Евреи и физический труд - Живой журнал leorer-а. Шабат - что это? Еврейский шабат

Израиль – светское государство, тут царит религиозная свобода. Каждый еврей в стране соблюдает Шаббат как хочет. Некоторые строго выполняют все правила, некоторые не выполняют их вообще.

Туристам соблюдать какие-либо еврейские субботние нормы совершенно необязательно, но учитывать их придется.

В отелях в Израиле

В некоторых отелях можно наблюдать интересную картину – лифты, у которых кнопки не работают. Такие лифты ездят автоматически между этажами. Это попытка соблюдать нормы Шаббата, ведь нажимать кнопки нельзя.

Обычно, только несколько лифтов в отеле работают по такому субботнему расписанию, а остальные подъемники функционируют в обычном режиме.

Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле.

Меню в ресторанах в отелях в субботу может отличаться от обычных дней, на завтрак может не быть свежих вареных яиц или тостов.

Конечно, каждый отель сам выбирает – внедрять какие-то особенности в честь Шаббата или нет. В любом случае, все службы отелей работают нормально, вы сможете получить любую услугу.

На улицах Израиля

Главное для туристов – не работает общественный транспорт. Железнодорожное движение полностью останавливается. Автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений. Спрашивайте на рецепшн своего отеля о том, какие линии работают в городе вашего пребывания в субботу.

На некоторых улицах в субботу полностью запрещено движение. К счастью, таких улиц немного, следите за дорожными указателями.

В некоторых городах Израиля даже есть специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала Шаббата.

Такси работают, что несколько смягчает ситуацию. Но не забывайте о наценке +25% на услуги таксистов в это время.

Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена. Интересуйтесь заранее режимом работы интересующего объекта.

Все экстренные службы и медицинские учреждения в субботу работают в обычном режиме.

В разделе на вопрос почему евреи не работают по субботам? заданный автором DREDD лучший ответ это Они уже в пятницу не работают. Для этого есть русские, таджики, взбеки и т. д.

Ответ от Вровень [новичек]
Мусульмане по пятницам, евреи по субботам, а русские по субботам и воскресениям--только гастарбайтеры каждый день.


Ответ от Посольство [эксперт]
ну мусульмане по пятницам не работают


Ответ от российский [гуру]
В Ветхом Завете это написано. Первые 5 книг Ветхого Завета это евреиская Тора. В книге Бытие описывается как Господь создал мир. 6 днеи творил, а в седьмои отдыхал И ВЕЛЕЛ ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ В ЭТОТ ДЕНЬ НЕ РАБОТАТЬ, А ОТДЫХАТЬ, КАК И ОН, НО ХРИСТИАНЕ ПЕРЕДЕЛАЛИ ЭТО НА ВОСКРЕСЕНЬЕ, А МУСЛИМЫ НА ПЯТНИЦУ.


Ответ от Ёергей Пасечный [гуру]
Так русские с понедельника по понедельние не работают.


Ответ от Денис Корольков [гуру]
Да, шаббат не рабочий день. Я точно историю не помню, но основание под ней есть. Оттуда и название суббота: шаббат.


Ответ от Ильдар Шамсетдинов [гуру]
может закон или религия не разрешает!


Ответ от Валерий попович [гуру]
Бог работал 6 дней, а в субботу отдыхал


Ответ от Ёергей Сергеев [гуру]
Они и в другие дни не работают! В основном имитируют работу!


Ответ от Крона Кронина [гуру]
Я тоже не работаю и что я еврей?? ? в принципе, я вообще не работаю, я что лютый жид?!?!))))))


Ответ от Ђигренок [гуру]
потому что они ЕВРЕИ


Ответ от Пиявка Лечебная [гуру]
Талмуд запрещает.


Ответ от Прекрасная Знакомка [гуру]
По их вероисповеданию им не положено работать по субботам.


Ответ от Insane Panda [гуру]
По их религии, в этот день нельзя работать.


Ответ от Мужик-лапотник [гуру]
Ибо заповедь гласит
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.


Достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы

По законам Торы

Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).

Слово млаха , которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику - передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой . И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.

В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой . Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:

Варка и выпечка, замешивание теста;

Молотьба, помол, просеивание;

Стирка (вручную или машиной);

Вязание, вышивание;

Шитье, склеивание;

Строительство, починка;

Рисование, черчение, писание, стирание написанного;

Стрижка, бритье, маникюр;

Зажигание и тушение огня любыми способами;

Раскрой ткани;

Ловля рыбы, установка ловушек и капканов;

Уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);

Перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.

Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).

По решению мудрецов

Нарушение субботы - тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» - так говорит Тора (Шмот, 31:14).

Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут , когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.

К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:

Купля и продажа;

Езда на животных;

Плаванье на лодке;

Игра на музыкальных инструментах;

Включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой ) (Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)

Манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ , то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;

Свадебные церемонии;

Прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, -этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:

Перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);

Приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).

СУББОТНЯЯ ПЛИТА

Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.

Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) - самое подходящее средство против забывчивости.

Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное - особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.

КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?

§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.

§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).

§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Шабат , или Шаббат (иврит: ‏שַׁבָּת) - седьмой день творения, он же - седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат - святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир , а в седьмой - отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбоах» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» - «семь» (отсюда, например, «швиит» - заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат - это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей , устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш - «хорошей субботы!» ). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г - Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.

СУББОТА - Шаббат, седьмой день недели

Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы - первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня - Субботы.

Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день - суббота Всевышнему: не делай никакого дела, - ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу - даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).

Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».

Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун .

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

ответ р. Бенциона Зильбера

воспоминания рава Ицхака Зильбера о том, как он соблюдал субботу в лагере

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Суббота – это время, когда каждый иудей может приблизиться к Богу и провести время в кругу семьи. Важнейшие атрибуты в шаббат – зажигание свечей, две халы, кошерное вино.

За 18 минут до захода солнца в пятницу женщина должна зажечь субботние свечи, произнеся благословение Творцу. С этого момента и до исхода солнца в субботу нельзя осуществлять 39 видов «труда», в том числе зажигать и погашать огонь. После того, как женщина зажгла свечи, мужчины уходят в синагогу на молитвы «Минха», «Встреча шаббата» и «Маарив».

Перед началом трапезы, в приготовлении которой должен поучаствовать хозяин дома, произносят киддуш (освящение) над бокалом вина и делают омовение рук. После произнесения благословения глава семьи разрезает халу там, где сделал «отметку» и макает кусочек в соль, съедает и нарезает оставшуюся часть. Каждый член семьи должен вкусить по ломтику халы. Затем можно приступить, собственно, к трапезе, состоящей из разнообразных вкусных блюд. Чаще всего на шаббатнем столе присутствует большое количество салатов, холодные закуски, куриный бульон, рыбные блюда и сладости. После заката солнца в субботу над бокалом с вином произносится авдала – специальная молитва, которая отделяет субботу от грядущих будней.

Некоторые евреи, которые выросли в нерелигиозных семьях, считают, что в современное время соблюдение субботних законов мало возможно. Всевышний, дав нам традицию празднования шаббата, позаботился о том, чтобы все субботние дела решались без нашего участия. Попробуйте хотя бы раз не нарушать шаббатние заповеди, и вы поймете, насколько это важно. Соблюдая субботу, мы не только духовно и физически, но и держим связь со Всевышним.

Чем нужно заниматься в Шаббат?

Суббота дана нам для того, чтобы мы задумались о чем-то глубоком, важном и особенном. В этот день важно не ссориться с родными и близкими, а объединиться и радоваться вместе. Встреча субботы дает возможность узнать обо всем хорошем, что происходило в предыдущую неделю. Можно не только общаться и мечтать, а еще и петь. Забудьте о тревогах, которые окружают вас в повседневной жизни, шаббат – время отдыха и спокойствия.

Соблюдая субботние заповеди, человек выражает свою веру в Творца и признает, что кроме материальных ценностей в мире есть высокие духовные занятия. Творец дал способность отличить святые мысли от второстепенных и будничных – суть, которую должен понять каждый верующий человек.

Loading...Loading...