Слово о причащение тела и крови христовых. Вера православная - евхаристия. Профессор Николай Дмитриевич Успенский

В Новом Завете очень часто говорится о нашем оправдании через Кровь Христову (напр., 1Ин.1,7; Откр.5,9; 12,11; Рим.5,9). Для того же, чтобы правильно оценить значение Крови Христовой, нам нужно сначала правильно понять Библейский принцип того, что «душа всякого тела есть кровь его » (Лев.17,14). Тело без крови жить не может, а потому кровь и символизирует собою жизнь. И именно в этом лежит объяснение слов Христовых: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни » (Ин.6,53).

Грех приносит смерть (Рим.6,23), т.е. пролитие крови, от которой зависит жизнь. Именно по этой причине каждый раз, когда Израильтянин грешил, от него требовалось пролитие крови, как напоминание о том, что грех приносит смерть. «Да и все почти по закону (Моисееву) очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения » грехов (Евр.9,22). По этой причине прикрытие смоковными листьями Адама и Евы не было принято, а было заменено Богом на одежды из кожи, очевидно, убитого Им животного (агнца – Быт.3,7,21). Так же и жертвоприношение Авеля, не в пример Каина, было принято лишь потому, что он понял, какой жертвы требует от человека Бог, принеся не овощи с фруктами, а из первородных стад своих (Быт.4,3-5).

Всё это является образом пролития Крови Христовой. Особенно ярко виден этот образ в Иудейской Пасхе, когда Израильтянами кровью закланного ими агнца мазались дверные косяки, чтобы они могли спастись от смерти. По закону Моисееву, до Иисуса Христа, Иудеи за свои грехи приносили в жертвоприношение животных, которые было всего лишь прообразом, тенью будущего. Грех наказывается смертью (Рим.6,23), а потому невозможно чтобы смерть животного заменяла смерть грешника или же служила полным прообразом приносящего жертву. Ибо само приносимое в жертву животное было безвинно, оно не делало ничего, ни плохого ни хорошего, короче, «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грех » (Евр.10,4).

Возникает вопрос, зачем же в таком случае Иудеи приносили жертвы за грех? В Гал.3,24 Апостол Павел всевозможные ответы суммирует одним: «Закон был для нас детоводителем ко Христу ». Животные, приносимые в жертву за грех, должны были быть без порока (Исх.12,5; Лев.1,3,10 и т.д.). Это было образом Христа, «непорочного и чистого агнца » (1Пет.1,19). Получается, что кровь животных была образом Крови Христовой. Они принимались Богом лишь потому, что были прообразом совершенной жертвы, которую должен был принести Христос. Именно по этой причине, потому что жертвоприношения животных были образом жертвы Христовой, Бог прощал грехи Своего народа. Смерть Христа была «для искупления от преступлений, сделанных в первом завете » (Евр.9,15), т.е. под законом Моисея (Евр.8,5-9). Все жертвоприношения, приносившиеся по закону, указывали на совершенную жертву, на жертву Иисуса Христа, Который уничтожил грех жертвою Своею (Евр.9,26; 13,11,12; Рим.8,3; ср. с 2Кор.5,21).



В Занятии 7.3 мы уже упоминали о том, что почти весь Ветхий Завет, и в частности закон Моисеев, был посвящен Иисусу Христу. По закону приближение к Богу было возможно через первосвященника, ибо тогда, по прежнему завету, он был посредником между Богом и людьми, как по новому – Христос (Евр.9,15). «Закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное … поставило Сына, на веки совершенного » (Евр.7,28). Потому что священники и сами были грешны, они не могли по-настоящему вымолить прощение для остальных людей. Приносимые в жертву за грех животные, также не могли в совершенстве предстать за грешника, символизировать его. Требовалась совершенная человеческая жертва, которая во всех отношениях представляла бы собой любого грешника, которая стала бы искуплением для всякого человека, соединившего себя с ней. Так же требовался и совершенный первосвященник, который мог бы сострадать тем, чьим ходатаем он является, который бы, как и они, сам прошел все искушения (Евр.2,14-18).

Иисус Христос удовлетворял полностью всем этим условиям: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный » (Евр.7,26). Ему уже не нужно все время приносить жертвы за грех и умереть Он уже не может (Евр.7,23,27). Именно поэтому Писание называет Христа нашим Первосвященником: «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них » (Евр.7,25). Потому что Христос имел наше естество, лучшего Первосвященника и придумать нельзя, ибо Он может «снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и Сам (был) обложен немощью » (Евр.5,2), ибо Он, так же как и мы, был причастен плоти и крови (Евр.2,14).

Как у Иудеев первосвященник был единственным посредником между ними и Богом, так и у духовного Израиля (знающих истинное благовестие и крещенных во Христа «одним» крещением) единственным Первосвященником является Иисус Христос. Он – великий Первосвященник над домом Божиим (Евр.10,21), населенном вновь рожденными в крещенской воде (1Пет.2,2-5) и живущими одной надеждой благовестия (Евр.3,6).

Сознание всех преимуществ Христова ходатайства должно побудить нас креститься в имя Его. Иначе Он не сможет ходатайствовать за нас.

Крестившись во Христа, нам стоит во всем положится на Его Первосвященство, ибо именно к этому мы и призваны. «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы » (Евр.13,15). Бог дал нам Христа-священника для того, чтобы мы прославляли Его. В Евр.10,21-25 написано, что нам нужно делать, имея Такого Первосвященника, как Иисус Христос, «великого Священника над домом Божиим »:

1. да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши водою чистою », - принятие священства Христова означает, что мы крестимся (омываемся водою) в Него и живем, очищая свои мысли, свои сердца, свою совесть Кровию Его, веруя, что чрез Христово очищение мы становимся едины с Богом;

2. «будем держаться исповедания упования неуклонно », - не уклоняясь от истин, приведших нас к признанию Христова священства;

3. «будем внимательны друг к другу, поощряя к любви… не будем оставлять собрания своего », - т.е. нас должны связывать узы взаимной любви с теми, кто так же как и мы, принял Христа своим Первосвященником, чему, в частности, служат наши вечери любви, где мы вспоминаем жертву Его (см. Занятие 11.3.5).

Понимание всего этого, если мы крещены и пребываем во Христе, должно наполнять нас уверенностью в реальной возможности нашего спасения: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи » (Евр.4,16).

Дорога уходила вверх. Видавший виды пикап медленно вползал на гору.

С горы, поросшей низкой травою и чахлыми кустиками, открывался обзор на небольшую долину. В сердце долины ютилась деревушка.

С первого взгляда могло показаться, что деревня живёт неплохо. Но среди двадцати домов восемь имели заброшенный вид. Остальные могли похвастаться сияющей на солнце черепицей и белеющими спутниковыми антеннами. И ещё меньше домов имели пластиковые окна.

Пикап въехал в деревню и остановился у ближайшего дома. И тут же был облаян дворовым псом. К машине подошло несколько человек. Двое пожилых мужчин, юноша лет 17 и бойкая на вид женщина.
- Добрый день. Это деревня Твардовка?
Из машины вышел моложавый мужчина, внешний облик которого красноречиво говорил о его профессии:
- Отец Дмитрий? - робко проговорил один из стариков.
- Да. - утвердительно кивнул священник. - Областная епархия направила меня к вам. Вы ведь нуждаетесь в священнослужителе, не так ли?
Священник слегка улыбнулся и поглядел на остальных.
- Вы нам очень нужны! - затараторила женщина. - Очень, очень вы нам нужны. Да! Церквушка наша так-сяк. Перебивается с пятого на десятое. Алексей, вот, помогает. К нам раньше другой приезжал. Отец Владимир.
- Кто Алексием будет?
- Я. - юноша выступил вперёд. Всё это время он наблюдал за новым священником. И пришёл к выводу, что этот священник достоин служить в их церкви.
- Значит, Алексий, ты послушник? - неспешно промолвил Дмитрий, поглаживая длинными тонкими пальцами окладистую бородку. У него были чёрные волосы до плеч, чёрное одеяние и очень тёмные глаза. Телом священнослужитель был не богат. Жилист и сложен крепко.
- Да, отец Дмитрий. - кротко ответил Алексей. Он был воспитан в православной семье и готовил себя ко служению Богу. Алексей свято верил в православную церковь. И всякого, кто посягал на эту веру считал овцой заблудшей, погрязшей во грехе. Нрав у молодого сподвижника божьего по отношению к неверующим и грешникам был суров. Поэтому среди сверстников друзей он почти не имел.
- Будьте добры, покажите мне дом, который станет мне временным прибежищем. - сказал священник и посмотрел на усатого, похожего на Тараса Бульбу, мужчину.
- Пройдёмте в мой дом. Я живу один. Жену схоронил год назад. А хата в четыре комнаты. Пусто. Внуки приезжают редко. Считай, что почти никогда. Будем вместе с вами жить. Будете меня на путь истинный наставлять. Зовут меня Игнат Романович. С Алексеем вы уже познакомились. А это мой сосед, ваш тёзка, тоже Дмитрием звать.
- Дмитрий Афанасьевич. - пробасил тёзка.
Священник пожал руки мужчинам.
- А я Наталья Васильевна. - вставила слово представительница прекрасного пола. - Ну, пойдёмте что ли. Сначала ко мне. Там уже стол накрыт. Все вас ждут.

В доме Натальи Васильевны действительно было людно. Собрался, как говорят, и стар и млад. На столе, будоража воображение и аппетит, чинно стояли блюда с разносолами, жареной рыбой нескольких видов, запечённой в духовом шкафу телятиной, курицей. И, конечно же, какой деревенский стол обойдется без картошки? Картофель - царь стола. Может быть кто-то предпочитает рис, макароны, гречку. Но картофель - свежесваренный, со сливочным маслом и ароматным укропом или зажаренный с лучком - вот это да! Это самый смак! С селёдочкой, да под водочку!

Деревенские водку уважали. И потому принимали её по поводу и без оного. Праздник - водка на столе. Поминки - она же! Грусть-тоска сердце съедает - водочка поможет. На всё у русского человека одно - в горе или в радости - водка. Ну, или самогон. Как говорят, семь бед - один ответ! А тут - повод. И какой! Новый священник! И не выпить за его здоровье?

Друзья! - из-за стола встал дед Глеб, держа в нетвёрдой руке стопку. Всегда в одном и том же состоянии - вечно молодой и вечно пьяный. За столом было шумно. Обсуждались новости деревенской важности: женская часть деревни рядила Отца Дмитрия в женихи, мужчины вели беседы о предстоящей погоде, футболе и тракторе, который на ладан дышал.
- Др-рузя! - Глеб покачнулся, - Я очень рад… Что у нас в Твардовке… Появился свой священник!... Поэтому на исповедь я записываюсь первым!
И безо всяких дальнейших слов осушил рюмку.
На дальнем конце стола Глеба слушали плохо, но горланили "Уррааа!" всем коллективом.
- Отец Дмитрий, да вы пейте, ешьте. Не стесняйтесь! - Наталья Васильевна хлопотала вокруг дорого гостя. Она была в своём самом красивом наряде - цветастой кофте и длинной темно-вишнёвой юбке. На плечи накинула платок с рюшью.
- Благодарю. Но я не голоден.
Священника посадили во главу стола. Слева сидел Алексей, справа Игнат Романович.
- Скажите, чем у вас люди занимаются?
- В основном в лесу работают. Или в Архиповке. А так негде больше. Магазин у нас один. Аптеки нет, больницы нет. В Архиповку ездим. Километров тридцать от нас она будет. - ответил Игнат Романович. Он пил мало, больше закусывал.
- Я вижу, в деревне есть дети. - Отец Дмитрий кивнул на пятерых ребятишек, сидящих за отдельным столиком. Две девочки-близняшки около шести лет о чём-то спорили с тремя мальчишками. Скорее всего спор шёл из-за конфет. Больших, в красной упаковке. Конфет было всего три. А желающих их попробовать больше, чем трое.
- Конечно, есть. Если не будет детей - на деревне можно поставить крест! Но это младшие. Старшие кто в городе поступает в университет, кто на каникулы там остался, кто с родителями на море укатили. Трое парней в лесу сейчас. Вместе с отцами. Не смогли присоединится к нам. Работа ждать не будет. Двое хлопчиков вон, сидят. Уплетают за обе щёки. Вон тот Алексей, вы с ним виделись уже. И Николай.

Игнат Романович кивнул на Алексея и сидевшего с ним рядом кучерявого и смуглого рослого парня. Николай приподнял голову и одарил священника оценивающим взглядом. Затем продолжил трапезу.
- Что-то не видел у вас школы.
- Так дети ж уезжают в Архиповку. Там неделю живут. На выходные - домой. А в понедельник, в пять утра - снова в школу. И до следующих выходных тебе привет.
- Алексий, а ты учишься или работаешь? - обратился священник к послушнику.
- Учусь, но на каникулах работаю. Закончу одиннадцатый, а там в духовную семинарию поступать буду.

За весь вечер Отец Дмитрий не притронулся к тарелке. Наталья Васильевна подумала, что у Отца Дмитрия какой-то особый пост. Ничегошеньки нельзя в рот класть. Ни крошечки. Поэтому остаток вечера она с умилением глядела на стойкого священника. Столько соблазнов - а он держится!

Ну и сила воли! - шепнул на ухо Алексею Колька, - Быть рядом с такой жратвой и не пожрать?! Я бы на его месте не церемонился. Схавал бы всё, что есть!
- Николай, как тебе не совестно! - сдавленно прошептал Алексей, наклонившись к Кольке, - Это божий человек. Он не такой как все.
- Ага. Видал я попов. - хмыкнул Колька, запихивая в рот кусок сочной курятины в соусе. - На люхях набохные, а в хихни - как вхе.
- Что? Ты прожуй, а потом говори. - Алексей чувствовал, что краснеет. И не потому что Колька говорил о священнике непотребные речи. Нет. Просто он кожей чувствовал взгляд священника. И чувствовал то, что отец Дмитрий среди многоголосого говора пьяных людей слушает именно их с Колькой беседу.
- Я говорю - на людях набожные, а в жизни - как все. С бабами спят, бухают и деньги загребают!
Алексей порывисто встал из-за стола, задев столешницу. Тарелки жалобно звякнули.
- Что ты такое говоришь?! - сквозь зубы процедил он и, одержимый гневом, вышел вон из дома.
- Вот балбес! - хмыкнул Колька, держа обглоданную куриную ножку. - Правда?
И насмешливо посмотрел на отца Дмитрия.
- Не тебе его судить, сын мой. - ответил священник.
- Я не ваш сын. - отрезал Колька. - Пойду-ка я отолью.
Между тем гости не думали покидать дом. Включили магнитофон. Появились танцующие.

Никто не заметил, как Отец Дмитрий удалился во двор. На улице было спокойно. Вечерние сумерки обнимали каждую былиночку, каждый камешек. Изумрудная листва потускнела, смолкли птицы. Веяло прохладой и сыростью.

Священник посмотрел на небо - первые звёзды обозначились на гаснущем небосводе. Наступала ночь.
- Отец Дмитрий, вы простите Николая. Это он так. Не со зла.
Алексей подошёл к священнослужителю и тоже посмотрел на небо.
- Бог простит. - ответил Дмитрий. - Мы все Его чада. А Он - милостивый Отец, прощающий нам прегрешения наши.
Несколько минут оба молчали. Из дома доносились вопли разгулявшейся толпы. Гремела музыка. Но всё это было как бы в стороне. И не касалось ни Алексея, ни священника.
- Отец Дмитрий, я хочу спросить.
- О чём?
- Это правда, что Бог принёс в жертву своего Сына ради спасения человечества?
- Правда. Так сказано в Святом Писании.
- Я бы не смог. - задумчиво сказал Алексей. - Я не смог бы поступить так.
- Пути Господни неисповедимы. Христос пролил свою кровь за тебя, за меня, за Николая. За каждого живущего на Земле. Он очистил кровью души людей. Во время причастия мы принимаем дары - вино и хлеб. Вино - символ крови Христа, хлеб - символ его плоти. Так мы очищаем свою душу. Становимся причастны святого таинства.
- Кровь и плоть! Кровь пьют вампиры, плоть едят людоеды! - язвительный голос нарушил то необычное состояние, в котором находился Алексей.
- Замолчи! - Алексей схватил Кольку за грудки. Колька был на голову выше Алексея и сильнее его. Он оттолкнул послушника от себя, презрительно посмотрел на священника и зашёл в дом, где царило веселье.
- Как Бог может допускать такое?! - Алексей сжал кулаки.
- Он не допускает. Допускают люди… Каждому даётся испытание. Каждому по вере его... Преступник или благонравный - путь к Богу у всех разный. - Отец Дмитрий говорил спокойно, доброжелательно. Алексей успокоился.

Шли дни. Священник исправно совершал богослужения, таинство исповеди, причащения и крещения. Жил он у Игната Романовича и занимал две комнаты. В одной спал, а в другой молился.
- Хочу попросить вас не входить ко мне, пока я сам не выйду. Принимать пищу буду у себя. Ем я немного.
Игнат Романович беспрекословно принял требования священника. Он был доволен таким постояльцем.

С собой священник привёз много книг. Некоторые он не открывал совсем, другие читал помногу раз. Игнат Романович однажды попросил дать ему почитать одну из книг.
- Для расширения кругозору. - сказал он. Отец Дмитрий показал ему пару книг. Они были на старославянском.
- Все мои книги на таком языке. Ещё есть на греческом.
- В языках не силён. - вздохнул Игнат Романович.

Почти всё время, свободное от церковных дел, Отец Дмитрий проводил в молитвах. Или помогал хозяину дома наколоть дров, принести воды из колодца. Как-то раз починил забор. Игната Романовича в это время дома не было. Он заночевал у своего фронтового друга в Архиповке. Приехал, а забор как новенький.

Алексей работал в лесу. В его бригаде был отец, Колька со старшим братом Денисом и приезжий мужичёк из Таджикистана.
Валили деревья, рубили сучья. Очищенные стволы собирал погрузчик - агрегат с механической "рукой" - и укладывал на специальной площадке. Оттуда древесину возили на лесопилку или отправляли в город.
Несколько дней они жили на работе, в маленьком домике. Потом приезжала другая бригада.

С момента появления священника в деревне прошёл почти месяц. Люди полюбили доброго и отзывчивого Отца Дмитрия. Только Колька волком глядел на него.
- Злит он меня. Весь такой из себя положительный. О нём все базарят! Звезда, блин! - то и дело бурчал он.
Вместе с этим в деревне начали происходить какие-то странности. Где-то в середине месяца умер Глеб. Ну, умер и умер. Все и так знали, что его сгубила излишняя любовь к выпивке. Так как лет ему было за семьдесят, то в Архиповке, куда привезли его тело, сказали сразу - людей, старше шестидесяти, не вскрываем.

Похоронили Глеба, поплакали. И продолжили жить дальше. Через четыре дня новая смерть. Повесился Потапыч. Тихий человек, занимавшийся растениеводством. Его тоже не стали вскрывать. Мол, и так ясно.
На похороны Потапыча прибыли дети и внуки из города. Для них смерть отца и деда была абсолютной загадкой. Никакой предсмертной записки при нём не обнаружили. Просто так это дело решили не оставлять. И подключили к нему участкового. Собственно он и так по долгу службы засвидетельствовал смерть. Однако не видел смысла вести какое-то бы то ни было расследование. Причины для самоубийства у старичка могли быть самые разные. И он ни с кем не делился своими мыслями о суициде.

Своего участкового в Твардовке не было. Он работал на четыре деревни: Твардовку, Архиповку, Зеленушкин Дол и Куромоево. Чаще бывал в Куромоево. Эта деревня ближайшей к городу. Обстановка там была неспокойной.

Твардовка была малонаселённой деревней. Проживало в ней около двух сотен человек. Численность населения зависела от приезжающих и уезжающих студентов, работников по найму и просто отдыхающих. Ведь в нескольких километрах от деревни, в горах, был потрясающий водопад. Туристы из города приезжали до Твардовки автобусом. Дальше они ночевали в деревне и шли к водопаду. Там устанавливали палатки. И в деревню приходили лишь за покупками.

Автобус приезжал дважды в неделю из города. Двое из Твардовки возили деревенских в Архиповку и обратно почти каждый день на личных микроавтобусах. Реже делали рейсы в Зеленушкин Дол.

Твардовка жила как большая семья - дружная и сплочённая. Устраивали общие праздники, гуляния. Помогали друг другу.

Священник отпевал обоих усопших. Не успели завять букеты на свежих могилах, как по деревне прокатился холодящий душу слух - покойный Глеб приходил к своему другу-собутыльнику. Две ночи подряд. Мужики посмеивались, женщины охали да ахали.
- Белочка у Ванька, горячечка. - сказал Колька, когда он и Алексей прибыли в деревню из леса. - Фигня мерещиться. Мне и после двух поллитровок пива хоть бы хны. Да и от водяры так не глючит.
Алексей ничего не смог ответить на это. В призраков он не верил.
Ванёк волновал деревню своими баснями с неделю. Больше не смог. Потому что отдал Богу душу. Умер в постели. Тихо и мирно. Мужичонка был не старый. Под сорок. И вдруг - умер.
- Хороший был наш Ванечка. - вздохнула одна из жительниц Твардовки на поминках. - Безотказный был. Нужно дров наколоть - наколет. Нужно в магазин сбегать - сбегает. Что-то починить - всегда пожалуйста.
- Ага. - сказала другая. - И всего-то за бутылку! А как помочь-то мог!

По непредсказуемому стечению обстоятельств вскрывать Ивана не стали. Патологоанатом заболел. Прислали другого - не доехал. В аварию попал. С переломами и сотрясением загремел в клинику. А тут как на зло морозильник стал отключаться. И тело Ивана Петровича решено было предать земле.
Родни у покойного не было.
- Врачи сказали - сердце остановилось. - печально промолвил Игнат Романович.
- Мда-а. Пошла моровуха.
- Сергей Степанович, что ты говоришь?
- Моровуха. Или моровая. Мы с Алексеем живём тут с тех пор, как в городе погибла моя жена, мать Алексея. Но я не припомню, чтобы так часто умирали. Один за другим. - сказал широкоплечий мужчина, глядя в пустую стопку. Алексей фигурой пошёл явно не в отца. Но Сергей Степанович искренне верил, что работа в лесу закалит мальчишку. В их доме были иконы, по вечерам читали молитвы. Молитвы помогали жить. Желание сына стать священником отец поддерживал. Но не мог допустить, чтобы Алексей рос хлюпиком.

Андрей, копай. Не останавливайся. - рыжий парень устало вытер пот со лба.
- Копаю. - Андрей вылез из ямы и огляделся. Двенадцать могил за три недели, не считая трёх первых. И вот сегодня смерть опять заглянула в один из дворов Твардовки.
Приехал было в Архиповскую больницу молодой, только-только из медучилища, фельдшер. Не пробыл и недели. Укатил обратно в город. Правда, заставил многих крепко задуматься.
- Как же так, - говорил он в кабинете директора больницы, - я осмотрел два трупа. И обнаружил на телах странные, размером с булавочную головку ранки. По две штуки на каждом. У одного на локтевом сгибе, у другого - на внутренней стороне бедра. Но почему вы не хотите провести исследования?! Тогда вы бы прекратили череду смертей в Твардовке, раскрыв причины!
Директор предложил фельдшеру самому заняться этим. Однако, фельдшер после двух дней работы вдруг ни с того ни с сего забрал документы и уехал.

Твардовка полнилась слухами и домыслами. Обсуждалось всё: начиная неизвестным вирусом и заканчивая проклятием. В последнее верили больше, чем в вирус.

У Отца Дмитрия кипела работа. Отпевание за отпеванием.
- Почему к нам не приедут из города? - спросил однажды кто-то у участкового.
- Зачем?
- Да разобраться!
- Кому это нужно? Скажут - от старости или от пьянства концы отбросили. И весь разговор.
- А я слышал, что упырь у нас завёлся. - шёпотом сообщил собеседник.
- Кто завёлся?!
- Упырь, вурдулак.
- Ну да. Два вурдалака! Это уже не по моей части. Я упырями не занимаюсь. Я за реальными преступниками охочусь.
- А по чьей это части?
- Обратитесь к Отцу Дмитрию. Он вам посоветует что-нибудь дельное.
На вопрос об упыре священник ответил так:
- Православная церковь допускает существование нечистой силы, но не в таком проявлении. Нечистая сила - это нечистые помыслы и деяния.
Данное утверждение покоя не принесло. А люди между тем умирали.
Собралась группа отважных охотников за упырями. Устроили на кладбище засаду. Только зря. Пока они сторожили могилы, умер ещё один человек - Игнат Романович.

Наконец один активист написал в город бумагу. И в деревню приехала следственная группа. Участкового отчитали за халатное отношение к происходящему. И начали расследование.
Было принято решение об эксгумации нескольких трупов. Пока суд да дело - ушло несколько дней. С разрешения родственников эксгумировали тело Игната Романовича и ещё пары человек. Трупы увезли в город.

Алексей был дома. Очередные выходные. Не мог уснуть. Все эти смерти вызывали состояние тревоги.
- Всё в руках Божьих, - твердил он сам себе. Но сон не приходил.
В какой-то момент у Алексея родилось желание прогуляться по деревне. Он оделся и собрался выйти на улицу.
- Ты далеко? – из зала выглянул отец.
- Не спиться. Пойду на воздух.
- Иди. Только далеко не уходи. И возьми фонарик. – и добавил, - Храни тебя Бог.

На улице было темно и холодно. Конец октября.
Алексей шёл вдоль улицы, глядя на кружок света от фонаря. Вдруг его осенила идея посетить своего друга - Отца Дмитрия. Он наверное тоже не спит.

Дорога к дому покойного Игната Романовича заняла меньше трёх минут. Родственники покойного разрешили священнику жить в доме и присматривать за его состоянием.

Алексей зашёл во двор и поднялся на крыльцо. Священник ещё не спал. В доме был зажжён свет. Дверь открылась в тот же миг как он подумал притронуться к её ручке.

Алексей, хорошо, что ты пришёл! Входи!
Священник впустил позднего гостя в дом.
- Я вас не побеспокоил? – Алексей огляделся по сторонам. В доме было прибрано. И даже с претензией на уют. Всё же что-то показалось ему странным. Нет - то, что священник открыл перед ним дверь могло означать лишь одно – он увидел, как Алексей заходит во двор. Странным было совершенно другое. И Алексей никак не мог понять что именно.

Священник провёл его в зал и усадил в кресло.
- Что привёло тебя ко мне так поздно?
- Думаю, что беспокойство за вас. И все эти загадочные смерти… - начал Алексей. Отец Дмитрий положил руку ему на плечо.
- Смерть и жизнь – всё в руках Господа Бога нашего. Он даёт жизнь каждой твари земной. Он и забирает. Но главное в этом мире – очищение. Кровь Христова в каждом человеке.
- Я согласен с этим. Но всё же непонятно – что происходит?
- Происходит круговорот жизни и смерти. Кто грешен – очиститься от грехов. И будет иметь по смерти вечное блаженство.
Алексею неожиданно стало не по себе. Он встал и сказал:
- Извините, Отец Дмитрий. Мне нужно идти. Ночь всё таки. Пора спать. И вам отдохнуть нужно.
- Не стоит спешить, Алексей.
Свет в доме потух.
- Отец Дмитрий?
В ответ послышалось сипение. Алексей выхватил из кармана фонарик и луч света ударил в лицо священнику. Или в ТО, что от него осталось.

Тело священнослужителя лежало на полу, превращаясь в густую красно-коричневую жижу. Жижа выползла из одежд священника и потекла к ногам Алексея. Парень запоздало отшатнулся. Красно-коричневая субстанция обхватила его за ступни. Алексей упал в кресло. Жижа поднималась по ногам всё выше и выше. Укрывала собой тело обездвиженного паренька. Наружу торчала лишь голова и плечи. Алексей закричал. Задёргался и свалился с кресла.

Помогите!!! – надрывно орал он. Руки были крепко прижаты к телу. От жижы несло неприятным запахом крови.
Внезапно живой монстр отхлынул от Алексея. Парень нащупал на полу фонарик. Луч света упёрся в фигуру покойного Игната Романовича. Рот покойного широко раскрылся, превращаясь в пасть. В этой пасти в верху торчало всего два острых длинных зуба. Тело снова превратилось в жижу и вытянулось наподобие змеиного тела. Осталась лишь голова. Дьявольская змея с человеческой головой! Глаза не выражали абсолютно ничего. Были словно стеклянные.

Длинное упругое туловище змеи опутало парня. Фонарик выпал из рук. Острые зубы впились в шею и Алексей потерял сознание.

Над головой что-то белело. Пахло лекарствами. Над ухом что-то попискивало, гудело.
- Тише, Алёшка. Тише.
Очень знакомый голос. Кто это?
- Лежи спокойно. Ты под капельницей.
- Ты кто?
- Твой отец.
- У меня был отец?
- О Господи. – обречённо промолвил знакомый голос и замолчал.
- Не волнуйтесь, он скоро поправится. – другой голос был не знаком. – Юноша, у вас глубокое отравление организма. Плюс большая кровопотеря. Счастливчик.
- Доктор, чем он мог отравиться?
- В лаборатории над этим работают. Пройдёмте в коридор. Дадим мальчику отдохнуть.
Послышались шаркающие шаги, скрипнула дверь.
Алексей напряг слух. И они решили, что он ничего не услышит?
- Это очень серьёзно? – взволнованно спросил знакомый голос, назвавшийся его отцом.
- Да. Отказали почки. Эндокринную систему настигла та же участь. Желудочно-кишечный тракт… . По неясным причинам он подвергся уничтожению. – ответил второй голос.
- Как такое может быть? И вы говорите – он скоро поправится?!
- Странное дело. Пока мы не можем объяснить этот феномен. Но у вашего сына в теле появляются новые клетки. Я не говорил вам – нервная система была в том же состоянии, что и почки, когда к нам поступил ваш сын. Но она восстановилась. Необъяснимый случай! И очень интересный! Мы полагаем, что все системы в ближайшее время придут в норму.
- Когда я смогу забрать сына?
- Как только он полностью поправится. Очень необычный больной.
- Чем он отравился?
- Трудно установить. Неизвестное вещество.
Голос отца тяжело вздохнул. Его шаги гулко отзывались в коридоре. Второй голос продолжал что-то говорить. Но было плохо слышно.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Почему вино – кровь Христова, а хлеб – Его тело? (18 голосов: 4.56 из 5)

Проф. Н. Д. Успенский: (Из статьи: «Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений»)

Господь мог употребить для установления таинства Евхаристии любую пищу, любой продукт питания, “ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою” (1Тим.4:4-5). Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в еврейской священной символике придавалось особое значение.
Хлеб являлся символом жизни. И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: “Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век” (Ин.6:32, 33, 35, 48,…

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Почему вино - Кровь Христова, а хлеб - Его Тело

«Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь?

Кто дал тебе в пищу плоть, созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух её, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь.
Или, как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, её молоком, так и теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнодавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче: чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотию И кровию, паче же Духом Его – Плоть и Кровь Его дух суть и живот суть, – и соделался наследником…

Почему вино - Кровь Христова, а хлеб - Его Тело?

Протоиерей Александр Мень:

В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Христос разломил хлеб, дал чашу и сказал: «Это Мое тело и Моя кровь». На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: «Это Я». Когда говорится «плоть и кровь», это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: «Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть».

И дальше Он прибавил: «Это творите в Мое воспоминание». В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Это…

ЛАНЧАНСКОЕ ЧУДО
Шел VIII век от Рождества Христова. В церкви Сан-Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это вceгo лишь символы, просто воспоминание о Тайной вечере… Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом - и не более того? »
Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый хлеб вдруг превратился во что-то другое - он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино - там была густая алая…

Так вот это совершилось. И эти времена наступают. То же происходит и на Тайной Вечере, но теперь Христос разламывает хлеб – и называет его своим Телом, а вино в чаше – своей Кровью. Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 31-46).

Кроме проблем с вином, представители католической церкви уже скоро будут иметь проблему с телом Христовым, которое добавляют к вину - пресным хлебом, который тоже необходим для причастия. Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в еврейской священной символике придавалось особое значение. Чаша вина – прежде всего символ спасения. Хлеб и вино, взятые вместе соответствует славянскому “плоть и кровь” и означает психофизическую природу человека.

Когда мы поднимаем чашу и хлеб на…

5. Почему вино - кровь Христова, а хлеб - Его тело?

Вопрос:Почему вино - кровь Христова, а хлеб - Его тело?

Отвечает священник Александр Мень:

В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Он разломил хлеб, дал чашу и сказал: “Это Мое тело и Моя кровь”. На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: “Это Я”. Когда говорится “плоть и кровь”, это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: “Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть”. И дальше Он прибавил: “Это творите в Мое воспоминание”. В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он…

Обновление жизни
Церковь есть Трапеза, акт вкушения пищи и питья: Еда и питье составляют основу человеческого существования, тот способ, каким человек приобщается к жизни. Этим же способом совершается искажение жизни и введение в мир смерти — через вкушение плода «от древа познания добра и зла». Первый человек отделил процесс питания, обусловливающий возможность жизни, от единения с Богом; он вкусил от запретного плода из эгоистической прихоти, чтобы утвердить свою самость, и предпочел реализовать жизнь не как отношение и общение, но как индивидуальное выживание, как экзистенциальную автономию.

В Евхаристической трапезе Церковь подходит к проблеме жизни прямо противоположным образом, нежели тот, что избрали первые люди. Для Церкви вкушение пищи — не способ продлить земное существование, но возможность реализовать жизнь как приношение Богу и общение с Ним. Это изменение образа бытия происходит не в результате простого следования этическим предписаниям — заповедям, не вследствие…

Если бы это было так, Церковь никогда не говорила бы, что мы причащаемся Истинного, подлинного Тела и Крови. Мы бы, как баптисты, свидетельствовали лишь о вспоминании Христа и Его Жертвы, но не о подлинном единении со Христом.

Значит, Евхаристия - нечто большее. Значит, Спаситель в Таинстве Своем заключил больший смысл, чем тот, до которого мы дошли.

Любая трапеза - это питание человека, благодаря вкушению пищи человек живет. Сотворив мир и насадив растения (пшеницу - хлеб, виноград - вино), Бог дает их в пищу человеку. Пища - жизнь. «Но смысл, сущность, радость этой жизни не в пище, а в Боге, в общении с Ним». И вот от Бога, от подлинной жизни человек отпал, а через человека от Бога отпала и пища, т. е. весь тварный мир. После грехопадения Пища не помогает человеку восходить к Богу: пища - к смерти, к распаду. Где же та пища, которая вернет человека к Богу? Где та пища, которая насытит навсегда, после которой не будет через некоторое время пусто в желудке?…

ВИНО и ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ в свете БИБЛИИ

Многие, как спасенные, так и неспасенные люди непоколебимо верят в то, что «Иисус Христос пил перебродившее вино на Вечере Господней». НО ДАЖЕ ПРИ СМЕРТИ ОН НЕ УТОЛИЛ СВОЮ ЖАЖДУ ЭТИМ ЯДОМ (Марк.15:23). Сегодня верующие говорят, что употребление спиртных напитков запрещено в Библии, но не стесняются пить вино на Вечере Господней — это лицемерие. Многие неспасенные (Католики, Православные) оправдывают грех пьянства таким же образом, т.е. они говорят, что «Иисус тоже пил вино».

«Чашу бесовскую» (1Kop.10:21) преподносят неспасенные язычники как «жертву… бесам, а не Богу» (1Kop.10:20), думая, что их бог (Велиар, 2Кор.6:15) подобен Библейскому Богу, Господу Иисусу Христу. Но это далеко НЕ ТАК (Втор.32:30-34).

Для тех, кто «во Христе», более важным является не только то, что налито в чашу, а также С КЕМ ВЕРУЮЩИЕ ПРЕБЫВАЮТ В ОБЩЕНИИ (1Kop.10:16,20). «Общение» является здесь ключевым словом. Естественно…

Ох… отец Леонид! Доброе утро, когда же мне работать? Вы столько написали, а не ответить — не могу!
Саму ситуацию с ГАИ я приводил как чудо подобное приведенным у о. Григория Дьяченко, т.е. оно не имело бы смысла, если бы остановленный клирик не мог бы сказать — «это Кровь Христова, понимаете». Если бы это было просто «обоженное» вино, по Осипову, то смысла в этом чуде было бы ноль.
Касаемо Осипова, скажу сразу — я ему благодарен за ряд вещей. Во-первых — его лекции сыграли весьма значительную роль в моем воцерковлении в своё время. Во-вторых — я понимаю, что ту пользу, которую он принес Церкви трудно оценить. И, наконец, в третьих — он не святой, и авторитетом он являться может только постольку, поскольку подчиняется в своих взглядах Священному Писанию, Преданию и священноначалию. Ориген тоже много потрудился на благо Церкви, и Евсевий Кессарийский, и много кто еще, и мы по сравнению со всеми ними микро пупырышки, только мы чтим их лишь как учителей, но не как святых….

Священник Александр Мень

В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Он разломил хлеб, дал чашу и сказал: “Это Мое тело и Моя кровь”. На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: “Это Я”. Когда говорится “плоть и кровь”, это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: “Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть”. И дальше Он прибавил: “Это творите в Мое воспоминание”. В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: “Сие творите в Мое воспоминание”. Это не просто воспоминание и память, а это вечно повторяющаяся Тайная Вечеря. Она всегда с…

По-русски изъясняйтесь, ни к чему эта манерность.
Чушь от ветра головы Вашей комментировать нет смысла. Даст Бог, разберетесь, а нет, так и суда нет.
Даже Христос прибегал к образным изъяснениям по причине глубочайшего духовного невежества слушателей, извращающих всякую мысль плотским корыстолюбием.
1. Свадьба в Кане Галилейской — образ Учения Христа и заповедей о Любви.
Вода — материальная, а Любовь — духовная основа телесной жизни — ее векового, обновляемого бытия. Человеческая любовь («вода») соединяет многих в одно единое целое (церковь) и вызывает радость, утоляющую жажду любви подобно воде. Эту радость, происходящую в любви, в единстве, в примирении, в прощении друг друга люди и выражают разделением свадебной трапезы (пира).
Но Господь Своими Заповедями «претворяет» человеческую, «плотскую» любовь в Любовь Божественную — более совершенную, в Радость непреходящую — в «вино» Божественное, самое лучшее.
2. Как мы извращаем фразеологию…

Admin пишет:…
А вот какой символ у уксуса и желчи?

Про их символы пока не нашла ничего.

Чуть-чуть у Патриарха Кирилла http://azbyka.ru/hristianstvo/iisus_hristos/mitropolit_kirill_slovo_pastyrya_86-all.shtml:

…Вино со смирною, как и уксус с желчью, - снадобье наркотического действия, притуплявшее физическую боль во время казни. Но Господь отказался прибегнуть к этому средству и, пребывая в полном сознании, претерпевает крестное страдание до самого конца. …

…Святитель Григорий Богослов так пишет об этом: «Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Ради этого дерево вместо дерева и руки вместо руки: вместо дерзко простертой - мужественно распростертые, вместо своевольной - пригвожденные ко кресту, вместо извергшей Адама (из рая) - соединяющие воедино концы…

Тайный Вечер

Шел VIII век от Рождества Христова. В церкви Сан Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.

Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. На верное, это всего лишь символы, просто воспоминание о тайной вечере…»

…В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб… благословил, преломил и подал ученикам Своим, Говоря: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление…

ДРАГОЦЕННАЯ КРОВЬ ХРИСТОВА

Для поддержания вашей физической жизни нужны некоторые основные вещи — вода, кислород, пища, одежда, жилье. Также вашему телу требуется определенное количество белков, витаминов и минеральных веществ. Без всего этого физическая жизнь прекратит свое существование или, по крайней мере, значительно пострадает.
То же самое с вашей духовной жизнью. Ваша духовная жизнь, как и жизнь физическая, нуждается в определенных основных элементах. Они существенны. Без них христианину будет сложно выжить в мире, который не знает Христа. Один из этих основных элементов — кровь Христова.
Почему нам нужна кровь Христова? Потому что по сути своей падший человек имеет три основные проблемы. Даже будучи христианином, вы все еще носите с собой падшую жизнь человеческую. Так что изо дня в день вы все еще можете страдать от этих трех основных проблем.
Эти три проблемы касаются трех сторон: Бога, вас и Сатаны. По отношению к Богу вы часто…

§ 148. Понятие? таинстве евхаристии. Обетование об установлении этого таинства и самое установление. § 149. Видимая сторона таинства § 150. Пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы в таинстве евхаристии. § 151. Непостижимость тайны пресуществления. Частнейшие разъяснения учения об образе присутствия И. Христа в евхаристии. § 152. Евхаристия, как жертва. Ее отношение к жертве крестной. § 153. Особенности Римской церкви в учении об евхаристии § 154. Протестантское учение об евхаристии

Евхаристия.

§ 148. Понятие? таинстве евхаристии. Обетование об установлении этого таинства и самое установление.

Через крещение человек вступает в благодатное царство Христово таинственно возрожденным для новой и святой жизни в союзе с Богом. В миропомазании крестившемуся подается благодать, которая укрепляет его в новой жизни и способствует росту этой жизни. Но как жизнь телесная не может продолжаться и развиваться без…

Тайный Вечер

Шел VIII век от Рождества Христова. В церкви Сан Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.

Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. "Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. На верное, это всего лишь символы, просто воспоминание о тайной вечере..."

В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб... благословил, преломил и подал ученикам Своим, Говоря: "Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов" Так же и чашу, говоря: "Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемся во оставление грехов".

В городе Ланчано 12 веков хранятся чудесные Кровь и Плоть

Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его, да, Он, жертвенный агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в Кровь, а хлеб - в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оста вив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение... И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но воз можно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом - и не более того? Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру.

Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил не большую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое - он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино - там была густая алая Жидкость, удивительно похожая на... кровь.

Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом.

Окончив святую литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда?

Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан-Легонций (ныне Сан-Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.

Прошли века - и чудесные дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на экспериментальном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других.

Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, патологической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам. Святые дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв.

Возможно, фрагмент плоти содержит также левый желудочек - такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях.

Ученые особо подчеркнули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови.

Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования

параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии,

эти результаты вновь были подтверждены...

По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе.

Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор.

Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная Кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих.

"Русский Дом", №2, 2000 г.

). В Новом Завете Сам Господь – “истинная виноградная Лоза”, а Бог Отец – виноградарь, все же люди, кто пребывает со Христом, – ветви этой Лозы ().
Чаша – символ единства и символ спасения.
Хлеб и вино, взятые вместе соответствует славянскому “плоть и кровь” и означают психофизическую природу человека…

В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Это не просто воспоминание и память, а это вечно повторяющаяся Тайная Вечеря. Она всегда с нами.

Когда мы поднимаем чашу и хлеб на престоле в Церкви, это значит, что Христос приходит вновь и снова наступает ночь Тайной Вечери. Он соединяет нас между собой и соединяет с Самим Собой. Таинство трапезы - это таинство единства с Богом и людей между собой. Вот что значит «плоть и кровь».

прот. Александр Мень

Почему формой теснейшего единения со своими последователями Христос избрал трапезу, совместное вкушение пищи? (Ведь Литургия – это совместная трапеза, только предельно упрощенная).

Это большая тема – богословие Евхаристии, по которой существуют прекрасные работы архим. , оо. , Ал. Шмемана и др. Сейчас же прошу отвлечься от нашего американизированного «способа приема пищи», часто в спешке, и обратить внимание на следующий факт. Христианство появляется на Востоке, поэтому нам важно учитывать восточный взгляд на трапезу: любая трапеза, тем более, совместная, – священна. Христос – как глава общины – на каждой совместной трапезе благословлял хлеб и вино (как любой глава семьи). То же происходит и на Тайной Вечере, но теперь Христос разламывает хлеб – и называет его своим Телом, а вино в чаше – своей Кровью. При этом сам вкушает от этого евхаристического хлеба (это ведь не отдельный от Него кусок плоти!). А когда человек ест, то, образно говоря, он превращает этот хлеб в свое тело. Когда люди на евхаристическом собрании вместе едят и пьют, то становятся родственниками по плоти и крови.

«Ланчанское чудо»

Шел VIII век от Рождества Христова. В Церкви Сан – Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.

Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о тайной вечере:»

В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб: благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов». Также и чашу, говоря: «Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».

Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его. Да, Он, жертвенный агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в кровь, а хлеб – в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение: И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но возможно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом – и не более того? Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру. Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую . Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое – он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино – там была густая алая Жидкость похожая на: кровь. Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан-Легонций (ныне Сан-Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.

Прошли века – и чудесные Дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми Дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на экспериментальном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, паталогической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам. Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент плоти содержит также левый желудочек – такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и паталогии, эти результаты вновь были подтверждены:

По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но этот факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих.

«Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь?

Кто дал тебе в пищу плоть, созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух её, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь.

Или, как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, её молоком, так и теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнодавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче: чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотию И кровию, паче же Духом Его – Плоть и Кровь Его дух суть и живот суть, – и соделался наследником Царства Небесного, для которого ты и сотворен, для которого и живешь».

Священник Константин Пархоменко:

Почему Спаситель сказал: «…Сие есть Тело Мое… Сие есть Кровь Моя…»? В каком смысле Тело и Кровь? В символическом? В том смысле, что Кровь - символ установления Нового Завета, а преломляемый хлеб - символ страдающего, ломаемого мучителями Тела Богочеловека?

Не только. Если бы это было так, Церковь никогда не говорила бы, что мы причащаемся Истинного, подлинного Тела и Крови. Мы бы, как баптисты, свидетельствовали лишь о вспоминании Христа и Его Жертвы, но не о подлинном единении со Христом.

Значит, Евхаристия - нечто большее. Значит, Спаситель в Таинстве Своем заключил больший смысл, чем тот, до которого мы дошли. Об этом - в настоящей беседе.

Любая трапеза - это питание человека, благодаря вкушению пищи человек живет. Сотворив мир и насадив растения (пшеницу - хлеб, виноград - вино), Бог дает их в пищу человеку (). Пища - жизнь. «Но смысл, сущность, радость этой жизни не в пище, а в Боге, в общении с Ним» (протопресв. ). И вот от Бога, от подлинной жизни человек отпал, а через человека от Бога отпала и пища, т. е. весь тварный мир. После грехопадения Пища не помогает человеку восходить к Богу: пища - к смерти, к распаду. Где же та пища, которая вернет человека к Богу? Где та пища, которая насытит навсегда, после которой не будет через некоторое время пусто в желудке? Это Иисус Христос: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда».

Много раз в Ветхом Завете Бог давал пищу умирающим от голода людям. Это и манна, и перепела, чудесно данные Богом народу после бегства из египетского плена, во время странствования народа по пустыне. Все это до времени, ко всему этому не надо прилепляться… Это лишь прообразует истинную пищу и истинное питие, которые явятся в грядущие мессианские, эсхатологические времена.

И эти времена наступают. Прообразы и чаяния исполняются во Иисусе Христе. Он есть «хлеб жизни», сначала словом Своим провозглашающий вечную жизнь для верующих в Него ( а), а затем - своими Плотию и Кровью, данными в пищу и питие (Ин.6:51б–58).

Свои слова о Евхаристии Спаситель произносит после чудесного насыщения народа в пустыне (), тем самым противопоставляя Хлеб Небесный хлебу физическому, тленному ().

Толкователи отмечают, что, упоминая об Исходе (из египетского плена), Христос ставит Свои деяния в ряд с этими священными для всякого израильтянина событиями. С одной стороны, Он как бы провозглашает новый Исход (переход к новой жизни, к новой реальности), с другой - Он намекает на мессианский пир, на трапезу, ожидаемую евреями, которая, по учению пророков, наступит, когда сойдет на землю Господь.

И далее, поясняя, что есть на самом деле эти истинные пища и питие, Христос говорит, что это Тело Его и Его Кровь - Он Сам. Он не символизирует хлеб и вино: это есть подобие, образ Тела и Крови Моих. Он сообщает Евхаристическим хлебу и вину новый смысл: «Сие есть Тело Мое…»

Христос умер и Воскрес. Его смерть ведет в истинную Жизнь, которой нет конца ( сл.). Воскресший Христос теперь вечно восседает одесную Бога Отца, «приобретя нам вечное искупление» (), «будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» ().

Вот ключ к пониманию природы христианской Евхаристии. Евхаристия является удивительным фактом: это звено, соединяющее наш, обычный, мир, подверженный законам тления и Смерти, с вечно живым Первосвященником, находящимся в Тайне Пресвятой Троицы. Евхаристия - это мост, перекинутый между миром обычным, тварным (вещество хлеба и вина) и миром Божественным - прославленной плотью Воскресшего Христа. Важно помнить, что мы причащаемся не Тела Христова в Его земном бытийствовании, того Тела Богочеловека, принявшего на Себя образ раба, которое несло Божественность скрытно, как то, что лишь изредка на миг проявляло себя (например, в момент Преображения). Мы причащаемся и не мертвого Тела, лежавшего во Гробе но нового, преображенного, воскресшего, прославленного Тела! Мы причащаемся Тела и Крови, перешедших в новую - прославленную - категорию бытия. Мы причащаемся духоносного Тела Христова «не дематериализованного, но полностью оживотворенного энергиями Духа» (Оливье Клеман).

Еще правильнее сказать, что мы причащаемся Тела, прошедшего путем к Небу, к обожению. Это же Тело лежало в яслях, и ему поклонялись волхвы, это Тело было прободено копьем, умерло и было положено во Гробе. И это же Тело воскресло и вознеслось к Отцу. Его мы и причащаемся.

Причащаться Христа - значит подключаться к Божественной жизни, единственно подлинной вечной жизни, не причащаться - находиться в измерении падшего, преходящего, истлевающего мира. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (). И «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (56 ст.).

«Что же это за средство [ведущее к вечной жизни]? Не что иное, как это славное Тело, явившее себя сильнейшим, нежели смерть, и ставшее для нас источником жизни. Как малое количество закваски смешивается со всем тестом, так и возведенное Богом к бессмертию Тело, войдя в наше тело, изменяет его и всецело претворяет в Свою собственную Сущность» (св.).

Выше указывалось, что Спаситель приурочил совершение Вечери к пасхальному ужину. Смысл пасхальной трапезы - исход из плена к свободе. Но данный переход, ветхозаветная Пасха - лишь образ, тень грядущей мессианской Пасхи - перехода к новой жизни с Богом.

Спаситель Своим шествием на Голгофу, на смерть совершает истинную Пасху - переход к жизни (обретаемой через Воскресение), к новому прославленному существованию. И всех верующих Христос приобщает к этой Пасхе, к новому образу существования. Даруемые Им в Евхаристии Тело и Кровь не образ, не символ новой реальности, они - сама реальность эсхатологического мира, в котором живет Христос. Евхаристия дает человеку, полностью погруженному в наш, физический мир, приобщиться иной, небесной реальности, войти в живой контакт, единство с прославленным воскресшим Телом Господа Иисуса Христа, Телом, сейчас находящимся в Тайне Святой Троицы. Когда ученики, слышавшие проповедь Спасителя о причастии Его Телу и Крови, смутились от слышанного, Иисус, «зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут… сказал им: …Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» (). Туда… Он там, но и здесь, под видом вина и хлеба.

Что же происходит в Тайне Евхаристии, когда человек принимает в себя Истинное Тело и Истинную Кровь пострадавшего за нас, умершего, воскресшего и прославившегося Господа Иисуса Христа?

Современный подвижник архимандрит , ученик преп. , пишет, что через соединение в любви с Божественной Ипостасью (Личностью) Единородного Сына мы становимся подобными Ему, получаем возможность реализовать свою образность и подобие Ему и «усыновляемся Отцом Небесным на бесконечные веки».

На кресте в последний момент Христос воскликнул: «Совершилось». Недоведомы нам глубины мысли Господа, но мы знаем, что тогда произошел великий сдвиг во всем космическом бытии. Сие «Совершилось» относится к предвечному Совету в недрах Святой Троицы, о чем отчасти говорится и в данном нам Откровении. Для нас еще не вполне совершилось то, чего мы ждем в надежде от Бога. Мы продолжаем в тревоге видеть «нынешние небеса и землю, как содержимые творческим словом Божиим, как сберегаемые на день Страшного суда и погибели нечестивых человеков…» (архим. .

Для нас этот мир еще идет к концу истории, грядет антихрист, впереди Суд и испепеление сатаны и греха, когда «смерть и ад повержены в озеро огненное» (). Для нас это впереди, но Божественная литургия, Евхаристия, приобщая нас к блаженной вечности, Царству Небесному, уже все эти события содержит в себе, как бы прошедшие. Именно поэтому за Литургией, молясь, священник от лица верующих произносит таинственные, но прекрасные слова: «Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие…»

Что мы можем поминать на самом деле, о чем мы знаем? Крест? - да. Гроб, тридневное Воскресение, восшествие Спасителя на Небо, седение одесную Отца? - это прошло перед глазами тех, кому мы доверяем, можно сказать, что в опыте веры и мы этому свидетели. Но можем ли мы сказать, что мы поминаем как бы прошедшее «второе и славное паки пришествие» Христово? Литургия, которая наш нынешний мир соединяет с вечностью, с Царством Небесным, говорит, что так сказать можно.

Литургия уничтожает наше время. Вернее сказать, что она его преображает. Как преображена, одуховлена воскресшая природа Христа, так и наше время в Евхаристии становится иным.

В момент Евхаристии мы соучастники Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство, мы собеседники апостолам («Вечери Твоея Тайныя днесь (т. е. сегодня), причастника мя приими») и одновременно мы свидетели Царства Небесного, наступившего после второго Пришествия Христова. Литургия позволяет нам приобщиться иного, уже неземного, порядка вещей, стать причастниками Божественного течения времени и Божественной жизни. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцом Моим на Престоле Его» ().

Так вот это совершилось. Евхаристия есть созерцание Бога, причастие Богу, вхождение в общение с Богом - через единение со Христом, Его Телом и Кровью.

И еще об одном аспекте Евхаристического богословия необходимо упомянуть. «Как этот преломляемый хлеб, некогда рассеянный по склонам, был собран, чтобы составить одно, так и Церковь Твоя собирается в Царстве Твоем со всех концов земли», - пишет автор сборника Дидахе во втором столетии по Рождестве Христовом.

«Когда Господь назвал Своим Телом хлеб, состоящий из множества собранных вместе зерен, Он указал тем самым на единство нашего народа. Когда Он назвал Своей Кровью вино, выжатое из множества гроздей и виноградин и составившее единое питье, Он указал на то, что наше стадо состоит из множества собранных воедино овец», - пишет сто лет спустя африканский епископ св. .

И еще через столетие: «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении племени, народности, языка, общественного положения, рода деятельности, учености, достоинства, состояния… - все они претворены Церковью в Духе. Всем им в равной степени Церковь сообщает Божественную форму. Все получают единую природу, неспособную к разделению, - природу, которая позволяет более не считаться с многочисленными и глубокими различиями между людьми» (св. ).

Итак, Евхаристия неким таинственным образом объединяет людей. Объединяет таким образом, что каждый получает в Церкви свое место, каждый выполняет свое служение. И если размышлять о том, чему можно уподобить обретаемое в Церкви единство людей, на ум приходит… - тело, обычное тело, в котором каждый из членов драгоценен, каждый находится на своем месте… И Священное Писание, и Священное Предание единодушно свидетельствуют, что через Евхаристию мы соединяемся во Христе в единое тело, и тело это - Тело Христово. «Через Евхаристию община интегрирована в Тело Христово» (), через Литургию мы все становимся через Христа и во Христе едины.

И это богословское утверждение - не порождение поздних веков, это самое первоначальное утверждение древней Церкви. Ап. Павел, который настаивал, что передает ученикам то, что принял «от Самого Господа» (), постоянно возвращается к теме, что Церковь - это Тело Христово. И мы, верующие, составляем это Тело.

Определение Церкви как Тела Христова важно и в том отношении, что оно дает представление о характере внутренней жизни Церкви. Подобно обычному телу с его ростом, питанием, обменом веществ, то же происходит и с Церковью как Телом Христовым: как обыкновенное тело растет, увеличивается, так и Тело Христово созидается (), творит возращение (). Как в теле каждый член имеет свое особое назначение, служа целому, так и Тело Церкви составляется и совокупляется при действии в меру каждого члена (). Как писал замечательный мыслитель начала ХХ века профессор С.-Петербургской Духовной Академии :
«Все христиане объединяются в Господе и в Нем связуются до неразрывности… В этом смысле они образуют не внешний союз, а составляют единое целое, где в разных положениях частных членов обнаруживается общая функционирующая стихия благодати Христовой». Церковь - это единство, превышающее все привычное для нашего опыта. Это единство не просто по семейным, клановым, социальным узам; это единство вышеестественное; единство Живого организма. Вот почему ап. Павел так часто использовал метафору: Христос живет в вас, Христос живет во мне (ср. ; ). Как подметил о. , «раз «привитые к Церкви», верующие не являются чем-то внешним для нее. Они в подлинном смысле ассимилируются Телом Христовым, делаясь его членами». Это единство и сродство Христа с верующими настолько тесное и реальное, что страдания Христа должны быть страданиями Церкви, и страдания Церкви и ее членов (даже самого малого) есть страдания Христа… «Пребудьте во Мне, и Я в вас» () - девиз этой новозаветной, даруемой нам по безмерной любви Божией реальности.

Многократно мы убеждаемся, что и радости, и горести у Церкви и у Христа едины. «Вы слышали, - обращается апостол Павел к христианам Галии, - что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее» (). И Спаситель, явившись Павлу, не спросил его: «Почему ты гонишь Моих последователей или Моих учеников?..» Христос спросил: «Савл, Савл, за что ты гонишь Меня…» Вслушайтесь! За что ты гонишь Меня, Меня Самого? Спаситель отождествляет Себя с христианами. Гонение на Его учеников - гонение на Самого Христа. Еще более отчетливо это и лаконично в Евангелии от Матфея, когда Спаситель говорит апостолам: «Принимающий вас принимает Меня…» (). В том же Евангелии дан другой прекрасный пример, в котором Сам Господь отождествляет Себя с верующими (членами Тела-Церкви):
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ().

Итак, Новый Завет свидетельствует, что Церковь - это не просто община людей, собранная силой Духа Святого, укрепляемая и животворимая благодатью Таинств. Церковь - это сплав людей в единый организм - в Тело Христово; местом, в котором верующие обретают это единство, является Евхаристия. В Нем, во Христе, мы не только входим в общение с Богом, включаемся в Божественную жизнь, но и соединяемся друг с другом.

Loading...Loading...