Конспект занятия по «Истокам». Конспект урока по предмету «Истоки» на тему «Имя

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва»

2 класс (мастер класс)

Цели урока:

Сформировать представление о традиционной технологии земледелия, о роли труда земледельца в нашей жизни, о необходимости эстетических и нравственно-этических сторон труда земледельца;

Сформировать представление о народной мудрости земледельцев, использовании ими в процессе земледелия;

Развивать интерес к традициям и обычаям наших дедов, умения работать в паре, коллективно анализировать свою работу, работу класса;

Развивать восприятие, мышление, духовный опыт ребенка;

Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к людям труда, результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, сноп ржи, ленточки, каравай хлеба, иллюстрации.
Вступительное слово учителя перед показом урока.

Урок входит в 3 раздел «Труд земной».В течение всего урока идет речь видах трудовой деятельности во время сева и жатвы, затрагиваются 2 времени года- весна и конец лета. Идет сравнение видов труда наших предков и труда земледельцев в настоящее время с целью показать устойчивость технологии этих видов труда, которая обеспечивала их преемственность новыми поколениями крестьянства.Показана тяжесть труда наших предков, но в то же время и ощущение ими цены этой тяжести, цены достатка и благополучия, что в поте лица добывается хлеб. Показаны нравственно-этические стороны труда земледельца, т.е. качества, которыми должен обладать земледелец.
Ход урока.

Ӏ. Орг. Момент.

Ну-ка давай проверим дружок,

Ты готов начать урок,

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят.

Все ль внимательно глядят.

Каждый хочет получать

Только пять.

Все готовы.
ӀӀ. Присоединение к теме.

(Проводится для того, чтобы дети могли определить тему урока, поставить цели урока)

Тема нашего урока очень важная. Чтобы определить о чем пойдет речь мы отгадаем первую загадку:

1) Комовато, ноздревато,

И пресно, и вкусно,

И красиво, и кругло.
2) И легко, и мягко,

И твердо, и вкусно,

И черно, и бело,

И всем людям мило.
3) Все его любят.

Но каждый день режут.

Что же это? (каравай)

(На доске открываю иллюстрацию с караваем.)

Сегодня каравай хлеба наш почетный гость.

О ком же мы на уроке будем говорить?

Наш разговор пойдет о тех, кто потрудился, чтобы этот теплый хлеб пришел к нам на стол и о тех видах работ, которые они выполняют. Как зовут этих тружеников?

Тема нашего урока (читаем на доске) «Сев и жатва».
ӀӀӀ. Работа по теме урока.

Когда же начинают свое главное дело земледельцы? (зимой, сгребают снег в кучи) (показ иллюстрации)

Зима в России долгая, холодная, никак угодить не хочет и все с нетерпением ждут, когда ласковое солнышко растопит сугробы, побегут веселые ручейки, появятся первые проталинки и придет долгожданная весна. И чтобы она пришла побыстрее, ее встречали.

Как встречали весну в прежние времена, кто знает?

(Рассказ одного из учеников)

Вместе с весной начинается прилет птиц. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее издалека приносят птицы. Поэтому весну не встречали, а звали, окликали. Собирались девушки, дети и громко звали весну (песенками – закличками). Давайте мы тоже с вами ее позовем.

Весна, весна – красная,

Приди, весна с радостью,

С великою милостью,

Со льдом высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

В домах пекли из текста печенье «жаворонки» с распростертыми крылышками и хохолками они как-будто летели. Птичек раздавали детям, а те радостно бежали кликать жаворонков, а с ними и весну, устраивали свистопляску – плясали под свист многочисленных свистулек. Водили хороводы, играли в горелки, салочки, «Ручеек», «Ворота» и другие игры.

И вот весна приходила. Что же это значило для крестьянина? (пора начинать работы на поле)

Что сначала делали крестьяне на поле? (пахали)

Чем пахали крестьяне (сохой, плугом), (показ иллюстрации сохи, плуга).

Давайте прочитаем в учебнике на странице 51 (3, 4 абзацы) (чтение детьми текста)

Работа по иллюстрации в учебнике на странице 53.

Каким же был труд пахаря? (тяжелым)

Конечно, труд пахаря был очень тяжелым но, он знал и надеялся, что его труд не напрасен, что это очень важный этап в начале весенних работ, что он оправдает себя в августе хорошим урожаем.

Как сейчас пашут землю?

На помощь человеку пришли трактора (показ иллюстрации на магнитной доске).

– Вспахали землю?

Что потом делают? (боронят)

Чем раньше боронили? (деревянной бороной, показ иллюстрации)

Для чего? (чтобы земля была рыхлой, без комочков)

А на наших полях как боронят землю? (дискуют, культивируют, боронят), с помощью трактора (показ иллюстрации на магнитной доске)

Потом кем становится пахарь? (сеятелем)

Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму.

Сроки пахоты и сева знатоки определяли по приметам. Считалось, что если 17 марта в день Герасима–грачевника, грачи сели в гнезда, то через 3 недели можно сеять. (Давайте об этом в учебнике страница 52 4,3 абзацы).

Как же раньше сеяли крестьяне?

А как сейчас происходит сев на полях (с помощью сеялок) (иллюстрации).

Люди обеспечивают постоянное и ровное поступление зерна из бункеров в шланги.

Ухаживают за зернами.

В конце лета начинается жатва. Ее всегда ждут с волнением – не подведет ли погода? Каков будет урожай?

Сумеют ли собрать все до последнего колоска?

От этого зависит достаток в каждом доме.

Как же в старину крестьяне убирали урожай? (жали)

Выходили на жатву семьями.

Чем жали мужчины и женщины и стар и мал?

Отгадайте загадку.

Маленький, горбатенький по ниве побежал, каждый колос задрожал (серп) (показ иллюстрации серпа)

Как выполняли эту работу (расскажите)?

А вот как об этом написано в книге «Живая Русь» (зачитываю) страница 101, 2 абзац.

Куда потом складывали снопы (в кучи, копны)?

Легка ли была работа жницы? (работа была тяжелая)

Об этом у Николая Алексеевича Некрасова написано стихотворение. Читает заранее подготовленный ученик «Живая Русь» страница 103 (часть).

Чем же была тяжела работа?

Что мешало ей спокойно работать? (овода, жажда, жара, ныла спина).

Какие чувства испытывает поэт к жнице? (жалеет, сочувствует ей)

И такая было изо дня в день с утра до вечера. Пока не закончится жатва. И если одна жница не могла справиться со своей работой ей помогали другие. Как же это происходило, давайте послушаем. Ученик рассказывает рассказ «Добрый обычай» страница 107 «Живая Русь» 2 часть.

Так жницы помогали друг другу. Они знали, что тяжела работа во время страды, но каждая понимала необходимость и нужность своей работы, что благодаря ей будет достаток в доме.

Помогали матерям и дети.

Что они могли делать? (готовить снопы, складывать суслоны, носить еду и питье, нянчиться с малышами).

И вот наступал последний день жатвы. Праздник назывался (дожинки)

Последний сноп «Последыш» - выжинала хозяйка дома (большуха)

Этот сноп имел определенное обрядовое значение. Его приносили домой, называли хозяином,поскольку хлеб действительно был жизненной основой крестьянской семьи.

Этот сноп украшали лентами и ставили под иконы в передний угол. Его долго не обмолачивали. Считалось, что он имел особенные жизненные и священные свойства. По возможности его хранили до Рождества, а то и до Егория. В Рождество смотрели, сколько зерна на колоске, таков и урожай будет. По зерну и колосьям с последнего снопа гадали на погоду и урожай будущего года. Этот сноп будет давать нам жизненные силы. Давайте и мы украсим сноп лентами и назовём его ласковыми словами. (Каждый ученик подходит к снопу с лентой и украшает его.)

Как и любой праздник, Дожинки сопровождались весельем и особой трапезой. Блюда трапезы: новина- хлеб из муки нового урожая, пироги, каши, соломата (толчёная каша из овса), кисели овсяные, ржаные.

Итак, рожь связана в снопы. Куда их потом укладывают? (в бабки суслоны).

Куда их потом везли? (в амбары, на гумно).

Что потом делали с зерном? (молотили, потом везли на мельницу)

Как же убирают урожай на полях сейчас?

ӀV. Ресурсный круг.

Представьте, что мы с вами в августе, когда созрела рожь на ниве.

Что ты видишь?

Что ты слышишь?

Что чувствуешь?

Рефлексия.

Что особенно запомнилось? Было ли ощущение, что вы находились на ниве? Что мешало общению?

V. Закрепление. Развивающий тренинг «Полевые работы»

1) Подготовительный этап.

2) Индивидуальный этап.

(время работы 4 минуты)

3) Работа в паре.

4) Обсуждение в классе.

5) Экспертная оценка.

6) Общий вывод учителя.
VӀ. Закрепление. Развивающий тренинг «Пословицы и приметы»

1).Подготовительный этап.

Вступительное слово учителя.

В поте лица добывается хлеб, и земледельцы по-особому ценят опыт предков, накопленный на ниве. Этот опыт учит и от ошибок уберегает. Особенно ярко народная мудрость проявляется в пословицах и поговорках. Наблюдение за природой сложилось в народные приметы. Так говорят: «Народ примечает, когда сеять, пахать, урожай собирать».

Задание – отличить пословицы от примет, закрасить кружочки напротив пословиц.

Этапы работы:

1) Индивидуальный этап.

Время работы 5 минут.

2) Работа в паре 7 минут.

3) Экспертная оценка учителя.

4) Рефлексия.

Объясните пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь».

(Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму. Считалось, что садить в землю нужно самое лучшее зерно, чтобы был хороший урожай. Если посадишь семена гороха, то вырастет какое растение? (горох). Если семена риса? (рис). А если посадишь ложь да грубость? (лживый грубый человек). Если в детстве ребенка воспитывать во лжи и грубости, то каким он вырастет? (лживым, грубым).

Какова общая тема пословиц?

Хлеб определяет благополучие, благосостояние семьи, является жизненной основой. В него вложен огромный труд.

Понравилось ли вам работать в парах?

Что особенно запомнилось?
VӀӀ. Подведение итогов урока. (Ресурсный круг).

Что нового узнали на уроке?

Какие виды работ проводят земледельцы, чтобы хлеб попал на стол?

Какими качествами должны обладать земледельцы, чтобы выполнить все виды работ?

Благодаря этим качествам земледельца и знаниям всех традиционных технологий выращивания хлеба – хлеб у нас на столе каждый день, вкусный ароматный ни с чем не сравнимый, который мы сейчас попробуем. Понравилось ли вам сегодня на уроке общаться? (пробуют каравай хлеба).

Конспект урока Истоки в 3 классе

Тема: «Как укреплять надежду?»

Ход урока

Присоединение

Ребята настроение хорошее? Давайте поздороваемся с гостями. Чтобы на уроке все получилось какими будем?

2. Подготовительный этап.

Урок начинается с песни Пахмутовой «Надежда»

Ребята! Песня знакома? О чем поется в песне?

О надежде.

Что такое надежда?

Это вера в благополучный исход дела.

Значит надежда и вера тесно связаны друг с другом.

Где человеку помогает Надежда?

На войне, в труде, в спорте, в болезни.

Крупнейший психиатр, американский врач Эриксон Милтон. Этот человек - уникальный пример проявления надежды и веры в себя. В семнадцатилетнем возрасте он перенес приступ полиомиелита, и выздоровел полностью благодаря единственно лишь разработанной им самим программе реабилитации.

И таких случаев немало. Возможно, феномен надежды как-то связан с генами, физическим уровнем человека.

Посмотрите на экран. Это портрет Экзюпери. Кто из вас скажет, кем был этот человек?

Не все знают, что кроме литературного таланта, он имел еще и страсть к небесным просторам. Небо было его стихией. В своей жизни он потерпел 15 аварий, последняя стала для него роковой.

Самой страшной катастрофой, из которой он сумел выкарабкаться вместе со вторым пилотом Андре Прево, стала пустыня Сахара и три дня без воды. Только надежда на спасение поддерживала жизнь мужчин, потому что физически невозможно находится в пустыне без воды столько времени.

Где вам помогает надежда?

На кого можно надеяться? Приведите пример такой надежды.

На себя, друзей, родных

Какая надежда не умирает?

Надежда в бога

Что значит иметь тщетную надежду? Вспомните Вавилонскую башню.

Надежду обреченную, несбыточную.

Что происходит с человеком, если он теряет надежду?

Отчаяние, гибель

Сегодня мы должны разобраться, как укрепить в себе надежду? Что нам поможет в укреплении надежды?

3. Индивидуальный этап.

4. Работа в четверке

(работа самостоятельная, в четверке, выступление лидеров)

5. Обсуждение в классе. Рефлексия: Надежду укрепляет: вера в свои силы и опыт, лад и согласие, терпение, вера в правоту своего дела, вера в бога, вера в себя.

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, поэтому подснежник стал символом надежды. Этот символ я хочу подарить каждому из вас.

А теперь выберите понравившуюся цитату известных людей о надежде, запишите для себя на обратной стороне листа.

Элизабет Дикинсон Говорила: «Надежда - это крылатое создание, обитающее в сердце, поющее без слов и никогда не умолкающее». В Древней Руси птицей надежды была птица Гамаюн.

Я прошу вас нарисовать свою птицу надежды. (или задать домой)

Дети рисуют под песню из фильма «Не покидай»

Мы с вами одна большая семья. Можем друг на друга надеяться? Что для этого нужно?

Согласие

Это тема следующего нашего занятия.

Тема урока: «Имя»

Учитель:

Цель :

Осмысление истоков духовно-нравственной жизни человека в окружающем нас мире.

Задачи :

· Формировать у детей бережное отношение к имени как наследию прошлого.

· Познакомить учащихся с происхождением имен.

· Познакомить какую роль играет имя в жизни человека.

· Учить слушать слова собеседника.

Оборудование и материалы :

· Библия,

· плакаты «Твое имя», «Неси ответственность за свое имя», «Береги имя».

Литература :

· Словарь русских личных имен,

· книга « Уроки этики»

(Дети в начале урока садятся на стуликах в круг)

I. Присоединение к теме

На доске: « Хорошо там и тут, где по имени зовут »

Вы согласны с этой мудростью?

Как вы думаете, зачем нужно имя?

(Дети рассуждают, каждый высказывает свои мысли)

Да, без имени жить очень неудобно. Давайте представим, что ни у кого из нас нет имени. Как вы должны будете обратиться ко мне?

Учитель.

Вас в классе много, как я к вам могу обраться на уроке?

Можно показать рукой.

Ну, а если мы в лесу, разбрелись кто куда, а мне кого-то из вас нужно позвать. Как я могла бы сделать, не зная ваших имен?

Действительно, очень трудная ситуация. Мы убедились, что без имени жить неудобно.

У имен, как и у всех слов в языке своя биография, история, свои приключения. Своя судьба. Наука, которая и изучает имена называется антропонимика от греческого слова антропос - «человек», онома-«наука». Существуют

специальные словари русских имен.(Показать словарь )

В нем около 2600 русских личных имен. При них даны формы отчества, уменьшительные и ласкательные формы. Указания на происхождения имен.

Вы знаете из Библии, что на шестой день Бог сотворил человека.

Вспомните, как он назвал первого мужчину?

Адам - « взятый из земли» т. к. Бог его сотворил из праха земного.

Какое имя Бог дал жене Адама?

Ева – «мать людей»

В минуты рождения каждый человек получает божественный дар – имя. Это самое любимое и приятное слово человека.

А попробуйте назвать человека ласково. (Дети называют по очереди )

Тогда он испытывает ни с чем несравнимые чувства благодарности и радости, тем приятнее и легче будет общение с ним.

Имя дается неслучайно – кого из вас крестили в храме?

В давние времена на Руси поклонялись разным богам, была языческая вера. Но по приказу князя Владимира в 988 году всех русских людей крестили, и наши далекие предки перешли в христианскую веру. После крещения людям давали христианские имени. Они были разными по происхождению: греческие, латинские, иудейские. Все они были внесены в святцы те в церковный календарь имен. Имена имели свое значение. Виталий(лат.)- жизненный, Владимир(др. русское) – владеет миром, Виктор(лат.) – победитель, Василий (греч.) –царь, Андрей(греч.) – мужественный, храбрый, Галина(греч.)– спокойствие, Екатерина(греч.) - чистая, Ирина(греч.) - мир.

Имя человеку давали после крещения. В церковном календаре посвящен какому-то святому. Когда в церковь приносили крестить ребенка, то священник спрашивал, какого числа тот родился. Смотрел в святцы, находил имя святого, и такое же имя давал ребёнку, а этот день считался днем именин, т. е. днем рождения имени. Все мы знаем свои дни рождения, потому что их отмечают в семье.

А кто из вас знает свой второй праздник - именины? Отмечают ли тебе день именин.

Сегодня вы узнаете у своих родителей или бабушек когда у вас именины, а я вам назову лишь некоторые из них: Светлана-2апреля, Вера, Надежда, Любовь, Софья – 30 сентября , Людмила - 30 сентября, Ксения - 6 февраля , Андрей – 13июля, Илья-2августа.

Раньше это был любимый семейный праздник. Ароматный запах именинного каравая наполнял весь дом. Для именинника звучала именинная песня «Как на ….. именины испекли мы…» Эта песня дошла и до наших дней. Помните ли вы эту песню?

Еще на Руси издревле существует, и сохранилась до наших дней традиция имянаречения. Малыша могли назвать именем отца, матери, деда, прадеда. Появились родовые имена.

Проследите историю своего рода, может быть и вы носите такое имя, а может вас назвали в честь святого в день которого тебя посчастливилось появиться на свет. Оно будет тебя защищать на протяжении всей жизни.

Вы носите имена многих великих и славных людей, Не посрамите свое имя, помните о мудрых традициях продолжите славные дела предков.

II. Ресурсный круг.

Первый в круге называет свое имя и доброе качество, передает слово, сидящему слева. Второй учащийся повторяет имя и доброе качество соседа справа, говорит о себе и передает слово, сидящему рядом. Третий повторяет имена и добрые качества предыдущих учащихся и передает эстафету дальше. Последний в круге, учитель, воспроизводит свою информацию, обращаясь к каждому ученику, завершает словом о себе.

Какие чувства возникали во время этого занятия?

Экспертная оценка.

1) Работа в паре. Подчеркните, без каких слов не может обойтись день рождения? Объясните, почему выбрали эти слова?(семья, друзья, песня, подарок.)

2) Может быть, вам это покажется странным, но имя человека часто отражает характер и влияние на него

Вспомните, как в сказках зовут ленивых и глупых?

Емеля, Устя, Фома, Мартын.

А добряков как зовут?

Иван, Савва, Егор.

Это нашло отражение в пословицах и поговорках. Поиграем в лото с пословицами. Я каждую пословицу разделю на две части. Одну оставлю у себя, а другую отдам кому-то из вас. Мы вместе с вами должны собрать пословицу. Для этого я буду читать первую часть пословицы, а вы, подобрав по смыслу, зачитаете вторую.

Мели Емеля, твоя неделя.

Добрый Иван – и людям, и нам, а худой Иван - ни людям ни нам.

Шутил Мартын, да спрятался под тын.

На бедного Макара все шишки валят.

(Проверка пословиц с доски)

III. Рефлексия.

Какую тему рассматривали на занятии?

Что обозначает имя?

Имя – отличительное название, которое дается при рождении.

Каждый из нас имеет одно имя в течение всей жизни, а называют нас по-разному в разном возрасте. Например, девочку зовут Катя, когда она вырастет, станет девушкой – Катерина, затем Екатерина Анатольевна или для близких тетя Катя. Но у каждого из нас есть свое собственное имя т е имя, которым нас называют самые близкие люди: Анна – Анночка – Аннушка – Анюта – Аня –Нюра – Нюша - Нюся. Наверное, услышав такое отношение к себе, вы охотнее отзоветесь на просьбу. Ребята, вслушайтесь еще раз, как красиво, ласково, мелодично звучат ваши имена: Леночка, Анюта, Ксюша, Коленька, Никитушка, Сереженька. Так давайте не искажать их, не оскорблять музыку их звучания. Давайте беречь свое имя и имена других людей, это ведь наша ценность. Имена достались нам в наследство, они прошли долгий путь пока дошли до нас. Имена достойны, чтобы к ним бережно относились. Я думаю, что сегодняшнее занятие нас многому научило.

Предмет: Истоки.

Тема урока: «Братья меньшие».

Третий урок в теме «Труд земной».

Цель: Показать социокультурное измерение одного из основных видов трудовой деятельности человека – скотоводства: традиционное разделение труда по уходу за домашними животными; связь этого вида деятельности с природными ритмами, развивать внутренний духовный мир ученика. Воспитывать заботливое отношение и любовь к животным.

1.Присоединение.

Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. И мы сегодня продолжаем путешествие в мир удивительных истоков.

2.Подготовительный этап.

Как вы думаете, кто испокон веков жил рядом с человеком и всегда помогал ему? (животные)

Прочитайте название темы урока. (Братья меньшие)

Кого мы так называем? (животных)

Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие животные живут рядом с человеком.

В процессе отгадывания загадок на доске появляются картинки с животными.

Покованы ноги,

Бежит по дороге:

Грива дугою,

А хвост метлою. (лошадь)

Голодна – мычит,

Сыта – жуёт,

Малым ребяткам

Молочка даёт. (корова)

Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков –

Дом хранить от чужаков. (собака)

Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

На спине растёт щетинка,

Кто же это? Это….. (свинка)

Свяжет варежки бабуля

Для себя и внучки Юли,

Свяжет свитер для отца.

Ну, а шерсть ей даст …. (овца)

Любит рыбку и сметану,

И поёт так сладко «мяу»,

И мурлычет у окошка,

Кто же это, дети? (кошка)

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (петушок)

Ребята, как назвать одним словом, какие это животные?

(домашние)

3.Работа в парах.

Подумайте, обсудите и ответьте на вопрос: Для чего животные нужны человеку? Зачем он их приручил?

*Ответы детей.

Подведение итога: Лошадь нужна, чтобы перевозить тяжести, корова даёт мясо и молоко, из шерсти овец делают тёплые вещи, собака охраняет дом, кот ловит мышей. От каждого животного есть польза.

Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как?

Ответы детей.

Что случится, если исчезнут домашние животные?

Ответы детей.

У каждого человека есть свой ангел-хранитель. Он оберегает человека, спасает его от бед. Но и у домашних животных есть свой покровитель – святой великомученник Георгий. Его день – 6 мая. Обычно на этот день после зимы выгоняли веточкой вербы, которая освещена в церкви. Когда погоняли вербочкой, то хозяин просил святого Георгия – покровителя скота, оберегать его скот от сглаза, болезней, смерти.

4.Самостоятельная работа в тетрадях.

У каждого животного есть свои качества характера.

Соедини название животного и качество его характера.

овца трудолюбивая

лошадь кроткая

коза верная

петух ласковый

Проверка.

5.Ресурсный круг.

Послушайте рассказ и приготовьтесь ответить на вопрос.

Рассказ К. Ушинского «Кто важнее?»

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

Конечно меня, -говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу, сам он на мне в город ездит, пропал бы без меня совсем.

Нет, хозяин больше меня любит, - говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

Нет, меня, - ворчит собака, - я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит….

Представьте себя в роли хозяина животных и подумайте, чтобы вы сказали им на его месте?

Учащиеся по очереди высказывают своё мнение.

Дочитывается рассказ.

Перестаньте спорить по-пустому, все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Подведение итогов.

6.Работа со страницей книги.

Нарисуйте своего любимца и напишите несколько добрых слов о нём.

7.Рефлексия.

Зачем человек приручал животных?

Что было интересного для вас на уроке?

Что нового вы узнали?

Как вы будете относиться к своим домашним питомцам?

Конспект УРОК по факультативному курсу «Истоки» для 2 класса.

ТЕМА « Мой родной город»

ЦЕЛЬ: приобщение детей к истокам родного края.

Помогать в осознании понятия «Мой родной город», как неизменной ценности для человека.

Развивать навык совместной работы, умения правильно вести дискуссию,

приходить к единому мнению.

Развитие целостного восприятия, мышления, чувствования.

Формировать ощущения родства ребенка окружающему социокультурному

и духовному пространству.

ВИДЕОРЯД: Презентация с видами города, церкви, достопримечательностей города: памятников культуры и природных памятников, изображение герба города, других городов Костромской области, флага.

Ход урока:

1.Орг.момент .

Я приглашаю вас встать в круг. Закройте глаза и мысленно прогуляйтесь по улицам нашего города. Откройте глазки. Что увидели?...

2)Ресурсный круг:

первый круг: «Я вижу...»

второй круг: «Я слышу...» мой город

третий круг: « Я чувствую...»

3)Постановка вопроса урока:

Да, в деревне не услышишь городского шума. Там говорит природа. Воздух чист и прозрачен. В городе часто не так и мы это чувствуем.Сегодня мы будем путешествовать по очень знакомому, но все же полному загадок - по нашему городу.

Как называется наш город?(Мантурово.)

(демонстрация фото)

II . Открытие новых знаний:

Запишите название своего города.

Давайте вспомним, где люди строили деревни?

А города?

А знаете ли вы историю слова «город?

Работа с учебником с. 23

Ребята, а где построен наш город? (Вдоль берега реки)

Как называется река, на берегах которой раскинулся наш город? (Унжа)

О нашей реке нам расскажет подготовивший сообщение ученик.

(ученик) -демонстрация фото реки, карты)

Река связывала и связывает наш город с другими городами, со всей Россией. Унжа (от тюрк. «песчаная», по другим источникам – «тихая, спокойная», «неприступная») - река в Вологодской и Костромской областях, крупный левый приток Волги, основная водная артерия Кологривского, Макарьевского и Мантуровского районов. Берёт начало со склонов Северных Увалов, в болотах Тотемского района Вологодской области. Впадает в залив Горьковского водохранилища (Волга) около села Николо-Макарово (напротив г.Юрьевец Ивановской области). Основные притоки: Кунож, Вига, Нея (правые); Княжая, Межа, Пумина, Белый Лух, Сёрный Лух (левые).
В реке в последнее время уменьшается количество рыбных запасов (жерех, язь, налим, лещ). Но Унжа остается любимым местом для зимней и летней рыбалки не только на крупных сорога и судака, щуку и окуня, но и более мелкой - плотвы и густеры. Унжа также интересна для сплавов на плотах.

Прислушайтесь, с какой гордостью говорит автор стихов о реке.

(играет тихая спокойная музыка)

Ильинская Вера

ПЕСНЬ УНЖЕ

Дивный вид мне открылся,

Всё в душе встрепенулось,

Ощущенье покоя

В моё сердце вернулось.

Я любуюсь цветами,

Красота в них и тайна,

И в обычной ромашке

Есть секрет обаянья.

Речка Унжа сверкает

Переливами света,

С красным клювом летает

Водяная принцесса.

Кто создал это чудо?

Кто создал эту птицу?

Нам с кудесником этим

Очень нужно сдружиться.

Почему наш город носит такое название сейчас мы узнаем. Перед вами выступят наши гости-ученики 5 класса.

Своим названием город обязан одноименной деревне, упоминающейся в "Дозорной книге города Унжи" в 1617 году. Происхождение топонима "Мантурово" имеет 11 версий. Наиболее правдоподобными можно считать варианты с финно-угорскими корнями: "ман" и "тура" ("небольшая возвышенность", "пригорок") и "manturotu" ("сосны") , а также - от распространенного в Поволжье старинного слова "мантырь" ("короткая толстая веревка на речном судне"). История города связана с находившейся недалеко от реки Унжи деревней Мантурово, которой он обязан своим названием. Первое упоминание об этой деревне встречается в «Дозорной книге города Унжи 1617 года», где записано: «Волость Верховская, а в ней деревня Мантурово, а в ней крестьянский двор Ивашки Попова, двор Гаврилки Иванова, двор Дениски Артемиева да пахотной земли семь четей, сена три копны». Помимо деревни Мантурово, в указанном источнике упоминались село Никольское (Градылево тоже) и деревня Бережки, которые затем вошли в состав городской территории.

2ученик.
В 1620 году Верховская волость была пожалована царем Михаилом Федоровичем своему дяде боярину Ивану Никитичу Романову «за осадное сидение» в Московском Кремле. В 1654 году бездетный И.Н. Романов умер, и волость перешла в Дворцовое ведомство. Позднее по указу царя Алексея Михайловича ее земли были разделены на небольшие поместья и розданы за службу представителям царского двора, среди которых значились князья Вяземские, М.И. Шаховской, П.Ю. Ухтомский и другие. На протяжении последующего времени эти имения и приписанные к ним деревни неоднократно меняли хозяев. В 1870 году административным центром данной территории стало село Мокровское (Николо-Мокровское), где в 1836 году была построена каменная церковь Николая Чудотворца. Это село в последствии также вошло в состав города.

А кто видел изображение старого вокзала?(демонстрация фото старой постройки и новой-презентация)

Поблагодарим наших гостей за интересный рассказ.

Какое самое важное место в деревне? (храм, кладбище)

И в городе важное место занимает храм, почти в каждом городе он есть. И мы с вами можем полюбоваться красотой белокаменного здания, услышать звон колоколов и пение церковного хора.

(запись звуков колоколов, с демонстрацией фото-ряда церкви Николая Чудотворца-презентация)

Кто был в нашем храме? Какие чувства вызвало это посещение?

Работа с учебником.с.24-25

4). Знаменитые люди.

Наш город знаменит умельцами и тружениками, талантливыми людьми и героям, и жители города сохраняют память о них. Может быть вы скажете как? (названия улиц в честь земляков, памятники, памятные доски).

Какие отношения между людьми в деревне? (все всех знают, взаимопомощь, радость и беда вместе)

Сначала в городе было также, а когда началось строительство заводов в город приехало много разных людей из разных краев нашей страны. Почему? Сейчас в городе число приезжих гораздо больше, чем коренных жителей. Какие люди живут в городе? Какими качествами обладают. Вы все городские жители. Вспомните, мысленно попутешествуйте по городу. Какие люди вам встречались?

Работа с учебником с. 24

Из уроженцев Мантурово вышло немало талантливых ученых, политических деятелей, военных, художников. Среди них народный комиссар внутренней торговли СССР Михаил Павлович Смирнов (1937 год), академик доктор философских наук Константин Николаевич Любутин, заслуженный художник России Л.Н.Виноградов, депутат Верховного Совета СССР Герой Социалистического труда Валентина Николаевна Плетнева и многие другие.(демонстрация фото-презентация)

Почему нужно беречь созданное трудом и талантом наших предков? Как мы это можем сделать?

Главные особенности города отражает его герб.

Работа с учебником с. 24

Где вы видели изображение нашего герба? Знаете ли вы,как выглядит герб нашего города? Что изображено на нем? О каких особенностях города это говорит?

Расскажет нам, что узнал о гербе нашего города, подготовивший сообщение ученик.(демонстрация герба г. Мантурово, сравнение с другими гербами городов Костромской области-фото-презентация.)

Описание герба

В лазоревом поле на сплавляемом по серебряным волнам золотом суковатом бревне восстающий грифон того же металла с червлёными глазами и языком, имеющий все четыре лапы наподобие львиных и с черными когтями; грифон правит при помощи золотого шеста, держа его передними лапами.

Грифон взят с герба династии Романовых: земли вдоль реки Унжи в XVI веке принадлежали брату жены Иоанна Грозного Анастасии Романовны, в XVII Мантурово передано в Дворцовое ведомство. Композиция герба символизирует исторически сложившуюся лесоперерабатывающую промышленность.

А видели ли вы флаг нашего города?

Описание флага нам даст подготовивший сообщение ученик.(демонстрация флага г. Мантурово, фото-презентация.)

Описание флага: Флаг городского округа город Мантурово представляет собой прямоугольное голубое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города: несущее вдоль нижнего края белую волнистую полосу, ширина которой составляет 2/15 ширины полотнища, и вплотную к полосе - жёлтое с красными, чёрными и оранжевыми деталями изображение грифона, плывущего на бревне. В геральдике грифон - символ отважной бдительности, охраны и мудрости. Композиция флага указывает на исторически сложившуюся лесоперерабатывающую промышленность города, которая с конца XIX века и по настоящее время является ведущей отраслью хозяйства города. Уже в начале XX века помимо сплава леса по реке Унже стали работать 3 лесопильни и один фанерный завод, причём фанерный завод и сегодня занимает. Волны символизируют реку Унжу, которая неразрывно связана с жизнью жителей города.

А сейчас я попрошу вас придумать и нарисовать свой герб нашего города и объяснить, что на нем изображено.

7).Творческое задание учащимся.

8). Памятники. Работа с учебником с. 25

В нашем городе есть памятники архитектуры. (демонстрация фото-презентации.)

ПАМЯТНИКИ архитектуры.

1. Храм Николая чудотворца, 1836 г.п.

Памятник
Образец типового приходского храма в Приунжье.

2. Дом жилой Губанова (ранее торговца Попова)

Памятник архитектуры кон. 19 – нач. ХХ в в. Образец типичного купеческого дома с магазином на 1-м этаже и жилой частью – на втором. В нем родился доктор философских наук Н.И. Губанов.

3. Дом купца В.Д. Крутикова

Памятник архитектуры кон. 19 – нач. ХХ вв. Образец типичного деревянного купеческого дома с магазином на 1-м этаже и жилой частью – на втором.

4. Краеведческий музей

Здание построено в 1994 году. В музейных экспозициях и выставках отражены самые важные страницы истории города Мантурово. В фондах музея хранятся уникальные музейные предметы.

5. Бывшее село Градылево

В 1619-1654 гг. здесь располагался двор приказчиков видных государственных деятелей и близких родственников царей - бояр Ивана Никитича и Никитича Романовых. До 1797 года Градылево – центр Верховской волости Унженского уезда (позднее - провинции). В начале XIX века здесь стоял господский дом героя Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта Ивана Дмитриевича Иванова, в котором проживала мать Ф.В. Чижова Ульяна Дмитриевна.

Памятники природы (Во время расказа ведется показ фото-презентация.)

В границах городского округа город Мантурово находится несколько интересных природных ландшафтных элементов, из которых наибольший туристический интерес представляют памятник природы «Сосновый бор », парк «Сказка» и насаждения на территории общего пользования по ул. В. Набережная

Зона отдыха городского населения "Сосновый бор" - это один из перспективных рекреационных туристских объектов в границах городского округа город Мантурово, где проводятся спортивные соревнования по лыжному спорту, ориентированию, кроссу, а также туристические слеты.

Эта зона отдыха с 1 января 2006 года находится в границах городского округа "город Мантурово". Площадь - 81,3 га, расположена по берегам речек Янга и Чернушки, с 1992 года относится к памятникам природы регионального значения, имеет посадки леса 1904 года. В настоящее время территория Соснового Бора находится под охраной Мантуровского лесхоза и имеет ограниченное использование.

Туристская база "Сосновый бор" может использоваться для познавательных экскурсий по специально созданным тропам и смотровым площадкам, для организованных лыжных прогулок и соревнований

III . Закрепление

Работа индивидуальная по тетради « Истоки»

Работа в паре по тетради « Истоки»

(напомнить правила совместной работы.)

Проверка.

Почему необходимо, чтобы среди нас было больше людей с такими качествами, какими обладают жители деревни? (Важно, чтобы и у горожан сохранилась готовность к состраданию и помощи нуждающимся. Мы должны видеть, кому нужна наша помощь, чувствовать боль другого человека и не проходить мимо.)

IV .Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке о своем родном городе?

Что важного удалось узнать?

Кого бы вы хотели поблагодарить за общение?

(на партах календарики с разными видами города.)

Что за город изображен на календарях?

Кто-нибудь увидел знакомые места на календариках? Какие? Что вы о них запомнили? Поменяйтесь с товарищами, рассмотрите фотографии. Какой красивый у нас город, мы должны им гордиться и стараться, чтобы он становился еще лучше.(календарики детям в подарок)

V .Д. / З.

Нарисовать рисунок « Мой родной город, с.23-26 учебника читать.

VI .Итог урока .

Звучит песня о городе (с показом фотогалереи: снимки любимого города-презентация)

Loading...Loading...