Расшифровка ффомс, основные функции и задачи фонда, бюджет организации. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Фонд обязательного медицинского страхования бюджет

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является страховщиком в системе обязательного медицинского страхования. В субъектах РФ действуют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Полномочия страховщика поделены между федеральным и территориальными фондами. Объемы ответственности фондов определяются и распределяются в программах обязательного медицинского страхования:

1) базовой программе ОМС;

2) территориальной программе ОМС в пределах базовой программы ОМС.

Доходы фонда формируются за счет:

Денежных штрафов;

Недоимок, пеней и штрафов по взносам в данный фонд;

Страховых взносов на ОМС;

Поступлений за счет использования имущества;

Иных источников.

Доходная часть бюджета Фонда сформирована с учетом норм Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Подробнее рассмотри и проанализируем структуру и состав бюджета ФФОМС. Доходы фонда ОМС за 2011 - 2013 года представлены в таблице 3.

Таблица 3. Доходы ОМС за 2011 - 2013 года (млн.руб.)

Исследования источников поступления денежных средств бюджета ФФОМС на 2011 - 2013 года позволяет сделать следующий вывод: что поступления денежных средств в ФФОМС в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилось на 32293 млн.рублей,а в 2013 году поступление денежных средств выросло по сравнению с 2011 годом на 4804 млн. рублей, в том числе:

Налоги и страховые взносы в 2012 году по сравнению с 2011 году увеличились на 16037 млн.рублей, а в 2013 по сравнению с 2012 годом возрасло на 17484 млн.рублей;

Поступления из федерального бюджета в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 17163 мил.рублей, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом поступления денежных редств уменьшилось на 12672 мнл. рублей.

В течение 2012 года ФОМС выполнил задачу по урегулированию задолженности за фактически отпущенные в 2011 году лекарственные средства, а также обеспечил финансовую стабилизацию программы в 2012 году. Совместно с субъектами РФ ими был налажен жесткий контроль за выпиской лекарственных средств и проведена значительная работа на законодательном уровне с целью обоснованного привлечения дополнительных объемов бюджетных ассигнований. Для установления точного объема финансовой задолженности была создана и интегрирована в систему ОМС единая информационно-аналитическая система.

В результате к декабрю 2012 года ФОМС смог обеспечить расчеты с субъектами Российской Федерации за фактически отпущенные в 2011 году лекарственные средства отдельным категориям граждан в полном объеме (74,7 млрд. рублей). Значительное содействие при этом, конечно, было оказано Правительством РФ и руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В 2013 году в Федеральном фонде ОМС возобновлена деятельность Межрегионального Координационного Совета по организации защиты прав граждан в системе ОМС.

В бюджетах ФФОМС на 2009 - 2013 года установлен общий объем средств Фонда, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в сумме 446 290 млн. рублей, из них размер субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 151235 млн. рублей и объем средств из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в сумме 138235 млн. рублей.

Расходы Федерального фонда направляются на:

Общегосударственные вопросы;

Здравоохранение;

Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов ОМС;

Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования РФ;

Оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни;

Некоторые другие цели.

Расходы бюджета ФОМС рассмотрим в таблице 4.

Таблица 4. Расходы бюджета ФФОМС на 2011 - 2013 года (млн.руб.)

Расходование в том числе:

субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение пилотного проекта в субъектах РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения

субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС

субсидии бюджетам территориальных фондов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей)

субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на денежные выплатыучастковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сестрам соответствующих врачей

субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительное диспансеризации работающих граждан

на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами

средства передаваемые бюджету Фонда социального страхования РФ на оказание работающим гражданам первичной медико- санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и после родовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течении первого года жизни

на финансирование исполнительной дирекции Фонда

на финансирование расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда

Произведя анализ структуры расходов ФОМС можно сделать следующий вывод: Расходование бюджетных средств с каждым годом возрастает, и это связано с увелечение расходов по статьям, например, финансирование расходов на создание и совершенствование информациооной системы Фонда с 2011 года по 2013 год увеличилась на 400 млн. рублей, и еще значительное расходование средств произошло в территориальном фонде ОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сетрам.

Остатки средств на 1 января 2012 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате их неполного использования в 2011 году направлены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на завершение расчетов в первом квартале 2012 года по заключенным в 2011 году договорам на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, в случае отсутствия средств на указанные цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.

В Бюджете Фонда на 2013 год установлено, что Фонд в 2012 году направляет в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства в сумме 16661 млн.рублей на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни на основании документов, формы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

Анализ доходов и расходов ФОМС показывает, что в 2011 году доходы превышали расходы на 6 117 млн.руб. В 2012 году расходы превышают доходы на 360 млн.руб, а в 2013 году доходы значительно меньше расходов на 6 085 млн.руб.

Федеральный фонд (далее ФФОМС или Фонд) — это государственный фонд, созданный для финансирования медицинского обслуживания населения Российской Федерации. Фонд является внебюджетным, то есть деньги на финансирование выделяются не из а из средств, поступающих от страхователей (граждан и юридических лиц). ФФОМС является, некоммерческим юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и собственное имущество.

Расшифровка ФФОМС

Рассмотрим каждое слово из названия. Что оно означает и почему выбрано именно оно?

  • Федеральный. Фонд является централизованным на федеральном уровне, имеет свои территориальные отделения в каждом субъекте РФ, а основы его деятельности регулируются федеральными законами.
  • Фонд. Это некоммерческая организация, имеющая свой бюджет, предназначенный для конкретной общественно-социальной цели — обеспечения качественного бесплатного медицинского обслуживания населения.
  • Обязательного. Этот термин означает, что все граждане должны быть застрахованы в обязательном порядке. Согласно Конституции РФ, каждый гражданин обладает правом получить от государства бесплатное медицинское обслуживание, а чтобы его правильно организовать, каждый должен вносить страховые взносы (самостоятельно или через работодателя) в Фонд, из которого потом они будут расходоваться.
  • Медицинского. Главная цель Фонда — медицинское обслуживание, то есть оказание помощи лицам, у которых существуют проблемы со здоровьем.
  • Страхования. Это особый вид экономических отношений в государстве, при котором гражданами отчисляются определенные аккумулируются в одном месте, а в случае необходимости выдаются гражданам обратно в виде страховой суммы или страховой услуги.

Таким образом, расшифровка ФФОМС не представляет собой сложности — достаточно иметь общие представления о тех терминах, которые используются в Российской Федерации для обозначения важных организаций.

Государственное регулирование

Деятельность Фонда регулируется законодательством РФ на федеральном и региональном уровне. Главными документами, на основании которых действует главный орган и его территориальные отделения, являются:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ от 29.11.10 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
  3. Устав Фонда.
  4. Постановления ВС «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан» на каждый год.
  5. Бюджетный кодекс РФ.
  6. Другие законодательные акты РФ.

Функции фонда

Основные функции ФФОМС — это те задачи, которые он выполняет для достижения главной цели своего создания — обеспечения финансирования медицинского обслуживания граждан. Они закреплены в п. 8 гл. 6 и гласят, что ФФОМС:

  1. Участвует в разработке главной программы обеспечения бесплатности медицинских услуг.
  2. Аккумулирует и управляет финансовыми средствами для обеспечения программы.
  3. Выравнивает условия по обеспечению финансирования для территориальных органов.
  4. Контролирует деятельность территориальных органов и целевое использование ими финансовых средств в рамках программы.
  5. Контролирует соблюдение субъектами страхования условий использования денежных средств в рамках программы и их обязательные взносы.
  6. Имеет право начислять и взыскивать со страхователей (физических и юридических лиц) недоимки, штрафы и пени, которые направляются на обеспечение медицинским обслуживанием неработающих лиц.
  7. Ведет собственную отчетность, устанавливает ее формы, определяет порядок учета, издает нормативно-правовые акты, формы документов и издает необходимые указания в рамках своих полномочий.
  8. Ведет единые реестры организаций, осуществляющих медицинское обслуживание и медицинское страхование, реестры экспертов качества и застрахованных граждан.
  9. Осуществляет другие функции в рамках своих полномочий.

Полис ОМС

Главным документом, который выдает Фонд обязательного медицинского страхования и по которому гражданин РФ имеет право получить бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, является полис.

Полис можно получить в территориальных органах ФФОМС или в коммерческих организациях, которым Фонд делегировал свои полномочия по выдаче компаниях).

Для обращения в территориальный орган ФОМС (или в те организации, которым были переданы необходимые полномочия по страхованию) необходим только паспорт, при обращении за полисом на ребенка следует предоставить и свидетельство о его рождении. После приема заявления сотрудники выдают временное свидетельство (сроком на 1 месяц), которое позволяет пользоваться всеми услугами по полису до момента его фактического получения.

Из чего складывается бюджет фонда

Для того чтобы понять, из чего складывается бюджет фонда, необходимо вспомнить, какая у аббревиатуры расшифровка. ФФОМС получает денежные средства из так называемых социальных взносов, которые уплачиваются в Пенсионный фонд и составляют на 2014 год 22% (с годовой суммы зарплаты в пределах 624 тысяч рублей). Налог ФФОМС составляет из этой суммы 5,1%. Если годовая сумма дохода превышает 624 тысячи рублей, то взнос с последующих сумм в Пенсионный фонд составляет 10%, и лишь 3,7% отчисляются в ФФОМС.

Кроме того, существуют отдельные категории организаций, для которых установлены пониженные ставки страховых взносов.

Налог выплачивается в ежеквартально или ежемесячно в зависимости от формы организации и системы налогообложения (ЕНВД или упрощенка).

Заключение

Таким образом, расшифровка ФФОМС достаточно доступна и понятна всем гражданам России, ведь все мы обращаемся за медицинскими услугами по полису ОМС и выплачиваем налоги для пополнения бюджета Фонда.

ТФОМС, как участник ОМС, реализуют некоторые полномочия страховщика, а именно – по реализации территориальных программ ОМС в рамках действия базовой программы ОМС.

Территориальные фонды выполняют полномочия страховщика в пределах, определенных территориальными программами ОМС дополнительного страхового обеспечения по страховым случаям, закрепленным в базовой программе ОМС, а также дополнительных оснований, страховых случаев, видов и правил предоставления медицинских услуг в дополнение к определенным базовой программой ОМС.

Задачи ТФОМС как участника ОМС:

  • защита закрепленных действующим законодательством прав граждан в системе ОМС;
  • создание гарантий бесплатного предоставления застрахованным лицам медицинских услуг при возникновении страхового случая с учетом территориальной и базовой программ ОМС;
  • формирование условий для поддержания доступности и качества медицинских услуг, предоставляемых по ОМС;
  • обеспечение гарантий соблюдения прав граждан на выполнение обязательств по ОМС вне зависимости от материального благополучия страховщика.

Руководство ТФОМС осуществляет его директор и правление фонда. Директора ТФОМС назначаются на должность распоряжением исполнительного органа власти того региона, где учреждение осуществляет свою деятельность.

Численность сотрудников фонда, фонд оплаты труда, структуру ТФОМС разрабатывает его директор, после чего представляет их на утверждение в исполнительный орган власти субъекта РФ.

В полномочия директора ТФОМС также входит:

  • утверждение штатного расписания фонда;
  • утверждение положения о структурных подразделениях, должностных инструкций сотрудников,
  • назначение на должность и увольнение сотрудников.

В субъектах РФ также созданы отдельные филиалы ТФОМС. Филиал территориального фонда обязательного медицинского страхования выполняет функции ТФОМС в определенном районе субъекта, есть также межрайонные филиалы.

Правовое регулирование деятельности

Деятельность ТФОМС регулируется ».

Немаловажную роль в регламентации деятельности ТФОМС играют и приказы Министерства здравоохранения РФ. В частности, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.01.2011 N 15н утверждено типовое положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

В положении закреплены задачи, полномочия и функции ТФОМС, сведения о руководстве фондами, о доходах и расходах.

Детально деятельность ТФОМС регулирует , издавая приказы, которые обязательны для исполнения ТФОМС. Данными нормативными актами утверждаются формы отчетности, составы комиссий, особенности различных процедур, нюансы кадрового обеспечения.

Имеющийся в структуре ТФОМС отдел защиты прав застрахованных граждан осуществляет работу, связанную с взаимодействием страховых компаний, правоохранительных органов, органов государственной власти для выполнения функции защиты интересов граждан.

Правовые отделы ТФОМС оказывают гражданам, обратившимся в фонд по вопросам ОМС, юридические консультации, а также помогают определиться со способом восстановления своих прав, в том числе, путем обращения в суд.

Контроль за деятельностью территориальных фондов производится Федеральным фондом ОМС, а также контрольно-надзорными органами субъекта РФ. При этом ФФОМС не только контролирует деятельность территориальных фондов, но также уравнивает финансовые условия их функционирования при необходимости.

Бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования

Бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования принимается законодательным актом конкретного субъекта РФ на следующий год.

Доходы ТФОМС формируются за счет:

  • субвенций на выполнение переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий в сфере ОМС.
  • межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в части базовой программы ОМС.
  • платежей субъекта РФ на обеспечение функционирования территориальной программы ОМС, а также дополнительное финансирование на оказание медицинских услуг, не указанных в базовой программе ОМС.
  • доходов от размещения свободных средств.
  • средств, взимаемых со страхователей в виде пени и штрафов.
  • добровольных пожертвований.

Денежные средства из бюджета ТФОМС расходуются на:

  • реализацию территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС.
  • выполнение управленческих задач фонда, в том числе, расходы на его функционирование.

ТФОМС осуществляет финансирование на основании заключенных договоров. Поступившие из ТФОМС средства страховые медицинские организации направляют в на оплату медицинской помощи, формирование резервов, оплату расходов по ОМС, а также на заработную плату сотрудников страховой компании.

Заключение

ТФОМС как участник обязательного медицинского страхования предназначены для того, чтобы граждане, застрахованные в системе ОМС, имели право на бесплатное предоставление . На уровне субъекта РФ фонд делает возможной оплату медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках программ ОМС. Территориальные фонды контролируют деятельность страховых компаний и медицинских организаций, обеспечивая доступность и качество медицинских услуг, защищая права и законные интересы граждан.

Loading...Loading...