Автофокусировка canon. Сфокусируйтесь и поменяйте композицию - но сделайте это корректно. Когда нужно использовать следящую фокусировку

Автофокуса. Однако точная и быстрая фокусировка немыслима без умения фотографа работать с точками и зонами фокусировки. Часто приходится снимать детей или животных, которые то и дело «убегают» из фокуса. А иногда требуется очень точная фокусировка: например, на глазах модели при съёмке портрета.

Как заставить камеру сфокусироваться в нужном месте?

Как работать с точками фокусировки в различных съёмочных ситуациях? Как заставить фотоаппарат взять в резкость то, что нужно? Давайте разберёмся.

Фотографу важно помнить, что камера - механизм хоть и очень совершенный, но разумом не наделённый. Автоматика аппарата может распознавать тип снимаемой сцены благодаря датчику экспозамера и соответствующим образом работать с фокусировкой. Тем не менее фотоаппарат не может быть в курсе всех творческих идей фотографа - он не знает точно, на что именно в кадре вы хотите сфокусироваться.

Как заставить аппарат сфокусироваться в нужном месте? Камере нужно указать на ту точку, которая должна находиться в фокусе. Сделать это можно путём выбора зон и точек фокусировки. Выбор точек фокусировки доступен как при работе с покадровым автофокусом AF-S, так и с непрерывным AF-C.

Как выбрать нужный режим зоны автофокуса?

На камерах начального уровня (Nikon D3300, Nikon D5500) выбор режимов зоны автофокуса осуществляется через меню, вызываемое кнопкой i. В соответствующем пункте нужно просто выбрать оптимальный вариант.

Рассмотрим варианты работы с точками фокусировки. Каждый из них выгоден в определённых съёмочных ситуациях.

Одноточечная автофокусировка

Наведение на резкость происходит по одной-единственной точке фокусировки, которую выбирает сам фотограф с помощью мультиселектора. Режим одноточечной АФ (автоматической фокусировки) даёт ему полный контроль над наводкой на резкость. Этот режим особенно удобен для статичных сюжетов. К ним относятся пейзажи, натюрморты и портреты, если человек стоит на месте, позирует нам.

Режим одноточечной фокусировки обычно используют по умолчанию продвинутые и профессиональные фотографы. Он даёт отличные результаты при работе со светосильной портретной оптикой: когда мы снимаем ею на открытых диафрагмах, глубина резкости будет крайне мала. Следовательно, малейшая погрешность с фокусом грозит тем, что кадры будут попросту нерезкими.


Если нужна точная фокусировка со светосильной оптикой, то легче всего добиться её при работе в режиме одноточечной АФ.

Но у этого режима есть и минусы. Если в кадре присутствует быстрое движение (резвящиеся дети, животные, спортсмены), мы можем не успеть выбрать нужную точку фокусировки, и снимаемый объект просто «убежит» из фокуса. Это справедливо даже для съёмки с непрерывным автофокусом AF-C , ведь при ведении объекта он может легко уйти за пределы выбранной точки фокусировки, и резкость будет потеряна. В таких случаях пригодятся следующие режимы зоны АФ.

Динамическая АФ

Этот режим доступен только при следящей фокусировке (AF-C). В нём мы выбираем основную точку фокусировки так же, как и при одноточечной АФ. Но при фокусировке камера учитывает и информацию с других, соседних точек фокусировки. Таким образом, если объект ушёл из вашей основной точки фокусировки, камера всё равно будет за ним следить, опираясь на данные других датчиков.

Все современные зеркальные аппараты Nikon, кроме самого простого Nikon D3300, позволяют выбирать, сколько точек фокусировки будет задействовано в слежении за объектом - датчики на всей площади кадра либо расположенные рядом с выбранной фотографом точкой. Чем меньше точек будет задействовано, тем аккуратнее будет фокусировка, но тем проще потерять снимаемый объект из резкости. И наоборот: чем больше задействовано датчиков, тем сложнее будет потерять объект из резкости, но тем большие погрешности могут возникнуть при фокусировке.

Динамическая АФ отлично подходит для съёмки быстро движущихся объектов. Например, птиц в полёте.

При работе с динамической АФ не стоит забывать, что главной точкой фокусировки всё равно будет та, которую выбрали вы. Так что для наиболее точной фокусировки нужно стараться держать её на снимаемом объекте, не давая ему уходить далеко от неё.

3D-слежение

Этот метод, в отличие от предыдущего, позволяет перемещать активную точку фокусировки прямо вслед за нашим героем автоматически.

При следящей фокусировке AF-C фотограф выбирает нужную точку автофокуса. После этого, если объект перемещается, камера использует метод 3D-слежения, перемещая вслед за ним и точку фокусировки. Таким образом, вы не потеряете из резкости даже очень быстро двигающийся объект. Самое главное, чтобы объект не покидал пределов кадра. В противном случае на нём придётся фокусироваться заново.

При 3D-слежении камера регистрирует цвета в исходной точке фокусировки и в дальнейшем следит за их перемещением в кадре. Поэтому 3D-слежение наиболее эффективно тогда, когда снимаемый объект отличается по цвету от фона. В противном случае 3D-слежение может не дать желаемых результатов, и фокусировка будет «перескакивать» на сходные по цвету объекты. Тогда стоит воспользоваться режимом динамической или групповой АФ.

Групповая АФ

В продвинутых моделях фотокамер Nikon (начиная с Nikon D750) есть возможность выбрать для наведения на резкость не одну точку, а сразу группу одновременно активных точек. Одноточечная АФ позволяет точно навестись на резкость, но порой важнее не точность, а скорость. Фокусировка по группе точек хорошо подойдёт для репортажных съёмок, съёмок движения. Она пригодится и там, где пасует метод 3D-слежения (когда объект и фон примерно одного цвета, при работе в слабо освещённом помещении).

Съёмка динамичных сцен в условиях слабого освещения - настоящее испытание для фотографа. Режим групповой АФ хорошо подходит для таких условий.

Автоматический выбор зоны АФ

Включив этот режим, вы позволите автоматике фотоаппарата самостоятельно решать, в какой точке кадра нужно сфокусироваться. Но учтите: автоматика не знает, что конкретно вы хотите взять в фокус. Её мнение с вашим может не совпадать. Обычно автомат предпочитает фокусироваться на расположенных ближе всего к камере объектах. Не факт, что таковыми станут ваши герои. Для корректной работы автоматической зоны АФ важно, чтобы снимаемый объект выделялся контрастом, яркостью относительно фона. Желательно располагать объект ближе к центру кадра. Также не стоит перекрывать объект съёмки каким-то передним планом (например, снимать портрет сквозь ветви цветущего дерева) - в таком случае фокусировка будет то и дело «убегать» на передний план.

Режимы зоны фокусировки, доступные при работе через Live View

Мы знаем, что в режиме Live View работает совершенно иной тип фокусировки - контрастный. Поэтому в этом режиме вы не найдёте привычных режимов работы с точками фокусировки. Здесь имеется ряд своих интересных режимов, подчас открывающих перед фотографом новые возможности.

Одним из достоинств контрастной фокусировки в режиме Live View является то, что мы можем сфокусироваться по любой области кадра, даже на самом краю. Для этого достаточно переместить в нужное место кадра область фокусировки с помощью мультиселектора, а в камерах с сенсорным дисплеем (например, Nikon D5500) - простым касанием. В фотокамерах Nikon мы можем задать определённый размер области фокусировки.

  • Нормальная область АФ представляет из себя маленький прямоугольник, по которому и происходит фокусировка. Поскольку площадь прямоугольника мала, фокусировка будет очень точной. Этот режим, как и режим одноточечной АФ, при работе через видоискатель, отлично подходит для съёмки статичных сюжетов.

Nikon D810 / Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
При фотографировании с малой глубиной резкости точность фокусировки должна быть идеальной. Режим нормальной зоны АФ будет отличным выбором при таких съёмках.

  • Широкая область АФ подойдёт для более быстрой, но более грубой фокусировки: наводка на резкость происходит по той области, которая крупнее. Режим широкой области АФ можно применять там, где в приоритете скорость фокусировки - при съёмке репортажа, записи видео.

Режим широкой АФ уместен при съёмке кадров с большой глубиной резкости, при работе на закрытых значениях диафрагмы. В таких ситуациях идеальная точность фокусировки не требуется - большая глубина резкости нивелирует огрехи фокусировки.

Кадр с большой глубиной резкости. В данном случае вполне возможна фокусировка по широкой зоне АФ.

АФ с приоритетом лица - функция, доступная только при контрастной фокусировке. Она станет идеальным решением при съёмке людей. Автоматика сама распознает лицо в кадре и дальше будет за ним следить, даже если герой будет перемещаться. Эта функция хорошо подходит для съёмки репортажа, для работы с универсальными зум-объективами. Но если вы снимаете светосильной портретной оптикой, для идеально точной наводки на резкость я советую пользоваться режимом нормальной области АФ. В сочетании с режимом непрерывной фокусировки AF-F АФ с приоритетом лица подойдёт и для динамичных сюжетов с участием людей (допустим, спортивных состязаний), ведь камера сама будет держать лицо человека в резкости.

Если в кадре присутствует несколько лиц, аппарат по умолчанию будет фокусироваться на ближайшем из них. Чтобы выбрать для фокусировки другое лицо, воспользуйтесь кнопками мультиселектора.

Сложности могут начаться, если человек периодически отворачивается от камеры или вы вообще снимаете его со спины. Такое часто бывает при репортажной съёмке, съёмке спортивных мероприятий. Если в кадре камера не найдёт лиц, фокусировка будет происходить так же, как и в режиме широкой области АФ - по большому прямоугольнику.

Ведение объекта - ещё одна интересная функция, доступная в режиме Live View. Во многом она напоминает режим 3D-слежения. В режиме ведения объекта вам сначала необходимо совместить область фокусировки со снимаемым объектом и нажать центральную кнопку мультиселектора. Теперь камера будет следить за перемещениями объекта в кадре.

Интересно, что слежение за объектом может осуществляться как в режиме покадрового автофокуса AF-S, так и в режиме непрерывной фокусировки AF-F. В режиме AF-S аппарат будет держать выбранный объект в рамке фокусировки, но на резкость наводиться станет лишь по вашей команде - при полунажатии на кнопку спуска. В режиме AF-F фокусировка будет вестись постоянно. Он отлично подойдёт для съёмки динамичных сюжетов! Важно помнить лишь о том, что фокусировка в режиме Live View более требовательна к свету, нежели обычная. В условиях плохой освещённости лучше пользоваться обычной фокусировкой через видоискатель.

Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности - свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net . Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Многие фотолюбители, получив новую камеру, сразу же начинают использовать её по назначению – снимают всё и помногу. Спустя какое-то время и сотни снимков, некоторые начинают задумываться о том, как их камера работает. Для многих настоящим открытием становится возможность использования контроля автофокуса.

Фокус – один из самых креативных инструментов в фотографии. Это сила, способная привлечь внимание ваших зрителей к одному конкретному объекту из всего окружающего мира, и это просто невероятно. Ниже вы найдёте несколько советов, которые помогут вам взять под контроль автофокус вашей новой камеры. Они подходят и для зеркальных, и для беззеркальных камер, но названия пунктов меню могут варьироваться от модели к модели.

Камеры не фокусируются на объектах

Первое, что вам поможет понять автофокус – это осознание того, что камеры не фокусируются на деревьях, или баскетболистах, или горах, или каком-либо объекте вообще. Камеры фокусируются на определённом расстоянии, и всё, что располагается от камеры на этом расстоянии, будет в фокусе. Если человек, находящийся в двух метрах от камеры, в фокусе, то в фокусе будут и все остальные объекты, расположенные на этой дистанции. Взяв в руки новую камеру, и нажав наполовину кнопку спуска затвора для фокусировки, вы увидите в видоискателе множество подсвеченных квадратиков (или точек – в зависимости от модели камеры). Это не означает, что камера сфокусируется на всех этих точках, эта индикация лишь показывает, какие объекты в данный момент попадают в поле зрения камеры. Часто бывает так, что большинство этих квадратов (или точек) не попадают на объекты, на которых вы хотели бы сфокусироваться. Давайте разберёмся с тем, как это исправить.

Камера фокусируется на определённой дистанции и всё, что расположено на этой дистанции будет в фокусе. На этой фотографии камера сфокусировалась в области, где расположена морда собаки. Так как девочка находится позади этой дистанции, её изображение не в фокусе.

Режим области фокусировки: Одиночный или Ручной

Для того чтобы добиться совпадения фокуса с объектами, на которых вы хотели бы сфокусироваться, вам нужно изменить режим области фокусировки. Настройки по умолчанию дают вам все эти квадраты (точки), загорающиеся в случайном порядке. Изменив режим области фокусировки на Одиночный или Ручной, вы сможете выбирать в какой области видоискателя должна быть выбрана точка автофокусировки. Выбор области будет доступен при помощи кнопок со стрелками или диска на камере. На некоторых моделях камер, чтобы получить доступ к возможности изменять точку фокусировки, вам сначала нужно будет нажать специальную кнопку.

Выберите область фокусировки AF-S

Выбирая точку фокусировки, вы можете выбрать дистанцию, на которой камера сфокусируется

Если вы предоставите камере возможность самостоятельно выбирать область фокусировки, то вы не сможете предсказать, где она сфокусируется

Режим фокусировки: One Shot или AF-S

Получив контроль над областью фокусировки камеры, вам следует выбрать режим фокусировки. В большинстве камер по умолчанию устанавливается режим, который определяет: движется объект в кадре или нет, и в соответствии с этим настраивает фокусировку. Такой режим может называться AF-A, или AFF или AI Focus. Однако, у этого режима есть минус. Например, когда мы фокусируемся в одном месте, а затем перемещаем камеру для изменения композиции, этот режим автофокусировки интерпретирует перемещение камеры, как движение объекта съёмки, и настраивает фокус в соответствии с этими данными. В результате объект съёмки на изображении может получиться нерезким. Так что использовать этот режим нужно очень осторожно.

Чтобы получить резкие изображения в большинстве случаев, предпочтительнее использовать покадровый режим автофокусировки, чаще всего называющийся AF-S. В этом режиме камера фокусируется на точке в видоискателе, и сохраняет фокусировку на ней до тех пор, пока вы удерживаете кнопку спуска затвора полунажатой. Фокусировка не изменяется даже при перекомпоновке кадра. Этот режим фокусировки позволит вам получить гораздо больший процент резких снимков.

В этом кадре объекты двигались в сторону камеры или удалялись от неё, так что режим AF-C / AI Servo сработал очень хорошо

Другой режим фокусировки AF-C или AI Servo предназначен для съемки движущихся объектов, которые могут стать ближе или дальше от камеры. Используя этот режим, вы должны быть уверены, чтобы сохраняете точку фокусировки на движущемся объекте. Даже если вы удерживаете точку фокусировки на глазах вашей модели, этот режим не рекомендуется для портретной съёмки, так как камера будет постоянно немного корректировать фокусировку, ожидая движения вашего объекта съёмки, что, как правило, приводит к недостаточно резким изображениям.

В этом кадре моя модель сидела неподвижно, так что режим AF-S / One Shot подошёл идеально

В некоторых камерах вы можете найти и другие режимы фокусировки, например, 3D-слежение и распознавание лица и т. д. Они могут показать хорошие результаты в некоторых ситуациях. Но большую часть времени AF-S / One Shot будет лучшим выбором для вас.

Не все точки фокусировки, которые вы видите в видоискателе своей камеры, одинаково эффективны. Центральная точка фокусировки обычно является более точной. Она более чувствительна, и может реально сделать работу лучше, чем точки, расположенные во внешних областях. Центральная точка всегда перекрёстного типа, а значит, в условиях низкой освещённости она работает лучше. Кроме того, ваш объектив в центре светлее, что также делает процесс фокусировки более простым и точным.

В подобной ситуации камере будет сложно сфокусироваться на тёмных лицах людей на переднем плане, так что фокусировка по центральной точке будет отличным вариантом

Режимы и настройки фокусировки фотоаппарата легко могут ввести в заблуждение новичков. Въедливое изучение инструкции по эксплуатации камеры может быть весьма утомительным. К тому же оно не всегда может дать должный результат с первого раза. С чего же начать освоение режимов фокусировки? Давайте разберем основы и сделаем процесс изучения режимов фокусировки камеры более простым.

Фотография выше иллюстрирует самый важный аспект при принятии решения о режиме фокусировки – осознанный выбор. Я осознанно сфокусировался на ближайшем ко мне глазе модели. Не на ее руке на переднем или заднем плане. И уж точно не на фоне. Я выбрал именно то, что я хотел бы сделать самым резким на фотографии. Не камера приняла это решение, а я. В этом заключается секрет выбора режима фокусировки – осознавать свой выбор.

Отталкиваясь от этого принципа, мы пройдемся по режимам фокусировки, доступным в вашей камере, и посмотрим, какой из них будет лучшим выбором в той или иной ситуации.

Прежде всего, нам нужно будет рассмотреть три взаимосвязанных аспекта:

A) Существующие режимы фокусировки – такие как Покадровый (Single) или Непрерывный (Servo / Continuous).

B) Как вы активируете автофокус (AФ):

  • Нажатием и удержанием кнопки спуска затвора, или
  • Нажатием кнопки . Так называемый Метод фокусировки задней кнопкой.

В данном случае ваш выбор определит, как вы будете использовать Покадровый или Непрерывный режим автофокуса.

С) Выбор области АФ – как будут сгруппированы выбранные вами точки АФ.

В фотографиях с малой глубиной резкости вы должны четко выбирать точку для фокусировки. Ваше решение должно быть осознанным на каждой стадии создания снимка.

Режимы фокусировки

Независимо от того, камеру какого производителя вы используете – Canon , Nikon , Sony , Fuji , Pentax или Olympus – режимы фокусировки можно разделить на три типа:

  • Ручная фокусировка – Всю работу по фокусировке камеры вы делаете самостоятельно.
  • Покадровая фокусировка (Single / One-shot focusing mode / AF-S ) – Лучший выбор для съемки статичных объектов: камера фокусируется и блокирует фокус.
  • Непрерывная фокусировка (Servo / AI Servo / Continuous focusing mode / AF-C ) – Лучший выбор для съемки движущихся объектов – камера непрерывно настраивает фокус.

Выбор между Покадровым и Непрерывным режимом фокусировки становится более удобным при использовании метода Фокусировки задней кнопкой, к которому мы еще вернемся.

Выбор области АФ может изменяться от отдельной точки, до их объединения в области. Варианты такой группировки варьируются в зависимости от марок и моделей камер. Выбор области АФ влияет на то, как быстро автофокус сможет сфокусироваться на конкретной области изображения, выбранной вами.

Ручная фокусировка

По сравнению с различными режимами автофокусировки, ручная фокусировка крайне проста – вы вращаете фокусировочное кольцо до тех пор, пока объект съемки не будет в фокусе. Вот и все.

Ручная фокусировка предпочтительна в нескольких случаях:

  • При видеосъемке, когда вы не можете использовать автофокус. Хотя, сейчас на рынке и появляется все больше моделей, поддерживающих автофокус при записи видео, автофокусировка в них не всегда работает корректно. Так что для видеосъемки ручная фокусировка все еще актуальна.
  • Фотосъемка архитектуры, продуктов питания и других статических объектов, при которой вы, скорее всего, будете работать со .

Камеры предлагают различные способы помощи при фокусировке в ручном режиме. Например, вы можете увеличивать изображение на ЖК-дисплее в режиме Live View или воспользоваться функцией focus peaking (функция ярко-контрастного выделения краев сфокусированного объекта). Если вы планируете использовать ручную фокусировку, проверьте, что в этой области вам может предложить ваша камера.

Покадровая фокусировка (Single / One-shot focusing mode / AF-S)

В режиме покадровой фокусировки камера фокусируется и останавливается. Фокус блокируется до тех пор, пока вы удерживаете нажатой кнопку спуска затвора. Если вы решите перефокусироваться, вам нужно будет снова активировать , нажав кнопку спуска затвора или кнопку AF-ON еще раз.

Этот режим автофокусировки – полная противоположность Непрерывного автофокуса, в котором камера постоянно подстраивает фокусировку.

Интеллектуальная фокусировка / AI Focus (Canon) — Автоматический / AF-A(Nikon)

В этом режиме камера использует покадровую фокусировку, если в снимаемой сцене нет движения. Как только движение появляется, камера переключается на непрерывную фокусировку.

Как вы активируете автофокус?

Вы можете заблокировать фокус, используя кнопку спуска затвора или

Вы можете заблокировать / активировать фокус с помощью кнопки AF-ON.

Выбор между этими двумя способами запуска и блокировки автофокуса определит, какой режим фокусировки больше подходит для вашего стиля съемки.

Фокусировка кнопкой спуска затвора

Самый распространенный способ запуска и блокировки автофокуса – нажатие до половины кнопки спуска затвора.

Побочный эффект этого способа заключается в том, что теперь ваш метод фокусировки связан со срабатыванием затвора камеры. Если задуматься, то время, затраченное на то чтобы сделать снимок, на самом деле не связано с фокусировкой. Это отдельные процессы.

Фокусировка задней кнопкой (ФЗК) / Кнопка AF-ON

При помощи кнопки AF-ON вы можете разделить функции фокусировки и съемки кадра. Тем самым освободив кнопку спуска затвора от функции старта и блокировки автофокуса.

Проверьте инструкцию к своей камере, чтобы выяснить, какие пользовательские настройки позволяют переназначить функцию старта и блокировки автофокуса на кнопку AF-ON.

При выборе метода фокусировки задней кнопкой – как правило, с помощью кнопки AF-ON – изменится способ запуска и блокировки автофокуса. Вместо того чтобы наполовину нажимать кнопку спуска затвора для старта и блокировки автофокуса, вам нужно нажать кнопку AF-ON, а когда камера сфокусируется – отпустить ее, заблокировав тем самым автофокус.

Обычно при ФЗК используется непрерывная фокусировка в сочетании со стартом / блокировкой автофокуса при помощи кнопки AF-ON. Таким образом, вы можете постоянно отслеживать движение, и открыть затвор в нужный момент. Или вы можете снимать портреты (или неподвижные объекты), блокировав автофокус, просто отпустив кнопку AF-ON. Проще говоря, чтобы снять портрет, вы активируете автофокус нажатием кнопки AF-ON, а когда камера сфокусируется, отпустите кнопку AF-ON. Камера не будет перефокусироваться до тех пор, пока вы не активируете автофокус снова.

В некоторых случаях такой метод имеет определенные преимущества.

Например, если вы фотографируете мероприятие, на котором вручаются награды, а награждаемые каждый раз стоят в одном и том же месте, метод ФЗК работает очень хорошо – вам нет необходимости каждый раз перефокусироваться, поскольку камера и объектив сфокусированы в той же точке, что и перед этим. Кроме того, вам не придется постоянно держать палец на кнопке AF-Lock, потому что при ФЗК, фокус блокируется, когда вы отпускаете кнопку AF-ON.

В этом и заключается элегантная простота использования метода ФЗК. Тем не менее, как бы я ни старался, я не смог привыкнуть к этому методу, так что я по-прежнему использую кнопку спуска затвора для блокировки и удерживания автофокуса.

Выбор области АФ

Все камеры позволяют группировать точки автофокуса в области, как альтернативу использования одной точки AФ. Как будут располагаться области автофокусировки, и сколько в них будет входить точек фокусировки – зависит от конкретной модели камеры. Загляните в инструкцию к вашей камере, чтобы уточнить этот момент.

Выбор точки или области зависит от того, какие датчики автофокуса используются в вашей камере: крестообразного типа или нет.

Датчики крестообразного типа способны фокусироваться как на горизонтальных, так и на вертикальных линиях. Обычно лишь несколько датчиков в центре – датчики крестового типа.

Это обстоятельство следует учитывать при выборе точек AФ.

Именно поэтому датчики АФ, лежащие за пределами центральной области, во многих случаях не так уж легко использовать. Конечно, в этом случае отличным вариантом может показаться блокировка автофокуса с последующей перекомпановкой кадра. Но и у этой техники есть недостатки.

Вернемся к идее осознанного выбора:

Если вы фотографируете сцену с движущимися объектами, особенно такую, где объекты двигаются беспорядочно, лучше выбрать область, а не отдельную точку автофокусировки. Такой выбор также может быть полезным, если вы позволяете камере самостоятельно выбирать точку автофокусировки.

Для съемки портретов предпочтительнее использовать фокусировку по одной точке и самостоятельно выбрать точку, где бы вы хотели сфокусироваться. Обычно это глаза модели, или ее ближайший к вам глаз.

Если бы при съемке фотографии, размещенной в самом начале статьи, я бы выбрал область АФ, а не конкретную точку, то, скорее всего, в фокусе была бы ближайшая к нам рука. Не самый лучший выбор. Так что решение о том, где фокусироваться, должно было остаться за мной.

Блокировка фокуса и перекомпоновка кадра

Если объект съемки находится не в центре, то у вас есть два варианта чтобы сфокусироваться и блокировать фокус:

  • Использовать соответствующие, нецентральные точки автофокусировки (но если они окажутся не крестового типа, вы можете столкнуться с некоторыми проблемами), или
  • Сфокусироваться по центральной точке, блокировать фокус и перекомпоновать кадр.

Еще одна ситуация, когда вы можете использовать технику блокировки фокуса и перекомпоновки кадра – когда в сцене присутствует сильное контровое освещение, и камера испытывает затруднения с автоматической фокусировкой. Фотография ниже – типичный пример такого случая:

Эту фотографию я снимал прямо против солнца, и чуть было не ослеп от яркого света и заливающего глаза пота – так что мне пришлось сделать серию снимков, немного перемещаясь в сторону. Все это было проделано для того, чтобы быть уверенным в том, что я получу хотя бы несколько четких снимков.

Я предварительно сфокусировался на паре, затем заблокировал автофокус и перекомпоновал кадр. Глубины резкости на f/7.1 для этой фотографии было достаточно, чтобы исключить любую ошибку фокусировки, вызванную перекомпоновкой кадра.

Так мы подходим к потенциальной проблеме техники блокировки фокуса и перекомпоновки кадра – когда вы перемещаете камеру, изменяя композицию кадра, вы рискуете слишком сильно сместить плоскость фокусировки.

Если ваш объектив имеет идеально ровную плоскость фокусировки, то как только вы сместите камеру даже на незначительное расстояние с целью изменить композицию кадра, дистанция фокусировки, конечно, останется тем же самым, но плоскость фокусировки сместится вслед за камерой.

Так что, если вы изменили композицию так, что ваш объект теперь находится не в центре кадра, плоскость фокусировки может оказаться чуть позади него. В результате вы получите фотографию, которая выглядит немного размытой (это может выглядеть как результат бэк-фокуса объектива, но причина здесь совершенно иная).

Смещение плоскости фокусировки при использовании метода блокировки фокуса и перекомпоновки кадра не представляет серьезной проблемы, например, при съемке на телеобъектив портрета крупным планом. В этом случае перемещение камеры в сторону от глаз модели для изменения композиции будет незначительно и едва повлияет на плоскость фокусировки, и ГРИП, скорее всего, с легкостью покроет любые незначительные огрехи фокусировки.

Но на открытой диафрагме при использовании широкоугольного объектива это становится потенциально серьезной проблемой: когда вы поворачиваете корпус для изменения композиции, расстояние фокусировки не может оставаться правильным. Это напрямую зависит от того, насколько вы перемещаете камеру, какая у вас есть ГРИП, а также от кривизны фокальной плоскости вашего объектива.

Принимая во внимание это обстоятельство, отличной идеей будет чересчур не увлекаться техникой блокировки фокуса и перекомпоновки кадра.

Если вы уверены, что ваши нецентральные точки АФ достаточно точны – лучше используйте соответствующую точку автофокусировки, вместо перекомпоновки кадра.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Настраивая фотоаппарат перед съемкой, наряду с выдержкой, диафрагмой и значением ISO, нужно настраивать и режим фокусировки.

Фотоаппараты Nikon имеют множество различных вариантов фокусировки. Можно выбирать как режимы, так и области фокусировки.

Режимы фокусировки:

AF-S (auto focus single) — при этом режиме фокусировки камера начинает автоматически наводиться на резкость при нажатой кнопке спуска затвора наполовину. Для того чтобы сфокусироваться еще раз, нужно отпустить кнопку и нажать до половины еще раз. Такой режим подходит для статичных сцен.

AF-C (auto focus continuous) — это следящий режим фокусировки. При зажатой на половину кнопке спуска затвора камера постоянно пытается фокусироваться. Она следит за изменением композиции или движением объектов. Очень удобно использовать этот режим в динамичных сценах.

AF-A (auto focus automatic) — это автоматический режим. Камера сама решает, какой режим фокусировки использовать. Она выбирает между AF-S или AF-C. Многие предпочитают использовать именно этот режим, а начинающие фотографы даже могут не подозревать о наличии других режимов фокусировки.

M (MF — manual focusing) — это ручная фокусировка. Она включается около крепления объектива в камерах с мотором, и в меню фотоаппарата в камерах без мотора. Этот режим предполагает ручную фокусировку путем вращения соответствующего кольца на объективе. Для новичков данный метод фокусировки может показаться сложным, но профессионалы используют в основном именно его. Ручной режим фокусировки является отличительной чертой профессиональных фотоаппаратов от компактов (мыльниц). Автоматическая фокусировка во многих ситуациях срабатывает не правильно, и в таком случае помочь может только ручная настройка.

Снимок демонстрирует точку фокусировки, по которой выполнена наводка резкости.

Внимание: ручной режим предоставляет возможность фокусировки только по одной точке.

Некоторые камеры Nikon имеют встроенный дальномер. Он показывает фотографу, куда вращать кольцо фокусировки для получения наводки по определенному объекту. Многие старые объективы, в которых нет автоматической фокусировки, имеют шкалы наводки на резкость.

Любая ЦЗК камера от Nikon обладает датчиком точности наводки. Он выглядит как зеленый кружок в нижнем левом углу видоискателя. Когда он загорается, то это означает, что по выбранной точке фокусировки резкость нормальная. Этот индикатор является отличным помощником при работе со старыми объективами, например Nikon 100mm F/2.8 Series E MF

В продвинутых камерах имеется точная настройка фокусировки - Release priority и Focus priority . Она доступна в режиме AF-C.

Чаще всего в режиме AF-C доступны следующие настройки:

  1. FPS - частота — для камеры большую важность имеет спуск затвора, чем точность фокусировки. Это получило название Release priority
  2. FPS частота + АФ — для камеры приоритетен спуск, но фокусировка тоже учитывается.
  3. Фокус — для камеры приоритетнее всего фокусировка.

Эти настройки приоритетов определяют то, как будет действовать камера. Она может сначала сфокусироваться, а потом сделать снимок, или делать снимки, не зависимо от качества фокусировки. Также имеется среднее значение.


Примечание:

Более бюджетные модели Nikon не работают в режиме приоритета спуска (Release priority ) в режимах AF-S/AF-C. Они работают в режиме приоритета фокусировки. Такие камеры не могут быстро сделать снимок. Не смотря на то, что кнопка спуска затвора нажата полностью, фотоаппарат не станет фотографировать, пока не будет уверен в том, что наводка на резкость выполнена корректно. Это очень серьезный недостаток, который встречается в любительских камерах Nikon D40, D40x, D3000, D60, D5000, D3100, D3200.

Для борьбы с этим неудобством можно снимать в режиме ручной фокусировки (М). В некоторых объективах имеется режим М/(М/А). Он позволяет при ручной доводке фокуса делать мгновенные снимки.

Примечание 2:

Профессиональные камеры Nikon, снимая в режиме AF-C, работают с приоритетом спуска (Release Priority). Этот режим позволяет делать снимки, нажав полностью на кнопку спуска затвора, не зависимо от того, сфокусировалась камера или нет. В некоторых камерах этот режим встроен по умолчанию.

Live View (живой вид)

В этом режиме фокусировка осуществляется значительно медленнее. Уменьшение скорости фокусировки достигает десятков раз. Режим Live View фокусируется по контрасту. В некоторых камерах имеется два режима фокусировки в Live View. В первом камера фокусируется по контрасту, как в любительских фотоаппаратах. Во втором, во время фокусировки камера отключает режим Live View, фокусируется, делает снимок и снова включает Live View.

Точки и области фокусировки

У каждой камеры имеется различное количество точек и зон фокусировки. За саму фокусировку отвечает модуль, который располагается под зеркалом фотоаппарата. Этот модуль занимается подсчетом фазовых значений и отдает команды на фокусировку. Обычно, модули фокусировки имеют несколько точек, по которым осуществляется расчет фокусировки. К 2012 году у камер Никон встречаются модули с тремя, пятью, одиннадцатью, тридцатью девятью и пятидесяти одной точкой фокусировки. От количества точек зависит удобство использования камеры и точность наводки на резкость.

Работа с точками фокусировки осуществляется в режиме зон фокусировки - AF-area mode .

  • Авто (auto-area AF), автоматическая настройка на резкость по ближайшему объекту, попавшему в зону белого прямоугольника. Фокусировка выполняется по всем доступным точкам.
  • Динамическая фокусировка (dynamic-area AF). Она работает по одной точке, но настройка учитывает значения ряда стоящих около неё точек.
  • По одной точке (Single Point AF). Данный вид фокусировки выполняется только по одной точке.
  • Дополнительные: выбор нескольких зон или 3D-tracking. Эти настойки имеются не во всех камерах.


Фокусировка AF-S по одной точке

Совет:

В любительских и продвинутых камерах имеется программируемая кнопка, на которую очень удобно устанавливать переключение режима фокусировки для быстрой настройки. На профессиональных камерах имеется специальный переключатель режимов фокусировки, что упрощает работу, и делает её более быстрой.

Примечание:

Некоторые камеры могут показывать, по каким точкам была выполнена фокусировка. Точки фокусировки отмечаются квадратными маркерами. Такая функция доступна только в профессиональных (D200, D300) и полнокадровых камерах. Этот режим удобен тем, что точки фокусировки масштабированы, поэтому можно легко оценить качество наводки на резкость. В любительских камерах подобную проверку можно выполнить, увеличив снимок в режиме просмотра и прокрутить селектором его до нужной точки. Иногда камера не показывает, по какой точке была выполнена фокусировка. В таком случае можно использовать программу ViewNX. она поставляется вместе с камерой. На дисплее компьютера можно более детально рассмотреть точки фокусировки.

Примечание:

Некоторые камеры Nikon в автоматическом режиме не дают возможность изменять зону и тип фокусировки. Прочие режимы позволяют настраивать всё так, как надо.


Фокус по одной точке в режиме AF-C

Закольцовка точек фокусировки

Эта функция дает возможность двигать точку фокусировки по кругу. К примеру, если выбрана крайняя правая точка, то для её перемещения, нужно нажать селектор в соответствующем направлении. Эта функция дает возможность ускорить переключение точек фокусировки.

Ширина зоны фокусировки

Некоторые камеры, такие как Nikon D200, позволяют расширять зону фокусировки путем уменьшения точек. К примеру, камера с 11 точками фокусировки переключается в режим 7 точек, но зона фокусировки расширяется (создается 7 широких зон). В видоискателе визуально зоны будут выглядеть шире, что иногда может облегчать фокусировку.

Доводка (юстировка) фокусировки

Случается, что камера ошибочно наводится на резкость, фокусируясь за объектом или перед объектом. Это называется back focus и front focus, соответственно. Для исправления этого недостатка в некоторых камерах имеется подстройка. Такая настройка имеется не во всех камерах. Ей обладают Nikon D300, D7000, D300s, D700, D3(s,x), D800(e), D4.

«Темные» объективы и фокусировка

Практически все камеры от Nikon используют без проблем автоматическую фокусировку только с объективами, диафрагма которых не темнее F/5.6. Об этом можно прочитать в инструкции. С более темными объективами автофокусировка может давать сбои. К примеру, Tamron 28-300mm F/3.5-6.3 XR Di VC LD Asph (IF) Macro при съемке с диафрагмой F/6.3 будет работать не корректно. Также влияет на автофокусировку использование телеконвертеров. Они понижают эффективное значения диафрагмы. Всего несколько моделей могут работать с темными объективами до F8.0, например Nikon D4, хотя и он не гарантирует точность при полностью закрытой диафрагме.

Крестообразные и обычные точки фокусировки

Заметной разницы между крестообразными и обычными точками фокусировки нет, но считается, что крестообразные лучше справляются с возложенной на них задачей.

Подсветка фокусировки

В камерах Никон есть специальная лама, которая помогает выполнять фокусировку в условиях плохой освещенности. Лампа просто подсвечивает объекты, тем самым помогая автофокусировке настраивать резкость. Иногда лучший результат можно получить, используя красный прожектор вспышки.

Примечание:

Многие камеры Nikon не включают подсветку фокусировки, если выбран режим наводки на резкость по одной точке и выбрана не центральная точка.

Такие флагманские камеры Nikon, как Dh, D2hs, D2h, D1, D1x, D2x, D2xs, D3s, D4, D3, D3x не оборудованы лампами подсветки вовсе.


Фокусировка по одной точке в режиме AF-S

Для тех, кому не всё понятно?

Если данный материал сложно осознать, просто переключите свою камеру в AF-A и установите отображение прямоугольной зоны фокусировки. Для ежедневного, домашнего использования автоматический режим будет отлично справляться со своими задачами. Кроме того, в профессиональной съемке не всегда оправдано использование точных настроек.

Вывод:

Использование ручных настроек фокусировки помогает быстрее добиться желаемого результата. Для того чтобы разобраться в разнице работы режимов фокусировки, нужно просто попробовать их все и посмотреть, как они работают и на что влияют.

На основе материалов с сайта:

23.07.2015 12082 Изучаем фотокамеру 0

Многие начинающие фотографы, впервые взяв серьезную камеру в руки, испытывают сложности с настройкой системы фокусировки. А понимание того, что режим автофокуса надо выбирать из условия, что вы фотографируете - порой, приводит в ужас. Сразу хочу отметить, что режимы и настройки автофокуса на разных камерах различных производителей примерно одинаковы. Они могут отличаться названием, местом расположения или по-разному управляться, но принцип везде один и тот же. Так в чём же фокус автофокуса? Давайте разберемся!

Для начала необходимо изучить инструкцию к вашей камеры, раздел "Фокусировка" (именно так он называется в камерах Nikon, у других производителей возможны варианты) и убедиться, что автофокус у вашей фотокамеры включен. На продвинутых камерах есть отдельный переключатель, на котором есть режим M (ручной фокус) и ещё какие-нибудь режимы - разные автофокусы, либо просто AF.

Переключатель режимов автофокуса на корпусе "продвинутой" фотокамеры

Режим М (Manual) работает так же, как работали фотокамеры в доавтофокусном периоде. Если такого переключателя на корпусе у вашего фотоаппарата нет, значит режимы автофокусировки на вашей камере управляются через меню.

Кроме того, на автофокусных объективах со встроенным мотором тоже есть переключатель автофокуса, очень часто с маркировкой M/A - M. Убедитесь, что и объектив находится в режиме автоматической фокусировки. Не путайте тип данный переключатель с режимом автофокуса AF-S, это разные вещи, хоть и называются одинаково.

Переключатель режимов фокусировке на корпусе объектива

Какие бывают режимы автофокусировки

AF-A (Auto) . Полностью автоматический режим, в котором камера "принимает решение" сама, как ей фокусироваться. Этот режим в профессиональных камерах отсутствует, его чаще всего выбирают новички, которые не знают, какой именно режим им нужен.

AF-S (Single) . Режим для статичных, малоподвижных сцен. В этом режиме камера наводится на фокус один раз при половинном нажатии кнопки спуска до середины или на кнопку , если такая есть у вашей фотокамеры. Больше камера не фокусируется, пока вы не отпустите кнопку. Этот вариант предпочтителен при съемке для пейзажей и портретов.

При этом в меню камеры в разделе автофокусировки из значений фокусировка или спуск я бы рекомендовал выбрать "Фокусировка".

AF-C (Continuous) . Режим со слежением, когда камера постоянно отслеживает объект и подстраивает автофокус непрерывно, пока вы не отпустите кнопку спуска. Включается, когда вы кнопку спуска нажимаете наполовину. Этот режим включается при фотографировании спортивных событий и репортажной съемки.

При этом в меню камеры в разделе автофокусировки из значений фокусировка, спуск + фокусировка или спуск я бы рекомендовал выбрать среднее, спуск + фокусировка, а если у вашей камеры есть отдельная кнопка AF-ON, которой вам необходимо привыкнуть пользоваться - то значение спуск.

Выбор режимов фокусировки в меню любительского фотоаппарата

Кроме этого, вам ещё предстоит выбрать тип зоны автофокуса.

Зоны и области автофокуса

Обычно камера предлагает три варианта зон фокусировки, настройка которых осуществляется либо через меню (в камерах начального уровня), либо отдельным рычажком на корпусе продвинутой камеры.

Выбор зоны фокусировки профессиональной камеры

Выбор зоны фокусировки в меню любительской камеры

Белый прямоугольник . Это режим автоматический, камера "сама решает", какие точки автофокуса ей задействовать. Обычно фокусировка производится на ближайший объект. Если вы сомневаетесь, какой режим вам использовать, то выбирайте именно его. В режиме AF-S будут подсвечиваться точки автофокуса, в которых изображение в фокусе, а в режиме AF-C ничего подсвечиваться не будет.

Перекрестие . Это режим динамической зоны, используется при фотографировании движущихся объектов и требует дальнейшей настройки, о которой ниже. Перекрестие работает динамически только в режиме AF-C, в режиме AF-S - это то же самое, что и фокусировка по точке, о которой вы узнаете через чуть ниже. В динамическом режиме вы выбираете точку фокусировки, а дальнейшее поведение системы автофокусировки зависит от выбранной области (точек) автофокуса.

Точка . Вы просто фокусируетесь по выбранной точке, а точку выбираете селектором, которым обычно листаете фотографии или меню фотоаппарата. Очень удобно, когда вы точно знаете, что должно быть гарантировано в фокусе, например, глаза при фотографировании портрета.

Область автофокуса для динамического режима (перекрестие) зависит от конкретной системы фокусировки камеры, а точнее - сколько точек автофокуса доступно в камере. Чем дороже камера, тем больше точек. За управление зонами автофокуса отвечает RGB-сенсор.

Условно области можно разделить на два вида:

Несколько сенсоров (AF-Area). Информация о фокусе поступает не только с сенсора, который вы выбрали, но так же и с окружающих его точек, причем соседние сенсоры в видоискателе никак не подсвечиваются. Например, в моей Nikon D700 можно выбрать зону из 9, 21 или 51 точки. Обычно, чем быстрее что-то движется в кадре, тем больше требуется зона.

3D-tracking. Этот режим на разных моделях применяется с разными зонами фокусировки, обычно - перекрестие или прямоугольник. Как следует из названия, это режим слежения, при этом учитывается не только дистанция до объекта, но и контрастность объекта съемки. Вы селектором выбираете точку фокусировки, фокусируете камеру, а далее фокус начинает следовать за объектом, если он движется, либо вы поворачиваете камеру.

Принципиальная разница между AF-Area и 3D-tracking в том, что в первом случае камера фокусируется на том, что попадает в выбранную зону автофокуса, а во втором - камера смещает зону за объектом, переключая сенсоры автофокуса. От режима AF-S это отличается тем, что AF-S не в курсе, если объект во время кадрирования переместился дальше или ближе.

Кроме того, 3D-слежение может даже заменить выбор одиночной точки фокусировки. Вместо того, чтобы перебирать точки селектором, пока не доберетесь до нужной, можно просто сфокусироваться по центральной в режиме 3D и затем сформировать кадр по вашему желанию - камера при этом будет держать фокус на объекте, перемещая точку фокусировки по точкам. Объекту при этом убежать от автофокуса не получится. Правда, точность фокусировки при этом нельзя гарантировать.

Вот и весь фокус автофокуса. Всего Вам фотографического!

Loading...Loading...