Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста. Виды связной монологической речи Методики развитие связной монологической речи

Доклад на тему: «Новые подходы при развитии у детей связной монологической речи, или развитие у детей наглядных форм символизации»

Как известно, сегодня, одним из ведущих направлений развития образовательной системы нашей страны, является обеспечение для детей доступности качественного общего образования. С этой целью необходимо выравнивать стартовые возможности детей, приходящих в первый класс, из разных социальных групп. Предшкольное образование не носит обязательного характера, но может быть рекомендовано гражданам как способ выравнивания возможностей детей, идущих в первый класс. По мнению Эльконина Д.Б., при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода».
Остановимся на том, что же является центральным новообразованием у детей дошкольного возраста? Это – воображение. Известно, что воображение появляется у ребенка в качестве самостоятельной психической функции лишь в предшкольном возрасте и означает, что ребенок понимает поставленную задачу что-то вообразить.
Остановимся на умении ребенка 5-7 лет сочинить сказку или историю, придумать события, которые не изображены на картинке, но о которых можно догадаться или составить рассказ на предложенную педагогом тему. Это по форме должен быть монолог, т.е. связная речь одного лица.
«...В основе литературного языка, - пишет Щерба Л.В., - лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу – разговорной речи... Монолог – это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке...».
Как известно, в монологической речи используется всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами.
Обучение разным типам монологической речи – описанию, повествованию, рассуждению – это прежде всего обучение грамматике.
Итак , чтобы ребенок предшкольного возраста смог обобщить какие-то факты, придумать сказку или составить рассказ, он должен овладеть монологом.
Как же обстоят дела сегодня в вопросе овладения монологической речью детьми предшкольного возраста?
Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребенка. Без определенного уровня развития речи обучение в школе не просто затруднено, оно практически невозможно. Исследования ИВФ РАО показали, что различные нарушения речи встречаются у 60%-70% первоклассников. Наряду с нарушениями звукопроизношения, бедностью словаря, несформированностью грамматической стороны речи, как следствие, отмечается неумение составить связное высказывание. При подобной несформированности речи необходима консультация с логопедом и, возможно, проведение с ребенком специальных занятий.
Итак, ребенок, не владеющий разными типами связной монологической речи не может сочинять сказки, истории, а также рассуждать, делать обобщения, выводы.
Проблемы, выявленные в ходе исследовательской деятельности в вопросах развития связной монологической речи, представляются весьма серьезными.
Между тем «...монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие, люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу, большинство не в состоянии ничего связно рассказать». Начинать учить монологу в школе поздно, предварительные навыки монологической речи надо развивать до школы.
Для определения стратегии коррекционно-речевой работы педагог прежде всего наблюдает за детьми в процессе их естественного общения, речевого сопровождения продуктивной деятельности, занятий, игр. И в то же время собирает сведения о речевом развитии ребенка вне детского сада. С этой целью родным и близким предлагается ответить на ряд вопросов анкеты. В результате ответы родителей дают представление о речевой культуре членов семьи, о том, какие книги читают ребенку, как и с кем, он проводит выходные дни, отпуск.
К сожалению, все чаще оказывается, что в стенах дома речь взрослых «плещется так же свободно как море, и так же лишена очистных сооружений. Не задумываясь о том, что их слушает ребенок, родители употребляют такие выражения, как «короче», «ну, типа», «эт самаэ», «в теме», и, что за этим орнаментом не сразу можно уловить смысл сказанного. «Ну, типа, короче, он не в теме» – этот и другой словесный «мусор» исходит с экрана телевизора, который многие дети смотрят без всякого контроля со стороны взрослых».
Обращает на себя внимание то, что у наших людей упростился синтаксис. Не услышишь в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. «...Люди не могут их построить, потому что больше так не думают. Они думают проще. Простота крадет нюансы, оттенки слова. Она «рубится» напрямую к смыслу... Все говорят о чем-нибудь практическом или бытовом. Это правило нарушают только дети. Для них по малолетству, прекрасное еще кажется важнее нужного, и поэтому они увлеченно обсуждают компьютерные игры «...звучат все эти гигобайты и мегапиксели, наречие «круто» и модифицированное междометие «блин».
Примеров засорения русского языка можно привести очень много. Может ли такой словарный фонд и такая примитивная грамматика, помочь ребенку овладеть связной монологической речью – описанием, повествованием, рассуждением?!
Но может быть дошкольное учреждение сегодня является оазисом культурной речевой среды для наших детей? Уверена, что любой педагог даст отрицательный ответ на этот вопрос, потому что само понятие «речевой режим» дошкольного учреждения почти вышло из употребления.
Монологической же речи детей необходимо учить на занятиях, потому что они редко слышат ее в повседневной жизни, т.к. взрослые в разговоре с детьми чаще всего используют форму диалога.
При исследовании причин резкого понижения способности детей составлять связное высказывание, говорить последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, не торопясь, подбирая нужные слова и выражения, необходимо, я думаю, проанализировать ряд программ по развитию речи для ДОУ, которыми пользуются наши педагоги.
К 7 годам каждый ребенок должен овладеть диалогической и монологической речью (уметь отвечать на вопросы и задавать их, составлять небольшие рассказы по картине, на сюжет, предложенный воспитателем, последовательно рассказывать о виденном)».
В разделе «Связная речь» в подготовительной к школе группе читаем: «К концу года дети должны уметь строить сложные предложения разных видов, составлять рассказы по картине..., из опыта, придумывать небольшие сказки».
При просмотре раздела «Связная речь» в разновозрастных группах можно сделать вывод, что систематически педагог обязан проводить занятия по обучению детей рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг и т.д. Большое значение придается взаимосвязи обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащению словаря, формированию грамматических навыков, воспитанию звуковой культуры речи.
Я думаю следует сказать, что вся работа с детьми по развитию умения рассказывать подводит к формированию у них «главного психологического новообразования» предшкольного возраста – умение сочинять истории и сказки.
Далее, рассмотрим фрагмент статьи «Планирование раздела «Коммуникация» в Основной общеобразовательной программе дошкольного образования», который касается связной речи:
- в старшей группе совершенствовать диалогическую речь, ...развивать умение поддерживать беседу;
- развивать умение составлять рассказы из личного опыта;
- в подготовительной группе продолжить развивать диалогическую и монологическую форму речи...;
- в совместной деятельности учить детей составлять законченный рассказ на основе личного опыта, «...учить составлять коллективный рассказ, развивать интонационную выразительность речи, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений».
Анализируя содержание обучения связной речи можно констатировать, что ни слова не сказано о пересказе литературного произведения. Мы знаем, что пересказ – это творческий мыслительный акт, связанный с переработкой ребенком литературного текста. Именно при пересказе ребенок учится построению связного высказывания, а также заимствует у автора образную литературную речь.
Кроме того не планируется деятельность с детьми по развитию умения придумывать, сочинять сказки и истории, а ведь воображение играет особую роль в развитии детей дошкольного возраста.
Приведем высказывание известного психолога Кравцовой Е.Е.: «...если мы проанализируем действующие в дошкольном образовании программы, возникает ощущение полнейшей катастрофы, потому что в 99% этих образовательных программ вы найдете рекомендации по поводу развития чего угодно, кроме воображения».
Подвергнем анализу еще одну программу «Развитие», а именно ее раздел «Связная речь», который именуется «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»:
- в старшей группе у детей развивают умение использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки), ...предлагается сочинять сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели, которые можно наполнять любым содержанием);

Пример наглядной модели для сочинения сказки.
Например, «Как лисенок Кыш и Зайчик Непоседа путешествовали по лесу».
- в подготовительной группе детям предлагаются вопросы по содержанию прочитанных произведений, описанию картинок, игрушек, представляемых событий и предметов, пересказу прочитанного, придумыванию новых эпизодов знакомых сказок и сочинению собственных, где основной упор делается на работу по представлению;
- используются задания на развитие мышления и воображения, т.е. умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, при проведении игр-драматизаций, задания на реализацию образов воображения с опорой на высказывания других детей.
Большинство занятий в подготовительной группе, как и в старшей, проводятся по подгруппам. Используются самые разнообразные формы организации детей: сидя, работа за столиками, перемещения по комнате и выполнение игровых упражнений, участие в настольных и подвижных развивающих играх. Очень желательно проведение сюжетных связанных занятий, когда несколько занятий объединяются одной сказочной ситуацией.
Итак, читая содержание работы по развитию связной речи в программе «Развитие», можно утверждать, что в основу этого содержания легли материалы исследований известнейших ученых Эльконина Д.Б., Запорожца А.В., Выготского Л.С., Кравцовой Е.Е. и других, данные исследований Коротковой Е.П., которые проверены на практике, а также результаты передового опыта ряда детских садов.
Жизнь и время диктуют свои правила... Оглядываясь назад, можно констатировать тот факт, что сегодня дошкольное образование уже не то, каким оно было даже пять лет назад: сегодня маленькому ребенку и его семье нужен несколько иной детский сад, в котором преобладают всё те же ценности – доброта, любовь, душевная теплота, искренность, бережное отношение к душе ребенка, – но само содержание деятельности уже другое....
Авторы Штекляйн С.Н. и Хабарова Т.В. делают попытку изложить свои представления о том, каким сегодня может быть дошкольное образование. Среди всех положений и требований, к тому, каким, по их мнению, должно быть современное дошкольное образование, я выделю некоторые, которые хочу более детально обсудить и расширить:
- внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих каждому ребенку возможность обучаться по образовательным программам и полноценно общаться на языке обучения при поступлении в первый класс;
- обновление содержания и технологий дошкольного образования, обеспечивающих развитие базисных компетентностей ребенка дошкольного возраста.
Я полностью поддерживаю положение о том, что необходимо «... отобрать из имеющихся программ методическое обеспечение новых вариативных моделей и форм дошкольного образования, внедрить современные технологии образования детей».
«Существует очень эффективный способ, - пишет доктор психологических наук Л.А.Венгер, - позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами».
Трудно не согласиться со всеми взглядами авторов статьи на проблемы обновления дошкольного образования.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, сегодня остаются актуальными следующие положения:
- важнейшим показателем подготовленности ребенка к обучению является овладение им литературным языком своего народа;
- формирование у ребенка самостоятельной психической функции – воображения, когда он понимает поставленную задачу что-то придумать, сочинить.
Приложение
Выводы и предложения.
Таким образом, говоря об использовании новых технологий при формировании у детей связной монологической речи, необходимо отметить, что такие технологии уже существуют, но не получили широкого распространения по ряду причин.
Новые технологические средства и приемы работы по формированию связной монологической речи детей, в том числе и с опорой на воображение ребенка.
Занятия по пересказу литературных произведений, а также по воспитанию умения детей сочинять сказки и истории, с использованием двигательных и пространственных моделей. Проведение таких занятий с детьми показало, что в настоящее время, это наиболее перспективный образовательный процесс при формировании у детей связной монологической речи, и он должен быть более широко представлен в современных технологиях по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

В дошкольном детстве перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным высказываниям. Такая форма речи называется монологической, и без нее немыслимо школьное обучение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста заключается в способности связно описать игрушку или рассказать о прогулке, интересных событиях. Подобные истории – важная часть общения со взрослыми и сверстниками.

Особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный . Дошкольники младшего и среднего возраста знают не так много слов, чтобы построить хотя бы короткий рассказ, сформулировав содержательные предложения.

Дополнительную трудность доставляет необходимость удерживать смысловую целостность информации. Если в диалоге ребенок опирается на реплики собеседника, то в монологе ему приходится концентрировать внимание на цепочке своих высказываний. Это сложная задача для малышей. По этой причине детские высказывания чаще получаются обрывистыми и не достаточно логичными.

Если малыш запинается, не зная походящего слова, важно подсказать ему нужный термин и дополнительно рассказать о нем. Ценно не только усвоение нового понятия, но и то, что ребенок в очередной раз прослушает, как звучит связное высказывание.

Как осваивают формы монолога дошкольники

Монологическая речь в отличие от характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего. Монологи детей имеют три основные формы:

  • описание
  • повествование
  • рассуждение

Начиная с трехлетнего возраста, предпринимаются первые попытки монолога. Посадив перед собой кукол, малыш обязательно разговаривает со своими молчаливыми собеседниками. Но подобные детские высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное или повествовательное сообщение.

Описание

Описание предметов или явлений означает короткую историю. Данная форма речи начинает развиваться с 4-х лет.

Ребенок получает картинку или игрушку, о которой он должен самостоятельно рассказать, какого цвета и формы игрушка, какая на ощупь, какие эмоции вызывает.

Если же перед глазами картинка, то дошкольник описывает сюжет, героев, детали.

Удачным дополнением рассказа станет фантазирование, как развивались события до того момента, который запечатлен на картинке, и что будет далее.

Отличный способ для развития навыка описания — прогулки. Сама природа предоставляет миллион возможностей для закрепления навыка. Шишка – какая она? А листочек? А солнечный луч? А цветок?

Изначально описание заключается в использовании одного-двух слов. Наводящие вопросы помогают ребенку сначала лучше понять, на какие детали обращать внимание, а потом и использовать их в речи. Постепенно однословные формулировки обогащаются дополнительными словами, описывающими отношения и ощущения, благодаря чему развивается выразительность и .

Листочек – зеленый. А еще? Мокрый. Почему? Потому что недавно был дождь или утром выпадает роса. Ребенку задается серия вопросов и таким образом постепенно рождается связный рассказ, в котором описывается и форма листочка, и дерево, с которого он упал. Умение наполнять историю не только фактами, но и эмоциями позволяет говорить о том, что ребенок освоил основы монолога.

Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от возраста, словарного запаса и уровня монологической речи дошкольников на текущий момент повествование может быть:

  • Рассказом о бытовых событиях;
  • Историей о случаях, которые ребенок пережил;
  • Рассказыванием по сюжетной картине;
  • Фантазированием, чтобы составлять собственные истории.

Задача взрослых – помогать дошкольнику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным. Важно избегать перескакивания с одного факта на другой без связующих предложений. Помогают уточнения: «Ты только что говорил про дельфинов, а теперь рассказываешь про друга, с которым там познакомился? Что произошло до этого?»

Рассуждение

Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у детей. Поэтому его развитию необходимо уделять максимум внимания. Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты:

  • Описание факта;
  • Поиск аргументов;
  • Выявление причинно-следственных связей;
  • Формулирование вывода.

Не всякому взрослому это под силу, если вопросу не уделялось внимание в детстве. В дошкольном возрасте умение рассуждать чаще всего предназначено для самостоятельного нахождения ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего»?

Идеальное решение для развития данного навыка – порассуждать о том, что вызвало особый интерес. Например, малыш, увидев кубики льда в холодильнике, непременно задаст свои вопросы. Не ограничиваясь ответами, полезно увлечь ребенка рассуждением на тему, зачем человеку вообще может понадобиться лед. Придется помочь с формулировками и ненавязчиво подсказать идеи, которые можно обсудить, но и для дошкольника будет двойная польза: формирование умений рассуждать дополнится развитием .

Использование творческой деятельности в развитии связного монолога

Творчество – один из результативных инструментов в освоении дошкольниками монологической и диалогической речевых форм. является наиболее эффективным занятием для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разыгрывание небольших сценок, постановка сказок предполагает распределение ролей и высказывания от имени своего героя. Особенности театрализованной игры подразумевают знание участниками своих ролей. Для этого необходимо запомнить небольшой текст, научиться его выразительно произносить.

Некоторые дети стараются запомнить дословно высказывание героя, другим легче передавать содержание сообщений, дополняя своими словами. Но в каждом из этих случаев дошкольники тренируются произносить монолог.

Театральные приемы облегчают ребенку пересказ сказки или придуманной им истории. Детям легче следить за логическим разворачиванием событий и воспроизводить монологи, если в своем рассказе они стараются изображать характерный голос сказочных персонажей, дополняя выразительной мимикой.

Приемы развития монологической речи в повседневной жизни

Любой момент общения родителей с ребенком в повседневной жизни можно с пользой применять для развития монологической речи. Если в 2 года это просто чтение наизусть коротких стишков, то, начиная с 4 лет, дошкольник способен с помощью взрослых произносить небольшие монологи.

Показывая сыну или дочери новый предмет, стоит обсудить его, предложить ребенку описать его, рассказать, что понравилось. В качестве объектов описания могут выступать предметы быта, многообразие игрушек.

Любое событие можно использовать для того, чтобы побудить дошкольника высказать собственное мнение:

  • Спорное поведение героев в мультфильме или рассказе.
  • Произошедший конфликт на детской площадке – кто прав, а кто неправ?
  • Ситуация на улице: мальчик помогает бабушке нести сумки. Он правильно поступает? Почему?

Основные задачи речевого развития – это не только обучение говорить связно, освоение форм и языковых выразительных приемов. Также это поддержание стремления рассказывать, делиться впечатлениями и прививание любви к родному языку.

Введение

Актуальность. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с ОНР – общим недоразвитием речи.

При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента – монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с ОНР.

Объект исследования: связная монологическая речь детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня

Предмет исследования : процесс формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза: мы предполагаем, что специальные занятия по развитию навыков и умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III

Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать и апробировать методику формирования навыков связной монологической речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

    Направления коррекционной работы по формированию навыков и умений связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

    Провести анализ литературы по проблеме исследования.

    Изучить состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

    Выявить основные направления формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Экспериментально проверить эффективность основных направлений формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Методологическая основа:

    Концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

    Современные научные подходы в развитии нормального и аномального ребёнка (Л.С. Выгодский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева);

    Системно-комплексный подход к изучению, обучению детей с различными

формами дизонтогенеза (П.К. Анохин, А.Г. Асманов, Л.С.Выгодский, А.Р. Лурия, и др.);

    Учение о зоне ближайшего развития (Л.С.Выгодский).

Методы исследования:

    Библиографический (изучение литературы по проблеме);

    Диагностические методы (эксперимент, наблюдения и беседы).

Теоретическая значимость заключается в том, что полученные данные об особенностях связной монологической речи старших дошкольников с ОНР позволили подобрать оптимальную методику формирования связной речи у детей данной категории. Результаты исследования уточняют и конкретизируют существующие методики развития связной речи у дошкольников с ОНР (В.П. Глухова,В. К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко).

Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в практической работе логопедами и воспитателями речевых групп детских садов.

Глава 1.Теоретические основы развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1 Психологические и лингвистические характеристики связной речи

Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлечённого из контекста речи), но формы связности в ходе развития меняются. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя.Речь, по его мнению, может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознанны, и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания. Для того чтобы понять эту речь, нет необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, всё в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь. Необходимо отметить, что в связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. Речь маленького ребёнка, сначала отличается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого. Она не образует такого «контекста», на основании которого можно было бы её понять, поэтому и необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находиться и говорит ребёнок. Смысловое содержание речи становиться понятным в связи с этой ситуацией: это ситуативная речь. Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае господствующим..

Когда у ребёнка развивается связная контекстная речь, она не вытесняет ситуативную, и ребёнок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого сообщения.

Таким образом, к контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей или читателей. Речь ребёнка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребёнок в процессе обучения овладевает формой связной контекстной речи. В целом речь ребёнка, по началу связана с ближайшей действительностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится, и целиком связана с ней.

Вместе с тем это разговорная речь, она направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, т.е. ситуативная форма, соответствует основному содержанию и назначению. Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребёнку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды. Л.П. Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: «Для нормального развития речи ребёнка, а, следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями – достаточным потенциалом». Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребёнок в процессе обучения. От этого зависит общее развитие ребёнка, его способность к обучению в школе.

Итак, психологи отмечают взаимоотношение речевых умений разной степени сложности в такой последовательности: В ранней детской речи – ситуативная связанность высказываний. Содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой рассказывает ребёнок. Затем речь ребёнка становиться контекстной, т.е. её можно понять в определённом контексте общения. С того момента, когда речь ребёнка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений. Дальнейшее усложнение детской речи идёт по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребёнком своей речи, или, как подчёркивает А.А. Леонтьев, произвольность речи, а затем вычленение её компонентов. Под произвольностью понимается способность ребёнка в порядке волевого акта осуществлять свою речь. В дальнейшем, когда перед ребёнком встает задача обучения грамоте, у него формируется умения произвольного звукового анализа речи. При обучении грамматике родного языка закладываются основы умения свободно оперировать с синтаксическими единицами, что обеспечивает возможность сознательного выбора языковых средств.

Другой путь усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической речи. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свёрнута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь не произвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более проста, чем другие виды речи. Монологическая речь – это развёрнутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь – это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.

Монологическая речь мало употребима, так как речь ситуативна, и одна реплика вызывает другую, идёт чередование высказываний. С психологической точки зрения монолог неестественен: ведь согласно теории коммуникации и речевых актов речь должна иметь адресата, должна быть обращена к собеседнику. При таком подходе монолог не есть речь одного, как он обычно определяется, а реплика в диалоге, растянутая во времени и в объеме.

Л.С. Выготский не признавал самостоятельности монолога, он утверждал, что один говорящий всегда обращается к кому – то, к какому – то адресату, возможно воображаемому. Не только в произносимом и тем более – записанном монологе, но даже в мысленном человек обращён к предполагаемому собеседнику, как бы прикидывает его реакцию на свою мысль: оратор обдумывает речь и прогнозирует её восприятие, пишущий пишет письмо и предвкушает реакцию своего адресата. Монолог представляет собой определённую композиционную сложность, особенно это, относится к письменной монологической речи.

М.М. Бахтин, рассматривая высказывание как единицу речевого общения и подчёркивая её отличие от единиц языка (слова и предложения), подчёркивал многосторонность процесса речевого общения. В самом деле, слушающий, воспринимая и понимая значение речи, одновременно занимает по отношению к ней активную ответную позицию: соглашается или не соглашается с ней (полностью или частично), дополняет её, готовится к исполнению и т.п.; и эта ответная позиция слушающего формируется на протяжении всего процесса слушания и понимания. Всякое понимание живой речи, живого высказывания носит активно ответный характер (хотя степень этой активности бывает весьма различной); всякое понимание чревато ответом.

Л.В. Щерба считал, что монолог лежит в основе литературного языка, так как всякий монолог и есть литературное произведение в зачатке. По его мнению, диалог «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых или ситуацией, или высказыванием собеседника». Монолог он рассматривал как организованную систему облечённых в словесную форму мыслей, являющуюся преднамеренным воздействием на окружающих. Именно поэтому монологу надо учить. Щерба отмечал, что в малокультурной среде только немногие люди с литературным дарованием способны к монологу, большинство же не в состоянии связно рассказать что-либо. Структура диалога и структура монолога совершенно разные. Репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, странные словоупотребления и нарушения синтаксических норм. Все эти нарушения происходят благодаря недостаточному контролю сознания при спонтанном диалоге. Монологической речи обычно эти нарушения не свойственны: она протекает в рамках традиционных форм, и это является её основным организующим началом. В связной речи наглядно выступает осознание ребёнком, речевого действия. Произвольно выстраивая своё высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

1.2 Развитие связной речи в онтогенезе

В современных исследованиях в области лингвистики, психологии, педагогики выделяется разное количество этапов развития речи детей. Так, А.А. Леонтьев выделил: подготовительный (до 1 года), преддошкольный – этап первичного овладения языком (от 1 года до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный (со времени поступления в школу до её окончания).

Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления – это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звука. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е. ипрессивная речь. Ребёнок начинает различать интонацию, затем слова, обозначения предметов и действий. Лепет характеризуется производством сочетаний звуков неопределённо-артикулируемых. Ребёнок к шести месяцам пытается произнести звуки, похожие на слова. / Т. В. Ахутина. - М.: Просвещение, 1999. - 248 с.

2. Валявко, С. М. Психолого-педагогические аспекты изучения речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. М. Валявко, Н. В. Дроздова // Специальная психология, 2007. - № 3. - С. 46-53.

Воробьева, В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева.- М.: Сфера, 2009. - 324 с.

4. Выготский, Л.С. О природе эгоцентрической речи [Текст] //Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ под ред. В.В.Петухова. - М.: Просвещение, 1998.

Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]. Изд. 5, испр./ Л. С. Выготский - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Питер, 2009. - 458 с.

Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. [Текст] / В. П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.

Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие / В. П. Глухов. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 321 с.

Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов. // Дефектология. -2004. - С.58-62

Гончарова, В.А. Особенности лексикона дошкольников с речевой патологией и с задержкой психического развития [Текст] / В. А. Гончарова. // Логопед в детском саду. - 2008. - № 1(26). - C. 9

Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст] [Текст]: метод. пособие / Т. И. Гризик. - М.: Просвещение, 2007. - 224с.

Елкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Н. В. Елкина. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - 76с.

Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь [Текст] // Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А. Белова-Давыд. -М. 1992. - 289 с.

14. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2009. - 389 с.

Зимняя, Н. А. Речевой механизм в схеме порождения речи [Текст] / Н. А. Зимняя. // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. - М.: Просвещение, 1989. - 249 с.

Комаров, К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / К. В. Комаров. - М.: Просвещение, 1992. - 268 с.

Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1998. = 196 с.

Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу [Текст] / Т. А. Ладыженская. // Характеристика связной речи детей 6-7 лет.: сб. науч. трудов. М.: Просвещение, 1989. - 143 с.

19. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 224с.

20. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей [Текст] //Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2008. - Кн.5.

21. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]/ А. А. Леонтьев. - М.: Академия, 1997. - 256 с.

Логопедия [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: Владос, 2009. - 547 с.

Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский. - М.: Просвещение, 1989. - 344 с.

Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1989. - 248 с.

Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1972.

Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средство общения [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Педагогика 1994. - 289 с.

Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. - М.: Владос, 1992. - 225 с.

28. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / Т. А. Матросова. - М.: В. Секачев, 2009. - 94 с.

Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.К. Воробьевой. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2009. - 158 с.

Миронова, СА. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. - М.: Аркти, 2008. - 189 с.

31. Морозова, И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду [Текст] / И. А. Морозова. - М.: Владос, 2006. - 246с.

32. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / под ред. Г. В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2007. - 244 с.

33. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика -Пресс,1994. - 528с.

34. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебно-методическое пособие / под ред. Т. В. Волосовец. - М.: ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.

Сохин, Ф.А. Осознание речи дошкольниками [Текст] / Ф. А. Сохин. // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.

Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи [Текст] / Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1994. - 211 с.

Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / [Текст] Т. Е. Филичева. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.

Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. - 238 с.

Филичева, Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова// Логопедия, 2010. - № 2. - С. 57-68.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Изучение возможностей старших дошкольников в воспроизведении (пересказе) простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки

Дошкольники с ОНР

Ф. и. ребенка

Понимание текста

Грамматика

Плавность речи

Всего баллов


Дошкольники с нормой речевого развития

Ф. и. ребенка

Понимание текста

Грамматика

Плавность речи

Всего баллов

Анализ особенностей самостоятельного составления рассказа у старших дошкольников

Дошкольники с ОНР

Ф. и. ребенка

Понятность текста

Семантическая оценка текста

Языковое оформление текста

Всего баллов


Дошкольники с нормой речевого развития

Ф. и. ребенка

Понятность текста

Семантическая оценка текста

Языковое оформление текста

Всего баллов


Приложение 2

Занятие 1 ТЕМА: пересказ рассказа Н. Сладкова "Лесные силачи" (по сюжетной картине)

Цель: Обучение детей связному, последовательному логичному пересказу литературно- художественного произведения от первого лица.

Коррекция навыков грамматически правильного оформления высказываний.

Активизация и обогащение словарного запаса детей по теме «Грибы», «Осень».

Коррекция мышления, путем отгадывание загадки, памяти, путем дополнения слов и словосочетаний, восприятия.

Воспитание нравственно-этических чувств;

Оборудование: Осенние листья, рассказ Н. Сладкова «Лесные силачи», шапочки грибов, магнитофон, рисунки детей.

Ход занятия:

Организационный момент.

П.: В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем

Может быть в лесу осеннем

Мы боровичка найдем.

(Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом "змейкой" между разложенными на полу листьями).

Актуализация знаний.

П.: Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что вы видите вокруг?

Что вы слышите? (крики птиц, стук дятла, шелест листвы, завывания ветра, шум деревьев)

Какие запахи кругом! Что вы чувствуете? (запах прелой травы, сырости, опавших листьев, грибов, свежести) Какие грибы вы может найти в осеннем лесу?

Игра "Почему так называется?" (подосиновик, подберезовик, сыроежка, белый гриб) - объяснение детей

Словарная работа

Л.: Эти грибы растут в лесах. Но есть среди них грибы - ядовитые. Это мухомор, бледная поганка. (показ картинок и объяснение)

Чтение рассказа Сладкова «Лесные силачи».

П: А помните мы с вами читали рассказ про съедобные грибы? Кто автор? Как называется рассказ? Сейчас мы его вспомним и расскажем по ролям. Я рассказываю - вы договариваете.

«Ударила первая капля дождя, и начались соревнования.

Соревновались трое: гриб Подосиновик, гриб Подберёзовик и Белый гриб

Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку.

Вторым номером был гриб Подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка.

Белый гриб был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал - не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел Подосиновик. Награда ему - алая шапка чемпиона».

Речевая подвижная игра «За грибами». Импровизация движений.

П.: А скажите, что можно делать с грибами? (искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать, и т. д)

Мы в лес пойдем

Мы гриб найдем,

Ау, ау! Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается

Пересказ детьми от первого лица.

П.: Сейчас расскажем наш рассказ о силачах. Кто будет автором? Кто подберезовиком, подосиновиком, белым грибом? (распределение ролей, рассказы детей).

П.: Дети, какие вы загадки знаете о грибах, загадайте их?

Он стоит на ножке тонкой, 2. Он в сказочной шапочке красной

Он стоит на ножке гладкой, Но даже для волка опасный

Под коричневою шапкой (Мухомор)

С бархатной подкладкой? (Опенок)

Богатырь среди грибов 4. Он стоит на ножке крепкой

И любимец грибников (Белый гриб) Под коричневою кепкой (Подберезовик)

Итог занятия.

П.: В лесу все весело играли И грибы мы вспоминали. Посмотрели на часы. В группу нам пора идти.

Занятие 2 ТЕМА: рассказ Павловой «На машине»

Цель: научить пересказывать текст связно, последовательно, логично.

Интонационно передавать диалог действующих лиц.

Развивать умения использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

Научить понимать тему высказывания;

Развивать контроль речи, через прослушивание пересказа на магнитофоне.

Оборудование: рассказ Н. Павловой «На машине», волшебная палочка, предметные картинки по теме «Транспорт», мнемотаблица для пересказа, Мышка - шептунишка, волшебный клубочек, диктофон.

Ход занятия:

Орг. момент

П.: Сядет тот, кто назовет мне слова наоборот.

Отъехать - подъехать вылетел - залетел

Въехать - съехать взлетел - приземлился

Выехать - заехать укатил - прикатил

Улететь - прилететь уплыл - приплыл

П.: О чем так можно сказать? (О транспорте)

Сюрпризный момент

П.: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на завод. Хотите? Закрываем глаза и произносим хором заклинание: БА-БО-БУ-БЫСЬ - на заводе окажись.

Вот мы с вами и на великом заводе - КАМаз. Посмотрите вокруг, сколько интересных полезных и нужных машин производит этот завод гигант (вывешиваются картинки с транспортом)

П.: А вы можете сказать, что делает этот транспорт? Поиграем в игру "Скажи правильно".

Машина (Едет) поезд (гудит)

Самолет (летит) троллейбус, автобус (идет, сигналит)

Корабль (плывет) трамвай (звенит)

Чтение текста с наглядностью.

П.: Прогуливаясь по заводу, я услышала удивительную историю, которая произошла здесь. Хотите послушать? Рассказала мне эту историю Павлова.

Мышка, Зайчик и Собачка сели в машину и поехали. Едут, едут. Наехали на камень. Бух! - и опрокинулись! Полетели кто куда! Сидят на земле. Плачут. Но ехать-то дальше надо! Тут Мышка и говорит: - А я машину подниму.

Стала поднимать, да никак не поднять! Зайчик говорит: -Дай-ка я подниму. Я посильнее.

Стал поднимать, да никак не поднять! А Собачка говорит: -Давайте-ка, ребята, все вместе поднимать. Стали поднимать все вместе. Раз! - и подняли!

Влезли на машину. А машина не идет: камень задние колеса не пускает.

Тут Мышка и говорит: -А я камень в сторону столкну.

Стала толкать, да никак не столкнуть! Зайчик говорит: -Дай-ка я столкну. Я посильнее. Стал толкать, да никак не столкнуть! А Собачка говорит: - А давайте-ка, ребята, все вместе толкать. Стали толкать все вместе. Раз!- и столкнули камень в сторонку. Влезли на машину и поехали. Едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо!

Словарная работа.

П.: Как вы объясните слова и выражения «опрокинуться», «наехать на камень». 6. Ф/минутка «Машина»

П.: Мы устали по заводу гулять, отдохнем немного.

Не летает не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Повторное чтение с установкой на пересказ по мнемотаблице

Пересказ детьми рассказа

(Если у ребенка возникают трудности при построении фразы для ответа, то применяется подсказка с помощью «Мышки - шептунишки» - это игрушка, которая поможет ребенку, подобрать нужное слово или предложение. Мышкой может подсказывать сильный ребенок)

Работа с пословицей

П: А давайте вспомним пословицы про дружбу. (Один в поле не воин. Капля мала, а по капле будет море. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат и др.).

Итог занятия.

Занятие 3

ТЕМА: составление простого описательного рассказа на тему «Осень» по плану - схеме

Цель: Формировать навык составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на схемы.

Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень».

Совершенствовать психологическую базу речи.

Развивать общую моторику;

Оборудование: венок Осени, осенние листья с планом - схемой, тетради, цветные карандаши, магнитофон.

Ход занятия:

Организационный момент

Закройте глаза. (Надевает венок и берет букет осенних листьев.) Откройте глаза. Кто я? Дети. Осень.

П. А почему вы так думаете?

Дети. Вы похожи на Осень из сказки, у Вас букет из осенних листьев

П.: Поиграем в игру «К нам пришла осень»

Мы ждали:(осень) Долго не было:(осени)

Мы рабы:(осени) Люди одеваются тепло:(Осенью)

Дети поют песни об:(осени) Мы любим:(осень)

Составление предложений по схемам

П.: Сегодня я к вам пришла с букетом из осенних листьев. Эти листья не простые, а с сюрпризами - схемами, которые помогут нам составить рассказ об осени. Вот наш помощник первый листок-сюрприз. (На наборном полотне психолог выставляет схему «солнца»)

О чем мы будем составлять предложение?

Дети. О солнце.

П.: Какое бывает солнце?

Дети. Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.

П.: А как солнце светит и греет осенью?

Дети. Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце.

П.: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Выставляет условное обозначение «неба»)

Дети: О небе.

П.: Что можно сказать про осеннее небо?

Дети. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое, нерадостное, грустное; часто идет дождь.

П.: Что вы можете сказать о деревьях, их наряде? Какими деревья становятся в начале осени?

(На наборное полотно помещает схему «дерева»)

Дети. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. У отдельных растений сохраняются зеленые листья.

П.: Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они? Дети. Разноцветные, разные, красивые.

Назовите одним словом осеннее явление природы, когда падают листья. Как вы понимаете слово листопад?

П.: А теперь давайте вспомним все, что мы говорили о деревьях.

Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые.

П.: О чем теперь будем составлять предложение? (Выставляет условное обозначение «земли»)

Дети. О земле.

П.: Чем покрыта земля осенью?

Дети. Земля покрыта опавшими листьями, сухой травой, ветками, шишками и иголками от елок.

П.: А что это за зеленая травка на полях? Это озимые (объяснение слова)

Проведение динамической паузы

Тихо звучит музыка.

П.: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Осень, мы гулять идем. Дети попеременно топают носками ног, пятки на месте

Листья сыплются дождем, Поднимают и опускают руки.

Под ногами шелестят Трут ладонями друг о друга, сначала медленно,

И шуршат, шуршат, шуршат. Постепенно убыстряя темп

Ветер листья поднимает. Поднимают и опускают руки.

И под ноги опускает.

Гонит ветер нас долой - Попеременно топают носками ног, пятки на месте.

Отправляемся домой.

Актуализация знаний

П.: Пока мы гуляли, появился новый листок со схемой. (На наборном полотне выставляет схему «птицы») О ком мы будем говорить?

Дети: О птицах.

П.: Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?

Дети. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами.

П.: Скажите, а почему это происходит?

Дети. Многие птицы боятся холода, летом они питались мошками, жучками, а теперь их нет.

П.: Легко ли в пути перелетным птицам?

Дети. Нет, многие из них погибают в пути, их подстерегает опасность во время полета.

П.: А как можно помочь зимующим птицам?

Дети. Птиц надо кормить, их нельзя пугать, к ним нужно относиться бережно.

Л.: Что делают животные осенью.?. (На наборное полотно помещается условное обозначение «животные»)

Дети. Животные готовятся к зиме.

П.: Как они готовятся?

Дети. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.

П.: Как люди помогают животным выжить в условиях зимы?

Дети. Лесники заготавливают корм для отдельных животных.

Составление описательного рассказа по схемам

П.: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ-описание по схемам.

Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта опавшими листьями. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.

Итог занятия

П.: Вот какая удивительная осень у нас в республике! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам осенние листья. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах. До свидания.

Loading...Loading...