Что включает в экономическая теория. Что изучает общая экономическая теория? Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории

Второй – макроэкономикой.
Микроэкономика – область экономической теории, которая изучает экономическую деятельность таких субъектов экономики, как индивиды, домашние хозяйства, фирмы, отрасли и конкретные рынки.
В центре внимания микроэкономики находятся индивидуальные рынки товаров и услуг, механизм формирования цен на этих рынках, способы максимизации удовлетворения своих потребностей каждым человеком и максимизации своих доходов каждой фирмой.
Макроэкономика – область экономической теории, которая изучает функционирование экономики как целостной системы, позволяет сформулировать цели общегосударственной экономической политики и определить инструменты, необходимые для их достижения.
Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не с отдельными ее субъектами. Ее задача – анализ фундаментальных проблем, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, на общенациональном уровне. Такой подход позволяет объяснить, что такое безработица и инфляция, как развивается экономика и почему происходят периодически повторяющиеся экономические спады, какие существуют методы регулирования экономики, как стимулировать экономический рост, где границы государственного вмешательства в экономику.

2.какие основные этапы развития и становления прошла экономическая наука? Развитие экономической мысли до меркантилистов

Развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так, например, самой архаической и в то же время самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, проблема товарно-денежных отношений. История развития экономической науки является одновременно историей развития отношений обмена, общественного разделения труда и самого труда и в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других.

Вторая труднейшая проблема, которая в течение тысячелетий стояла перед экономической мыслью - это проблема производства прибавочного продукта. Когда человек в одиночку не мог себя прокормить, у него не было ни семьи, ни собственности. Поэтому-то люди в далекие времена жили общинами. Вместе охотились, вместе производили нехитрые продукты, вместе потребляли их. Даже женщины были общими, детей растили тоже вместе. Как только мастерство, умение человека возросли, а главное, развились средства труда настолько, что один человек мог произвести больше , чем потреблял он сам, у него появились жена, дети, дом - собственность. А самое главное - появился излишек продукта, который и стал предметом и объектом борьбы людей. Изменился общественный строй. Первобытная община превратилась в рабовладение. По существу смена одной общественно-экономической формации другой означала смену форм производства и распределения прибавочного продукта.

Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны - вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производительных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения. Целостных экономических учений до ХVI в. не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления общих народнохозяйственных проблем, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство ощутили себя, как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.

Экономическая мысль возникла с возникновением человека. Первыми дошедшими до нас экономическими работами являются надписи на египетских пирамидах, свод законов царя Хаммурапи в Месопотамии и т. д. В них детально расписываются налоговая система, общественные работы, различные штрафы и др.

Первая попытка теоретически осмыслить и более или менее системно изложить экономические проблемы была осуществлена великим мыслителем древности, философом, учителем и наставником Александра Македонского - Аристотелем. Он заинтересовался двумя ключевыми проблемами экономической науки того времени - эффективным использованием имущества в рабовладельческой латифундии и осуществлением справедливого (эквивалентного) обмена. Аристотель делает удивительные для своего времени открытия и ставит проблему рационального использования богатства, впервые формулирует понятия общественного разделения труда, эквивалентного обмена и даже меновой стоимости, а также потребностей. «Общественные взаимоотношения возникают не тогда, когда есть два врача, а когда есть, скажем, врач и земледелец, и вообще, разные и неравные стороны, а их-то и нужно приравнять. Поэтому все, что участвует в обмене должно быть каким-то образом сопоставлено. Для этого появилась монета и служит, в известном смысле, посредником, ибо все ею измеряется... Все должно измеряться чем-то одним... Такой мерой является потребность, которая все связывает».

Однако самым удивительным, с точки зрения современной экономической науки, открытием Аристотеля, мимо которого прошло человечество и только через две тысячи лет вернулось к нему, как пишет Ф. Я. Полянский, выдающийся советский экономист, специалист в области истории экономических учений, была характеристика трудовой теории стоимости, говоря, конечно, современным языком. «Расплата будет иметь место, когда справедливое равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца».

Становление экономической науки тесно связано с развитием капитализма. Этот общественный строй с самого начала (эпоха первоначального накопления капитала) ставил перед молодой наукой проблему за проблемой. Именно тогда начинается формирование фундаментальной политической экономии как самостоятельной науки. Теперь мы можем говорить о целых течениях в ней , закономерно и последовательно сменяющих друг друга, одновременно развивая политическую экономию и поднимая ее все выше и выше как науку.

Вклад меркантилистов и физиократов в экономическую науку

Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты (от итальянского тегсе - торговец, купец), считавшие, что общественное богатство прирастает в сфере обращения - торговле.

Меркантилисты поставили с этой точки зрения две экономические проблемы:

1) внешней торговли и торгового баланса страны;
2) природы денег и уровня процента.

Согласно мнению меркантилистов, богатство страны связано с максимальным накоплением золота и серебра (благородных металлов) посредством эффективной внешней торговли, то есть превышение вывоза товаров из страны над их ввозом в страну. Они считали естественным свойством благородных металлов быть деньгами. Отсюда и их ошибочное представление о том, что товары имеют стоимость постольку, поскольку они обмениваются на золото и серебро. А, следовательно, величина стоимости товара зависит от того, сколько указанных металлов могут дать за него.

Антуан де Монкретьен (1575 - 1621) может считаться одним из самых талантливых экономистов - представителей меркантилизма. Выше уже говорилось о том, что именно он впервые употребил термин «политическая экономия», подарив тем самым - название новой науке. Отдавая дань значению торговли, прибыли как цели любых ремесел, значению золота для могущества государства, он все же сумел вникнуть в экономические проблемы глубже, чем его современники. А. де Монкретьен предвосхитил (сам того не понимая) и физиократов, и классиков. «Хлебопашцы - что ноги у государства, они поднимают и несут всю тяжесть его тела», - писал он, опережая похожие мысли Ф. Кенэ. «Не обилие золота и серебра, не количество жемчугов и алмазов делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды, у кого их больше, у того больше благосостояние». Эту мысль А. де Монкретьен высказал более чем на полтора столетия раньше, чем у А. Смита родилась идея об источнике и о природе богатства народов.

В целом идея меркантилизма сводится «в экономической политике - к всемерному накоплению драгоценных металлов в стране и в государственной казне; теории - к поискам экономических закономерностей в сфере обращения (в торговле, в денежном обороте).

Огромный вклад в развитие воззрений меркантилистов внесли Томас. Мен (1571 - 1641), Дедли Норса (1641-1691), Давид Юм (1711-1776) - выдающийся философ XVIII в. Вильям Петги (1623-1687) - основатель трудовой теории стоимости. Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку осмысления общеэкономических задач на уровне всей национальной экономикой. Она не удалась, но послужила отправной точкой для следующей волны экономистов - физиократов.

Физиократы (от греческого Нузи - природа и кгаш - власть) по сравнению с меркантилистами сделали громадный шаг вперед в развитии экономической науки. Они перенесли проблему происхождения богатства (прибавочного продукта и его стоимости) из сферы обращения в сферу производства. Обоснование такого переноса было поразительно убедительным для того времени. Франсуа Кенэ (1694- 1774) - «отец» физиократов - вывел его из принципа эквивалентности обмена. Поскольку обмениваться могут только равновеликие стоимости, значит «обмен или торговля не порождают богатств, совершение обмена ничего, стало быть, не производит». А раз это так, то источник богатства надо искать вне сферы обращения, то есть в производстве. Данное рассуждение, столь же гениальное, сколь и простое, привело его еще к одному открытию, достаточно важному для своего времени. Если приведенное рассуждение верно - а это так, стало быть, по мнению Ф. Кенэ, товары на рынок поступают с заранее заданной ценой. Следовательно, деньги выполняют только функцию средства обращения, и их накопление не является действительным богатством. Более того, изъятые из обращения посредством накопления , они перестают выполнять свою полезную общественную функцию.

И хотя физиократы считали, что единственной сферой производства, где создается национальное богатство, является сельское хозяйство, а единственной формой прибавочной стоимости считали земельную ренту, их вклад в развитие политической экономии оказался весьма значительным.

Во все времена развития политэкономии как науки считалась неразрешимой проблемой характеристика общественного воспроизводства. На уровне индивидуального производителя все было достаточно просто: ему необходимо было купить средства производства, рабочую силу, организовать производство, а готовую продукцию реализовать. Эти вопросы экономическая наука быстро и исчерпывающе объяснила. Однако, чтобы воспроизводственный процесс осуществился в масштабах всего общества, чтобы все производители купили факторы производства, чтобы все они реализовали выпущенный продукт, чтобы в то же время все потребители имели такое количество доходов, чтобы купить всю произведенную продукцию, описать, тем более научно показать такой механизм представлялось задачей неразрешимой. За всю историю развития экономической науки этот вопрос, хотя и ставился множеством экономистов, был впервые объяснен Ф. Кенэ в его знаменитых «Экономических таблицах» в 1757 г. И хотя недостатков в этих экономических таблицах-таблицах кругооборота общественного продукта - было много (обращался только продукт сельского хозяйства), в них была впервые показана принципиальная возможность общественного воспроизводства.

Ф. Кенэ показал, что главные проблемы экономики - это проблемы непрерывных, постоянно повторяющихся экономических процессов, то есть процессов воспроизводственных.

Он воспел труд в сельском хозяйстве: «Среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, - писал Ф. Кенэ, - которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие».

Именно Ф. Кенэ впервые разделил общество на классы: производственный класс земледельцев, класс землевладельцев-собственников и «бесплодный класс», под которым он подразумевал граждан, занятых во всех других отраслях экономики.

Впоследствии только К. Марксу удалось показать воспроизводство общественного продукта во всей полноте, притом столь совершенно, что никому из экономистов потом уже не удалось улучшить схемы этого воспроизводства.

Наряду с Ф. Кенэ наибольший вклад в развитие учения физиократов внесли Виктор Рикети де Мирабо-старший (1715-1789), Дюпон де Немур (1739 -1817) - основатель и ныне одной из могущественнейших американских корпораций, Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781).

Меркантилисты и физиократы (напомню, что тем временем капитализм от эпохи первоначального накопления через простую кооперацию и мануфактуру перешел к промышленной революции 70-х годов ХУПГ в. и вступил в эпоху развития капиталистической фабрики, или машинного производства) подготовили переход экономической науки к ее расцвету, когда она по существу не только сформировалась как единая, целостная наука, но и ответила практически на все вопросы, поставленные быстро прогрессирующим капиталистическим способом производства. Наступила эпоха классической политической экономии.

3. Какие методы используются в экономических исследованиях?

Основные методы исследования в экономике приложимы и к ее отраслевой направленности. Среди них выделяют общенаучные и частные.

Общенаучные методы:

– Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Она является целостным методом , органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития.

– Материалистический подход к изучению экономических процессов означал не только объективное признание существования реального мира. В соответствии с материалистическим подходом главным действующим субъектом исторического процесса выступает занятый производственной деятельностью общественный человек. Структурообразующим элементом был провозглашен способ производства материальных и духовных благ, определяющий юридическую и политическую надстройку, формы общественного сознания.

– Метод абстракции предполагает отвлечение исследователя от всего второстепенного в исследуемом явлении, чтобы полнее сосредоточиться на сущностных характеристиках. Таким образом, возникают абстрактные понятия: производство вообще, товар, потребности и т. д. При помощи абстрактного мышления происходит раскрытие сущностных экономических явлений, что влечет за собой появление логических понятий. Логические понятия, отражающие наиболее существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

– Сочетание исторического и логического. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы в той последовательности, в какой они возникали и развивались. Логическое исследование не всегда зеркально отражает историческое развитие процесса. Историческое описание всегда перегружено несущественными подробностями, которые не влияют на логику развития процесса. Поэтому из всей совокупности явлений и процессов необходимо выделить наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для возникновения более сложных. Например, логической основой для зарождения рыночных отношений является простой обмен.

Частные методы:

– Наблюдение и сбор фактов. Прежде чем теория может стать основой для принятия решений в экономической политике, необходимо собрать данные, касающиеся экономической проблемы.

– Анализ – это мысленное разложение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое.

– Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются с помощью синтеза (сложения). Анализ и синтез – взаимодополняющие друг друга методы. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта.

– Дополнительно можно выделить нормативный и позитивный анализ. Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование экономических явлений, а нормативный предлагает ответы на вопрос, как должно быть. Например: позитивный анализ – США богаче, чем Россия, а нормативный анализ – необходимо сократить денежную массу в стране, чтобы снизить инфляцию.

– Метод индукции и дедукции. Путем индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция дает возможность из общих выводов сделать частные заключения. Оба метода применяются в логическом единстве.

– Важную роль в формальной логике играет сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Оно широко используется при систематизации и классификации понятий, т. к. позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.

– Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

– Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникший в процессе познания. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и при его завершении. Если проблемы сформулированы до начала исследования, такие проблемы называются явными, если нет – то неявными. Методы решения проблемы могут быть известны заранее, а могут быть найдены в процессе работы. Научная теория состоит из ядра и защитного пояса. Ядро включает наиболее фундаментальные положения теории; защитный пояс образуют вспомогательные гипотезы, которые конкретизируют теорию, расширяя область ее применения. Доказанные гипотезы сливаются с ядром, недоказанные служат объектом полемики с оппонентами, защищая ядро теории. Например, ядром марксизма являются трудовая теория стоимости, теория прибавочной стоимости , всеобщий закон капиталистического накопления, а их защитным поясом – закон тенденции нормы прибыли к понижению.

– Под доказательством в формальной логике понимается обоснование истинности одной мысли с помощью других. Формальная логика предлагает универсальную структуру доказательства. Она состоит из тезиса, оснований доказательства (аргументов) и способа доказательства (демонстрации). Существуют различные виды доказательств. В зависимости от целей выделяют доказательства истинности и ложности (опровержение); в зависимости от способа доказательства – прямые и косвенные, теоретические и эмпирические.

– Математические методы позволяют выявить количественную сторону явлений.

– В экономических исследованиях часто используются статистические методы, отражающие экономические явления в цифровых значениях.

– Особую роль играет метод экономико-математического моделирования. Этот метод получил широкое распространение в XX в. Модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи.

При этом в моделях используются определенные допущения. Допустим, что цена на мебель выросла, а на все остальные товары, сырье и ресурсы осталась прежней... В таком случае данная ситуация приведет к росту прибылей производителей только мебельной отрасли. Однако в реальном мире такая «чистота» эксперимента недостижима. Поэтому экономисты, изучающие рынок мебели принимают за возможность наличия «прочих равных условий».

В качестве примера одной из экономических моделей можно привести модель рационального потребителя. Рациональный потребитель стремится купить товары с максимальной пользой для себя. Он будет абсолютно уверен в необходимости любой покупки, т. к. неоднократно оценит свою потребность в этой покупке.

Другим простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двумерном пространстве при помощи графиков. Большая опасность данного метода кроется в возможном отрыве модели от жизни. Необходимо помнить что модель – это упрощение того «что есть», а не того, как «должно быть».

– Большинство моделей выражаются графически и математически.с помощью математических уравнений и формул. Поэтому графический метод также может быть отнесен к экономической методологии.

– Иногда экономисты используют метод проведения эксперимента. Эксперимент – постановка и проведение научного опыта на практике в контролируемых условиях. Например, в рамках группы работников отрабатывается новая система оплаты труда и т. д. Эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность тех или иных экономических рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов.

– Системный подход. Благодаря сочетанию различных методов обеспечивается комплексный подход к изучению сложных (многоэлементных) объектов в экономике. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не механическое соединение разрозненных элементов. Важность системного подхода заключается в том, что вся экономика состоит из множества больших и малых систем

4.Что показывает граница производственных возможностей экономической системы?

Понятие производственных возможностей

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Они появляются в результате соединения предпринимателями (фирмами) производственных факторов (экономических ресурсов) для осуществления производства продукции (сокращенно - производства). Производство - это превращение экономических ресурсов в продукцию.

5.Что такое альтернативная цена?

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЦЕНА

стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

6.что понимается под экономической эффективностью?

Экономическая эффективность (эффективность производства) - это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса. Для количественного определения экономической эффективности используется показатель эффективности, также это - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики и получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.

На микроэкономическом уровне - это отношение произведённого продукта (объём продаж компании) к затратам (труд, сырьё, капитал).

На макроэкономическом уровне, экономическая эффективность равна отношению произведённого продукта (ВВП) к затратам (труд, капитал, земля) минус единица. Можно отдельно оценивать эффективность капитала, эффективность труда и эффективность земли (недр).

7.что такое сравнительное преимущество?

сравнительное преимущество - по Д. Рикардо - концепция, согласно которой экономические субъекты, будь то отдельные люди или целые страны, оказываются наиболее производительными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они проявляют особую эффективность или располагают значительным опытом и квалификацией.

Концепция сравнительных преимуществ (она же - теория сравнительных преимуществ) служит теоретическим обоснованием международного разделения труда.

8.какие типы экономических систем существуют и чем они отличаются друг от друга? Экономика оказывает существенное влияние на жизнь человека, определяя не только его материальное благополучие, но и другие сферы общественных отношений. Различные системы, которые действуют в мире , существенно отличаются. Это связано с тем, что они по-разному отвечают на одни и те же вопросы, стоящие перед государством. Какая экономическая модель является наиболее прогрессивной?

Командно-административная система – тип экономики, при котором господствующая роль отводится государству. Ярчайшие образцы – это СССР образца 40-80 годов, КНДР, Куба, социалистический Китай до масштабных экономических реформ. Крупнейшие производственные центры сосредоточены в руках государства, которое также контролирует рынки и ценообразование. Командно-административной экономике чаще всего сопутствует дефицит товаров, чёрный рынок, коррупция.

Рыночная система – экономика, построенная на принципах минимального участия государства в хозяйственно-производственных процессах. Основные ресурсы сосредоточены в руках частного капитала, а государство берёт на себя лишь функцию арбитра. «Чистый рынок» предполагает свободное ценообразование, постоянное движение трудовых ресурсов, конкуренцию. Его оборотная сторона – кризис перепроизводства, нечестная конкуренция, выдавливание одних игроков другими. Чтобы избежать негативных последствий, в процессы вынуждены вмешиваться государственные и общественные институты.

Смешанная система – экономические модели, заимствовавшие лучшие стороны из различных подходов к управлению производством и рынком. Ярчайший представитель – современный Китай, который успешно сочетает инструменты командно-административной и рыночной экономики. С одной стороны, здесь действует свободное ценообразование, однако движение капиталов и трудовых ресурсов серьёзно ограничено. Кроме того, курс национальной валюты устанавливается не путём рыночных торгов, а доводится руководством.

Сравнение экономических систем

В чем же разница между различными экономическими системами? Вышеуказанные принципы управления народным хозяйством демонстрируют разный подход к управленческим процессам. Командно-административная система стремится контролировать всё: процессы производства, распределение продукции, ценообразование, поставки продукции. На практике это приводит к тому, что субъекты отношений не имеют контакта друг с другом и лишены самостоятельности.

В рыночной экономике, напротив, государство устраняется от процессов регулирования. Это приводит к свободному движению ресурсов, рыночному ценообразованию, возможности использования валют. Такая экономика открыта для внешних и внутренних инвестиций, капиталов, технологий. Всё это приводит к её бурному росту, а порой – к перепроизводству.

Смешанная экономика берёт отдельные элементы из различных систем. Чтобы ограничить движение трудовых ресурсов, вводится контрактная система и обязательная отработка после получения высшего и среднего специального образования. Контакты между отдельными субъектами затрудняются из-за ликвидности валют, что приводит к появлению бартерных схем. Однако смешанная экономика более эффективно реагирует на вызовы рынка, в числе которых – безработица, демпинг, засилье иностранного капитала. Вводятся «мягкие» ограничения, позволяющие защитить внутренние рынки.

Командно-административная экономика изначально монополизирует все сферы экономической жизни. Это приводит к огосударствлению средств производства, и основная масса собственности сосредотачивается в руках государства. Рыночная экономика, напротив, абсолютизирует частный капитал, который, вне всяких сомнений, более эффективен. Зато народ теряет рычаги влияния на успешных представителей бизнеса: они богатеют, но не несут социальной ответственности за свою деятельность. В смешанных экономиках данная проблема решается введением института «золотой акции», внедрением наблюдательных советов, которые вмешиваются в работу всех компаний, в том числе частных.

определил, что отличия экономических систем друг от друга заключаются в следующем:

Подход к управлению. Рыночная система управляется участниками, командно-административная и смешанная модель – государством.
Ценообразование. При свободном рынке стоимость продукта устанавливается на основе спроса и предложения, при командно-административной экономике – на основе планов.
Собственность. Основные ресурсы при командно-административной модели находятся в руках государства. Рыночная экономика предполагает разгосударствление собственности.
Валюта. Командно-административная модель препятствует движению валют, рыночная и смешанная экономика – нет.
Трудовые ресурсы. Командно-административная система управляет трудовыми ресурсами, ограничивая права и свободы работников. Рыночная система, напротив, ничем не сдерживает трудовые ресурсы.
Соперничество. Рыночная и смешанная экономика работают на основе конкуренции, командно-административная модель делает упор на выполнение планов.
Мотивация. Если для субъектов рыночных правоотношений важнейшим фактором является финансовый успех (размер прибыли), то для субъектов командно-административной экономики – выполнение планов.

9.какие плюсы и минусы имеет рыночный механизм?

Преимущества

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

  • Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.

  • Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).

  • Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.

  • Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).

  • Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.

  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма


  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

  • Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).

  • Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).

  • Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.

  • не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.

  • Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)
Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

10.в чём разница понятия спрос и объём спроса,предложения и объёма предложения?

О бъем спроса - функция цены

Спрос, предложение, цены равновесия подробно изучаются в курсе экономической теории, и на первый взгляд включение этого материала в учебное издание по маркетингу может показаться неоправданным. Однако это не так. Нет ничего более практичного, чем хорошая теория - не просто красивая фраза, в ней скрыт глубокий смысл. И одна из задач практического маркетинга - извлечение реальной пользы (выгоды) для бизнеса из теоретических построений спроса и предложения. Это и стало главным поводом для включения сугубо теоретического материала в учебную книгу по практическому маркетингу.

Основные ценообразующие факторы рынка-спрос и предложение. Следует различать понятия объем спроса и спрос, объем предложения и предложение. На практике многие бизнесмены этого не делают, а между тем в различии между спросом и объемом спроса, предложением и объемом предложения лежит объяснение многих причин изменения поведения покупателей на рынке. В чем же кроется различие между этими понятиями?

Объем спроса представляет собой функцию от цены:

где Q d - объем спроса;

Установлена следующая закономерная зависимость: увеличение цены вызывает уменьшение объема спроса, и наоборот, при уменьшении цены объем спроса начинает расти. Так, если цена какого-либо конкретного товара P1 является очень большой (рис. 10.6), то на рынке мало у кого хватит денег на приобретение такого дорогого товара. Но если цена с P1 снизится до Р 2 , то на рынке сразу же найдется много людей, у которых на этот вдруг подешевевший товар денег хватит.

Экономическая теория, как и любая наука, характеризу-
ется, во-первых, своим объектом изучения, во-вторых, рас-
смотрением специфического содержания этого объекта, что
составляет ее предмет, и, в-третьих, методом исследования
объекта и предмета.
Экономическая теория ведет свою историю от сформиро-
вавшейся в античном обществе «экономии» - науки о веде-
нии домашнего хозяйства. Термин «экономия» впервые пред-
ложен Ксенофонтом, встречается у Аристотеля (384-322 гг.
до н. э.). В 1615 г. француз Антуан Монкретьен де Ватте-
виль опубликовал «Трактат о политической экономии», где
рассматривал политэкономию как науку о правилах хозяй-
ственной деятельности в рамках национального государства.
Во второй половине XIX в. политическая экономия вытес-
няется Экономиксом (А. Маршалл). В настоящее время фун-
даментальная экономическая наука чаще всего называется
экономической теорией.
Экономическая теория изучает «человека экономического»
в отличие от других аспектов его исследования иными обще-
ственными науками. Существенной чертой и важной сферой
реализации «человека экономического» является его экономи-
ческая деятельность или экономика. Поэтому объектом иссле-
дования экономической теории выступает экономика как цело-
стная система, то есть экономика в широком смысле - сфера
общественной жизни, обеспечивающая людей необходимыми для
их жизнедеятельности благами (в более узком смысле «эконо-
мика» означает хозяйство страны в целом или региона).
Предмет экономической теории как науки является резуль-
татом длительного исторического развития. Политическая эко-
номия рассматривалась меркантилистами как наука о торго-
вом балансе страны. Главный источник прибыли у мерканти-
листов - неэквивалентный обмен во внешней торговле, и про-
13

I

изводите лен тот труд, продукты которого при вывозе за гра-
ницу приносили стране больше денег, чем они стоили. Физи-
ократы - представители второй школы экономической тео-
рии (от греч. - власть природы) - Ф. Кенэ, А. Тюрго,
В. Мирабо, Л. Дюпон де Немур - считали, что предметом
экономической науки должна быть политика государства по
созданию изобилия «произведений земли», то есть развитие
сельского хозяйства как главной сферы производства. /
Фритредерство - третья школа экономической теории, ко-
торая получила всестороннее обоснование у А. Смита, Д. Ри-
кардо как классическая политическая экономия, начинает рас-
сматривать поведение людей в условиях формирующейся ры-
ночной экономики, основой которой выступают законы рын-
ка, как «невидимой руки» (А. Смит), управляющей поведени-
ем всех товаропроизводителей. Предметом марксистской по-
литэкономии (К. Маркс, Ф. Энгельс) выступают производствен-
ные отношения, складывающиеся между людьми в процессе
воспроизводства, обмена, распределения и потребления мате-
риальных благ. Основой этого направления экономической
теории выступают трудовая теория стоимости и теория приба-
вочной стоимости. Политическая экономия изучает причин-
но-следственные связи в экономических процессах и явлени-
ях. Неоклассическая школа экономической теории - начала
формироваться во второй половине XIX в. как маржинализм
(А. Курно, К. Менгер, Е. Бем-Беверк, А. Маршалл, Д. Кларк,
И. Шумпетер). Маржинализм использует предельные величи-
ны для исследования экономических процессов и изучает фун-
кциональные связи между экономическими субъектами, преж-
де всего, на уровне микроэкономики.
Институционализм сформировался в 20-30 годы XX в.
(Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчелл, Д. Гэлбрейт), включа-
ет в предмет экономической теории институты - правила и
нормы, ограничивающие поведение людей (государство, кор-
порации, профсоюзы, традиции, законы). Кейнсианство -
новая школа в экономической теории, возникла в середине
30-х годов XX в. Д. М. Кейнс обосновал необходимость госу-
дарственного регулирования рыночной экономики и зало-
жил основы макроэкономики. Монетаризм - ограничивает
необходимость государственного вмешательства в хозяйствен-
ную жизнь только поддержанием стабильного темпа роста
денежной массы (М. Фридман). С конца 80-х годов, когда
14
Что изучает экономическая теория?
около 30 постсоциалистических государств начали переход
от плановой экономики к рыночной, начала формироваться
теория переходной экономики, предметом которой являют-
ся общие принципы экономического поведения людей в ус-
ловиях становления рынка в постсоциалистических странах.
Таким образом, предметом современной экономической
теории является поведение экономических субъектов в про-
цессе производства и обмена товаров и услуг в условиях огра-
ниченности ресурсов, характеризующихся многовариантно-
стью использования.
Отсюда вытекает наиболее употребляемое определение
экономической теории как науки, изучающей человеческое
поведение с точки зрения соотношения между целями и ог-
раниченными средствами, которые могут иметь различное
употребление (Менгер К, Робине Л.).
Для анализа экономики экономическая теория использует
экономические категории и понятия. Экономические катего-
рии - это абстрактные понятия, отражающие в сознании лю-
дей реально существующие экономические процессы и явле-
ния. В экономических категориях и понятиях, как определен-
ных логических формах, выделяется то общее и существен-
ное, что есть в экономических явлениях, они обеспечивают
целостное суждение о предмете. На основе анализа экономи-
ческих процессов и явлений экономическая теория выявляет
экономические законы - внутренние, сущностные, причин-
но-следственные связи экономических процессов и явления.
Выделяют позитивную и нормативную экономическую
теорию. Позитивная экономическая теория - исследует вза-
имосвязи экономических явлений, как они есть: например,
рост цен на товар ведет к уменьшению спроса на него (при
прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких
нормативных, то есть оценочных суждений. Нормативная
экономическая теория исследует то, как должно быть. Здесь
выносятся оценки - справедливо или несправедливо, пло-
хо или хорошо, допустимо или недопустимо. Микроэконо-
мика - это раздел экономической теории, изучающий эко-
номическую деятельность таких субъектов, как домашние
хозяйства и предприятия (фирмы), а также взаимодействи-
ем этих субъектов в процессе образования более крупных
структур - отраслевых рынков. Макроэкономика изучает
функционирование экономики в целом. С одной стороны,
15

Что изучает экономическая теория?
экономика - как производство, обмен, распределение и по-
требление материальных благ и услуг, необходимых для
жизнедеятельности человека, является объектом исследова-
ния экономической теории, но, с другой, она, как экономи-
ческая практика, выступает воплощенной в экономической
деятельности теорией, результатом теории.
Метод экономической теории - это средство, способ по-
знания ее предмета. При исследовании экономики исполь-
зуется формальная логика с ее категориями (понятие-суж-
дение-умозаключение), методами (анализ, синтез, индукция,
дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза) и законами (тож-
дества, противоречия, исключенного третьего, достаточного
основания), а также диалектика с ее принципами (взаимо-
связи и развития), категориями (единичное и общее, часть
и целое, причина и следствие, сущность и явление, содер-
жание и форма, необходимость и случайность, возможность
и действительность) и законами (взаимопереход количества
и качества, единство и борьба противоположностей, отрица-
ние отрицания). Индукция - это логическое умозаключе-
ние от частных случаев к общему выводу, от отдельных фак-
торов к обобщениям, то есть выведение принципов из фак-
тов. Дедукция - это логическое умозаключение от общего
к частному определению.
В исследовании экономики используются общенаучные
методы (математический, статистический и др.), а также ме-
тод абстракции, историко-генетический подход, субъектно-
объектный и сравнительный анализ, экономический экспе-
римент. Научно обоснованные эксперименты дают возмож-
ность выбрать оптимальные экономические решения. Метод
научной абстракции очищает объект исследования от случай-
ного, временного и выявляет постоянные, типичные, харак-
терные черты. Он формирует научные категории, выражаю-
щие существенные стороны исследуемого объекта, на основе
которых создаются экономические модели. Совокупность
методов той или иной науки образует ее методологию. Мето-
дология - это наука о принципах построения, формах и спо-
собах научного познания или, точнее, - совокупность пра-
вил научного мышления, приемов и средств отражения зако-
номерностей объективного мира.
В зависимости от преобладающих методов формируется
эмпирическое или теоретическое знание, ориентированное на
16
Что изучает экономическая теория?
изучение внешних явлений и зависимостей между ними.
Предметом эмпирического исследования являются поверхно-
стные отношения экономической действительности, приори-
тетные методы эмпирического исследования - обобщение яв-
лений и факторов, их анализ и синтез, индукция и дедукция.
Теоретическое знание направлено на выявление единства фак-
торов, внутренних структур, отношений между категориями
и законами. Предметом теоретического исследования высту-
пают внутренние фундаментальные закономерности экономи-
ческой деятельности.
Система экономических наук включает следующие уровни:
фундаментальную, теоретическую экономическую науку - эко-
номическую теорию; организационные или функциональные
науки - бухгалтерский учет, экономика труда, маркетинг,
экономика сельского хозяйства и т. д.; науки, относимые к
управлению экономической деятельностью - менеджмент,
информационные технологии и т. д. Организационно-функци-
ональные и управленческие науки, изучая эмпирические фор-
мы экономической деятельности, принципы, способы и фор-
мы организации и управления общественным производством,
образуют экспериментальную и информационную базу для те-
оретических дисциплин.
Функции экономической теории: познавательная, (она со-
стоит в том, что позволяет глубоко и всесторонне изучать про-
изводство, распределение, обмен и потребление материальных
благ и услуг на уровне исторического процесса, вскрывать за-
коны и тенденции экономического развития); критическая -
позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм
производства; практическая, в соответствии с которой теория
не только формулирует экономические проблемы, но и указы-
вает направления их решения, определяет основы экономи-
ческой тактики, стратегии, политики как для предприятий
(фирм), так и для государства в целом; прогностическая -
прогнозирование экономических событий, явлений, будущих
форм и содержания экономических процессов.

Развитие экономической теории

Микроэкономика имеет дело с клиентами, доходами, ценами, рентабельностью и т.д. Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, Валовым Внутренним Продуктом (ВВП) и др. понятиями, которые освещаются в газетах под рубрикой «экономика». Микроэкономика более полезна для руководителей, а за макроэкономикой следят, в основном, инвесторы.

2. Закон предложения и спроса — фундамент экономики

Всякий раз, когда наблюдается рост поставок какого-либо товара, его цена снижается, и всякий раз, когда спрос на товар растет, цена увеличивается. Таким образом, когда у вас есть избыточное производство пшеницы, цены на продукты питания должны снижаться, и наоборот. Например, в России, во время неурожая гречки, цена на этот продукт выросла на 400- 500%, пока рынок не насытился новым урожаем.

3. Предел полезности

Всякий раз, когда у вас растёт количество чего-либо, то возможности его использования уменьшаются. Например, прибавка в 10 000 рублей к вашей месячной зарплате 30 000 рублей вас больше обрадует, чем тогда, когда вы зарабатываете 1 млн. в месяц. Это широко используется в ценообразовании товара.

4. Валовой Внутренний Продукт (ВВП)

Является основной мерой размера экономики. Он равен сумме доходов всех людей или сумме рыночной стоимости всех товаров и услуг, производимых в этой стране. Например, крупнейшая экономика мира – США, имеет ВВП на уровне около 14 трлн. долларов. Это означает, что каждый год в США производится товаров и услуг на 14 трлн. долларов.

5. Темпы роста экономики

Рост экономики обычно измеряется в темпах роста объёма ВВП, темпах роста на душу населения, темпах роста производства основных отраслей экономики. Темпы роста экономики рассчитываются на основе данных за предыдущий и последующий год, в процентах.

6. Инфляция

Вы наверное заметили, что цены на большинство продуктов питания сейчас выше, чем в прошлые годы. (измеряется в процентах) — это «экономические весы» показывающие, насколько товары и услуги в совокупности выросли в цене по сравнению с прошлым годом. В странах с развитой экономикой годовая инфляция составляет около 2%, что означает, что в среднем цена на товары и услуги поднимается на 2% каждый год. В России, по официальным данным, инфляция в этом году составила 6%. Основополагающая роль Центральных Банков состоит в том, чтобы корректировать инфляцию и удерживать её на низком уровне (но не в отрицательных значениях).

7. Процентные ставки

Когда вы кредитуете кого-то, вы вправе ожидать возврата денег и дополнительного дохода. Этот доход и называется процентом. Процентная ставка является именно той мерой, которая определит, какой доход вы получите. Краткосрочная процентная ставка обычно устанавливается Центральным Банком. В США в настоящее время он близок к нулю, в России – 8,25%. Долгосрочная процентная ставка устанавливается рынком и зависит от уровня инфляции и долгосрочных перспектив экономики. Механизмы, применяемые центральными банками для управления краткосрочными процентными ставками называется . Высокие процентные ставки выгодны для инвесторов, а низкие процентные ставки выгодны для конечного потребителя. Так например ипотечный кредит в развитых странах ЕС вам обойдется не более чем в 3% годовых, т.к средняя процентная ставка в развитых странах европы не более 2%.

8. Как связаны между собой процентные ставки, инфляция и рост экономики

Существует обратная зависимость между процентными ставками и ростом экономики, и прямая зависимость между процентной ставкой и уровнем инфляции. Таким образом, когда вы увеличиваете процентную ставку, инфляция, как правило, растёт. Одна хорошая новость, а другая плохая. Поэтому существует определённая напряженность в обществе во время объявления процентной ставки. В США краткосрочные процентные ставки устанавливает , и это является главной экономической новостью в стране.

9. Налогово-бюджетная политика

Правительство в большей или меньшей степени может влиять на экономику, регулируя расходы бюджета страны. Одной из форм регулирования расходов бюджета является налоговая политика. Если правительство тратит больше, то это может привести к повышению спроса, а значит, к росту цен. Рост цен приводит к разгону инфляции. Инфляция, в свою очередь, вынуждает правительство увеличивать расходы. Таким образом, правительства стараются тратить больше в периоды низких темпов роста и низкой инфляции и сокращать расходы в периоды высоких темпов роста и высокой инфляции.

10. Цикличность экономики

Рыночные экономики имеют тенденцию подъема и спада с периодичностью около 7 лет. В начале цикла происходит бурный рост, затем попадание в топ, потом следует сокращение, ведущее к (период отрицательного роста и/или рост безработицы) и наконец, снова подъём.

Когда вы занимаетесь каким-либо видом деятельности, вы, как правило, сравниваете ее с лучшими альтернативными вариантами. Например, когда вы в пятницу вечером мучаетесь над проектом, то наверняка не раз думаете: «А не пора ли мне заняться, чем либо другим.» Альтернативный вариант (в данном случае вечеринка с друзьями) имеет больший вес, и таким образом этот вариант намного привлекательнее вашего проекта. Переход на альтернативную деятельность выражается в «альтернативной стоимости » — стоимость того, чем вы пожертвовали.

Например, поход в ночной клуб имеет альтернативную стоимость, равную сумме средств, потраченных на данное мероприятие и количеству средств, которые человек мог получить, если бы вместо клуба пошёл на работу. Если стоимость входа в клуб равна 500 руб., еда в клубе (ужин) стоит 1500 руб., напитки стоят 1000 руб., то поход в клуб обойдётся в 3000 руб. Если не идти в клуб, то экономия составляет 3000 руб. Но кушать надо в любом случае, поэтому средства тратятся на ужин дома (пусть это будет 500 руб.). Общая экономия 2500 руб. Если человек провел в клубе 5 часов, а час его работы стоит 250 руб., то потенциальный дополнительный заработок составляет 1250 руб. Общая альтернативная стоимость равна 3750 руб.

12. Сравнение преимуществ

Допустим, вы работаете в области интернет-технологий и в один прекрасный день клиент спрашивает, можете ли вы сделать для них веб-сайт. Следует ли вам заняться этим веб-сайтом или вам выгоднее передать эту работу вашему другу? Какое будет ваше решение? Разумный человек должен рассчитать, сколько времени потребуется на создание сайта и определить, может ли он за этот период времени заработать больше на запуске более выгодного проекта. Затем, подсчитав все «за» и «против», он может оставить заказ у себя или передать другу, который, возможно, сделает сайт более эффективно.

Если ваш друг согласился сделать сайт более эффективно, то вы, в этом случае, упустили эту возможность в виду различных обстоятельств. Это называется теорией сравнения преимуществ . Ваш друг имеет здесь преимущество, а вам не имеет смысла заниматься этим делом. Народы, предприятия и люди должны делать только те вещи, которые у них получаются лучше, а остальное отдавать другим.

Экономика является многоплановым понятием, и выделить однозначное определение этого явления довольно сложно. По этой причине трактовок существует крайне много, и понятие экономики необходимо рассматривать с разных сторон.

Экономика: понятие

Одним из самых распространенных определений экономики является «хозяйственная деятельность людей». В узком смысле можно говорить об экономике, как об экономике предприятия, об экономике определенной отрасли или как об экономике страны.

Более широкое понятие подразумевает под экономикой систему жизнеобеспечения страны, которая решает задачи распределения, производства и потребления различных материальных благ и услуг. Последние необходимы для удовлетворения потребностей каждого индивида, так и для отдельных предприятий и всего государства.

Об экономике говорят, как о фундаменте любого общества. Именно это явление способствует постоянному возобновлению производственных процессов, которые должны непрерывно повторяться для того, чтобы человечество продолжало существовать.

Экономическая наука и что она изучает

Экономической наукой называют отрасль знаний, которая посвящена изучению правил, позволяющих рационализировать поведение экономического субъекта. Это необходимо для решения экономических проблем человека, компании или целого государства.

Так как только человеку присуще экономическое мышление, экономику можно назвать ровесником человечества. Уже в первых законах древнего Востока были зафиксированы правила экономического поведения. Даже в Библии встречаются определенные экономические заповеди.

Как отдельная наука, экономика возникла в античном обществе и рассматривалась, как наука о ведении домашнего хозяйства. Уже самостоятельной дисциплиной экономика стала к 17 веку, с которым связано возникновение капиталистического строя.

Тогда и возникла существенная необходимость более расширенных экономических знаний. А с выходом книги Маршалла «Принципы экономики» название «экономика» находит свое полное утверждение в большинстве развитых стран.

Прежде всего, экономическая наука изучает экономические отношения между людьми. Но однозначно определить предмет экономической науки тяжело, так как это развивающаяся наука, которая долгое время была плотно связана с другими науками.

Экономическая наука включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Эта наука включается в себя детальное изучение процессов микроэкономики, и макроэкономики.

Экономическая деятельность

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества.

Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Это один из основных терминов в экономической науке.

Вопросы для подготовки к экзамену «Экономика»

1. Предмет и метод экономической науки.

2. Цели и задачи экономики.

3. Глобальные экономические проблемы.

4. Экономическая теория.

5. Основные этапы развития экономики.

6. Проблема ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей.

7. Сферы экономической деятельности.

8. Потребности и блага.

9. Факторы производства и факторные доходы.

10. Общественные блага и внешние эффекты.

11. Факторы повышения производительности труда.

12. Экономическая эффективность.

13. Кривая производственных возможностей.

14. Типы экономических систем.

15. Условия для возникновения и развития рыночной экономики.

16. Рынок: сущность, функции.

17. Экономические агенты. Формы рынка.

18. Роль государства в рыночной экономике.

19. Экономические функции государства.

20. Экономический кругооборот.

21. Микроэкономика.

22. Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения.

23. Рыночное равновесие и равновесная цена.

24. Понятие цены. Понятие товаров-субститутов. Товары, не имеющие заменителей.

25. Рынок совершенной конкуренции.

26. Формы несовершенной конкуренции.

27. Монополия, виды монополий.

28. Монополистическая конкуренция.

29. Олигополия и рыночная конкуренция.

30. Потребительское поведение и полезность товара. Бюджетное ограничение.


Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Что изучает экономическая теория? (предмет экономики)

Предмет науки - это то, что исследует, изучает та или иная наука.

Само слово "экономика" греческого происхождения, буквально означающее "искусство управления домашним хозяйством" ("ойкос" - дом, домашнее хозяйство, "номос" - правило, закон).

Экономическая система - это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства.

В дальнейшем мы увидим, что существуют различные экономические системы. Но на данном этапе важно разобраться с общим понятием экономической системы. В экономической системе условно можно выделить несколько важнейших сфер экономической деятельности людей: производство, обмен, распределение и потребление

Экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой.

Но это определение предмета экономической теории является слишком общим. Все экономические науки с разных сторон изучают экономическую систему. В частности, среди экономических дисциплин, есть бухгалтерский учет, экономическая статистика, финансы и кредит, международные экономические отношения, экономика предприятия и многие другие. Но в отличие от экономической теории все эти науки являются специальными конкретно-экономическими науками.


Экономическая теория - это теоретическая основа для всех других экономических наук.

Экономическая теория - это также общественная наука, она изучает поведение людей и организаций в экономической системе.

(Опираясь на все вышесказанное, можно перейти от общего к более конкретному определению предмета экономической теории.)

Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.

Ключевыми словами здесь являются "поведение людей" и "ограниченные ресурсы". В свою очередь поведение людей в экономической системе первоначально определяется их потребностями. Удовлетворение наших потребностей дает нам возможность жить, к чему-то стремиться, радоваться жизни, творить. В самом общем виде, потребности людей - это то, что им нужно для жизни.

Потребности - это нужда или недостаток в чем-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

Именно их потребности заставляют людей производить необходимые для их жизни продукты, обмениваться с другими людьми тем, что у них есть в избытке, на то, чего им не хватает. С того момента, когда люди начинают готовиться к удовлетворению своих потребностей, опираясь на имеющиеся ограниченные ресурсы, и начинается экономическая деятельность. Существует великое множество самых разнообразных потребностей. Их трудно классифицировать. Одна из наиболее общих классификаций потребностей приводится на рис.

В приведенной схеме разнообразные потребности объединены в три группы. Это одни и те же потребности, только рассмотренные с разных сторон.

В первой группе потребности выделяются в зависимости от той роли, которую они играют в жизни человека, то есть в зависимости от их функциональной роли.

Потребности в средствах существования являются важнейшими потребностями человека в продуктах питания, в одежде, жилье и т.п., необходимых для поддержания жизни человека и его семьи.

Социально-культурные потребности - это потребности в образовании и квалификации, развлечениях, в искусстве, в общении с другими людьми.

Для того чтобы удовлетворить первые две группы потребностей, необходимо располагать материальными ресурсами - материалами, инструментами, то есть средствами деятельности.

Возникают и развиваются потребности в средствах деятельности.

Во вторую группу потребности включаются в зависимости от того, в какой форме эти потребности удовлетворяются, то есть в зависимости от объекта потребностей.

Материальные потребности - для их удовлетворения предполагают наличие продуктов в материальной вещественной форме, например потребности в продуктах питания и одежде, в транспорте и жилище.

Нематериальные потребности - это потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, то есть это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте, в знании прошлого и предвидении будущего.

Объединение потребностей в третьей группе осуществляется в зависимости от того, кто является носителем потребности, кто ее выражает, то есть в зависимости от субъекта. Например, потребности в питании и одежде удовлетворяются индивидуально, этоиндивидуальные потребности . На окраине городка, у жителей небольшой улицы есть потребность в освещении темной улицы, это групповая потребность. Потребности в обороне страны, в охране общественного порядка, в создании единой налоговой системы – этообщественные потребности .

Важно заметить, что потребности меняются с развитием человеческого общества, одни исчезают, другие появляются. Более того, их общее количество растет очень быстро. Потребности растут значительно быстрее, чем возможности их удовлетворения. Можно сказать, что потребности являются неограниченными . Хотя, конечно, потребность человека в каком-то конкретном продукте в данный период времени может быть удовлетворена, и в этот момент она ограничена.

Для удовлетворения потребностей необходимо иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства.

Ресурсы - это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.

Факторы производства - это экономические ресурсы, то есть ресурсы, используемые для производства продуктов и услуг.

Самая главная их особенность состоит в том, что ресурсы и факторы производства ограничены . Ограничены, прежде всего, в том смысле, что их не хватает для удовлетворения всех растущих потребностей общества. Факт ограниченности ресурсов является принципиальным для возникновения и развития экономики. Ресурсы и факторы производства, так же как и потребности, разнообразны и многочисленны. Наиболее известная в экономике классификация факторов производства: труд, капитал, земля, предпринимательская способность.

Труд - это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг. Рабочая сила (труд) как фактор производства предполагает, что люди имеют определенную квалификацию, знания, навыки и опыт, необходимые для производства продуктов и услуг. Рабочая сила в наше время - это главный ресурс любой экономической системы.

(В данном случае термин "труд" используется в узком смысле, в смысле рабочая сила.В более широком смысле труд означает целесообразную, осознанную деятельность людей по созданию продуктов и услуг, или процесс использования рабочей силы.)

Капитал - это все то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Капитал - это средства труда, которые созданы человеком. В процессе производства созданные человеком средства труда используются для преобразования предметов труда, то есть сырья, полезных ископаемых. Средства труда в физической форме называют реальным капиталом. Реальный капитал является экономическим ресурсом, фактором производства. Денежный капитал - это всего лишь сумма денег, необходимая для приобретения реального капитала.

Земля - в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса. Естественные ресурсы выступают в качестве предметов труда, то есть тех предметов, на которые направлены труд человека и которые им преобразуются с помощью средств труда. Предметы труда и средства труда вместе взятые образуют средства производства. Это обобщающий термин, включающий в себя все материальные ресурсы.

Предпринимательская способность как фактор производства - это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.

Любой из перечисленных ресурсов является ограниченным, и этот факт очень важен для экономики. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все продукты и услуги, которые хотело бы иметь общество. Поэтому людям приходится выбирать, какие потребности удовлетворять в данный момент в первую очередь, каким способом использовать имеющиеся ресурсы. Производя намеченные продукты, можно использовать разную технологию, разные способы производства. Кроме этого, произведенные продукты необходимо распределить между людьми, учитывая их разные потребности. В любом случае необходимо делать выбор из разных вариантов. Это относится и к ассортименту производимой продукции, и к технологии производства, и к распределению произведенной продукции. Необходимость выбора вытекает из факта ограниченности ресурсов. 3 вопроса экономического выбора:

1. Что производить

2. Как производить

3. Для кого производить

Существует множество вариантов того, как использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения потребностей. Естественно, что люди стремятся выбрать лучший вариант. Это такой вариант, который в наибольшей степени удовлетворяет наши потребности при наименьших затратах ресурсов. Экономисты называют такой вариант наиболее эффективным вариантом. Выбор наиболее эффективного варианта использования ресурсов в производстве продуктов и услуг - это наиболее общая и в то же время центральная проблема экономики, экономической теории. Исходя из этого, можно сформулировать еще одно наиболее конкретное определение предмета экономической теории.

Экономическая теория изучает проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.

Loading...Loading...