Купить орхидеи в Киеве. Комнатные цветы с доставкой - Флора Лайф, интернет-магазин растений. Будзинги: литературный стиль. Типы и стили бонсай

Бонсай - это искусство выращивания карликовых деревьев в различных плошках, декоративных низких горшках или на подносах (в переводе слово «бонсай» означает «растение на подносе»).

Китайцы начали выращивать своими руками миниатюрные деревья более 1000 лет назад. Позднее это искусство развили японские монахи. Бонсай можно вырастить практически из любого дерева или кустарника. Деревце бонсай выглядит очень стильно и привлекательно и украсит собой любой интерьер. В настоящее время в искусстве бонсай используются самые обычные деревья, миниатюрными они становятся благодаря особой технологии выращивания и специальному уходу - постоянным подрезкам, надрезаниям коры, скручиванию проволокой и различным другим способам и методам. Что характерно, соотношение корневой системы и наземной части бонсай соответствует пропорциям обычного дерева, растущего в природе.

Чтобы вырастить бонсай на открытом воздухе, вы можете купить семена или выбрать саженец дерева с формой, которая покажется вам интересной.

Посадите саженец в горшок и дайте ему укорениться в течение года. Следующей весной извлеките его, обрежьте толстые корни и прищепите все сильнорастущие побеги. Повторите эту операцию на второй год. На третий год обрежьте корни почти на треть, чтобы растение поместилось в купленный в магазине специальный поддон для бонсай, и постоянно прищипывайте нежелательные побеги. Затем обвейте ветки проволокой с пластиковым покрытием, придавая им искривленную форму. Имейте в виду, что листопадные деревья, например клены, обладают наибольшей гибкостью весной, а вечнозеленые - сосну и можжевельник - лучше формировать осенью.

Предыдущие публикации:

Слово "бонсай" - японского происхождения, оно означает растение (sai) в низком контейнере (bon). Но не каждое деревце в низком контейнере - бонсай. Понятие это достаточно определенно. Настоящий бонсай - это произведение искусства, созданное художником, который использовал живой материал и следовал всем канонам этого искусства.


(формальный вертикальный стиль)

Подходит для ели, лиственницы, можжевельника, дзельквы и гинкго. Если дерево не испытывает конкуренции со стороны других деревьев, не подвергается воздействию сильных преобладающих ветров, имеет достаточно питания и воды, оно будет расти строго вверх, а его ствол будет иметь коническую форму. Ветки деревьев-бонсай не должны быть симметричными, верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ветви должны отходить от ствола горизонтально, а некоторые нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Чтобы контейнер не опрокидывался, его вес и вес деревца должны быть приблизительно равны.

ШАККАН
(наклонный стиль)

Подходит для большого количества видов.
Под воздействием сильных преобладающих ветров дерево вырастает с наклоном, такая же форма может наблюдаться у растения, растущего в тени и тянущегося к солнцу. Ствол дерева, который может быть прямым или несколько изогнутым, должен быть наклонен под углом от 70 до 90° по отношению к поверхности контейнера. С одной стороны деревца корни развиты сильно, и кажется, что они прочно держатся за почву, а со стороны наклонившегося ствола - уходят в землю.

МОЙО-ГИ
(неформальный вертикальный стиль)

Подходит практически для всех видов деревьев.
Этот стиль широко встречается и в природе, и во многих бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и в случае формального вертикального стиля, ствол имеет коническую форму, ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.

КЕНГАЙ
(стиль каскад)

Подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами.
Дерево, растущее на крутом обрыве, может изогнуться по многим причинам - из-за падающих камней, под собственным весом или тяжестью снега, из-за недостатка света. Это и есть стиль «каскад», созданный самой природой. Применительно к бонсай это означает, что крона деревца должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Довольно трудно поддерживать растение стиля «каскад» здоровым, поскольку оно стремится расти вверх.

ХАН-КЕНГАЙ
(полукаскадный стиль)

Подходит для всех видов, за исключением крепких, плохо гнущихся деревьев.
Этот стиль, как и «каскад», встречается в природе у деревьев, растущих на крутых склонах, по берегам рек и на болотах. Из-за близости воды ствол растет не вниз, а, скорее, в горизонтальном направлении. У деревьев - бонсай полукаскадного стиля крона только немного опускается ниже верхней кромки контейнера.

БУДЖИНГИ
(литературный стиль)

Подходит для большинства хвойных или широколиственных деревьев.
Этот стиль берет свое название от манеры рисования, которую использовали китайские художники, рисуя воображаемые деревья. Особенность этого стиля: элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка солнечного света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.

ХОКИ - ДАЧИ
(стиль "метелка")

Подходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб.
В природе этот стиль практически идеально наблюдается у Zeikova (дзельквы). При создании бонсай этот стиль может использоваться и для некоторых других видов. Ствол - строго вертикальный, но не слишком длинный, все ветви расходятся из одной точки. Крона - сферическая и очень плотная. Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В целом дерево напоминает старинную метелку.

ШАРИМИКИ
(стиль "мертвая древесина")

Подходит для можжевельника.
У можжевельников, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. В бонcай эти участки мертвой древесины особенно важны и должны быть хорошо заметны. Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и их последующего отбеливания.

СЕКИДЖОДЖУ
(стиль "обнаженные корни на камне")

Подходит для всех видов с сильно развитыми корнями, например, клена, китайского вяза, сосны и можжевельника.
На каменистых почвах некоторые растения выживают благодаря тому, что их корни, охватывая валуны, забираются под них в поисках воды и питательных элементов, накапливающихся в трещинах и пустотах. Корни, открытые ветрам и подверженные различным превратностям погоды, вскоре начинают походить на ствол. Важным элементом бонсай является эффектное сплетение корней, которые выглядят старыми. Само дерево может быть выращено в любом стиле, но формальный вертикальный и «метелка» не будут лучшим выбором. Поскольку растение черпает питание из контейнера, уход за ним не намного сложнее, чем за растениями других стилей. Проведите пересадку так, чтобы камень с корнями был хорошо виден.

ИСИ - ДЗУКИ
(стиль "обнявшие камень")

Подходит для сосны, клена, цветущей айвы и рододендрона.
В композиции этого стиля деревья растут из трещин в камнях. Корни как бы уходят в камень и оттуда растение получает все необходимое питание и воду. Для бонсай такого стиля очень важен регулярный полив, поскольку запас влаги в трещинах ограничен. Для обеспечения высокой влажности окружающего воздуха камень можно разместить в неглубоком блюде с водой. Посадив несколько деревьев, можно создать пейзаж.

СОКАН
(стиль "сдвоенный ствол")

Подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один - гораздо мощнее второго. В бонсай этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней ветви. Убедитесь, что ветка не расположена слишком высоко, иначе образуется «вилка», которая не вписывается в стиль бонсай.

КАБУ - ДАЧИ
(стиль "спрут")

Этот стиль подходит для всех видов деревьев.
Все стволы растут от одного корня и не могут быть разделены. Это основное отличие этих растений от группы отдельно растущих экземпляров. Он схож со стилем «сдвоенный ствол», но здесь речь идет о трех или более стволах.

ИКАДАБУКИ
(стиль "упавшее дерево")

Подходит для всех видов деревьев.
Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасывая вверх боковые ветви, из которых образуются стволы новых деревьев. Старый горизонтальный ствол по-прежнему остается виден. Этот стиль часто используется в бонсай, в особенности при наличии исходного материала, у которого ветви располагаются с одной стороны. В отличие от группы отдельных растений в этом стиле расстояние между отдельными стволами не изменяется

http://www.bonsai.narod.ru/style.html


Есть среди любителей растительности настоящие фанатики, которые стремятся превратить свое жилище в настоящий лес. Для таких умельцев даже ограниченное пространство дома не имеет значения, поскольку воплотить в жизнь их мечту помогает бонсай.

Что собой представляет бонсай?

Интересное и увлекательное искусство пришло к нам из Китая и Японии. Именно там почти две тысячи лет назад садовники начали выращивать карликовые деревья. Такая техника позволяет завести настоящий (хотя и в уменьшенной копии) сад на небольшом пространстве.

В японском языке слово «бонсай» означает не просто карликовое дерево, а культуру его выращивания – в маленьком горшке, на подносе или на куске скалы.

Для создания классического бонсай чаще всего используют или другие долгоживущие виды лиственные пород. Саженец растет до тех пор, пока на нем не образуется хорошая ветвистая крона и толстый ствол. Конечно, это происходит не за один и не за два года. И все это время мастер должен усиленно заниматься формированием бонсай, чтобы получить настоящее произведение искусства – миниатюрную копию дерева.


С чего начинается бонсай?

Прежде чем приступить к выращиванию бонсай, необходимо составить образ и нарисовать эскиз будущего дерева. Желательно сразу продумать, какой формы оно будет, чтобы затем формировать крону согласно плану.

Дальнейшие действия заключаются в следующем:


  1. Подобрать в природе необходимый росток для будущего деревца.
  2. Обрезать у него корневую систему.
  3. Посадить в плоскую плошку.

Для бонсай необходимо отбирать только самые крепкие и абсолютно здоровые ростки, поскольку приживется в домашних условиях не каждый.

Что делать с ростком после приживления?

Когда молодой росток приживется и продолжит свой рост, на нем следует удалить верхушки веточек и листья. Делать это надо до тех пор, пока он не смириться со своей судьбой и начнет выпускать мелкие листочки (или иголочки), более подходящие по размерам для карликовых деревьев.

Одновременно молодой стволик надо обмотать тонкой проволокой, чтобы он и не думал тянуться вверх. Веточки также подрезают и при помощи той же проволоки направляют вниз или параллельно почве. Таким образом, будущему бонсай придается форма. С каждым годом работу по формированию продолжают в том же духе и со временем получается настоящее, но маленькое дерево.

Босай как самодостаточное искусство сделали японцы. Именно они перестали рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.


Наибольшей популярности искусство Бонсай достигло в XVIII — XIX веках. Потом был еще один всплеск между 1926-м и 1940-м. И сейчас немало людей пытаются раскрыть тайны бонсай, причем не только в Японии, но это скорее хобби, занятие для времяпрепровождения, нежели бескорыстная дань искусству. В Японии первая общественная демонстрация мини-деревьев была проведена в октябре 1927 года в столичном парке Хибия. Аналогичные вернисажи продолжались ежегодно до 1933 года, после чего экспозиционная площадка была перенесена в залы художественного музея в Уэно. А западный мир познакомился с бонсай много раньше — в конце XIX века. Несколько образцов карликовых растений было выставлено в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1889). А вот экспозиция 1909 года в Лондоне была встречена протестами. Англичане обрушились с критикой на японских мастеров за «бесчеловечное мучение» деревьев.


Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра. Конечно, этого добиться можно далеко не со всеми видами растений.

Для бонсай лучше всего подходят такие хвойные породы, как сосна, кипарис, кедр, а из лиственных — вишня, клен, дзельква, бук. Лучшие экземпляры миниатюризированной сосны не превышают 65 см, дзельквы — 50 см, бука — 37 см, клена — 17 см. То есть уменьшение по сравнению с нормальными размерами происходит в 60-80 раз. При этом следует иметь в виду, что для выращивания берут семя или черенок обычного, а не гибридного, с заданными генетически пропорциями, растения.




Занятие бонсай требует огромного терпения. Чтобы освоить основные принципы выращивания миниатюрных деревьев, нужно потратить 5-10 лет. Утверждают, что требуется не менее трех лет, чтобы научиться правильно поливать бонсай. Легко понять, что это искусство больше привлекает людей пожилых. Дело не только в наличии свободного времени и умении подходить к любой работе без суеты, что дается лишь жизненным опытом.

Существует некая символическая связь между бонсаем и бессмертием, ведь нередко деревце передается в семье из поколения в поколение вместе с памятью о тех, кто его сажал и выращивал. При хорошем присмотре бонсай может прожить сотни лет. Так, наиболее известным из сохранившихся до наших дней экземпляров является сосна, первым владельцем которой был сёгун Иэмицу Токугава (1604-1651). Недаром сосна считается у японцев символом вечности.


Более старые образцы бонсай ценятся выше, чем молодые. Но возраст здесь не единственный критерий. Главное, чтобы растение производило задуманное художественное впечатление, соответствовало размерам своего контейнера и было здоровым. В классификации бонсай приняты два основных направления — котэн (классическое) и бундзин (неформальное).

Классика предполагает, что ствол деревца должен быть толще у основания и тоньше у вершины. Бундзин исходит из противоположного критерия, чего, надо отметить, бывает очень сложно добиться. Настоящий художник, а именно так и следует относиться к мастерам этого искусства, никогда не стремится продублировать до мельчайших подробностей увиденное в природе. Работая с растением, он пытается выразить собственное ощущение эстетики живого. Прообразом могут послужить, скажем, декорации спектакля театра Кабуки, гротесковая иллюстрация к древним стихам, собственное представление о деревьях, гнущихся под ураганным ветром. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, так, как будто его никогда не касались руки человека.


Несколько слов о стилях, характерных для этого искусства: вертикальный, наклонный, каскадный (когда деревце склоняется над краем контейнера и ствол уходит вниз), со скрученным стволом , с двойным стволом (когда единый ствол раздваивается у основания), групповой (когда боковые побеги под влиянием мастера формируются так, что напоминают группу растущих рядом деревьев), со скальным основанием (когда особенно красиво на камне проступают корни). Всего 34 стиля.

Бонсай со скальным основанием по своей эстетике вплотную примыкает к искусству суйсэки . При этом умелое использование достоинств каждого направления способствует скрашиванию возможных слабых мест, существующих как у живых, так и у мертвых компонентов композиции. Например, вялость, невыразительность какой-то грани камня можно прикрыть мхом или корнями растения, а не совсем классический изгиб деревца замаскировать миниатюрной скалой.

Бонсай выращивают не в домашних теплицах, а на открытом воздухе — на столах, установленных во дворе или на балконе. На достаточно короткие сроки бонсай можно вносить в дом, например, украшая комнату по поводу какого-либо праздника или торжественного события. Тут необходимо постоянно следить за световым и водным балансом, ибо любые отклонения от привычного режима могут оказаться фатальными.

Очень важно правильно подобрать контейнер для выращиваемого растения. Он должен фокусировать внимание на растении точно так же, как рама не просто ограничивает размер полотна, но и подчеркивает содержание картины. Иные предпочитают японские контейнеры — простые, солидные, сдержанной или нейтральной расцветки, не отвлекающие внимания от самого деревца. Другие делают выбор в пользу китайских контейнеров, богато декорированных, что позволяет придать дополнительный блеск скромному растению. Предпочтительнее мелкие контейнеры, глубиной не более 5 см, овальные, прямоугольные, многогранные, в зависимости от внешнего вида растения.

При посадке очень важно соблюдать выработанные веками эстетические принципы. Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность — табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера. Это место занимать не рекомендуется.

Есть одна из разновидностей бонсай, которая постепенно отпочковывается от основного направления, обретая самостоятельность. Это сайкэй . Он отличается от бонсай тем, что композиция миниатюрного пейзажа на подносе строится не из одного растения, а из нескольких, причем зачастую относящихся к разным породам. Поклонники сайкэй любят включать в композицию травы, в том числе цветущие. На подносе с сайкэй допустимо размещать маленькие фигурки — людей, животных, домов, мостов. Белый песок символизирует водный поток у подножия деревьев. Размеры таких композиций требуют подносов большего размера, но они мельче, чем контейнеры у бонсай. То есть речь идет о явлении, занимающем промежуточную позицию между бонкэй и бонсай. Это отражено и в названии искусства, состоящего из двух иероглифов, обозначающих «растение» и «вид».


Первые проявления искусства, которое сегодня считается важной частью восточной культуры, насчитывает более 2000 лет. Хотя официально возраст бонсай как отдельного течения составляет примерно 1300 лет. Существует множество легенд и теорий относительно момента его зарождения. По одной из них, первым поклонником данного направления в искусстве был китайский император из династии Хан (200 гг. до н.э.). Однажды у властелина возникло желание больше узнать о своей империи. Естественно исколесить всю Поднебесную император не мог, поэтому во все провинции Китая с целью изучения характеристик местности и последующего их изображения в миниатюре были отправлены группы из нескольких десятков образованных людей. Так была создана миниатюрная империя, которая изображала реки, горы, деревья, дома, скот и даже людей в значительно уменьшенном масштабе. Для будущего макета владыка велел возвести широкую площадку из мрамора, очертания которой должны быть идентичными очертаниям карты страны. Все было исполнено в точности так, как пожелал император – привезенные китайские пейзажи были установлены у дворца. Тогда и было положено начало искусства изображения миниатюрных ландшафтов, которое прошло нелегкий и долгий путь, постоянно трансформируясь и совершенствуясь.

В период средневековья вместе с буддистскими учениями и другими культурными богатствами континента искусство создания бонсай распространилась на территории Японии, где изначально укоренилась среди представителей высшего общества, в частности аристократов, высокопоставленных самураев и буддийского духовенства, а позже, в начале XVIII века, и на всенародном уровне.

Стиль бонсай также развивали буддисты, приравнивая выращивающего дерево человека к Богу, поскольку, согласно их видению, мир имеет вид сада Будды, в котором он садовник.

Японские умельцы старательно рафинировали навыки иностранных мастеров и превратили обычные декоративные приемы китайских садоводов в самодостаточное и изящное искусство. Культивирование миниатюрных деревьев укоренилось как неотъемлемая часть японской культуры. Именно на просторах Страны восходящего солнца метод выращивания бонсай наиболее активно развивался и достиг своего совершенства.

В конце XIX-начале ХХ века многовековые японские традиции бонсай проникли на Запад. В Европе первая выставка состоялась в 1889 году в японском павильоне в Париже. Уже в 1909 году прошла выставка в Лондоне, а позже и в других европейских странах. Как ни странно, тогда европейцы не оценили по достоинству новое искусство и обрушились с яростной критикой на японских мастеров, считая это «бесчеловечным мучением» деревьев. Уже после Второй мировой войны направление начало получать широкую известность на Западе.

Сегодня в Японии произрастает более 100 тысяч миниатюрных деревьев, причем некоторые уже имеют в своем багаже вековую историю. Абсолютно все экземпляры считаются народным достоянием. В японских семьях существует традиция передавать деревца в стиле бонсай из поколения в поколение в качестве ценной семейной реликвии.

В последние несколько лет популярность мини-деревьев стремительно возрастает. Многие люди пытаются раскрыть и освоить тайны мастерства выращивания бонсай, требующего размеренности и огромного терпения. Для освоения базовых принципов создания мини-деревьев будущему мастеру необходимо в среднем 5-10 лет. Существует мнение, что для освоения элементарного момента - правильного полива - требуется не менее трех лет. Поэтому приступая к изучению данного искусства важно определить силу своего желания достичь цели, которая не приемлет суеты. При должном уходе образцы бонсай могут жить сотни лет, сохраняя память тех, кто их посадил и вырастил. Самый известный из сохранившихся до сегодняшних дней древних экземпляров представлен сосной, которую вырастил сёгун Иэмицу Токугава (1604–1651).

Естественно, старые образцы бонсай больше ценятся и соответственно имеют более высокую стоимость, нежели молодые. Так столетние экземпляры продаются на мировом рынке за десятки тысяч долларов. Однако возраст здесь не единственный важный критерий. Весомую роль играет художественная задумка, отображаемая растением, а также его соответствие размерам емкости и здоровый вид.

Для выращивания бонсай подойдут различные растения с густыми ветвями и мелкими листьями (сосна, ель, можжевельник, кипарис, вишня, бук, кедр, дзельква, рододендрон и азалия). Важно знать, что использовать нужно черенок или семя обычного, ни в коем случае не гибридного дерева. Высота самых маленьких экземпляров равняется 3-8 см, в то время как крупнейшие представители могут достигать 1,5-2 метров.

Loading...Loading...