За счет чего существуют некоммерческие организации. Некоммерческие организации: примеры заботы о людях

  • 1) Отношения, складывающиеся при осуществлении предприни­мательской деятельности (предпринимательские отношения).
  • 3) Отношения, возникающие в процессе государственного регу­лирования экономических отношений.
  • 1) Создание условий для цивилизованного функционирования рынка:
  • 4. Предпринимательские правоотношения
  • 1) Субъект.
  • 5. Принципы предпринимательского права
  • 5) Принцип го­сударственного регулирования предпринимательской деятельности.
  • 6. История развития предпринимательских отношений в России и за рубежом
  • 1. Конституция рф.
  • Тема 3. Правовой статус хозяйствующих субъектов
  • 1. Понятие и виды хозяйствующих субъектов
  • 1) По характеру компетенции:
  • 2) По форме организации предпринимательской деятельности:
  • 3) По организационно-правовой форме пред­принимательской деятельности.
  • 6) По наличию иностранных инвестиций:
  • 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности
  • 2.1. Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности
  • 2.2. Юридические лица как субъекты хозяйственной деятельности
  • 1) Наличие у организации обособленного имущества в собственно­сти, хозяйственном ведении или оперативном управлении (имущественная обособленность).
  • 3) Организационное единство.
  • 4) Возможность от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде.
  • 3. Государство как субъект хозяйственной деятельности
  • 1) Создание условий для цивилизованного функционирования рынка:
  • 2) Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  • 4. Иные хозяйствующие субъекты
  • 4.1. Правовое положение кредитных организаций
  • 4.2. Правовое положение бирж
  • 4.3. Правовой статус торгово-промышленных палат
  • 1. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя
  • 2. Понятие, сущность и содержание правосубъектности индивидуальных предпринимателей
  • Тема 5. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности
  • 1. Понятие и сущность организационно-правовой формы юридических лиц
  • 2. Виды юридических лиц
  • 1. Хозяйственные товарищества и общества.
  • 1) Свобода концентрации капитала.
  • 2) Свобода движения капитала.
  • 3) Стабильность существования акционерного общества.
  • 4. Ограниченная ответственность.
  • 5. Профессиональное управление.
  • 4. Хозяйственные партнерства.
  • 5. Некоммерческие организации.
  • Тема 6. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
  • 1. Порядок создания и государственной регистрации юридических лиц
  • 2. Реорганизация юридического лица
  • 3. Ликвидация юридического лица
  • Тема 7. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
  • 1. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
  • 2. Субъекты банкротства, их права и обязанности
  • 1. Особенности правового статуса должника
  • 2. Особенности правового статуса конкурсного кредитора
  • 3. Особенности правового статуса арбитражного управляющего
  • 4. Роль арбитражного суда в делах о несостоятельности
  • 3. Процедуры банкротства
  • 3.1. Наблюдение как процедура банкротства
  • 3.2. Финансовое оздоровление как процедура банкротства
  • 3.3. Внешнее управление как процедура банкротства
  • 3.4. Конкурсное производство как процедура банкротства
  • 3.5. Мировое соглашение
  • 5. Некоммерческие организации.

    Перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации, приведен в параграфе 5 главы 4 ГК РФ и п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях. Некоммерческие организации могут создаваться в форме:

    Потребительских кооперативов;

    Общественных или религиозных организаций (объединений);

    Некоммерческих партнерств;

    Учреждений;

    Государственных корпораций;

    Автономных некоммерческих организаций;

    Социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

    К некоммерческим относятся организации, созданные для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и иных целей, направленных на достижение общественных благ.

    В правовом отношении регулирование деятельности некоммерческих организаций ведется в соответствии со ст. 50 ГК РФ, а существенные признаки некоммерческих организаций устанавливаются статьями 116-123 ГК РФ. Создание и деятельность некоммерческих организаций регламентируются Федеральным законом N 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях».

    Общий признак некоммерческих организаций - они не вправе ставить в качестве одной из своих основных целей извлечение прибыли. Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от нее направляются на достижение уставных целей. Эта деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и ведется для поддержания существования. Некоммерческие организации вправе быть участниками акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и вкладчиками в товариществах на вере, цели и задачи которых могут не соответствовать целям некоммерческих организаций.

    Требования к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности :

    1) предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую (п.1 ст.50 ГК РФ).

    2) некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и в соответствии с этими целями (п.3 ст.50 ГК РФ).

    Второе из приведенных требований означает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям:

    Служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

    Соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

    Некоммерческие организации могут иметь имущество в собственности, а некоторые - обособленное имущество в оперативном управлении, переданное их участниками.

    Таким образом, некоммерческие организации отличаются от коммерческих тем, что:

    1) извлечение прибыли не является основной целью их деятельности;

    2) полученная прибыль не распределяется между участниками (учредителями) организации;

    3) существуют за счет соответствующего целевого финансирования или за счет добровольных взносов, а не за счет получаемой ими прибыли;

    4) обладают специальной правоспособностью;

    5) перечень возможных форм некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом и иными законами РФ.

    1. Потребительский кооператив (ст. 116 ГК РФ).

    Потребительский кооператив - это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК РФ).

    Цели создания: добровольное объединение на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения имущественных паевых взносов.

    Участники: граждане, юридические лица.

    Ответственность участников: в соответствии с уставом кооператива.

    доходы от предпринимательской деятельности распределяются между членами.

    Признаки потребительского кооператива, отличающие его как от иных видов некоммерческих, так и коммерческих организаций:

    1) возможность участия в кооперативе как физических, так и юридических лиц;

    2) формирование паевого фонда за счет паевых взносов членов кооператива;

    3) удовлетворение потребностей членов кооператива как основная цель деятельности;

    4) возможность осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли между членами кооператива;

    5) возможность проведения процедуры банкротства в отношении кооператива;

    6) неограниченная ответственность членов кооператива по долгам кооператива (обязанность внесения дополнительных взносов);

    7) отсутствие обязательного личного участия членов кооператива в его деятельности.

    Особым видом потребительских кооперативов являются кооперативы, входящие в систему потребительской кооперации, правовой статус которой определяется законом РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации».

    При невыполнении обязательств по покрытию убытков кооператив может быть ликвидирован по суду по требованию кредиторов.

    В соответствии с ГК РФ возможно создание кооперативов двух видов - потребительских и производственных. При этом производственный кооператив является коммерческой организацией и его деятельность направлена на получение прибыли, а потребительский кооператив - некоммерческая организация , цель его деятельности - удовлетворение определенных потребностей его членов.

    Потребительский кооператив основывается и действует именно для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов, как например, жилищно-строительный кооператив (ЖСК), гаражно-строительный кооператив (ГСК), дачный кооператив и т.п.

    Потребительскому кооперативу разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность, ему также предоставлено право распределять полученные от такой деятельности доходы между членами кооператива (п. 5 ст. 116 ГК РФ).

    Членами потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16 лет (п. 2 ст. 26 ГК РФ), коммерческие и некоммерческие юридические лица, в том числе унитарные предприятия и учреждения (с учетом положений статей 295, 297, 298 ГК РФ).

    Следовательно, потребительский кооператив может быть создан как гражданами, так и юридическими лицами, в отличие от производственных кооперативов, в которых по общему правилу не допускается участие юридических лиц.

    Законодательством РФ не установлено минимальное или максимальное число членов кооператива, а также не запрещено одновременное участие членов кооператива в других потребительских кооперативах (в том числе - аналогичных).

    Учредительным документом потребительского кооператива является его устав.

    Обычно структура управления потребительским кооперативом аналогична той, что используется производственным кооперативом, и включает:

    Общее собрание кооператива,

    Правление кооператива,

    Председателя правления.

    Законодательством не определено, какова компетенция органов управления и должна ли она быть прописана в уставе кооператива.

    Потребительский кооператив имеет возможность заниматься предпринимательской (коммерческой) деятельностью. Но в этом случае, доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой им в соответствии с законом и уставом, распределяются между всеми его членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ).

    Распределение полученной прибыли является правом, но не обязанностью потребительского кооператива. При этом основания и порядок распределения прибыли должны определяться лишь уставом кооператива либо его внутренними документами.

    Таким образом, потребительский кооператив занимает среднее положение между коммерческими и некоммерческими организациями , так как ему присущи черты и тех, и других.

    Потребительский кооператив, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть признан банкротом в судебном порядке, в случае если требования его кредиторов не будут удовлетворены, а сам кооператив при этом будет отвечать признакам несостоятельности (п. 1 ст. 65 ГК РФ).

    2. Общественные и религиозные организации (ст.117 ГК РФ).

    Общественные и религиозные организации (объединения) - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК РФ, ст. 6 Закона о некоммерческих организациях).

    Цели создания: добровольное объединение на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

    Участники: граждане

    Ответственность участников: участники не отвечают по обязательствам организации, а организация по обязательствам участников.

    Предпринимательская деятельность: допускается только соответствующая целям организации.

    Участники не сохраняют прав на переданное организации имущество.

    Политические партии,

    Профсоюзы,

    Добровольные общества,

    Союзы творческих деятелей,

    Молодежные и детские общественные объединения,

    Организации общественного самоуправления,

    Религиозные организации и т.п.

    Каждое из упомянутых объединений имеет свои особенности правового регулирования.

    В Гражданском кодексе РФ предусмотрены положения, касающиеся участия общественных организаций в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц.

    Статьей 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; предусмотрены следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

    Общественная организация,

    Общественное движение,

    Общественный фонд,

    Общественное учреждение,

    Орган общественной самодеятельности,

    Политическая партия.

    Участниками (членами) общественных и религиозных организаций являются только физические лица. Юридические лица не могут выступать в качестве участников (членов) организаций, так как общественная организация в соответствии с законом - это объединение граждан. Однако в том случае, если юридические лица также являются общественными объединениями, в соответствии со ст. 6 Закона об общественных объединениях они могут быть участниками (членами) общественных объединений.

    Регулирование правового режима деятельности общественных объединений производится нормами Закона об общественных объединениях, его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также создаваемых коммерческими организациями некоммерческих союзов (ассоциаций) (ст. 2 Закона об общественных объединениях).

    3. Учреждения (ст. 120 ГК РФ).

    Учреждение - это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (п. 1 ст. 120 ГК РФ, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

    Цели создания: осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемых (полностью или частично) учредителем.

    Учредители: собственник имущества.

    Ответственность учреждения: отвечает по обязательствам своими средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник.

    Предпринимательская деятельность:

    Учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

    Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое имущество.

    Учреждение может быть создано любым собственником - государством, муниципальным образованием, хозяйственным товариществом или обществом и т.п.

    Учреждениями являются органы государственного и муниципального управления, организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие (например, школы, больницы, библиотеки) и др.

    4. Фонды (ст. 118, 119 ГК РФ).

    Фонд в соответствии со ст. 7 Закона о некоммерческих организациях - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

    Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учредители фонда не получают никаких прав в отношении созданного ими фонда. Исходя из этих положений, учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд, соответственно, не отвечает по обязательствам своих учредителей.

    Фонд осуществляет свою деятельность на основании устава, в котором должны быть определены порядок формирования органов управления фондом и их компетенция, а также иные сведения, предусмотренные законом (п. 2 ст. 52 и п. 4 ст. 118 ГК РФ).

    Цели создания: организация не имеющая членства, учрежденная на основе добровольных взносов, преследующая общественно-полезные цели.

    Учредители: граждане, юридические лица.

    Ответственность учредителей: учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд по обязательствам своих учредителей.

    Предпринимательская деятельность: допускается только соответствующая целям фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

    Имущество фонда:

    Имущество, переданное фонду учредителями, является собственностью фонда;

    Фонд ежегодно публикует отчет об использовании имущества.

    Устав фонда (утверждается учредителями) должен содержать:

    Наименование фонда;

    Место нахождения;

    Порядок управления деятельностью фонда и порядок формирования его органов (в том числе попечительского совета);

    Сведения о цели фонда;

    Порядок назначения и освобождения должностных лиц;

    Сведения о судьбе имущества при ликвидации фонда.

    Устав фонда может быть изменен в соответствии со ст. 119 ГК РФ лишь:

    Органами фонда, если это предусмотрено уставом;

    Органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда;

    По суду при возникновении непредвиденных обстоятельств.

    Фонд, являясь некоммерческой организацией, может учредить акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью (но не хозяйственное товарищество) и получать прибыль от их деятельности. При этом фонд может быть единственным учредителем коммерческой организации. Следует учитывать, что полученная прибыль не может распределяться между учредителями фонда, а должна направляться на его уставные цели.

    Основанием для ликвидации фонда являются:

    Отсутствие у фонда имущества, необходимого для осуществления его деятельности,

    Невозможность достижения целей, ради которых создан фонд,

    Уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом.

    5. Ассоциации и союзы (объединения юридических лиц ст. 121 ГК РФ)

    Ассоциации и союзы - это объединения юридических лиц, созданные с целью координации деятельности объединившихся организаций, а также представления и защиты общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ).

    Цели создания: организация, создаваемая по договору для защиты общих интересов и в целях координации.

    Участники: юридические лица (коммерческие и некоммерческие, сохраняющие самостоятельность и права юридического лица).

    Ответственность объединения: не отвечают по обязательствам членов, члены отвечают в порядке, определенном в учредительных документах.

    Предпринимательская деятельность: при необходимости ведения объединение преобразуется в хозяйственные товарищества, либо создает хозяйственное общество для этих целей.

    Учредительными документами являются учредительный договор (подписываемый членами объединения) и устав (утверждаемый членами объединения) (ст. 122 ГК РФ).

    Структура:

    Наименование, включающее указание на предмет деятельности, и слово «Союз» или «Ассоциация»;

    Место нахождения;

    Порядок управления деятельностью, состав и компетенция органов управления и порядок принятия решений;

    Сведения о судьбе имущества при ликвидации объединения.

    Права членов объединения (п. 1 ст. 123 ГК РФ) :

    - член объединения вправе безвозмездно пользоваться его услугами.

    Выбытие (исключение) участников (п. 2 ст. 123 ГК РФ):

    - член объединения вправе выйти из него по окончании финансового года;

    Член объединения может быть исключен по решению остающихся участников в порядке, установленном учредительными документами;

    Выходящий (исключенный) член объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в течение двух лет с момента выхода (п. 3 ст. 123 ГК РФ).

    Иные виды некоммерческих организаций

    Перечень некоммерческих организаций, предусмотренный в Гражданском кодексе РФ, дополняется иными видами организаций, правовое положение которых определяется другими законами, в том числе Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который предусматривает такие возможные формы некоммерческих организаций, как некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации.

    Некоммерческое партнерство - это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для некоммерческих организаций (ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

    Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.1 ст.8 Закона «О некоммерческих организациях»).

    Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

    Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Члены партнерства имеют широкий круг прав, который по своему объему сравним с правами участника коммерческой организации.

    Некоммерческое партнерство является собственником своего имущества, в том числе имущества, переданного его членами. При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не предусмотрено учредительными документами некоммерческого партнерства.

    Автономная некоммерческая организация - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

    Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют никаких прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

    Таким образом, автономная некоммерческая организация фактически является своего рода «коммерческим учреждением». При этом учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (под равными условиями, вероятно, следует понимать равную оплату получаемых услуг) и не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации.

    Профессиональные союзы - добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

    Религиозное объединение - это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, что следует из ст. 6 Закона о религиозных объединениях.

    Государственная корпорация - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

    Сегодня многие слышали про некоммерческие организации, которые сокращённо именуются НКО, но смутно представляют что это такое. Давайте попытаемся разобраться, что такое НКО, чем они занимаются, какие технологии используют в своей работе и кто, собственно, в них работает, кому нужна их деятельность и кто их поддерживает.

    По закону

    Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

    Деятельность НКО охватывает самый широкий спектр вопросов жизнедеятельности современного человека. В законе указывается, что:

    Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

    Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ был введён п. 2.1, который выделил особую группу социально ориентированные НКО (СО НКО), т.е. НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Отметим, что ни государственные корпорации, ни государственные компании, ни политические партии не могут быть социально ориентированными НКО, точнее иметь этот юридический статус.

    Для того, что НКО стала СО НКО необходимо, чтобы в учредительных документах организации были прописаны нижеперечисленные виды деятельности, ну и, соответственно, на практике организация занималась такими вопросами. Статья 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организация» определяет перечень видов деятельности СО НКО:

    1. социальная поддержка и защита граждан;
    2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
    3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
    4. охрана окружающей среды и защита животных;
    5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
    6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
    7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
    8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
    9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
    10. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; (пп. 10 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
    11. развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; (пп. 11 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
    12. деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации. (пп. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 172-ФЗ)

    Формы НКО

    С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой все юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК).

    Корпоративные юридические лица (корпорации)
    - это юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.

    Таким образом, теперь НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

    • общественных организаций , к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (гл. 3 §6 ГК РФ);
    • ассоциаций (союзов) , к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты (гл. 4 §6 ГК РФ);
    • казачьих обществах , внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (гл. 6 §6 ГК РФ);
    • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (гл. 3 §6 ГК РФ).

    Унитарные юридические лица - это юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

    • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды (гл. 1 §7 ГК РФ);
    • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (гл. 2 §7 ГК РФ);
    • автономных некоммерческих организаций (гл. 3 §7 ГК РФ);
    • религиозных организаций (гл. 4 §7 ГК РФ).

    Меры поддержки

    1. финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
    2. предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
    3. осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    4. предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    Также орган государственной власти и орган местного самоуправления могут передавать во владение и (или) в пользование СО НКО государственное или муниципальное имущество, которое должно использоваться только по целевому назначению.

    На практике такая мера поддержки развита недостаточно, так как цель деятельности муниципалитета позиционируется как «привлечение прибыли в казну», а деятельность некоммерческого сектора не может быть направлена на получение прибыли. Поэтому, передавать муниципальную собственность в аренду СО НКО не выгодно, если применять в качестве меры деньги. Есть и другая точка зрения со стороны чиновников, которая заключается в том, что раз учредители НКО приняли решение о её создании, значит они должны позаботиться и о том, чтобы у организации было своё помещение. Такая точка зрения отчасти опирается на статью 26. анализируемого закона, где в качестве источников формирования имущества НКО указываются:

    • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
    • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
    • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
    • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
    • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
    • другие не запрещенные законом поступления.

    Собственная предпринимательская деятельность

    Законом предусмотрена возможность ведения предпринимательской деятельности НКО но «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах». Необходимо, чтобы деятельностью НКО, приносящая прибыль, отвечала целям создания некоммерческой организации.

    Но, порой, на практике складывается такая ситуация, когда общественники не готовы выходить на рынок со своими услугами и причин для этого много. Основная из них - это не готовность изменить свое мировоззрение. Традиционный общественник делает добрые дела, делает это потому, что такова его потребность, такова суть его духовного мира. И он сталкивается с тем, что необходимо оказывать эту услугу - «делать добрые дела» за деньги, то есть за определённый процент. Эта ситуация похожа на то, что сейчас происходит в системе образования: учителям настойчиво объясняют, что их задача - не воспитывать и обучать ребёнка, а предоставлять «образовательную услугу», где учитель выступает в качестве продавца. Такой подход является для многих людей, служителей по своей натуре, неприемлемым.

    В тоже время, услуги, которые производят НКО, должны быть стандартизированы и систематизированы тем или иным образом, особенно это важно, когда необходимо производить расчёт стоимости этой услуги. Государство ожидает, что НКО будут производить свои услуги минимум на 20-30% дешевле, чем в среднем на рынке услуг. При этом, если НКО получается субсидию от органа власти в Карелии, то она обязывается оказывать заявленную услугу бесплатно для населения региона.

    Кадровый вопрос - Кто работает в НКО

    В социальном партнерстве очень важно стремление добиваться результата. Одно дело - отстаивать политические права и заниматься болтологией, другое дело решать практические задачи на местности. Важно, не подменять деятельность органов власти, помощью волонтёров и лидеров НКО, а совместными усилиями решать проблемы.

    При этом, сегодня ощущается неготовность бОльшей части НКО к систематической практической деятельности, направленной на решение проблем. Вместо этого, организации реализуют серии мероприятий, часто не связанных друг с другом. И только по истечении определённого времени, организация начинает обозначить стратегические цели деятельности своей НКО. Нередко пересмотр целей деятельности НКО приводит и к её реорганизации, и к её ликвидации.

    Для того, чтобы деятельность НКО перешла на другой уровень: от небольших, почти спонтанных проектов к системный работе - необходимо иметь подготовленные кадры, которые способны не только организовать мероприятие, но и обладают достаточными управленческими компетенциями. В условиях карельской реальности, практически ничем не отличающейся от средних показателей по России, чаще всего в НКО, которые созданы для решения социально-экономических вопросов, трудятся волонтёры, люди, по своему типу эмоциональные, которых интересуют вопросы служения обществу. Эти люди, как правило, работники социальной сферы: образования и науки, культуры и искусства. За исключением профессиональных объединений и НКО, которые по своей сути являются коммерческими организациями, но зарегистрированы в форме НКО.

    Помимо принятия стратегически важных решений, руководитель НКО должен быть подготовленные как в правовом, экономическом, так и социально-политическом поле. Согласно действующему законодательству, руководитель НКО несёт ответственность, как руководитель юридического лица. При чём, деятельность НКО в российских реалиях зависит целиком и полностью от её руководителя. Так как работа, как правило, не систематизирована, процессы не отлажены, коммуникации происходят спонтанно и каждый раз повторяется одна и та же ситуация, возникают одни и те же сложности, совершаются одни и те же ошибки. Функциональные обязанности специалистов НКО не определены и часто сам руководитель в одном лице выполняет функции и бухгалтера, и организатора, и лектора и т д.


    Он и бог, он и жнец, он и жрец.

    Выводы

    На сегодняшний день, подготовка профессиональных кадров для некоммерческого сектора проводится как силами самих НКО (как российских, так и иностранных), так и в некоторых вузах на специальности «социальная работа». Но эта работа носит не системный характер и не обеспечивает постоянного притока кадров в сферу некоммерческого сектора, так как работа в НКО, в большинстве случаев, не приносит большого дохода.

    Представляется, для того, чтобы некоммерческий сектор стал реальным партнёром государства в решении ключевых социально-экономических вопросов, необходимо создание условий для его постоянного совершенствования. Это, как мы уже говорили, и подготовка и переподготовка профессиональных кадров, понятная и чёткая система финансирования, система мер имущественной, административной и информационной поддержки. До тех пор, пока в системе НКО нет инфраструктуры, очень сложно говорить о развитии отрасли.

    Сами НКО должны больше работать со средой - как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения системной работы, повышать доверие населения к своей деятельности и выходить на долгосрочное планирование и сотрудничество. Привлечение как добровольцев, так и включение новых членов в свои организации – один их механизмов для развития некоммерческого сектора. Люди уже созрели для того, чтобы переходить от обсуждения проблем местного сообщества к их решению.

    Объединение НКО в союзы и ассоциации также может приносить определённые результат, так как при объединении усилий результат становится более значимым. Даже сейчас мы видим результаты от слаженной работы ресурсных центров НКО, но количества таких ресурно-методических центров, особенно в регионах, явно не достаточно.

    Расшифровка аббревиатуры -некоммерческая организация.

    Главный принцип - работа не ради получения прибыли. Другими словами, это фирма, которая не имеет прав на реализацию товара или услуги с целью получения дохода. Все понимают, что в противовес НКО, все коммерческие организации как раз для этого и работают. Возникает закономерный вопрос - а для чего они работают? Ответ прост - для реализации решений в вопросах социальных проблем.

    Чем занимаются НКО

    • Образовательная и просветительская деятельность.
    • Научные работы.
    • Проекты социального или благотворительного аспекта. Сюда может относиться организация помощи малоимущей категории граждан.
    • Политическая деятельность.

    Что касается руководства подобными организациями некоммерческого масштаба, то управляющим может быть как гражданин РФ, так и зарубежный директор.

    Важно! НКО имеют полное право вести деятельность, которая приносит доход. Но средства выручки должны быть направлены на установленные цели (прописанные в Уставе фирмы).

    Также вопрос о доходах возникает, когда речь заходит о сотрудниках подобных предприятий. Ведь работать на безвозмездной основе вряд ли кто согласится. Поэтому работники НКО получают заработную плату также из доходов. И отсюда же берутся деньги на непосредственную деятельность - платы за аренду, расходы на содержание.

    Регламентирующим участие НКО в экономических и других процессах страны законом является 7-ФЗ от 12 января 1996 года. Он же структурирует разновидности некоммерческих организаций и выделяет их отличия. И, если подобные фирмы организуются с законодательно установленными целями, а также соблюдают Устав, то в действительности могут привнести множество положительных факторов и решений в процессы как отечественного бизнеса, так и развития государства в целом.

    Контролирующее ведомство для организаций некоммерческой направленности - Министерство юстиций .

    Преимущества НКО

    • Часто имеет преимущество перед коммерческими организациями, когда речь идёт о сотрудничестве с государством.
    • Средства поступающие в НКО почти всегда не облагаются налогами.
    • Для фирм подобного род создаются специальные заказы, а также выделяются средства со стороны государственных органов на поддержку.
    • От государства НКО может получать и площади под конкретные цели. Как вариант - строительство в сфере спорта.
    • Спонсоры, вливающие финансы в подобные фирмы могут рассчитывать на социальные вычеты в налоговом процессе.
    • Под НКО выделяются гранды и назначаются стипендии, что также активно используется для реализации поставленных перед НКО целей.
    • Особенности некоммерческих организаций
    • Нет собственника, поэтому имущество находится в ведомстве собственно компании.
    • Руководитель (должность может зваться как угодно - председатель, директор и так далее) выбирается путём голосования действующих членов НКО.
    • Все члены организации равны, ни у кого нет возможности ограничивать одного по сравнению с другим в рамках организации.

    Виды НКО

    Основное деление подразумевает

    Место регистрации предприятия - либо ФСН, либо Минюст. То есть то ведомство, куда подаётся регистрационный пакет документации и где фиксируются положения Устава фирмы.

    Членское основание НКО. Здесь стоит остановиться подробнее. Если вы - основатель НКО, то проект по сути - ваш. Вы его патронируете. Но основанная на членстве, НКО подразумевает, что развиваться фирма, и реализовываться её проекты будут непосредственно силами и возможностями равных членов коллектива. То есть говорить о том, что проект будет и дальше ваш - уже нельзя. Единственный способ этого добиться - быть лидером этого коллектива и сохранять авторитетную позицию с мнением, к которому будет прислушиваться абсолютное большинство работников.

    1. Если компания регистрируется в министерстве юстиций и основана она на членстве, то выделяют:

    • Автономные некоммерческие организации (АНО).
    • Фонды.
    • Учреждения.

    2. Если НКО основана не на членстве, то выделяются:

    • Общественные организации.
    • Ассоциации.
    • Союзы.
    • Адвокатские образования.
    • Казачьи общества.

    3. Если место регистрации НКО - Федеральная налоговая служба, а сама она основана на членстве, то выделяют:

    • Садовое некоммерческое товарищество
    • Потребительский кооператив.
    • ТСЖ - товарищество собственников жилья.

    4. Если НКО регистрировалась в ФСН, а основана она на членстве, то бывают:

    • Государственные учреждения.
    • Казённые учреждения.
    • Муниципальные учреждения.

    Если НКО уже образована по конкретной форме, то менять её почти не имеет смысла, обычно это невыполнимая задача. А если есть потребность, то просто создаётся новая организация с нужной формой.

    Что нужно, чтобы учредить НКО

    Нужные документы и правильный выбор, который можно сделать, решив для себя несколько вопросов:

    • Выбрать область, в которой вы будете некоммерчески действовать, какие цели будут стоять перед компанией и какими способами они будут достигаться.
    • После решения первых вопросов, выбор формы для вашей НКО не станет проблемой, но его нужно будет сделать.
    • Сначала потребуется паспорт учредителя. А в некоторых случаях (в зависимости от выбранной ранее формы НКО) - до трёх учредителей.
    • Решить вопрос, касающийся управляющего состава. Выбрать должности и получить копии паспортов людей, которые эти должности будут занимать.
    • Выбрать название НКО. Как полное, так и, при необходимости, сокращённое.
    • Обеспечить возможность создания юридического адреса. Здесь два варианта. Можно предоставить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет создаваться офис НКО. Либо же адресом может послужить квартира одного из учредителей. Но только в том опять же случае, если он является владельцем квартиры.
    • Потребуются также деньги на оплату государственной пошлины. На данные момент она составляет 4 тысячи рублей.
    • Средства на оплату услуг нотариуса (не более 4-х тысяч рублей).

    Без перечисленных выше документов и определённостей ничего не получится. Это минимум. А теперь подробнее остановимся на каждом из пунктов, потому как по многим параметрам регистрация некоммерческой структуры имеет свои ограничения.

    Подробности создания и регистрации НКО

    Учредитель (один, в некоторых случаях - два или три)

    Коллегиальный орган управления фирмой из (минимум) трёх человек. Здесь нужно пояснить, что учредитель сам также может входить в коллегиальный совет. И не он один принимает решения, а именно весь совет.

    Название НКО

    В отличие от большинства случаев в практике коммерческих фирм, у НКО есть несколько особенностей, которые нужно учитывать при выборе наименования. Во-первых, нужно уникальное название. Во-вторых, название НКО будет состоять из трёх частей: организационное правовая форма в первой части, характер деятельности - во второй, и само наименование - в третьей.

    Пример: Автономная некоммерческая организация по развитию культуры и искусства «Радуга».

    Как видно из примера, наименование НКО - достаточно длинная штука. Причина, ещё раз, в том, что есть требования по отражению в нём характера деятельности вашего предприятия, и непосредственно его ориентированность. Отсюда следуют и закономерные ограничения. Так, экологическое направление НКО не позволяет осуществлять, например, деятельность, которая была бы направлена на спорт, или развитие культуры.

    Есть и более стандартные ограничения. Нельзя задействовать в названии такие слова, как Россия (вместе с его производными), и вообще слова связанные с символикой и обозначениями государственной власти, а также слова, которые могут запутать понимание деятельности (другие - фонд, союз и т.д., если организация не является ни фондом, ни союзом).

    Иностранные слова и символы также запрещены. Но, если вдруг вы называете фирму, используя русские слова, но которые мало известны (или просто не в обиходе), то лучше перестраховаться и приложить специальную пояснительную записку при регистрации. Иначе сотрудники регистрирующего ведомства (например, Минюста, могут неправильно истолковать этот факт, и наложить запрет на использование).

    Юридический адрес.

    Мы уже сказали о том, что есть два основных способа предоставить для регистрации адрес, который станет юридическим для НКО. Но, как показывает практика, существует ещё один вариант - его покупка.

    Сразу оговоримся, что способ не самый лучший. В этой ситуации, владелец квартиры, адрес которой вы планируете использовать, также предоставляет гарантийное письмо, но на самом деле, только получает корреспонденцию, то есть организует почтовое сопровождение.

    Почему такой способ существует? Потому что он дешевле, чем снимать офис. Но здесь есть подводные камни. В базах регистрирующих ведомств есть определённые адреса, которые занесены в чёрный список. Их называют ещё «резиновыми» адресами. Всё потому что обычно, те, кто занимается продажей адресов, не ограничиваются одним «клиентом». Вот и получается, что на один адрес собрано множество совершенно различных фирм, между собой никак не связанных. После выявление такого факта, министерство юстиций вынесет отказ. И более того, вообще может наложить запрет на возможность открывать расчётные счета.

    Документы для Минюста

    Важно! Пакет документации подаётся в региональный Минюст. А не Минюст России.

    Документы, которые требуются для регистрации:

    • Устав в трёх экземплярах.
    • Протокол в двух экземплярах.
    • Заявление - один экземпляр. Должно быть нотариально заверенное.
    • Заявление с подписью заявителя. Один экземпляр.
    • Оригинал квитанции об оплате государственной пошлины.
    • Устав НКО должен содержать и отражать цели и направление деятельности организации. И все они должны быть перечислены в неотрывной связи с названием фирмы (о нём мы говорили выше).

    Что должен содержать устав НКО

    1. Название.
    2. Место нахождения.
    3. Цели и предмет деятельности НКО.
    4. Данные о любых представительствах и филиалах компании.
    5. Порядки реорганизации, ликвидации и других возможных процессах, которые связаны с НКО.
    6. Порядок контроля деятельности НКО.
    7. Процесс регистрации по пунктам

    Для начала следует заметить, что в процессе самой регистрации НКО очень много отличий от той же процедуры для обычного юрлица или тем более ИП. Весь процесс от начала до конца занимает порядка полутора месяцев.

    Этапы:

    • Подать документацию в министерство. Вам понадобится окошко «специалист на приёмке».
    • Второй этап подразумевает трёх недельную проверку ваших документов и самого проекта НКО конкретным назначенным специалистом м инисте рства. Это самый проблемный этап. Поэтому, стоит остановиться на нём подробнее:

    Если вам отказали. Вся процедура с документами, пошлиной и нотариальным заверением повторяется сначала.

    Если ваши документы отправили с пометкой «доработка». Здесь нужно проявить особое внимание. Потому что обычно для внесения поправок, специалист связывается с заявителем по телефону.

    Важно! Если вы пропускаете звонок от специалиста, и сами в этот же день не обращайтесь к нему лично, на следующий день получаете отказ в регистрации. Поэтому обезопасьте себя заранее и узнайте внутри ведомства, кто занимается вашей подачей и какой у него телефон.

    После внесение требуемых изменений, срок проверки снова может увеличиться до трёх недель. Но тут расходов на пошлину и нотариуса уже не потребуется.

    Конечно, нужный для всех вариант только третий - одобрение.

    Следующая задача - дождаться, пока министерство юстиций перешлёт ваши документы в налоговое ведомство, где они также будут проверяться. На этот раз уже около недели.

    В ФСН вы получаете после проверки либо «да», либо «нет». Соответственно, если вам выпал второй вариант, то придётся вернуться к началу «игры», то есть к первому пункту. Если же, налоговая одобряет заявку, то вам идёт присвоение ИНН и ОГРН, а также реализуется процедура регистрации в реестре ЮЛ. Тут лучше сразу заказать выписку из ЕГРЮЛ. Этот этап после одобрения также занимает порядка недели.

    Последний этап - ваши документы опять пойдут в министерство юстиций. Где после получения, создаётся свидетельство о регистрации НКО с личной подписью начальника министерства. И именно потому что в нём присутствует его подпись, ждать можно и несколько недель.

    Важно! Ругаться на женщину в окошке бесполезно. Она не будет докладывать высшему руководству, что кто-то чем-то недоволен.

    И ещё! Когда вы всё-таки получите на руки документы, не забудьте проверить, нет ли в них ошибки. Потратьте ещё время и изучите ЕГРЮЛ, правильность ФИО, адресов и названия. А то потом может неплохо аукнуться.

    Следующий важный момент - для НКО изготовление печати - это обязательное требование. А также обязательно загляните в отделение РОССТАТА и получите своё «Уведомление», где будут содержаться коды статистики. А то письмо от них может и не дойти.

    Последний из самых важных и срочных этапов - открытие расчётного счёта в банке. С этим тоже не тяните. Редко какая НКО бывает без расчётного счёта. Да и деятельность будет очень сильно затруднена.

    Во сколько обойдётся регистрация НКО

    Основными расходами в деле регистрации некоммерческой организации станут услуги нотариуса и государственная пошлина. Это 3500 и 4000 рублей соответственно.

    Примечание: Если учредителей более двух, то нотариус может обойтись и дороже.

    Вторая статья - открытие расчётного счёта. Расценки у банковских организаций разные, но единовременно в среднем вы заплатите 2 - 3 тысяч рублей.

    Нужно заметить, что расчётный счёт не обойдётся вам только одним платежом. Скорее всего будут и ежемесячные, или как минимум периодические расходы. А к ним ещё нужно будет прибавить оплату работы хорошего бухгалтера. Этот человек в сфере НКО - обязательное звено. Но нанимать на постоянку его не критично. Можно и приглашать на аутсорсинг.

    Что входит в правила работы НКО и какие у неё обязанности

    Разделим вопрос на три блока.

    1. Где может работать НКО
    2. Кто контролирует работу НКО
    3. Принцип деятельности НКО

    Где может работать НКО

    Региональная доступность прописывается ещё в Уставе фирмы. Однозначно, главный регион - тот, в котором происходит регистрация фирмы (если не заявлено другого). В других территориальных областях организация может действовать с помощью собственных филиалов и отделений. Причём их нужно различать.

    Филиалы НКО - это отдельные юридические единицы, у которых будут свои реквизиты и свои счета в банках. Когда создаётся филиал, приходится обновлять Устав.

    Отделения НКО - менее масштабная единица. Они организуются с помощью внутренних документов. Но не каждая разновидность некоммерческой организации может открывать собственные отделения.

    Существуют и такие формы НКО, которые вообще обычно не открывают ни того, ни другого за ненадобностью. Так, например, поступают фонды, которые занимаются перераспределением средств.

    Есть и локальные ограничения по формам НКО. Например, общественным организациям нельзя открывать более 43-х отделений. Для НКО, которые являются ассоциациями, правило - действовать более 5 лет и иметь уникальную деятельность.

    Что нужно, чтобы получить международный статус и получить такое определение

    Создаём представительство в необходимой стране. Естественно, опираясь на её правила и законы.

    Подаём документы в министерство юстиций РФ и заявление на новый устав, статус и название.

    Только так можно добиться статуса международной НКО.

    Примечание: Всемирной НКО - не существует и не может существовать.

    Кто отвечает за контроль работы НКО

    Два основных «контролёра» - Минюст и ФСН. У каждого свои процесс и принципы контроля.

    Министерство юстиций главным образом сосредотачивает свой надзор на факте соответствия деятельности НКО закону о некоммерческих организациях. Также идёт проверка соответствия деятельности фирмы Уставу.

    В сферу ответственности этого министерства также входит принятие жалоб от организаций, принятие решений об их ликвидации, проверка целевого использования средств и законность оснований. НКО в Минюст сдаёт ежегодную отчётность о своих показателях в плане финансов и экономики.

    То есть по факту, Минюст - надзорный орган для НКО.

    Что касается налоговой инстанции, то на неё возлагается другая ответственность. Как мы уже писали выше, НКО согласно своему Уставу может получать доход от деятельности. И некоторые виды его облагаются налогом. А это уже непосредственная сфера ФСН. Ведь нужно проверять и облагать налогом по закону. А за нарушения - наказывать штрафами, блокировкой счетов и другими «кнутами».

    То есть ФСН для НКО - фискальный орган.

    Помимо двух этих мастодонтов, некоммерческие организации отправляют отчётности и во внебюджетные фонды - ПФР, соцстрах, Росстат. Причём, даже в том случае, если деятельность по факту не ведётся, а работников нет.

    Социальные ориентированные некоммерческие организации - СО НКО

    Такие НКО могут быть созданы на основе:

    • Религиозных организаций
    • Общественных организаций

    Важно! Госорганы и политические организации не имеют права на получение статуса СО НКО.

    На данный момент на территории РФ СО НКО участвуют в общественном процессе и влияют на развитие общества в целом. Регламентируется их работа законом «О некоммерческих организациях».

    Направления деятельности СО НКО

    • Разрешение вопросов общественного и соц. Характера.
    • Подготовка населения к избежанию несчастных случаев и регулировка поведения в случае катастроф.
    • Соц.помощь.
    • Помощь беженцам.
    • Юридические консультации.
    • Природо-охранные мероприятия.
    • Защита прав граждан.
    • Охрана объектов культурного населения.
    • Благотворительность.
    • Формирование негативного отношения к коррупции.
    • Развитие культурного, общественного, социального, научного характера общества.
    • Мероприятия, нацеленные на психологическую поддержку.
    • Создание должного уровня патриотизма.
    • Международные отношения.
    • Социальная поддержка мигрантов.
    • Спасательно-поисковые работы.

    Это только небольшой перечень всех возможных направлений, в которых может принять участие СО НКО.

    Основные цели СО НКО

    • Защита прав и свобод человека.
    • Развитие спорта и пропаганда ЗОЖ.
    • Забота о нематериальных нуждах граждан.
    • Контроль законопроектов.

    Факторы, которые могут привлечь население к работе с СО НКО

    • Доверие. Основной фактор, без которого не может идти и речи о привлечении интереса и внимания.
    • Репутация. Отзывы являются лучшим способом правильной рекламы НКО.
    • Результат. Если общество видит, что организация добилась того или иного результата, то найдётся и отклик.

    Итог

    Тема некоммерческих организаций обширна и содержит в себе множество вопросов, связанных непосредственно с жизнью общества и действиями государства. В этой статье мы попытались обозначить определённое понимание того, что собой представляют такие общества. А также выделили основные этапы организации НКО. Отдельно затронули социально ориентированные варианты подобных структур. Но вникать в эту тему можно ещё очень долго. Главное понимать, что в отличие от остальных организаций, компании, действующие в некоммерческой сфере, нацелены на совершенно иные категории и ставят целью не получение дохода, а общественно важные понятия.

    Исторически некоммерческие организации возникли как альтернатива политизированным общественным организациям. Изначально это были добровольные объединения активных, идеологически грамотных людей, а в основе этих объединений лежали принципы гуманизма и справедливости. Эти социально ориентированные некоммерческие организации осуществляли правовую защиту и просвещение широких масс населения.

    В настоящее время программы таких организаций выполняют задачи бесплатного юридического консультирования и правовой поддержки.

    В некоммерческой организации обязательно наличие юридического лица;

    Возможная прибыль не распределяется между ее участниками.

    Организации: устав, Организация может иметь собственную эмблему, печати, штампы, собственный баланс или смету.

    Некоммерческие организации виды могут иметь следующие:

    1. Общественные организации/объединения. В свою очередь, они подразделяются на общественную организацию, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение.
    2. Религиозные организации.
    3. Различные фонды.
    4. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
    5. Финансируемы собственником учреждения.
    6. Торгово-промышленные палаты.
    7. Коллегии адвокатов.
    8. Некоммерческие партнерства.

    Для повышения эффективности деятельности некоммерческой организации следует решить несколько важных проблем. Среди них проблема неполноты базы правовой информации и проблема недостаточности финансовых средств стоят на первом месте по значимости. Именно эти проблемы затрудняют реализацию многих инициатив, таких как качественный мониторинг правовой ситуации, защита некоторых слоев населения, формирование систематизированной базы данных. Только, разрешив их, можно приступать к следующим. Тем не менее, планы некоторых некоммерческих организаций в России обнадеживают, и пути для их роста и развития есть.

    Россия как правовое государство осуществляет деятельность, регламентированную нормами и фундаментальными принципами права. Законам подчиняются не только органы власти, но и различного рода организации, часть из которых известна как . Более подробно рассмотрим здесь виды некоммерческих организаций (НКО).

    В первую очередь, следует подчеркнуть, что их отличается от коммерческих отсутствием финансового интереса участников. Главные задачи, стоящие перед ними, должны носить благотворительный, социальный, общественно-полезный, научный или другой, имеющий социальное значение характер.

    Именно вид некоммерческой организации играет роль в том, какую деятельность они будут осуществлять в дальнейшем. Классификация НКО основывается на принципе соотношения имущественных прав между учредителем и юридическим лицом, разбивающем их по форме. Организационно-правовая форма позволяет разделить некоммерческие организации на такие разновидности, как:

    • Наделенные правом собственности (товарищества, хозяйственные общества).
    • Не имеющие собственности (союзы, ассоциации, религиозные или благотворительные организации).

    Далее формы НКО подразделяются на несколько разновидностей (таковых около 30). При этом сами организации могут выполнять схожие функции, различаясь между собой только названием и представляя разные юридические формы. Поэтому из всего списка выделяют несколько основных видов НКО. О них далее.

    Виды и направления деятельности

    Следует отметить, что, хоть некоммерческие организации и не могут иметь материальной заинтересованности, у них есть возможность осуществлять . Речь идет о привлечении дополнительных средств путем реализации продуктов своего производства, чтобы в дальнейшем продолжать осуществлять свою первоочередную задачу перед обществом.

    1. Фонд представляет собой лишенную членства НКО (на основании ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие организации» ГК РФ), которая продолжает функционировать благодаря и на добровольных началах. Его целью является развитие сферы образования, науки, культуры и социальных связей.
    2. Религиозная/общественная организация/объединение, как и фонд, функционирует на добровольных началах. Взносы на их деятельность поступают от добровольных взносов своих членов. Главными целями такого рода НКО являются благотворительные, культурные и общественные функции.
    3. Частное учреждение в своей основе имеет собственника, создавшего организацию для выполнения функций, ограниченных некоммерческим характером. Основателем в данном случае может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
    4. Помимо прочих НКО, Россия содержит на своей территории ряд государственных корпораций, в которых не предусматривается членство, а имущество предоставлено РФ для целей, определенных на законодательном уровне. В основном они носят управленческий и социальный характер.
    5. Некоммерческое партнерство входит в виды некоммерческих организаций, как НКО, преследующее своей целью благотворительность, управление, а также поддержку в решении вопросов социального характера. В роли учредителей в данном случае выступают физические или юридические лица.
    6. Объединения юридических лиц, а также союзы и ассоциации создаются с целью более успешной координации между коммерческими организациями. При этом их главным отличием от предпринимательских учреждений является некоммерческий характер.
    7. Автономное учреждение является НКО, которую может образовать либо Россия в лице действующего правительства, либо отдельный субъект РФ. Главная цель его создания – осуществление местного самоуправления в сферах оказания здравоохранительных, научных и культурных услуг. В первую очередь, организации такой формы выполняют задания государственного характера.
    8. Автономная некоммерческая организация не имеет членства и создана для предоставления услуг в культурной, образовательной, здравоохранительной, правовой, научной сферах. Деятельность НКО осуществляется за счет добровольных имущественных взносов участников. При этом участники теряют право владения на собственность после ее передачи в распоряжение АНО.
    9. представляется в виде разных общественных объединений, которые основаны для решения управленческих и социальных задач. Большинство НКО, представляющие этот тип, основаны на членстве. К примеру, жилищно-строительный или жилищный кооперативы обеспечивают граждан жильем. Потребительский кооператив может носить название некоммерческого товарищества или партнерства в зависимости от выбранных им целей.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации, НКО могут классифицироваться по праву управления своей деятельностью, праву владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, если оно находится в федеральной собственности.

    Loading...Loading...