Лекции донаучные концепции сознания. Идеализм. Дуализм. Метафизический материализм. Вульгарный материализм. Материальное и идеальное. Критика вульгарного материализма

3. Вульгарный материализм

Истоки вульгарного (от латинского vulgaris – простой, обыкновенный) восходят к учениям французских философов П.Ж.Ж.Кабаниса (1757 - 1808) и К.Ф. Вольнея (1757 - 1820). Материалистически решая вопрос о соотношении материи и психики человека, Кабанис вместе с тем допускал механистическое упрощенное решение этой проблемы и считал мышление физиологическим продуктом материи. Он утверждал, что мышление является таким же продуктом мозга, как и секреции поджелудочной железы, печени или околоушных желез. Вольней, исходя из сенсуализма Локка и Кондильяка, большее внимание уделял учению о человеке. Основой человеческих поступков вслед за Гельвецием он считал интерес, себялюбие, стремление к удовольствию, отвращение к страданию. Под влиянием этих стимулов, учил Вольней, человечество впало в анархию, неравенство, деспотизм, которые будут устранены благодаря тому, что все люди осознают необходимость соблюдения общего блага. Он резко критиковал церковь и религию как оплот феодального деспотизма. Вольней выдвинул идею объединения народов в «Генеральные штаты Европы», где французы стали бы «народом - законодателем».

Эти идеи были подхвачены немецкими философами Л.Бюхнером (1824 - 1899), К.Фохтом (1817 - 1895), Я. Молешоттом (1828 - 1893). Они были ревностными популяризаторами идей естественнонаучного материализма, дарвинизма и атеизма. В то же время они полностью разделяли взгляды Кабаниса на сознание. Так, Фохт отождествлял сознание с материей и утверждал, что мозг продуцирует мысль так же как печень желчь. В учении об обществе они распространяли мальтузианство и социал-дарвинизм. Они переносили законы природы, в частности биологические закономерности, на общественные явления, защищали классовое неравенство. Именно за эти принципиальные положения вульгарный материализм был объектом острой критики со стороны марксизма.

И все же следует отметить, что вульгарный материализм благодаря атеистической направленности, играл прогрессивную роль. Переплетаясь с позитивизмом, он способствовал ознакомлению с выдающимися успехами естествознания.

Разновидностью вульгарного материализма в понимании общественной жизни был вульгарный социологизм. Классических представителей вульгарного социологизма не существует. Он проявлялся как тенденция искаженного толкования марксизма либо некоторыми молодыми марксистами (Лафарг, Меринг), либо его противниками (Бернштейн и др.). Главными его отличительными чертами было сведение культурно – исторического процесса к следствиям от изначально господствующего экономического фактора. Вульгарный социологизм односторонне и прямолинейно истолковывал положение о классовой обусловленности форм общественного сознания. Чаще всего вульгарный социологизм выступал в связи с экономическим материализмом, но отличался от него, поскольку для последнего характерно непосредственное выведение идеологических явлений из уровня развития производительных сил или из уровня развития техники.

В области философии типичным примером вульгарного социологизма может служить книга В. Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской философии». В ней он проводит мысль, что «все без остатка философские термины и формулы» служат философам «для обозначения общественных классов групп, ячеек их взаимоотношений». Отсюда он делает категорический вывод, что, например, «мир, в системе Декарта, организован по типу мануфактурного предприятия», или «спинозовское миропонимание – песнь торжествующего капитала … все поглощающего, все централизующего».

В действительности же духовная сфера жизни общества имеет относительную самостоятельность к экономике, внутреннюю логику своего развития. На это неоднократно указывали сами классики марксизма.


II. Неокантианство

Неокантианство сформировалось в Германии во второй половине XIX в. Его основателями были О.Либман (1840 - 1912) и Ф.Ланге (1828 - 1875). Они выдвинули лозунг «назад к Канту!». По их мнению, необходимость разработки методологии и логических основ научного знания с кантианских позиций диктовалась новейшими открытиями в области физиологии чувств.

Немецкий физиолог И.Мюллер установил так называемый закон специфической энергии органов чувств. Согласно этому закону ощущения не есть доведение до нашего сознания качеств предметов. Они есть доведение до сознания состояние наших нервов, вызванное внешним воздействием. Например, ощущение света вызывается и действием света на сетчатку глаза, и давлением на глазное яблоко, и раздражением сетчатки глаза электрическим током и т.д.

Немецкий физиолог Гельмгольц из этого сделал вывод, что ощущение не образы или копии вещей, а всего лишь их знаки. Тем самым агностицизм Канта, его деление сущего на мир явлений и мир «вещей в себе», якобы, получил естественнонаучное подтверждение. Поэтому по Либману и Ланге и вновь возникли вопросы, как возможна наука, предписывающая законы природы как возможна философия, ответы на которые так настойчиво искал И.Кант.

Полное выражение неокантианство получило в двух школах: марбургской и фрейбургской (или баденской).


Можно говорить о существовании нескольких, принципиально отличных друг от друга интерпретаций ортодоксального Канта, а, следовательно, и о различных направлениях внутри самого неокантианства: а) физиологическом, непосредственно связанном с именами Гельмгольца и Ланге, рассмотревшими кантовское положение об априорных формах сознания на основе достижении физиологии внешних органов чувств и...

М. Ферворном и особенно Г. Гельмгольцем (ощущение как простой знак предмета, не имеющий с ним никакого сходства; априорный характер закона причинности и др.). Значительную роль в подготовке Неокантианства сыграл Ф. А. Ланге. Отрицая "метафизику" и пропагандируя эмпиризм, Ланге одновременно отвергал и материализм; априорные категории значимы только в пределах опыта, их источник - наша умственная...

Русской мысли он относит материализм, позитивизм, неокантианство и вообще прозападных философов, которые, по его мнению, не способны “что-нибудь творчески порождать”. Важной характеристикой русской философии, по Эрну, является отсутствие абстрактных философских систем, которые заменяются “внутреннею объединенностью созерцания”. Он считал, что практически все русские философы обладают “редким и...

Все это свидетельствует о сужении сферы применения категории Б. при сохранении традиционного тождества Б. и умопостигаемости. Можно говорить об аналогичном сужении и в философии Дж. Беркли с ее тезисом: «Быть - значит быть воспринимаемым» (esse est percipi), который позволил осуществить парадоксальный переход от последовательного эмпиризма к платонизму. Если у Беркли Б. - это субстанциальный...

1. Вульгарный (от французского - простой, примитивный, обычный)материализм - направление в философии, получив­шее широкое распространение в XIX веке.

Сторонники вульгарного материализма:

Полностью отрицали дух (идею) как реальность;

Единственной реальностью считали материю;

Отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объ­яснить сознание как химический процесс;

Были атеистами;

В своих исследованиях опирались на достижения естествен­ных наук (закон сохранения энергии, закон сохранения ма­терии, социальный дарвинизм и др.);

Придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия);

Отвергали диалектику;

Всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное - белое");

Значительно упрощали положения традиционного материализма.

2. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт.

Людвиг Бюхнер (1824 - 1899) - философ, вульгарный мате­риалист, врач-естествоиспытатель по основной профессии. На­писал книги: "Природа и наука", "Психическая жизнь животных", "Дарвинизм и социализм".

В своей философии Бюхнер:

Обосновывал несостоятельность идеалистических философ­ских концепций;

Лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига Фейербаха;

Был последователем "социал-дарвинизма" - механически переносил законы жизни и взаимоотношений животных на жизнь людей и общества.

Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть физиологический процесс.

Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный материа­лист, врач-естествоиспытатель по профессии:

Критиковал библейское учение о происхождении человека;

Считал человека близким родственником обезьяны;

Враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не соответствует естественной природе человека;

Считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом - "мозг выделяет мысль, как печень желчь".

35.Философия марксизма(к.Маркс,ф.Энгельс).

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими ученымиКарлом Марксом (1818 - 1883) иФридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. иявляется со­ставной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2. Возникновению марксизма и марксистской философии спо­собствовали:

Предшествующая материалистическая философия (Демокри­та, Эпикура, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и осо­бенно атеистическо-материалистическая философия Людви­га Фейербаха середины XIX в.);

Бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

Крушение идеалов Великой французской революции (свобо­да, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

Нарастание социально-классовых противоречий и конфлик­тов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

Кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака и нравственности).

3. Главными произведениями основателей марксизма являются:

"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

"Капитал" К. Маркса;

"Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

"Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

"Диалектика природы" Ф. Энгельса;

"Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;

"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

"Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва" Ф. Энгельса.

4. Марксистская философияматериалистична по своему харак­теру и состоит из двух больших разделов -диалектического ма­териализма иисторического материализма (нередко историче­ский материализм рассматривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса сталоматериалистическое понимание истории (исторический материа­лизм). Суть исторического материализма в следующем:

На каждом этапе общественного развития люди для обеспе­чения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли производственные отноше­ния (продажа собственного труда, материальное производст­во, распределение);

Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая являетсябази­сом для институтов государства и общества, общественных отношений;

Указанные государственные и общественные институты, об­щественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению кэкономическому базису;

Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

В зависимости от уровня развития производительных сил и про­изводственных отношений, определенного типа базиса и над­стройки выделяются общественно-экономические формации -первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);рабовла­дельческое общество (экономика основана на рабстве);азиатский

способ производства - особая общественно-экономическая фор­мация, экономика которой основана на массовом, коллек­тивном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай);феодализм (экономика осно­вана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян);капитализм (промышленное производство, осно­ванное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих);социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, осно­ванное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

Рост уровня производственных сил приводит к изменению про­изводственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

Уровень экономики, материальное производство, производ­ственные отношения определяют судьбу государства и обще­ства, ход истории.

6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются

следующие понятия:

Средства производства;

Отчуждение;

Прибавочная стоимость;

Эксплуатация человека человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо­дима сила, обслуживающая их, - так называемая"рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде­ния основной работающей массыот средств производства и, следовательно,от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собствен­ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про­изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обра­щаться к собственникам средств производства в качественаем­ной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ни­ми, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред­ства производства для получения в будущем еще большей при­бавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (комму­нистических) общественно-экономических отношений, при которых:

Будет ликвидирована частная собственность на средства произ­водства;

Будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и при­своение результатов чужого труда (прибавочного продукта) уз­кой группой лиц;

Частная собственность на средства производства будет заме­нена общественной (государственной);

Произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме­жду всеми членами общества благодаря справедливому рас­пределению.

7. В основудиалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

Материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

Важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;

Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

И.А. Медведева, А.А. Грицанов

Вульгарный материализм (лат. vulgaris – упрощенный) – понятие, введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала – середины 19 в. К.Фохта (1817- 1895, автора «Физиологических писем» – 1845–1847); Я.Молешотта (1822–1893, автора «Круговорота жизни»); Л.Бюхнера (1824–1899, автора работ «Сила и материя», переиздававшейся более 20 раз, «Природа и дух», «Природа и наука»).

Течение западно-европейской философии, представленное данными философами, возникло под влиянием впечатляющих успехов естествознания в 19 в. Универсальность закона сохранения материи и закона превращения энергии, возможность перенесения объяснительной схемы дарвиновского принципа эволюции на область социальных явлений, активные исследования мозга, физиологии органов чувств, высшей нервной деятельности были использованы в качестве аргументов против натурфилософии в целом и немецкой трансцендентально-критической философии, в частности. В.М. присущи биологизм, натурализм и эмпиризм при объяснении социальной жизни – классовых различий, особенностей истории народов и т.д.; эмпиризм в гносеологии, понимании природы теории; отрицание научного статуса философии; противопоставление философии и естествознания.

Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что соответствующая аргументация использовалась представителями В.М. в ходе полемик упрощенно. Отмечая в дискуссии с Вагнером, что «мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам», Фогт имел в виду наличие связи органа и его продукта, о характере же последнего – духовном или вещественном – речь не идет. (Вагнер отстаивал примитивную точку зрения, согласно которой психическое – не функция мозга, а самостоятельная субстанция, которая после смерти тела молниеносно перемещается в иное место мира, а впоследствии способна возвращаться обратно и воплощаться в новом теле.) Бюхнер при этом подчеркивал: «Даже при самом беспристрастном рассуждении мы не в состоянии найти аналогии и действительного сходства между отделениями желчи и мочи и процессом, производящим мысль в мозгу. Моча и желчь осязаемые, весомые, видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом, мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельность или отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений... Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакого вещества, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, являющуюся высшим плодом и расцветом всяческой земной организации».

По мысли Бюхнера, в неудачном сравнении Фогта содержится правильная главная мысль: «Как не существует желчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическая деятельность есть функция или отправление мозговой субстанции». В.М. не сложился в целостную философскую традицию, однако, наряду с социал-дарвинизмом, позитивизмом и др. течениями философии середины 19 в. способствовал изменению духовной и интеллектуальной атмосферы Западной Европы. С одной стороны, традиция редукции сложных психических процессов к физиологическим проявлениям работы мозга, отрицание идеальной, регулятивной, социальной природы сознания получила продолжение в конце 19–20 вв.

Традиция была продолжена в принципе радикального монизма в «научном материализме» (Дж. Смит, Д. Армстронг), в принципе физикализма в позитивизме и постпозитивизме, в современных вариантах теософских воззрений, биополевых концепциях сознания и др. С другой, – имела продолжение и идея Бюхнера о том, что «... одностороннее подчеркивание формы... так же предосудительно, как одностороннее подчеркивание материи. Первое ведет к идеализму, последнее – к материализму...» вкупе с мыслью, согласно которой адекватное уразумение вещей ведет «к общему монистическому миросозерцанию». Прямая установка на фундирование философии естествознанием не была забыта в ряде интеллектуальных течений 20 в.

(от лат. vulgaris - грубый, простонародный) - филос. течение XIX в., сложившееся на фоне успехов классич. естествознания и, особенно, физиологии. Его представители (Л.Бюхнер, Я.Молешотт, К.Фохт), опираясь на идеи эпигонов фр. материализма XVIII в. (П.Кабанис, П.С.Лаплас и др.) и антропологич. материализм Л.Фейербаха, сводили все проявления сознания (как индивидуального, так и общественного) к природно-физиологич. основаниям. Так, согл. Бюхнеру, мысль есть чисто материальный продукт деятельности головного мозга и нервной системы, а понятие «сознание» - синоним этой деятельности. Соц.-истор. природа сознания, т.о., отрицается. Сходные идеи представлены в физиологически ориентированных психол. теориях (С.М.Сеченов, И.П.Павлов и др.). Соц.-филос. идеи В.м. разрабатываются на почве дарвинизма социального и принципа жесткой экон. детерминации явлений обществ. и культ. жизни. Примером такого подхода к соц.этич. проблемам может служить многотомная «История нравов» Э.Фукса. По аналогии с термином «В.м.» в науч.-филос. лексиконе используются термины «вульгарный экономизм», «вульгарный социологизм» и др. Е.В.Гутов

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

от лат. vulgaris – обыкновенный, простой) – течение в бурж. философии сер. 19 в. Возникло на почве капиталистич. развития в условиях позитивистского отрицания философии и развития естествознания, к-рое все явственнее обнаруживало несостоятельность идеализма. Теоретич. предшественником В. м. был франц. материалист Кабанис, гл. представителями – нем. философы Фохт, Молешотт, Бюхнер. Ф. Энгельс называл их вульгарными материалистами (см. "Анти-Дюринг", 1957, с. 313), поскольку они упрощали положения старого материализма, не преодолевая его метафизич. и механистич. ограниченности, отворачивались от диалектики. Представители В. м. популяризовали достижения естествознания (закон сохранения материи, закон превращения энергии, дарвинизм, данные физиологии), указывали на атеистич. выводы, вытекающие из них. Наиболее ярко существо В. м. проявилось в отрицании специфики сознания, к-рое непосредственно сводилось к веществу (см. Бюхнер, Сила и материя, 1855, рус. пер. 1907) и деятельность к-рого связывалась с питанием, составом употребляемой пищи. Не понимая того, что сознание людей отражает их обществ. бытие, сторонники В. м. утверждали, напр., будто главной причиной колониального рабства являются естеств. условия, в к-рых живут колониальные народы, употребляемая ими пища и т.п. Бюхнер пытался "природой" наследственности объяснить различие между классами, примыкая тем самым к реакц. социологич. концепции "социального дарвинизма". В. м. в ряде отношений приближался к позитивизму и открытому идеализму, Бюхнер, напр., утверждал, что материя, сила и дух представляют собой "различные проявления одного и того же первичного или основного принципа" ("Сила и материя", СПБ, 1907, с. 41). Выступая против идеалистич. натурфилософии, противо-поставляемой наукам о природе, третируя классич. нем. философию как шарлатанство, В. м., подобно позитивизму, не понимал необходимости разработки философии как науки, имеющей свой предмет познания. Особенно упрощенными были гносеологич. представления В. м., не выходившие за пределы крайне огранич. эмпиризма, совершенно чуждого диалектике. В нек-рых странах благодаря атеистич. направленности В. м., переплетаясь с позитивизмом, играл прогрессивную роль, способствуя разоблачению религии и идеализма, помогая ознакомлению с выдающимися достижениями естествознания. В России 19 в. В. м., сыгравший известную положит, роль в борьбе с офиц. идеологией, был подвергнут критике революц. демократами (см. Н. А. Добролюбов, Полное собр. соч., т. 3, 1936, с. 92; М. А. Антонович, "Современник", 1863, т. 95, с. 50). Вульгарно-материалистич. тенденции были в СССР свойственны механистам (см. также Вульгарный социологизм). Лит.: Маркс К., Господин Фогт, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, ч. 1, М., 1935; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 25–26, 161, 163; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. IV, § 7, гл. VI, §4; Таганский Т., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и современные механисты, в кн.: Из истории философии XIX века. Сб. статей, [М.], 1933, с. 79–123; История философии, т. 3, М., 1959, с. 333–37. Т. Ойзерман. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Loading...Loading...