Кто нарисовал завтрак на траве. «Завтрак на траве» Мане: история создания картины . Парижская творческая элита издевалась над полотном

Французский художник Эдуард Мане (1832–1883) сыграл значительную роль на сцене искусства Европы XIX века. Он разработал свой уникальный стиль и сблизил разрыв между основными художественными стилями своего времени: реализмом и импрессионизмом. Иллюстрацией к этому подходу может послужить одна из его самых известных работ «Завтрак на траве» («Le déjeuner sur l"herbe»).

Прежде чем рассматривать эту картину, постараемся немного узнать о художнике.

Кто такой Эдуард Мане?

1. Эдуард Мане, «Автопортрет с палитрой» (около 1878-1879 гг.). 2. Фотопортрет Эдуарда Мане, 1870 г. Феликс Надар

Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.

Эдуард сделал попытку поступить в мореходную школу. В 17 летнем возрасте отправился на паруснике в длительное учебное плавание, на протяжении которого много рисовал.

После возвращения сына домой летом 1849 года отец уверился в его художественном даровании и, наконец, поддержал в желании учиться живописи. Но уже тогда Эдуард Мане проявил характер и самостоятельность художественного мышления. Вместо Школы изящных искусств с её строгой академической программой он поступил в мастерскую модного тогда художника Тома Кутюра. Но вскоре разочаровался в его подходе, как раз из-за неукоснительного соблюдения Кутюром стандартов Académie.

Эдуард Мане стал художником, известным своим модернистским подходом к живописи. В отличие от многих из его предшественников, Мане отвергал традиционные вкусы Академии изящных искусств (Acquémie des Beaux-Arts), организации, ответственной за проведение ежегодных художественных салонов Франции. Вместо аллегорических, исторических и мифологических сцен он предпочитал изображать сцены из повседневности.

Живописец считал себя реалистом на протяжении большей части своей карьеры. Однако, после встречи с художниками-импрессионистами в 1868 году он выработал свой стиль, в котором легко смешивал разнородные подходы.

За 5 лет до встречи с импрессионистами его широкомасштабная картина маслом «Завтрак на траве» (1863 г.) уже отражала это его отличительное отношение к живописи и стала предтечей импрессионизма.

«Завтрак на траве» вне канонов

Ситуация, изображенная автором на картине, казалось бы обычная, - мужчины и женщины устроили пикник на свежем воздухе. Но кое-что выглядит совершенно не обычно. Одна из женщин сидит в тесном кругу с двумя мужчинами, их ноги практически переплетены, при этом, она абсолютно голая и беззастенчиво смотрит в упор на зрителей. Никого в изображенной компании это не смущает. Но зрителей не просто смущает, а возмущает.

В то время представать обнаженными на произведениях искусства дозволялась только богам и богиням. Мифические или аллегорические нагие фигуры были широко распространены на протяжении всей истории искусства, но только не изображения обычныех мирских женщин в их повседневной жизни. Эдуард Мане нарушил это табу.

Художник не писал на популярные тогда классические темы, но вдохновлялся ими. Композиция «Завтрака на траве» напрямую отсылает к таким произведениям итальянского искусства XVI века как картина «Концерт на открытом воздухе» («Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициана и гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. Мане воодушевили позы двух богов реки и водяной нимфы в нижнем правом углу гравюры, а также компания обнаженных женщин и одетых мужчин на картине.

1. Эдуард Мане «Завтрак на траве». 2. «Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициан. 3. Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. 3а. Фрагмент гравюры «Суд Париса».

Новшеством был и большой размер холста для картины со светской тематикой: 208 × 264,5 см. Обычно полотно такого размера использовалось для академических картин с аллегорическими изображениями или на мифологические и исторические темы.

Примечательно, что Мане написал на переднем плане людей, которых он знал. Один из мужчин - скульптор Фердинанд Леенхофф, а второй - один из братьев Мане: либо Эжен, либо Густав. Женщина на переднем плане изображения - Викторина Луиза Мёран, которая позировала для написанной в том же году не менее скандальной «Олимпии» и для других картин Эдуарда Мане.

Скандал

Эдуард Мане хотел представить свой «Завтрак на траве» на престижном Парижском Салоне в 1863 году. Но его работа была отвергнута и не допущена для экспонирования. Тогда он показал её в Салоне отверженных - выставке, организованной Наполеоном III как реакции на слишком строгие критерии отбора работ для официального показа.

Зрители и критики не приняли полотно Мане. Скандал разгорелся не только из-за того, что картина потрясла нравственность общественности. Художника обвиняли в незнании и неумении соблюдать законы перспективы. Действительно, Мане позволил себе нарушить принципы отображения пространственной глубины и соблюдение пропорций: женщина на заднем плане слишком велика, а лодка непропорционально мала, река выглядит как мелкая лужа, да ещё и зимняя птица снегирь сидит на ветке прямо над летней купальщицей. Издевательство, да и только.

Тем не менее, картина «Завтрак на траве» стала предшественницей импрессионизма, отправной точкой для развития искусства по новому пути, свободному от драконовских академических рамок.

Эдуард Мане. «Завтрак на траве» в музее д’Орсе

Некоторые любители живописи,далёкие по роду деятельности от этого вида искусства,путают двух художников - Эдуарда Мане и Клода Моне,и немудрено: ведь они оба французы, родившиеся в Париже,современники с разницей в возрасте всего на 8 лет (Мане старше), пили,вели оживлённые дискуссии в одном кафе "Гербуа" на Монмартре, вместе рисовали на пленэре и оба стояли у истоков импрессионизма,а также оба написали по картине с одним названием - "Завтрак на траве". Да и фамилии похожи. Вот давайте и разберемся.

Эдуард Мане родился в 1832 г. в семье высокопоставленного чиновника, родители прочили ему будущее юриста. Когда Эдуард Мане провалил экзамены в мореходку дважды, семье пришлось смириться с его увлечением живописью. В 1850 г. Мане поступил в мастерскую классической живописи Тома Кутюра, в которой проучился шесть лет. Недовольный засильем академизма, Эдуард Мане, находившийся под сильным влиянием Веласкеса, постоянно вступал в споры со своим учителем и пытался найти новые пути изображения в живописи. В то же время художник жаждал славы и признания официальным Салоном. Но его работы раз за разом отвергались. В 1859 г. Салон не пропускает картину «Любитель абсента», в 1863 г. - картину «Завтрак на траве» .

Эдуард Мане

Парижский Салон — одна из самых престижных художественных выставок Франции. Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон. Официально выставляться в нем мог любой художник, но не каждого художника пропускали: балом правил академизм и традиции. В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. И тогда, чтобы утихомирить возмущенных художников, Наполеон III объявил об открытии альтернативной выставки — Салона Отверженных. Выставка оказалась невероятно популярной, и в прессе даже начали шутить, что все прошедшие в официальный Салон мечтают о том, чтобы быть отвергнутыми в следующем году. Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве».

Эдуард Мане Завтрак на траве Музей д"Орсе Париж

Картина вызвала скандал в обществе. На холсте изображены два немного странно одетых денди и две барышни: одна полностью обнаженная, другая — наполовину. Критика обрушилась со всех сторон. «Непристойная», «нелепая», «неприличная», — эпитеты, которыми наградили картину. Восторг работа вызвала лишь у небольшой группы молодых людей из Акционерного общества художников-живописцев. Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. Спустя два года Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии. До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини. Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для Люксембургского музея по подписке, организованной Моне.

Эдуард Мане Олимпия Музей д"Орсе Париж

В начале 60-х гг. XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре. Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался. Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь. Поскольку площадка кафе располагала к беседам, заведение очень быстро превратилось в место споров о современном искусстве. Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане». В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие. Интересный факт: в 1870 году в этом кафе случилась дуэль, дискуссия между Мане и Дюранти закончилась тем, что Дюранти был ранен. К счастью рана оказалась несерьезной, и художники в итоге остались в хороших отношениях. А к сожалению - знаменитого кафе теперь не существует.

Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом. Он пользовался импрессионистскими приемами и техниками, но в целом оставался реалистом или, скорее, был универсалом. Мане не участвовал ни в одной из восьми импрессионистских выставок, хотя стал идейным вдохновителем и защитником нового течения. Как тонко заметил Эмиль Золя, живопись можно разделить на «живопись до Мане и живопись после Мане». Основоположником и ярким представителем импрессионизма был Клод Моне, который совместно со своими друзьями разработал основные принципы и техники работы на пленэре, ввел серийность работ и выбранному стилю никогда не изменял.

Клод Моне

Клод Моне родился в 1840 г. в семье бакалейщика и его ожидала работа в лавке,но он рано начал приобретать известность карикатуриста в масштабах городка Гавр. А после демобилизации из армии Клод Моне поступает в студию живописи Шарля Глейра, где находит новых друзей: Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Фредерико Базиля, которые спустя десять лет совместно с другими молодыми художниками образуют Акционерное общество художников-живописцев. В 1874 г. в мастерской фотографа Надара Акционерное общество художников-живописцев открыло самостоятельную и независимую от Салона выставку. Представленные работы отличались новым взглядом на живопись: сюжет стал второстепенен, основное внимание уделялось краскам и игре света, четких линий не существовало, полотна рисовались мазками, преимущественно на свежем воздухе. Картина "Завтрак на траве" Клода Моне как раз и выполнена в совершенно новой живописной манере. Маленькие, раздельно положенные мазки почти чистых красок, какими писали импрессионисты свои картины, на расстоянии сливались в глазах зрителя, создавали у него ощущение изменчивости, подвижности изображаемого -светлого и радостного.. Так близко подойти к непосредственному и живому восприятию природы не удавалось до импрессионистов никому,они умели уловить момент "здесь и сейчас",сосредоточив всё внимание на передаче света и оттенков цвета.

Клод Моне. Завтрак на траве

Организацию выставки взял на себя Клод Моне. В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление. Восход солнца». От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления. В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. Пройдет совсем немного времени, импрессионизм войдет в моду и откроет пути для развития новых направлений в изобразительном искусстве.

Клод Моне Впечатление. Восход солнца

При жизни Эдуард Мане так и не получил должного признания. В возрасте 51 года ему ампутировали ногу и через несколько дней он скончался. Клод Моне пережил своего наставника на сорок три года и умер в зените славы.

Кстати, в ГМИИ им Пушкина в Москве богатейшая коллекция картин импрессионистов,в частности там находится и картины Клода Моне "Завтрак на траве", "Руанский собор"(в полдень и вечером) и др., всего 11 картин.() . К концу жизни художник почти теряет зрение,его привлекают серийные работы,он создаёт композиции "Стога", "Руанский собор","Кувшинки",виды Лондона...Именно эти серии позволяют ему создать удивительные декоративные композиции,как бы развивающиеся во времени и пространстве.В них он стремится передать различную степень освещённости одних и тех же предметов при разной погоде,в различное время дня,используя разнообразную тональность своей палитры.


Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

1. Парижская творческая элита издевалась над полотном



Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела шедевр Мане.

2. Мане стал сенсацией "Салона отверженных"


В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

3. Контекст картины вызвал споры


Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы".

4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое" объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.

5. Отсылка к Рафаэлю


В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда Париса".

6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения


Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.

7. Одетые мужчины - родственники Мане

Один из них - его брат Эжен Мане. А другой - будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

8. Обнаженная женщина - любимая модель Мане


Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем", "Гитарист" и "Железная дорога".

9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией"


В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

11. Мёран сама стала впоследствии художницей


В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье", которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

12. "Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают

15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.

«Завтрак на траве» (Le déjeuner sur l’herbe) — картина великого французского художника-импрессиониста (1840-1926). Картина написана в 1866 году. Холст, масло. Размер: 130 × 181 см. Находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.

Картина «Завтрак на траве» считается одной из самых известных картин Моне. Художник решил написать полотно после того, как зрители раскритиковали Эдуарда Мане. Картина Эдуарда Мане вызвала шквал недовольства среди зрителей из-за того, что на ней изображены обнажённые женщины в обществе известных людей. Клод Моне задумал создать новое полотно, которое было бы и данью и вызовом Эдуарду Мане. Его картина оказалась более сдержанной. Здесь нет ничего предосудительного или скандального. Сюжет картины создаёт впечатление встречи знакомых людей на поляне в летний день. Главными героями полотна стали друзья Моне. Для пейзажа Моне выбрал лес Фонтенбло.

Работа выглядит потрясающе как с точки зрения обычного зрителя, так и сточки зрения профессиональной живописи. В картине чувствуется гигантская работа. Клод Моне немало потрудился над тем, чтобы придать пейзажу и жанровой сцене естественный вид, ощущение солнечного тёплого дня, спокойной обстановки, лиричности сцены. Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме. Реалистичность света и чуть размытые цвета указывают на его внимание не к деталям, а к самой атмосфере сцены, первому впечатлению от увиденного. Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет. Как известно, в последующем импрессионисты отказались от изображения чёрного цвета на картинах, так как считали, что он не существует в природе в чистом виде.

Картина «Завтрак на траве» была куплена у Клода Моне московским промышленником и меценатом Сергеем Щукиным (1854-1936). В 1948 году коллекция Щукина была разделена между двумя музеями — Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. В настоящее время картина находится в музее имени А. С. Пушкина в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков.

Картина «Завтрак на траве» Клод Моне

Для предприятий актуальной и востребованной сегодня является автоматизация процесса. Особым вниманием пользуются депаллетайзеры , которые делают работу более эффективной. Ознакомиться с автоматическим и полуавтоматическим оборудованием вы сможете на сайте «Упаковочные Системы».

Наверное, самым знаменитым завтраком в истории живописи является скандальный “Завтрак на траве” французского импрессиониста Эдуарда Мане , написанный в 1863 году. Первоначально эта картина предназначалась для Парижского салона – ежегодной художественной выставки, но была отвергнута жюри за аморальность и непристойность. “Завтрак на траве” вместе с другими недопущеными к экспозиции картинами был все-таки выставлен в так называемом Салоне отверженных.

Сюжет картины — двое мужчин с полностью обнаженной женщиной – вызвал настоящий скандал, к тому же персонажи были легко узнаваемы. На полотне художник изобразил собственного брата Густава (тот, что справа) и брата жены Фердинанда Леенхофа. В образе женщины художник соединил черты постоянной натурщицы Викторины Мёран и собственной жены Сюзанны (тело). Викторина была любимой натурщицей Мане и запечатлена во многих его работах, в частности в знаменитой “Олимпии”. Она сама писала неплохие картины, многие из которых позднее были утеряны. Страдала алкоголизмом и в преклонные годы просила подаяние на улице, играя на гитаре. Известна своими любовными отношениями с женщинами.
В 1863 году “Завтрак на траве” стал символом Салона отверженных и в дальнейшем источником вдохновения для многих поколений художников.

В 1868 году Эдуард Мане пишет “Завтрак в мастерской” , который стал поворотной точкой в его творчестве. Жанр этой картины трудно определить – она сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену. Также недоумение критики и публики вызвали несочетаемые предметы, представленные на картине: шлем, кот, меч, лимон…

На переднем плане изображен Леон Леенхофф, сын жены художника Сюзанны, рожденный еще до брака. Долгие годы предполагалось, что Леон – сын Эдуарда Мане, но новые исследования указывают на Огюста Мане, отца самого художника.

Мане удалось мастерски объединить разнородные предметы и создать гармоничную композицию независимых друг от друга элементов. Женщина с кофе и рама на стене напоминают Вермеера, вариации серого отсылают к Веласкесу, а нож на столе является эхом натюрмортов Шардена”.(Марк Дюпети, “Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество ”

Клод Моне “Завтрак на траве” (1866)

В 1865 году Клод Моне, которого позднее назовут основателем импрессионизма, написал большую картину на пленэре в Шайи и назвал ее “Завтрак на траве” – реверанс в честь знаменитой работы Эдуарда Мане. Уезжая в Париж, художник оставил готовое полотно в качестве залога хозяину гостиницы “Золотой лев”, в которой жил. Картина хранилась в сыром подвале и значительно пострадала. Моне разрезал ее на части и выбросил фрагменты, покрытые плесенью. Сейчас сохранившиеся части картины можно увидеть в музей д’Орсе в Париже.
Спустя год художник вновь возвращается к этой теме и создает уменьшенный вариант композиции. Эта картина написана более мягко, в ней отсутствуют резкие контрасты, присущие сохранившимся фрагментам “Завтрака на траве”.
На картине изображена компания из 12 человек, но для их написания художник использовал только две модели. Для женских фигур позировала возлюбленная художника и его будущая жена Камилла Донсье, а для мужских — друг Клода Моне художник Фредерик Базиль , который погибнет четыре года спустя в бою во время франко-прусской войны в возрасте 29 лет.

В настоящее время картина находится в экспозиции Пушкинского музея в Москве.

Пьер-Огюст Ренуар “Завтрак гребцов” (1880-1881)

Одной из самых знаменитых картин в наследии Ренуара является “Завтрак гребцов”, написанный в небольшом городке Шату недалеко от Парижа, а его непосредственным местом действия стала веранда ресторана “Мезон Фурнез” (см. )

По сути, эта картина – групповой портрет близких Ренуару людей, где каждый персонаж узнаваем. Все они изображены в непринужденных, как бы случайных позах, что передает спонтанность момента. На переднем плане блестяще выполненный в виде натюрморта сам завтрак – бутылки вина, недопитые бокалы, тарелки с грушами и виноградом. Наполненный радостными красками “Завтрак гребцов” начисто лишен парадности, присущей академической традиции конца XIX века. Картина оставляет впечатление удивительной легкости, а вместе с тем художник работал над ней на протяжении несколько месяцев. Его друзья специально приезжали в Шату, чтобы позировать Ренуару, а их встречи часто проходили именно так, как показано на картине. Она посвящена самому счастливому периоду жизни художника, когда он находился в самом расцвете сил в середине жизненного пути.

Эдгар Дега “Завтрак после купания” (1895- 1898)

Картина Чашка чая. Завтрак после купания , выполненная в технике пастели, относится к позднему периоду творчества художника, когда Дега стал по его собственному выражению “знаменитым и неизвестным ”. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во “внутреннюю эмиграцию”. Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. Сам же художник проводил четкую грань между “товаром”, который характеризовался высокой степенью отделки и остальными более авангардными произведениями. Его многочисленные купальщицы этого периода отличает ассиметричность композиции, необычность поз, возросшая интенсивность цвета. В связи с резким ухудшением зрения художник все более обращался к пастельной технике, что позволяло меньше напрягать глаза. В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. Он часто обрабатывал картины паром, после чего размягченную пастель растушевывал кистью или пальцем, добавляя маски маслом или акварелью.

Loading...Loading...