Какой бывает осень: пять подсезонов. Осень глазами художников и поэтов. Презентация презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему Подготовить презентацию осеннего сезона осень глазами биолога


Осень в стихах русских поэтов самая утонченная, нежная и в тоже время,

полная мудрости пора…


Иван Бунин "Листопад"

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой...


Афанасий Фет "Осенью"

Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далекий благовест слышней, Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы.


К.Д.Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.


Ласточки пропали,

А

А.С.Пушкин

  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.



Урок чтения для 3 класса

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 64

Гугнина Юлия Станиславовна,

г. Новосибирск

Новосибирск 2010

Цели. Познакомить с лирическими произведениями А. Вивальди и П.И. Чайковского; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; учить анализировать произведения; познакомить с терминами "цитата", "эпитет", "олицетворение", "сравнение"; совершенствовать навыки выразительного чтения; расширять литературный кругозор детей, познакомить их с произведениями искусства, посвященными осени; воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Оборудование. Учебник "В одном счастливом детстве" (авт. Р.Бунеев, Е.Бунеева. М., 2001); аудиозаписи музыкальных произведений – из цикла "Времена года" П.И. Чайковского, "Осень" Вивальди, стихов об осени; репродукции картин художников И.И. Левитана "Золотая осень", В.Д. Поленова "Золотая осень", В.А. Серова "Октябрь"; Школьный толковый словарь русского языка, Толковый словарик русского языка; карточки с текстами; мультимедиа. Вопросы учителя (У.), ответы детей (Д,)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока Слайд

Учитель. Осень – чудесная пора! И тема нашего урока – "Осень глазами художников, поэтов, композиторов".

III. Знакомство с новым разделом учебника

У. Каждый видит и понимает осень по-своему. Откройте учебник на странице 176, прочтите текст и решите, истинны или ложны утверждения, записанные на доске.

Слайд:

Осень – это орехи, цветы, высокое небо.

Осень – это туманы, заморозки, первый снег.

Дети читают текст и приходят к выводу, что оба высказывания истинны.

– Докажите, что эти высказывания истинны.

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги "Глухая пора листопада".

Борис Пастернак написал такие строки:

Глухая пора листопада,�Последних гусей косяки...�Расстраиваться не надо –�У страха глаза велики.

Строкой этого стихотворения назван раздел, и она заключена в кавычки. Почему ставятся кавычки? Ответ найдите в статье.

Дети. Это первая строчка стихотворения.

У. Как называют строку из стихотворения, заключенную в кавычки?

Д. Цитата.

У. Почему пора названа глухой? Найдите ответ на этот вопрос.

Выслушиваются ответы детей.

IV. Знакомство с произведениями об осени

У. Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, рассмотрим репродукции картин художников Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Валентина Александровича Серова, послушаем и прочитаем произведения русских поэтов и писателей, посвященные осени.�Слайд: Послушайте произведение Пушкина. Определите, к какому жанру оно относится.

Звучит аудиозапись произведения Пушкина "Осень".

– Сможете ли вы объяснить значение слов "очей очарованье" ("Очи – глаза"; "Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию"; "природы увяданье"; "багрец" (образовано от прилагательного "багровый").

– Посмотрите, как Поленов изобразил цвет осенней листвы.

Слайд репродукции картины В.Д. Поленова "Золотая осень".�Дети рассматривают репродукцию, фоном звучит произведение А. Вивальди "Осень".

– Послушайте еще одно произведение об осени.

Учитель читает стихотворение К.Бальмонта "Осень", ученики следят по тексту на с. 177 учебника.

– Как вы понимаете выражение "Все деревья блистают в разноцветном уборе", "нет в цветах благовонья"?

Выслушиваются ответы детей.

– Третье поэтическое произведение, с которым мы будем работать, написано Федором Тютчевым. Послушайте его.

Звучит аудиозапись произведения Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной...".

Слайд :

Лазурь – светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.

– Прочитайте объяснение смысла слова "лазурь". Были ли еще какие-то незнакомые, непонятные вам слова в тексте?

Учитель объясняет смысл непонятных слов.

V. Анализ стихотворений

У. Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен. Поэты рисуют картины осенней природы словами. Вспомните, что такое эпитеты.

Д. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос какой ?, например: красная девица, добрый молодец.

У. Найдите такие слова у Пушкина, Тютчева.

Дети выполняют задание.

– А есть ли другие слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.

Д. Олицетворение.

У. Найдите такие слова в стихотворении Константина Дмитриевича Бальмонта.

Д. "Солнце смеется", "осень проснется, заплачет".

У. И еще поэты используют другие волшебные слова-краски. Какой прием использовал Тютчев в строке "Весь день стоит как бы хрустальный"?

Д. Сравнение.

У. Как вы понимаете смысл этого выражения? Что пытался изобразить автор с помощью этого сравнения?

Дети отвечают.

– Послушайте, как Михаил Михайлович Пришвин описал осенний день.

Учитель раздает карточки с текстом "Хрустальный день".�Подготовленный ученик читает, дети следят по тексту.

ХРУСТАЛЬНЫЙ ДЕНЬ

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листок вверху, и только внизу на неслышном сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. В этой хрустальной тишине деревья, и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и их не было, но когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из своего оцепенения.

М.Пришвин

У. Как много можно увидеть и почувствовать, если уметь видеть волшебные слова-краски!

VI. Работа над выразительностью чтения

У. Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прочитаем стихотворение, записанное на доске.

Слайд:

Шуршат осенние кусты.�Шуршат на дереве листы.�И дождь шуршит,�И мышь, шурша,�В нору спешит.

У. Какое слово чаще всего встречается?

Д. "Шуршит".

У. А звук?

Д. Звук [ш].

У. Что же шуршит?

Д. Опавшие листья.

Слайд:

1) Шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче;

2) шуршит – громче, остальные слова – тише.

Дети тренируются, работая в парах, затем выслушиваются 3–4 человека.

VII. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение и имитирует движения листьев. Дети повторяют.

Осень длинной тонкой кистью�Перекрашивает листья.�Красный, желтый, золотой –�Как хорош ты, лист цветной!�А ветер щеки толстые�Надул, надул, надул.�Красный, желтый, золотой...�Облетел весь лист цветной.�Как обидно, как обидно!�Листьев нет –�Лишь ветки видно.

VIII. Работа над выразительностью чтения (продолжение)

У. К какому жанру относятся эти произведения?

Д. Это лирические стихотворения.

У. Лирические стихотворения требуют особого чтения – задушевности. Как следует читать стихи? Где следует делать паузу?

Дети отвечают.

– В стихотворении последние слова каждой строки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и рифму надо показывать.�Сейчас каждый ряд потренируется выразительно прочитать стихотворение одного автора: первый ряд – А.С. Пушкина, второй – К.Д. Бальмонта, третий – Ф.И. Тютчева.

Дети выполняют задание. От каждого ряда выслушиваются по два ученика.

IХ. Знакомство с произведениями об осени (продолжение )

Слайд репродукции картин И.И. Левитана "Золотая осень" и В.А. Серова "Октябрь".

У. Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время. Каждый из поэтов и художников по-своему увидел и описал осеннюю природу. Ведь и у осени есть свои периоды, она такая разная.�Какие стихи и картины соответствуют поре наступления осени?

Дети перечитывают стихи, рассматривают репродукции, звучит произведение П.И. Чайковского "Сентябрь".

– По каким приметам можно догадаться, что речь идет о наступлении осени?

Выслушиваются ответы детей.

– У осени есть особая пора. Как она называется?

Д. Золотая осень.

У. - Кто из поэтов воспел золотую осень? Какие строки это подтверждают? На полотнах каких художников изображена эта дивная пора?

Дети отвечают.

– Кому принадлежат эти строки:

"Дни поздней осени бранят обыкновенно,�Но мне она мила, читатель дорогой"?

Д. Пушкину.

У. Приведите другие строки из ститхотворения Пушкина, в которых описаны последние осенние деньки.

Дети зачитывают строки из стихотворения.

– На какой картине мы видим увядание природы?

Дети отвечают.

Х. Итог урока

– Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, называющее время года, которому посвящены все эти произведения.

Работа в группе по карточкам.

Ответы: 1. Чайковский. 2. Серов. 3. Тютчев. 4. Поленов. 5. Бальмонт.

В выделенных клетках – слово осень .

ХI. Домашнее задание

Ответить на вопросы на с. 178, подготовить выразительное чтение стихотворения.

Список использованной литературы:

Р.Бунеев, Е.Бунеева. "В одном счастливом детстве". Учебник; М., 2001

Школьный толковый словарь русского языка

Толковый словарик русского язык

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Русская живописьhttp://tphv.ru/

Энциклопедия русской живописи http://www.artsait.ru/

Композиторы классической музыки http://www.allcomposers.ru/

http://classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/

http://classic.chubrik.ru/Vivaldi/

Сферы применения – наука и техника, образование, популяризация научных достижений, справочная и энциклопедическая литература. Цели – сообщение о научно-технических открытиях, их разъяснение, т.е. описание закономерностей, теорий и пр. Жанры – выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научные темы), учебники, монографии, рефераты, диссертации, рецензии. Характерные стилевые черты – объективность, монологичность, смысловая точность (терминологичность), подчеркнутая логичность, доказательность в изложении материала, абстрактность (отвлеченность, обобщенность), некоторая сухость речи. Используемые языковые средства: лексические – специальная лексика, в том числе научные термины, тщательный подбор однозначных слов или многозначных слов в прямом значении, употребление слов в предельно абстрактном значении; морфологические – преобладание абстрактных и вещественных сущ., местоимений 3- го лица, кратких прилаг., причастий и деепричастий, глаголов несов. в. в наст. вр., указательных и определительных мест.; синтаксические – прямой порядок слов, вводные конструкции, сложные предложения с обособленными членами, выраженными причастными оборотами, страдательные и безличные конструкции, отсутствие авторских вопросительных и восклицательных предложений; текстовые – выдержанная структура рассуждения, стандартные обороты речи.

По окружающему миру в 3 классе после изучения темы про осень было задание подготовить презентацию «Осень глазами художника, поэта, композитора, биолога, метеоролога….» (на выбор). Дочка выбрала посмотреть на осень глазами художника. Пересмотрели множество картин по этой теме, она выбрала понравившиеся. В программе ФОТО Шоу сформировали слайд шоу, наложили музыку Шопена «Осенний вальс». Вот какая презентация получилась.

Презентация осень глазами художника

Осень - яркое и прекрасное время года. Ее красотой восхищались художники, о ее великолепии писали поэты, о ее пленительной магии говорили многие. Осень - это не только дождь, сырость и холод, это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами и уютные и теплые вечера в кругу семьи. Я предлагаю насладиться творчеством талантливых художников, которые покажут вам всю красоту и таинство золотой осени на своих полотнах.

Осень яркая

Афремов Леонид Дождливый вечер

Осень задумчивая

Усянов Владимир Павлович Осенняя аллея

Осень таинственная

Шишкин Иван Иванович Осенний лес

И даже дождь на картинах далек от унылости

Макнейл Ричард Триумфальная арка (Париж)

Осень такая разная, но всегда привлекательная — такой увидела я Осень глазами художника. На видео ниже можно посмотреть саму презентацию, в которую вошли 19 картин русских и зарубежных художников.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПроектТема: “Осень глазами метеоролога” Какие природные явления происходят осенью? Осенью солнечные деньки постепенно сменяют долгие и пасмурные дни с дождями и постепенным понижением температуры. Осенью природа одаривает такими явлениями, как дождь, туман, листопад, а ближе к зиме иней и первый снег.ЛистопадДождьПервый снег Образование тумана происходит чаще всего в ночные часы и ранним утром в низинных местах и над водоемами. Туман – это «спустившееся» к поверхности земли облако, то есть взвешенные в воздухе мельчайшие капельки воды.Чаще всего туманы наблюдаются глубокой осенью в ноябре. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная. Кучевые облака несут с собой большое количество осадков. Осенью, когда дневная температура выше нуля градусов, а ночная опускается ниже нуля, земля охлаждается. Может образовываться иней, а лужи покрываются тонкой пленкой льда. ИнейПленка льда Для исследования явлений природы и составления предстоящих прогнозов погоды используются метеорологические станции с самых разных частей земного шара. За природными явлениями, определяющими погоду, наблюдают метеорологи. Давайте посмотрим как работают метеорологи…Ежедневно каждые три часа в строго определенные сроки: 0,3,6,9,12,15,18 и 21 час по всемирному времени наблюдатели выходят на метеорологическую площадку и с помощью различных приборов фиксируют скорость и направление ветра, облачность, температуру и влажность воздуха и атмосферное давление, количество выпавших осадков. Так выглядит флюгер - метеорологический прибор(для измерения направления ветра) Запуск радиозондаТемпература, влажность и атмосферное давление на больших высотах измеряются с помощью приборов, именуемых радиозондами. Метеоролог выполняет сбор сведений об атмосферных процессах.Работа осуществляется на свежем воздухе, в том числе в неблагоприятных погодных условиях. Измерения проводятся независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм на море, гроза). Работа на отдаленных метеостанциях проходит часто в условиях изоляции, одиночества. Летающая метеостанцияСведения о погоде в тех местах, где нет метеостанций, помогают собирать самолеты, которые снабжены аппаратурой, позволяющей фиксировать различные погодные условия по маршруту следования. По характеру природных явлений можно составлять:- краткосрочный прогноз погоды (например, близящийся дождь при низких кучевых облаках) - долгосрочный прогноз (потепление или наступление холодов в зависимости от цвета солнца и облаков на закате). Спасибо за внимание!


Приложенные файлы

Loading...Loading...