Люстра, сделанная своими руками – элемент уникального интерьера. Купить готовую или сделать люстру самостоятельно? Из чего сделаны люстры в виде пиона

Люди, у которых развиты творческие способности, очень часто создают элементы интерьера собственноручно, и сделать люстру мастер класс не составит труда. Только светильники для ванной комнаты лучше покупать заводские, ведь они должны быть маленькими и надежными.

Жилища, в которых присутствуют предметы ручной работы, приобретают изысканный и оригинальный вид.

Делаем люстру своими руками из пластиковых бутылок

Чтобы смастерить люстру из пластиковых бутылок мы берем:

  • Если есть старая люстра, можно взять ее остров
  • Много разноцветных бутылок
  • Не более десяти стальных прутиков
  1. Из пластиковых бутылок ножницами вырезаем любые фигурки, которые, вы хотите видеть на своей люстре (зверьки, цветочки и т.д.)
  2. На остров люстры крепим несколько прутиков. Из остальных делаем нечто, похожее на ежа, соединяя пруты по середине. Убираем один прут, где будет лампочка
  3. Далее дополняем полученный каркас вырезанными ранее фигурками из пластика
  4. Соединяем остров и ежа воедино.

Теперь вы знаете, как сделать люстру из пластика своими руками. Для закрепления материала рекомендуем Вам посмотреть видео в котором собраны примеры люстры из пластиковых бутылок:

Делаем люстру своими руками из дерева

Для изготовления люстры из дерева нам понадобится:

  • Двенадцать планок для облицовки двери по 30-45 см.
  • Литровые банки, из которых сделаем плафоны (6шт).
  • Краска белого и древесного цвета.
  • Саморезы для дерева.
  • Наждачная бумага.
  • Закаточная машинка.

Описание принципа изготовления.

  1. Делаем гладкими планки с помощью наждачной бумаги
  2. Нам нужно место для электропровода, поэтому делаем выемку с тыльной стороны каждой планки.
  3. Просверливаем три планки, к которым прикрепим плафоны.
  4. Планки красим в древесный цвет.
  5. Делаем из планов правильный шестиугольник.
  6. Патрон крепим к отверстию в крышке.
  7. Закатываем банки с лампочками внутри.
  8. Плафон окрашиваем в любой светлый цвет.

Люстра своими руками из дерева, фото ниже:

Делаем люстру своими руками из ниток

Чтобы смастерить люстру из капроновых ниток мы берем:

  • Абажур сделаем из пластиковой миски
  • Разноцветные нитки
  • Паста для крепления

Описание принципа изготовления.

  1. В первую очередь сделаем пасту. Смешиваем пол стакана муки и два стакана воды, туда же два стакана воды температурой выше 60 градусов, кипятим и бросаем около трех ложек сахара. Мешаем и ждем пока остынет. Далее рассмотрим как сделать абажур своими руками для люстры
  2. Бросаем пряжу в пасту.
  3. Полученную пряжу наматываем на миску.
  4. Спустя 24 часа отделяем получившийся абажур из ниток от миски.
  5. Плафон крепим на дно и все, люстру можно вешать на потолок

Внимание! Абажур своими руками для люстры предусматривает использование лампочки не более 60Ватт, так как сделан из легковоспламеняющихся материалов.

Вы решили изменить свой интерьер и хотите чего-то необычного? В магазине предлагают огромный выбор разных вещей, но почему бы не сделать что-то самому? Дизайнер живет в каждом из нас, нужно его просто разбудить, измените мир, который окружает вас, сделайте таким, каким вы его видите!

Почему бы не начать с люстры? Она может стать визитной карточкой вашего дома, которой нет больше ни у кого. Это не только сэкономит ваши деньги но и подарит вам море незабываемых эмоций.

Сделайте плафон для люстры своими руками. Вы удивитесь, что вещи, которые вы готовы были уже выбросить, могут пригодиться вам и возродиться в вашем новом изобретении.

Для начала нужно определиться со стилистикой, какую люстру вы хотите.

Если вы молоды — люстра в романтическом стиле для вас, нужно украсить дачный домик – стиль кантри придётся в самый раз.

Люстра своими руками (фото по декорациям абажура)

Для изготовления люстры своими руками мы берем:

  • Патрон для лампочки.
  • Питающий шнур.
  • Каркас для люстры.
  • Декор для украшений.
  • Разноцветные нитки.
  • Горячий клей.
  • 60 Ватт лампочку.

Для каркаса подойдет то, что осталось от вашей старой, давно забытой люстры. Многие знаменитые дизайнеры начали свою блестящую карьеру, придавая старым вещам лоска, оживляя их и выставляли на продажу.

Сделайте замеры, определитесь с тканью, которую вы будете использовать. Сшив чехол нужного размера надевайте на каркас. Украшать абажур можно как угодно. Это могут быть вырезанные цветочки, зверьки, фигуры, бисер и многое другое, что воспроизведет ваше воображение. Крепим патрон, снаряженный маломощной лампочкой к абажуру и все готово. Абажур сделанный своими руками, будет подымать вам настроение каждый раз, как вы на него посмотрите.

Делаем новогоднюю люстру своими руками

Как сделать новогоднюю люстру своими руками, чтобы удивить своих друзей внезапно открывшимся талантом?

Для изготовления люстры мы берем:

  • Органическое стекло или тонкие деревянный лист.
  • Веревку из льна.
  • Разноцветные шарики.
  • Маленький степлер.
  • Используем стеклянные части, оставшиеся от старой люстры.

Описание принципа изготовления.

Начинаем с того, что отрезаем из оргстекла квадрат, размеры которого 50:50 см. По всей площади через каждые 5 сантиметров делаем отверстия, максимально хаотично. Берем льняную нить и продеваем ее водно отверстие и выводим в другое, соседнее. Длина выведенных концов должна составить два метра. Проделываем данную процедуру, пока не заполним все отверстия в квадрате.

Вешаем данную композицию вместо люстры на потолок и продолжаем украшать люстру как новогоднюю елку. Берем шары и привязываем к ним капроновые нити, разной длины, и привязываем их к конструкции, концентрируя их в центральной части. Далее проделываем такую же операцию со стеклянными изделиями, но вешаем их уже по краям, длина нити должна быть меньше, чем на шариках. Если посмотреть на конструкцию в целом, она будет похожа на перевернутую пирамиду.

Теперь вы знаете, как сделать новогоднюю люстру своими руками. Начинайте свои поделки прямо сейчас и вы не остановитесь на люстре.

В последнее время очень модно стало такое украшения для люстры, как обмотка нитями.

Описание принципа изготовления.

Нам понадобится очень много ниток и клея ПВА, а также надувной шар. Хлопковые нити для нашей затеи подойдут как нельзя кстати, так как клей на них ложится равномерно и ведет себя послушно.

Обматываем надутый шарик нитями, наносим клей и ждем, пока высохнет. Потом просто лопаем иголкой шар. Сверху прорезаем отверстие для лампочки и готово. Ваш результат можно сравнить с люстрой, сделанной своими руками на фото.

В данном примере нить можно полностью заменить кружевами и получится неплохой кухонный светильник.

Вместо шарика можно использовать другие формы, например пакет для сока. Выберите в интернете бра, которая придётся вам по душе и используйте подходящую формочку.

Еще один способ, с помощью которого можно сделать замечательную люстру своими руками из подручных средств.

Если у вас случайно дома завалялись пяльцы для вышивания, не упустите возможно сделать из них великолепный светильник. Основой здесь послужат пяльцы и проволока, они придадут вашему светильнику форму, которую вы хотите. На каркас можно натянуть ткань или использовать подвеску. Новогодняя ненавязчивая гирлянда может послужить отличным украшением, если ее прикрепить во внутренней стороне светильника. Если сделать не один такой светильник, а несколько, то в комбинации они могут придать вашей спальне совершенно новый и свежий вид.

Бюджетный вариант люстры из пластиковых стаканчиков. Леска и степлер творят чудеса, как это будет выглядеть можно взглянуть на фото.



Потолочные люстры – осветительные приборы, выполняющие одновременно две функции. Во-первых, они используются для организации основного освещения в комнате. Во-вторых, устройства являются одним из главных элементов декоративного украшения помещения.

Многочисленные производители предлагают оборудование разного дизайна, но далеко не всегда удается отыскать что-то действительно стоящее, вписывающееся в общий интерьер комнаты. В других ситуациях стоимость понравившейся люстры может быть чересчур высока. Именно поэтому многие люди интересуются, как сделать потолочный светильник своими руками.

Изделия «хэнд-мэйд» будут уникальными и оригинальными, благодаря ним вы сможете выразить свои вкус и характер. Самостоятельно изготовить подобные приборы не так-то просто. Работа требует определенной фантазии и усидчивости. С другой стороны, потолочную люстру можно создать из подручных средств и предметов, которые для вас стали мусором.

Выбирайте любые материалы для изготовления – дерево, пластик, металл или стекло. Очень оригинально смотрятся люстры, сконструированные из винных бутылок, деревянных шпажек или соломы. Подведем итог: выбор материала для самодельного светильника полностью зависит от фантазии и идеи, возникшей в голове у хозяина квартиры.

Разновидности осветительных приборов

Завершающим этапом выполнения любых ремонтно-строительных работ станет покупка осветительных приборов. Зачастую главным из них является потолочная люстра, устанавливаемая по центру комнаты при условии ее правильной геометрии. На рынке представлен широкий ассортимент светильников, отличающихся дизайном, формой, принципом действия и даже наличием/отсутствием определенных конструктивных элементов.

Сегодня все люди стремятся экономить, поэтому важно будет использовать люстру под энергосберегающие или светодиодные лампы. Желательно выбирать изделия с частично или полностью закрытыми плафонами, в которых прячут лампы. За счет этого вы защитите конструкцию потолка и сможете обезопасить себя в случае взрыва лампочки (осколки останутся внутри плафона).

Если все-таки понравилась люстра с открытым расположением лампочек, то осмотрите ее и убедитесь, что после монтажа световой поток будет направлен вниз. Также существует простое правило – чем проще изделие, тем легче последующий монтаж.

Другим моментом, который следует учитывать при выборе люстры, является предназначение помещения и его габариты. В просторные залы с высокими потолками следует устанавливать объемные светильники подвесного типа. Для малогабаритных помещений требуется экономия пространства, поэтому ориентируйтесь на плоские (сплюснутые) варианты.

Условно люстры для потолка можно разделить на две основные разновидности:

  • классические подвесные;
  • плоские с максимально близким размещением к потолку.

А последние делятся на две подкатегории – встраиваемые и накладные. Накладные плафоны считаются лучшим решением для ванных комнат, коридоров и кухонных помещений. Наличие разделительной платформы обеспечивает их быстрое остывание и высокую пожарную и электрическую безопасность.

Встраиваемые светильники также называются точечными. Их зачастую устанавливают (правильнее говорить – встраивают) в мебель, подвесные потолки или арочные конструкции. Производители обеспечивают широкое разнообразие форм, цветовых и дизайнерских решений как для традиционных, так и плоских светильников.

Наконец, помимо конструктивных особенностей самих светильников, различают тип используемых источников света:

  1. Лампа с нитью накала – один из распространенных и простых вариантов. Максимально дешевый источник света. При механическом воздействии быстро выходит из строя ввиду уязвимости конструкции, относительно скоро перегорает (в случае непрерывной работы может перегореть и за двое-трое суток).
  2. Энергосберегающая лампа дневного света – одна из лучших разновидностей экономок. Достоинства изделия связаны с экономичностью и продолжительным сроком службы. Наряду со светодиодами, является самым распространенным источником света в развитых странах.
  3. Светодиодная лампа – дорогостоящее изделие, популярность которого возрастает с каждым годом. Коэффициент полезного действия превышает 90 %, а в случае с качественными приборами достигает 98 %. Характеризуются более продолжительным сроком эксплуатации и повышенной надежностью.

Пример самодельного светильника

Рассмотрим один из самых простых примеров потолочного светильника, сделанного своими руками.

Для изготовления нам понадобятся:

  • пластиковая бутылка объемом 5 л;
  • пластиковые ложки – их число зависит от габаритов бутылки, которая станет каркасом;
  • быстросохнущий клей для пластика;
  • острый нож;
  • патрон с проводом.

Для начала подготавливается каркас из пластиковой бутылки. Удалите любые этикетки с предмета, промойте его и хорошенько просушите. После этого смело вырезайте днище. Обрежьте все ручки с пластиковых ложек, но так, чтобы оставались небольшие отрезки по 2 см.

Получившиеся обрезки с «черпачками» приклейте на основание каркаса из пластиковой бутылки. Для этого нам как раз понадобятся оставшиеся кусочки ручек, которые нужно обильно полить клеем и плотно прижать к поверхности (выпуклая часть черпачка должна смотреть наружу). Обклейте емкость по кругу, пока не будет спрятана вся поверхность. В идеале ложки размещают в шахматном порядке с последующим сдвижением для плотного расположения и отсутствия видимых участков.

Патроны с проводкой можно достать из какой-нибудь старой люстры, после чего установить и зафиксировать в новом изделии, протянув через горлышко бутылки. Декоративная чаша может быть украшена такими же заготовками с применением клея и размещением на горлышке.

Чтобы убедиться в работоспособности изделия, на завершающей стадии вкрутите в светильник лампочку и подключите ее к источнику питания. В случае успеха останется установить люстру на потолок.

Для более стильного оформления и смены цветовых решений можете раскрасить пластиковые ложки. Это повысит оригинальность и привлекательность изделия.

Выбор стиля

Помимо пунктов, перечисленных в первой главе статьи, при выборе люстры нужно ориентироваться на определенный стиль. Это актуально и для тех случаев, когда вы решили самостоятельно смастерить изделие. От созданного в помещении интерьера зависят комфорт, уют и то, насколько приятно будет в нем находиться.

Потолочная люстра является главным элементом декора, поэтому при грамотном подходе восприятие окружения улучшится, при безалаберном – полностью испортится. Как известно, «ломать – не строить», поэтому, чтобы испортить интерьер, достаточно выбрать неправильный стиль.

Заблаговременно определитесь с дизайном будущего светильника. Самые распространенные стили для люстр – хай-тек, модерн и прованс.

Хай-тек

К нему относятся изделия, изготовленные из стекла и металла. Современные приборы прекрасно вписываются в дизайн спальни и гостиного зала. Внешне люстра может выглядеть хаотично (с произвольным расположением элементов декора). Отличный вариант для людей, стремящихся модернизировать квартиру или частный дом, но не желающих мастерить что-то чересчур сложное. Любые погрешности, допущенные при изготовлении люстры, могут выглядеть как оригинальное дизайнерское решение.

Модерн

В соответствии с этим стилем приборы создаются из стекла и дерева. Потолочный светильник характеризуется идеально ровными и четкими линиями, имеет правильную геометрию.

Прованс

Наиболее сложное исполнение, которое подойдет для людей, разбирающихся в принципах hand-made. Для украшения люстры могут использоваться различные ткани, красочные ленты, бисер, вышивки. Светильники получаются нежными, подходят для создания романтической атмосферы. Осветительный прибор в стиле прованс подойдет для украшения любого жилого помещения.

Материалы для монтажа

Для потолочного монтажа светильника потребуются определенные материалы и инструменты:

  • сам светильник;
  • разветвительная коробка;
  • отвертка (фигурная);
  • выключатели;
  • в качестве альтернативы – диммеры (поворотный тумблер, регулирующий яркость, включение/выключение лампочки);
  • провода;
  • электротехническая изолента;
  • индикатор (тестер);
  • пассатижи;
  • соединительные колодки.

В идеале электрическая проводка должна прокладываться при помощи соединительных колодок. Если такие изделия отсутствуют, то скрутите оголенные концы проводов с помощью пассатижей и спрячьте под плотным слоем изоленты. Также соединения можно помещать под полимерные колпачки. Убедитесь, что провода тесно обвивают друг друга.

При прокладке кабеля обратите внимание на материал, из которого он изготовлен. Желательно скручивать алюминий с алюминием или медь с медью. При контакте проводов из двух разных материалов произойдет постепенное окисление, приводящее к выгоранию и потере контакта.

Последовательность выполнения работ

Перед установкой потолочного светильника определите фазы проводов. Для этого понадобится индикаторная отвертка или специальный щуп. Если приложите рабочую поверхность к фазовой жиле, то лампочка начнет светиться. В противном случае провод относится к нулевой фазе.

Далее нужно определить фазы на проводке осветительного прибора. Включите в розетку два провода, но ни в коем случае не касайтесь третьего. Если на люстре несколько лампочек, то загорится около половины из них. Оставьте любой провод в розетке и вместо второго вставьте третий. Должна загореться вторая половина лампочек. Таким образом, провод, который постоянно находится в розетке (а при поочередном подключении с двумя остальными включает лампочки), является нулевой фазой.

Закрепите светильник на потолке. Для этого используется как классический крюк, торчащий с потолка, так и крепежная рейка (входит в комплект большинства современных устройств). При наличии крюка от старой люстры его желательно демонтировать.

Подключение светильников

При необходимости соединения торшера или люстры с двужильным кабелем трудности и вовсе возникнуть не должны. Просто соедините между собой концы этого кабеля с двумя концами проводки. Если светильник состоит из нескольких частей и проводов больше, то их правильно скручивать попарно, впоследствии соединяя с нужной жилой электрической проводки в квартире.

Трехжильный кабель указывает на наличие двух обычных и одной нулевой фаз. Действуйте по схеме, описанной выше, чтобы найти нулевую фазу. После этого подключайте прибор к проводке дома.

Традиционно нулевая фаза на светильнике имеет провода с синей изоляцией, обычная – коричневой, черной или красной. Если имеется несколько синих проводов, то их требуется соединить попарно, после чего подключить к нулевой фазе. Аналогично действуйте с другими цветными частями.

Гораздо реже встречаются изделия с четырьмя жилами. Последняя предназначена для заземления и обычно окрашивается в желто-зеленый цвет. Ее следует прикрутить к корпусу светильника при помощи обычного винта. Обязательно выполните изоляцию всех соединений.

Для изготовления потолочных светильников своими руками могут использоваться любые материалы. Главное – заранее выбрать стиль и форму и сориентироваться по месту установки. Также перед началом работ желательно нарисовать эскиз будущего изделия. Все остальное ограничивается вашей фантазией.

Подключение самодельных осветительных приборов выполняется по той же схеме, что и покупных. Используя нашу инструкцию, вы сможете без труда подключить потолочные люстры с двумя, тремя и даже четырьмя жилами. Главное - не забывать о правилах безопасности и обеспечить полную изоляцию проводов, исключая короткое замыкание.

Принимаясь за обустройство интерьерного пространства, важно продумать каждую мелочь. Ведь все мы подсознательно стремимся к уюту и именно мельчайшие детали способны создать особую атмосферу, передать общую идею, настроение и характер помещения. Профессиональные дизайнеры утверждают, а интерьеры наглядно доказывают, что правильный выбор люстры способен не только украсить интерьер комнаты, но и сделать жизнь ярче, веселее. Особую грациозность и лоск светильникам придают красивые плафоны для люстр с оригинальным дизайном. О том как сделать их своими руками и какие материалы для этого лучше использовать вы сможете ознакомиться в данной статье. Подробный, пошаговый мастер-класс, а также наглядное фото, станут для вас отличным подспорьем в этом увлекательном процессе.

Выбор материала

При изготовлении люстры, трудно выделить какой-то один материал, который отвечал бы всем требованиям. Каждый из них имеет свои индивидуальные характеристики и особенности. К примеру бумага, являющиеся наиболее простым и доступным материалом, хорошо поддается трансформации.

Светильники из осколков стекла и полосок металла имеют ослепительный блеск и прекрасный внешний вид. Дерево и ткань добавляют тепла и уюта интерьеру. Кружевные абажуры отличаются особой красотой, пленящей всех с первого взгляда.

Одним словом, сделать люстру своими руками можно из чего угодно, главное вовремя проявить смекалку и включить фантазию.

Люстра из бумажных салфеток — достаточно смелый, но оправданный эксперимент

О том, как в обычном предмете можно разглядеть его творческий потенциал для создания эксклюзивного элемента декора, мы подробно распишем в данной статье.

Пошаговая инструкция, с описанием каждого действия, помогут вам смастерить из подручных средств, невероятно красивые и уникальные светильники, которые станут отличным дополнением к вашему любимому интерьеру.

На что нужно обратить внимание перед изготовлением люстры

Многие интересуются, как правильно изготовить люстру в , и другие комнаты. Ведь хочется, чтобы этот элемент интерьера был не только красивым, но и функциональным.

С одной стороны люстра — это осветительный прибор, способный обеспечить должный уровень освещения в квартире. Ведь от выбора света в комнате зависит многое, в том числе и безопасность глаз. С другой стороны хочется чтобы потолочная конструкция дополняла дизайн интерьера, создавая особую атмосферу тепла и уюта.

При изготовлении люстры, в первую очередь нужно учесть высоту потолка. Например, для низких подойдет люстра с креплением на планку. Так, потолок будет смотреться визуально выше. Если потолки высокие — 3 м. и выше, то лучше сделать свой выбор в пользу подвесного светильника с креплением на крюк.

Выбор ламп

Для любого помещения нужно индивидуально подходить к интенсивности его освещения.

Для небольшой ванной потребуется от 80-100 Вт.
Кухни необходимо мощность ламп минимум в 120-150 Вт.
Гостиной и залу не обойтись без лампочек в диапазоне 150-300 Вт.

Количество и мощность ламп рассчитывается исходя из установленных стандартов — на 1 м² требуется 20 Вт. электроэнергии. Также необходимо учесть параметры помещения, его габариты и светоотражающие свойства.

Дизайнерские лампы Эдисона — смотрятся красиво и необычно

Оформление плафона

Внешний вид, декор и дизайн плафона занимает важное место в оформлении люстры. Его подбирают под интерьер комнаты, в зависимости от стиля. Хрусталь для классики, металл и стекло для , дерево прекрасно впишется в стиль кантри или шале, ткань и шелк отлично подойдет стилю прованс.

Для освещения комнаты в несколько уровней, дополнительно можно изготовить настенные бра или напольные торшеры.

Пошаговый мастер-класс по изготовлению

Чтобы изготовить красивое потолочное украшение, необязательно все начинать с нуля. Оглянитесь вокруг, наверняка у вас в доме есть вещь, которой вы давно уже не пользуетесь. И кто знает, может именно она станет главным предметом в изготовлении оригинального светильника. Тем более, что идей и вдохновений для творчества в интернете сейчас хоть отбавляй.

Важно! Начать поиск необходимы вещей лучше всего с кухни или балкона. Именно там мы храним всякого рода хлам, который когда-то был нам так необходим и с которым, как часто бывает, так сложно расстаться потом.

Эффектная люстра из кружек

Как бы это странно не звучало, но именно из посуды и прочей кухонной утвари, получаются самые необычные и интересные модели светильников. К примеру, чайные кружки — являются идеальным материалом чтобы изготовить эффектный светильник.

Для работы нам понадобится:

  • Кружки
  • Блюдца
  • Дрель
  • Сверло для фарфора со специальным отверстием

Мастерим быстро и легко
  1. В дне кружки, сверлом делаем небольшое отверстия для провода, крепим электропатрон и выводим провод наружу. Дырку желательно заделать гипсовой смесью.
  2. Далее кружку необходимо приклеить к блюдцу, где должно также иметься отверстие, вставить лампочку и подвесить новоиспеченный светильник в нужном месте.

Как видите оригинальный и модный дизайн можно получить из совершенно обычных предметов.

Завораживающая люстра из пряжи

Так как это является довольно простым изделием, для его изготовления нам понадобится минимум вещей, а именно:

  • Проволока сечением 4-5 мм.
  • Кусачки
  • Тонкая нить
  • Разноцветная пряжа
Инструкция по изготовлению:
  1. Из проволоки изготавливается кольцо, диаметр которого будет соответствовать будущему размеру нашей люстры. Чтобы получить идеально ровный круг, её можно намотать на какой-нибудь предмет, имеющий цилиндрическую форму.
  2. Лишнюю проволоку откусываем кусачками, оставив в запасе по 2-3 см. с каждой стороны. Связываем концы тонкой нитью.
  3. Осталось красиво и ярко нарядить нашу люстру. Для этого нарезаем нити пряжи таким образом, чтобы длина каждого отрезка в два раза превышать высоту плафона.
  4. Поочередно, на узелок, завязываем получившиеся ниточки, пока не увешаем ими все кольцо. Из этой же пряжи, делаем крепление для крючка.

Использовать такой абажур можно как в виде люстры, так и в виде декоративного элемента, украшающего интерьер комнаты.

Объединив навыки макраме и папье-маше можно получить стильную люстру для спальни

Важно! Для изготовления подобного светильника, вместо шерстяной пряжи можно использовать любую другую нить. Главное чтобы она гармонично подходила к вашему интерьеру.

Необычный светильник из чайника

О том, как самостоятельно сделать люстру из обычного чайника, вы узнаете из данного мастер-класса. Вот что нам нужно для этого рукотворного шедевра:

  • Чайник
  • Провод
  • Электропатрон
  • Металлическая цепь
Пошаговое руководство по изготовлению
  1. Первым делом у чайника вырезается его нижняя часть. Делается это таким образом, чтобы получившаяся отрезная грань не была острой, иначе о неё можно будет пораниться.
  2. Далее к крышке чайника фиксируется электропатрон, провод которого выводится через просверленное вверху небольшое отверстие.
  3. К ручке чайника крепится цепь, в звенья которой продевается провод. Светильник готов.

Вдохнем в бутылки новую жизнь

Стеклянные бутылки, особенно если они имеют красивые формы, можно использовать для изготовления чудесной люстры. Необходимый материал:

  • Тонкая веревка
  • Горючая жидкость (спирт или бензин)
  • Стеклянные бутылки (желательно цветные)
  • Лампы Эдисона (имеющие красивую спираль)
  • Провод и электропатрон
Делаем своими руками
  1. На нижнюю часть бутылки наматываем веревку, предварительно смочив её в горючей жидкости. Затем поджигаем её и даем разорется, а бутылку начинаем медленно вращать вокруг её оси, до тех пор пока веревка не сгорит до конца. После этого опускаем бутылку в емкость с холодной водой, обматываем её полотенцем и, приложив небольшое усилие, отламываем дно.
  2. Чтобы обрезная кромка не была острой, её необходимо отшлифовать. Для этого бутылку будет достаточно пару минут покрутить в песке или мелком щебне.
  3. Осталось правильно смонтировать электрический патрон, высунуть провод через горлышко, вкрутить лампочку. Из оставшихся бутылок, аналогичным способом изготавливаются остальные плафоны.

Данная люстра отлично впишется в интерьер выполненной в любых , особенно если повесить её над барной стойкой.

Декор из банок

Не менее красивыми получаются светильники изготовленные из банок. Делаются они схожим образом, что и из бутылок. Единственным отличием является то, что дно банки не нужно срезать, так как для плафонов обычно используется прозрачное стекло.

Нам нужно:

  • Красивые толстостенные банки (желательно с рельефным узором)
  • Молоток и гвозди
  • Провод, электрический патрон
  • Баллончик с краской
  • Лампа Эдисона
Как правильно делать
  1. Для начала, используя гвоздь и молоток, в крышке по кругу набиваются дырки, после чего внутренняя часть аккуратно выдавливается. Диаметр круга должен соответствовать диаметру цоколя в патроне.
  2. Вставляем в крышку патрон, монтируем провод.
  3. Далее красим крышку вместе с патроном в выбранный нами цвет. Лучше всего будет смотреться краска «металлик» с золотистым переливом.
  4. Осталось ввернуть лампочку, закрыть крышку и установить светильник на положенное ему место.

Все мы знаем, что такое глобус, однако не все догадываемся какие восхитительные вещи можно из него сделать. Например — симпатичный абажур для люстры, которая прекрасно впишется в интерьер детской комнаты.

Вот все то, что нам потребуется:

  • Глобус
  • Лампочка
  • Электрический патрон с удерживающим элементом
Поэтапный мастер-класс
  1. Обычно конструкция глобуса не цельная, поэтому чтобы нам получить нужный элемент, необходимо разделить его на равные две части (полусферы).
  2. Далее, в верхней точке полусферы, требуется сделать отверстие под патрон. Для этого лучше всего использовать сверло с коронкой.
  3. Электрический патрон устанавливается на место и надежно фиксируется удерживающим элементом. Поздравляем ваша люстра готова!

Подвесная конструкция из рогов

Смастерить уникальный осветительный прибор из рогов оленя дело довольно простое, главное иметь под рукой необходимый материал.

Такие конструкции славятся своим особым изысканным видом и лучше всего подойдут для помещений, имеющим высокие . Подобные люстры используются во многих интерьерах, но особенно привлекательно они выглядят в стиле кантри, шале или рустик.

Как правило, плафоны подобных люстр имеют различные формы, а для их изготовления используется только природный материал.

Нам понадобятся:

  • Рога оленя
  • Веревка
  • Медная проволока
  • Электрический патрон и провод
  • Лампочка
Делать люстру так
  1. Соблюдая правила предосторожности, согласно схеме подключаем провод к электропатрону.
  2. Далее провод нужно красиво обмотать декоративной веревкой. Для лучшей фиксации можно использовать универсальный прозрачный клей.
  3. С помощью медной проволоки, в нижней части получившегося каната крепятся рога, располагая их в 2- см. над патроном.
  4. Похожую процедуру повторяем с остальными плафонами, объединив их потом в единую композицию.

Идеи для изготовления красивых светильников (фото, видео)



Надеемся что полезные советы и фото представленные в статье помогут вам не только сделать красивые плафоны для люстр своими руками, но и сэкономить при этом семейный бюджет.

Люстра предмет достаточно дорогостоящий, но технологически не столь уж сложный. Во всяком случае, производственных процессов, которые невозможно было бы осуществить в домашних условиях, для изготовления люстры почти не потребуется, или их можно заменить аналогичными ручными, зрительно и по надежности дающими тот же эффект.

Любители своими руками сделали и делают множество потолочных светильников общего освещения (а это и есть люстры), аналогов в широкой продаже не имеющих и порой весьма экстравагантного облика, см., напр., рис. Выдумки и читателю, надеемся, не занимать. Однако, к сожалению, в россыпи изображений самодельных люстр в интернете образцы, удовлетворяющие требованиям техники безопасности и светотехники жилых помещений, встречаются нечасто . Скорее даже, очень редко.

В данной статье рассматривается прежде всего, как правильно самому сделать люстру технологически и светотехнически . Ничего особо сложного тут нет; это нечто вроде мольеровского персонажа, который, оказывается, всю жизнь говорил прозой. Но некоторые основы знать никак не помешает. Тем более, что оригинальный гармоничный дизайн (речь о котором отнюдь не оставлена) также требует надежной основы, иначе на чем красоте держаться?

Примечание: например, как можно собственноручно в домашних условиях изготовить люстру в гостиную, см. видео ниже. По дизайну она пойдет в интерьер любого стиля, приемлющего четкие формы, а это очень широкий диапазон, от китайского мандаринского до фьюжн.

Видео: люстра своими руками из подручных материалов


Поэтому тонкости дизайна и конструкции основных светотехнических и в то же время декоративных элементов люстры – ; каркаса/опоры светильников, которые тоже важны как части общего дизайна – . Об общем светодизайне жилых помещений также не лишним будет узнать . А в этой статье займемся тем, что для них всех общее, плюс электрическая часть:

  • Светотехника и конструкция – самые начала для бытовых помещений;
  • Электроарматура, в основном с точки зрения техники безопасности;
  • Из чего делать светоарматуру, с упором на возможности изготовления из подручных материалов;
  • Особенности люстр для жилых помещений различного назначения;
  • Выбор источников света для той или иной люстры.

Примечание: тем, кто усомнится, к чему тут какие-то глубины, да будет известно – самодельные светильники прочно держатся в 1-м десятке по бытовому электротравматизму , пожарной опасности и как причина порчи зрения, особенно у детей.

Чего не надо бояться?

Дерева и работ по дереву. Глядя на фигурные деревянные детали люстр промышленного изготовления, кажется, что воспроизвести их дома невозможно. Между тем совершенно вычурный каркас люстры из дерева может быть изготовлен за день-два своими руками в кухне или на балконе.

Дело в том, что древесина при нагревании по всей массе до 150-250 градусов размягчается и гнется, а остыв, сохраняет приданную ей форму. Нагреть деревяшку до такой температуры не обугливая можно строительным феном. Только нужно не забыть предварительно просверлить осевые отверстия (скажем, для проводки электрокабеля), в уже изогнутой детали это будет невозможно.

Примечание: легче всего гнется разогретой древесина легкая или средней плотности мелкослойная – береза, клен, ясень, липа. Бамбук и некоторые породы тропического дерева гнутся вообще нагретыми до 90-100 градусов методом пропаривания в парах воды. МДФ вследствие однородности своей структуры гнется очень хорошо и точно, но требует большего нагрева.

Наконец, вполне элегантная деревянная люстра может быть выполнена из не гнутых деталей: современные источники света позволяют реализовать и такое решение. Тогда потолочный светильник делается в виде люстры-плафона, см. далее.

На что обратить внимание?

На старые советские люстры и вообще бытовые светильники. СССР, как известно, был явлением весьма неоднозначным, что особенно явственно выражалось в советском ширпотребе. Если у вас в кладовке завалялась старая домашняя люстра «совкового» производства, то ее светорассеивающие/светопропускающие детали наверняка выполнены из высококачественного стекла, а фарфоровые/фаянсовые декоративные из такого же качественного материала. Пусть 1 «рожок» из 4-5 разбит, оставшихся на новую самодельную люстру хватит. Краска облупилась? Сейчас в продаже есть любые смывки и отличные акриловые эмали. Часть «висюлек» потерялась? Из прочих тоже можно соорудить нечто очень красивое, была бы выдумка и вкус.

Светотехника и зрение

Примерно лет 10 тому назад была достаточно точно измерена пропускная способность по информации зрительного нерва. Она оказалась раз в 5-6 меньше количества информации в картинке, которую оптическая система глаза рисует на сетчатке, и ученым пришлось признать наконец-то как факт: где-то в глазу таится нечто вроде видеопроцессора . Подозрения о его наличии возникли еще лет 200 тому назад, т.к. определенные зрительные иллюзии никак не зависят от физического и психического состояния субъекта. Приходилось допускать, а теперь это уверенность, что картинка в мозг поступает не сырая, но каким-то образом обработанная. С точки зрения светотехники и влияния характера освещения на здоровье и самочувствие этот факт тоже немаловажен: хороший светильник должен давать свет не только достаточно яркий, но и ровный, мягкий, позволяющий четко различать детали разных цветов и не утомляющий глаз.

Примечание: напомним читателю, что картинку на сетчатке снимают фоторецепторы 2-х типов – палочки и колбочки. Первые наиболее чувствительны, но воспринимают только общую яркость, поэтому ночью все кошки серы. Колбочки 3-х видов, воспринимают отдельно красный (R), зеленый (G) и синий (B) участки цветового спектра. Также напомним, что глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, несколько меньше к красным и менее всего к синим.

Спектры источников света

Наименее утомителен для глаза свет со сплошным спектром, поз. 1 на рис : все видимые детали объекта более-менее равномерно освещены. Если спектр ограниченный, то те, которые в него не попадают, просто не видны. Процессору глаза не нужно ничего «дорисовывать», а именно это более всего утомляет зрение и портит его.

Дело в том, что для «дорисовки» плохо различимого оптика глаза должна все время и часто перефокусироваться, а фотоприемная система менять свою аккомодацию, т.е. общий уровень чувствительности. Эта процедура в некотором роде аналогична проработке деталей в фотошопе с помощью нормализации уровней и «подтягивания» тонкривых, но, кто умеет это делать, знают: очень вялая изначально картинка, если непременно нужно «вытянуть» детали, грубеет до «рвани». А если речь идет о собственном зрении, мозг в конце концов начинает понимать «рвань» как норму, соответственно перенастраивает мускулатуру глаза и алгоритмы работы зрительного процессора, что и приводит к расстройствам зрения.

К сожалению, из пригодных по требованиям безопасности для бытовых условий источников света сплошной спектр дают только лампы накаливания, обычные и галогенные . Они, во-первых, по современным требованиям неэкономичны. Во-вторых, их спектры тепловые и поэтому имеют сильный завал в синей области. Т.е., правильного цветоощущения при таком освещении добиться невозможно.

Тем не менее, лампы накаливания в бытовых светильниках вполне применимы: за миллионы лет эволюции человеческий глаз привык сам давать поправку на желтизну, и расстройства зрения при таком освещении возможны только от его недостаточной или избыточной яркости. Что до натриевых ламп, светящих только в желтой области, то для зрения их свет также безвреден, но о сколько-нибудь адекватном цветовосприятии тут говорить не приходится.

Почти идеальной цветопередачи позволяет при минимально возможной утомляемости зрения достичь синтетический, или аддитивный спектр, поз. 2 . Процессору глаза нет нужды перенапрягаться: верхушки зон R, G и B выходят за оптимальный при данной общей яркости уровень освещенности чуть-чуть, а на их стыках восстановление полной деталировки требует простого сложения парциальных (частных) картинок в соответствующих цветах. В итоге общий уровень белого выходит почти линейным и детали любого цвета четко видны, а серые тона плавно переходят друг в друга.

И снова к сожалению: аддитивный спектр дают только экраны хороших электронно-лучевых трубок (кинескопов). К нему медленно, но уверенно подобраются люминесцентные лампы (экономки) с 3-4 слойным люминофором, отдельные образцы светодиодных осветителей и экраны TFT-дисплеев, однако до полного решения проблемы еще далековато. Поэтому опытные и пекущиеся о своем зрении (которое в данном случае еще и основной рабочий инструмент) графические дизайнеры, фотографы и художники, работающие за компьютером, упорно держатся за «трубочные» дисплеи, покупая по бешеным ценам профессиональные или выискивая б/у с еще не севшей трубкой.

Примечание: свет от источников с аддитивным спектром принято называть предельно мягким. В природе предельно мягкое освещение – утреннее при легкой облачности, когда сквозь облака немного просвечивает диск Солнца.

В быту приемлемой мягкости света позволяют добиться его источники с островным спектром, поз. 3 . Выглядит он как 3 сплошных ограниченных, но это тот случай, когда количество переходит в качество: узрев 3 зоны основных цветов, глаз обязательно постарается рассмотреть, а что же между ними. В провалах между островами что-то еще видно, хоть и на уровне освещенности существенно меньшем оптимального при данной аккомодации. Пики островов тоже довольно сильно задраны вверх, но также в пределах допустимого.

Островной спектр дают большинство экономок и хороших светодиодных ламп; как их отличить сразу при покупке от, скажем так, не очень хороших, см. далее, в разделе об осветителях. Заниматься при таком свете работой, требующей напряжения зрения, нежелательно, но читать/писать по 3-4 часа в день можно.

У островного спектра есть 2 важные для бытовой светотехники особенности. Первая – его можно существенно смягчить с помощью светоформирующих устройств, см. далее. Вторая – «хвосты» красного и синего не уходят в ИК (инфракрасную) и УФ (ультрафиолетовую) области, а к границам видимого спектра спадают до черного. Поэтому, если детали какого-то цвета в островном освещении плохо видны, наращивать общую яркость – только вредить зрению. В таком случае необходимо использовать местное освещение лампами накаливания или экономками/светодиодными другой цветовой температуры, у них острова спектра будут расположены по-иному.

Самый вредный для зрения спектр – линейчатый, поз. 4 . В нем, во-первых, очень узкие зоны основных цветов не перекрываются. Во-вторых, для создания достаточной общей яркости приходится «задирать» пики линий, особенно синей, выше предельно допустимого. Свет вроде бы и не очень яркий, а глаза режет. Все в общем видно вроде бы и хорошо, но детали где-то теряются и никак не разглядишь, хоть глаза лопни.

Такой свет называется предельно жестким. Его дают дешевые светодиодные лампы и отдельные модели экономок с 1-слойным люминофором. Смягчить его светоформирователями никак не возможно, т.к. в провалах между линиями вообще ничего не освещено. При длительном пользовании таким светом возможно развитие не только близорукости/дальнозоркости, но и различных нарушений цветовосприятия (процессор глаза перенапрягается без толку, пытаясь разглядеть невидимое), и даже отслоение сетчатки.

Электроарматура

Грубое и наиболее часто влекущее за собой нежелательные последствия нарушение правил ТБ при самостоятельном изготовлении люстр – подвешивание их за электрокабель : его конец пропускают в патрон лампочки, завязывают узлом, так все и держится на весу. Люстру, даже легчайшую, нужно подвешивать на отдельной тяге, жесткой или гибкой.

Жесткий подвес люстры всем известен: это трубка, в которую протянут кабель . Традиционный гибкий подвес – цепочка; кабель в данном случае проходит сквозь звенья. Сейчас в продаже имеются и специальные кабели для люстр, в них кроме 3-х проводов под общей оболочкой еще и прочный канатик для подвеса. Его нужно выводить наружу и крепить в 2-х местах: вверху к крюку и внизу к каркасу люстры, иначе канатик со временем может выползти и люстра повиснет на проводах. При подвешивании на отдельном шнуре кабель необходимо обвести вокруг него несколькими витками (а не наоборот!) и закрепить концы «змейки» скотчем или, не натуго, мягкой ниткой.

Нештатные ситуации с люстрами чаще всего возникают в месте ввода проводов в патрон лампочки , поэтому патроны также нужно закреплять на каркасе отдельно. Наиболее удобен для этого патрон Е17 под лампу-миньон (лампу-свечку) с винтовым зажимом для крепежной ламели (показан стрелкой на поз. 1 рис.). Если каркас из трубок, ламели получают, сплющив их концы. К деревянному каркасу ламели из полоски стали толщиной 1-1,5 мм и шириной 10 мм можно прикрепить мелкими саморезами.

Патроны Е17 с концевым хомутом (хвостовиком), поз. 2, для домашнего мастера менее удобны, т.к. хомут закрепляется парой гаек, под которые на трубке нужно нарезать резьбу. Если места в люстре хватает, в таком случае лучше использовать патрон Е27 (обычный, «толстенький») с боковым хомутом, поз. 4. Хомуты, для получения желательной ориентации ламп, можно осторожно подгибать. И, наконец, в люстрах с единственной лампочкой удобнее может оказаться патрон Е17 или Е10 (суперминьон) с проушинами под крепление, поз. 5, но места присоединения проводов к такому следует тщательно заизолировать.

Примечание: обычные бакелитовые патроны Е27 тоже можно крепить жестко, для этого во вводных штуцерах их крышек есть специальная резьба. Но такую же резьбу нужно иметь на трубке, к которой крепится патрон, а ручных метчиков под нее в продаже нет.

О монтаже и подключении

Запитывать от сети люстру общей мощности до 60 Вт можно кабелем с сечением токопроводящих жил 0,35 кв. мм; до 120 Вт – 0,5 кв. мм; до 300 Вт – 0,75 кв. мм. Используют 3-жильный кабель с двойной изоляцией. К нулевому проводу сети подключают «земляной» (желтый с продольной зеленой полосой) провод, а к идущим от выключателей секций люстры фазным проводам – остальные 2.

Примечание: искать фазу с помощью контрольной лампочки, щелкая выключателями, недопустимо! Нужно пользоваться индикатором-фазоуказателем!

Подключение проводов к клеммникам патронов ламп и вообще электромонтаж люстры производится внизу пошагово в следующем порядке:

  1. Удостоверяются с помощью фазоуказателя, что напряжения на проводах нет и никто случайно щелкнуть выключателем не может. Для этого их рычажки можно временно заклеить скотчем.
  2. От потолочных концов кабеля пробрасывают до пола времянку из кабеля с жилами не меньшего, чем у штатного, сечения.
  3. Зачищают концы штатных проводов люстры, подключают ее общий ввод к времянке. Не забудьте заизолировать соеинения!
  4. Разбирают патрон.
  5. Вводят конец кабеля в крышку патрона сквозь штатное отверстие.
  6. Надевают на него стопорную шайбу, предотвращающую случайное выдергивание из патрона. В крайнем случае – завязывают кабель в узел.
  7. Заделывают оголенные концы проводов в клеммы. Многожильные провода перед заделкой скручивают и, желательно, лудят, чтобы вылезшие жилки не устроили КЗ (короткое замыкание),
  8. Вставляют клеммник в крышку, посадив его выемками на соответствующие выступы в ней.
  9. Проверяют, если ли небольшая петля кабеля под крышкой и не выдергивается ли она.
  10. Придерживая клеммник, чтобы не соскочил, навинчивают на крышку корпус патрона.
  11. По окончании монтажа секции винчивают лампы, проверяют, включив соотв. выключатель, горят ли ровно.
  12. Снова блокируют выключатели от случайного включения, убирают времянку.
  13. , подключают ее ввод к потолочным концам.
  14. Проверяют: горит ровно, не мигает – монтаж окончен, можно пользоваться.

Светоарматура

Световая арматура люстры (светоформирующая система) во-первых, направляет свет должным для данного типа помещения образом. Во-вторых, смягчает его за счет уменьшения поверхностной яркости осветителя. А для источников света с островным спектром проявляется еще одно благоприятное обстоятельство.

В школьных и даже общих университетских курсах оптики, чтобы слишком не запутывать студентов, считается, что при рассеянии, отражении и преломлении света его частота остается неизменной; это дает возможность наглядно вывести основные их законы. На самом деле абсолютно линейных сред не бывает и некоторая доля световых квантов в этих процессах переизлучается, благодаря чему меняет свою частоту и, следовательно, цвет. Т.е., «хвосты» спектральных островов получают небольшую яркостную «подпитку», что облегчает работу процессора глаза; это равносильно дополнительному смягчению света.

Рабочие процессы

В светоарматуре бытовых светильников используется в основном диффузное отражение и рассеяние света. Зеркальное отражение находит малое применение, т.к. само по себе не уменьшает поверхностную яркость и не смягчает свет. Достаточно широко используется преломление в прозрачных средах: хрустальные подвески не только дают приятную игру света, но и существенно смягчают его без значительных потерь светового потока. И, наконец, в отдельных случаях, напр. в абажурах из ниток, в формировании светового потока имеет место заметная доля дифракции.

Примечание: с дифракцией и тенями вообще-то надо поосторожнее. Свет в комнате, что слева на рис., может вызвать нервное расстройство и у взрослого, а колючие лучики от светильника справа там же на пользу зрению никак не пойдут. Здесь имеет место то обстоятельство, что в пиках дифракционной картины интенсивность света может быть много выше, чем на первично излучающей поверхности.

Формирующие элементы и системы

Смягчение света и формирование необходимой его диаграммы направленности (ДН), см. ниже, с помощью преломления в прозрачных средах и/или зеркального/полного внутреннего отражения требует большого количества таких оптических актов: в каждом из них светопотери малы, но мала и степень преобразования светового потока, т.к. прозрачные среды потому и прозрачны, что их нелинейность проявляется в ничтожной степени. Традиционно для этого нужно много преломляющих элементов с высокими оптическими свойствами; следовательно, дорогих или доступных от случая к случаю. Сейчас мастеров-любителей выручают пластики: оригинальная люстра на преломлении и переотражениях может быть изготовлена вообще из бросового материала, см. далее. Облик у таких люстр «воздушный»; срок эксплуатации – 1-3 года.

Если нет в распоряжении хрустальных подвесок, придется использовать рассеяние и диффузное отражение. Светопотери будут больше, но в таком случае возможно обойтись подручными материалами: достаточно получить всего 1-3% нелинейных оптических актов во всей светотехнической системе. Обычный люксметр с набором светофильтров такого количества «левых» квантов не улавливает, но его хватит, чтобы освещенность провалов между островами спектра поднялась выше «дна» диапазона аккомодации и глаз работал не переутомляясь.

В основе светоформирователей на диффузных оптических процессах лежат 3 элемента: плафон, абажур и диффузный рефлектор. Плафон, поз. 1 на рис. – колпак из матового стекла или аналогичного ему по оптическим свойствам материала. Наружу свет из него может выйти, только претерпев рассеяние. Для дальнейшего формирования светового потока оптические свойства помещения значения не имеют или имеют очень малое.

Абажур, поз. 2, часть первичного света выпускает наружу без преобразования; не обязательно вниз. Смягчение первичного светового пятна достигается за счет его подсветки отраженным от стен и потолка рассеянным светом, поэтому оптические свойства помещения в данном случае существенны. Определяющими они становятся для диффузного рефлектора, поз. 3, однако эта светотехническая система при помощи изменения степени прозрачности рефлектора(-ов), их размеров, конфигурации и расположения позволяет формировать различные ДН.

Световые системы люстр строятся, как правило, путем комбинирования элементарных формирователей. Напр., на поз. 4 – хорошо известная люстра из расположенных ступенчато концентрических абажуров, дополненных небольшим почти плоским плафоном. На первый взгляд, светопотери в ней должны быть велики, но вспомним: для освещения школьного спортзала площадью ок. 400 кв. м и с высотой потолка под 6 м хватало неэкономичных ламп накаливания на общую мощность 800-1200 Вт.

Среди новых световых систем выделяются люстры-плафоны, поз. 3. Названы они так потому, что являются одновременно плафонами и осветительными, и архитектурными потолочными, см. фото. Суть оптики данного типа в том, что в камере-ловушке первичные кванты испытывают многократные переотражения и наружу свет выходит сильно смягченным.

Материалы для световых систем

О покупных элементах люстр из стекла или специальных пластиков можно заметить, что:

  • Стекло нужно выбирать зеркальное, на сломе бесцветное или чисто белое.
  • Под любые источники света, кроме ламп накаливания, лучше брать оптические части, матированные не с поверхности, а в массе, т. наз. молочные, желаемой степени прозрачности.
  • Акриловые компьютерные диски в световых системах использовать нежелательно: полупрозрачный слой металла в них только без толку поглощает свет, а почти совершенно прозрачный и бесцветный оптический акрил сколько-нибудь заметно не преобразует световой поток.

Хорошие самодельные люстры получаются из пищевых ПЭТ-бутылок . Коэффициент преломления и прозрачность ПЭТ (полиэтилентерефталата) довольно высоки, что дает возможность при небольших светопотерях добиться значительного смягчения света. ПЭТ-бутылки выпускаются различных цветовых оттенков и полупрозрачными, благодаря чему люстру можно строить на основе как преломления и переоражений, так и диффузных процессов.

Помимо дешевизны и доступности существенное преимущество ПЭТ – легкость обработки в домашних условиях и, в умелых руках, неплохие декоративные качества. Напр., как делать цветы из бутылок, см. мастер класс по ссылке: //www.youtube.com/watch?v=8TXXoiTLhVA

Цветочный декор не только украсит люстру, но и, благодаря увеличению числа преломляющих поверхностей, существенно улучшит ее светотехнику. Возможны и другие варианты оптически полезного и красивого декора из пластиковых бутылок, но мы их оставим для статьи об абажурах.

Прочие пластики для люстр с лампами-экономками тоже годятся, в качестве отражателей. Для них нужно брать материал как можно белее и слегка шероховатый или с сатиновым глянцем. Полупрозрачные детали из бытовых пластиков не очень-то хороши, т.к. в качестве наполнителя используется чаще всего мел или тальк с красящими присадками. Светопотери в таких будут велики, а смягчение света – только за счет падения поверхностной яркости. Использовать предпочтительнее пропилен, т.к. ПВХ от света довольно скоро желтеет и становится хрупким.

Второй очень хороший и доступный материал для оптической системы люстры – бумага . Если лампа светодиодная, то люстра из бумаги с ней прослужит несколько лет: бумага желтеет и теряет светопропускание от нагрева и воздействия УФ, которых светодиодные лампы почти или совсем не дают.

Светопропускание бумажных компонент люстры подбирают, выбирая материал соответствующей плотности, от 20 до 220 г/кв. м. Отражательные свойства современной писчей бумаги практически безупречны: с коэффициентом белизны ниже 0,8-0,85 она просто не выпускается. Кстати, некоторые ушлые производители оперируют коэффициентами белизны 1,05 и даже 1,15. По какой методике измерений они выходят на сверхединичные значения величины, которая в принципе не может быть больше 1, кто знает. Но с точки зрения физики это смешной абсурд: поставил такой листик перед зеркалом, между ними – солнечную батарею, раз посветил фонариком, вот тебе и вечный двигатель II рода. Или благодатная тема дискуссий на форумах техномистиков. А что тут такого? Раз КБ>1, то листик света и, соответственно, его энергии излучает больше, чем принимает.

Примечание: колба лампы накаливания мощностью 60 Вт может нагреваться более чем до 100 градусов Цельсия. Поэтому для люстр с плафонами, абажурами и отражателями из пластика, ткани, текстиля и ниток нужно применять лампы накаливания не более чем на 40 Вт, а галогенные – до 15-20 Вт.

Видео: мастер-класс по изготовлению люстры из веревки или ниток

Люстра в комнате

Основные типы ДН для освещения бытовых помещений показаны на рис. Кардиоиду формирует плафон, это свет для небольших спален, детских, прихожих. Провал вверху образуется за счет тени от цоколя. Детская люстра должна быть снабжена сферическим плафоном, сильно, но без чрезмерных светопотерь, рассеивающим свет. Особенно мягкое и, весьма желательно, бестеневое освещение в детской необходимо, чтобы не навредить еще не окрепшему зрению. Поэтому плафон детской люстры лучше всего делать из бумаги, а преломляющих материалов для нее избегать.

Восьмерочную ДН получают с помощью нескольких диффузных рефлекторов и хорошо беленого потолка, напр. гипсокартонного. Такой свет необходим в достаточно большой гостиной со свободным пространством в центре, кабинете и др. помещениях, где зоны освещаются локальными источниками света.

Веерную ДН дает простой абажур, а лепестковую он же, направленный апертурой (раструбом) вверх. Лепестковые ДН характерны для бра, которые здесь не совсем в теме, а вот люстры с веерной ДН подходят в небольшую гостиную с обеденным столом в центре или на кухню. Особенно для последней: свет способствует осаждению паров органических веществ и битуминизации их в жидкой фазе, так что потолок здесь особо освещать ни к чему, пусть лучше потенциальная копоть уйдет в вытяжку.

Примечание: наиболее равномерное освещение площади пола при минимальном расходе электричества на освещение дает т. наз. косеканс-квадратная ДН. Однако получается она с помощью весьма сложных осветительных приборов, стены и потолок нужно освещать отдельно. Применяется в основном для освещения больших производственных помещений, открытых площадей, спортивных сооружений и т.п.

Лампы для люстр

Далеко не все производители бытовых ламп освещения дают на сайтах и в спецификациях их спектральные характеристики, поэтому и продавцы чаще всего их не знают. Что касается ламп-экономок, тут несведущему покупателю проще: спектр неизвестен – берем на цветовую температуру 4300 К. В худшем случае получим сплошной ограниченный спектр. Рассмотреть во всей красе цветную открытку или иллюстрацию в книге он не даст, но зрению не повредит. Зрительно такой свет почти белый с легкой желтизной. Норма электрической мощности таких ламп – 1,8-3,4 Вт на 1 кв. м освещаемой площади в зависимости от конфигурации и общего тона дизайна комнаты.

Примечание: фитолампы для полок с цветами, парников/теплиц и аквариумов использовать для общего освещения нельзя. Их спектр резко линейчатый, он полезен растениям для фотосинтеза, но никак не человеку для зрения.

Светодиодные лампы выбираются, во-первых, на цветовую температуру 2800-3300 К , желтенькие. У белых спектр, как правило, линейчатый, что заметно сразу: их свет режет глаза и в хорошо освещенным естественным образом торговом зале. По видимым конструктивным признакам следует выбирать лампы-глобы с матовой колбой и глубоким ее хвостовиком, поз. 1 на рис. Если приглянулась лампа-«кукуруза», то руководствоваться нужно следующими признаками поз. 2:

  • Светодиодная сборка должна быть прикрыта полупрозрачной колбой, это гарантирует прежде всего долговечность лампы. «Голая кукуруза», со светящими структурами под защитной пленкой, чувствительна в загрязнениям и вообще внешним воздействиям.
  • Количество отдельных излучающих структур должно быть не менее 15-20.
  • «Кочан», т.е. обечайка-держатель излучающих структур, должен быть прозрачным. В сочетании с пред. условием это даст большее количество переотражений внутри колбы, большую равномерность первичного света и лучшие возможности формирования светового потока.

Чтобы не «попасть» на линейчатый спектр, следует также избегать имитаций под глобы и «кукурузы» в виде лампочек с прозрачной колбой, сидящей прямо на цоколе, и небольшим количеством излучающих структур, поз. 3. Освещенность от них в небольшой комнате и зрительно окажется неравномерной, а спектр чаще всего линейчатый. Также для освещения жилых помещений непригодны светодиодные лампы направленного света, поз. 4. Они предназначены для вспомогательного/служебного освещения и при длительном пользовании глазам вредны.

Освещение - важнейшая составляющая интерьера. Именно от освещения зависит уют и уровень комфорта нашего жилища. Игра света и тени позволяет обыграть выигрышные моменты интерьера и отвести внимание от неудачных моментов. А еще - светильники, торшеры, люстры и лампы создают ту атмосферу, которую мы называем «дом». Сделать жилище только «своим», личным, индивидуальным помогут уникальные светильники и лучший способ - сделать абажур своими руками. Самодельные плафоны и абажуры - это тот конек, который выделит ваш дом из прочих.

Пара слов о безопасности

При изготовлении ламп, торшеров и люстр в промышленных условиях предварительно производится расчет минимального расстояния от «тела» лампы до материалов. Зависит это расстояние от мощности и теплового излучения лампы и от типа (горючести) материала, из которого изготавливается плафон/абажур. В домашних условиях вряд ли кто-то будет заморачиваться с такими подсчетами. А чтобы не создать опасную ситуацию, стоит придерживаться определенных правил.

И вообще, сделав абажур и установив его, в первые несколько дней обращайте внимание на то, греется ли плафон. Нагревом считается любое повышение температуры выше окружающей среды. Если плафон ощущается как «теплый», поменяйте лампочку на менее мощную. Снова проверьте. Так до тех пор, пока самодельный абажур не будет греться.

Где взять каркас

Если вы хотите переделать старую лампу, торшер, бра у которых старый абажур пришел в негодность, можно просто использовать уже имеющуюся основу, ободрав старый материал. Перед началом работ, хорошо осмотрите каркас, если есть где-то ржавчина или поврежденное покрытие, может стоит все ободрать и покрасить снова? Заодно и цвет можно изменить. Если старых каркасов нет, можно купить недорогую лампу (в магазине или на блошином рынке) и проделать с ней те же операции. Неплохие абажуры можно, кстати, сделать из корзин для мусора. Они есть проволочные, есть пластиковые. Главное - найти подходящую по форме и размеру. Потом в дне делаете отверстие под патрон. Дальше - дело за украшением/обшивкой, а тут вариантов море.

Если и этот способ недоступен, можно изготовить абажур без каркаса (есть и такие) или сделать каркас самостоятельно. Материал для изготовления каркаса для абажура своими руками это: проволока, древесина (деревянные или бамбуковые палочки, вырезанные специально элементы), пластиковые бутылки.

Как сделать каркас для самодельного абажура из проволоки

Проволока для каркаса лампы нужна алюминиевая или сталистая. С алюминиевой работать легко, но она легко мнется. Это не очень важно когда абажур уже эксплуатируется, но этот факт надо учитывать во время работы: можно испортить форму. С другой стороны, такая пластичность позволяет во время работы легко и просто вносить изменения в форму. Так что вариант неплохой. Алюминиевую проволоку можно «добыть» из электрических кабелей. Придется снять защитную оболочку и можно использовать.

Сталистая проволока более упругая, так что она хорошо сохраняет форму. Ее можно поискать на строительном рынке. Работать с ней посложнее. Желательно чтобы рядом были сильные мужские руки.

Кроме проволоки для работы понадобятся мощные кусачки и пассатижи. Каркас абажура обычно состоит из двух колец и соединяющих их стоек. От размеров колец и формы стоек зависит форма будущего абажура. Вопросы могут возникнуть по количеству стоек и способам их крепления. Количество стоек зависит от размеров колец и того, насколько «круглым» вы хотите сделать абажур. Чем больше стоек, тем более «гладко» ляжет ткань. Так что выбирать вам, но оптимальное расстояние между стойками по нижнему кругу - около 5-6 см.

Приемы создания каркаса для абажура из проволоки

Способы крепления стек к кольцам абажура зависят от толщины и типа проволоки, а также от имеющихся у вас инструментов. Самый простой - сделать на конце маленький крючок, затем его плотно зажать. А чтобы кольцо не скользило вправо-влево, предварительно проволоку в месте крепления обработать наждачной бумагой с крупным зерном. Это вариант для толстой алюминиевой проволоки. Если проволока стальная, причем диаметром 1,2-2 мм или больше, лучший способ - . Проволоку потоньше можно загнуть и обмотать вокруг кольца или также сделать крючок.

Если делать крючки, обматывать проволоку, внешний вид получается далеко не таким идеальным, как у фабричных каркасов. Но эта неидеальность прикроется самим абажуром. Если она вас все-таки волнует, найдите ленту подходящего цвета (обычно подбирают под цвет абажура) и аккуратно обмотайте полученный каркас. Станет намного лучше. Ленту можно промазать клеем ПВА и, мокрой, плотно, виток за витком, обмотать каркас.

Из проволочной сетки

Если удастся найти сетку из тонкой проволоки, можно быстро сделать почти идеальный цилиндрический плафон для торшера, настольной лампы, ночника, плафон для установки свечи и т.д. Всего-то и надо, что отрезать кусок сетки нужной длины и ширины, свернуть в кольцо и закрепить проволочки, обмотав их вокруг стоек.

Чтобы сетка не распрямилась, отрезая кусок, режьте так, чтобы с обоих сторон оставались длинные свободные концы. Ими и будем скреплять плафон цилиндрической формы. А неидеальность верхнего и нижнего кольца можно замаскировать лентой нужного цвета.

Из пятилитровой пластиковой бутылки

Интересной формы абажур может получиться из пластиковой бутылки большого литража. Есть бутыли на 5-6 литров и даже на 10. Вот их и можно использовать. От емкости отрезаем верхушку иди дно - в зависимости от того, что вам больше нравится. В отрезанной части делаем кольцо под патрон. Если отрезана верхняя часть, для некоторых патронов можно использовать горловину. Для тех что больше диаметром, ее придется срезать.

Затем вырезаем лишний пластик, формирую ободки и стойки плафона. Чтобы не ошибиться, предварительно можно прорисовать все линии маркером. Резать будет проще. Вcе элементарно. Дальше просто украшаем. И да, вырезать пластик обязательно, иначе теплому воздуху некуда будет деваться.

Делаем абажуры на каркасе

Вариантов того, как можно сделать чехол абажура достаточно:


Из лент

Самый простой и быстрый способ преобразить старый абажур для торшера или настольной лампы - использовать ленты. Нужен каркас или абажур в виде цилиндра. Он может быть «голым» или обтянутым тканью. Если использовать «голый» каркас, свет будет пробиваться сквозь щели, что создаст интересные световые эффекты, но освещение будет неоднородным. Читать при таком свете неудобно - это интерьерное решение. Если вам необходимо ровное освещение, сначала обтяните каркас тканью. Она может быть того же цвета что и ленты, на пару тонов темнее или светлее, может быть контрастной. Все зависит от вашего желания. И помните, что чем темнее будет ткань, тем меньше света пропускает абажур.

Берем ленту шириной 1-2,5 см. Закрепляем ее с изнаночной стороны абажура при помощи клея ПВА, дополнительно зафиксировав булавкой. Если взяли проволочный каркас без ткани, крепим к верхнему или нижнему ободу (можно пришить руками, можно использовать клей). Затем начинаем оборачивать весь каркас, сверху вниз, располагая витки ленты близко друг к другу, но без нахлеста.

Закончив круг, ленту разворачиваем на 90°. Закрепляем в таком положении (иголкой с ниткой или клеем ПВА, клеем из пистолета, зафиксировав временно булавкой, прижав прищепкой). Дальше ленту пропускаем под первой лентой, вытаскиваем, укладываем поверх второй, потом снова протягиваем вниз, через одну ленту вытягиваем вверх. Так, постепенно, создаем переплетение, заполняя весь абажур.

Как вариант, можно пропускать по две вертикальные ленты. Но тогда надо следить, чтобы каждый следующий ряд сдвигался на одну поперечину. Тогда получится другой тип переплетения. Такой абажур идеален для торшеров, так как направлять свет будет вниз, рассеивание через стенки будет небольшим.

В данном варианте ленты могут быть одинаковыми, могут - одного цвета, но разной фактуры, могут - отличаться на пару тонов или быть контрастными. По кругу ленты можно пускать сплошняком, а можно - через некоторое расстояние. Если найти широкую ленту и накладывать ее с нахлестом, тогда вообще не понадобятся горизонтальные. А если использовать плетеный или крученый шнур (на нижнем фото справа), получим совсем другой по виду абажур. Так что только эта техника отделки абажура дает очень много вариантов.

Коротко представим идеи. Есть множество вариантов того как можно нестандартным образом оформить стандартные каркасы для абажуров. Первый способ был уже озвучен: можно связать чехол на абажур на спицах или крючком. Несколько вариантов на фото.

Не все умеют вязать. Проще работать с бисером, особенно если его клеить. Декорировать старую ткань можно при помощи бусин, пайеток, бисера разной формы и размеров. Такой «новый-старый» абажур своими руками сделаете за пару часов. Подбираете подходящие по цвету украшения, промазываете ткань клеем ПВА, наклеиваете украшения. Для завершения образа можно из бусин и бисера собрать подвески, которые крепятся к нижнему ободу, но это уже кропотливая работа. Хотя эффект интересный.

Можно сшить новый абажур из ткани. Но не обязательно его делать обновленной копией старого. Следует включить фантазию! Если лампа или торшер стоят в комнате девочек, новый чехол на абажур можно сделать в виде юбки. Стиль юбки подбираете сами. Интересно смотрятся в складку. С рюшами и без.

В комнате мальчика можно использовать старую географическую карту. Они есть на плотной бумаге. Если бумага недостаточно плотная, сначала надо наклеить карту на картон, а потом уже из такой заготовки клеить абажур.

Оригинальные плафоны получаются если готовый каркас оплести нитями или веревками. Веревки могут быть натуральными. В таком случае они серые, коричневые бежевые. Можно найти тонкие синтетические цветные шнуры. Из них получатся более «веселые» по цвету изделия. Еще проще дело обстоит с нитками для вязания. Они есть тонкие, толстые, фактурные, с плавно изменяющимся цветом. В общем, вариантов масса.

Берем каркас и по определенной схеме его оплетаем. Можно начать со стоек. Каждую стойку оплести косичкой (длина нитей должна быть раза в 3 больше высоты стойки). Когда эта работа окончена, начинаем протягивать нитки/веревки между стойками. Их надо будет пропускать через косички, так что с нитками удобнее это делать с помощью иголки, а веревки можно просунуть и так.

Второй вариант - сначала опутать горизонтально весь каркас, а потом оплести стойки. Косичка тут уже не получится, надо просто наклонными стежками с определенным наклоном закрепить витки на стойке. Этот вариант в исполнении несколько проще, но «косички» смотрятся более декоративно.

Самодельные плафоны без каркаса

Многие материалы достаточно жесткие для того, чтобы сохранять форму самостоятельно и, одновременно, они достаточно пластичные чтобы можно было сделать из них что-то интересное. Таких самодельных абажуров ну очень много. И практически все они стоят вашего внимания. Приведем тут только часть, другая часть пойдет в разделе с фото (см. ниже).

Из вязанных кружевных салфеток

Вязанные крючком салфетки есть у многих и лежат они в «загашниках», так как и выбросить жалко, и использовать не знают как. Есть очень интересная идея - сделать из них абажур для люстры на подвесе. Кроме салфеток нужен будет большой воздушный шар или надувной мяч, клей для тяжелых обоев (виниловые, шелкография и т.п.), кисть.

Замачиваем клей согласно инструкции, ждем пока набухнет. Надуваем шар или берем мяч, подвешиваем. Когда клей готов, на какой-то чистой поверхности раскладываем салфетку, промазываем ее клеем, выкладываем на шар.

Выкладывать надо с таким условием, что в центре останется отверстие под патрон. Одну за одной приклеиваем салфетки. Их выкладывать надо так, чтобы края немного перекрывались. Когда все салфетки уложены, еще раз промазываем их клеем и оставляем до высыхания. Когда клей высох, сдуваем мяч или шар (шар можно проколоть, если не жалко) и вынимаем его через отверстие. Вот и все, кружевной абажур готов.

В некоторых случаях возникают проблемы с тем, как готовый абажур подвесить на патрон. Решается проблема просто - берете прозрачную пластиковую бутылку, отрезаете у нее горлышко, при необходимости, расширяете отверстие до нужных размеров (чтобы плотно надевалось на патрон), потом отрезаете пластик так, чтобы получилось кольцо шириной в 5-7 см. Это кольцо промазываете клеем ПВА, и изнутри шара подклеиваете к абажуру.

Круглые плафоны из ниток

Практически по той же технологии можно изготовить круглые и полукруглые стильные плафоны. Выбираете нитки подходящего цвета. Состав их абсолютно неважен - важен цвет, толщина и фактура. Они могут быть мохнатыми, гладкими, кручеными, потоньше и потолще. От этого зависит внешний вид. Удобнее всего работать с хлопковыми нитками средней толщины. Они хорошо впитывают клей и затем, после высыхания, отлично держат форму.

Еще нужен будет мяч или шар. Это будет основа абажура, которая задает форму. Размеры основы подбираете по желанию. Нитки надо будет склеивать, для этого понадобится клей ПВА. Его переливают в емкость, разводят водой в пропорции 1:1.

Можно использовать и другой клей. Важно чтобы он после высыхания становился прозрачным. Это WB-29 фирмы TYTAN Professional и клей D2 для столярных работ. Если будете использовать какой-то из этих типов клея, прочтите инструкцию.

На мяче или шаре нарисуем окружность, которая по размерам будет чуть меньше чем патрон лампы. С противоположной стороны нарисуем окружность побольше - это будет нижний край плафона. Теперь все готово, можем приступать.

Промазываем нити клеем и наматываем их на мяч в хаотичном порядке. Удобнее это делать если клей налит в емкость - туда можно опустить весь моток, и просто тянуть потихоньку нитку. С клеем в тубе все не настолько комфортно: приходится промазывать участки длиной до метра, намотать, промазать снова. Времени уходит намного дольше. Это если использовать не ПВА. Но зато изделия получаются более жесткими и не провисают, не меняют форму со временем, как это может случиться с нитяными абажурами на ПВА.

При наматывании ниток на шар, старательно обходим нарисованные окружности. Если случайно залезли на «запретную территорию», просто подвигаем нитки, формируя ровный (более-менее ровный) край. Когда нитки закончатся или вы решите, что плотности достаточно, процесс можно останавливать. Край нити заправляем между другими. Все. Дальше мяч с намотанными нитками еще раз промазываем клеем (ПВА можно полить) и оставляем до просушки (минимум на 2 суток). Чтобы мяч не катался, находим миску или кастрюлю и используем ее как подставку.

Последний этап - сдуваем мяч или шар. Если мяч имеет ниппель, нажимаем на него тонкой проволочкой, выпуская воздух. Спущенный мяч вынимаем. На этом все, можно продевать внутрь лампу и испытывать абажур.

Технология та же, но внешний вид очень отличается…

По описанной выше технологии можно делать не только круглые плафоны. Прямоугольные, треугольные, трапециевидные. Выбираете основу, которую легко удалить, наматываете смоченные в клее нитки, тесьму, даже палки, газетные трубочки и т.д. После высыхания удаляете основу и вот, вы сделали абажур своими руками. Пару примеров в фото ниже.

А еще можно использовать палочки…. Только мяч тоже обмотайте пищевой пленкой и используйте не клей ПВА, а прозрачный столярный

Это пастообразная полимерная глина в тюбике, которую нанесли на пакет из-под молока, затем высушили и пакет удалили…

Креативные самодельные плафоны для ламп, торшеров и люстр

Просто диву даешься, из чего только люди не делают красивые и необычные вещи. Плафон из чашки, терки, бутылки, пивной или стеклянной банки, металлических деталей и колец от пивных банок… Кажется, все можно использовать…

Абажур из старого сита… стильно

Подсвечники превращаются в лампы… можно без абажуров

В жизни не скажешь, но эти плафоны сделаны из крючков, которыми открывают металлические банки для напитков и консервы… если их покрасить, будет еще интереснее

Не знаете что делать с хрусталем бабушки? Сделайте из него плафоны…

Loading...Loading...