Китайское холодное оружие гуань дао: описание, характеристики, история и интересные факты. Китайские однолезвийные мечи дао Обучение и распространение

Китайцы с незапамятных времен обозначают иероглифом Дао изогнутое, однолезвийное оружие. Вообще говоря так называются в Китае все клинки с изогнутым лезвием с односторонней заточкой, включая ножи, мечи и алебарды, но в случае длинного клинка обычно добавляют приставку да - большой. То есть Дадао - большой изогнутый меч с односторонней заточкой.

Мечи Дао известны в Китае с древнейших времен. До сих пор сложно сказать, какой именно тип меча появился ранее - Цзянь или Дао. По легенде мечи Дао научил китайцев делать их легендарный царь Суйхуан, первым отливший этот меч из бронзы. Вообще этот легендарный царь - аналог греческого титана Прометея, так же как и тот, он научил китайцев пользоваться огнем, плавить металлы - бронзу и получать из нее орудия труда и мечи.

Со времен династии Восточная Цзинь употребление меча Дао стало в Китае повсеместным. Мечи Дао были совершенно разные по своим размерам и назначению.

Большой меч или даже алебарда с короткой рукоятью Дадао - была принадлежностью конных воинов. Обычно ей вооружались немногочисленные тяжеловооруженные конные китайские всадники. Пехотинцы обычно использовали вместе со щитом яодао - поясной меч - клинок гораздо более скромных размеров.

Конница кроме Дадао использовала еще и пудао - аналог длинно древковой алебарды, с которой управлялась весьма ловко, не хуже, чем с копьем. Несколько отдельно стоит Шуаншоудай - длинно клинковая и длинно древковая алебарда с односторонне заточенным кривым лезвием.

Расцвет мечей Дао пришелся на династию Сун, когда появилось большое количество различных вариантов мечей Дао. Но все они делились на две основные группы - ручные мечи - одноручные и большие мечи - дадао - которые требовали владения ими двумя руками.

Во времена династии Мин китайцам пришлось познакомиться и с японскими боевыми мечами - с тати и нодати. Стоит заметить, что китайцы были очень неприятно удивлены тем, что японское оружие во всем превосходит их собственное. Китайский знаменитый полководец Ци Цзигуан отмечал, что японские мечи лучше и практичнее.

По длине тати был гораздо длиннее, чем яодао, при этом им было куда как сподручнее рубить. Он был легче и удобнее, чем китайские большие мечи - дадао.
Если же дело доходило до нодати, то и он был удобнее, чем пудао, он был короче, легче, им было проще управлять а раны он наносил ужасающие. Встретившись в Корее с вторгнувшимися японцами, во времена Хидэеси, китайцы на своей шкуре смогли убедиться, что позаимствовавшие в свое время из Китая изогнутый меч японцы, довели его до логического совершенства.

Генерал Ци Цзигуан решительно начал менять оружие китайских воинов. Он взял за основу японский тати, и совместил его с китайскими аналогами мечей дао, выработав в общем то новый тип китайского клинка - длинный, изогнутый, относительно легкий меч с односторонней заточкой. Китайский полководец создал так называемый «Меч семьи Ци» (цицзядао) - без ложной скромности присвоив мечу имя своей семьи.


Более короткий вариант, так же созданный на основе Дао - и очень популярный в прибрежных районах Китая получил название водао - меч лилипутов. Так его называли потому, что он в точности повторял размеры мечей тати японцев, которые по китайским меркам считались коротышками. Оба эти меча были крайне популярны во времена династии Мин и до самого ее падения во время крестьянского восстания и вторжения маньчжурских завоевателей.

После вторжения Маньчжуров и установления господства династии Цин (1611 - 1911 гг.)на смену господствовавшему до этого мечу цицзядао пришел другой тип меча - под общим названием «меч ивовый лист» (люедао). Это была длинная, односторонне заточенная сабля, с искривленным лезвием и рукоятью, и довольно длинным острым жалом. Некоторые экземпляры имели елмань - то есть утяжеление на конце клинка. Именно этим оружием, пригодным как к пехотному, так и к конному бою любили сражаться воинственные маньчжуры, правившие Китаем без малого 300 лет.

В Цинской армии этот вариант меча стал общеупотребимым, им были вооружены основные части армии Цинской Маньчжурской Империи.


Еще одним типом клинка дао, использовавшимся в Китае был меч пяньдао - рубящие мечи. Это в целом укороченный аналог европейской кривой сабли. За счет значительного изгиба удары таким оружием получались значительно более сильными, ими было хорошо резать противника в ближнем бою. Однако в армии такие мечи не прижились, оставшись уделом одиночек - искусных фехтовальщиков.

Очередной поворот в форме клинков китайских мечей произошел примерно в 1700 году, когда классический маньчжурский меч люедао начал преобразовываться в новую категорию мечей нювэйдао. Это как раз те устоявшиеся в нашем восприятии мечи дао, которые сейчас собственно и выдают за древние китайские образцы мечей. Нювэйдао обладали новыми признаками, которых не было у их предшественников.

Во первых, они имели расширяющиеся к концу лезвие с коротким жалом, и соответственно имели елмань на конце клинка. Они имели
относительно небольшой изгиб посередине, а рукоять изгибалась в противоположную от острия сторону, так что сам меч напоминал очень сильно растянутую букву «S». Как правило они имели круглую небольшую гарду, надежно закрывающую руку воина.

Эти мечи сразу пришлись по вкусу простым крестьянам, исконным китайцам, повстанцам всех мастей но не нашли широкого применения у маньчжурских захватчиков.

С мечами ньювэйдао китайские повстанцы воевали во время боксерского восстания. Они наголову разгромили бы маньчжур, если бы те не получили помощь от иностранных интервентов в лице Англии, Франции, Германии и России.

Как ни странно, но популярность мечей дадао вернулась в годы китайско -японской войны в 20 веке. Некоторые части китайской армии националистов Гоминьдань были вооружены такими длинными двуручными мечами.

Как оказалось, при массированных атаках японских солдат, вооруженных длинными винтовками Ариска с длинными штык ножами, противостоять китайцам с дадао в ближнем бою японцы просто не могли.

В узких переулках улиц китайских городов, в боях в траншеях массово выскакивающие на японцев китайские солдаты с мечами дадао наголо в ближнем бою получали громадное преимущество. Японцы успевали сделать один - два выстрела,как китайцы массами врывались в их порядки и начиналась кровавая бойня - защититься своими винтовками китайцы просто не могли. А мечи дадао рубили их наотмашь.

Генерал Чай Кайши уподоблял бойцов с дадао гранате с выдернутой чекой - чтобы поразить врага гранату надо бросить в гущу вражеских солдат, так и бойцы с дадао, должны были врываться в самую гущу японцев и разить направо и налево.

刀 , пиньинь dāo , не путать с кит. 道 , dào (путь, Дао)) - «однолезвийное оружие»/«фальшион»/«палаш»/«сабля»/«нож»/«тесак» - китайское клинковое однолезвийное оружие, зачастую неграмотно передаваемое при переводе как «кривой меч ».

Чаще всего под дао (с указанием его типа - например, нювэйдао - дао «бычий хвост» или люедао - дао «ивовый лист») понимаются однолезвийные фальшионы , сабли и палаши, как одноручные, так и двуручные. Однако в качестве значащего элемента слово дао входит в состав названий древкового оружия - чуаньвэйдао , яньюэдао , дадао (кит. 大刀 ) и т. д.

В качестве значащего элемента этот же иероглиф входит и в название некоторых специфических видов оружия китайских боевых искусств (например, багуадао ), однако в данном случае он означает всего лишь наличие заточки по одному из краев данного предмета вооружения.

Японские катаны китайцы также называли дао.

См. также

  • Цзянь - другая разновидность китайского меча
аналоги
  • Фальшион - европейское оружие, похожее на классический дао
  • Палаш - европейское оружие, похожее на солдатский дао эпохи Хань

Напишите отзыв о статье "Дао (меч)"

Отрывок, характеризующий Дао (меч)

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.

Древний Китай всегда славился огромным разнообразием холодного оружия. Весомое место в китайских классификациях оружия занимает «Дао» - вид однолезвийного режуще-рубящего оружия. Иероглифом "Дао" обозначается оружие, которое имеет изогнутое лезвие и заточку с одной стороны. Следовательно, приставку дао добавляют к ножам, саблям, и даже к алебардам (правда в данной трактовке добавляется "да" - "большой"). Дао назывались даже японские мечи, правда, так их называли только Китайцы.

– это наиболее стародавний вид холодного оружия в китайской культуре. Упоминание об этих мечах связывают еще с царем Суйхуаном. Что из себя представляет меч-дао ? Существует его несколько разновидностей, описанных в "Истинных записях о образе двоицы "- "Есть оружие четырёх строёв , начинающееся еще со сражения Чи Ю и Хуaн-ди в Чжуoлу; есть меч тропы , который используется в строю; есть меч стенового строя , для защиты; есть длинный меч – меч генерала. Есть меч вида – атрибут военного министра". Немного о теории изготовления дао. Железо несколько раз выжигалось, лезвие изготавливалось из стали, которая заблаговременно рафинировалась, от спинки до лезвия меч был ровным, кончик заострялся. Рукоять была из дерева, твердых пород. Длина Дао на прямую зависела от вида.

Меч-д был очень распространен в древнем Китае. Ведь, ("большой меч") сражался всадник, яод ("поясной меч") - для пехотинца, а алебарда-пудaо ("простой меч") и шуаншоуд ("двуручную ленту") была универсальной: подходил и для пешего воина, и для наездника. Меч-д мог разрубать, срубать, преграждать, уколоть и разрезать противник. Техника владения им проще техник копья. Исходя из истории войн, такой меч использовали и генералы и солдаты.

Есть много разновидностей мечей Дао, но в целом их объединяют в три большие группы:

1.Длинные древковые Дао – Гуань Дао 关刀 (Янь Юе Дао偃月刀), Сян Би Дао象鼻刀, Пу Дао 朴刀 иШуан Шоу Дай双手带;

2. Двуручные дао- Да Дао 大刀(Кань Дао 砍刀), Чжань Ма Дао 斩马刀 и Чан Дао长刀;

3. Поясные дaо 佩刀 ― чжибэйдaо 直背刀, яньмаодaо 雁毛刀, водaо 倭刀, цицзядaо 戚家刀, люедaо 柳叶刀, пяньдaо 片刀, нювэйдaо 牛尾刀, дуаньдaо 短刀, шуандaо 双刀, наньдaо 南刀
(худедaо 蝴蝶刀 и худешуандaо 蝴蝶双刀).
Еще из древних веков, сложилось так, что в известной всем тактике «боя богомола» применяются три вида дао, принадлежащие к первым двум группам: гуаньдaо, шуаншоудай и нювэйдaо. Эта статья посвящена группе поясных дао.

Как гласит историческая литература и исследования археологии, в стародавнем Китае до 13-го столетия, который отожествляется с монгольским завоеванием, повсеместно использовалась только один вид поясных дао, которые имел общее название чжибэйдaо, что в переводе означает – «прямо спинные мечи» или как их еще называли «мечи с железным кольцом» (техуаньдaо).

По историческим данным это прямой меч с одним лезвием и небольшим изгибом близко к острию, и закруглением на рукоятке. Чжибэйдaо по внешнему виду очень напоминал , который был очень популярен в те времена и характеризовался остротой с обеих сторон.
Технология изготовления меча не менялась веками. Правда, начиная с династии Юань (1271-1368 гг.), технологии изготовления и применения чжибэйдaо изменилася, все это результат влияния военных достижений монгольских завоевателей. Начиная с этого времени в Китае взяли преимущество четыре вида однолезвийных мечей, которые имели одно название - пэйдaо (佩刀), что в переводе означает - поясной меч с гардой, по типу креста или диска. Такой меч воин носил на особом подвесе (тилянгу) из плетеного шнура с определенной скобой, которая крепилась с лева к поясу.

Пэйдaо переносился лезвием вниз, при этом рукоять меча была направленной назад. Такая традиция, вначале была заимствована монголами у различных племен, проживавших в те времена в области Алтая, Тувы и Урала, а затем такая теория ношения оружия была развита маньчжурами. Такая постановка не мешала носить с собой и лук, который был необходим воинам. Из ножен пэйдaо вынимался достаточно просто: воин левой рукой подталкивал ножны назад и вверх, в след меч переворачивался лезвием вверх и рукоятью вперед. Такая тактика позволяла одновременно наносить режущий удар по противнику. Такие действия с легкостью выполнялись воинами и на скаку и в пешем бою. Был еще второй вариант выхватывания пэйдaо, который использовался уже вне войны: воин подбивал ножны назад за спину и выхватывал меч справа, но уже лезвие уже было направлено вниз. Не исключен был и третий вариант вынимания схожий со вторым, так как тоже происходил лезвием вниз, но во время выхватывания одновременно следовало обратное движение ножен влево и назад. Такой вариант давал возможность наносить урон и мечом и ножнами, что давало весомое преимущество перед противником.

В годы влавствования династии Мин (1368-1644 гг.), китайский народ практически повсеместно использовал круглую гарду, которая имеет японские корни, которую сочетали с общепринятыми, уже китайско-монгольскими лезвиями и рукоятями. Начиная с этого момента, и закончила свое формирование первая категория поясных мечей с одним лезвием под обобщенным наименованием «мечи гусиное перо» (яньмаодaо). Клинок имел прямую форму с плавным изгибом только в верхней трети вблизи острия, такая техника изготовления давала расширенные возможности использования меча: рубяще-режущие движения, колющие движения. Рукоять была прямая. Навершие рукояти делалось квадратным или круглым. К сожалению уже к концу 13 столетия это меч престал быть популярен, такие изменения связывают с различного рода историческими причинами. Хотя в некоторых школах не изменили традициям, и такой меч используется и в наше время.

В середине 16 века появилась еще одна категория пэйдaо, такой поворот в китайском оружии произошел не без влияния японских клинков тати и одaти. К этой новой категории относят два новых вида мечей: «мечи семьи Ци» (цицзядaо) и «мечи ивовый лист» (люедaо), включены в категорию были и «короткие мечи» (дуаньдао). Меч цицзядaо – это немного усеченный вариант, которые в простонародии назывались “мечи подрезающие коня” (чжаньмадaо), относящихся к длинно древковым однолезвийным, а также длинно клинковым мечам и в последующем внесли свой вклад в развитие одного из устоявшихся видов длинно древковых мечей армии цин - шуаншоудaй. Мечи чжаньмадaо берут свое начало с Сунской династии, успешно использовались в битвах и сражениях, а однозначной целью его использования было отрубить ноги лошади.

Дальнейшая их история связана с великим минским генералом Ци Цзигуан (1528-1588 гг.). Он пораженный эффективностью и практичностью, а также эстетическим видом японских мечей, которые брали на вооружение японские пираты “вокoу”, одновременно являюсь заклятыми врагами генерала, взял за основу японский тати (китайцы с насмешкой называли их “мечи лилипутов” водaо) и соединил его с чжаньмадaо. Так появился широко известный «Меч семьи Ци» (цицзядaо). Стоит отметить, что как «цицзядaо», так и его про родитель «водaо» имели большую ценность в прибрежных районах минского Китая.

Второй тип мечей пэйдaо под общим названием «меч ивовый лист» (люедaо) имел такие отличительные черты, как изогнутая рукоять и довольно узкое лезвие, плавно изгибавшимся к острию по всей длине клинка – это идеальная форма для рубяще-режущих техник как верхом на коне, так и в пешем бою. Именно таким мечам отдавали свое предпочтение маньчжуры, которые в свою очередь славились воинственностью. Люедaо зачастую и очень успешно использовались как против самих китайцев, так и против их соседей. Это и объясняет популярность этих мечей в императорской армии династии Ци (1644–1912 гг.).

Третья категория пэйдaо называлась «рубящие мечи» (пяньдaо), ее же отличительной особенностью было более акцентированный изгиб клинка, что увеличивало его режущую силу в ближнем бою. Хотя использовались такие мечи достаточно редко.

К четвертой категории относились «мечи коровий хвост» (нювэйдaо). Эти мечи ничто иное как модификация меча «ивовый лист», которая осуществлялась постепенным утолщением ширины лезвия к острию, где окончание по форме напоминает кисточку коровьего хвоста, а ее верхняя часть, называемая елмaнь, остро заточена.

Меч пэйдaо, который широко используется в разделе фехтования «боя богомола» мэйхуa, имеет самоназвание “ланьмэньдaо” 拦门刀, что означает “преграждающий врата меч”. Это название походит от классической одноименной формы ланьмэньдaо, которая является основой фехтовальных техник «боя богомола» мэйхуa. Стандартная длина всего меча составляет немногим более 10о см, а клинок при этом - 79-80 см3. Мечи «ланьмэньдaо» куются из многослойной псевдо-дамасской стали “хуавэньгaн”, а ножны покрывали черной акульей кожей.

Если же классифицировать ланьмэньдaо согласно форме клинка поясных мечей пэйдaо, которая была приведена выше, то ясно, что он относится к категории нювэйдaо, хотя и заметна признаки люедaо. Соответственно он является промежуточным звеном в перевоплощении мечей люедaо в новый вид мечей нювэйдaо. Именно эти мечи стали весьма популярными в середине 18 столетия, а изначально использовались исключительно мастерами боевых искусств, деревенским ополчением и повстанцами разных иерархий.

Части из которых состоит пэйдaо на примере «Преграждающего врата меча» (ланьмэньдaо):
а) черен/рукоять ― дaобин ― 刀柄;
б) головка/нaвершие ― биншoу ― 柄首;
в) крестовина/гардa ― дaопань ― 刀盘;
г) муфта ― дaогу ― 刀骨;
д) клинок ― дaошэнь ― 刀身;
е) лезвие ― дaожэнь ― 刀刃;
ж) тупьё ― дaобэй ― 刀背;
з) остриё ― дaоцзянь ― 刀尖
и) голомень ― дaомянь ― 刀面;
к) елмань ― дaошанжэнь ― 刀上刃.

На сегодняшний день искусство владения мечом-д захватывает дух. К примеру, мастер у-шу Ли Циншaнь в свои 70 лет крутит вокруг себя большой железный меч весом почти пятьдесят килограмм, что говорит о его большой силе!

О технике владения Дао ходит поговорка: "Если один меч-д , то следи за рукой, если два - за перемещением, с следи за ртом".

Один меч обычно удерживается одной рукой, а вторая же при этом движется согласованно с мечом. При использовании Дао приветствуется обматывания, "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. Свободная рука при этом прибавляет силы руке с дaо – это очень важно.

При использовании двух мечей-дао движения рук согласовываются с движениями ног. Техника парных мечей включает в себя большое количество вращений, обматываний, опутываний. Если шаги не будут твердыми, то работая с двумя мечами, тяжело будет добиться их согласованности. Когда профессионал оценивает на технику владения двумя мечами, то в первую очередь он смотрит на точность перемещений.

Гуань дао - это старинное китайское холодное оружие. В переводе название означает «меч Гуаня», знаменитого полководца 3 века нашей эры. Согласно хроникам, оно появилось в данном столетии, однако большинство ученых склоняются к тому, что его изобрели позже.

Предание

Оружие гуань дао, история которого носит полулегендарный характер, упоминается в китайских хрониках по военному искусству 9-18 веков. Согласно старинным преданиям, это было меч известного полководца времен Троецарствия Гуань-Юя, который чрезвычайно популярен в Китае. Известно, что он сам лично принимал участие во многих сражениях и, благодаря своей ловкости, мастерству, храбрости, неизменно одерживал победы. Считается, что в боях он использовал свое знаменитое древковое оружие, которое впоследствии было названо его именем.

Другие версии

История гуань дао, меча Гуаня, несмотря на свой полулегендарный характер, возможно, отражает правду. Впрочем, первое подробное описание оружия относится к 11 веку. В одной из китайских энциклопедий, датируемых данным столетием, имеется характеристика меча. Историческая наука также не располагает на данный момент археологическими данными о существовании меча в 3 веке, хотя это может означать лишь то, что в ту далекую эпоху дао не получило широкого распространения в стране. Поэтому большинство ученых склонно относить появление легендарного меча к середине первого тысячелетия нашей эры.

Описание

Свойства

Китайское холодное оружие гуань дао соединяло в себе функции меча, копья, шеста и крюка, что делало использующего его воина почти неуязвимым. Известно, что даже сами китайские мастера так и не смогли изобрести доспехи, которые бы защищали от его страшных ударов. Мечом воины наносил удары в запястья, лицо, шею, колени, а также в суставы. Режущая кромка обуха делала оружие особенно опасным, кроме того, нельзя забывать, что даже древко использовалось для боя, так как было снабжено острым наконечником. Всадник с его помощью мог одновременно прямо на скаку поразить несколько противников сразу.

Обучение и распространение

Иллюстрированная энциклопедия 18 века описывает, как кандидат в воины должен был продемонстрировать свое умение владеть мечом и боевыми искусствами. Экзамен включал в себя ряд упражнений с дао, луком и гирями. При этом меч был утяжелен до 40 килограмм. В настоящее время это оружие используется в технике ушу. Внешний вид его претерпел некоторые изменения: под клинком часто крепится кисть или пучок из красных лент, часто под клинком есть кольца. В наши дни оружие используется в и в спортивной борьбе.

К ним можно отнести, например, то обстоятельство, что гуань дао был известен не только у себя на родине, но и в других странах. Так, его использовали в Корее, Вьетнаме и даже далекой Японии. Некоторые специалисты предполагают, что конструкция меча легла в основу нагинаты и бисэнто. И в самом деле последний вид оружия также имеет древко, на который насажен изогнутый клинок с длинным лезвием.

Кроме того, гуань дао использовался вплоть до 20 века, что можно видеть по фотографиям, в то время как в европейских странах алебарды и глефы уже в 17 веке прекратили свое существование.

Значение

Причина такой популярности, возможно, заключается в том, что полководец Гуан-Юй чрезвычайно популярен в Китае. В этой стране его фигура окружена религиозным ореолом: в его честь воздвигнуты храмы, непременным атрибутом которых является статуя военачальника. На всех он изображен с этим мечом. Но самое главное, что данное оружие оказалось чрезвычайно эффективным для ведения боя. Против него противник практически не мог устоять, особенно если его использовала кавалерия и пехота. Но и в индивидуальном применении меч также делал своего обладателя практически неуязвимым. И хотя на подготовку для владения им уходило довольно много времени, это себя оправдывало. И не зря в начале двадцатого века солдат иногда им вооружали. Этот меч еще опасен тем, что, помимо нанесения удара, он мог захватывать оружие противника.

В заключение следует сказать, что алебарды вообще чрезвычайно распространены в Китае. У них множество названий и вариантов, однако гуань дао, пожалуй, является наиболее популярным из них, так как сочетает в себе сразу несколько функций: успешно защищает воина и вместе с тем идеально подходит для нападения и атак, кроме того, с его помощью можно обезвредить противника. По своему назначению меч универсален: практика показывает, что его успешно применяли в индивидуальном бою, в пехоте и в кавалерии. Итак, понимание того, что такое гуань дао, значение которого так велико в китайской истории, невозможно без рассмотрения особенностей культуры и менталитета народа.

Иероглифом "дао" обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с однсторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф "да" - "большой"). Японские мечи китайцы тоже называли дао.

Меч-дао - это один из самых старых видов оружия в Китае. В "Исследованиях по древней истории" сказано: "Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао". (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). "Истинные записи о двоице образов" гласят: "Хуан-ди сделал меч-дао". Что же такое меч-дао? В "Изысканной красоте" говорится: "название меча произносится `дао", когда разрубаешь полностью - это и есть удар этого меча". В "Истинных записях о двоице образов" разновидности меча-дао описаны так: "Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом". Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.

Меч-дао - это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия. Алебардой-дадао ("большой меч") мог сражаться всадник, яодао ("поясной меч") - пехотинец, а алебарду-пудао ("простой меч") и шуаншоудай ("двуручную ленту") могли использовать и всадник, и пехотинец, причём более ловко чем копьё. Приемы владения мечом-дао включают в себя разрубание, срубание, преграждение, укол и разрезание - что проще техник копья, их легче изучать и ими легче овладевать. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.

При династии Сун изготовление мечей-дао развилось очень сильно, они делились на два больших класса - ручные мечи (или одиночные мечи) и большие мечи. К большим мечам относились меч-кисточка, меч с алебардой, меч спрятанной луны, изогнутый меч, качающийся меч, меч клюва феникса, меч до бровей и меч ослиного уха. Японское вторжение при династии Мин привнесло японское искусство владения мечом с его проявлением мощи. Ци Цзигуан в "Новой книге записей о достижениях" пишет: "Длинный меч идёт от вторгшихся в Китай японцев. Японцы искусно перескакивают, шагнул - и уже на чжан переместился, меч длиной 5чи - вот и бьёт на 1чжан 5чи. Нашим коротким оружием ему трудно противостоять, а длинное недостаточно ловко, многие были рассечены". Хэ Лянчэнь, живший при династии Мин, потверждает: "японскому мечу требуется не более двух-трёх ударов, зачастую человек не может сопротивляться" ("Трактат о боевых порядках"). Заимствование японского меча, а особенно сделанное Ци Цзигуаном слияние воедино японских и китайских приемов, позволило технике одиночного меча сделать большой шаг вперёд. Ко времени династии Цин (1644--1911) большой меч, длинный меч (то есть японский меч) и одиночный меч стали обычным армейским оружием. Помимо них в народе были распространены летающий меч (в 23см) и малый меч (53см). К примеру в конце династии Цин в Шанхае действовал Союз Малых мечей. Меч-дао распространился по всему миру китайских боевых искусств, потому и говорят, что "меч-дао - полководец ста видов оружия".

Мэйхуа дао (меч сливы мэйхуа) Комплекс "мэйхуа дао" был стандартным учебным материалом в действовавшем с 1928 по 1948 год Центральном институте гошу, и потому является широко распространенным.

Согласно преданиям, при династии Цин в годы правления под девизом "юнчжэн" буддийский монах Цзяшэ, будучи в деревне Яогунтунь что к северу от административного центра уезда Цансянь провинции Хэбэй, познакомился с жившим там на покое и обучавшем учеников местным крупным мастером ушу господином Сунь Туном. Видя, что человек он искренний, монах обучил его технике мэйхуа дао. Сущностью мэйхуа дао овладели сыновья господина Сунь Туна - Сунь Голян и Сунь Годун. Голян не передал искусство меча никому. Годун обучил жившего в деревне Суньцзячжуан, что к востоку от уездного центра, господина Чэнь Шаня. Чэнь Шань обучил старшего сына Чэнь Гуанчжи, Чэнь Гуанчжи обучил родного племянника Чэнь Юйшаня, Чэнь Юйшань обучил Ли Юаньчжи. Ли изучал это искусство десять лет и познал его секреты, а впоследствии работал преподавателем группы в Центральном институте гошу.

Мэйхуа дао имеет десятииероглифный секрет: поднимать, зацеплять, щупать, швырять, рубить, отталкивать, подвешивать, приподнимать, обшаривать, колоть. Когда клинок поднят перевернуто, лезвие направлено влево, а острие - вниз, то это "поднимать". Когда клинок перевернут, острие направлено по диагонали вниз а лезвие обращено вправо, формой как у зацепляющей руки, то это "зацеплять". Когда острие направлено вперед, лезвие обращено влево, меч резко идет по горизонтали и возвращается кружным путем, то это "щупать". Когда клинок резко идет влево-назад или вправо-назад, рубя по диагонали, то это "швырять". Клинок внезапно идет вперед и вниз - это "рубить". Клинок снизу резко поднимается вверх - это "отталкивать". Когда клинок впереди резко затягивает по диагонали наружу-назад, то это "подвешивать". Когда правая рука выпрямлена, а клинок снизу резко идет вперед и вверх, то это "приподнимать". Клинок по горизонтали идет слева направо - это "обшаривать". Острие прямо вперед - это "колоть".

Сегодня искусство владения мечом-дао является одним из ярчайших соревновательных видов спортивного ушу. Мастер ушу Ли Циншань в более чем семидесятилетнем возрасте вращает большой железный меч в 48кг весом, что свидетельствует о немалой силе!

О том, как тренировать владение мечом-дао, существует поговорка: "С одним мечом-дао следи за рукой, с двумя мечами-дао следи за перемещением, с дадао следи за ртом".

Одиночный меч обычно держится одной рукой, а другая рука движется согласованно с мечом. Мечом осуществляются "обматывания головы", "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. При этом свободная рука добавляет силы руке с мечом. Сложность, согласованность, применимость и красота движений полностью зависят от согласованности действий пустой руки.

При династии Мин (1368-1644) появились методы обращения с японским мечом, ныне называемые методы обращения с мяодао ("меч в форме ростка" - так китайцы называли японский меч за его форму). В них один меч держится двумя руками.

При действиях двумя мечами движения обеих рук согласуются с движениями обеих ног. Нужно чтобы руки действовали с силой, отчетливо, шаги были ловкими, верх и низ полностью согласовывались. В методах действий парными мечами очень много вращений, обматываний, опутываний. Если шаги будут неловкими и неотчетливыми, то трудно будет согласовать мечи друг с другом, трудно будет защититься. Когда профессионал смотрит на технику двух мечей, то первым делом он обращает внимание на точность перемещений.

Дадао - это длинное оружие, очень тяжелое, часто использовалось кавалеристами. Основные приемы - рубка, разрезание, поднимание, перешибание, укол, нажимание, подвеска, блок и вспарывание. При этом движение лезвия должно быть отчетливым, лишь тогда можно проявить всю мощь дадао. При действиях пудао требования те же самые.

Мечом-дао надо драться яростно и свирепо. Меч-дао тяжелее других видов короткого оружия, потому в схватке им можно делать большие разрубания, жестко блокировать.

Loading...Loading...