Свято пантелеимоновский монастырь на афоне. Русский на афоне свято-пантелеимонов монастырь. Период активного развития

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки.

Наиболее известными, сохранившимися и по сей день в ведении Свято-Пантелеимонова монастыря, являются: скит Успения Богородицы «Панагия Ксирургу» (основан в Х веке), скит Старый (или Нагорный) Русик (основан в 1169 г.), скит Крумица (XVI-XVII вв.), скит Новая Фиваида (XIX в.)

Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу)


Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу) - общежительный скит, принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю. Он находится на восточной стороне Святой Горы Афон на расстоянии одного часа пути от Кареи.

По преданию, это – это древнейшая русская православная обитель в мире, основанная еще в 860-е годы дружинниками киевского князя Оскольда, принявшими крещение после неудачного похода на Константинополь.

Однако точные исторические сведения об основателе Ксилургийской обители не сохранились. Одни предполагают, что это были греки, другие - что славяне.

То обстоятельство, что старейшими насельниками Святого Афона были греки, а славянские племена явились туда позднее, в XI веке, по-видимому, говорит в пользу греческого происхождения основателя обители.

Но если принять во внимание другое обстоятельство, а именно: почему именно в этой обители первоначально поселились русские и почему она была уступлена им во владение, то не менее достоверным окажется и второе предположение - о славянском происхождении скита. Не случайна и связь самого названия скита – «Древодел» - с его возможными основателями, поскольку только русские изначально обустраивали свои жилища и храмы из дерева, а греки – из камня.

Посвящен скит Успению Богородицы и в обиходе назывался просто «Богородица». Ксилургу известен в истории Святой Горы знаменитым актом 1143 года - описью его имущества при передаче Протатом новоизбранному игумену Христофору. Переходя из Богородичной обители в новую, более обширную - Пантелеимонову, отцы-ксилургийцы просили афонских старцев оставить за ними и прежнюю обитель ради того, как они говорили, «что в ней мы постриглись и много потрудились и издержались над ее охранением и устроением и что в ней скончались родители и сродники наши». Протат пошел им навстречу, и в 1169 году ксилургийцы получили свой старый монастырь в полную собственность.

В древности скит «Богородица» был подобен маленькому монастырю с единственным Соборным храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Потом, в 1820 году, здесь появился параклис (храм в братском корпусе) во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 году был построен новый двухэтажный братский корпус с большим параклисом во имя Святых Кирилла и Мефодия.

Скит Старый или Нагорный, Русик

Скит Старый, или Нагорный, Русик - вторая по времени основания (после скита Ксилургу) обитель русского иночества на Афоне. Основан в XII веке, когда в 1169 году по просьбе братии русской монашеской общины во главе с игуменом Лаврентием святогорцы уступили ей запустелый Нагорный монастырь с храмом во имя святого Пантелеимона.

В течение нескольких столетий его не забывали своими даяниями сербские цари, молдавские и валахские господари, русские самодержцы - Иван Грозный и династия Романовых.

Старый Русик считается местом, с которым связано основание первого на Святом Афоне Русского монастыря Святого Пантелеимона, который в XVII веке был перемещен к морю, где и находится поныне.

В начале 19 в. начался период упадка Нагорного Русика, который продолжался вплоть до 1868 г. Тогда на его территории были построены храмы Святого великомученика и целителя Пантелеимона и Почаевской иконы Божией Матери. Храмы и основные строения скита были обустроены благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века. Здесь стало проживать около 20 монахов, после смерти которых скит опять опустел.

Исторические события, связанные с Первой Мировой Войной и революцией 1917 г., наложили тяжелый отпечаток на судьбу всего русского монашества на Святом Афоне. Старый Русик опустел и превратился в развалины.

В последнее десятилетие Старый Русик усилиями братии Свято-Пантелеимонова монастыря и жертвователей из России начал немного обновляться, но еще требует неотложной реставрации.

Крумица

Крумица (также можно встретить название «Кромица», «Кромница», «Крумница») - небольшой скит от Свято-Пантелеимонова монастыря. Расположен недалеко от материковой границы Афона, соседствует с монастырем Хиландар.

Один из известных русских скитов, получивший расцвет в 17-19 веках, но пришедший в упадок после 1917 года. Изначально на Крумице существовала только одна малая келия с церковью Рождества Богородицы. При о. Макарии – игумене Свято-Пантелеимонова монастыря (конец 19 в.) – там был построен скит с церковью во имя преподобного Платона Студийского и святой мученицы Татианы. Эта церковь была устроена на деньги тамбовской купчихи Татьяны Васильевны Долговой, в память ее почившего супруга Платона, чем и объясняется столь сложное название храма.

В период расцвета численность братии стала возрастать, и в 1882 году был освящен новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Были построены новые здания, с трапезной и кельями для братии. Количество монахов-тружеников достигало в лучшие дни 100 человек.

Сейчас в Крумице проживает всего несколько монахов. Скит известен далеко за пределами Афона своими виноградниками и огородами, благодаря которым Свято-Пантелеимонов монастырь питает монастырскую братию и многочисленных паломников.

Новая Фиваида

Скит Новая Фиваида принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю и находится на живописных горных склонах над морем рядом с территорией сербского монастыря Хиландар.

Своим появлением скит Новая Фиваида обязан священно-архимандриту Макарию (Сушкиину) – первому русскому игумену Пантелеимонова монастыря, избранному на этот пост в 1875 г. С его именем связан период всестороннего расцвета обители. Именно по его благословению в 1880 году начинает строиться этот огромный по тем временам и прекрасный скит.

Весьма примечательна идея, которая заложена в названии скита. Фиваида - колыбель христианского монашества, местность в Египте (близ Фив, отсюда и название), заселенная иноками на заре христианской эры. Жители Фиваиды обитали не в каком-нибудь могучем монастыре, а в отдельных хижинах, сохраняя тем самым полноту своего ухода из мира, из общества и даже общины. Они селились поодиночке или небольшими братствами близ источников, в пещерах, у заброшенных могил. И не случайно единодушным решением монастырской братии на землях Новой Фиваиды дозволено было селиться тем из русских иноков, которых гнали со своих земель монашествующие греки, желая окончательно вытеснить русское монашество со Святой Горы. Монастырь доставлял нуждающимся все необходимое: муку, масло и т.п.

В 1883 году здесь освятили первую церковь, куда фиваидцы сходились по праздникам и воскресным дням. Посвящение ее тоже было символичным - во имя святых преподобных Отцов Афонских. Стараниями инока Игнатия построены больница и храмы во имя святых великомучеников Пантелеймона и Артемия, а на иждивение живущего в этом ските иеромонаха Антония - двухэтажная кладбищенская церковь: вверху во имя живоначальной Троицы, а внизу в честь святых апостолов Петра и Павла. Последняя церковь освящена летом 1891 года. В воскресные и праздничные дни в храмы Новой Фиваиды стекались насельники, после служб проводилась всеобщая трапеза, для которой отстроили отдельный корпус.

Через какие-то десять лет на неприступном склоне вырос настоящий монашеский город, в нескольких каливах и келиях которого в разные годы подвизалось до 400 насельников. Управлял Новой Фиваидой эконом, назначаемый монастырем. К концу 19 века скит стал поистине славным и знаменитым.

Благолепное и тихое бытие Новой Фиваиды нарушилось, когда на Афоне в 1912 году вспыхнула своя собственная смута. Все началось с книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа», где автор описывал личный молитвенный опыт, обращая особое внимание на мистическое содержание Имени Божия. Идеи автора, впоследствии осужденные духовными властями как еретические, овладели некоторыми святогорцами. Распространение учения о. Илариона, не подозревавшего, впрочем, что он стал его основоположником, началось именно в Новой Фиваиде, где некогда спасался и сам автор книги. Легко представить, что у анахоретов, вообще склонных к мистике, положение о том, что в «молитвенно призываемом Имени Божием присутствует Сам Бог», нашло самый горячий отклик. Даже слишком горячий... Афонцы разделились, а по окончании смуты, когда имяславцы были удалены со Святой Горы, скит стал пустеть.

Новый тяжкий период для всего русского монашества на Святом Афоне связан с началом Первой мировой войны и Октябрьским переворотом 1917 г., когда всякая связь с большевистской Россией была утрачена. В обителях начался голод, монахи стали покидать скиты, в том числе и Новую Фиваиду, стремясь найти прибежище в Свято-Пантелемоновом монастыре. В 1920-е годы, когда курс греческого государства на эллинизацию Афона поставил препоны притоку русского монашества, стал приходить в упадок и сам монастырь. Пантелеймоновцы унесли из Новой Фиваиды все, что сумели, а остальное вверили открытому небу. С тех пор монашеская жизнь в этом скиту угасла.

Сегодня скит вступил в период постепенного возрождения – усилиями Свято-Пантелеимонова монастыря там на постоянной проживают несколько монахов, проводятся работы по воссозданию храмов и строений.

Основан в начале X века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона.
Игумен: архим. Иеремия. Тел. (30-377) 23252.

Пантелеимонов монастырь

Монастырь Святого Пантелеймона или «монастырь русских» или просто «Руссик» («Русский») стоит у небольшого залива за Ксенофонтовым монастырем и на незначительном расстоянии перед Дафной, со стороны Сингитского залива. Посвящен монастырь Святому Пантелеймону (праздник – 27 июля).

Местонахождение монастыря на его нынешнем месте, у моря засвидетельствовано после 1765 года и особенно в первые десятилетия XIX века. Ранее он находился там, где теперь находится Палеомонастиро, т.е. старый монастырь Святого Пантелеймона или монастырь Фессалоникийца, основанный в начале XI века. Тогда на Афон прибыли монахи из России или Далмации, которые обосновались поначалу в Ксилурговом монастыре. Однако численность их постепенно возрастала, и Священный Кинот после соответствующих ходатайств настоятеля Лаврентия и прота уступил им покинутый к тому времени монастырь Фессалоникийца. Впоследствии Ксилургов монастырь был преобразован в существующий до сих пор скит Богородицы.

До ХIII века о Паинтелеймоновом монастыре и его истории нет никаких сведений. Возможно, причиной тому стал большой пожар, во время которого монастырь сгорел дотла вместе со всеми своими документами. Затем, как известно, Андроник II Палеолог подтвердил своим хрисовулом земельные владения и права монастыря, а позднее значительную заботу и материальную помощь оказали монастырю многие сербские правители, подарившие ему в частности несколько подворий и разного рода регалии.

Пантелеимонов монастырь

Однако хотя монастырь и называется Русским, настоятель его в те времена подписывался по-гречески – свидетельство того, что тогда среди монахов здесь было больше греков, чем русских. Эта ситуация продолжалась до 1497 года, после чего здесь численно стали преобладать русские, многие из которых прибыли сюда после освобождения России от татаро-монгольского ига.

В Третьем Уставе Святой горы (1394) монастырь Святого Пантелеймона занимает пятое место в ряду существовавших тогда монастырей. Однако после краткого периода подъема монастырь обеднел настолько, что оказался в долгах и был вынужден отдать в залог церковную утварь и ризы, а также многие свои земельные владения. Такое положение продолжалось до середины XVIII века, когда монастырские врата вообще оказались закрыты. Как сообщает путешественник Г. Барский, во время первого своего посещения монастыря он встретил здесь четырех монахов – двух русских и двух болгар, а во время второго – вообще не встретил никого. Таким образом, в монастыре снова обосновались греки, которые решили оставить старые здания и поселиться у моря в местности, где епископ Иерисский Христофор построил в 1667 году небольшую Воскресенскую церковь. Там они и построили новый монастырь Святого Пантелеймона с помощью правителей придунайских стран, в которых продали также принадлежавшие им владения.

Пантелеимонов монастырь

Строительство нынешнего монастыря, как было сказано выше, относится к концу XVIII века и двум первым десятилетиям XIX века. Основную помощь оказал при этом господарь Молдовлахии Скарлат Каллимах, построивший собор монастыря. Патриарх Каллиник V сделал монастырь общежительным в 1806 году и дал ему название «Подлинный Киновий Каллимахидов».

Однако с началом Национально-освободительной войны 1821 года монастырь снова пришел в упадок, а несколько позднее был впутан в судебные споры о границах с соседним Ксенофонтовым монастырем. Оказавшись после всего этого в поистине жалком состоянии, с 1840 года монастырь снова стал принимать монахов из России, которые очень скоро возросли в числе и стали составлять большинство. Таким образом, как и следовало ожидать, в 1875 году русские монахи впервые в новый период истории монастыря избрали настоятеля из своей среды, и монастырь стал полностью русским. К концу XIX века число монахов Пантелеймонова монастыря превышало 1000, а многие их соотечественники находились в других частях Афона.

Комплекс построек монастыря напоминает небольшой город с множеством многоэтажных построек и высокими куполами церквей. До последнего ужасного пожара (1968) архонтарик находился в одной из сторон монастыря и располагал просторным залом, в котором висело много фотографий царей. После этого архонтарик находится за пределами монастыря в одном из больших строений близ моря, которые использовались ранее для различных нужд, а в настоящее время закрыть.

Собор монастыря

Собор монастыря, как сообщает надпись над входом в литийный притвор, начали строить в 1812 году и завершили в 1821 году. Посвящен собор Святому Пантелеймону и напоминает своим видом прочие афонские соборы. Стены собора сооружены из тесаных прямоугольных камней, а над крышей возвышаются 8 похожих на луковицы куполов с характерными крестами. Такими же куполами располагают и часовни монастыря. Изнутри монастырь расписан в XIX веке фресками, выполненными русскими художниками. Русской работы является и богато декорированный иконостас храма. В соответствии с сигиллом 1875 года песнопения во время службы ведутся на двух языках – греческом и русском, что сохраняется и по сей день.

Напротив входа в собор находится трапезная монастыря – отдельно стоящее посреди двора прямоугольное здание, заложенное в 1890 году и расписанное фресками в 1897 году. Трапезная эта очень большая и просторная: она может обслуживать одновременно около 800 человек.

Над фасадом трапезной возвышается звонница, на которой висит множество русских колоколов разных размеров (один из них необычайно тяжел и огромен), а перед фасадом, слева от входа находится внешне отличающийся от прочих фиал водосвятия.

Пантелеимонов монастырь

Кроме собора, на территории монастыря и за ее пределами находится ряд часовен. На территории монастыря это прежде всего часовня Успения Богородицы в тыльной части собора и Святого Митрофана к западу от библиотеки: в первой из них служба ведется на греческом языке, во второй на русском. В северном крыле монастыря находятся часовни Вознесенская, Святого яСтергия, Святого Димитрия, Архангельская, Святого Герасима, Святых Константина и Елены, русских равноапостольных святых Владимира и Ольги и разделенная на два храма часовня Святого Александра Невского и Покровская с богато украшенным интерьером, множеством отделанных золотом переносных икон и позолоченным иконостасом. На южной стороне из 8 часовен после пожара остались две – Святого Саввы и Святого Николая.

За пределами монастыря сохранились две часовни – Святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (все святые – московские митрополиты) на кладбище и Преображенская в нынешнем архонтарике. У монастыря есть также 5 келий – Святого Евфимия, Святых Бессребреников, Живоносного Источника, Святого Стефана и Святого Георгия. Две последние из них находятся в Карее, причем келья Святого Георгия является представительством.

Кроме того, монастырю Святого Пантелеймона принадлежат также четыре экзартимы – подворье Хромицы или Хромитиссы в начале полуострова, неподалеку от Уранополя (общежительное с немногими русскими монахами), скит Ксилургов или Богородицы (общежительный всего с несколькими болгарскими монахами) в районе Пантократорова монастыря, Новая Фиваида или Гурноскит (покинутый скит на юго-западной стороне Афона) и Палеомонастиро (т.е. Старый Монастырь, в настоящее время закрытый).

Пантелеимонов монастырь

Из сокровищ монастыря следует упомянуть прежде всего много переносных икон, в том числе Богородицы Иерусалимской, Предтечи, Святого Пантелеймона, мозаичную икону Святого Александра Невского и ряд других икон, множество церковной утвари, в основном русской работы, кресты, медальоны, части Животворящего Древа Креста Господня, мощи святых и др. Кроме того, в Покровской часовне хранятся замечательный священный потир и драгоценное печатное Евангелие – подарки великого князя Константина Николаевича, посетившего монастырь в 1845 году.

Очень богата монастырская библиотека , расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. Здесь хранится около 1320 греческих и 600 славянских рукописей, а также много листов пергаментных и бумажных кодексов в конвертах. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются две – Евангелие (№ 2) и 16 Речей Григория Богослова (№ 6). Кроме отдела рукописей в библиотеке есть более 20000 печатных книг на греческом и русском языках, в том числе и очень ценные старые издания.

Пантелеймонов монастырь является общежительным с 1803 года и занимает девятнадцатое место в иерархическом ряду 20 афонских монастырей. Здесь проживает около 30 монахов, из которых только один грек.

Предание.

Вмч. и целитель Пантелеимон

Святой великомученик и целитель Пантелеимон, особо почитаемый в России, пострадал за веру Христову, будучи усечен мечом. Предание гласит, что привязали его для свершения казни к старой маслине. Булатный меч палача, однако, сделался мягким, как воск, и не оставил следов не шее святого. Видя это, воины отказались было совершить указанное им, но святой Пантелеимон велел им исполнять приказ царя. Когда голова юного угодника Божия покатилась по земле, все увидели, что вместо крови из раны истекает молоко. Но это было лишь началом чудес! Молочно-белая жидкость впиталась в землю под старой сухой маслиной, и все, кто находился у места казни, не веря вначале своим глазам, увидели на ней прекрасные спелые оливки. Вскоре стало ясно, что они чудодейственны - съевший маслину получал исцеление от любой болезни прямо на глазах у изумленного народа.

Тогда нечестивый император Максимиан велел срубить маслину и сжечь - и ее, и тело святого. Маслина сгорела, но тело огонь даже не тронул. Вскоре старый корень дал побег, и это было как символ смерти и воскресения…

А сто лет назад некий русский монах взял косточку плода «воскресшей» маслины и посадил в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Маслина выросла, сейчас на ней горит неугасимая лампада в жестяном ящичке, и за ней заботливо ухаживают насельники обители.
Существует предание о том, что, если это дерево начнет иссыхать, то это будет означать приближение эпохи угасания для всей Святой горы.

Вконтакте

Интервью наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрита Алексия (Поликарпова) после посещения Святой Горы Афон.

Отец Алексий, Вы в составе делегации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла побывали в конце мая на Святой Горе Афон. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями от поездки.

Для нас очень важен сам факт того, что Русская Православная Церковь так широко отмечает 1000-летие русского присутствия на Афоне. Конечно, эта дата условная, и, тем не менее, мы знаем, что первое письменное упоминание о русском монашестве на Афоне относится к 1016 году. В одном из датированных этим годом документе, который в настоящее время хранится в библиотеке Великой Лавры, есть подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них и такая: «Герасим - монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов».

Большое впечатление на меня произвело то, как изменился Пантелеимонов монастырь за несколько лет. Последний раз я был на Афоне в 2014-м, работы по благоустройству обители велись уже тогда, но за эти два года было сделано очень много, восстановлено утраченное, и монастырь сегодня выглядит как пасхальное яичко. Старый Русик, Ксилургу - всё засияло новым светом и являет собой похвалу Господу, Пречистой Богородице и великомученику Пантелеимону.

С благодарностью я размышлял о людях, чьей заботой так преобразился наш монастырь на Святой Горе. Большой знаковой поддержкой, на мой взгляд, было участие Российского государства в восстановлении и сохранении духовного и культурного наследия Пантелеимонова монастыря.

27 мая мы встречали на Афоне Святейшего Патриарха Кирилла. От Святых врат к собору великомученика Пантелеимона Патриарх шел по дорожке, украшенной лавровыми листьями. На следующий день к празднованию Собора Преподобных Русских Святогорцев в обитель прибыл Президент России. У Святых врат Владимира Владимировича под праздничный колокольный звон встречал игумен монастыря схиархимандрит Иеремия. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал Президента у входа в соборный храм. Глава государства молился вместе с братией монастыря и многочисленными гостями, а по окончании торжественного богослужения получил в дар от насельников монастыря икону Всех святых русских государей. Известно, что за 1000-летнюю историю нашей страны около 150 ее правителей были причислены к лику святых. Как вы, наверное, знаете, за посильную помощь и личное участие в возрождении Пантелеимонова монастыря Президент Российской Федерации и Святейший Патриарх Кирилл были удостоены орденов I степени святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Для нас, церковных людей, очень важно и значимо видеть духовное устремление нашего Президента, единение государства с Церковью. Владимир Владимирович молился вместе с нами в храме, призывая Божию милость на свой народ.

Слава Богу, что мы православные!

Несомненно. Мы приобщились лишь малой части духовной жизни Афона и в очередной раз почувствовали, насколько это непросто. Взять хотя бы ночные богослужения: это очень тяжело, хотя и можно присесть во время службы в стасидии. Я спросил у одного мужчины, который каждый год бывает на Афоне (он врач, семейный человек, замечательный специалист своего дела), зачем он ездит на Святую Гору? И он ответил мне, что даже когда не всё понятно в богослужении на греческом языке, тянешь четочку на службе, а благодать, которая присутствует здесь, потом питает тебя целый год. Еще он сказал, что без этой духовной поддержки не смог бы противостоять всем искушениям, которые случаются в его жизни. Возможно, и нам, монахам, не всё можно применить у себя из духовного опыта афонитов, но ведь это как в семейной жизни: необязательно перенимать у образцовой семьи всё, что видишь. Подчас это и невозможно. Возьми то, что можешь взять. Что не можешь взять, не бери, укоряй себя, и исполняй, что можешь исполнить. Для нас важно, что есть люди, такие же, как и мы, наши современники, но они живут истинной подвижнической жизнью.

В настоящее время в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживает более ста русских насельников. Почему так важно для нас русское присутствие на Святой Горе Афон?

В Святом граде Иерусалиме есть колокольня, которая называется Русская свеча. Так вот Пантелеимонов монастырь на Афоне - это русская монашеская свеча пред Богом. У наших паломников есть здесь свой уголок, они могут прибыть на Святую Гору, услышать молитву на родном языке, увидеть людей, которые, подобно им, когда-то тоже приехали из России и посвятили свою жизнь Христу. Мы не оспариваем первенства греков, мы заимствовали православную веру у Византии, но для нас важно, что когда-то на Афоне было до 5000 русских насельников. В прошлом веке многие опасались, что русская лампада здесь угаснет - наших соотечественников оставалось на Святой Горе совсем мало. Но этого, слава Богу, не произошло.

Сегодня наша молитва на Афоне вновь окрепла, и мне кажется, это очень много значит для русских людей. Церковь во все времена благоговела перед афонской святыней. И в наши дни мы видим, как церковные, а порой и малоцерковные люди имеют возможность бывать на Святой Горе. Они приезжают подчас буквально на несколько дней, паломничают по монастырям, прикладываются к святыням, питаются этим воздухом, на какие-то часы отрешаются от своих суетных забот, и Божия благодать питает и врачует их.

И внешнее благолепие русского монастыря на Афоне сегодня, как, наверное, никогда прежде, радует глаз человека. Нам приятно, что этот благодатный уголок не забыт людьми, не оставлен Богом. Пресвятая Владычица незримо пребывает здесь.

Когда Святейший Патриарх Кирилл освящал собор великомученика Пантелеимона в Старом Русике, Его Святейшество говорил, что это великолепие не должно быть забыто, что богослужения должны совершаться здесь регулярно, и что мы будем продолжать посылать на Афон людей, чтобы здесь служить Богу, потому что это очень важно для нашей Церкви и нашего народа.

Справка

Свято-Пантелеимонов монастырь - один из двадцати монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение, но в начале XIX был заново отстроен. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии. Расцвет обители приходится на конец XIX - начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего семь престарелых монахов. На настоящий момент в монастыре вместе с послушниками проживает 106 человек братии.

Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим - учитель Святейшего Патриарха Кирилла; вместе они посетили Афон в начале 1970-х годов.

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Крумица.

Среди святынь обители - часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского, частицы мощей святого пророка Иоанна Предтечи, праведного Иосифа Обручника, апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, святителя Иоанна Златоуста.

В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 печатных книг.

В 2011 году тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев инициировал создание Попечительского совета Свято-Пантелеимонова монастыря и предложил основать международный фонд по поддержке обители. В состав Попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви.

Добрый день! Калимера*! Я паломник из России... А... нельзя ли у вас поселиться?
- Калимера. На ночь. Больше нельзя. Подходите после пяти, после службы и трапезы. Вещи можете оставить на стеллажах.
Так не очень-то, прямо скажем, приветливо встретили меня в архондарике нашего русского Свято-Пантилеимонова монастыря. Ни тебе традиционной на Афоне стопочки раки, ни чашечки кофе, ни даже стакана воды...
- У меня вот... письмо от владыки... - я протянул ему рекомендательное письмо на фирменном епархиальном бланке от нашего правящего архиерея с нижайшей просьбой поселить меня, обормота, на пару-тройку деньков в гостинице монастыря, но он даже не взглянул на него.
- Да нам хоть от самого вселенского патриарха Варфоломея! У нас тут свои порядки . Всё. Я ухожу.
Фондаричный, как их кое-где зовут на Афоне, отец Игорь, молодой, лет тридцати с небольшим, худощавый монах, в очках, оттеснил меня за порог приемной, закрыл на ключ дверь и куда-то стремительно сгинул.
«Да! - сказал я себе. - Такие дела...»
И вспомнил: «Ты где? На Афоне! Вот и смиряйся, терпи».
Стеллажи, в точности такие, как раньше стояли в камерах хранения на вокзалах, располагались прямо напротив двери приемной. Я сгрузил на нижнюю полку рюкзак, переметную сумку, приставил рядышком посох и пошел осмотреться, что тут да как...

Гостиница была в пять этажей. Очень большая гостиница, с широкими маршами лестницы, с площадками, холлами... Все это было, разумеется, построено до революции, когда одних паломников и трудников в Свято-Пантелеимонове размещалось до трех тысяч. Сейчас, судя по всему, было задействовано всего лишь два этажа, тот, на котором размещалась приемная, и еще один, выше, третий этаж... Правда, когда я входил по мостку, перекинутому через ров, отделяющий гостиницу от аллеи, на первом этаже, внизу, на самом дне рва, маячили какие-то люди, как я после узнал, грузины-рабочие.

Поднявшись на третий этаж, сразу недалеко от лестничной клетки я обнаружил небольшой «сапожок» с балконом, идущем по всему внешнему периметру стены. Балкон был, правда, на крепком запоре, но за окном и дверьми, ведущими на него, открывалось Эгейское море. Гостиница нависала прямо над кромкой берега, и хорошо было видно, как о прибрежные валуны плещутся пенные волны...

Под шум волны я прилег, как был, на какой-то диван, обитый искусственной кожей, в углу у стены и... в ту же минуту уснул. Бессонное многочасовое стояние всю ночь напролет до утра на престольной праздничной службе в монастыре Ксиропотам, обильная затем трапеза с раки и виноградным вином, пеший восьмикилометровый переход, без единого привала, с полной выкладкой, по узкой горной тропе по-над берегом моря - все это, конечно не могло не дать о себе знать... Я уснул как убитый.

Проснулся - время без пяти пять. До храма святителя Пантелеимона доскакал почти что вприпрыжку. Нашел в полумраке в притворе свободный стасидий и там еще подремал минут сорок. Служба была короткая, по-видимому, малое повечерие. После чего все на ней присутствовавшие, человек пятнадцать монахов, впереди священноначалие: игумен, настоятель монастыря, духовник и все остальные двинулись в трапезную, благо трапезные на Афоне почти все, какие я видел и до и потом, расположены строго напротив кафоликона - главного храма, в десяти-пятнадцати метрах. В Ксиропотаме так там даже на улицу выходить не надо - в трапезную попадаешь через крытую застекленную галерею.
Трапезная Свято-Пантелеимонова монастыря - нечто среднее между царской палатой и еще одним собственно храмом, только без алтаря, рассчитанное не на одну сотню одновременно вкушающих. Вдоль длинной высокой залы идут в два ряда деревянные столы и скамьи. Стены расписаны евангельскими сюжетами, а столпы ростовыми изображениями святых, среди которых был и преподобный Серафим Саровский. Росписи, стало быть, никак не ранее 1903 года... Ныне здесь спокойно, за двумя небольшими столами, один из которых - игуменский - разместились все присутствовавшие на службе, включая монахов, послушников и нескольких паломников , среди коих, кроме меня, был еще один питерский батюшка и двое по линии ОВЦС.
Была какая-то каша, были бобы, серый хлеб, репчатый лук, моченый чеснок, немного вина и, как везде на Афоне, много соленых маслин: ешь - не хочу...
По выходе из трапезной фондаричный отец Игорь, быстро проскользнув мимо меня, не оглядываясь, через плечо бросил:
- Я вас жду.
В приемной он попросил мой диамонтирион.
- Кем работаете?
- Главным редактором журнала.
Фондаричный даже не прореагировал. Зачем тогда спрашивал? Хоть бы спросил, какого... Ничего тут не «катит»: ни рекомендательное письмо , самого родного брата настоятеля Московского подворья монастыря Никона (Смирнова), ни почтенный все-таки возраст, ни «главный»...

Так. Только на одну ночь. Вы меня поняли?
«Так точно», - хотел сказать я, но не стал, так сказать, обострять...
- Пойдемте, я покажу. Третий этаж...
Очень он мне напоминал... вот не пойму только кого, то ли народовольца-революционера, какими я их всегда представлял, то ли нашего заместителя по науке, озабоченного не столько наукой, сколько отчетами и формальной дисциплиной: кто во сколько пришел и ушел и т.д.
Кстати, приехав уже домой, я наткнулся на такие слова афонского старца Паисия (Святогорца): «Самым большим беспорядком в монастыре является мирской порядок с военной дисциплиной, который не только утомляет, особенно современный уставший мир, но и изгоняет святую простоту, расточает духовные и телесные силы на земное, из-за чего человек забывает Бога». И ещё там: «Люди устроителям этой системы представляются чурбанами, и они безжалостно обтёсывают их, и, несмотря на то, что люди от этого страдают, радуются тем квадратам, которые из них делают (в стиле кубистов)».
Да! Как ни крути, ни верти, а все-таки правы были те, кто предупреждал меня в отношении Свято-Пантелеимонова монастыря, а таких было, минимум, трое. Представитель Паломнической службы Виктор сказал мне, что в Пантелеимонове очень неохотно принимают тех, кто едет не по линии их собственной паломнической службы от Подворья. Друзья говорили: «А зачем тебе «Пантелеимон»? Бывалые «афониты» давно уже объезжают его стороной и только в конце поездки на пару часов заскакивают туда, чтобы поклониться мощам» . Не хотелось им верить, но - убедился... Хотя приходилось встречать и другое - такое, кстати, к примеру, свидетельство: (конца, я думаю, 90-х - начала, 2000-х):
«Иеромонаха Исидора русскому богомольцу на Афоне не встретить нельзя. В соответствии с послушанием он - Пантелеимонов гостинник (по-местному - архондаричный), и именно от него зависит, где вам удастся преклонить голову после долгого святогорского пути... Итак, отец Исидор - обычно самый первый пантелеимоновец, вами встречаемый. Обязательное «откуда?» и запись в книге паломников (диамонитирион, то есть вид на жительство, он не спрашивает, как и архондаричные в других монастырях, - афонская этика построена на доверии). Затем - чай. Без спешки, но с лукумом. После вручения образка св. Пантелеимона вас проводят к месту временного пристанища... трудно представить себе более идеального гостинника, чем о. Исидор, встречающий вас как самых дорогих, долгожданных родственников. Длинная борода не может скрыть его радостную улыбку, так же как и очки - его лучезарные глаза. Добавьте к этому всегда доброжелательные, почти восторженные интонации. Но думается и другое - может, в этом суть монашеского делания, в котором после отсечения своего «эго», собственной воли, место начинает «красить человека». Архондаричный должен встречать гостей, как Самого Христа, и он так их встречает».

Впрочем, на все Божья воля (во всем, еще говорят, Божий промысел), и если бы все было идеально, без сучка и задоринки, я бы наверняка расслабился и не пошел в расстроенных чувствах гулять по набережной... А не пошел бы я туда гулять - не вышел бы впотьмах на мельницу Силуана - не встретил бы на обратном пути сиромаха** Варнаву - не попал бы с его помощью, на следующий день, в Старый Русик, к отцу Пахомию... Ну и так далее, вплоть до ночевки в настоящей - древней - монашеской келье при Тихвинском храме... Не пили бы мы поутру чай с 76-летним старцем, выходцем из Почаева, в беседке, увитой лозой с виноградными гроздьями, не вели бы с ним разговоров за Веру, «за жизнь», за Отечество, ну и прочая, прочая, прочая...

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023252
  • Факс - (+30) 2377024153
  • Телефонный центр - (+30) 2377023682
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023201
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310321798
  • Престольный праздник – Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон
  • Дата основания – 11-ый век, монастырь Салоникийцев, 1875 году признание Русского общежительного строя монашества, нынешнее место 1812 год.
  • Иерархическое место – 19/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Дионисиат, Зограф, Свято-Пантелеимонов, Констамонит.
  • Общежительный строй монастыря с – 1803 года, Благословение Патриарха Каллиника Ε′
  • Игумен – Священно Архимандрит Евлогий (2016)
  • Количество монахов – 100 монастырских, 3 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – Скит Успения Пресвятой Богородицы (Богородица), 12 Келий (Новая Фиваида и Крумица), 2 Кафисмы (Старый Росик)

История и современность

Монасты́рь свято́го Пантелеи́мона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик - один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Византийский период

Монастырь Святого Пантелеймона упоминается впервые в документе монастыря Ватопед от 998 года, подписанном его игуменом Леонтием, подписавшимся по прошествии одиннадцати лет в другом документе как Леонтий Салоникийский. «Салоникийский» - это второе расхожее название монастыря, но в письменных источниках встречается также и третий вариант, звучащий как: «Святого Пантелеймона Сфрендзиса Салоникийцев». Возможно, Сфрендзис был основателем монастыря или одним из игуменов.

С течением времени монастырь стал называться «монастырь русских» или «монастырь руссов». В последующие годы монастырь не упоминается в письменных источниках, что свидетельствует, вероятно, о его небольшой значимости в иерархии Афона. В 1262 году встречается подпись игумена обители, которую он поставил латинскими буквами: «Mefodie igoumenos ton Rouson». Вследствие монголо-татарского ига количество русских монахов сильно уменьшилось, и новый поток выходцев из России начался лишь в XV веке.

На протяжении всего XIV века монастырь пытался обрести свой национальный характер. Подписи его представителей встречаются как на греческом языке, так и на славянском. В одном из документов этого времени встречается подпись на греческом: «Симеон … духовник Русского». Тот факт, что духовником русского монастыря являлся монах грек, говорит о том, что большинство монахов этой обители знали греческий язык. Начиная с третьей четверти XV века, монастырь снова оживает и сюда прибывает большое количество монахов из России, укрепляя за обителью статус русского монастыря.

Турецкое владычество

Несмотря на внушительную поддержку, оказываемую правителями России, этот монастырь не избежал участи других обителей в период турецкого владычества и также переживал трудные времена. В 1582 году монастырь закрывается на некоторое время, а в 1661 году, вследствие своей бедности, освобождается от выплаты сборов. В 1693 году обитель закрывается вновь: «Здесь находится монастырь Русских, опустевший, и монастырь и земли его во владении Великой Лавры». В 1725 году здесь проживали два русских и два болгарских монаха, а спустя двадцать лет – лишь несколько греков. Новый расцвет обители приходится на начало XIX века, когда заботу о ней взяла на себя семья правителей Валахии – Калимаки. Земли монастыря за пределами Афона располагались на полуострове Халкидики и в Салониках, но также в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и в Одессе. Перепись 1808 года относит к монастырю Святого Пантелеймона 57 монахов, из которых 27 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь расположился на живописной территории юго-восточной стороны полуострова Афон. Монастырский комплекс состоит из всевозможных многоэтажных сооружений, впечатляющих воображение своим величием. Вплоть до первой мировой войны монастырь был облагодетельствован многочисленными пожертвованиями русского правительства.

Территория монастыря была расширена сначала на север и восток, а затем было запрограммировано дальнейшее расширение, которое не удалось завершить, вследствие утраты поддержки из России. За территорией монастыря находятся и другие внушительные сооружения. В одном из них расположилась сегодня гостиница, которая до пожара 1968 года находилась в старом крыле обители.

Главный храм монастыря посвящен Святому Пантелеймону и был построен незадолго до греческого восстания. Он украшен восемью великолепными куполами. Стены храма расписаны изумительными фресками русской школы. Службы здесь ведутся поочередно на греческом и русском языках.

Трапезная находится в западной стороне монастыря напротив входа в главный храм. Она была построена в 1892 году и настолько просторна, что может вместить до 1000 человек. Над ее входом находится колокольня с пирамидальной крышей, колоколом диаметром 2,71 м и весом 13 тонн, а также двумя меньшими колоколами. Кроме этих трёх колоколов, существуют еще 32 колокола различных размеров. Звон колоколов создает ощущение благостный гармонии. Для самого большого колокола требуются два звонаря. Опытный монах-звонарь может одновременно работать с 16-ю небольшими колоколами.

Перед входом в трапезную находится купель. Также во дворе обители расположилось отдельное здание библиотеки.

К монастырю относятся 35 часовен. Особо стоит отметить часовню Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Александра Невского (1852). Это своего рода второй главный храм, где все службы ведутся на русском языке. Во дворе, западнее библиотеки, расположилась часовня Святого Митрофана, которая использовалась как первый храм русских, которые прибыли в монастырь в 1840 году.

К обители относятся 2 кельи в Карьесе, одна из которых используется как представительство, три других кельи находятся в разных местах Святой Горы. По дороге в Карьес, там, где раньше находился монастырь Салоник, существовала келья Пальомонастро. Монастырь опустел в 1765 году и стал использоваться как келья. Позднее русские монахи построили здесь величественные здания и великолепный храм, которые, к сожалению, опустели. Согласно письменным источникам, старый главный храм был украшен удивительными фресками поздней македонской школы.

Также монастырю принадлежат: Скит Успения Богородицы (Вогородица), поселение Новая Фиваида и Хромитисса.

Сокровище монастыря - библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных святынь, среди которых мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

Путеводитель по монастырю

Главный вход монастыря, недавно украшенный фресками, находится в южном крыле. Главный вход ведёт на крупный двор, окруженный прибрежными крылами зданий, а также отреставрированным архондариком (гостиницей для паломников). Крытый проход ведёт к просторному, вымощенному камнем, двору.

Восточное крыло, старое здание гостиницы, части северо-восточного и юго-восточного крыла были разрушены крупным пожаром в 1968 году. На верхнем этаже северного крыла располагается часовня Покрова и Александра Невского. На нижних 3 этажах расположились кельи монахов. Недавно отреставрированное южное крыло включает в себя часовню Иоанна Предтечи, новую гостиницу, а также кельи монахов.

Главный храм монастыря посвящен святому Пантелеймону. Памятная надпись нартекса говорит о том, что строительство было начато в 1812 году и завершено в 1821 году. В ней же упоминается правитель Молдовлахии Каллимах (1809-1889), ктитор монастыря.

Главный храм монастыря по-своему архитектурному типу следует традициям греческой и русской архитектуры. Храм украшают 8 куполов русского типа. Похожие купола встречаются и на часовнях. Богато украшенный иконостас также происходит из России. Нартекс и главный храм украшены фресками 1855 года, созданными при игумене Герасиме. Многие из них были впоследствии отреставрированы.

Согласно патриаршему указу 1875 года, службы в главном храме обители проводятся поочередно на русском и на греческом языках. Этот храм называют также греческим католиконом (главным храмом), в противоположность часовне Святого Митрофана Воронежского, которую использовали как главный храм русские, начиная с 1858 года.

В монастыре насчитывается 36 часовен. Часовня Успения Богородицы представляет собой отдельно стоящее здание за главным храмом. Службы здесь проводятся на греческом языке. В часовне Святого Митрофана, западнее библиотеки, службы проводятся на русском. В северном крыле расположились 9 часовен, среди которых: Вознесения Господня, Святого Сергия, Святого Дмитрия и Святого Александра Невского, вместительностью до 2000 человек, а также часовня Покрова Пресвятой Богородицы 1888 года с богато украшенным, позолоченным, иконостасом и многими иконами с серебряными позолоченными окладами. Среди примечательных икон стоит отметить и мозаичную икону святого Александра Невского.

В южном крыле расположились 8 часовен, из которых только 3 сохранились после пожара: Святого Саввы, Святого Николая и Иоанна Предтечи. Другие часовни обители находятся за территорией монастыря.

Купель монастыря, находящаяся между главным храмом и трапезной, отличается тем, что не окружена монументальным сооружением с куполом. Эта купель, украшенная барельефами, стала подарком Иоасафовского братства монастырю в конце XIX века.

Трапезная располагается в западной части двора, напротив главного храма. Это отдельно стоящее прямоугольное здание, построенное в 1893 году, рассчитанное на 1000 человек. Над входом в трапезную находится колокольня, построенная в 1893 году. Это высокое, но крепкое здание, способное выдержать вес 32 колоколов, составляющий более 20 тонн. Большой колокол над трапезной имеет диаметр 2.7 м, а его окружность составляет 8.7 м. Колокол посвящен памяти Андрея Дмитриевича Самгина и хранит имя своего создателя, Иоакима Воробьёва. На этом же этаже находятся еще три колокола, каждый из которых весит 3 тонны. На втором этаже расположились менее крупные колокола, связанные с часами колокольни.

Ризница монастыря занимает двухэтажное здание, пристроенное к северной стороне трапезной. Иконы хранятся в отдельном здании севернее главного храма, рядом с часовней Успения Богородицы. Среди других икон здесь хранится также икона Богородицы Иерусалимской.

Богатая библиотека монастыря также занимает отдельно стоящее двухэтажное здание во дворе. Здесь хранятся около 1300 кодексов, из которых 110 написаны на пергаменте. Стоит отметить, что 600 кодексов - на славянском языке. Печатных книг в библиотеке около 30.000.

В монастыре - два кладбищенских храма. Старый храм, Святых Апостолов Петра и Павла, был построен в 1820 году, одновременно с главным храмом обители. Он располагает украшенным фресками куполом и костницей в подвале. Новый храм был построен в 1896 году и представляет собой двухэтажное здание, включающее в себя два храма, костницу и 2 независимых кельи. По своему архитектурному стилю он напоминает русские церкви XIX века. Храм на втором этаже посвящен Святым Архангелам, а на первом - Святому Серафиму Саровскому и Святому Феодосию Черниговскому.

Старый причал монастыря располагался на небольшом расстоянии от обители по направлению к порту Дафни. Он был разрушен ураганом в XIX веке. Новый причал представлял собой временное деревянное сооружение, сохранившееся в таком виде до 1998 года. Затем на этом месте было построено каменное сооружение.

Иконы

Частицы Мощей

Честные Главы Чудотворца Пантелеимона, Евангелиста Луки, Силуана Афонского, Преподобного Мученика Стефана нового, подаренная 1815 году супругой Скарлата Каллимаха (ктитор Пантелеймонова монастыря) Домна Роксандра. Апостолов Петра, Фомы, Варфоломея, Святых Дионисия Ареопагита, Григория Ниского, Тихона Задонского, Варсанофия и Гурия Казанских.

Loading...Loading...