Колобок в художественном стиле речи. Сказка колобок в научном стиле

На уроках русского языка в школе изучаются
стили речи. Чтобы ученикам сразу и навсегда
стало понятно, что это за стили и чем они
отличаются друг от друга, предлагаю
увлекательные материалы для проведения
урока по данной теме.
Итак, сказка о Колобке в разных стилях речи.
Развлекательно и познавательно.
В школе изучается пять основных стилей речи:
разговорный, официально-деловой, научный,
публицистический, художественный.

Публицистический стиль.
Он применяется в общественной жизни,
политике, его задача – воздействовать на массы,
формировать у людей правильное отношение к
общественно-важным делам. Публицистический
стиль имеет призывный, страстный характер
речи, использует слова с приподнятой,
торжественной окраской, эмоциональнооценочные слова, широко использует пословицы
и поговорки.
Итак, Колобок в публицистическом стиле.

Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача –
правильное воспитание подрастающего поколения. Мы
должны использовать все имеющиеся педагогические
методы во благо поставленной цели.
Актуальна сегодня проблема беспризорных детей.
Ведь почему сбежал из дому Колобок? Вероятно, он был
педагогически запущенным ребёнком, ему не хватало
родительского внимания и заботы. Почему его без
присмотра оставили остывать на окне одного? Почему
родители не заняли своего ребёнка развивающими
дидактическими играми, не уделили ему должного
внимания? Где была общественность?

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной
жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю
суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что
стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет
человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.
Может быть, поэтому Колобок сбежал из дому?
Молодому поколению свойственно стремление искать и
находить лучшее, это стремление обогащает человека
духовно. Колобок стремился расширить сферу жизни, того
жизненного простора, в котором жил, но отсутствие
жизненного опыта погубило его.
О чём самом важном для себя и для других думал
Колобок, когда бежал из дома в лес?
Может быть, о том, что надо быть открытым к людям,
терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее.
Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее»,
«заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Педагогическая ошибка в воспитании Колобка заключалась в
том, что никто не помог личности развиться. Задача
педагогики – всестороннее гармоничное развитие личности.
Сейчас введена министром образования Фурсенко новая
задача – подготовить универсального потребителя. Решались
бы проблемы по-новому методу, то и Колобок покатился бы не
за околицу, на природу, в лес в поисках красоты, а пошёл бы в
универсам, где многолюдно и безопасно для его жизни, и
вернулся бы домой в целости и сохранности.
Вседозволенность Колобка привели его к непомерному
хвастовству: он самонадеянно рассказывал всем, как обманул
бабушку, дедушку, зайца, волка, медведя.
Так за что же наказан Колобок? Он наказан за наши
педагогические ошибки!

Но и тут мешает ограниченность нашего бытового
знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым
впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать
то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы
«предчувствие» открывающегося или могущего нам
открыться нового. Самая большая ценность в мире -
жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений,
жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в
прошлом, и в настоящем, и в будущем... А жизнь
бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то,
чего не замечали раньше, что поражает нас своей
красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Официально-деловой стиль.
Регулирует деловые отношения между людьми, государствами,
гражданами. Деловые бумаги, договоры, законы – основные
виды высказываний этого стиля.
Колобок в официально-деловом стиле.
Директору сельского совета Якубову Ф. А
Бабы и деда Чувашовых
Заявление.
В связи с побегом Колобка из дома просим освободить нас от
участия в сборе урожая сроком на три дня: с 25 по 28 сентября
2018 года – и оказать помощь в поисках сбежавшего из дому.
25 сентября 2018 года. Подпись.

Научный стиль. Колобок как хлебобулочный продукт.
Обобщённо-отвлечённый характер речи, строгая
логичность, доказательность, точность, определённая
сухость речи – основные признаки научного стиля речи.
В научном стиле излагается учебный материал, научные
статьи, книги, лекции, доклады, учебники – основные
виды высказываний научного стиля.
Читаем в Википедии в научном стиле о Колобке:
Колобо́к - персонаж одноимённой русской народной
сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба
шарообразной формы жёлтого цвета, который сбежал
от испёкших его бабушки и дедушки, разных зверей, но
был съеден лисой.

Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский
пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются
похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет
также встречается в узбекских, татарских сказках и других.
Согласно классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, сказка
относится к типу 2025 - «убежавший блин».
Этимология слова
Колобок - уменьшительное от колоб - «скатанный ком, шар;
небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного
теста». В тверских говорах есть слова колобу́ха «галушка,
увалень», колоба́н «толстая лепешка», околобе́ть «сжаться».
Толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного
кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу
выпечки. Также в славянских языках есть слово коло (ср. колесо
и др.) в значении «круг», однако связь его со словом колобок
сомнительна.

Некоторые исследователи считают слово заимствованным, например из
греч. κόλλαβος «пшеничный хлеб» или из швед. klabb «чурка», норв.
klabb «ком» или из др.-исл. kolfr «брус, шест», однако такие
сопоставления неубедительны с фонетической точки зрения. Иногда
слово сравнивают с латыш. kalbaks «ломоть, краюха хлеба».
[править] Кулинарное изделие
В 1610-1613 годах в Москве создавались «Росписи царским
кушаньям». «Росписи» содержали перечень блюд, подаваемых в
различные дни к царскому столу. В перечне упоминается блюдо Колоб,
состоящее из 3 лопаток муки крупчатки, 25 яиц, и 3 гривенок сала
говяжьего. Лопатка - неизвестная ныне мера.
Ещё один удивительно увлекательный пример написания сказки в
научном стиле:
Валерий Мершавка Сказка "Колобок". Психоаналитическая
интерпретация.
История неудачного психоанализа нарциссической личности.

1. Разговорный стиль.

Применяется в быту, семейных, дружеских отношениях с целью общения с близкими людьми. Непринуждённость высказывания, отсутствие строгой логичности, проявление своего отношения и эмоциональности к тому, о чём говоришь, - всё это отличительные черты разговорного стиля.

Жили-были дед и бабка. Жили скромно – без достатка. Ели редьку, пили квас. Вот такой нехитрый ужин каждый день: из раза в раз. Вот на этой грустной ноте и начну я свой рассказ.
Раз «нашло» на старика: «В доме где-то точно была неучтенная мука». Он на бабку строго смотрит, та тихонько взгляд отводит.

Да, муки немножко есть. Есть да не про вашу честь. Ты своей немытой рожей ее трогать не моги. Собиралась я испечь к именинам пироги.
- Что за гнусную змею я пригрел в своем дому. Или ты меня не знаешь? Ну-ка быстро подь сюда - чтобы не позже получаса на столе была еда. Может ты не понимаешь? Я сейчас убью кого-то! Объясняю по-английски: вери хангри – жрать охота.
- Все исполню сей же час. Ты испей покуда квас. Для такого дурака испеку я колобка. Все равно зубов уж нету – хоть полижешь шарик этот.
- Вот и ладно, вот и чудно. Так бы сразу. Что те трудно? Нелегко меня понять? Думаешь мне не противно – грубой силой угрожать? Только знай, моя голубка. Ты в моих приоритетах стоишь сразу за желудком. Хоть ты лбом об стенку бей – понимаешь, кто главней?
Бабка горестно вздохнула, на него рукой махнула, положив на сгиб другой. Получился жест плохой. Замесила молча тесто, разогрела в печке место. И скатав то тесто в шар, прямо в пыл его и в жар, на ухвате поднесла и заслонкой печь закрыла. Вот такие вот дела.
Колобку старик был рад, обе ноздри подставляя и вдыхая аромат.
- Соблюдала ль в рецептуре ты, старуха, каждый пункт? Не хочу я отравиться, потребляя в одиночку хлебобулочный продукт?

2. Научный стиль.

Колобок как хлебобулочный продукт. Обобщённо-отвлечённый характер речи, строгая логичность, доказательность, точность, определённая сухость речи – основные признаки научного стиля речи. В научном стиле излагается учебный материал, научные статьи, книги, лекции, доклады, учебники – основные виды высказываний научного стиля.

Колобо́к - персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, разных зверей, но был съеден лисой.
Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других. Согласно классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, сказка относится к типу 2025 - «убежавший блин».
Этимология слова
Колобок - уменьшительное от колоб - «скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста». В тверских говорах есть слова колобу́ха «галушка, увалень», колоба́н «толстая лепешка», околобе́ть «сжаться». Толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки. Также в славянских языках есть слово коло (ср. колесо и др.) в значении «круг», однако связь его со словом колобок сомнительна.
Некоторые исследователи считают слово заимствованным, например из греч. κόλλαβος «пшеничный хлеб» или из швед. klabb «чурка», норв. klabb «ком» или из др.-исл. kolfr «брус, шест», однако такие сопоставления неубедительны с фонетической точки зрения. Иногда слово сравнивают с латыш. kalbaks «ломоть, краюха хлеба».

3. Публицистический стиль.

Он применяется в общественной жизни, политике, его задача – воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественно-важным делам. Публицистический стиль имеет призывный, страстный характер речи, использует слова с приподнятой, торжественной окраской, эмоционально-оценочные слова, широко использует пословицы и поговорки.

Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача – правильное воспитание подрастающего поколения. Мы должны использовать все имеющиеся педагогические методы во благо поставленной цели.
Актуальна сегодня проблема беспризорных детей.
Ведь почему сбежал из дому Колобок? Вероятно, он был педагогически запущенным ребёнком, ему не хватало родительского внимания и заботы. Почему его без присмотра оставили остывать на окне одного? Почему родители не заняли своего ребёнка развивающими дидактическими играми, не уделили ему должного внимания? Где была общественность?
«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Может быть, поэтому Колобок сбежал из дому?
Молодому поколению свойственно стремление искать и находить лучшее, это стремление обогащает человека духовно. Колобок стремился расширить сферу жизни, того жизненного простора, в котором жил, но отсутствие жизненного опыта погубило его.
О чём самом важном для себя и для других думал Колобок, когда бежал из дома в лес?
Может быть, о том, что надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Педагогическая ошибка в воспитании Колобка заключалась в том, что никто не помог личности развиться. Вседозволенность Колобка привели его к непомерному хвастовству: он самонадеянно рассказывал всем, как обманул бабушку, дедушку, зайца, волка, медведя.
Так за что же наказан Колобок? Он наказан за наши педагогические ошибки!

4. Официально-деловой стиль.

Регулирует деловые отношения между людьми, государствами, гражданами. Деловые бумаги, договоры, законы – основные виды высказываний этого стиля.

Директору сельского совета Якимчуку Г.Д.
Бабы и деда Петренко
Заявление.
В связи с побегом Колобка из дома просим освободить нас от участия в сборе урожая сроком на три дня: с 25 по 28 сентября 2011 года – и оказать помощь в поисках сбежавшего из дому.
25 сентября 2011года. Подпись.

5. Художественный стиль.

Сказка «Колобок» написана в художественном стиле. Его сфера применения – художественные произведения. Характерные стилевые черты – образность, наглядность, внимание к отдельным деталям, эмоциональность, проявление оценки автора.

Выпуск 25

Стиль — это устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов. Проще говоря, стиль — это то, что отличает тот или иной текст и речь. Всего выделяют пять стилей литературных произведений — разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный. Свой стиль есть у каждого писателя, у литературной эпохи. А что такое «стилизация»? Стилизацией в литературе называют подражание тому или иному стилю. Для примера, можно стилизовать русскую народную сказку «Колобок» в разных стилях.

Итак, разговорный стиль: «Значит так, дело было в одной избёнке у бабки с дедом. Ну, дед захотел есть да и попросил жену: «Испеки чего-нибудь вкусненького на ужин». Ну, старуха из остатков муки сваляла колобок. А он, как будто ожил, выкатился из печки, по крыльцу, бочком-бочком, да и в лес прямиком. Ну, ясно дело, там всякие звери его съесть хотят, сначала заяц, потом волк, потом медведь. Или наоборот… сначала медведь потом волк… В общем, колобок от всех ушел. А потом он встретил лису. Вот она-то его и съела. Потому что хитрая была…» В этом стиле говорит, пожалуй, каждый из нас. Его мы можем услышать везде — на улице, в транспорте, в общественных местах.

Научный стиль литературных произведений: «Колобок — это хлебобулочный продукт шарообразной формы жёлтого цвета. Подчеркнем, что, прежде всего, это — съедобная субстанция. Каждый, кто встречается с Колобком, хочет его съесть. Говоря на языке аналитической психологии, у собеседника Колобка формируется «комплекс поедания». Вместе с тем, Колобок — личность с ярко выраженными чертами эгоиста. Это доказывает тот факт, что он покинул своих престарелых родителей, даже не попрощавшись». Основные признаки этого стиля литературных произведений: строгая логичность, доказательность, точность. А вот, например, публицистический стиль формирует у людей правильное отношение к важным общественным делам. Также есть официально-деловой стиль. И наконец, художественный стиль, с помощью которого описана сказка про Колобка в книге. Этот стиль встречается у писателей и поэтов. В этом выпуске ведущая также расскажет, украшают ли нашу речь слова-сорняки. В завершении программы телезрителей ждёт литературная игра. По предметам, которые ведущая достанет из чёрного ящика, нужно будет отгадать сказку, а также подумать над тем, какой же предмет остался в ящике.

Колобок. Русская народная сказка, переложенная

Официально - деловой стиль

Официальное письмо

Граждане Дед и Баба, проживающие длительное время в законном браке, имели в своём подсобном хозяйстве амбар. Он давно уже свою функцию – хранение муки – не выполнял. И баба, будучи женщиной находчивой и хозяйственной, по первой просьбе своего мужа наскребла, намела две горсти муки и испекла Колобок.

Но это существо, как и все дети, достигнув определённой зрелости в развитии, решило сбежать из дому. По–видимому, осознав, что как пищевой продукт он непригоден, ведь оно умело говорить и даже петь.

По показаниям свидетелей, Колобок удачно ушёл от цепких лап Зайца, Волка и Медведя. Не удалось ему уйти от Лисы. Лиса – существо из отряда «это всё собаки», склонное к антиправовому поведению, проявила смекалку (притворилась глухой) и попросила спеть ещё раз, предварительно сев на нос.

Вышеуказанный факт ввёрг Колобка в душевное смятение, что привело к неминуемой гибели.

Разговорный стиль

Дружеское письмо

Представь себе. Сижу дома, смотрю в окно. День. Душно. Вокруг – ни души. Вдруг вижу на соседнем окне что-то круглое. Пригляделась – Колобок! Ба! Думаю, испекла всё-таки старая Колобок! И что же? Соскочил он с подоконника на лавку, с лавки – на травку, затем на дорожку – и был таков! Сбежал, сорванец! Надо думать, что участь у него незавидная, попал, наверное, в лапы лисе. Ну, ничего – вперёд наука остальным!

Публицистический стиль

Речь пойдёт о сказках… Сколько поколений детей выросло на сказках русского народа. Сколько детей со страхом ждут последнего слова из знаменитой сказки «…и съела…». Да, да, со страхом. Именно в этом нежном возрасте велика радость узнавания, прелесть игры воображения. А тут что? Одно разочарование: то съела, то разбила…К чему идём, чему учим, что хотим видеть в подрастающем поколении? Колобок…Захотел -скатился, убежал, притом комментируя свой «подвиг» оглушительным рёвом радости:

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл!

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей, сызмальства берут бразды правления в свои руки. Что хочу, то и ворочу. Видимо, конец мира уже не очень далёк. А где корень зла? Не в нас ли самих, читающих деткам на ночь: «Надоело Колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол да к двери…»

Пусть трус и малодушный гибнет без славы! Если смерть, то в бою! Так давайте же призывать на подвиги славные да на дела отважные!

Научный стиль

Статья в словаре

Именем Колобок названо существо округлой формы, которое состоит в основном из воды и муки (скрепляющим фактором является яйцо) и предназначенное для употребления в пищу как основной продукт (вместо хлеба).

Loading...Loading...