Данная страница не найдена

Инструкция

Разработка маршрута является первым, с чего необходимо начинать составление плана экскурсии. Если проведение экскурсии планируется в одном месте (дворце, музее и т.д.), продумайте схему группы по этому месту в соответствии с планом здания (или местности). Распишите, с какого места начнется , группа будет проводить возле каждого экспоната, сколько всего экскурсия будет идти по времени и во сколько она закончится.

Если планируется экскурсия по с посещением нескольких достопримечательностей, спланируйте также и экскурсионного , выработав оптимальную схему движения с учетом ситуации .

Второй этап - написание текста экскурсии. В тексте не должно быть никаких разногласий с историческими фактами, поэтому при написании экскурсии делайте ссылки на те источники, откуда вы берете информацию. Ведь если какой-то слушатель не согласится с вами и попытается оспорить сказанное, вы всегда сможете сказать ему, откуда ваша информация и как ее проверить.

Залог идеальной экскурсии - экскурсовод, которому самому то, о чем он рассказывает. Помимо этого стоит обладать такими качествами как толерантность, внимание к просьбам экскурсантов и умение их удивить известными только вам подробностями. Можно также рассказывать общеизвестные факты, но подавать их с уникальными вопросами, активно обращаясь к группе, стараясь вовлечь их в изучение предложенной местности.

В последнее время стали популярны экскурсии, основной группой для проведения которых является молодежь - это ночная Москва, ночное посещение музеев. Можно позаимствовать идею и организовать такой маршрут в своем , тем более что он будет пользоваться повышенной популярностью, если на данный момент на рынке туристических услуг такого предложения нет.

Главное - начать, если вы заинтересованы темой продвижения родного края, если вам нравиться открывать неизвестные страницы истории и вы хотите, чтобы о них узнало как можно больше людей, вам стоит организацией экскурсионных маршрутов.

Инструкция

Прежде чем брать группу или одного посетителя, подготовьтесь к проведению экскурсии. Недостаточно просто пройтись по этажам здания и посмотреть, что представлено в экспозициях. Почитайте источники, узнайте историю каждого экспоната. Это необходимо для того, чтобы выявить, о чем важнее всего рассказать посетителям. Составьте примерный текст своего повествования, запишите его на листы бумаги или напечатайте на компьютере.

Государственное учреждение культуры

4. организованность осмотра

5. наличие маршрута

К особенностям музейных экскурсий следует отнести большую подвижность и частую смену тематики и маршрутов вследствие постоянного развития экспозиции (введение новых тем, экспонатов, частичные реэкспозиции и т. п.). Музейная экскурсия ограничена пространством экспозиционного помещения. Экскурсовод в ходе проведения экскурсии не может прибегнуть к паузам; ограничены его возможности для разрядки, подготовки группы к восприятию нового материала. Часто экспонаты, предстающие перед экскурсантами в разнообразии и множестве, рассеивают внимание группы, и экскурсоводу приходится приложить немало умений и усилий, чтобы организовать и направить внимание аудитории на нужный экспонат.

Всё вышеперечисленное следует учитывать при подготовке и проведении экскурсии по музею.

В зависимости от широты тематики, глубины её раскрытия экскурсии делятся на обзорные и тематические. Также в ряде случаев имеют место цикловые экскурсии.

Самый распространённый тип экскурсии – обзорная экскурсия .

Цель её – дать посетителю общее представление о музее, его коллекциях, экспозиции в целом.

Тематическая экскурсия – это экскурсия по одной конкретной теме. Она ставит задачу полного и глубокого раскрытия темы при использовании максимума относящегося к ней материала, представленного в экспозиции.

Тематические экскурсии возможны не во всех негосударственных музеях. Наличие их зависит от профиля музея, характера его основной тематики, экспозиционной площади, количества разделов и тем, а самое главное – от разнообразия и богатства музейного материала.

Цикловые экскурсии для негосударственных музеев явление редкое, так как требуют объединения экскурсий единой темой, работы с одной и той же группой посетителей в определённой последовательности в течение определённого времени.

II. Подготовка музейной экскурсии

1. Началом работы над новой экскурсией является определение темы, цели, круга вопросов, которые необходимо осветить .

Все эти составные начального этапа работы зависят, прежде всего, от профиля музея, коллекций, которые представлены в экспозиции, а также спроса посетителей.

IV. Методика ведения экскурсии

Основные методы и приёмы проведения экскурсии намечаются в процессе разработки её содержания. Однако конкретные формы и законченный характер они получают только после специальной отработки их на экспозиции, в условиях, максимально приближенных к экскурсии. Экскурсовод должен на практике выбрать наиболее удачные для данной экспозиции методические приёмы.

Различают следующие общие приёмы ведения экскурсии:

2. рассказ

На практике все они выступают во взаимосвязи, образуя в конечном итоге единый экскурсионный метод. Главным его требованием является органическая связь показа с рассказом, но, как правило, в процессе ведения экскурсии показ предшествует рассказу. Показ экспоната – не простая демонстрация предмета. Каждый материал, представленный в экспозиции несёт в себе определённую информацию и играет определённую роль. Задача экскурсовода – донести это до экскурсантов.

При проведении конкретной экскурсии методы показа и рассказа реализуются путём целого ряда приёмов, таких как:

1. словесная или мысленная реконструкция (воссоздание какого-либо события по представленным в экспозиции материалам)

2. сравнение

3. цитирование экспонируемых документов (зачитываемые выдержки должны умело сочетаться с показом самого экспоната, помогать раскрытию темы)

Беседа является неотъемлемой частью любой экскурсии. Прежде всего, это вступительная и заключительная части экскурсии, о которых шла речь выше. Отдельные элементы беседы вводят и в основную часть экскурсии, заранее продумав вопросы к экскурсантам.

Кроме показа, рассказа и беседы, составляющих базу экскурсионной методики, в музейной экскурсии нередко используются дополнительные приёмы: прослушивание звуковых записей воспоминаний участников событий, о которых идёт речь в экскурсии, просмотр видеофильмов, диафильмов и т. п. Следует заметить, что прибегать к таким методам следует лишь в тех случаях, если этот материал ярок, эмоционален, насыщен информацией. Продолжительность таких «вставок» не должна превышать 4-5 минут. Иначе внимание экскурсантов будет рассеиваться, снизится интерес к продолжению экскурсии.

Для более полного раскрытия темы при небольшом количестве экспонатов можно прибегнуть к использованию дополнительного, вспомогательного материала, не входящего в экспозицию: фотографии, репродукции, копии, схемы, карты, чертежи и т. д. (так называемый «портфель экскурсовода»).

V. Некоторые правила ведения экскурсии

Успех экскурсии зависит от многих слагаемых. От экскурсовода требуются:

Знание материала

Правильная речь

Безупречный вид

Умение установить контакт с группой и т. д.

Во время экскурсии экскурсовод должен так расположить группу, чтобы экскурсанты, все без исключения, могли видеть тот экспозиционный материал, с которым на данный момент ведётся работа. Место экскурсовода – между группой (1,5 м от неё) и стендом. Показывая указкой тот или иной материал (если только не зачитывается какой-либо документ или указываются те или иные особенности экспоната), экскурсовод должен быть обращён к группе, вести наблюдение за её реакцией. Безразличие экскурсовода к поведению аудитории, а также проявление им плохого настроения не допустимы. Экскурсовод своего рода актёр. И от того, как он подготовит свою роль и сыграет её на публике, во многом зависит успех и всей работы по подготовке экскурсии, и проведения её для конкретной экскурсионной группы.

VI. Совершенствование экскурсии

Прежде чем выйти с подготовленной экскурсией на группу, экскурсовод должен представить её на прослушивание более опытному и знающему материал сотруднику, а затем экскурсия официально принимается комиссией, в состав которой могут входить представители администрации музея, штатные сотрудники, члены Совета музея.

Но даже и после приёма экскурсии комиссией, работа над ней не считается законченной.

Необходимо продолжать изучение выбранной темы – знакомиться с новыми публикациями, уточнять сведения об экспонатах, прослушивать экскурсии других экскурсоводов, анализировать реакцию посетителей.

Это даст возможность постоянно совершенствовать экскурсию, делать её более актуальной, привлекательной для экскурсантов, а, следовательно, повышать интерес к музею в целом.

Путешествия можно назвать одним из самых популярных и ярких хобби человека. Многие люди обожают странствовать по новым местам, наполняя жизнь незабываемыми впечатлениями от поездок. Далеко не каждый житель России может позволить себе отдых за границей, но ему доступны экскурсии по интересным местам своей страны. В последнее время количество желающих открыть для себя удивительные уголки РФ сильно возросло, и это обстоятельство послужило толчком для деловых людей к тому, чтобы заняться экскурсионным бизнесом.

У каждого предпринимателя возникают вопросы: как открыть экскурсионное бюро, сколько денег нужно вложить в дело на старте, принесет ли бизнес прибыль и с чего начинать этот процесс. Оказывается, организация туристической деятельности несложна, и человек, заинтересованный в ней, может легко построить такой бизнес и добиться в нем успеха.

Начало бизнеса - планирование деятельности

Прежде чем приступить к организации любого дела, нужно составить план. Составляющими его будут такие пункты:

  1. Изучение рынка спроса и деятельности конкурентов.
  2. Выбор офиса для будущего бюро.
  3. Подбор для бизнеса необходимых документов.
  4. Разработка экскурсионных маршрутов.
  5. Решение транспортных вопросов.
  6. Набор персонала.
  7. Рекламная кампания.

После сбора, изучения и анализа всей нужной информации делец должен составить бизнес-план своего будущего предприятия и рассчитать примерные затраты на его открытие.

А теперь обо всем этом более подробно.

Вернуться к оглавлению

Изучение туристического законодательства, подготовка документов для бизнеса

Решившись организовать дело в сфере туризма, бизнесмен должен изучить туристическое законодательство, а затем подготовить документы, нужные для открытия собственного бизнеса. Основным законом, определяющим принципы политики государства в области туризма и регулирующим права и обязанности владельцев экскурсионных бюро и их клиентов, является Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, N 132-ФЗ.

Чтобы лучше представлять будущую деятельность, опытные дельцы советуют начинающим посетить специальные тематические курсы, например, "Организация турбюро от А до Я". Такие курсы фирмы и консалтинговые группы проводят ежемесячно и даже обеспечивают своих слушателей готовыми комплектами всех необходимых в экскурсионном деле документов.

Для открытия экскурсионного бюро деловому человеку в РФ не нужно приобретать лицензию или иное специальное разрешение. Все, что от него требуется, - это регистрация ИП или юрлицом. В качестве основных документов кроме регистрационного свидетельства надо будет иметь разработанные самостоятельно договоры на оказание услуг, договоры с транспортными предприятиями, музеями, пунктами общественного питания, должностные инструкции для персонала, памятки для экскурсантов.

Вернуться к оглавлению

Рынок спроса, изучение конкуренции и разработка экскурсионных маршрутов

Любому начинающему предпринимателю понятно, что его дело будет прибыльным, если на услуги есть спрос. Поэтому, чтобы организовать экскурсионное бюро в родном городе, надо видеть, располагает ли этот город, его окрестности или населенные пункты, находящиеся на небольшом расстоянии от него, большим числом достопримечательностей и красивых мест. Ведь прежде чем заняться разработкой маршрутов в те же Москву или Суздаль, другие отдаленные города, нужно вначале попробовать провести экскурсии поближе к «дому». В России много удивительных уголков с богатой историей и красивой природой.

Если в городе уже существует экскурсионное бюро, полезно будет ознакомиться с предложениями и маршрутами конкурентов. При установке стоимости экскурсий нужно ориентироваться на среднюю зарплату жителей города и подумать, сколько они смогут отдать денег за путешествие. Главным критерием является доступность экскурсии для каждого желающего, и хотя следует цену сделать более привлекательной, чем у конкурентов, она не должна быть слишком низкой.

Разрабатывая план маршрутов, необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, нужно обязательно изучить историю своего родного края, его обычаи, познакомиться с биографиями прославленных земляков. Для этого потребуется посетить местный краеведческий музей, поговорить с его работниками, просмотреть книги о своем регионе и пообщаться со старожилами, которые с удовольствием поведают об интересных легендах и событиях прошлого.

Во-вторых, следует разрабатывать маршруты с учетом возрастной аудитории. Если это экскурсии для детей, обязательно стоит ввести в них элементы занимательности, организовать игровые моменты, например, нарядить экскурсовода сказочным персонажем, придумать тематический конкурс и т. д. Детские экскурсии не должны быть затянутыми по времени, поскольку ребята быстро теряют интерес к одному и тому же занятию.

В-третьих, нужно тщательно проработать время, затрачиваемое на каждый маршрут (от 45 мин. до целого дня), предусмотреть остановки в пути, порекомендовать кафе для обеда. Если экскурсия занимает несколько суток, это требует ночевки туристов в гостинице и обеспечения их питанием.

В-четвертых, план посещения городских достопримечательностей должен отличаться от плана конкурентов, с этой целью для экскурсии по городу желательно отобрать другие памятники или кроме основной программы включать в нее «нераскрученные», но интересные места, посещение которых можно организовать за дополнительную плату. Чем интереснее и необычнее экскурсия, тем больше желающих будет ее посетить, поскольку «слухами земля полнится».

Важным обстоятельством является проведение рекламной кампании. Помимо объявлений в СМИ, раздаточных листовок, буклетов в магазинах, рекламы в социальных сетях обязательно нужно создать сайт в интернете, благодаря которому большее количество людей узнает о бюро, увидит план проведения экскурсий, подробно ознакомится с их программой и ценами на них.

Вернуться к оглавлению

Офис для экскурсионного бюро и его персонал

Бизнес на начальном этапе подразумевает минимальный расход денежных средств. Поэтому организатор бюро сперва является чуть ли не единственным его сотрудником. В собственной квартире он может принимать звонки от желающих поехать на экскурсию или сам ее и проводит. Но со временем наличие офиса становится необходимостью, как и увеличение штата работников. Помещение для бюро лучше подыскать в оживленном месте, чтобы оно бросалось в глаза многим. Яркая вывеска и красивая витрина обязательны. Внутреннее убранство офиса не должно быть ни слишком дорогим, ни крайне «совковым», а уютным и светлым, чтобы клиент комфортно чувствовал себя в нем.

Основным работником бюро является экскурсовод. Он должен быть грамотным специалистом, иметь хорошо поставленный, приятный голос, располагать к себе. Ему нужно постоянно узнавать что-то новое о достопримечательностях и известных людях, добавляя интересные факты в тексты экскурсий. Кроме экскурсоводов фирме понадобятся бухгалтер, менеджер и водители. Руководитель бюро может договориться с транспортным предприятием о предоставлении в определенные дни автобуса для маршрутов, более крупная фирма имеет свой транспорт и шоферов.

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – организация экскурсионного бюро в г. Ростове-на-Дону (торговая марка «Донской турист»). Специализация – предоставление услуг по проведению экскурсий, взрослых и детских, по Ростову-на-Дону и области. Заказчиками могут являться как частные лица, так и организации, туристические фирмы.

Основание для реализации проекта – рост популярности внутреннего туризма в России на фоне снижения общего благосостояния граждан и блокирование популярных международных туристических маршрутов.

Проект неограничен во времени, инвестиционный период рассчитывается на пять лет. Решение об инвестировании принимается на основании интегральных показателей проекта (Табл. 1).

Таблица 1. Интегральные показатели эффективности проекта


2. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ И ОТРАСЛИ

Место расположения и реализации проекта – г. Ростов-на-Дону. Город является столицей Южного федерального округа и крупнейшим городом Юга России. Население города составляет 1,1 млн. человек; население ростовской агломерации – 2,16 млн. человек. Ростов-на-Дону основан в 1749 году и имеет богатые культурные традиции; Ростовская область – центр казачества; столицей донского казачества является г. Новочеркасск. Кроме того, в области расположены различные культурно-исторические объекты: Таганрог, Азов, Старочеркасск, Вешенская и другие.

Принцип деятельности предприятия – оказание услуг по проведению экскурсий на территории Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Рисунок 1. Динамика основных показателей отрасли в 2008-2014 гг.


Как видно из Рис. 1, несмотря на колебания в количестве туристических компаний, обнаруживающем тенденцию к снижения из количества с 2011 года, выручка отрасли стабильно растет. Это связано с развитием внутреннего туризма в целом по стране, и в Ростовской области в честности.

Госпрограммой Ростовской области «Развитие культуры и туризма» предусмотрены следующие формы прямой финансовой поддержки субъектов туристской индустрии:

Субсидирование части затрат (до 80%) на приобретение основных средств для оказания услуг в сфере выездного и внутреннего туризма;

Субсидирование части затрат (до 80%) на классификацию гостиниц и других средств размещения на территории Ростовской области;

Субсидирование части затрат (до 70%) на рекламно-информационное продвижение регионального туристического продукта.

Таким образом, в регионе законодательно создаются все условия для развития проекта.

При этом, на внутреннем туризме специализируются не более 15% всего объема туристических компаний. Учитывая, что предприятие оказывает услуги непосредственно по организации экскурсий, и, по сути, не является туристическим агентством, данные предприятия нельзя отнести к прямым конкурентам.

«Донской турист» принимает от туристических агентств заказы на организацию экскурсий, которые затем проводит собственными силами. Агентства получают комиссию в размере 10% от стоимости экскурсии. К основным средствам предприятия относится экскурсионный автобус на 50 мест, оборудованный телевизорами, холодильником и т.д. В штате присутствуют два экскурсовода с опытом работы и знанием региона. Экскурсоводы работают одновременно с двумя малыми группами, что обеспечивает более высокий уровень комфорта для туристов по сравнению с обычной схемой, когда один автобус обслуживается одним экскурсоводом. Экскурсии проводятся по культурным и историческим достопримечательностям города и области.

3. ОПИСАНИЕ УСЛУГ

«Донской турист» оказывает услуги по организации и проведению экскурсий по Ростову-на-Дону и Ростовской области с использованием собственного транспорта и обслуживающего персонала. Предлагаются три основных типа экскурсий, различных по времени. На каждый временной тип разработано несколько экскурсионных программ. Перечень программ приведен в Табл. 2.

Таблица 2. Перечень экскурсионных программ


Готовые идеи для вашего бизнеса

В процессе каждой экскурсионной программы ведется сопровождение профессиональным гидом. Вне автобуса туристическая группа разбивается на две малых группы, каждая из которых получает собственного экскурсовода.

В ходе 5-часовых программ предусмотрен перерыв на легкий обед – 20-25 минут; в ходе 10-часовых программ – полноценный обед в забронированном ресторане среднего ценового сегмента (стоимость обеда не входит в стоимость экскурсии), а также два коротких перерыва по 20 минут.

Переменные затраты на услуги формируются из оплаты труда гидов, затрат на топливо и эксплуатацию автобуса, а также из комиссионных агентств. Переменные затраты и конечная стоимость услуг приведены в Табл. 3.

Таблица 3. Стоимость услуг и переменные затраты


4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Продажи услуг осуществляют менеджеры по продажам, они же принимают заявки от агентств. На первом этапе определяются наиболее вероятные партнеры по ряду критериев:

Основная ориентация на внутренний туризм;

Хорошая репутация на рынке;

Опыт работы не менее 1,5 лет при активном развитии.

Затем осуществляется активная работа по развитию партнерских отношений. Рассылаются предложения по сотрудничеству, проводятся телефонные переговоры. При необходимости, собственник проекта подключается к переговорам, выезжает на встречи.

Для размещения полной информации о программах, демонстрационных материалов, условий сотрудничества и прочего, создается интернет-сайт высокого уровня. Через сайт возможно бронирование мест на экскурсии. Предполагается, что к третьему году работы зависимость «Донского туриста» от заказов агентств будет снижена не менее, чем на 30%.

Предполагается участие бюро «Донской турист» в различных имиджевых мероприятиях регионального значения в качестве спонсора при условии предоставления возможности популяризации региональных туристических направлений. Также предполагается активная работа со школами города и области с целью прямых продаж экскурсионных программ.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Конкурентная среда представлена пятью прямыми конкурентами – организаторами экскурсий по аналогичным программам. Ценовая политика – от бюджетной до средней. Качество транспорта и предлагаемых услуг – ниже среднего и среднее. Как правило, компании используют устаревший транспорт в неудовлетворительном состоянии, что не только снижает комфорт от поездки, но и делает вероятность поломок в дороге высокой. Кроме этого, используется только один гид на один автобус, что делает экскурсию не всегда комфортной по причине того, что не все экскурсанты могут подойти достаточно близко к объекту экскурсии или же услышать гида. Ценовая политика конкурентов – в основном на уровне «стандарт» при указанных выше недостатках.

Таким образом, конкурентные преимущества бюро «Донской турист» заключаются в следующем:

Транспорт в хорошем состоянии – несмотря на то, что автобус приобретается бывшим в употреблении, его остаточная стоимость значительно выше, чем у транспорта конкурентов; техническое состояние проверяется при покупке для того, чтобы минимизировать риск поломок в дороге;

Высокая квалификация водителя – профессионализм позволяет ему использовать наиболее удобные маршруты, ориентироваться в движении городского транспорта, избегать аварийных ситуаций и делать поездку максимально комфортной;

Два гида – позволяют разбить большую группу на две малых, что обеспечивает более комфортные условия экскурсии, больше внимания каждому экскурсанты и его вопросам, доступность объектов экскурсии и т.д.;

Высокие коммуникативные навыки гидов позволяют избежать сухости изложения материала и сделать экскурсию более интересной и запоминающейся.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

К основным средствам предприятия относится экскурсионный автобус зарубежного производства, б/у, в хорошем состоянии. Вместимость автобуса – 50 человек. Расчетная средняя заполняемость – 45 человек. Автобус имеет все необходимое оборудование для совершения экскурсий длительностью менее 12 часов.

План экскурсий составляется собственником предприятия совместно с профессиональными гидами, входящими в штат предприятия.

Спрос на экскурсионные услуги имеют сезонный характер. Максимальный уровень приходится на период с мая по сентябрь; зимой наступает спад. Однако, учитывая, что большинство программ не имеют сезонного характера, даже зимой сохраняется определенный уровень спроса. Сезонные колебания спроса и показатели выручки приведены в Приложении 1 данного бизнес-плана.

Максимальный месячный объем продаж рассчитан исходя из реалистичного сценария и приведен в Табл. 4 данного бизнес-плана.

Таблица 4. Ежемесячный расчетный объем продаж услуг


Готовые идеи для вашего бизнеса

Основные активы в плане трудовых ресурсов – это, безусловно, профессиональные гиды, к которым предъявляются высокие требования, к которым можно отнести не только обширные знания истории и культуры Донского края, но и умение активной работы с аудиторией, высокие коммуникационные навыки, призванные обеспечить не только информативность поездки, но и заинтересованность экскурсантов. Форма оплаты труда гидов – сдельная, со ставкой 1000 руб. за час работы. Оплата труда гидов относится на переменные затраты и не отражается в расчетной таблице штатного расписания.

Профессионализм водителя автобуса также имеет большое значение для комфорта и безопасности пассажиров. По этой причине к квалификации водителя также предъявляются высокие требования – безаварийный опыт вождения экскурсионного автобуса не менее 10 лет, знание основ автодела, отсутствие вредных привычек. Водитель имеет комбинированную оплату труда – фиксированный оклад 30 000 рублей в месяц и 300 рублей за час экскурсии.

Специалисты по продажам должны иметь опыт работы в туристической сфере не менее 3 лет.

Подчинение всех работников происходит непосредственно собственнику проекта. Собственник обладает опытом предпринимательской деятельности, знанием трудового законодательства и отраслевых нормативов туристической отрасли.

Таблица 5. Штатное расписание и фонд оплаты труда


6. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план составлен на пятилетнюю перспективу. При этом, проект неограничен во времени. Рассчитаны постоянные и переменные затраты, определена выручка помесячно с учетом сезонности, рассчитан денежный поток (cash-flow).

Инвестиционные затраты по проекту составляют 5,85 млн. руб., из которых 2,0 млн. – собственные средства инициатора проекта. Привлечение оставшейся суммы осуществляется с помощью банковского кредита сроком на 48 месяцев и под 20% годовых. Выплата обязательств по кредиту осуществляется аннуитетными платежами, кредитные каникулы – три месяца. Основная часть вложенных средств используется для приобретения автобуса. Амортизация рассчитана линейным способом на пятилетний срок.

Отчет о движении денежных средств приведен в Приложении 2 данного бизнес-плана.

Таблица 6. Инвестиционные затраты

Таблица 7. Постоянные затраты


7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

На основании финансового плана рассчитываются интегральные показатели эффективности проекта (Табл. 1). Поскольку финансовый план рассчитывается на относительно длительный срок, для учета стоимости денег во времени вводится ставка дисконтирования, равная 5%. Размер ставки обусловлен освоенной технологией работы, предложение не является инновационным, конкуренция относительно низка, рынок сформирован и исследован.

Срок окупаемости проекта составляет 17 месяцев, дисконтированный срок окупаемости – 18 месяцев. При таких, достаточно солидных капитальных вложениях – это небольшой срок.

Чистая приведенная стоимость (NPV) – 16,93 млн. руб., что значительно превышает начальные инвестиции. Внутренняя норма прибыли (IRR) – 6,0%, что выше ставки дисконтирования, а это говорит об инвестиционной привлекательности проекта. Индекс доходности (PI) > 1, что также говорит о том, что проект в значительной степени прибылен.

8. РИСКИ И ГАРАНТИИ

Можно выделить следующие риски, связанные с реализацией проекта:

Выход на рынок нового конкурента аналогичного уровня – емкость рынка на сегодняшний день достаточно велика для того, чтобы вместить несколько аналогичных предложений; при этом, необходимо установить прочные партнерские отношения с ключевыми агентствами;

Модернизация основных средств конкурентами – вероятность низка, поскольку по известным данным, конкуренты испытывают дефицит свободных денежных средств;

Ухудшение общей экономической ситуации в стране – при существующих относительно низких расценках на внутренний туризм, снижение платежеспособности населения может потенциально привлечь клиентов из более дорогих сегментов рынка;

Невыполнение плана продаж – маловероятно, поскольку в штат принимаются только опытные менеджеры, а ценовая политика сформирована в максимально конкурентоспособной форме.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Показатели сезонности и выручка предприятия

Финансовый план

Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса











186 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 32185 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение "Бизнес-расчеты" уже помогло сэкономить миллионы.

2.5. Техника ведения экскурсий

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.

Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остается сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом.

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, сооружения, местности, объекта природы. Эти особенности отражаются в графе "Организованные указания методической разработки". Каждый экскурсовод внимательно изучает эти указания и до выхода с группой на маршрут уточняет вопросы, связанные с расстановкой группы для наблюдения объектов. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтоб один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтоб одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности при соблюдении этого условия вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело руководят передвижением на маршруте.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав опасных зон в работающих цехах и т. д.

В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.

Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа.

Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры. Они взбираются на холм, чтобы определить его высоту, поднимаются на колокольню, минарет, чтобы убедиться в необычном "шаге" ступеней крутой лестницы, спуститься в крепостной ров для определения его глубины и т. д. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия.

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Необходимо избегать пересчитывания экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, порой вызывает комические ситуации, нарушая тем самым ход экскурсии.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем (кресло за водителем предназначено для другого водителя). Стоять экскурсоводу при движении автобуса (так же как и экскурсантам) не разрешается в целях безопасности.

На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений. Это особенно важно в загородных экскурсиях, когда экскурсовод во время движения автобуса, сидя на своем месте спиной к экскурсантам, смотрит в переднее стекло автобуса и рассказывает о том, что уже видят или вот-вот увидят экскурсанты.

Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Умение уложиться в отведенное время к экскурсоводу приходит не сразу. Для этого требуется большая практика, в том числе проведения экскурсии с часами в руках: дома, у конкретного объекта. Нужно добиться соблюдения времени при проведении логического перехода, освещении отдельно взятой подтемы и основных вопросов. Помогает экскурсоводу хронометраж затраты времени на отдельные части экскурсии. На основе такого хронометража с учетом замечаний прослушивающего экскурсовод вносит соответствующие коррективы в свой рассказ. Из экскурсии убирается все лишнее, что ведет к перерасходу времени. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса и др. В результате экскурсия начинается с опозданием. У экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, экскурсоводу вести рассказ во время движения бесполезно. Шум двигателя и тряска автобуса ограничивают слышимость, так что пояснения будут слышны лишь экскурсантам, сидящим вблизи. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на четыре группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме. Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсий и лишь четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Содержание их различно - иногда они связаны с объектами, иногда - с жизнью известных деятелей, а нередко - с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило работы с такими вопросами - не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер, т. е. вызывать у экскурсантов желание поспорить, продолжить тему, затронутую в вопросе.

Делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие задачи:

Первая - смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке;
- вторая - дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.

Паузы в загородных экскурсиях совмещаются с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 мин. по истечении каждого часа работы (для экскурсовода час ведения экскурсии равен 45 минутам). Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях могут быть также паузы - свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

Техника использования "портфеля экскурсовода". Содержание "портфеля экскурсовода", его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

Выводы

Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов.

Контрольные вопросы

1. Понятие "техника проведения экскурсий".
2. Содержание графы "Организационные указания".
3. Организация работы экскурсовода с группой.
4. Умелое использование техники проведения экскурсии.
5. Навыки использования техники ведения экскурсии.
6. Темп передвижения группы, его значение.
7. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона.
8. Установление необходимого порядка в группе.
9. Использование свободного времени в течение экскурсии.
10. Ответы на вопросы экскурсантов.
11. Техника использования наглядных пособий.

Loading...Loading...