Корригирующие упражнения используются. Корригирующие упражнения. Исходное положение – лежа на спине

Теперь, когда вы знаете свои слабые места, можно приступить к комплексу упражнений для укрепления пораженных мышц, который обеспечивает так называемый режим для всех видов боли спины. Но даже и он не всегда гарантирует хорошие результаты. Чтобы извлечь наибольшую пользу из комплекса следует иметь в виду, что упражнения, которые выполняются раз в неделю, только травмируют мышцы, их нужно выполнять ежедневно в заданной последовательности. В комплекс должны быть включены упражнения на разогревание и расслабление мышц, которые позволяют разрабатывать мышцы, не перенапрягая их. Никогда не перенапрягайте мышцы. Если вы чувствуете тянущую боль в спине, животе или какой-либо. другой части тела во время выполнения упражнений, это вовсе не означает, что мышцы становятся сильнее. Боль - сигнал того, что ваша нагрузка слишком велика.

Первые 6 упражнений, описанные ниже, обеспечивают общее расслабление и повышение эластичности мышц. Вы должны выполнять их независимо от характера вашего нарушения. Упражнения не являются тестами на выносливость. Они обеспечивают растяжение мышц в одном медленном непрекращающемся движении, а не двумя быстрыми рывками.

Перед началом занятий лягте на коврик или подстилку. Подложите для поддержки подушки под колени, руки и спину. Затем начинайте упражнения, повторяя каждое из них 2 или 3 раза в той последовательности, в которой они представлены, и 1 раз - в обратной. В конце комплекса повторяется первое упражнение.

1. Расслабьтесь, поворачивая голову в стороны, покачивая также плечами, руками, бедрами, ногами и стопами. Медленно поднимите руки, затем уроните их. Повторите эти движения кистями рук, ногами и стопами. Поверните голову налево, затем - направо. Глубоко вдохните. Не напрягаясь, медленно выдохните.

А сейчас старайтесь почувствовать себя так, словно все ваши части тела налиты свинцом - пусть голова, плечи, руки и ноги отдыхают на полу. Не пытайтесь приподняться, даже слегка напрягая мышцы.

Снова глубоко дышите. Закройте глаза, расслабьте мышцы челюсти, попытайтесь выдохнуть как можно медленнее, с шипением или жужжащим звуком.

Напрягите мышцы рук, затем расслабьтесь. Напрягите мышцы бедер и шеи и вновь расслабьтесь. Самое важное в этом упражнении - расслабление, а не напряжение мышц. Последнее нужно только для того, чтобы почувствовать разницу между напряженными и расслабленными мышцами.

Снова глубоко дышите. Медленно поднимите плечи к ушам, затем опустите и передерните ими.

2. Встаньте и снова пожмите плечами.

3. Лягте. Медленно поверните голову налево, затем верните ее в исходное положение и расслабьтесь. Медленно поверните голову как можно дальше направо, верните ее в исходное положение и расслабьтесь.

4. Лягте на спину, уберите подушки. Согните колени и медленно поднимите правое как можно ближе к груди. Медленно выпрямите ногу, пусть она упадет на пол ненапряженная и расслабленная. Верните ее в первоначальное согнутое положение. То же самое проделайте второй ногой. Затем повторите упражнение каждой ногой.

5. Лягте на левый бок. Голова при этом удобно покоится на подушке, мышцы шеи расслаблены. Обе ноги согнуты в коленных суставах. Скользящим движением поднимите правое колено как можно ближе к голове, затем медленно распрямите ногу. Уроните расслабленную ногу на пол. Выполните упражнение 2 или 3 раза, затем повернитесь на правый бок и повторите его левой ногой.

6. Повернитесь на живот. Голова должна удобно покоиться на сложенных кистях рук. Затем напрягите ягодичные мышцы. Удерживайте это положение в течение двух секунд, затем расслабьтесь.

7. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах. Распрямите ногу, постепенно поднимая ее, вытяните носок наружу, как показано на рисунке. Упражнение будет более эффективным, если добавить к ноге груз (с разрешения врача). Можно использовать мешочки с песком или утяжеленные ботинки. Начните с двух фунтов и добавляйте только по полфунта каждый второй или третий день. Если вам приходится поднимать ногу рывком или напрягаться, а груз слишком велик, то его следует уменьшить, чтобы выполнять упражнение только с легким усилием. Это и следующее упражнение направлены на укрепление сгибателей бедер.

8. Лягте на спину, ноги согнуты в коленях. Подтяните колени к груди. Постепенно опускайте ноги, в то же время распрямляя их, пока не коснутся пола. Расслабьтесь.

9. Вы лежите на спине, ноги согнуты в коленных суставах. Напрягите мышцы живота. Постарайтесь напрячь одновременно мышцы ягодиц. Если вы сделаете это правильно, ваша поясница будет прижата к полу. Напряженные мышцы сдвинут ваш таз и прижмут спину к полу. Возможно, сразу у вас это упражнение не получится, и вам придется начинать с напряжения мышц живота и ягодиц поочередно, прежде чем удастся одновременно напрячь их. При удачном выполнении упражнения держите мышцы в напряжении на протяжении двух секунд, затем расслабьтесь.

10. Лягте на пол, ноги согнуты в коленях, руки свободно вытянуты вдоль бедер. Приподнимите голову и плечи от пола, медленно опустите их на пол и расслабьтесь. Это и следующие два упражнения направлены на укрепление мышц живота.

11. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимите голову и правое колено и постарайтесь дотронуться губами до него. Не слишком напрягайтесь! Ваши первые попытки, возможно, будут неудачными, но в конце концов упражнение получится. Возвратитесь в исходное положение и повторите то же самое с левым коленом.

12. Лягте на спину, руки переплетены за головой, колени согнуты. Зацепитесь носками ног за тяжелый предмет (шкаф, кровать или тяжелое кресло), который не опрокинется. Сядьте, затем медленно вернитесь в лежачее положение. Садиться нужно постепенно, отрывая последовательно голову, плечи, грудь и только затем поясницу. При выполнении упражнения тело не напрягать, не садиться рывками. Если не можете выполнять упражнение с руками, переплетенными за шеей, постарайтесь выполнить его с руками, опущенными вдоль бедер. Затем переплетите руки на животе, а еще позже, несколько окрепнув, положите перекрещенные руки на грудь и, наконец, за шею. Если упражнение совсем не получается, выполняйте предыдущие до тех пор, пока не наберетесь достаточно сил для данного.

13. Лягте животом на пол, подложите под живот подушку. Поднимите правую руку и плечо опустите их, расслабьтесь. Проделайте то же другой рукой. Это и следующее упражнения направлены на укрепление мышц верхней части спины.

14. Лягте на живот, положив под него большую подушку. Зацепитесь ногами за тяжелый предмет, который не опрокинется. Держа руки вытянутыми вдоль бедер, поднимайте спину до горизонтального положения, но не прогибайтесь назад (упражнение на прогибание назад, или на сверхразгибание, может вызвать боль у некоторых больных. Поэтому оно не является нормальным движением для позвоночника, если вы не акробат. Не делайте этого!).

15. Лягте на живот, под талией большая подушка. Поднимите одну ногу, опустите ее, отдохните. Поднимите вторую ногу опустите отдохните. Это и следующие упражнения наивны направлены на укрепление мышц поясницы и ягодиц.

16. Лягте на живот с подушкой под бедрами. Ухватитесь руками за тяжелый предмет мебели, который не опрокинется. Поднимите одновременно обе ноги, затем опустите, отдохните.

17. Растяжение в положении лежа. Лежа на животе, вытяните левую руку и правую ногу как можно дальше, расслабьтесь. Повторите упражнение правой рукой и левой ногой. Затем потянитесь указанными членами одновременно и расслабьтесь. Это и остальные упражнения направлены на растяжение всех мышц - от надплечий до сухожилий сгибателей голеней.

18. Сядьте на стул. Ноги расставьте. Уроните голову, затем плечи и руки и наклонитесь как можно ниже. Возвратитесь в исходное положение, выпрямьтесь и расслабьтесь.

19. Встаньте на колени, опираясь на руки и колени. Вытяните спину по-кошачьи и одновременно уроните голову. Затем прогнитесь в обратную сторону, подняв голову и образовав спиной латинскую букву «V».

20. Вращательные наклоны в положении сидя. Сядьте на стул, наклонитесь, уронив голову и плечи. Затем - наклон в левую сторону и медленное выпрямление. Отдохните. Повторите упражнение с наклоном вправо.

21. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах, руки вытянуты вдоль бедер. Постарайтесь коленом дотронуться до лица, затем выпрямите ногу в воздухе и медленно опустите на пол.

При выполнении упражнения вы должны почувствовать натяжение сухожилий, разгибателя голени. Вернитесь в исходное положение. Расслабьтесь на секунду, прежде чем повторить упражнение второй ногой.

22. Встаньте, переплетите руки за спиной, спину и шею при этом держите прямо. Постепенно сгибайте туловище в тазобедренных суставах, пока не почувствуете растяжения мышц, сгибающих голени.

23. Сядьте на стул, руки за шеей, пальцы переплетены. Отведите локти назад как можно дальше, вернитесь в исходное положение, уроните руки и расслабьтесь. Повторите упражнение.

24. Стоя на коленях, обопритесь ладонями и локтями о пол. Постепенно выпрямите спину, скользя вперед на руках и держа ее и голову прямо. Это растянет ваши грудные мышцы. Возвратитесь в исходное положение, отдохните, затем повторите упражнение.

25. Сядьте на стул, руки - на плечах. Старайтесь перекрестить локти, заводя правую руку как можно дальше влево, а левую - как можно дальше вправо, пока не почувствуете Растяжение мышц верхней части спины. Вернитесь в исходное положение, уроните руки и расслабьтесь.

26. Лягте на живот, подложив под бедра подушку. Сведите лопатки вместе, затем расслабьтесь. Это упражнение будет особенно эффективным в сочетании с пожиманием плечами.

27. Это кульминационное упражнение, входящее во все комплексы. Чтобы выполнить его, сначала расслабьтесь, глубоко вдыхая и выдыхая. Медленно уроните голову, пусть туловище «свешивается» свободно от бедер. Медленно опустите плечи. Повторите упражнение 2 или 3 раза. При полном расслаблении, наклонясь от линии бедер, достаньте до пола как можно дальше, не напрягаясь. Расслабьтесь снова, выпрямьтесь и повторите упражнение.

28. Лягте на спину, ноги вытянуты. Поднимите левую стопу к правому колену и поставьте стопу левой ноги на правое колено. Затем медленно наклоняйте согнутое колено вправо, пока не почувствуете натяжения. Повторите упражнение, меняя стороны поворота колена. Упражнение будет более эффективным, если выпрямить ногу в колене.

29. Лягте на бок, голову положите на подушку ноги полусогнуты в коленных суставах. Вытяните верхнюю ногу и отведите ее назад как можно дальше. Возвратите в исходное положение, отдохните и перевернитесь на другой бок, чтобы повторить упражнение. Его лучше всего выполнять на жестком топчане так, чтобы нога могла вытяниться вниз по отношению к поверхности, на которой вы лежите.

На следующих одиннадцати рисунках приводится комплекс упражнений, рекомендуемых после выполнения тестов Крауса-Вебера. Каждое упражнение повторяется 2 или 3 раза, а затем - в обратном.

Когда вы почувствуете, что достаточно подготовлены для какого-либо вида спорта, не забывайте начинать и заканчивать занятия упражнениями, разогревающими мышцы и расслабляющими их. Напряженные мышцы не могут перенести повышенных нагрузок. Разогревающие упражнения растягивают ткани и делают их более гибкими и податливыми.

Если вы страдаете болями спины, будьте осмотрительны при выборе вида спорта. Очевидно, футбол исключается. Можете сначала попробовать плавание, а затем посоветуйтесь с лечащим врачом, можно ли вам заниматься теннисом или бегом. Какой бы вид вы ни выбрали, занимайтесь им регулярно, по крайней мере 3 или 4 раза в неделю, чтобы постоянно поддерживать тонус мышц.

Многие болезни и патологии можно победить при помощи специальных физических упражнений. Это особый вид терапии. Если неправильно подобрать методику, занятия могут и навредить. Поэтому назначает врач после постановки соответствующего диагноза. В целях профилактики можно выполнять разные комплексы. Они позволят избежать появления патологий в будущем. Особого внимания заслуживают корригирующие упражнения. О них пойдет речь далее.

Общая характеристика

Применяются в медицине уже достаточно давно. Это один из действенных методов восстановления осанки. Гимнастика влияет на все системы организма. Она позволяет укрепить мышцы, сухожилия, а также кости. При этом усиливается кровообращение. Это ведет к нормализации обменных процессов, улучшению работы внутренних органов.

От того, какая у человека осанка, зависит здоровье всего опорно-двигательного аппарата. Это, в свою очередь, влияет на работу всех прочих систем. Поэтому так важно уделять вопросам здоровой осанки много внимания. Особенно этот вопрос важен для детей. В процессе их роста и развития постоянно меняется и их опорно-двигательный аппарат. В этом возрасте гораздо проще откорректировать осанку, чем при достижении совершеннолетия.

Стоит учесть, что проблемы с позвоночником могут возникнуть и во взрослом возрасте. Корригирующие упражнения назначают как детям, так и взрослым. Конечно, исправить осанку будет сложнее после 18 лет, чем при занятиях с малышами. Однако нет ничего невозможного. Для достижения поставленной цели потребуется потратить немного больше времени и усилий. Однако это с лихвой окупится в будущем. Правильная постановка позвоночника, укрепление мышц спины позволит избежать ряда серьезных заболеваний, например, развития межпозвоночной грыжи, остеохондроза и т. д.

Цель проведения гимнастики

Целью корригирующих упражнений является восстановление баланса напряжения мышц. Если они слишком зажаты, их потребуется расслабить. Если их тонус слишком слабый, потребуется их укрепить. Именно мышцы поддерживают позвоночник, позволяя ему занимать правильное положение.

Упражнения корригирующего типа могут быть самыми разными. Они выполняются как со снарядами (фитбол, гантели, жгуты, гимнастические палки и т. д.), так и без них. Если у пациента нет противопоказаний или упражнения проводятся в качестве профилактики, он может выполнять их дома самостоятельно. В других же случаях комплекс ЛФК назначает врач. В некоторых случаях его можно проводить только под наблюдением специалиста.

Представленный подход позволяет выровнять разные искривления, придать осанке правильный вид. Мышцы становятся крепкими. Они, словно каркас, поддерживают позвоночный столб. Это позволяет избежать развития разных недугов. Если не предпринимать никаких действий по устранению патологий в области позвоночника, это может привести к снижению подвижности опорно-двигательного аппарата. Со временем человек может стать инвалидом. Помочь ему сможет только сложная, дорогостоящая операция.

Чтобы не допустить подобных негативных воздействий, нужно уделять осанке должное внимание. Чем больше следит человек за положением своего тела, тем быстрее получается избавиться от патологий.

Воздействие гимнастики на организм

Целью корригирующих упражнений является создание таких условий в организме, при которых все системы будут работать гармонично. Они позволяют исправить разные патологии позвоночника. Мышцы в процессе выполнения гимнастических упражнений претерпевают ряд изменений.

Гимнастика стимулирует усиление кровоснабжения в тканях. Это приводит к усилению мышц и костей, а также сухожилий, которые были задействованы в ходе того или иного движения. Ученые установили, что во время сна в организме человека протекает 12 л крови через каждый килограмм мышц. А во время тренировки этот показатель увеличивается до 56 л. При этом в момент физической активности мышцы поглощают в 20 раз больше кислорода.

Это приводит к увеличению силы, выносливости, а также массы мышц. Сухожилия также укрепляются. Утолщаются ткани костей и связок. В процессе активной работы мышц продвижение лимфы и крови по сосудам становится быстрее.

Целым комплексом положительных воздействий характеризуется корригирующая гимнастика. Упражнения позволяют усилить работу сердечно-сосудистой системы и легких. Это приводит к увеличению крови, которое циркулирует в организме. Вместе с этим питание всех клеток становится более полным, активным. Это активизирует процессы регенерации, развития всех тканей.

Глубокое дыхание положительно влияет на легкие. Альвеолы расправляются. Газообмен в легких улучшается. Укрепляются все мышцы скелета, сердца, обменные процессы ускоряются. Жиры активнее сгорают. Пищеварение, железы внутренней секреции работают активнее. Это ведет к положительным изменениям во всем организме.

Приемы ЛФК могут быть назначены в комплексе с другими методиками лечения. Во многих случаях это может быть самостоятельная терапия. Она позволяет избежать применения медикаментов, прочих небезопасных для организма методов лечения.

Корригирующие упражнения применяют при разных нарушениях осанки. Так как в каждом случае патологии сугубо индивидуальные, гимнастика подбирается в соответствии с типом отклонений от нормы, стадией развития болезни. Также учитываются особенности организма пациента.

Упражнения потребуется выполнять каждый день. При этом их проводят утром и вечером. Это может быть простой комплекс, который состоит всего из нескольких упражнений. Его можно выполнять в качестве утренней зарядки. Нужно придерживаться установленной последовательности движений. Их выполняют определенное количество раз.

Занятие длится 15-30 минут. В него входят не только корригирующие, но и Особое внимание уделяется большим мышцам спины, а также брюшному прессу.

Особого темпа нужно придерживаться при выполнении корригирующей гимнастики. Упражнения делают медленно или в среднем темпе. Нужно избегать резких рывков. В процессе тренировки обязательно следят за дыханием. Оно должно быть глубоким. Тренировка начинается с легких, разогревающих упражнений. Только после того, как мышцы будут подготовлены к физическим нагрузкам, выполняют силовые упражнения.

Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Самые первые занятия должны быть короткими. Количество повторений движений должно увеличиваться постепенно. Если человек нетренированный, нужно выбрать упражнения легкие. Постепенно нагрузку увеличивают.

Выбор нагрузки

Корригирующие гимнастические упражнения нужно выполнять с постепенно возрастающей нагрузкой. От этого зависит эффективность воздействий. Число повторений выбирают в зависимости от упражнения. Для каждого из них предусмотрено минимальное и максимальное количество.

Каждое упражнение влияет на ту или иную группу мышц. В зависимости от состояния здоровья, а также физиологических особенностей подбирают не только тип движений, но и их количество. Воздействие при наличии патологии должно быть целенаправленным.

Врач, который назначает процедуры, точно знает строение мышц, устанавливает причины нарушений. После этого он может подобрать комплекс процедур, которые требуются в конкретном случае. Подход всегда индивидуален. Это позволяет проработать нужные мышцы с требуемой силой воздействия.

В процессе выполнения корригирующих физических упражнений нужно постепенно переходить от легких движений к более сложным. Нагрузка должна быть рассеянной. Поэтому движения для разных групп мышц чередуют. Сначала выполняют гимнастику для верхних и нижних конечностей, затем для спины, брюшного пресса. После этого переходят к проработке мышц шеи, грудных мышц.

После проведения интенсивных, силовых движений обязательно уделяют внимание дыхательным процедурам.

Каждый подход включает в себя 8-16 упражнений. Выбор зависит от типа воздействия, подготовленности мышц. Постепенно количество движений в процессе выполнения каждого упражнения увеличивают.

Правила составления комплексов

Корригирующие упражнения для детей и взрослых подбирают в соответствии с определенными правилами. Первым в комплексе должно быть движение, которое направлено на создание правильной осанки. Это положение тела надо ощутить, а затем удерживать в течение всей тренировки. Так мышцы запоминают, как нужно поддерживать спину.

После этого выполняют упражнения, которые позволяют прорабатывать большие группы мышц. Это нагрузка, которая направлена на спину, плечи, пресс, а также ноги. Такая гимнастика оказывает общее укрепляющее воздействие на организм.

После силовых упражнений выполняют движения на ощущение осанки. Это позволяет чередовать нагрузку, а также поддерживать правильное положение спины в течение проведения всего комплекса.

После этого наступает момент, когда проводится коррекция. В комплекс должно быть включено от 4 до 6 таких движений. Специальные корригирующие упражнения проводятся только после правильной подготовки мышц. В противном случае воздействие ЛФК будет недостаточно эффективным.

После выполнения коррекции снова выполняют упражнения на ощущение осанки. Это положение спины нужно сохранять в течение всего дня. За этим нужно следить. Чем больше человек обращает внимание на свою осанку, тем быстрее будут видны первые положительные изменения.

Некоторые из этих упражнений (особенно на ощущение правильного положения спины) нужно выполнять в течение всего дня. и коррекцию проводят только в комплексе с другими движениями.

Формирование правильной осанки

Комплекс упражнений при корригирующей гимнастике обязательно включает в себя движения, которые формируют правильную осанку. Их существует достаточно много. Несколько популярных движений рассмотрено далее.

Сначала нужно встать спиной к стенке. Затылок, пятки и ягодицы должны касаться ее поверхности. Мышцы должны немного напрячься. Это состояние нужно запомнить. Его сохраняют в течение тренировки. Далее человек отходит от стенки и держит такое положение тела еще несколько секунд.

Можно также, отойдя от стены, сделать несколько взмахов руками, ногами и наклонов туловища. После этого снова становятся в правильную стойку. Для этого опять подходят к стене.

В ходе выполнения гимнастики несколько раз после силовых и корригирующих упражнений нужно подходить к стене, проверяя положение тела.

Одним из возможных упражнений может быть следующее. Стоя у стены, нужно поднимать руки через стороны, а затем поочередно сгибать ноги в коленях. После этого несколько раз приседают (также возле стенки). Затем приподнимаются на носках, выдерживая при этом правильную позу. После этого правильную осанку проверяют стоя боком возле зеркала.

Укрепление мышц спины

Комплекс корригирующих упражнений также включает в себя движения, которые позволяют укрепить мышцы спины. Они присутствуют практически в каждом наборе гимнастических движений.

Сначала нужно лечь на спину. Ноги согнуты в коленях, а локти лежат на полу. Делают прогиб в грудном отделе позвоночного столба. В этой позе нужно зафиксироваться на 5 сек. Далее мышцы расслабляют. Такое же упражнение выполняют тазом. Его также приподнимают на 5 сек.

Далее нужно лечь на живот. Пальцы рук скрещены за спиной. Приподнимают плечи и голову. Руки отводят назад и прогибаются. После этого расслабляются. Это упражнение также может быть дополнено поднятием не только плеч и головы, но и ног.

Если человек тренированный, предыдущее упражнение усложняют. Обе руки кладут за голову и в таком положении поднимают руки, ноги и голову от пола. Затем в этом же положении руки разводят в стороны или вытягивают вперед. Можно руками поднимать гантели, мяч или гимнастическую палку.

Упражнения для растягивания мышц поясницы

Корригирующие упражнения для осанки включают в себя движения, которые направлены на растягивание мышц поясницы. Сидя на стуле нужно наклониться вперед. Грудью касаются коленей. После этого выполняют наклоны, но ноги при этом должны быть расставлены максимально широко. Нужно стараться наклониться как можно ниже.

Далее садятся на пол. Выполняют наклоны вперед. Ноги вытянуты. Лбом нужно стараться дотянуться до коленей. Далее в такой же позе нужно согнуть одну ногу в колене. Ее отводят назад. К прямой ноге тянутся, стараясь коснуться лбом. Затем положение меняют.

Укрепление мышц поясницы

Корригирующие упражнения при сколиозе или иных нарушениях положения позвоночника включают в себя несколько движений, которые способны проработать соответствующие группы мышц. Часто в комплексы включают упражнения, которые направлены на укрепление мышц поясницы.

Нужно лечь на спину и согнуть ноги. Таз поднимают и удерживают его в таком положении несколько секунд. При этом нужно подниматься на носки. Таз перемещают в одну и другую сторону.

После этого нужно отдохнуть и снова выполнять подобное движение. Но, приподняв таз, нужно делать приставные шаги в одну и другую стороны.

После этого нужно лечь на живот. Поочередно поднимают прямые ноги. Следующее упражнение делают так же, но ноги поочередно отводят в стороны. После этого нужно немного отдохнуть. Следующее упражнение также выполняют лежа на животе. Руками держатся за голеностопы. Далее делают в спине прогиб. Нужно перекачиваться в такой позе вперед и назад.

Рассмотрев особенности корригирующих упражнений, а также методики назначения ЛФК, можно понять важность применения подобных подходов в процессе лечения и профилактики отклонений в области спины. Это позволяет предотвратить развитие ряда более серьезных заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые постепенно развиваются при наличии неправильного положения позвоночника.

Особенности физического воспитания школьников с нарушениями осанки и деформацией позвоночника

Если физическое воспитание ребенка осуществляется в специальных группах образовательных учреждений, следует шире использовать корригирующие упражнения – специальные гимнастические упражнения, обеспечивающие коррекцию деформации позвоночника за счет создания мышечной тяги в противоположном дефекту направлении. Все корригирующие упражнения проводятся в исходном положении, когда позвоночник находится в положении наименьшего статического напряжения, т.е. лежа на животе, спине, боку, с одновременным использованием подкладок (подушечки, мешочки с песком).

Симметричные физические упражнения

Симметричные физические упражнения – это гимнастические упражнения, при которых сохраняется срединное положение позвонков. Электромиография показывает, что при сколиотическом изгибе активность мышц по обеим сторонам от позвонков неодинакова. Следовательно, сохранение срединного положения позвоночника, сопротивление его отклонению в сторону более сильных мышц будет вызывать более сильное напряжение в ту сторону, где мышцы ослаблены. Таким образом, симметричные по характеру выполнения физические упражнения с точки зрения мышечного тонуса асимметричны.

При симметричных корригирующих упражнениях происходит постепенное выравнивание мышечного тонуса, устраняется асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура, возникающая на противоположной стороне сколиотической дуги. Преимущества симметричных корригирующих упражнений заключаются в стимулировании процессов компенсации у больных, в сравнительной простоте их подбора. При их проведении методист должен иметь постоянную возможность контролировать линии остистых отростков, которые целесообразно отметить раствором йода.

Примеры симметричных физических упражнений

1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки поднять кверху и потянуться темечком «к звездам». Выполнить 3 раза по 10–15 сек., отдых – 5 сек.

2. И.п. – то же. Прямые руки опущены вниз и вместе с плечевыми суставами максимально отведены назад – «лопатки здороваются». Выполнить 3 раза по 10–15 сек., отдых между повторами – 5 сек.

3. И.п. – лежа на животе, принять правильную позу (симметричное положение ног и рук относительно средней линии позвоночника). Перевести руки вперед, положить кисти одна на другую под подбородком. Одновременно поднять руки, грудь и голову, не отрывая от пола таз и живот. Не отклоняясь в сторону, удерживать туловище. Время удержания – 50–60% от максимального.

4. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Приподнимая голову и плечи одновременно, отвести назад прямые руки – вдохнуть, вернуться в и.п. – выдохнуть.

5. И.п. – то же, но с одновременным отведением назад обеих ног («рыбка»).

6. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, принять правильную осанку. Проверить ее, поднимая голову и плечи. Руки перевести на пояс, медленно перейти в положение сидя, следя за осанкой. Вернуться в и.п.

7. И.п. – лежа на спине, приподнять прямые ноги под углом 30–45°. Развести их в сторону, соединить, опустить.

8. И.п. – лежа на спине, приподнять прямые ноги до угла 45°, произвести скрестные движения прямых ног – «ножницы».

9. И.п. – то же. Круговые движения прямых ног.

10. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги врозь. Переход в положение сидя с поочередным касанием правой рукой левой стопы, левой рукой – правой стопы.

11. И.п. – полусидя с опорой на предплечья согнутых рук сзади. Поднять прямые ноги, развести их в стороны, соединить и опустить.

12. И.п. – лежа на животе, руки под подбородком. Отвести назад прямые ноги, удержать на счет до 50–60% от максимально возможного времени, вернуться в и.п.

13. И.п. – то же. Вытянуть вперед прямые руки с отягощением (мячи, гантели, мешочки с песком).

14. То же – с отягощением ног, время выполнения 50–60% от максимально возможного.

Асимметричные физические упражнения

Асимметричные корригирующие упражнения позволяют подобрать исходное положение и мышечную тягу соответствующих мышц конкретно на данный участок позвоночника. Варьируя положение таза и плечевого пояса, угол отведения рук или ног, с учетом биомеханики движений можно довольно точно подобрать асимметричные упражнения для максимального уменьшения деформации во фронтальной плоскости. Следует помнить, что подбор упражнений должен быть строго индивидуален с учетом рекомендаций врачей и показателей рентгенологических снимков. Непродуманное использование асимметричных упражнений может привести к прогрессированию заболевания и дальнейшим деформациям.

Среди других корригирующих упражнений особое место занимают упражнения для подвздошно-поясничной мышцы, которые при неравномерной длине вызывают отклонение соответствующего сегмента позвоночника от средней линии. Дело в том, что поясничная часть этой мышцы берет начало от отростков поясничных позвонков, а подвздошная часть – от внутренней поверхности подвздошной кости. Соединяясь в полости большого таза, подвздошно-поясничная мышца направляется косо вниз, проходит под паховой связкой и прикрепляется к малому вертелу бедренной кости. Мышца является сгибателем бедра при положении сгибания в тазобедренном суставе более чем на 60°, а при фиксированном бедре является сгибателем туловища. При напряжении подвздошно-поясничной мышцы лордоз усиливается, а при расслаблении – уменьшается.

Для тренировки подвздошно-поясничной мышцы следует принять исходное положение – сгибание бедра и голени под углом 90° в положении лежа на спине. С помощью манжеты на нижней трети бедра и блока, через который перекинута тяга от манжеты к грузу, производится сгибание бедра с приведением его к животу. Тренировку начинают с 15–20 сгибаний при грузе 3–5 кг, затем увеличивают число общих сгибаний, удваивая их в течение первых двух месяцев и утраивая к шести месяцам тренировок. Другой вариант тренировки – работа мышц в изометрическом режиме при удержании груза. Исходное положение – то же. На блоке закрепляется груз от 6 до 10 кг. Ребенку предлагается удерживать груз, не производя никаких движений. Начальное время удержания – 10 сек., за 3 мес. доводить время удержания до 30 сек., за 6 мес. – до 1 мин.

Примеры асимметричных корригирующих упражнений

1. И.п. – лежа на животе, рука со стороны вогнутости грудного отдела позвоночника приподнята вверх, другая согнута в локте, кисть под подбородком. Приподнять голову и плечи. Вернуться в и.п.

2. И.п. – лежа на животе, руки под подбородком. Отвести прямую ногу в сторону выпуклости поясничного отдела, приподнять голову и грудь одновременно с вытягиванием вверх со стороны вогнутости грудного отдела позвоночника. Вернуться в и.п.

3. И.п. – лежа на животе, ноги со стороны выпуклости поясничного отдела отведены в сторону, кисти рук на затылке. Приподнять голову и грудь, разведя локти в сторону, слегка прогнуться в грудном отделе. Вернуться в и.п.

4. И.п. – стоя на четвереньках. Поднять руки вверх на стороне вогнутости позвоночника, отвести назад выпрямленную ногу на стороне вогнутого поясничного отдела.

5. И.п. – стоя перед зеркалом. Принять правильную осанку. Поднять плечо со стороны вогнутости грудного изгиба сколиоза, повернуть его внутрь. Вернуться в и.п.

6. И.п. – стоя перед зеркалом. Принять правильную осанку. Опустить и повернуть кнаружи плечо со стороны выпуклости грудного отдела.

7. И.п. – о.с. Поднять руку вверх на стороне выпуклости грудного сколиоза до горизонтального положения, приводя лопатку к средней линии, другую руку поднять вверх с поворотом внутрь.

8. То же, но с гантелями или с булавами.

9. Ходьба по гимнастической скамейке с полуприседанием на ноге со стороны выпуклости поясничного сколиоза и опусканием ноги вниз со стороны вогнутости.

Упражнения на равновесие

Эта группа упражнений используется при дефектах позвоночника для тренировки вестибулярного аппарата и позных реакций. Они выполняются при уменьшенной плоскости опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге и т.д. и способствуют формированию и закреплению навыка правильной осанки, тренируют ощущение положения тела в пространстве. В процессе их выполнения вырабатывается схема положения тела, что позволяет в дальнейшем принимать заданную позу. Усложнение упражнений достигается за счет постепенного уменьшения опоры – стойка на одной ноге, на носочках, применение снарядов (бревно, бум, узкая часть гимнастической скамейки), а также за счет перемещения центра тяжести – поднимание рук, отведение ноги, использование булав, набивных мячей и т.д. Рекомендуется также чаще применять резкие переходы от динамической работы к статической, например остановку после ходьбы, бег с принятием определенной позы, основную стойку и т.д.

Примеры упражнений на равновесие на полу

1. И.п. – руки в стороны. Движение ногой вперед, в сторону, назад.

2. То же, но руки к плечам, за голову, вверх.

3. И.п. – о.с. Согнув правую (левую) ногу в тазобедренном и коленном суставах, развести руки в стороны. Удерживать равновесие.

4. То же, но движения руками выполнять вперед, в стороны, вверх.

5. И.п. – руки на поясе. Подниматься на носки.

6. То же, но при этом вытянуть руки вперед, в стороны, вверх.

7. И.п. – руки в стороны. Поднимаясь на носки, повернуть голову направо, налево.

8. Из упора присев встать, выпрямиться, согнуть правую (левую) ногу, развести руки в стороны. Удерживать равновесие.

9. То же, подняв руки вверх.

10. То же, поднявшись на носок одной ноги, другую согнуть в тазобедренном и коленном суставах с различными движениями руками.

11. Ходьба с остановками на одной ноге по сигналу.

12. То же с мешочком на голове.

13. Ходьба на одной ноге с остановками и разнообразными движениями руками.

14. И.п. – одна стопа впереди (по одной линии). Выполнять различные движения руками.

15. Из и.п. одну ногу поставить на шаг впереди (ноги располагаются по одной линии). Встать на носки, выполнять различные движения руками.

16. В том же и.п. – повороты туловища.

17. Из того же и.п. ученики, стоя попарно, лицом друг к другу, пытаются вывести партнера из равновесия, ударяя ладонью по ладони.

18. Ходьба по линии.

19. Подняться на носки с закрытыми глазами. Выполнять различные движения руками и повороты головы.

20. Стоя на одной ноге, захватить разноименную стопу обеими руками, удерживая равновесие.

21. То же, но взяться за стопу разноименной рукой.

22. Стоя на одной ноге, развести руки в стороны. Другую ногу согнуть в тазобедренном и коленном суставах. Попытаться достать коленом лба.

23. Стоя на одной ноге, снять и надеть обувь.

24. Бег, по сигналу – присед.

25. Из о.с.: прыжки с поворотом налево (направо), на 90°, 180° и 360°. Удержаться после приземления в и.п.

26. И.п. – руки в стороны. Стоя на одной ноге, другую отвести назад до горизонтального положения с наклоном вперед («ласточка»).

27. «Ласточка» из упора присев.

28. «Ласточка» лицом друг к другу, взявшись за руки.

29. Приседание на одной ноге лицом друг к другу, взявшись за руки.

30. Стоя на одной ноге, выполнить наклон в сторону с подниманием другой ноги в противоположную сторону (боковая «ласточка»).

31. «Ласточка» с поворотом на 90°.

32. И.п. – «ласточка». Прыжком поменять ноги.

Примерные упражнения на равновесие на повышенной опоре (гимнастическая скамейка, бревно)

1. Ходьба вперед и назад.

2. Ходьба вперед спиной.

3. Ходьба с различными движениями рук.

4. То же – с движениями свободной ноги (согнуть, выпрямить, поставить).

5. Ходьба приставным шагом, ходьба боком, ходьба с поворотами, ходьба поперек скрестным шагом.

6. Вбегание вверх по наклонной скамейке (высота 70–100 см).

7. Ходьба по наклонному снаряду (скамейка, бревно).

8. Ходьба по гимнастической скамейке. Остановиться, стать на правое (левое) колено.

То же – в ходьбе по рейке гимнастической скамейки.

9. Движения руками в упоре на правом (левом) колене.

10. Ходьба с полуприседанием на одной ноге в темпе шага, другая нога ритмично опускается вниз вперед.

11. Ходьба вперед и назад с различными положениями рук.

12. Ходьба вперед, остановка, равновесие на правой (левой) ноге («ласточка»).

13. То же, но в положении «ласточка» выполнить различные движения руками.

14. Ходьба выпадами.

15. Стоя на бревне (скамейке), бросать и ловить мяч.

16. Ходьба с ловлей мяча, брошенного партнером.

17. Ходьба с бросками и ловлей мяча.

18. Ходьба с перешагиванием через мяч или веревку.

19. Ходьба с подлезанием под веревку.

20. Ходьба с переноской медболов.

21. Расхождение вдвоем при встрече (на бревне или скамейке).

Упражнения на расслабление

Данные упражнения активно выполняются с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Расслабление сложно для ребенка и требует определенного двигательного опыта, умения напрягать мышцы. Обязательным физиологическим условием произвольного расслабления является удобное исходное положение.

При выполнении упражнений на расслабление достигается снижение тонуса не только скелетной мускулатуры, но и одновременно гладкой мускулатуры внутренних органов в зоне сегментарной иннервации. Упражнения на расслабление – прекрасное средство восстановления нарушенной координации, нормализации мышечного тонуса при его длительном повышении. В расслабленных мышцах процессы восстановления происходят быстрее после напряжения.

Рекомендуется обычно расслабиться в положении лежа, когда значительно снижается статическая нагрузка на мышцы туловища, а затем проводить эти упражнения в других исходных положениях. При дефектах позвоночника расслабляющие упражнения применяются при развитии мышечных контрактур, для выравнивания тонуса мышц позвоночника, восстановления нарушенной координации движений и воздействия на центральную нервную систему. При необходимости используются валики или другие приспособления, а также дополнительные приемы, облегчающие произвольные расслабления: встряхивание, покачивание, маховые движения в сочетании с массажем. С целью усиления расслабляющего эффекта применяются поглаживание и вибрация.

Примеры некоторых упражнений на расслабление

Исходное положение – лежа на спине

1. Согнуть руки в локтях с упором на них, а ноги – в коленях. Опираясь на стопы и локти, прогнуться, приподнять таз, вернуться в и.п., расслабить правую руку. Предплечье и кисть свободно падают вдоль туловища.

То же – левой рукой.

Расслабить правую ногу. Голень и стопа скользят расслабленно вниз.

То же – левой ногой.

2. Руки вдоль туловища. Полное и произвольное расслабление мышц туловища и конечностей: «Все мышцы расслаблены, теплые, отдыхают. Ноги тяжелые, теплые, отдыхают. Руки теплые, тяжелые. Живот расслаблен. Полный глубокий отдых. Руки вверх – потягивание, возврат в исходное положение».

3. Согнуть правую ногу в колене, покачать вправо – влево, расслабить ногу.

То же – левой ногой.

4. Руки согнуты в локтях. Встряхнуть кисти рук и расслабленно уронить поочередно правую и левую руку.

5. Правой рукой приподнять левую руку, встряхнуть и опустить ее. Расслабленная рука свободно падает вдоль туловища.

То же – другой рукой.

Исходное положение – лежа на животе

1. Кисти рук под подбородком. Согнуть ноги в коленях, поочередно касаясь пятками ягодиц, расслабить и уронить поочередно правую и левую голень.

2. Полностью расслабить мышцы шеи, спины, рук, ног. Инструктор проверяет полноту расслабления.

Исходное положение – сидя

1. Сидя на стуле, руки опустить вниз вдоль туловища. Затем поднять вверх, потянуться, откинуться назад. Наклоняясь вперед, расслабить мышцы шеи, спины, свободно уронить расслабленные руки вдоль туловища.

2. Приподнять обеими руками правую ногу, обхватив ее под коленом, расслабить и раскачать правую голень.

То же – левой ногой.

3. Руки в стороны, согнуть их в локтях, покачать расслабленными предплечьями и кистями. Проверить полноту расслабления.

Исходное положение – стоя

1. Приподнять и опустить плечи – «удивиться».

2. Поднять руки вверх, расслабить кисти, расслабить руки в локтях – кисти к плечам. Расслабить и разогнуть руки вниз туловища, опустив их вниз.

3. При расслаблении наклонить туловище вперед, покачать расслабленными руками.

Упражнения на растягивание

Эти гимнастические упражнения применяются для преимущественного воздействия на патологически измененный связочно-суставной аппарат с потерей эластичности и прежде всего при контрактурах различного генеза. Методическая сложность активных упражнений в растягивании заключается в необходимости избегать болевых и неприятных ощущений. К упражнениям в растягивании относятся маховые движения, упражнения с увеличенной амплитудой с помощью специального инвентаря и оборудования – круговые упражнения рук, упражнения с булавами, палками и т.д. Разновидностью упражнений в растягивании являются упражнения в самовытяжении при дефектах осанки и сколиозах.

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

При проведении корригирующей гимнастики целесообразно по возможности увеличивать подвижность позвоночника. Следует помнить, что выполнение для этой цели физических упражнений возможно лишь при предварительной хорошей подготовке мышечного корсета и активной стабилизации сегментов с нарушением симметрии. Упражнения необходимо применять с крайней осторожностью и под постоянным врачебным контролем. Для мобилизации позвоночника применяют ползание на четвереньках, смешанные висы и упражнения на наклонной плоскости. При выполнении этих упражнений необходимо помнить об опасности перерастяжения связочного аппарата мышц, так как при недостаточной подготовленности мышечного компонента и должной силовой выносливости, помимо активного мышечного компонента, всегда присутствует воздействие веса тела на позвоночник.

Примеры упражнений

1. И.п. – стоя на четвереньках. Ходьба на четвереньках по ковру или гимнастической скамейке. В этом положении увеличивается подвижность преимущественно нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника.

2. И.п. – стоя на четвереньках с опорой на предплечья и колени. Ползание по ковру, гимнастической скамейке. Упражнение способствует увеличению подвижности среднего и нижнего грудного отделов позвоночника.

3. И.п. – стоя на коленях при наклоне туловища вперед с вытянутыми прямыми руками, опора на кисти вытянутых вперед рук. При ползании в этом положении увеличивается подвижность позвоночника в шейном и верхнем грудном отделах.

4. И.п. – вис на подколенках на гимнастической наклонной лестнице. Инструктор или партнер осуществляет страховку, придерживая ребенка в области голеностопных суставов. Руки вверх, в сторону, вниз.

5. То же – с мячом. Руки с мячом вперед, назад, вверх.

6. И.п. – стоя на второй рейке гимнастической стенки. Опустить таз вниз, сгибая колени.

7. И.п. – стоя на четвертой – пятой рейках гимнастической стенки. Опустить правую ногу вниз, прижимая левую ногу и туловище к гимнастической стенке. Тянуться вниз.

То же – левой ногой.

8. И.п. – вис на гимнастической стенке. Удерживать вис как можно дольше.

9. И.п. – смешанный вис на гимнастической стенке: опора ногами на первой – второй рейках, хват руками над головой лицом к стенке. Передвижение по гимнастической стенке вправо и влево.

10. И.п. – вис лицом к стенке. Разводить и сводить прямые ноги.

11. И.п. – вис спиной к стенке. Разводить и сводить прямые ноги.

12. И.п. – вис спиной к стенке. Согнуть и опустить поочередно правую и левую ноги.

13. То же, что в упражнении 9, но спиной к стенке.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

К этой группе гимнастических упражнений относятся упражнения для развития мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища. Они применяются для восстановления и наращивания общей силовой выносливости указанных мышц. Методика их применения – скоростно-силовые или статические напряжения, при которых величина мышечного напряжения достигает 70% от максимальных возможностей. При скоростных упражнениях напряжение не должно превышать 20% от максимальных значений, но темп их выполнения – быстрый. Для выработки мышечного корсета целесообразно использовать и статические напряжения – работу мышц в изометрическом напряжении, что обеспечивает быстрое наращивание мышечной массы при выраженных дефектах позвоночника.

Примерные упражнения

Упражнения для мышц спины

1. И.п. – лежа на животе, подбородок на тыльной стороне кистей, положенных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи не более чем на 2–3 см. Лопатки соединить, дыхание не задерживать. Сохранять принятое положение до определенного счета (50–60% от максимального). Для повышения эффективности следует положить под живот в районе пупка подушечку или мешочек с песком высотой не более 2–3 см.

2. То же, но кисти рук переводить к плечам, за голову.

3. И.п. – то же. Поднимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам («плавание брассом»).

4. И.п. – то же. Движения рук в стороны, назад, в стороны, вверх.

5. И.п. – то же. Поднять голову и плечи, руки развести в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.

6. И.п. – то же. Поднять голову и плечи, руки развести в стороны. Выполнить круговые движения руками.

7. И.п. – то же. Поочередно отводить прямые ноги назад, не отрывая таз от пола. Темп медленный.

8. То же, но с одновременным приподниманием и удержанием обеих ног до счета 3–5.

9. И.п. – то же. Отвести назад прямую правую ногу. Приподнять и присоединить к правой ноге прямую левую ногу. Медленно опустить обе ноги.

10. И.п. – то же. Отвести назад обе прямые ноги, развести их в стороны, соединить вместе, опустить.

11. И.п. – то же лицом к партнеру. Взять гимнастическую палку хватом сверху, приподнять туловище и грудь, бросить палку партнеру, ловить хватом сверху и снизу, удерживая голову и грудь в приподнятом положении.

12. То же – на гимнастической скамейке.

13. То же, но с медболом.

Упражнения для мышц брюшного пресса

И.п. – лежа на спине,поясничный отдел позвоночника прижат к опоре.

1. Согнуть и разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставе поочередно («велосипед»).

2. Согнуть обе ноги, разогнуть их вперед, медленно опустить.

3. Руки за головой. Поочередное приподнимание прямых ног вперед.

4. Руки поднять вверх. Медленно поднять обе прямые ноги до угла 45° и медленно опустить в и.п.

5. Согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед вверх, развести в стороны, соединить и медленно опустить.

6. Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть их вперед под углом 45°, медленно опустить.

7. То же, но удерживая мяч между лодыжками.

8. Скрещивание прямых ног («ножницы»).

9. Переход в положение сидя с махом рук.

10. То же, но руки на поясе.

11. Ноги фиксированы у гимнастической скамейки или удерживаются партнером. Медленно сесть и медленно вернуться в и.п.

12. Сидя верхом на гимнастической скамейке, отклоняться назад до положения лежа. Удерживаясь прямыми ногами, вернуться в и.п.

Упражнения для боковых мышц туловища

1. Лежа на правом боку, правую руку вытянуть вверх, левую руку – вдоль туловища. Удерживая туловище в положении на боку, приподнимать и опускать левую выпрямленную ногу.

2. То же – на левом боку с приподниманием и опусканием правой ноги.

3. Лежа на правом боку, правую руку вытянуть вверх. Левая рука согнута в локте и ладонью упирается в пол на уровне плеча («окошечко»). Приподняв обе прямые ноги, удерживать их до счета 3–5 (или 50–70% от максимальных возможностей). Медленно опустить ноги в и.п.

4. То же – на левом боку.

5. Из и.п. на боку приподнять одну ногу, присоединить к ней другую, медленно опустить обе ноги.

6. И.п. – лежа на боку на кушетке или приподнятой опоре, удерживая туловище на весу. Одна рука опирается на пол, другая вытянута вдоль туловища. При фиксации ног учителем, инструктором ЛФК или партнером перевести руки на пояс, вверх, вперед, к плечам. Вернуться в и.п.

7. То же – на другом боку.

По мере увеличения силовой выносливости возрастает количество повторений каждого упражнения. В дальнейшем можно вводить отягощения и сопротивление (гантели, мячи и т.д.). Для определения максимального напряжения и подбора количества силовых упражнений периодически вне занятий проводятся пробы на максимально возможное количество повторений данного упражнения.

Пример: ребенок может выполнить упражнение 5 до отказа 14 раз, следовательно, во время занятий его надо повторить 7–10 раз (т.е. 50–70% от максимальных возможностей). При возможности повторения упражнения более 10 раз следует вводить отягощение.

Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки

Эти упражнения занимают особое место в методике корригирующей гимнастики, ибо нормальная осанка является конечной целью проведения лечебно-профилактических мероприятий. Для формирования навыка правильной осанки ведущее значение имеет проприоцептивное мышечное чувство, т.е. ощущение положения собственного тела в пространстве, получаемого ребенком за счет импульсации в центральную нервную систему (ЦНС) с многочисленных рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Поэтому при воспитании и закреплении правильной осанки обращается внимание на расположение тела в исходном положении.

Формирование правильной осанки невозможно без четкого мысленного и зрительного представления о ней. Мысленное представление формируется со слов методиста или врача как идеальная схема расположения тела в пространстве: положения головы, надплечий, грудной клетки, живота, таза, ног.

Мысленное представление о правильной осанке неразрывно связано с формированием зрительного образа правильной осанки. Дети должны видеть правильную осанку не только на рисунках, фотографиях, но и на занятиях. Это должна быть правильная осанка методиста, врача и образ в зеркале, который помогает корректировать осанку.

Наконец, самую большую группу средств формирования правильной осанки составляют собственно гимнастические упражнения, которые изложены в большинстве учебников и учебно-методических пособий.

Примерные упражнения

1. И. п. – о.с. Стоя у стены или гимнастической стенки, принять правильную осанку, касаясь спиной стены или стенки. При этом лопатки, ягодицы, икры ног и пятки касаются стенки, голова приподнята. Правильная осанка контролируется самим ребенком в зеркале, учителем или одним из детей по указанию учителя.

2. Стоя у стены, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

3. Принять правильную осанку, сделать 2–3 шага вперед, присесть – встать. Вновь принять правильную осанку.

То же – с закрытыми глазами.

4. Принять правильную осанку у гимнастической стенки. Сделать 1–2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища. Вновь принять правильную осанку, проверить ее, исправить дефекты.

5. Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку. Приподняться на носочках, удерживаясь в этом положении 3–5 сек. Вернуться в и.п.

6. То же, но без гимнастической стенки.

7. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять правильную осанку, проверяя себя перед зеркалом.

8. Приняв правильную осанку, положить на голову мешочек с песком. Присесть, стараясь не уронить мешочек. Вернуться в и.п.

9. Ходьба с мешочком на голове с остановками для контроля правильной осанки.

10. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствие – веревочку, гимнастическую скамейку и т.п.

11. Принять правильную осанку с мешочком на голове напротив партнера. Перебрасывать и ловить мяч с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек.

12. Ходьба с мешочком на голове с выполнением задания: в полуприседе, с высоким подниманием колен, скрестным шагом, боком, приставным шагом и т.д.

13. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову и плечи, проверить правильность расположения тела.

14. Лежа на спине, принять правильную осанку, прижать поясничную область к полу. Сесть, сохраняя прямую спину. Встать, сохраняя правильную осанку.

15. В положении лежа на спине согнуть левую ногу в коленном и тазобедренном суставах, обхватить колено руками, прижать к животу, одновременно прижать поясничную область к полу. Вернуться в и.п.

То же – правой ногой.

16. Лежа на спине, принять правильную осанку. Проверить положение осанки, а также головы и плеч. Повернуться «бревнышком» на живот, приподняв голову, плечи и приложив кисти к плечам. Лечь на живот, перевернуться «бревнышком» на спину. Проверить и исправить положение тела.

17. Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку: затылок, межлопаточная область, ягодицы прижаты к стене, голова поднята вертикально вверх, плечи на одном уровне. Правильность осанки проверяется учителем или одним из учеников.

18. Сидя на гимнастической скамейке, принять правильную осанку, положить на голову мешочек с песком. Удерживая мешочек, следя за правильным положением головы и тела, встать и сделать вперед 1–2 шага, вернуться назад, сесть на скамейку.

19. Сидя на гимнастической скамейке напротив друг друга, принять правильную осанку, положить мешочек с песком на голову, взять в обе руки мяч. Бросать мяч от груди обеими руками партнеру и ловить мяч обратно, сохраняя правильную осанку и не роняя мешочек.

Упражнения для мышц задней поверхности бедра

1. Из упора на коленях – попеременное поднимание правой и левой ноги назад.

2. То же, но с различными движениями рук.

3. Из упора на коленях – сгибание рук в локтях с одновременным выпрямлением левой (правой) ноги назад.

4. Лежа на полу лицом вниз, попеременное поднимание прямых ног назад (таз плотно прижат к полу).

5. То же, но с одновременным подниманием ног.

6. То же, но с одновременным подниманием рук.

7. Лежа продольно на гимнастической скамейке лицом вниз, упереться руками в пол. К пятке правой ноги прикрепляется набивной мяч с петлей. Одновременно поднимать правую (левую) ногу, бедро другой ноги плотно прижато к скамейке.

8. То же упражнение выполняется вдвоем, но вместо удерживания мяча занимающийся оказывает сопротивление другому в момент подъема ноги.

9. Вис на гимнастической стенке лицом к ней. Попеременное отведение правой (левой) ноги назад. Ноги в коленях не сгибаются, таз прижат к стене.

10. То же – с одновременным отведением обеих ног.

Упражнения для мышц передней поверхности бедра

Эти упражнения применяются для коррекции дефектов осанки, связанных с уменьшением угла наклона таза.

При уменьшении угла наклона таза надо стремиться тренировать мышцы спины и передней поверхности бедра. Данные упражнения тренируют преимущественно поясничный отдел позвоночника.

1. И.п. – вис на гимнастической стенке спиной к ней. Попеременное поднимание прямых ног.

2. И.п. – то же. Одновременное поднимание обеих прямых ног (угол).

3. И.п. – то же. Поднять левую ногу, присоединить к ней правую, опустить левую и наоборот.

4. То же, что и в упражнении 1, но с помощью партнера, который оказывает небольшое сопротивление.

5. Лежа на спине, вытянуть руки вдоль туловища, ладонями упереться в пол. Поочередно поднимать прямые ноги.

6. То же, но с сопротивлением партнера.

7. То же, но с одновременным подниманием прямых ног.

8. И.п. – вис на гимнастической стенке спиной к снаряду. Поднимание правой (левой) прямой ноги с подвешенным медболом или дополнительным грузом.

9. И.п. – вис присев у гимнастической стенки. Выпрямление ног. Учащийся оказывает сопротивление, надавливая на плечи партнера.

Нормализация физиологических изгибов обеспечивается восстановлением подвижности соответствующего отдела позвоночника и специальной тренировкой мышц, формирующих изгибы.

При крыловидных лопатках и выведенных вперед плечах коррекция фигуры осуществляется с помощью упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также упражнениями в растягивании грудных мышц.

Выступление живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса из исходного положения лежа в сочетании с упражнениями, направленными на нормализацию положения таза.

Упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра

Эти упражнения применяются при увеличении угла наклона таза, после предварительного укрепления мышц плечевого пояса, спины и брюшного пресса.

1. Лежа на животе, согнуть правую ногу в колене и, захватив руками ступню, стараться прижать пятку к ягодице. Колено левой ноги от пола не отрывать. Плечи и голову приподнять.

2. То же, но сгибая правую ногу.

3. То же, но согнув обе ноги с помощью и без помощи рук.

4. Стоя на правой ноге, левую согнуть в колене, захватив левой рукой ступню, прижать пятку к ягодице.

5. То же, но стоя на левой ноге.

6. Стоя на правой ноге, мах левой назад. Согнув ее в колене, постараться коснуться пяткой ягодицы.

7. То же, но стоя на левой ноге.

8. Шаг левой ногой, руки вперед, шаг правой ногой, руки в стороны, мах левой ногой назад (как в упражнении 6).

9. То же – с другой ноги.

10. И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. Наклонить туловище назад, сохраняя прямую линию от колен до головы.

11. То же, но руки вперед. При наклоне туловища назад руки сохраняют неизменное положение.

12. То же, но руками коснуться пяток или пола, туловище сохраняет прямую линию от колен до головы.

13. Стоя у гимнастической стенки левым боком, придерживаясь за рейку, выполнить мах правой ногой вперед и назад, достать ягодицы.

14. То же – другой ногой.

15. Из и.п. стоя на правом колене левую ногу выставить вперед, руки в стороны – наклон туловища назад.

16. То же, но правую ногу выставить вперед.

17. Из виса на гимнастической стенке лицом к ней, не отрывая бедер от стенки, попеременно сгибать ноги в коленях, стараясь приблизить пятки к ягодицам.

18. То же – одновременно двумя ногами.

Общеразвивающие гимнастические упражнения

Данные упражнения составляют наиболее обширную группу, обеспечивающую во время проведения занятий стимуляцию и нормализацию функций организма. Они классифицируются по анатомическому признаку (упражнения для мышц пояса верхних конечностей, тазового пояса, брюшного пресса и т.д.), выполняются из различных исходных положений, а для усиления могут выполняться и с использованием различных пособий и предметов: мячей, обручей, мешочков с песком, гантелей, шестов и т.д. Точному выполнению способствует использование гимнастических снарядов: стенок, лестниц, скамеек, бревен и т.п.

Физические упражнения прикладного характера

При дефектах позвоночника применяют большинство физических упражнений прикладного характера: ползание, прыжки, метание и т.д. Они используются как общеразвивающие, а также для ликвидации отставания и нарушений психомоторного развития и способствуют развитию внимания, воображения, волевых качеств, а также повышению эмоционального тонуса. Важно помнить, что такие упражнения играют важную роль в развитии пространственной ориентации, глазомера, умения работать в коллективе. Такие виды прикладных упражнений, как ходьба и бег, повышают аэробные возможности организма. Лазание и ползание способствуют развитию мышц туловища и конечностей, создавая при этом хороший мышечный корсет, увеличивают подвижность позвоночника и повышают общую и силовую выносливость. Следует помнить, что изолированное применение лазания или ползания как средства коррекции нарушения осанки, кифозов и сколиозов обречено на неудачу, и только в комплексе с другими методами они дают хороший эффект.

Прыжки

При некоторых нарушениях осанки (плоская спина) и при сколиозах, когда амортизирующая защитная функция позвоночника снижается, прыжки следует применять с большой осторожностью. Нужно учитывать возраст, пол, силу мышц, подвижность позвоночника. Необходимо помнить, что при отсутствии навыка мягкого приземления гимнастические или спортивно-игровые упражнения оказывают неблагоприятное воздействие на больной позвоночник, усиливая его деформацию. Поэтому детей с данным заболеванием следует обучать мягкому приземлению после прыжков: при правильном приземлении ноги, подобно рессоре, смягчают толчки и сотрясение. Чем хуже подготовлен ребенок, тем глубже он должен приседать после прыжка и ни в коем случае не оставаться в этом положении, а тотчас выпрямляться. Можно сказать детям: «Прыгни, как мячик» («как заяц», «как кошка»).

Татьяна БАННИКОВА, доцент,
Андрей МЕДНИКОВ,
Владимир ОСИК, профессор,
Юрий СИНИЦЫН, к.п.н.,
г. Краснодар

Исправить осанку поможет специальная корригирующая гимнастика. Правильно подобранный комплекс физических упражнений может предупредить некоторые заболевания, значительно улучшить состояние на ранних стадиях или замедлить развитие болезни. В данной статье рассмотрим, когда необходимы подобные упражнения, а также специфику их выполнения.

Что такое корригирующие упражнения

Термин происходит от латинского слова corrigo, что значит исправление. Следовательно, корригирующие упражнения призваны исправить проблемы, возникшие в различных частях организма человека. Регулярные занятия, подобранные врачом и физиотерапевтом, способны справиться со многими задачами.

Цель

Корригирующая гимнастика ставит своей целью:

  • восстановление и расслабление мышечной системы;
  • укрепление мышечного корсета;
  • активизацию обменных процессов в организме.

Комплекс разрабатывается так, чтобы оказывать влияние на нужный орган или систему органов человека.

Воздействие на организм

Лечебная гимнастика увеличивает кровоснабжение всего тела. Происходит регенерация тканей и улучшенное питание клеток. Учащённое дыхание расправляет альвеолы и улучшает газообмен в лёгких. Нормализуется давление.

Знаете ли вы? Во время интенсивной нагрузки мышцы поглощают в двадцать раз больше кислорода, чем в состоянии покоя.

Гимнастика способствует укреплению сердечных мышц, костей скелета, сухожилий и связок. Физическая активность ускоряет обменные процессы в организме, что положительно сказывается на всех внутренних органах.

Показания к корригирующей гимнастике

Корригирующая гимнастика - часть лечения заболеваний пациентов любого возраста. После медицинского осмотра комплекс может быть назначен при следующих проблемах:

  • проблемы с осанкой, сколиоз различной степени;
  • заболевания глаз;
  • проблемы с кровообращением, сердцем и сосудами;
  • болезни органов дыхания;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • гинекологические заболевания;
  • плоскостопие.

При выборе упражнений врач основывается на конкретном диагнозе, а также общем состоянии пациента.

Для положительной динамики при любом заболевании необходимо придерживаться общих рекомендаций:

  • регулярность занятий (ежедневно утром и вечером);
  • несколько подходов для каждого упражнения;
  • общее время одного занятия - 30 минут;
  • занятия начинают с разминки, потом переходят к более сложным упражнениям и заканчивают расслабляющими движениями.
Для гимнастики нужно хорошо проветриваемое место с температурой +17...+20 °С. Одежда и обувь не должны стеснять движения. Необходимо обеспечить доступ к питьевой воде на протяжении всего времени занятий.

В зависимости от решаемой проблемы комплекс корригирующей гимнастики будет составлен из различных упражнений. Консультация с врачом обязательна!

Важно! Промежуток между едой и гимнастикой должен составлять 1,5–2 часа.

Для глаз

Призвана снять напряжение зрительного нерва и активизировать работу зрительных мышц. При косоглазии и амблиопии выполняют упражнения для развития функций движения и слежения глаз, а также сосредоточения на выбранных объектах.
Существует несколько видов упражнений:

  • сильное зажмуривание способствует циркуляции внутриглазной жидкости, улучшает функции кровоснабжения (5–10 раз);
  • частое моргание обеспечивает увлажнение глазного яблока, выполняется 10–15 секунд;
  • массаж надбровных дуг («прищепочки») усиливает кровоснабжение;
  • смена фокусировки с ближнего предмета на дальний тренирует аккомодационные мышцы;
  • вращение глазами снижает напряжение и тренирует функцию движения глаз (по 6 раз в обе стороны);
  • слежение за предметом или «рисование» взглядом выполняется около 30 секунд для тренировки двигательных мышц.

Во время занятий используют специальные тренажёры и ориентиры. Продолжительность одного занятия - от 5 до 15 минут.

Знаете ли вы? Гимнастика была известна ещё во времена Древнего Египта, о чём говорят дошедшие до наших дней рисунки.

Исправление осанки

Упражнения, формирующие правильную осанку, включают в большинство корригирующих комплексов. Наиболее популярны следующие варианты:

  • стоя спиной к стене, нужно прижаться пятками, икрами, ягодицами и затылком к ровной поверхности и зафиксировать положение. Отойдя от стены, положение тела сохраняют на несколько секунд и повторяют периодически во время всей тренировки;
  • в том же положении возле стены выполняют приседания, поднятия на носки и махи руками, сохраняя ровную спину;
  • принять правильную осанку возле стены, после чего положить на макушку головы мешочек с песком или другой небольшой утяжелитель. С мешочком на голове выполняют медленные приседания, ходьбу простую и с перешагиванием препятствий, упражнения с мячом.

Видео: как исправить осанку Основное упражнение у стены выполняют в течение всего дня, контролируя осанку, например, перед зеркалом.

При плоскостопии

Комплекс занятий подбирается ортопедом в зависимости от вида плоскостопия (врождённое, травматическое, после полиомиелита или рахита, от внешнего воздействия).

Для разминки используют общие упражнения для мышц спины и осанки. Специальные движения могут включать:

  • сильное сжатие и расслабление пальцев ног в положении лёжа на спине (3 минуты);
  • в том же положении вращение голеностопом в обе стороны по 2 минуты;
  • сидя на твёрдой поверхности, выполняют сжатие коленями кулака, расположенного между ними. Внутренняя часть стоп поднимается вверх, а внешняя прижимается к полу;
  • катание резинового мячика попеременно каждой стопой;
  • поднятие и опускание на носках, с фиксацией в приподнятом положении на 2–3 секунды (10–15 раз).

Видео: лечебная гимнастика при плоскостопии После основного блока выполняют закрепляющие движения, например, ходьбу на пятках и носках по наклонному полу.

Укрепление и растягивание мышц поясницы

Для растяжки поясничной области подойдут такие движения:

  • сидя на стуле, выполняют наклон грудью до колен, а также наклоны с широко расставленными ногами;
  • сидя на полу с вытянутыми ногами, выполняют наклоны вперёд, стараясь коснуться лбом коленей.

Растяжку выполняют медленно, с постепенной амплитудой. Для укрепления мышц поясничного отдела есть такие варианты:

  • лёжа на спине с согнутыми ногами, поднимают вверх таз (ноги поднимаются на носках) и задерживаются в этом положении на 3–5 секунд. Дополнительно двигают таз в стороны;
  • выполнив такое же поднятие таза, добавляют приставные шаги в обе стороны;
  • лёжа на животе, поднимают прямые ноги по очереди, потом отводят ноги в стороны;
  • стоя на четвереньках, выполняют прогибы и выгибы спины («кошка»).

Эту группу движений также включают в комплексы занятий при сколиозе и других проблемах с позвоночником.

Видео: как избавиться от боли в пояснице и укрепить ее

При сколиозе

Различают несколько степеней в разных отделах позвоночника, для каждой из которых существуют специальные комплексы упражнений. Наиболее эффективна корригирующая гимнастика для сколиоза 1-й степени (особенно у детей). Упражнения могут быть симметричными и асимметричными, последние обязательно должны подбираться врачом.

Важно! В конце занятий обязательно необходимо выровнять дыхание и расслабить мышцы, выполняя медленную ходьбу.

Занятия начинают с разминки, куда входят упражнения на правильную осанку. В основном блоке могут быть такие движения:

  • махи и вращения руками (по очереди и вместе, до 20 раз);
  • соединение лопаток и ходьба в таком положении около 30 секунд;
  • «кошка» из положения на четвереньках;
  • «ножницы» - скрещивание ног лёжа на спине;
  • скручивания в правую или левую сторону (по назначению врача) в различных отделах позвоночника.

Особенности выполнения упражнений детьми

Выполнение гимнастики детьми обязательно должно контролироваться физиотерапевтом или родителями. Поскольку организм ребёнка постоянно развивается, лечебный комплекс для дошкольников должен периодически обновляться, включая новые и убирая уже ненужные движения.
Для решения проблем у детей грудного возраста используют массажи. Выполняя индивидуальный комплекс корригирующих упражнений, человек нормализует работу своего организма. Регулярные занятия укрепят здоровье и улучшат общее самочувствие.

Коррекция

Корригирующие упражнения — это специальные гимнастические упражнения, применяемые для коррекции , основанные на воспитании ощущения позы, положения сегмента тела и ощущения мускульного сокращения. Корригирующие упражнения для можно разделить на упражнения:

  • с механизмом рефлекторного выравнивания — главным образом балансировочные упражнения;
  • на упражнения с мануальной коррекцией;
  • и на аналитические корригирующие упражнения.

Типичным примером балансировочного упражнения является ходьба с грузом на голове или упражнение «выравнивание в положении стоя с разведение рук». Рассмотрим это упражнение. Упражнение заключается в разведении рук в стороны на уровне ладонями вниз, с последующим наклоном тела вперед. Для этого осуществляют перенос веса тела на передний отдел — колебание вперед. Затем, удерживая голову, плечи и грудь в выпрямленном положении, руки опустить. При этом — выравнивание сохраняется.

Преимущество этого упражнения заключается в том, что при разведении рук в стороны и колебательном движении вперед, все сегменты тела выстраиваются в единую линию, подчиняясь рефлекторным механизмам.

Если дети не в состоянии самостоятельно исправить нарушенное выравнивание тела, в этом случае требуется помощь преподавателя для выравнивания смещенного сегмента — так называемая мануальная коррекция.

Рассмотрим примеры упражнений с мануальной коррекцией

Коррекция спины.

При расслабленной осанке у детей заваливается кзади, т.е. кифозируется. Для коррекции этого дефекта следует стоя сбоку от ребенка, так чтобы видеть его профиль, расположить одну руку немного выше пояса впереди (для стабилизации грудной клетки), а другой рукой расположенной в области лопаток сместить туловище вперед. В результате такой мануальной коррекции , грудная клетка, таз и в целом тело (может быть за исключением головы и ) выравнивается. По сути — это коррекция избыточного и наклона верхнегрудного отдела .

Коррекция выпячивания ребер.

Выпячивание ребер требует совсем иной методики коррекции. Этот дефект возникает из-за очень напряженных мышц спины в результате избыточного поясницы и может быть исправлен релаксацией. Техника мануальной коррекции заключается в следующем, руки располагают на выступающей реберной дуге и просят ребенка «расслабиться». При достигнутой релаксации происходит исправление дефекта и устранение поясничного . При этом таз смещается вперед, избыточный передний наклон таза уменьшается, сглаживается. По сути — это коррекция избыточного заднего наклона за счет расслабления мышц поясницы.

Коррекция головы.

Если ребенок не может самостоятельно выровнять голову, необходима мануальная коррекция, которая заключается в смещении подбородка кнутри со смещением головы назад, а макушки вверх.

Попытка самостоятельно исправить положение смещенных вперед плеч и лопаток может привести к утрированному положению и грудной клетки (гиперкоррекции). В этих случаях прибегают к мануальной коррекции. Преподаватель, стоя позади ребенка, располагает руки так, чтобы пальцами обхватить , а большие пальцы расположены в области нижних углов лопаток. Так как это показано на рисунке. Одновременно, отводя плечи кзади, он легко смещает лопатки в правильное положение (к ). Такая коррекция может сопровождаться переразгибанием в отделе , и тогда следует еще раз вернуться к упражнению коррекция спины . Требуется терпение и чувство такта в достижении этих двух движений выравнивания лопаток и выравнивания .

Научившись удерживать правильное положение без посторонней помощи, ребенок проводит небольшую тренировку, расслабляя и вновь выравнивая лопатки. Эти упражнения следует делать без поспешности, для того чтобы почувствовать различие прежней и новой позы.

Корригирующие упражнения для желательно проводить не только во время занятий физической культурой, но и в классе и дома.

Нельзя не остановиться на богатом опыте воспитания военнослужащих. В военном деле рассматривается как важный фактор функционирования военнослужащего, позволяя ему эффективно двигаться, действовать с большей силой, преодолевать большие трудности.

Как нигде, в военном деле на первый план выступает утилитарное значение . Так, среди прочих аргументов в пользу хорошей , приводят пример ограниченнного поворота головы при ее плохом выравнивании. Ограниченного движения в плечевом суставе (движения руки вверх) при сутулости. В связи с этим большое значение имеет контроль сидя.

Рассмотрим выполнение этого упражнения реальным человеком. Такая же , такие же дефекты выравнивания. Переносим вес туловища на передний отдел стоп, напрягаем мышцы бедра и живота. Выравниваем таз.

В общем, получилось. Теперь, выравниваем грудной сегмент.

Теперь уводим голову назад…

Разница видна. Это исходное положение для любого двигательного действия в положении стоя.

Рассмотрим важный вопрос группирование тела сидя.

Регулярное выполнение этого упражнения и доведение его выполнения до автоматизма позволяет сформировать правильный двигательный стереотип рабочей позы. Эта поза является исходным положением для выполнения всех упражнений офисной гимнастики. На рисунке изображена типичная ленивая С-образная поза сидя на стуле. Приступим к выполнению упражнения. Смещаемся на край стула, не опираясь на спинку. Ноги в коленных и тазобедренных суставах согнуты под прямым углом.

Теперь следует выпрямить поясницу, т.е. вернуть привычный .

Тянемся макушкой вверх, выпрямляя . Вдох.

Плечи расслабить. Лопатки прижать к грудной клетке. Голову плавно увести назад. Контролировать направление взгляда.

Спина прямая, поясницу не заваливаем. Руки лежат свободно на бедрах. Линия взгляда направлена прямо перед собой. Тянуться вверх макушкой, растягивая . Выдох. Удержать это положение 3 - 7 секунд.

Посмотрим выполнение этого упражнения реальным человеком. Такая же .

Смещаемся на край стула

Выпрямляем поясницу

Выпрямили, теперь тянемся вверх.

Теперь выравниваем голову.

Вот и все.

Это исходное положение для всех упражнений в положении сидя. Главным образом для офисной гимнастики.

И, наконец, рассмотрим последний вопрос 3 части лекции. Выравнивание нижних конечностей. Это самый сложный вопрос. В ряде случаев он требует участия специалиста — врача ортопеда. Чтобы не запутаться рассмотрим эту проблему кратко. Главное для специалиста в области физической культуры увидеть проблемы выравнивания и нижней конечности в целом. Оценить является ли это вариантом нормы или это патология. Выравнивание нижних конечностей во многом определяется высотой каблука повседневной обуви. Очень важный вопрос компенсация укорочения нижней конечности . Отметим, что укорочение до 2 см. является нормой у взрослого человека. Необходимость и степень компенсации должен определить врач-ортопед. Следует помнить, что ненужная компенсация может ухудшить . Компенсировать укорочение следует только лишь при наличии признаков асимметрии тела, так как у лиц с хорошо развитыми сбалансированными мышцами даже существенное укорочение не оказывает влияния на и выравнивание ног. Этот вопрос мы рассмотрели выше.

Коррекция неправильного положения , прежде всего, заключается в изготовлении и постоянном использовании индивидуальных ортопедических стелек. Это основным и наиболее эффективный способ лечения плоскостопия. Кроме того, рекомендуется ходьба босиком и специальная гимнастика для

Loading...Loading...