Массаж грудничкам 5 месяцев самой. Массаж ребенку пяти месяцев. Правильная техника. Развитие навыка ходьбы
При достижении пятимесячного возраста ребенку проводят массаж в сочетании с пассивными движениями. Ему выполняют повороты, поддерживают за руки и изменяют положение тела из положения лежа или сидя.
Для детей пяти месяцев применяют следующие массажные движения:
- поглаживание и растирание тела;
- разминание и сдвигание кожи тела;
- похлопывания, поглаживания, спиралевидные растирания стоп пальцами кистей;
- разминание нижних конечностей.
Последовательность массажа
- Выполняем «позу эмбриона», собирая вместе ножки и ручки одной рукой, второй – немного наклоняем голову вперед и чуть раскачиваем ребенка.
- Массируем ручки: поглаживаниями, спиралевидными растираниями от ладошек к предплечью. Глубоко разминаем и скрещиваем ручки на груди несколько раз.
- Поглаживаем голову ребенка и мышцы шеи, поворачиваем голову вперед, влево-вправо.
- Помогаем ребенку сесть: ладошку одной ручки прижимаем к поверхности стола, а за вторую – легко потягиваем вперед. Таким образом, учим ребенка пяти месяцев принимать положение сидя, опираясь на свою ручку. Повторяем упражнение по 3-4 раза для каждой ручки. Далее даем возможность 5 месячному ребенку ухватиться за большие пальцы рук и сесть.
- Массируем ножки: поглаживаниями, спиралевидными растираниями от ступней к бедрам, глубокими разминаниями, поглаживаниями. Имитируем ходьбу, сгибая ступню к ноге для приучения наступать на всю стопу, а не на носочки. Выполняем «велосипед», «скользящие шаги» по поверхности стола.
- Делаем поворот на живот.
- Проводим массаж спины: поглаживаниями, спиралевидными растираниями снизу вверх, поглаживаниями.
- Массируем ножки (заднюю поверхность): поглаживаниями, спиралевидными растираниями, поглаживаниями.
- Проводим рефлекторное движение «парение» из положения на животе.
- Учим малыша ползать: ставим перед малышом игрушку, его ручками проводим по поверхности и подтягиваем одну ручку к игрушке. Ножки малыша переставляем в коленях.
- Проводим массаж живота поглаживаниями по часовой стрелке от периферии к центру и наоборот, спиралевидными растираниями по ходу косых мышц живота.
- Учим пятимесячного ребенка ходить. Придерживаем грудничка перед столом, одну ножку ставим на поверхность стола и прижимаем к его поверхности. Вторую ножку он сам поставит на стол. Меняем ножки местами. Во время попытки ребенка ходить, придерживаем малыша и прижимаем ступню к столу. При втором шаге отпускаем ступню первой ножки и прижимаем вторую ступню.
Детей в пять месяцев массируют утром и вечером, но не перед самым сном. Не использовать прыгунки и ходунки для ребенка, не умеющего ходить. При самостоятельной ходьбе заказать для малыша ортопедическую обувь, чтобы исключить плоскостопие.
Как массировать лицо
Выполняют поглаживание лба от центральной линии к вискам, щек от носика к козелкам ушек, от уголков губ и центра бороды к мочкам ушей. Продолжают легким вибрирующим разминанием щек, поскольку они у детей в 5 месяцев испытывают большую нагрузку. Разминающий массаж проводят круговыми движениями указательного и среднего пальцев, легко надавливая.
- Упражнение на присаживание. В положении лежа на спине, вытягивают ручки вдоль туловища. Помощник прижимает ладошку правой ручки к поверхности стола. Массажист придерживает за прямые ножки и второй рукой приподнимает за спинку, заставляя сесть с опорой на правую ручку, согнутую в локте. Туловище чуть наклоняет вперед. Затем прижимают ладонь левой ручки и упражнение повторяют.
- Упражнение на присаживание с палочкой. Ребенок лежит на спинке. Ему дают ухватиться за палочку с диаметром 2-3 см и придерживают кулачки. Помощник фиксирует прямые ножки и следит за головой, чтобы исключить удара затылком. Заставляют оторвать спинку от стола и присесть.
- Упражнение на приседание на палочку. Палочку укладывают под пеленку. Ножки малыша устраивают срединой подошвы на палочку, раздвигая их на ширину плеч. Придерживают малыша пяти месяцев под мышцами и не позволяют смещаться стопам.
- Упражнение с наклонами на палочке. Фиксируют стопы у детей 5 месяцев так, как описано выше. Левой рукой прямые ножки нужно придержать спереди, а правой – зафиксировать грудь и животик, наклоняя туловище вперед.
Техника выполнения массажа спины
Ребенка располагают ножками к массажисту. Выполняется поглаживание тыльной стороной пальцев, направляя движения от ягодиц к шейным позвонкам вдоль позвоночника. Далее кисти делают полукруг и ладонной поверхностью пальцев проводят массаж поглаживанием сверху вниз. Если малыш будет крутиться, тогда ему придерживают ножки и выполняют массаж одной рукой.
С помощью круговых поступательных движений подушечками пальцев проводят растирания и разминания мышц спины, умеренно нажимая и направляя движения от крестца к шее.
Техника выполнения массажа ягодиц
Массаж ягодиц выполняют круговыми растираниями подушечками чуть присогнутых пальцев, направляя движения от центра к периферии. Далее похлопывают пальцами по ягодицам со сменой рук.
Все массажные движения нужно повторять 5-10 раз. Во время массажной процедуры нужно общаться с ребенком, читать стишки и петь песенки для создания благоприятной атмосферы.
Массаж ребенку 5 месяцев — видео
Благотворное влияние на физическое и психическое развитие грудного ребенка оказывают массаж и гимнастика. Они улучшают дыхание и кровообращение, тонизируют нервную систему, активизируют обмен веществ, повышают двигательную активность ребенка, оказывают положительное действие на его настроение, сон и аппетит.
Перед тем, как приступать к массажу и гимнастике, надо ознакомиться с техникой этих процедур. Полезные советы по этим вопросам мать может получить у врача-педиатра и медицинской сестры, которые наблюдают ребенка в условиях детской поликлиники. Мы остановимся лишь на общих принципах проведения массажа и гимнастики у детей первого года жизни.
Общий массаж выполняется детям до 6 мес, позже его делают только детям с ослабленными мышцами и дряблой кожей при рахите, гипотрофии (истощении) и некоторых других зат болеваниях. Однако местный массаж (спины, живота) полезен совершенно здоровым детям и во втором полугодии жизни.
Техника массажа бывает разная: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание. Перед массажем ребенка раздевают, укладывают на стол, покрытый вчетверо сложенным байковым одеялом. Поверх одеяла кладут клеенку, а на нее – пеленку. Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, без колец и часов. Нельзя делать массаж руками, если на пальцах длинные ногти, заусеницы, грубые мозоли, гнойнички. Во время массажа желательно поддерживать с ребенком речевой контакт: обращать к нему ласковую речь, улыбаться. Каждое массирующее движение делают неторопливо, плавно и повторяют 2-4 раза. Массаж производят раз в день за 1 ч до еды или через 1 ч после приема пищи. Обязательно учитываются возраст ребенка, его индивидуальные реакции на процедуру. Перед последней необходимо хорошо проветрить комнату. Оптимальная температура в помещении – 22-24 °С.
Техника массажа. Во время массажа рук и ног ребенок лежит на спине. Большой палец своей левой руки мать вкладывает в правую кисть ребенка, придерживая его руку остальными пальцами, правой рукой она делает поглаживающие движения в направлении от кисти к плечу. При массаже левой руки ребенка ее держат правой рукой, а массируют левой. Правую ногу ребенка мать кладет на свою правую ладонь и поглаживает ее левой рукой. Массаж левой ноги осуществляется правой рукой, а левой рукой удерживают ногу ребенка. Коленные суставы на массируют.
Поглаживание – основная форма массажа в грудном возрасте, которую применяют уже с 3-4-й недели жизни ребенка. В первые месяцы полезно поглаживание ладонью передней поверхности грудной клетки, межреберных промежутков кожи и спины. Продолжительность массажа постепенно увеличивают с 1 до 3-4 мин.
С 3-4 мес применяют более энергичные формы массажа – растирание, разминание и похлопывание. Растирать ребенка можно одной или двумя ладонями, производя продольные либо круговые движения. Разминать мышцы удобно тремя пальцами – указательным, средним и безымянным, делая поступательные и круговые движения.
Массаж целесообразен перед гимнастическими упражнениями и после них. Нельзя делать массаж при гнойничковых и других распространенных заболеваниях кожи у ребенка, а также при острых заболеваниях организма.
Правила гимнастики для новорожденных
Гимнастику можно начинать, когда ребенку исполнится полтора месяца. Для детей грудного возраста приемлемы три вида движений – рефлекторные, пассивные и активные. Рефлекторные движения являются реакцией на изменения положения тела, конечностей или головы, на раздражение кожи (например, легкое щекотание). Пассивные движения ребенок совершает не по своей воле, а благодаря усилиям матери, приводящей в движение руки, ноги, туловище, голову малыша в соответствии с задачами гимнастики. Активные же движения ребенок выполняет самостоятельно, в процессе гимнастических упражнений, проводимых по определенной системе.
До 3 мес у ребенка сохраняется характерное для этого возраста повышение тонуса (напряжение) сгибательных мышц рук и ног, поэтому пассивные движения противопоказаны, но допустимы движения рефлекторные. Так, когда ребенка кладут на живот, он рефлекторно поднимает голову и верхнюю часть туловища. Если положить младенца на живот с согнутыми ногами, а затем приставить ладонь к его стопам, он будет рефлекторно разгибать ноги и продвигаться вперед (рефлекторное ползание).
Весьма просто вызвать двигательные рефлексы на звуковые и зрительные раздражения, например на большую погремушку. Движения игрушки вправо, влево, вверх обусловливают соответствующие движения головы и туловища ребенка, лежащего на животе или спине. Можно сделать так, чтобы малыш пополз за игрушкой. Например, ребенок лежит на животе с полусогнутыми ногами, которые упираются в ладонь матери. Мать кладет игрушку недалеко от него и словами «достань игрушку» стимулирует ползание. В дальнейшем, когда ребенок научится ползать самостоятельно, этот двигательный акт стимулируется при помощи яркой игрушки, которую мать кладет в манеже на расстоянии 50-60 см от него так, чтобы игрушка была в поле зрения малыша.
Развитие хватательного рефлекса
Для развития хватательных движений мать прикасается игрушкой к ладони ребенка, вызывая хватательный рефлекс. Это упражнение можно делать при положении ребенка на животе или спине. Укреплению мышц ног в возрасте 3-5 мес способствует пританцовывание: мать поддерживает стоящего ребенка под мышки и несколько раз (3-4) приподнимает его и опускает ножками на поверхность стола. Ребенок при этом рефлекторно упруго отталкивается, как бы пританцовывая. К рефлекторным движениям относится также поворот со спины на живот, осуществляемый с помощью матери. Для этого она удерживает снизу голени ребенка левой рукой, в указательный палец правой руки вкладывает в кисть левой руки ребенка (он рефлекторно сжимает палец матери). Затем мать осторожно переворачивает младенца со спины на живот.
Начиная с 3-4-го месяца жизни ребенка в комплексы пассивных движений постепенно включают движения активные. Так, в 3 мес полезны такие активные движения, как скрещивание рук на груди и отведение их, сгибание и разгибание ног и рук. Допустимы и такие активные движения, как «скользящие» шаги: ребенок лежит на спине, а мать поочередно сгибает и разгибает его ноги, которые скользят своими внутренними поверхностями одна о другую.
В 4-6 мес ребенок пытается приседать, удерживаясь за руки матери или какой-либо предмет, с 5-6 мес дети могут садиться, опираясь лишь слегка, или даже самостоятельно. В этот период мать должна всячески поощрять ползание ребенка, для чего удобен небольшой манеж с твердым дном. Вначале с помощью взрослых, а затем самостоятельно ребенок поворачивается с живота на спину и наоборот.
Развитие навыка ходьбы
Целый ряд упражнений подготавливают ребенка к устойчивому стоянию и ходьбе. Они выполняются с 8 до 12 мес. В это время дети довольно хорошо стоят, делают первые неуверенные шаги. Свободная, уверенная ходьба вырабатывается на втором году жизни. К таким упражнениям относится вставание на ноги из положения сидя или лежа: мать берет ребенка 7-8 мес под мышки и ставит его на ножки, через несколько секунд она возвращает его в положение сидя или лежа. Необходимо, чтобы ребенок, находясь в вертикальном положении, хорошо упирался ножками. Это упражнение повторяют несколько раз в течение дня. Полезно доставать игрушку, находящуюся выше сидящего ребенка. При этом он встает. Упражнение можно повторять, меняя игрушки.
Укреплению мышц спины и брюшного пресса способствуют наклоны туловища. Это упражнение выполняется в положении ребенка стоя, мать стоит сзади, лица обоих обращены в одну сторону. Удерживая ребенка обеими руками за переднюю часть ног и живот, мать чуть наклоняет туловище малыша и в это время убирает ту руку, которая располагается на животе. Ребенок при этом наклоняется, рефлекторно напрягая мышцы спины и брюшного пресса, а затем выпрямляется. Упражнение повторяют 3-4 раза.
Существует и много других упражнений для физического развития ребенка. Родители, однако, не должны добиваться, чтобы ребенок преждевременно садился, стоял, ходил, так как возможны искривление ног и позвоночника, деформация грудной клетки.
|