Городецкая роспись поэтапное рисование. Элементы городецкой росписи: описание основных орнаментов (цветочный, сюжетный, изображение животных) с картинками и видео материалами

Городецкая роспись - это замечательная техника рисования, которая была создана именно в России. Часто даже в детских садах проходят уроки по искусству изображать предметы и животных в неповторимых ярких цветах с элементами сказки.

История городецкой росписи

Обычно городецкой росписью украшали деревянные изделия. Так как изначально это и был народный промысел рисования по древесине Нижегородского края.

Свое развитие он получил во второй половине 19 века, недалеко от деревни Городец, отсюда и название. Лесов в той местности было много, так что материал выходил дешевым. А из него, в свою очередь, изготавливали детские игрушки, мебель, дома и многое другое. Для украшения деревянных предметов использовали роспись, которая не обходилась без ярких гирлянд из цветов.

Так постепенно перенеслась почти на все предметы быта людей. А изображения различных сказочных сюжетов и пестрых цветов придавали картинам особенный запоминающийся сюжет.

Сейчас эта техника по-прежнему популярна. Вы с легкостью найдете предметы мебели, особенно детской, украшенные пышными цветами. А так как элементы достаточно крупные, то воспитатели в детских садах стали использовать во время творческих занятий поэтапное рисование городецкой росписи.

Элементы и техника их исполнения в городецкой росписи

Настоящие мастера городецкой росписи, в первую очередь, обращают внимание на постановку руки во время работы. Кисть держать требуется только вертикально, чтобы она без препятствий могла вращаться между пальцев (большим, указательным и средним). При правильной постановке все элементы росписи даются без особых усилий.

Выполняется работа по росписи в два этапа:

  • подмалевок;
  • оживки.

Для подмалевка используют большие кисти, заполняют сразу всю фигуру. Например, всех коней целиком покрываются черной краской, кроме сбруи. Выполнение такого приема доступно даже для пятилетнего ребенка. Главное в нем - это размазать краски ровным и тонким слоем, чтобы не оставалось просветов.

Оживка - прием, с помощью которого набросок рисунка превращается в картину. При этом кисти используют тонкие (художественные). Работают только с черной и белой краской, в отличии от подмалевка, где приемлем любой цвет. Обмакивают только кончик, и все детали выполняются аккуратно.

Оживкой наносят различные точки и завитки, которые помогают оживить картину. Но у них есть строгие правила исполнения. Например, наносить можно только дуги, точки, штрихи и капельки. Главное касаться только окончанием кисти работы, чтобы мазки получались ровными и красивыми.

Абсолютно все элементы городецкой росписи наносятся без предварительного эскиза карандашом. Именно поэтому каждая работа получается индивидуальной.

Как изобразить цветы в городецкой росписи

Чтобы картины получились особенно хорошо, рассмотрим поэтапное рисование городецкой росписи на примере цветов. Они считаются символом здоровья.

Чтобы достаточно хорошо овладеть техникой городецкой росписи, достаточно научиться рисовать четыре цветка. Выполняется работа в три этапа, в отличие от остальных элементов:

  • подмалевок;
  • наведение лепестков;
  • оживки.

Пока вы учитесь, а так же если работу выполняют малыши, можно использовать карандаш в технике рисования "городецкая роспись". Поэтапное рисование для детей, да и для взрослых, будет выглядеть следующим образом:

  1. Нанесите на лист бумаги карандашом четыре круга (три одинаковых и один поменьше)
  2. Возьмите тонкую кисть и поставьте вишневой краской круглые пятна (в первых двух - сбоку, а в оставшихся - посередине)
  3. Используя эту же краску, на первом кругу рисуем дугу с краю. Чтобы правильно ее навести, держите кисть перпендикулярно листу бумаги. Едва касаясь, начинайте рисовать, потом делайте нажим, а завершайте опять тонкой линией.
  4. На втором круге рисуйте такую же дугу, но уже не по краю, а внутри. А с краю располагайте лепестки. Делайте их так же, как и предыдущий элемент, только меньшим размером.
  5. На третьем круге лепесточки распределяйте уже по окружности.
  6. В четвертом дорисовывайте капельки методом промакивания. Располагать их надо по радиусу вокруг центрального пятнышка.

Когда вы научились рисовать элементы отдельно, переходим к изготовлению цветка:

  1. Вначале рисуем подмалевки - большие пятна краски в виде круга. Берем любой цвет, обычно это розовый или голубой.
  2. На эти круги наносим один из выбранных узоров, которые учились рисовать - это этап наведения лепестков.
  3. Теперь завершаем работу оживками. Выполняются они на цветах белой краской. Делаем аккуратные прорисовки или ставим точки, чтобы оживить узор.

Изображение цветов - это основа стиля "Городецкая роспись". Поэтапное рисование в детском саду таких узоров принесет детям много радости и научит их аккуратности, так как все надо выполнять без эскиза, а дуги и оживки делать с особой точностью.

в группе детского сада

Как мы уже говорили, городецкая роспись прекрасно подойдет для детей. Рассмотрим, как провести поэтапное рисование городецкой росписи в старшей группе детского сада.

Для начала расскажите детям, что вообще такое городецкая роспись и покажите иллюстрации. Для того чтобы им было легче выполнять работу, делайте ее вместе, рисуя на листе, прикрепленном к доске. Начинаем:

  1. Рисуете тело, похожее на две капельки, которые смотрят в разные стороны и соединены палочкой.
  2. Далее прорисуйте голову. Усложнять ее не надо, берете овал, пририсовываете ушки и вытянутую мордочку.
  3. Теперь ноги. Небольшие треугольники в нужных местах, от них палочки и на конце тоже треугольники (копыта).
  4. Изображаем гриву и хвост желтой краской, используя полукруги в работе.
  5. Рисуем седло (цвет дети выбирают сами).
  6. Прорисовываем глаза, уздечку и украшаем седло.

Это было поэтапное рисование коня. Городецкая роспись поможет ребятам стать аккуратнее и разовьет их творческие способности. А также вы сможете поближе познакомить юных художников с геометрическими фигурами.

Расписываем доску городецкой росписью с детьми

Особенно интересным для ребятишек в детском саду будет поэтапное рисование городецкой росписи на деревянной доске в подарок родителям. Вы можете заранее попросить воспитанников принести из дома заготовки для работы. А само занятие построить следующим образом:

  1. Рассказываем немного из истории городецкой росписи.
  2. Определяем центр каждой досточки, ставим там точку карандашом.
  3. Рисуем круг выбранным цветом.
  4. Когда он подсохнет, сверху наносим лепестки (выбираем один вариант цветка для всех).
  5. Немного подождав, берем тонкую кисть и наносим прожилки белым цветом.
  6. Оставшееся пространство разрешаем дополнить завитками.
  7. Контур доски прокрашиваем сплошной полосой того же цвета, что и цветок.

Такое занятие принесет ребятам массу впечатлений, а память останется на всю жизнь. Порекомендуйте покрыть доску лаком дома вместе с родителями, чтобы краска не осыпалась со временем.

Советы по работе с детьми в выполнении городецкой росписи

Если вы планируете провести поэтапное рисование городецкой росписи с вашими воспитанниками, не забывайте:

  1. Сначала сами выполняйте все элементы.
  2. Выбирайте одинаковый узор для всех.
  3. Если видите, что у кого-то не получается, помогите.
  4. Не забывайте хвалить ребят в процессе работы.
  5. Помните, что основа городецких узоров - подмалевок, который выполняется одним цветом, и не должно оставаться пробелов, а оживки выполняются тонкой кистью.

Городецкая роспись - это рисунок элементов сказки, так что детям такая работа точно придется по вкусу.


Многие из нас на уроках рисования узнали о существовании этого наивной, но такой солнечной и доброй – Городецкой росписи. На расписных досках гуляют барышни, скачут тонконогие кони, растут невиданные цветы...

Городец - город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец - родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

Время сложения городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.

Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева».

Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.

После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.

В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. Его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле.

C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 году туда же приходят А.В. Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н.А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л.А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций.

Выбор первых работ пал на темы и композиции застолий с чаепитием у самовара. Все поиски основывались первоначально на старательном следовании приемам старых мастеров. Одновременно шел поиск типа изделий, в росписи которых целесообразно помещать сюжеты. Эта работа велась при помощи Института художественной промышленности. Наиболее оригинальной работой этих лет стало прямоугольное панно Лилии Федоровны Беспаловой «Художественный совет». В этой композиции в схему традиционного городецкого застолья вместо посуды и самовара включены художественные изделия городчан. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе. Они расписывают хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами поставков или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др.

В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона(розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей.


Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи:

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.


Наиболее распространенными мотивами являются:

цветы - розы, купавки с симметричными листьями;






животные - конь, птица


«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.



Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.


Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.

Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.
Итак,

Цветочная роспись

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.


«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.


«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.


«Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»

Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов(например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».


Примечание: Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья.Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Цветы - символ здоровья

Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.

Для хорошего овладения городецкой росписью достаточно уметь рисовать всего четыре цветка. Давайте поучимся изображать эти четыре цветка. Они рисуются в три этапа: подмалевок; наведение лепестков; оживки .

Приготовьте бумагу, карандаш, одну художественную кисть и пока лишь одну краску из набора гуаши - краплак. Нарисуем карандашом на листе бумаги в ряд четыре кружочка: первый - поменьше, остальные одинаковые (см. рис.) .

С помощью кисти и вишневой краски (краплак) нарисуем в каждом из этих кружочков круглое цветное пятно; на двух первых - сбоку, а на двух других - посередине. Для удобства в дальнейшем будем называть это пятнышко носиком. Теперь дорисуем эти четыре цветка той же краской (краплак).

На первом кружочке рисуем дугу. Для этого, держа кисть в пальцах отвесно (перпендикулярно листу бумаги), начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией. Получается красивая дуга в форме молодого месяца (рис. а) .

На втором кружочке рисуем такую же дугу, но теперь не по краю, а внутри кружочка. А по краю его - округлые лепестки по форме в точности такие же, как и дуга, только меньшего размера. Получился цветок чем-то напоминающий розу (рис. б) .

На третьем круге лепестки нарисуем по краю окружности (рис. в) .

На четвертом круге дорисовываем капельки методом примакивания. Они располагаются по радиусу вокруг носика, нарисованного в центре (рис. г).

Вот теперь сравните свои цветочки с теми, что на рисунке... Следите, чтобы все дуги были округлы и выпуклы, как надутые ветром паруса, чтобы носики у третьего и четвертого цветков были достаточно крупные (не меньше, чем в 1/3 диаметра круга, в котором они размещены).

Терминология

  • бутон (рис. а) ;
  • роза (рис. б) ;
  • розан (рис. в) ;
  • ромашка (рис. г) .

В других источниках эти же цветы могут быть названы подругому!

Цвет

Поговорим о том, какого цвета будут цветы, которые мы научились рисовать.

Пока мы будем все цветы рисовать только розовыми и голубыми. Розовых цветков в росписи много, а голубых - мало. Их может быть не больше одной четверти от общего количества цветков, или еще меньше, или даже вовсе может не быть в городецкой росписи.

Городецкие цветы всегда рисуются на цветных кружочках. Когда начинают расписывать работу, вначале рисуют только цветные кружочки (это и есть подмалевок). Почему же так? Такова традиция. Достаточно уметь изображать всего четыре цветка, о которых здесь рассказано, а впечатление об огромном количестве этих цветков создается только благодаря их окраске - красные, розовые, голубые, синие, охристые, коричневые, вишневые и даже черные. Не бывают цветы только оранжевыми, желтыми и фиолетовыми.

Снова нарисуем те же четыре кружочка, с которых мы начинали учиться изображать городецкие цветы. Любой из четырех кружков закрасим голубым разбелом, а остальные три - розовым разбелом. Теперь на этих подмалевках нарисуем те же цветы, что и на рисунке.

Обратите внимание на то, что на голубом кружочке лепестки и носик цветка наводим кобальтом синим, а розовые подмалевки расписываем красной краской.

Оживки

Теперь перейдем к третьему этапу: осталось на цветах сделать оживки . Оживки на цветах делают белой краской с помощью художественной кисточки N2 и N3.

Кончик кисти осторожно обмакивают в белую гуашь и украшают цветки точками и упругими штрихами. Первым делом ставят белую точку в центре всех носиков, потом окантовывают точками носики у розанов и ромашек, а носики бутона и розы обводят белой дугой. А затем совсем уж изящными штрихами заканчивают оживки на розе (те, которые расположены по «меридианам»).

Все! Цветы мы научились писать! Совет : делайте оживки на цветах только такие, какие указаны на рисунке. Это - традиция. А традицию надо уважать.

Мастер А.В. Соколова предлагает 18 видов городецких цветов - роз, ромашек, купавок, многолепестковых цветов, напоминающих полевую герань.

Невозможно представить все богатство цветов, придуманных городецкими мастерами за 150 лет работы промысла. Здесь показаны лишь самые основные, распространенные и любимые городчанами. Это прежде всего розы.

В 1930-х годах, работая со знаменитыми мастерами жостовских подносов, известный русский художник П.П. Кончаловский утверждал, что написать розу так же трудно, как портрет человека. Но писать этот царственный цветок мастерам народного искусства не только трудно, но и радостно, иначе необращались бы к нему так часто жостовцы и расписчики деревянных изделий, вышивальщицы и даже кузнецы.

Городчане никогда не старались сделать свои цветы похожими на натуральные, условность декоративных приемов не только не скрывается, но даже подчеркивается. Всегда создается фантастический образ цветка и делается это искусно, с необычайной выдумкой и вдохновением.

Среди шести видов роз, представленных на рисунке, не найдется двух одинаковых по форме, ни по цвету, ни по тончайшим белильным деталям. Автор росписи выступает здесь как тонкий колорист: розы не просто красные, синие или розовые - их тонкие цветовые оттенки трудно обозначить словами. Не менее разнообразны и формы роз: варьируется разделка середины цветка, число и рисунок лепестков. Одни из них круглые, другие плавно изогнутые, третьи остроконечные. У каждого городецкого цветка свой неповторимый характер.

И роза, и купавка, и ромашка при первом взгляде на них кажутся весьма замысловатыми и трудными для исполнения. Поначалу сложно понять, как надо начинать работу над каждой цветочной формой. Но следут помнить, что даже самые сложные формы в народной росписи складываются из ряда простых элементов.

Есть несколько основных принципов, лежащих в основе создания большинства городецких цветов. Часть из них имеет основой так называемое яблочко - довольно большой по размеру кружок, выполняемый кистью среднего размера. На основе его разработки дополнительными красками и графическими разделками можно создать довольно большое число разнообразных цветов. Именно так и образуются городецкие розы, купавки и ромашки.

Другие цветы - назовем их полевой геранью - имеют маленькую круглую серединку-ягодку и различные по рисунку легкие лепестки, полу-прозрачность которых подчеркивается тончайшей белильной штриховкой. Для окончательной отделки цветочных форм наряду с белилами нередко применяется и черный цвет, очень любимый в городецкой росписи.

Есть еще один художественный принцип написания городецких цветов - это так называемые цветы по текстуре . Дело в том, что традиционные городецкие произведения писались, как правило, по цветным фонам, однако начиная с 1950-х годов в ассортименте промысла стали преобладать произведения, фоном для росписи которых служило натуральное неокрашенное дерево. В связи с этим мастерам пришлось решать достаточно много новых художественных задач. Опытные художники Городца нашли своеобразные декоративные решения композиций, не только приспособив к письму по текстуре городецкую цветовую палитру, но и создав новые своеобразные приемы написания цветов. Фрагменты неокрашенного дерева были включены в саму структуру цветка.

Список литературы

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли - рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.

За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.

Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.






































Городецкая роспись - народный художественный промысел, развивавшийся с середины 19 в. в районе г. Городец (ныне в Горьковской области). Яркая, лаконичная, контрастная по цвету, Городецкая роспись служила для украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.). Окруженные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали чёткий ритм композиции.

В 1836 году создана артель, которая с 1960 года была переименована в фабрику «Городецкая роспись». Артель выпускала сувениры. Главными мастерами ее были А.Е. Коновалов, Д.И. Крюков, И.А. Мазин.

Традиции городецкой росписи берут свое начало от резных городецких прялок. Донца прялок городецкие мастера украшали специальной техникой - инкрустацией, что означает следующее: из дерева другой породы вырезались фигурки и вставлялись в углубление, соответствующее по форме. Позднее мастера начали применять подкраску. В данной технике Л.В. Мельников стал наиболее известным мастером. С 1870 года доминирует живописная манера украшения донец городецких прялок.

Элементы городецкой росписи

Орнамент городецкой росписи образуют различные элементы - геометрические, растительные, животные. Говоря о растительных элементах городецкой росписи , нельзя не упомянуть городецкие цветы, которые обладают разнообразием форм и красок. Популярны бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы. Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев. Животныемотивы городецкой росписи глубоко символичны. Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь - богатство.

Основными элементами городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия. Выполнение городецкой росписи осуществляется в три этапа. На первом этапе (подмалевка) производится нанесение одного цветового пятна, на втором (теневка) - нанесение скобки, а на третьем этапе оживки (разживки) происходит тонкая разделка форм орнамента при помощи белил. Таким образом, однотонные силуэты приобретают некоторую объемность

Loading...Loading...