Как развивать здравый смысл. Здравый смысл и язык здравого смысла

Здравый смысл как качество личности – способность под воздействием повседневного опыта создать реалистичное, толковое, разумное представление об окружающем мире и своём месте в нём, методах действия в разнообразных жизненных ситуациях.

Здравый смысл – основание для практической деятельности, интуитивная способность принимать разумные решения, свободные от пристрастности, предубежденности, эмоциональной предвзятости, предрассудков и заезженных стереотипов. Посредством здравого смысла человек проявляет свои представления об истине и справедливости.

На каких китах стоит здравый смысл? Это — жизненный опыт, прагматизм и рациональность, очевидная простота, беспристрастность, убеждённость в том, что реальность не может быть сложной, отсутствие эмоций при принятии решения, учёт последствий своих действий. В. Швебель писал: «О здравом смысле говорят тогда, когда ум ограничивает свои усилия рациональным».

Здравый смысл, умеющий контролировать свои мысли, одновременно держит в узде чувства, страсти и эмоции. Клод Адриан Гельвеций в книге «Об уме» пишет: «Различие между умом и здравым смыслом заключается в различии причин, их порождающих. Первый является следствием сильных страстей, второй - следствием отсутствия их. Человек, обладающий здравым смыслом, обыкновенно не впадает ни в одно из тех заблуждений, в которые нас вовлекают страсти, но зато он лишен и тех просветлений ума, которыми мы обязаны лишь сильным страстям. В обычном течении жизни и в тех вещах, для которых достаточно равнодушного созерцания, чтобы хорошо рассмотреть их, человек здравомыслящий никогда не ошибается. Но если дело идет о вопросах несколько более сложных, для рассмотрения которых нужно некоторое усилие и напряжение внимания, то здесь здравомыслящий человек является слепцом; лишенный страстей, он оказывается лишенным и того мужества, той деятельности души и того непрерывного внимания, которые единственно могли бы просветить его. Словом, здравый смысл не предполагает никакой изобретательности и, следовательно, никакого ума; ум, если можно так выразиться, начинается там, где кончается здравый смысл (ясно, что я отличаю здесь ум от здравого смысла, которые смешивают иногда в обычном употреблении).

Однако из этого не следует заключать, что здравый смысл встречается часто. Люди, лишенные страстей, редки. Верный ум, который из всех видов ума, несомненно, является наиболее близким к здравому смыслу, сам не свободен от страстей, да и глупцы не менее подвержены им, чем умные люди. И если все хотят быть здравомыслящими и даже считают себя таковыми, то им нельзя верить на слово».

Основная среда обитания здравого смысла – четыре стены своего домашнего обихода. Фридрих Энгельс утверждал: «Здравый человеческий смысл — весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования».

Здравый смысл становится авторитетным, когда его обладатель развил в себе массу достоинств, встал на путь духовного развития, стал зрелой, гармоничной, целостной личностью, добился благополучия и процветания. Люк Вовенарг верно заметил: «Процветание придает особую проницательность здравому смыслу».

Жирный минус здравого смысла в том, что он сужен личным жизненным опытом, которого бывает недостаточно для принятия правильного решения в необычных условиях. Вместе с тем неуважительно и непочтительно перечить старцу, которому его жизненный опыт позволил благополучно дожить до преклонных лет. Раз он сумел дожить до седых лет, значит, его здравый смысл, его миропонимание не были в дисгармонии с законами мироздания. Смотришь, тот, кто над ним насмехался, учил его, как правильно жить, в сорок лет «склеил ласты», а «невежественный» старец продолжает жить благодаря своему здравому смыслу.

В горное селение приехал журналист взять интервью у долгожителя. – Каковы причины вашего долголетия? – Ну, я всю жизнь дышал целительным горным воздухом, никогда не пил, не курил, не злоупотреблял сексом, не переедал. – Понятно. А что это у вас так шумно? Скандалит что ли кто-то? – А это мой дед свою молодую любовницу бьёт за то, что она ему трубку табаком не набила.

Объяснения человека — обладателя здравого смысла, поймёт даже ребёнок. Здравый смысл немногословен. Двадцать пять слов для него вполне достаточно, чтобы изложить свою точку зрения. Действует он, словно реализует лозунг: «Делай всё проще!» Приняв решение, здравый смысл всегда готов ответить на вопросы: Зачем? Куда? Кто? Что? Когда? Почему? Где? Как?

Шел мудрец и увидел человека, который что-то охранял. Охранник спросил мудреца: – Кто ты? Куда идешь? Зачем? Мудрец был поражен этими вопросами и спросил: – А сколько тебе здесь платят? – Две банки риса, – ответил тот. – Я буду платить тебе четыре, чтобы ты каждый день задавал мне вопросы: «Кто я?, Куда иду? и Зачем?», – сказал мудрец».

Тот, кто рисуется и умничает, несравненно далёк от здравого смысла. Люк Вовенарг в контексте этой мысли пишет: «Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным». Здравый смысл предпочитает общаться с конкретностью.

Лучшая компания для здравого смысла – благоразумие, рассудительность, разумность и здравомыслие. Как правило, он проявляется с ними в купе. Например, когда включается здравый смысл, благоразумие, как способность принимать в пространстве между возбудителем и реакцией рассудительные, обдуманные, целесообразные решения для собственного блага или блага людей, всегда находится рядом. В отличие от сложной рассудительности — способности отсечь целесообразное от нецелесообразного; склонности к рассуждению, к априорно внимательному и логичному обдумыванию важных решений, поиску взвешенных, аргументированных выводов и позиций, здравый смысл стремится к простоте и очевидности, при этом не лишая себя определенных проявлений рассудительности.

Психологи считают, что здравый смысл — это талантливый союз первой, третьей и четвертой позиции восприятия. Это так вижу Я (1 позиция), я это вижу без эмоций — отстраненно (3-я), я вижу взаимосвязи и в своем видении учитываю последствия (4 позиция). А талантливо — потому что вижу все это целостно и просто.

Здравый смысл – брат мудрости и интуиции. Что их роднит? Они умеют слышать голос своего сердца, поэтому в отличие от людей, не обладающих здравым смыслом, не имеют проблем. Отсутствие здравого смысла – идеальные условия для позорных поступков. Когда человек слышит своё сердце, он избегает реализации плохой судьбы. Здравый смысл – умение наладить прочную связь со своей душой и совестью.

Петр Ковалев

Все люди тем или иным образом представляют себе, как выглядит взвешенное решение. Здравый смысл - это синтез умственных возможностей отдельной личности и ее умений мыслить аналитически. Такая способность человека помогает ему в кризисной или любой другой сложной ситуации принять правильное решение. Принцип здравого смысла всегда заключается в том, чтобы прийти к осознанию собственной уникальности, неповторимости. У каждой проблемы имеется свое решение, из всякой ситуации есть индивидуальный выход.

Не нужно бояться и пугаться нестандартных проявлений, которые вам кажутся неприемлемыми. Данная статья содержит ответ на вопрос: как человеку развить свой здравый смысл? Это прежде всего касается тех, кто привык анализировать собственные поступки и мысли. Человек мыслящий, как правило, ищет ответы на все вопросы внутри себя, а также обращает внимание на то, что происходит во внешнем мире.

Что такое здравый смысл?

Мы часто не задумываемся над тем, что нами движет при выборе того или иного жизненного направления. На самом же деле крайне важно осознавать, что руководит вашим состоянием. Что представляет собой здравый смысл? Это то, без чего невозможно никакое развитие. Именно он вносит значительные коррективы в мировосприятие и управляет сознанием человека.

Данная составляющая вносит значимые предпосылки к познанию окружающего мира и самого себя. Существует теория здравого смысла, разработанная Его позиция базируется на принципах философии морали и личностного выбора. То есть каким быть, какие поступки совершать, каждый человек для себя определяет сам, и никто ему здесь не в силах помешать.

Часто ли люди прислушиваются к себе?

Жизнь часто ставит нас перед выбором. У всех случаются сюрпризы и неожиданности. Как поступить и почему следует выбрать определенный путь? На эти вопросы каждый вынужден искать ответы самостоятельно. Если бы все на свете умели прислушиваться к себе, то стало бы больше счастливых людей и меньше сломанных судеб.

Сохранить здравый смысл - значит остаться верным своему выбору, собственной индивидуальности. Есть люди, которые постоянно сомневаются в выбранном направлении движения. Такие индивидуумы постоянно мечутся по жизни в поисках лучшей доли, но не находят ее, потому что каждому дается по мере его личностных возможностей и сил. Необходимо научиться прислушиваться к своему внутреннему голосу, чтобы определять, что сейчас движет вашим состоянием.

Проблема здравого смысла

В сложной ситуации все люди теряются и нередко не знают, как правильно следует поступить. Могут возникать панические настроения, состояние бессилия и даже отчаяния. В этом случае как раз и нужно обратиться к своему внутреннему голосу. Здравый смысл - это то, что будет подсказывать вам выход из различных трудных ситуаций. Никто из нас не рождается со знанием того, что следует делать и как поступать. Все приходит с опытом. Уверенность в себе - это такое состояние, которое необходимо в себе взрастить.

Здравый смысл может подсказать выход неожиданно: в тот момент, когда вы будете расслаблены и настроены на то, чтобы получить подсказку Вселенной. Всегда помните о том, что сила находится внутри вас. Нет никакой такой проблемы на свете, которую нельзя было бы решить, обратившись к собственному сердцу. Все ответы находятся в вашей душе. Просто загляните туда, и вы удивитесь, насколько очевидно пришедшее открытие. Оно будет великим и значительным, но вместе с тем простым и понятным.

Как принять важное решение в жизни?

Прежде всего стоит определиться со своими ценностями. Для каждого существуют собственные приоритеты. То, что значимо для одного, совершенно неприемлемо для другого. Обратитесь к прошлому опыту. Если вам когда-то удавалось прежде преодолеть подобный конфликт, то вы будете чувствовать больше уверенности и в решении похожей проблемы.

Как приблизиться к пониманию, что является верным шагом? Для начала позвольте себе находиться в сомнениях. Не нужно запирать свои эмоции «на замок», прятать их от близких людей. Вы должны максимально освободиться от негативных эмоций. А сделать это можно только путем анализа, размышлений и погружения в проблему. Пусть никто не мешает вам думать, чувствовать, быть самим собой. Очень часто люди убегают от самих себя, не ищут возможные пути выхода из ситуации, хотя она и не настолько сложна, как им на первый взгляд может показаться. Соотносите разные способы мышления со своей конкретной трудностью, и вы обязательно найдете удовлетворительное решение.

Почему люди совершают так много ошибок?

Иногда можно заметить такую занимательную тенденцию: люди стремятся к определенной цели, но каждый раз не могут преодолеть одни и те же препятствия. Эти обстоятельства становятся для них непреодолимой преградой, которая пугает своими большими размерами. Кажется, что никогда не удастся обойти эту стену, давящую и непроходимую. На самом же деле у любой проблемы есть решение. Просто иногда его требуется как следует поискать. Для начала рассмотрите различные варианты, проанализируйте свои возможности, стараясь не приуменьшать собственных заслуг и достоинств. Всегда можно получить необходимую информацию, если вы чего-то не знаете.

Ошибки сами по себе не являются показателем неуспеха. Они сигнализируют нам о том, что мы не использовали полностью свои ресурсы. Зачастую в действительности моральных и душевных сил у людей больше, чем они могут себе представить. Просто они не используют их, не занимаются саморазвитием.

Где взять дополнительные силы?

Удивительно, но чем больше мы вкладываем во что-то свои собственные силы, тем больше ресурсов для достижения у нас образуется. Гораздо проще при первой же трудности опустить руки, разочароваться в начатом деле и посчитать все бессмысленным. Предпринимайте необходимые шаги, не останавливайтесь на достигнутом. Если планомерно двигаться к поставленной цели, то постепенно из недосягаемой она превратится в реальную и достижимую. На самом деле нет ничего невозможного. А благое дело ведет нас вперед, руководит личностным становлением. Верующим людям в этом плане легче: они в нужный момент ищут помощи у Всевышнего. Если бы каждый человек мог принять то руководство, которое к нему приходит. Ни для кого не секрет: чтобы чувствовать себя счастливым, нужно жить в гармонии с миром, то есть принять во внимание некоторые правила. Здравый смысл всегда поможет вам разобраться в трудной ситуации, взглянуть на нее под другим углом зрения.

Умение мыслить аналитически

Прежде чем поставить на себе крест в какой-то непроходимой трудности, не спешите отчаиваться. Вполне может статься, что проблема заключается в неумении принять ситуацию, в нежелании брать на себя ответственность. Прежде чем приступать к обвинениям, попробуйте изменить отношение к произошедшему. Не нужно постоянно зацикливаться на негативных моментах, искать виноватых и заводить споры с окружающими.

Умение мыслить аналитически - важное качество, которое следует принять для гармоничного и всестороннего развития. Что бы ни происходило в вашей жизни, примите проблему за задачу и начинайте работать над ее решением. Никогда не опускайте руки. Только так можно почувствовать в себе прилив дополнительных сил и столь нужной энергии.

Как здравый смысл связан с креативным мышлением?

В процессе своей жизнедеятельности каждый человек так или иначе сталкивается с необходимостью преодолевать значительные трудности. В результате ему приходится моделировать для себя новую реальность. Происходит переоценка ценностей, формируется новый взгляд на жизнь. Креативное мышление представляет собой такую высокую ступень сознания, при которой личность расширяет свои возможности. У нее появляется сильная мотивация для достижения желаемой цели. Во всех случаях возникновению такой уверенности способствует здравый смысл. Благодаря ему люди могут прогнозировать свои результаты, работать на перспективу, визуализировать свои желания. Ведь все достижения, которые мы имеем, - это результат упорного труда и эффективной работы над собой.

Вместо заключения

Психология здравого смысла представляет собой модель отношений человека с самим собой. То, насколько личность умеет слышать свои желания, двигаться в нужном направлении, о многом говорит. Характер человека измеряется тем, насколько упорен и уверен он в своих стремлениях.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - ВЕЛИЧАЙШАЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Нормальное мышление, здравомыслие, здравый смысл - это всё чрезвычайно важные понятия, обозначающие мыслительную норму. ВООБЩЕ ЗДОРОВЬЕ характеризует нормальное состояние человеческого организма, а ЗДРАВОМЫСЛИЕ - нормальное состояние человеческого мышления.
Могут спросить: в чем разница между здравомыслием и мышлением вообще?

Понятие здравомыслия указывает на то, что мышление, как и человек вообще, может быть здоровым, нормальным, а может быть нездоровым, больным, ненормальным, патологическим. Если есть здравомыслие, то есть и ненормальное, болезненное, больное, патологическое мышление. В последнем случае мы имеем в виду не столько больное мышление в психиатрическом, медицинском смысле, сколько ненормальное мышление, существующее в пределах психического здоровья или на грани психического здоровья и болезни. Психически здоровый человек может мыслить (размышлять, рассуждать), опираясь не на здравый смысл, а на что-то другое, например, подчиняясь воле чувств, предаваясь безудержной фантазии или желая удивить, поразить воображение обывателя.

Здравомыслящее поведение - ядро осмысленного поведения. Осмысленным мы находим все то, что освещено светом разума, мышления. Здравый же смысл мы видим не в том, что является просто осмысленным, а в том, что соответствует нашим представлениям о жизни-здоровье как в масштабах отдельного “я”, так и в масштабах коллективного “я” разных уровней (семьи, коллектива, нации, человечества). Человек, например, может осмысленно (из-за тягот жизни) пойти на самоубийство, но оправдать этот его поступок с позиции здравого смысла никак нельзя. Лишающий себя жизни - тем более лишается здоровья, а это отнюдь не здравое поведение.

Здравый смысл - величайшая мыслительная ценность, обозначающая границы нормального, здорового мышления, здравомыслия. Регулирующая роль здравого смысла очевидна. Опираться на здравый смысл - значит держать в узде свое мышление, эмоции, воображение, волю, т.е., с одной стороны, направлять мышление в нужное русло, а, с другой, не позволять ему “растекаться по древу”.

Здравомыслие - это когда человек не торопится делать выводы и одновременно не затягивает с выводами, в меру рассудителен и в меру безрассуден, в меру осторожен и в меру смел, в меру верит и в меру не верит, в меру сомневается и в меру не сомневается, в меру надеется и в меру не надеется, в меру боится и в меру не боится.

(“В понятии здравого смысла момент согласованности и сбалансированности сохранился. Обладающий развитым здравым смыслом обычно редко впадает в крайности. Он умеет согласовывать свои слова и поступки. Поскольку он координирует свои действия и обычно не теряет головы в экстремальных или сложных ситуациях, о нем говорят, что он человек “здравый”. Очевидно, что тот, кто обладает здравым смыслом, не даст легко увлечь себя научными и философскими идеями, которые недостаточно им продуманы и осмыслены”. - В. Шаповалов. Здравый смысл, философия и наука. - В: “Здравый смысл”, 1997, № 3. С. 36.)

Здравомыслие - это самооценка в меру, не выше, но и не ниже.
Здравомыслие - это трезвый взгляд на вещи, на жизнь, не через розовые очки, но и не через черные; это взгляд глазами с нормальным зрением, ни опьяняюще-романтический, прекраснодушный, ни цинически-разочаровывающий, мрачный.

Здравомыслящий человек по возможности мыслит логически, не любит парадоксы. Парадоксальное мышление - это либо манерное, либо больное мышление, либо то и другое. В первом случае человек играется, играет в мышление, работает на публику. Ж. Лабрюйер чисто по-французски высмеял такое мышление. “Парадоксальный ум, - говорил он, - относится к уму оригинальному так же, как жеманство к грации”. Во втором случае человек находится на грани психического заболевания, его мышление-сознание близко к тому, чтобы быть разорванным, раздвоенным.

С другой стороны, здравомыслящий человек не увлекается логикой до последнего, оставляет место для интуиции, фантазии, полета мысли. Исключительно логично мыслящий человек - рассудочен, нуден в общении (зануда), педант, пунктуалист, действующий как автомат-робот и попадающий от этого обычно впросак.

Здравомыслие - мера во всем, даже в том, чтобы соблюдать меру.

Разница между здравомыслием и здравым смыслом не по содержанию, а в их отнесенности к разным объектам. Здравомыслие, здравая мысль - это непосредственная нормативная оценка мышления, мысли. Здравый смысл - это опосредованная нормативная оценка мышления, мысли - через оценку того, что человек говорит, делает. Здравый смысл мы ищем не в самом мышлении, а в словах и поступках человека. На это указывают такие выражения: “в том, что он говорит, есть здравый смысл”; “в делах своих, в решениях и предложениях опираться на здравый смысл”; “выступать с позиции здравого смысла”; “он делает так вопреки здравому смыслу”; “противоречит (не противоречит) здравому смыслу”.

ПРОТИВ ОЦЕНКИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА КАК ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИШЬ В “СТЕНАХ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА”

Здравый смысл порой оценивают как нечто сугубо ограниченное, действующее лишь “в стенах” домашнего обихода... Длительное время в нашей стране господствовала точка зрения Ф. Энгельса, отождествлявшая здравый смысл с метафизическим (т.е. антидиалектическим) мышлением.

Ф. Энгельс писал: “Этот (метафизический - Л.Б.) способ мышления кажется нам на первый взгляд совершенно очевидным потому, что он присущ так называемому здравому смыслу. Но здравый человеческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования. Метафизический образ мышления, хотя и является правомерным, и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает тех пределов, за которыми он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса...” (Анти-Дюринг. Введение.)

Это пренебрежение здравым смыслом дорого обошлось нашей стране. Безумные утопические проекты последователей К. Маркса - Ф. Энгельса в России, большевиков-коммунистов, стоили гигантских материальных и людских жертв. Ф. Энгельс был безусловно неправ, когда оценивал здравый смысл столь односторонне.

Пренебрежение здравым смыслом - это пренебрежение умственным здоровьем. Ведь здравый смысл - отнюдь не нечто ординарное, обыденное, консервативное. Здравый смысл - здоровое мышление! А здоровое мышление, здравомыслие действует везде! И в “стенах домашнего обихода”, и в незнакомых ситуациях, и в экстремальных условиях. Руал Амундсен первым дошел до Южного полюса и остался жив. А Роберт Скотт дошел лишь вторым и на обратном пути погиб. Почему? Потому что в действиях Амундсена было больше здравого смысла, чем в действиях Скотта. Амундсен воспользовался испытанным средством передвижения в полярных странах - собачьими упряжками. Скотт же решил попробовать таких экзотических животных как пони (карликовые лошади).

К сожалению, подобное понимание здравого смысла (как чего-то ординарного) проникает в справочные издания.
Вот что, например, писал в энциклопедическом словаре русский философ В. С. Соловьев:

"Здравый смысл - термин неопределенный и большею частью употребляемый во зло; должен означать нормальное состояние и правильное действие умственных сил человека. Нормальны, вообще, те суждения и взгляды, которые соответствуют истинному значению вещей, логически выводимому из достоверных данных. Но так как действительные мнения большинства людей определяются не столько разумением предметной истины, сколько предрассудками, привычкой, внушениями страстей и требованиями материальных интересов, и так как всякий человек, чувствуя и признавая свои физические слабости и недуги, не сомневается, однако, в своем умственном здоровье и в правильности своего образа мыслей, то в результате получается такое понятие здравого смысла, которое не имеет прямого отношения к истинным нормам, а выражает лишь средние мнения и обычные интересы людской толпы, в данных условиях места и времени. Такой З. смысл направлен вообще к охранению наличного состояния общественной жизни и мысли, против всего, что двигает людей вперед и возвышает их духовный уровень. Во имя такого З. смысла осуждались, например, нравственное учение Сократа, астрономическая система Коперника, предприятие Колумба; тем же З. смыслом защищалось сожигание ведьм и еретиков, употребление пыток и т. д. Этот неоспоримый исторический опыт внушает законное недоверие к простым ссылкам на З. смысл; всякую такую ссылку следует проверять определенными нормами истины и справедливости, и в случае противоречия с ними - решительно отвергать, как самозванное притязание."

В изданной в наше время немарксистской “Краткой философской энциклопедии” можно прочитать:

“Здравый смысл не поднимается до уровня научного и философского осмысления действительности... Верная по сути точка зрения здравого смысла, как правило ограничивается поверхностным взглядом на суть явлений, глубоко не проникая в их смысл” .

(Это же отмечал в 1935 г. Б. Рассел: «среди преемников Юма здравомыслие означало поверхностность, а глубина - некоторую степень сумасшествия». - Б. Рассел. Происхождение фашизма.)

Большое заблуждение представлять здравый смысл как что-то поверхностное. Здравый смысл нужен и при разработке абстрактных научных теорий, и в глубокомысленных философских рассуждениях. Относительно последних можно даже сказать: нет глубокомыслия там, где нет здравого смысла. А то, что считают глубокомысленным, но противоречащим человеческому здравому смыслу, на самом деле не является таковым. Ведь глубокомыслие путают порой с туманными, неясными, сложными выражениями, рассуждениями.

Здравый смысл бывает ординарным и неординарным. Ординарно здравомыслящий человек может не понять неординарно здравомыслящего. И наоборот, для неординарно здравомыслящих людей ординарное здравомыслие может показаться пресным, скучным, серым.
В любом случае пренебрежительно-уничижительное отношение к здравому смыслу как таковому - симптом нездравомыслия, того, что у человека не всё в порядке с головой.

ПРЕДЕЛЫ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Здравомыслие - фундамент, основа для принятия разумных решений. Как здоровье нужно человеку для полноценной, деятельной жизни, так и здравомыслие нужно ему для полноценного, деятельного мышления.

С другой стороны, здравомыслие необходимо, но недостаточно. Здесь опять можно сравнить его со здоровьем вообще. Здоровье само по себе не гарантирует человеку полноценной, полнокровной жизни. Оно лишь условие, предпосылка такой жизни. Если здоровый человек ведет себя очень скромно, “не хватает звезд с неба” (субъективный фактор) или “в тисках обстоятельств” (объективный фактор), то он не реализует себя в полной мере как творческое, деятельное существо.

Точно так же и здравомыслие. Оно лишь условие, предпосылка для творческого мышления, для полета мысли. Оно отнюдь не гарантирует принятие разумных решений, не защищает в полной мере человека от ошибок.
Можно продолжить аналогию здравомыслия со здоровьем. Как здоровье не бывает абсолютным, идеальным (а лишь практическим), так и здравомыслие не бывает идеальным. Абсолютно здравомыслящих людей не бывает!

РАЗНОКАЧЕСТВЕННОСТЬ И РАЗНОКОЛИЧЕСТВЕННОСТЬ ЗДРАВОМЫСЛИЯ

Далее, как здоровье разное у разных людей, индивидуализировано и типологизировано, так и здравомыслие разное у разномыслящих людей, индивидуализировано и типологизировано. Говорят о разном качестве и разном количестве здоровья. Точно также можно говорить о разном качестве и количестве здравомыслия.

Разнокачественность здравомыслия обнаруживается прежде всего в следующем. У одного человека оно логически ориентировано (хороший “логик”), у другого - интуитивно ориентировано (с хорошей интуицией), у третьего - одинаково (сильно, средне, слабо) выражены логическая и интуитивная составляющие мышления. Сравните: здоровье Аполлона и здоровье Геркулеса, здоровье крестьянина и здоровье горожанина.

Далее, разнокачественность здравомыслия выражается в различном соотношении конструктивной (позитивной, утвердительной) и критической (скептической) составляющих мышления. У одних здравомыслящих людей больше выражена конструктивная (утвердительная) составляющая мышления, а у других - критическая, скептическая составляющая мышления. Конечно, при нарушении баланса конструктивного и критического мышления мы можем наблюдать нездравомыслие: в одном случае догматизм, легковерие, фанатизм, в другом - всеразрушающий скептицизм, недоверчивость, болезненная мнительность.

(Когда говорят о здоровом скептицизме, то имеют в виду, что человек, с одной стороны, не догматик, не фанатик, а, с другой, в меру скептичен, не злоупотребляет скепсисом).
Разноколичественность здравомыслия выражается в том, что один человек в большей степени здравомыслящ, другой - в меньшей. Сравните: крепкое и слабое здоровье.

Далее, один и тот же человек может быть здравомыслящим в решении относительно простых задач, касающихся, например, быта, удовлетворения органических потребностей, и нездравомыслящим при решении сложных задач, требующих от человека широты мышления, обширных познаний. Верующий-фанатик может нормально мыслить в пределах своего дома, семьи, хозяйства и патологически мыслить в более широком контексте социального поведения, например, делая выбор в пользу террора, убийства, самоубийства и т.п.

ЗДРАВОМЫСЛИЕ МОЖНО РАЗВИВАТЬ И КОРРЕКТИРОВАТЬ

Здравомыслие не является чем-то данным от природы, от бога. Это - развивающаяся категория. Оно может развиваться и само по себе, и в результате сознательных усилий.
Естественным образом здравомыслие развивается по мере взросления человека. Здравомыслие ребенка весьма ограничено, неразвито, буквально является комнатно-домашним. Такого здравомыслия не хватает для того, чтобы вести самостоятельную жизнь. Здравомыслие взрослого человека - это развитое здравомыслие. Благодаря ему взрослый человек способен к самостоятельной жизни.

В свою очередь, у взрослых людей здравомыслие может быть развито в большей или меньшей степени и в разных направлениях. У всех взрослых имеется некоторое базовое здравомыслие (как основной обмен веществ в организме). Над ним надстраиваются и развиваются специализированные здравомыслия - в зависимости от того или иного вида профессиональной деятельности. Здравомыслие философа - одно, здравомыслие ученого - другое, здравомыслие художника - третье, здравомыслие политического деятеля - четвертое и т.д. Очень разнятся между собой здравомыслие крестьянина и горожанина.

Здравомыслие нуждается в постоянной подпитке и тренировке. Оно уменьшается как шагреневая кожа, если человек бездействует, не эксплуатирует свой мозг. Для здравомыслия нужен труд мысли! Вместе с тем, чем образованнее и культурнее человек, тем при прочих равных условиях развитее его здравомыслие.

НЕЗДРАВОМЫСЛИЕ, БОЛЬНОЙ СМЫСЛ
non compos mentis (лат.) - не в здравом уме

Как помимо здоровых людей есть много болеющих, больных, инвалидов, так и помимо здравомыслящих есть много людей с болезненным, больным или даже инвалидным мышлением. Мыслительные патологии также многообразны, как многообразно здравомыслие.

В количественном плане патологическое мышление можно подразделить на болезненное, больное и инвалидное. В качественном плане патологическое мышление можно подразделить на догматическое и сверхкритическое, сверхлогическое (рационалистическое) и сверхинтуитивное (иррационалистическое).

Пример иррационального мышления - мистическое умонастроение.
Нездравомыслие не всегда бывает выражено явно. Порой его трудно распознать. Человек может обладать литературным талантом, красно говорить и при этом источать ядовитые мысли. Известен также феномен ложной мудрости.

Говорят: рыба гниет с головы. Последствия от нездравомыслия бывают весьма печальные. В наше время, когда взаимовлияние людей значительно усилилось, нездравомыслие отдельных философов, писателей, политиков может быть губительным для многих людей, чревато негативными социальными последствиями...

ОТСЛЕЖИВАТЬ, ИЗУЧАТЬ, ИЗОБЛИЧАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ БОЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И, НАПРОТИВ, РАЗВИВАТЬ, ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ФИЛОСОФИЮ ЗДРАВОГО СМЫСЛА - ДВУЕДИНАЯ ЗАДАЧА, ОТ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Из книги "Как мы думаем? Введение в философию мышления". Текст книги см. на моем сайте.

Рецензии

Здоровье в понимании ученых предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния в сочетании интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала. По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Представьте себе рослого человека, о котором говорят косая сажень в плечах. Кроме его крепкого здоровья, можно заметить его неестественное влечение к насекомым - сутками напролет бегает за бабочками, рассматривает под лупой спаривающихся дрозофил и тому подобное. Эту страсть совсем не разделяет другой специалист - дезинсектор. Пусть он будет вторым объектом нашего исследования. Несмотря на полученное второе техническое образование, он не нашел работу по профессии и второе десятилетие занят нелюбимой работой - уничтожает насекомых, среди которых нередко попадаются полчища любимых первым персонажем дрозофил. Два высших образования не обеспечило его социальное благополучие и наш второй подопечный вынужден существовать в нищенских условиях.

На самом деле, можно представить себе массу вариаций социально-психологических условий жизни различных людей, среди которых на поверку окажется, что нет здоровых людей. Отсюда я бы рассматривал вашу тему с другого аспекта - со стороны индивидуального помешательства.

Любимая работа - помешательство. Коллекционирование марок, значков, монет - помешательство. Даже помощь ближнему может считаться помешательством - все зависит от того, насколько серьезно мы к этому относимся и насколько привычно выглядит то или иное условно здоровое меньшинство со своим помешательством в глазах условно здорового большинства.

А кто скажет, что не помешательство коллекционирование скальпов? Для североамериканских индейцев, например, это было в порядке вещей, а мы легко повесили на них ярлык: дикие и кровожадные, т.е. ведущие асоциальный (читайте, не здоровый) образ жизни. Между тем, европеец, намеренно продавший индейцу одеяло, зараженное оспой, в глазах соотечественников считался вполне себе здоровым.

Не о всеобщем помешательстве тогда мы ведем речь? Когда один народ считает пороком иное вероисповедание, иную культуру и обычаи другого народа - это ничто иное, как массовое помешательство. Для того, чтобы признать тот или иной порок неприемлемым для здорового общества, необходимо всего лишь знать место и время, где можно заявить об этом во всеуслышание.

Выходит, мы все в какой-то степени сумасшедшие, причем некоторые помешаны на своем здоровье. Выходит, мы все, занятые реализацией своих личных помешательств в пределах определенного общества - большинство. А большинство, как известно, норма!

Выходит, мы, при всех наших сумасшествиях, нормальные!


-чувство правильности и общего блага. Понятие «здравый смысл» восхо-дит к Аристотелю, которым было разработано понятие «общее чувство», что в переводе на латынь впоследствии было названо sensus communis. Общее чувство, по Аристотелю, координирует и согласует между собой данные
пяти известных органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса. Благодаря общему чувству наши восприятия приобретают сбаланси-рованный характер: данные одних органов чувств проверяются и корректируются другими. В понятии здравого смысла момент согласованности и сбалансированности со-хранился. Тот, кто обладает здравым смыслом, редко впадает в крайности. Он умеет согласовывать свои слова и поступки. Поскольку он ко-ординирует свои действия, не теряет головы, о нем говорят, что он человек «здравый». Обладающий здравым смыслом не даст легко увлечь себя легкомысленными идеями и предложениями. Гуманисты италь-янского Возрождения определяли здравый смысл как «умеренный и надлежащий человеческий разум, который всячески печется об обще-ственных делах, а не обращает все к своей пользе, и также имеет уважение от тех, с кем общается; о себе полагает скромно и мягко». Для традиции британской мысли характерно подчеркивание значения здравого ума, который призван служить коррекции преувеличений. Здравый ум выступает в качестве средства против излишних крайностей, запу-танности и усложненности. Мо-ральные мотивы характерны для того оттенка здравого смысла, который обозначается как добрый смысл. В этом случае акцент делается на естественных склонностях людей, для которых не требуется специальных теоретических до-казательств. Это, например, склонность родителей заботиться о детях. Здравого смысла самого по себе недостаточно для науки и философии, но с его утратой наука и философия становятся невозможны.
ЗЕНОН ИЗ КИТИОНА (333-262 гг. до н. э.) - древне-греческий философ, основоположник стоицизма. Учение о происхождении мира из огня и периодически повторяющемся возвра-щении мира в огонь заимствована Зеноном из философии Геракли-та. Зенон в своем учении о мире как организме и в учении о дыхании (пневме) отождествил природный и нравственный закон, представив реальность как нечто благое и разумное. Введенное Зе-ноном деление философии на логику - физику - этику исходило из представления о том, что задача философии - научить человека правильно жить, т.е. ставить жизненные цели сообразно тому, что предписывается космическим законом, логосом, судьбой. Путь к познанию космоса начинается с чувственного восприятия. Чувства обманывать не могут. Истинными или ложными могут быть лишь высказывания, которые разум о них выносит. Акт разумной «оценки» содержания «впечатлений» передается термином «соппасие» или «одобрение» смысла впечатлений. В этом понятии суммируется способность разума к от-ветственному самоопределению. Зенон впервые положил принцип «ты должен» и понятие «долга» в основание этики. Сообразно с долгом то, что внушается разумом. Страсть - душевное волнение, порожденное ложными суждениями и противное природе. Мудрец - бесстрастен, он сознает всекосмиче- ское единство, обладая внутренней свободой по отношению ко всему внешнему. Идеи Зенона были развиты и переосмыслены в период «средней» и «поздней» Стой.
ЗЕНОН ИЗ ЭЛЕИ, Южная Италия (ок. 490 г.-430 г. до н. э.) - представитель школы элеатов, ученик Парменида. Зенон известен своими апориями (неразрешимые за-труднения). Оппоненты элеатов спорили с постулатами о единстве бытия и его неподвижности, апеллируя к чувственно-конкретной реальности, которая многообразна и изменчива. Зенону удалось построить такие логические модели, которые впоследствии были названы апория-ми, направленными в защиту основных идей элеатов. Доказательство строится «от противного», т.е. ис-следуется логическая структура «мира мнений» и выводятся следствия из них. Поскольку следствия оказываются противоречивыми, понятия сводятся к абсурду и отбрасывают-ся. Известны апории против движения: «Дихотомия» (разрубание надвое), «Ахилл и черепаха», «Стрела» и «Стадион». В основу апорий легла идея различения, выражаясь современным языком, континуальности пространства (его бесконечной делимости, когда между двумя максимально близкими точками можно поста-вить еще точку) и его квантиро- ванности (прерывности, оформ- ленности, отграниченности). Движение, по Зенону, оказывается невозможным ни при допущении непрерывности пространства (две первые апории), ни при его прерывности (две следующие). Сохранились апории, направленные на доказательство единства бытия. С Аристотеля пошла традиция считать, что от Зенона Элейского берет начало диалектика.
ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881-1962) - русский религиозный философ, психолог, богослов. Окончил Киевский университет (истори- ко-богословский и естественно-математический факультеты). Занимался на философском и классическом отделениях. Для написания магистерской диссертации «Проблемы психической причинности» выезжал в Германию. В период с 1915 по 1919 гг. - доцент, затем профессор Киевского университета. В 1918 г. министр культуры в правительстве
гетмана Скоропадского. В 1919 г. покидает Россию. С 1920 по 1923 гг. - процессор философии Белградского университета, с 1923 по 1926 гг. возглавлял основанный им педагогический институт в Праге, руководил кафедрой экспериментальной и детской психологии. С 1925 г. - профессор философии и психологии в Православной бого-словской академии в Париже, заведующий кафедрой философии. В 1939 г. был арестован французскими властями и больше года находил-ся в концлагере. В 1942 г. принял сан священника. Зеньковский - автор наиболее полного на сегодняшний день исследования по истории философии в России - «История рус-ской философии» (тт. 1-2, 1948-1950). Наряду с преемствен-ностью русской философии от за-падноевропейской, Зеньковский отмечает ее связь со своей религиоз-ной стихией, со своей «религиозной почвой», усматривая в этом главный корень своеобразия русской мысли, получившей развитие как в рели-гиозных, так и материалистических, позитивистских концепциях. Зеньковский констатирует сосредо-точение интересов русской философии в области онтологии и антропологии и второплановость вопросов теории познания. Признавая влияние европейской философской традиции, настаивает на тезисе о самобытности и оригинальности русской философии.
Философия для Зеньковского неотделима от религиозного опыта и интуиции. По его собственному признанию, в начальный период творчества он находился под сильным влиянием В. С. Соловьева и JI. М. Лопатина. Осмысление христианского понятия первородного греха, объясняющее наличие в человеке свободы и од-новременно ограниченность ее, привело Зеньковского к пересмотру основных начал метафизики и гносеологии. Зеньковский приходит к метафизическому ис-толкованию субъекта познания, т. е. к утверждению, что источником светоносной силы, созидающей разум, и регулятором позна-вательных процессов является Бог. Антропология Зеньковского также основана на обосновании догмата о первородном грехе, ис-казившем первоначальную це-лостность человеческой личности, восстановление которой и является смыслом индивидуальной человеческой жизни и человеческого общества в целом. Значителен вклад Зеньковского в области психологии и педагогики. ЗИММЕЛЬ Георг (1858- 1918) - немецкий философ и социолог, один из главных пред-ставителей поздней «философии жизни». Разрабатывал преимущественно проблемы философии культуры и социологии. По Зим- мелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудоч-но-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий истории, многооб-разных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерп-ретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гума-нитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам. «Трагедия культуры», ее судьба состоит в вечном конфликте между творческой пульсацией жизни и застывшими, объективированными формами культуры. Культурно-исторические формы обречены бесконечно рождаться, поддерживая жизнь, и отмирать, становясь ее тормозом. Борьба жизни против принципа формы вообще - характерная, с точки зрения Зиммеля, черта современного ему этапа развития культуры. В социологии он стремился сформулировать такие теоретические суждения, которые в своей совокупности уловили бы форму базисных социальных процессов - подход, который он назвал «формальной социологией». Предмет социологии, таким образом,- неизменные формы социального взаимодействия индивидов, неза-висимые от конкретно-историче- ской обстановки. Основные произведения: «Проблемы философии истории», «Социальная дифференциация», «Конфликт совре-менной культуры» и др.

Что такое «здравый смысл»?

Иногда кажется, что «здравый смысл» - это умение рассуждать разумно. Но ведь важно не то, что человек рассуждает разумно, а то, на чем он основывается, строя свои «разумные рассуждения». Разве не разумно ведет себя человек, который, находясь в приступе «белой горячки», атакуемый своими галлюцинациями - чертями, змеями и прочими монстрами, бросается наутек или даже выпрыгивает из окна? Нет, право, он ведет себя абсолютно разумно! Если на тебя нападают черти, то вполне разумно взять ноги в руки и делать ноги. Не стоять же и не ждать, пока они утащат тебя в ад! Конечно, нужно спасаться. Очень разумно… Иными словами, разумное действие и действие, продиктованное здравым смыслом, это отнюдь не одно и то же. Разве создатели атомной бомбы ваяли свой знаменитый продукт без участия разума? Нет, конечно, с участием, и еще каким! Но здравого смысла в создании атомной бомбы нет и быть не может, хотя бы потому, что радиация распространяется на тысячи километров и поражает территории на многие сотни лет. Поэтому если вы хорошенько атакуете военные базы на Аляске, то, во-первых, радиационные облака покроют весь российский Дальний Восток, Сибирь и далее по списку. Во-вторых, возникнет экологическая катастрофа, а завоеванную таким образом Аляску невозможно будет использовать; считай, что и не завоевывали. Как ни крути, ничего более бессмысленного и абсурдного, чем применение атомного оружия, нет и быть не может. Однако разум (и еще какой!) участвует и в разработках нового оружия, и в создании военных планов. Но здравый смысл…

Итак, разумность и здравый смысл - вещи, мягко говоря, разные. Иллюзии - это, как ни странно, тоже плод нашего разума. Левое полушарие, хотя оно и называется «разумным», играет в формировании наших иллюзий не меньшую, а может быть, даже и большую роль, нежели правое. И лишь здравый смысл - это единственное противоядие, способное избавить нас от иллюзий, предупредить ошибочные поступки и наладить нашу жизнь.

Я бы хотел уповать на разум. Но что мой разум, если ему задают направление, в котором он обязан двигать ся? Какой в нем прок, если он вынужден следовать в русле случайной, по сути, оценки событий? Я бы хотел разобраться, я бы хотел изучить, понять, уяснить суть и принять решение. Я бы хотел дать возможность про явить себя моему здравому смыслу. Но… Но факт остается фактом: все возможности своего разума я трачу не на то, чтобы быть объективным и освоить реальность, а лишь с тем, чтобы усилить сво: взбалмошный субъективизм и удалиться от реальности как можно дальше.

Вот почему мы должны разобраться в том, какие иллюзии господствуют в нашем правом полушарие и поддерживаются нашим левым полушарием. Мы должны знать их по именам, чтобы иметь возможность вовремя озаботиться, дистанцироваться от этой игры изучить вопрос, стоящий на повестке дня, и дать ему объективную оценку.

Только уяснив для себя суть и содержание данной жизненной ситуации, мы можем принять в ней правильное, действительно нужное нам решение, согласованное с нашим здравым смыслом. В противном случае мы будем постоянно совершать одни и те же ошибки, наступать на одни и те же грабли.

Loading...Loading...