«Размышления у парадного подъезда» Н. Некрасов. Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» является программным произведением Некрасова. Ведь в нем отражается та непростая участь, которая выпадает на долю простых людей, для которых двери чиновничьих домов всегда оказываются закрытыми. Некрасов всегда был ближе к простому народу, чем другие поэты. И этот реализм выражается наиболее полно в данном стихотворении.

Форма и жанр произведения

Анализ «Размышлений у парадного подъезда» учащийся может начать с указания на жанр стихотворения. На него прямо указывает название произведения: по своему способу изложения оно представляет собой рассуждение. Однако оно является рассуждением не логическим, а художественным. Основная мысль произведения не высказана прямо, на определенные размышления читателя может натолкнуть прочтение стихотворения. Но и сами «основания» для этих выводов не даются в форме конкретных умозаключений. Читатель видит их в форме описанных поэтом художественных картин.

В анализе «Размышлений у парадного подъезда» школьник может подчеркнуть: само название произведения может вызвать в воображении читателя определенную картину. Читатель может «видеть» лирического героя произведения, который высказывает вслух наполняющие его ум размышления. Все стихотворение и построено в форме скрытого диалога. Иными словами, это разговор с «молчаливым» собеседником. Это определяет также и другие особенности произведения, к примеру его синтаксис, наличие риторических вопросов, восклицаний. Данный факт также можно указать в анализе стиха «Размышления у парадного подъезда». Непосредственные «размышления» рассказчика стихотворения предваряет описание парадного подъезда в торжественные дни. Однако уже со второй строки появляется напряженность, которая переходит в откровенную иронию лирического героя.

Анализ «Размышлений у парадного подъезда»: эпитеты и ирония поэта

Это настроение выражается эпитетом «холопский», который сочетается с метафорой «недугом». В отношении стиля данные приемы контрастируют с торжественной лексикой первой строфы. Анализ «Размышлений у парадного подъезда» показывает: ирония автора еще больше усиливается с помощью слова «гости». Ведь дальше подъезда швейцар не пускает тех, кто пришел к этой парадной. И завершается поэтическая характеристика гостей убийственным восклицанием лирического героя: «В том их призвание!». Оно заключается в том, чтобы страдать от «холопского недуга».

В анализе стихотворения «Размышления у парадного подъезда» школьник может упомянуть, что даже описание тех «убогих лиц», посещающих парадный подъезд в непраздничные дни, дается автором в слегка смягченном тоне. В нем уже нет иронии, хотя и сочувствия пока не наблюдается. В экспрессивном отношении та характеристика «убогих лиц», которую дает Некрасов, является переходом к следующей сцене. Здесь речь идет о мужиках, которых автор изображает с явным состраданием.

Вся сцена, которая имеет место у этого подъезда, толкает на горькие размышления о том, какая судьба постигла народ, и в чьих руках вообще она находится. Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» показывает: данные рассуждения оформлены поэтом в виде обращения лирического героя к вельможе, родной земле. С одной стороны, рассказчик высказывает иронию; но с другой, его произведение наполнено сочувствием. В дальнейшем сочувствие к мужикам переходит в сострадание к русскому народу.

Художественные средства

Произведение написано двумя размерами - трехстопным и четырехстопным анапестом. Рифмовка в стихотворении присутствует трех видов: перекрестная, кольцевая, а также парная. Анализ стиха Некрасова «Размышления у парадного подъезда» должен содержать в себе и перечисление тех средств художественной выразительности, которыми пользовался поэт. Это различные приемы: эпитеты («солнце пурпурное», «убогие лица»), фразеологизмы («аркадская идиллия»), риторические вопросы, обращения. Можно также найти и лексику, принадлежащую к высокому художественному стилю («пилигримы», «почил», «отчизна»).

История создания

Подготавливая анализ «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, учащийся может указать, что основой для написания этого стихотворения послужила реальная история, которая случилась на глазах у Некрасова. Окна той петербуржской квартиры, в которой он жил, как раз выходили на парадный подъезд одного из тогдашних чиновников, министра Н. Муравьева. За кровавую расправу над польскими повстанцами в 1863 году он получил прозвище «вешатель». И во время больших праздников поэт мог наблюдать, как богатые кареты подъезжали к этой парадной. Они поздравляли Муравьева, также расписываясь в специально предназначенной для этого книжке, хранившейся у швейцара.

В будние дни же Некрасов видел, как со слезами на глазах к этой парадной приходили бедные просители - простые люди. Это были вдовы и сироты. Однажды поэт стал свидетелем ужасной сцены: дворник и городовой гнали от этого дома посетителей, прошедших, вероятно, очень долгий путь. Подробный анализ «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, проводимый школьником, может содержать в себе и эту информацию. Ходоки-просители из дальних мест были большой редкостью в то время. И лишь только очень большая потребность и совершенно беспросветная нищета могли бы заставить пройти людей огромные расстояния.

Сцена, наблюдаемая поэтом из окна

В анализе стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» можно указать: об увиденной поэтом сцене свидетельствуют воспоминания супруги поэта, А. Я. Панаевой. Она пишет о том, что в один из дождливых осенних дней явились к дому крестьяне. Швейцар, подметавший лестницу, прогнал их. Тогда крестьяне попытались укрыться от дождя за выступом подъезда. Там они стояли, переминаясь с одной ноги на другую и дрожа от холода. Супруга рассказала поэту об увиденном. Некрасов подошел к окну как раз в тот момент, когда швейцар прогонял людей. Тогда поэт быстро отошел от окна и лег на диван. Через час он уже прочел супруге свое стихотворение.

Несчастье людей, которое не могло оставить равнодушным Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» демонстрирует еще раз, что угнетение, которое увидел поэт, потрясло его до глубины души. Так и родился замысел стихотворения. В течение длительного времени по причине цензуры напечатано оно быть не могло, и потому распространялось только лишь в рукописном виде. И в данном произведении муза поэта, которую сам Некрасов именовал «Музой гнева и печали», стала говорить без смущения уже в полный голос. Эта зарисовка стала настоящим приговором поэта действующей тогда власти. Ведь вельможа, обязанностью которого является служение людям, забота об интересах народа, спит. Его совершенно не интересует, какие несчастья и горести приходится переживать простым людям.

Безразличие чиновников

Между тем этот вельможа является, возможно, последней надеждой для этих просителей. Он абсолютно не испытывает страха перед наказанием небес, ведь в его распоряжении находится «кара земная». Его никак не трогает та безнадежность, в которой оказались его просители. Основной прием, который используется в этом произведении Некрасовым - антитеза. В анализе «Размышлений у парадного подъезда», кратко проводимом учащимся, можно подчеркнуть: поэт мастерски использует в произведении данный прием. Все стихотворения является противопоставлением идиллического существования вельможи и бедности голодных крестьян, от скромного дара которых отказывается даже швейцар.

Есть ли на Руси «вольготное» место для простого народа?

Лирический герой размышляет о том, возможно ли найти хотя бы небольшой клочок земли, где жизнь его могла бы быть «вольготной». Но такого уголка на просторах родины нет. Олицетворяет «народное горе» непосильный труд бурлаков, которым приходится тянуть по мелководью тяжелые корабли. И этот всенародный плач не может оставить равнодушным поэта. Найдет ли русский народ в себе силы сбросить это ярмо, начать новую жизнь? Некрасов не дает ответа на этот непростой вопрос в своем стихотворении.

«Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану

Если школьник получил подобное задание по литературе, то анализ произведения Некрасова можно провести в соответствии со следующими пунктами:

  1. Автор стихотворения, название.
  2. Как было создано произведение (описать случай, увиденный Некрасовым).
  3. Тема (непростая судьба, которая постигла простых людей на Руси), основная мысль (у простого народа никогда не выйдет пройти в этот богатый подъезд).
  4. Композиция произведения (данное стихотворение состоит из трех частей).
  5. Лирический герой (у поэта он обладает такими качествами, как честность, близость к народу).
  6. Художественные средства (это антитеза, гипербола, эпитеты и другие приемы).
  7. Что думает учащийся об этом произведении.

Стихотворение Н.А. Некрасова посвящено социальным проблемам российского общества. С первых строк поэт рисует обстановку вокруг парадного подъезда, где обитает знатный барин, к которому направляются ежедневно толпы разнообразных просителей. Это произведение, по сути, является критикой действующих властей, и речь вовсе не о подъезде на самом деле, а об отношении власть имущих к простым людям.

Главная тема стихотворения

В основу стихотворения легла проблема общения простых людей с представителями власти, и сложностям, с которыми сталкиваются те, кто пытаются донести какие-то документы или сведения до барина. Автор подробно описывает, как множество жителей приходят с различными своими проблемами к подъезду, где их встречает суровый и непреклонный швейцар.

Особенно акцентировано внимание читателей именно на роли швейцара. Поэт подчеркивает, что раздражение и злость людей, не добравшихся к представителю власти со своей проблемой, выплескивается именно в его адрес. И автор уточняет, что это не правильно, поскольку нет в этом вины швейцара, а вина на самом деле в отношении властей к простым жителям страны.

Некрасов в довольно пренебрежительном тоне пишет о барине, который не хочет выслушать свой народ. Для этого он использует саркастические приемы и словообороты: "Что ж мы такую особу беспокоим". Нужно отметить, что данное произведение посвящается не столько конкретной личности, сколько в принципе отношениям между богатыми влиятельными людьми и простыми работягами.

Структурный анализ стихотворения

Произведение достаточно длинное, и имеет неравномерную размерность. Использован для написания разностопный анаспест с неупорядоченным чередованием четырехстиший и трехстиший. При этом рифмы также чередуются и меняются, а кольцевая, перекрестная и смежная рифмовки позволяют сделать необходимые акценты, подчеркнув смену настроения автора и, соответственно, читателя в процессе чтения произведения.

Стих полон очевидных метафор, которые также расставляют акценты в нужных местах. Слащавые романтичные эпитеты в изобилии применены для выражения некоторого презрения, испытуемого автором к этому барину из стихотворения. В третьей части произведения лирический герой выступает с обращением к родному народу, родной земле и ее обитателям. Здесь уже красной нитью через все строки идет глагол "стонет" - слово бесконечно повторяется, обращая на себя внимание читателя.

В конце произведения есть сравнение Волги в весенний период выхода реки из берегов с глубокой народной скорбью. При этом перед читателями Некрасов ставит важный для него вопрос, проснется ли его народ когда-то, и прекратит ли это раболепие людей перед баринами.

Вывод

Можно воспринимать это стихотворение, как обращение к читателям с целью пробудить в людях сознательность. Это критика не только действий местных властей, действующих в то время, но и действий самих людей в государстве, соглашающихся с имеющимся положением вещей в стране и обществе.

Стихотворение было написано много лет назад, но и сегодня эти строки весьма актуальны для гражданского общества России. Суть этих строк Некрасова просты, и понятны всем современным людям.

Н.Н. Скатов отметил своеобразие названия этого стихотворения Некрасова: «высокое» слово «размышления» - указывает на «высокоодическую традицию, идущую от XVIII в.», прежде всего на известные оды М. Ломоносова («Утреннее размышление о Божием величестве»). И в то же время соединение «высокого» слова с прозаическим - «подъезд» - предполагает явно ироническое повествование. «Лжеторжественный» тон определяет своеобразие первой части стихотворения, которую исследователи называют «сатирической одой». Предмет сатиры - не «владелец роскошных палат», а жители города, поклоняющиеся даже не ему, а «парадному подъезду» перед его домом:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица <...>

Не сами «роскошные палаты», а «пышный подъезд» становится средоточием жизни «города», почитающего за счастье подъехать к «заветным дверям». Но если, описывая «убогие лица», Некрасов стремится показать разность человеческих судеб, то в начале стихотворения индивидуальность стирается. Используя синекдоху, говоря не о жителях города, а о «городе», автор передает поразительную общность горожан, «одержимых холопским недугом». Именно «недугом», ибо низкопоклонство, лесть Некрасов рассматривает как социальную болезнь, поразившую «город», а, в сущности, не только город, но и страну в целом. «Нет на Руси, вы знаете, / Помалчивать да кланяться / Запрета никому», - скажет один из героев более позднего некрасовского произведения. Не случайно «город» не назван: он становится символом русской жизни. Некрасов стремится показать не единичность проявления «холопского недуга». «По торжественным дням», «в обычные дни» - эти выражения подчеркивают неизменную повторяемость нарисованной автором картины. А потому и событие, описанное в первой части стихотворения, также не предстает как исключительное явление:

Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», - говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых <...>

Описание мужиков, как и горожан, дается с помощью синекдохи. Множественное число органично заменяется единственным: «армячишка», «крест». Выражение лиц, одежда, жесты - одинаковы: «помолились», «подошли», свесили «русые головы», «некрасивы на вид», «выраженье надежды и муки». По справедливому наблюдению Н.Н. Скатова, герои «теряют единичность, конкретность» и «приобретают некую символическую всеобщность русского деревенского люда. За ними или, вернее, в них уже предстает как бы вся деревенская Русь, за которую они представительствуют, от лица которой они явились». Вместе с ними, пишет далее исследователь, к подъезду «подошла как бы целая страна, крестьянская».

Важно, что автор говорит о них: «пилигримы», как называли странников-богомольцев. Это определение исследователями истолковывается по-разному. Н.Н. Скатов писал о том, что это слово вызывает ощущение выжженного солнцем, скудного тенью Востока. По мнению Н.Г. Морозова, такое определение позволяет поэту достичь более широкого обобщения. Как и другой образ - «владелец роскошных палат», образ «пилигримов» открывает второй план: герои, «не теряя конкретных социальных черт, обретают сходство с нарицательными персонажами проповеднических притч о богатом и бедном». Но можно предположить еще одно объяснение: автор создает не просто образ неудачливых просителей, несчастных мучеников, а подвижников. С самого начала он стремится подчеркнуть глубокую религиозность мужиков. «Крест на шее», молитва при виде отдаленной церкви («Помолились на церковь вдали»), покорное смирение, упование на Божий суд, прозвучавшие в словах мужиков, не допущенных к чиновнику слугой: «Суди его Бог», - все эти детали создают образ глубоко религиозного народа. А религиозность, как точно сказал Н.Н. Скатов, обычно предстает у Некрасова «как символ высокой народной нравственности, способ искупления вины и способность в самом страдании обрести величие». При этом, отметим, что религиозность мужиков, их вера в высшую справедливость, вера в Бога не случайно противопоставлены безверию владельца роскошных палат:

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках <...>

Еще одна важная деталь подчеркивается автором в описании мужиков. Изгнанные от «парадного подъезда», мужики уходят, не смея надеть шапки («И покуда я видеть их мог, / С непокрытыми шли головами»). Эта деталь представляется исследователям доказательством рабской покорности, смирения, забитости народа в изображении Некрасова. Иной точки зрения придерживается Н.Н. Скатов, который не соглашается с теми исследователями, кто видит в этом доказательство «непоколебимой почтительности к вельможе»: «то, что они уходят с «непокрытыми головами», оказывается последним штрихом, который завершает образ крестьян, высокий и трагический образ подвижников и страдальцев».

Интересно, что в рассказе о неудачной попытке мужиков-просителей попасть на прием к сановнику сам «владелец роскошных палат» не участвует: не он изгоняет просителей, а его слуги - такие же крепостные не впускают мужиков в дом. «Наш не любит оборванной черни» - эти слова, сказанные кем-то из слуг за запертыми дверями, конечно, отчетливо характеризуют и «владельца роскошных палат», чьи прихоти хорошо известны слугам, но они вносят и новую ноту в авторские размышления о русской жизни. Жестокость «людей холопского звания» - один из драматических мотивов некрасовской лирики, отчетливо обнаживший важную проблему: в страданиях народа нередко виновны и сами крепостные, ставшие слугами в господском доме. Они тоже поддерживают те несправедливые законы, которые установлены сильными мира сего. «Холопский» грех - страшный грех.

Следующая часть стихотворения - уже непосредственно обращена к «владельцу роскошных палат». Страстно и гневно звучит голос автора: призывы к «владельцу роскошных палат» сменяются словами отчаяния, пониманием безнадежности всех попыток пробудить сострадание в его сердце и гневными обвинениями в адрес сановника:

Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру... <...>
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное горе зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!

Но предмет авторской сатиры - не только вельможа. Благополучие и процветание, всеобщий почет и уважение, которым окружен жестокий и безнравственный человек, открывают и подлинные причины трагедии народа: источник ее - в безнравственности общества, в «холопстве» и «холуйстве» общества перед сильными мира сего. Двойная мораль общества возносит над людьми недостойного человека:

И сойдешь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Тройная антитеза дается в этих словах: втихомолку - громкая, проклятье - хвала, а главное, как антитеза предстают проклинающая отчизна и восхваляющие люди. Все более проясняется тема стихотворения: Некрасов стремится рассказать не только о жестоких вельможах, отказывающим крестьянам в помощи. Предмет «размышлений у парадного подъезда» - нравственные законы, властвующие в стране, законы, созданные самим обществом и поддерживаемые им.

Именно эти законы и обрекают народ на трагедию. Мгновенно, поразительно расширяется художественное пространство стихотворения. Не мостовая перед «парадным подъездом», а вся русская земля предстает перед читателем. Предмет описания - не «русские люди», не «русский народ», а «русский мужик»: синекдоха позволяет достичь предельного обобщения, подчеркнуть при всей разности мужицких судеб - общность трагедии. В описании доминирует звуковой образ - стон. Глагол «стонет», повторяясь в описании разных и всегда несчастных человеческих судеб, превращает стихотворение в плач, создает тоскливую, печальную мелодию, напоминающую похоронный звон-стон:

<...> Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъездов судов и палат <...>

Беглое перечисление тех мест, где живет-страдает мужик, уже само по себе позволяет создать картину всеобщего горя: ибо каждое название - рудник, железная цепь, тюрьма, острог, бедный домишко - чрезвычайно емко и становится символом человеческой «недоли», само по себе заслуживает драматического повествования. Но еще более усиливает ощущение переполнившей русскую землю скорби звуковой образ - «стон». «Где народ - там и стон» - эта формула становится итогом авторских размышлений о русской жизни. Но смысл этой части стихотворения, которую исследователи называют «реквиемом», не только в том, чтобы вызвать сострадание к народу. Автор называет народ «сеятелем» и «хранителем». Поставленные рядом, эти определения обретают и новые значения и смыслы. Народ - «сеятель» не только потому, что засеивает русскую землю, бросает в землю семена. Он сеятель потому, что несет в сердце семена добра и справедливости, несмотря на пережитые страдания и невзгоды. Он - «хранитель», потому что он своим тяжким трудом обеспечивает богатство и благосостояние Руси, а в душе своей хранит ее нравственные богатства. Это высокое суждение о народе подготовлено тем рассказом, который автор поведал в первой части: создав образ чистых сердцем, незлобивых и глубоко верующих страдальцев-пилигримов.

Но характерно, что в завершающем стихотворение вопрошании, обращенном к народу, нет оптимистических нот. Нынешняя жизнь-трагедия, исполненная вековечного терпения, осмысляется автором как «сон»:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Эту сложную диалектику в некрасовском отношении к народу точно передал Ф.М. Достоевский, который писал: «Он болел о страданиях его всею душою, но видел в нем не один лишь униженный рабством образ, звериное подобие, но смог силой любви своей постичь почти бессознательно и красоту народную, и силу его, и ум его, и страдальческую кротость его и даже частию уверовать и в будущее предназначение его».

Одно из самых известных произведений великого русского поэта Николая Некрасова - стихотворение «Размышления у парадного подъезда», анализ которого является важной вехой школьного обучения. Написано оно в 1858 году. Все поэтические тексты автора пронизаны состраданием к участи российского народа, но «Размышление…» особенно усиливает этот лейтмотив.

Практика рефлексирования

Процесс размышления, рефлексии, погружения в себя является неотъемлемым элементом великой русской литературы. Практически у всех ведущих поэтов обязательно были произведения под названием «Дума». Достаточно также вспомнить «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева или «Москва - Петушки» Ерофеева. В абсолютном соответствии с этой исключительно русской литературной манерой «глубоко думать» написал свое «Размышления у парадного подъезда» гармонично вписываются в эту литературно-философскую мысль.

История создания

Известно, что поэтический персонаж произведения - сам парадный подъезд - существовал в реальности. Именно его русский поэт наблюдал каждый день из своего окна. И довольно часто ему приходилось бывать свидетелем того, как каждый день у этого подъезда стояла толпа тех, кто дожидался милости быть принятым со своими просьбами и чаяниями, среди которых «и преклонный старик, и вдовица». Увидев однажды развернувшуюся картину, он перенес это место в стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

Однако была причина, подвигнувшая его зафиксировать ежедневно наблюдаемую картину. Вообще, одной из особенностей некрасовской поэзии является документальность. Он стремится максимально честно запечатлеть взволновавшее его событие или удивившего его человека. Вот и здесь зафиксирован поразивший автора момент, который отпечатался в памяти. «Размышления у парадного подъезда», анализ его тонкого контраста показывают всю глубину переживаний автора.

К черни

Однажды Некрасов увидел из окна, как в качестве просителей у подъезда напротив скопились истинные представители русской нации - мужики, работающие на земле, хлеб выращивающие, спины не разгибающие. Он трогательно описывает этих просителей, которые молятся на церковь, «свесив русые головы к груди». Однако никого не трогает судьба и просьбы этого главного плеча Руси, никто не хочет омрачать свой небосвод беспечной жизни такими неприглядными персонажами, их видом и их мольбами. Мужика, плоть земли русской, которого превозносил Некрасов и другие замечательные поэты и писатели, безликий швейцар обозвал чернью, лишь скользнув взглядом по их прохудившейся одеже.

Мысль о русском мужике никогда не оставляла Некрасова и сконцентрировалась в том числе и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Анализ текста показывает, насколько угнетало поэта нежелание и неспособность простых людей защищаться. Крестьяне не знают своих прав и вынуждены становиться просителями. Глубину этой подчиненности остро чувствовал Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» доказывают это каждым словом.

Главный герой - народ

Швейцар, вышколенный за долгие годы работы на своей престижной должности, обучен мгновенно понимать, кто перед ним стоит и какой кому следует оказывать прием. Он тут же разглядел, что просители «некрасивы на взгляд», что «армячишка худой на плечах». Так подробно, с большим состраданием, смело, можно сказать, любовно Некрасов описывает внешний вид натруженных тяжкой работой и долгим путем мужиков.

Но созданный идиллический образ тут же обрывается грубым «гони», и тут же следует обстоятельный аргумент «наш не любит оборванной черни». Словно хлыстом кто ударил, «захлопнулась дверь». Самое пронзительное, отражающее чуть ли не всю историю жизни российского народа, его чаяний и обманутых надежд, Некрасов выразил одной фразой, сообщившей читателям, что просители «развязали кошли». Однако та «скудная лепта», которую мужики, возможно, копили немалое количество времени, не была удостоена даже легким взглядом швейцара. Очевидно, что для него это жалкие копейки, а для мужика - его пот и кровь. Этим пронизаны «Размышления у парадного подъезда», тема стихотворения - именно народа.

Владелец роскошных палат

Важным приемом стихотворения «Размышление…» является яркий контраст между тем, кто просит, и тем, кого просят. Обращение Некрасова к тому, кто «не любит оборванной черни», занимает едва ли не треть всего произведения. Он называет его «владельцем роскошных палат», его жизнь поэт характеризует перечислением праздных, бессмысленных занятий, таких как «волокитство, обжорство, игра». И такую жизнь, возмущается автор, он считает «завидной», он «счастливый», а потому «глух к добру». Вельможа вошел в стихотворение «Размышление у парадного подъезда» не случайно, и судьба его будет нерадостной.

Поэт взывает к нему, к его совести, говоря о тех, чьим «спасением» он может стать. Но тут же автор словно опомнился, задавая вопрос по большей степени самому себе: «Что тебе этот бедный народ?» Своей скорбью о судьбе народной, которой Некрасов посвятил все свое творчество, о русском мужике он пропитывает буквально каждую строфу, следующую за описанием блестящей жизни владельца палат. Он говорит, что что нет такого уголка на земле русской, где бы ни был слышен стон мужика. Всю тяжесть жизни его Некрасов усиливает многократным повторением слова «стонет». Именно в этом глаголе, а также в близких словах автор концентрирует главную свою мысль о народе. Скорбь, заключенная в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», анализ чувств простых мужиков призывают читателей обратить на это внимание.

Надежда вечной скорби

Финал стихотворения пронизан и призывом и одновременно вопросом к тем, кому автор посвятил свое творчество. В этом вопросе-призыве звучит мотив сна, такой же устойчивый, как и мотив стона, который в некрасовской поэзии звучит неуклонно и постоянно. Мотив сна применительно к мужику означает призыв очнуться. В отношении же вельможи он предрекает его конец. Такое контрастное использование одного мотива усиливает противопоставление главных тем произведения. Главная идея «Размышления у парадного подъезда» заключается в демонстрации контраста не только персонажей, но и реалий их жизней.

Пронесенное через себя чувство сострадания

Такое радение за свой народ, которому Некрасов посвятил чуть ли не все свои произведения, было связано с глубоко личным переживанием. Жестокость отца, лишение наследства познакомили Некрасова очень рано с неприглядной правдой жизни. С 16 лет он вынужден был зарабатывать сам и рано понял, как именно устроен мир. Наиболее трудно он воспринимал тот факт, что крестьяне, чья жизнь была угнетена вечным страхом и борьбой за выживание, даже не пытались отстаивать свои права, становясь просителями и завися от настроений даже не крупных чинов, а их прислуги. Все это вошло в той или иной степени в «Размышления у парадного подъезда», план которых, вероятно, зародился намного позднее.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано Н.А. Некрасовым в 1858 году. Впервые оно было напечатано в газете «Колокол» в 1860 году под названием «У парадного подъезда». Имя автора указано не было. А.И. Герцен опубликовал его с таким примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». В официальной печати появилось лишь спустя пять лет со дня написания. Сохранилось свидетельство жены Некрасова, А.Я. Панаевой, о том, как создавалось это произведение. Окна квартиры поэта на Литейном проспекте Петербурга смотрели на подъезд министра государственных имуществ М.Н. Муравьева, и Некрасов, вероятно, именно там мог наблюдать эти сцены. Вот как Панаева вспоминает об одном случае: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала о виденной мной сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Через час он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда».

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Основная тема его – трагическая судьба русского народа. Стихотворение включает в себя многочисленные обращения лирического героя – к одному из персонажей («владельцу роскошных палат»), к родной земле, к Волге, к русскому народу. Все они остаются без ответа, представляя собой лишь односторонний диалог, раздумья героя. Однако произведение синтезирует, кроме того, жанровые черты сатиры, оды, памфлета, элегии и песни.

В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. В первой части дана картина парадного подъезда знатного вельможи «по торжественным дням». Это часть представляет собой сатирическое описание.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!

Вторая часть рисует парадный подъезд «в обычные дни». Здесь уже тон лирического героя становится нейтральным, ирония уступает место спокойным интонациям. Просителями здесь выступают «прожектеры», «искатели мест», «преклонный старик», «вдовица», приходят и уходят «курьеры с бумагами». Далее герой рассказывает о том, как увидел там однажды иных просителей – русских мужиков, пришедших из каких-то дальних губерний. Помолившись на церковь, они обращаются к швейцару с просьбой пропустить их и предлагают ему «скудную лепту». Выражение «надежды и муки» запечатлено на их лицах. Вероятно, они проделали тяжелый, долгий путь, надеясь найти правду в Петербурге. Однако швейцар остается безучастным, ходоки кажутся ему жалкими оборванцами:

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых…

Образ крестьян – центральный образ этого стихотворения. Образ этот является собирательным, обобщенным. За группой мужиков предстает как бы вся деревенская Русь. В стихотворении появляются высокие, эпические интонации. Ирония, объективная описательность – все это уступает место горячему сочувствию, искренней симпатии. В крестьянах герой видит библейских паломников, ищущих правды. Эта тема усилена мотивом палящего солнца. И на первый план здесь уже выходит мотив греха и возмездия, подготавливая, таким образом, содержание третьей части стихотворения:

И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

Образ «владельца роскошных палат» в третьей части противопоставлен образу страдальцев-крестьян. Персонаж этот изображен в сатирико-одической манере. Жизнь его представляет собой «вечный праздник», безмятежный сон, «аркадскую идиллию». Ценности его – волокитство, обжорство, игра. Судьба народа не волнует его:

Что тебе эта скорбь вопиющая?
Что тебе этот бедный народ?

По силе сатирического обличения, по гневным, возмущенным интонациям эта часть стихотворения напоминает нам памфлет:

И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!

В заключительной части Некрасов от образов измученных дорогой русских мужиков-просителей переходит к широкому, обобщенному образу – образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной:

Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Используя прием гиперболы, лирический герой Некрасова метафорически сравнивает скорбь народа с весенним разливом Волги:

Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…

Все звучание этой части определяет песенная интонация. Здесь есть и повторы («стонет он… стонет он»), и внутренние рифмы, и многочисленные призывы лирического героя. Музыкальность определяется и самим выбором тем – «родная земля», «Волга».

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..

Заканчивается стихотворение мучительным раздумьем о судьбе русского народа, о его возможностях:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?

Композиционно в произведении выделяются три части. Первая часть – описание парадного подъезда в торжественные дни. Вторая часть – описание парадного подъезда в обычные дни, изображение странников, русских мужиков-просителей. Третья часть включает в себя обрисовку образа знатного вельможи, а также обращения героя – к «владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и к русскому народу.

В стихотворении сочетается трехстопный и четырехстопный анапест, рифмовка – перекрестная, кольцевая и парная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («убогие лица», «под пленительным небом», «солнце пурпурное»), метафору и антитезу («Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках»), анафору («Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?»), риторические вопросы и обращения («Эй, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»), синтаксический параллелизм («Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…»), бессоюзие и ряды однородных членов («Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру…»), фразеологизмы («аркадская идиллия», «Свету божьего солнца не рад»), афористическую фразу («Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь»). В стихотворении мы находим слова и выражения высокого стиля («пилигримы», «скудная лепта», «похоронная тризна», «отчизна», «почил»). Анализируя фонетический строй произведения, отметим наличие аллитерации («Записав свое имя и званье», «Волга! Волга! Весной многоводной…») и ассонанса («Стонет он по полям, по дорогам…»).

«Размышления у парадного подъезда» – это программное произведение поэта. Русский народ – это центральный образ всего его творчества. Критики отмечали, что отношение Некрасова к народной жизни было реальнее всех остальных поэтов. И это не реальность Пушкина, не реальность Кольцова, не реальность Мея. Это «нечто свое, совершенно особенное, чисто индивидуальное… – проникновение в самую сущность народной жизни со стороны ее насущных потребностей и затаенных, незримых страданий».

Loading...Loading...