Стиль делового общения. Деловое профессиональное общение: основы и правила

Коммуникативная культура в деловом общении

Лекция 3.

  1. Управление деловым общением Коммуникативная культура - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату. В корне коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость . Грубые взаимоотношения являются не только показателœем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%. Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всœего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. При этом если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару. Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всœего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными бывают замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу личной стороны жизни человека и т. д. Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. ^ Антиподами скромности являются высокомерие , развязность, позерство. Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью. Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей. Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:
  • эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его аналогично тому, как они;
  • доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;
  • аутентичность - способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
  • конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
  • инициативность - способность ʼʼидти впередʼʼ, устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
  • непосредственность - умение говорить и действовать напрямую;
  • открытость - готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;
  • принятие чувства - умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;
  • самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.

Человек начинает лучше понимать других, в случае если познает следующие аспекты собственной личности:

  • собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы;
  • свои перцептивные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;
  • готовность воспринимать новое во внешней среде;
  • свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур;
  • свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды;
  • свои способы персонализации внешней среды, т. е. основания и причины, по которым что-то во внешней среде воспринимается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина. ^ Коммуникационный процесс можно разбить на пять этапов: I этап - начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, ʼʼчто именноʼʼ (какую идею и какой форме ее выразить) и ʼʼс какой цельюʼʼ он хочет передать и какую ответную реакцию получить. II этап - воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д. III этап - передача инфрмации через использование выбранных каналов связи. IV этап - получатель информации переводит вербальные (словесные) и невербальные символы в свои мысли - данный процесс называют декодированием. V этап - этап обратной связи - отклик получателя на полученную информацию, на всœех этапах коммуника­ционного процесса могут существовать помехи, искажа­ющие смысл передаваемой информации. Руководитель от 50 до 80% времени тратит на коммуникацию, ведь он должен довести информацию до подчинœенных и получить от них требуемую реакцию, а также осуществлять информационное взаимодействие с коллегами и вышестоящим руководством. 80% зарубежных руководителœей считают, что обмен информацией - одна из самых сложных проблем в организациях, а неэффективные коммуникации - это главное препятствие на пути достижения успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целœей. ^ Выделяют 4 коммуникативные роли: 1) ʼʼсторожʼʼ - контролирует течение информации к другому человеку в одной и той же коммуникационной сети (эту роль играют секретари, диспетчеры); 2) ʼʼлидер мненийʼʼ - способен оказывать влияние на установки и поведение некоторых других людей (влияние неформальным образом); 3) ʼʼсвязнойʼʼ - связывающее звено между группировками в коммуникационной сети; 4) ʼʼпограничникʼʼ - человек в коммуникационной сети, имеющий высокую степень связи с организационным окружением.

1.4 Управление деловым общением Управление общением - это многообразные формы и методы управления взаимодействием людей.

В процессе делового общения благодаря установившимся контактам происходит восприятие людьми каких-то сведений, настроений, распространение или пресечение слухов, поддержка или развенчание источника информации. Вполне понятно, что всœе деловые люди должны владеть техникой живого контакта͵ как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а также умением обращаться со словом.

При общении происходит взаимодействие, по меньшей мере, двух личностей, общение - вид самостоятельной человеческой деятельности, и атрибут других ее видов. Деловое общение - важнейший фактор не только становления и самосовершенствования работника, но и его духовного и физического здоровья. Вместе с тем, общение - универсальный способ познания других людей, их внутреннего мира. Благодаря деловому общению работник приобретает свой неповторимый набор личностно-деловых качеств.

Деловое общение выполняет многообразные функции, главными из которых являются:

‣‣‣ организация совместной деятельности;

‣‣‣ формирование и развитие межличностных отношений;

‣‣‣ познание людьми друг друга.

Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника кадровой службы. Иными словами, работник кадровой службы, как профессионал, должен уметь:

‣‣‣ формулировать цели и задачи общения;

‣‣‣ организовывать общение;

‣‣‣ разбирать жалобы и заявления;

‣‣‣ владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;

‣‣‣ вести переговоры, управлять деловым совещанием;

‣‣‣ предупреждать конфликты и разрешать их;

‣‣‣ доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;

‣‣‣ осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением.

Существуют социально-психологические методы управления общением: заражение, внушение, подражание, убеждение, мода, принуждение.

Заражение - это бессознательное, стихийное принятие личностью определœенного психологического состояния.

Внушение -- это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

Подражание - это воспроизводство одним человеком определœенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания - следование моде , и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всœевозможных кумиров в молодежной среде.

Убеждение - это целœенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение - активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.

Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации. Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.

Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Подражание как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в т.ч. и деловой практике.

Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или каким-то другим способом в определœенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа - основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.

Принуждение по сравнению с предыдущими методами - это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В корне принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение должна быть оправдано в исключительных случаях, в частности, в случае если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.



2 Формы делового общения. Организация презентаций, официальных приемов, коктейлей и брифингов 18

Заключение 25

Список литературы 26

Введение

Деловое общение - это сложный, многоплановый процесс взаимодействия между людьми на основе обмена информацией в сфере профессиональной деятельности и бизнеса.

Деловое общение это очень актуальная и распространенная тема на сегодняшний день. Люди, которые занимаются бизнесом им деловое общение очень необходимо. Так как умение вести переговоры с деловыми людьми, уметь правильно подбирать слова, принимать правильные и стандартные решения это является их главной задачей, от этого зависит карьера делового человека в будущем. Потому как бизнес это профессиональная деятельность в сфере которой люди устанавливают друг с другом контакт, обмениваются важной информацией для того чтобы в дальнейшем строить планы и добиваться намеченной цели. Также деловое общение необходимо в сфере управленческой деятельности, то есть в менеджменте, так как менеджеру необходимо в первую очередь уметь вести деловые беседы, проводить деловые сделки, также менеджер должен уметь проводить деловые совещания, уметь организовывать задачи, а также разного рода мероприятия для своих подчиненных. Менеджер должен принимать правильные, а в некоторых случаях нестандартные решения. Деловое общение необходимо и таким личностям как президентам, так как они ежедневно ведут переговоры с президентами других стран, решают вопросы всего мира, устраняют конфликты.

Тема делового общения очень интересна в изучении и полезна, так как от умения правильно и красиво выражаться зависит в дальнейшем карьера человека. Особенно в управленческой деятельности важна такая наука как деловой этикет. Знание делового этикета - это залог предпринимательского успеха.

1 Принципы и стили делового общения. Основные этапы деловой беседы

Одной из важнейших сторон корпоративной культуры является корректное деловое общение. Деловое общение – это искусство, позволяющее войти в контакт с партнерами по бизнесу, преодолеть личные предубеждения, неприятие того или иного контрагента, достичь желаемого коммерческого результата. Под деловым общением понимается любое общение, способствующее решению коммерческих задач. К принципам делового общения относятся:

    признание равенства и неповторимости каждого из партнеров,

    априорное признание существования того или иного «зерна истины» в каждой точке зрения;

    взаимное обогащение участников общения.

Установление неформальных контактов, как правило, увеличивает и коммерческую эффективность (но это далеко не «истина в последней инстанции»).

Установление деловых контактов должно сопровождаться соблюдением следующих правил:

    перед началом переговоров необходимо получить информацию о партнере. Если же это не удалось, то переговоры следует начать со знакомства. Не сосредотачиваясь лишь на проблемах и, разумеется, не сообщая информацию конфиденциального характера, укажите не только на достижения Вашей фирмы, но и на неудачи, покажите, какого рода итогов в виде дальнейшего развития Вашего бизнеса Вы ждете от деловых контактов с новым партнером;

    стремитесь к созданию атмосферы открытости, конструктивного диалога, взаимопонимания (наряду, конечно, с естественным стремлением к максимизации эффективности);

    оценивайте реальные возможности – это лучший способ показать свои ответственность и надежность.

Пути достижения взаимопонимания также достаточно хорошо известны, поэтому кратко перечислим их. Необходимо умение грамотно проявлять свои чувства, оставаться самим собой и, в то же время, следовать общепризнанным правилам этикета, особенно на переговорах с иностранными партнерами. Здесь, как всегда, надо «проскользнуть между двумя чудовищами». Нельзя допускать разгула эмоций, особенно при общении с западноевропейскими, японскими, китайскими партнерами. Но не стоит превращаться в «человеческий монолит», так как излишнее хладнокровие может и оттолкнуть от Вас. Умение понимать, видеть и слышать партнера, учитывать невербальные аспекты общения – это необходимые черты любого коммуникатора.

Существуют различные оценки того, какая часть информации идет в «бессловесной» форме (в работах некоторых психологов высказывается мнение, что не вербально воспринимается добрая половина информации). Разумеется, главное, все же, умение грамотно изложить свои мысли о конкретных действиях и перспективах предстоящей совместной работы, но соблюдение дистанции в общении, корректное использование мимики и жестов будут весьма выгодными чертами для современного бизнесмена.

Этапы делового общения. Грамотный стиль деятельности руководителя особенно необходим при общении с партнерами.

Во внешнем деловом общении выделяют следующие этапы (стадии):

    установление контакта;

    ознакомление;

    принятие решения;

    окончание контакта.

Начало общения и знакомство, если проходит первая встреча деловых партнеров, предполагают соблюдение ряда правил, диктуемых элементарной вежливостью, но имеющих некоторую специфику, поскольку руководитель – это лицо фирмы. После приветствия и представления необходимо сделать краткую паузу – дать партнеру возможность включиться в общение. Можно без детализации назвать проблемы предстоящих переговоров. Если переговоры проходят в Вашем офисе, то не забывайте об обязанностях хозяина. В ходе переговоров можно предложить кофе, минеральную воду и тому подобное, по окончании – фуршет. Вовсе не нужна излишняя роскошь. Она, вполне вероятно, вызовет подозрения, что Вы стремитесь «пустить пыль в глаза». Если Ваши партнеры – еще не «раскрученная» фирма, то тем более стремление «подавить» роскошью может испортить контакт. Другие обязанности хозяина коротко напомним. Помещение для переговоров должно быть подготовлено в техническом отношении. На столах должны лежать блокноты и ручки, папки с символикой Вашей фирмы. Собственно переговорный процесс должен отвечать общим принципам равноправной и демократичной, но формальной, деловой, институциализированной, (в значительной мере официальной) коммуникации:

    в случае отступления кого-либо из участников от норм протокола, в жесткой, но корректной форме призовите к порядку: «Здесь деловые переговоры, поэтому не приняты грубость (переход на личности, неформальная лексика …)»;

    в столь же корректной форме требуйте соблюдения регламента;

    спикер вправе и поддержать выступающего, если последний волнуется (в аудитории волнуются и ораторы с многолетним стажем), а выступление заинтересовало собравшихся (это может быть сделано репликами: «Очень интересно, продолжайте» и тому подобное).

Стиль делового общения – это система средств, приемов, механизмов, способов воздействия на партнера для достижения положительных результатов коммуникации, элементами которого являются:

    комплексность всех мероприятий;

    знание возможностей партнера;

    умение маневрировать ресурсами (финансовыми, материальными, временем);

    грамотное распределение и перераспределение обязанностей, прав и полномочий, ответственности между партнерами.

Основные виды делового стиля:

    демократичный, предусматривающий равноправие участников;

    проблемно-целевой, которые предусматривает определение характера общения ситуацией.

Авторитаризм нежелателен (хотя и часто встречается) в общении «начальник-подчиненный». Демократичный стиль иногда порождает «обратную» проблему: неформализация общения не всегда желательна. Проблемно-целевой подход, сосредоточенность на проблеме и путях ее решения требует высокой квалификации, причем как профессиональной, так и коммуникативной, участников переговоров.

Деловая беседа является основной и наиболее распространенной формой делового общения. Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом.

Понятие «деловая беседа» весьма широко и достаточно неопределенно: это и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями.

Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, с тем чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы – убедить партнера принять конкретные предложения.

Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций, к которым относятся:

    поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;

    обмен информацией;

    контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

    взаимное общение работников из одной деловой среды;

    поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

    поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран.

Основными этапами деловой беседы являются:

    подготовка к деловой беседе;

    установление места и времени встречи;

    начало беседы: вступление в контакт;

    постановка проблемы и передача информации;

    аргументирование;

    опровержение доводов собеседника;

    анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта либо конфронтация участников;

    принятие решения;

    фиксация договоренности;

    выход из контакта;

    анализ результатов беседы, своей тактики общения.

Подготовка к деловой беседе , особенно по решению спорных и деликатных вопросов (разрешение конфликта, торговые переговоры, экономические или политические соглашения, сделки и т.п.), является трудным и ответственным делом, включает составление плана беседы на основе установления основных задач беседы, поиск подходящих путей для решения этих задач, анализа внешних и внутренних возможностей осуществления плана беседы, прогноза возможного исхода беседы, сбора необходимой информации о будущем собеседнике, отбора наиболее веских аргументов для защиты своей позиции, выбора наиболее подходящей стратегии и тактики общения, а также давление, манипуляцию, просьбы помощи, сотрудничество.

Установление места и времени встречи для деловой беседы может осуществляться по-разному, в зависимости от установок – позиций участников. Позиция «сверху» реализуется примерно так: «Я жду вас в 16 часов у себя в кабинете», но на «чужой территории» осуществление такой позиции затруднено. Позиция «снизу» осуществляется как просьба: «Мне желательно с вами посоветоваться, когда и куда мне подъехать?». Позиция «на равных» звучит примерно так: «Нам необходимо поговорить. Давайте согласуем место и время нашей встречи».

Существуют такие понятия, как психология и этика делового общения. Этика формирует основные правила поведения, которые являются унифицированными и определяют вас как ответственного и внимательного человека в деловой сфере. Психология имеет массу нюансов, и она позволяет достигать в деловом общении нужных вам результатов. Основой делового стиля общения выступает ваше нормированное поведение, которое входит в четко установленные рамки, определенные социумом, а также особенности использования психологических вариантов воздействия на оппонента, что позволяет достигать поставленных целей в общении.

Что такое деловой стиль общения?

Деловое общение – это своеобразное взаимодействие между несколькими людьми. Причем, само общение изначально строится вокруг общего дела. Поэтому, основным правилом делового общения считается то, что человек не должен забывать, что он общается исключительно ради дела, а не ради собственного удовольствия и не ради забавы, соответственно, существуют четко нормированные правила общения, которые позволяют сокращать расход времени в процессе общения.

Стиль делового общения основан на таких факторах:

  1. Четкость;
  2. Точность;
  3. Лаконичность;
  4. Профессионализм;
  5. Обсуждение четко определенной тематики.
Соответственно, сам по себе деловой стиль общения основывается на том, что человек не должен отнимать лишнего времени у своих оппонентов. Конечно же, бывают деловые завтраки, обеды и пр. Бывают дружеские встречи двух людей, которые знают друг друга крайне долго, а соответственно, им есть о чем поговорить кроме бизнеса. Тем не менее, это уже исключения, а правило гласит – лаконичность и точность. Не нужно переводить разговор на личные или же отвлеченные темы. Все должно быть крайне точным и четким.

Психология общения

  1. Всегда нужно быть настроенным позитивно. Позитивные эмоции провоцируют весьма существенное количество приятных моментов в общении;
  2. Наличие ранее подготовленной темы и ответов на различные вопросы. Вы должны быть готовыми ко всему;
  3. Эмоциональный контроль. Все ваши эмоции, которые будут спровоцированы общением, должны оставаться только у вас внутри. Соответственно, вы должны оставаться внимательным, аккуратным в общении и не проявлять своих эмоций так, чтобы они стали очевидными для остальных;
  4. Старайтесь не повышать голос, не скандалить и старайтесь сразу же высказывать определенные сомнения по тому или же иному поводу, чтобы провоцировать оппонента на нужный уровень дискуссии.

Официально-деловой стиль общения: основы

Данный стиль чаще всего используется в деловом общении и профессиональной деятельности. Существуют три основных типа официально-делового стиля:
  1. Административно-канцелярский;
  2. Дипломатический;
  3. Законодательный.
Каждый стиль имеет свою определенную специфику, а также различные коммуникативные формы, различные речевые клише. Существуют определенные профессиональные слова, которые присущи тому или же иному стилю.

Деловой стиль общения требует своеобразной точности речи. Данная точность достигается посредством использования определенных терминов, которые используются в том или же ином случае, в том или же ином стиле.

Термины, используемые в том или же ином стиле определяют:

  1. Наименования документов;
  2. Профессий;
  3. Состояний;
  4. Функций;
  5. Процессуальных моментов.
Деловой стиль также требует объективности. Но, при обсуждении определенных вариантов сделок, можно использовать субъективный метод и анализ, что позволяет вызывать на более детальную дискуссию своих оппонентов.

Это основные черты и характеристики делового стиля общения, который основывается на знании нюансов официально-делового стиля, делового этикета и знаниях психологии.


Экономия денежных средств – процесс весьма сложный. Вам нужно рассчитать расходы наперед, правильно составить список всех необходимых вещей и продуктов, открыть банковский счет,...


Контроль эмоций – это своеобразная часть эмоционального и психологического развития личности человека. Путь развития человека часто сталкивается с различными психологическими...


Управлять и манипулировать другими людьми, значит, во всем и всегда достигать поставленных целей и желаемых результатов. Существуют различные психологические методы управления,...


Чтобы достичь значительного успеха в любой сфере деятельности, нужно научиться максимально правильно использовать свое время. Эффективность использования времени в случае...

Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербурга. Университет сервиса и экономики.

Деловые коммуникации
"Стили делового общения"

Санкт-Петербург.

2012г.
Содержание

Введение 2
Официально-деловой стиль общения 3
Научный стиль общения 5
Публицистический стиль речи 7
Разговорно-бытовой стиль 9
Вывод 10
Список литературы 11

Введение:
Все люди различаются по стилю общения - устойчивым характеристикам в общения различных ситуациях. Стили общения существенно определяют поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия.
Характер содержания взаимодействия, как уже было отмечено, зависит прежде всего от речевых средств общения, которые образуют в коммуникации существенную логико-смысловую линию. Ведущей характеристикой современного стиля общения является краткость и простота построения фразы, речевой конструкции, использование бытовой или профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов.
В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный).

Официально-деловой стиль общения.
Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности. Он обслуживает сферу правовых, управленческих, социальных отношений и реализуется как в письменной форме (деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.), так и в устной (отчетный доклад на собрании, выступление на деловом совещании, служебный диалог, беседа, переговоры).
В официально-деловом стиле различают три подстиля:
- законодательный;
- дипломатический;
- административно-канцелярский.
Каждый из перечисленных подстилей имеет свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише. Так, меморандум, нота, коммюнике используются в дипломатической коммуникации; расписка, справка, докладная записка, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика, выписка из протокола - в административно-канцелярском стиле; закон, статья, параграф, нормативный акт, предписание, повестка, указ, кодекс и пр. - в законодательном стиле.
Деловой стиль общения требует предельн ой точности речи, которая достигается прежде всего использованием терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных.
Термины чаще всего обозначают:

    наименование документов: постановление, уведомление, зарос, договор, контракт, акт и ДР.;
    наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению: педагог, судья, менеджер по продажам, брокер, президент компании, следователь, психолог, коммерческий директор, маркетолог, бухгалтер и пр.;
    процессуальные моменты, например: осуществить экспертизу, провести допрос, выемку, аттестацию, сделать оценку или выполнить какие-то профессиональные действия (информировать, подготовить отчет, написать справку и т.п.).
Деловой стиль требует объективности информации. В документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, употребление эмоционально окрашенной лексики, вульгаризмов. Этот стиль характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств (КИЯ - коротко и ясно). Согласно данным психологических исследований, половина взрослых людей не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов. Кроме того, если фраза длится без паузы более 6 секунд, нить понимания обрывается. Фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается.
Официальная сфера общения, повторяющиеся стандартные ситуации, четко ограниченный тематический круг деловой речи определяют ее стандартизированностъ, которая проявляется не только в выборе языковых средств, но и в формах документов. В них обязательны общепринятые формы изложения и определенное г расположение структурно-композиционных частей: вводная часть, Описательная часть, регулятивная и резюмирующая части.
В деловой речи широко используются речевые клише и речевые шаблоны, например:
- для выражения признания - приносим наши извинения за...;
- выражения просьбы - мы очень рассчитываем на вашу помощь в...;
- выражения одобрения и согласия - я полностью согласен с вашим мнением...;
- завершения разговора - я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы...
Деловой стиль является самым распространенным в повседневной практике формального общения. Чем больше работники следуют этому стилю, тем больше в организации порядка, взаимопонимания и организационной культуры.
Научный стиль общения.
Язык науки используется в деловой коммуникации людей, занимающихся научной, исследовательской и педагогической деятельностью, вырабатывающих объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительности, вскрывающие их закономерности. Научный стиль характерен для научных трактатов, статей, тезисов, докладов, диссертационных исследований, научных трудов, а также для выступлений на конференциях и симпозиумах, на семинарах и лекциях.
Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому содержание научного взаимодействия участников такого общения требует максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей.

К основным характеристикам научного стиля общения можно отнести следующие:

    отвлеченная обобщенность (считается; говорят; как замечено; нередко; зачастую; как правило; довольно часто; в большинстве случаев; наиболее часты; крайне; и т.п.);
    логичность изложения информации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций;
    абстрактная лексика (существуют; имеются; состоит; используются; употребляются; и пр.);
    вместо местоимения «Я» чаще используется местоимение «Мы» (например: нам представляется; мы считаем; по нашему мнению; как показывает наш опыт; по нашим наблюдениям; мы придерживаемся точки зрения; и т.п.);
    безличные предложения (например: необходимо отметить; следует остановиться на рассмотрении; представляется возможным; можно сделать вывод; как свидетельствует практика; следует сказать; и т.п.);
    сложноподчиненные предложения (придаточные условные с союзом «если..., то» и придаточные времени с союзом «в то время как»).
При научном стиле отдельные композиционные части текста обычно выстроены в логической последовательности. Для этого применяются разнообразные приемы, например перечисления: во-первых, во-вторых, в-третьих; или «вначале было это, затем то...»; или «если это так, то из этого следует...». Для связок внутри текста используются и такие речевые конструкции, как: однако; между тем; в то время как; тем не менее; поэтому; сообразно е.; следовательно; к тому же; обратимся к...; рассмотрим; необходимо остановиться на...; итак; таким образом; в заключение скажем; все сказанное позволяет сделать вывод; как видим; подводя итог; следует сказать.
Научный стиль общения более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, при участии в научно-исследовательских или научно-практических конференциях и симпозиумах, где людей объединяет определенный уровень компетентности и есть потребность обменяться научными достижениями. В то же время использование научного стиля, например, при ведении урока или чтении учебной лекции, как показывает практика, не дает необходимого положительного результата, более того, плохо воспринимается слушателями. Заметим также, что научный стиль допускает возможность чтения письменных материалов (озвучивания), однако восприятие такого текста на слух затруднено. Для повышения эффективности восприятия научного сообщения в последние годы распространенными стали стендовые доклады и иллюстрирование выступления с помощью мультимедиа.

Публицистический стиль речи.
Любое выступление на публике можно отнести к публицистическому: устное - речь, доклад, лекция, выступление на собрании или на митинге, интервью на телевидении или радио; или письменное - статья (заметка) в газете, рецензия на профессиональную книгу. Публицистический стиль (от лат. publicus - общественный), как правило, обслуживает сферу общественных отношений: политических, идеологических, экономических, культурных. Этот стиль речи широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитационных акциях, на выборах.

Основными характеристиками публицистического стиля общения являются следующие:

    информативность сообщения, его документально-фактологическая точность, собирательность, официальность используемых материалов;
    реальные жизненные явления и факты (проверенные, документальные источники); новизна фактов, в их основе реальные ситуации, события, вести с мест, рассказы очевидцев;
    книжно-абстрактные средства (например, такие слова, как: деятельность, обсуждение, исследование, понимание, доминирует, соотносить, процесс, понятие, система, востребованный, свидетельствует, предполагается, проводится, означает, требует, сказывается и пр.);
    приемы адресации, т. е. слова выступающего должны быть направлены к какому-то конкретному лицу (или группе). Это, в свою очередь, предполагает обратную связь - вопросы и ответы («Я обращаюсь к вам, студенты!», «Вы, сидящие в этом зале», «Ребята!»);
    доступность информации для аудитории; экспрессивность, повышенная эмоциональность, артистизм. Употребляемые в тексте речи факты, как правило, выступающим оцениваются, комментируются, интерпретируются; широко используются высказывания известных лиц, анекдоты и исторические казусы (от лат. casus - сложный, запутанный случай), а также пословицы, афоризмы, художественные образы, повторение слов, метафоры, сравнения, цитаты, иллюстрации;
    лаконичность речи. Для уменьшения текста используется так называемая дистилляция (от лат. disillitio - перегонка, разделение) - тщательное редактирование и сокращение, отбор всего лишнего, предельная стилистическая шлифовка мыслей;
    юмор, остроты, ирония. В публичном выступлении они, в принципе, допустимы, в то же время безжалостная насмешка, злой сарказм, некорректные высказывания в адрес конкретных лиц не всегда уместны, а порой даже действуют разрушительно (например такое высказывание Бернарда Шоу в адрес докладчика, как: «Я бы очень хотел воспринимать вас всерьез, но это было бы тяжким оскорблением для вашегоинтеллекта»).
В публичном выступлении необходимо соблюдать осторожность при использовании информации, которую можно отнести к клевете и диффамации (от лат. diffamare - разглашать, порочить, лишать доброго имени), в виде ненависти, осмеяния, отчуждения, презрения, а также при компрометации дела, профессии того или иного лица, занимаемой им должности (от фр. compromettre - вредить кому-либо, подрывать репутацию, доброе имя). Кроме того, не рекомендуется высказываться негативно о возрастных, половых, территориальных, расовых, сексуальных и других принадлежностях или предпочтениях людей, сидящих в аудитории;
говорение непосредственно перед аудиторией, озвучивание текста и контакт глаз, при этом обычно используются разнообразные невербальные средства коммуникации: мимика, жесты, позы, интонации голоса, смена ритма речи, паузы, восклицания, улыбка и пр.
Таким образом, все три стиля востребованы и практически используются в профессиональной коммуникации для достижения тех или иных целей.
Разговорно-бытовой стиль.
В отличие от деловых стилей, разговорная речь обслуживает сферу неформальных отношений, которые бывают не только в быту, в семье, дружественном кругу, но и профессиональной среде. Разговорная речь, как известно, выполняет функцию межличностного общения, поэтому наиболее часто проявляется в устной форме, в диалоге, в котором говорящие участвуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком общении не предусмотрено.
Поскольку разговорная речь способствует самовыражению, проявлению индивидуальных особенностей личности, постольку она эмоционально окрашена. Большую роль здесь играют невербальные средства коммуникации и экспрессивные сигналы тела. Кроме того, в неформальном общении широко используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные высказывания, а Также сокращения (Питер, читалка, общага), сленг («э-блин», «я тащусь»), разговорно-бытовая фразеология («гол как сокол», («бежит как угорелый», «как снег на голову», «упрям как осел», «где тебя черти носили» и т.п.), глагольные междометия (шмяк, ;Скок, шмыг), разнообразные частицы (этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т.п.). Широко практикуются вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. Такой стиль речи, несомненно, может быть использован лишь в определенных ситуациях. Таким образом, соблюдение стилевых правил и норм позволит каждому человеку соответствовать имиджу делового человека и достигать желаемых результатов на основе кооперации совместных усилий, сближения целей и сотрудничества.
Вывод
Тема коммуникации является, конечно центральной магистралью в жизни любого человека. Особенную значимость она приобретает для делового человека. Ведь каждый день с утра до вечера мы вступаем во множество прямых и опосредованных взаимоотношений. Мы не можем жить без общения, находясь в обществе. От качества нашей коммуникации прямо зависит наш капитал, семья, карьера, признание. Проблемы обучения стратегиям управления и технологиям деловой коммуникации стали наиболее актуальными проблемами современного менеджмента. В условиях стремительного развития общества и жесткой конкуренции на рынке компаниям необходимо постоянно развиваться, приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, обучать персонал и управленческий аппарат в соответствии с требованиями прогресса. Только в этом случае компании будут конкурентоспособными и эффективными.
Каждая конкретная профессиональная цель требует того содержания коммуникации, которое позволяет ее осуществить и добиться необходимых результатов. Если цель коммуникации - разъяснить что-либо, то содержание информации будет инструктивным (инструктаж), повествующим (консультация) или рассуждающим (комментарий). При необходимости опровержения чьих-то аргументов будут использованы тезисы, доказательства, контраргументы, критические высказывания. Кроме того, на содержание деловой коммуникации могут влиять и особенности складывающейся ситуации и личностный потенциал партнера.
Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм. Частное общение - это общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных мероприятий, на так называемых «корпоративах» - словом, тогда, когда оно характеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к качествам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выражений в частном общении более свободный и регулируется этическими нормами, принятыми в данном обществе традициями и степенью близости собеседников. Так что в результате эта работа может помочь разъяснить систему деловой коммуникации во всем ее многообразии форм и подходов.

Список литературы:

1) Научный портал http://safety.s-system.ru/
2) Информационно справочный сайт: http://psyera.ru
3) Универсальная энциклопедия Википедия - http://ru.wikipedia.org
4) Электронная библиотека http://www. bibliofond.ru

Существует большое количество видов делового общения в зависимости от основания классификации. Классный руководитель в своей профессиональной деятельности, так или иначе, сталкивается с каждым из видов. Поэтому ему необходимо знать классификацию и особенности каждого из видов делового общения. В данном разделе приведем наиболее популярные классификации . По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.Устные виды делового общения, в свою очередь, принято делить на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся: приветственная речь; торговая речь (реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании).Диалогические виды делового общения в себя включают: деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему; деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений; переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения, по какому - либо вопросу; интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения; дискуссия; совещание (собрание); пресс-конференция; контактный деловой разговор - непосредственный, «живой» диалог;телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.В непосредственной беседе классного руководителя с обучающимся наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации с помощью, которой педагог может не только установить контакт, но и понять, что тревожит ребенка в данный момент. Беседа или передача сообщений по телефону являются наиболее распространенными формами коммуникаций классного руководителя с родителями обучающихся. Данный вид беседы характеризуется непосредственным контактом и большим разнообразием способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части сообщения.Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.По содержанию общение может быть разделено на: материальное - обмен предметами и продуктами деятельности; когнитивное - обмен знаниями; мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.По средствам общения возможно деление на такие четыре вида: непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.; опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий; прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения; косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

По своей сути, педагогическое общение может осуществляться в разнообразных формах, которые будут зависеть от индивидуальных качеств педагога и его представления о себе как участнике этого процесса. Все это может рассматриваться в контексте стилей делового общения или педагогических стилей классных руководителей.

Интересной является классификация, выделяющая регламентированный и импровизационный стили педагогического взаимодействия, которые могут также рассматриваться как стили делового (педагогического) общения.

Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определенным шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в четкой организации учебно-воспитательной работы. Однако для этого процесса характерно возникновение новых, неожиданных условий и обстоятельств, которые не предусмотрены изначальной регламентацией и не могут быть бесконфликтно под нее «подогнаны». Возможности коррекции педагогического взаимодействия в нестандартных условиях в рамках регламентированного стиля весьма низки.

Импровизационный стиль в этом плане обладает, значительным преимуществом, т.к. позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возможно. Достоинства того или иного стиля спорны; оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом процессе элементов регламентации и импровизации, что позволяет одновременно соблюсти необходимые требования к процессу и результату обучения, а также при необходимости скорректировать механизмы взаимодействия.

Как правило, при рассмотрении стилей делового общения принято придерживаться и традиционной классификации, которая основывается на роли участников педагогического процесса.

Авторитарный стиль общения основывается на том, что роли строго регламентированы, причем обучающемуся принадлежит изначально подчиненная роль. Именно при этом условии осуществляется обучение и воспитание как целенаправленное воздействие на ребенка. Попустительский стиль внешне позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возможностью утраты контроля педагога над поведением воспитанников.

Демократичный стиль общения, при котором имеет место определенная регламентация ролей участников диалога, не ущемляющая, однако, свободы проявления индивидуальных склонностей и особенностей характера. Именно такой стиль позволяет гибко корректировать механизмы взаимодействия с учетом возрастающей роли учащегося как участника все более равноправного диалога.

Неправильное отношение к детям и неправильный стиль общения может привести к появлению такого явление как дидактогения.

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности обучающихся, затрудняет межличностные отношения. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии.

Некоторые педагоги считают допустимым с целью наказания ученика, либо для снижения его завышенной самооценки, публично высмеять его, подчеркнуть его недостатки, провести невыгодное сравнение с достижениями сверстников. С точки зрения школьной психогигиены такая форма педагогического общения крайне вредна, поскольку дает внешний эффект снижения нежелательной активности ученика, но не может ориентировать на положительные достижения в учебной деятельности и т.п. Таким образом, разрушается авторитет педагога, вера в его доброжелательность и справедливость, ослабляется чувство его психологической защищенности, необходимое для эмоционального равновесия ребенка. Чтобы предотвратить возникновение дидактогении у обучающегося, каждый педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, осуществлять воспитание учащихся с учетом их возрастных и индивидуально-психологических (главным образом личностных) особенностей.

Loading...Loading...