вещества, названного H - Y -антигеном, которое помогает превращению зародышевых половых желез в яички, и это вещество в конце концов было выделено (Pennisi , 1995).

Когда яички сформированы, они также начинают производить два гормона. Тестостерон обеспечивает преобразование вольфовых протоков во внутренние половые органы мужчины. SRY -ген активирует яички зародыша на выработку антимюллерова гормона, который подавляет превращение мюллеровых протоков в женские половые органы (Haqq et al ., 1994; Hunter , 1995). Тот факт, что для развития эмбриона по мужскому типу необходимо присутствие этих двух гормонов, иногда носит название «принципа Адама». Также предполагалось, что сложные генетические и биохимические взаимодействия, которые должны реализоваться для этого, вполне способны обеспечить несколько большую уязвимость мужского пути развития в отношении изменений и осложнений в окружающей среде. Известно, например, что случаи задержки умственного развития, проблем с обучаемостью, некоторых форм патологии речи и вариантного сексуального поведения чаще встречаются у мужчин, чем у женщин (Reinisch & Sanders , 1992).

Насколько известно на сегодняшний день, развитие женских половых органов и всей их репродуктивной системы не зависит от производства какого-либо гормона, и этот факт получил обозначение «принцип Евы». Если SRY -ген отсутствует, так что мужские гормоны не вырабатываются, зародышевые половые железы становятся яичниками, а мюллеровы протоки превращаются в матку, фаллопиевы трубы и часть влагалища. Без тестостерона, стимулирующего их развитие, вольфовы протоки просто исчезают. Тем не менее обнаружение гена DAX -1 в Х-хромосоме поставило под сомнение предположение, что развитие плода по женскому типу происходит в некотором смысле «по умолчанию» при отсутствии SRY -гена.

С 10-й недели развития плода происходит половая дифференциация на трех различных уровнях - внутренних половых органов, наружных половых органов и головного мозга. Развитие мужского организма в основном происходит под влиянием тестостерона. И яичники, и яички сперва развиваются в брюшной полости; затем яичники перемешаются в область таза, а яички опускаются в мошонку.

Среди многих низших млекопитающих у самцов и самок одного вида наблюдается предсказуемо различающееся поведение. Первоначально предполагалось, что гормоны не оказывают большого влияния на предопределенность различающегося поведения полов. Работа Уильяма Янга (Young , 1961) и другие исследования привели к гипотезе о том, что тестостерон, присутствующий в эмбрионах многих млекопитающих, воздействует на структуры и пути формирования центральной нервной системы, особенно головного мозга, таким образом, что у взрослого животного проявляется поведение, свойственное самцам. Если тестостерон отсутствует, поведение взрослой особи является типичным для самок. Это явление было обнаружено, например, у обезьян и крыс. У многих млекопитающих, по-видимому, имеется критический период в развитии и в половой дифференциации, когда присутствие мужских гормонов оказывает этот «маскулинизируюший» эффект. В то же время происходит параллельный и независимый процесс дефеминизации. Отсутствие вырабатываемых яичками андрогенов приводит к обратным процессам: демаскулинизации и феминизации (Olsen , 1992; Rubinow & Schmidt , 1996).

Отклонения при половой дифференциации

Расстройство

Причина

Типичные проявления

Преобладающая гендерная идентичность

Последствия внутриутробной андрогенизации

Назначение гормональной терапии во время беременности

Особи генетически женского пола (XX ) с увеличенным пенисоподобным клитором. Обычно подвергаются хирургической коррекции и воспитываются как девочки

Последствия воздействия диэтилстилбестрола

Назначение диэтилстилбестрола для предотвращения выкидыша

У мальчиков: меньшая разделенность функций между полушариями головного мозга; снижение пространственных способностей; меньшая уверенность в себе. У девочек; по непроверенным данным, может отмечаться маскулинизирующий эффект

У мальчиков - маскулинная с возможностью развития фемининных черт; у девочек - неопределенная

Врожденная гиперплазия надпочечников

Генетическое нарушение, при котором в организме накапливаются андрогены

Маскулинизация гениталий у особей генетически женского пола (XX ).

Даже после хирургической коррекции и воспитаний какдевочек наблюдается тяга к маскулинным игрушкам и паттернам поведения, а также более развитые пространственные способности

Любая, с тенденцией к наличию некоторых маскулинных черт

Синдром нечувствительности кандрогенам

Клетки тела генетически мужского организма не способны нормально реагировать на тестостерон

Генетически мальчики (XY ), рождаются с женскими гениталиями и обычно воспитываются как девочки. В период полового созревания развиваются груди, но менструации отсутствуют. Как правило, демонстрируют женское поведение

Фемининная

Синдром нехватки дигидротестостерона

Недостаток фермента, необходимого для нормально го развития мужских половых органов

Генетически мальчики (XY ), рождаются с гениталиями, больше похожими на мужские. В период полового созревания развиваются мужские вторичные половые признаки. Впоследствии могут жить как особи мужского пола

Маскулинная

Воздействие синтетических гормонов. Другие свидетельства показали, что воздействие на плод некоторых синтетических гормонов, сходных с половыми, может привести к формированию поведенческих особенностей, которые можно рассматривать как свойственные мужчинам или женщинам. Большие дозы синтетических прогестинов отдельных типов, в прошлом обычно использовавшихся при лечении некоторых медицинских проявлений во время беременности, по-видимому, влияют на плод примерно так же, как и тестостерон. Некоторые особи женского пола, подвергавшиеся пренатальному воздействию этих гормонов, рождались с гениталиями, скорее напоминавшими мужские, например с увеличенными клиторами. Как мужчины, так и женщины, подвергшиеся воздействию сходных с тестостероном гормонов, впоследствии наблюдались и сравнивались с контрольными группами. Были получены свидетельства, что такое воздействие приводит к проявлению большего индивидуализма, независимости, самоуверенности и агрессивности, чем у мужчин и женщин, не сталкивавшихся с синтетическими гормонами до рождения. Рассчитываемые согласно некоторым психологическим шкалам «индексы маскулинности» у таких людей, как правило, оказываются более высокими (Reinisch & Sanders , 1992).

Другой синтетический гормон, сходный с эстрогеном, называется диэтилстилбестрол. В течение ряда лет он широко использовался для предотвращения выкидышей, но были получены свидетельства того, что воздействие этого вещества на плод может приводить к изменениям в развитии мозга. Мужчины, которые подвергались таким пренатальным воздействиям, демонстрировали меньшую разделенность функций между полушариями, так же как и снижение пространственных способностей по сравнению со своими братьями, избежавшими подобного влияния. Оба эти эффекта могут представлять собой феминизацию или демаскулинизацию плода, поскольку мужчинам в целом свойственны большая разделенность функций между полушариями и лучшие пространственные способности, чем женщинам. Мальчики, подвергшиеся влиянию диэтилстилбестрола, в других исследованиях оценивались как менее уверенные и менее агрессивные, чем мальчики контрольной группы (Reinisch & Sanders , 1992), В ряде работ также предполагалось, что воздействие диэтилстилбестрола на женщин может приводить к маскулинизации их черт, хотя остается много неясного в том, что касается влияния этого синтетического гормона на женщин (Hines & Collaer , 1993; LishetaL , 1992).

Врожденнная гиперплазия надпочечников. Иногда врожденную гиперплазию надпочечников называют андрогенитальным синдромом. Она представляет собой генетическое нарушение, которое приводит к накоплению андрогенных гормонов у плода или младенца. Генетические девочки, рожденные с этим нарушением, часто имеют маскулинизированные гениталии и могут подвергаться хирургическому вмешательству, призванному придать их половым органам более «женский» вид. Есть указание, что девочки с этим синдромом, как правило, предпочитают игрушки и виды деятельности, считающиеся более мужскими (Berebaum & Hines , 1992), ведут себя сходно с мальчиками и сами воспринимают себя как «сорванцов» (Slijper et ai ., 1992), а также демонстрируют больше типично мужских черт, чем их сестры (Dittman , Kappes , & Kappes , 1993).

Также есть ряд данных, что способности к визуальной ориентации в пространстве, в норме лучше развитые у мальчиков, повышены у девочек с врожденной адренальной гиперплазией. Высказывалось предположение, что именно это обстоятельство, а не врожденные особенности, вызванные гормональными влияниями, может иметь естественным следствием предпочтение игр с игрушками для мальчиков. Напротив, мальчики, которые сталкивались с пониженным уровнем андрогенов в ходе своего развития, как представляется, проявляют сравнительно ослабленные способности к визуальной ориентации в пространстве.

Исследования, посвященные влиянию подобных нарушений на последующее поведение, иногда приносят противоречивые данные, и для выяснения вопроса еще предстоит проделать значительную работу (Hines & Collaer , 1993; Levy & Heller , 1992; Money , 1994).

Синдром нечувствительности к андрогенам. Как объяснялось ранее в этой главе, секреция гормонов зародышевыми половыми железами необходима для формирования мужских гениталий и возможного подавления женских половых структур. Существует довольно редкое генетическое нарушение, называемое синдромом нечувствительности к андрогенам, при котором клетки развивающегося организма генетических мужчин (XY ) не способны к нормальной реакции на тестостерон, секретируемый яичками плода. В результате вместо мужских органов образуются нормально выглядящие женские гениталии, но внутренние женские органы остаются в недоразвитом состоянии. В период полового созревания формируется женская грудь. Также возможно наличие короткого вагинального канала, но, поскольку матка отсутствует, никогда не происходит менструаций. Эти дети с рождения воспитываются как девочки, так как анатомически они выглядят таковыми, и вполне может случиться, что существование каких-то нарушений диагностируется только в связи с не наступлением менструаций (Money , 1994).

Исследования на некоторых генетических мужчинах, которые были воспитаны как девочки и к которым относились как к женщинам, показали, что такие люди проявляют традиционно женские черты, в том числе предпочитают домоводство карьере и в детстве играют с куклами. Как правило, они сообщают, что хотят иметь сексуального партнера-мужчину и мечтают о создании семьи. Ученые предположили, что в случае синдрома нечувствительности к андрогенам неэффективность последних в ходе внутриутробного развития этих генетических мужчин не только приводит к феминизации их гениталий, но и предотвращает любую маскулинизацию их мозга. Это может создавать условия, ведущие к недвусмысленно женскому поведению в последующей жизни (Hines & Collaer , 1993; Money , 1994). Конечно, при этом необходимо отметить, что процессы социализации в ходе воспитания таких детей как девочек также способствуют формированию этих традиционно женских черт. Имеются данные клинического исследования о том, что девочки с таким синдромом с трудом адаптируются к своему бесплодию и что хирургическая процедура, направленная на увеличение размеров влагалища, может приводить к чувству неполноценности. Эффективная психологическая помощь детям с такими нарушениями и их родителям чрезвычайно важна (Slijper etal ., 1994).

Синдром нехватки дигидротестостерона. Есть еще одно нарушение, позволяющее взглянуть на роль гормонов и социализации в формировании гендерной идентичности под новым углом зрения. Это генетическое нарушение, при котором у генетических мужчин отсутствует фермент дигидротестостерон, необходимый для нормального развития у плода мужских наружных половых органов.

Мальчики с синдромом нехватки дигидротестостерона рождаются с неопущенными яичками и с недоразвитым пенисом, который ошибочно может быть принят за клитор, в то время как внутренние половые органы развиты нормально. Иногда имеется частично сформированное влагалище, а мошонка может быть сложена таким образом, что напоминает половые губы. Исследователи обнаружили в Доминиканской республике 18 генетических мужчин, пол которых при рождении был ошибочно определен как женский и которые были воспитаны как девочки (Imperato - McGinleyet al ., 1982). В период полового созревания у этих детей неожиданно стали проявляться мужские вторичные половые признаки, в том числе увеличение мышечной массы, понижение тембра голоса и увеличение пениса. Не произошло увеличения груди или развития каких-либо других женских признаков. Эти девочки-становящиеся-мальчиками подвергались множеству насмешек в своих краях. Шестнадцать из них в конце концов усвоили мужские поведенческие паттерны и, видимо, проявляли сексуальный интерес к женщинам. Эти факты были объяснены на основе следующей гипотезы. Поскольку в период внутриутробного развития зародышевые гонады этих мальчиков, скорее всего, секретировали тестостерон, а нарушение затронуло только формирование наружных половых органов, то это позволило детям легче перейти к мужской гендерной идентичности и мужской гендерной роли.

Другими словами, тестостерон может оказывать какого-либо рода маскулинизирующие влияния в пренатальный период на формирование и свойства мозга. Но некоторые оспаривают этот вывод, предполагая вместо этого, что социальное давление вполне может приводить к выбору мужского поведения, более приемлемого с точки зрения традиционных культур. Был зарегистрирован подобный случай врожденного синдрома нехватки дигидротестостерона у пяти мужчин на Новой Гвинее. Они тоже воспитывались как девочки, пока в период полового созревания у них не стали проявляться мужские признаки, и они начали вести мужской образ жизни. Поскольку они жили в обществе, где доминирующее положение занимали мужчины, идентификация в качестве мужчины, а не женщины, означала повышение социального статуса (Herdt & Davidson , 1988).

Гормоны и поведение

Мы только начинаем приходить к пониманию тех воздействий, которые гормоны оказывают на человеческий мозг в пренатальный период. Нет никакого сомнения в том, что обучение после рождения является ключевым фактором, определяющим многое из того, что называется мужским или женским поведением, а также в том, что мнение относительно уместности того или иного поведения для девочек и мальчиков формируется обществом (Levy & Heller , 1992). Можно допустить существование эффекта умножения, когда биологические и социальные факторы действуют, поочередно взаимно усиливая друг друга по мере того, как человек взрослеет. При рождении наблюдается относительно немного заметных отличий в поведении между полами. Все больше и больше взаимодействуя со своим окружением, дети усваивают определенные роли, а затем при половом созревании гормональные факторы снова вызывают значительные сдвиги в половой дифференциации, еще более увеличивая различая между женщинами и мужчинами. Еще предстоит выяснить, в какой степени воздействия со стороны хромосом и гормонов в пренатальный период способны предопределять склонность младенца к конкретным типам поведения и какое именно поведение врожденно оказывается составной частью маскулинности или фемининности.

Недавно внимание было привлечено к роли гипоталамуса, гипофиза и гонад и к их взаимодействию на различных стадиях развития. Был сделан ряд предположений о том, что различия в нейроэндокринной системе также способны влиять на сексуальную ориентацию и поведение (Hines & Collaer , 1993; Swaab & Gofman , 1995; Ward , 1992). Никакое поведение не является исключительно мужским или исключительно женским, кроме репродуктивного. Хотя все типы поведения встречаются в некоторой пропорции у всех людей, порог для проявления конкретного типа поведения может быть ниже либо у мужчин, либо у женщин. Это может означать, что комбинация дородовых гормональных воздействий и послеродовых факторов может приводить к более частому проявлению того или иного поведения у одного из полов. Согласно такой гипотезе, порог для проявления агрессии, например, может быть ниже для мужчин, чем для женщин. Однако одновременно звучат утверждения, что биологические теории, касающиеся различий в поведении между мужчинами и женщинами, опираются на результаты исследований, далеких от того, чтобы быть объективными или тщательно проконтролированными.

Заявлялось, что в действительности работы, положенные в основу таких теорий, во многом проникнуты соответствующими системами общественных и политических Ценностей, что приводит к возникновению множества гендерных мифов (Fausto - Sterling , 1992).

Может оказаться, что пренатальные факторы подготавливает условия для последующего формирования гендерной идентичности и гендерной роли.

Факторы младенчества и детства

Определение пола при рождении. За исключением случаев рождения детей с неясно выраженными половыми органами, при рождении младенцев обычно не возникает трудностей с определением их пола. Мимолетного взгляда на гениталии достаточно, чтобы определить, отнести ли новорожденного к мальчикам или девочкам. Как только кто-нибудь объявляет «Мальчик!» или «Девочка!», запускаются социальные механизмы, которые впоследствии будут помогать формированию гендерной идентичности взрослого человека.

Воспитание ребенка в качестве мальчика или девочки. Большинство специалистов полагает, что мальчики и девочки в процессе воспитания подвергаются разному обращению, что получило название дифференцирующей социализации. В каждом обществе от мужчин и женщин ожидается соответствие неким предписанным ролям, и в каждом обществе, как правило, мужчины и женщины обладают довольно согласованными представлениями об этих ожиданиях, нравятся они им или нет (Best & Williams , 1993). Например, сразу же после определения пола розовый и голубой цвета могут быть использованы как отличительный признак, соответствующий названному полу, а о ребенке будут говорить «он» или «она». Также предполагается, что с девочками будут обращаться нежнее и в более опекающем стиле, а с мальчиками - жестче, поощряя их на независимое поведение. Есть свидетельства того, что физические наказания чаще применяются к мальчикам, чем к девочкам.

Тем не менее в обзорах научной литературы по теме дифференцирующей социализации приводятся разные выводы о степени различий в обращении родителей со своими сыновьями и дочерьми. Некоторые аналитические работы указывают на значительные отличия, в других же обнаруживаются лишь минимальные свидетельства несходства в родительских методах по отношению к мальчикам и девочкам (Jacklin & Reynolds , 1993; Lytton & Romney , 1991).

Представление ребенка о своем теле. Подрастая, дети подвергаются дальнейшей социализации и усваивают поведенческие паттерны, которые считаются уместными для их пола. По мере того как ребенок все больше и больше осознает себя, он начинает реагировать на воздействия со стороны окружающих его людей и становится носителем различимой Я-концепции, включающей представление о себе как о мальчике или девочке. Постепенно ребенок все явственнее осознает пол своего тела, наличие у себя мужских или женских половых органов, и определяет их как часть своей сексуальной природы. Все эти факторы ведут к развитию первичной гендерной идентично с т и. На самом деле эта гендерная идентичность устанавливается так рано, что, за немногими исключениями, любая попытка переоценки пола (в случае неправильного его определения при рождении) оказывается психологически очень трудной уже после 18-20 месяцев жизни.

Определения

ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - различия в отношении к мальчикам и к девочкам в процессе их воспитания .

ЭФФЕКТ УМНОЖЕНИЯ - взаимно усиливающее сочетание наследственных и социальных факторов в процессе развития человека .

СИКДРОМ НЕХВАТКИ ДИГИДРОТЕСТОСТЕРОНА - состояние, при котором генетически мужской организм обладает недоразвитыми половыми органами и может быть при рождении определен как девочка. Однако в период полового созревания у таких людей начинают формироваться мужские вторичные половые признаки и, как правило, проявляются мужские поведенческие характеристики .

ВРОЖДЕННАЯ ГИПЕРПЛАЗИЯ НАДПОЧЕЧНИКОВ - генетическое нарушение, которое вызывает маскулинизацию генетических женщин, проявляющуюся также и в поведении .

СИНДРОМ НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К АНДРОГЕНАМ - состояние развивающегося плода, при котором его клетки не реагируют на андрогены, что приводит к развитию женских наружных половых органов у генетических мужчин (XY ). В дальнейшем также наблюдается феминизация поведенческих характеристик .

H - Y -АНТИГЕН - вещество, вырабатываемое в эмбрионе в случае наличия Y - xpo мосомы. Играет важную роль е превращении зародышевых гонад в яички .

АНТИМЮЛЛЕРОВ ГОРМОН - гормон, секретируемый яичками плода и предотвращающий развитие женских половых структур из мюллеровых протоков .

ВНУТРИУТРОБНАЯ АНДРОГЕНИЗАЦИЯ - состояние, при котором прием гормонов, прописанных в период беременности, вызывает маскулинизацию половых органов генетически женского (XX ) плода и, возможно, влияет на последующие поведенческие характеристики, даже если ребенок воспитывается как девочка .

Нарушения полового развития у мальчиков связывают с патологией секреции или действия андрогенов. Клиническая картина зависит от того, в каком возрасте возникла проблема.

Современные средства для самообороны - это внушительный список предметов, разных по принципам действия. Наибольшей популярностью пользуются те, на которые не нужна лицензия или разрешение на покупку и использование. В интернет магазине Tesakov.com , Вы можете купить средства самозащиты без лицензии.

Формирование мужской репродуктивной системы идет непрерывно до окончания подросткового периода. Медики выделяют 3 этапа дифференцировки половых органов. Для каждого из них характерны свои доминирующие влияния и определенный физиологический смысл.

Этапы формирования:

  • внутриутробный;
  • допубертатный;
  • пубертатный.

Внутриутробный период

Внутриутробный период начинается зачатием и заканчивается появлением ребенка на свет. В момент оплодотворения яйцеклетки определяется хромосомный пол ребенка. Полученная генетическая информация остается неизменной и влияет на дальнейший онтогенез. У человека набор XY детерминирует мужской пол. До 5-6 недели женские и мужские эмбрионы развиваются одинаково. Первичные половые клетки имеют возможность дифференцироваться как по одному, так и по другому варианту до 7 недели беременности. До этого периода закладывается два внутренних протока: вольфов (мезонефральный) и мюллеров (парамезонефральный). Первичная гонада до 7 недели - индифферентна (неразличима у мальчиков и девочек). Она состоит из коркового и мозгового слоя.

После 6 недели развития в дифференцировке появляются половые отличия. Их возникновение обусловлено влиянием гена SKY, который расположен на коротком плече хромосомы Y. Этот ген кодирует специфический «мужской мембранный белок» Н-Y-антиген (фактор развития яичка). Антиген влияет на клетки первичной индифферентной гонады, заставляет ее трансформироваться по мужскому типу.

Эмбриогенез яичка:

  • образование половых шнуров из коркового вещества первичной гонады;
  • появление клеток Лейдига и Сертоли;
  • формирование извитых семенных канальцев из половых шнуров;
  • формирование белочной оболочки из коркового вещества.

Клетки Лейдига начинают выделять тестостерон, а Сертоли - антимюллеров фактор.

На 9 неделе внутриутробного развития на половые протоки сказывается влияние хромосомного и гонадного пола. Антимюллеров фактор вызывает атрофию парамезонефрального протока. Без этого влияния из протока образуется матка, фаллопиевы трубы, верхняя треть влагалища. Фактор регрессии оставляет в мужском организме лишь рудименты.

Тестостерон стимулирует развитие вольфовых протоков. К началу 14 недели у плода образуются придатки яичек, семенные пузырьки, семявыносящие и семявыбрасывающие протоки. Первичные половые клетки трансформируются в сперматогонии.

На внутриутробном этапе большое влияние принадлежит дигидротестостерону . Этот гормон образуется из тестостерона с помощью фермента 5а-редуктазы. Дигидротестостерон участвует в формировании наружных органов (половой член, мошонка).

Во внутриутробном периоде происходит опускание яичек в мошонку. К рождению этот процесс завершается у 97% доношенных мальчиков и у 79% недоношенных.

  • пороки направляющей связки;
  • дисгенезия гонад;
  • гипогонадизм во внутриутробном периоде;
  • незрелость бедренно-полового нерва;
  • анатомические преграды на пути движения яичка;
  • ослабление тонуса мышц брюшной стенки;
  • нарушение синтеза и действия тестостерона.

Допубертатный период

Допубертатный период характеризуется относительным функциональным покоем. В первые месяцы после рождения у ребенка в крови могут определяться высокие уровни (за счет поступления материнских). Далее концентрация ФСГ и ЛГ, а также тестостерона падает до предельно низких значений. Допубертатный период называют «ювенильной паузой». Он длится до конца препубертата.

Пубертатный период

В пубертатный этап происходит активация синтеза тестостерона в яичке. Сначала в 7-8 лет у мальчика повышается уровень андрогенов крови за счет надпочечников (адренархе). Затем, в возрасте 9-10 лет, снижается торможение в центрах гипоталамуса, отвечающих за половое развитие. Это увеличивает уровни гонадолиберинов, ЛГ и ФСГ. Эти гормоны влияют на яичко, повышая выработку тестостерона.

Мужские половые стероиды:

  • усиливают рост внутренних и наружных половых органов;
  • влияют на развитие придаточных желез;
  • формируют половые признаки (вторичные, третичные);
  • усиливают линейный рост тела;
  • повышают процент мышечной ткани;
  • влияют на распределение подкожно-жировой клетчатки.

В пубертате начинается созревание зародышевых клеток и формирование зрелых сперматозоидов.

Нормальное начало полового развития и определение его задержки

Пубертат у мальчиков стартует с увеличения . Средний возраст появления этого признака - 11 лет.

Таблица 1 - Средние значения объема яичек в разные возрастные периоды (по Jockenhovel F., 2004).

Темпом полового созревания называют скорость появления признаков пубертата.

Возможные темпы:

  • средний (все признаки формируются за 2-2,5 года);
  • ускоренный (формирование происходит меньше, чем за 2 года);
  • замедленный (формирование занимает 5 и более лет).

Нормальная последовательность признаков полового созревания в пубертате:

  1. увеличение тестикул (10-11 лет);
  2. увеличение полового члена (10-11 лет);
  3. развитие простаты, увеличение размеров гортани (11-12 лет);
  4. значительное увеличение яичек и полового члена (12-14 лет);
  5. оволосение лобка по женскому типу (12-13 лет);
  6. узлообразование в области грудных желез, (13-14 лет);
  7. начало мутации голоса (13-14 лет);
  8. появление волос в подмышках, на лице (14-15 лет);
  9. пигментация кожи мошонки, первая эякуляция (14-15 лет);
  10. созревание сперматозоидов (15-16 лет);
  11. лобковое оволосение по мужскому типу (16-17 лет);
  12. остановка роста костей скелета (после 17 лет).

Стадию пубертата оценивают по Таннеру.

Таблица 2 - Оценка стадии полового развития по Таннеру.

Задержка полового развития у мальчиков

Задержку полового развития определяют, если у мальчика к 14 годам объем яичка меньше 4 мл, нет роста полового члена в длину и увеличения мошонки. В этом случае требуется начать обследование для выявления причины патологии.

Причины

Задержка полового развития может быть из-за:

  • конституциональных особенностей (семейная);
  • нарушений гипоталамо-гипофизарной регуляции ();
  • первичной недостаточности тестикулярной ткани ();
  • тяжелой соматической патологии.

Диагностика

  • сбор анамнеза;
  • оценка наследственности;
  • оценка костного возраста по рентгенограмме;
  • общий осмотр;
  • осмотр наружных половых органов, оценка объема яичек и размеров мошонки;
  • гормональный профиль (ЛГ, ФСГ, тестостерон, пролактин, ТТГ);
  • томография головного мозга, рентген черепа;
  • цитогенетическое исследование.

Лечение

Лечение зависит от причин задержки полового развития.

Семейные формы задержки полового развития могут корректировать с помощью . Для профилактики низкорослости подросткам с этой формой заболевания назначают анаболические стероиды.

При вторичном гипогонадизме в лечении используют гонадотропины и гонадорелин. Эта терапия является профилактикой бесплодия в будущем. Применение гормонов гипоталамо-гипофизарной области стимулирует развитие яичек и .

При первичном гипогонадизме с 14 лет мальчикам назначают заместительную терапию тестостероном.

Преждевременное половое развитие у мальчиков

Преждевременным считают появление признаков полового созревания у мальчиков младше 9 лет. Это состояние может приводить к социальной дезадаптации. Кроме того, преждевременное половое развитие - одна из причин низкорослости.

Причины

Преждевременное половое развитие делят на:

  • истинное (связано с работой гипоталамо-гипофизарной области);
  • ложное (связано с автономной секрецией гормонов надпочечниками или опухолями).

Истинное преждевременное половое развитие является полным (есть признаки маскулинизации и активация сперматогенеза).

Причиной такого состояния может быть:

  • идиопатическим;
  • связанным с заболеваниями ЦНС;
  • связанным с первичным ;
  • возникшим на фоне длительной гиперандрогении (например, при опухолях надпочечников).

Ложное преждевременное половое развитие обычно не сопровождается активацией сперматогенеза (кроме случаев семейного тестостеронового токсикоза).

Причины ложного преждевременного полового развития:

  • врожденная гиперплазия коры надпочечников;
  • , яичек;
  • синдром Кушинга;
  • опухоли, секретирующие ;
  • гиперплазия клеток Лейдига (семейный тестостероновый токсикоз);
  • лечение андрогенами;
  • изолированное преждевременное адренархе.

Диагностика

Обследование при признаках преждевременного полового развития включает:

  • сбор анамнеза;
  • общий осмотр;
  • осмотр половых органов;
  • анализы гормонов (ЛГ, ФСГ, тестостерона, ТТГ, );
  • пробы с гонадолиберином;
  • исследование костного возраста;
  • рентген черепа, томография головного мозга и т. д.

Лечение

Для лечения истинного преждевременного полового созревания используют синтетические аналоги гонадолиберина. Этот препарат подавляет импульсную секрецию ЛГ и ФСГ. Если причиной заболевания является патология ЦНС, то пациенту назначается соответствующее лечение (неврологом, нейрохирургом).

Лечение ложного преждевременного полового созревания зависит от причин, его вызвавших. Если патология связана с изолированным адренархе - проводится только наблюдение. Если обнаружена гормонально активная опухоль - выполняется радикальное лечение (операция, лучевая терапия). В случаях врожденной гиперплазии коры надпочечников, подбирается терапия кортикостероидами.

Врач-эндокринолог Цветкова И. Г.

Добавить комментарий

Loading...Loading...