Иконы режим из дерева. Вырезать иконы по дереву может каждый? Какое дерево применялось для живописи

Резная икона — несколько более сложное изделие, нежели, например, резное цветочное панно. И сложна она порой не столько технически, сколько нравственно, если можно так выразиться. Даже если вы работаете быстро и споро, стремясь успеть в срок, не забывайте вкладывать душу, ну или хотя бы пытайтесь.

Мне встречались некоторые воистину неистовые резчики икон, которые, запершись от всего мира, работали при лучине и с благостной молитвой на устах. Хорошо ли это, не знаю, но вполне возможно, что только так и надо работать. Но мы всё же попробуем по-другому.

Предварительная работа

Резная икона — это почти всегда аналог иконы писаной. Иконография и чувство обратной перспективы, переосмысленные и воплощённые в объёме дерева. Проще говоря, берём икону писаную и переносим её контур (абрис) на доску, а затем вырезаем, как умеем. Но прежде чем начать, рекомендую провести небольшую исследовательскую работу: кто изображён, кто таков, какие варианты икон бывают. При нынешней массовости Интернета это вопрос часа.

Вот, например, Иоанн Оленевский — это месночтимый святой (святой, более чтимый в какой-нибудь определённой местности). Весьма почитаемый по средней Волге (1854-1951). Новомученик. За праведную жизнь был наделён даром исцеления и прозорливости.



Как вы видите, сходство иконы и портрета вовсе не явное. Также и сами иконы меж собой разнятся значительно. Так и ваша резная работа может несколько отличатся. Не в этом суть. Однако данный анализ, несомненно, поможет вам.

Процесс изготовления резной иконы

Липа. 230 X 310мм, толщина 25мм. Для первичной обработки, т.е. для опускания по глубине (10мм), в данном случае используется ручной фрезер.

Затем изделие обрабатывается (вычищается) по контурам, подбирается фон и набирается общая масса (обрубка). Лик пока не трогаем.

Теперь вырезаем одежды полностью и начисто, и переходим к лику. Набираем общую массу.

Древние иконописцы использовали самые различные технологии для того, чтобы изготовить резные иконы , воплотить образы и лики, которые представали перед их взором после длительных молитвенных постов, предшествовавших началу работы. Верующий в Бога христианин, мастер по созданию образов не мог приступать даже к выбору доски без благословения свыше и получения разрешения отцов церкви.

История резных образов

История появления резных икон длинна и многообразна. Технология производства объемных барельефных изображений на камне была известна еще в древнем мире. Египетские, греческие и римские мастера камнерезы оставили замечательные образцы резных и скульптурных изображений. В большинстве случаев прототипами были боги, мифические и реальные герои. Христианские чудотворные иконы в свое время стали достойным продолжением традиций древности, художники использовали самые лучшие приемы и технические методы нанесения изображения.

Сегодняшнее производство резных икон значительно превзошло старинные образы по чистоте исполнения, применению современных технологий воссоздания изображения и профессионального инструмента. Само по себе объемное барельефное сечение пришло в нашу страну на заре принятия православия от художников великой Византийской Империи, которая еще в XI веке была известна мастерами объемного изображения, а резные иконы из дерева и камня были самыми распространенными в храмах и домах горожан. Об этом свидетельствуют летописи и хроники тех времен, а также результаты современных археологических раскопок византийских городов.

Во времена крещения Руси резные иконы из Константинополя, первоначально производившиеся из камня и более напоминавшие античные камеи, были наиболее ценными подарками и залогом дружбы между двумя большими государствами христианского мира.

Популярность резьбы на Руси

Древнерусскими мастерами впоследствии была перенята и усовершенствована техника обработки камня. Возможность украшения местными драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугами, золотом и серебром позволила делать резные иконы совершенными произведениями искусства. Благодаря достижению изумительных внешних эффектов образы обладали сильнейшим воздействием на верующих, позволяли внушать повиновение и смирение перед величием Бога. Стоимость таких икон была баснословной, и позволить иметь их могли только богатые храмы и монастыри, состоятельные вельможи, торговые люди и обеспеченные горожане.

Поэтому для получения более доступных в исполнении ликов для простого народа, сравнительно дешевых, быстрых в производстве резных икон стали использоваться местные материалы. С давних пор в наших краях самым доступным сырьем было дерево. Ценные породы древесины с определенными технологическими показателями стали отличным средством для выражения веры и художественного вдохновения мастеров. Время шло, а специфика и инструмент для работы усовершенствовались. К концу XV века ставшего пиком популярности резьбы и других прикладных искусств, резные иконы из дерева стали наиболее широко распространенными на православной Руси изображениями Спасителя, Божьей Матери и святых.

Неповторимый эффект дерева

Всем хорошо известно, насколько живым и теплым может быть любое изделие из дерева. Это связано не только с природными особенностями древесины, но и с потрясающей положительной энергетикой, которую несет такой образ в любую семью. Дом или квартира, даже небольшая комнатка, где находится такие изделия мастера, какими можно считать разнообразие ликов на резных иконах получает большую долю покоя, умиротворения, божьей благодати и добра. Благословенные лица, полные вселенской любви и всепрощения, взирающие с неподдельным теплом на нас, грешных в делах и мыслях становятся практически живыми.

Этот художественный эффект достигается при использовании древесины строго определенных пород, имеющих мощные годовые кольца с различными оттенками цветовой гаммы, присущей этому сорту дерева. Техника изготовления резных икон или как их еще называли «иконы на рези» сегодня позволяет получить изделия самого различного масштаба, назначения и выражения творческого осмысления христианских ценностей. Дерево эстетично всюду – от больших монументальных произведений до крошечных иконок, которые по православной традиции берут христиане с собой в дальнюю дорогу. Весьма интересным эффектом является инкрустация металлом, аппликации из различного по цвету дерева, а также создание подходящих по стилю и исполнению рам и окладов.

Породы дерева и их особенности

Мастер всегда выбирает наиболее качественную и отвечающую его требованиям и художественному замыслу древесину. Обычно используют самые разные сорта. Тем не менее, иконы из дерева резные и выжженные, наиболее часто производят из следующих пород:

  • Лиственные породы чаще всего представлены липой, которая проста и легка в работе, а произведения из нее характерны особым теплым оттенком.
  • Доска из ольхи наиболее часто используется как имитация красного дерева, она отлично режется и полируется.
  • Березовый материал несколько сложнее в обработке, но прекрасно поддается лакированию и окраске. Резные иконы из дерева березы выглядят живыми и трогательными.
  • Для небольших образов с мелкими деталями отлично подойдут тополь и осина.
  • Древесину дуба и бука применяют для создания масштабных творений, которые будут служить многие десятки лет.
  • Доска из ореха, черешни, яблони и вишни позволяет создать неповторимые по эстетике резные иконы и достичь исключительного эффекта живого лица с возможностью точной проработки мельчайших деталей.
  • Чтобы создать монументальные произведения в стиле изысканных резных икон, большие по размерам и сюжетам образа, алтари и другие аксессуары храмовых комплексов используют сосну или ель высочайшего качества.

Особая эстетика и неповторимое тепло дерева позволит создать истинно живые образа и лики. Добро, свет божьей любви и непередаваемая благодать снисходит с них на верующего. Главным аспектом была и остается твердая вера и высокое мастерство художника, как и много веков назад.

Резные иконы, панно. Марков Александр

Марков Александр (Саянск). Резьбу по дереву Александр Марков начал еще в 1985 году, работая художникам оформителем в Саянской художественной мастерской при оформлении детских садов и других объектов. В 90-х Отец Алексий попросил вырезать крест для аналоя и голгофу. Ему понравилось, и он в 1995 году пригласил Александра Владимировича принять участие в оформлении строящегося Храма. Вот с этой поры Александр и работает в церкви.

По словам священнослужителей, резные иконы (использует мастер при их изготовлении твердые породы деревьев, такие как осина и кедр) несут в себе глубочайший духовный смысл. Дерево издревле считалось живым материалом, а освященная икона вообще творит чудеса. Потому традицией для саянцев стало преподносить иконы — творения Маркова — почетным гостям.

Марков Александр Владимирович родился в 1958 г. в Иркутской области село Берёзовка Куйтунского района. В 1980 году закончил Тулунское педагогическое училище художественно-графическое отделение. Работал художником оформителем в Тулунской художественной мастерской. В 1985 году в связи с переездом в город Саянск работал художником-оформителем в художественной мастерской. В 90-е годы принимал участие в оформлении строящейся Благовещенской церкви. Занимался в основном резьбой по дереву. Выполнены два резных деревянных иконостаса, два престола, киоты для икон, плащаницы, иконы и другие резные церковные предметы.

Участие в выставках:

Областная выставка, посвященная 2-у всесоюзному фестивалю художественного творчества. 1980 году г. Иркутск.
В 2003 году за оформление Благовещенского храма была вручена патриаршая грамота от Архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима.
Областная выставка народное искусство 2004 г. Иркутск
Вручен Орден русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского 3-й степени 2006 г. Москва
Областная выставка «Саянская мозаика» 2007 г. Иркутск
Дипломант межрегионального конкурса «Русь мастеровая» 2008 г. Иркутск
Городская выставка прикладного искусства 2008 г. Саянск
Городская выставка «Мужество воспетое красотой» 2009 г. Саянск

Оптимальной породой дерева используемой для иконных досок является кипарис.

Существует несколько видов кипарисов. Обыкновенный, болотный и кипарис Левзона. Кипарис обыкновенный порода заболонная, остальные ядровые. Имеет желтовато-розового цвета древесину с характерным приятным запахом. Структура плотная, однородная, без смоляных ходов. К достоинствам кипариса следует отнести устойчивость к короблению, воздействию атмосферных изменений (температура, влажность). Устойчив к поражению точильщиками, что объясняется наличием в древесине кипариса ароматических смол, отпугивающих насекомых. Недостатком кипариса является большое количество сучков обычно имеющихся в его древесине.

Из сортов древесины произрастающей в условиях умеренного климата лучшей по своим качествам является липа. Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом, что в иконописи немаловажно так как написание иконы требует горизонтального положения доски и во время работы ее приходится часто поворачивать. Помимо всего прочего липа очень легка в обработке имеет мало сучков, мало подвержена короблению и идеально подходит для икон с резными украшениями, так как является лучшим материалом для резьбы по дереву. К недостаткам липы следует отнести ее слабую устойчивость к поражению точильщиками. Иногда встречаются иконные доски из липы с наклеенными на тыльную сторону тонкими дощечками из кипариса, а также доски обработанные различными составами, отпугивающими насекомых.

В некоторых западноевропейских рукописях 17 века описаны составы для обработки досок с целью их защиты от поражения насекомыми вредителями. Такие составы в основном содержат чесночный сок. Иногда встречаются иконные доски с тыльной стороной имеющей темно коричневый или черный цвет. Предполагают что это следы обработки доски данными составами, кроме того, вполне возможно что коричневый цвет следы пропитки олифой, что также дает некоторую защиту от точильщиков и атмосферной влаги. Уже с 1 века было известно что древесина некоторых деревьев не поражается точильщиками из за наличия в ней различных ароматических веществ, отпугивающих насекомых. Именно таким сортам древесины и отдавалось предпочтение. В более позднее время тыльную сторону икон часто покрывали масляной краской, что помимо некоторой защиты от точильщиков, предохраняло доску от коробления, предотвращая ее одностороннее усыхание. Однако данный способ защиты от коробления не является стопроцентно эффективным.

Возвращаясь к описанию выбора материала для иконной доски стоит заметить, что два описанные выше сорта древесины, хотя и являются идеальными для использования в иконописи используются не очень часто, так как кипарис малодоступен, а липа относительно дорогостояща. Поэтому для иконных досок используются в основном малоценные породы древесины.

Тополь: ядровая порода. Заболонь белого цвета, ядро светло-бурое, годичные слои видны во всех срезах. Древесина мягкая, легкая, мало растрескивается при сушке. По свойствам, древесина тополя похожа на липу, но является излишне мягкой, что делает ее малоустойчивой к ударам, после которых остаются вмятины. Без учета мягкости, можно утверждать, что тополь практически не уступает древесине липы и может быть с успехом использован как материал для иконных досок.

Ольха: заболонная порода. Иногда имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе темнеет (краснеет) и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны, сердцевинные лучи невооруженным глазом не видны, на поперечном срезе выявляются в виде светлых, радиальных линий. Древесина мягкая, легкая, мало коробится, очень стойка к влажности.
Клен: заболонная порода. Имеет белую древесину. Однородная с мелкими блестками, или с характерной рябоватостью и шелковистым блеском. По качествам близок к ольхе, но более твердый.

Ясень: ядровая порода. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. Имеет плотную древесину. Как материал для иконной доски малопригоден, так как при высыхании дает трещины.

Дуб: обладает многими хорошими качествами. Относительно использования древесины дуба для иконных досок имеются различные мнения. Некоторые источники указывают на непригодность дуба, как основы для икон. Такое мнение основывается на том, что древесина дуба имеет особую структуру, из за чего способна трескаться под слоем грунта, вызывая его разрушение. Другие источники об этом не упоминают и рекомендуют дуб для использования в иконописи ссылаясь на его прочность. Чем вызваны такие разногласия неизвестно, однако дубовые доски все же используются. Так, автору этих строк неоднократно приходилось видеть иконы выполненные на дубовых досках в Киево-Печерской лавре. Иконы были написаны примерно 100-120 лет назад, однако каких либо дефектов связанных с используемой древесиной не имелось.

Древесина дуба благодаря своей прочности идеально подходит для использования в качестве шпонок и деревянных штырей, которые применяются в качестве элементов крепления для иконных досок.

Осина: отличается мягкость, однородностью структуры, устойчива к точильщикам. Может быть применена для иконной доски, но очень часто имеет дупла и гнили внутри ствола, что может вызвать затруднения при изготовлении доски необходимого размера.

Береза: заболонная порода. Имеет однородное мелкоструктурное строение. Из-за рыхлости малопригодна для иконной доски, хотя и используется, кроме того, реагирует на изменения температуры и влажности, что приводит к короблению в больших массах древесины. К гнилям и вредителям малоустойчива.

Пихта: безъядровая порода . Имеет самую мягкую и легкую из хвойных пород древесину. Не имеет смоляных ходов.

Лиственница: ядровая порода. Имеет ярко выраженное большое темное ядро. Во многом сходна с сосной (см. ниже), стойка к гнилям, имеет исключительную морозостойкость.

Сосна и ель: различные внешне, трудноразличимы в виде древесины.

Ель: безъядровая порода. Спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста. Древесина однородная, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, легкая.

Сосна: ядровая порода. Со смоляными ходами. Заболонь желто-белого цвета, годичные слои четкие на всех срезах с резким переходом от ранних светлых к поздним темным.

Сосна, ель и лиственница одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины из-за их доступности и дешевизны. Однако, используя эти породы древесины необходимо учесть, что имеющиеся в них смоляные ходы, при повышении температуры выделяют находящиеся в них смолы, которые способны проступать на поверхности доски, иногда даже сквозь живопись. Такой дефект практически неустраним.

Деревянные резные иконы своими руками.

Для того чтоб собственноручно изготовлять деревянные резные иконы, в первую очередь нужно подобрать подходящий материал (древесину).

Наиболее оптимальным вариантом будет древесина липы, так как этот вид дерева лучше всего поддается обработке, благодаря своей структуре волокна (но можно также использовать и древесину ореха у него схожие с липой характеристики волокна). Выбирая материал, обратите пристальное внимание на то, чтоб дерево не имело: сучков, трещин, затемнение, и обязательно было хорошо просушенное. Потому что изделие, изготовленное из сырого дерева, со временем, высыхая, может деформироваться, что приведёт к нарушению цельности конструкции и изменению рисунка.

Работу своими руками начинаем из изготовления рамки, (все цифры даны для иконы стандартного размера): 11,5 сантиметров на 15,5 сантиметров. Для нее Вам потребуется 4 планки.

Две размерами:
1) длинна — 15,5 сантиметров.
2) ширина — 5,5…

Резьба по дереву – один из древнейших видов искусства. Талантливые мастера умели создавать подлинные шедевры, которые служили украшением любого дома. И, конечно же, не могло это ремесло не коснуться и икон, которые были такой же неотъемлемой частью жизни верующих людей. Резные иконы из дерева в свое время были высоко почитаемы и устанавливались в храмах и домах наравне с писаными образами. Однако время шло, и постепенно они потеряли свою актуальность. Про них забыли, в то время как образы, написанные художниками стали единственными.

Сегодня традиция ставить в доме резные образы вновь возрождается. Вспоминают традиции резьбы. Раньше иконы, вырезанные по дереву, не окрашивали. В качестве материала использовалась липа или сосна, реже применяли другие виды древесины. Иногда вместо красок использовали различные приемы, позволяющие обогатить внешний вид таких икон, например тонирование или вощение. Различные виды резьбы также позволяли создавать разнообразные образы, каждый из…

РЕЗНЫЕ ИКОНЫ

С давних времен резьба по дереву была востребованным и наиболее распространенным видом искусства. Особое значение она приобрела в церкви, где выполняла богослужебную миссию, и использовалась в качестве украшения. Церковная резьба по дереву всегда была представлена резными иконами, киотами, жертвенниками, иконостасами и престолами. Она приобрела отдельное, самостоятельное значение в истории искусства резьбы по дереву. Церковная резьба придерживается строгих канонов и требований, но при этом каждое творение каждого мастера по-своему уникально.

Резные иконы (из дерева) занимают особое место в искусстве церковной резьбы по дереву. Каждая из них представляет собой настоящий шедевр, который ценен не только как церковная утварь, но и как полноценный декоративно-прикладного искусства. Изготовление подобных икон требует от мастера наличие значительного опыта, мастерства, и терпения. Кроме того, резные иконы являются единственными иконами, которые могут увидеть…

ИКОНА СВЯТОЙ МАКС…

«Ребята очень оперативно изготовили и доставили. Плюс приятно удивлена была тем что в живую она намного красевее и больше за счёт шикарной рамки. Спасибо!»

Валентина

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ — …

«Отримала цей чудовий символ Перемоги.Дуже задоволена.Все якісно,чесно і оперативно.Дуже швидко звязалися,уточнили і на наст день іконка була в мене.Запаковано теж досить надійно.Замовлятиму,рекоме …»

ДЕРЕВЯННАЯ ПОЛКА …

«Спасибо! Отличные полочки!»

Александр Киев

«Сегодня получила янтарную Икону Божьей Матери Скоропослушниц а, очень красивая, спасибо за отличное обслуживание!!!»

Светлан… Херсон

ЭКСКЛЮЗИВНАЯ НАСТ…

«Ікона в живу набагато краще виглядає чим на фото!!! Шикарна річ, для оберіга супер!!!»

ЗЛАТА — КАЧЕСТВЕН…

«Икона очень понравилась. Приятная девушка-менеджер,оформили заказ быстро. Большое спасибо….

Традиция резьбы по дереву уходит своими корнями в древнюю Русь. На Руси быт и жилище людей неразрывно были связаны с деревом. Русские мастера искусно вырезали из дерева и украшали декоративной резьбой все, что необходимо было для жизни: от деревянных игрушек и мебели до кораблей и соборов. Церковная резьба стоит отдельно в этом списке.

Резные иконы из дерева издавна почитались на Руси. Традиция деревянной резной иконы пришла на Русь вместе с христианством из Византии. Широкому распространению резной иконы на Руси способствовало небольшое количество русских иконописцев, избыток резьбового материала и уникальные традиции резьбы по дереву. Особенно почитались мерные и именные деревянные резные иконы с изображением соименного Святого покровителя и резанные из дерева Божьи лики. Основное предназначение иконы – это напоминание о не всегда постижимой для нас высшей реальности, стремиться к которой необходимо каждому человеку, живущему на земле.

Вырезая иконы из дерева,…

Какие иконы, в чем помогают?

Кому молиться, чтобы хорошо продать свой автомобиль?
Чтобы успешно продавать недвижимость, товары в своем магазине?

Ангел Хранитель Николай Чудотворец Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский Икона трех святых: Николая Чудотворца, Иоанна Милостивого и Василия Исповедника

Кому молиться, чтобы спасти сына от пьянства/наркомании?

Икона Божией Матери – Неупиваемая чаша Мученик Вонифатий Преподобный Моисей Мурин Мученики Флор и Лавр

При болезнях следует молиться следующим святым:

При зубной боли помогает молитвы:

Мученик Антип Святитель Ион, митрополит Московский, чудотворец

При болезнях глаз помогают молитвы:

Казанской Божией Матери Апостолу и евангелисту Луке Святителю Николаю Чудотворцу Бессеребреникам и чудотворцам Косьме и Дамиану Василию Блаженному, Московскому чудотворцу Великомученику и целителю Пантелеимону Праведному Симеону Верхотурскому Святителю Алексию…

Резная Икона. Сохранение Традиций

Деревянная пластика - чрезвычайно интересный раздел русской культуры, православного церковного убранства. Как правило, резную икону или скульптуру расписывали, реже поверхность древесины оставляли открытой. До наших дней сохранились резные иконы с красочным слоем и позолотой, скульптура с росписью в технике иконного письма (с XVI века), частично - иконостасы православных храмов и церковная утварь. По технике исполнения резьба делится на рельефную (горельефную или барельефную), гладкую и сквозную. Контурная (гладкая) резьба предстает в виде углубленных линий на глади фона, а сквозная или ажурная резьба предусматривает полное удаление фона. Иногда использовали резные накладки на гладкий фон. Обычно применялось сочетание различных видов резьбы. Также использовались иные художественные приемы: тонирование и вощение дерева, покрытие его лаками, позолотой, окрашивание, роспись, обжиг….

Общая информация к сведению.

Деревянные резные иконы

Изготовление деревянных резных икон насчитывает уже несколько столетий. Традиционно на Руси изготовляли деревянные резные иконы с красочным слоем и позолотой в технике иконного письма (с 16 века). Техника изготовления деревянных резных икон называлась «иконы на рези». Деревянная резная икона получила свое распространение в 11 веке в Византии и позже изготовление таких икон освоили мастера – резчики по дереву в Древней Руси. Такие иконы часто украшали жемчугом, драгоценными камнями. Начиная с 15 века, традиция изготовления деревянных резных икон на Руси приобрела большое распространение. Сегодня, изготовление резных икон снова стало чрезвычайно популярной разновидностью декоративного творчества.

Резная икона из дерева - лучший подарок, подарок, который приносит в дом счастье

Если Вы ищите оригинальные, и одновременно, элитные…

Loading...Loading...