Качественный самоанализ. Сам себе психолог: техники самоанализа

29.05.2014 -

Самоанализ

В статье рассказываю что для меня значит самоанализ личности, зачем он нужен, и когда необходим. Самоанализ это анализ самого себя как личности, поэтому он индивидуален, но ниже я опишу основные принципы, и приведу личные примеры.

Самоанализ это отслеживание процессов, происходящих внутри нашей психики. Другими словами это анализ всех своих стремлений, привычек, взглядов и прочих программ. Это первый необходимый цикл личности.

Статья чисто практическая, и если вы искали эту информацию для личного использования, тогда приготовьтесь что материала будет много, и обязательно добавьте в закладки нужные страницы, чтобы вернуться к ним в любое удобное для вас время.

Самоанализ это наблюдение за собой и своей жизнью, с уклоном на прослеживание причинно-следственных связей. Он нужен для более глубокого понимания себя, но в целом, он проходит совершенно естественным образом по ходу нашей жизни.

Иногда нам необходимо основательно и целенаправленно заняться искусственным самоанализом, выделяя на это определенное время и условия, что бы он был более глубоким, и соответственно более качественным. Но зачем и когда это необходимо, мы рассмотрим далее.

Когда необходимо использовать практический самоанализ

Самоанализ необходимо использовать:

  • начали испытывать страхи, и неуверенность в завтрашнем дне
  • вас что то тревожит, но вы не можете понять что именно

Зачем нужен самоанализ личности

С помощью самоанализа, мы сможем выяснить истинные причины наших жизненных ощущений, а это даст нам определенность того что нужно делать дальше, и как избавиться от неприятных чувств. Также это позволит нам определить чего мы конкретно хотим, и какие шаги для этого нужно делать.

Практика качественного самоанализа

Посмотрите свое расписание, выделите на неделе несколько часов свободного времени, в идеале пусть это будет целый вечер, целый день или полдня. Час времени может оказаться недостаточным, и если практику прервать не завершенной, то от нее просто не будет смысла, поэтому выделяйте время с запасом. Закончите раньше, останется много свободного времени и вдохновения для начала действий.

Далее определите место, где вы сможете быть в полном одиночестве, чтобы вас никто в это время не беспокоил. Возьмите с собой блокнот и ручку. Отключите телефон, социальные сети, интернет, компьютер, телевизор и прочее. Вас ничего не должно отвлекать в этот момент, никаких внешних помех вашим мыслям.

Переведите мозг в альфа-состояние. Для этого успокойтесь, постарайтесь отключить внутренний диалог, расслабьтесь, и попробуйте просто ощутить состояние радости, вспомните самые счастливые моменты из своей жизни. Далее усильте это состояние радости и спокойствия, после чего снова отключите внутренний диалог и воспоминания. Просто позвольте физическому и мысленному покою пролиться на все ваше тело. Далее переходите к вопросам.

Вопросы для самоанализа

Задавайте себе вопросы, и тщательно подумайте над каждым из них, после чего запишите итоговый ответ на каждый вопрос в блокнот. Старайтесь найти самые глубокие причины своих желаний. Примерные вопросы:

  • Счастливый ли я человек? (насколько, почему, и могу ли быть более счастливым)
  • Что делает меня счастливым?
  • Что мешает мне быть счастливым?
  • Чего я действительно хочу и зачем мне это? Почему я этого хочу?
  • Что приносит мне наибольшую радость?
  • Что должно произойти, что бы я стал более счастливым?
  • В чем мои сильные и слабые стороны? Достоинства, недостатки.
  • От чего бы я хотел избавиться в своей жизни?
  • Какие внутренние качества личности я хотел бы развивать в себе?
  • Что мне мешает менять свою жизнь, свои взгляды, свои привычки?
  • В чем я себя обманываю?
  • В чем я честен с собой?

Могу порекомендовать действовать по следующему шаблону. Вы задаете себе вопрос, и когда получаете ответ, вы спрашиваете, что мне это даст и зачем мне это нужно? Далее, получив ответ, вы спрашиваете снова, а почему это так? И так до самого конца, пока вы не сможете определить свои истинные, естественные стремления.

Пример из моей жизни

В школьные годы, я занимался спортом, часто наблюдал за звездами спорта по телевизору, и хотел стать таким же. Так же меня привлекало то, как встречают известных музыкантов и актеров, их многие узнают, хотят сфотографироваться на память и часто просят оставить автограф. Тогда мне казалось, что стремиться к известности это мое личное желание, и поэтому оно не покидало меня долгое время даже после школы. Я хотел стать богатым и известным человеком, но известность меня привлекала больше.

Со временем, я заметил, что стремление стать богатым выросло, а жажда известности стала меньше. Но позже я понял, почему так произошло.

Как я позже понял, меня привлекала не сама известность, а возможности которая она приносит. Позже меня привлекала мысль стать богатым, но моим истинным стремлением было получить те возможности, которые приносит богатство. Это комфорт, безопасность, чувство спокойствия.

Самоанализ

Когда я стал постарше, я начал анализировать свои желания и выявлять их истинные причины. Оказалось, что стремление быть известным это всего лишь внешняя программа, которая внедрилась в мою подростковую психику с помощью телеэкранов. На самом деле, известность и богатство не являются моими истинными желаниями, настоящие стремления совсем другие. Так же я заметил, что стремление стать богатым это не только желание более комфортной жизни (уменьшение стрессовых ситуаций связанных с обеспечением жильем и пищей), но и та же самая жажда известности, но на более локальном уровне, в меньших масштабах. Почему? Чуть ниже я коснусь этого.

О чем я спрашивал себя, и к чему я приходил. Вопросы — ответы. Самоанализ.

  • Зачем мне много денег? (больше чем просто решение вопросов жилья, питания, одежды)

Это позволит покупать мне самые большие шикарные дома, самые красивые автомобили, футбольные клубы и прочее.

  • Зачем мне дома, автомобили и прочее?

Оказывается, что это тоже желание известности, так как это позволило бы мне привлечь к себе внимание с помощью вещей недоступных большинству людей. Это было мое внутреннее стремление выделиться на фоне других. Хорошо, я понял что это завуалированное желание известности, выраженное в попытке купить за деньги внимание других людей, но зачем мне это нужно?

  • Зачем мне нужна известность?

То, что я понял, стало для меня настоящим открытием. Оказалось, я всегда хотел того, что на самом деле не являлось моим истинным желанием, я всего лишь двигался по инерции и был ведом другими силами, ведь мне совершенно не нужна сама известность в чистом виде, меня она не интересует. Оказалось что известность на была мне безразлична, но я хотел ее получить? Просто я понимал что она даст мне то что меня по настоящему интересует. Но что тогда меня интересует?

  • Почему мне это было нужно?

Оказалось, что сыграли подсознательные стремления. С самого детства я мог наблюдать по телевидению как многие девушки реагируют на звезд, и среди этих девушек многие мне нравились, вывод очевиден. После таких случаев, получение известности стало моим как будто бы естественным стремлением. Но на самом деле мне нужно было другое. Когда закончилось детство и начался подростковый период, начались мои первые попытки заводить отношения с девушками. Большинство из первых попыток по неопытности заканчивались неудачно, но меня со временем выручала наблюдательность и склонность к самоанализу. Тогда я начал изучать психологию девушек, я хотел понять что им нужно от мужчин, чтобы я мог им это дать. Далее, я начал постоянно развивать в себе необходимые внутренние качества, а также корректировать себя и свое поведение по отношению к девушкам, и за счет этого смог войти во взрослую жизнь. Но уже тогда я заметил, что некоторых девушек у меня не получается заинтересовать, какие бы стратегии я не использовал. И когда я видел, как эти самые девушки были чуть ли не влюблены в разных известных музыкантов, которые при этом даже ничего не делали, тогда разумеется у меня появилось подсознательное желание стать таким же известным как эти звезды. В студенческие годы я заметил, что многие девушки предпочитали встречаться исключительно с богатыми парнями и мужчинами.

  • Почему я хотел заинтересовать женщин?

Когда я стал более взрослым, я смог наработать достаточное количество опыта, и мне хотелось уже иметь больше девушек. Но как я понял, это не являлось моим истинным желанием. Это были отговорки типа для мужчины иметь более одной девушки это нормально, но я обманывал себя. Это тоже не истинное желание, а всего лишь попытки быть не хуже чем кто то другой, лишь способ самоутвердиться для самого себя. Только познав себя и свои истинные желания, я понял, что вполне достаточно будет и одной девушки, которая мне действительно подходит.

Я прекрасно вижу и понимаю, что многие люди живут так же по инерции как жил раньше и я. Поэтому, что бы понравившаяся мне женщина сочла достойным в ее понимании мужчиной, я все же продолжаю ставить высокие цели, чтобы отвечать соответствующим запросам. Очевидно, что достижение более высоких результатов поможет быть интересным для любого круга людей, вне зависимости от их убеждений и фильтров их восприятия. Правила игры таковы, что в нашем мире твоя значимость определяется тем что ты имеешь, насколько много ты зарабатываешь, насколько ты известен и все в этом духе. У меня конечно были девушки которые меня полностью устраивали, и с которыми я был не против начать семейную жизнь, но в итоге я не мог им дать той жизни о которой они мечтали. И разговаривали мы об этом всегда прямым текстом, по тому что это было что то вроде делового общения.

  • Зачем мне нужно быть интересным для любых кругов людей?

Из выше сказанного я понял, что моя основная цель, это создание семьи с женщиной, которая мне действительно нравится. Я понял, что являюсь человеком традиционных ценностей, и это мне по душе. В таком случае, я себя не обманываю и живу в гармонии с собой, своими истинными ценностями и желаниями. Девушка которая мне может понравиться, может находиться в любых кругах, иметь определенные убеждения, взгляды или находиться под воздействием определенных сил, законов или обстоятельств. Для того что бы иметь возможность оказывать воздействие на обстоятельства, я должен иметь достаточное количество внешних сил, то есть быть более влиятельной личностью. А как я уже говорил, влияние на людей оказывают вполне конкретные вещи. Мне часто приходилось отказываться от девушки не смотря на то что она мне нравилась, только из за того что я не мог дать ей ту жизнь которую она хочет. Более того, еще чаще было так, что я даже не мог начать отношения с понравившейся девушкой, только из за того что мой уровень жизни был значительно ниже чем у нее. В такие моменты я чувствовал себя настоящим мудаком, и понял что для того чтобы я смог построить семью с любой понравившейся девушкой, я должен построить свою жизнь так, чтобы ни одна девушка не испытывала рядом со мной дискомфорт. Не важно к какому образу жизни она с детства привыкла, я должен жить такой жизнью, чтобы суметь реализовать абсолютно любые запросы в пределах разумного.

Жизнь лишила нас выбора, она поставила перед нами определенные законы по которым мы должны жить. Если говорить грубо, то взаимоотношения между мужчинами и женщинами это рынок, но я не говорю что многие так считают, напротив, многие считают что это не так.

Социальная жизнь

Активную социальную жизнь вести мне все же приходится, но разница между осознанной и неосознанной жизнью очевидна. Сейчас мне абсолютно безразлична известность, и если я стараюсь быть более заметным в обществе, то это для того что бы получить большую отдачу от своей деятельности, улавливаете суть? Если это позволит мне повысить уровень дохода, тогда мне придется проявлять большую социальную активность (привлекать к себе внимание), и это работает в большинстве сфер. Насколько музыкант, к примеру, станет известен, настолько больше он заработает, и настолько выше будет его статус в глазах других людей. И дело не только в таланте как многие считают. Большинство из нас знают очень малоизвестных музыкантов, которые делают материалы более высокого качества, чем 90% популярных представителей в его жанре. Приведу пример. Допустим, ты написал книгу, она может быть интересной и полезной многим людям и тебе об этом также говорят другие. Если книга уже написана, ты вложил в нее свой труд и свою душу, то почему бы не сделать так, что бы получить от нее большую отдачу, а особенно если учесть что она действительно несет в себе большую ценность или она очень интересная. Если не проявлять социальную активность и не продвигать данную книгу, тогда ее никто не прочтет, или прочтут несколько человек. Если ты потратил на нее целый год, то это не та отдача которую ты захочешь. Я конечно постараюсь что бы ее имели возможность прочитать большее число людей, так как ее могут порекомендовать друзьям, и я смогу пользоваться спросом как автор. В общем здесь все понятно.

Правила игры

Из этого всего, получается что я имею основную цель жизни, а все остальное стремление к социальной значимости можно рассматривать не с позиции того что я этого хочу, а с позиции того что я должен. Основная цель в моем случае, это создание семьи, а все остальное, это всего лишь создание условий для реализации моей жизненной цели. Также я достаточно четко определил основную миссию своей деятельности, от которой будут получать пользу люди, которые так или иначе пользуются результатами моей деятельности. Я давно понял, что если у меня получится иметь необходимый уровень жизни, то я смогу принести пользу большему числу людей, смогу заниматься благотворительностью, и с большей вероятностью реализую свою мечту, то есть создам семю.

Если мне нет необходимости светиться, тогда мне выгоднее оставаться в тени, но продвигать свои продукты (например есть много богатых инвесторов и бизнесменов, которых мало кто знает, они заинтересованы в том чтобы их компании были более востребованными).

Оказалось, что все чего я действительно хочу это то, что можно ощущать сердцем, чувствовать , то есть быть счастливым, в процессе этого движения. В целом я конечно счастлив, есть всего лишь чувство незавершенности. Это нормально, у нас всю жизнь будут какие то незавершенные дела, и это ни в коем случае не должно лишать нас состояния счастья в настоящий момент. Когда дело будет завершено, мы получим еще больше радости и удовольствия, но если вы привязываетесь к своим целям и мечтам, вы отнимаете у себя счастье. Просто делайте шаги, и испытывайте счастье на своем пути к мечте.

Каждому свое

У каждого своя жизнь и свои взгляды на этот мир. Из приведенного самоанализа становится понятно, что наша жизнь состоит из программ, и в моем случае я вернулся к программе, которую впитывал с самого детства, и это лишь реализация моего права собственного выбора. Для большинства нормальных людей, выбрать для себя семейные ценности это вполне естественное явление, тем более что это соотносится со врожденными инстинктами самосохранения, размножения, продолжения рода. Но все это совсем не значит, что все должны быть якобы нормальными, и не иметь права распоряжаться собственной жизнью по личному усмотрению. Вы можете реализовать свою личную миссию на этой земле, которую сочтете для себя нужной, но вопрос в том, будете ли вы по настоящему счастливы при этом, и является ли этот выбор выбором вашего сердца и души.

  • Статья

Самоанализ в разных ситуациях

Анализ я провожу относительно каждого явления в своей жизни, а основательный и глубокий анализ, который приведен выше, провожу по мере наличия времени для этого, но по возможности стараюсь выделять на это время. При основательном самоанализе, достаточно определить ваши желания, цели, все ваши движения в жизни, и просто понять себя. Здесь нет четких шаблонов, каждый делает это по своему, помните основную цель самоанализа – определить причины того что вас беспокоит, и разобраться со всем этим.

  • Статья

После того как вы провели самоанализ, вы сами поймете что нужно делать. Если есть понимание, то приступайте к , и внедряйте в свою жизнь новые необходимые привычки, которые соответствуют вашим приоритетам и желаниям.

В случае если вы ощущаете нехватку сил, то нужно заниматься сначала , и восстанавливать

Напоследок добавлю, что не смотря на название, для качественного самоанализа необходимо уметь не только анализировать, но и чувствовать. Как этому научиться? Вы уже это умеете, но качество этих навыков развито у всех по разному. Как развивать эти навыки? Очень просто, практикуйте. Делая это постоянно, вы получаете опыт, вы учитесь жить в гармонии с собой и окружающим миром, так как вы начинаете понимать себя и понимать этот мир.

Именно поэтому, я поставил самоанализ личности на первое место, так как от его качества и глубины, будет зависеть направление вашего движения.

Самоанализ личности, источник — блог Xche.

Человеку нужно время от времени внимательным взглядом смотреть на свою жизнь. Без этого не может быть подлинного роста человеческой личности. Л.Н.Толстой сказал, что у каждого человека “...постоянно идет самая серьезная работа мысли: так ли я живу, проверяю себя...” Проверять себя никогда не поздно и всегда полезно, главное начать. Ведь только сам человек может обнаружить у себя недостатки, которые, при их трезвом анализе, только прибавят ему сил в жизненной борьбе. Недаром говорят, что недоверие к себе - причина большинства наших неудач. С самоанализа начинается самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование. Казалось бы на первый взгляд, личность это нечто “во мне”, “для меня”, на самом деле личность это “во мне” для других. Ведь о качествах личности - самого себя, окружающих его людей, мы узнаем в общении. Каков он - человек? Каковы его качества: доброта, отзывчивость, принципиальность, грубость, подозрительность, злость и все другие. В русском языке более 15000 слов характеризуют качества, присущие человеку и проявляемые им в общении. Человек не живет в вакууме. Он учитывает оценки тех людей, с которыми контактирует, у которых черпает знания, глядя на которых приобретает жизненные умения и навыки, совершает действия и поступки, на которых ориентируется в жизненной борьбе.

Человеческое общение всегда предполагает обратную связь, тонкий учет многообразных импульсов, исходящих от других, выраженных вербально - словом или невербально: жестом, мимикой, улыбкой, взглядом и т.д. Психологами (А.В.Петровский и его ученики) установлено, что личность в процессе общения постоянно проверяет себя неким эталоном и, в зависимости от результатов проверки, оказывается довольно собой или недовольной. Этот эталон и будет своеобразным идеалом.

Для оценки личности важна так называемая ожидаемая оценка - что о тебе думают окружающие. Как поставить, например, под контроль формирование своего речевого поведения? Во-первых, уместно вспомнить, что характер любого поведения состоит из способности действовать согласно принципам: “Призвать самого себя на собственный, суровый, беспристрастный суд. Следовать ясно и точно, не щадя своего самолюбия, выяснить свои недостатки, пороки и... решить раз навсегда, буду я с ними мириться или нет”.

Сделать такое может человек мужественный. Значит надо обладать мужеством строго спросить с себя самого. И не только спросить, но и правдиво ответить. Следовательно, нужно быть справедливым во всем: в мыслях, поступках, делах. В работе над собой, в трудном деле самосовершенствования нужно следить за тем, как удается сохранить гармонию между своими убеждениями, взглядами, суждениями, поступками, повседневными действиями и речью, выражающей их.



Процесс соблюдения жизненной гармонии есть не что иное, как самокоррекция. Ее мы проводим всю жизнь. Она идет параллельно с самовоспитанием и самосовершенствованием. Каждому человеку необходимо знать, что в его власти усилить в себе, что подавить. Попробуйте детально “моделировать” свое речевое поведение в различных ситуациях общения. Постарайтесь найти наиболее верные решения, выбрав благородную линию поведения. А.П.Чехов в письме О.Л.Книппер-Чеховой писал: “Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но я привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает”. Это действительно так. А.П.Чехов был, по воспоминаниям современников, деликатнейшим в речевом общении человеком.

Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Гете писал, что под каждой могильной плитой лежит всемирная история. Но эта всемирная история живет в языке. Человек бессмертен, пока жива нация, к которой он принадлежит, пока из поколения в поколение передается язык, речь:

Народ - зодчий речи.

Речь - зодчий народа.

Во времени вечном

Речь - наша хранительница.

Задание 20. Прочитайте письмо А.П.Чехова своему брату Николаю. Представьте себя современником братьев Чеховых или русским человеком на пороге XXI века, и с этих позиций оцените жизненные принципы А.П.Чехова, которые, как видим, отражаются в принципах его речевого поведения.

Воспитание чувств

Ты часто жаловался мне, что тебя “не понимают!” На это даже Гете и Ньютон не жаловались... Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем “я”, а о своем учении. Тебя отлично понимают. Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других... По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься каждой копейкой, искренен, ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, надежен, незлопамятен, доверчив. Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант...

Недостаток же у тебя только один. В нем твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это - твоя крайняя невоспитанность. Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, присутствие посторонних.

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не видишь простым глазом.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не говорят: “Меня не понимают”, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатия пьяного Плевако. Они смеются над фразой: “Я представитель печати”, которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам.

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином и суетой.

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки... Таковы воспитанные. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Самолюбие надо бросить, и то ты уже не маленький... 30 лет скоро! Пора. Жду... Все мы ждем.

Запомните: Коммуникация (лат. communiсatio - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями. Коммуникация понимается как синоним общения. Коммуникация осуществляется функционированием языка.

Коммуникация - форма общения людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация складывается из коммуникативных (речевых) актов-высказываний, текстов, порождаемых коммуникантами - членами общества в процессе коллективной деятельности.

Коммуникативный (речевой) акт - конкретный процесс говорения, слушания, чтения, письма, в результате которого порождается высказывание, текст.

Высказывание - единица речевого общения, единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Высказывание - законченный в смысловом отношении текст. Минимальное высказывание - единица равновеликая предложению.

Адресант - лицо, которое участвует в речевом общении в качестве говорящего, пишущего, порождающего речь, автора речи, отправителя информации.

Адресат - лицо, которое участвует в речевом общении в качестве слушающего, читающего, воспринимающего речь, получателя информации.

Задание 21. Прочитайте тексты-тезисы, подготовьтесь к устному ответу, включите в текст ответа дополнительную информацию из информативных справок.

1. Речевая деятельность наряду с другими (трудовой, игровой) - вид человеческой деятельности.

2. Речевая деятельность связана с производством речи - говорением, слушанием (аудированием), чтением, письмом.

3. Речевая деятельность ориентирована, она планируется, реализуется, контролируется.

4. Речевая деятельность реализуется в речевых актах, т.е. целенаправленных речевых действиях, совершаемых человеком в соответствии с правилами речевого поведения.

5. В речевом акте участвует говорящий (адресант) и слушающий (адресат). Чтобы речевой акт произошел, совершился, необходимо, чтобы его участники обладали общими речевыми навыками - владели одним и тем же языком общения, например, русским языком; адекватными знаниями и представлениями об окружающем мире, чтобы адресант мог построить высказывание-текст по законам языка, воздействуя этим высказыванием на адресата, сообщая ему информацию, побуждая, требуя, спрашивая.

6. Основной чертой речевого акта является целенаправленность, намеренность и договоренность, т.е. конвенциальность.

7. Речевые акты разнообразны - это информативные акты, акты-побуждения, требования информации, выражения эмоций, утверждения мнений, истинности, ложности информации.

8. Речь первоначально есть конкретное говорение - слушание, а затем чтение - письмо. Речь - конкретное говорение, протекающее во времени, облеченное в устную форму. Письменная форма речи фиксирует речевые акты пишущего - читающего. Речь фиксируется памятью или письменно.

9. Речь есть воплощение языка, его реализация. Если язык есть орудие общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. Т.е. речь - это речевое общение. При помощи речи происходит общение между людьми.

10. Речь используется в разных социальных сферах и средах жизни современного общества и выполняет разные функции.

11. В речевом общении могут быть выделены разные цели и задачи: информативные задачи, задачи воздействия речью на адресата; экспрессивные (выражение эмоций в речи), межличностные (регулятивные, регулирующие отношения между говорящим и слушающим), апелляционные (регулирующие эстетическое восприятие мира).

12. В речевом общении речь социально активна, с ее помощью передается информация, происходит воздействие на собеседника, выражаются эмоции, оценки, регулируются отношения друг с другом.

14. Говорящий, пишущий, как адресант речи, может отдавать предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения: официальному, фамильярному (дружескому), почтительному, пренебрежительному и т.д.

15. Адресант может использовать речь для решения целей общения с разным речевым заданием, поэтому речевое поведение составляет существенную характеристику личности - его языковую личность .

Речевое поведение отражено в речевом акте, оно определяется как умение вести себя в соответствии с установленными правилами, оно реализуется в совокупности речевых поступков и действий.

16. Речевое поведение отражено в манере строить речевое общение в соответствии с принятой целью общения: сообщения информации, мнения, приказа, просьбы, совета, обещания, приветствия, жалобы; адекватно передавать информацию, сообщать только истинную информацию, в умении организовывать высказывание-текст в речи ясной, недвусмысленной, последовательной.

17. Речевая этика, речевой этикет общения русских людей проявляется в следовании устойчивым правилам речевого поведения, устойчивым речевым формулам общения, позволяющим установить контакт между говорящими, пишущими, слушающими, читающими.

18. Речевой этикет представлен выбором речевых формул обращения, он связан с национальной спецификой речевого поведения, обычаев, ритуалов. Русскому речевому этикету характерны доброжелательность, вежливость обращения, формы приветствия, благодарности, отказа.

«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери

Мы живем больше по наитию и по инерции. Но мы редко задумываемся о самом себе. Мы думаем об окружающих, обстоятельствах, жизни, но редко о себе. Почему мы избегаем думать и анализировать себя? Мы боимся оказаться не такими хорошими, умными и успешными? Анализ внешних и личностных качеств поможет выбрать нужный путь развития. Самоанализ позволит выявить слабые места и акцентироваться на сильных сторонах.

Для успеха в жизни нужно проводить внутреннюю настройку регулярно. Как познать свою внутреннюю сущность и использовать это во благо? Мы составили тебе список для копания внутри себя. Выполни каждый пункт и обязательно сделай пометки в записной книжке.

Как проводить самоанализ?

1. Самоанализ лица

«Чтобы стать самим собой, нужно позабыть все прежние представления о себе» Пауло Коэльо

Подойди к зеркалу и внимательно рассмотри свое лицо. Не ленись и подойди! Что ты видишь в отражении? Представь что это незнакомец, а не ты. Опиши его несколькими предложениями. Что можно сказать по его прическе, улыбке, глазам, коже и выражению лица?

Результаты самоанализа. Тебе не очень понравиться этот «незнакомец»? Это нормально. Но что бы ты изменил в его внешности и как улучшил? Может нужно больше спать, вести более здоровый образ жизни или больше ухаживать за собой?

2. Самоанализ фигуры

Разденься догола. Окинь критическим взглядом свою фигуру и тело. У тебя подтянутая и спортивная фигура? У тебя нет лишнего веса? Твое тело выглядит здоровым и красивым? Как обстоят дела с растительностью на теле? Взгляни на себя со всех сторон и сделай выводы.

Результаты самоанализа. Все слабые стороны видны не только тебе, но и окружающим. Начни больше следить за своей фигурой, займись спортом, акцентируй приоритеты на здоровом питании и образе жизни. У тебя единственное тело и тебе жить с ним до самого конца. Не позволяй быть себе некрасивым, толстым, худым, неспортивным и несексуальным.

3. Самоанализ гардероба

Открой социальную сеть и просмотри свои фотографии. Ты все время в одних и тех же джинсах, рубашке, джемпере, костюме или куртке? Твоя одежда не поменялась за последние несколько лет? Это не очень хорошо. Загляни в шкаф и перебери вещи. Большинство ты никогда не используешь? Насколько твоя одежда опрятная, стильная и новая? Как обстоят дела с нижним бельем? Оно вызывает желание у противоположного пола или жалость?

Результаты самоанализа. В большинстве случаев тебе не понравиться твой внешний вид, но это стимул для его усовершенствования. В выходные выкинь ненужные вещи и посети магазин. Выбери себе парочку новых вещей. Это привычка будет хороша не только один раз. Каждый месяц покупай себе что-нибудь. Это позволит выглядеть модно, стильно и сексуально.

4. Самоанализ личной жизни

У тебя есть кто-то или ты один? Ты доволен существующими взаимоотношениями или отсутствием их? Почему ты один или несчастлив в любви?

Результаты самоанализа. Если ты один, то самое время найти подружку. Поставь себе за правило знакомиться с 5 новыми девушками за неделю. Ты можешь знакомиться с одной девушкой в день или делать это за сутки. Подходи к понравившимся девушкам и завязывай разговор. Отказы – это нормально. Хорошо если ты достигнешь успеха в 30% случаях. Если у тебя есть подружка, то проанализируй отношения. Что тебе не нравится? Что можно улучшить? Предприми шаги для исправления ситуации.

5. Самоанализ карьеры

«Ищи свое место. Когда ты найдешь его, тебе не нужно будет бороться» Бернар Вербер

Ты учишься в нужном месте? Ты достаточно получаешь знаний? Ты не лентяй? Если ты работаешь, что можешь сказать о своей квалификации, перспективах, карьере и зарплате? Что тебя устраивает, а что вызывает крайнее беспокойство?

Результаты самоанализа. Если хочешь быть профессионалом, то учились более прилежно. Пойди на курсы повышения квалификации или изучи иностранный язык. Недоволен работой? Начни искать новую работу не пассивно, а активно! Помести резюме, начни ходить на собеседование. Глупо быть неудачником, провести всю жизни на ненавистной и малооплачиваемой работе.

6. Самоанализ внутренних качеств

«На свете полно мест куда можно сбежать. Но иногда стоит заглянуть в себя» Майк Дилан Раскин

Что ты можешь сказать о себе самом? Насколько у тебя хороший характер? Сколько у тебя настоящих друзей? Как обстоят дела с чувством юмора? Ты бы дружил сам с собой?

Результаты самоанализа. Самоанализ внутренних качеств и черт характера достаточно сложен. Но именно в нем кроется причина многих наших взлетов и падений. Попробуй немного покопаться в себе и выйти с некоторыми результатами. Что можно улучшить, исправить и изменить?

Что делать после самоанализа?

«Что делать, когда разрушается вся твоя личность и все твои представления о себе? Как жить дальше, когда вдруг выясняется, что все это время ты жил неправильно?» Чак Паланик

Теперь прочитай пометки, которые ты сделал. Не все в порядке? Это нормально и вполне ожидаемо. Лучше честно найти ошибки и исправить их, чем жить в придуманном розовом мире. Проводи самоанализ регулярно и записывай результаты в специальную записную книжку. Что ты уже улучшил, а что еще обстоит сделать?

Вскоре ты обнаружишь, что жизнь налаживается, а ты становишься более удачливым и счастливым.

Сегодня наткнулся на один из доступных вариантов проводения самоанализа. Не случайно наткнулся. Случайностей не бывает, тем более, что совсем не давно заниматься самоанализом советовал Михаил Анатольевич Цветков на своем семинаре по бизнесу. На первый взгляд этот метод довольно просто и понятный. Разумеется, принимать самоанализ как универсальный ключ к познанию себя не стоит, У этого метода есть свои ограничения и недостатки. Но помочь желающим копнуть глубже и увидеть себя и свои потаённые подсознательные внутренности в другом свете методу вполне по силам.

В следующих постах планирую отвечать на вопросы, представленные тут по частям, но честно перед собой в первую очередь.

В этом варианте предлагается запастись толстой тетрадью, парой ручек, которые хорошо пишут, некоторым временем ежедневно или еженедельно, которое возможно посвящать собственному самоанализу. И, конечно, изрядной долей интереса и энтузиазма, который вы готовы выделить для этого увлекательного процесса. По негласной договорённости, толстую тетрадь и прочую кучу барахла мне заменит мой ЖЖ. Итак, поехали!

С чего начать?

У каждого из вас получится свой, уникальный и неповторимый опыт, который вы приобретете в результате этого занятия. Дело это не просто увлекает - оно затягивает. Это не значит, что нужно только самоанализом и заниматься, и при каждом появившемся свободном времени уходить в него с головой, но подходить к этому нужно серьезно, ответственно и быть готовым тратить свое свободное время. Это может быть очень интересно, но никак не обязательно. Поэтому, ваш самоанализ может занять у вас гораздо меньшее или большее время.

Сказать, что вы проанализируете себя и все поймете, - ничего не сказать. Уже много и много позже, когда ваши записи и тетради останутся в стороне, вы будете делать открытия и узнавать нечто новое для себя. Поэтому сейчас, я не могу вам сказать, не могу обещать, что вы один разик себя проанализируете, все поймете и вам станет хорошо. Ничего такого не произойдет. Но может произойти нечто другое, более важное.

И это важное заключается в том, что на сотни вещей и явлений вы сможете посмотреть совершенно иначе. Многие ваши поступки могут предстать совсем в ином свете. Почему и как это происходит? Почему наше мнение о нас может так сильно измениться? Причина на самом деле очень проста: когда мы совершаем поступки, когда наша жизнь меняется, мы ее оцениваем, мы даем ей определение, мы как-то к ней относимся. Но мы крайне редко даем такую оценку всему циклу событий, всем нашим сделанным шагам. И когда кто-то опоздал на встречу, то это не кажется чем-то особенным, с кем не бывает, но когда, анализируя себя, понимаешь, что ты имеешь хроническую причину опаздывать, и такую же хроническую систему оправдываться, то задаешь себе вопрос: а почему, собственно?

Ведь самоанализ заключается не в том, или не столько в том, чтобы интерпретировать в нашей жизни некоторое событие, сколько в том, чтобы взглянуть на наиболее значимые циклы событий, цепь наших шагов и стройные ряды граблей, сделанные на протяжении многих лет. Отдельная ситуация может никак вас не характеризовать, но вот отдельная закономерность, присущая тому или иному циклу, закономерность любого свойства - это уже какой-то диагноз. Без медицинского оттенка, конечно.

Так как ваши жизненные стратегии уникальны и неповторимы, то я вряд ли смогу сказать, что получится у вас в результате, и какие полезные открытия вы сможете совершить, если будете их анализировать. Но моно воспользоваться советами, в каких направлениях лучше всего сосредоточить все свое внимание. Это легко.

Тетрадь для самоанализа и записи в ней

Подойдет любая тетрадь, лучше такая, где страниц побольше. Порядок записей абсолютно произвольный. Если кому удобнее это оформлять, как-то разукрашивать разными пастами и подчеркивать важные слова и фразы, то нет проблем. Как вам больше нравится. Но вот просьба: не пытайтесь умничать, увековечивать свои слова, шлифовать фразы или долго размышлять над красотой высказываний. В нашем деле главное - спонтанность, легкость и произвольность. Не ленитесь писать записки на клочках бумаги, если тетради нет под рукой, а вспомнилось нечто важное. Потом можно или переписывать, или вкладывать эти записки в тетрадь. Я просто вкладывал, и, в результате, тетрадь никак не походила на дневник, а больше на копилку всяких листочков и записочек. Впрочем, иногда я все эти записочки перебирал, группировал и часть из них переписывал воедино, если они были объединены каким-то общим смыслом. В общем, никаких категоричностей и строгостей. На ваш вкус и цвет.

Друзья и приятели.

На протяжении нашей жизни у нас появляются друзья. Некоторые из них остаются с вами на всю оставшуюся жизнь, с некоторыми мы расстаемся в силу разных причин. Кажется, что всех мы их хорошо помним, нет смысла спорить. Тем не менее, исключительно ценно и полезно переписать их всех на бумаге. Попробуйте дать краткий портрет для каждого из них. Попробуйте выделить нечто особенное, что характерно для всех ваших друзей. Таким образом вы сможете найти некоторый черты и качества, которые предопределяют вашу симпатию. Вспоминая и изучая своих друзей, полезным будет несколько очень важных параметров, которые следует вспомнить и запротоколировать. Здесь внимание! Как правило, люди, которые пишут дневники, стараются преподнести действительность в таком свете, что все злодеи, а они хорошие. Это происходит по большей части бессознательно, и происходит потому, что любой дневник всегда содержит в себе тайное чувство его автора, что этот дневник однажды прочитает кто-то еще. Но так как вы занимаетесь самоанализом, а не написанием дневника для последующих поколений, постарайтесь быть откровенными и объяснять события так, как они того заслуживают, а не так, где вы будете выглядеть пристойно и благородно. Имеет смысл вспомнить и описать (или маркировать, или нарисовать, но на бумаге это в том или ином виде должно появиться) следующие вещи.

Первое .Если те люди, которых раньше вы называли друзьями, а теперь можете это сделать только в прошлом времени, перестали быть таковыми, то почему это произошло? Кто выступил в качестве явного или неявного инициатора расставания? В каких случаях вы потеряли интерес к этой дружбе, и в каких случаях интерес был потерян к вам? Отдельно стоит выделить случаи, когда дружба, в силу каких-то причин, преобразилась во враждебность, в непримиримую ненависть. Что произошло? Нет ли у этих ситуаций чего-то общего, что характерно для всех них.

Второе. Попробуйте для себя определить и записать принципиальное различие между другом и приятелем, между другом и хорошим знакомым. Найдите существующие для вас оттенки градации ваших взаимоотношений и попробуйте дать определение каждому из них, а также выделить наиболее характерные отличия между этими понятиями. В каких случаях вы никогда не назовете приятеля другом? В каких случаях вы никогда не назовете друга приятелем? Что самое главное в том, чтобы вы смогли назвать человека другом и ваши отношения - дружбой, дружескими?

Третье. Срок жизни отношений. Насколько они долговечны? Как долго вы в состоянии поддерживать и развивать дружбу? Нет ли у ваших дружеских отношений критического срока?

Четвертое. Попадали ли вы в ситуации, когда два ваших близких друга начинают люто враждовать между собой? Каковы ваши действия в подобной ситуации? К каким это приводит результатам? Можете ли вы сказать, что удовлетворены своей стратегией? Если нет, то как ее можно усовершенствовать, уже зная на своем опыте, что она неэффективна? Оказывались ли вы сами в ситуации, где враждовать приходилось вам, а при этом был кто-то третий, кто сохранял нейтралитет и поддерживал отношения, - как с вами, так и с враждебной вам стороной? Что вы будете делать, уже имея опыт в подобной ситуации, если она повторится с другими, близкими вам сейчас людьми? Какой урок вы извлекли из этих ситуаций?

Кого бы вы назвали антитезой друга? Какие качества обрекают человека на безнадежность попыток стать вашим другом? Что вы не приемлете никогда и ни под каким соусом? Тут весьма полезно не столько привести абстрактные примеры, сколько вспомнить реальных людей и реальные случаи из вашей жизни.

Какие черты и качества в вас чаще всего портят отношения с другими людьми? Какое из них встречается наиболее часто? За что вас чаще всего упрекают ваши друзья? В каких случаях вы пошли на компромисс, а в каких - не пошевелили и пальцем, чтобы изменить ситуацию? И чем первое отличается от другого?

Любовные и брачные отношения У каждого из вас весьма разный багаж опыта на этом полигоне, и поэтому весьма сложно предложить универсальные шаблоны для анализа. Тем не менее, я попробую это сделать, а вы можете использовать лишь те, которые явно вам подходят, или дополнить какими-то своими, которые здесь не приведены. Вообще, список возможных аспектов легко и просто масштабируется, расширяется и уточняется, и вы можете дополнять и видоизменять его.

Первое. Вспомните и запишите всех людей на протяжении всей вашей жизни, к кому вы испытывали любовные чувства, к кому вас тянуло, о ком вы мечтали как о потенциальном партнере, с кем у вас была реальная связь, независимо от ее срока. Старайтесь вспомнить всех, кто был интересен вам, кто вас привлекал, в кого вы были влюблены, к кому вы испытывали сильные эмоциональные и сексуальные чувства.

Второе. Вспомните и запишите всех людей, кто испытывал повышенный интерес к вам, и вам об этом было известно. Возможно, кто-то добивался вашей любви и признательности? Настойчиво приглашал провести время? Сюда определяйте всех тех, чьи притязания не вызвали у вас отклика и интереса. Кратко опишите каждый из таких случаев. Вспомните, как вы даете понять человеку, что его интерес не будет оправдан? Какова причина вашего отказа в каждом конкретном случае? Нет ли у всех этих случаев чего-то общего? Сюда также можно вносить записи о таких случаях, когда противоположная сторона начала вести себя нетипично: угрозы, преследования, смена милости на враждебность, месть и так далее. Уточните все эти случаи и попробуйте определить, в чем ваша ошибка, и как можно выходить из подобных ситуаций с наименьшими потерями - как для вас, так и для других людей.

Третье. Сексуальная привлекательность. Выделите наиболее важные черты сексуальной привлекательности вашего партнера, безотносительно конкретных примеров. Стесняться тут нечего, все равно кроме вас это никто не прочитает и не увидит. Выпишите самые важные качества и расставьте их в порядке значимости. И лишь затем примерьте этот список на ваших партнерах, насколько он совпадает в каждом конкретном случае. Нет ли какой-то закономерности от того, что длительность отношений, например, может быть напрямую зависима от полноты этого списка?

Четвертое. Выпишите причины расставания и разрушения ваших любовных отношений. В чем заключаются эти причины, нет ли у них чего-то общего? В каких случаях вы не стали разрывать отношения полностью, а перевели их в иное русло, например, в дружбу или в разряд добрых знакомых? В каких случаях вы возненавидели своего партнера и избегаете его? В каких случаях он поступил так же? Кто чаще получился инициатором развода и расставания? Кто чаще предлагает перевести отношения к дружеским? Кто чаще встает на тропу войны? Какой полезный опыт вы сделали, какие уроки усвоили, как вы поступите в следующий раз, если ситуация повторится?

Пятое. Отношение к детям. Сколько у вас будет детей? Почему именно такое число? Принципиально ли имя ребенка? Какие ассоциации у вас связаны с этим именем, если оно есть? Принципиален ли пол ребенка? Какую роль вы хотите играть в воспитании? Как вы относитесь к телесным наказаниям и почему? Нет ли параллели между вашим ответом и тем, как в детстве с вами обращались ваши родители?

Шестое. Отметьте где-нибудь три самых сильных ваших чувства, когда вы, можно так сказать, теряли голову от желания быть рядом с этими людьми. Что общего есть у этих людей? Будьте предельно внимательны. Конституция тела, цвет глаз, голос, рост, манеры, особенности характера, жесты, цвет волос, и так далее. Что можно добавить в этот список к каждому их этих людей, что сделало бы их еще краше? Что разрушит их образ и всю их привлекательность, если из составленного списка удалить какой-то элемент. Вы можете попробовать аккуратно убирать в вашем воображении ту или иную черту, качество, и при этом внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Любые идеи записывать.

Профессия и работа

Вспомните, о каких профессиях вы мечтали по мере того, как вы росли. Насколько велик список этих профессий? Почему вы мечтали об этом в каждом конкретном случае, что вас наводило на эту мысль, на эту мечту? С чем связано то, что со временем она утратила свою актуальность.

Влияние родителей, родственников на ваш профессиональный выбор. Были ли у них особые теории о том, кем вам быть и к чему стремиться? Вы делаете выбор под чьим-то влиянием, или свой собственный? Оказывалось ли на вас давление? Не подвергались ли вы угрозам и шантажу с чьей-либо стороны? Пресекались ли ваши интересы и попытки реализовать себя так, как вам этого хочется?

Место работы. Выпишите все работы, на которых вы успели поработать. Писать приватно, в любом порядке, не исключая ничего. Если список в итоге получится большой, то потом его можно пересортировать в удобном порядке. Что привело вас на эту работу? Сделайте комментарий для каждой из них. Что на этой работе вам понравилось больше всего? Чему на этой работе вы научились особенно полезному? Что было причиной, по которой вы ушли с этой работы. В каждом случае выделите наиболее важную, центральную. Нет ли в списке ваших причин какой-то закономерности, чего-то общего, любого свойства? Может быть, вас хронически сокращают? Или вы через некоторое время разочаровываетесь этой работой? Возможно, помехой все время выступают какие-то сторонние причины, никак не связанные с работой? Пересортируйте список покинутых работ по причинам, объедините наиболее частые. Какой вывод вы можете сделать? Какие коррективы можно внести в свою дальнейшую карьеру, учитывая полученную вами информацию?

Отношения с сослуживцами и начальством. Составьте список всех наиболее конфликтных случаев за всю вашу профессиональную деятельность. Ссоры, предательство, интриги, давление со стороны кого-либо, понижение в должности, снижение заработной платы, обман, и так далее. Выделите наиболее типичные ситуации, которые повторяются. Какой вывод вы можете сделать в этой ситуации, получив такой "послужной" список? Имеются ли возможности улучшить это положение, предохраниться от повторений подобных ситуаций?

Особенно выделить отношения с начальством. Составить краткую характеристику на всех их, в чем причина конфликтных или натянутых отношений с ними в каждом конкретном случае? Вспомните и опишите случаи "хороших" начальников, если таковые были. Какие шаги вы предприняли для того, чтобы, по возможности, сглаживать или сводить на нет конфликты и взаимные недовольства?

Являетесь ли вы магическим человеком? Если вы работали в небольших коллективах, то как развивалась жизнь этого коллектива и положение самой фирмы (организации) за весь период вашего в ней пребывания? Если это возможно, выделите все случаи, когда за время вашей работы фирма или усиливала свое положение, или, напротив, ее положение ухудшалось. Запишите все это, сравните полученные результаты. Можно ли сделать из этого какие-то выводы?

Личные качества и особенности

Вспомните все ваши самые яркие удачи, самые лучшие достижения. Выпишите их и дайте определение причины, которая, по вашему мнению, стала причиной этого успеха. Какова ваша заслуга в каждом из этих случаев? Какие качества сыграли первую скрипку в этих событиях. Выписывать можно безотносительно, без привязок к той или иной области. Блестящая речь, отличная защита диссертации, спортивное достижение, любой результат в той или иной области, которым вы восхищены, довольны, и которым вы гордитесь, или же которым вы были восхищены в далеком или недалеком прошлом (пусть даже эмоции сейчас притупились, остыли). Выписывайте все, что придет в голову.

Охарактеризуйте самые лучшие ваши качества любого свойства. Включите в него все свои навыки и умения. Пофантазируйте о том, как вы можете это усилить, как вы можете сделать эти качества еще более эффективными и полезными? Резюмируйте свои идеи.

Составьте список самых главных ваших недостатков. Лучше всего, если он состоит из двух колонок. Первый список - по теории окружающих вас людей. Второй - только по вашей собственной теории. Списки могут совпадать, или очень сильно отличаться: у меня, например, в список выделенных мною недостатков попадали те, которые не замечали другие (одно время была теория о том, что надо быть выше ростом - кому надо, зачем надо, непонятно), а списке сторонних недостатков были и такие, которые я даже считал достоинствами (например, нелюбовь рассказывать о своих проблемах). Подумайте о том, можно ли сократить эти списки? Если недостаток невозможно исправить, то тогда как и чем его можно компенсировать? Если вы не в состоянии от чего-то отказаться, что кажется другим людям недостатком, то какие компромиссные решения вы могли бы им предложить, чтобы эти недостатки затрагивали их в меньшей степени?

Вспомните и запишите все ваши интересы на протяжении вашей жизни. Что вас интересовало в тот или иной период? Не было ли такого, что вы теряли интерес к тому или иному делу, а через некоторое время снова возвращались к нему? Попробуйте уточнить временной интервал для каждой области ваших интересов, ваших увлечений: это может быть хобби, спорт, погружение в ту или иную научную или прикладную тему, разведение цветов, и так далее. Сюда же можно относить и планы, которые вы не реализовали, но вынашивали некоторое время.

Родители и воспитание

Вспомните и запишите все случаи, когда помощь и поддержка родителей (родственников) оказалась очень ценной для вас на тот момент времени. Составьте список благодарностей, которые бы вы могли предъявить в качестве оправдания свои родителям. Что полезного и ценного для вас они сделали, в чем их роль безусловна и недвусмысленна. Оставьте все обиды и недоразумения для других страниц самоанализа. Только объективность, только констатация фактов и признание положительных сторон.

Вспомните и запишите самые неутолимые обиды, самые яростные претензии к своим родителям. Попробуйте, помимо записи, выразить их в форме рисунка для каждой такой ситуации. Детализируйте то, что действительно болит, что не смывается со временем и не утихает. Разделите этот список на такой, где ваша обида была высказана и не высказана. Каких случаев больше? Как вы думаете, что бы было, если бы этот список поменялся местами? Было бы лучше или хуже? Что вы будете делать в перспективе: оставите все, как есть, или будете пытаться как-то надломить эту ситуацию? Запишите также выводы, которые вы сделали из вашего неприятного детского опыта, который вы распространите на своих детей?

Насколько вы уверены, что не повторите эти ошибки ваших родителей? Будете ли вы использовать положительный опыт, о котором вы вспоминали в первой части самоанализа? Придумайте несколько глобальных, универсальных советов, которые вы извлекли из ваших отношений с родителям, и которые пойдут впрок всем остальным родителям.

Наказывали ли вас в детстве? Вспомните все наиболее строгие наказания, если таковые были? Как вы будете строжиться над своими собственными детьми? Есть ли у вас свое мнение на этот счет? Можно ли назвать это мнение продолжением той линии воспитания, которой придерживались ваши родители в отношении вас? Или это, напротив, антитеза их подхода?

Обдумайте и запишите образ идеального отца и идеальной матери. Какими они должны быть? Определите истинные качества своих родителей, и сравните список идеального и список того, что было на самом деле. Сравните идеальный образ противоположного пола со списком ваших увлечений, ваших самых главных качеств в том человеке, которого вы можете полюбить или любите. Какие качества совпадают? Не находите ли вы в своих любовных привязанностях нечто такое, что похоже на ваши представления об идеальном родителе?

Совпадающие элементы

Часто мы бессознательно делаем выбор в сторону того, что имеет какой-то сверхценный признак, какое-то особое свойство. Это могут быть числовые совпадения, или цветовые совпадения, или выбор имени, ориентация на какую-то внешнюю информацию, которую вы избираете как руководство к действию, и так далее.

Имена. Можно попробовать выписать все имена наиболее близких и значимых для вас людей за всю вашу жизнь. Не встречается ли какое-то имя чаще всех остальных?

Числа и критические даты. В процессе самоанализа можно обнаружить числа, имеющие тенденцию к повторению. Например, два года брака для вас - потолок. Или вы не имеете обыкновения задерживаться на любой работе больше квартала. Не поленитесь вспомнить номера квартир и этажей ваших любимых, ваших друзей. Уточните какие-то цифры, если они особенно запали в память. Также могут выпадать критические месяцы (например, в декабре у вас все улучшается, или наоборот), типичные повторы заболеваний, и так далее.

Отношение к животным. Какие животные у вас были (есть), кого вы любите и почему, кого вы не любите, и почему? Какую роль в вашей жизни сыграли животные? Что ценного дало ваше с ними общение

Цветовые предпочтения. Какие цвета вы любите больше всего? Какие наиболее сильные воспоминания у вас есть? Одежда какого цвета вам нравится больше всего? Цвет волос? Цвет глаз? Если сможете вспомнить, то перечислите всех своих любимых и симпатичных по цветовому выбору. Есть ли какие-нибудь совпадения? Мысленно перекрасьте их в другой цвет и прислушайтесь к собственным чувствам. Если что-то изменилось, постарайтесь это как-то сформулировать.

Подведем итог

Вот очень примерный список наиболее важных циклов вашей жизни. Его можно уточнять и дополнять, по мере необходимости и в силу специфики содержания вашей биографии. Самый главный результат, котрый вы можете получить заключается в том, что взаимоотношения с миром станут намного прозрачнее, яснее, вы пссмотрите на них совсем иначе, а многие проблемы исчезли навсегда. Может очень сильно измениться отношение к самому себе: может, это покажется странным, но вы научитесь понимать и принимать себя не просто на порядок, а в разы лучше и гармоничнее. Многое из своего прошлого вы пересмотрите заново и над некоторыми вещами просто посмеетесь: бог ты мой, а ведь это со мной было, да еще как беспокоило!

Единственный человек, с которым вы проживете всю свою жизнь – это вы сами, поэтому как можно противиться желанию узнать все о себе? Это как если бы вы купили автомобиль, не удосужившись проверить его состояние, а потом за весь срок службы ни разу не сделали техосмотр, полагаясь на «авось» или на то, что Богу (родителям, учителям) виднее, как этим автомобилем управлять, чего от него ждать и какой у него потенциал. Понять себя – самое естественное желание. Если мы понимаем себя, нам проще понять других, а это – очень и очень значимый бонус в отношениях с людьми.

Самоанализ - это не бесцельное самокопание, это разглядывание себя под микроскопом с правильными вопросами. Если грамотно им пользоваться, то это станет основном необходимым инструментом для самосовершенствования. С умением выявлять паттерны, выстраивать связи, докапываться до причин и проверять свои выводы. Понимаете вы себя или нет. В первом случае вы понимаете происходящее (закономерности), во втором – живете в мире случайностей.

Подготовка

Очень важно понимать свою несовершенность, понимать свои достоинства и недостатки, тогда после бури эмоций на очередную критику😏, вы все же задумаетесь… И ошибка всех “самокопальчищов” в том, что “анализ” их заключается в вопросе: Прав я или оппонент? Если у вас заниженная самооценка, а у оппонента высокая значимость, то вы начинаете “совершенствовать себя” по его виденью, либо, если обратная ситуация, то вообще не услышите, что вам говорят. А может быть вы в чем-то правы оба, а где-то ошибаетесь? Ведь у всех свои задачи по жизни.

Анализ и заключается в том, чтобы разобрать оттенки – нюансы, а не шататься из крайности в крайность, по шкале чёрное – белое.
Вечные вопросы “за что?”, “почему это происходит со мной?” могут не давать покоя. Может вы считаете, что люди, государство, мир не справедливы к вам? Для начала нужно понять, что все в мире справедливо – это главный принцип бытия. И если что-то происходит в вашей жизни, то вы посеяли эти семена.

Также не стоит перекладывать ответственность: “это его/их вина”, “я ничего не могу сделать”, “это родители испортили меня в детстве”. Такая позиция картину не изменит, вы останетесь там же где и сейчас. “Не суждено”, “так должно было произойти”, “у меня плохая карма/венец безбрачия/родовое проклятие” – это оправдашки, которые просто стопорят вас. Ведь если разбирать, допустим “венец безбрачия”, то это просто сложный характер (ваш характер), принципиальность и консервативность во взглядах на партнёра и отношения.

Поэтому нужно разобрать причинно – следственные связи и изменить неэффективные модели восприятия и поведения.
Для самоанализа нужно быть искренне заинтересованным в себе. Принятие себя – основа любой работы в процессе саморазвития. Без идеализации, без обвинений, с полной ответственностью за свою жизнь, тогда вы готовы заняться самоанализом.

Вот некоторые правила самоанализа, которые я сформулировала в процессе работы:

– Беспристрастность. В процессе самоанализа нужно сохранять отстраненность, как будто вы изучаете другого человека и его поведение. При анализе прошлых отношений, например, нужно не проживать их заново, вовлекаясь эмоционально, а наблюдать как бы со стороны за собой и партнером.

– Нужно научиться видеть причинно-следственные связи, которые не всегда легко выявить. Главное – помнить, что ничто не происходит просто так, без причины, а, поняв причину, вы сможете уберечь себя от повторяющихся ошибок в будущем. Опыт дан нам для того, чтобы на нем учиться, а для этого нужно видеть, какие последствия влекут за собой наши решения.

– Мнение со стороны. Когда вы уже проделали большую работу и определили причины той или иной проблемы, полезно озвучить ее кому-нибудь, чьим суждениям вы доверяете. Это может быть психолог, друг, близкий родственник. Близкие люди находятся близко не просто так, они могут помочь нам лучше понять себя, подтвердить наши теории или внести в них законную толику сомнения.

Алгоритм самоанализа:

1. Выбор проблемы и разреза, в котором она будет рассматриваться (отдельно или вместе с другими частями жизни, в каком периоде).

2. Анализ, выявление закономерностей. Как только вы нашли у себя в прошлом/настоящем повторяющийся паттерн поведения – считайте, что половину работы вы уже сделали.

3. Определение причин, из-за которых этот паттерн сформировался. Это самая трудная и самая важная часть, здесь вы должны быть максимально честны с собой. Если полениться или пожалеть себя и неправильно определить причину, дальнейшая работа не принесет плодов.

4. Решение изменить паттерн, т.е. решить проблему.
По сути изменение шаблона поведения – это просто перестать так делать. Но частенько многие алгоритмы доведены до автоматизма и включаются на подсознательном уровне.

5. Что для этого нужно предпринять? Выделить время для работы над собой, иначе вам всегда будет некогда. Нужно избавиться от старой неэффективной модели и найти и внедрить новую… более конструктивную.

Некоторые техники:

– Эффективное прощение по Свияшу (изменение негативных установок на позитивные)
– Методика «Спокойное присутствие» (с помощью нее можно менять эмоциональное восприятие)
– Работа с психологом

6. Первые шаги для воплощения плана в жизнь.

В процессе самоанализа ваш лучший помощник – осознанность, изучение психологии, отслеживание своих реакций и их интерпретация. (с)

Loading...Loading...