Хромпик разводят водой и пропитывают древесину. Защита древесины народными средствами. Средства для отбеливания

Протравливание древесины - это процесс окрашивания древесины специальными протравами, в результате которого она приобретает более красивый цвет (к примеру, ореха, или чёрного дерева).

Древесина лиственных пород поддаётся протравливанию лучше остальных. А если протравливать хвойные породы, то это далеко не всегда может дать нужный эффект.

Существует два способа, с помощью которых достигается глубокое тонирование:

1. Ручное окрашивание . При этом используется тампон или старая малярная кисть. Для тампона подойдёт полотняная ткань, которая не должна оставлять на обрабатываемой поверхности волокна.

2. Вымачивание в протраве . Чёткого установленного времени, нужного для выдерживания древесины в протраве, не существует. Дело в том, что это зависит от конкретной древесной породы, а также от её влажности и толщины. Поэтому руководствуйтесь собственным впечатлением от полученного цвета.

Перед тем, как будете протравливать древесину, немного увлажните её.

Все составы для протравливания морилки - подразделяются на три группы. Перечислим их и опишем основные принципы работы с ними.

1. Морилки на водной основе . Их разводят так, как написано на упаковке. Прежде чем начать работу, обязательно проверьте тон на ненужном кусочке древесины. Ведь если Вы сделаете тон светлее, чем нужно, то это можно быстро исправить. А вот более тёмный тон осветлить вряд ли удастся. Перед нанесением морилки покройте пол. Для этого подойдут старые газеты. Морилку нужно наносить кистью в том направлении, в каком расположены волокна древесины. Слегка наклоняете мебель или её элемент и начинаете красить сверху вниз. При этом, чтобы состав не лёг пятнами, не стоит брать на кисть очень много морилки.

2. Масляные морилки. Эту разновидность наносят на древесину, после чего мебель должна просохнуть в течение суток. Чтобы тон получился более тёмным, морилку наносят ещё раз. Когда древесина полностью высохнет, нужно отшлифовать её тонкой наждачкой. Потом протираете поверхность тряпочкой, смоченной в скипидаре.

3. Самодельные морилки. Результат от самодельных морилок ничуть не хуже действия покупных. При этом их огромное преимущество - меньшая стоимость. Далее мы расскажем о том, как можно самостоятельно приготовить морилки. Одно общее правило: краска добавляется в воду, а не вода в краску!

Все составы для протравливания очень токсичны, поэтому используйте для защиты специальную одежду и резиновые перчатки. Хорошо, если Вы будете в респираторе.

Итак. Протравами называют красители, необходимые для глубокого тонирования. Их достаточно много. Это медный и железный купоросы, калиевый и натриевый хромпики, марганцовка, сернокислая и хлорная медь, хлористый кальций, аммиак, квасцы, сернокислое и хлорное железо, цинковый купорос и другие.

Марганцовка хороша для усиления бурого или коричневого цвета древесины. Если сделать смесь из марганцовки и сернокислой магнезии в равных пропорциях, получится оптимальный краситель. Такую смесь нужно разбавлять горячей водой. Благодаря красителям на основе марганцовки древесина сначала окрашивается в вишнёвый, а затем в коричневый цвет. Знайте об одной тонкости: под влиянием солнечного света окрашенная таким способом древесина светлеет.

  • Если Вы хотите окрасить строганный шпон в голубой, или чёрный цвет , то его нужно вымачивать в настое железного порошка и дубовых опилок. Для достижения столь интересного эффекта потребуется подождать 5 - 6 дней.
  • Собираетесь получить синюю древесину ? Тогда берёте азотную кислоту, разбавленную водой, и засыпаете туда медные опилки. Доводите эту смесь до кипения и наблюдаете, как медные опилки растворятся. Дайте полученному составу остыть и разведите его в равном соотношении водой. Когда закончите вымачивать древесину, то обильно обработайте её раствором питьевой соды. /li>
  • Для создания коричневой морилки для дуба, ореха или красного дерева понадобятся кристаллы перманганата калия, вандейковского коричневого или орехового пигмента. Их можно приобрести в специальных магазинах. Кристаллы растворяются в тёплой воде.

Анилиновые краски нужны для получения различных оттенков коричневого цвета. Они продаются в порошке и хорошо растворимы в воде, масле или скипидаре. Чтобы сделать тёмную морилку, нужно смешать бисмарковскую коричневую и вандейковскую коричневую краски. Для этого разводите каждую краску в тёплой воде. В каждый из растворов добавляете по капельке уксуса и 7 мл клея. После этого смешиваете их и смотрите на оттенок: если нужен оттенок светлее, то добавляете больше воды.

Благодаря медному купоросу дуб приобретает серо-голубой оттенок, а тон красного дерева приглушается. Разводите кристаллики медного купороса в воде и покрываете древесину. Особенность медного купороса в том, что эффект от его воздействия проявляется лишь после высыхании древесины.

Нашатырный спирт делает древесину дуба ещё более тёмной. Для этой цели подходит 88%-ный нашатырный спирт. Работать с ним нужно крайне осторожно, лучше на свежем воздухе. Помните о том, что смесь на основе нашатыря спустя час теряет свои свойства, поэтому работайте быстро и не замешивайте сразу большое количество смеси. Вообще добавление капли нашатырного спирта в любую морилку полезно для лучшего прилипания краски к древесине.

По окончании работы обязательно проверьте, чтобы тон окраски был равномерным. Ни в коем случае не должно быть неокрашенных мест. Именно поэтому морилку наносят в месте, которое хорошо освещено. В идеале нужно работать при дневном свете.

Процесс протравливания древесины заканчивается покрытием слоем лака, полировки или воском. Это уже зависит только от Вашего желания.

(по книге А.М. Коноваленко)

ОКРАШИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Технология процесса . Древесина различных пород принимает окраску по-разному. Подмечено, что твердые, плотные породы окрашиваются лучше мягких. Так, дуб окрашивается лучше липы, а береза - лучше бука и т. д. Обычно светлую древесину окрашивают в более насыщенные тона; иногда, желая усилить тон, ее протравливают в специальных растворах. Материал, подлежащий крашению, освобождают от пятен и пыли.
Крашение древесины может быть поверхностным и глубоким, а по интенсивности - насыщенным и слабым. Мозаисты применяют в основном глубокое крашение, потому что при высыхании и шлифовании часть поверхностного слоя теряется и текстура светлеет.
Так как большинство химикатов, применяемых для крашения, ядовиты, то при работе с ними необходимо принимать определенные меры осторожности: одевать резиновые (хирургические) перчатки, глаза предохранять очками, травить шпон в специальных ванночках, подальше от продуктов питания и в проветриваемом помещении. Посудой для травления должны быть эмалированные, стеклянные и пластмассовые ванночки. Обычно для этого приобретают фотованночки различной вместимости (рекомендуемые размеры - 50X60 и 50Х100 см).
В раствор опускают по несколько листов материала одной и той же породы. Помещать различные породы древесины в одном растворе не рекомендуется. Для лучшего смачивания в растворе листы шпона перед опусканием в ванночку промывают водой комнатной температуры.
Обычно окрашивают в холодном (комнатной температуры) растворе. Иногда для ускорения крашения раствор подогревают или даже кипятят. В основном так морят мягкие породы (для этого используют оцинкованную посуду с крышкой), которые выдерживают в растворе на слабом огне в течение 2 часов.
При холодном способе окрашивания цвета получаются устойчивые, однотонные; при кипячении некоторые красители разлагаются и цвет их меняется. При горячем травлении легко ошибиться в определении времени кипячения. Чтобы точно определить, как глубоко окрасился шпон, его вынимают пинцетом из раствора, ополаскивают в проточной воде и, отломив кусочек, осматривают окраску среза.
При холодном способе окрашивания древесины предпочтение отдают природным красящим веществам. Красящие пигменты природных красителей светоустойчивы и не разлагаются; при использовании таких красителей исключается образование на поверхности древесины пятнистости. Решающими факторами качественной окраски являются время выдержки древесины в растворе и его концентрация.
Если раствор слабой концентрации и шпон не травится, необходимо увеличить его концентрацию, а время на пропитку уменьшить.
Как при холодном, так и при горячем способе крашения листы шпона рекомендуется размещать в ванночке на металлической подставке (сетке), так как на дне ванночки обычно содержатся осадок красителя и примеси, вуалирующие текстуру шпона.
На чистоту и равномерность окраски большое влияние оказывает предварительная подготовка материала. Для получения наиболее чистых и ярких оттенков листы строганного шпона и некоторые детали перед окраской отбеливают и обессмоливают.
После крашения шпон моют в проточной воде и сушат, периодически переворачивая листы, в чистом помещении, куда не проникает прямой солнечный свет. Когда шпон почти высохнет, его кладут под груз для снятия внутренних напряжений. Чтобы узнать окончательный цвет, перед вырезанием элементов для набора кусочек травленого шпона покрывают лаком и дают ему высохнуть. Использованные растворы процеживают и хранят в темном месте в закрытой стеклянной таре.
Влияние дубильных веществ на окраску . Окрашивание проходит интенсивно лишь тогда, когда порода имеет достаточно дубильных веществ, из которых прежде всего следует выделить танин. Чтобы древесина могла принимать окраску, ее насыщают дубильными веществами. Соединяясь с солями металлов, дубильные вещества придают ей окраску определенного тона. Иногда для насыщения древесины дубильными веществами используют пирогалловую кислоту низкой концентрации (0.2...0.5 %).
Много дубильных веществ находится в коре ивы. Древесина таких пород, как дуб, бук, орех и др. имеет достаточно этих веществ. Наиболее богата танином кора дуба в возрасте 20 лет. Дубильные вещества собираются в коре ствола и на ветвях, но особенно много их в наростах на листьях дуба - галлах. В таких шариках диаметром 10... 15 мм собирается до 60 % дубильного вещества. О наличии танина в дереве свидетельствует окраска листьев, приобретаемая ими осенью.
Для насыщения танином древесины, содержащей мало дубильных веществ, используют эмалированную посуду, куда помещают шпон и толченые галлы (1/3 к массе древесины). Все заливают водой и кипятят в течение 10 мин. После этого древесину вынимают из воды, сушат и смачивают протравой. Если же используют кору молодого дуба, то ее варят несколько минут на среднем огне, затем раствору дают остыть и опускают в него древесину. Через несколько часов листы шпона, сполоснув в чистой проточной воде, помещают в раствор соли металла, необходимой для окраски материала в нужный цвет. Через определенные промежутки времени насыщенность тона контролируют визуально. Лучше всего воспринимает окраску древесина клена, березы, граба, груши, яблони, каштана.
В чистом виде танин - желтоватый порошок, легко растворимый в воде и спирте.
Как и кора молодого дуба, танин продается в аптеках и магазинах, и т. п. В этих же магазинах можно купить и большинство химических препаратов, рекомендуемых для окраски. Часть из них можно приобрести также в магазине и хозяйственных магазинах.

Чтобы определить, есть ли дубильные вещества в древесине, капните на отдельный ее кусочек 5 %-ным раствором железного купороса. Если дубильных веществ нет, древесина после высыхания будет чистой; при наличии дубильных веществ на дереве останется черное или серое пятно.
Ускорить сушку окрашенного шпона можно глаженьем. Для этого регулятор температуры утюга установите в крайнее правое положение и через марлю проглаживайте сначала одну сторону, затем другую и так до тех пор, пока лист не выровняется. Проглаживание делайте без лишнего нажима, но уверенно и быстро. Когда края шпона начнут приподниматься, переверните его на другую сторону. Если же вы упустите этот момент и лист шпона свернется в трубочку, то, чтобы он распрямился, намочите его в воде и продолжайте глаженье.
Рекомендуется под черное дерево имитировать клен, граб, грушу, сливу, под красное дерево - березу, бук, вяз, грушу, ольху, клен, каштан, грецкий орех, черешню, под грецкий орех - березу, белый клен.

КРАСИТЕЛИ И ПРОТРАВЫ

Красители и протравы используются при прозрачной отделке столярных изделий и полуфабрикатов из древесины. В продажу они поступают в виде порошков, растворимых в воде или спирте. В той или иной степени красители обладают светоустойчивостью, ярким цветом, высокой проникающей способностью в поры древесины и легкой растворимостью. Красители для прозрачной отделки бывают искусственного и естественного происхождения.
Синтетические красители . Искусственные (синтетические) красители - сложные органические вещества, получаемые из каменноугольной смолы. Они могут быть водо- и спирторастворимыми. При прозрачной отделке применяются в основном кислотные красители и нигрозины.
Водорастворимый краситель готовят так: к порошку в необходимом количестве (согласно аннотации на упаковке) добавляют горячую (температурой до 90 °С) прокипяченную воду, перемешивая содержимое и следя за тем, чтобы в растворе не оставались сгустки порошка. Затем до установленного объема в массу доливают снова прокипяченную воду и тщательно все перемешивают. При плохой растворимости красителя раствор подогревают (не доводя до кипения), смягчив его добавкой раствора 0,1...0,5 %-ной кальцинированной соды. Для более ровного и глубокого крашения в рабочий раствор рекомендуется вводить 25%-ный раствор аммиака (нашатырного спирта) в объеме, не превышающем 4 % общего объема раствора.
Из водорастворимых красителей можно выделить те, которые имитируют древесину под ценные породы. Так, для крашения в тон красного дерева применяют кислотные красители - темно-красный, красно-коричневый № 1,2, 3, 4, а также красный № 124. Красители № 1 и 4 придают древесине красно-желтый оттенок, остальные - цвет натурального красного дерева светлого и среднего тонов. Для крашения в тон светлого грецкого ореха применяют следующие красители: светло-коричневый № 5 и 7, придающие древесине соответственно золотистый и желтоватый оттенки; кислотный желтый, придающий лимонный оттенок; желтовато-коричневый № 10 и оранжево-коричневый № 122, придающие соответственно желтоватый и оранжевый оттенки. Средний тон грецкого ореха дают такие красители, как кислотный коричневый (красноватый оттенок), орехово-коричневые № 11, 12,13, 14, 16 (от красноватого в первом до желтоватого в последнем номере) и др. Для окрашивания грецкого ореха в темные тона применяют темно-коричневые красители № 5 (сероватый оттенок) и № 8, 9 (соответственно красно-ватый и лиловатый оттенки).
Спирторастворимые красители предназначены для крашения древесины и окрашивания мебельных лаков. По внешнему виду это порошки коричневого и красного цветов различной насыщенности, которые растворяются в спирте и ацетоне. Наиболее часто применяются красный светопрочный краситель № 2 (дает чисто красный тон), красновато-коричневый № 33 (коричневый тон с красноватым оттенком), орехово-коричневый светопрочный № 34 (ровный темно-коричневый тон).
Кислотные красители дают чистые и светоустойчивые цвета. Не вступая в контакт с целлюлозным волокном древесины, краситель окрашивает имеющиеся в ней дубильные вещества и лигнин. При растворении порошка кислотного красителя в водный раствор добавляют небольшое количество уксусной кислоты. Перед окрашиванием древесину обрабатывают 0,5 %-ным раствором хромпика или медного купороса. Раствор кислотного красителя должен быть 0,5... 2%-ной концентрации.
При окрашивании древесины следует учитывать, что в процессе ее шлифования верхний слой окраски снимается. Одновременно с этим удаляется и вуаль красителя. Недостатком водорастворимых синтетических красителей является поднятие ворса на окрашиваемой поверхности, что требует дополнительного шлифования поверхности после высыхания.
Синтетические красители дают яркие и чистые цвета, поэтому их применение в мозаичных работах по дереву ограничено.
Нигрозины окрашивают древесину в черные и синевато-черные тона. В основном их используют для приготовления окрашивающих спиртовых лаков и политур.
К протравам относятся красящие вещества и соли металлов, вступающие в контакт с дубильными веществами. При травлении древесина прокрашивается на значительную глубину в цельном массиве древесины и дает сквозное прокрашивание шпона. Цветовой тон древесины зависит от вида протравы и наличия дубильных веществ в породе (см. табл.). Так, береза имитируется под серый клен; ясень, бук, вяз, вишня, ольха, груша - под красное дерево; яблоня, граб, слива, грецкий орех, белый клен, дуб, бук и груша - под черное дерево и т. д.
Породы, не имеющие дубильных веществ, подлежат насыщению ими. Для насыщения применяют дубильный экстракт, а также резорцин, пирогаллол, пирокатехин и др. Если нет дубильного экстракта, готовят раствор из дубовых опилок и коры молодого дуба

Таблица. Растворы для травления древесины

Порода древесины

Протрава

Концентрация раствора, %

Получаемый цветовой тон

Окрашивание древесины

Марганцовокислый калий

Коричневый

Двухромовокислый калий

Светло-коричневый

Хлорная медь

Синевато-серый

Железный купорос

Светло-коричневый

Коричневый *

Дубовый экстракт (первое нанесение);

железный купорос (второе нанесение)

Железный купорос

Двухромовокислый калий

Коричневый **

Железный купорос

Светло-синевато-серый

Лиственница, сосна

Резорцин (первое нанесение);

Коричневый *

Двухромовокислый калий (второе нанесение)

Окрашивание строганного шпона ***

Лиственница, дуб

Нитрит натрия

Пирокатехин (насыще-ние);

Под мореный дуб

сернокислое железо(пропитка)

*Второе нанесение - через 2...3 ч после первого.
**Двухромовокислый калий наносится дважды; второе нанесение - через 10 мин. после первого
*** В растворе пропитывается вся пачка шпона.

Протравы готовят, растворяя кристаллы химических веществ в воде температурой до 70 °С. При окрашивании протравами древесину (или строганий шпон) окунают в раствор. При значительных размерах окрашиваемой поверхности раствор наносят кистью. Протравное крашение древесины не дает вуали, а толщина окраски получается равномерной.
Естественные красители . В продаже имеются под общим названием бейцев или морилок. Бейц - порошок, а морилка - готовый к применению водный или спиртовой раствор необходимой концентрации. Красящими веществами здесь выступают гуминовые кислоты, окрашивающие поверхность древесины на глубину 1...2 мм. Бейцы и морилки относятся к поверхностным красителям.
Природные красители отличаются стойкостью против света. Они имеют спокойный благородный оттенок, не затемняют текстуру, неприхотливы в приготовлении, удобны при хранении, не токсичны. Их приготовляют из растений, коры деревьев, древесных опилок и т. д. в виде отваров.
Все природные красители можно использовать для массива древесины в основном лиственных пород - дуба, бука, клена, ясеня, березы и т. д. Для этого изделие хорошо шлифуют и располагают с некоторым уклоном к плоскости. Краситель наносят флейцем сначала поперек волокон, затем - вдоль. Повторно краситель наносят лишь после полного высыхания предыдущего слоя. Сушат изделия или предметы вдали от батарей; на них не должны попадать прямые солнечные лучи. После высыхания изделие протирают сукном и для закрепления цвета покрывают восковой мастикой или лакируют.

Светлую древесину можно окрасить в красно-коричневый цвет отваром из шелухи лука, в желтый - из недоспелых плодов крушины, в коричневый - из коры яблони и оболочек грецкого ореха. Если в каждый из перечисленных отваров вы добавите квасцы, то тон окраски усилится. Светлую древесину (в основном лиственных пород) можно окрасить в черный цвет, применив отвар из коры ольхи или вербы.
Строганный шпон из светлой древесины можно окрасить в желтый цвет, применив отвар барбарисового корня. Отвар процедите, добавьте в него 2 % квасцов и снова нагрейте до кипения. Остывший отвар будет готов к применению
Оранжевый цвет получается при применении отвара из молодых побегов тополя с примесью квасцов. Для получения отвара ветки тополя (150 г) прокипятите в 1 л воды, в которую добавлены квасцы, в течение 1 ч. Затем отвар несколько раз профильтруйте и оставьте отстаиваться в открытой стеклянной посуде. Отстаивайте его в светлом помещении в течение недели. После этого он приобретает золотисто-желтый цвет.
Для получения зеленоватого цвета в отвар молодых побегов тополя с квасцами (см. выше) добавьте отвар дубовой коры. Зеленоватый цвет получится, если мелкий порошок медянки (50...60 г) растворить в уксусе, а раствор прокипятить в течение 10... 15 мин. Строганный шпон вымачивайте в горячем растворе.
Для получения черного цвета сок плодов бирючины (волчьих ягод) смешайте с кислотами, для коричневого - с купоросом, голубого - с питьевой содой, алого - с глауберовой солью, зеленого - с поташем.
В растворе марганцовки (перманганата калия) окраска древесины сначала будет вишневой, затем коричневой.
Желтый цвет получает шпон из светлой древесины в растворе хлористого калия (10 г на 1 л воды при 100 °С).
Серый, голубой и черный цвета можно получить, вымачивая строганный шпон в настое дубовых опилок и металлического порошка (или опилок). Раствор готовьте по насыщенности цвета. Шпон выдерживайте в нем 5...6 дней. Если нет опилок, можно применить дубовую и металлическую стружку.
Иссиня-черный цвет мореного дуба получается при настаивании дубового шпона в растворе металлической стружки в древесном уксусе.
В стеклянную емкость влейте азотную кислоту или (смесь соляной и азотной кислот) и воду. Сначала вливайте кислоту, затем воду в соотношении 1:1. К этому раствору добавьте 1/6 часть по массе железной стружки (опилок). Опилки со временем должны раствориться. Снова долейте 1/2 часть по массе воды. На двое суток раствор поставьте в теплое место, после чего светлую часть слейте в стеклянную посуду с притертой пробкой. В этом растворе дуб окрасится под, а все остальные породы - в серый цвет.
Если березу или клен покрыть раствором пирогалловой кислоты и, дав высохнуть, покрыть еще водным раствором хромового калия, то получится синий цвет.
В древесный уксус всыпьте металлические опилки. Посуду плотно закройте притертой пробкой или крышкой и поставьте в теплое место. Через некоторое время раствор можно использовать в качестве древесно-уксусно-кислого железа. В смеси с сульфамином такой свежеприготовленный раствор дает древесине зеленую окраску, а с уксусно-кислым кобальтом - желто-красную.
Разбавьте азотную кислоту водой и всыпьте туда медных опилок. Нагревая эту смесь до кипения, вы заметите, что опилки растворились. Остывший состав снова разведите водой (1:1); вы получите готовый краситель. Листы строганного шпона окрасятся в нем в синий цвет. После вымачивания древесину следует нейтрализовать раствором питьевой соды.
50...60 г медянки измельчите в порошок, который затем растворите в небольшом количестве уксуса. К раствору добавьте 25...30 г железного купороса и введите в него 2 л воды. Состав прокипятите в течение 0,5 ч. Получится раствор зеленого цвета, который следует использовать в горячем виде
В серной кислоте растворите кристаллы двухромовокислого калия и добавьте туда воды (1:1). В таком растворе породы будут окрашиваться в желтый цвет, а при наличии в древесине дубильных веществ - в коричневый.
Кристаллы медного купороса растворите в воде и в раствор добавьте хромокалия. Древесина будет окрашиваться в коричневый цвет, а при наличии дубильных веществ - в черный.
Золотисто-коричневый цвет у березового шпона можно получить, применив 3,5%-ный раствор марганцовки. Если березовый шпон протравить желтой кровяной солью в растворе такой же концентрации, то получится береза под красное дерево. 0,1%-ный раствор нигрозина красит обыкновенную березу в серый цвет.
В уксус поместите куски стальной проволоки или гвозди и через несколько суток вы получите краситель с эффектом.
В древесине грецкого ореха содержится достаточное количество дубильных веществ, поэтому его часто используют для получения (способом морения в растворах) других цветовых оттенков, в том числе и черного. В емкость, достаточную для помещения листов шпона определенного размера, залейте дождевую воду вместе с железными опилками, покрытыми слоем ржавчины. Шпон в таком растворе выдержите в течение недели, иначе устойчивого, сквозного крашения не произойдет. После вымачивания материал промойте в чистой воде, смывая ненужную вуаль, и, промокнув газетой, высушите.
Для крашения ореха в черный цвет можно использовать растворы синтетических красок, смешанных с металлическими солями (например, с хлористой медью).
Самый быстрый способ получения черного тона у древесины - это опустить шпон в раствор уксусной кислоты (или уксуса) с добавкой ржавчины. Шпон вымачивать в таком растворе следует в течение суток. Перед высыханием листы шпона нейтрализуйте раствором питьевой соды.
В некоторых случаях для мозаичных работ необходимо подобрать серебристую или серую окраску строганного шпона. Для этого железные опилки залейте дождевой водой. Строганный шпон ставьте на ребро так, чтобы листы не соприкасались с дном или стенками посуды. Лучше всего получить такие оттенки на светлых породах, богатых дубильными веществами.
Чтобы получить серебристо-серый цвет при протравном крашении, в дождевую воду добавьте уксус (1:1), поместите в этот раствор ржавые гвозди или проволоку. После того как раствор отстоится, опустите в него шпон. Нужную окраску контролируйте визуальною.
Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом можно получить, вымачивая шпон обыкновенной березы в растворе серно-кислого железа (50 г на 1 л воды) а течение 1...3 суток. После вымачивания листы шпона промойте проточной водой. Насыщенность тона контролируйте визуально. Мореный орех в таком растворе имеет дымчатый, сероватый оттенок, а бук - коричневый.
Красивый коричневый цвет можно получить, подвергнув древесину окраске парами аммиака. Окрашиваемую деталь поместите в эмалированную или стеклянную посуду и поставьте туда открытую баночку с нашатырным спиртом. Сверху посуду плотно закройте. Через несколько часов процесс будет закончен. При этом способе окраски детали не коробятся, а ворс не поднимается.
Некоторые породы древесины приобретают устойчивую окраску под действием кислот. Для ели и ясеня рекомендуется раствор азотной кислоты в воде (в равных частях по массе). После пребывания в таком растворе шпон приобретает красивый красновато-желтый цвет. После высыхания поверхность прошлифуйте мелкозернистой шкуркой и выгладите с помощью конского волоса, морской травы, луба или сухой несмолистой тонкой стружкой.
Совсем неожиданные оттенки цветовых сочетаний получаются в отваре из размолотых кофейных зерен с добавкой питьевой соды. Перед вымачиванием в таком отваре строганный шпон протравите в горячем растворе квасцов.
Растения являются источниками многих природных красителей. Для окрашивания в них шпона следует приготовлять раствор сильной концентрации. Чтобы окраска была устойчивой, шпон сначала подвергают травлению в каком-либо солевом растворе. Для этого подбирают шпон светлых мягких пород.
Если выдержать шпон в растворе квасцов, а затем опустить в настой луковой шелухи, то он окрасится в желтовато-красный цвет.
Шпон, выдержанный в растворе железного купороса, окрасится в оливково-зеленый цвет. Если после этого опустить его в настой отвара листьев и плодов березы, то он приобретет темно-серый с зеленоватым оттенком цвет, а после настоя корня ревеня - желто-зеленый цвет.
Если шпон протравить сначала в висмутовой соли, а затем выдержать в настое из опилок и коры дикой груши, то получим приятный коричневый цвет. Кора ясеня придаст шпону после висмутовой соли темно-синюю окраску, а кора ольхи - темно-красную.
Шпон, выдержанный в растворе солей олова, а затем в настое листьев и стеблей картофеля, окрасится в лимонно-желтый цвет, а в настое конопляных листьев - в темно-зеленый.

ОБЕССМОЛИВАНИЕ И ОТБЕЛИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Обессмоливание древесины необходимо для удаления излишних смоляных накоплений (особенно в хвойных породах), снятия с поверхности жировых пятен и т. д. Часто одновременно проводят обессмоливание и отбеливание.
Характерными составами для обессмоливания являются различные растворители. Так, для сосны применяют 25%-ный раствор технического ацетона. Состав наносят кистью. После обессмоливания древесину промывают теплой водой и сушат или подвергают отбеливанию. Иногда древесину обессмоливают спиртом.
Распространенным является следующий состав (г на 1 л горячей воды): питьевой соды - 40...50, поташа - 50, хлопьев мыла - 25...40, спирта - 10, ацетона - 200. Обессмоливают горячим раствором при помощи флейца. После обессмоливания древесину промывают чистой водой и сушат.
При помощи отбеливания можно не только подготовить древесину под окраску, но и достичь выразительности тона, ослабляя ее до необходимого уровня. Некоторые породы древесины при отбеливании приобретают порой самые неожиданные цветовые оттенки Так, грецкий орех, имеющий однотонную текстуру поверхности с фиолетовым оттенком, при отбеливании в перекиси водорода приобретает чистый ало-розовый оттенок, при дальнейшем отбеливании - бледновато-розовый.
Для отбеливания используют различные растворы. Одни из них действуют быстро, другие медленно. От состава отбеливателя зависит технология отбеливания. Поверхность изделия рекомендуется отбеливать до облицовывания или до врезания в мозаичный набор, так как растворы отбеливателей (в основном это кислоты) могут повлиять на прочность склеивания, и облицовка отслоится от основания. Растворы отбеливателей нельзя применять горячими, сначала их нужно охладить.
В практике столяров-любителей традиционно применяется раствор щавелевой кислоты (1,5...6 г) в кипяченой воде (100 г). В таком растворе хорошо отбеливаются светлые породы - липа, береза, клен, светлый орех, белый тополь; у других пород появляются серые пятна и грязноватые оттенки. После отбеливания листы шпона промывают раствором, который одновременно поднимает ворс и обессмоливает поверхность. Состав раствора (в частях по массе): хлорная известь - 15, кальцинированная сода - 3, горячая вода - 100. Сперва растворяют соду, затем по остывании раствора добавляют хлорную известь. После применения раствора древесину промывают водой.
Для многих пород, за исключением дуба, палисандра, лимонного дерева и некоторых других, эффективным отбеливающим средством является перекись водорода (25%-ный раствор), которая продается в аптеках в виде раствора или таблеток пергидроля. После отбеливания перекисью водорода древесина не нуждается в промывке.
Если к перекиси водорода для активизации процесса добавить 25%-ный водный раствор аммиака, то скорость отбеливания значительно повысится. Такие породы, как береза, клен, бук, грецкий орех, вавона и др., этот состав отбеливает в течение 15...30 мин. При этом раствор нагревается порой до высокой температуры. Отбеливание в таком случае ведут в толстостенных бакелитовых ванночках, в ванночках из толстого стекла или в эмалированной посуде. Фотованночки в этом случае применять нельзя, так как они могут покоробиться или расплавиться.
Отбеливать древесину необходимо в проветриваемом помещении. При этом одежду следует прикрыть прорезиненным фартуком, на руки надеть резиновые перчатки, а глаза защитить очками. Растворы должны находиться вдали от детей, в специальном шкафу, запираемом на ключ. Кусочки древесины в ванночке следует переворачивать, вынимая и снова опуская их. Процесс отбеливания контролируется только визуально.
Перекись водорода отбеливает в основном мелкопористые породы и ясень. Породы, содержащие дубильные вещества, отбеливанию в перекиси водорода поддаются с трудом или вообще не отбеливаются (например, дуб). Для ускорения процесса отбеливания поверхность таких пород необходимо смочить 10%-ным раствором нашатырного спирта.
Для ускоренного отбеливания можно применить состав из растворов серной кислоты (20 г), щавелевой кислоты (15 г) и перекиси натрия (25 г на 1 л воды).
Если 40 г поташа и 150 г хлорной извести растворить в 1 л чистой воды, то получится еще один отбеливающий состав. Перед применением смесь взбалтывают.
Лучшим отбеливающим средством считается перекись титана.

Древесина березы после отбеливания в 3...5%-ном растворе щавелевой кислоты приобретает зеленоватый оттенок.
Дубовый и ясеневый шпон отбеливают щавелевой кислотой. Для других пород древесины применяют лимонную или уксусную кислоту. Для этого кислоты разбавляют водой в соотношении 50 г на 1 л воды.
Чтобы получить шпон под золото, выдержите анатолийский орех в перекиси водорода, визуально наблюдая за появлением желаемо-го оттенка. Перекись водорода должна быть не ниже 15%-ной концентрации. Таким же путем можно получить и розовый цвет, обесцвечивая в перекиси водорода 30%-ной концентрации некоторые сорта грецкого ореха.
Чтобы получить синеву на белом фоне, отбелите грецкий орех с контрастными переходами тонов в растворе перекиси водорода.

napalm 09-01-2009 16:17

Несколько раз встречал работы уважаемых форумчан, где было использовано травление дерева хлорным железом. В связи с этим возник вопрос.
ХЖ всё-таки не предназначено для контакта с человеческой кожей. Вдобавок ко всему, реагент довольно агрессивный. Насколько безопасно использовать такой нож, скажем, для пищевых продуктов - даже если рукоять после травления пропитывается воском, льнянкой или другим нейтральным составом? Есть положительный/отрицательный опыт?

Udod 09-01-2009 16:20

Павел, месяца 2 назад это обсуждалось. Темы не помню, но,как говорит Сержант:-"Ф поиск!" .

chief 09-01-2009 16:31

Я бы не стал...
Марганцовка - ещё куда ни шло, там продукты распада более предсказуемы, к тому же безопасны.

Udod 09-01-2009 16:43

quote: Марганцовка - ещё куда ни шло, там продукты распада более предсказуемы, к тому же безопасны.

Раствором марганцовки сжигал кожу на пальцах вусмерть-кусками отваливалась. Хлорным железом такого не удавалось,даже на язык его пробовал (нечаянно правда) . А марганцовка вдобавок выцветает.

chief 09-01-2009 17:00

Так дерево так и тонируют марганцовкой - по сути обжигают... Фиолетовый-то цвет проживёт часы
А сжечь кожу на пальцах... От эпоксидки тоже слазит
Я подскажу, как обычным глицерином сжечь кожу, просто намазав на руки

Udod 09-01-2009 17:09

Речь не о фиолетовом, коричневый со временем выцветает, если лаком не залить, а лак -не комильфо. А по поводу хлорного железа,так его и немцы и американцы для тонировки дерева применяют, оособенно рекомендуют кленовые капы им обрабатывать. А уж они то там у себя о своем здоровье заботятся не так как мы .

chief 09-01-2009 17:16

Уговорил
Кленовых капов есть у меня, попробую. Заодно опосля и остатки этой химии на поверхности дерева поищу

Udod 09-01-2009 17:22

quote: Уговорил

Что характерно,рисунок на кленовых капах проявляется после шлифовки. То есть сперва хлорное железо потом шлифовка. Из за разной структуры и плотности капа травление получается очень неоднородным и рисунок проявляется именно после шлифовки.

Udod 09-01-2009 17:36

quote: я травил кленовый кап паяльной кислотой

Ну вот,появился и главный специалист по травлению кленовых капов . Дим привет. С прошедшими тебя и еще не наступившими .

soveren 09-01-2009 17:48

Володь я не главный специалист.... я так.... и тебя с праздниками!

kU 09-01-2009 20:31

Читал, что ХЖ используют в качестве красителя в искусственной "черной икре". Хоть и гадость, но минздрав есть разрешает....

avr 11-01-2009 07:48

У меня кленовый кап после ХЖ стал зеленым!? Правда до этого я в этом же расстворе травил быстрорез.

anatolih26 11-01-2009 09:43

Года полтора назад случайно облил несколько брусков раствором ХЖ,никаких видимых разрушений не заметно.

Yunat.0720 11-01-2009 09:57

Уже много раз пользовал ХЖ для тонировки различных деревях, эфект нравится пока только на клёне и корне голдфилда, ни какая морилка рядом не стояла, а нейтрализуется точно также как и при травлении железки, промывается водой ну и потом маслицем пропитывается.

Фотоотчёт о небольшом эксперименте по декоративной обработке дерева.

(под катом - полмегабайта фоток и немного текста)

Идея: требуется подчеркнуть фактуру дерева и придать ему вид "старого".
Традиционно это делается при помощи т.н. "морилок" - спиртовых и водяных растворов анилиновых красителей. Работа морилок основана на том, что дерево впитывает краску неравномерно: рыхлые летние кольца сильнее чем плотные зимние. Поэтому после обработки летние кольца становятся ярче.
Спиртовые морилки лучше, но в последнее время их перестали производить, дабы не поощрять суррогатное пьянство.
Недостаток морилок тот, что их трудно найти того колера, который нужен, а если они есть, то продаются ёмкостями не менее поллитра. И, к тому же, морилку с эффектом "старого дерева" найти практически невозможно. Покупатели любят новое, производители любят покупателей.

1) Испытаем традиционный рецепт: раствор марганцовки, примерно половина чайной ложки порошка на две столовых ложки воды.
Когда марганцовка попадает на что-то органическое (на дерево, например) она разлагается с выделением атомарного кислорода, который окисляет (старит) поверхность дерева. Кроме того, образуется чёрная окись марганца, усиливающая эффект "старения".

Правый угол доски (сосна) оставлен чистым, я провёл марганцовкой две полосы: по левому краю и поверху. Там, где они пересеклись, материал (как и ожидалось) побурел сильнее.
Тёмная диагональная полоса - слой лака. Любой лак, даже прозрачный, делает поверхность чуть темнее, это нужно учитывать.

Толстая берёзовая фанера повела себя немного иначе: при склеивании фанеры в прессе, в древесине закрываются поры, поэтому она меньше впитывает протраву и не так сильно темнеет.
Правый конец образца не протравлен, далее к левому протрава ложилась полосами в несколько приёмов, чем левее - тем больше. Исходный цвет виден по волнистой полосе по верхнему краю: это след от клеевого пистолета, под него марганцовка не затекала.

Серая полоса понизу образца - лак (бесцветный аквалак).

Сперва кистью, когда чуть-чуть подсохнет, разравнивается влажным тампоном. Главное на этом этапе - не дать высохнуть раньше времени, полосы убрать очень трудно. Поэтому работать с аквалаками лучше во влажном помещении. Или, как минимум, не оставлять их надолго без присмотра.
Второй и последующие слои лучше наносить тампоном, обмакивая его в лак, и чередуя продольные движения (по волокнам) с круговыми.

Поскольку цвет меня не удовлетворил, продолжаем эксперименты.

2) Экстракт дубовой коры и железный порошок.
Дубовая кора содержит дубильные вещества - в основном танины, которые, реагируя с железом, дают стойкую чёрную окраску. Именно поэтому морёный дуб - чёрный, из-за реакции с железом, содержащимся в природной воде.

Я использовал спиртовую настойку коры дуба (половина литровой банки аптечной коры заливается спиртом доверху и настаивается недели две). Можно использовать отвар, это быстрее, или коньяк - ещё быстрее, но дороже.

По верхней стороне доски провёл кистью полосу "коньяка", тут же посыпал её железным порошком (окалина из-под наждачного круга с заточного участка нашей рембазы) и растёр порошок той же кистью.
На фотографии образец выглядит гораздо лучше, чем в реальности. Но если требуется изобразить "пиратский сундук", который год пролежал в земле, то это то, что нужно.

Здесь левый край отлакирован тем же аквалаком. Стало чуть лучше...

Второй подход: железный порошок был смешан с большим количеством песка. После высыхания верх досочки отлакирован. Если присмотреться к нижней части, видно, что экстракт дуба и сам окрашивает древесину.

Наилучший эффект получается, если дубовый экстракт и опилки вмешивать в лак - полоса сверху получилась от того, что кисть с лаком "растянула" ещё не до конца просохший "коньяк с гвоздями".

3) Хлорное железо!
Если марганцовку сейчас можно и не купить без проблем, то хлорное железо есть на любом радиорынке. Радиолюбители используют его для травления печатных плат.

Те же пол чайной ложки кристаллов на две столовые ложки воды дают светло-жёлтый раствор.
Осторожно, раствор едкий!

Вот что происходит от него с дубовой паркетной плашкой:

Раствор слабый и поверхность плашки отшлифована, поэтому чернота не полна. На торце, где раствор легко впитывается в полы, образуется "радикальный чёрный цвет".

А вот так хлорное железо действует на сосновую доску:

По левой стороне доски проведена полоса дубового экстракта, поверху - хлорного железа.
Поскольку дубильные вещества есть в любом дереве, тёмная полоса осталась и там, где экстракта не было.
Тёмная полоса посредине - лак. Из-за всевозможных реакций результат лакирования таких протравленных поверхностей угадать трудно, приходится экспериментировать.

Поэтому перед нанесением лака травлёную поверхность лучше промыть водой, чтобы убрать остатки протравы.

Второй подход на другой доске: Хлорное железо нанесено по правому краю, экстракт дуба - по нижнему. Видно, что на ЭТОМ образце чистое хлорное железо слабее окрасило дерево, а чистый экстракт - сильнее.
Два куска дерева никогда не будут вести себя одинаково, и с этим ничего не поделаешь. Приходится пробовать на обрезках.

Справа - увеличенный центр доски. Крапинки на левой нижней четверти оставили случайные брызги хлорного железа.

4) Наверное, самый простой и доступный на сегодня способ "проявить фактуру" дерева - использовать аквалак-пропитку.

Лаки бывают классические масляные, нитролаки и лаки на водяной основе. У каждого есть свои преимущества и недостатки. В домашних условиях, если не предполагаются жёсткие условия эксплуатации, проще всего использовать водорастворимые.
Они бывают глянцевые, матовые и даже с добавлением воска, практически всех цветов. И, вдобавок, хорошо окрашиваются любыми водорастворимыми колерами. (для водоэмульсионной краски).

Берём сосновую доску и аквалак окрашенный в цвет "махагон". Для разнообразия наношу лак тряпичным тампоном:

(Я не динозавр, у меня не три пальца. Я так тампон держу).

Даём время лаку впитаться в поры дерева и быстро СМЫВАЕМ водой всё, что не успело впитаться.

Даём высохнуть до полной сухости... и аккуратно, мелкой шкуркой СОШЛИФОВЫВЫЕМ неровности!
Они будут обязательно: при шлифовке дерева на его поверхности остаются ворсинки, которые от лака разбухают и встают дыбом. Кроме того, зимние и летние годовые кольца дерева по разному впитывают воду (и лак!) и после высыхания поверхность снова становится неровной. Ворсинки нужно убрать обязательно, после чернового слоя лака они стали толстыми и жёсткими и легко снимутся мелкой наждачкой.

А с неровностями от годовых колец - есть варианты.
Если требуется получить зеркально ровную поверхность (полка или столешница), то шлифовать нужно наждачной шкуркой, обернутой вокруг деревянного бруска. (А ещё лучше - плоскошлифовальной машинкой).
А если нужно сохранить фактуру дерева - то в шкурку нужно завернуть кусок пенополиэтилена, или вообще - шлифовать поролоновой губкой, обмакивая её в наждачный порошок. Летние кольца мягче зимних, и легче стираются, таким образом можно "проявить" фактуру дерева.
Наждачный порошок проще всего получить замочив дешёвую китайскую наждачку в воде.
В любом случае, размер зерна абразива должен быть хотя бы чуть меньше размера неровностей. Поэтому стоит запастись наждачкой разной крупности.

Чередуя несколько раз шлифовку и лакировку цветным и бесцветным лаком, можно довольно точно подогнать цвет заготовки к уже имеющемуся предмету:

5. И наоборот, если дерево слишком уж активно впитывает цветной лак, то нужно загрунтовать его поверхность лаком бесцветным. Для этой цели подойдёт даже клей ПВА, разведенный до консистенции молока.

К основным деструктивным факторам, снижающим прочность и визуальную ценность дерева, относятся гниение , повреждение микроорганизмами (грибами) и насекомыми . Все негативные воздействия взаимосвязаны между собой и наиболее интенсивно протекают при повышенной влажности. Для повышения устойчивости древесины к разрушающему влиянию окружающей среды применяют комплексный подход, заключающийся в снижении влажности дерева и его пропитке химическими реагентами.

Применение антисептических составов препятствует появлению цвели и жучков-древоточцев, а также ускоряет процесс восстановления структуры изделия после комплексной очистки или ремонта. Применяемые средства бывают самостоятельного или фабричного изготовления. Заводские смеси считаются наиболее эффективными и обычно содержат вещества органического происхождения. Они более токсичны для организма и требуют строгого соблюдения рекомендаций по применению.

Приготовленные своими руками составы часто не менее эффективны, зато обходятся существенно дешевле. Сложность приготовления антисептиков для обработки дерева невысока. Важно использовать средства защиты рук и лица (перчатки и маски), поскольку приходится иметь дело с большим количеством веществ. Состав раствора зависит от целей, которые ставятся перед защитой древесины, и способов ее применения.

Безопасны ли битумные и солевые смеси?

Часть составов для антисептической пропитки применяется для глубокой защиты дерева, заглубленного в землю. Более щадящее действие оказывают смеси для обработки внешних поверхностей дома или беседки, а также внутренней отделки помещения.

Антисептики для наиболее эффективной защиты представляют собой неводные смеси на основе отработанного моторного масла или битума. Достоинства подобных составов:

  • вязкое покрытие из тяжелых нефтепродуктов эффективно предохраняет изделие от проникновения влаги и кислорода воздуха;
  • анаэробная среда защищенного битумом дерева останавливает развитие бактерий и грибов, уничтожая уже существующие колонии микроорганизмов;
  • в обработанном битумом или маслом дереве не могут появиться насекомые-древоточцы. Для их существования необходима только ослабленная (подгнившая) древесина и отсутствие вредных для любого организма смол и углеводородов.

Обработанное тяжелыми нефтепродуктами (часто с добавлением веществ коксохимической природы) дерево не портится в земле годами. Достаточно вспомнить телеграфные столбы, стоящие десятилетиями без намека на гниение.

Недостатки приготовления и использования смоляных (битумных) и масляных смесей:

  • токсичность компонентов;
  • легкая воспламеняемость при неправильном приготовлении;
  • высокая маркость составов, которые практически невозможно отстирать при попадании на одежду;
  • неприятный запах;
  • невозможность использования из-за неприятного запаха и токсичности внутри помещения.

Традиционными смесями для обработки древесины являются водные растворы солей – фторида натрия и сульфата меди или железа. Их малые концентрации применяются для покрытия наружных и внутренних частей деревянных сооружений и предметов отделки. Более насыщенные составы помогают защитить заглубленные в землю сваи или доски.

Преимущества солевых водных растворов:

  • меньшая токсичность, чем у неводных пропиток. Наибольшую опасность представляет лишь сульфат меди (медный купорос), способный вызвать тяжелые отравления при проглатывании;
  • простота и безопасность приготовления. Нагревание смеси на открытом огне не более опасно, чем обычное разведение костра;
  • легкость в перевозке. Битум или масло более сложно транспортировать к месту применения, а соли легко перевозятся на любые расстояния.

К недостаткам водных антисептиков относятся:

  • меньшая степень защиты дерева, чем у неводных вязких смесей;
  • способность к смыванию водой после применения;
  • необходимость нанесения изолирующих покрытий для закрепления эффекта.

Все защитные препараты следует применять на территории приусадебного хозяйства с осторожностью, особенно в период сбора урожая. Контакт веществ с плодами может привести к отравлениям, поэтому работы по приготовлению и нанесению антисептического средства следует тщательно продумывать.

Пропитка для дерева: основные компоненты и процесс приготовления

Раствор битума для обработки древесины

В состав препарата входит не только битум, но и разжижитель – дизельное топливо или бензин. Содержащий солярку битум будет долго застывать и успеет сильнее пропитать обрабатываемую поверхность. Использование бензина ускоряет время затвердевания и оказывается полезным при временных ограничениях на проведение работ.

Разбавители для битума продаются на АЗС, а отработанное масло можно приобрести на станциях техобслуживания. Битум покупается в строительных магазинах или на строительных площадках. Официально продаваемый битум более вязок и хорошо упакован, что улучшает его транспортировку.

Покупая и используя бензин, используйте только металлическую тару. Статическое электричество от полимерных емкостей может вызвать пожар и ожоги.

Кроме исходных компонентов, для работы необходимо иметь:

  • емкость для разогрева битума;
  • устройство (упоры) для фиксации емкости над костром или горелкой;
  • металлическую мешалку.

Процесс приготовления битумного состава заключается в следующем:

  1. битум высыпают в металлическую емкость и устанавливают над предполагаемым источником открытого огня;
  2. включают горелку или разжигают костер, постепенно увеличивая нагрев;
  3. нагревают битум до полного разжижения, периодически перемешивания для растворения комков;
  4. тушат огонь после доведения битума до слабовязкого состояния и отставляют емкость с ним в сторону;
  5. небольшими порциями добавляют растворитель, контролируя его выплескивание из-за нагревания. Бензин будет активно испаряться, поэтому следует подождать, пока смесь немного охладится.

Пропорции битума и разбавителя зависят от исходного состояния битума. Основным критерием является нахождение конечной смеси в жидком состоянии при комнатной температуре. Содержание дизельного топлива или бензина обычно составляет около 20-30 % от общей массы, однако может меняться в зависимости от природы вязкого компонента.

Если нагрев битума будет быстрым, то смесь может вспениться и перелиться через край емкости прямо на огонь. Это происходит из-за наличия в битуме воды. Медленный нагрев купирует данный процесс и позволит воде спокойно выкипеть.

Время приготовления битумного препарата занимает несколько часов. В зависимости от объема работы, можно справиться за два часа или потратить весь день. Полученная смесь представляет собой вязкую массу, которая имеет высокую адгезию с любой древесной поверхностью. Оставлять на длительное хранение битум не стоит, расходуя его сразу после охлаждения и разбавления более легким нефтепродуктом.

Готовить смесь следует исключительно на улице, чтобы не надышаться вредными парами и не устроить случайный пожар. Наносить битумный антисептик следует кистями с длинными ручками. Также можно погружать часть дерева в емкость с раствором. После высыхания битумный слой очень непросто повредить, поэтому изделия становятся пригодными к закапыванию в землю.

Приготовление водной смеси и процесс обработки древесины медным купоросом

Растворы солей в воде готовятся путем растворения заданного количества соли в нагретой воде. Нагрев необходим для повышения скорости и полноты растворения. Существуют различные пропорции для обработки дерева фторидом натрия и железным или медным купоросом:

  • для пропитки деревянных поверхностей бытовых сооружений применяется слабый раствор фторида натрия. Его содержание составляет от 0,5 до 4 % (от 50 до 400 г на 10 л воды), в зависимости от назначения конструкции. Внутри дома достаточно использовать менее концентрированные смеси, тогда как на улице (беседки, скамейки) лучше применять насыщенные растворы. Для визуального контроля полноты нанесения к полученному раствору добавляют 10 г перманганата калия (марганцовки). Интенсивная окраска не будет стойкой и исчезнет вскоре после покрытия поверхности. Наносить раствор следует пульверизатором или широкой кистью;
  • для обработки заглубленных в землю столбов и сооружений используются сульфатные смеси с содержанием целевого компонента 10-20 % (1-2 кг на 10 л воды). Такие составы требуют особо тщательной сушки и длительного времени пропитки, чтобы улучшить эффект от применения. Качество нанесения антисептика контролируется по степени окраски изделия, чему способствует насыщенный цвет купоросного раствора. В полученном препарате вымачиваются части древесины, которые будут в дальнейшем подвергаться негативному внешнему воздействию.

Для приготовления водной смеси понадобится источник горячей воды, емкость для приготовления и лопатка для перемешивания. Использование раствора после отстаивания дает возможность загружать его в аппарат для разбрызгивания, улучшая равномерность покрытия и снижая расход реактивов. Наносить пропитку можно сразу после остывания. Растворы могут храниться несколько дней до установления подходящих погодных условий.

Приготовление водных растворов можно проводить дома или на улице. В домашних условиях нужно быть особенно внимательным, чтобы не пролить излишки раствора на вещи или в труднодоступные щели. Общее время приготовления антисептика редко занимает больше часа.

Чтобы избежать ошибок при дозировке компонентов, изучите характеристики древесины, которую собираетесь обрабатывать. Существуют комплексные подходы к обработке, включающие срезание слоя дерева и покрытие лаком пропитанной солями поверхности.

Сравнение покупных и самодельных антисептиков

Преимущества раствора, сделанного своими руками:

  • меньшая стоимость;
  • высокая эффективность в случае битумного или масляного состава;
  • меньшая токсичность;
  • минимальная вероятность покупки фальсифицированной продукции.

Достоинства покупных препаратов заводского производства:

  • наибольшая эффективность;
  • простота в приготовлении (готовы после смешивания с водой или неводным растворителем);
  • селективность воздействия.

Выбор средства обработки дерева остается за его пользователем. Качество полученной защиты древесины при использовании самостоятельно изготовленной пропитки может уступать более дорогим заводским смесям. Для применения внутри дома целесообразно купить комплексное средство, которое будет оказывать не только антисептическое, но и противопожарное действие.

Приготовленные своими руками антисептики обходятся в разы дешевле готовых коммерческих составов и обладают неплохой эффективностью. Область применения таких смесей не ограничивается наружными работами и включает ряд композиций для использования внутри дома. Степень защиты можно регулировать толщиной нанесенного слоя пропитки и концентрацией ее водного раствора, обеспечивая подавление любых разрушающих дерево воздействий.

Loading...Loading...