Обработка дерева хлорным железом. Способы обработки древесины для защиты от влаги и гниения. Преимущества солевых водных растворов

napalm 09-01-2009 16:17

Несколько раз встречал работы уважаемых форумчан, где было использовано травление дерева хлорным железом. В связи с этим возник вопрос.
ХЖ всё-таки не предназначено для контакта с человеческой кожей. Вдобавок ко всему, реагент довольно агрессивный. Насколько безопасно использовать такой нож, скажем, для пищевых продуктов - даже если рукоять после травления пропитывается воском, льнянкой или другим нейтральным составом? Есть положительный/отрицательный опыт?

Udod 09-01-2009 16:20

Павел, месяца 2 назад это обсуждалось. Темы не помню, но,как говорит Сержант:-"Ф поиск!" .

chief 09-01-2009 16:31

Я бы не стал...
Марганцовка - ещё куда ни шло, там продукты распада более предсказуемы, к тому же безопасны.

Udod 09-01-2009 16:43

quote: Марганцовка - ещё куда ни шло, там продукты распада более предсказуемы, к тому же безопасны.

Раствором марганцовки сжигал кожу на пальцах вусмерть-кусками отваливалась. Хлорным железом такого не удавалось,даже на язык его пробовал (нечаянно правда) . А марганцовка вдобавок выцветает.

chief 09-01-2009 17:00

Так дерево так и тонируют марганцовкой - по сути обжигают... Фиолетовый-то цвет проживёт часы
А сжечь кожу на пальцах... От эпоксидки тоже слазит
Я подскажу, как обычным глицерином сжечь кожу, просто намазав на руки

Udod 09-01-2009 17:09

Речь не о фиолетовом, коричневый со временем выцветает, если лаком не залить, а лак -не комильфо. А по поводу хлорного железа,так его и немцы и американцы для тонировки дерева применяют, оособенно рекомендуют кленовые капы им обрабатывать. А уж они то там у себя о своем здоровье заботятся не так как мы .

chief 09-01-2009 17:16

Уговорил
Кленовых капов есть у меня, попробую. Заодно опосля и остатки этой химии на поверхности дерева поищу

Udod 09-01-2009 17:22

quote: Уговорил

Что характерно,рисунок на кленовых капах проявляется после шлифовки. То есть сперва хлорное железо потом шлифовка. Из за разной структуры и плотности капа травление получается очень неоднородным и рисунок проявляется именно после шлифовки.

Udod 09-01-2009 17:36

quote: я травил кленовый кап паяльной кислотой

Ну вот,появился и главный специалист по травлению кленовых капов . Дим привет. С прошедшими тебя и еще не наступившими .

soveren 09-01-2009 17:48

Володь я не главный специалист.... я так.... и тебя с праздниками!

kU 09-01-2009 20:31

Читал, что ХЖ используют в качестве красителя в искусственной "черной икре". Хоть и гадость, но минздрав есть разрешает....

avr 11-01-2009 07:48

У меня кленовый кап после ХЖ стал зеленым!? Правда до этого я в этом же расстворе травил быстрорез.

anatolih26 11-01-2009 09:43

Года полтора назад случайно облил несколько брусков раствором ХЖ,никаких видимых разрушений не заметно.

Yunat.0720 11-01-2009 09:57

Уже много раз пользовал ХЖ для тонировки различных деревях, эфект нравится пока только на клёне и корне голдфилда, ни какая морилка рядом не стояла, а нейтрализуется точно также как и при травлении железки, промывается водой ну и потом маслицем пропитывается.

Древесина во все времена была и продолжает оставаться ценнейшим для строительства материалом, а в ряде случаев – незаменимым. Как и любому другому стройматериалу, ей свойственны свои плюсы и минусы.

Древесина обладает массой достоинств, среди которых: высокопрочность и сравнительно небольшая плотность, устойчивость к воздействию агрессивных сред и биосовместимость с людьми и животными, малая теплопроводность и большие акустические характеристики, возможность создавать гнутоклееные конструкции и т.д. При всем этом, есть у нее и недостатки, например, подверженность гниению и поражению насекомыми, сгораемость и ухудшение характеристик под влиянием разных внешних воздействий (влаги, температурных показателей, атмосферных условий…). Поэтому одной из главных задач деревообработки является максимальное задействование положительных сторон данного материала и, вместе с тем, уменьшение отрицательных факторов. Это, в свою очередь, позволяет гарантировать экономическую эффективность конструкций из дерева в определенных строительных и эксплуатационных условиях.

С большинством природных недостатков древесины можно легко справиться, используя специальные химические средства. Поэтому химия в деревообработке имеет огромное значение.

Защитить древесину от различных негативных факторов помогают, главным образом, краски, лаки и антисептики, а также растворители, грунтовки, огнезащиты, отбеливатели и др. Краски не только предотвращают гниение, но и освежают внешний вид. Лаки стоят на пути растрескивания, придают матовость или глянцевый вид, препятствуют выцветанию. Антисептические средства не дают появиться плесени, убивают бактерии.

Выбирая и в дальнейшем используя то или иное химическое средство, необходимо строго соблюдать правила, указанные в инструкции, и меры безопасности. Ведь один препарат может применяться, например, для внутренней обработки, другой – только для внешней. Комбинированные антисептические средства в виду своей токсичности подходят лишь для внешней обработки.

Популярная химия для деревообработки

Сейчас давайте обратим внимание на ряд химических реактивов, которые имеют место в обработке древесины.

Формалин . Это водный раствор метаналя, стабилизированный метиловым спиртом, не имеющее цвета прозрачное жидкое вещество (допустим легкий желтый оттенок).

Задействуется формалин в качестве антисептика при консервировании биоматериалов. С его помощью дерево эффективно защищают от насекомых. Он является источником широкого ряда консервантов древесины.

Из-за токсичности формалина, использовать его необходимо с осторожностью.

Карбамид (мочевина). Амид угольной кислоты в виде кристаллической массы белого цвета. Хорошо растворяется в воде, в частности, в той, которая в связанной форме находится в древесине. А это говорит о том, что пропитка его водным раствором позволяет подсушить материал, убрав частично древесную влагу на гидрофильную мочевину.

Карбамид является модификатором, проникающим в клетки древесины, он проявляет химическую активность по отношению к структурным элементам этого биологического материала, изменяет его физические и эксплуатационные характеристики. Пропитка древесины мочевиной повышает ее устойчивость к гниению. Кроме того, данная субстанция вступает в реакцию с такими элементами древесного полотна, как лигнин, ГМЦ и экстрактивные вещества. Благодаря этому древесный массив не только сохраняет старые положительные качества, но и приобретает новые.

Мочевина химически нейтральна, опасности людям и животным не несет.

Бихромат калия (калий двухромовокислый). Оранжево-красная кристаллическая масса, не слеживается, в воде растворяется хорошо.

Водный раствор этого реагента – отличное средство для пропитки несущих балок полов, нижних венцов и т.д., которые в большой степени подвержены сырости. После такой обработки древесина становится зеленоватой. Окись хрома, которая образуется в результате, надежно защищает от гниения и поражения личинками насекомых.

При работе с бихроматом калия обязательно учтите его высокотоксичность, используйте СИЗ для защиты кожи и дыхательных путей. Примечательно, что после высыхания раствора исчезает опасность для здоровья.

Бихромат натрия (натрий двухромовокислый). Представляет собой неорганическое хим. соединение, натриевую соль дихромовой кислоты в виде гигроскопичной кристаллической массы. Кристаллы не слеживаются, цвет может варьироваться от светлого оранжевого до темно-красного.

Стоит отметить применение данного вещества при сооружении деревянных мостов. Его совместно с медным купоросом задействуют для выполнения антисептических мероприятий (глубокая местная пропитка под давлением). Данный состав не вымывается из древесины в ходе эксплуатации конструкции. Сами же мосты приобретают зеленоватый оттенок, становятся стойкими к биоразрушению, на металлические элементы значительного коррозионного воздействия не происходит.

Важно знать! Двухромовокислый натрий может нанести вред коже, слизистым и органам дыхания. Для ограждения последних от негативного влияния необходимо использовать спецодежду и респиратор. Чтобы защитить кожу рук, их нужно перед началом работы смазать специальным составом (парафин и ланолин в соотношении 3 к 1, плюс небольшое количество фенола), а после хорошенько промыть 5%-ным раствором гипосульфита натрия.

Хлорид железа (железо хлорное). Данное вещество является средней солью 3-хвалентного железа и хлороводородной кислоты. Внешне выглядит как мягкая ржаво-коричневая масса, образованная кристаллами.

В деревообработке хлорное железо служит протравой. Крашение древесины с его помощью, как и с задействованием иных протрав, не дает вуали, текстура древесины через такое покрытие просматривается. Само покрытие выходит глубоким и равномерным, а окрас – прочным, водо- и светоустойчивым.

Цвет, который придает данный реагент, зависит от породы древесины: у дуба и ивы появляется сине-серый окрас, у ореха – темно-синий, у бука – серый, у клена – серо-коричневый, у красного дерева – серо-фиолетовый.

Хлорное железо в определенной степени опасно для человека. Может поразить кожу и слизистые, а также органы дыхания и пищеварения. Чтобы этого избежать, важно использовать в работе СИЗ.

Сульфат меди (медный купорос). Ярко-синяя кристаллическая гигроскопичная масса с металлическим привкусом, состоящая из прозрачных частиц. Отлично растворяется в воде, насыщенных растворах хлороводородной кислоты, разведенном спирте.

Одна из сфер применения медного купороса – деревообработка, в частности, пропитка древесины. Это еще одна популярная протрава массива дерева. Задействуется преимущественно для дуба, ивы и ореха, окрашивает их в коричневый цвет.

Данный материал не горюч, опасности пожара и взрыва не несет. По степени влияния на человека принадлежит ко 2-му классу опасности.

Сульфат железа (железный купорос). Неорганическое вещество, гигроскопичное, не летучее, без запаха, с вяжущим металлическим привкусом. Состоит из прозрачных кристаллов (в массе – голубовато-зеленого цвета). Хорошо растворяется в воде. Токсичностью обладает сравнительно низкой.

В деревообработке железный купорос служит популярной протравой. Его растворы разной концентрации (1 %, 4-5 %) применяются для обработки древесины различных пород, создают в результате от сиреневато-серого и розового до темно-серого и черного разновидностей окраса.

Калий марганцовокислый (марганцовка). Темно-фиолетовая, практически черная кристаллическая масса. В воде растворяется, образуя яркий малиновый раствор.

В деревообработке марганцовку используют, главным образом, для интенсификации естественного коричневого/бурого цвета древесины. Как краситель отлично справляется со своими функциями совместно с сернокислой магнезией в одинаковых пропорциях, разведенными в горячей воде.

Дерево, обработанное марганцовокислым калием, становится изначально вишневым, а позже коричневым. В дальнейшем под влиянием солнечных лучей происходит осветление.

Еще один способ задействования марганцовки – для подделки под орех березы.

При работе с разными ее концентрациями важно помнить о возможной опасности для слизистых и ЖКТ.

Фторид натрия (натрий фтористый). Белая/светло-серая порошкообразная масса, слабо растворяющаяся в воде.

Фтористый натрий является смертельным ядом для грибов и насекомых, разрушающих дерево, поэтому активно применяется в качестве антисептика. Примечательно, что он не наносит вреда железу и может использоваться в деревянно-железных конструкциях. А вот с такими материалами, как мел, известь, цемент и ряд других, компоновать это вещество недопустимо, поскольку при его взаимодействии с солями кальция происходит полная утрата эффекта по отношению к вредителям.

Учтите, что натрий фтористый может быть вымыт из обработанной древесины водой. Чтобы это предупредить, необходимо нанести дополнительное покрытие, например, лак, краску или мастику.

Не забывайте и о токсичности данного материала. Во время работы обеспечьте хорошее вентилирование и используйте средства индивидуальной защиты.

Натрий кремнефтористый . Выглядит данное соединение как белый мелкокристаллический порошок (возможно, с серым или желтым оттенком). В воде растворяется сверх плохо, поэтому как отдельный древесный антисептик применяется очень редко. Чаще, к нему додают соду или аммиак, в результате чего этот реактив трансформируется во фтористый натрий.

Как видим, химия в деревообработке является важнейшим участником для достижения различных целей. Она эффективно устраняет или зримо ограничивает негативное влияние на качество конструкций из дерева, минимизирует опасность гниения, возгорания, вреда от насекомых и т.д. Обойтись без нее в современной деревообрабатывающей промышленности нельзя, но применять каждое химическое вещество необходимо, строго соблюдая рекомендации.

Используйте химию для деревообработки правильно – и положительный результат не заставит вас долго ждать!

(по книге А.М. Коноваленко)

ОКРАШИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Технология процесса . Древесина различных пород принимает окраску по-разному. Подмечено, что твердые, плотные породы окрашиваются лучше мягких. Так, дуб окрашивается лучше липы, а береза - лучше бука и т. д. Обычно светлую древесину окрашивают в более насыщенные тона; иногда, желая усилить тон, ее протравливают в специальных растворах. Материал, подлежащий крашению, освобождают от пятен и пыли.
Крашение древесины может быть поверхностным и глубоким, а по интенсивности - насыщенным и слабым. Мозаисты применяют в основном глубокое крашение, потому что при высыхании и шлифовании часть поверхностного слоя теряется и текстура светлеет.
Так как большинство химикатов, применяемых для крашения, ядовиты, то при работе с ними необходимо принимать определенные меры осторожности: одевать резиновые (хирургические) перчатки, глаза предохранять очками, травить шпон в специальных ванночках, подальше от продуктов питания и в проветриваемом помещении. Посудой для травления должны быть эмалированные, стеклянные и пластмассовые ванночки. Обычно для этого приобретают фотованночки различной вместимости (рекомендуемые размеры - 50X60 и 50Х100 см).
В раствор опускают по несколько листов материала одной и той же породы. Помещать различные породы древесины в одном растворе не рекомендуется. Для лучшего смачивания в растворе листы шпона перед опусканием в ванночку промывают водой комнатной температуры.
Обычно окрашивают в холодном (комнатной температуры) растворе. Иногда для ускорения крашения раствор подогревают или даже кипятят. В основном так морят мягкие породы (для этого используют оцинкованную посуду с крышкой), которые выдерживают в растворе на слабом огне в течение 2 часов.
При холодном способе окрашивания цвета получаются устойчивые, однотонные; при кипячении некоторые красители разлагаются и цвет их меняется. При горячем травлении легко ошибиться в определении времени кипячения. Чтобы точно определить, как глубоко окрасился шпон, его вынимают пинцетом из раствора, ополаскивают в проточной воде и, отломив кусочек, осматривают окраску среза.
При холодном способе окрашивания древесины предпочтение отдают природным красящим веществам. Красящие пигменты природных красителей светоустойчивы и не разлагаются; при использовании таких красителей исключается образование на поверхности древесины пятнистости. Решающими факторами качественной окраски являются время выдержки древесины в растворе и его концентрация.
Если раствор слабой концентрации и шпон не травится, необходимо увеличить его концентрацию, а время на пропитку уменьшить.
Как при холодном, так и при горячем способе крашения листы шпона рекомендуется размещать в ванночке на металлической подставке (сетке), так как на дне ванночки обычно содержатся осадок красителя и примеси, вуалирующие текстуру шпона.
На чистоту и равномерность окраски большое влияние оказывает предварительная подготовка материала. Для получения наиболее чистых и ярких оттенков листы строганного шпона и некоторые детали перед окраской отбеливают и обессмоливают.
После крашения шпон моют в проточной воде и сушат, периодически переворачивая листы, в чистом помещении, куда не проникает прямой солнечный свет. Когда шпон почти высохнет, его кладут под груз для снятия внутренних напряжений. Чтобы узнать окончательный цвет, перед вырезанием элементов для набора кусочек травленого шпона покрывают лаком и дают ему высохнуть. Использованные растворы процеживают и хранят в темном месте в закрытой стеклянной таре.
Влияние дубильных веществ на окраску . Окрашивание проходит интенсивно лишь тогда, когда порода имеет достаточно дубильных веществ, из которых прежде всего следует выделить танин. Чтобы древесина могла принимать окраску, ее насыщают дубильными веществами. Соединяясь с солями металлов, дубильные вещества придают ей окраску определенного тона. Иногда для насыщения древесины дубильными веществами используют пирогалловую кислоту низкой концентрации (0.2...0.5 %).
Много дубильных веществ находится в коре ивы. Древесина таких пород, как дуб, бук, орех и др. имеет достаточно этих веществ. Наиболее богата танином кора дуба в возрасте 20 лет. Дубильные вещества собираются в коре ствола и на ветвях, но особенно много их в наростах на листьях дуба - галлах. В таких шариках диаметром 10... 15 мм собирается до 60 % дубильного вещества. О наличии танина в дереве свидетельствует окраска листьев, приобретаемая ими осенью.
Для насыщения танином древесины, содержащей мало дубильных веществ, используют эмалированную посуду, куда помещают шпон и толченые галлы (1/3 к массе древесины). Все заливают водой и кипятят в течение 10 мин. После этого древесину вынимают из воды, сушат и смачивают протравой. Если же используют кору молодого дуба, то ее варят несколько минут на среднем огне, затем раствору дают остыть и опускают в него древесину. Через несколько часов листы шпона, сполоснув в чистой проточной воде, помещают в раствор соли металла, необходимой для окраски материала в нужный цвет. Через определенные промежутки времени насыщенность тона контролируют визуально. Лучше всего воспринимает окраску древесина клена, березы, граба, груши, яблони, каштана.
В чистом виде танин - желтоватый порошок, легко растворимый в воде и спирте.
Как и кора молодого дуба, танин продается в аптеках и магазинах, и т. п. В этих же магазинах можно купить и большинство химических препаратов, рекомендуемых для окраски. Часть из них можно приобрести также в магазине и хозяйственных магазинах.

Чтобы определить, есть ли дубильные вещества в древесине, капните на отдельный ее кусочек 5 %-ным раствором железного купороса. Если дубильных веществ нет, древесина после высыхания будет чистой; при наличии дубильных веществ на дереве останется черное или серое пятно.
Ускорить сушку окрашенного шпона можно глаженьем. Для этого регулятор температуры утюга установите в крайнее правое положение и через марлю проглаживайте сначала одну сторону, затем другую и так до тех пор, пока лист не выровняется. Проглаживание делайте без лишнего нажима, но уверенно и быстро. Когда края шпона начнут приподниматься, переверните его на другую сторону. Если же вы упустите этот момент и лист шпона свернется в трубочку, то, чтобы он распрямился, намочите его в воде и продолжайте глаженье.
Рекомендуется под черное дерево имитировать клен, граб, грушу, сливу, под красное дерево - березу, бук, вяз, грушу, ольху, клен, каштан, грецкий орех, черешню, под грецкий орех - березу, белый клен.

КРАСИТЕЛИ И ПРОТРАВЫ

Красители и протравы используются при прозрачной отделке столярных изделий и полуфабрикатов из древесины. В продажу они поступают в виде порошков, растворимых в воде или спирте. В той или иной степени красители обладают светоустойчивостью, ярким цветом, высокой проникающей способностью в поры древесины и легкой растворимостью. Красители для прозрачной отделки бывают искусственного и естественного происхождения.
Синтетические красители . Искусственные (синтетические) красители - сложные органические вещества, получаемые из каменноугольной смолы. Они могут быть водо- и спирторастворимыми. При прозрачной отделке применяются в основном кислотные красители и нигрозины.
Водорастворимый краситель готовят так: к порошку в необходимом количестве (согласно аннотации на упаковке) добавляют горячую (температурой до 90 °С) прокипяченную воду, перемешивая содержимое и следя за тем, чтобы в растворе не оставались сгустки порошка. Затем до установленного объема в массу доливают снова прокипяченную воду и тщательно все перемешивают. При плохой растворимости красителя раствор подогревают (не доводя до кипения), смягчив его добавкой раствора 0,1...0,5 %-ной кальцинированной соды. Для более ровного и глубокого крашения в рабочий раствор рекомендуется вводить 25%-ный раствор аммиака (нашатырного спирта) в объеме, не превышающем 4 % общего объема раствора.
Из водорастворимых красителей можно выделить те, которые имитируют древесину под ценные породы. Так, для крашения в тон красного дерева применяют кислотные красители - темно-красный, красно-коричневый № 1,2, 3, 4, а также красный № 124. Красители № 1 и 4 придают древесине красно-желтый оттенок, остальные - цвет натурального красного дерева светлого и среднего тонов. Для крашения в тон светлого грецкого ореха применяют следующие красители: светло-коричневый № 5 и 7, придающие древесине соответственно золотистый и желтоватый оттенки; кислотный желтый, придающий лимонный оттенок; желтовато-коричневый № 10 и оранжево-коричневый № 122, придающие соответственно желтоватый и оранжевый оттенки. Средний тон грецкого ореха дают такие красители, как кислотный коричневый (красноватый оттенок), орехово-коричневые № 11, 12,13, 14, 16 (от красноватого в первом до желтоватого в последнем номере) и др. Для окрашивания грецкого ореха в темные тона применяют темно-коричневые красители № 5 (сероватый оттенок) и № 8, 9 (соответственно красно-ватый и лиловатый оттенки).
Спирторастворимые красители предназначены для крашения древесины и окрашивания мебельных лаков. По внешнему виду это порошки коричневого и красного цветов различной насыщенности, которые растворяются в спирте и ацетоне. Наиболее часто применяются красный светопрочный краситель № 2 (дает чисто красный тон), красновато-коричневый № 33 (коричневый тон с красноватым оттенком), орехово-коричневый светопрочный № 34 (ровный темно-коричневый тон).
Кислотные красители дают чистые и светоустойчивые цвета. Не вступая в контакт с целлюлозным волокном древесины, краситель окрашивает имеющиеся в ней дубильные вещества и лигнин. При растворении порошка кислотного красителя в водный раствор добавляют небольшое количество уксусной кислоты. Перед окрашиванием древесину обрабатывают 0,5 %-ным раствором хромпика или медного купороса. Раствор кислотного красителя должен быть 0,5... 2%-ной концентрации.
При окрашивании древесины следует учитывать, что в процессе ее шлифования верхний слой окраски снимается. Одновременно с этим удаляется и вуаль красителя. Недостатком водорастворимых синтетических красителей является поднятие ворса на окрашиваемой поверхности, что требует дополнительного шлифования поверхности после высыхания.
Синтетические красители дают яркие и чистые цвета, поэтому их применение в мозаичных работах по дереву ограничено.
Нигрозины окрашивают древесину в черные и синевато-черные тона. В основном их используют для приготовления окрашивающих спиртовых лаков и политур.
К протравам относятся красящие вещества и соли металлов, вступающие в контакт с дубильными веществами. При травлении древесина прокрашивается на значительную глубину в цельном массиве древесины и дает сквозное прокрашивание шпона. Цветовой тон древесины зависит от вида протравы и наличия дубильных веществ в породе (см. табл.). Так, береза имитируется под серый клен; ясень, бук, вяз, вишня, ольха, груша - под красное дерево; яблоня, граб, слива, грецкий орех, белый клен, дуб, бук и груша - под черное дерево и т. д.
Породы, не имеющие дубильных веществ, подлежат насыщению ими. Для насыщения применяют дубильный экстракт, а также резорцин, пирогаллол, пирокатехин и др. Если нет дубильного экстракта, готовят раствор из дубовых опилок и коры молодого дуба

Таблица. Растворы для травления древесины

Порода древесины

Протрава

Концентрация раствора, %

Получаемый цветовой тон

Окрашивание древесины

Марганцовокислый калий

Коричневый

Двухромовокислый калий

Светло-коричневый

Хлорная медь

Синевато-серый

Железный купорос

Светло-коричневый

Коричневый *

Дубовый экстракт (первое нанесение);

железный купорос (второе нанесение)

Железный купорос

Двухромовокислый калий

Коричневый **

Железный купорос

Светло-синевато-серый

Лиственница, сосна

Резорцин (первое нанесение);

Коричневый *

Двухромовокислый калий (второе нанесение)

Окрашивание строганного шпона ***

Лиственница, дуб

Нитрит натрия

Пирокатехин (насыще-ние);

Под мореный дуб

сернокислое железо(пропитка)

*Второе нанесение - через 2...3 ч после первого.
**Двухромовокислый калий наносится дважды; второе нанесение - через 10 мин. после первого
*** В растворе пропитывается вся пачка шпона.

Протравы готовят, растворяя кристаллы химических веществ в воде температурой до 70 °С. При окрашивании протравами древесину (или строганий шпон) окунают в раствор. При значительных размерах окрашиваемой поверхности раствор наносят кистью. Протравное крашение древесины не дает вуали, а толщина окраски получается равномерной.
Естественные красители . В продаже имеются под общим названием бейцев или морилок. Бейц - порошок, а морилка - готовый к применению водный или спиртовой раствор необходимой концентрации. Красящими веществами здесь выступают гуминовые кислоты, окрашивающие поверхность древесины на глубину 1...2 мм. Бейцы и морилки относятся к поверхностным красителям.
Природные красители отличаются стойкостью против света. Они имеют спокойный благородный оттенок, не затемняют текстуру, неприхотливы в приготовлении, удобны при хранении, не токсичны. Их приготовляют из растений, коры деревьев, древесных опилок и т. д. в виде отваров.
Все природные красители можно использовать для массива древесины в основном лиственных пород - дуба, бука, клена, ясеня, березы и т. д. Для этого изделие хорошо шлифуют и располагают с некоторым уклоном к плоскости. Краситель наносят флейцем сначала поперек волокон, затем - вдоль. Повторно краситель наносят лишь после полного высыхания предыдущего слоя. Сушат изделия или предметы вдали от батарей; на них не должны попадать прямые солнечные лучи. После высыхания изделие протирают сукном и для закрепления цвета покрывают восковой мастикой или лакируют.

Светлую древесину можно окрасить в красно-коричневый цвет отваром из шелухи лука, в желтый - из недоспелых плодов крушины, в коричневый - из коры яблони и оболочек грецкого ореха. Если в каждый из перечисленных отваров вы добавите квасцы, то тон окраски усилится. Светлую древесину (в основном лиственных пород) можно окрасить в черный цвет, применив отвар из коры ольхи или вербы.
Строганный шпон из светлой древесины можно окрасить в желтый цвет, применив отвар барбарисового корня. Отвар процедите, добавьте в него 2 % квасцов и снова нагрейте до кипения. Остывший отвар будет готов к применению
Оранжевый цвет получается при применении отвара из молодых побегов тополя с примесью квасцов. Для получения отвара ветки тополя (150 г) прокипятите в 1 л воды, в которую добавлены квасцы, в течение 1 ч. Затем отвар несколько раз профильтруйте и оставьте отстаиваться в открытой стеклянной посуде. Отстаивайте его в светлом помещении в течение недели. После этого он приобретает золотисто-желтый цвет.
Для получения зеленоватого цвета в отвар молодых побегов тополя с квасцами (см. выше) добавьте отвар дубовой коры. Зеленоватый цвет получится, если мелкий порошок медянки (50...60 г) растворить в уксусе, а раствор прокипятить в течение 10... 15 мин. Строганный шпон вымачивайте в горячем растворе.
Для получения черного цвета сок плодов бирючины (волчьих ягод) смешайте с кислотами, для коричневого - с купоросом, голубого - с питьевой содой, алого - с глауберовой солью, зеленого - с поташем.
В растворе марганцовки (перманганата калия) окраска древесины сначала будет вишневой, затем коричневой.
Желтый цвет получает шпон из светлой древесины в растворе хлористого калия (10 г на 1 л воды при 100 °С).
Серый, голубой и черный цвета можно получить, вымачивая строганный шпон в настое дубовых опилок и металлического порошка (или опилок). Раствор готовьте по насыщенности цвета. Шпон выдерживайте в нем 5...6 дней. Если нет опилок, можно применить дубовую и металлическую стружку.
Иссиня-черный цвет мореного дуба получается при настаивании дубового шпона в растворе металлической стружки в древесном уксусе.
В стеклянную емкость влейте азотную кислоту или (смесь соляной и азотной кислот) и воду. Сначала вливайте кислоту, затем воду в соотношении 1:1. К этому раствору добавьте 1/6 часть по массе железной стружки (опилок). Опилки со временем должны раствориться. Снова долейте 1/2 часть по массе воды. На двое суток раствор поставьте в теплое место, после чего светлую часть слейте в стеклянную посуду с притертой пробкой. В этом растворе дуб окрасится под, а все остальные породы - в серый цвет.
Если березу или клен покрыть раствором пирогалловой кислоты и, дав высохнуть, покрыть еще водным раствором хромового калия, то получится синий цвет.
В древесный уксус всыпьте металлические опилки. Посуду плотно закройте притертой пробкой или крышкой и поставьте в теплое место. Через некоторое время раствор можно использовать в качестве древесно-уксусно-кислого железа. В смеси с сульфамином такой свежеприготовленный раствор дает древесине зеленую окраску, а с уксусно-кислым кобальтом - желто-красную.
Разбавьте азотную кислоту водой и всыпьте туда медных опилок. Нагревая эту смесь до кипения, вы заметите, что опилки растворились. Остывший состав снова разведите водой (1:1); вы получите готовый краситель. Листы строганного шпона окрасятся в нем в синий цвет. После вымачивания древесину следует нейтрализовать раствором питьевой соды.
50...60 г медянки измельчите в порошок, который затем растворите в небольшом количестве уксуса. К раствору добавьте 25...30 г железного купороса и введите в него 2 л воды. Состав прокипятите в течение 0,5 ч. Получится раствор зеленого цвета, который следует использовать в горячем виде
В серной кислоте растворите кристаллы двухромовокислого калия и добавьте туда воды (1:1). В таком растворе породы будут окрашиваться в желтый цвет, а при наличии в древесине дубильных веществ - в коричневый.
Кристаллы медного купороса растворите в воде и в раствор добавьте хромокалия. Древесина будет окрашиваться в коричневый цвет, а при наличии дубильных веществ - в черный.
Золотисто-коричневый цвет у березового шпона можно получить, применив 3,5%-ный раствор марганцовки. Если березовый шпон протравить желтой кровяной солью в растворе такой же концентрации, то получится береза под красное дерево. 0,1%-ный раствор нигрозина красит обыкновенную березу в серый цвет.
В уксус поместите куски стальной проволоки или гвозди и через несколько суток вы получите краситель с эффектом.
В древесине грецкого ореха содержится достаточное количество дубильных веществ, поэтому его часто используют для получения (способом морения в растворах) других цветовых оттенков, в том числе и черного. В емкость, достаточную для помещения листов шпона определенного размера, залейте дождевую воду вместе с железными опилками, покрытыми слоем ржавчины. Шпон в таком растворе выдержите в течение недели, иначе устойчивого, сквозного крашения не произойдет. После вымачивания материал промойте в чистой воде, смывая ненужную вуаль, и, промокнув газетой, высушите.
Для крашения ореха в черный цвет можно использовать растворы синтетических красок, смешанных с металлическими солями (например, с хлористой медью).
Самый быстрый способ получения черного тона у древесины - это опустить шпон в раствор уксусной кислоты (или уксуса) с добавкой ржавчины. Шпон вымачивать в таком растворе следует в течение суток. Перед высыханием листы шпона нейтрализуйте раствором питьевой соды.
В некоторых случаях для мозаичных работ необходимо подобрать серебристую или серую окраску строганного шпона. Для этого железные опилки залейте дождевой водой. Строганный шпон ставьте на ребро так, чтобы листы не соприкасались с дном или стенками посуды. Лучше всего получить такие оттенки на светлых породах, богатых дубильными веществами.
Чтобы получить серебристо-серый цвет при протравном крашении, в дождевую воду добавьте уксус (1:1), поместите в этот раствор ржавые гвозди или проволоку. После того как раствор отстоится, опустите в него шпон. Нужную окраску контролируйте визуальною.
Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом можно получить, вымачивая шпон обыкновенной березы в растворе серно-кислого железа (50 г на 1 л воды) а течение 1...3 суток. После вымачивания листы шпона промойте проточной водой. Насыщенность тона контролируйте визуально. Мореный орех в таком растворе имеет дымчатый, сероватый оттенок, а бук - коричневый.
Красивый коричневый цвет можно получить, подвергнув древесину окраске парами аммиака. Окрашиваемую деталь поместите в эмалированную или стеклянную посуду и поставьте туда открытую баночку с нашатырным спиртом. Сверху посуду плотно закройте. Через несколько часов процесс будет закончен. При этом способе окраски детали не коробятся, а ворс не поднимается.
Некоторые породы древесины приобретают устойчивую окраску под действием кислот. Для ели и ясеня рекомендуется раствор азотной кислоты в воде (в равных частях по массе). После пребывания в таком растворе шпон приобретает красивый красновато-желтый цвет. После высыхания поверхность прошлифуйте мелкозернистой шкуркой и выгладите с помощью конского волоса, морской травы, луба или сухой несмолистой тонкой стружкой.
Совсем неожиданные оттенки цветовых сочетаний получаются в отваре из размолотых кофейных зерен с добавкой питьевой соды. Перед вымачиванием в таком отваре строганный шпон протравите в горячем растворе квасцов.
Растения являются источниками многих природных красителей. Для окрашивания в них шпона следует приготовлять раствор сильной концентрации. Чтобы окраска была устойчивой, шпон сначала подвергают травлению в каком-либо солевом растворе. Для этого подбирают шпон светлых мягких пород.
Если выдержать шпон в растворе квасцов, а затем опустить в настой луковой шелухи, то он окрасится в желтовато-красный цвет.
Шпон, выдержанный в растворе железного купороса, окрасится в оливково-зеленый цвет. Если после этого опустить его в настой отвара листьев и плодов березы, то он приобретет темно-серый с зеленоватым оттенком цвет, а после настоя корня ревеня - желто-зеленый цвет.
Если шпон протравить сначала в висмутовой соли, а затем выдержать в настое из опилок и коры дикой груши, то получим приятный коричневый цвет. Кора ясеня придаст шпону после висмутовой соли темно-синюю окраску, а кора ольхи - темно-красную.
Шпон, выдержанный в растворе солей олова, а затем в настое листьев и стеблей картофеля, окрасится в лимонно-желтый цвет, а в настое конопляных листьев - в темно-зеленый.

ОБЕССМОЛИВАНИЕ И ОТБЕЛИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Обессмоливание древесины необходимо для удаления излишних смоляных накоплений (особенно в хвойных породах), снятия с поверхности жировых пятен и т. д. Часто одновременно проводят обессмоливание и отбеливание.
Характерными составами для обессмоливания являются различные растворители. Так, для сосны применяют 25%-ный раствор технического ацетона. Состав наносят кистью. После обессмоливания древесину промывают теплой водой и сушат или подвергают отбеливанию. Иногда древесину обессмоливают спиртом.
Распространенным является следующий состав (г на 1 л горячей воды): питьевой соды - 40...50, поташа - 50, хлопьев мыла - 25...40, спирта - 10, ацетона - 200. Обессмоливают горячим раствором при помощи флейца. После обессмоливания древесину промывают чистой водой и сушат.
При помощи отбеливания можно не только подготовить древесину под окраску, но и достичь выразительности тона, ослабляя ее до необходимого уровня. Некоторые породы древесины при отбеливании приобретают порой самые неожиданные цветовые оттенки Так, грецкий орех, имеющий однотонную текстуру поверхности с фиолетовым оттенком, при отбеливании в перекиси водорода приобретает чистый ало-розовый оттенок, при дальнейшем отбеливании - бледновато-розовый.
Для отбеливания используют различные растворы. Одни из них действуют быстро, другие медленно. От состава отбеливателя зависит технология отбеливания. Поверхность изделия рекомендуется отбеливать до облицовывания или до врезания в мозаичный набор, так как растворы отбеливателей (в основном это кислоты) могут повлиять на прочность склеивания, и облицовка отслоится от основания. Растворы отбеливателей нельзя применять горячими, сначала их нужно охладить.
В практике столяров-любителей традиционно применяется раствор щавелевой кислоты (1,5...6 г) в кипяченой воде (100 г). В таком растворе хорошо отбеливаются светлые породы - липа, береза, клен, светлый орех, белый тополь; у других пород появляются серые пятна и грязноватые оттенки. После отбеливания листы шпона промывают раствором, который одновременно поднимает ворс и обессмоливает поверхность. Состав раствора (в частях по массе): хлорная известь - 15, кальцинированная сода - 3, горячая вода - 100. Сперва растворяют соду, затем по остывании раствора добавляют хлорную известь. После применения раствора древесину промывают водой.
Для многих пород, за исключением дуба, палисандра, лимонного дерева и некоторых других, эффективным отбеливающим средством является перекись водорода (25%-ный раствор), которая продается в аптеках в виде раствора или таблеток пергидроля. После отбеливания перекисью водорода древесина не нуждается в промывке.
Если к перекиси водорода для активизации процесса добавить 25%-ный водный раствор аммиака, то скорость отбеливания значительно повысится. Такие породы, как береза, клен, бук, грецкий орех, вавона и др., этот состав отбеливает в течение 15...30 мин. При этом раствор нагревается порой до высокой температуры. Отбеливание в таком случае ведут в толстостенных бакелитовых ванночках, в ванночках из толстого стекла или в эмалированной посуде. Фотованночки в этом случае применять нельзя, так как они могут покоробиться или расплавиться.
Отбеливать древесину необходимо в проветриваемом помещении. При этом одежду следует прикрыть прорезиненным фартуком, на руки надеть резиновые перчатки, а глаза защитить очками. Растворы должны находиться вдали от детей, в специальном шкафу, запираемом на ключ. Кусочки древесины в ванночке следует переворачивать, вынимая и снова опуская их. Процесс отбеливания контролируется только визуально.
Перекись водорода отбеливает в основном мелкопористые породы и ясень. Породы, содержащие дубильные вещества, отбеливанию в перекиси водорода поддаются с трудом или вообще не отбеливаются (например, дуб). Для ускорения процесса отбеливания поверхность таких пород необходимо смочить 10%-ным раствором нашатырного спирта.
Для ускоренного отбеливания можно применить состав из растворов серной кислоты (20 г), щавелевой кислоты (15 г) и перекиси натрия (25 г на 1 л воды).
Если 40 г поташа и 150 г хлорной извести растворить в 1 л чистой воды, то получится еще один отбеливающий состав. Перед применением смесь взбалтывают.
Лучшим отбеливающим средством считается перекись титана.

Древесина березы после отбеливания в 3...5%-ном растворе щавелевой кислоты приобретает зеленоватый оттенок.
Дубовый и ясеневый шпон отбеливают щавелевой кислотой. Для других пород древесины применяют лимонную или уксусную кислоту. Для этого кислоты разбавляют водой в соотношении 50 г на 1 л воды.
Чтобы получить шпон под золото, выдержите анатолийский орех в перекиси водорода, визуально наблюдая за появлением желаемо-го оттенка. Перекись водорода должна быть не ниже 15%-ной концентрации. Таким же путем можно получить и розовый цвет, обесцвечивая в перекиси водорода 30%-ной концентрации некоторые сорта грецкого ореха.
Чтобы получить синеву на белом фоне, отбелите грецкий орех с контрастными переходами тонов в растворе перекиси водорода.

Довелось мне в юном возрасте готовить реферат про старинный сользавод, в котором соль добывали из жидкой соляной рапы при выпаривании. Самое старое предприятие в Европе сегодня работает с большими перебоями, но поваренная соль его производства на прилавках можно найти. Примечательным было то, что в музее предприятия были остатки труб, по которым соленая рапа перемещалась между цехами завода. Они были из дерева. И состояние их было удовлетворительное не смотря на сотни лет, которые они пролежали в земле. Соль законсервировала пустотелые трубы, сделанные из прямых стволов. В народных средствах обработки и защиты древесины от гниения и жучка сегодня также применяется соль. Вот несколько рецептов, которые живут до сих пор не благодаря эффективности, а вопреки химическим средствам защиты.

Спорные и проверенные методы защиты древесины

  1. Свежезаготовленное бревно — кругляк (в коре, но без суков) выставляются на вертикальной эстакаде верхушками вниз. К комлю ствола привязывается герметично полиэтиленовый мешок с раствором медного купороса или устанавливается емкость из которой раствор по пропитанной влажной тряпке контактирует с торцом бревна. Через некоторое время соляной раствор под действием гравитации и благодаря естественному движению соков в стволе наполнит пространство между волокнами бревна и выступи на нижнем торце. После того как раствор проникнет на всю длину ствола, заготовки можно уложить на естественную сушку под навес, исключив попадание влаги и солнца. Такое просачивание используется очень редко. Альтернативой служит обыкновенная ванна для просачивания. (Иисточник — из опыта форумчан Форумхаус.ру)
  2. Следующий народный метод при детальном изучении выглядит фантастическим и невыполнимым, но ради принципа приведу его цитату: «Одним из действенных, экологически чистых (но увы не рекомендованных) средств обработки лаг, нижних венцов или обвязки являются составы на основе натурального воска с добавлением масла и прополиса. Деревянным домикам уже по 50-70 лет, а лаги, и в целом полы- в прекрасном состоянии. Сейчас многие советуют обработать лаги и обвязку также. (Источник — из опыта форумчан Форумхаус.ру). Что можно сказать по поводу такого способа. Он больше похож на фантазии и теоретические предположения, ведь растворить парафин или воск в масле — невозможно. Скорее всего автор имел ввиду раздельное применение таких средств как масло для пропитки и натирание воском. Я писал уже о таком способе в статье про
  3. Очень распространенный способ защиты заборов на Западе — Финский состав для окраски изготавливается из таких доступных составляющих: мука любая — ржаная или пшеничная — 800 г, железный купорос — 1,5 кг, кухонная соль — 400 г, сухая гашеная известь — 1,6к г, вода — 10 литров.
    Вся эта смесь доступных материалов готовится как кисель или клейстер для приклеивания обоев. В муку постепенно добавляют перемешивая холодную воду доводя смесь до консистенции сметаны. Половина воды (5л) подогревается и доливается в горячем состоянии. Готовый клейстер процеживают и и нагревают помешивая. При приготовлении постепенно добавляют соль и купорос. В последнюю очередь размешивают сухую гашеную известь или известковый пигмент. Наносить раствор луше теплым в 2 слоя после высыхания первой обработки. По свидетельствам старых мастеров такой обработки древесины хватает на срок до 15 лет.
  4. Хвойные породы — самые устойчивые к гниению и поэтому обработка берёзовым дёгтем или еловуой живицей — самый старый и проверенный способ. Эти смоляные составы обладают высокой степенью защиты от грибков и жучков, но очень маркие, липкие, имеют сильный запах. Поверх них нельзя обрабатывать древесину — красить, шлифовать и т.п. Для открытого огня такая обработка легковоспламеняема. Поэтому дегтем и смолой живицы обрабатывают подземные части деревянных конструкций и не используют для внутренних работ.
  5. Средство защиты — отработанное автомобильное масло (отработка). На сегодня — самый распространенный метод защиты конструкций из дерева в сельской местности для нежилых конструкций. Отработка имеет один самый важный фактор преимущества — бесплатная. Её лучше наносить в разогретом состоянии несколько раз, давая впитаться. Особенно тщательно отработкой пропитывают торцы и щели. Для большей надёжности отработку наливали на дно ям, а после вкапывания столба ещё и проливали вокруг него. 90% состава отработки — минеральное масло — хороший водоотталкивающий антисептик. Кроме того в отработке много сажи — защитный пигмент от разрушительного ультрафиолетового излучения солнца. Некоторая часть кислотных солей убивает любой грибок в древесине. Недостатки — очень маркая и обладает траурным цветом.
    Железный (медный) купорос выделяет токсические вещества при нагревании. При попадании в организм человека вызывает расстройства желудочно-кишечного тракта, раздражает кожные покровы и слизистую оболочку.
  6. Сегодня продолжает использоваться метод обработки горячими битумом или гудроном. Нагретые и размешанные в солярке — они считаются лучшими средствами для обработки подземных конструкций из дерева. В деревянном строительстве такие обмазки используют для защиты первого венца или оклада срубов. Сегодня производятся битумные пропитки и мастики.
  7. Масла и олифы — трудно назвать народными средствами. Они лежат в основе производства красок и лаков. Поэтому обладают хорошими свойствами: не трескаются и шелушатся. Лаки держатся более длительное время. Древесину лучше защищать горячими олифами или маслами для увеличения глубины просачивания. Текучесть таких средств защиты древесины в горячем состоянии — намного большая чем в холодном.
  8. В сухом дереве вода быстрее всего распространяется с торца по капиллярам. Поэтому в одном из способов защиты торцов деталей применяется «расклепывание» ударами резинового или деревянного молотка поверхности торца. Капилляры в таком месте разрушаются и препятствуют легкому испарению влаги. Это сохраняет торцы более прочными и не дает им растрескаться. Дополнительную защиту можно прибавить к поверхности деревянных деталей путем обжига паяльной лампой. Тонкий слой обугленной древесины обладает бактерицидными свойствами, кроме того дополнительно разрушаются капилляры.

Причины разрушения древесины

Структура древесины напоминает пучок тонких трубочек - капилляров вдоль ствола. Эти капиллярные волокна состоят из основы древесины — клетчатки (целлюлозы). Клетчатка со временем имеет свойство расщепляться на поли- и дисахариды, спирты, альдегиды и органические кислоты под воздействием ферментов. Хвойные (и в меньшей степени лиственные) породы кроме клетчатки содержат лигнин - органическое вещество похожее на фенол. А фенольные смолы являются хорошими бактерицидными веществами. Чтоб древесина была стойкая к воздействию вредных бактерий нужен в ее составе лигнин! Удаление лигнина из древесины — причина гниения и разрушения древесины.

Особенно хорошо разрушают лигнин ферменты грибов-сапрофитов (трутовики, опёнки и вешенки), а также небольшой ряд гнилостных грибов и бактерий. Такие насекомые как муравьи, древоточцы и некоторые черви «сожительствуют» с вредными грибами и бактериями. Они измельчают древесные волокна механически и способствуют активной ферментации целлюлозы и разрушению лигнина. Особенно хорошо такие процессы протекают при повышенной влажности.

Врага надо знать в лицо, чтоб организовать защиту древесины народными средствами

Самый страшный враг дерева - белый домовой гриб. Иногда он напоминает обыкновенную плесень, что не дает возможности правильно установить причину поражения древесины. При определенных условиях он может «сожрать» дубовый пол всего за один месяц! Поэтому в старину дома пораженные таким грибком сжигали. чтоб уберечь другие деревянные строения.

Антисептики и пропитки на основе современных достижений биохимиков — не народное средство защиты и обработки древесины — но самые эффективные и доступные на рынке строительных материалов.

Медные, латунные и бронзовые изделия обезжиривают в растворе, содержащем в 1 л воды 100 г тринатрийфосфата и 10-20 мл жидкого стекла. После обезжиривания изделие тщательно промывают в горячей воде и погружают на 30-60 секунд в 5%-ю соляную кислоту для удаления слоя оксидов металла, после чего изделие еще раз промывают водой и сразу же переносят в раствор для нанесения покрытия.
Для "окраски" медных изделий в различные цвета рекомендуют использовать следующие рецепты

17. Растворяют в 100 мл воды 4 г гидроксида натрия и 4 г лактозы (молочного сахара), раствор кипятят несколько минут, а потом небольшими порциями при непрерывном перемешивании добавляют 4 мл концентрированного раствора медного купороса. Погружают обезжиренное изделие в горячий раствор, и в зависимости от длительности обработки его поверхность приобретает окраску от золотистой до зеленой , коричневой или даже черной. В результате окислительно-восстановительной химической реакции сульфата меди с лактозой в щелочной среде получаются глюконовая кислота и выделяется осадок оксида меди (I). Вначале образуется тончайшая желтая пленка Cu2O, которая придает поверхности меди золотистый оттенок. При продолжительном нагревании кристаллы Cu2O укрупняются, становятся темно красными , отсюда и изменение цвета покрытия

18. Готовят раствор 2 г сульфата никеля, 4 г бертолетовой соли, 18 г медного купороса и 0,2 г марганцовки в 100 мл воды. Обработка медных изделий теплым раствором такого состава придает им "бронзовый " вид

19. Растворяют в 100 мл воды 12,5 г карбоната аммония и добавляют 4 мл нашатырного спирта. Полученный раствор кистью наносят на поверхность изделия и получают поверхность зеленоватого цвета . При действии аммиака на поверхность меди в присутствии кислорода воздуха происходит образование комплексной соли, которая затем взаимодействует с карбонатом аммония, выделяя на поверхности металла зеленый осадок гидроксида-карбоната меди Сu2CO3 (OH) 2.

20. Медь чернят раствором сорной печени. Для получения серной печени в железной банке сплавляют 1 часть (по массе) серы и 2 части поташа. После охлаждения стеклообразную черную массу извлекают из банки и мелко дробят. Хранить серную печень можно только в герметичной посуде. Делают 10-15%-ный раствор серной печени в воде, доводят раствор до кипения и в него опускают детали. Время чернения 0,5 - 1 мин. Если изделие сложное - состоит из деталей, то их чернят и полируют до сборки.
21. Латунь чернят в следующем растворе: 200 г углекислой меди и 1 г аммиака (25%-ного) растворяют в 1 л воды. Детали обрабатывают в растворе при температуре 30-40°С, время обработки 3-5 мин

22. "Преобразователь ржавчины " превращает ее в прочное покрытие поверхности коричневого цвета. На изделие кистью или пульверизатором наносят 15-30%-й водный раствор ортофосфорной кислоты и дают изделию высохнуть на воздухе. Еще лучше использовать ортофосфорную кислоту с добавками, например, 4 мл бутилового спирта или 15 г винной кислоты на 1 л раствора ортофосфорной кислоты. Ортофосфорная кислота переводит компоненты ржавчины в ортофосфат железа FePO4, который создает на поверхности защитную пленку. Одновременно винная кислота связывает часть производных железа в тартратные комплексы.

23. Старинный рецепт мази для защиты металла от ржавчины таков: растапливают 100 г свиного жира, добавляют 1,5 г камфоры, снимают с расплава пену и смешивают его с графитом, растертым в порошок, чтобы состав стал черным. Остывшей мазью смазывают металл и оставляют его на сутки, а потом полируют металл шерстяной тряпочкой.

Грунтование стен операция по созданию промежуточного слоя (грунтовки), прочно сцепляемого и с оштукатуренной поверхностью, и со слоем шпатлевки, побелки или краски. Одновременно заделываются трещины.
Смеси для грунтовки на олифе.
24. Купоросная грунтовка: растворяют в 2-3 л кипящей воды 150-200 г медного купороса, отдельно растворяют в 2-3 л воды 200 г столярного клея. К раствору клея добавляют 25-30 мл олифы, процеживают и приливают раствор медного купороса, 250 г наструганного хозяйственного мыла и 2-3 кг порошка мела, а потом доливают воды до 10 л. Смесь процеживают через сетчатую ткань (например, через марлю)

25. Квасцовая грунтовка содержит в 10 л воды 150-200 г алюмокалиевых квасцов, 200 г мыла, 200 г столярного клея, 25-30 мл олифы и 2-3 кг порошка мела, а готовят ее так же, как и купоросную

26. Мыловаренная грунтовка состоит из 2-3 кг гашеной извести, 500 г мыла, 100 г олифы и воды. Сначала растворяют мыло в 2-3 л кипящей воды и вливают в этот раствор при тщательном перемешивании олифу. Затем в полученную эмульсию добавляют гашеную известь, смешанную с небольшим количеством воды до тестообразного состояния. Смесь тщательно перемешивают и доливают воду до 10 л.

Loading...Loading...