Святоотеческой литературы. Важность чтения святоотеческой литературы и проведения духовных бесед Святоотеческая библиотека

Игумения Викторина (Перминова)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Ваши Высокопреподобия, Ваши Преподобия, досточтимые братия и сестры!

Позвольте выразить Вам искреннюю благодарность за предоставленное слово на Рождественских чтениях, что для меня является одновременно и большой честью, и огромной ответственностью. Предложенную тему – «Важность чтения святоотеческой литературы и проведения духовных бесед», − мне хотелось бы начать словами свт. Феофана Затворника: «Так вот какой ныне лучший, благонадежнейший способ руководствования, или воспитания в жизни христианской! Жизнь в преданности в волю Божию, по Божественным и отеческим Писаниям с совета и вопрошения единомышленных!»

Важность и польза святоотеческих творений заключается в следующем: по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), «беседа и знакомство со святыми сообщают святость» Эту мысль подтверждает прп. Никодим Святогорец словами: «Дух писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием».

«Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели», − продолжает свою мысль свт. Игнатий. Насколько мы проникаемся духом наших святых наставников, настолько яснее становится образ действий, приближающих к цели.

Руководствующийся творениями Св. Отцов «имеет руководителем Святого Духа». Прп. Нил Сорский говорит в одном из своих писем, что если он не находил в памяти освященного мнения о каком либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, как находил наставление в Писании. Этот метод очевиден из сочинений сщмч. Петра Дамаскина, прп. Григория Синаита и других Отцов, особенно позднейших. Его держались иеросхимонахи Оптиной Пустыни Леонид и Макарий.

Св. Отцы учили душеполезным чтением собирать и ограждать ум. Прп. Нил приводит слова св. Исаака Сирина: «При несобранности помыслов, наипаче чтением займись, и Ангел Великому Антонию заповедал сие же: когда ум твой рассеивается, наипаче прилежи чтению и рукоделию».

На вопрос, не довольно ли будет руководствоваться одним Священным Писанием – «чистым Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческого» − свт. Игнатий отвечает: «Вдохновенные Богом мужи, − святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание священного Писания, необходимо чтение Св. Отцов».

Чтение Св. Отцов помогает приобрести истинную молитву. Как пишет прп. Исаак Сирин: «Чтение Св. Писания и житий святых открывает путь тонкости созерцания, чтением душа просвещается, чтобы всегда молиться неленостно и несмущенно». Прп. Паисий Величковский хорошо понимал, что без опоры на святоотеческий духовный опыт идти к спасению и вести за собой многочисленную братию, вверившуюся ему, не представлялось возможным.

«Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись», − считает свт. Игнатий. − Те единственно монахи достойно носят имя монахов, которые воспитаны, вскормлены святым чтением». Святоотеческая литература помогает человеку понять правду о самом себе и «обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий». Прп. Иоанн Лествичник сказал: «Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою: так и душа, читая повествования о великих добродетелях Святых Отцев, делается более смиренною в мыслях своих».

«Книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство».

Чтение Святых Отцов требует труда. Бывают периоды, когда к этому деланию приходится себя понуждать, потому что враг рода человеческого, зная о плодах святоотеческого наставления, старается лишить человека духовной пользы, внушая нежелание читать.

Прп. Зосима Верховский говорит: «<…> Кто <…> не терпит продолжительнаго чтения и поучений из Евангелия и Святых Отец, яко <…> не понимает чтомаго, <…> таковый долженствовал бы еще более оказывать терпения <…> и со смирением умоляти отца и братию, да вразумляют его и объясняют ему чтомое».

Но нужно читать именно те книги, которые подходят человеку в данный период. Свт. Игнатий советовал: «Старайтесь читать книги Святых Отцов, соответствующия вашему образу жизни. <…>» Иноки общежительные «должны читать святых Отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И <…> другое чтение для безмолвников и отшельников! Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь безплодною. И жизнь истощавается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под-силу. Такое, превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, разстроивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособною к подвигам благочестия. <…> Не думайте, что возвышенный подвиг, для котораго еще не созрела душа ваша, поможет вам! Нет! Он больше разстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение».

Новоначальному, по словам епископа Петра (Екатериновского), «полезнее прежде читать те книги, в которых излагается учение, как побеждать в себе страсти, приобретать смирение, кротость, любовь, терпение, целомудрие и другие добродетели».

Догматические, литургические, церковно-исторические труды Св. Отцов не менее важны, чем аскетические. Они дают должное направление во всех отраслях знания. Православные христиане, не имея правильных святоотеческих понятий, не могут быть свободны от заблуждений. Например, многие считают, что в Таинстве Соборования прощаются забытые грехи, и есть такие верующие, которые не бывают на Исповеди, а приходят раз в год на Соборование – согрешил, забыл, и все в порядке: заодно все простится! Конечно, это заблуждение.

В области истории приведу такой пример: многими ревнителями не по разуму прославляется как святой царь Иоанн Грозный. Если бы ратующие о его прославлении ознакомились со святоотеческими критериями святости, с летописными и житийными свидетельствами о невинных жертвах террора Грозного царя, житием свт. Филиппа, прп. Корнилия Псково-Печерского, Николая Псковского, Христа ради юродивого, то вопрос был бы исчерпан.

В аскетических деланиях человек, не имеющий правильных понятий о своем падшем состоянии и полной неспособности ни к чему без помощи Свыше, которые дает святоотеческое руководство, может оказаться в положении подвижника, описанного Аввой Дорофеем. Сначала несчастный прельстившийся монах, приписывая себе духовные «достижения», уничижал подобных ему братьев, потом – старцев, затем великих святых – «Макария, Василия и Григория», после сказал, что «нет никого достойного, кроме Петра и Павла», и кончил тем, что «возгордился <…> и против Самого Бога и <…> лишился ума».

Знание Отцов помогает православному христианину среди великого множества современных философских и мировоззренческих течений не сбиться с правильного пути, не увлечься «учениями чуждыми».

Бывает и так, что прочитанное забывается, не удерживается в памяти из-за плохого исполнения или неисполнения написанного, потому что, как сказал прп. Моисей Оптинский «книги эти дела требуют». Поэтому необходимо время от времени перечитывать Святых Отцов. Прп. Никон Оптинский писал о святоотеческих книгах: «Они глубоки и понимаются постепенно. Пред­мет их − духовная жизнь, а она обширна: “широка запо­ведь Твоя зело”. Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благо­говением и вниманием перечитывать небольшое количе­ство книг, нежели многое читать наскоро».

Прп. Варсонофий Оптинский приводил в пример старца Оптиной Пустыни Макария, говоря, что тот через каждые три года перечитывал Авву Дорофея и «Ле­ствицу» и находил в них все новое и новое, ибо рос ду­ховно.

В Древнем Патерике сказано: «Брат спросил старца, говоря: прошу старцев, чтобы они сказали мне о спасении души моей, − и ничего не могу удержать из слов их. Зачем же мне просить их, когда ни в чем не успеваю? Ибо я весь нечистота. Были же там два пустых сосуда. И говорит ему старец: поди, принеси один из тех сосудов, налей в него масла, вылей оное и поставь сосуд на место. Так он и сделал однажды и дважды. И говорит ему старец: принеси теперь оба сосуда вместе, и посмотри, который из них чище. Брат говорит ему, тот, в который я влил масло. Так и душа, хотя и ничего не удерживает из того, о чем вопрошала, но очищается более, чем душа человека не вопрошающего».

Чтение святоотеческих творений – это своего рода вопрошание живших прежде опытных и святых наставников. Духовные беседы, которые проводятся для всего братства или сестринства – это также возможность задать волнующий вопрос и получить ответ. Ведь беседа – это диалог: на ней более опытными предлагается и раскрывается тема, а затем следуют вопросы и совместное обсуждение. Беседы становятся своего рода приближением опыта, изложенного в творениях Св. Отцов прошедших веков, к современности и разъяснением, как применить этот опыт в личной жизни каждого.

Оба делания имеют одну цель − спасение. Чтение и духовная беседа взаимно обогащают и дополняют друг друга. Если читающий не понял чего-либо из прочитанного, у него есть возможность спросить и получить разъяснение на духовной беседе; и, если у него на беседе возникли вопросы, требующие осмысления, он может обратиться к Св. Отцам.

Важность проведения духовных бесед заключается в промыслительном употреблении Господом этого средства для нашего спасения, ведь, по слову ап. Павла, «вера – от слышания». В качестве Евангельских примеров бесед Господа с апостолами можно назвать разъяснения Спасителем для них притч.

Проведение духовных бесед в среде монашествующих – это древняя традиция, которая берет свое начало во время прпп. Антония и Макария Великих (IV век). Беседы наиболее преуспевших подвижников с собратьями приобрели непреходящее значение школы монашеской жизни и духовного усовершенствования. Слово от опыта, многократно исполненное на деле, оказывало сильное действие, влияя на судьбы многих, а подчас коренным образом изменяя жизнь слушателей. Практика монастырских общих бесед вошла в силу с установлением правил монашеского общежития при прп. Пахомии Великом.

Прп. Феодор Студит говорил братиям поучения во все время своей жизни, при всех, даже неблагоприятных, обстоятельствах. Следуя примеру Студийской и других обителей, в строгих общежительных монастырях преподавалось духовное назидание посредством совместного чтения святоотеческих писаний и общих бесед на тему прочитанного или же по какому-либо насущному вопросу в свете Священного Писания и творений Святых Отцов.

В России традиция монастырских духовных бесед была возрождена и введена в лучших русских обителях благодаря прп. Паисию Величковскому и его ученикам. Можно было бы назвать многих духовных руководителей и старцев, проводивших беседы: приведем наиболее яркие примеры − это прп. Феодор Санаксарский, свт. Игнатий (Брянчанинов), известная подвижница ХIХ века игумения Арсения (Себрякова).

Польза духовных бесед заключается в том, что:

1) Беседы вдохновляют, воодушевляют на духовные подвиги и тщательное исполнение монастырского устава, монашеских правил

Ученицы схимонахини Ардалионы (Игнатовой) и игумении Арсении (Себряковой) так вдохновлялись их словом, что некоторые из них говорили: «Жив, мертв – надо исполнить слово наставницы!».

2) Беседы духовно объединяют, сплачивают

Феодор Освященный, став настоятелем огромного Пахомиева братства, видел в беседах одно из средств сплотить монашествующих.

3) Во время бесед или в результате их вскрываются и исправляются немощи слушающих

Каждый, кто проводит духовные беседы в обителях в наши дни, может сказать – равнодушных на них нет. Кто-то радуется, что услышал ответ и объяснение по наболевшему вопросу, кто-то расстраивается, обличаемый совестью, кто-то воодушевляется к духовным деланиям и трудам, кто-то оправдывается, кто-то раскаивается и просит прощения, а есть и такие, которые могут начать возражать, если их в беседе что-либо «задело». Важно не бояться этого диалога, и доброжелательно, с любовью и молитвой, не надеясь на собственные силы, находить нужный путь к человеку и те слова, которые помогли бы ему разобраться в самом себе.

4) Приобретаются правильные понятия, разрешаются недоумения, смущения, и от ответа на вопрос, заданный одним участником, могут получить пользу многие. На беседах слушающие не только узнают новое, но и получают назидание

В ответах Спасителя на вопросы учеников заключалась польза Церкви. Так, например, во время Прощальной беседы Господа с учениками, апостол Филипп попросил «Господи, покажи нам Отца и довлеет нам». Этим вопросом он «принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда мы научились познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину».

Как видно из современной практики духовных бесед, везде, где они проводятся, есть хорошие результаты. Насельники и насельницы обителей становятся более внимательными, меньше на них действует дух уныния, усерднее к посещению богослужений и к исполнению послушаний, лучше относятся друг ко другу к посетителям монастыря, познают самих себя и отсюда больше работают над собой и меньше осуждают других.

Нельзя не отметить усилия нашего Первосвятителя, Святейшего Патриарха КИРИЛЛА, который не устает призывать пастырей и паству к просветительским трудам, чтобы как можно больше людей обрели истинные духовные ориентиры и приобрели правильные понятия. Когда Его Святейшество впервые посетил наш монастырь, то первым его словом назидания было слово о возгревании духовной ревности и необходимости проведения духовных бесед, что мы стараемся осуществлять.

Феофан (Говоров), свт., Затворник. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА, “Новая книга”, 1995. С.72-73.

Никодим (Святогорец), прп. Невидимая брань / Пер. Феофана (Говорова), свт., Затворника. Ч. 1. Гл. 48. М.: Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, собствен. дом, 1904 С.196.

Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 110.

Творения преподобного Нила Сорского. Кириллов: Вологодская епархия, Кирилло-Белозерский монастырь, 2008. С. 119.

См.: Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 487.

Творения преподобного Нила Сорского. Кириллов: Вологодская Епархия, Кирилло-Белозерский монастырь, 2008. С. 47.

Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского / Сост.: Марк (Лозинский), игум. Письмо № 230. М.-СПб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995. C. 444.

Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина. М.: Сретенский монастырь, «Правило веры», 2002. С. 441.

Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 111.

Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 487.

Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 111.

Преподобного отца нашего Иоанна Лествичника Лествица. Слово 26, 211. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Собственная типография, 1898. С. 212.

Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Том первый. Аскетические опыты. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 111.

Зосима (Верховский), прп. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 354-355.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Переписка святителя Игнатия с друзьями и знакомыми. Письма святителя Игнатия без указания адресата. Письма из Николо-Бабаевского монастыря. Письмо № 32 // Полное собрание творений. Т. VIII. М.: Паломник, 2007. С. 205. / Собрание писем святителя Игнатия, Епископа Кавказского и Черноморского / Сост.: Марк (Лозинский), игум. М.-СПб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995. Письмо 221 (315, 46). С.427.

Петр (Екатериновский), епископ. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001. С. 154.

Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. С. 42.

Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч.1. 1-е изд. Сергиев Посад, 1908. С. 205.

Отец Никон, иером. Оптиной Пустыни//Б-ка Оптиной Пустыни. № 4813. Машинопись.

Дневник иеромонаха Никона//Б-ка Оптиной Пустыни. № 4412. Машинопись. С. 168. От 26.09.1910.

Древний патерик. М.: Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, собствен. дом, 1899. Гл. 10, п. 124 (92). С. 192.

Рим. 10, 17.

См.: Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. М.: Паломник, 2000. Т. 1. С. 137.

Http://www.orthlib.ru/Feodor_Studit Жития святых, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Месяц ноябрь. М.: Синодальная Типография, 1905. С.229-261.

Http://www.diveevo.ru>Новости>0/3/2234/

Игумения Арсения. Схимонахиня Ардалиона. Путь немечтательного делания. М.: Издательство «Правило веры», 1999. С. 77.

Игумения Арсения. Схимонахиня Ардалиона. Путь немечтательного делания. М.: Издательство «Правило веры», 1999. С. 102.

См. Древние иноческие уставы. М.: Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, дом Смирновой, 1892. С. 75-76.

Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней святителя Димитрия Ростовского. Месяц ноябрь. М.: Синодальная типография, 1905. С. 376.

Святыми Отцами (или Отцами Церкви), начиная с 4 века, стали называть церковнослужителей и писателей, внесших ощутимый вклад в систематизацию религиозных догматов, иерархическую организацию Церкви и ее богослужений, составлении библейского канона. По мнению многих исследователей, Святые Отцы отличались ортодоксальностью, святостью жизни, а также были полностью признаны Церковью.

Отцами Церкви были:

    преподобный Амвросий Оптинский;

    святитель Тихон Задонский;

    преподобный Антоний Великий;

    Блаженный Августин, епископ Иппонийский и другие.

Труды этих людей вы можете найти в нашем каталоге.

Что такое святоотеческая литература?

Для начала важно заметить, что нередко можно увидеть написание «свято-отеческая литература», однако оно является неправильным, и первое слово должно писаться слитно. Рассчитана святоотеческая литература на широкую аудиторию и читателей всех возрастов. Ее выпуском занимаются лучшие российские издания.

В категорию святоотеческой литературы входят книги, написанные Святыми Отцами. В большинстве своем эти творения и труды не ограничены строгими правилами оформления. Сама же литература отличается преимущественно назидательным характером и направляет человека к нужным поступкам.

Польза святоотеческой литературы

Мирянам полезно знакомиться с книгами авторства Святых Отцов с целью духовно-нравственного воспитания себя и своих близких, ведь в них сокрыты крупицы мудрости и руководства к действиям. Тем же, кто подробно изучает Богословие, они помогут узнать немало интересных сведений о жизни и деяниях святых и дадут ответы на многие вопросы.

Сегодня вы можете православные святоотеческие книги купить в интернет-магазине «Летопись». Есть возможность заказать с доставкой в любую точку РФ.

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово
Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь»
Евр. 13, 7 и 9

Отцы Церкви - почетное именование знаменитых деятелей Православной Церкви, которые совместили чистоту учения со святостью жизни, были признаны Церковью в качестве вероучительных авторитетов, в творениях которых Церковь видит изъяснение своей веры.

Имя учителя Церкви имеет два значения. Во-первых, оно прилагается к знаменитейшим из Отцов Церкви (святым Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту) как особо почетное звание («великий вселенский учитель»). Во-вторых, оно прилагается к выдающимся церковным писателям, известным своей образованностью, подвижнической жизнью и уважением в Церкви, хотя и не причисленным к лику святых (например, Климент Александрийский, Иероним, Августин, Ориген, Тертуллиан, Лактанций, Феодорит Кирский).

«Отцы Церкви суть «преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям богопросвещенного ума и хотели по благодатной чистоте души предлагать и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение» (Филарет Черниговский).

Православное богословие не выделяет особую эпоху Отцов Церкви, не относит их деятельность лишь ко временам древности.

«Наша Церковь учит, что Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками, - указывает прот. Иоанн Мейендорф. - Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а, руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание».

Патристическая (от греч. πατήρ , лат. pater - отец) литература - свод текстов, принадлежащих Отцам Церкви и авторитетным церковным писателям, учителям Церкви, в которых раскрываются истины христианского вероучения.

Патристическая литература - объект изучения патристики и патрологии. Патрология - учение об Отцах Церкви. Под патрологией следует понимать богословскую дисциплину, изучающую историю христианской богословской письменности, имеющей свою вершину и средоточие в трудах Отцов Церкви.

«Церковь Христова будет существовать до скончания мира, так до скончания мира будут являться в ней для нужд Церкви избранные орудия Духа Божия, - указывает выдающийся патролог архиепископ Филарет (Гумилевский). - Таким образом, во всех веках могут быть мужи с качествами, необходимыми для Отцов Церкви, и мнения людские, назначающие то VI, то ХШ век, не имеют основания себе в предмете».

По мнению другого известного патролога архим. Киприана (Керна), церковная мысль также продолжает свое плодотворное раскрытие в истории. Следовательно, изучать ее

«надо не ограничивая её только периодом классических богословских споров или вселенских соборов, а проникая и в позднейшие века византийской письменности, давшей Церкви таких великих учителей, как преп. Симеон Новый Богослов или св. Григорий Палама (т.е. XI и XIV века)».

Патристика - богословская дисциплина, предметом которой является изучение богословских воззрений Отцов Церкви. Патрология и патристика представляют собой различные богословские дисциплины. Согласно архим. Киприану (Керну), для патрологии важно изучение личности и жизнеописания церковного писателя, составление каталога его произведений, установление их подлинности, выяснение возможных влияний или заимствований.

Выдающийся русский богослов Н. И. Сагарда считал, что задачей патристики является собрание присутствующих в отеческих творениях доказательств для христианской догматики, церковного строя и церковной дисциплины, а также их изложение во внутренней связи. В отличие от патрологии, патристика не занимается биографическими и библиографическими изысканиями, не исследует жизненный путь и весь блок произведений того или иного церковного писателя.

Следуя архим. Киприану (Керну), под патристикой надо понимать систематическое изложение догматических и иных богословских воззрений данного церковного отца, вследствие чего патристика может быть определена как историческое изложение богословских систем Отцов Церкви. Смысловое ударение в этой дисциплине ставится, прежде всего, на богословском содержании творений Отцов Церкви В отличие от патрологии, патристика не является исторической наукой по преимуществу, ибо вопросы жизнеописания писателя, каталогизации его произведений, установление их подлинности и возможных влияний остаются вне области ее исследования. Вместе с тем с патрологией ее объединяет сосредоточение на изучении творений Отцов Церкви, а также возможность изучения сочинений авторитетных церковных писателей (учителей Церкви), не причисленных к Отцам.

Следуя Православной богословской традиции, патристическая литература начинается с первых веков христианства и не имеет четкого завершающего рубежа, поскольку она не мертвое и отжившее наследие, а живая часть непрерывно длящейся церковной истории.

«Церковь Христова будет существовать до скончания мира, так до скончания мира будут являться в ней для нужд Церкви избранные орудия Духа Божия, - указывает выдающийся знаток патристической литературы архиепископ Филарет (Гумилевский). - Таким образом, во всех веках могут быть мужи с качествами, необходимыми для Отцов Церкви».

Согласно мнению архим. Киприана (Керна), установление предела истории христианской богословской мысли совершенно искусственно и даже противоречит пониманию Церкви как живого Тела Богочеловека. Такой же искусственностью отличается деление патристической литературы на периоды. Такие деления допустимы и необходимы ради плодотворного исследования материала, «для более успешного прохождения и усвоения предмета, но не должны быть понимаемы безусловно» .

Архиепископ Филарет (Гумилевский) разделил историю христианской письменности на пять основных периодов:

  1. до 312 г.;
  2. от 312 г. до 620 г., период расцвета богословского просвещения в эпоху вселенских соборов;
  3. от 620 г. до 850 г., период борьбы с иконоборцами и магометанством;
  4. до 1453 г., т.е. до взятия Царьграда и конца Византийской империи;
  5. период после падения Византии.

Важно отметить, что в своем делении архиеп. Филарет не полагал завершающего временного предела для изучения церковных богословских произведений. Следуя русским знатокам патристики архим. Киприану (Керну), В. Н. Лосскому и др. патристическая литература не приходит в «упадок» ко времени св. Иоанна Дамаскина. «Иоанн Дамаскин не печать и не предел отцов, - говорит архим. Киприан (Керн). - И после него богословская мысль не перестала быть плодотворной. Это особенно ясно обнаружилось в эпоху исихастских споров XIV века».

Традиционно в патристической литературе выделяют:

  1. Творения мужей апостольских, видевших апостолов, общавшихся с ними, имевших «проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими» (св. Ириней Лионский). К ним относятся св. Климент Римский, св. Игнатий Богоносец, св. Поликарп Смирнский, Папий Иерапольский, Варнава.
  2. Творения апологетов II века, к которым относятся Кодрат, Аристид, Аристон из Пеллы, св. Иустин философ, Татиан, Афинагор Афинянин, св. Феофил Антиохийский, св. Мелитон Сардийский и др.
  3. Творения представителей Александрийской богословской школы: Климента Александрийского, Оригена, св. Дионисия Александрийского, Феогноста, Пиерия, св. Петра Александрийского, св. Кирилла Иерусалимского, св. Афанасия Великого (Александрийского) и Дидима Слепца. Эту школу также можно назвать александрийско-кесарийской, поскольку виднейшие представители кесарийской богословской школы - св. Григорий Чудотворец, Памфил, Евсевий Кесарийский - были учениками великих александрийцев.
  4. Творения представителей Антиохийской богословской школы: св. Лукиана, св. Евсевия Антиохийского, св. Иоанн Антиохийского, вышедшего из этой школы св. Иоанна Златоуста.
  5. Творения представителей каппадокийского богословия (великих каппадокийцев): св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Григория Нисского.
  6. Творения аскетических писателей: св. Антония Великого, св. Пахомия Великого и его учеников, св. Макария Египетского, Евагрия Понтийского, св. Исидора Пелусиота, св. Нила Анкирского, св. Марка Подвижника, блж. Диадоха Фотикийского, св. Серапиона Тмуитского и др.
  7. Многие представители Александрийской (например, Климент, св. Афанасий), Антиохийской (например, св. Евсевий Антиохийский, св. Иоанн Златоуст) школ, а также великие каппадокийцы и писатели-аскеты принадлежат к посленикейской патристике - эпохе вселенских соборов (начало IV - начало IX вв.). Они входят в так называемый «золотой век» святоотеческой письменности, условно датируемый 325-451 гг. К этому веку принадлежат и имена представителей западной патристической литературы: св. Амвросия Медиоланского, блж. Иеронима Стридонского, блаж. Августина, св. Льва Великого, а также представителей сирийской патристики: св. Иакова Афраата, св. Ефрема Сирина, Кириллона, Иоанна Апамейского и др.
  8. Новый этап посленикейской патристики (вторая половина V - начало VIII вв.) открывающийся «Ареопагитиками», имеющий преимущественно христологическое содержание. К нему относят Иоанна Скифопольского, Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского, а также «зрелую патристику» в лице св. Софрония Иерусалимского, св. Максима Исповедника и св. Анастасия Синаита, аскетические сочинения свв. Варсануфия Великого и Иоанна, св. аввы Дорофея, св. Иоанна Лествичника, св. Филофея, св. Исихия, св. Исаака Сирина, сочинения св. Григория Двоеслова.
  9. Творения апологетов иконопочитания (начало VIII - начало IX вв.): св. Германа Константинопольского, св. Никифора Константинопольского, св. Феодора Студита, св. Иоанна Дамаскина, которыми завершается патристическая литература эпохи вселенских соборов.
  10. Средневизантийскую патристику (начало IX - конец XIII века), представленную именами св. Фотия Константинопольского, св. Симеона Нового Богослова, св. Никиты Стифата, св. Петра Дамаскина, Никифора Влеммида, Феодора II Ласкариса и др.
  11. Поздневизантийскую патристику (конец XIII - начало XV века), представленную именами св. Феолипта Филадельфийского, св. Григория Синаита, св. Григория Паламы, Николая Кавасилы, Иоанна Кантакузина, свв. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, св. Каллиста Катафигиота, св. Марка Ефесского, Георгия Схолария, блж. Симеона Солунского и др.

Когда православный желает расширить свои богословские представления и знания то прежде всего необходимо обратиться к первоисточникам: Библии и творениям Святых Отцов. Здесь нет ложных дорожек, здесь то - что есть Истина.

А. Соколовский

Loading...Loading...