План-конспект занятия по логопедии на тему: Конспект логопедического занятия: "Насекомые". Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий. Тема «Насекомые». Старшая группа
Цель: Познакомить детей с понятием «насекомые».
1. Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3. Развивать словарь по данной теме, внимание, память;
4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Назвать времена года, начиная с зимы.
Какое сейчас время года?
Назовите три весенних месяца?
Какой месяц сейчас?
Какое время года наступает за весной?
2. Тематическая беседа о насекомых:
а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …
(Муравей.)
Муравьи - полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!
б) Логопед загадывает загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
(Е. Серова)
Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.
Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
в) Логопед загадывает загадку:
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)
С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.
г) Логопед загадывает загадку:
Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)
Как называются части тела жука?
Куда прикрепляются лапы? (К груди.)
Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)
Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)
Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.
Пальчиковая гимнастика:
Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!
д) У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)
Чем отличается божья коровка от майского жука?
3. Физкультминутка:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!
4. Отгадывание загадок:
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела.)
Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.
(Муха.)
Муха - это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.
5. Дидактическая игра «Назови ласково».
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.
6. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Муха разносит … (болезни).
Пчела собирает … (мед).
Комар кусает … (человека).
Бабочка летает … (цветком).
Жук грызет … (кору).
Божья коровка поедает … (тлю).
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.
Иванова Светлана Витальевна,
учитель-логопед МКДОУ №22,
г. Аша Челябинская область
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее нарушение речи.
Цель: Развитие связной речи с использованием мнемотехники.
Задачи:
- активизация словаря по теме «Насекомые»;
- закрепление и развитие умения составлять описательный рассказ по плану-схеме;
- закрепление умения правильно согласовывать числительное и существительное;
- развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, памяти;
- воспитание любви и уважения к родной природе.
Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», план-схема для составления описательного рассказа насекомого, картинка со схематическим изображением бабочки, мяч, бумажные пчёлки, картинки насекомых.
Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками, карточки с изображением насекомых.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед и дети входят в группу.
Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).
Логопед: Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру.
«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно - всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):
Комар злой, а бабочка, наоборот,
-
добрая.
Шмель большой, а божья коровка…
-
маленькая.
Пчела полезная, а муха…
-
вредная.
Оса живет на улице, а таракан…
-
дома.
Кузнечик прыгает, а муравей…
-
ползает.
Жук жужжит, а паук…
-
молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар…
-
медленно.
Логопед: Кто такие комар, муха, кузнечик, бабочка?
Дети: Насекомые.
Логопед: А каких насекомых вы еще знаете?
Дети: Стрекоза, муравей, таракан и т.д.
Логопед: Одно насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Логопед (показывает игрушку «Пчёлка»): Она прилетела не одна, а со своими пчелятами. Ой, ребята посмотрите, что это такое нам принесли пчелята?
Дети: Цветочки.
Логопед: Правильно, цветочки (логопед берёт первый цветочек и видит задание). Ребята, а цветочки то непростые, на них что-то написано, давайте прочитаем.(Логопед читает первое задание).
Логопед: Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на нашу полянку, и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел(-ла)…».
(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку).
Логопед: Вот они - друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.Назовите полезных насекомых.
Дети: Бабочка, пчела, муравей.
Логопед: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Логопед: Назовите вредных насекомых.
Дети: Муха - разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комар.
Логопед: Слушайте внимательно второе задание (берёт второй цветок и читает задание). Ребята, пчелка предлагает вам рассказать о её друзьях насекомых по этому плану-схеме.
Логопед (открывает следующий лепесток): Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»
(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)
Порхает (кто) - бабочка
Жужжит - жук
Звенит - комар
Собирает мед - пчела
Жалит - оса
Прыгает - кузнечик
Трудится - муравей
Летает -
стрекоза.
Логопед: Ребята, давайте покажем пчелкам, как мы умеем красиво жужать и позвеним.
Дети: Ж-ж-ж-ж, з-з-з-з.
Логопед: А теперь давайте давайте повторим за пчёлкой:
Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жи-жи-жи
-
под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи - бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу - помогу ежу.
Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».
За-за-за - вот идет коза.
За-за-за
-
вот летает стрекоза.
За-за-за
-
у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу
-
накормлю козу.
Зу-зу-зу - не боюсь козу.
Зы-зы-зы - нет козы.
Зы-зы-зы
-
у меня две козы.
Зя-зя-зя - мы видели язя.
Зи-зи-зи - резину привези.
Логопед отрывает четвёртый цветок. На этом цветочке написано, что наша пчёлка хочет превратить нас в сороконожек. Встаём на ножки и повторяем за мной.
Физминутка «Сороконожка».
1. Шла сороконожка (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
-
Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
-
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
-
Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
5. И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Логопед: Молодцы ребята! Присаживайтесь на места. Какой цветок по счету мы отрываем?
Дети: Пятый.
Логопед: Ребята, наша пчёлка просит, чтобы мы сосчитали, все ли детки её на месте. Поможем пчёлке? Начинаем считать. Одна пчёлка, две пчёлки и ….
Логопед: Ребята, давайте посмотри, что же нам приготовила самая маленькая пчёлка.
Логопед: А сейчас пчелки нам предлагают поиграть с счётными палочками. (Отрывает цветок). Ребята, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них бабочку. Можете смотреть на образец, а можете придумать свою бабочку. (Дети выполняют задание).
Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А теперь ложитесь на спинку закройте глазки и послушайте меня.
Релаксация (под музыку):
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Напряжение улетело и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки тёплые у нас,
Ноги тёплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Голову поднимем выше
И легко- легко подышим.
Ой, как пахнет здесь весной.
Но нам пора уже домой!
Итог занятия
Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)
Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).
Чаплыгина Е., логопед.
Цели занятия:
Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”.
Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.
Оснащение: поляна; предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.
(Дети выполняют задание)
Понюхайте их.
(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)
А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Насекомые
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем)
Прячьтесь!
(Руки за спину)
2. Сообщение темы занятия
Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.
Дети. Насекомые.
Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?
Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т.д.
3. Лексико-грамматические игры и упражнения
А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.
Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.
Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
Жук какой?
Ребенок. Большой, рогатый и т.д.
В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки.
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.
4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза- очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
5. “Сколько насекомых на цветке?” согласование числительных с существительными.
У каждого ребенка картина с изображением насекомого.
Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”
6. Игра “ Куда спрятались насекомые”
На доске помещена картина с изображением поляны.
Логопед. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.
Дети. Гусеница под яблоком.
Бабочка укрылась под ромашкой.
Усатый жук заполз под куст. И т.д.
7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.
Логопед. Ребята отгадайте загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Посмотрите, к вам в альбом прилетела
красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.
Цель: развитие связной речи.Задачи: 1)Закрепить названия насекомых, их строение, внешние признаки; учить детей различать насекомых по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
2)Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
3)Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Картинки насекомых(разрезанные на 4 части),схема рассказа.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Логопед:Я буду называть одно насекомое.А вы много.Например-бабочка-бабочки.
Логопед:Жук.
Дети:Жуки.
Логопед:Муравей.
Дети:Муравьи.
Логопед:Божья коровка.
Дети:Божьи коровки.
Логопед:Кузнечик.
Дети:Кузнечики.
Логопед:Оса.
Дети:Осы.
2.Логопед:К нам прилетела бобочка и привела своих друзей.Она хочет,чтобы мы про них рассказали.Расскажем?
Дети:Да.
Логопед:У нас есть картинки.Но они сломались,давайте их собирем и посмотрим,что получится.
3.Логопед:Сейчас я вам расскажу про бабочку,по схеме.
Это насекомое.Это бабочка.Она бывает разных цветов.Она состоит из головки,усиков,брюшка,двух пар крылышек и шести ножек.Она и летает и ползает.Она питается пыльцой на цветах.Она летает в поле,в городе и в саду.
4.Логопед: А теперь каждый из вас попробует мне рассказать про то насекомое,которое у него получилось.
Дети:Это насекомое.Это пчела.Она имеет черные и желтые полоски.Она состоит из головки,усиков,брюшка,двух пар крылышек и шести ножек.Она и летает и ползает.Она питается пыльцой на цветах.Она летает по полю и собирает пыльцу,а потом делает мед.Она может ужалить человека.
Дети:Это насекомое.Это муравей.Он коричневого цвета.Он состоит из головки,усиков,брюшка и шести ножек.Он ползает.Он питается тлей на деревьях.Он ползает и в поле и в лесу и собирает мусоринки для муравейника.
Дети: Это насекомое.Это жук.Он серого цвета.Он состоит из головки,усиков,брюшка и шести ножек.Он ползает.Он питается листьями на деревьях.Он ползает и в поле и в лесу.
Дети: Это насекомое.Это божья коровка.Она красного цвета с черными пятнышками.Она состоит из головки,усиков,брюшка,крылышек и шести ножек.Она ползает и летает.Она питается листочками на деревьях.Она ползает и летает в поле и в лесу.
Логопед:Молодцы дети.Бабочке очень понравильсь ваши рассказы.
5.Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась(тянем ручки вверх)
Улыбнулась,потянулась(улыбаемся друг другу)
Раз-росой она умылась(показываем как она умывается)
Два-изящно покружилась(делаем круг вокруг своей оси)
Три-нагнулась и присела(нагибаемся и присядаем)
На четыре-улетела(машем ручками,показывая ка бабочка летит).
6.Сейчас бабочка вам будет загадывать загадки,а вы должны угадать,про кого она говорит.
Логопед:Над цветком порхает,пляшет,
Веером узорным машет.
Дети:Бабочка.
Логопед:Красненькие крылышки,черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
Дети:Божья коровка.
Логопед:Моница крылатая,платье полосатое.
Ростом-просто кроха,а укусит-будет плохо.
Дети:Пчела.
Логопед:Два рога-небык,шесть ног без копыт.
Летит-так воет,сядет-землю роет.
Дети:Жук.
Логопед:Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
Дети:Муравей.
7.Итог.
Логопед:Давайте вспомним о ком мы сегодня говорили.
Дети:О насекомых.О бабочке,муравье,жуке,пчеле и божьей коровке.
Логопед:Что мы учились делать?
Дети:Мы рассказывали о насекомых по схеме.
Логопед:Вы все молодцы.Бабочка со своими друзьями от нас улетает.Но чтобы мы их не забыли,она дарит каждому по картинке с изображением насекомого.До свидания.
Дети:Спасибо.До свидания.
Тема: «Насекомые»
Цели занятия
Коррекционно-образовательные:
Активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
Упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;
Совершенствовать навык определять на слух односложных и многосложных слов;
Учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;
Закреплять и развивать умение согласовывать числительные с существительными;
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику, память;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать любовь к природе;
Демонстрационный материал: картинки насекомых, пластмассовой набор насекомых, мяч, магнитная доска, аудиозапись издаваемых звуков насекомых (муха, пчела, комар, кузнечик)
Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с силуэтом бабочки для штриховки, цветные карандаши
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Сядут те ребята, у кого на стульчике бабочки. Сядут те ребята у кого стрекоза.
Сообщение темы занятия
Логопед: Стрекоза, бабочка - как мы можем назвать одним словом?
Дети: Насекомые.
Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?
Дети: Паук, муха, пчела, …..
Лексико-грамматические игры и упражнения
1) «Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному
Бабочка (что делает?) порхает.
Кузнечик (что делает?) прыгает
Жук что делает (что делает?) ползет
Собака (что делает?) лает
Комар (что делает?) жужжит
2) «Найди лишний» Убрать лишний предмет
Логопед: Можно ли все это, назвать одним словом НАСЕКОМЫЕ
Дети: ответы детей
3) «Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.
БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ
Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза- очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки на пояс, повороты влево - вправо, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
4) Игра с мячом «Подбери прилагательное»
Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
По цвету:
Бабочка (какая?) желтая
Кузнечик (какой?) зеленый
По величине:
Божья коровка (какая?) маленькая
Паук (какой?) большой
Гусеница (какая?) длинная
5) «Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.
Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)
Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)
Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)
Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)
Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)
6) «Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже
Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором
Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек
Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором
Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз
Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»
(муха, пчела, комар, кузнечик)
Работа на листочках: штриховка бабочки
Вас на листочках изображены бабочки. Мы с вами выполним штриховку по образцу.
Итог занятия
Логопед: О ком мы с вами говорили на занятии?
Дети: О насекомых
Логопед: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)
Логопед: Занятие закончилось, вы все сегодня молодцы!