Бог задумывал брак на всю жизнь. Простор.net - центр христианских ресурсов Брак на вечность необходим для возвышения

Во всех религиях существует такое понятие, как "божественный брачный союз".

На вершине зиккурата, в Жигуну, происходило божественное бракосочетание. Можно только догадываться, каким образом оно совершалось, рассматривая аналогичные церемонии, сведениями о которых мы располагаем.

Геродот ограничивается следующим описанием:

"Посреди святилища была воздвигнута башня. На ее вершине стояла еще одна башня, на ней - третья, и всего их было восемь. "В последней башне располагался храм. Внутри его находилось богато убранное ложе, рядом с которым стоял стол из чистого золота. На этом ложе проводит ночь женщина, выбранная самим богом".

Он также добавляет, что бог иногда приходит в храм и спит на ложе.

В роли бога выступал царь.

Во время брачного ритуала активная роль принадлежала супруге, а царь считался чем-то вроде ее слуги.

Вот несколько ритуальных формул:

Инанна, приходящая из своего храма, порадовала твое сердце. На своем священном ложе она сблизилась с тобой.

Я тот, кого Инанна, царица неба и земли, выбрала в возлюбленные супруги.

Для того чтобы подготовить царя к исполнению функций супруга богини, пелись гимны в качестве ритуала обожествления.

В Вавилоне и Лагаше ритуал божественного бракосочетания являлся частью новогодних церемоний.

Обычно принимаемый за гробницу, Жигуну тем не менее представляет собой культовое место, часовню, спрятавшуюся в зеленой роще.

В гимне, посвященном Иштар, Жигуну предстает как обитель радости, где соединяются бог Ану и богиня Иштар.

Зиккураты, высокие многоэтажные башни, следы которых присутствуют в руинах городов Месопотамии, были возведены между IV и серединой I тысячелетия до н. э.

С момента своего рождения дочь фараона принимала титул супруги бога, и когда она впоследствии рожала сына, то становилась матерью бога.

Она выходила замуж за своего брата, фараона, и они составляли божественную чету. Но когда случалось так, что братья или сестры отсутствовали, тогда наследнику престола не оставалось ничего другого, как довольствоваться браком с ближайшим родственником.

Для рождения необходимо зачатие. Бог становится своим собственным отцом, оплодотворяя богиню.

Бог являлся одновременно быком и фаллосом.

Царицу называют "коровой, которая производит на свет быка".

Бог Пта говорит фараону Рамсесу II: "Я - твой отец... Я принял облик барана, властителя Мендеса, и породил тебя в чреве твоей августейшей матери".

В Египте, в Эдфу, находился храм, посвященный Гору, а в Тентире - святилище Исиды.

Существовала очень важная церемония, в ходе которой на кораблях по Нилу перевозились статуи или хоругви с изображением бога и богини.

Цель этой процессии заключалась в том, чтобы доставить Исиду к Гору (или наоборот) и совершить обряд божественного бракосочетания.

Царица и бог

В двух самых древних храмах Египта, Луксоре и Дар-эль-Бахари, имеются скульптуры и фрески, изображающие совокупление египетской царицы с богом, передающие мельчайшие детали. Рождение божественного младенца изображено в столь же реалистичной манере.

В Египте уподобление царей божествам приняло наиболее законченную форму. Каждый факт царской жизни отождествлялся с соответствующим фактом жизни божественной.

Царь одевался в костюм бога Амона и имел знаки его отличия - высокую тиару с перьями и скипетр с головой борзой собаки. В таком наряде он представал перед царицей для совершения церемонии бракосочетания.

Участники церемонии были в костюмах богов, которых они представляли. На мужчинах были надеты маски шакала, грифа или крокодила, а на женщинах - коровы или лягушки.

В Фивах, в храме Амона, обычно находилась женщина, лежавшая на ложе, которую считали супругой бога.

В Греции

В отдаленную эпоху греческой истории, когда Афинами правил царь, супруга этого царя торжественно соединялась с Дионисом в ходе ритуального бракосочетания.

В древности Дионис изображался в виде быка. Позже животное было заменено образом юноши необычайной красоты с головой быка. Церемония проводилась в официальной резиденции царя на восточном склоне Акрополя.

Во время сентябрьских мистерий Зевс сочетался браком с Деметрой. Два сакральных актера спускались в темное уединенное помещение и через некоторое время возвращались, демонстрировали толпе участников колос и объявляли, что царица родила. Колос являл собой плод божественного бракосочетания.

Считалось, что бог Аполлон проводит зимние месяцы в Патаре, в Ликии. В течение этого периода времени его жрица закрывалась с ним в храме каждую ночь. Она рассматривалась как его супруга.

В Эфесе существовала коллегия жрецов, выполнявших свои функции в течение года. Они должны были соблюдать абсолютное половое воздержание, поскольку считались супругами богини Артемиды.

Таламус

В Греции священная родовая палата называлась "таламус".

Одна из формул мистерий фригийской богини Кибелы гласит: "Я проникла в таламус".

На дверях одного таламуса был изображен следующий сюжет: убеленный сединами старец с крыльями и фаллосом в состоянии эрекции преследует женщину в облике собаки.

В Риме

Церемония божественного бракосочетания Юпитера и Юноны воспроизводилась жрецами в первый день июня в священной роще Элернуса.

В Немее жила нимфа, являвшаяся женой царя Нумы:
он соединялся с ней в священной роще, и законы, которые он установил для римлян, были вдохновлены его отношениями с этой нимфой.

Весталки

Сервий Туллий, римский император, был сыном весталки, как, впрочем, и основатель Рима - Ромул.

Люди не могут сближаться с весталками, потому что те являются супругами бога.

У детей весталок, отцами которых являлись боги, было великое предназначение: они выполняли функции властителей. Таково происхождение царской власти. И это объясняет, почему иногда суверенам приписывали качества сына бога.

Прочие обряды священного бракосочетания

По случаю больших торжеств женщина клана должна была соединяться с тотемом. Хорошо, если тотем представлял собой живое животное, способное совокупляться с женщиной. В этом случае священный союз заключался с представителем соответствующего вида.

Когда же это условие не выполнялось, существовало два альтернативных варианта: либо имитация бракосочетания, либо жертвоприношение, заменяющее совокупление. Во втором случае имело место ритуальное убийство супруга.

В Индии произрастает куст, который можно выращивать даже в цветочном горшке. Он называется "тиласи". Это священное растение, воплощение богини.

Ежегодно в ноябре его выдают замуж за бога Кришну. Церемония представляет собой процессию, участники которой несут в паланкинах статую Кришны и куст.

То же самое растение выдают замуж за салигран, черный камень, напоминающий бараний рог. Бракосочетание этого священного камня с тиласи осуществляет раджа Орчхаа Лудхаура.

В празднестве принимают участие 100 тысяч человек. Процессия включает в себя 8 слонов, 1200 верблюдов, 4000 лошадей. Бог-камень везет на себе слон.

Ритуал бракосочетания происходит следующим образом: один мужчина держит в руке камень и выступает в роли жениха. Второй мужчина держит растение и выступает в роли невесты. Брахман благословляет союз этих двух мужчин.

Обычай сочетать бога браком с юной девушкой распространен во всех странах мира.

В Бирме существовал обычай отдавать сразу четырех девушек в жены священному озеру. После проведения формальной церемонии девушки возвращались домой. Если одна из них умирала, говорили, что бог озера призвал ее к себе.

На острове Тимор, жители которого считали себя потомками крокодила, во время коронации каждого нового суверена крокодилам приносили в жертву свинью и девушку, одетую в свое лучшее платье и украшенную цветами. Ее отводили на берег реки или оставляли в пещере.

В Швеции статую бога Фрея провозили на колеснице в сопровождении молодой девушки, которую называли супругой бога. Она совершала богослужение в храме Упсалы.

Жители Отуна в VI веке возили телегу, на которой сидело некое подобие богини: это было все, что осталось от церемонии священного бракосочетания.

Список использованной литературы:

Гименей в античной мифологии - Бог супружества, бракосочетания. Связать себя узами Гименея значит вступить в брачный союз, освященный законом и религией. Одна из легенд говорит о том, что Гименей был сыном Диониса и Афродиты. В другой мифологии Гименей - сын Аполлона и одной из муз, но важно то, что этому Богу пели оду, провожая невесту из родительского дома в дом жениха. Собственно, вся церемония древнегреческого бракосочетания сопровождалась песнью - «Гименея». Олицетворенную брачную песнь исполняли, чествуя новобрачных, утверждая божество заключенных брачных уз. Греческую лирическую поэзию, связанную с именем Бога, пели, ступая на брачный порог. Гораздо позже ритмическое произношение текста, переходящее в песнь - «Гименея», трансформировалось в слово гимн. Все торжественные песни, прославляющие или восхваляющие кого-либо или что-либо в наше время - это гимн.

Греческая и римская мифологии изображают Гименея красивым, стройным, крылатым юношей, держащим в одной руке свадебный факел, а в другой - венок. Не стоит путать Гименея с другим греческим богом - Эросом, имеющим сходство в изображении с Гименеем, но слывущим Богом свободной любви.

Гименей царствует на счастливых островах любви. Бог брака сопровождает свадебную церемонию, разъезжая на торжественной колеснице, вдохновляя гостей на пиршество и пение песен.

Мифология повествует о миловидном, женственной красоты юноше, который умирает в день брака в расцвете своих лет. Сравнимо, поздние романтические повествования о Гименее говорят, что он был афинский юноша великой красоты, родившийся в семье бедных людей. Гименей был влюблен в дочь одного из очень богатых городских людей, но ввиду своего низкого сословия, не имел права даже заговорить с ней. Во время одного из женских шествий (религиозный обряд), Гименей переоделся в женские одежды, чтобы тайно пройтись рядом с любимой. Женское собрание было захвачено. Гименей разработал стратегию освобождения и призвал женщин к борьбе с захватчиками, а взамен сказал, что женится на одной из них. В результате все женщины были освобождены и вернулись в Афины к своим семьям. По возвращении жители Афин воспевали миссию Гименея, а он себя связал узами брака со своей любимой. Эту песнь стали называть «гименеей», она стала обязательной для каждой свадьбы.

Произведенные раскопки мертвого римского города Помпеи открыли миру римские рельефы (фрески), на которых изображен Гименей со строгим взглядом. Ранний итальянский ренессанс представляет Бога бракосочетания в виде юноши с венком на голове и пылающем факелом в руке. Бог супружества представлен в скульптурах Джорджа Ренни « Купидон возрождает Факел Гименея». Бог бракосочетания упоминается во многих произведениях искусства, имеющих мировое признание. Он живет в пьесах Уильяма Шекспира - Гамлет, Буря, Много шума из ничего. Он появляется в поэзии греческого поэта Сафо (VI - VII век).

- Человек, наслышавшийся о христианских подвижниках и впервые знакомящийся с Евангелием, может удивиться не только тому, что Иисус Христос пошёл на свадьбу, но и тому, как Он вёл Себя на ней, – совсем не так, как это можно было бы ожидать от святого подвижника и Богочеловека.

Пригласивший Его жених был совсем не из богатых: об этом свидетельствует тот факт, что он даже не смог заготовить достаточно вина. И легко представить себе его состояние, когда свадьба в разгаре, а вино кончилось! Об этом можно судить хотя бы по нашим деревенским свадьбам, прекрасным, весёлым, открытым для всех. На них и звать никого не надо: родные и чужие, странники и прохожие – все за столы, все могут есть и пить, на всех всегда должно хватить. А здесь у бедного жениха вина нет.

И что же видим? Мать Иисуса Христа подходит к Нему и говорит: Вина нет у них (Ин. 2, 3).

Разве не ясно, какая должна быть реакция любого аскета на такие слова: «Прекрасно. Хватит пировать. И так довольно повеселились!» А если бы он был ещё и чудотворцем, то и последнее вино сделал бы водой. И можно себе представить, что произошло бы на свадьбе. Очередной тост, все поднимают бокалы с вином, начинают пить – а в кубках вода. И не только это сделал бы строгий аскет, но и следующее: начинают играть на инструментах – струны обрываются, запевают свадебные песни – голоса пропадают. Разве не такое должен бы совершить этот чудотворец на свадебном гулянье?

Но к великому изумлению тех, кто помнит лишь такие слова Христа: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, и пьянством, и заботами житейскими (Лк. 21, 34), – в Кане произошло прямо противоположное. Христос не только не отказывает Матери в просьбе, но и говорит слугам: Наполните сосуды водою. И наполнили их до верха . Теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2, 7–10).

Действительно, непросто представить себе, что Христос благословил не только брак, но и всё свадебное веселье: и вино, и песни, и танцы, и шутки, и смех! Но, более того, невозможно и предположить, чтобы во время всего этого веселья Христос, Его Мать и ученики сидели молча и не принимали никакого участия в этом прекрасном празднике.

Этот эпизод из жизни Христа открывает ещё одну важную сторону Его учения. Он не только не отрицает никаких естественных, необходимых потребностей человеческой природы: есть, пить, радоваться, вступать в брак и т.д., но благословляет их и научает молиться: Отче наш, хлеб наш насущный дай нам (Мф. 6, 11). А о браке говорит: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мк. 10, 9).

Величайший же проповедник христианства апостол Павел в послании к Тимофею с гневом осуждает видящих в браке что-то низкое, противное совести: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак (1 Тим. 4, 1–3).

Но и сейчас есть «старцы», запрещающие вступать в брак или считающие, что супружеские отношения дозволены только для зачатия детей. Однажды пришлось разговаривать с двумя девушками, которые приехали из Сибири и со слезами рассказывали, что духовник запрещает им вступать в брак и иметь детей, потому что «вот-вот наступит конец света».

Брак с самого начала бытия человеческого был благословлён Богом и остаётся таковым всегда, независимо от того, каких убеждений и верований придерживаются вступающие в него. Поэтому законно заключённый брак по обычаям любого народа и религиозных верований всегда является действительным браком. Христианский же брак имеет то огромное преимущество, что верующие могут получить в нём и особое вспомоществующее благодатное средство в их супружеской жизни, в их совместных трудах – таинство Брака (венчание). В чине венчания священник, обращаясь к Богу, просит: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их».

Уже Древняя Церковь на своих соборах, например Гангрском (ок. 340 г.), обращалась к рассмотрению разных вопросов о браке и предала анафеме все те взгляды, которые запрещали или порочили его . О браке писали многие святые, благословляя его как богоугодный образ жизни.

Святитель Григорий Богослов (IV в.) посвящает ему следующие хвалебные строки: «Связанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби. Общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу. Супружество не удаляет от Бога, но, наоборот, более привязывает к Нему» .

Поэтому христианство решительно противостоит всем тем учениям, которые брак и законные супружеские отношения осуждают как что-то недостойное и греховное.

По иудейскому обычаю около каждого дома стояли вместительные (2–4 ведра), выдолбленные из камня сосуды, в которые наливали воду.


Правило 1-е Гангрского Собора: «Если кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает её как не могущую войти в Царствие Небесное, да будет отлучён».


Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2007. Т. 2. С. 50.

Спрашивает Елена
Отвечает Виталий Колесник, 09.05.2012


Елена пишет: "Брак перед Богом. Это роспись в ЗАГСЕ, или венчание? Или можно наедине перед Богом попросить благословение? Какой брак Бог считает законным перед собой? Ведь ЗАГС - это формальность, главное то что в сердце и душе мы считаем себя замужними? Или брак именно перед Богом носит публичный характер? Для меня сложно понять, где происходит черта перед Богом. Если верующий стремиться найти единственного человека по жизни, а не тысячи. Значит брак перед Богом - это вера, надежда и любовь в душе у обоих?"

Здравствуйте, Елена!

Как сказал один мудрый человек, истина не в одной крайности, и не в другой, и не по середине... а в обеих крайностях сразу. Давайте разберемся по порядку.

В Писании сказано: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены"
()

В таких странах как Украина, Россия, Бог дал право заключать браки органам ЗАГСа (или РАГСа в Украине). Например, в США и некоторых других странах, право заключать браки, выдавать свидетельство о браке, дано священникам разных церквей. Поэтому будет неверно любить человека, в душе считать его своим супругом и при этом не идти в ЗАГС заключать брак законно, если вы решили жить как муж и жена.

Бракосочетание в Писании часто сравнивается с водным крещением, с заветом с Господом. Есть люди, которые говорят, что любят Бога, но при этом не хотят заключать с Ним завет через водное крещение, и в этом есть некоторое лукавство. Обычно, если ты кого-то любишь, то заявляешь это во всеуслышание, принимаешь конкретные действия. Иначе будет некоторая путаница в отношениях.

В нашей культуре принято, что брак считается законным, когда ставится роспись в ЗАГСе, и это разумно и правильно. Люди, которые желают еще получить и Божье благословение на брак, проводят венчание.

Например, мы с женой, как люди верующие в Бога и уважающие гражданскую власть, в один из будних дней, в назначенное время пошли в органы ЗАГСа поставили роспись, а затем дождались воскресенья и провели торжественное венчание с приглашенными гостями, во время которого получили Божье благословение через пастора, после чего у нас была брачная ночь как уже у законных супругов.

Подводя итог, повторюсь еще раз, по закону мы должны ставить роспись в органах ЗАГСа, но при этом было бы хорошо еще просить Божьего благословения на брак путем венчания.

Божьих благословений Вам!

С уважением,
Виталий

Читайте еще по теме "Дом и семья, брак":

В последнее время мне всё чаще задают вопрос о том, может ли Бог благословить повторный христианский брак/семью, построенную «на костях» другого христианского брака, когда имели место развод и прелюбодеяние. И притом не важно, в какой очередности. Был ли вначале развод в целях создания новой семьи, или же, вначале имело место прелюбодеяние, а затем развод.

Знаю, что для некоторых это может прозвучать революционно, но я верю, что Бог может благословить подобные браки, хотя и существуют несколько НО/ЕСЛИ.

Во-первых, должно быть искреннее раскаяние перед Богом.

Во-вторых, данное благословение «немного» отличается от того, которое распространяется на «непорочное ложе», т.к. присутствуют такие элементы, как милость, прощение, восстановление и прочие.

В-третьих, брачующиеся повторно/через прелюбодеяние, должны помнить, что их прошлое невозможно стереть из их земной истории и памяти людей и посему им пожизненно придется терпеть негативные последствия. Особенно это будет проявляться, когда подобные семьи будут вливаться в какие-либо церковные служения. Таковым семьям в подобных ситуациях необходимо проявлять постоянную кротость и смирение в отношении их брака, понимая, что каким бы он не выглядел красивым, счастливым и даже благословенным, он уже не будет восприниматься как образцовый брак.

Ведь даже Апостол Павел нередко себя «казнил» за то, каким «первым грешником» или «извергом» он был тогда, когда строил свою религиозную (пусть и искреннюю) карьеру на «костях» христиан. И никакое его последующее прощение/восстановление со стороны Бога, включая апостольство, не могли вычеркнуть его негативное прошлое из памяти других, а главное, его собственной. Апостол, на своем примере, неоднократно ободрял верующих в том, что Бог может простить и благословить любых раскаивающихся грешников. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Бог благословил, некогда гордого, но в последствии смиренного Павла. Таким же образом, Бог может восстановить и благословить любой «нечестный брак», если последние будут в смирении предостерегать других людей от подобных ошибок.

Кто-то быть может возразит тем, что печальное прошлое Апостола было до его обращения, а здесь речь идет о «повторном христианском браке».

И всё же, я верю, что у Бога прошлое всегда остается в прошлом, если есть раскаяние.

Многие современные проповедники и психологи, не стесняются приводить в «пример» свое негативное семейное прошлое, помогая другим брачующимся иметь образцовые и крепкие в Боге семьи.

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно...» Евр. 13:4.

Андрей Горковенко

Loading...Loading...