Интегрированный урок истории россии и права "казачий мир". Урок по «Истории казачества

Цели урока.

Обучающая цель урока:

1. Дать представление об особенностях исторического развития и правовой культуры казачества.
2.Обобщить представления о роли и месте казачества в дореволюционной истории России.

Развивающая цель урока:

Развивать исследовательские умения учащихся в работе с историческими источниками.

Воспитательная цель урока:

Воспитывать уважение к истории казачества, к правопорядку.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Данная тема изучается на 2 уроках.

Оборудование урока:

  • Дидактические раздаточные листы;
  • Мультимедиа проектор;
  • Мультимедиа презентация (см. приложение 1 )

ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОК

ОРГМОМЕНТ

Знакомство с листами-заданиями.

1

КАЗАЧЕСТВО

Кто такие казаки, знают все. Понемногу все мы знаем историю казачества. Узнаваем образ казака. Так кто же такой КАЗАК?

Обобщение учителя после ответов детей: “Казак - слово нерусское . Оно пришло к нам от степных кочевников, которые с незапамятных времен совершали набеги на земли восточных славян. Слово “казак” или по-турецки и по-татарски “гозак” значит “Вольный человек”, легко-вооруженный конный воин, выступающий на бой без доспехов, шлема и кольчуги.

2

ВЕРСИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАЗАКОВ

Объяснение учителя.

Вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической литературе.

  1. Как говорят многие энциклопедии, казаки- южнорусский и украинский субэтносы, появившиеся в XV веке на литовско-крымском пограничье (проходившем по рекам Днепр и Дон). Но сами представители этой культуры не согласны с таким определением даты их появления на Руси.
  2. По мнению историка Татищева в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских назывались черкасами), жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами”
  3. Л.Н.Гумилев производит запорожских и слободских казаков от крещеных половцев.
  4. В казачьем Словаре-справочнике 1968 г. (США) происхождение казаков связывают со скифским народом Кос-Сака и приазовским славянями, которые в начале новой эры (20 веков назад!) смешались с разнородными племенами Степи... Ханская Золотая Орда в течение многих последующих лет специально формировала такие же летучие конные отряды из угнанных в плен русских и украинских юношей, называя их казаками. Когда в Орде начались междоусобицы, казаки страдали от своеволия ордынских шаек. Это заставило их принять участие в войне Дмитрия Донского против Мамая. Известен факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. По соглашению с Дмитрием Донским, казаки так и остались боевым лагерем на Дону, приняв на себя охрану южных границ славянской Руси.

Казаки восточные (Донские) назывались ордынскими, азовскими, западные (днепровские) запорожскими, малороссийскими, литовскими. Днепровские казаки назывались иногда черкесами, или черкасами. Это название происходило, вероятно, от города Черкасы. Городецкими казаками называли вольных людей, живших около Касимова (Мещерского городка, от чего происходило также название мещерских казаков), и далее около Волги (отсюда название волжских казаков).

3

СИЛИЩА КАЗАЦКАЯ

Спорна и интересна история казачества. Вот, например, как дончаки определяют свою роль в России: из века в век со стороны Кавказа, Каспия и Черного моря вырываются на простор Дикого Поля волны воинственных кочевников, ища пропитания, пастбищ и добычи; Дон-батюшка стал им преградой, заслонив собой Россию-матушку.

О силище донского казачества говорят многие исторические свидетельства:

В 1549 г. Царь Иоанн Грозный, отправляя своего посла к ногайскому князю Юсуфу, велел ему сказать секретно наедине следующее: “Дошел до нас слух, что Крымский царь не доброжелательствует вам, ибо Астраханскому царю пушки и людей прислал на помощь. Я же, по дружбе вашей ко мне, повелел моим Путивльским и Донским казакам крымские улусы воевать”.

В том же году ногайские князья, с Юсуфом во главе, жалуются Московскому царю на обиды, чинимые им Донскими казаками.

Россия, находясь тогда почти в беспрерывной войне с ногайскими ордами и Крымским ханом, конечно, дорожила и всячески на свою сторону привлекала донских витязей. В грамотах XVI и XVII столетий крымские ханы и турецкие султаны беспрерывно жалуются Московским царям на бесчисленные обиды, чинимые Донскими казаками и настаивают, чтобы те уняли их или вывели с Дона куда-нибудь подальше этих беспокойных и опасных головорезов.

Один из походов дончаков стал легендой.

Дети работают с заданием 1 (см. приложение 2)

Дополнение учителя об Азовском сидении:

Донцы просили государя принять под свою власть Азов. Но принять его значило отважиться на войну с турками и татарами. В случае успеха, выгоды от этой войны были бы очень велики. Можно было бы оградить южные области государства от татарских набегов; можно было бы и возобновить предприятие овладеть Крымом, некогда начатое при Грозном по внушению Вишневецкого и не доведенное до конца.

В январе 1642 года был опять созван собор. Думный дьяк Лихачев изложил дело об Азове, известил, что идет в Москву посол турецкий и нужно дать ему ответ; наконец, задал собору такие вопросы: “Воевать ли с султаном или мириться и отдать Азов? Если воевать, то война протянется не один год: нужны будут деньги и люди не один год. Где их взять?” Эти вопросы были записаны и розданы выборным людям: и они должны были отвечать письменно.

30 апреля 1642 года в Москву приехал турецкий посол за ответом. Царь послал Желябужского и Башмакова с приказанием казакам, чтоб они возвратили Азов туркам, а сами вернулись в свои курени. В следующем 1643 году царь отправил в Турцию послов с уверениями в дружеском расположении и с мехами для подарков. Казаки были очень раздражены, несмотря на то, что русский посол, проезжая в Турцию, привез им 2000 рублей царского жалованья и, кроме того, сукон, вина и разных запасов.

Почему же такая силища у казаков? Есть ли аналогии в истории других стран? Ответ найдем в социологии. “Лишнее население”, которое не находило достаточных средств к существованию на Родине, всегда “искало лучшей доли” в чужих странах. Этим объясняется массовое выселение из Западной Европы в Новый Свет в эпоху Великих географических открытий, “белая” колонизация Африки в XVIII-XIX веках.

Задание: Население Дона и других казачьих рек постоянно пополняется пришлыми.

КТО БЕЖАЛ НА ДОН? Объясните выделенные историзмы.

Одних гнало сюда горе, других нужда, третьих месть, но несомненно, что главное ядро казачества состояло из той категории людей, у которых “силушка живчиком по жилочкам переливается”.

4

САМОБЫТНОСТЬ КАЗАЧЕСТВА

(см. презентацию)

Казаки обыкновенно селились группами человек в 80 - 100. Такие группы составляли свой стан, становище. Отсюда произошло название казачьих поселений________?

Дома свои казаки называли по-тюрски___________?

Особенности жизни казаков отразились на их одежде.

Своеобразный вид донской казачьей одежды складывался веками. Приходили беглые на Дон в своей русской одежде, а здесь носили то, что давало войско. Облик одежды воссоздают старинные казачьи песни.

На стружках, сидят гребцы - удалые молодцы,
Удалые молодцы - вседонские казаки.
На них шапочки собольи, верхи бархатные,
Пестрорядные рубашки с золотым галуном.
Астраханские кушаки полушалковые,
С зачесами чулочки,
Да все гарусные.
Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки.

Откуда бралась такая богатая одежда? Из “походов за зипунами”.

Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как один из существенных признаков своей самостоятельности. В 1705 году атаман Зимовейской станицы бывшего посольства Савва Кочет доносил благодарность Петру I от имени всего войска: "Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных, нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится. Один надевается черкесом, другой - калмыком, иной в русское платье старинного покроя и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем. Немецкого платья никто у нас не носит, охоты к нему вовсе не имеем."

Со временем в каждом казачьем Войске оформилась своя военная форма.

Исходя из подготовленности класса и наличия учебного времени возможен рассказ учителя о традициях казачества , об особенностях воспитания казака .

О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках:

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Где тревога, туда казаку и дорога.

ПРАВОВОЙ БЛОК

КОНФЛИКТ С ЦАРЕМ

Но еще долго и трудно пришлось “замирять” Дон.

Вспомним народных героев-дончаков. Определим их роль в истории России. Перед учащимися на партах выложена таблица (см. Приложение 4).

Но что интересно в истории разиновщины. Мы встречаемся здесь с использованием политической технологии - листовками, рассылаемыми по селам и крепостям России. Называются листовки “Прелестные письма”.

Задание 2: 1. Объясните происхождение историзма “Прелестные письма”.

2. В социологии домовитое и голутвенное казачество определили бы терминами:_____________________________

3. “Я пришел дать Вам волю”,- так обращался Разин в своих письмах к предполагаемому электорату. Как он представлял эту волю для разных категорий населения России?

Стремясь привлечь на свою сторону основную массу казачества, К. Булавин также направлял во все городки “прелестные письма”. В них говорилось: “От Кандратья Булавина и от всего войска походного от Пристани вниз по Хопру и по Дону атаманам и молотцам. Ведомо им чинить чтоб по всем станицам всем верстатца пополам и быть готовым конным и оружейным, и одной половине в поход, а другой быть на куренях. Которой часто письмо в которую станицу придет, та б станица была готова в тот же час в поход. Ради того, что стоять им всем вкупе за дом пресвятые Богородицы за истинную христианскую веру и за благочестивого государя и за все Войско Донское, для того что зло на них еллинскую веру. А ведают они атаманы молотцы, как деды их и отцы положили и они породились, прежде сего старое поле все перевели и ни во что почли, и чтоб им старое поле не потерять. А ему Булавину запорожские казаки все и Белогороцкая орда и иные орды слово дали, что быть с ним заодно. А будет кто или которою станицею тому войсковому письму будут противны, пополам верстатца не станут, или кто в десятке не поверстаетца, и тому казаку будет смертная казнь. А верстатца опричь вольницы и посылать то письмо по городкам наскоро, и на усть Бузулука, и на усть Медведицы. Списав послать вверх по Бузулуку и по Медведице”.

КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ

Задание4: Воля или государство? Если государство, то какая форма правления?

После ответов детей дополнение учителя. Мы говорим о казачьих речных республиках.В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. У казаков существовала избирательная система, делающая власть легитимной.

Все станичные дела обсуждались и решались __________?

Задание: Почему круг? Ваши версии?

После ответов детей дополнение учителя.

Обыкновенно круг собирался на майдане (площади) и если там имелась часовенка, то все станичники становились вокруг нее лицом друг к другу, если же часовенки не имелось, то на площадь выносили икону, ставили ее на аналой и вокруг иконы составлялся круг.

Даже в морских походах, собираясь для совещаний, казаки сплывались на лодках, образуя широкий круг, в сухопутных набегах поворачивали головы лошадей к центру и становились тоже в круг. Делалось это для того, чтобы при совещаниях и подаче голосов каждый видел всех товарищей, чтобы каждый мог смело и открыто высказать свое мнение и чтобы решения не принимались с голоса немногих нахальных горланов.

Круг со временем станет праздником войска:

Вспомним основные признаки государства:

  • разделение людей по территории,
  • наличие обособленной публичной власти;
  • взимание налогов.
  • наличие единой территориальной организации власти;
  • наличие особого аппарата управления и принуждения;
  • выработка и принятие правовых норм;
  • суверенитет государственной власти.

Задание: Попробуйте конкретизировать каждый признак, соотнеся его с политико-правовыми отношениями Донского Войска.

Главный предводитель всего Войска Донского назывался войсковым Атаманом. Он избирался войсковым кругом. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов. И как это бывает на выборах происходила борьба конкурентов, которая среди этой необузданной вольницы нередко заканчивалась кровопролитной схваткой.

Войсковой атаман в мирное время был только старший между равными, хотя и был окружен почетом товарищей, но картина круто менялась, как только атаман садился на коня или в лодку и поднимал свой пернач . Давайте разберемся в символах казачьей власти.

Беседа с классом: А для сравнения вспомним и объясним символы власти царя.

Казачья власть демонстрировалась иначе.

3

ПРАВО КАЗАКОВ

Историкам казачества повезло, т.к. сохранился правовой источник казачества, относящийся к XVIII веку. Это “заветы Игната Некрасова”. После разгрома Булавинского бунта часть казаков под предводительством атамана Игната Некрасы удалились на Кубань, а с приближение границы России переселилась в Турцию. В далекой басурманской стране некрасовцы свято чтили свои обычаи, передавая их из поколения в поколение в виде Заветов-законов. Свод законов был записан в “Игнатовой книге”, которая хранилась в священном ларце в церкви на озере Майносе.

Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота, говорит другой английский путешественник, Гамильтон, побывавший на Майносе в 1837 г. На рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с “атаманком”. Ловили рыбу в Мраморном, Черном, Эгейском, Средиземном морях и в озерах Турции. На обязанности “атаманка” лежали все хлопоты по заключению договоров на лов и сдачу рыбы и забота о членах ватаги. Он должен был следить за нравственным поведением членов артели, за их бытовыми нуждами, вел учет доходов. В конце сезона при участии всех работников делил доход поровну. При возвращении на Майнос каждый рыбак одну треть своего заработка отдавал в войсковую казну.

Один из главных заветов: “Царизму не покоряться, при цaризме в Расею не возвращаться”.

Другие заветы гласили: дети работают с заданием 5 (см. приложение 6 )

Задание: Прочитайте “Заветы Игната” и сгруппируйте эти заветы по отраслям права. Можно отметить соответствующими буквами (Например, Конституционное право отметить буквой “К”).

После ответа детей вывод учителя: в “Заветах” представлены все основные отрасли права. Конституционное, Уголовное, Семейное, Процессуальное, Налоговое.

4

ДОГОВОР С РОССИЕЙ

Эти грамоты были даны на руки Ивану Петровичу Новосильцеву, посланному царем Иоанном IV Грозным к турецкому султану Селиму.

Вот полный текст одной из этих грамот.

“А се такова грамота дана Ивану ж Новосилцову.

От Царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси на Донец Северской, атаманом казацким и казаком всем безотмены. Послали есмя для своего дела в Азов Ивана Петровича Новосилцова, и где учнет вас для нашего дела посылати или по вестем, для береженья, на кои места велит вам с собою идти, и вы бы Ивана во всех наших делах слушали безо всякого ослушания, тем бы есте нам послужили, а мы вас за вашу службу жаловати хотим. Писана на Москве, лета 7078, Генваря в 3 день”.

После войны Степана Разина Дон вновь заставили присягнуть на верность Московскому царю.

Четыре дня на Кругу шли споры. Казаки кричали, что великому государю и без крестного целования служить рады верно и целование креста ни и чему. Но было решено, что “всем войском великому государю обещанье учинить перед Евангелием”. Присяга была учинена на площади перед co6oрoм. Имена присягнувших были внесены в книгу, присланную из Посольского Приказа.

28 августа 1671 года донские казаки стали подданными московского царя, и Донское Войско вошло в состав Российского государства.

Волжское государственное казачье Войско, созданное Анной Иоановной в 1730-е годы (по идее Петра Великого!), просуществовало недолго. Уже в 1777-1778 годы за активное участие в движении Пугачева оно было репрессировано и основной частью переселено на Кавказ на Моздокскую сторожевую линию.

С Днепровскими казаками Екатерина Великая поступила так же по итогамрусско-турецких войн, выслав их на Кавказ, на Реку Кубань.

С расширением российских пределов казачьи Войска появились даже на Дальневосточных окраинах России. Российские монархи, проявляя терпение, создавая и упраздняя по мере необходимости новые казачьи Войска, смогли “приручить” казачью вольницу и постепенно добиться безусловного повиновения государству.

Вопрос классу: Какая форма территориально-государственного устройства предполагает подобный договор? А форма правления на Дону? А тип политического режима?

Надеемся, что эти уроки помогли Вам оценить роль и место казачества в русской истории. А завершат урок слова из боевой казачьей песни:

За казачий наш Род,
Да за Русский весь народ,
За честь Казаков,
Мудрость стариков;
За родной Отчий дом,
Взгляд любимый за окном,
За павших друзей,
Вдов и Матерей.
Во славу Казачью, да во славу России –
Будем сердцем крепки,
Братцы казаки!

Разработка урока

«Необычный урок в Музее»

Особый народ – казаки.

«Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории Казачества и их историческим традициям.

Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с историей казачества в связи с изучением романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Дорогие ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Необычно уже то, что мы проводим его в Краевведческом музее, в котором гостеприимные хозяева показали нам экспозицию по истории казачества.Замысел этого урока возник неслучайно. Ведь мы приступили с вами к знакомству с величайшим романом М.Шолохова «Тихий Дон», который знакомит нас с особым народом – казаками.

/ Просмотр фрагментов х/ф «Тихий Дон»

В этом небольшом фрагменте мы увидели роскошные картины донской природы, которые вдохновили М. Шолохова на создание романа-эпопеи,наблюдали картины мирной жизни казаков.

Одним из основных занятий для казака была служба.

Именно о службе мысли Григория Мелехова после ухода из дома: «Шли в полусне думы гладко и ровно, как баркас по течению и вдруг натыкались на что-то, будто на мель; муторно становилось, не по себе; ворочался, бился в догадках…А утром проснулся и вспомнил: Служба! Куда же мы пойдём с Аксюткой? Весной - в лагерь, а осенью на службу…

Помимо службы другим понятием, определяющим жизнь казака, была ЗЕМЛЯ.

Казак не может не пойти на службу и не может оставить свою землю, об этом говорит Григорий Аксинье в эпизоде, когда она уговаривает его убежать из хутора на шахту:

«Ну куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. От земли никуда не тронусь».

Всем своим романом М.Шолохов убеждает нас: надо хранить добрые традиции, изучать их, соединяя с новой цивилизацией

Ведь нет ничего вреднее вражды, «белых с красными», донцов с хоперцами, русских – с другими народами. И как Хопер вливается в Дон, так и люди разных краев, различных убеждений должны находить общий язык – эти слова профессора В.С.Вахрушева из статьи «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории кзачества, и их историческим традициям.

    Мы узнаем об истории казачества, как военного сословия в России.

    Познакомимся с казачьими символами, чинами и званиями.

    С вековыми традициями и заповедями

    Послушаем историю возрождения казачества на нашей хоперской земле.

И тогда образы героев «Тихого Дона» станут нам ближе и понятнее. Ведь впервые в мировой литературе героем этого романа становится не титан, не царь или полководец, а простой труженик, казак. Мы лучше поймем, что в образе Григория Мелехова воплотилась судьба не только донского казачества, но в значительной мере судьба всего человечества 20 столетия.

Трагедия «Тихого Дона» - это общая наша трагедия, потому, что мы, как никогда раньше, теряем связь с природой, с землей, с нашей культурой, традициями предков.

Для того, чтобы этого не случилось, мы и проводим наш сегодняшний урок.

Представление гостей:

1. Шалатов Виктор Иванович – казачий генерал-майор.

2. Фильчашкин Сергей Иванович – казачий полковник

3. Неверов Вячеслав Дмитриевич – есаул, атаман станицы Пинеровской.

4. Смотров Владимир Васильевич – войсковой старшина

5.Артисты ансамбля «Хопёрская вольница»

Представление исследовательской группы учащихся литературоведов и историков:

    Музальков Максим.

    Минов Василий

    Геращенко Александр

    Матвеев Пётр

    Самодурова Кристина

    Ветрова Екатерина

    Боганцева Виктория

    Кузина Олеся

    Белоусова Ирина

    Лощакова Жанна

..(Звучит гимн Донского казачества)

1.Обратимся к истории казачества на основе нашего читательского опыта. Ещё в 7-м классе

Мы знакомились с замечательной повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где наблюдали

Нравы и обычаи Запорожских казаков и воплощение в повести мечты писателя о справедливом вольном обществе: Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

/Цитата из повести «Тарас Бульба» /

« Вся Сечь представляла необыкновенное явление… Приходила на Сечь гибель народа

И хоть бы кто-нибудь спросил их откуда они, как будто бы возвращались в свой дом, из которого за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» - «Верую!» - отвечал приходящий. – «И в троицу святую веруешь?» - «Верую» - И в церковь ходишь?» -«Хожу!» - «А ну перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо, - отвечал кошевой,

Ступай же, в который сам знаешь курень.» Этим оканчивалась вся церемония.

Гоголь не идеализирует Сечь, показывает её стихийность, своевольство, необузданность. Но всё исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают всё и берут оружие: «И всё что ни было,

Садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах,

Дюжую наружность» - писал Н.В. Гоголь.

2. Ещё об одном знаменитом казачьем атамане, генерале от кавалерии, графе Матвее

Ивановиче Платове упоминает Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума», называя его «героем Очакова и покоренья Крыма». Легендарный атаман Платов является и героем

Оригинального рассказа Лескова «Левша».

В Энциклопедическом словаре мы узнаём о нём, как о соратнике Суворова и Кутузова, герое Отечественной войны 1812 года. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

От своих чистых сердец совьём Платову венец». Так пели на Дону после 1812 года простые казаки о своём атамане.

3. Жизнь казачества издревле была окружена ореолом слухов, легенд и домыслов .

Всем известно, что давно распространён взгляд на казаков как на несгибаемых борцов за «Веру, Царя и Отечество».Не менее популярно и мнение об извечном бунтарстве и своеволии казаков. Есть мнение, что именно казаки поддерживали всех самозванцев на российский трон во времена Смутного времени. Часто именно казаки, не терпевшие притеснения царского самодержавия, были организаторами и участниками народных восстаний.

Так ещё А.С.Пушкин в «Истории Пугачёва» писал: «Наконец, в 1771 г., мятеж яицких казаков обнаружился во всей своей силе… строгие и необходимые меры восстанавливали лишь внешний порядок, но спокойствие было ненадёжно. «Толи ещё будет!»- говорили мятежники – так ли мы ещё тряхнём Москвою».

Потом известные события под предводительством Пугачева получили отражение в «Капитанской дочке».

    В 18 – м столетии «золотой век» русского казачества миновал.

Постепенно клонились к закату времена буйной вольницы, привилегированных казачьих автономий, бывшем своего рода « государством в государстве». Но тогда казачьи сообщества ещё вольготно чувствовали себя на окраинах России, оплачивая свою «волю» кровавыми схватками с окружающими кочевниками.

Созданная при Петре регулярная армия, обесценила казачество как военную силу.

5. Как известно, Донское войсковое правительство не признало в октябре 17-го года победы большевиков, но подавляющее большинство казачества, уставшее от войны, держало нейтралитет. В начале 1918 –года Донское правительство пало. Небольшие группы казаков отступили в степи, потом были объединеныгенералом Поповым, более 500 донских казаков было в составе Добровольческой армии генерала Корнилова, затем Врангеля.

По мнению большинства исследователей, после Гражданской войны из России эмигрировало около 40 тысяч казаков. Судьба забросила казаков и в Америку, Австралию, Африку, и во многие европейские государства.

6.Одним из таких эмигрантов, большую часть своей жизни проживший во Франции, был талантливый поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 17-го года. Он вернулся на Родину через 20 лет после смерти. Но вернулся своими стихами.

Послушайте строчки из его стих., посвящённые Родине.

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня,

Я с кормы всё время мимо

В своего стрелял коня.

Лучшие тебе я отдал годы,

Всё тебе доверил, не тая,-

Франция, страна моей свободы,

Мачеха весёлая моя.

Пора, мой старый друг, пора,

Мы зажились с тобою оба,

И пожилые юнкера

Стоят навытяжку у гроба.

Но в разлуке с тобой не прощаюсь,

Мой далёкий отеческий дом,

Перед Господом не постесняюсь

Называться Донским казаком!

/Предлагается номер Х/С Казачья песня…………………………………………

7.Слово СМОТРОВУ Владимиру Васильевичу.

Мы обращаемся к Вам как к эксперту, знатоку казачьей истории. Всё ли ребята говорили правильно? И конечно, же хотим услышать ещё интересные, волнующие моменты истории казачества.

Казак, говоря о себе, всегда подчёркивал триаду: Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретёшь Царствие небесное и Славу в потомках!

Расшифровать эти принципы казачьего мировоззрения мы попросим ШАЛАТОВА Виктора Ивановича.

ВОПРОСЫ:

- Права и обязанности казака.

-Что такое Казачий круг? И порядок его проведения.

-Принятие в казачество и «взятие под шинель»

Кроме того, Виктор Иванович сейчас является депутатом районного Совета, и может рассказать нам о функциях и роли казаков в нашем районе.

8.Рассказ о казачьих СИМВОЛАХ

9.Рассказ о ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ

Заключительное слово учителя:

Т.О., казачество представляло собой обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, свободолюбием, трудолюбием, почитанием старших. Казачество – самобытный народ, имеющий большую и интересную историю, культуру, язык.

И в наши дни возрождённое казачество играет важную роль в обществе.

Тема урока: Появление казачества на Дону

(слайд 1)

Педагогически задачи

  • обеспечить условия для изучения событий связанных с появлением казачества на Дону;
  • создать условия для развития умений работать с историческим источником;
  • дать учащимся целостное представление об историческом своеобразии родного края;
  • развивать у учащихся интерес к родной истории.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  • познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону;
  • знать о казачьем заселении Нижнего и Верхнего Дона, о первых казачьих городках;
  • познакомиться с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке,
  • знать о первых письменных упоминаниях о донских казаках, Войске Донском;
  • объяснять и применять понятия: казак, атаман, есаул, Войсковой круг, булава, насека.

Личностные:

  • воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • владение умениями анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;
  • использовать различные источники информации;

Предметные:

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
  • знание хронологии изучаемого периода;
  • знание исторических фактов изучаемого периода;
  • рассказ об исторических событиях, их участниках;
  • соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

1.Появление казаков на Дону.

(слайд 2) Родина! Отчизна. Любимый край. Полыхающие зори по утрам, бездонное небо в звездах, розовая дымка цветущих садов, бескрайнее море спелых хлебов, терпкий полынный запах степных ветров. Это земля твоих дедов и прадедов, это милый уголок, к которому прикипело твое сердце, которого вовек не забыть, не разлюбить. Отчизна у всех одна. А родина… это то место, где ты родился…

Л. П. Александровская

Учитель: Место, где родился и живет человек, мы называем малой родиной.

Вопрос : Как называется наша малая родина? (слайд 3)

Учитель: Голубые просторы, туманы,

Ковыли, да полынь, да бурьяны..

Ширь земли да небесная лепь!

Разлилось, развернулось на воле

Припонтийское Дикое поле,

Темная Киммерийская степь.

Вся могильниками покрыта-

Без имян, без конца, без числа…

Вся копытом, да копьми взрыта,

Костью сеяна, кровью полита,

Да народной тугой поросла.

М. Волошин

В древности ее называли Диким полем. От Воронежа до берегов Азовского моря простиралось Дикое поле – необъятная седая ковыльная степь Летом по степи гуляли горячие ветры, зимой нависали вьюги, со стоном вскипали бураны и вихрями кружили снежную пыль. Сурова и неприветлива была степь в непогоду. И только весной она становилась ласковой и щедрой. Во множестве водились здесь зайцы, дикие козы, волки, лисы, всевозможная птица. В реках в огромных количествах ловилась рыба.

С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все больше привлекали решительных и смелых людей, бежавших из Московского государства мечтавших освободиться от крепостничества. Приходили на Дон и из других земель и стран. Они объединялись и вели жизнь полную тревог и опасностей. За ними закрепилось название «казаки». (слайд 4)

Выступление учащегося с сообщением « Когда и кого называли «казаками»

У персов под этим словом подразумевались люди, состоявшие на службе, оплачиваемой казной; у арабов – это всадник, сражающийся за веру и закон пророка; по-монгольски это слово значит «свободный воин, броня, щит и крепкий оплот по охране границы, военный страж»; по-тюркски – бездомный скиталец, бесприютный изгнанник. В русских источниках – казак- прежде всего, свободный человек, по каким-то причинам порвавший со средой, к которой он принадлежал раньше. Казаками называли тех, кто нес военную службу. Например, в русских былинах одного из любимых героев – Илью Муромца - называют «старыя казак». Казаками именовали гонцов, посылавшихся с вестями или грамотами из Москвы в Крым. В ХVI веке казаками называли служилых людей. Это могли быть и русские, и татары, и представители других народов.

Учитель : Таким образом, мы можем сделать вывод, что словом «казак» в ХVI веке называли вольных, нанимающихся на военную службу людей. (запись в тетради)

2. Первые казачьи городки.

Поначалу у казаков были временные жилища: шалаши и землянки. Вооруженные отряды казаков – станицы - ставили свои станы в неприступных местах, в дремучих лесах, на островах, поросших камышом, в излучинах рек. Со временем из стана вырастал городок. Первые городки стали возникать на Дону в середине ХVI века. (слайд 5)

Первое документальное упоминание о казачьих городках относится к 1549 году (запись в тетради). Тогда ногайский князь Юсуф жаловался царю Ивану IV: «Холопи твои, нехто Сары-Азман, словет, на Дону в трех и в четырех местах города поделали… Да наших послов… и людей стерегут да разбивают».

Вопросы к документу:

  1. Как звали донского атамана?
  2. Как назывались поселения казаков?
  3. На что жалуется ногайский князь?

Задание: По рисунку опишите, как выглядел казачий городок.

Дополнение к ответам учащихся : Казаки укрепляли свои городки земляным валом, на валу ставили деревянный частокол с острыми кольями. Наружную сторону обвешивали острыми колючками старой акации или терна. Позже казаки стали обносить городки крепкими и высокими, метра три или даже пять, стенами. По углам этих стен строили специальные укрепления – бастионы, или раскаты, по-казачьи. На этих раскатах всегда стояли мощные чугунные пушки. Их казаки отбивали у своих врагов, а позже, когда стали получать жалование от Московского правительства, пушки присылали на Дон из Москвы.

(слайд 6) Наиболее древними казачьими городками были Мигулин, Каргалы, Урюпин, Махин, Черкасский.

Казаков, основавших городки в низовьях Дона, называли низовыми . Казаков, проживавших на Верхнем Дону – верховыми.

3. Управление в казачьем войске. (слайд 7)

Учитель: Донские казаки считали себя войском Донским. Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор – Войсковой круг, это был высший орган власти на Дону. На ругу решались самые важные вопросы казачьей жизни: кому объявлять войну и с кем заключать мир, когда выступить в поход и куда отправить послов, кого выбрать атаманом и где заложить новый городок. На Кругу принимали в казаки, женили казаков и, наоборот, разводили. Обычно казачий Круг собирался раз в год - весной. Прийти на Круг имели право все мужчины не моложе семнадцати лет. Женщины не допускались.

В промежутках между собраниями власть принадлежала атаману.

Атаман – выборный предводитель, вожак у казаков. Есаул – помощник атамана, в случае необходимости мог его замещать. Войсковой атаман избирался на год. По истечении срока службы он являлся на Круги, поклонившись казакам на все четыре стороны, складывал знаки своей власти – насеку и булаву.(запись в тетрадях)

Булава – знак атаманской власти. Состояла из короткой палки орехового или другого легкого и прочного дерева. На конце прикреплялся серебряный с позолотой шар. Рукоять отделывалась серебром.

Насека – знак атаманской власти. Длинный жезл из крепкого дерева, на котором делались насечки по числу избранных атаманов. Булаву атаман держал в правой руке, а насеку - в левой, опираясь на нее как на посох.

Если атаман показывал себя умным и умелым организатором, храбрым командиром, то его могли избрать и на следующий срок и еще на несколько сроков. Если же атаман не оправдывал надежд, его смещали, даже не дожидаясь срока.

Законы у войска были свои собственные, основанные на обычаях. Наказывали за трусость приговором в куль да в воду. За совершенный подвиг казака брали на руки и качали с криком «ура».

4. Занятия донских казаков.

Беспокойной была жизнь донских казаков, протекала в походах и сражениях. Война превратилась для них в один из важнейших промыслов. Ловкость, находчивость, быстрый конь, летучий аркан, меткая стрела и пуля спасали казаков в бескрайних просторах степи. Казаки ходили в сухопутные и морские походы. Все добытое в походах (разнообразные ткани, оружие, пленных) делили между собой - дуванили дуван.

Задание: прочтите отрывок из книги «Как у нас- то было на тихом Дону» (авторы Л. Новак, Н Фрадкина) и определите, какие были еще занятия у казаков (запись в тетради)

«Природа донского края, высокие травы, в которых всадник утопал, как в зеленом море, дремучие леса, скрывавшие многочисленных диких зверей, несметные рыбные богатства располагали к мирным занятиям – охоте и рыболовству.. Собравшись человек по сто, казаки- гулебщики (охотники) уходили далеко от своих станов…, выезжали в степи, где охотились по два-три месяца. На легком челне, выдолбленном из большого дерева, выходили казаки на ловлю рыбы… Из походов пригоняли табуны лошадей и гурты скота. На Дону были отличные пастбища с густой травой…. Земледелием казаки долгое время не занимались: мешали непрерывные набеги кочевников, уничтожавших посевы. Круг даже запрещал занятие земледелием, чтобы военным промыслам помехи не было» (слайд 8)

III Закрепление изученного материала. (слайд 9)

Задание: заполните пропуски в тексте

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Подготовить по теме урока кроссворд (не менее 8 слов) или презентацию (по выбору учащихся)

VII Итоговая рефлексия

Карточка с заданием “Продолжить фразу”:

Мне было интересно...

Я сегодня понял, что...

На следующем уроке я хочу...

Доволен ли ты своей работой?

Литература:

«Как у нас-то было на тихом Дону», Новак Л, Фрадкина Н., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985

«Славен Дон», .Астапенко М.П., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985

История Донского края, Астапенко М.П., Астапенко Е.М., Ростов-на-Дону: ООО»Мини Тайп», 2005

История Донского края, Веряскина О.Г., Ростов-на-Дону: Ростовский издательский дом, 2004


Урок истории Донского края "Жизнь и быт донского казачества"

Ющенко Г.И.

Учитель истории МБОУ

Манычской СОШ

Цель урока: сформировать представление об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков.

Задачи урока:

На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков;

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

Развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива. Планируемые результаты: предметные: - воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: казак, городок, курень, балясник, горница, посиделки.

Извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях донских казаков;

Показывать на карте географические объекты;

метапредметные: - определять тему урока, цели;

Выстраивать алгоритм своей работы;

личностные: - развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний; - работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

Анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).

2. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).

4. Физкультминутка (2 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

6. Домашнее задание (3 мин.).

Оснащение урока:

карта Ростовской области;

карта Области войска Донского;

презентация (см. Приложение);

компьютер.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Казачьи городки.

Казачий курень.

Одежда донских казаков.

Обычаи и традиции донского казачества.

Применение изученного материала.

Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Вводное слово учителя:

«Ой, ты батюшка наш, славный тихий Дон

Ты кормилец наш, Дон Иванович!

Про тебя-то лежит слава добрая!

Слава добрая, речь хорошая!

Как бывало ты всё быстёр бежишь

Ты быстёр бежишь, всё чистёхонек.»

А по берегам реки Дон раскинулись бескрайние степи, где жили славные казаки, воины, хранители южных рубежей великой России.

Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о донском казачестве, о его быте, обычаях, традициях.

2. Изучение нового материала.

Казачьи городки.

Сначала обучающиеся отвечают на вопрос «Кто такой казак?»

«Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар».

Да, трудной была жизнь казаков, и эти условия наложили свой отпечаток на культуру казачества – быт, устройство городков, жилищ, одежду, обычаи и обряды.

В казачье братство вступали представители русского, украинского, белорусского, польского, татарского, турецкого, калмыцкого и других народов, и это оказывало влияние на своеобразный тип донского казака.

Историк В.Д. Сухоруков отмечал: «Казаки имеют сложение тела твердое, крепкое и здоровое, дородны, дебелы; росту достигают довольно большого и почти все – среднего; лицом большей частью смуглы, с темными волосами. Обладают мощными физическими силами. Духом смелы, храбры и отважны; характером живы и веселы; в движениях проворны и легки». Таков был физический облик казаков.

А теперь давайте послушаем, где жили казаки.

Опережающее задание.

Ученица: Древние городки располагались в наиболее удобных для защиты местах, чаще всего на островах. Городок имел 4-х угольную или овальную форму. Вокруг него выкапывали ров и насыпали земляной вал, который укрепляли сухим терновником, а иногда ставили на вал двойной плетень. На стенах стояли небольшие пушки, готовые встретить врага. Внутри располагались землянки и бревенчатые избы, в которых жили казаки.

Казачий курень.

Выступление учащихся.

Ученик: Жилище казака называлось «курень». Слово «курень» происходит от монгольского хурээн, что значит лагерь, стан, пастбище в форме круга. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом, поэтому он так и выглядел.

Учитель: Но это было раньше, в XVI веке, а затем произошли изменения в жизни казаков. Прошли годы, казаки больше общались с русскими, украинцами. Каждый год 2 раза ездили казачьи станицы в Москву. Проезжая по русской земле, казаки знакомились с бытом и жизнью русских, да и многие были родом из России. Казаки заимствовали элементы быта. Да и потише стало на Дону, прекратились нападения со с стороны южных кочевых народов, у них образовались государства. Казаки могли теперь устраивать свой быт.

На слайде мы видим изображение казачьего куреня XVIII-XIX веков. Он больше похож на избу русских крестьян или на хату украинцев. Теперь казаки селятся на берегах Дона, других рек, им не надо ставить сваи, теперь на подворье казака находился баз для скота, амбары, хозпостройки, потому что теперь казаки занимались земледелием и скотоводством.

У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).

В XIX веке самое широкое распространение получил трехкомнатный курень или круглый дом с четырехскатной крышей, все комнаты которого сообщались между собой.

В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца.

В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью.

В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.

Одежда донских казаков.

Кто из вас знает легенду- почему одежка казаков на дону имеет такую расцветку?

Однажды войску царь из России пожаловал сукно. Синее и красное. Казаки по своему обычаю все разделили поровну. Но синего сукна было много и каждому хватало на форму, а вот красного чуть- чуть. Вот откуда появилась эта красная отделка.

А в войну с Наполеоном в 1812году казаки уже были одеты в другую однообразную форму: куртку, шаровары, а вместо шапки- кивер, украшенный висячим верхом.

В конце 19 века начале 20 века форма упростилась и приобрела вид известный нам и сейчас: гимнастерка, шаровары с лампасами, чекмень и фуражка. Зимой- шинель и папаха.

Менялась одежка казака - неизменным в облике был лишь казачий чуб, да гордость казака- его усы.

Особенности жизни донских казаков отразились и на их одежде, в которой органически слились черты, характерные для многих народов. Своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками.

Теперь мы с вами поразмышляем о том, почему долгое время у донских казаков не было традиционной единой одежды.

Опережающее задание.

Ученица: На слайде перед нами казаки в одеждах XVI-XVII вв. Приходили беглые на Дон в своей русской одежде, а здесь носили ту, что добывали в походах. Казаки носили одежду по древнему своему обычаю, которая кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русском платье старинного покроя. На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. В конце XVII – начале XVIII вв. сложился тип мужской одежды: зипун – представлявший собой распашную верхнюю одежду без ворота. С ним носили кафтаны, рубахи, шаровары, сапоги, высокие шапки, называемые трухменками, кушак (шелковый пояс).

Характер и особенности женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек. Во второй половине XVII века в облике и одеянии женщин чувствовалось большое влияние Востока. Ведь казаки первоначально женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен в походах. Основную часть костюма казачки составляло платье-кубелек, надевалось поверх рубахи. У богатых он шился из парчи. Под кубельком была длинная, до пят, рубаха из тонкого полотна или шелка. В комплекте с платьями татарского покроя носили русские головные уборы – повойник или рогатую кичку. А девушки носили девичий головной убор – челоуг – широкую бархатную ленту, унизанную жемчугом или шапку-перевязку.

К XIX веку все изменилось. Преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой (баской). Длинные и очень широкие юбки шили из холста, ситца, батиста и других тканей. Чтобы юбка была пышнее, под нее надевали несколько нижних юбок – заповок. Кофта шилась из того же материала, что и юбка. Покрой её был довольно сложный. Кираса или кирас – кофточка с длинными рукавами и стоечкой, застегивались спереди густопосаженными мелкими пуговичками. С будничным и праздничным костюмом носили фартук, называвшийся завеской, запоном. Женскому головному убору и в этот период придавалось большое значение. Замужняя казачка носила шлычку, а девушки – ленты. Обувь – поршни.

Казаки продолжали быть военными. Это проявлялось и в одежде. Темно-синий, длинный, несколько приталенный мундир с разрезом для посадки на седле. На обшлагах его рукавов, стоячем воротнике была красная окантовка. Темно-синие шаровары с красным кантом заправлялись в сапоги. Летом с такими шароварами носили гимнастерку из ткани защитного цвета со стоячим воротником и застежкой на пуговицах. Ещё шинель. Головные уборы – фуражка и папаха.

Учитель делает вывод: Вы прослушали, как складывался костюм донских казаков. Таким образом, своеобразные условия жизни отразились на костюмах, заимствованных у других народов.

Обычаи и традиции донского казачества.

Много обрядов было у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и службы, семейной жизни, рождения ребенка.

Казаки прежде всего были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье. Когда по истечении 40 дней мать с сыном возвращались из церкви (где проходил обряд крещения ребенка), её встречал отец. Он брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком.

Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком.

Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям, смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей. В зимнее время молодые казаки играли в шахматы, в военные игры, строили снежные городки, ходили стена на стену. Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. В день скачек на ровном месте в качестве мишени устанавливался пучок камыша и намечалась линия, от которой должны были начаться скачки. По сигналу всадники неслись на мишень, стреляя на скаку из ружей. Самые ловкие делали это, стоя на лошадях, поднимали на всем скаку с земли платки, монисты (бусы).

Шло время, казачок в семье рос, и наступала пора отправляться на службу. Проводы на службу происходили так. В определенное время в курене новобранца собирались родственники и друзья служивого. А у тех ворот, откуда должны были выходить казаки, собирался народ.

Инсценировка.

Отец благословлял сына такими словами:

Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.

Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:

Прости меня, родной батюшка!

Прости меня, родная матушка!

Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!

Казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть земли. Обычно старались брать такую землю у церкви или у могилы отца, матери, или в саду своего дома. Зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено казаку умереть на чужбине, первой на его гроб падала родная земля, и считалось, хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.

Учитель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Учащиеся отвечают: Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.

А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.

Во все времена, у всех народов хорошая песня отражала самые сокровенные мечты, думы. Донской край испокон считался песенным краем. Далеко слышна раздольная, удалая, казачья песня. То тягучая, печальная, долгая, как степь донская, то искрометная, озорная, лихая, как ветер степной! А на Тихом Дону песни не просто поют, их играют. И приговаривают, и пританцовывают. С особой казачьей удалью. Пели песни и в поле, и на проводах в армию, в военных походах, и конечно, на посиделках.

Учитель: о песнях казаки говорили так в своих пословицах: «Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев». Вашим домашним заданием было найти казачьи пословицы и поговорки. Сейчас мы с вами устроим состязание, кто больше знает пословиц. (Учащиеся называют пословицы и поговорки о песне, о воинской доблести казаков, о коне, о труде.) Таким образом, «Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец».

3. Применение изученного материала.

Разгадать кроссворд

4. Домашнее задание.

Подготовить сообщения: «Пища донских казаков».

Разработка урока

«Необычный урок в Музее»

Особый народ – казаки.

«Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории Казачества и их историческим традициям.

Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с историей казачества в связи с изучением романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Дорогие ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Необычно уже то, что мы проводим его в Краевведческом музее, в котором гостеприимные хозяева показали нам экспозицию по истории казачества.Замысел этого урока возник неслучайно. Ведь мы приступили с вами к знакомству с величайшим романом М.Шолохова «Тихий Дон», который знакомит нас с особым народом – казаками.

/ Просмотр фрагментов х/ф «Тихий Дон»

В этом небольшом фрагменте мы увидели роскошные картины донской природы, которые вдохновили М. Шолохова на создание романа-эпопеи,наблюдали картины мирной жизни казаков.

Одним из основных занятий для казака была служба.

Именно о службе мысли Григория Мелехова после ухода из дома: «Шли в полусне думы гладко и ровно, как баркас по течению и вдруг натыкались на что-то, будто на мель; муторно становилось, не по себе; ворочался, бился в догадках…А утром проснулся и вспомнил: Служба! Куда же мы пойдём с Аксюткой? Весной - в лагерь, а осенью на службу…

Помимо службы другим понятием, определяющим жизнь казака, была ЗЕМЛЯ.

Казак не может не пойти на службу и не может оставить свою землю, об этом говорит Григорий Аксинье в эпизоде, когда она уговаривает его убежать из хутора на шахту:

«Ну куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. От земли никуда не тронусь».

Всем своим романом М.Шолохов убеждает нас: надо хранить добрые традиции, изучать их, соединяя с новой цивилизацией

Ведь нет ничего вреднее вражды, «белых с красными», донцов с хоперцами, русских – с другими народами. И как Хопер вливается в Дон, так и люди разных краев, различных убеждений должны находить общий язык – эти слова профессора В.С.Вахрушева из статьи «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории кзачества, и их историческим традициям.

    Мы узнаем об истории казачества, как военного сословия в России.

    Познакомимся с казачьими символами, чинами и званиями.

    С вековыми традициями и заповедями

    Послушаем историю возрождения казачества на нашей хоперской земле.

И тогда образы героев «Тихого Дона» станут нам ближе и понятнее. Ведь впервые в мировой литературе героем этого романа становится не титан, не царь или полководец, а простой труженик, казак. Мы лучше поймем, что в образе Григория Мелехова воплотилась судьба не только донского казачества, но в значительной мере судьба всего человечества 20 столетия.

Трагедия «Тихого Дона» - это общая наша трагедия, потому, что мы, как никогда раньше, теряем связь с природой, с землей, с нашей культурой, традициями предков.

Для того, чтобы этого не случилось, мы и проводим наш сегодняшний урок.

Представление гостей:

1. Шалатов Виктор Иванович – казачий генерал-майор.

2. Фильчашкин Сергей Иванович – казачий полковник

3. Неверов Вячеслав Дмитриевич – есаул, атаман станицы Пинеровской.

4. Смотров Владимир Васильевич – войсковой старшина

5.Артисты ансамбля «Хопёрская вольница»

Представление исследовательской группы учащихся литературоведов и историков:

    Музальков Максим.

    Минов Василий

    Геращенко Александр

    Матвеев Пётр

    Самодурова Кристина

    Ветрова Екатерина

    Боганцева Виктория

    Кузина Олеся

    Белоусова Ирина

    Лощакова Жанна

..(Звучит гимн Донского казачества)

1.Обратимся к истории казачества на основе нашего читательского опыта. Ещё в 7-м классе

Мы знакомились с замечательной повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где наблюдали

Нравы и обычаи Запорожских казаков и воплощение в повести мечты писателя о справедливом вольном обществе: Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

/Цитата из повести «Тарас Бульба» /

« Вся Сечь представляла необыкновенное явление… Приходила на Сечь гибель народа

И хоть бы кто-нибудь спросил их откуда они, как будто бы возвращались в свой дом, из которого за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» - «Верую!» - отвечал приходящий. – «И в троицу святую веруешь?» - «Верую» - И в церковь ходишь?» -«Хожу!» - «А ну перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо, - отвечал кошевой,

Ступай же, в который сам знаешь курень.» Этим оканчивалась вся церемония.

Гоголь не идеализирует Сечь, показывает её стихийность, своевольство, необузданность. Но всё исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают всё и берут оружие: «И всё что ни было,

Садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах,

Дюжую наружность» - писал Н.В. Гоголь.

2. Ещё об одном знаменитом казачьем атамане, генерале от кавалерии, графе Матвее

Ивановиче Платове упоминает Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума», называя его «героем Очакова и покоренья Крыма». Легендарный атаман Платов является и героем

Оригинального рассказа Лескова «Левша».

В Энциклопедическом словаре мы узнаём о нём, как о соратнике Суворова и Кутузова, герое Отечественной войны 1812 года. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

От своих чистых сердец совьём Платову венец». Так пели на Дону после 1812 года простые казаки о своём атамане.

3. Жизнь казачества издревле была окружена ореолом слухов, легенд и домыслов .

Всем известно, что давно распространён взгляд на казаков как на несгибаемых борцов за «Веру, Царя и Отечество».Не менее популярно и мнение об извечном бунтарстве и своеволии казаков. Есть мнение, что именно казаки поддерживали всех самозванцев на российский трон во времена Смутного времени. Часто именно казаки, не терпевшие притеснения царского самодержавия, были организаторами и участниками народных восстаний.

Так ещё А.С.Пушкин в «Истории Пугачёва» писал: «Наконец, в 1771 г., мятеж яицких казаков обнаружился во всей своей силе… строгие и необходимые меры восстанавливали лишь внешний порядок, но спокойствие было ненадёжно. «Толи ещё будет!»- говорили мятежники – так ли мы ещё тряхнём Москвою».

Потом известные события под предводительством Пугачева получили отражение в «Капитанской дочке».

    В 18 – м столетии «золотой век» русского казачества миновал.

Постепенно клонились к закату времена буйной вольницы, привилегированных казачьих автономий, бывшем своего рода « государством в государстве». Но тогда казачьи сообщества ещё вольготно чувствовали себя на окраинах России, оплачивая свою «волю» кровавыми схватками с окружающими кочевниками.

Созданная при Петре регулярная армия, обесценила казачество как военную силу.

5. Как известно, Донское войсковое правительство не признало в октябре 17-го года победы большевиков, но подавляющее большинство казачества, уставшее от войны, держало нейтралитет. В начале 1918 –года Донское правительство пало. Небольшие группы казаков отступили в степи, потом были объединеныгенералом Поповым, более 500 донских казаков было в составе Добровольческой армии генерала Корнилова, затем Врангеля.

По мнению большинства исследователей, после Гражданской войны из России эмигрировало около 40 тысяч казаков. Судьба забросила казаков и в Америку, Австралию, Африку, и во многие европейские государства.

6.Одним из таких эмигрантов, большую часть своей жизни проживший во Франции, был талантливый поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 17-го года. Он вернулся на Родину через 20 лет после смерти. Но вернулся своими стихами.

Послушайте строчки из его стих., посвящённые Родине.

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня,

Я с кормы всё время мимо

В своего стрелял коня.

Лучшие тебе я отдал годы,

Всё тебе доверил, не тая,-

Франция, страна моей свободы,

Мачеха весёлая моя.

Пора, мой старый друг, пора,

Мы зажились с тобою оба,

И пожилые юнкера

Стоят навытяжку у гроба.

Но в разлуке с тобой не прощаюсь,

Мой далёкий отеческий дом,

Перед Господом не постесняюсь

Называться Донским казаком!

/Предлагается номер Х/С Казачья песня…………………………………………

7.Слово СМОТРОВУ Владимиру Васильевичу.

Мы обращаемся к Вам как к эксперту, знатоку казачьей истории. Всё ли ребята говорили правильно? И конечно, же хотим услышать ещё интересные, волнующие моменты истории казачества.

Казак, говоря о себе, всегда подчёркивал триаду: Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретёшь Царствие небесное и Славу в потомках!

Расшифровать эти принципы казачьего мировоззрения мы попросим ШАЛАТОВА Виктора Ивановича.

ВОПРОСЫ:

- Права и обязанности казака.

-Что такое Казачий круг? И порядок его проведения.

-Принятие в казачество и «взятие под шинель»

Кроме того, Виктор Иванович сейчас является депутатом районного Совета, и может рассказать нам о функциях и роли казаков в нашем районе.

8.Рассказ о казачьих СИМВОЛАХ

9.Рассказ о ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ

Заключительное слово учителя:

Т.О., казачество представляло собой обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, свободолюбием, трудолюбием, почитанием старших. Казачество – самобытный народ, имеющий большую и интересную историю, культуру, язык.

И в наши дни возрождённое казачество играет важную роль в обществе.

Loading...Loading...