Святой иоанн кассиан. Иоанн Кассиан Римлянин

Добротолюбие. Том II Коринфский Святитель Макарий

Иоанн Кассиан Римлянин

Иоанн Кассиан Римлянин

О святом Иоанне Кассиане краткое сведение

Св. Иоанн Кассиан Римлянин родился (в 350–360 г.), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, – от знатных и богатых родителей и получил хорошее научное образование. С юных лет возлюбил он богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть совершенства в ней, отправился на Восток, где вступил в Вифлеемский монастырь и принял монашество. Здесь слыша о славной подвижнической жизни Египетских отцов, он пожелал видеть их и поучиться у них. Для сего, согласившись с другом своим Германом, отправился туда около 390 г., после двухлетнего пребывания в обители Вифлеемской.

Семь целых лет провели они там, живали и в скитах, и в келлиях, и в монастырях, и среди отшельников, в уединении, все замечали, изучали и самим делом проходили; и ознакомились подробно с тамошнею подвижническою жизнью, во всех ее оттенках. В свой монастырь возвратились они в 397 г.; но в том же году опять отправились в те же пустынные египетские страны и пробыли там еще до 400 года.

Оставив Египет в этот раз, св. Кассиан с другом своим отправился в Константинополь, где они были благосклонно приняты св. Златоустом, который св. Кассиана посвятил в диакона, а друга его, как старшего, во священника (в 400 г.). Когда св. Златоуст присужден был к заточению, лица ему преданные послали (в 405 г.) по этому делу в Рим к папе Иннокентию некоторых ходатаев, в числе которых был и св. Кассиан с другом своим. Посольство это кончилось ничем.

Св. Кассиан после сего не возвращался уже на Восток, но отправился на родину и там продолжал свою подвижническую жизнь, по египетским образцам; прославился и святостию жизни, и учительскою мудростию, и был посвящен во священника. Стали собираться к нему ученики один за другим, и скоро составился из них целый монастырь. По примеру их недалеко устроился и женский монастырь. В том и другом монастыре устав был введен тот, по которому монахи жили и спасались в восточных и особенно в египетских монастырях.

Благоустройство этих монастырей в новом духе и по новым правилам и явные успехи подвизавшихся там обратили на себя внимание многих иерархов и настоятелей монастырей Галльской области. Желая завести и у себя такие порядки, они просили св. Кассиана написать им иноческие уставы восточные с изображением и самого духа подвижничества. Он исполнил с охотою это прошение, описав все в 12 книгах постановлений и в 24 собеседованиях.

Из сих аскетических Писаний св. Кассиана в прежнее Добротолюбие взяты восемь книг (5-12) о борьбе с восемью главными страстями и одно (2-е) собеседование о рассуждении, – то и другое в сокращенном извлечении.

Сему подражаем и мы. Главным заимствованием будут восемь книг о борьбе со страстями в наиболее полном переводе с присовокуплением в некоторых местах статей и из собеседований, где это подходит. Но кроме того сочтено нужным впереди них поместить несколько извлечений из собеседований, в коих показывается значение борьбы со страстями в духовной жизни, или место ее в течении подвижничества, выясняется необходимость сей борьбы и представляется общее очертание страстей и борьбы с ними; а после них приложить еще извлечения, в коих описываются другие две брани, – именно с помыслами и скорбями от бед и напастей, как приложение к предыдущему изображению борьбы с восемью помыслами. В конце же всего прилагаются в виде прибавления нужные наставления о нескольких предметах, которые, хотя говорят о духовной жизни вообще, но близко касаются и духовной брани, таковы: о благодати и произволении как деятелях в производстве духовной жизни, – о молитве, в коей они сходятся, – о степенях совершенства духовной жизни по побуждениям к ней, – и конце покаянных трудов. – Почему эти прибавления не мешают нам все извлекаемое из Писаний св. Кассиана озаглавить так: обозрение духовной брани.

Таким образом извлечения из св. Кассиана будут идти под следующими оглавлениями:

1. Цель и конец подвижничества.

2. Смотря на сию цель, надлежит определить и то, каково должно быть наше отречение от мира.

3. Борьба плоти и духа.

4. Общее очертание страстей и борьбы с ними.

5. Борьба с восемью главными страстями:

а) с чревоугодием

б) с духом блуда

в) с духом сребролюбия

г) с духом гнева

д) с духом печали

е) с духом уныния

ж) с духом тщеславия

з) с духом гордости.

6. Борьба с помыслами и чрез них с злыми духами.

7. Борьба со всякого рода скорбями.

8. О Божественной благодати и свободном произволении как производителях духовной жизни.

9. О молитве.

10. О руководстве в духовной жизни.

11. О степенях совершенства духовной жизни по побуждениям к ней.

12. О конце покаянных трудов.

Из книги Задача России автора Вейдле Владимир Васильевич

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Глава 16 РИМЛЯНИН. АФИНЯНИН Все та же религия, которая создала общество и управляла им на протяжении долгого времени, сформировала характер человека и придала его мыслям нужное направление. Своими догмами и обрядами она выработала в греках и римлянах определенную манеру

Из книги Великие учителя церкви автора Скурат Константин Ефимович

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин - отец Востока и Запада Житие "Иоанн со вздохом отвечал: я никогда не исполнял своей воли, и никого не научал тому, чего сам не делал". Из предсмертного наставления аввы Иоанна в изложении преподобного Кассиана [с. 66] Преподобный Иоанн

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН прп. (ок.360–ок.435), латиноязыч. духовный писатель и подвижник.Род. в Малой Скифии (ныне терр. Румынии) и с молодых лет посвятил себя аскетич. жизни. Странствовал по м–рям Востока, был в *Палестине, Египте. В Константинополе познакомился со свт.*Иоанном

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

КАССИАН Безобразов (Сергей Сергеевич Безобразов), еп. (1892–1965), рус. правосл. экзегет, переводчик НЗ. Род. в Петербурге. В 1914 окончил историч. фак–т Петроградского ун–та и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. Параллельно работал в Публичной

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

КАССИАН Иоанн - см.Иоанн Кассиан.

Из книги Святость и святые в русской духовной культуре. Том II. Три века христианства на Руси (XII–XIV вв.) автора Топоров Владимир Николаевич

Макарий Римлянин, Новгородский, преподобный Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский, родился в конце XV столетия в Риме в семье богатых и знатных граждан. Родители воспитали его в строгих законах религии и дали ему блестящее образование. Изучение Священного Писания и

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Антоний римлянин Новгородский чудотворец, преподобный Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Святой

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

АНТОНИЙ РИМЛЯНИН - новгородский святой в «житии» Когда некий текст выступает как единственный или не единственный, но основной источник того, о чем в нем сообщается, его реальность самодовлеюща: более того, она «сильнее» не ясной вполне и гадательной реальности, за этим

Из книги ДОБРОТОЛЮБИЕ автора Автор неизвестен

Преподобный Макарий Римлянин (+ 1550) Память его празднуется 15 авг. в день преставления, 19 янв. в день тезоименитства с прп. Макарием Великим, Египетским (+ 390) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхПрп. Макарий родился в конце XV в. в Риме, в богатой и

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40. и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. 41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. 42. И многие там

Из книги Молитвослов на русском языке автора

СВЯТЫЙ ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН Краткое сведение о нем.Св. Иоанн Кассиан Римлянин родился (в 350 - 360 г.), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, - от знатных и богатых родителей и получил хорошее научное образование. С юных лет возлюбил он Богоугодную жизнь и, горя

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Преп. Кассиан Римлянин (Об оставлении мира для Бога) I. Преп. Кассиан, память коего совершается ныне, жил в конце четвертого и первой половине пятого века. Стремясь к духовному совершенству, Кассиан в отрочестве оставил дом своих родителей и все удовольствия мира, оставил

Из книги Патрология. Период посленикейский (IV в.- первая половина V в.) автора Скурат Константин Ефимович

Антоний Римлянин, преподобный (+1147) Преподобный Анто?ний Ри?млянин (около 1067 – 3 августа 1147) – русский православный святой, основатель новгородского Антониева монастыря, Новгородский святой, преподобный.Согласно житию святого, составленному в XVI веке, Антоний родился в

Из книги автора

АНТОНИЙ, преподобный, Римлянин Новгородский чудотворец, родился в Риме в 1067 году. Родители его были последователи правил семи вселенских соборов. По кончине родителей, Антоний роздал имение нищим, постриглся на 19-м году в монахи и отошел 1086 г. в пустыню. В 1106 г. прибыл он из

Из книги автора

прп. Иоанн Кассиан Римлянин - отец востока и запада Житие Иоанн со вздохом отвечал: я никогда не исполнял своей воли, и никого не научал тому, чего сам не делал (Из предсмертного наставления аввы Иоанна в изложении преподобного Кассиана. - 66) Преподобный Иоанн Кассиан

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин.

Творения Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в формате "PHP" смотрите в левой колонке ниже под заглавием раздела Иоанн Кассиан Римлянин

Здесь можно скачать Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей>>> в формате Microsoft Word (~ 176.0 Kb)

Скачать Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне>>> в формате Microsoft Word (~ 222.9 Kb)

Скачать Семь собеседований отцов, живших в Египетской пустыне Фиваиде>>> в формате Microsoft Word (~ 145.5 Kb)

Скачать Семь собеседований отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта>>> в формате Microsoft Word (~ 152.4 Kb)

Краткое сведение о нем (из Добротолюбия)

Св. Иоанн Кассиан Римлянин родился (в 350-360 г.), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, – от знатных и богатых родителей и получил хорошее научное образование. С юных лет возлюбил он Богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть совершенства в ней, отправился на Восток, где вступил в Вифлеемский монастырь и принял монашество. Здесь слыша о славной подвижнической жизни Египетских отцов, он пожелал видеть их и поучиться у них. Для сего, согласившись с другом своим Германом, отправился туда, около 390 г., после двухлетнего пребывания в обители Вифлеемской.
 Семь целых лет провели они там, живали и в скитах, и в кельях, и в монастырях, и среди отшельников, в уединении, все замечали, изучали, и самим делом проходили; и ознакомились подробно с тамошнею подвижнической жизнью, во всех ее оттенках. В свой монастырь возвратились они в 397 г.; но в том же году опять отправились в те же пустынные египетские страны и пробыли там еще до 400 года.
 Оставив Египет в этот раз, св. Кассиан с другом своим отправился в Константинополь, где они были благосклонно приняты св. Златоустом, который св. Кассиана посвятил в диакона, а друга его, как старшого, во священника (в 400 г.). Когда св. Златоуст присужден был к заточению, лица ему преданные послали (в 405 г.) по этому делу в Рим к папе Иннокентию некоторых ходатаев, в числе которых был и св. Кассиан с другом своим. Посольство это кончилось ничем.
 Св. Кассиан, после сего, не возвращался уже на Восток, но отправился на родину и там продолжал свою подвижническую жизнь, по египетским образцам; прославился и святостью жизни, и учительской мудростью, и был посвящен во священника. Стали собираться к нему ученики один за другим и скоро составился из них целый монастырь. По примеру их недалеко устроился и женский монастырь. В том и другом монастыре устав был введен тот, по которому монахи жили и спасались в восточных и особенно в египетских монастырях.
 Благоустройство этих монастырей в новом духе и по новым правилам и явные успехи подвизавшихся там обратили на себя внимание многих иерархов и настоятелей монастырей Галльской области. Желая завести и у себя такие порядки, они просили св. Кассиана написать им иноческие уставы восточные с изображением и самого духа подвижничества. Он исполнил с охотою это прошение, описав все в 12 книгах постановлений и в 24 собеседованиях.
 Почил св. Кассиан в 435 г. Память его совершается 29 февраля.

Св. Иоанн Кассиан Римлянин родился (в 350-360 г.), вероятно, в Галльской области, там, где Марсель, – от знатных и богатых родителей и получил хорошее научное образование. С юных лет возлюбил он Богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть совершенства в ней, отправился на Восток, где вступил в Вифлеемский монастырь и принял монашество. Здесь, слыша о славной подвижнической жизни Египетских отцов, он пожелал видеть их и поучиться у них. Для сего, согласившись с другом своим Германом, отправился туда, около 390 г., после двухлетнего пребывания в обители Вифлеемской.

Семь целых лет провели они там, живали и в скитах, и в кельях, и в монастырях, и среди отшельников, в уединении, все замечали, изучали, и самим делом проходили; и ознакомились подробно с тамошнею подвижнической жизнью, во всех ее оттенках. В свой монастырь возвратились они в 397 г.; но в том же году опять отправились в те же пустынные египетские страны и пробыли там еще до 400 года.

Оставив Египет, в этот раз, св. Кассиан с другом своим отправился в Константинополь, где они были благосклонно приняты св. Златоустом, который св. Кассиана посвятил в диакона, а друга его, как старшого, во священника (в 400 г.). Когда св. Златоуст присужден был к заточению, лица, ему преданные, послали (в 405 г.) по этому делу в Рим к папе Иннокентию некоторых ходатаев, в числе которых был и св. Кассиан с другом своим. Посольство это кончилось ничем.

Св. Кассиан, после сего, не возвращался уже на Восток, но отправился на родину и там продолжал свою подвижническую жизнь, по египетским образцам; прославился и святостью жизни, и учительской мудростью, и был посвящен во священника. Стали собираться к нему ученики один за другим и скоро составился из них целый монастырь. По примеру их недалеко устроился и женский монастырь. В том и другом монастыре устав был введен тот, по которому монахи жили и спасались в восточных и особенно в египетских монастырях.

Благоустройство этих монастырей в новом духе и по новым правилам и явные успехи подвизавшихся там обратили на себя внимание многих иерархов и настоятелей монастырей Галльской области. Желая завести и у себя такие порядки, они просили св. Кассиана написать им иноческие уставы восточные с изображением и самого духа подвижничества. Он исполнил с охотою это прошение, описав все в 12 книгах постановлений и в 24 собеседованиях.

Из сих аскетических Писаний св. Кассиана в прежнее Добротолюбие

– 5 –

взяты восемь книг (5-12) о борьбе с восемью главными страстями и одно (2-е) собеседование о рассуждении, – то и другое в сокращенном извлечении.

Сему подражаем и мы. Главным заимствованием будут восемь книг о борьбе со страстями, в наиболее полном переводе, с присовокуплением в некоторых местах статей и из собеседований, где это подходит. Но, кроме того, сочтено нужным впереди их поместить несколько извлечений из собеседований, в коих показывается значение борьбы со страстями в духовной жизни, или место ее в течении подвижничества, выясняется необходимость сей борьбы и представляется общее очертание страстей и борьбы с ними; а после них приложить еще извлечения, в коих описываются другие две брани, – именно с помыслами, и скорбями от бед и напастей, как приложение к предыдущему изображению борьбы с восемью помыслами. В конце же всего прилагаются в виде прибавления нужные наставления о нескольких предметах, которые, хотя говорят о духовной жизни вообще, но близко касаются и духовной брани, таковы: о благодати и произволении, как деятелях в производстве духовной жизни, – о молитве, в коей они сходятся, – о степенях совершенства духовной жизни, по побуждениям к ней, – и конце покаянных трудов. – Почему эти прибавления не мешают нам все извлекаемое из Писаний св. Кассиана озаглавить так: обозрение духовной брани .

Таким образом, извлечения из св. Кассиана будут идти под следующими оглавлениями:

1) Цель и конец подвижничества.

2) Смотря на сию цель, надлежит определить и то, каково должно быть наше отречение от мира.

3) Борьба плоти и духа.

4) Общее очертание страстей и борьбы с ними.

5) Борьба с восемью главными страстями:

а) с чревоугодием;

б) с духом блуда;

в) с духом сребролюбия;

г) с духом гнева;

д) с духом печали;

е) с духом уныния;

ж) с духом тщеславия;

з) с духом гордости.

6) Борьба с помыслами и чрез них с злыми духами.

7) Борьба со всякого рода скорбями.

8) О Божественной благодати и свободном произволении, как производителях духовной жизни.

9) О молитве.

10) О руководстве в духовной жизни.

11) О степенях совершенства духовной жизни по побуждениям к ней.

12) О конце покаянных трудов.

________

Извлекаемые статьи заимствуются из книг постановлений и из собеседований. В цитатах первыми будут означаемы – кн., а вторые – cоб.

– 6 –

Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 5-6.

«Собеседования египетских отцов» преподобного Иоанна Кассиана Римлянина - выдающийся богословский, исторический и литературный памятник святоотеческой эпохи,- эпохи еще единой христианской культуры Востока и Запада.

Преподобный Иоанн, приняв постриг в палестинской Вифлеемской киновии, около 390 года отправился в Египет, на родину монашества, где провел почти десять лет, встречаясь и беседуя с великими египетскими аввами, запоминая и записывая их рассказы о деяниях пустынных отцов. Египетское монашество в ту пору переживало свой расцвет, и Иоанн Кассиан, глубоко и творчески усвоив драгоценный духовный опыт и богатейшие аскетические традиции православного Востока, посвятил им свое знаменитое сочинение. С необыкновенной серьезностью и удивительной искренностью в «Собеседованиях» поставлены и блестяще разрешены самые острые вопросы бытия иночества и указаны пути претворения в жизнь монашеского духовного идеала - «чистоты сердца, которая есть любовь».

Особая тема, явно и неявно присутствующая в «Собеседованиях»,-дар духовного рассуждения. Неудивительно, что наша Святая Православная Церковь для ниспослания этого дара благословила молиться именно преподобному Иоанну Кассиану Римлянину. Издатели выражают уверенность в том, что прославленное творение Преподобного, веками бывшее одной из наиболее душеполезных и читаемых книг, явится благодатным руководством к действию и к должному духовному пониманию сути христианского подвижничества. В нашем издании впервые приводится полный текст оглавления, что поможет читателю составить исчерпывающее представление о содержании и проблематике «Собеседований египетских отцов».

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов

М. : Правило веры, 2016. 896 с.

ISBN 978-5-94759-008-5

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов

К читателям

ДЕСЯТЬ СОБЕСЕДОВАНИЙ ОТЦОВ, ПРЕБЫВАВШИХ В СКИТСКОЙ ПУСТЫНЕ

  • Предисловие к епископу Леонтию и Елладию
  • 1. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ МОИСЕЯ ПЕРВОЕ О намерении и конце монаха
  • 2. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ МОИСЕЯ ВТОРОЕ О рассудительности
  • 3. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПАФНУТИЯ О трех отречениях от мира
  • 4. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ДАНИИЛА О борьбе плоти и духа
  • 5. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРАПИОНА О восьми главных страстях
  • 6. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОДОРА Об умерщвлении святых
  • 7. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРЕНА ПЕРВОЕ О непостоянстве души и о злых духах
  • 8. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРЕНА ВТОРОЕ О начальствах и властях
  • 9. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИСААКА СКИТСКОГО ПЕРВОЕ О молитве
  • 10. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИСААКА СКИТСКОГО ВТОРОЕ О молитве
  • 11. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ПЕРВОЕ О совершенстве
  • 12. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ВТОРОЕ О чистоте
  • 13. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ТРЕТЬЕ О покровительстве Божием (или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел)
  • 14. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ НЕСТЕРОЯ ПЕРВОЕ О духовном знании
  • 15. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ НЕСТЕРОЯ ВТОРОЕ О Божественных дарованиях
  • 16. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОСИФА ПЕРВОЕ О дружестве
  • 17. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОСИФА ВТОРОЕ Об определении
  • 18. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПИАММОНА О трех древних родах монахов
  • 19. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОАННА (ДИОЛКОССКОГО) О цели киновии и пустынножительства
  • 20.СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПИНУФИЯ О времени прекращения покаяния и о удовлетворении за грехи
  • 21. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ПЕРВОЕ О льготах в Пятидесятницу
  • 22. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ВТОРОЕ О ночных искушениях
  • 23. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ТРЕТЬЕ О словах Апостола: не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю (Рим. 7, 19)
  • 24. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ АВРААМА О самоумерщвлении

Алфавитный указатель предметов, содержащихся в книге преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов - К читателям

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Joannes Cassianus Romanus, |435; память 29 февраля/13 марта), великий подвижник Востока и Запада, родился около 360 года в римской провинции Малая Скифия (Scythia Minor, ныне - Dobrogea в Румынии) в благочестивой христианской семье. Иоанн Кассиан получил прекрасное и по тем временам классическое образование: он превосходно владел латинским и греческим языками и был основательно знаком с античной поэзией, риторикой и философией. Однако Преподобный не задумываясь оставил открывавшееся пред ним блестящее светское поприще ради служения Господу: он принял монашество, отправившись для этого в Палестину, в Вифлеемскую киновию. Около 390 года Иоанн, наслышанный о строгом образе жизни и необычайных подвигах египетских отцов, вместе с другом, иноком Германом, решился испросить благословение на путешествие-паломничество по египетским монастырям, чая «большей благодати совершенства».

В общей сложности друзья-иноки прожили на египетской земле около десяти лет (не считая еще одного, непродолжительного, пребывания, по данному обещанию, в Вифлеемской киновии). Странствуя по Великой пустыне, палестинские иноки посвящали все свое время, помимо собственно монашеского служения, встречам и беседам с прославленными египетскими аввами, запоминая и, возможно, записывая бесценные рассказы о духовном опыте аскетов, населявших «земли, которые ближе освещаются солнцем правды и изобилуют зрелыми плодами добродетелей». К несчастью, возникшие в среде египетского монашества нестроения, связанные с умствованиями так называемых антропоморфитов (еретически и нелепо учивших, что Бог и человек телесно похожи) и вызвавшие крайне болезненную реакцию александрийского священноначалия, привели в расстройство мирное течение пустыннической жизни и заставили Иоанна и Германа покинуть Египет. Иноки нашли себе прибежище в Константинополе.

В столице друзей представили святителю Иоанну Златоусту. Вскоре Архипастырь рукоположил Иоанна в диакона, а Германа, как старшего по возрасту, в пресвитера. Когда Иоанн Златоуст подвергся гонениям, Иоанн и Герман в составе особого посольства весной 405 года были посланы в Рим - с просьбой оказать содействие Святителю. Миссия успеха не имела, и Иоанн Кассиан остался на Западе. Он был посвящен в пресвитера и поселился в городе Массилия (Massilia, ныне - Marseille, Марсель) в Галлии (Gallia Narbonensis или Gallia Provincia, ныне - юго-восток Франции). Преподобному по праву выпала честь стать отцом галльского монашества, поскольку он основал в Массилии, по образцам египетских и палестинских обителей, два монастыря, мужской и женский. В 435 году Иоанн Кассиан Римлянин почил о Господе и был похоронен в основанном им монастыре.

Все известные нам сочинения Иоанна были написаны в Галлии. Два из них, «О постановлениях киновитян» («De coenobiorum institutes libri duodecim») и «Собеседования египетских отцов» («Collationum XXIV collectio in tres partes divisa»), были написаны не только с целью ознакомить галльское монашество с высокой духовностью и строгим укладом жизни египетских подвижников, но и, так сказать, с целью актуализировать - hie et nunc, здесь и сейчас, на суровой земле Запада,- великий духовный опыт Востока. Критике несторианства посвящен трактат «О Воплощении Христа» («De Incarnatione Christi contra Nestorium haereticum libri septem»), написанный по просьбе будущего папы и святителя Льва Великого. Если сочинение «О постановлениях киновитян» явилось своего рода уставом монашеской жизни, хорошо приспособленным к бытовым и климатическим особенностям северной страны, то «Собеседования» на века справедливо сделались одной из самых читаемых назидательных книг западного монашества.

Преподобный Венедикт Нурсийский в своем «Правиле» предписал инокам каждый вечер прочитывать что-нибудь из писаний преподобного Иоанна. Знаменитый Кассиодор настоятельно советовал братии своего монастыря усердно читать и охотно слушать Кассиана. Впрочем, и на Востоке сочинения Иоанна оценивались очень высоко: так, сам преподобный Иоанн Лествичник, называя Иоанна Кассиана великим (Qiikyac,), утверждает, что «Кассиан прекрасно и весьма высоко любомудрствует». Святитель Фотий, патриарх Константинопольский, считая творения Иоанна Кассиана в высшей степени полезными и необходимыми для тех, кто избрал путь аскезы, находит, что его сочинения отмечены мощью и почти божественностью. Неудивительно, что наша Святая Православная Церковь благословила молиться для ниспослания дара рассуждения именно преподобному Иоанну Кассиану Римлянину.

В самом деле, в отличие от известных сочинений Палладия и Руфина,-сочинений, весьма душеполезных и написанных живо и занимательно, но все же скорее новеллистическинравоописательных, «Собеседования» Иоанна Кассиана, облеченные в древнейшую эротапокритическую (вопросо-ответную) форму, имеют, говоря современным языком, ярко выраженный богословский дискурс. Это сочинение - высокого практического любомудрия; в нем благодатно разрешаются самые наболевшие, самые значимые вопросы, касающиеся не столько быта (хотя и быта тоже), сколько бытия иночества, то есть вопросы достижения и претворения в жизнь монашеского духовного идеала - «чистоты сердца, которая есть любовь». Таким образом, западнохристианский читатель-аскет получил в первую очередь руководство к действию, а не простодушно-красочное описание чудес и подвигов египетских авв. В силу своей природы сочинение Иоанна Кассиана пронизано напряженно-отчетливым дидактизмом. С этим дидактизмом связана и манера письма: Иоанн многословен, и хотя его латынь безупречна и чиста, но бесконечные повторы и чрезвычайно громоздкие и пространные периоды иногда затрудняют понимание.

Впрочем, самостоятельному и серьезному читателю это только на руку, поскольку побуждает снова и снова возвращаться к трудной фразе, что, естественно, лишь способствует постижению прочитанного и проникновению в смысл: qui legit intellegat [Чтый да разумеет] (Мс. 13, 14). В России творения Преподобного читают по крайней мере с XV века (к XV веку восходят старейшие сохранившиеся списки). Автором публикуемого перевода является епископ Петр (Екатериновский, tl889), очень известный в свое время церковный писатель. Перевод владыки Петра ныне кажется несколько архаичным, тем не менее издатели сочли возможным привести к единообразию и в соответствие с современными нормами только орфографию и пунктуацию (за некоторыми исключениями, такими, например, как «снурок», «устрояет», «преспеяние» и тому подобное). Примечания епископа Петра в основном сохранены, хотя и подверглись определенной содержательной (так, меры веса и объема переведены в метрическую систему) и стилистической правке. Небольшую структурную и стилистическую правку претерпел и алфавитный указатель, подготовленный епископом Петром. Издатели надеются, что выдающееся сочинение преподобного Иоанна Кассиана много послужит духовному просвещению как православных христиан, так и всех любителей святоотеческой богословской мысли.

Иоанн Кассиан Римлянин (Иоанн Кассиан Марсельский) - один из тех святых, что прославились не мученичеством или активным проповедничеством, а реальной деятельностью по созданию монастырей и интересными литературными трудами.

Родился Иоанн Кассиан в 360 году. Двумя вероятными местами рождения преподобного указывают Марсель и городок Добруджа (ныне на территории Румынии). Исторически эпоха второй половины VI века - это прежде всего закат Римской империи, раздел некогда единой территории на отдельные страны, города, кусочки. Юный Иоанн Кассиан воспитывался на римских традициях, и, скорее всего участвовал в сражении при Адрианополе в 378 году на стороне римлян. Грандиозное сражение римлян и готов окончилось полным поражением основателей европейской цивилизации. Римский император Валент бежал (или был убит) с поля боя, римская армия дезориентирована и морально подавлена. Именно это сражение считается переломным моментом истории Римской империи - началом крушения.

Какое впечатление может оказать на восемнадцатилетнего молодого человека кровопролитное побоище, в котором была сокрушена могучая держава? Зависит от человека, конечно же. Кассиан выбрал путь просвещения и духовного совершенствования. В 380 году на пару с другом Германом он отправляется в Святую Землю, в Вифлеем, где принимает монашеский постриг.

Спустя десятилетие, примерно в 390 году Кассиан и Герман отправляются в путешествие в Египет, Фиваиду и Скитскую пустыню, где проводит еще около семи лет, странствуя по монастырям, изучая уклад и образ жизни египетских монахов и аскетов. В 397 году Кассиан вместе с другом возвращается в Вифлеем, и три года они проводят в полном уединении.

Между тем на востоке зарождается новая великая империя - Византия, с христианством в качестве официальной государственной религии. На рубеже VI-V века в византийскую столицу на патриаршую кафедру призывают Иоанна Златоуста - и к нему стекаются ученики из ближних и дальних пределов христианского мира. Одним из таких учеников стал примерно в 400 году и Иоанн Кассиан, Иоанн Златоуст посвятил его в дьяконы.

В маршруте Кассиана от Египта в Константинополь, возможно, отразился накал богословских страстей. В 400 году церковью в специальном "Эдикте против Оригена" были запрещены книги Оригена, греческого христианского теолога начала III века. Ориген совмещал в своих трудах античную философию и христианскую догматику, и вместе с тем выработал систему понятий, которая впоследствии довольно широко использовалась (даже после запрещения оригенизма). Запрет стал первым церковным запретом читать или иметь конкретную литературу, и вместе с тем преследовал скорее политические цели, нежели решал какие-либо богословские проблемы.

Иоанн Златоуст привечал "оригенистов", к которым несомненно относился и Иоанн Кассиан Римлянин, и именно поэтому Кассиан направился в Константинополь. (В скобках заметим, что запрет Оригена нисколько не ослабил интереса к трудам этого замечательного теолога - его цитировали в средневековье, изучали в новое время, комментируют сейчас.)

Критика Иоанном Златоустом образа жизни императора Аркадия и особенно его жены Евдоксии закончилась печально - святителя низложили и едва не предали казни. Кассиана Римлянина отправили в Рим - просить защиты для арестованного Иоанна Златоуста у Папы (формально церкви еще не разбежались на разные ветви). Для византийских императоров Папа был, что называется, не указ, просьба о заступничестве от Кассиана никак не повлияла на судьбу Иоанна Златоуста - святителя изгнали из Константинополя, а потом и вовсе отправили умирать в далекую ссылку.

Можно предположить, что Иоанн Кассиан был разочарован и бессилием римских церковных иерархов, и безнравственностью византийских императоров. После неудачного посольства в Рим он перебрался в Марсель, где и жил мирно и спокойно до смерти в 435 году. В Марселе Иоанн Кассиан, назначенный пресвитером, основал мужской и женский монастыри, фактически став первым основателем монашества не только в Галлии, но и во всей Западной Европе.

Литературные труды Иоанна Римлянина посвящены различным историям о святых подвижниках и организации монашеской жизни. Не вдаваясь в богословские тонкости, Кассиан уделилил много времени позитивным размышлениям о духовной жизни, а свои собственные богословские идеи излагал без полемики с оппонентами, только как собственные размышления.

Труды Иоанна Кассиана Римлянина:
12 книг «О постановлениях киновий палестинских и египетских» (417-419 гг.)
24 «Собеседования» со знаменитыми египетскими аввами о разных понятиях нравственного христианского учения. (417-419 гг.)
«О воплощении Христа» (431 год)

Последний труд - «О воплощении Христа» написан по просьбе будущего папы римского Льва I и направлен против несторианства и пелагианства, двух мощных богословских течений, впоследствии признанных ересями. Иоанн Кассиан был современником Пелагия (оба родились даже в один год) и Нестория (он на 20 лет моложе Иоанна и Пелагия), но лично с ересиархами не встречался и в какой степени был знаком с учениями неизвестно. Некоторые авторы считают, что учение Пелагия Кассиан трактует неправильно.

В то же время сам Иоанн Кассиан подвергался резкой критике со стороны Августина Блаженного и епископа Аквитанского Проспера за... полупелагианство, одним из основателей которого, собственно Иоанн Кассиан и стал. В споры он не вступал, на критику не отвечал, возможно именно это стало одной из причин того, что признанный Православием святой не является таковым у католиков. Другая версия - чисто политическая - связана с именем кардинала Барония, XVI веком и борьбой протестантов и католиков.
Тем не менее, в Марселе Иоанн Кассиан почитается как святой.

В Православной церкви также почитается как святой. День памяти - 28 или 29 февраля (в високосные годы). Труды Кассиана были хорошо известны в России, их цитировали, на них ссылались. Именно Кассиан дал название "лишнему" дню високосного года - Касьянов день. Но сложно найти объяснение, почему в народе именно Святой Кассиан стал ассоциироваться с возможной неудачей, несчастьем, неурядицами високосного года вообще и 29 февраля в частности. Хороший был человек, воин и монах, литератор и организатор монастырей.

Loading...Loading...